Затраты на охрану труда

ГНСУ в письме ? 7045/6/15-1215 от 20.04.2012 г. предоставила разъяснения относительно расходов на охрану труда.
Пунктом 140.1 статьи 140 НКУ определено, что при определении объекта налогообложения учитываются такие расходы двойного назначения, как расходы плательщика налога на обеспечение наемных работников специальной одеждой, обувью, специальной (форменной) одеждой, моющими и обезвреживающими средствами, средствами индивидуальной защиты, необходимыми для выполнения профессиональных обязанностей, а также продуктами специального питания по перечню, который устанавливается Кабинетом Министров Украины.
Вместе с тем согласно подпункту «?» подпункта 138.8.5 пункта 138.8 статьи 138 НКУ в состав общепроизводственных расходов включаются расходы на охрану труда, технику безопасности, понесенные в соответствии с законодательством.
Пунктом 138.2 статьи 138 НКУ определено, что расходы, которые учитываются для определения объекта налогообложения, признаются на основании первичных документов, подтверждающих осуществление плательщиком налога расходов, обязательность ведения и хранения которых предусмотрена правилами ведения бухгалтерского учета и других документов, установленных разделом II НКУ.
Статьей 19 Закона Украины от 14.10.92 г. N 2694-XII «Об охране труда» установлено, что финансирование охраны труда осуществляется работодателем. Суммы расходов по охране труда, относятся к валовым расходам юридического или физического лица, которые в соответствии с законодательством используют наемный труд, определяются согласно перечню мероприятий и средств по охране труда, утверждаемому Кабинетом Министров Украины.
Перечень мероприятий и средств по охране труда, расходы на осуществление и приобретение которых включаются в расходы (далее — Перечень), утвержден постановлением Кабинета Министров Украины от 27.06.2003 г. N 994.
Пунктом 1 Перечня определены меры по приведению основных фондов в соответствие с требованиями нормативно-правовых актов по охране труда, в частности по системам вентиляции и аспирации, устройств, которые улавливают пыль, и установок для кондиционирования воздуха в помещениях действующего производства и на рабочих местах. Вместе с тем согласно пункту 2 Перечня предусмотрено обеспечить устранение влияния на работников опасных и вредных производственных факторов или приведение их уровней на рабочих местах к требованиям нормативно-правовых актов по охране труда.
Согласно пункту 3 Перечня определено обеспечить проведение аттестации рабочих мест на соответствие нормативно-правовым актам по охране труда и аудита по охране труда, оформление стендов, оборудование кабинетов, выставок, приобретение необходимых нормативно-правовых актов, наглядных пособий, литературы, плакатов, видеофильмов, макетов, программных продуктов и т.п. по вопросам охраны труда.
Таким образом, плательщик налога на прибыль имеет право отнести расходы, указанные в письме, на охрану труда, понесенные им в связи с проведением мероприятий по охране труда согласно Перечню, в состав своих расходов, согласно статье 138 НКУ при условии связи таких расходов с хозяйственной деятельностью и документального подтверждения соответствующих расходов и оформления первичных документов в соответствии с требованиями законодательства.

собственная редакция

Правительство усовершенствовало механизм финансирования мероприятий по охране труда работодателем и ведения учета расходов на охрану труда в системе бухгалтерского, налогового и внутрихозяйственного (управленческого) учета. Были утверждены изменения в постановление Кабинета Министров Украины «Об утверждении перечня мероприятий и средств по охране труда, расходы на осуществление и приобретение которых включаются в расходы» от 27.06.2003 г. № 994. Такими изменениями было установлено:

• формирование расходов на охрану труда с учетом требований национальных П(С)БУ или МСФО, а также других нормативно-правовых актов по ведению бухгалтерского учета и составлению финансовой отчетности. Объем и источники финансирования расходов на охрану труда определяются в коллективном договоре или соглашении;

• обеспечение работников специальной одеждой, обувью и средствами индивидуальной защиты в соответствии с нормами, установленными законодательством об охране труда и коллективным договором или соглашением;

• обеспечение работников, занятых на работах с тяжелыми и вредными условиями труда, лечебно-профилактическим питанием, молоком или равноценными пищевыми продуктами, а также газированной соленой водой в соответствии с Кодексом законов о труде Украины, Закон Украины «Об охране труда» и коллективного договора или соглашения;

• проведение предварительного (при приеме на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными или опасными условиями труда или таких, где есть потребность в профессиональном отборе, ежегодного обязательного медицинского осмотра лиц в возрасте до 21 года.

Также перечень мероприятий и средств по охране труда, расходы на осуществление и приобретение которых включаются в расходы приведены в соответствие с действующим законодательством. Из названия постановления и перечня мероприятий и средств по охране труда было исключено слова «, расходы на осуществление и приобретение которых включаются в расходы».

Указанные изменения были утверждены постановлением КМУ «О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Украины от 27 июня 2003 № 994» от 28.02.2018 г. № 134.

Управление Гоструда в Днепропетровской области разъясняет.

Предприятия (независимо от формы собственности) или физлица-предприниматели, использующие наемный труд, должны тратить на охрану труда не менее, чем 0,5 % фонда оплаты труда за предыдущий период. Если мы говорим о бюджетниках, то суммы таких расходов у них устанавливаются в коллективном договоре с учетом финансовых возможностей. Именно такие требования выдвигает ст. 19 Закона об охране труда.

Какие расходы работодателя относятся к расходам по охране труда, определяет Перечень № 994. Согласно ему, к расходам по охране труда, в частности, относятся:

  • приведение основных фондов в соответствие с требованиями нормативно-правовых актов по охране труда;
  • устранение воздействия на работников воздействия опасных и вредных производственных факторов или приведения их уровня на рабочих местах с требованиями нормативно-правовых актов по охране труда;
  • проведение аттестации рабочих мест;
  • проведение обучения и проверки знаний по охране труда;
  • обеспечение работников специальной одеждой, специальной обувью или средствами индивидуальной защиты в соответствии с нормами, предусмотренными законодательством, или с нормами, определенных коллективным договором;
  • обеспечение работников, занятых на работах с тяжелыми и вредными условиями труда, лечебно-профилактическим питанием, молоком или равноценными пищевыми продуктами, а также газированной соленой водой;
  • проведение предварительного (при приеме на работу) и периодического (в течение трудовой деятельности) медицинского осмотра работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными или опасными условиями труда или таких, где требуется профессиональный отбор, а также ежегодного обязательного медицинского осмотра лиц в возрасте до 21 года.

Следовательно, указанный перечень содержит только семь позиций расходов, относящихся к расходам по охране труда. И этот перечень не содержит, например, расходов на питьевую воду, отопление и электроэнергию. Ведь, например, питьевая вода, это прежде всего ежедневная физиологическая потребность человека, а мероприятия и средства охраны труда имеют более узкую направленность, ведь их цель сохранить жизнь, здоровье и трудоспособность человека именно в процессе трудовой деятельности.

Так же Перечень № 994 не содержит поощрений работников за активное участие и инициативу в осуществлении мероприятий по повышению уровня безопасности и улучшения условий труда.

Поэтому пользуйтесь указанным перечнем, а не подстраивайте любое приобретение под фонд на охрану труда.

Также обращаем внимание, что Законом об охране труда установлено только минимальный предел затрат на охрану труда. Конкретный размер, по согласованию с профсоюзом или с представителем трудового коллектива, устанавливается в коллективном договоре или если у работодателя нет коллективного договора, то в Положении об охране труда. При этом расходы на охрану труда определяются по правилам бухучета. Их размер устанавливается за период, равный календарному году, с 1 января по 31 декабря.

Напоминаем, что фонд оплаты труда состоит из трех составляющих:

  • фонд основной заработной платы;
  • фонд дополнительной заработной платы;
  • другие поощрительные и компенсационные расходы.

Конкретный состав выплат перечислены в Инструкции № 5. И, в частности, одной из распространенных ошибок работодателя является отнесение больничных, уплачиваемых работодателем за свой счет, в фонд оплаты труда. Ведь любые больничные, независимо уплачиваются они за счет фонда социального страхования или за счет работодателя, в фонд оплаты труда не относятся.

Какая ответственность грозит работодателю, если он не выполнит указанный нормативов?

Если мы обратимся к ст. 43 Закона «Об охране труда», то на работодателя может быть наложен штраф в размере 25 % от разницы между расчетной минимальной суммой затрат на охрану труда в отчетном периоде и фактической суммой этих расходов за такой период, однако максимальный размер взыскания не может превышать 5 % среднемесячного фонда заработной платы за предыдущий год.

Кроме того, за неуплату или несвоевременную уплату штрафа, предусмотрено начисление пени из расчета 120 % годовых учетной ставки НБУ, действовавшей в период такой неуплаты, за каждый день просрочки. Получается, если за время существования задолженности учетная ставка изменится, расчет пени необходимо будет делать частями. При этом нужно будет выделить количество дней, когда действовала каждая из учетных ставок НБУ.

Если же предприятие в колдоговоре или в Положении об охране труда взяло на себя повышенные обязательства и, например, установило уровень расходов на охрану труда в размере не 0,5 %, а 1, 2, 3 или 5 % фонда оплаты труда, то все равно размер штрафа должен рассчитываться, исходя из минимального показателя предусмотренного законом (то есть 0,5 % фонда оплаты труда).

Если же на какое-то лицо будет открыто уголовное производство, то срабатывают нормы ст. 271 УК.

Если нарушение законодательства об охране труда привело к негативным последствиям для здоровья или жизни работников, должностные лица или физические лица предпринимателей, которые используют наемный труд, могут привлечь к уголовной ответственности в соответствии со ст. 271 УК. В этом случае штраф составляет от 1700 до 3400 грн. или такой ответственностью могут быть исправительные работы на срок до двух лет, или ограничение свободы на срок до двух лет. Однако подчеркиваем, что привлечение к уголовной ответственности может происходить только в случае открытия уголовного производства.

Важные выводы:

  • предприятия независимо от форм собственности или ФЛП, использующие наемный труд, должны тратить на охрану труда не менее 0,5 % фонда оплаты труда за предыдущий год;
  • на сегодня отсутствует механизм взыскания с работодателей штрафа за невыполнение норматива расходов на охрану труда;
  • попытка сэкономить на охране труда может закончиться для руководителя и других должностных лиц административной или уголовной ответственностью.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *