Защита

Управление социальной защиты населения Березовского городского округа (далее по тексту — Управление) является отраслевым органом администрации Березовского городского округа и входит в ее структуру.
Основным видом деятельности Управления социальной защиты населения Березовского городского округа является осуществление государственной, региональной, муниципальной политики в области социальной защиты отдельных категорий граждан, социально незащищенных групп населения, нуждающихся в социальной поддержке, проживающих на территории Березовского городского округа.
Управление в пределах своей компетенции осуществляет реализацию отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в сфере социальной поддержки и социального обслуживания населения, а также полномочий органов местного самоуправления по предоставлению дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан Березовского городского округа.
Управление в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, действующим законодательством Российской Федерации и Кемеровской области, Уставом Березовского городского округа, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления Березовского городского округа.
Управление от имени администрации Березовского городского округа осуществляет функции и полномочия учредителя подведомственных муниципальных учреждений социального обслуживания (далее — подведомственные муниципальные учреждения) в соответствии с порядком, установленным нормативно-правовыми актами органа местного самоуправления.
Основными целями и задачами Управления являются
1. Формирование и проведение на территории городского округа единой политики в сфере социальной поддержки и социального обслуживания населения.
2. Обеспечение реализации конституционных прав граждан на социальную поддержку и социальное обслуживание.
3. Реализация в пределах своей компетенции отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в сфере социальной поддержки и социального обслуживания населения.
4. Реализация в пределах своей компетенции полномочий органов местного самоуправления по предоставлению дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан.
5. Осуществление адресной социальной поддержки населения путем оказания социальной помощи и организации социальных выплат.
6. Организация работы по социальной поддержке семьи, женщин и детей, предусматривающей разработку и реализацию государственной политики по улучшению положения семьи, женщин и детей; социальному обслуживанию семей с детьми, организации выплаты пособий семьям с детьми.
7. Организация работы по социальной поддержке и социальному обслуживанию граждан пожилого возраста и ветеранов, совершенствованию форм и видов социального обслуживания.
8. Организация работы по социальной поддержке и социальному обслуживанию инвалидов, разработке механизмов реабилитации и социальной интеграции инвалидов в обществе.
9. Обеспечение законности, информационной открытости, доступности и повышение качества предоставления мер социальной поддержки и социального обслуживания населения.
10. Организация финансово-хозяйственной и контрольно-ревизионной деятельности, включающей организацию финансирования мероприятий по социальной поддержке населения и деятельности подведомственных муниципальных учреждений, ведению бухгалтерского учета и отчетности, осуществления контроля за целевым и эффективным использованием бюджетных средств.
11. Обеспечение взаимодействия с благотворительными и другими общественными объединениями и фондами с целью социальной поддержки граждан пожилого возраста и инвалидов, семей с детьми и других категорий населения, нуждающихся в государственной поддержке.
12. Информирование населения городского округа через средства массовой информации о работе, проводимой в сфере социальной поддержки и социального обслуживания населения.
13. На Управление могут быть возложены дополнительные задачи, если таковые будут делегированы в установленном порядке согласно действующему законодательству, нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления с соответствующим финансированием этих задач.
Функции Управления
В целях реализации возложенных задач Управление осуществляет следующие функции:
1. Разрабатывает и реализует в пределах своей компетенции мероприятия по обеспечению прав и социальных гарантий населения городского округа в области социальной поддержки и социального обслуживания.
2. Обеспечивает реализацию отдельных государственных полномочий, которыми наделены в соответствии с федеральными законами и законами Кемеровской области органы местного самоуправления, в сфере социальной поддержки и социального обслуживания населения и отдельных категорий граждан в порядке и на условиях, определенных действующим законодательством Российской Федерации, Кемеровской области и муниципальными правовыми актами Березовского городского округа.
3. Осуществляет реализацию на территории городского округа целевых программ в случаях, установленных федеральным и региональным законодательством, муниципальными правовыми актами Березовского городского округа.
4. Исполняет публичные нормативные обязательства в соответствии с действующим законодательством.
5. Осуществляет реализацию среднесрочных планов развития сферы социальной поддержки и социального обслуживания населения на территории городского округа.
6. Участвует в разработке концепций программ и планов социально-экономического развития Березовского городского округа в области социальной поддержки и социального обслуживания населения.
7. Разрабатывает проекты муниципальных правовых актов Березовского городского округа по реализации государственных полномочий, а также по установлению и предоставлению органами местного самоуправления дополнительных мер социальной поддержки для отдельных категорий граждан.
8. Формирует единый банк данных о лицах, нуждающихся в мерах социальной поддержки и социальной помощи на территории городского округа.
9. Организует предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, определенным федеральными законами и законами Кемеровской области, нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления.
10. Осуществляет выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, единовременных пособий, компенсационных и иных выплат гражданам, имеющим право на их получение в соответствии с действующим законодательством.
11. Оформляет и выдает удостоверения о праве на меры социальной поддержки определенным категориям граждан в соответствии с действующим законодательством.
12. Организует предоставление адресной социальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации.
13. Участвует в формировании муниципальной политики, реализации программ и планов мероприятий по обеспечению доступной среды для инвалидов и маломобильных групп населения, их беспрепятственного передвижения и доступа к объектам социальной инфраструктуры, расположенным на территории Березовского городского округа.
14. Координирует, обеспечивает методическое сопровождение и анализирует деятельность подведомственных муниципальных учреждений.
15. Осуществляет контроль за выполнением подведомственными муниципальными учреждениями уставных задач и качеством предоставляемых ими услуг.
16. В пределах компетенции и выделенных денежных средств обеспечивает финансирование подведомственных муниципальных учреждений на их содержание. Осуществляет контроль за исполнением бюджета и использованием внебюджетных средств на основании данных отчетов и балансов этих учреждений.
17. Осуществляет контроль за финансово-хозяйственной деятельностью подведомственных муниципальных учреждений.
18. Разрабатывает предложения по развитию подведомственных муниципальных учреждений.
19. Обеспечивает доступность и повышение качества предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан и социального обслуживания населения.
20. Организует деятельность городских комиссий, созданных для решения вопросов в области социальной поддержки и социального обслуживания населения.
21. Организует проведение городских мероприятий, связанных с социальной поддержкой и социальным обслуживанием населения.
22. Осуществляет деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в соответствии с действующим законодательством.
23. Обеспечивает мероприятия, связанные с поддержкой социально ориентированных некоммерческих организаций.
24. Разрабатывает предложения по формированию местного бюджета и осуществляет в установленном порядке расходование средств, связанных с реализацией отдельных государственных полномочий в области социальной поддержки и социального обслуживания населения, а также по предоставлению дополнительных мер социальной поддержки отдельным категориям граждан в пределах компетенции Управления.
25. Формирует потребность в бюджетных средствах Управления и подведомственных муниципальных учреждений на очередной финансовый год и плановый период.
26. Формирует сводную финансовую, бухгалтерскую, статистическую и другую отчетность и представляет ее в соответствующие органы в установленные сроки и по утвержденным формам.
27. Осуществляет функции муниципального заказчика в целях размещения заказа в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
28. Обеспечивает целевое использование средств, предоставляемых из областного бюджета и других источников на выполнение отдельных государственных полномочий, которыми наделены органы местного самоуправления Березовского городского округа, и средств, предоставляемых из местного бюджета на оказание дополнительных мер социальной поддержки отдельным категориям граждан.
29. Осуществляет прием и консультации граждан по вопросам, входящим в компетенцию Управления.
30. Участвует в формировании единого информационного пространства органов исполнительной власти, организаций, участвующих в оказании государственных (муниципальных) услуг, обеспечивает функционирование электронного документооборота, наполнение и актуализацию данных в сегменте единого информационного пространства, характеризующим социальное положение и социальную защищенность граждан Березовского городского округа.
31. Осуществляет контроль за выполнением требований информационной безопасности и требований о порядке обращения с конфиденциальной информацией в Управлении.
32. Обеспечивает выявление и устранение коррупционных проявлений в деятельности Управления.
33. Взаимодействует со средствами массовой информации с целью информирования населения города о деятельности Управления.
34. На Управление может быть возложено исполнение дополнительных функций в установленной сфере деятельности в соответствии с действующим законодательством.

5/5 (2)

Расшифровка аббревиатуры

Внутренняя политика государства в первую очередь нацелена на обеспечение защиты социально уязвимой категории населения.

Аббревиатура УСЗН расшифровывается как Управление социальной защиты населения. Этот орган являет собой одну из составляющих исполнительной власти государства.

Сама структура государственная и уполномочена предоставлять нуждающимся лицам всевозможные социальные преимущества, выраженные льготами.

Законодательная основа

Важно! Уже с 1995 законодательная основа органов социальной защиты (ОСЗ) стала пополняться, и на сегодня их деятельность регламентируется следующими нормативно-правовыми актами:

  • Федеральным законом №442 «Об основах социального обслуживания граждан в РФ» (от 28 декабря 2013 г.). Этот закон полностью регулирует работу ОСЗ, в нем разъясняется весь перечень полномочий, прав и обязанностей и другие нюансы;
  • Конституцией РФ. В этом документе фиксируются основополагающие нормы работы органов местного самоуправления. Здесь закреплены все конституционные права граждан и отражены различные правовые аспекты. Отдельно нужно уточнить какие статьи касаются соцзащиты населения. Ст. 7 (гл. 1). Здесь говорится, что РФ выступает социальным государством, суть политики которого сводится к обеспечению граждан необходимыми условиями для достойной жизни и развития. Под охраной находятся трудовые права граждан, им обеспечивается право получения зарплаты, которая не должна быть ниже МРОТ, установленного законом. Государство осуществляет поддержку социально уязвимых слоев населения – семей, детей, пожилых людей. Устанавливается гарантия получения нуждающимися соцзащиты. Гл. 2. Перечисляет все права и свободы граждан, гарантируют предоставление соцобеспечения, пособий, государственной защиты и поддержки.

Комплекс мер

Для более полного получения сведений об органе, понимания его роли и назначений следует рассмотреть меры, используемые УСЗН в своей деятельности:

  • определить и обосновать главные экономические показатели: минимальную зарплату, объем получаемых пенсионных выплат, стипендии;
  • обеспечить всестороннюю поддержку семей, имеющих статус «многодетных»;
  • организовать выплату пособий на ребенка;
  • предупредить безработицу, сократить ее уровень;
  • защитить детские права и принимать всяческие меры для их полной реализации.

Внимание! Наши квалифицированные юристы окажут вам помощь бесплатно и круглосуточно по любым вопросам.

Предусмотренные функции

Реализация поставленных перед органом УСЗН задач происходит в трех различных ракурсах: помощь, обеспечение, страхование.

Политика государства определяет социальную защиту в виде:

  • предоставляемых льгот;
  • доступности качественного образования и предоставления квалифицированной медицинской помощи;
  • отдельных мер соцподдержки;
  • пенсионного обеспечения;
  • обслуживания и оказания услуг отдельным незащищенным слоям населения.

Органы УСЗН ставят перед собой основную цель – соблюдать права каждого человека и удовлетворять его индивидуальные социальные потребности.

Кто может обратиться

Законодательно определен список категорий лиц, обладающих правом получать от государства помощь социального характера. К таким относят:

  • лиц, завершивших рабочую деятельность по причине старости. Но при этом есть обязательное условие для получения помощи – престарелый человек остался один или проживает без своих родных;
  • инвалидов ВОВ;
  • семьи, родных которых забрала война;
  • граждан с инвалидностью;
  • не имеющих места работы (безработных);
  • людей, которые пострадали от последствий ядерного нападения;
  • беженцев;
  • сирот;
  • семьи, в которых много детей – многодетные;
  • бедствующие семьи – малоимущие;
  • матерей-одиночек;
  • инфицированных ВИЧ инфекцией (заболевших СПИДом)
  • лиц, не имеющих места проживания.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Льготы инвалидам по ЖКХ.

Социальная помощь от УСЗН

Государство с закреплением соответствующих норм в законодательстве обеспечивает нуждающихся граждан такими видами соцобеспечения:

  • субсидированием. Выделяются на это направление финансы из федеральной казны на нужды, установленные законом. Выделенные средства полностью идут на обеспечение финансовой поддержки тех, кто в этом действительно нуждается;
  • возмещением. Средства, израсходованные гражданами на отдельные нужды, частично компенсируются за счет государства;
  • соцвыплатами. Перечисляется определенная сумма средств для использования льготной категорией. Выплаченную сумму используют в личных целях;
  • помощью федерального значения для лиц с инвалидностью. Существует три законодательно определенных вида пособий для этой группы лиц. Деньги выплачиваются инвалидам, участвовавшим в ВОВ, принимавшим участие в военных действиях (военным), космонавтам и т. д.;
  • защитой детей (до их восемнадцатилетия). Предоставляется социальная защита семье, защищаются права матерей (отцов);
  • соцподдержкой для престарелых граждан. Оказывается в виде оплаты части платежей за потребленные коммунальные услуги, покупки (доставки) жизненно необходимых товаров (в т. ч. препаратов лекарственного действия);
  • соцпомощью, оказываемой в натуральной форме. Если госбюджет не в состоянии обеспечить необходимую сумму для ее выдачи нуждающемуся гражданину, компенсация предоставляется УСЗН в натуральном виде. То есть предоставляются продукты питания, препараты (лекарства), горючее, одежда и прочее;
  • оздоровлением. Для этого недееспособных граждан, а также пенсионеров направляют в пансионаты. Они могут оздоровиться в медучреждении специализированного направления;
  • гуманитарной помощью. Оказывается помощь со стороны государства в натуральной форме при определенных условиях (стихийных бедствиях, войнах, катастрофах техногенного характера и т. п.).

Посмотрите видео. Что такое социальная защита населения:

Денежные выплаты

Денежные выплаты, согласно Федеральному законодательству, разделяются на отдельные группы:

  • выплаты пенсионные (в случае утраты кормильца, при присвоении человеку определенной группы инвалидности, по достижении возраста);
  • льготы (предоставляются скидки на покупку продуктов питания, выдаются талоны для приобретения продовольственных товаров, предоставляется неоплачиваемый проезд, снижение тарифа на комуслуги и имущественного налога);
  • пособия (если человек имеет официально подтвержденный статус безработного, если гражданин временно утратил возможность работать, для оплаты похоронных услуг);
  • выплаты на ребенка (до полутора лет, при вынашивании и родах, разовая финансовая помощь при рождении ребенка, материальная поддержка, которая выдается в случае постановки женщины на госучет на ранней стадии беременности, для оздоровления в санаториях (курортах). Возмещаются расходы, понесенные при лечении в медицинском учреждении, если гражданин был застрахован, компенсируются затраты на путевки для сотрудников и их семей).

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Статус многодетной семьи: как получить?

Получение помощи

Когда наступает один из страховых случаев, заинтересованное лицо от своего имени или же через представителя (опекающего его) вправе направить обращение в УСЗН по месту своего проживания для постановки на учет.

Чтобы официально все оформить, органы соцзащиты будут настаивать на предоставлении конкретного списка документов. Для его уточнения обратитесь в УСЗН или же просмотрите информацию на ведомственном портале.

При обращении в уполномоченную инстанцию заполните на месте заявление установленного образца и передайте его вместе с пакетом предварительно собранной документации.

Работники органа проверяют поданное заявление и документы, удостоверяя их оригинальность и соответствие. Если в этом есть необходимость, дополнительно по месту проживания человека оцениваются жилищные условия и материальный достаток претендента на получение соцпомощи.

Затем органом выносится решение в предоставлении конкретных льгот или же отказе в соцпомощи.

Принятое постановление передается городской администрации или же представителям управляющей власти в конкретном населенном пункте. Здесь средства распределяют по соответствующим Фондам для дальнейшего оказания финансовой помощи нуждающимся категориям граждан.

Запомните! Периодичность начислений зависит от вида назначенного пособия. Одни предоставляются единовременно, другие – ежемесячно.

При официальном трудоустройстве гражданина, или же когда его материальное состояние изменилось в лучшую сторону, принимается решение, которым льготника снимают с госучета. Предоставление помощи в таком случае прекращается.

При несвоевременном обращении в учреждение и несообщении льготником об изменении финансового положения на него накладываются штрафы, а уже выплаченные средства обязывают возвратить.

Бюджет фонда социального страхования формируется независимо от бюджета регионального или Федерального и не включается в их состав.

В списке внебюджетных организаций значатся:

  • Фонд социального страхования Российской Федерации;
  • ПФ РФ;
  • местные и государственный Фонд обязательного медицинского страхования;
  • каждый из указанных Фондов образуется из постоянных отчислений, которые делают граждане.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Кто относится к малоимущим семьям?

Необходимые документы

Чтобы подтвердить свое право на соответствующую выплату, следует предоставить такой список документов:

  • заявление на начисление выплаты;
  • документ для удостоверения личности заявителя;
  • документы подтверждающего характера (по факту смерти кормильца, рождения ребенка и т. д. в зависимости от вида выплаты);
  • ИНН, а также СНИЛС;
  • справку для подтверждения утраты гражданином возможности трудиться;
  • по ребенку-инвалиду понадобится предоставить справку о совместном с ним проживании;
  • справку, в которой отражается состав семьи заявителя;
  • свидетельство, в котором фиксируется факт вступления в брак или факт развода супругов;
  • справку о получаемых доходах (иногда требуется по каждому члену семьи);
  • удостоверение для подтверждения статуса гражданина;
  • документация по опекунству (попечительству).

Посмотрите видео. Кому положена социальная помощь:

Дорогие читатели нашего сайта! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн консультанта справа. Это быстро и бесплатно! Или позвоните нам по телефонам:

+7-495-899-01-60

Москва, Московская область

+7-812-389-26-12

Санкт-Петербург, Ленинградская область

За последние годы существенно вырос уровень злоумышленников: они научились обходить инструменты защиты информации и долгое время оставаться незамеченными в атакуемой инфраструктуре. Совершенствование навыков и инструментария киберпреступников требует от команды защиты постоянного повышения квалификации и роста эффективности реагирования.

В результате все более популярным методом оценки и повышения профессионального уровня специалистов по информационной безопасности становится Red Teaming. Однако не все одинаково трактуют цели, состав и ключевые особенности этих работ. Присоединяйтесь к вебинару, чтобы услышать мнение нашего эксперта Александра Колесова, руководителя отдела анализа защищенности компании «Ростелеком-Солар».

На вебинаре расскажем:

· Куда движется рынок практической безопасности

· Как Red Teaming помогает в тренировке Blue Team

· Особенности этого типа работ: кому и зачем они нужны

· Методы и сценарии Red Teaming

· Подробнее о подходе «У нас есть SOC, как оценить, хорошо ли он работает?»

· Альтернативные подходы к повышению защищенности организации и не только

Участие бесплатное.

История социальной службы в России

История социальной защиты в России своими корнями уходит в глубокую древность. У восточно-славянских племён она носила форму помощи старикам, больным и детям, регулируемой родом. Об этом свидетельствует славянская мифология и религиозные культы.

Можно выделить три основные формы помощи данной группе людей: 1) выделение «косячка», т. е. выделение старикам земель, лёгких в обработке; 2) «кормление по договорам», т. е. дряхлых, немощных стариков и детей брала на поруки и кормила родовая община; 3) старика поочерёдно кормили и содержали семьи данного рода.

С возникновением классового общества формы социальной защиты стали носить правовой характер. С возникновением у восточных славян государства (8–9 вв.), объединившего восточно-славянские племена, возникают новые формы социальной помощи, частично закреплённые в первых правовых актах. Русские князья, нередко занимались благотворительностью ещё до принятия Русью христианства. Уже в договорах с Византией, были зафиксированы акты благотворения о выкупе русичей из плена за счёт казны, при Киевских князьях Олеге и Игоре (9 в.) Великий Киевский князь Владимир Святославович, крестивший Русь, издал Устав в 996 г., регулирующий помощь нуждающимся, со стороны государства и церкви. Объектами помощи признаются: старики, сироты, вдовы, монахи, калики перехожие, странники, «хромцы», «слепцы», юродивые и блаженные.

С 10 по 13 в., сформировались новые формы помощи: прокормление, лечение и научение, при церквях и монастырях на княжеские и церковные средства. При монастырях создаются странноприимные дома и больничные кельи, в том числе для неизлечимо больных.

В период татаро-монгольского ига возросла роль Церкви в оказании помощи вдовам, сиротам, калекам. С ликвидацией татаро-монгольского ига появились такие формы помощи как приходы, раздававшие милостыню. Появляются светские благотворители из числа господствующего класса напр., бояре А. Ордин-Нащокин, Ф. Ртищев и др.. В Московском царстве с 17 в. появляются Приказы, такие как: Патриарший, Казённый, Аптекарский, Большого Дворца и Полоняничный, которые оказывали социальную помощь малоимущим и неимущим слоям населения.

При Петре 1 социальная служба наполнилась новым глубоким содержанием. Особое место занимает Именной указ № 1856 от 8 июня 1701 г., который положил начало созданию в России целой системы социальной помощи и защиты, малоимущих слоёв населения, имеющих правовую основу. В соответствии с сетью изданных указов в России, больные нищие определялись в богадельни. На содержание призреваемых выделялись средства из патриаршей домовой казны; малоимущие получили право получать пособия из государственных средств; для раненных солдат открывались госпитали. К 1724 г. в Российской империи насчитывалось более 90 богаделен, в которых призревалось свыше трёх тысяч человек.

На протяжении всего 18 в. работа государства по социальному призрению развивалась и возрастала. Например, появились сиротские дома, в которых содержались дети-сироты. В 1775 г., в связи с территориально-административной реформой, поделившей Российскую империю на 51 губернию, особым распоряжением императрицы Екатерины 2, предписывалось в каждой губернии учредить Приказ общественного призрения, в обязанности которого входило: организовывать больницы, сиротские дома, аптеки, богадельни, дома для неизлечимо больных, дома работные и др.. Прогрессивным шагом в деле социального призрения было открытие 14 октября 1806 г. в Павловске, опытного училища для глухонемых. Учеников обучали не только грамоте, но и ремёслам.

Также в 1806 г., в Гатчине было открыто училище для слепых детей. Позже такие школы открывались во многих губерниях. В 19 в. стали открываться учебные заведения «общины красного креста», по подготовке младшего и среднего медицинского персонала, обслуживающего госпитали и больницы. Первая такая община была открыта в Санкт-Петербурге в 1844 г. и называлась Свято-Троицкая. Кресто-Воздвиженская община, созданная по инициативе Николая Ивановича Пирогова, прославилась своим подвижническим трудом в годы Крымской Русско-Турецкой войны и при обороне Севастополя.

В 19 в. распространённым явлением было создание благотворительных комитетов, обществ, попечительских советов для оказания разносторонней помощи сиротам, инвалидам, престарелым и неимущим людям. Эти организации существовали на частные пожертвования богатых людей и представителей правящей династии Романовых. Огромную роль в социальной защите населения сыграла земская реформа, проведённая Императором Александром 2. Земства проводили в жизнь социальную политику в своём регионе, создающую условия для развития социального благополучия населения во всей Империи. Благодаря такой социальной политике в Российской Империи за 30 лет число людей, получающих помощь от государства, достигла 12 млн. человек. Число богаделен увеличилось в 5 раз, сиротских домов возросло в 1,5 раза.

Появилась профессия, названная земскими уполномоченными, что явилось прообразом современных социальных работников, обслуживающих бедных, инвалидов и престарелых людей. В городах функционировали городские думы, проводившие в жизнь социальную политику государства. Создавались территориальные системы попечительства, которые выявляли социально-незащищённых лиц и определяли им формы социальной защиты. На оказание социальной помощи выделялись средства из бюджета попечительских советов. Работа попечительских советов была многогранной, в частности: — содействие в помещении больных, слабых и малолетних в учреждения призрения; — содействие в поиске работы и заработка; — выдача единовременных денежных пособий, а также постоянных денежных пособий социально-незащищённым слоям населения; — организация работных домов и домов трудолюбия и др. .

По всей Российской Империи в пореформенной России создавались приюты, школы, хутора-приюты, дома призрения, церковно-приходские школы, учебные заведения для глухонемых и слепых детей. Большой вклад в социальное попечительство внесли Российские Императрицы: Мария Александровна — жена Александра 2 и Мария Фёдоровна — жена Александра 3. Многие представители господствующего класса, также занимались благотворительностью, например, семья промышленников Бахрушиных открыла в Москве городскую больницу, приют и колонию для беспризорных. К началу 20 века в Российской Империи насчитывалось приблизительно 15 тыс. благотворительных учреждений.

Во время правления Временного правительства, с марта по октябрь 1917 г., начало функционировать Министерство государственного призрения, которое продолжило деятельность по социальной защите населения.

В ноябре 1917 г., был образован Народный комиссариат государственного призрения РСФСР, который принял все дела, имущество и денежные средства, прежних благотворительных ведомств и органов общественного призрения.

14 ноября 1917 года создан Народный комиссариат государственного призрения (НКГП), на который возлагалось попечение об инвалидах войны, их семьях, стариках, несовершеннолетних, охрана материнства и младенчества. Народным комиссаром общественного призрения назначается А.М. Коллонтай. 31 октября 1918 года Совет народных комиссаров РСФСР принял ДЕКРЕТ о социальном обеспечении трудящихся, подписанный председателем Совета народных комиссаров В.И. Ульяновым (Лениным), Народным комиссаром труда.

В Положении о социальном обеспечении трудящихся (так именовался Декрет) центральным, руководящим органом был провозглашен Отдел социального обеспечения и охраны труда Народного Комиссариата Труда.

Социальное обеспечение на местах возлагалось на подотделы социального обеспечения и охраны труда отделов труда местных Советов депутатов.

К видам социального обеспечения были отнесены пенсии и пособия лицам, лишившимся основного заработка или его части вследствие утраты трудоспособности или безработицы; пособие при временной утрате трудоспособности; пособие беременным и роженицам, кормящим матерям, занимающимся физическим трудом; врачебная помощь, пособие на погребение.

1918 год. Народный комиссариат государственного призрения был переименован в Народный комиссариат социального обеспечения (НКСО).Определены основные направления деятельности: охрана материнства и младенчества; работа в детских домах; обеспечение несовершеннолетних, обвиняемых в противоправных действиях; выдача продовольственных пайков; обеспечение увечных воинов; медицинская помощь.

1919 год. Наркоматы социального обеспечения и труда были объединены в Наркомат труда и социального обеспечения. В его составе был создан отдел социального обеспечения.

1920 год. Народный комиссариат труда и социального обеспечения был разделен на два комиссариата: Народный комиссариат труда и Народный комиссариат социального обеспечения.

В составе Якутского губревкома был образован Губернский отдел труда и социального обеспечения. Председателем Якутского ревкома М.К. Аммосовым 8 июня 1920 года был издан приказ о назначении Слепцова Н.А. заведующим отделом труда и социального обеспечения, заведующей подотдела социального обеспечения была назначена Д.С. Жиркова.

1921 год. Был образован самостоятельный Губотдел по социальному обеспечению. Декретом Совета Народных комиссаров с 15 ноября была введена система социального страхования рабочих и служащих. Государственное пенсионное обеспечение рабочих и служащих стало осуществляться по системе социального страхования, а военнослужащих и других категорий трудящихся по системе социального обеспечения. Количество якутян, пользовавшихся пенсиями и пособиями в 1921 — 1927 годах, колебалось от 1000 до 1600.

1922 год. С образованием СССР, по постановлению ВЦИК, в автономной республике был образован объединенный Наркомат просвещения, здравоохранения и социального обеспечения.

С образованием СССР в 1922 г. государственная система социального обеспечения расширилась и усложнилась. В частности, Общество слепых, Общество глухих, Кооперация инвалидов, Крестьянское общество взаимопомощи стали работать, как самостоятельные хозяйственные единицы в системе социального обеспечения. В 20–30 годы все трудящиеся получили право на бесплатное медицинское обслуживание и бесплатное образование, всеобщее право на пенсии по старости и инвалидности. В годы ВОВ сложилась карточная система распределения продуктов среди населения, что позволило прокормить население на неоккупированных территориях Советского союза. Денежные выплаты получали семьи военнослужащих, а инвалиды войны получали пенсии и бытовую помощь. Особую заботу проявляло государство о детях фронтовиков, для них в городах организовывали бесплатные столовые, например, в г. Ташкенте.

1925 год. Конституция Якутской АССР законодательно закрепила образование Наркомата просвещения и здравоохранения со структурными отделами просвещения, здравоохранения и социального обеспечения.

1927 год. В СССР впервые было введено пенсионное обеспечение по старости.

1930 год. Образован Наркомат социального обеспечения ЯАССР. Первым народным комиссаром социального обеспечения был назначен Н.Е.Сосин. В 1946 году Наркомат социального обеспечения был переименован в Министерство социального обеспечения ЯАССР.

В 1946 г. в Советском Союзе было создано Министерство социального обеспечения, которое сформировало патерналистскую модель социальной защиты. Государственными гарантиями были охвачены все основные аспекты жизни общества вплоть до 1992 года. Важнейшей гарантией со стороны государства было право на труд и устойчивое получение дохода, хотя и в небольших размерах.

1947 год. В стране вводится повышенное пенсионное обеспечение для рабочих промышленности и работников транспорта. В Якутии в этот период интенсивно развивались золотодобывающая и угольная промышленности, на работников которых распространялись установленные льготы и преимущества по пенсионному обеспечению.

1964 год. Верховным Советом СССР был принят Закон «О пенсиях и пособиях членов колхозов». В 60-е годы, в период укрепления хозяй­ственного положения, в стране также началось преобразование материального положения сферы социального обеспечения в республи­ке. 5 марта 1966 года вышло Постановление N129 Совета Министров ЯАССР и Президиума Якутского областного Совета профессиональ­ных союзов «О состоянии и мерах улучшения работы учреждений социального обеспечения ЯАССР».

В целом в 70-е и 80-е гг. продолжалось улучшение пенсионного и социально-бытового обеспечения населения через деятельность государства по систематическому совершен­ствованию пенсионного и трудового законо­дательства. В эти годы масштабы социального обеспечения значительно расширились. Были осуществлены крупные мероприятия по сбли­жению уровней социального обеспечения кол­хозников и работников государственного сектора, охране материнства и детства. За этот период был издан целый комплекс законода­тельных актов о повышении размера пенсий и о назначении или увеличении различных по­собий, а также по установлению ряда льгот для отдельных категорий населения — рабо­чих и служащих, членов колхозов, инвалидов всех групп, семей потерявших кормильца, семей военнослужащих, погибших на фронте, участников Великой Отечественной войны, ве­теранов труда, престарелых граждан из числа народностей Севера, «многодетных и одиноких матерей, работающих женшин и др. В 1980-е годы в систему Министерства со­циального обеспечения ЯАССР входили Томмотский дом-интернат на 517 мест, Вилюйский дом-интернат на 73 места, Капитоновский дом- интернат общего типа на 265 мест, два дома- интерната на 265 мест в Олекминском районе, Якутский дом-интернат для детей-инвалидов на 186 мест, Якутское профтехучилище-интернат на 47 мест. Общая численность персонала республиканских домов-интернатов составляла 552 человека

За период 80-х гг. компетенция Министерства социального обеспечения ЯАССР не претерпела существенных изменений. Сохранялось его вертикальное подчинение по во­просам своей деятельности Министерству со­циального обеспечения РСФСР. По- прежнему основные его задачи состояли в руководстве назначением и выплатой пенсий и пособий, организацией врачебно-трудовой экспертизы для определения степени потери трудоспособ­ности, трудовым устройством и профессио­нальным обучением инвалидов. Важное место в деятельности министерства занимали орга­низация протезно-ортопедической помоши на­селению и обслуживание граждан, находящих­ся в домах престарелых и инвалидов. Кроме того, министерство продолжало осуществлять обшее руководство республиканскими обще­ствами слепых и глухонемых. Министерство обеспечивало пенсиями и пособиями почти всех нетрудоспособных граждан, за исключе­нием некоторых категорий: руководство пен­сионным обеспечением военнослужащих осу­ществляло Министерство обороны СССР, орга­нов охраны общественного порядка — Комитет государственной безопасности при Совете Министров СССР и Министерство внутренних дел СССР.

Реформы, проводимые во второй половине 80-х и в 90-е годы, привели к ликвидации Советской власти и развалу СССР. Практически вся сложившаяся система социального обеспечения рухнула, что привело к значительному снижению уровня жизни населения, снижению рождаемости и превышению смертности над рождаемостью и другим негативным последствиям.
В связи с принятием Верховным Советом ЯАССР 27 сентября 1990 г. «Декларации о государственном суверенитете Якутской-Саха Со­ветской Социалистической Республики» и пре­образованием, ЯАССР в Якутскую-Саха ССР Министерство социального обеспечения ЯАССР былб переименовано в Министерство социаль­ного обеспечения Якутской-Саха ССР. 26 февраля 1991 года Верховный Совет Якутской-Саха ССР принял Закон «О государ­ственном статусе Якутской-Саха Советской Со­циалистической Республики», по которому были внесены важные изменения во взаимоотношения республики с федеральными органами РСФСР и СССР. Согласно принятому закону Верховный Со­вет и Совет Министров Я-СССР стали вправе приостанавливать и опротестовывать действие на своей территории актов министерств, госкоми­тетов и ведомств РСФСР и СССР. Социальная зашита и руководство социальным обеспечени­ем были отнесены к исключительному ведению Якутской-Саха ССР.

Историю создания ныне действующего министерства с его основными функциями и полномочиями принято считать с 19 января 1992 года, когда был издан указ Президента РС (Я) об учреждении Министерства социальной защиты, труда и занятости населения РС(Я) со статусом правопреемника упраздненных министерств: социального обеспечения и труда. Позднее, в феврале 2002 года, министерство переименовано в Министерство труда и социального развития РС (Я).

В настоящее время социальной политикой в РФ руководит Министерство труда и социальной защиты. Во всех субъектах РФ существуют Министерства и ведомства, осуществляющие руководство социальным обеспечением на местах. Эти учреждения выполняют многогранную работу по социальному обслуживанию, куда входят: обслуживание инвалидов и престарелых на дому; социально-медицинское обслуживание инвалидов и престарелых; культурно-массовая работа с лицами только что вышедшими на пенсию; психологическая реабилитация лиц преклонного возраста и многое другое. Большинство социальных работников имеют специальную подготовку в высших и средних учебных заведениях. В целом в РФ система социальной защиты населения развивается и совершенствуется по мере нарастания экономической мощи РФ и совершенствования её политической системы.

4.5. СУБЪЕКТЫ И СОДЕРЖАНИЕ ПРАВООТНОШЕНИЙ ПО ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ СОЦИАЛЬНОМУ СТРАХОВАНИЮ

Бородина Е.Н., аспирантка Московского нового юридического института, преподаватель юридических дисциплин в Московском колледже профессиональных технологий

Контакты автора: olenenok1@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению вопроса, касающегося содержания правоотношений по обязательному социальному страхованию и субъектов отношений по обязательному социальному страхованию.

Ключевые слова: субъекты правоотношений по обязательному социальному страхованию, содержание правоотношений по обязательному социальному страхованию

SUBJECTS AND THE MAINTENANCE OF LEGAL RELATIONSHIP ON OBLIGATORY SOCIAL INSURANCE

Правоотношение — это связь между субъектами права, выражающаяся в их взаимных правах и обязанностях. Содержание правоотношения составляют права и обязанности субъектов.

Субъектами обязательного социального страхования являются участники соответствующих отношений. К ним относятся страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица, иные органы, организации и граждане, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах социального страхования.

Центральным субъектом социально-страховых правоотношений является застрахованное лицо, т.к. вся система обязательного социального страхования направлена на реализацию его прав Согласно ст. 6 Федерального закона от 16 июля 1999г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Работающие по трудовому договору граждане как субъекты обязательных социально-обеспечительных

страховых правоотношений и их правомочия, как правило, определены законодательно. Трудовой кодекс РФ в ст. 1 рассматривает отношения по обязательному социальному страхованию в качестве непосредственно связанных с трудовыми, т.е. входящими в предмет трудового права, относя их правовое регулирование к основным задачам трудового законодательства. Обеспечение права на обязательное социальное страхование работников выступает в качестве одного из принципов регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений (ст.2 ТК РФ). В ст. 21 ТК РФ закрепляет право работника на обязательное социальное страхование, а ТК РФ ст. 22 — обязанность работодателя осуществить обязательное социальное страхование работников. Нормы ТК РФ о социальном страховании являются отсылочными, т.к. данные общественные отношения регулируются специальными федеральными законами.

Работник считается застрахованным лицом с момента начала выполнения трудовой функции. Он автоматически становится субъектом обязательных социально-страховых правоотношений, т.к. они возникают в силу закона независимо от волеизъявления лица. Обязанность по страхованию работников по найму возложена на работодателя как на страхователя в соответствии с ФЗ от 24 июля 1998г. «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». Адвокаты, индивидуальные предприниматели могут добровольно вступать в отношения по обязательному социальному страхованию и осуществлять за себя уплату страховых взносов в ФСС РФ .

Для граждан, работающих по гражданско-правовому договору услуг или подряда, как субъектов данных правоотношений социально-страховые отношения

становятся обязательными при наличии соглашения сторон — заказчика и исполнителя и последующей регистрации в исполнительных органах ФСС РФ .

На иностранцев и апатридов распространяется так называемой иностранный режим т.е. они пользуются всеми правами и несут те же обязанности, что и российские граждане. Привлечение и использование иностранных работников осуществляется на основании специального разрешения, выдаваемого органами внутренних дел при наличии заключения органа занятости населения .

Для того, чтобы стать субъектом правоотношения, застрахованное лицо должно обладать таким юридическим качеством как правосубъектность. Правосубъектность — это способность иметь права и осуществлять обязанности, быть субъектом правоотношений. Дееспособность- это качество субъекта права, необходимое ему для того, чтобы самостоятельно приобретать права и выполнять обязанности, становится участником правоотношений. В основном социальностраховом правоотношении застрахованное лицо выступает как управомоченный субъект. Обязанности, связанные с реализацией права на обеспечение по социальному страхованию, охватываются содержанием процедурных правоотношений по назначению соответствующих выплат. Поэтому недееспособное лицо может выступать субъектом основных социальностраховых правоотношений, которые являются материальными. В процедурных правоотношениях выступает его законный представитель .

Единой позиции среди специалистов по вопросу о моменте возникновения социально-страховой правоспособности нет. Признавая абстрактный характер со-

циально-обеспечительной правоспособности Р.И.

Иванова выделяла специальную правоспособность -видовую и подвидовую.

Если рассматривать социальное страхование как вид социального обеспечения, то социально-страховую правосубъектность граждан можно назвать видовой. Появляется она с того момента, когда гражданин становится застрахованным. Например, для наемного работника — это момент заключения трудового договора, для индивидуального предпринимателя — регистрация в качестве плательщика страховых взносов и т.д. подвидовая правосубъектность застрахованного лица возникает в различные сроки в зависимости от вида страхового риска. Если социальное страхование носит ярко выраженный рисковый характер, что имеет место, например, при страховании на случай инвалидности, то правосубъектность наступает с момента регистрации лица в качестве застрахованного потому что субъективное право на обеспечение по «рисковым» видам социального страхования не зависит от стажа работы или страхования. В других видах страхования правосубъектность как бы «накапливается» в течение трудовой деятельности одновременно с увеличением продолжительности трудового (страхового) стажа и возраста .

Страхователи (работодатели) в соответствии с п. 2 ст. 6 ФЗ «Об основах социального страхования»- это организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, обязанные в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, выплачивать отдельные виды страхового обеспечения. Страхователями являются также органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, обязанные в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы.

В соответствии со ст. 20 ТК РФ работодатель — это физическое либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. По нашему мнению, в основу классификации работодателей на виды должна быть положена совокупность признаков, установленных трудовым законодательством, для признания лица возможным носителем работода-тельской правосубъектности и позволяющих отделить его от работодателей другого вида. Этот термин необходим науке современного трудового права для отражения всего многообразия субъектов, могущих выступать в качестве стороны работодателя при заключении трудового договора. Именно в данном значении можно приравнивать его к термину «носители работо-дательской правосубъектности», т.к. в данном случае он не будет сведен к термину «организационноправовые формы», который пригоден только для характеристики юридических лиц, в силу чего не охватывает всех субъектов, имеющих возможность на основании ст. 20 ТК РФ выступать в качестве работодателя. То же самое можно сказать о филиалах и представительствах, которые не признаются юридическими лицами и не обладают самостоятельной гражданской правосубъектностью, но это не означает, что они лишены и трудовой правосубьектности.

Таким образом, к числу работодателей отнесены:

— юридические лица (организации) вступившие в трудовые отношения;

— физические лица, вступившие в трудовые отношения;

— иные субъекты, наделенные правом заключать трудовые договоры, которые вступили в трудовые отношения.

Как правило, в качестве работодателя выступают юридические лица независимо от их организационноправовых форм собственности. Для классификации юридических лиц используют такой критерий, как организационно-правовая форма. Под организационноправовой формой понимают совокупность признаков, определяющих структуру и деятельность предусматриваемых законом видов юридических лиц. Современное законодательство предусматривает следующие организационно-правовые формы юридических лиц: полное товарищество, коммандитное товарищество, ООО, ОДО, АО (ЗАО, ОАО), производственный кооператив (артель), федеральное государственное унитарное предприятие, государственное унитарное предприятие субъекта федерации и.т.д.

В современной литературе по трудовой праву высказываются различные точки зрения по вопросу о моменте возникновения трудовой правосубъектности работодателя, — юридического лица. Среди них можно выделить 2 основные:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Этим моментом является момент издания административного акта государства, констатирующего наличие трудовой правосубъектности у конкретного лица. В частности, таким актом является акт государственной регистрации работодателей в качестве юридического лица

2. Согласно другой точке зрения, регистрация юридических лиц — это момент возникновения не трудовой, а гражданской правосубъектности, которая является лишь предпосылкой возникновения трудовой правосубъектности. Трудовая правосубъектность возникает с момента официальной регистрации работодателя в качестве плательщика обязательных страховых взносов за нанимаемых работников во внебюджетные фонды .

Момент возникновения гражданской правоспособности юридического лица определен в законе четко — это момент государственной регистрации и внесения записи в ЕГРЮЛ.

Возникновение работодательской правосубъектности у иностранного физического лица закон связывает с получением специального разрешения на работу (ст. 2 Закона о правовом положении иностранных граждан) .

Не изменяя существа понятия трудового договора, сформулированного в ст. 56 ТК РФ, Закон от 30 июня 2006г. №90-ФЗ внес важные изменения в правовой статус сторон и содержание. Поэтому в ст. 20 ТК РФ в редакции Закона от 30 июня 2006г. №90-ФЗ проводится ветхое разграничение работодателей на две категории: физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, и физические лица, заключающие трудовые договоры с работниками в целях личного обслуживания и помощи по ведению домашнего хозяйства (секретари, водители, няни и.т.п.).

Основные изменения касаются первой категории. В нее входят несколько групп работодателей. Во-первых, это физические лица, зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Государственная регистрация индивидуальных предпринимателей — важное условие законности их

предпринимательской деятельности, вытекающее из ст. 2 ГК РФ. Во-вторых, это частные нотариусы и адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты. Хотя эти лица впервые названы в ТК РФ работодателями, их право выступать в таком качестве уже было закреплено в других актах федерального законодательства. В -третьих, это лица, чья профессиональная деятельность подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, вступившие в трудовые отношения с работниками для осуществления указанной деятельности .

Вторая группа работодателей — физических лиц -это физические лица, вступающие в трудовые отношения с работниками в целях личного обслуживания и помощи по ведению домашнего хозяйства ( водители, секретари, няни, и.т.п.) Поскольку эти работодатели не занимаются предпринимательской деятельностью, их правовой статус существенно отличается. Работодатели, входящие в группу индивидуальных предпринимателей по своему статусу фактически приравнены к работодателям — юридическим лицам. Они лично представляют свои интересы при проведении коллективных переговоров, обязаны вести трудовые книжки на каждого работника, и.т.д. словом, наделены правами и обязанностями, характерными для работодателя при коллективном кооперированном труде. Естественно, что эти правомочия отсутствуют у физических лиц, наделенных правом заключать трудовые договоры в целях личного обслуживания и помощи по ведению домашнего хозяйства.

Физические лица, имеющие самостоятельный доход, достигшие возраста 18 лет, но ограниченные судом в дееспособности, вправе заключать трудовые договоры с работниками для личного обслуживания этих лиц и помощи им по ведению домашнего хозяйства, но с письменного согласия их попечителей. В этих же целях могут заключаться трудовые договоры от имени физических лиц, имеющих самостоятельный доход, достигших 18 лет, но признанных судом недееспособными. Договоры в этом случае от имени недееспособных заключают их опекуны . Что касается возможности несовершеннолетнего лица (как являющегося индивидуальным предпринимателем, так и нет) принимать наемных работников на основании трудового договора, то по мнению большинства ученых, такое право гражданин может приобрести только при условии достижения 18-летнего возраста .

Страховщиками, в соответствии с п. 2 ст. 6 ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», являются некоммерческие организации, создаваемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования для обеспечения прав застрахованных лиц по обязательному социальному страхованию при наступлении страховых случаев.

Страховщиками выступают Фонд социального страхования РФ, Пенсионный Фонд РФ, фонды обязательного медицинского страхования. Последние формально не являются страховщиками, но фактически выполняют часть их функций — аккумулирование и распределение денежных средств на ОМС. Указанные фонды реализуют не частную, а публичную (в том числе публичную налоговую) правосубъектность . Как отмечает В. П. Галаганов, страховщики в отношениях по обязательному социальному страхованию преследуют исключительно публичные, т.е. общественно значимые цели. Наступление страхового случая отличается высокой степенью вероятности, что затрагива-

ет интересы значительного числа граждан. . В последние годы круг субъектов организационно-управленческих отношений в сфере обязательного социального страхования расширился. Помимо традиционных его участников (страхователи, страховщики, органы государственной власти) в отношения включены органы налоговые и федерального казначейства, НПФ и управляющие компании.

В настоящее время законодательство определяет фонды как некоммерческие организации. Однако, правовой статус фондов, их статус как субъектов оперативного управления социального страхования вызывает множество вопросов.

В соответствии с ч. 2 ГК РФ и положениями ФЗ от 12 января 1996г. «О некоммерческих организациях», для целей своей деятельности некоммерческим организациям разрешено вступать в различные договорные отношения. . Фонды социального страхования в такие отношения вступать не могут, поскольку гражданским законодательством это запрещено. Например, п.2. ст. 143 БК РФ говорит, что правовой статус, порядок создания, деятельности и ликвидации фондов определяются федеральным законом в соответствии с кодексом. Соответствующие федеральные законы о подобных фондах не приняты. Отсутствие полноценной законодательной базы негативно сказывается на функционировании системы государственного социального страхования в целом. Учредителями фонда согласно ГК РФ могут быть граждане и (или) юридические лица, но не органы государственной власти, так как передача государственного имущества фондам означала бы отчуждение его в частную собственность, что возможно в случаях и порядке, предусмотренных законодательством о приватизации (ст. 217, 235 ГК РФ). Социально-страховые фонды действуют в организационно-правовой форме учреждения, а не фонда как такого. Наименование фондов государственными учреждениями не соответствует их организационно-правовой форме .

Таким образом, социально-страховые фонды с точки зрения норм гражданского права в силу специфики своей деятельности не могут быть отнесены к коммерческим или некоммерческим организациям, фондам.

Все вышеуказанное позволяет говорить о наличии особого, двоякого рода статуса рассматриваемых фондов: финансово-правовой и условно-правовой статус. Под финансово-правовым статусом понимается правовое положение социально-страховых фондов в финансовых правоотношениях, содержанием которого является совокупность прав и обязанностей, реализуемых через свои органы управления как субъектов права. Правовой статус указанных средств фондов также имеет свои особенности. Они только формально находятся в федеральной собственности, не входят в состав общей бюджетной системы и не подлежат изъятию, имеют строго целевое назначение, установленное законом, хранятся на счетах Центробанка. Правовой режим распоряжения денежными средствами со стороны фондов определяется как «оперативное управление». Также особенностью статуса фондов можно считать наличие у них бухгалтерского баланса, общего финансового плана, что отличает их от других юридических лиц, которые в соответствии со ст. 48 ГК РФ должны иметь или самостоятельный баланс, или смету расходов. Несмотря на то, что фонды обязательного социального страхования имеют особый правовой статус, отличающийся от статуса органов исполнительной власти и других государственных учре-

ждений, в них имеется много сходных черт с административно-правовым статусом органов государственного управления. Поэтому их статус условно можно назвать административным . Социальностраховые фонды не входят в систему федеральных органов исполнительной власти России, состоящей из федеральных министерств, федеральных служб и федеральных агентств. Но несмотря на то, что они не признаны органами государственного управления официально, фактически исполняют функции государственного управления в финансовой сфере.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в настоящее время организационно-правовые основы деятельности фондов нуждаются в совершенствовании. Термин «фонд» в законодательстве РФ многозначен, используется в гражданско-правовом и финансово-правовом аспектах. Статус социально-страховых фондов в качестве финансово-кредитных учреждений не подпадает ни под одно из определений форм некоммерческих организаций, предусмотренных гражданским законодательством.

На современном этапе необходимо создать правовую модель внебюджетных социальных фондов, которая объединяла бы все особенности, необходимые для надлежащего осуществления фондами полномочий в системе социального страхования. Определяющим звеном в правовом статусе фондов должно быть их признание страховщиками в системе социального страхования. Все остальные элементы правового статуса являются второстепенными и призваны обеспечить надлежащее выполнение фондами функций страховщиков .

Необходимо отметить также, что существуют правоотношения, связанные с осуществлением социального страхования, в которых субъектом выступает непосредственно государство. К их числу относятся , например, международно-правовые отношения, опосредующие заключение и реализацию международных договоров и соглашений о социальном страховании.

Содержание отношений по обязательному социальному страхованию составляет совокупность прав и обязанностей субъектов данных отношений.

Основным субъективным правом застрахованного лица в сфере социального страхования является право на страховое обеспечение. В настоящее время система социального страхования включает несколько его видов и обеспечение предоставляется дифференцировано по видам страхования, субъективные права на предоставление тех или иных видов обеспечения по страхованию могут возникать у застрахованного лица в разное время при наличии различных условий. Например, при наступлении страхового случая застрахованное лицо имеет право обратиться за назначением социально-страхового обеспечения, а страховщик (страхователь) обязаны рассмотреть заявление гражданина в течение определенного срока и принять решение о назначении выплаты или отказе в ней. При принятии положительного решения возникает материальное социально-страховое правоотношение, предусматривающее право гражданина на страховые выплаты, услуги и обязанность страховщика или иного субъекта их предоставить. При отказе в назначении страховых выплат или предоставлении услуг у застрахованного лица возникает право на обжалование решений страховщика в его вышестоящие инстанции, которые обязаны принять заявление и рассмотреть его по существу. В данном случае возникают процессуальные правоотношения.

Страховщик, страхователь исполняют обязанности по формированию фонда денежных средств социального страхования, по предоставлению социальнострахового обеспечения и т.д. Данные обязанности реализуются как в материальных, так и процедурных правоотношениях по социальному страхованию, корреспондируя правам соответствующих субъектов .

Однако, права работника по существу не являются гарантированными, т.к. в законе нет норм об ответственности работодателя, не выполняющего надлежащим образом своих обязанностей как страхователя, перед работником. Хотя в КЗоТ такие нормы также отсутствовали, государство гарантировало каждому работнику по трудовому договору как застрахованному лицу социальное страхование в силу закона, а не фактической уплаты страхователем страховых взносов за него .

Если бы прежнее правило сохранилось в Трудовом кодексе в порядке преемства, то право на обязательное социальное страхование являлось бы действительно гарантированным, а не производным от воли работодателя, который, как показывает практика, является экономически сильной стороной и, как страхователь в обязательном социальном страховании, не считает себя связанным таким обязательством и обязанной стороной правоотношения данного страхования . В правовом регулировании отношений в сфере обязательного социального страхования обозначилась тенденция наступления на права застрахованных .

Таким образом, субъектами обязательного социального страхования являются страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица, иные органы, организации и граждане, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах социального страхования. Необходимо отметить, что статус страховщиков недостаточно четко определен в действующем законодательстве. В связи с этим считаем необходимым принять федеральный закон, регулирующий их специфический правовой статус, более конкретно определяющий их права и обязанности в данной сфере общественных отношений.

Содержание отношений по обязательному социальному страхованию составляет совокупность прав и обязанностей субъектов данных отношений.

Основным субъективным правом застрахованного лица в сфере социального страхования является право на страховое обеспечение. Однако, как отмечалось ранее, это право в настоящее время не является гарантированным ввиду отсутствия норм об ответственности работодателя не выполняющего надлежащим образом своих обязанностей как страхователя, перед работником. Для того, чтобы устранить данную негативную тенденцию, предлагается внести в законодательство изменения, в соответствии с которыми работник будет считаться застрахованным лицом в силу закона, а не фактической уплаты за него страховых взносов и соответственно определить ответственность работодателя за невыполнение обязанности по уплате страховых взносов, например, в виде денежного взыскания.

Список литературы:

1. Федорова М.Ю. Теоретические проблемы правового регулирования социального страхования: дис. док.юр.наук., Спб., 2003.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. В.П. Галаганов Правовое регулирование отношений по обязательному социальному страхованию (проблемы теории и практики) дис. д.ю.н., 2009г.

3. Трудовое право России: Учебник/под ред. С.П. Маврина, Е.Б. Хохлова. — М., Юристъ. 2002.

4. Лушникова М.В. Государство, работодатели и работники: история, теория и практика правового механизма социального партнерства, — Ярославль, 1997.

5. Глазырин В.В. Договоры о труде с иностранными гражданами в России// Справочник кадровика. 2004. №5.

6. Стороны и содержание трудового договора в обновленном Трудовом кодексе РФ В.В. Глазырин// «Цивилист», 2007, №1.

7. Бойченко Т.А. Правовой статус работодателя. Автореферат канд. юрид. наук. — М. 2003.

8. Винницкий Д.В. Субъекты налогового права. — М.: Норма, 2000.

3. The labor law of Russia: S.P.Mavrina, E.B.Hohlova’s

Textbook/under the editorship of.-М, Jurist. 2002.

5. Glazirin V.V.Contracts about work with foreign citizens in Russia//the Directory of the personnel officer. 2004. №5.

7. Boichenko T.A. Legal status of the employer. The author’s abstract the candidate of jurisprudence. — M. 2003.

8. Vinnickii D.V. Subjects of the tax right. — М: Norma, 2000.

РЕЦЕНЗИЯ

На статью Е.Н.Бородиной «Субъекты и содержание правоотношений по обязательному социальному страхованию».

Рецензируемая статья посвящена актуальной теме современного российского трудового права. Легальное включение в предмет трудового права отношений по обязательному социальному страхованию породило целый ряд проблем, связанных с разграничением предмета трудового права и права социального обеспечения. К сожалению, в науке трудового права этой проблеме посвящено незначительное число исследований. В этой связи представляется весьма важным поддержать курс юридической науки на продолжение этой работы.

Статья раскрывает правовой статус субъектов правоотношений по обязательному социальному страхованию, а также раскрывает их содержание. Материал основан на научной литературе, новейшем законодательстве. Представляются конструктивными и предложения автора, направленные на совершенствование действующего законодательства.

Полагаю, что представленная работа может быть опубликована в научном журнале.

Профессор,

д.ю.н. М.О. Буянова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *