(СТАРАЯ РЕДАКЦИЯ) КОДЕКС РК ОТ 18.09.2009 № 193-IV
КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
О ЗДОРОВЬЕ НАРОДА И СИСТЕМЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
(с изменениями и дополнениями по состоянию на 03.07.2014 г.)
Данная редакция действовала до внесения изменений от 29 сентября 2014 года
См.: перечень нормативных правовых актов, принятие которых необходимо в целях реализации Кодекса, утвержденный распоряжением Премьер-Министра Республики Казахстан от 10 ноября 2009 года № 162-р, приказом Министра здравоохранения Республики Казахстан от 5 октября 2009 года № 495
Раздел 5. Охрана здоровья граждан
Глава 16. Права и обязанности в области здравоохранения и гарантии их обеспечения
Статья 87. Гарантии обеспечения прав в области здравоохранения
Статья 88. Права граждан
Статья 89. Права детей
Статья 90. Обязанности граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц
Статья 91. Права пациентов
Статья 92. Обязанности пациентов
Статья 93. Право на отказ от медицинской помощи
Статья 94. Оказание медицинской помощи без согласия граждан
Статья 95. Врачебная тайна
Раздел 5. Охрана здоровья граждан
Глава 16
Права и обязанности в области здравоохранения и гарантии их обеспечения
Статья 88. Права граждан
5. Иностранцы и лица без гражданства, находящиеся на территории Республики Казахстан, имеют право на получение гарантированного объема бесплатной медицинской помощи при острых заболеваниях, представляющих опасность для окружающих, в соответствии с перечнем, определяемым Правительством Республики Казахстан, если иное не предусмотрено международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан.
Закон Республики Казахстан от 29 сентября 2014 года № 239-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам разграничения полномочий между уровнями государственного управления» (с изменениями от 27.04.2015 г.)
ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
О внесении изменений и дополнений
в некоторые законодательные акты Республики Казахстан
по вопросам разграничения полномочий между уровнями
государственного управления
(с изменениями от 27.04.2015 г.)
См. перечень нормативных правовых актов и правовых актов, принятие которых необходимо в целях реализации настоящего Закона.
36) в статье 88:
подпункт 5) пункта 1 изложить в следующей редакции:
«5) получение медицинской помощи за рубежом за счет бюджетных средств при наличии показаний в порядке, определяемом уполномоченным органом;»;
пункты 3, 4 и 5 изложить в следующей редакции:
«3. Лица с расстройствами половой идентификации, кроме лиц с психическими расстройствами (заболеваниями), имеют право на смену пола.
Правила медицинского освидетельствования и проведения смены пола для лиц с расстройствами половой идентификации устанавливаются уполномоченным органом.
4. Гражданам, свобода которых ограничена, а также отбывающим наказание по приговору суда в местах лишения свободы, помещенным в специальные учреждения, медицинская помощь оказывается в порядке, определяемом органами уголовно-исполнительной системы по согласованию с уполномоченным органом. Указанные лица пользуются всеми вышеприведенными правами граждан Республики Казахстан при получении медицинской помощи.
5. Иностранцы и лица без гражданства, находящиеся на территории Республики Казахстан, имеют право на получение гарантированного объема бесплатной медицинской помощи при острых заболеваниях, представляющих опасность для окружающих, в соответствии с перечнем, определяемым уполномоченным органом, если иное не предусмотрено международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан.»
Цель — анализ правовых основ охраны здоровья граждан в Республике Беларусь и тематическая систематизация их законодательного регулирования, сравнение с зарубежными аналогами, подготовка научно обоснованных предложений по совершенствованию нормативно-правовой базы отрасли и разработка проекта Свода законодательства «Об охране здоровья граждан и системе здравоохранения».
Правовые основы охраны здоровья граждан — это законодательство о здравоохранении, другие законы и нормативные правовые акты (НПА), регулирующие общественные отношения в области охраны здоровья населения, регламентирующие права человека на благоприятную окружающую среду, охрану здоровья, доступность получения квалифицированной медицинской помощи (МП) надлежащего качества, а также возможность возмещения ущерба, причиненного здоровью. Совершенствование нормативно-правового регулирования (НПР) охраны здоровья для системы здравоохранения означает необходимость усиления правовых механизмов оказания МП, т. е. прямой регулирующей роли законов с заменой административно-правовых норм гражданско-правовыми. Такое направление развития нормативно-правовой базы (НПБ) отрасли способствует становлению и развитию медицинского права в республике. Проведена тематическая систематизация законодательства Республики Беларусь в сфере охраны здоровья по 7 направлениям: обеспечение безопасных условий жизни и труда человека, права граждан в сфере охраны здоровья, профилактика и здоровый образ жизни, права и ответственность медицинских работников, деятельность национальной системы здравоохранения и ее финансирование, регламентация отдельных видов медицинской деятельности (виды МП, организация ее оказания, обеспечение лекарственными средствами, частная фармацевтическая и медицинская деятельность, международное сотрудничество и др.), показавшая ее достаточную проработанность. В действующих законах используются успешно апробированные международные принципы охраны здоровья граждан: ответственность органов государственной власти и организаций здравоохранения независимо от формы собственности за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья, соблюдение и защита прав пациента, развитие правосознания у медицинских работников и населения. Тем не менее, анализ систематизированного массива законодательства позволил выявить пробелы и разработать научно обоснованные предложения по совершенствованию НПБ и НПР отрасли.
В количественном отношении здравоохранные нормы суммарно содержатся в 495 НПА, из которых 27 — кодексы, 108 — законы (из них 15 в области здравоохранения), 51 — указы и декреты Президента Республики Беларусь и 306 — Постановления Совета Министров Республики Беларусь. Многочисленные правовые нормы в области охраны здоровья содержатся в законе «О здравоохранении», других НПА, а также распределены в гражданском, трудовом, семейном, административном, уголовном и других отраслях права. Назрела необходимость создания единого систематизированного и консолидированного НПА, регламентирующего все аспекты охраны здоровья граждан, что способствовало бы более эффективной и полной реализации конституционной нормы на охрану жизни и здоровья граждан в республике. Для проведения такой кодификации медицинского законодательства в республике нормативного материала вполне достаточно. В качестве первого этапа этой работы нами проведена тематическая систематизация указанного массива НПА и подготовлен проект полнотекстового Свода законодательства «Об охране здоровья граждан и системе здравоохранения». Кроме того, проведен анализ отсылочных норм 13 основных законов в сфере здравоохранения, изучены документы, разработанные во их исполнение. В некоторых законах отмечены терминологические разночтения, поэтому с целью приведения понятийного аппарата в единообразное состояние подготовлен «Сводный Глоссарий терминов и их определений, используемых в основных Законах Республики Беларусь, регламентирующих отдельные виды медицинской деятельности». Практическим выходом явилась разработка примерной структуры (схемы) проекта Свода законодательства Республики Беларусь «Об охране здоровья граждан и системе здравоохранения», систематизированного по 7 направлениям в форме электронной справочной таблицы (базы данных НПА), включающей полнотекстовые законодательные акты, основные нормы и положения по теме, а также документы, разработанные во исполнение законов.