Закон о выборах депутатов государственной думы

Статья 5. Назначение выборов депутатов Государственной Думы

1. Проведение выборов депутатов Государственной Думы в сроки, установленные Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, является обязательным.

2. Выборы депутатов Государственной Думы нового созыва назначаются Президентом Российской Федерации. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 110 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Днем голосования является третье воскресенье месяца, в котором истекает конституционный срок, на который была избрана Государственная Дума предыдущего созыва. Конституционный срок, на который избирается Государственная Дума, исчисляется со дня ее избрания. Днем избрания Государственной Думы является день голосования, в результате которого она была избрана в правомочном составе. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.

3. Если Президент Российской Федерации не назначит выборы депутатов Государственной Думы в срок, установленный частью 2 настоящей статьи, выборы назначаются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации и проводятся в третье воскресенье месяца, в котором истекает конституционный срок, на который была избрана Государственная Дума предыдущего созыва. Решение Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о назначении выборов публикуется не позднее чем через семь дней со дня истечения установленного частью 2 настоящей статьи срока официального опубликования решения о назначении выборов.

4. При роспуске Государственной Думы в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, Президент Российской Федерации одновременно назначает досрочные выборы депутатов Государственной Думы нового созыва. Днем голосования в этом случае является последнее воскресенье перед днем, когда истекают три месяца со дня роспуска Государственной Думы. Решение о назначении досрочных выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.

5. Если Президент Российской Федерации, распустив Государственную Думу, не назначит досрочные выборы депутатов Государственной Думы нового созыва, выборы назначаются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации и проводятся в последнее воскресенье перед днем, когда истекают три месяца со дня роспуска Государственной Думы. Решение Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о назначении досрочных выборов публикуется не позднее чем через семь дней со дня истечения установленного частью 4 настоящей статьи срока официального опубликования решения о назначении досрочных выборов.

6. В случаях, предусмотренных частями 3 — 5 настоящей статьи, сроки осуществления избирательных действий, установленные настоящим Федеральным законом, сокращаются на четверть. При этом сроки в днях умножаются на три четвертых и округляются в сторону ближайшего целого числа; если после умножения получается число, дробная часть которого составляет половину целого числа, то оно округляется в большую сторону.

7. Если воскресенье, на которое должны быть назначены выборы депутатов Государственной Думы, совпадает с днем, предшествующим нерабочему праздничному дню, или с нерабочим праздничным днем, или с днем, следующим за нерабочим праздничным днем, либо объявлено в установленном порядке рабочим днем, выборы назначаются на следующее воскресенье.

Статья 217

1. Регламент Государственной Думы, изменения в него принимаются постановлением Государственной Думы. Проект постановления Государственной Думы о внесении изменений в Регламент Государственной Думы может быть внесен депутатами Государственной Думы, фракциями, комитетами и комиссиями Государственной Думы (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 21 ноября 2008 года № 1289–5 ГД – Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 48, ст. 5567).

2. Регламент, а также постановления палаты о внесении изменений в Регламент Государственной Думы вступают в силу со дня их принятия, если палата не примет иное решение (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 20 февраля 2004 года № 131-IV ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 9, ст. 756; постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 21 ноября 2008 года № 1289–5 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 48, ст. 5567).

3. Процедуры проведения заседаний Государственной Думы, рассмотрения иных вопросов деятельности Государственной Думы, не предусмотренных настоящим Регламентом, принимаются на заседании палаты большинством голосов от числа депутатов Государственной Думы, принявших участие в голосовании, оформляются протокольно и действуют со дня их принятия.

Статья 218

(Статья 218 утратила силу на основании постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 21 ноября 2008 года № 1289–5 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 48, ст. 5567).

Статья 219

Разъяснение положений Регламента во время заседания палаты может осуществляться присутствующим на заседании палаты специально уполномоченным представителем (представителями) Комитета Государственной Думы по контролю и Регламенту, который избирается большинством голосов от общего числа членов данного комитета. При наличии у депутатов Государственной Думы либо у председательствующего возражений против приведенных разъяснений данный вопрос рассматривается на специальном заседании Комитета Государственной Думы по контролю и Регламенту с обязательным приглашением на заседание депутатов Государственной Думы, имевших возражения против приведенных разъяснений. Решение комитета по указанному вопросу должно быть доведено до сведения депутатов Государственной Думы (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 22 сентября 2017 года № 2258–7 ГД – Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, № 40, ст. 5767).

Статья 220

Законопроекты, не принятые Государственной Думой в окончательной редакции, а также принятые ею, но отклоненные Советом Федерации или Президентом Российской Федерации, рассматриваются Государственной Думой следующего созыва в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации, на той стадии законодательной процедуры, на которой было прервано их рассмотрение Государственной Думой предыдущего созыва, если иное решение не будет принято Государственной Думой нового созыва.

Статья 221

(Статья 221 утратила силу на основании постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 9 октября 2007 года № 5134–4 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 42, ст. 4981.)

Статья 2211

1. В случаях, установленных федеральными законами, могут быть образованы комиссии Федерального Собрания Российской Федерации.

2. Сопредседатели комиссий Федерального Собрания Российской Федерации от Государственной Думы и другие депутаты Государственной Думы, избранные в составы соответствующих комиссий, образуют депутации Государственной Думы в данных комиссиях Федерального Собрания Российской Федерации.

3. Решения об утверждении численного и персонального составов депутаций Государственной Думы в комиссиях Федерального Собрания Российской Федерации и положений о порядке участия депутаций Государственной Думы в деятельности комиссий Федерального Собрания Российской Федерации принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы и оформляются постановлением палаты.

4. Информация о результатах работы депутаций Государственной Думы в комиссиях Федерального Собрания Российской Федерации направляется в письменной форме Председателю Государственной Думы в порядке, устанавливаемом положениями о порядке участия депутаций Государственной Думы в деятельности соответствующих комиссий Федерального Собрания Российской Федерации.

(Статья 2211 введена постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 10 декабря 2008 года № 1365–5 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 50, ст. 5875.)

Статья 222

1. Составление, утверждение и ведение бюджетных смет Государственной Думы, а также внесение изменений в бюджетные сметы Государственной Думы осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», Бюджетным кодексом Российской Федерации, федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, настоящим Регламентом и порядком составления, утверждения и ведения бюджетной сметы Государственной Думы, утверждаемым распоряжением Председателя Государственной Думы по согласованию с Комитетом Государственной Думы по контролю и Регламенту и Комитетом Государственной Думы по бюджету и налогам. Бюджетные сметы Государственной Думы утверждаются Руководителем Аппарата Государственной Думы (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 22 сентября 2017 года № 2258–7 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, № 40, ст. 5767; постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 21 декабря 2017 года № 3227–7 ГД – Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, № 52, ст. 8105).

2. (Часть вторая утратила силу на основании постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 21 декабря 2017 года № 3227–7 ГД – Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, № 52, ст. 8105).

3. (Часть третья утратила силу на основании постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 21 декабря 2017 года № 3227–7 ГД – Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, № 52, ст. 8105).

4. Правила предоставления Государственной Думой субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета разрабатываются Аппаратом Государственной Думы по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации, согласовываются с Комитетом Государственной Думы по контролю и Регламенту и утверждаются распоряжением Председателя Государственной Думы (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 22 сентября 2017 года № 2258–7 ГД – Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, № 40, ст. 5767).

5. Аппарат Государственной Думы до 15 апреля текущего финансового года направляет отчет об исполнении бюджетных смет Государственной Думы за истекший финансовый год на заключение в Комитет Государственной Думы по контролю и Регламенту и Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам. Отчет Руководителя Аппарата Государственной Думы об исполнении бюджетных смет за истекший финансовый год и заключения по нему указанных комитетов вносятся Комитетом Государственной Думы по контролю и Регламенту на рассмотрение Совета Государственной Думы. По итогам рассмотрения Совет Государственной Думы принимает решение (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 22 сентября 2017 года № 2258–7 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, № 40, ст. 5767; постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 21 декабря 2017 года № 3227–7 ГД – Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, № 52, ст. 8105).

(Статья 222 в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 24 июня 2016 года № 9491–6 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, № 27, ст. 4397.)

Государственная Дума РФ состоит из 450 депутатов (ст. 95 Конституции РФ), из которых 225 депутатов получают депутатские мандаты исходя из числа голосов, поданных за партийный список, в который входит кандидат, пропорционально числу голосов избирателей, поданных за партию. К распределению депутатских мандатов допускаются партии, за которые проголосовало не менее 7 % избирателей, принявших участие в выборах.

Остальные 225 мест замещаются непосредственно теми кандидатами, которые получили большинство голосов избирателей по одномандатному избирательному округу.

Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной основе и не могут занимать государственные должности, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

Структура Государственной Думы включает в себя: 1) Председателя Государственной Думы, его первых заместителей и заместителей (они избираются из числа депутатов Государственной Думы на первом заседании Государственной Думы); 2) Совет Государственной Думы (осуществляет основную текущую работу Государственной Думы); 3) депутатские объединения (фракции и депутатские группы); 4) комитеты и комиссии (они создаются для решения отдельных задач Государственной Думы).

Председатель Государственной Думы: 1) ведет заседания палаты; 2) ведает вопросами внутреннего распорядка палаты; 3) организует работу Государственной Думы; 4) представляет палату во взаимоотношениях с рФ, иностранными государствами, государственными органами и должностными лицами; 5) осуществляет иные организационные полномочия.

Председатель Государственной Думы и его заместители входят в состав Совета Государственной Думы и имеют право решающего голоса при принятии решения Советом.

Совет Государственной Думы осуществляет предварительную подготовку и рассмотрение организационных вопросов деятельности палаты, а также подготавливает законопроекты к обсуждению на заседании палаты.

Все депутатские объединения обладают равными правами. Они создаются в целях отстаивания интересов партии и, как правило, представлены ее членами.

Депутатские объединения вправе на своих заседаниях принимать решения по обсуждаемым вопросам, об этих решениях депутаты сообщают Председателю и Совету Государственной Думы. Такие решения имеют рекомендательный характер. Депутатские объединения, число которых составляет более 50 человек, подлежат государственной регистрации в установленном федеральными законами порядке.

Основная функция Государственной Думы РФ – обсуждение и принятие федеральных конституционных и федеральных законов.

Иные полномочия Государственной Думы (ст. 103 Конституции РФ): 1) внесение Думой или ее депутатами законопроектов на обсуждение палаты; 2) рассмотрение кандидатуры Председателя Правительства РФ, предложенной Президентом РФ; 3) решение вопроса о доверии Правительству РФ; 4) назначение на должность и освобождение от нее Председателя Центрального банка РФ, Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов, Уполномоченного по правам человека; 5) объявление амнистии; 6) выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.

Порядок работы государственной думы РФ

Порядок деятельности Государственной Думы ФС РФ определяется Конституцией РФ, федеральными конституционными и федеральными законами и Регламентом палаты.

Основные принципы организации деятельности Государственной Думы: 1) политическое многообразие депутатских групп и многопартийность;

2) свободное обсуждение и коллективное разрешение поставленных задач.

Государственная Дума работает в периоды сессий: 1) весенней (с 12 января по 20 июня); 2) осенней (с 1 сентября по 25 декабря).

Сессия работы Государственной Думы – это период, в течение которого осуществляется работа нижней палаты Федерального Собрания, созываются заседания палаты, комитетов Государственной Думы, ее Совета, проходят парламентские слушания, работают парламентские фракции, комитеты, рабочие группы.

Государственная Дума нового созыва собирается на первое заседание на 30-й день после выборов. Президент РФ может созвать депутатов на первое заседание ранее этого срока. Первое заседание всегда открывается старейшим по возрасту из депутатов.

Согласно Регламенту Государственной Думы последующие заседания палаты открывает председатель Государственной Думы.

На своем первом заседании Государственной Думы депутаты избирают органы палаты: 1) Председателя Государственной Думы; 2) Счетную комиссию; 3) Временную комиссию по Регламенту и организации работы Государственной Думы; 4) Временный секретариат. Эти решения Государственной Думы оформляются постановлениями.

Заседания нижней палаты Федерального Собрания РФ проходят открыто и освещаются в средствах массовой информации, за исключением случаев, установленных Регламентом Государственной Думы, либо в случае принятия решения о проведении закрытого заседания большинством голосов от числа присутствующих на заседании депутатов. На закрытых заседаниях вправе присутствовать: Президент РФ, Председатель и члены Совета Федерации, Председатель Правительства РФ и его члены, а также иные лица, перечисленные в Регламенте Государственной Думы.

Заседания Государственной Думы проходят отдельно от заседаний верхней палаты Федерального Собрания, однако на заседаниях Государственной Думы могут присутствовать члены Совета Федерации.

Решения на заседаниях Государственной Думы принимаются голосованием (открытым или тайным) из расчета один голос у одного депутата. Голосования могут быть тайными и открытыми (путем прямого голосования). Каждый депутат голосует самостоятельно, руководящие органы политических партий не могут принуждать своих членов голосовать за то или иное решение.

Заседание нижней палаты Федерального Собрания правомочно, если на нем присутствует большинство от общего числа депутатов (т. е. 226 депутатов и более).

На заседаниях Государственной Думы ведутся: 1) протоколы (они подписываются председательствующим на заседании); 2) стенограммы (они подлежат официальному опубликованию, за исключением стенограмм закрытых заседаний).

Регламент Государственной Думы устанавливает периоды для работы депутатов с избирателями – каждая последняя неделя месяца.

Деятельность Государственной Думы оканчивается с момента начала работы Государственной Думы нового созыва (первого ее заседания).

Вносится
депутатом Государственной Думы
Саввиди И.И.

Проект № 534513-5

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»

Внести в Федеральный закон от 18 мая 2005 года № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 21, ст. 1919, № 10, ст. 1158; 2007, № 18, ст. 2118; 2009, № 20, ст. 2391; 2010, № 41, ст. 5192) изменения следующего содержания:

1) в части 4 статьи 73 слова «первых трех» исключить;

2) часть 5 статьи 73 изложить в следующей редакции «5. Справа от наименования каждой политической партии и фамилии, имени, отчества каждого включенного в бюллетень кандидата помещается пустой квадрат.» ;

3) часть 8 статьи 75 изложить в следующей редакции: «8.Голосование проводится путем внесения избирателем в избирательный бюллетень любого знака в квадрат, относящийся к федеральному списку кандидатов в пользу которого сделан выбор, а также по желанию избирателя в квадрат, относящийся к кандидату(кандидатам) включенному в этот федеральный список в пользу которого (которых) сделан выбор. При этом избирателем может быть внесен знак в любое количество квадратов, относящихся к кандидатам выбранного им федерального списка.» ;

4) подпункт т пункта 5 части 2 статьи 78 дополнить следующими словами «и фамилия, имя, отчество кандидата по каждому списку с числом голосов избирателей поданных за каждого кандидата в отдельности»;

5) пункт 10 части 2 статьи 82 изложить в следующей редакции «10) фамилии, имена и отчества зарегистрированных кандидатов, с указанием в порядке убывания количества голосов поданного за каждого кандидата, избранных депутатами Государственной Думы, из каждого федерального списка кандидатов, которому причитаются депутатские мандаты.»;

6) часть 12 статьи 82 изложить в следующей редакции «12. Депутатские мандаты распределяются между зарегистрированными кандидатами в соответствии с количеством голосов избирателей поданным за каждого кандидата в отдельности. При этом первым депутатский мандат выдается кандидату набравшему наибольшее количество голосов, последующие мандаты выдаются кандидатам набравшим меньшее количество голосов в порядке убывания (в пределах общефедеральной части федерального списка кандидатов и в пределах каждой из региональных групп кандидатов). В случае если кандидаты набрали равное количество голосов распределение мандатов производится в соответствии с порядком их размещения в федеральном списке кандидатов, установленным при регистрации этого списка Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.»;

7) часть 4 статьи 82.1 изложить в следующей редакции: «Депутатские мандаты, переданные в соответствии с частями 2 и 3 настоящей статьи, переходят в первую очередь к зарегистрированным кандидатам, включенным в общефедеральную часть федерального списка кандидатов, в соответствии с количеством голосов избирателей поданным за каждого кандидата в отдельности. При этом первым депутатский мандат выдается кандидату набравшему наибольшее количество голосов, последующие мандаты выдаются кандидатам набравшим меньшее количество голосов в порядке убывания. В случае если кандидаты набрали равное количество голосов распределение мандатов производится в соответствии с порядком их размещения в федеральном списке кандидатов, установленным при регистрации этого списка Центральной избирательной комиссией Российской Федерации .»;

8) часть 6 статьи 82.1 изложить в следующей редакции «6. Депутатский мандат, переданный в соответствии с частью 2 настоящей статьи федеральному списку кандидатов, не имеющему общефедеральной части, переходит к кандидату, за которого подано наибольшее количество голосов избирателей, включенному в региональную группу кандидатов, за которую подано наибольшее число голосов избирателей. В случае, если при равенстве числа голосов избирателей, поданных за региональные группы кандидатов, таких групп окажется более одной, региональная группа, к зарегистрированному кандидату которой переходит депутатский мандат, определяется в соответствии с порядком размещения региональных групп в федеральном списке кандидатов. В случае если кандидаты набрали равное количество голосов распределение мандатов производится в соответствии с порядком их размещения в федеральном списке кандидатов, установленным при регистрации этого списка Центральной избирательной комиссией Российской Федерации .»;

9) в части 7 статьи 82.1 слова «к первому в порядке очередности зарегистрированному кандидату» заменить словами «кандидату, за которого подано наибольшее количество голосов избирателей, а в случае равного количества голосов к первому в порядке очередности зарегистрированному кандидату»;

10) в части 9 статьи 82.1 слова «он переходит к первому в порядке очередности зарегистрированному кандидату» заменить словами «он переходит к кандидату, получившему наибольшее число голосов избирателей, а в случае равного количества поданных голосов к первому в порядке очередности зарегистрированному кандидату»;

11) в части 8 статьи 83 слова «Депутатский мандат передается первому в порядке очередности зарегистрированному кандидату» заменить словами «Депутатский мандат передается кандидату, за которого подано наибольшее количество голосов избирателей, а в случае равного количества голосов к первому в порядке очередности зарегистрированному кандидату».

Президент
Российской Федерации

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»

Проект Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» разработан с целью дальнейшей демократизации избирательного законодательства, повышения всеобщего доверия исключения факторов коррупциногенности или возможного протекционизма в ходе реализации закрепленного действующим законом системы пропорционального представительства.

В настоящее время выборы депутатов Государственной Думы осуществляются способом пропорционального представительства и проводятся по системе закрытых (связанных) списков, при которой избиратель голосует за список кандидатов в целом и не может изменить порядок размещения кандидатов в списке, а соответственно и порядок распределения депутатских мандатов. В результате внутрипартийное распределение порядковых номеров в списках становится ареной внутренней борьбы, заменяя собой борьбу за голоса избирателей.

Однако, избирателям не безразлично, каков будет персональный состав будущей партийной фракции и парламента в целом. Фактор персонального состава избирательных списков, личностей тех политиков, которые, будучи внесены в партийный список, станут или имеют возможность стать народными представителями, сохраняет немаловажное значение и в период предвыборной кампании, и после, в процессе работы парламента.

Законопроектом предлагается проводить выборы путем преференционального голосования, по системе открытых (свободных) списков, при которой избиратель голосует не только за список кандидатов в целом, но и за каждого кандидата в отдельности, чем может повлиять на изменение очередности предоставления мандатов и как результат на более демократичное представительство в парламенте. При этом избиратель может непосредственно влиять на предоставление депутатских мандатов внутри списков победивших партий наиболее достойным по его мнению кандидатам.

В соответствии с проектом избирателем могут быть поданы голоса за любое количество кандидатов из списка избранной им партии. При этом он не связан какими либо ограничениями. Избирательными комиссиями при подсчете голосов поданных за партию, также должны быть подсчитаны голоса поданные за конкретных кандидатов. Депутатские мандаты по итогам выборов предусмотрено предоставить тем кандидатам победивших партий, за которых подано большее число голосов. Лишь в случае равного количества голосов предусмотрена очередность в соответствии со списком.

Внесение предлагаемых изменений в закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» не повлечет каких-либо расходов, покрываемых за счет бюджетов любых уровней, его реализация будет осуществляться в рамках обязанностей соответствующих избирательных комиссий. Не потребуется также внесения изменений в законодательные акты Российской Федерации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *