Закон конкуренции

Принятие антимонопольного законодательства в России

Антимонопольное законодательство РФ направлено на недопущение создания монополий, а также способствование формированию, развитию и поддержанию конкурентной среды.

Формирование российского антимонопольного законодательства началось не так давно, в конце XX века, тем не менее некоторые его элементы уже можно усмотреть в дореволюционный период и в советское время. Однако никакие существовавшие до этого правовые системы и уложения не оказали на него существенного влияния. Поэтому принято считать, что создание антимонопольного законодательства началось с нуля.

Обратите внимание! Отправной точкой в этой сфере стало принятие закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22.03.1991 № 948-1, при помощи которого уже в том же году было приостановлено создание более 30 крупных концернов, наделенных властью по управлению государственным имуществом, созданию и ликвидации таких учреждений, а также назначению их руководителей.

В указанном акте были более четко определены задачи антимонопольной политики:

  1. Способствование образованию здоровых рыночных отношений путем содействия развитию конкуренции.
  2. Предупреждение, ограничение, пресечение становления монополистической деятельности.
  3. Контроль со стороны государства за исполнением указанных норм.

Важно! Этот закон действует по настоящее время, в основном в части определения понятий в данной области.

Любопытную статью о соотношении свободы предпринимательства и антимонопольного законодательства предлагает к прочтению КонсультантПлюс. Вы можете оформить бесплатный доступ к системе К+ на 2 дня по .

Российское антимонопольное законодательство

Антимонопольное законодательство России основано на Конституции и Гражданском кодексе РФ. Например, ст. 10 ГК РФ содержит положения, регламентирующие запрет применения гражданских прав в целях ограничения конкуренции.

Обратите внимание! Фундаментальным актом является закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ. В нём определены основы защиты конкуренции, а также методы подавления монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

Федеральный закон «О естественных монополиях» от 17.08.1995 № 147-ФЗ регулирует отношения в условиях естественных монополий, формирование и создание которых иногда оправдано по причине возможности обеспечения рынка товарами лишь одним предприятием.

Помимо указанных актов, нормы антимонопольного законодательства РФ содержат:

  1. Закон РФ «О недрах» от 21.02.1992 № 2395-1 в виде запрета, ограничения, дискриминации на пользование недрами.
  2. Закон «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» от 13.12.1994 № 60-ФЗ указывает на недопущение отказа заключения государственного контракта с поставщиками, занимающими доминирующее положение на рынке.
  3. ФЗ «О связи» от 07.07.2003 № 126-ФЗ.
  4. Иные акты.

Важно! Отношения в этой сфере могут регулироваться постановлениями Правительства РФ, а также актами антимонопольного органа. В качестве примера можно привести приказ ФАС РФ «Об утверждении Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке» от 25.04.2006 № 108.

Уровни антимонопольного законодательства

Уровни антимонопольного законодательства делятся на 3 вида:

  1. Принимаемые на федеральном уровне.
  2. Принимаемые на уровне субъектов РФ, так как на этом уровне возможно регулировать, формировать и применять цены в определенной отрасли экономики, в том числе в естественных монополиях.
  3. Принимаемые на уровне муниципальных образований, так как на этом уровне допускается оказание воздействия на деятельность локальной монополии, например предприятия тепло- и водоснабжения.

Об иерархии нормативных актов читайте в нашей статье Юридическая сила нормативных правовых актов: иерархия НПА.

***

Российское антимонопольное законодательство включает в себя немалый перечень нормативных актов, которые совершенствуются, дополняются и изменяются с учетом развития экономических отношений. Формируется оно из документов, принимаемых не только на федеральном, но и на региональном уровне, а также путем издания актов самим антимонопольным органом.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Библиографическое описание:



Одним из главных признаков рыночной экономики является противоречие и столкновение интересов участников предпринимательской деятельности.

Конкуренция как социально-экономическое явление заключается в борьбе независимых экономических субъектов за ограниченные экономические ресурсы. Конкуренция является экономическим процессом взаимодействия и борьбы действующих на рынке предприятий, направленная на обеспечение лучших возможностей для сбыта предлагаемого покупателям товара и оказания услуг.

Конкуренция товаропроизводителей характерна также и для внешней экономики, так как для успешной деятельности на внешнем рынке, необходимо повышение конкурентоспособности отечественных товаров. При импорте товаров на территорию нашей страны, действующая конкуренция среди иностранных продавцов, позволяет добиваться более выгодных условий купли-продажи.

Конкуренция является многогранным понятием, которое невозможно охарактеризовать единым определением.

Основным тезисом, который будет выдвигаться и поддерживаться автором настоящего эссе, будет выступать тезис о том, что: «Несмотря на правовое значение конкуренции, ее социально-экономическая роль является преобладающей».

Итак, конкуренция представляет собой основную сущностную черту товарного производства, способ экономического развития, а также стихийный регулятор общественного производства.

Как социально-экономическое явление, конкуренции присущи, как положительные, так и отрицательные черты.

Положительными сторонами конкуренции являются следующие:

Конкуренция одновременно имеет и положительные и отрицательные стороны:

‒ способствует развитию научно-технического прогресса, так как постоянно заставляет производителей товаров, работ услуг внедрять новейшие технологии, а также более рационально использовать имеющиеся ресурсы.

‒ В условиях конкурентной борьбы на второй план отходят некачественные товары, устаревшее производство и техника;

‒ в результате конкурентной борьбы снижаются издержки производства, приостанавливается рост цен на товары, а в некоторых случаях цены снижаются вообще;

‒ конкурентная борьба выравнивает норму прибыли на уровень заработной платы.

Среди негативных сторон конкуренции можно отметить следующие из них:

‒ делает осуществление предпринимательской деятельности нестабильным, создает условия для развития и повышения уровня инфляции, безработицы,

‒ приводит к несправедливому распределению полученных в результате предпринимательской деятельности доходов,

‒ может приводить к избыточному производству товаров, а также недозагрузке производственных мощностей в моменты производственных спадов.

Несмотря на социально-экономическую характеристику конкуренции, которая была приведена выше, ей присуще также и определенное юридическое содержание.

По мнению автора настоящего эссе, правовое значение конкуренции заключается в следующем.

Во-первых, конкуренция представляет собой социальный регулятор, на основании регулируется поведение различных субъектов. В этом смысле конкуренция формирует общественные правила поведения людей. В свою очередь, право, как основной элемент системы социального регулирования, осуществляет взаимодействие с конкуренцией и производит ее регулирование нормами права.

Несмотря на это, право и закон не могут заменить конкуренцию, что наглядно видно в экономике на примере регулирования цен на товары, работы, услуги.

Именно конкуренция, а не предписания правовых норм и административные установления, в большинстве случаев, является наиболее естественным и эффективным регулятором цен.

Во-вторых, правовая сторона конкуренции заключается в том, что юридической предпосылкой конкуренции служит свобода экономической деятельности, которая закреплена в части 1 статьи 8 Конституции РФ, с сопутствующими ей элементами:

‒ свобода договора,

‒ свобода предпринимательства,

‒ свобода конкуренции.

Фундаментальные положения данной конституционной нормы более подробно характеризуются в антимонопольном и гражданском законодательстве.

Судебная арбитражная практика свидетельствует о том, что суд, в большинстве случаев, принимают за основу при вынесении решений по хозяйственным спорам конституционный принцип свободы экономической деятельности и свободы конкуренции.

В-третьих, конкурентная борьба хозяйствующих субъектов содействует реализации прав потребителей (например, права на выбор товаров (работ, услуг) или на получение информации).

При отсутствии конкуренции на рынке товаров, работ и услуг, вышеперечисленные права потребителя существенно ограничиваются.

Именно потребитель считается ключевым участником процесса конкуренции, так как его правомерное поведение, является важным элементом конкурентной борьбы.

В-четвертых, правомерная конкуренция, которая разрешена на законодательном уровне, способствует независимой деятельности субъектов предпринимательской деятельности соответствующего сегмента рынка. В условиях конкуренции, хозяйствующие субъекты с помощью законных средств, стремятся получить наиболее выгодные условия производства и сбыта.

Несмотря на правовой характер понятия конкуренция, предпринимательская деятельность, легальное определение которой содержится в пункте 1 статьи 2 Гражданского кодекса РФ отличается от понятия конкуренция.

Для конкуренции важным моментом является состязательность, наличие соперников в соответствующем сегменте рынка, за счет которых достигаются поставленные цели.

В свою очередь, предпринимательская деятельность может осуществляться и при отсутствии конкуренции (например, в условиях естественной монополии.

Кроме того, правовой характер конкуренции при достижении предпринимателями поставленной цели заключается в том, что способы достижения таких целей не должны противоречить требованиям действующего законодательства, обычаям делового оборота, недопустимым является также противозаконное использование интеллектуальной собственности.

В-пятых, конкуренция представляет собой общественные отношения, которые складываются между субъектами предпринимательской деятельности, что составляет предмет правового регулирования.

Предпринимательские правоотношения являются урегулированными нормами права, которые содержатся в различных актах действующего законодательства (антимонопольного, гражданского и пр.) В результате урегулирования правовыми нормами, конкурентные правоотношения приобретают свою юридическую форму, что составляет правовую сторону конкуренции.

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» конкуренция — соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Правовое значение конкуренции вышеприведенного понятия «конкуренция», которое содержится в антимонопольном законодательстве, по мнению А. В. Юданова, выражается в следующем:

‒ в результате конкурентной борьбы создаются необходимые условия для деятельности антимонопольного законодательства;

‒ недобросовестные проявления конкуренции (например, ее устранение или недопущение) представляют собой противоправные наказуемые деяния;

‒ сформировавшиеся в процессе борьбы на конкретном рынке обычаи делового оборота являются образцом при выявлении случаев недобросовестной конкуренции;

‒ содействие развитию конкуренции является на сегодняшний день одной из основных задач антимонопольного органа;

‒ конкурентная борьба в соответствующем сегменте рынка, является критерием при осуществлении государственного антимонопольного контроля.

Итак, убедившись в преобладающем социально-экономическом характере конкуренции, в заключении настоящего эссе необходимо сделать следующие выводы.

Основная задача государственного антимонопольного регулирования заключается в обеспечении надежных, безотказных мер влияния экономической системы на изменение условий рынка. Антимонопольная политика государства, включает разработку антимонопольного законодательства и контроль за его осуществлением.

Проблема заключается в том, что бизнес располагает значительным практическим мировым опытом конкурентной борьбы. Имеется возможность без дополнительного теоретического изучения и самостоятельных разработок, усвоить сформировавшиеся в практике варианты решения проблемы.

В сложившихся условиях конкурентной борьбы, выходом из ситуации является выделение наиболее ценного в имеющейся практике и формирование на этой основе таких приемов и методов конкуренции, которые:

‒ с одной стороны, отвечали бы особенностям развития конкретного производства,

‒ с другой — сложившейся в России рыночной ситуации и тенденциям ее развития.

Литература:

Основные термины (генерируются автоматически): конкурентная борьба, конкуренция, предпринимательская деятельность, антимонопольное законодательство, правовое значение конкуренции, соответствующий сегмент рынка, деловой оборот, правовая сторона конкуренции, социально-экономическое явление, экономическая деятельность.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В США И РОССИИ Константинов В.В.

Константинов Владимир Владимирович — магистрант,

кафедра предпринимательского права и клинического обучения, юридический факультет, Северо-Восточный федеральный университет им. М. К Аммосова, г. Якутск, Республика Саха (Якутия)

Аннотация: в статье анализируется становление антимонопольного регулирования в Соединенных Штатах Америки и России. Исследованы законы Шермана, Клейтона в США, в России ФЗ «О защите конкуренции».

Ключевые слова: антимонопольное регулирование, антимонопольное законодательство, Закон «Шермана», Закон «Клейтона», Фз «О защите конкуренции», предпринимательское право.

Регулирование конкурентных отношений появилось в половине 19 столетия в рамках законодательства о пресечении недобросовестной конкуренции, когда назрела обязанность в легитимном регулировании методов и средств ведения конкурентной борьбы, чтобы уберечь от нарушений в сфере товарно-денежных отношений.

Антимонопольное законодательство Соединённых Штатов Америки представляет собой как систему нормативно -правовых актов, которые призваны в первую очередь охранять потребителя от монополии товаропроизводителя с помощью установления ограничений экономических, организационных, т. е управление процессов ценообразования на предприятиях-монополистах, установление юридических санкций.

Антитрестовский «закон Шермана», который был принят в Соединённых Штатах Америки в 1890 г. 20 века, данный закон объявил борьбу крупным компаниям монополистам. Как отмечает Козлов В.О в своей научной статье «в конце 1880-х гг. он получал многочисленные письма от мелких нефтяных компаний с просьбами принять меры против злоупотреблений корпораций Дж. Д. Рокфеллера «Standart Oil», в руках которой было сосредоточено до 90 процентов нефтепереработки» .

США в начале 20 века, быстрыми скачками перешла в государство классического корпоративного капитализма в следствии чего, появились большие монополии, тресты, которые функционировали без всякого ограничения. Данные тресты, ограничивали свободу рыночной конкуренции и разоряли субъекты малого и среднего предпринимательства.

Данный закон имел перспективное будущее, но на практике оказался неэффективным. «Закон Шермана» регулировал отношения в сфере экономики и социальной политики, в результате чего акт использовался не прямому назначению, работников профсоюзов были отнесены к монополиям, а забастовки к сговорам. «Закон Шермана», который был принят для народа, в итоге обратился против него.

В 1914 году был принят «акт Клейтона», который устранил ошибки, выявленные в «законе Шермана». «Акт Клейтона» является вторым антимонопольным законом США.

Данный акт содержал в себе два положения:

1) Полное запрещение определённых форм ценовой дискриминации;

2) Чтобы не возникло ограничение свободной конкуренции, ограничивалось слияние компаний через покупки контрольного пакета акций;

Овакимян К. Б., в своей научной работе отмечает, «что основным отличием Акта Клейтона от Акта Шермана являлось то, что Акт Клейтона ограничивал не только

концентрацию, которая уже привела к ограничению конкуренции или монополизации рынка, но и концентрацию, которую создавала существенную возможность ограничить конкуренцию или монополизировать рынок в будушем». На самом деле так есть, так как уже после принятия «Акта Клейтона» контроль экономической концентрации Соединённых Штатов Америки перешло от оборонительных действий к превентивным, то есть имеющий предохранительный характер возникновения таких предпосылок в будущем.

В 1950 г. был принят «Акт Селлера-Кефаувера» который был направлен против слияний. Данный акт дополнил предшествующий «Акт Клейтона» в старом акте предполагалось возможность приобретение капитала других предприятий но и активов, но с помощью «Акта Селлера-Кефаувера» появилось возможность скупать все активы конкурентов взамен капиталу, в результате чего стало возможным обходить ограничения установленным «Актом Клейтона».

В 1976 г. был принят «Акт Харта-Скотта-Родино» которая являлось поправкой «Акту Клейтона» 1914 г. как указывалось выше, «Акт Клейтона» устанавливал возможность приобретения капитала других предприятий-конкурентов, а также их активов, в новом акте 1976 г. устанавливал денежные пороги стоимости активов, объёма выручки или стоимости сделки. Появилось предварительное уведомление Федеральной Торговой Комиссии так называемый «ФТК» и Департамента Юстиции о крупных сделках. Даётся 30 дней в течении которого ФТК и Департамент проверяет сделку и принимает соответствующее решение о соответствии с законодательством о конкуренции. Если получен положительный ответ, то предоставляется право заключить сделку, а если получено не соответствие с нормами антимонопольного законодательства, то принимается решение на запрет заключение сделки.

Что касается развитие антимонопольного регулирования в России, то она начинается во времена Российской Империи при правлении Николая I, с принятием в 1845 г. «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных» где было дано понятие о стачках, а также наказание за сговор торговцев на рынке которая каралась 8 месяцами тюрьмы.

Великая Октябрьская социалистическая революция явилось переходным рубежом в ходе мировой истории в целом. Данный период носил для юридической науки задачу систематизации «остатков старого» нарастающего нового права, в связи с чем в НКО был сформирован специальный отдел «законодательных предложений и кодификаций». Ученые того времени, в частности А.В. Егоров, Ф.И. Фольфсон, Я.А. Конторович, П.И. Стучка и др., рассматривали данный период как время сформирования гражданского законодательства, регулирующего лишь только становящиеся финансовые дела и разделяют его на несколько определенных этапов:

1-ый с 1917 по 1918

2-ой начиная с лета 1918 по 1921 г. Именуемый «военный коммунизм»

3-ий — с марта 1921 по 1930 г. Время «Новой экономической политики»

В первые дни революции 2-ой съезд Советов ликвидировал помещичью, царскую, удельную собственность на землю, воду, недра и леса. Начинается сливание средств производства и устранение частной собственности на них. Гигантская доля железных дорог уже была в руках страны дополнительно только национализируются морской и речной торговый флот.

Чтобы не допустить попытки буржуазии увезти собственные ценности за рубеж был сформирован секвестр вкладов, то есть запрет. С января 1918 года оглашается государственная монополия внешней торговли. Заготовка товаров сельского хозяйства была монополизирована ввиду сложности, стимулированных Мировой войной, еще Временным Правительством.

В 1919 г. в связи с переходом к централизованному плановому хозяйству, дореволюционное законодательство в сфере гражданского и торгового права было полностью упразднено и народным судам запрещались его применять.

В 1918 г. издание закона о социализации земли, в котором ликвидировалась частная собственность на землю, далее ликвидировалось право наследования касаемых крупных имуществ. Неспособность государства иметь достаточные средства для восстановления работы национализированных предприятий, поэтому решено было сдачи в аренду.

В периоде НЭП отличительной чертой законодательства явилось уступка частному праву — неполное возобновление товарной независимости крестьянского рынка, передача больше части государственных предприятий на коммерческий расчет, поддержка планового управления и управления государством.

В период Новой Экономической политики происходит отмена продразверстки, государственной монополии на все избытки продукции крестьянского хозяйства, с заменым продналогом, который давал свободную продажу на местном рынке.

К тому времени буквально все государственные предприятия переключились на товарно-денежные дела, а все хозяйственное обращение основывался товарном рынке. Поэтому в действующем законодательстве на тот момент, возобновленный рынок не прижился и не нашел требуемых ему правовых форм.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Новая Экономическая политика позволила восстановить экономику страны.

Главной основой стало применение товарно-денежных отношений, рынка, разных форм собственности (государственной, государственно-капиталистической, капиталистической, индивидуальной и коллективной) в целях подъема производительных сил страны .

В 90-х годах прошлого столетия был принят первый антимонопольный закон, направленный на пресечение недобросовестной конкуренции и монополистической деятельности. Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» а также были приняты и другие нормативные акты, такие как Постановление Совета Министров РСФСР от 10 сентября 1990 г. № 344 «Вопросы Государственного комитета РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур».

Данный закон был подвержен постоянными изменениями в рыночной сфере и практике применения законодательства, в результате чего были приняты следующие законы такие как: Федеральный закон от 17 августа 1995 г. № 147 «О естественных монополиях», Федеральный закон от 18 июля 1995 г. № 38 «О рекламе», Федеральный закон от 23 июня 1999 г. № 117 «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг».

Как отмечает в своей научной статье Смагина А. Ю. «все эти законы являлись взаимосвязанными по сфере регулируемых отношений, они проводились в исполнение одним государственным органом-федеральным антимонопольным органом и его территориальными управлениями» все данные законы единую цель, которая выражалась в необходимости государственного регулирования поведения на рынке субъектов антимонопольного законодательства, а также защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков. База действующего антимонопольного законодательства является Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-Ф3 «О защите конкуренции», вступивший в силу 26 октября 2006 г. Данный закон подвёл итоги более чем 15-го периода функционирования антимонопольного законодательства России, длительной практики его применения антимонопольным органом и судами, научного осмысления проблем правовой защиты конкуренции.

Список литературы

1. Козлов В.О. Формирование Антимонопольного законодательства в США (по

материалам личной переписки сенатора Дж. Шермана) с. 93.

2. Овакимян К.Б. История правового регулирования государственного контроля экономической концентрации в США, с. 129

3. Дрюхин Е.Я. Проблема естественных монополий в экономике России. Учебное пособие. М., 2011, с. 137-148.

4. Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 16.

5. Постановление Совета Министров РСФСР от 10 сентября 1990 г. № 344 «Вопросы Государственного комитета РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур» // Собрание постановлений РСФСР. 1991. № 2.

6. Смагина А.Ю. Развитие системы антимонопольного законодательства в России, с. 3.

СПОСОБЫ СОВЕРШЕНИЯ НЕЗАКОННОГО ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ И ЕГО ОТЛИЧИЕ ОТ ПОХИЩЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА

Касян М.Г.

Касян Мурад Гагикович — студент магистратуры, кафедра криминалистики, юридический факультет, Кубанский государственный аграрный университет, г. Краснодар

Аннотация: в статье приводится сравнительный анализ способов совершения преступлений предусмотренных ст. 126 и ст. 127 УК РФ.

Ключевые слова: способ, лишение, свобода, похищение, человек, захват, заложник, незаконный.

Основное отличие исследуемых составов проводится по объективной стороне совершенного преступления. Объективная сторона похищения человека выражается в деянии, состоящем из трех обязательных действий:

1) завладение человеком (его захват);

2) перемещение его в другое место;

3) последующее удержание человека помимо его воли.

Способы похищения человека могут быть самыми различными: насильственное или ненасильственное, тайное или открытое, с использованием обмана или злоупотребления доверием, в результате которого похищаемый сам добровольно вместе с похитителем перемещается в место последующего насильственного удержания. Причем согласие самого человека на мнимое похищение не образует состава преступления, предусмотренного ст. 126 УК РФ.

Не относятся к похищению человека и случаи завладения одним из родителей, усыновителей (в том числе и лишенным родительских прав) собственным ребенком у другого родителя или иных лиц, которым ребенок передан в установленном законом порядке на воспитание, а также похищение ребенка близкими родственниками (родными и усыновленными братом, сестрой, дедом, бабушкой), если эти действия совершаются в интересах ребенка, однако последнее необходимо доказать.

В отличие от похищения человека при незаконном лишении свободы потерпевший не захватывается, не изымается из своей среды, не похищается, а остается в том месте, где находился, но ограничивается в передвижении. Потерпевший незаконно, помимо его воли, в принудительном порядке удерживается в том месте, где он сам добровольно до этого находился (например, квартира, рабочий кабинет).

Способами совершения данного преступления могут являться обман, физическое или психическое насилие над потерпевшим, нанесение ему побоев и т.д. В случаях совершения похищения человека и последующего его насильственного удержания

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *