Взяточничество ответственность

Федеральным законом от 4 мая 2011 г. N 97-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции» в УК РФ была введена статья, предусматривающая уголовную ответственность за посредничество во взяточничестве (ст. 291.1 УК РФ).

Часть 1 ст. 291.1 УК РФ устанавливает, что посредничество во взяточничестве-непосредственная передача взятки по поручению взяткодателя или взяткополучателя либо иное способствование взяткодателю и (или) взяткополучателю в достижении либо реализации соглашения между ними о получении и даче взятки в значительном размере, наказывается штрафом в размере от 20-кратной до 40-кратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере 20-кратной суммы взятки.

Согласно ч. 2 ст. 291.1 УК РФ посредничество во взяточничестве за совершение заведомо незаконных действий (бездействие) либо лицом с использованием своего служебного положения наказывается штрафом в размере от 30-кратной до 60-кратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере 30-кратной суммы взятки.

В соответствии с ч. 3 ст. 291.1 УК РФ посредничество во взяточничестве, совершенное либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, либо в крупном размере, наказывается штрафом в размере от 60-кратной до 80-кратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от семи до 12 лет со штрафом в размере 60-кратной суммы взятки.

Часть 4 ст. 291.1 УК РФ устанавливает, что посредничество во взяточничестве, совершенное в особо крупном размере, наказывается штрафом в размере от 70-кратной до 90-кратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от семи до 12 лет со штрафом в размере 70-кратной суммы взятки.

Кроме того, согласно ч. 5 ст. 291.1 УК РФ обещание или предложение посредничества во взяточничестве наказывается штрафом в размере от 15- кратной до 70-кратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или штрафом в размере от 25 тыс. до 500 млн. руб. с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до семи лет со штрафом в размере от 10-кратной до 60-кратной суммы взятки.

В соответствии с примечанием к ст. 291.1 УК РФ лицо, являющееся посредником во взяточничестве, освобождается от уголовной ответственности, если оно после совершения преступления активно способствовало раскрытию и (или) пресечению преступления и добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о посредничестве во взяточничестве.

Как следует из ч. 1 ст. 291.1 УК РФ, объективную сторону посредничества во взяточничестве образуют три группы действий:

— способствование взяткодателю и (или) взяткополучателю в достижении между ними соглашения о получении и даче взятки;

— непосредственная передача предмета взятки;

— иное способствование взяткодателю и (или) взяткополучателю в реализации достигнутого ранее соглашения о получении и даче взятки.

Предмет взятки может быть передан не только самому взяткополучателю, но и его родным и близким. Если указанные лица осознавали, что переданное им имущество, оказанные услуги, предоставленные имущественные права являются взяткой, то они, принимая ее, тем самым способствуют реализации достигнутого соглашения между взяткодателем и взяткополучателем. Соответственно, их действия являются посредничеством во взяточничестве.

Важно отметить, что посредник так же, как и взяткополучатель, может обладать признаками должностного лица. При этом возможна ситуация, когда должностное лицо получает предмет взятки, часть которой в последующем передает другому должностному лицу.

Обещание и предложение посредничества должны быть достаточно конкретны, прямо или опосредованно обращены к конкретному лицу. В противном случае их нельзя будет разграничить с высказанным в присутствии других лиц намерением, которое по российскому уголовному праву ненаказуемо.

Хочется обратить внимание жителей Липецкой области, что выявление преступлений коррупционной направленности представляет определенную сложность, поскольку большинство из них относится к так называемым двусторонним, т.е. таким, где нет потерпевшего — стороны, заинтересованной в выявлении такого преступления и наказании виновных, что обусловливает высокую латентность таких преступлений, поэтому сообщения о факте беззакония в любом виде в правоохранительные органы только помогут противодействию коррупции.

УМВД России по г. Липецку

Заключение диссертации по теме «Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право», Лысенко, Олег Владиславович

Заключение

При социальной востребованности вознаграждения как элемента правового стимулирования должного правового поведения его получение способами, не предусмотренными законом совершенно определенным кругом субъектов права, на всех этапах развития государства и общества имело негативную юридическую оценку. Практически всегда эта оценка находила свое отражение и в наиболее репрессивном механизме правового регулирования — уголовном. Фокусируемая, как правило, на деяниях особого круга чиновников — должностных лиц — она, к сожалению, предопределяла и соответствующий односторонний подход к ее отражению в уголовном законе. И лишь в современных условиях коренного реформирования отечественного законодательства, переоценки роли уголовного закона в разрешении различного рода социальных конфликтов были переосмыслены подходы к исследованию и социально-правовой сущности вознаграждения, и к возможным вариантам регламентации в праве его негативных аспектов.

В связи с этим, на основе весьма немногочисленных общетеоретических разработок юридической природы вознаграждения, установления его уголовно-правовой специфики и различных форм ее отражения в отечественном и зарубежном уголовном законодательстве, а также с учетом имеющегося опыта правоприменения, результатом настоящего диссертационного исследования стали следующие предложения по совершенствованию УК РФ 1996 г.

1. Принимая во внимание бессистемное отражение различных аспектов незаконного вознаграждения в действующем уголовном законодательстве, а также тот факт, что любое умышленное преступление теоретически может иметь корыстную направленность, предлагается дополнить перечень обстоятельств, отягчающих наказание ( ст.63 УК), таким, как «совершение преступления с целью получения материальной выгоды для себя или для других лиц».

2. В целях создания дополнительных, в сравнении с уже существующими (ст. 145.1 УК), правовых гарантий получения законного вознаграждения и учитывая ограниченные возможности криминализации соответствующих деяний, а также детерминированность преступлений корыстной направленности неполучением положенных лицу выплат, предлагается дополнить перечень обстоятельств, смягчающих наказание (ст,61 УК), таким, как «совершение преступления вследствие уклонения от уплаты предусмотренного законом вознаграждения».

В этом же направлении, учитывая опыт зарубежного уголовного законодательства, представляется целесообразным включить в УК запреты, сформулированные в форме позитивного обязывания, применительно к отношениям в сфере реализации авторских и смежных прав, на случай нарушения изобретательских и патентных прав, связанного с уклонением обязанных в установленном законом порядке лиц производить предусмотренные для этих случаев выплаты. Реализация подобной законодательной практики в УК могла бы иметь место посредством введения дополнительных ст. 146.1, 147.1.

3.На основе анализа терминологии, отражающей механизм индивидуального преступного поведения и, в частности, определения «корыстные» (побуждения, заинтересованность, цель, мотив), такого признака, как «совершение преступления по найму», предлагается унифицировать данную терминологию и соответствующие статьи (пункты, части статей) Особенной части УК изложить в следующей редакции:

— п. «з» ч.2 ст. 105 УК — «с целью получения материальной выгоды для себя или для других лиц, а равно сопряженное с разбоем, вымогательством или бандитизмом»;

— 4.1 ст. 137 УК — «если эти деяния совершены с целью получения материальной выгоды для себя или для других лиц, а равно из иной личной заинтересованности, и причинили вред правам и законным интересам граждан»;

— ч.1 ст. 145.1 УК — «независимо от формы собственности с целью получения материальной выгоды для себя или для других лиц, а равно из иной личной заинтересованности»;

— ст. 153 УК — «Подмена ребенка, совершенная с целью получения материальной выгоды для себя или для других лиц, а равно из иной личной заинтересованности или в интересах иных лиц»;

— ст. 155 УК — «Разглашение тайны усыновления (удочерения) вопреки воле усыновителя лицом, обязанным хранить факт усыновления (удочерения) как служебную или профессиональную тайну, либо иным лицом в целях получения материальной выгоды для себя или для других лиц, а равно из иной личной заинтересованности или в интересах иных лиц «;

— ст. 170,292 УК — «если эти деяния совершены с целью получения материальной выгоды для себя или для других лиц, а равно из иной личной заинтересованности»;

— чЛ СТ.285 УК — «если это деяние совершено с целью получения материальной выгоды для себя или для других лиц, а равно из иной личной заинтересованности».

4. Наряду с корректировкой уже имеющейся законодательной практики отражения незаконного вознаграждения в законодательной конструкции отдельных преступлений, предлагается дополнить квалифицирующим признаком «с целью получения материальной выгоды для себя или для других лиц» составы преступлений, предусмотренные ч.2 ст.112, ч.2 ст. 120, ч.З ст. 127, ч.2 ст.128 УК.

5. С учетом опыта зарубежного уголовного законодательства и практики применения отечественного уголовного законодательства предлагается усилить уголовную ответственность за преступления против правосудия, совершение которых может быть обусловлено получением незаконного вознаграждения. В этой связи предлагается внести следующие изменения и дополнения в гл.31 УК:

— в ст.299 УК ввести часть третью в следующей редакции: «Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные с целью получения материальной выгоды для себя или для других лиц, -наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет»;

— в ст.ЗОО УК ввести часть вторую в следующей редакции: «То же деяние, совершенное с целью получения материальной выгоды для себя или для других лиц, — наказывается лишением свободы на срок от трех до десяти лет»;

— ч.З ст.301 УК изложить в следующей редакции: «Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие тяжкие последствия, а равно совершенные с целью получения материальной выгоды для себя или для других лиц, — наказываются.»; в ст.305 УК ввести часть третью в следующей редакции: «Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные с целью получения материальной выгоды для себя или для других лиц, -наказываются лишением свободы на срок от пяти до двенадцати лет».

6. В связи с предлагаемыми изменениями и дополнениями УК в плане более последовательного отражения в нем различных аспектов незаконного вознаграждения отмечается, что дополнение существующих законодательных конструкций преступлений квалифицирующим признаком «с целью получения материальной выгоды для себя или для других лиц» (впрочем, как и любым другим признаком) неизбежно влечет за собой дополнительную проблему его доказывания. В этой связи, на примере преступления, регламентированного в ст.196 УК, учитывая, что по законодательному его оформлению оно не относится к преступлениям корыстной направленности, является умышленным преступлением, предлагается исключить из текста этой статьи формулировку «в личных интересах или интересах иных лиц» и ввести квалифицированный состав: «То же деяние, совершенное в целях получения материальной выгоды для себя или для других лиц».

7. При наличии в целом критической оценки использования законодателем понятия подкупа отмечается удачность законодательных конструкций п. «а» ч.2 ст. 141 и ч.1 ст. 183 УК и предлагается использовать их в ст. 144 УК с дополнением ее частью третьей следующего содержания: «Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они соединены с подкупом, — наказываются .», а также в ст. 148,149, ч.1 ст. 150, ч.З ст. 151 УК.

8. Помимо предложений по совершенствованию уголовно-правовой регламентации преступлений, непосредственно не связанных с незаконным вознаграждением, предлагаются новая редакция статей УК, предусматривающих ответственность за взяточничество и уголовно наказуемый подкуп, а также новые статьи, предусматривающие уголовную ответственность за незаконное вознаграждение лиц, не обладающих признаками должностного лица, а именно:

Статья 184. Получение незаконного вознаграждения участниками и организаторами профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов

1. Заведомо незаконное получение спортсменом лично или через посредника вознаграждения, переданного в целях оказания влияния на результаты соревнования — .

2. Заведомо незаконное получение спортивным судьей, членом жюри, тренером, руководителем команды и другими участниками или организаторами профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов лично или через посредника вознаграждения, переданного в целях оказания влияния на результаты таких соревнований и конкурсов — . 3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они совершены с вымогательством вознаграждения — . Примечание. Под вознаграждением в статьях 184,184.1 настоящего Кодекса понимаются материальные блага в виде денег, ценных бумаг, иного имущества, а также права и услуги, которые приносят имущественную выгоду, получаемые (пользуемые) лицами, указанными в частях первой и второй настоящей статьи, в размере .».

Статья 184.1. Дача незаконного вознаграждения участнику или организатору профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов

1 .Заведомо незаконные вручение, передача, предоставление спортсменам, спортивным судьям, членам жюри, тренерам, руководителям команд и другим участникам или организаторам профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов лично или через посредника вознаграждения в целях оказания ими влияния на результаты этих соревнований или конкурсов — .

2,То же деяние, совершенное неоднократно или организованной группой лиц- .

Примечание. Лицо, давшее незаконное вознаграждение, освобождается от уголовной ответственности, если оно добровольно сообщило об этом в правоохранительные органы или в органы власти, а также если имело место вымогательство вознаграждения со стороны лиц, указанных в части первой настоящей статьи».

Статья 290.Получение незаконного вознаграждения должностным лицом

1.Заведомо незаконное получение должностным лицом лично или через посредника вознаграждения за действия (бездействие) в пользу лица, передающего вознаграждение, или в пользу представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) совершаются в пределах служебных полномочий или с использованием должностного положения, а равно за общее покровительство или попустительство по службе — . 2.3аведомо незаконное получение должностным лицом лично или через посредника вознаграждения за неправомерные действия (бездействие) по службе или вопреки ее интересам, а равно содержащие в себе признаки преступления либо иного правонарушения — .

При этом часть третью данной статьи оставить без изменений, в части четвертой (п. «в») словосочетание «с вымогательством взятки» заменить на словосочетание «с вымогательством вознаграждения», а в примечании слово «взятки» заменить на слово «вознаграждения».

Наряду с указанными изменениями, в примечание к ст.290 УК под п.1 необходимо ввести норму, согласно которой «Под вознаграждением в статьях настоящей главы понимаются материальные блага в виде денег, ценных бумаг, иного имущества, а также права и услуги, которые приносят имущественную выгоду, получаемые (пользуемые) должностным лицом в размере, несоответствующем выполненной работе (оказанной услуге), либо в нарушение установленного порядка или запрета на их получение». В связи с этим понятие крупного размера вознаграждения необходимо дать в п.2 данного примечания.

Статья 291. Дача незаконного вознаграждения должностному лицу

1.Заведомо незаконные вручение, передача, предоставление должностному лицу лично или через посредника вознаграждения за ожидаемые или уже совершенные действия (бездействие) с его стороны по службе, а равно с использованием должностного положения, в пользу дающего вознаграждение либо в пользу представляемых им лиц — .

2.Заведомо незаконные вручение, передача, предоставление должностному лицу лично или через посредника вознаграждения за ожидаемые или уже совершенные неправомерные действия (бездействие) с его стороны по службе либо вопреки ее интересам, а равно содержащие в себе признаки преступления или иного правонарушения, в пользу дающего вознаграждение либо в пользу представляемых им лиц — . Примечание. Лицо, давшее незаконное вознаграждение, освобождается от уголовной ответственности, если оно добровольно сообщило об этом в правоохранительные органы или в органы власти, а также если имело место вымогательство вознаграждения со стороны должностного лица».

Статья 291.1. Получение незаконного вознаграждения государственным служащим или служащим органа местного самоуправления

1.Заведомо незаконное получение государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, не являющимися должностными лицами, вознаграждения за действия (бездействие) в пользу лица, передающего вознаграждение, или в пользу представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) совершаются в пределах служебных полномочий либо с их использованием — . 2.3аведомо незаконное получение государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, не являющимися должностными лицами, вознаграждения за неправомерные действия (бездействие) по службе или вопреки ее интересам, а равно содержащие в себе признаки преступления либо иного правонарушения — . 3.Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они совершены: а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; б) неоднократно; в) с вымогательством вознаграждения; г) в крупном размере, — ., «.

Аналогично регламентации дачи-получения незаконного вознаграждения должностными лицами в данном случае необходимо предусмотреть отдельную ст.291.2 УК, предусматривающую ответственность за дачу незаконного вознаграждения не должностному лицу:

Статья 291.2. Дача незаконного вознаграждения государственному служащему или служащему органа местного самоуправления

1.Заведомо незаконные вручение, передача, предоставление государственному служащему или служащему органа местного самоуправления, не являющимся должностными лицами, лично или через посредника вознаграждения за ожидаемые или уже совершенные действия (бездействие) с их стороны по службе, а равно с использованием служебных полномочий, в пользу дающего вознаграждение либо в пользу представляемых им лиц — .

2.Заведомо незаконные вручение, передача, предоставление государственному служащему или служащему органа местного самоуправления, не являющимся должностными лицами, лично или через посредника вознаграждения за ожидаемые или уже совершенные неправомерные действия (бездействие) с их стороны по службе либо вопреки ее интересам, а равно содержащие признаки преступления либо иного правонарушения, в пользу дающего вознаграждение или в пользу представляемых им лиц — .».

Данную статью необходимо сопроводить примечанием с содержанием аналогичным примечанию к ст.291 УК с корректировкой «если имело место вымогательство вознаграждения со стороны государственного служащего или служащего органа местного самоуправления».

Статья 204. Получение незаконного вознаграждения лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации

1.Заведомо незаконное получение лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации лично либо через посредника вознаграждения за совершение действий (бездействия) в пользу лица, передающего вознаграждение, или в пользу представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) совершаются управленцем в связи с занимаемым им служебным положением — .

При этом часть четвертую существующей ст.204 УК необходимо сделать частью второй и, наряду с данной статьей, ввести дополнительно ст.204.1 в следующей редакции:

Статья 204.1. Дача незаконного вознаграждения лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации

1.Заведомо незаконные вручение, передача, предоставление лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, лично или через посредника вознаграждения за совершение действий (бездействия) с его стороны в связи с занимаемым служебным положением в пользу дающего вознаграждение либо в пользу представляемых им лиц — .».

В данном случае часть вторую существующей ст.204 УК необходимо сделать частью второй предлагаемой ст.204.1, а примечание к ней изложить в следующей редакции: «Лицо, давшее незаконное вознаграждение, освобождается от уголовной ответственности, если оно добровольно сообщило об этом в правоохранительные органы или в органы власти, а также если имело место вымогательство вознаграждения со стороны лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации».

Помимо этого, примечание к ст.204 УК необходимо дополнить пунктом следующего содержания: «Под вознаграждением в статьях 204,204.1 настоящего Кодекса понимаются материальные блага в виде денег, ценных бумаг и иного имущества, а также права и услуги, которые приносят имущественную выгоду, получаемые (пользуемые) лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, за совершение незаконных действий (бездействия) или за принятие незаконного решения по службе, а равно в нарушение интересов представляемой им организации или организаций-контрагентов».

9. Принимая во внимание односторонность регламентации незаконного вознаграждения применительно к отдельным участникам уголовного судопроизводства в ч.1 ст.309 УК, а также то обстоятельство, что никакого вреда отношениям, поставленным под охрану гл.31 УК «Преступления против правосудия», данным преступлением не причиняется, предлагается либо вообще исключить этот состав преступления из ст.309 УК, либо отразить в законе обусловленность незаконным вознаграждением деяний названных субъектов (деяний, предусмотренных ст.307,308 УК). При этом последний вариант может быть реализован как путем установления запрета на получение незаконного вознаграждения свидетелем, потерпевшим, экспертом и переводчиком (с введением ст.309.1 УК), так и путем установления такого дополнительного квалифицирующего признака в ст.307,308 УК, как «совершенные с целью получения материальной выгоды для себя или для других лиц». Последний способ в сочетании с редакционными изменениями ч.1 ст.309 УК, аналогичными тем, которые приведены применительно к ст. 184,204 УК, представляется наиболее оптимальным.

Названные предложения, равно как и те, которые касаются понятийного аппарата теории незаконного вознаграждения в праве, стали итогом попытки прежде всего формально-логического (догматического) и системного анализа отечественного уголовного законодательства на предмет единообразного и последовательного отражения в нем различных аспектов незаконного вознаграждения. Многообразие форм выражения последнего в тексте уголовного закона, стремление законодателя придать ему различную роль в законодательных конструкциях отдельных преступлений в сочетании с дискуссионностью наличия признаков, отражающих незаконное вознаграждение, в этих конструкциях, вполне естественно создают предпосылки для неоднозначного толкования и самого текста УК, и предложений по его совершенствованию в этом направлении.

За рамками настоящего исследования остались вопросы изначальной состоятельности самих законодательных конструкций, в которых в настоящее время уже используются признаки, отражающие незаконное вознаграждение. Как правило, без внимания в работе остались и вопросы обоснованности криминализации деяний, совершение которых может быть обусловлено незаконным вознаграждением, равно как и связанных с его дачей-получением. Все это также не может не сказаться на однозначности оценки предложенной модели совершенствования УК и, думается, будет способствовать дальнейшим теоретико-прикладным исследованиям затронутой проблемы.

Не претендуя на истину в последней инстанции, мы лишь попытались привлечь внимание научной общественности, законодателя и правоприменителя к проблеме единообразного отражения в уголовном законе различных аспектов незаконного вознаграждения и в этой связи будем признательны за конструктивную критику нашей позиции.

Необходимо обратить внимание на то, что Уголовным кодексом Российской Федерации предусматривается уголовная ответственность вплоть до лишения свободы на срок до 8 лет как за получение взятки, так и за дачу взятки.

То есть перед законом отвечает не только лицо, которое получает взятку, но и то лицо, которое взятку даёт, или от чьего имени взятка передаётся взяткополучателю. В случае, если взятка передаётся через посредника, то он также подлежит уголовной ответственности за пособничество в даче взятки.

Понятие взяточничества охватывает два вида преступлений: получение взятки (статья 290 УК РФ) и дача взятки (статья 291 УК РФ). Близки к ним такие уголовно наказуемые деяния, как коммерческий подкуп (статья 204 УК РФ) и провокация взятки либо коммерческого подкупа (статья 304 УК РФ).

Состав преступления (взяточничества) будет иметь место независимо от того, когда принята взятка – до или после выполнения соответствующих действий, а также независимо от того, имелась ли предварительная договорённость между взяткодателем и взяткополучателем.

Дача взятки (передача должностному лицу лично или через посредника материальных ценностей) – это преступление, направленное на склонение должностного лица к совершению законных или заведомо незаконных действий (бездействия) в пользу дающего: для получения им преимуществ, за общее покровительство или за попустительство по службе (статья 291 УК РФ).

Дача взятки при отсутствии обстоятельств, отягчающих ответственность, наказывается штрафом до 200 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трёх до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трёх лет.

При наличии обстоятельств, отягчающих ответственность (дача взятки должностному лицу за совершение им заведомо незаконных действий (бездействия)), дача взятки наказывается штрафом в размере от 100 тысяч до 500 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трёх лет, либо лишением свободы на срок до восьми лет.

Дача взятки может осуществляться с помощью посредника. Посредничеством во взяточничестве признаётся совершение действий, направленных на передачу взятки: непосредственная передача предмета взятки, создание условий для такой передачи. Ответственность посредника во взяточничестве наступает независимо от того, получил ли посредник за это вознаграждение от взяткодателя (взяткополучателя) или не получил.

Если взятка передаётся должностному лицу через посредника, то такой посредник подлежит ответственности за пособничество в даче взятки.

Необходимо помнить, что лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности. Если имело место:

а) вымогательство взятки со стороны должностного лица;

б) если лицо добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о даче взятки.

Необходимо знать, что получение взятки – одно из самых общественно опасных должностных преступлений, особенно если оно совершено в крупном размере группой лиц по предварительному сговору или организованной группой с вымогательством взятки.

Обстоятельствами, отягчающими уголовную ответственность за получение взятки, являются:

• получение должностным лицом взятки за незаконные действия (бездействие);

• получение взятки лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления;

• получение взятки группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (2 и более человек);

• вымогательство взятки;

• получение взятки в крупном размере (крупным размером признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера, превышающие 150 тысяч рублей).

Получение взятки при отягчающих обстоятельствах наказывается лишением свободы на срок от трёх до семи лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет.

Самым мягким наказанием за взятку является штраф, а самым суровым – лишение свободы на срок до 12 лет. Кроме того, за получение взятки лишают права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет.

Таким образом, попытка получить блага, преимущества, избежать неприятностей при помощи взятки имеет своим последствием уголовное преследование и наказание.

В соответствии со статьей 13 Закона граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Уголовная ответственность за совершение коррупционных преступлений предусмотрена соответствующими статьями Уголовного Кодекса Российской Федерации.

Уголовное законодательство предусматривает наказание за коммерческий подкуп, дачу взятки, получение взятки и посредничество во взяточничестве штрафы в размере до 100-кратной суммы коммерческого подкупа или взятки, но не более 500 миллионов рублей, что является основным видом санкции за преступления коррупционной направленности.

Возможность привлечения юридических лиц к ответственности за коррупционные правонарушения установлена ст. 14 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», согласно которой в случае, если от имени или в интересах юридического лица осуществляются организация, подготовка и совершение коррупционных правонарушений или правонарушений, создающих условия для совершения коррупционных правонарушений, к юридическому лицу могут быть применены меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 19.28 КоАП РФ административная ответственность наступает за незаконные передачу, предложение или обещание от имени или в интересах юридического лица должностному лицу, либо лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно оказание ему услуг имущественного характера, предоставление имущественных прав за совершение в его интересах лицом либо должностным лицом публичной международной организации действия (бездействие), связанного с занимаемым ими служебным положением.

За совершение указанного административного правонарушения предусмотрен административного штрафа на юридических лиц в размере до 3-кратной суммы незаконного вознаграждения, но не менее 1 млн. рублей; за те же деяния, совершенные в крупном размере (свыше 1 млн. рублей) предусмотрен штраф в размере 30-кратной суммы незаконного вознаграждения, но не менее 20 млн. рублей; действия, совершенные в особо крупном размере (свыше 20 млн. рублей) – штраф в размере до 100-кратной суммы незаконного вознаграждения, но не менее 100 млн. рублей.

Документ показан в сокращенном демонстрационном режиме!

Получить полный доступ к документу

Вход для пользователей Стань пользователем

Доступ к документу можно получить: Для зарегистрированных пользователей:
Тел.: +7 (727) 222-21-01, e-mail: info@prg.kz, Региональные представительства

Для покупки документа sms доступом необходимо ознакомиться с условиями обслуживания
Я принимаю Условия обслуживания
Продолжить

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

О незаконном вознаграждении

А. Агыбаев, д. ю. н., профессор КазНУ им. Аль-Фараби

Законом установлена уголовная ответственность за получение незаконного вознаграждения от граждан за выполнение работ, связанных с обслуживанием населения (ст. 224 УК РК).

Объектом данного преступления являются общественные отношения, возникающие в сфере обслуживания населения, а также установленный в обществе порядок предоставления услуг в сфере торговли, общественного питания, бытового, коммунального, медицинского, транспортного и иного обслуживания населения. Объективная сторона данного состава преступления состоит в получении работниками сферы обслуживания населения незаконного вознаграждения от граждан за выполнение работ или услуг, входящих в круг их служебных обязанностей. Под незаконным вознаграждением следует понимать незаконную выгоду имущественного характера (деньги, различные товары, материальные ценности и т.д.). При этом не имеет значения, когда было получено незаконное вознаграждение — до или после выполнения желательного для гражданина действия.

Следует иметь в виду, что получение незаконного вознаграждения от граждан за выполнение услуг или работ, входящих в круг обязанностей виновного, не всегда содержит состав преступления. Уголовно наказуемым должно быть лишь получение такого вознаграждения путем вымогательства. Под вымогательством незаконного вознаграждения следует понимать не только прямо выраженное требование расплатиться, но и умышленное поставление гражданина в такие условия, при которых потерпевший вынужден уплатить вознаграждение для предотвращения вредных последствий его законных интересов.

Поставление лица в условия, вынуждающие потерпевшего к даче незаконного вознаграждения, может осуществляться путем прямого отказа работника от выполнения услуги или преднамеренной задержки выполнения возложенных обязанностей, надуманной ссылки на отсутствие материала, запасных частей, на невозможность качественного и в срок выполнения работы или оказания услуги и т. д. Например, если водитель отказывает всем пассажирам без дополнительной оплаты сверх показаний счетчика из-за дальности поездки; швейцар не пропускает без вознаграждения граждан в ресторан из-за якобы отсутствия свободных мест, хотя таковые имеются, то налицо будет вымогательство незаконного вознаграждения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *