Возврат дебиторки прошлых лет в казенном учреждении

Мишанина М., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Нередки случаи, когда учреждениям в начале года поступают средства в погашение прошлогодних долгов, возникших, например, при расчетах с поставщиками, подрядчиками, исполнителями работ и услуг, подотчетными лицами, а также в результате излишне перечисленных платежей в бюджет. В данной публикации рассмотрим порядок отражения в учете операций по возврату дебиторской задолженности прошлых лет для каждого типа учреждения.

В учете казенного учреждения

Поступившую казенному учреждению сумму в погашение дебиторской задолженности прошлых лет необходимо вернуть в бюджет.

Дебитор может перечислить сумму долга непосредственно в доход соответствующего бюджета либо на лицевой счет казенного учреждения (получателя бюджетных средств). В последнем случае учреждение должно будет в течение пяти рабочих дней после отражения соответствующего поступления на лицевом счете направить указанные средства в доход соответствующего бюджета бюджетной системы(п. 2.5.6 Порядка, утвержденного Приказом Федерального казначейства от 10.10.2008 № 8н).

Согласно п. 9.3.6 Порядка № 209н поступления от возврата дебиторской задолженности прошлых лет по расходам, сформированной получателем бюджетных средств, относятся на подстатью 136 «Доходы бюджета от возврата дебиторской задолженности прошлых лет» КОСГУ.

Правила отражения в бюджетном учете операций по возврату прошлогодних долгов будут зависеть от того, на какой счет поступили средства (на счет получателя бюджетных средств или на счет учета доходов бюджета), а также от закрепленных за казенным учреждением полномочий.

На основании Инструкции № 162н в бюджетном учете отразятся следующие бухгалтерские записи:

Дебет

Кредит

Пункт Инструкции № 162н

В учете администратора кассовых поступлений в бюджет

Зачислены доходы в счет погашения дебиторской задолженности прошлых лет на лицевой счет администратора дохода

1 210 02 136

1 206 хх 66х
1 208 хх 667
1 209 36 66х
1 303 05 731

80, 86, 91

Перечислена с лицевого счета получателя средств дебиторская задолженность прошлых лет на лицевой счет администратора дохода

1 210 02 136

1 304 05 ххх

В учете администратора по начислению и учету платежей в бюджет

Отражены расчеты с администратором кассовых поступлений в бюджет по начисленным учреждением доходам от возврата дебиторской задолженности прошлых лет, оформленные на основании извещения (ф. 0504805)

1 304 04 ххх

1 303 05 731

Перечислены в доход бюджета суммы возврата дебиторской задолженности прошлых лет на основании полученного от администратора кассовых поступлений в бюджет извещения (ф. 0504805)

1 303 05 831

1 206 хх 66х
1 208 хх 667
1 209 36 66х
1 303 05 731

В учете бюджетного и автономного учреждений

У бюджетных (автономных) учреждений не возникает обязанности по перечислению в доход бюджета сумм возврата дебиторской задолженности прошлых лет, образовавшихся:

Поступившие суммы зачисляются на лицевой счет учреждения и используются в зависимости от потребности учреждения в рамках выполнения государственного (муниципального) задания либо приносящей доход деятельности с обязательным уточнением плана финансово-хозяйственной деятельности (ФХД).

Денежные средства, поступившие при погашении дебиторской задолженности прошлых лет по расходам, источником финансирования которых являются целевые субсидии или субсидии на капитальное строительство, подлежат возврату в соответствующий бюджет (п. 2 Общих требований к порядку взыскания в соответствующий бюджет неиспользованных остатков субсидий, утвержденных Приказом Минфина РФ от 28.07.2010 № 82н).

Однако если учреждение подтвердит свою потребность в указанных средствах и согласует ее с учредителем, то сумму поступившей дебиторской задолженности можно будет использовать в текущем году на аналогичные цели, в соответствии с измененным планом ФХД.

Согласно п. 62.4.1 Порядка № 85н поступления бюджетным (автономным) учреждениям от возврата дебиторской задолженности прошлых лет по ранее произведенным им расходам относятся на статью аналитической группы вида источников финансирования дефицитов бюджетов 510.

В соответствии с положениями инструкций № 174н, 183н в бухгалтерском учете необходимо сделать следующие записи:

Дебет

Кредит

Обоснование

Отражены поступления от возврата сумм дебиторской задолженности прошлых лет (восстановление ранее произведенных расходов (авансовых выплат) прошлых лет)

0 201 11 510
Забалансовый счет 17

1 206 хх 66х
1 208 хх 667
1 209 34 66х
1 303 05 731

Пункт 72 Инструкции № 174н, п. 72, 77
Инструкции № 183н

0 201 21 510*
Забалансовый счет 17

Отражена задолженность перед бюджетом в сумме восстановленной дебиторской задолженности за счет субсидий (потребность в которых не подтверждена учредителем):

Указанные корреспонденции счетов требуется согласовать с учредителем (финорганом) и закрепить в учетной политике

– на иные цели

5 401 10 152

5 303 05 731

– на цели осуществления капитальных вложений

6 401 10 162

6 303 05 731

Перечислена в доход бюджета сумма восстановленной дебиторской задолженности за счет субсидий:

Пункт 93 Инструкции № 174н, п. 73, 78
Инструкции № 183н

– на иные цели

5 303 05 731

5 201 11 610
Забалансовый счет 18

5 201 21 610*
Забалансовый счет 18

– на цели осуществления капитальных вложений

6 303 05 731

6 201 11 610*
Забалансовый счет 18

6 201 21 610
Забалансовый счет 18

* Данный счет применяется автономными учреждениями.

* * *

Доходы от возврата дебиторской задолженности прошлых лет казенные учреждения перечисляют в бюджет. Бюджетные и автономные учреждения вправе использовать полученные средства в соответствии с планом ФХД.

В редакцию поступила просьба разъяснить, как следует отразить в учете казенного учреждения возврат от поставщика дебиторской задолженности за ранее перечисленные авансы. В статье мы постараемся ответить на поставленный вопрос с учетом действующего законодательства РФ.

Несколько слов об учете дебиторской задолженности в целом

Разговор начнем с того, что согласно определению, приведенному в экономическом словаре, под дебиторской задолженностью понимается сумма долгов, причитающаяся учреждению (организации) от других предприятий, фирм, а также граждан, являющихся его должниками, дебиторами.

Дебиторская задолженность, в соответствии с нормами гражданского законодательства, образуется в казенном учреждении при заключении договора на поставку товаров, работ, услуг. Например, в силу норм ст. 487 ГК РФ в случаях, когда договором купли-продажи предусмотрена обязанность покупателя полностью или частично оплатить товар, работу, услугу до передачи их продавцом (предварительная оплата), покупатель должен произвести оплату в срок, установленный договором, а если такой срок договором не установлен — в разумный срок после возникновения обязательства.

Для федеральных казенных учреждений размер аванса, осуществляемого за счет средств федерального бюджета, определяется на каждый финансовый год Правительством РФ. Так, в 2013 г. согласно п. 17 Постановления Правительства РФ от 10.12.2012 N 1272 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» действуют конкретные размеры предварительной оплаты (в частности, 100, 60 и 30%) при заключении государственных контрактов и иных гражданско-правовых договоров на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг. Таким образом, если казенное учреждение совершает предоплату, то в учете вследствие данной платежной операции образуется дебиторская задолженность.

Исходя из п. 202 Инструкции N 157н <1> учет расчетов в казенном учреждении по предоставленным в соответствии с условиями заключенных договоров (контрактов), соглашений авансовым выплатам (кроме авансов, выданных подотчетным лицам) осуществляется на счете 206 00 «Расчеты по выданным авансам».

<1> Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.

В бухгалтерском учете перечисление авансовых сумм поставщику оформляется следующей записью (п. п. 80, 111 Инструкции N 162н <2>):

Дебет счета 1 206 00 560 «Увеличение дебиторской задолженности по выданным авансам»

Кредит счета 1 304 05 000 «Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом».

<2> Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н.

Аналитический учет расчетов с поставщиками по выданным авансам ведется в разрезе дебиторов в карточке учета средств и расчетов (ф. 0504051) либо в журнале операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками (ф. 0504071) (п. 205 Инструкции N 157н).

Рассмотрим на примере возникновение в учете дебиторской задолженности и отражение ее в учете.

Пример 1. Казенное учреждение заключило договоры с организациями, оказывающими коммунальные услуги, услуги связи. В соответствии с условиями договоров оплата услуг производится авансом:

  • по услугам связи — 100% (15 000 руб.);
  • по коммунальным услугам — 30% (4980 руб.).

Предоплата перечисляется на счета поставщиков услуг до 25-го числа каждого месяца, окончательный расчет по оказанным услугам делается 10-го числа каждого месяца.

Фактически в марте 2013 г. было оказано услуг связи на 15 000 руб., коммунальных услуг — на 16 600 руб.

В учете казенного учреждения были сделаны следующие записи.

Дебет Кредит Сумма,
руб.
25 февраля 2013 г.
Перечислен аванс поставщику по
услугам связи за март 2013 г.
1 206 21 560 1 304 05 221 15 000
Перечислен аванс поставщику за
коммунальные услуги за март 2013 г.
1 206 23 560 1 304 05 223 4 980
31 марта 2013 г.
Отражены расходы учреждения по
услугам связи согласно первичным
документам об оказанных услугах
1 401 20 221 1 302 21 730 15 000
Отражены расходы учреждения по
коммунальным услугам согласно
первичным документам об оказанных
услугах
1 401 20 223 1 302 23 730 16 600
Зачтен ранее перечисленный за услуги
связи аванс
1 302 21 830 1 206 21 660 15 000
Зачтен ранее перечисленный за
коммунальные услуги аванс
1 302 23 830 1 206 23 660 4 980
10 апреля 2013 г.
Оставшаяся сумма перечислена
поставщику коммунальных услуг
1 302 23 830 1 304 05 223 11 620

Предоплата, совершенная в конце уходящего года, в следующем году переходит в разряд дебиторской задолженности прошлого года. Аналогичным образом в разряд задолженности прошлых лет переходит оплата, совершенная в более ранних отчетных периодах.

Возврат дебиторской задолженности прошлых лет в доход бюджета

Согласно п. 2.5.6 Порядка кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и порядка осуществления территориальными органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов, утвержденного Приказом Казначейства России от 10.10.2008 N 8н, суммы возврата дебиторской задолженности прошлых лет подлежат перечислению в установленном порядке дебитором получателя бюджетных средств на счет, открытый органу Федерального казначейства на балансовом счете 401 01 «Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между уровнями бюджетной системы РФ», для перечисления в доход соответствующего бюджета. В случае если суммы возврата дебиторской задолженности прошлых лет поступили на счета 401 05, 402 01, 402 04, минуя счет 401 01, то не позднее пяти рабочих дней со дня отражения этих сумм на лицевом счете получателя бюджетных средств (администратора источников финансирования дефицита бюджета) они подлежат перечислению в установленном порядке получателем бюджетных средств (администратором источников финансирования дефицита бюджета) в доход соответствующего бюджета.

Таким образом, на основании норм названного документа отражение в учете казенного учреждения операций, связанных с перечислением суммы дебиторской задолженности прошлых лет, будет зависеть от того, на какой счет поступила сумма от поставщика: на счет получателя бюджетных средств либо на счет учета доходов бюджета.

Кроме того, следует учитывать, что на отражение операции влияет также, наделено казенное учреждение правами администратора доходов бюджета или нет. Напомним, что в соответствии с нормами Инструкции N 162н если учреждение не является администратором доходов от возврата дебиторской задолженности прошлых лет, то расчеты, связанные с возвратом средств в бюджет, надо отражать в учете с использованием счета 303 05 «Расчеты по прочим платежам в бюджет».

Если учреждение является администратором соответствующих доходов бюджета, поступившие средства надо отражать с использованием счета 210 02 «Расчеты с финансовым органом по поступлениям в бюджет».

Ниже рассмотрим варианты корреспонденции счетов по возврату сумм дебиторской задолженности прошлых лет за ранее перечисленные авансы.

Первый вариант — если казенное учреждение не наделено правами администратора доходов бюджета.

Дебет Кредит Пункт
Инструкции
N 162н
Зачислена на лицевой счет учреждения
сумма возврата дебиторской
задолженности прошлых лет
1 304 05 000 1 206 00 660 80
Начислена задолженность перед
бюджетом
1 401 10 130 1 303 05 730 120
Перечислена сумма дебиторской
задолженности прошлых лет в доход
бюджета
1 303 05 830 1 304 05 000 111
Зачислена сумма дебиторской
задолженности на счет доходов
бюджета, минуя лицевой счет
учреждения, на основании извещения
(ф. 0504805)
1 303 05 830 1 206 00 660 80
Отражены расчеты с администратором
кассовых поступлений
1 304 04 130 1 303 05 730 109

Рассмотрим на примере отражение возврата дебиторской задолженности прошлых лет в доход бюджета в учете казенного учреждения, не наделенного правами администратора дохода бюджета.

Пример 2. В учете казенного учреждения имеется дебиторская задолженность прошлых лет по авансовым платежам за поставку материалов в сумме 5350 руб. В марте 2013 г. эта организация была признана банкротом, конкурсный управляющий перечислил сумму по неисполненным обязательствам путем перечисления на счет учреждения суммы задолженности. Казенное учреждение не наделено правами администратора дохода бюджета.

В учете казенного учреждения были сделаны следующие записи.

Дебет Кредит Сумма,
руб.
25 марта 2013 г.
Отражено поступление на счет
учреждения дебиторской задолженности
прошлых лет за поставку материалов
1 304 05 340 1 206 34 660 5350
26 марта 2013 г.
Начислена задолженность перед
бюджетом
1 401 10 130 1 303 05 730 5350
Перечислена сумма дебиторской
задолженности в доход бюджета
1 303 05 830 1 304 05 000 5350

Пример 3. Изменим условия примера 2. Предположим, что поставщик сразу перечислил денежные средства в доход бюджета, минуя лицевой счет учреждения.

В учете казенного учреждения были сделаны следующие записи.

Дебет Кредит Сумма,
руб.
25 марта 2013 г.
Отражено поступление дебиторской
задолженности прошлых лет за
поставку материалов в доход бюджета
1 303 05 830 1 206 34 660 5350
26 марта 2013 г.
Отражены суммы расчетов с
администратором кассовых
поступлений
1 304 04 130 1 303 05 730 5350

Второй вариант — если казенное учреждение наделено правами администратора доходов бюджета.

Дебет Кредит Пункт
Инструкции
N 162н
Зачислена на лицевой счет учреждения
сумма возврата дебиторской
задолженности прошлых лет
1 304 05 000 1 206 00 660 80
Перечислена сумма дебиторской
задолженности прошлых лет в доход
бюджета
1 210 02 130 1 304 05 000 111
Зачислена в доход бюджета сумма
дебиторской задолженности,
перечисленная поставщиком
1 210 02 130 1 206 00 660 80

Рассмотрим пример по перечислению дебиторской задолженности прошлых лет казенным учреждением, наделенным правами администратора дохода бюджета.

Пример 4. Воспользуемся условиями примера 2. Предположим, что казенное учреждение наделено правами администратора дохода бюджета.

В учете казенного учреждения были сделаны следующие записи.

Дебет Кредит Сумма,
руб.
25 марта 2013 г.
Отражено поступление на счет
учреждения дебиторской задолженности
прошлых лет за поставку материалов
1 304 05 340 1 206 34 660 5350
26 марта 2013 г.
Перечислена сумма дебиторской
задолженности в доход бюджета
1 210 02 130 1 304 05 000 5350

О списании дебиторской задолженности, нереальной к взысканию

В случае если поставщик окажется недобросовестным и не исполнит свои обязательства по договору поставки, по истечении срока исковой давности такая задолженность перейдет в разряд нереальной к взысканию (ст. ст. 196, 197 ГК РФ).

Для справки. Различают следующие сроки исковой давности:

  • общий, равный трем годам (ст. 196 ГК РФ);
  • специальный (ст. 197 ГК РФ): для отдельных видов требований он может быть короче или длиннее общего срока.

Несмотря на то что срок исковой давности имеет определенные границы, его течение может прерываться, а после перерыва вновь возобновляться (ст. 203 ГК РФ). Прерывание срока исковой давности связано:

  • с предъявлением иска в установленном законодательством порядке;
  • с совершением должником определенных действий по признанию своего долга. Это может быть частичная оплата задолженности, обращение к кредитору с просьбой об отсрочке платежа, подписание акта сверки задолженности и т.д.

При этом срок исковой давности прерывается каждый раз при совершении указанных действий. Отсюда следует, что при прерывании в течение трех лет срока исковой давности хотя бы по одному из вышеуказанных оснований он может быть продлен. Прерывание срока исковой давности означает, что время, истекшее до перерыва, в новый срок не засчитывается, а исчисление срока исковой давности начинается заново со дня перерыва.

В соответствии с разъяснениями Минфина России, приведенными в Письме от 28.03.2008 N 03-03-06/4/18, дебиторская задолженность переходит в разряд нереальной к взысканию (кроме случая истечения срока исковой давности), если обязательство прекращено:

Порядок списания задолженности перед федеральным бюджетом определен Приказом Минфина России от 02.08.2007 N 68н «Об утверждении Порядка списания и восстановления в учете задолженности по денежным обязательствам перед федеральным бюджетом (Российской Федерацией)». Согласно п. 3 данного Порядка списанию с учета в соответствии с настоящим Порядком подлежит задолженность:

  1. должников, ликвидированных в установленном законом порядке (кроме случаев, когда законом или иными правовыми актами исполнение обязательства ликвидированного должника возложено на другое лицо);
  2. по обязательствам (в том числе вытекающим из договора поручительства, государственной, муниципальной и банковской гарантии), прекратившимся по другим основаниям, установленным законом, иными правовыми актами или договором (за исключением случаев прекращения обязательства новацией, прощением долга, отступным, зачетом или исполнением);
  3. по требованиям, которые в соответствии с законом считаются погашенными;
  4. по обязательствам (сделкам), признанным судом:
  • недействительными;
  • исполненными (погашенными);
  • невозникшими (незаключенными);
  • оформленными поддельными (подложными, ложными, фальшивыми, фиктивными, сфабрикованными, сфальсифицированными) документами;
  • совершенными не существовавшими на момент совершения сделки (в том числе вымышленными, мнимыми, фиктивными) лицами, подставными, неустановленными, неизвестными лицами, лицами, действовавшими от их имени, а также иными лицами, не обладавшими на момент совершения сделки необходимой правоспособностью (полномочиями);
  1. должников, исключенных из Единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном законодательством РФ о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Заметим, что на уровне субъекта издаются аналогичные нормативные акты в части списания задолженности, возникшей перед областным (краевым) бюджетом. Например, таким документом является Постановление Правительства Нижегородской области от 16.03.2005 N 71 «Об утверждении Положения о порядке списания задолженности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей перед областным бюджетом по средствам, выданным на возвратной основе, процентам за пользование ими, пеням и штрафам, которая в соответствии с законодательством Российской Федерации должна быть признана погашенной».

Основанием для списания с балансового учета дебиторской задолженности как нереальной к взысканию служат:

  • акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (ф. 0317015);
  • акт о результатах инвентаризации (ф. 0504835);
  • инвентаризационная опись расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами (ф. 0504089);
  • решение инвентаризационной комиссии;
  • обоснование списания дебиторской задолженности и распоряжение (приказ) руководителя учреждения.

В бухгалтерском учете дебиторская задолженность по расходам списывается с баланса организации с отнесением на уменьшение финансового результата сумм, нереальных к взысканию, признанных таковыми на основании законодательства РФ следующей записью (проводки 168.2 Приложения 1 к Инструкции N 162н):

Дебет счета 1 401 20 273 «Чрезвычайные расходы по операциям с активами»

Кредит счета 1 206 00 660 «Уменьшение дебиторской задолженности по выданным авансам».

Одновременно списанные суммы дебиторской задолженности отражаются на забалансовом счете 04 «Списанная задолженность неплатежеспособных дебиторов» и учитываются в течение пяти лет с момента списания.

В соответствии с п. 339 Инструкции N 157н при возобновлении процедуры взыскания задолженности дебиторов или поступлении средств в погашение задолженности неплатежеспособных дебиторов на дату возобновления взыскания или дату зачисления на счета (лицевые счета) учреждений указанных поступлений такая задолженность списывается с забалансового учета.

Суммы поступившей задолженности подлежат перечислению в бюджет в том же порядке, который был рассмотрен нами выше.

Пример 5. На 30 ноября 2012 г. в учете казенного учреждения, являющегося администратором дохода бюджета, числилась нереальная к взысканию дебиторская задолженность по авансам, выданным организации, поставляющей материальные запасы, на сумму 5000 руб.

В декабре 2012 г. задолженность по авансам по приобретению материальных запасов в сумме 5000 руб. была списана на уменьшение финансового результата.

В учете казенного учреждения были сделаны следующие записи.

  • В этой статье вы найдете ответы на вопросы, которые задавали бухгалтеры бюджетных организаций на онлайн-курсах Контур.Школы. Если у вас похожая ситуация — забирайте готовые решения.

Вопрос 1. Как правильно начислить оплачиваемые выходные дни по уходу за ребенком инвалидом?

Одному из родителей или опекуну для ухода за ребенком-инвалидом положены четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц (262 ТК РФ):

  • эти дни оплачиваются в размере среднего заработка;
  • расходы работодателя на оплату этих дней и начисленные страховые взносы возмещает Фонд социального страхования;
  • четырехдневный отпуск для ухода за детьми-инвалидами облагается взносами на обязательное пенсионное, медицинское страхование и по ВНиМ, а также взносами на страхование от несчастных случаев. А вот НДФЛ с выплачиваемых сумм удерживать не нужно.

В 2019 году в статье 217 «Доходы, не подлежащие налогообложению» Налогового кодекса появился пункт 78:

  • освобождены от обложения НДФЛ суммы оплаты дополнительных выходных дней родителям, опекунам, попечителям, ухаживающим за детьми-инвалидами. Эта норма применяется с 1 января 2020 года, но в отношении доходов, полученных с налогового периода 2019 года.

Разъяснения, как удерживать НДФЛ с оплаты дополнительных выходных родителю ребенка-инвалида, есть в Письме Минфина России от 16.12.2019 № 03-04-05/98044.

Начисление суммы среднего заработка за четыре дополнительных выходных дня по уходу за ребенком-инвалидом отражается проводками:

  • начислена сумма среднего заработка за четыре дополнительных выходных дня по уходу за ребенком-инвалидом: Дт 0 303 02 831 Кт 0 302 13 737;
  • начислены страховые взносы на средний заработок: Дт 0 303 02 831 Кт 0 303 ХX 731.

Расходы по оплате суммы среднего заработка за четыре дополнительных выходных дня отражаются по подстатье 213 «Начисления на выплаты по оплате труда» КОСГУ и КВР 119 (Письмо Минфина России от 26.12.2019 № 02-05-10/102478).

Вопрос 2. Как отразить в табеле дополнительные выходные дни для ухода за ребенком-инвалидом?

В табеле ф. 0504421 нет буквенного кода для обозначения оплачиваемых выходных дней. Есть код «О» — очередные и дополнительные отпуска. В методических указаниях Приказа 52н сказано, что учреждение вправе самостоятельно дополнять применяемые условные обозначения в табеле. Можно предусмотреть и утвердить в учетной политике специальный код для такого случая.

Вопрос 3. Про дебиторку по расходам на больничные

Ситуация: в учреждении по состоянию на 01.01.2017 г. числилась дебиторская задолженность ФСС по расходам на оплату больничных листов. В 2017 года область перешла на «прямые выплаты». Задолженность до сих пор на балансе, можно ли ее вернуть?

Решение

Заявление о возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов можно подать в течение трех лет со дня уплаты этой суммы (п. 7 ст. 78 НК РФ).

  • Если прошло более трех лет с момента, как возникла дебиторская задолженность, то в возврате переплаты учреждению откажут.

Но заявление на возврат в ФСС написать можно. Для учреждения это будет основанием, чтобы списать безнадежную задолженность, если ФСС откажет вернуть средства из-за того, что истек срок исковой давности.

Решение о списании безнадежной, сомнительной дебиторской задолженности принимается решением профильной комиссии:

  • в порядке, установленном учетной политикой учреждения на основании проведенной инвентаризации расчетов.
  • Если не прошло 3 года с момента, как образовалась дебиторская задолженность, то можно вернуть переплату по страховым взносам. Для этого нужно обратиться в налоговую:

ИФНС вернет переплату по взносам на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством:

  • форма заявления о возврате есть в Приложении № 8 к Приказу ФНС России от 14.02.2017 № ММВ-7-8/182@.

Можно зачесть эту переплату. Для этого тоже нужно обратиться в ИФНС с заявлением:

  • форма заявления о зачете — в Приложении № 9 того же приказа;
  • налоговая зачтет переплату в счет предстоящих платежей по тому же виду взносов или задолженности по пени и штрафам, начисленным в отношении того же вида взносов. Но зачесть можно взносы, которые переплатили не более трех лет назад.

Если переплата возникла по взносам на страхование от несчастных случаев, то обращаться нужно в территориальный орган ФСС РФ.

Вопрос 4. Про учет возврата дебиторской задолженности из ФСС

Ситуация: больничный по беременности и родам оплатили в IV квартале прошлого года. ФСС перечислил средства в этом году. Операция совершалась за счет суммы субсидии, выделенной на выполнение задания учредителя. Как правильно отразить в учете возврат дебиторской задолженности за прошлый год из ФСС?

Решение

Учреждение получило от ФСС возмещение расходов, которое понесло в прошлом году. Сумму надо учесть как возврат дебиторской задолженности прошлых лет (Письмо Минфина России от 18.05.2018 № 02-06-05/33813):

  • по статье 510 «Поступление денежных средств и их эквивалентов» аналитической группы вида источников финансирования дефицитов бюджетов в увязке со статьей 510 «Поступление денежных средств и их эквивалентов» КОСГУ.

Возврат дебиторской задолженности прошлых лет отражается также на забалансовом счете 17 «Поступления денежных средств» (пп. 365, 367 Инструкции № 157н).

В бухгалтерском учете поступление денежных средств отразите следующими проводками:

  • Дт 4 201 11 51 Кт 4 303 02 731 — поступила на лицевой счет учреждения от ФСС дебиторская задолженность прошлых лет по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Вопрос 5. Про КОСГУ и КВР

Вопрос: по какому КОСГУ и КВР перечислить средства за санаторно-курортную путевку бюджетному учреждению с последующим восстановлением из средств ФСС в рамках предупредительных мероприятий по травматизму?

Решение

Учреждения имеют право компенсировать за счет средств ФСС расходы на санаторно-курортное лечение:

  • работников, занятых на работах с вредными или опасными производственными факторами;
  • предпенсионеров — работников не ранее чем за пять лет до достижения ими пенсионного возраста.

На финансовое обеспечение предупредительных мер по травматизму учреждение может использовать до 20% страховых взносов, начисленных за предыдущий год:

  • но сначала из суммы прошлогодних взносов нужно вычесть расходы, на выплату пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве или профзаболеваниями и на оплату отпуска застрахованного лица (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска) на весь период его лечения и проезда к месту лечения и обратно;
  • на санаторно-курортное лечение предпенсионеров ФСС позволяет использовать до 30% сумм страховых взносов.

Учреждению нужно обратиться с заявлением о финансовом обеспечении предупредительных мер в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации:

  • до 1 августа текущего календарного года;
  • к заявлению прилагаются документы, перечисленные в п. 4 Приказа Минтруда России от 10.12.2012 № 580н.

Важно: в территориальный орган Фонда нужно будет отчитаться об использовании средств ФСС и предоставить документы, подтверждающие расходы.

Минфин в Письме от 21.11.2018 № 02-05-10/83886 разъяснял, что расходы на обеспечение мер, направленных на сокращение производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, в счет начисляемых страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, нужно отражать по виду расходов 119 и КОСГУ соответственно экономическому содержанию операции.

Компенсация стоимости именных путевок на санаторно-курортное лечение работникам учреждений, государственным, муниципальным служащим, военнослужащим, приравненным к ним лицам и членам их семей, относится на подстатью 267 «Социальные компенсации персоналу в натуральной форме» КОСГУ (п. 10.6.7 Порядка 209н).

Учреждения, участвующие в пилотном проекте, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 21.04.2011 № 294, оплачивают предупредительные меры за счет собственных средств с последующим возмещением за счет средств бюджета ФСС.

Минфин в Письме от 26.12.2019 № 02-05-10/102478 рекомендует отражать расходы на путевки за счет собственных средств с последующим возмещением, по виду расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг» и КОСГУ 267 «Социальные компенсации персоналу в натуральной форме».

Вопрос 6. Про учет возмещения

Вопрос: как оформить в бухгалтерском учете возмещение за счет средств ФСС расходов на санаторно-курортную путевку работнику бюджетного учреждения — участника пилотного проекта?

Решение

Учреждения-участники пилотного проекта путевки на санаторно-курортное лечение работникам покупают за счет собственных средств. В дальнейшем возмещают их стоимость за счет средств бюджета ФСС.

Бухгалтерские проводки участника пилотного проекта:

Бесплатные вебинары в Контур.Школе Изменения в учете. Практические ситуации. Судебная практика. Расписание вебинаров

  • Начислены обязательства по оплате расходов за путевку:
    Дт КВР 244 0 401 20 267 Кт КВР 244 0 302 67 73X
  • Перечислены денежные средства:
    Дт КВР 244 0 302 67 83X Кт 000 0 201 11 610 Заб. 18
  • Начислена компенсация произведенных расходов:
    Дт 0 209 34 561 Кт 0 401 10 134
  • Поступили от ФСС средства в возмещение расходов на путевку:
    Дт 0 201 11 510 (134 КОСГУ) Кт 0 209 34 661 Заб. 17

Возмещение расходов — это доход от компенсации затрат, отражается по КВД 130 в увязке с КОСГУ 134. Приобретенную путевку нужно учесть на счете 020135000 «Денежные документы».

Подскажите, пожалуйста, какие проводки и первичные документы должны быть у казенного учреждения без полномочий прав администратора доходов в следующей ситуации: В 11.18 г. КУ был перечислен аванс за ГСМ поставщику. В 12.18 г. этот аванс сохранился в балансе, т.к. первичных документов еще не было. Д 206.34 — 30000 руб. В 01.19 года после получения документов (после сдачи баланса) были представлены первичные документы на сумму 27000 руб. В итоге по Д 206.34 — остаток 3000 руб. Договор расторгнут (был заключен до 31.12.2018 г.). В марте после совместного акта сверки с поставщиком было отправлено письмо о возврате аванса. В 04.19 г. поставщик вернул этот аванс КУ. КУ перечислило эту сумму главному распорядителю для зачисления суммы в доход бюджета. Я сделала такие проводки в 04.19 г.: Д 1.304.05 К 1.206.34 — 3000 руб. — возвращена дебиторская задолженность на лицевой счет Д 1.303.05 К 1.304.05 — 3000 руб. — перечислена сумма дебиторской задолженности прошлых лет в доход бюджета Сейчас я прошу у главного распорядителя извещения (ф. 0504805), чтобы сделать окончательную проводку: Д 1.304.04.130 К 1.303.05 — 3000 руб. Распорядитель должен мне предоставить это извещение или какой-то еще первичный документ? И правильно ли я составила проводки? Сомнения в том, что я не стала переводить в 01.19 г. дебиторскую задолженность на сч. 209.36. Т.к. на 31.12.2018 не было первичных документов.

Возврат в 2020 году дебиторской задолженности, возникшей у учреждения в рамках расходных операций прошлых лет, отражается в учете с применением статьи АнКВИ 510 «Поступление денежных средств и их эквивалентов» в увязке с одноименной статьей 510 КОСГУ (письмо Минфина России от 14 февраля 2020 г. № 02-05-10/10518, письмо Минфина России от 6 февраля 2020 г. № 02-07-10/7764).

При этом Минфин России напоминает: в случае выполнения государственного / муниципального задания бюджетные и автономные учреждения не обязаны перечислять в доход бюджета остаток средств субсидии на выполнение задания, в том числе поступления от возврата дебиторской задолженности прошлых лет. Возвращенные средства могут использоваться в соответствии с Планом ФХД на цели, соответствующие целям создания учреждения. В частности, денежные средства от возврата земельного налога, уплата которого осуществлялась за счет средств субсидии на задание, могут быть запланированы на любые направления расходования, не обязательно связанные с уплатой того же налога за очередной отчетный /налоговый период.

Подробнее об учете операций по возврату бюджетному и автономному учреждению дебиторской задолженности узнайте в «Энциклопедии решений» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получить полный доступ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ

Добавим, что с 2020 года показатели Плана ФХД и обоснования / расчеты плановых показателей формируются в том числе и в части планируемых поступлений от возврата дебиторской задолженности прошлых лет – по коду аналитической группы вида источников финансирования дефицитов бюджетов классификации источников финансирования дефицитов бюджетов. Увеличение остатков денежных средств за счет возврата дебиторской задолженности прошлых лет отражается по строке 1981 Плана ФХД.

В 2019 году действовал аналогичный порядок для учета поступлений бюджетных и автономных учреждений от возврата дебиторской задолженности прошлых лет. Тем не менее, Минфин России обращает внимание: при отражении задолженности, образовавшейся до 1 января 2020 года, следует применять положения Порядка формирования и применения КБК № 85н. Его «предшественник», применявшийся в 2019 году Порядок № 132н, вскоре будет упразднен. Проект соответствующего приказа ведомство уже подготовило.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *