Ведомость расхождений по инвентаризации

Содержание

Инструкция по заполнению

Регистр 0504087 необходим для фиксации результатов проведенной в бюджетном учреждении инвентаризации нефинансовых активов. В конце статьи вы увидите, как выглядит заполненная инвентаризационная опись ф 0504087, пример заполнения для бюджетного учреждения можно скачать бесплатно.

В описи подлежат заполнению следующие разделы:

  • вводная часть;
  • расписка;
  • табличная часть.

В вводной части в обязательном порядке указывается место, где осуществлялась инвентаризация, реквизиты документа-основания проведения инвентарных процедур (приказ, распоряжение), их сроки, а также перечень ответственных лиц.

После введения сведений в заголовок исполнителю необходимо заполнить расписку, в которой отмечается, что к началу проведения инвентаризационных процедур в бухгалтерию предоставлена вся необходимая документация, подтверждающая приход и расход нематериальных активов. Важно помнить, что перед началом процедуры в учреждении не должно быть активов, не принятых к учету или не списанных в расход.

Далее заполняется табличная часть. В обновленном регистре таблица дополнилась новыми графами — 8, 9, 10, 17, 18. На страницах 2 и 3 формы 0504087 заполняются следующие столбцы:

  1. Указывается номер фонда по порядку.
  2. Вводится наименование нефинансового актива.
  3. Отмечается его инвентарный номер (для инвентарных объектов) или код (заводской номер или сведения о серии, партии).
  4. Вносится единица измерения.
  5. В графах 5–7 определяется оценочная стоимость или цена инвентарного объекта, а также его количество.
  6. В новых графах 8 и 9 указываются статус объекта учета (состояние имущественного фонда на момент инвентарных процедур) и целевая функция (способы вовлечения его в финансово-хозяйственную деятельность учреждения).
  7. В столбец 10 вносится номер счет бухучета, в 11 — количество, а в 12 — балансовая стоимость объекта.
  8. В графах с 13 по 16 определяются количественные и денежные показатели отклонений — недостач и излишков.
  9. В новых столбцах 17 и 18 записываются сведения о несоответствующих критериям признания активами объектах — их количество (17) и сумма (18). Суммарная величина определяется следующим образом:

гр. 18 = гр.17 × (гр. 12 / гр. 11).

  1. В столбце 19 указываются примечания — данные, которые не подпадают под значение предыдущих ячеек таблицы.

В обновленную форму 0504087 добавилась страница № 4, в которой ответственные лица соглашаются с результатами проведенной инвентарной процедуры и приводят свои заключения по итогам проверки. Также на четвертой странице отмечаются причины обнаруженных расхождений.

Срок хранения инвентаризационной описи в бюджетном учреждении составляет не менее пяти лет.

Нефинансовые активы: какие новшества в документальном оформлении?

Мишанина М., редактор журнала

Журнал «Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение» № 1/2018 год

Минфин своим Приказом № 194 внес поправки в Приказ № 52н, устанавливающий порядок применения организациями госсектора форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета. Новшества касаются документального оформления операций с нефинансовыми активами. Ознакомимся с ними в статье.

Вначале расскажем о незначительных поправках, которые были внесены в формы первичных документов и регистров учета. Это замена слов «материально ответственное лицо(а)» на слова «ответственное(ые) лицо(а)» в формах:

  • акта о результатах инвентаризации (ф. 0504835);

  • инвентарной карточки нефинансовых активов (ф. 0504031);

  • инвентарной карточки группового учета нефинансовых активов (ф. 0504032);

  • инвентарного списка нефинансовых активов (ф. 0504034);

  • оборотной ведомости по нефинансовым активам (ф. 0504035);

  • карточки количественно-суммового учета материальных ценностей (ф. 0504041);

  • инвентаризационной описи (сличительной ведомости) по объектам нефинансовых активов (ф. 0504087) (далее – инвентаризационная опись (ф. 0504087));

  • ведомости расхождений по результатам инвентаризации (ф. 0504092) (далее – ведомость расхождений (ф. 0504092)).

Ответственными лицами могут быть как лица, ответственные за сохранность имущества, так и лица с полной материальной ответственностью.

Значительная часть изменений, предусмотренных Приказом № 194н, коснулась последних двух документов. Поменялись не только формы инвентаризационной описи (ф. 0504087) и ведомости расхождений (ф. 0504092), но и порядок их заполнения.

Инвентаризационная опись (ф. 0504087).

Инвентаризационная опись (ф. 0504087), как и прежде, составляется для отражения результатов проведенной в учреждении инвентаризации объектов нефинансовых активов с указанием:

  • места проведения инвентаризации;

  • ответственных лиц;

  • приказа (распоряжения) о проведении инвентаризации (с отражением номера и даты приказа);

  • даты начала и окончания инвентаризации.

Эта информация размещается в заголовочной части описи на странице 1. Там же ответственным лицом заполняется поле «РАСПИСКА», где подтверждается, что к началу проведения инвентаризации все документы, относящиеся к приходу или расходу активов, сданы в бухгалтерию и никаких неоприходованных или списанных в расход активов не имеется.

По содержанию инвентаризационная опись (ф. 0504087) стала более объемной, в ней появились новые графы и дополнительная страница 4. На этой странице теперь указывается информация о согласии ответственного лица с результатами проверки, об объяснении им причин расхождений (при наличии), а также приводятся заключение комиссии по результатам инвентаризации и соответствующие подписи. Напомним, что ранее данные сведения отражались на странице 1.

На странице 2 инвентаризационной описи (ф. 0504087) в графе 3 сейчас следует проставлять номер (код) объекта учета (инвентарный или иной). Он отражается в соответствии с прилагаемой к объекту нефинансовых активов документацией. Для инвентарных объектов учета указывается инвентарный номер, для иных – номер (код), позволяющий однозначно идентифицировать объект учета (серия, партия, заводской номер или иная информация).

В графе 5 отражается цена (оценочная стоимость) объекта инвентаризации. В порядке заполнения этой графы уточняется, что если проводится инвентаризация материальных ценностей, предназначенных для реализации, то указывается цена продукции, товара, при выявлении излишков – оценочная стоимость объекта.

Напомним, что оценочная стоимость нефинансовых активов определяется на основании п. 25 Инструкции № 157н. Ею признается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи названных активов на дату принятия их к учету.

Еще одно новшество – появление на странице 2 инвентаризационной описи граф 8 «Статус объекта учета» и 9 «Целевая функция актива».

Статус объекта учета – это состояние объекта имущества на дату инвентаризации исходя из оценки его технического состояния и (или) степени вовлеченности в хозяйственный оборот. Например, статусы объектов нефинансовых активов, отражаемые в графе 8 описи, могут быть следующие:

Основные средства

Материальные запасы

Объекты незавершенного строительства

В эксплуатации

В запасе (для использования)

Строительство (приобретение) ведется

Требуется ремонт

В запасе (на хранении)

Объект законсервирован

Находится на консервации

Ненадлежащего качества

Строительство объекта приостановлено без консервации

Не соответствует требованиям эксплуатации

Поврежден

Передается в собственность иному публично-правовому образованию

Не введен в эксплуатацию

Истек срок хранения

Целевая функция актива, которая указывается в графе 9 описи, – это возможные способы вовлечения объектов инвентаризации в хозяйственный оборот, использования в целях получения экономической выгоды (извлечения полезного потенциала) либо при отсутствии возможности – способы выбытия объекта. Например, целевые функции нефинансовых активов могут быть следующие:

Основные средства

Материальные запасы

Объекты незавершенного строительства

Введение в эксплуатацию

Использовать

Завершение строительства (реконструкции, технического перевооружения)

Ремонт

Продолжить хранение

Консервация объекта

Консервация объекта

Списание

Приватизация (продажа) объекта

Дооснащение (дооборудование)

Ремонт

Передача объекта другим субъектам хозяйственной деятельности

Списание

Утилизация

Способ указания в соответствующих графах статуса объекта учета, целевой функции актива, например по наименованию и (или) коду, устанавливается субъектом учета при формировании своей учетной политики.

На странице 3 инвентаризационной описи (ф. 0504087) появились графы для указания номера (кода) счета бухгалтерского учета, это графа 10, а также для отражения информации об объектах, в отношении которых комиссией учреждения установлено их несоответствие условиям признания активов в целях ведения бухгалтерского учета, – графы 17, 18.

В графе 17 указывается количество объектов, которые не соответствуют критериям признания активов в целях ведения бухгалтерского учета, а в графе 18 – сумма, которая определяется путем умножения показателя графы 17 на результат деления показателя графы 12 на показатель графы 11.

В графе 19 «Примечание» приводится информация, не нашедшая отражения в предыдущих графах, например:

  • при выявлении недостач проставляется количество объектов учета, выбывших в пределах норм естественной убыли;

  • при изменении статуса и (или) целевой функции объекта учета с предыдущей инвентаризации отражаются причины (основания) таких изменений.

Отметим, что новые графы (в частности, 8, 9, 17, 18) добавлены в инвентаризационную опись (ф. 0504087) с целью соответствия этого документа положениям федеральных стандартов – Концептуальные основы, Основные средства и Обесценение активов, которые применяются с 2018 года. Ими определено отражать на балансе активы, соответствующие требованиям, главное из которых – извлечение полезного потенциала от актива или получение от него будущих экономических выгод в процессе достижения целей деятельности (выполняемых функций, полномочий) учреждения.

Согласно федеральным стандартам учет отдельных объектов нефинансовых активов осуществляется по справедливой стоимости – в оценке, соответствующей цене, по которой может быть произведен переход права собственности на актив между независимыми сторонами сделки, осведомленными о предмете сделки и желающими ее совершить. Если актив учитывается на балансе по стоимости, превышающей его справедливую стоимость, то в учете отражается убыток от обесценения. А выявление признаков обесценения актива осуществляется в рамках инвентаризации, проводимой в целях обеспечения достоверности данных годовой отчетности, путем анализа наличия любых признаков, указывающих на возможное обесценение актива.

Ведомость расхождений (ф. 0504092).

Согласно обновленным положениям Приказа № 52н ведомость расхождений (ф. 0504092) следует составлять на основании инвентаризационных описей (ф. 0504087) в целях обобщения информации об установленных в ходе инвентаризации отклонениях с данными бухгалтерского учета. Показатели, отражаемые в ведомости и описях, практически идентичны. В форме также предусмотрены графы для приведения информации об объектах учета, по которым установлено их несоответствие условиям признания актива в целях ведения бухгалтерского учета. Помимо этого, новшеством считается появление в ведомости отметки бухгалтерии о принятии данных к учету.

Рассмотрим, как формируются показатели в соответствующих графах ведомости расхождений (ф. 0504092):

Графы

Порядок заполнения

Идентичные показатели описи (ф. 0504087)

Графа 1

Порядковый номер

Графа 2

Наименование объекта нефинансового актива

Графа 2

Графа 3

Номер (код) объекта учета (инвентарный или иной)

Графа 3

Графа 4

Единица измерения

Графа 4

Графа 5

Номер (код) счета бухгалтерского учета

Графа 10

Графа 6

Балансовая стоимость (сумма) на единицу объекта учета

Графа 12/графа 11

Графа 7

Цена (оценочная стоимость) объекта инвентаризации

Графа 5

Графа 8

Количество объектов, по которым выявлена недостача по данным бухгалтерского учета

Графа 13

Графа 9

Сумма недостачи = графа 8 х графа 6

Графа 14

Графа 10

Количество объектов, по которым выявлено несоответствие в пределах норм естественной убыли по данным бухгалтерского учета и фактического наличия

Графа 11

Сумма объектов, по которым выявлено несоответствие в пределах норм естественной убыли = графа 10 х графа 6

Графа 12

Количество объектов, превышающее данные бухгалтерского учета

Графа 15

Графа 13

Сумма излишков = графа 12 х графа 7

Графа 16

Графа 14

Количество объектов, которые не соответствуют критериям признания активов в целях ведения бухгалтерского учета

Графа 17

Графа 15

Сумма объектов, по которым установлено их несоответствие условиям признания актива = графа 14 х графа 6

Графа 18

* * *

В основном поправки, определенные Приказом № 194н, затронули формы инвентаризационной описи (ф. 0504087) и ведомости расхождений (ф. 0504092). По большей части они направлены на соответствие этих регистров учета положениям федеральных стандартов, разработанных для организаций госсектора: Концептуальные основы, Основные средства и Обесценение активов. Отметим, что руководствоваться ими следует с 2018 года.

Применять указанные формы на практике учреждения должны по мере их организационно-технической готовности, но не позднее 1 января 2018 года.

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного само­управления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», утв. Приказом Минфина РФ от 31.12.2016 № 256н.

Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства», утв. Приказом Минфина РФ от 31.12.2016 № 257н.

Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Обесценение активов», утв. Приказом Минфина РФ от 31.12.2016 № 259н.

Источник: https://www.audit-it.ru/articles/account/assets/a8/937313.html

В учреждении проводится инвентаризация нефинансовых активов. Инвентаризация начинается и заканчивается в один день. Во время инвентаризации были обнаружены излишки. Нереально в один день (окончания инвентаризации) инвентаризационной комиссией решить вопросы по оценке и постановке на учет материалов или основных средств.
1. Верно ли, что в инвентаризационной описи учреждение должно указать только количество обнаруженных излишков без суммы, так как инвентаризационная комиссия не может знать стоимость излишков и не её это задача (в заключении комиссии будет только подтвержден факт обнаружения излишков)?
2. Нужно ли комиссии в Акте о результатах инвентаризации прописать рекомендации об оценке и оприходовании излишков и кому эти рекомендации должны быть направлены?
3. Какой датой должна быть оформлена Ведомость расхождений по результатам инвентаризации? Если датой окончания инвентаризации, то ведь еще не проведена оценка имущества и оно не поставлено на учет (а в табличной части требуется заполнить и инвентарный номер, и счет учета, и сумму по излишкам)?

19 января 2018

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяются учреждением самостоятельно, за исключением обязательного проведения инвентаризации, и закрепляются учетной политикой учреждения.
Оценка выявленных инвентаризацией неучтенных объектов производится инвентаризационной комиссией в порядке, определенном учетной политикой учреждения.
Конкретные сроки проведения инвентаризации определяются приказом учреждения. При этом в установленные приказом сроки инвентаризационная комиссия должна не только провести инвентаризацию путем сверки остатка финансовых и (или) нефинансовых активов с данными бухгалтерского учета, но и оформить результаты инвентаризации. В случае необходимости срок проведения инвентаризации может быть продлен, в том числе и для целей оформления документов в установленном порядке.

Обоснование вывода:
В части организации и ведения бухгалтерского учета бюджетные учреждения должны руководствоваться следующими нормативными актами:
— Федеральным законом «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 N 402-ФЗ (далее — Закон N 402-ФЗ);
— Инструкцией, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее — Инструкция N 157н);
— Инструкцией, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н;
— Инструкцией, утвержденной приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н.
В то же время при разработке порядка проведения инвентаризации используются нормы Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49 (далее — Методические указания), в части, не противоречащей требованиям Закона N 402-ФЗ и Инструкции N 157н (смотрите также письма Минфина России от 27.11.2015 N 02-06-10/69491, от 30.04.2015 N 02-07-10/25594).
Стоит отметить, что Минфином России подготовлены изменения в Методические указания N 49 (смотрите проект приказа Минфина России, размещенный на сайте Минфина России в разделе «Бухгалтерская (финансовая) отчетность государственного сектора»). Если поправки примут, эти указания больше не будут распространяться на организации госсектора. Однако данный факт не повлияет на порядок оформления результатов инвентаризации.
Отметим, что порядок проведения инвентаризации должен быть установлен учетной политикой учреждения (в виде раздела учетной политики или приложения к ней). Такое требование установлено в ч. 3 ст. 11 Закона N 402-ФЗ, п.п. 6, 20 Инструкции N 157н (смотрите также письмо Минфина России от 15.07.2014 N 02-06-10/34544). Локальным документом учреждения определяются случаи и сроки проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации в различных случаях, за исключением обязательного проведения инвентаризации. Обязательное проведение инвентаризации устанавливается законодательством РФ, федеральными и отраслевыми стандартами (письма Минфина России от 02.06.2017 N 02-06-10/34524, от 13.01.2015 N 02-06-10/70).
Нормативные акты не регулируют сроки проведения инвентаризации. Учреждение самостоятельно определяет дату начала и окончания проведения инвентаризации исходя из своей структуры и объема активов и обязательств подлежащих инвентаризации. В части годовой инвентаризации главное условие, чтобы инвентаризация была начата не ранее 1 октября и закончена до окончания финансового года, то есть до 31 декабря (включительно).
Приказом учреждения утверждается срок проведения инвентаризации и состав инвентаризационной комиссии. Приказ оформляется по форме N ИНВ-22, которую можно дополнить необходимыми реквизитами, или по форме, разработанной организацией госсектора самостоятельно. Он должен быть зарегистрирован в журнале учета контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации (например, форма N ИНВ-23 или разработанная организацией). Председатель и члены инвентаризационной комиссии в обязательном порядке ставят подписи в журнале, подтверждающие их ознакомление с приказом.
Приказ является локальным документом в соответствии с которым проводится инвентаризация. Поэтому в приказе указывается информация, исходя из которой можно четко определить объем инвентаризируемого имущества, сроки инвентаризации, сроки передачи материалов в бухгалтерию и т.д.
Например, если в соответствии с приказом учреждения инвентаризация начинается и заканчивается 20 декабря, то есть определен только один день, то, соответственно, на указанную дату в инвентаризационных описях будут указаны остатки по данным бухгалтерского учета и в этот же день должны быть оформлены результаты инвентаризации и переданы на утверждение руководителю.
Если по каким-либо объективным причинам установленного приказом срока не достаточно для оформления комиссией всех документов (результатов инвентаризации), то срок проведения инвентаризации может быть продлен путем оформления соответствующего распорядительного документа.
В соответствии с положениями приказа Минфина России от 30.03.2015 N 52н результаты инвентаризации сначала фиксируются в инвентаризационных описях. При выявлении каких-либо несоответствий фактического наличия инвентаризируемых объектов с данными бухгалтерского учета комиссией заполняется Ведомость расхождений по результатам инвентаризации (ф. 0504092). Такая ведомость составляется именно в процессе проведения инвентаризации. В ней фиксируются все обнаруженные излишки, недостачи не только в количественном, но и в суммовом выражении. Кроме того, по каждому выявленному случаю отклонений инвентаризационная комиссия должна получить письменные объяснения от ответственных лиц.
Далее, на основании инвентаризационных описей (сличительных ведомостей), а в случае расхождений — Ведомости расхождений по результатам инвентаризации (ф. 0504092), инвентаризационная комиссия составляет Акт о результатах инвентаризации (ф. 0504835). Акт представляется на рассмотрение и утверждение руководителю учреждения с приложением документов по инвентаризации.
В свою очередь, отражение результатов инвентаризации в бухгалтерском учете может осуществляться на основании утвержденного руководителем Акта о результатах инвентаризации (ф. 0504835) или отдельно изданного приказа (распорядительного документа). Конкретный порядок документального оформления регулируется правилами документооборота, установленного в учреждении.
Таким образом, в процессе проведения инвентаризации комиссия не только выявляет отклонения, но и фиксирует их в количественном и суммовом выражении. В сроки, определенные для проведения инвентаризации инвентаризационная комиссия также оформляет все результаты инвентаризации и передает на рассмотрение руководителю.
Соответственно, оценка неучтенных объектов нефинансовых активов в целях принятия их к бухгалтерскому учету, а также правильность и своевременность оформления материалов инвентаризации входят в полномочия инвентаризационной комиссии и осуществляется в процессе проведения самой инвентаризации (п. 31 Инструкции N 157н, п.п. 2.6, 3.3, Методических указаний N 49).
Неучтенные объекты нефинансовых активов, выявленные при проведении инвентаризации активов, принимаются к бухгалтерскому учету по их текущей оценочной стоимости, установленной для целей бухгалтерского учета на дату принятия к бухгалтерскому учету (п. 31 Инструкции N 157н). Общий порядок определения текущей оценочной стоимости определен п. 25 Инструкции N 157н. Вместе с тем более детальный порядок определения такой стоимости устанавливается локальным актом учреждения (учетная политика, положение о работе комиссии и т.п.).
Так, согласно п. 25 Инструкции N 157н текущая оценочная стоимость может быть определена на основании:
— данных о ценах на аналогичные материальные ценности, полученных в письменной форме от организаций-изготовителей;
— сведений об уровне цен, имеющихся у органов государственной статистики, торговых инспекций, а также в средствах массовой информации и специальной литературе;
— экспертных заключений о стоимости отдельных (аналогичных) объектов нефинансовых активов.
На основании общих правил, установленных Инструкцией N 157н, а также с учетом требований локальных актов учреждения инвентаризационная комиссия определяет текущую оценочную стоимость нефинансовых активов, по которым выявлены отклонения, информацию о них заполняет в Ведомость расхождений по результатам инвентаризации (ф. 0504092) и, соответственно, в Акт о результатах инвентаризации (ф. 0504835).
При этом, если Инвентаризационная опись (сличительная ведомость) по объектам нефинансовых активов (ф. 0504087) формируется на дату начала проведения инвентаризации, то Акт о результатах инвентаризации формируется датой окончания инвентаризации или ранее, если инвентаризация была закончена ранее установленного срока. В то же время инвентаризационная комиссия осуществляет свою работу именно в установленные руководителем сроки, и если комиссия не успевает закончить инвентаризацию в срок, то об этом необходимо проинформировать руководителя с целью продления срока проведения инвентаризации.
В заключении отметим, что на основании положений п. 20 Инструкции N 157н результаты инвентаризации отражаются в учете и бухгалтерской (финансовой) отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация. Исключение составляют результаты инвентаризации, проведенной в целях составления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности. Результаты инвентаризации, проведенной в целях составления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, отражаются в годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности учреждения.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Дурнова Татьяна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Суховерхова Антонина

Источник: https://www.garant.ru/consult/budget/1166198/

Порядок проведения инвентаризации

По структуре инвентаризацию можно поделить на три основных этапа.

Первый этап — это подготовка, в ходе которой разрабатывается план, проверяется наличие документации на основные средства и исследуется ее содержание, от имени директора предприятия издается соответствующий приказ. Посредством вышеозначенного распоряжения назначается инвентаризационная комиссия (она может быть и постоянно действующей), в состав которой должны входить работники из разных отделов, далее материально-ответственный сотрудник пишет расписку, а по учетным данным определяются остатки объектов основных средств.

Второй этап – собственно инвентаризация. Здесь все измеряется и подсчитывается, происходит оформление инвентаризационной описи, в которую вносятся все материальные ценности, фактически имеющиеся на предприятии. На этом же этапе происходит оценка ранее неучтенных объектов, описание степени их износа и состояния.

И, наконец, третий этап: завершающий. В процессе него происходит сравнение полученной информации с учетными сведениями, выявляются отклонения, а также их причины, составляется ведомость расхождений. В конце происходит подготовка к внесению всех обнаруженных несоответствий в бухгалтерский учет.

Образец ведомости расхождений по результатам инвентаризации

  1. В начале документа заполняются стандартные данные: дата формирования ведомости, наименование организации, название структурного подразделения и сведения о материально-ответственном работнике.
  2. Далее идет основная часть, которая оформляется в виде таблицы. В нее вписываются наименование объекта инвентаризации, его инвентарный знак (номер), единица измерения в виде кода и его расшифровки (штуки, литры, метры и т.д.), бухгалтерский номер счета.
  3. Затем в таблицу вносятся данные, касаемые собственно результатов мероприятия: сначала о том, что является недостачей. Тут пишется балансовая стоимость объекта, сведения об убытках естественным путем (количество и сумма), цена на момент инвентаризации, убыток свыше установленной нормы естественной убыли, разница между ценой по балансу и рыночной стоимостью (в плюсе или минусе).
  4. Потом, если выявлены излишки, вносится информация и о них: их количество и стоимость.
  5. В заключение в документе должны расписаться материально-ответственный работник, а также бухгалтер.

Источник: https://assistentus.ru/forma/vedomost-rashozhdenij-po-rezultatam-inventarizacii/

Общие положения

Порядок оформления результатов инвентаризации приведен в п. 5 Методических указаний.

Согласно п. 5.1 Методических указаний выявленные при инвентаризации расхождения фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета регулируются в следующем порядке:

  1. Основные средства, материальные ценности, денежные средства и другое имущество, оказавшиеся в излишке, подлежат оприходованию и зачислению на финансовые результаты или увеличение финансирования (фондов) с последующим установлением причин возникновения излишка и виновных лиц.
  2. Убыль ценностей в пределах норм, утвержденных в установленном законодательством порядке, списывается по распоряжению руководителя учреждения на издержки производства и обращения (по приносящей доход деятельности) или уменьшение финансирования (фондов). Нормы убыли могут применяться лишь в случаях выявления фактических недостач.

Убыль ценностей в пределах установленных норм определяется после зачета недостач ценностей излишками по пересортице. В том случае, если после зачета по пересортице, проведенного в установленном порядке, все же была выявлена недостача ценностей, нормы естественной убыли должны применяться только по тому наименованию ценностей, по которому установлена недостача. При отсутствии норм убыль рассматривается как недостача сверх норм.

  1. Недостачи материальных ценностей, денежных средств и другого имущества, а также порча сверх норм естественной убыли относятся на виновных лиц. В тех случаях, когда виновники не установлены или во взыскании с виновных лиц отказано судом, убытки от недостач и порчи списываются на издержки производства (по приносящей доход деятельности) или уменьшение финансирования (фондов).

В документах, представляемых для оформления списания недостач ценностей и порчи сверх норм естественной убыли, должны быть решения следственных или судебных органов, подтверждающие отсутствие виновных лиц, либо отказ на взыскание ущерба с виновных лиц, либо заключение о факте порчи ценностей, полученное от отдела технического контроля или соответствующих специализированных организаций (инспекций по качеству и др.).

Взаимный зачет излишков и недостач в результате пересортицы может быть допущен только в виде исключения за один и тот же проверяемый период, у одного и того же проверяемого лица, в отношении товарно-материальных ценностей одного и того же наименования и в тождественных количествах. О допущенной пересортице материально ответственные лица представляют подробные объяснения инвентаризационной комиссии.

В случае когда при зачете недостач излишками по пересортице стоимость недостающих ценностей выше стоимости ценностей, оказавшихся в излишке, эта разница в стоимости относится на виновных лиц. Если виновники пересортицы не установлены, то суммовые разницы рассматриваются как недостачи сверх норм убыли и списываются на издержки обращения и производства или уменьшение финансирования (фондов).

По поводу разницы в стоимости от пересортицы в сторону недостачи, образовавшейся не по вине материально ответственных лиц, в протоколах инвентаризационной комиссии должны быть даны исчерпывающие объяснения о причинах, по которым такая разница не отнесена на виновных лиц.

Предложения о регулировании выявленных при инвентаризации расхождений фактического наличия ценностей и данных бухгалтерского учета представляются на рассмотрение руководителю учреждения, он же принимает окончательное решение о зачете.

Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации — в годовом бухгалтерском отчете.

Данные результатов проведенных в отчетном году инвентаризаций обобщаются в ведомости результатов, выявленных инвентаризацией.

Документальное оформление результатов инвентаризации

Напомним, что с 2011 г. государственные (муниципальные) учреждения применяют Формы первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, утвержденные Приказом N 173н <2>.

<2> Приказ Минфина России от 15.12.2010 N 173н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению».

Согласно положениям данного Приказа результаты инвентаризации подлежат отражению в следующих документах:

V Акт о результатах инвентаризации (форма по ОКУД 0504835);
———————————————————————
V Инвентаризационная опись остатков на счетах учета денежных средств
(форма по ОКУД 0504082);
———————————————————————
V Инвентаризационная опись (сличительная ведомость) бланков строгой
отчетности и денежных документов (форма по ОКУД 0504086);
———————————————————————
V Инвентаризационная опись (сличительная ведомость) по объектам
нефинансовых активов (форма по ОКУД 0504087);
———————————————————————
V Инвентаризационная опись наличных денежных средств (форма по ОКУД
0504088);
———————————————————————
V Инвентаризационная опись расчетов с покупателями, поставщиками и
прочими дебиторами и кредиторами (форма по ОКУД 0504089);
———————————————————————
V Инвентаризационная опись расчетов по поступлениям (форма по ОКУД
0504091);
———————————————————————
V Ведомость расхождений по результатам инвентаризации (форма по ОКУД
0504092).

В Приложении 5 к Приказу N 173н приведены Методические указания по применению форм первичных учетных документов и формированию регистров бухгалтерского учета. Рассмотрим особенности заполнения перечисленных выше документов в соответствии с данными Указаниями.

Ведомость расхождений по результатам инвентаризации (ф. 0504092). В процессе инвентаризации нефинансовых и финансовых активов (денежных средств и денежных документов), бланков строгой отчетности и денежных документов составляется Ведомость расхождений по результатам инвентаризации (ф. 0504092), в которой фиксируются установленные расхождения с данными бухгалтерского учета: недостачи или излишки по каждому объекту учета в количественном и стоимостном выражении.

Данная ведомость является основанием для составления Акта о результатах инвентаризации (ф. 0504835).

Акт о результатах инвентаризации (ф. 0504835). Этот акт составляется комиссией, назначенной приказом (распоряжением) руководителя учреждения, и подписывается членами комиссии, утверждается руководителем учреждения.

Инвентаризационная опись остатков на счетах учета денежных средств (ф. 0504082) (далее — Инвентаризационная опись (ф. 0504082)). Данная опись применяется для отражения результатов инвентаризации остатков денежных средств учреждения на счетах в учреждениях ЦБ РФ, кредитных организациях.

В ней указываются наименование кредитной организации, номер счета в ней, код валюты по ОКВ, остаток денежных средств на дату инвентаризации в иностранной валюте, курс ЦБ РФ на дату инвентаризации и остаток на счете на дату инвентаризации в рублях. Кроме того, в описи производится запись о подтверждении к началу инвентаризации данных о наличии денежных средств банковскими выписками.

Инвентаризационная опись (ф. 0504082) подписывается председателем и всеми членами комиссии учреждения, осуществляющей инвентаризацию.

Инвентаризационная опись (сличительная ведомость) бланков строгой отчетности и денежных документов (ф. 0504086) (далее — Сличительная опись (ф. 0504086)) применяется для отражения результатов инвентаризации бланков строгой отчетности и денежных документов, проведенной в учреждении. В ней выявляются расхождения путем сопоставления фактического наличия объекта учета с данными бухгалтерского учета.

Сличительная опись (ф. 0504086) составляется комиссией учреждения по видам документов и материально ответственным лицам с указанием места проведения инвентаризации, распиской материально ответственного лица.

В данном документе отражаются:

  • наименование и код бланков строгой отчетности, единица измерения;
  • сведения о фактическом наличии (цена, количество);
  • сведения по данным бухгалтерского учета (количество, сумма);
  • сведения о результатах инвентаризации (по недостаче и по излишкам — количество и сумма).

Сличительная опись (ф. 0504086) подписывается председателем и всеми членами комиссии учреждения, осуществляющей инвентаризацию.

Инвентаризационная опись (сличительная ведомость) по объектам нефинансовых активов (ф. 0504087) применяется для отражения результатов проведенной в учреждении инвентаризации объектов нефинансовых активов. В ней путем сопоставления фактического наличия с данными бухгалтерского учета выявляются расхождения. Данный документ заполняется аналогично Сличительной описи (ф. 0504086).

Инвентаризационная опись наличных денежных средств (ф. 0504088) (далее — Инвентаризационная опись (ф. 0504088)) применяется для отражения результатов проведенной инвентаризации наличных денежных средств в кассе учреждения. Она формируется комиссией учреждения и отражает сведения о наличии денежных средств в кассе учреждения фактически и по учетным данным (цифрами и прописью), сведения по недостаче и излишкам, выявленным по результатам инвентаризации; номера последних приходного и расходного кассовых ордеров.

Инвентаризационная опись (ф. 0504088) подписывается председателем и всеми членами комиссии учреждения, осуществляющей инвентаризацию.

Инвентаризационная опись расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (ф. 0504089) (далее — Инвентаризационная опись (ф. 0504089)). Применяется для отражения результатов проведенной в учреждении инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками, иными дебиторами и кредиторами, за исключением расчетов по долговым обязательствам, по которым составляются отдельные инвентаризационные описи.

Инвентаризационная опись (ф. 0504089) формируется комиссией учреждения и отражает:

  • сведения по дебиторской (кредиторской) задолженности;
  • наименование дебитора (кредитора) в случае отражения расчетов по обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы РФ;
  • данные о сумме задолженности учреждения по платежам (переплатам по платежам в бюджеты) по видам платежей в разрезе соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ, в которые подлежит перечислению задолженность, и номер счета бухгалтерского учета;
  • общую сумму задолженности по данным бухгалтерского учета, в том числе подтвержденную дебиторами (кредиторами), не подтвержденную дебиторами (кредиторами), а также сумму задолженности с истекшим сроком исковой давности.

Данная опись подписывается председателем и всеми членами комиссии учреждения, осуществляющей инвентаризацию.

Инвентаризационная опись расчетов по поступлениям (ф. 0504091) (далее — Инвентаризационная опись (ф. 0504091)). Она применяется для отражения результатов проведенной инвентаризации расчетов по доходам (доходным поступлениям) учреждений.

Инвентаризационная опись (ф. 0504091) формируется комиссией учреждения и отражает сведения по данным бухгалтерского учета, номер счета бухгалтерского учета, общую сумму задолженности плательщика («Всего»), в том числе подтвержденную дебитором, не подтвержденную дебитором, а также сумму задолженности с истекшим сроком исковой давности. Данный документ подписывается председателем и всеми членами комиссии учреждения, осуществляющей инвентаризацию.

Бухгалтерский учет отражения результатов инвентаризации

Выявлены излишки. Согласно п. 31 Инструкции N 157н неучтенные объекты нефинансовых активов, выявленные при проведении проверок и (или) инвентаризаций активов, принимаются к бухгалтерскому учету по их текущей рыночной стоимости, установленной для целей бухгалтерского учета на дату принятия к бухгалтерскому учету.

Напомним, что под текущей рыночной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанных активов на дату принятия к учету (п. 25 Инструкции N 157н).

Результаты инвентаризации согласно Инструкциям N N 162н <3>, 174н <4> и 183н <5> будут отражаться следующими бухгалтерскими операциями.

<3> Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н.
<4> Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н.
<5> Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н.

Инструкция N 162н Инструкция N 174н Инструкция N 183н
Дебет Кредит Дебет Кредит Дебет Кредит
Оприходование излишков основных средств
0 101 XX 310
<*>
0 401 10 180 0 101 XX 310
<*>
0 401 10 180 0 101 XX 000
<*>
0 401 10 180
Оприходование излишков нематериальных активов
0 102 30 320 0 401 10 180 0 102 20 320
0 102 30 320
0 401 10 180 0 102 20 000
0 102 30 000
0 401 10 180
Оприходование излишков материальных запасов
0 105 XX 340
<*>
0 401 10 180 0 105 XX 340
<*>
0 401 10 180 0 105 XX 000 0 401 10 180

<*> В разрезе аналитических счетов.

В соответствии с п. 9 Инструкции N 174н, п. 9 Инструкции N 183н, п. 6 Инструкции N 162н оприходование неучтенных объектов основных средств, выявленных при инвентаризации, отражается по рыночной стоимости на основании решения постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов, оформленного Актом о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306001), Актом о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306031), Актом о приеме-передаче здания (сооружения) (ф. 0306030), с приложением в установленных законодательством РФ случаях документов о государственной регистрации прав на недвижимость или их копий, заверенных в установленном порядке. Оприходование неучтенных материальных запасов отражается на основании первичных учетных документов — Акта о приемке материалов (ф. 0315004) (п. 34 Инструкции N 174н, п. 34 Инструкции N 183н, п. 23 Инструкции N 162н).

Пример. В казенном учреждении в результате проведенной инвентаризации выявлен не учтенный на балансе принтер. Его рыночная стоимость определена комиссией в размере 5000 руб.

Операции по оприходованию излишков будут отражены следующими записями:

Источник: https://WiseEconomist.ru/poleznoe/5616-oformlyaem-rezultaty-inventarizacii-otrazhaem-uchete

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *