Цена франко склад

Многие торговые операции предусматривают транспортные расходы. Приобретенный товар должен быть перевезен со склада производителя на склад покупателя. При этом может задействоваться как транспорт продавца, так и транспорт клиента. В некоторых случаях транспортировку осуществляет сторонняя организация. Но, так или иначе, на одну из сторон сделки возлагаются транспортные расходы. В договоре купли-продажи указывается, на какую именно.

Что такое франкировка

Расходы на транспорт не относятся к основным расходам той или иной организации. Вот почему производители, определяя отпускные цены на свою продукцию, обычно закладывают в эти цены расходы на доставку. Базовые условия поставки оказывают непосредственное влияние на цену товара. Если в договоре купли-продажи фигурирует понятие «франко-склад», это значит, что продавец добавил к стоимости товара определенную сумму за его транспортировку в указанное место, а также позаботился о страховке.

Факторы ценообразования

Цена товара устанавливается исходя из следующих факторов:

  • пункт назначения;
  • место, где осуществляется отгрузка товара;
  • франко-склад производителя;
  • вид транспортного средства, перевозящего продукцию;
  • прочие нюансы.

Франко-склад – это условие сделки, согласно которому на поставщика возлагается обязанность осуществить доставку товара в пункт, обозначенный в договоре. До того, как покупатель получит товар, все расходы по его перемещению несет продавец.

Что такое франко-склад поставщика и покупателя

Франко-склад поставщика – это поставка, при которой право собственности на продукцию переходит от продавца (производителя) к покупателю прямо на территории склада поставщика. После этого клиент самостоятельно перевозит товар туда, куда ему нужно, и несет связанные с этим процессом риски. В некоторых случаях он обращается к компании-перевозчику.

Франко-склад покупателя означает, что продавец утрачивает право собственности на продукцию только после того, как доставит ее на склад покупателя. Продавец предоставляет собственный транспорт (или же оплачивает услуги компании-перевозчика), несет все риски и все расходы по перемещению товара, в том числе по отгрузке и разгрузке.

Некоторые понятия, используемые в договорах

Условия франкировки обязательно указываются в бумагах, сопровождающих сделку (накладных на товар). Когда клиент самостоятельно забирает купленный товар, продавец возмещает ему транспортные расходы, если они были учтены при определении отпускной цены.

  • Франко-причал: покупатель получает право собственности на заказанный товар, а также начинает нести ответственность за него только после того, как поставщик доставит груз на упомянутый в соглашении причал.
  • Франко-предприятие: клиент получает права на товар прямо на территории предприятия-продавца и далее самостоятельно несет расходы по его транспортировке. Все нюансы совершения сделки прописаны в договоре купли-продажи. Очевидно, что такие условия выгодны обеим сторонам.
  • Франко-вагон: исполнение этого условия не регулируется официальными правилами. Однако, сложились определенные торговые обычаи, согласно которым поставщик должен:
    — своевременно оплатить заказ железнодорожного транспорта;
    — осуществить погрузочные работы;
    — уведомить покупателя о времени доставки груза;
    — подготовить сопроводительные документы.

Покупатель же в этом случае должен оплатить разгрузку и перевозку товара от станции назначения до склада.

Зачем нужна франкировка

За долгие годы торговых отношений были выработаны правила формирования отпускных цен на товары. Франкировка упростила осуществление импорта и экспорта. Ценообразование во всех сферах торговли – как внешней, так и внутренней – происходит на основании все тех же правил.

Большинство торговых терминов, относящихся к франкировке (франко-набережная, франко-борт, франко-пристань), включено в Инкотермс (свод международных правил внешней торговли). Наличие общепринятой системы ценообразования (франкировки) способствует оперативному решению вопросов транспортировки грузов и ответственности за их сохранность. Франкировка выгодна всем участникам сделки, заинтересованным в соблюдении своих интересов.

Термин «франко» служит для обозначения распределения транспортных расходов между участниками сделки. Эта приставка используется в сочетании с указанием на пункт доставки. Франко-склад – это и одно из условий сделки, и место, где осуществляется передача прав собственности на товар от поставщика к покупателю.

Наши группы: ⇧

Экспортная декларация (EX-1) в рамках внешнеторговой сделки – это общепринятый международный документ, который подтверждает экспорт товара для грузов и оформляется в момент экспортного таможенного оформления перед вывозом товара.

В зависимости от условий поставки по Инкотермс экспортную декларацию должен оформить продавец товара или покупатель (условие EXW). Покупатель обычно передает свое обязательство по оформлению экспортной декларации своему экспедитору или перевозчику.

В Европейском Союзе все экспортные декларации оформляются в электронном виде. Поставщик или экспедитор имеют доступ к общеевропейскому серверу, на котором осуществляется предварительное оформление экспортной декларации в месте нахождения товара. На этом этапе таможенные органы страны, в которой осуществляется экспортное таможенное оформление, могут потребовать предъявление экспортируемого товара к таможенному досмотру.

Экспортная декларация (EX-1) для грузов, произведённых и проданных из стран (ЕЭС) — это общепринятый международный документ, который подтверждает экспорт товара. С погашением европейской декларации на таможне отправления из стран ЕЭС (при отправке груза с транзитного склада) поставщику подтверждается факт вывоза товара с территории ЕЭС. В момент пересечения товаром границы или оформления CARNET TIR происходит закрытие экспортной декларации. Для этого в таможню предоставляется распечатанная копия экспортной декларации со штрих-кодом и индивидуальным номером экспортного отправления. Данный факт позволяет покупателю товара избежать уплаты внутри-европейского НДС (VAT).

Экспортная декларация ЕХ-1 должна сопровождать грузы европейского происхождения, которые следуют далее с транзитного склада за пределы стран ЕЭС. Декларация ЕХ-1 должна быть проштампована на таможне отправления. Экспортная декларация необходима иностранному поставщику для подтверждения заявленной нулевой ставки НДС.

Согласно ст. 480 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК) стороны договора купли-продажи могут са­мостоятельно определять как условия и порядок доставки товаров, так и обязанности продавца и покупателя, свя­занные с доставкой.

Сделки купли-продажи (поставки) товаров сопро­вождаются их транспортировкой, причем воз­можны следующие варианты оплаты транспортных расхо­дов: все оплачивает поставщик, все оплачивает покупа­тель, транспортные расходы распределяются между поставщиком и покупателем.

В договоре поставки должен быть определен по­рядок доставки товара. Возможны следующие ва­рианты:

❏ поставщик доставляет продукцию покупателю соб­ственным транспортом;

❏ покупатель сам вывозит товар со склада поставщика;

❏ расходы по транспортировке продукции несет по­ставщик, при этом доставку осуществляет сторонняя транспортная организация (расходы являются из­держками поставщика);

❏ расходы по транспортировке продукции, понесен­ные поставщиком, возмещаются покупателем (доставку осуществляет сторонняя транспортная организация). При этом возмещаемые расходы не включаются в выручку по­ставщика.

Конкретный порядок оплаты транспортных расхо­дов по договору купли-продажи либо по договору поставки определяется условиями поставки (франкировки), которые устанавливаются по соглашению сторон.

Термин «франко» означает, до какого пункта на пути движения товара от поставщика покупатель освобождается от оплаты транспортных расходов.

При совершении сделок на территории Республики Беларусь применяются следующие виды франко, определяющие состав транспортных расходов поставщика и покупателя:

❏ франко-склад предприятия-поставщика;

❏ франко-вагон станция отправления;

❏ франко-вагон станция назначения;

❏ франко-склад предприятия-покупателя.

При условии поставки «франко-склад предприятия-поставщика» все транспортные расходы несет покупатель.

При условии поставки «франко-вагон станция отправления» поставщик несет только расходы по доставке товара от своего склада до станции отправления и по погрузке в вагон. Остальные транспортные расходы несет покупатель.

При условии поставки «франко-вагон станция назначения» поставщик кроме расхо­дов по доставке товара от склада поставщика до станции отправления и по погрузке в вагон несет также расходы по оплате тарифа за перевозку товаров от станции отправления до станции назначения. Покупатель в этом случае оплачивает только расходы по выгрузке товара из вагона и доставке их на свой склад.

При условии поставки «франко-склад предприятия-покупателя» оплату всех транспортных расходов осуществляет поставщик.

В случае, когда договор купли-продажи содержит обязанность продавца по транспортировке реализуемого товара до какого-либо пункта (указанного в договоре), цена товара устанавливается с учетом доставки.

Если в тексте договора указано, что транспортные расходы формируют договорную цену товара, то их не следует учитывать отдельно от стоимости товара даже в том случае, если эти расходы выделены в договоре (или других первичных документах) отдельной строкой, поскольку в такой ситуации суммы, уплачиваемые поставщику, включают в себя доставку и формируют «налоговую» стоимость товаров. В этом случае в договоре поставки (купли- продажи) должно быть однозначно указано, что окончательная цена товара устанавливается с учетом до­ставки. Если из условий договора следует, что цена товара сформирована без учета транспортных расходов, то транспортировка осуществляется сверх цены товара и выступает в качестве отдельной услуги. Если в договоре не определены условия распределения обязанностей и расходов сторон по транспортировке товара, то согласно ст. 469 ГК доставить товар должен продавец.

Если иное не предусмотрено договором купли-продажи, то в соответствии со ст. 428 ГК обязанность продавца передать товар покупателю считается исполненной в момент вручения товара покупателю или указанному им лицу, если договором предусмотрена обязанность продавца по доставке товара.

Документальным подтверждением того, что транспортные расходы действительно произведены, являются первичные товаросопроводительные документы. Указанные первичные документы необходимы для правомерного отражения в бухгалтерском учете и обоснованного отнесения затрат организации на расходы и должны быть оформлены в соответствии с требованиями ст. 9 Закона Республики Беларусь от 18 октября 1994 г. № 3321-XII «О бухгалтерском учете и отчетности» с последующими изменениями и дополнениями.

Для правомерного отражения в бухгалтерском учете затрат на оплату транспортных услуг по перевозке товаров необходимы следующие документы:

❏ договор перевозки товаров;

❏ акты сдачи-приемки оказанных услуг;

❏ счета на оплату оказанных услуг;

❏ товарно-транспортные накладные на перевозку товаров, принадлежащих организации;

❏ счета-фактуры, выставленные подрядчиком организации согласно требованиям Налогового кодекса Республики Беларусь.

2. Вопрос: Прошу разъяснить со ссылкой на нормативные акты понятия франкировки, франко-склада поставщика, франко-отправления, франко- назначения. Ответ: В соответствии с п. 2.2 Положения о порядке формирования и применения цен и тарифов, утвержденного постановлением Министерства экономики от 22 апреля 1999 г. № 43, отпускные цены (тарифы) формируются субъектами хозяйствования на производимые товары, а также на товары, произведенные на давальческих условиях при одногородних поставках на условиях франко-склад изготовителя, при иногородних поставках — на условиях франко-отправления или франко- назначения. При получении товаров от иногородних поставщиков по отпускным ценам, сформированным на условиях франко-отправления, субъекты хозяйствования, осуществляющие торговую деятельность, имеют право увеличить их на сумму транспортных расходов по доставке товаров до пункта назначения, указанного в договоре (если не установлен иной порядок). При самовывозе товаров, отпускные цены на которые установлены на условиях франко-назначения, покупателю возмещаются транспортные расходы в сумме, включенной в отпускные цены. В Инструкции по заполнению форм государственной статистической отчетности о производстве продукции и выполненных работах, услугах промышленного характера, утвержденной постановлением Министерства статистики и анализа от 25 сентября 2002 г. № 104, упоминаются термины: «франко-станция отправления», «франко-станция назначения», «франко-склад изготовителя»: «Оценка объема произведенной продукции в фактических и сопоставимых отпускных ценах осуществляется по ценам, сформированным на условиях франко-станция отправления. Если на продукцию применяются только цены, сформированные на условиях франко-станция назначения, то стоимость транспортировки продукции от станции отправления до станции назначения исключается из общей суммы при определении объема продукции. Если на продукцию применяются только цены, сформированные на условиях франко-склад изготовителя, то оценка объема продукции осуществляется по этим ценам». Франко-станция отправления, франко-станция назначения, франко- склад изготовителя — все это базисные условия поставки товаров. Они устанавливают базис цены товаров, оказывают влияние на их уровень, определяют дату перехода риска гибели или порчи товаров и права собственности от продавца к покупателю. Эти условия вырабатываются международной торговой практикой. С помощью их упростились и до некоторой степени стандартизировались экспортные и импортные операции. На них основываются и методы построения оптовых и розничных цен внутри страны. В практике рекомендуется применять условия поставки, определенные Международными правилами толкования торговых терминов «Инкотермс 2000», публикация Международной торговой палаты № 560. «Инкотермс 2000» определяет следующие базисные условия поставки: EXW (EX works). «Завод» (со склада предприятия), т.е. «франко-завод», или «франко-склад поставщика», FOR (Free on rail/ Free on truk). «Свободно в вагоне или на платформе», или «франко- вагон», FOA (Free on board Airport). «Свободно в аэропорту», или «ФОБ — аэропорт», DCP (Freight/ Carriage paid to;). «Фрахт/провозная плата оплачена до», CIP (Freight / carrige and Insurance paid to). «Фрахт/ провозная плата и страхование оплачены до», DAF (Delivered at frontier). «Поставлено на границе», или «франко-граница». Л.А. ОБУХОВА, генеральный директор ОДО «МастерАудит» (СОГЛАСОВАНО: А.В. КРУПНОВА, заместитель начальника управления методологии бухгалтерского учета и отчетности Минфина) 29.09.2003 г. Вестник Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, 2003 г., № 35, с.56

Взаимоотношения продавцов и покупателей не ограничиваются только определением цены товара (работы, услуги). Необходимо согласовать еще базисные условия поставки, которые определяют основные права и обязанности участников сделки при транспортировке, упаковке и маркировке товаров по страхованию грузов и оформлению коммерческой документации, а также определяют место и время перехода права собственности от продавца к покупателю и то, как эти условия отражаются в цене товара.
При этом нужно понимать, что все дополнительные расходы могут или вообще не включаться в цену, или включаться частично либо полностью. Все сказанное укладывается в понятие «франкировка», т. е. экономические и правовые условия, определяющие порядок включения в цены тех или иных затрат, связанных с транспортировкой, погрузочно-разгру-зочными работами, хранением и страхованием грузов. Франкировка регламентирует правовые обязательства сторон в связи с поставками товаров во внутренней и внешней торговле.
Во внутренней торговле цены в зависимости от условий поставки товаров отличаются по видам франко. «Франко» (в переводе с итал. «свободный») — это коммерческий термин, означающий, что определенная часть расходов по транспортировке или погрузке товара включается в цену производителя. Каждый вид франко показывает, до какого пункта на пути движения товара от продавца к покупателю дополнительные затраты включены в цену по договору купли-продажи. Существует шесть видов франко. Следует помнить, что во всех случаях эти расходы в конечном счете оплачивает покупатель.
Цена франко-склад поставщика не включает никаких затрат по перемещению товара от продавца к покупателю (по погрузке на складе поставщика, перевозке до станции отправления, разгрузке и др.). Все эти затраты покупатель оплачивает сверх цены товара.
Цена франко-станция отправления учитывает цену товара и затраты продавца на перемещение товара от своего склада до станции отправления. Все дальнейшие расходы, связанные с доставкой товара на склад покупателя, оплачиваются отдельно.
Цена франко-вагон станция отправления отличается от предыдущей тем, что включает в себя дополнительные затраты на подачу вагона на подъездные пути и погрузку товара в вагоны на станции отправления.
Цена франко-вагон станция назначения кроме цены товара включает в себя затраты на его перемещение от склада продавца до станции назначения без выгрузки из вагонов. Затраты на дальнейшую транспортировку товара до своего склада покупатель оплачивает сверх цены, отдельно.
Цена франко-станция назначения включает в себя транспортные расходы от склада поставщика до станции назначения с учетом расходов по выгрузке продукции из вагонов.
Следует учесть, что большинство грузов не перегружается на железнодорожных станциях отправления и назначения (руда, уголь, нефтепродукты, металлопрокат, трубы и др.). Для таких товаров применяются цены франко-вагон станция отправления (назначения), а не франко-станция назначения (отправления).
Цена франко-склад покупателя учитывает цену товара и все расходы по его перемещению от склада продавца до склада покупателя.
В практике международной торговли при оформлении и заключении внешнеторговых контрактов купли-продажи стороны используют базисные условия поставки, толкование которых и вытекающие из них обязательства сторон содержатся в специальном сборнике Международной торговой палаты «Инкотермс» . Согласно международным правилам основной принцип регламентирования условий поставки товаров состоит в последовательном увеличении обязанностей продавца от минимального до максимального объема и соответствующем увеличении затрат по перемещению товара, которые оплачивает продавец и, следовательно, учете их в цене товара, фиксируемой в контракте.
Сборник «Инкотермс» содержит основные понятия, применяемые в международной торговой практике, и является официальной нормативной основой при арбитражном рассмотрении споров, которые возникают по соответствующим вопросам.
Рассмотрим наиболее часто встречающиеся базисные условия поставки.
ЕХ — франко-завод … (с предприятия, рудника, склада и т. п.). Согласно этому условию продавец обязан предоставить товар на своем предприятии в распоряжение покупателя. Он также обязан за свой счет подготовить товар, приложив документы, подтверждающие его соответствие условиям контракта, уведомить покупателя о готовности товара к отгрузке и оформить комплект документов, необходимых для вывоза товаров из страны. По просьбе покупателя и за его счет продавец может оказать содействие в получении дополнительных документов, необходимых для ввоза товара в импортируемую страну.
Импортер (покупатель) должен заключить договор с перевозчиками товара и оплатить перевозку от предприятия продавца до пункта назначения, включая погрузку, получить экспортные лицензии, выполнить и оплатить таможенные процедуры, а также налоги и сборы, оплатить товар продавцу по цене производителя.
Все риски случайной порчи и гибели товара, начиная с момента предоставления его продавцом (экспортером), несет покупатель.
FRC — франко-перевозчик … (название пункта). Экспортер обязан за свой счет поставить товар, приложив документы, подтверждающие его соответствие условиям контракта, в зависимости от требований контракта упаковать товар в контейнеры, погрузить на трейлеры в морской упаковке, обеспечить передвижение товара на собственных колесах, известить импортера об отгрузке товара в порт, получить экспортную лицензию, доставить товар в предусмотренное контрактом место в порту и 56 передать его в установленные сроки перевозчику вместе с комплектом документов, необходимых для его вывоза, а также выполнить таможенные процедуры.
В цену товара по этому базисному условию входят все затраты продавца до пункта его передачи перевозчику.
Импортер обязан оплатить цену товара экспортеру и сообщить ему реквизиты перевозчика, за свой счет заключить договор с перевозчиком и оплатить все расходы, связанные с доставкой груза от пункта, оговоренного контрактом, до места назначения, включая стоимость погрузоч-но-разгрузочных работ.
FCP — фрахт-провозная плата оплачена до … (название пункта назначения). По этому условию в отличие от предыдущего продавец оплачивает стоимость (фрахт) перевозки товара до указанного места назначения и включает эти затраты в цену товара.
Покупатель обязан за свой счет застраховать товар и оплатить все другие расходы, возникшие при транспортировке.
Риск гибели и случайной порчи товара переходит от продавца к покупателю в момент передачи продавцом груза перевозчику.
CIP — фрахт-провозная плата и страхование оплачены до … (название пункта назначения). Это условие аналогично предыдущему с тем дополнением, что продавец должен обеспечить транспортное страхование от рисков гибели или случайной порчи товара во время перевозки. Тогда цена товара увеличивается на размер страхового взноса.
DAF — поставка до границы … (название места поставки на границе). По этому условию обязательства продавца заканчиваются перед таможенной границей страны-импортера. В цену товара входят все затраты продавца, включая его расходы на изготовление товара и прибыль, доставку в установленные сроки в пограничный пункт страны-импортера, передачу комплекта документов, включая транспортные, оплату таможенных процедур и всех расходов до передачи товара покупателю.
DDP — поставка … (название места назначения в стране ввоза) с оплатой пошлины. В отличие от условия EXW, означающего минимальные обязанности продавца, DDP означает максимальные обязанности: продавец несет все расходы по доставке товара до места, указанного покупателем, получению лицензий на экспорт и импорт, выполнению таможенных процедур с обеих сторон границы и оплате таможенных пошлин и риска случайной порчи и гибели товара до доставки его в пункт назначения.
Все расходы продавца включаются в цену товара, которую возмещает покупатель.
DDV — поставка … (название места назначения в стране ввоза) без оплаты пошлины. Все затраты продавца, указанные в предыдущем условии, за исключением пошлины, включаются в цену товара по контракту.
FOB — франко-борт. Купля-продажа товара на этом условии предполагает обязанность продавца за счет своих сил и средств доставить и погрузить товар на борт судна. Условие FOB предусматривает ответственность продавца за состояние товара, повреждения и потери до момента его доставки на борт судна. В этом случае в цену реализации включаются непосредственно цена товара, а также транспортные и другие расходы по доставке его на борт судна.
В практике международной торговли условия и цены FOB применяются при экспорте многих видов промышленной продукции, готовых изделий. Статистические издания ООН, других международных и национальных организаций обычно публикуют экспортные цены FOB.
FAC — франко вдоль борта судна. Этим условием на продавца возложены обязанности разместить товар вдоль борта судна на набережной в указанном порту. Цена товара определяется исходя из затрат продавца для исполнения возложенных обязанностей.
CIF — стоимость, страхование, фрахт. При поставке товара на условии CIF в продажную цену товара, указанную в контракте, включаются непосредственно цена самого товара, затраты на страхование, фрахт и расходы по его транспортировке до порта назначения с оплатой сборов, налогов и пошлин, связанных с вывозом товара.
Статистические издания ООН, других международных и национальных организаций обычно публикуют импортные цены CIF.
CFR — стоимость и фрахт. Это условие, в отличие от предыдущего, не включает затраты продавца по страхованию. Все затраты с момента перехода товара через поручни судна оплачивает покупатель сверх цены, указанной в контракте.
EXS — с судна … (название порта назначения). Это базисное условие означает, что продавец предоставляет товар в распоряжение покупателя на борту судна в месте назначения, указанном в контракте. Продавец обязан за свой счет получить экспортную лицензию, выполнить таможенные формальности, оплатить погрузку, фрахт, страхование. Он несет все риски случайной порчи и гибели товара до момента его прибытия в порт назначения. Все эти затраты продавца учитываются в цене, зафиксированной в контракте.
EXQ — с пристани … (название порта). Согласно этому условию продавец предоставляет товар в распоряжение покупателя на пристани в месте назначения, указанном в контракте. Все расходы и риски по доставке товара в это место несет продавец. 58
Существует два вида договоров на условиях EXQ: «с пристани… с оплатой пошлины» и «с пристани… пошлина за счет покупателя». При заключении контракта стороны обязаны полно обозначить эти условия, так как в противном случае может возникнуть неясность, на кого (продавца или покупателя) возлагается обязанность таможенной очистки ввозимого товара.
Мы рассмотрели наиболее часто встречающиеся базисные условия поставки, которые определяют порядок поставки и оплаты товаров во внутренней и международной торговле и учета в ценах дополнительных расходов продавца. При этом необходимо твердо уяснить себе, что в цену, указанную в контракте, входят абсолютно все затраты продавца. Сверх цены покупатель оплачивает расходы, не предусмотренные конкретными условиями поставки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *