Статья 33 закона о занятости

19 апреля 1991 года N 1032-1

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

О ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Настоящий Закон определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.

Гарантии государства по реализации прав граждан Российской Федерации, проживающих за ее пределами, определяются международными договорами (соглашениями) Российской Федерации.

Глава I. Общие положения

Статья 1. Занятость граждан

Статья 2. Занятые граждане

Статья 3. Порядок и условия признания граждан безработными

Статья 4. Подходящая и неподходящая работа

Статья 5. Государственная политика в области содействия занятости населения

Статья 6. Законодательство о занятости населения

Статья 7. Полномочия федеральных органов государственной власти в сфере занятости населения

Статья 7.1. Полномочие Российской Федерации, переданное для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации

Статья 7.1-1. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области содействия занятости населения

Статья 7.2. Участие органов местного самоуправления в содействии занятости населения

Глава II. Права граждан в области занятости

Статья 8. Право граждан на выбор места работы

Статья 9. Право граждан на консультацию, профессиональную ориентацию, содействие в переезде и переселении в другую местность для трудоустройства, психологическую поддержку, профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование, получение информации в органах службы занятости

Статья 10. Право граждан на профессиональную деятельность за пределами территории Российской Федерации

Статья 11. Право граждан на обжалование действий органов службы занятости и их должностных лиц

Глава III. Гарантии государства в области занятости

Статья 12. Гарантии государства в реализации права граждан на труд

Статья 13. Дополнительные гарантии занятости для отдельных категорий населения

Статья 13.1. Сопровождение при содействии занятости инвалидов

Глава IV. Регулирование и организация занятости населения

Статья 14. Утратила силу

Статья 15. Государственная служба занятости населения

Статья 15.1. Федеральные государственные стандарты государственных услуг и государственных функций в области содействия занятости населения

Статья 16. Статистическая отчетность и информация о занятости населения

Статья 16.1. Регистры получателей государственных услуг в сфере занятости населения

Статья 16.2. Информационно-аналитическая система Общероссийская база вакансий «Работа в России»

Статья 16.3. Государственный информационный ресурс «Справочник профессий»

Статья 17. Привлечение на территорию Российской Федерации иностранной рабочей силы

Статья 18. Лицензирование деятельности, связанной с трудоустройством граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации

Статья 18.1. Осуществление деятельности по предоставлению труда работников (персонала)

Статья 19. Исключена

Статья 20. Координационные комитеты содействия занятости населения

Статья 21. Участие профессиональных союзов и иных представительных органов работников в содействии занятости населения

Статья 22. Источники финансирования мероприятий по содействию занятости населения

Статья 22.1. Содействие безработным гражданам в переезде и безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости

Статья 22.2. Содействие работодателям в привлечении трудовых ресурсов в рамках реализации региональных программ повышения мобильности трудовых ресурсов

Статья 22.3. Особенности реализации региональных программ повышения мобильности трудовых ресурсов в субъектах Российской Федерации, включенных в перечень, утвержденный Правительством Российской Федерации, а также содействия работодателям в привлечении трудовых ресурсов в рамках реализации этих региональных программ

Статья 23. Профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости

Статья 24. Организация общественных работ

Статья 24.1. Особенности организации содействия занятости инвалидов

Глава V. Участие работодателей в обеспечении занятости населения

Статья 25. Содействие работодателей в обеспечении занятости населения

Статья 26. Права работодателей

Глава VI. Социальные гарантии и компенсации

Статья 27. Утратила силу

Статья 28. Гарантии социальной поддержки безработных

Статья 29. Размеры стипендии, выплачиваемой гражданам в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости

Статья 30. Порядок определения размеров пособия по безработице

Статья 31. Условия и сроки выплаты пособия по безработице

Статья 32. Условия досрочного выхода на пенсию

Статья 33. Размеры пособия по безработице

Статья 34. Размеры пособия по безработице отдельным категориям безработных граждан

Статья 34.1. Дополнительные гарантии социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Статья 34.2. Дополнительные гарантии социальной поддержки граждан предпенсионного возраста

Статья 35. Прекращение, приостановка выплаты пособия по безработице, снижение его размера

Статья 36. Материальная помощь

Статья 37. Добровольное страхование на случай потери работы

Статья 37.1. Обеспечение размещения информации о предоставлении и осуществлении социальных гарантий

Какие категории граждан могут быть признаны безработными и в какие сроки?

На основании ст.3 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации»:

  1. Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным из организаций (с военной службы) независимо от их организационно — правовой формы и формы собственности (далее — организации) в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации.

Порядок регистрации безработных граждан определяется Правительством Российской Федерации.

  1. Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности) — паспорта и документа об образовании.

В случае представления справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы в иностранной валюте органы службы занятости осуществляют перевод иностранной валюты в рубли по официальному курсу, установленному на день увольнения гражданина.

При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов.

Решение о признании инвалида безработным принимается органами службы занятости в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Перечень вопросов:
1. Можно ли зарегистрироваться в качестве безработного дистанционно?

2. Кто не может зарегистрироваться в качестве безработного?

3. Могу ли я встать на учет в службу занятости и получать пособие, если у меня нет регистрации по месту жительства (т.н. «прописки» в паспорте) или есть только регистрация по месту пребывания («временная регистрация»)?

4. Каким будет размер пособия по безработице, если …

4.1 Я был уволен с работы до 01.03.2020, но в течение года, предшествующего дате обращения в органы службы занятости, работал по трудовому договору более 26-ти недель

4.2 Я был уволен с работы до 01.03.2020 и в течение года, предшествующего дате обращения в органы службы занятости, не работал по трудовому договору более 26-ти недель

4.3 Я был уволен с работы после 01.03.2020 и сейчас обратился в органы службы занятости населения

5. В последнее время я не работал по трудовому договору, но трудился на основании гражданско-правового договора (оказания услуг, подряда) либо вел деятельность как индивидуальный предприниматель/»самозанятый», но сейчас расторг гражданско-правовой договор (прекратил свой статус). Как это повлияет на размер пособия?

6. Могут ли региональные органы власти установить какие-либо доплаты для безработных в своем регионе?

7. Внимание! Продление сроков получения пособия по безработице в период с 1 марта по 1 октября 2020 года гражданам, признанным безработными после 1 марта 2020 года.

8. Внимание! Увеличение размера пособия безработным, имеющих несовершеннолетних детей, в период с апреля по август 2020 года.

9. Можно ли получать и пособие по уходу за ребенком, и пособие по безработице?

1. Можно ли зарегистрироваться в качестве безработного дистанционно?

Ответ: Да, в настоящее время государство предоставляет гражданам такую возможность. Для регистрации следует воспользоваться порталом «Работа в России» — https://trudvsem.ru/ , также можно воспользоваться порталом «Госуслуги», если вы на нем зарегистрированы.

Обратите внимание, что в нынешней ситуации для постановки на учёт в службе занятости достаточно составить резюме и подать заявление через личный кабинет на портале «Работа в России». Собирать и прикладывать копии документов, в том числе трудовую книжку, справку о среднемесячном заработке за последние 3 месяца, приказ об увольнении от предыдущего работодателя не требуется. Эти сведения служба занятости может получить самостоятельно, в том числе в органах Пенсионного фонда России.

2. Кто не может зарегистрироваться в качестве безработного?

Ответ: Категории граждан, являющиеся занятыми, которые не могут быть признаны безработными, перечислены в статье 2 Закона «О занятости населения в РФ».

Цитата из Закона. Занятыми являются:
— работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ (кроме граждан, участвующих в общественных работах и указанных в пункте 3 статьи 4 Закона «О занятости населения в РФ») и осуществления полномочий членов избирательных комиссий, комиссий референдума с правом решающего голоса не на постоянной (штатной) основе;
— зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, а также нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и иные лица, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию;
— занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;
— выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов (артелей);
— избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;
— проходящие военную службу, альтернативную гражданскую службу, а также службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации;
— обучающиеся по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, включая обучение по направлению государственной службы занятости населения;
— временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением других государственных обязанностей или иными уважительными причинами;
— являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) некоммерческих организаций, организационно-правовая форма которых не предполагает права учредителей (участников) на получение дохода от деятельности этих организаций, включая членов товариществ собственников жилья, а также членов жилищных, жилищно-строительных, гаражных кооперативов и иных специализированных потребительских кооперативов, создаваемых в целях удовлетворения потребностей граждан, которые не получают доход от их деятельности;
— являющиеся членами крестьянского (фермерского) хозяйства.

Подчеркнем, что индивидуальные предприниматели, участники хозяйственных обществ (в том числе участники ООО, независимо от размера доли в уставном капитале) и «самозанятые» не могут быть признаны безработными, даже если их деятельность не приносит никакого дохода и (или) фактически не ведется. Этим лицам для постановки на учет в органах службы занятости населения в качестве безработных нужно официально прекратить свой статус (официально прекратить деятельность ИП, выйти из состава участников ООО и зарегистрировать изменения и т. д.).

Работа по договору гражданско-правового характера (подряда, оказания услуг, авторского договора) также является препятствием для постановки на учет в качестве безработного. Такой договор должен быть расторгнут перед вашим обращением в службу занятости населения.

В случае неправомерной регистрации в качестве безработного и незаконного получения пособия с вас могут не только взыскать выплаченное пособие, но и привлечь к ответственности (вплоть до уголовной)!

3. Могу ли я встать на учет в службу занятости и получать пособие, если у меня нет регистрации по месту жительства (т.н. «прописки» в паспорте) или есть только регистрация по месту пребывания («временная регистрация»)?

Ответ: Действующим законодательством в области занятости населения, в том числе Временными правилами регистрации граждан в качестве безработных, не предусмотрено возможности постановки на учет в качестве безработного по месту временного пребывания. Проживание гражданина по определенному адресу также требует документального подтверждения или установления этого факта судом.
Органы службы занятости нередко отказывают в постановке на учет в качестве безработных гражданам, у которых отсутствует регистрация по месту жительства.

В некоторых случаях такой отказ можно оспорить в судебном порядке, но защита своих прав в суде займет определенное время.
В случае, если гражданин фактически проживает в одном городе, а зарегистрирован по месту жительства в другом, то он подлежит постановке на учет в качестве безработного по месту своей регистрации. Центр занятости по месту вашей регистрации должен быть доступен для вас, поскольку вам может быть предложено трудоустройство на вакантные должности, вы можете быть вызваны в центр занятости в целях подбора подходящих для вас вакансий.

Гражданин также вправе зарегистрироваться в любом центре занятости населения в целях поиска подходящей работы и органы службы занятости должны будут оказать ему содействие в поиске работы (без постановки на учет в качестве безработного и выплаты пособия).
Обоснование: В силу п. 2 ст. 3 ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации» решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина.

В настоящее время Постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2020 г. № 460 утверждены Временные правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными. Согласно этому нормативно-правовому акту гражданин может зарегистрироваться в целях поиска подходящей работы в любом центре занятости, вне зависимости от места жительства, однако решение о назначении пособия должно быть принято органом службы занятости населения по месту жительства гражданина (пункты 2 и 8 Временных правил).

Как указано в абзаце 8 статьи 2 Закона РФ от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» место жительства — жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.

Конституционный Суд РФ в своем Определении от 06.02.2003 № 105-О высказал позицию о том, что само по себе введение регистрации гражданина в качестве безработного по месту жительства не может рассматриваться как нарушающее конституционное право граждан на защиту от безработицы. При этом Конституционный Суд РФ также неоднократно отмечал, что действующее законодательство не связывает определение места жительства лица исключительно с фактом его регистрации по месту жительства или по месту пребывания. Конкретное место жительства лица может быть установлено судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с его регистрацией компетентными органами (см., к примеру, Определение Конституционного Суда РФ от 21.11.2013 № 1868-О, Определение Конституционного Суда РФ от 28.02.2017 № 311-О).

Иногда суды встают на сторону безработных граждан, у которых нет регистрации по месту жительства, на основании доказательств, подтверждающих факт длительного проживания граждан по определенному адресу, устанавливают факт их проживания по месту жительства, а также признают незаконными отказы центров занятости населения в признании граждан безработными и обязывают назначить пособие по безработице (см., к примеру, Апелляционное определение Алтайского краевого суда от 04.02.2015 по делу № 33-912/2015, Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 24.07.2018 по делу № 33-11048/2018 и др.).

Таким образом, действующим законодательством предусмотрено, что постановка на учет в качестве безработного и выплата пособия осуществляются по месту жительства гражданина. Факт постоянного проживания по определенному адресу должен быть подтвержден документально, в связи с чем служба занятости будет ориентироваться на информацию о вашей регистрации.

Однако, если у вас нет регистрации по месту жительства, вы можете обратиться в суд с иском к центру занятости населения, потребовав установления факта вашего постоянного проживания по определенному адресу, а также признания незаконным отказа центра занятости населения в признании вас безработным. Суду нужно будет представить все имеющиеся у вас доказательства постоянного проживания по определенному адресу (документы о длительном проживании по определенному адресу, возможен допрос свидетелей, также аргументом в вашу пользу будет являться отсутствие регистрации по месту жительства в каком-либо другом месте).

Согласно ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ такой иск может быть подан в суд в ваших интересах органами прокуратуры по месту нахождения центра занятости населения, для чего нужно обратиться в прокуратуру с письменным обращением, однако нужно понимать, что обращение в суд в интересах гражданина – право, но не обязанность органов прокуратуры.

Отметим, что гражданину может быть отказано в признании безработным по причине его отказа от двух вариантов подходящей работы в течение 10 дней со дня регистрации в качестве лица, ищущего работу, или при неявке в этот период по вызову органов службы занятости (пункт 9 Временных правил, пункт 3 ст. 3 Закона «О занятости населения в РФ»). Это следует иметь в виду в случае, если вы решили встать на учет в качестве безработного дистанционно и у вас нет возможности посетить тот город, в котором вы зарегистрированы по месту жительству.

4. Каким будет размер пособия по безработице, если …

4.1 Я был уволен с работы до 01.03.2020, но в течение года, предшествующего дате обращения в органы службы занятости, работал по трудовому договору более 26-ти недель

Если вы были уволены до 01.03.2020, но в течение года, предшествовавшего дате подачи заявления в службу занятости населения, состояли в трудовых отношениях с работодателем не менее 26-ти недель (с учетом всех мест работы по трудовому договору в течение года, см. ответ на вопрос № 8 из Письма Минтруда России от 24.12.2018 № 16-1/10/П-9611), то пособие по безработице должно быть исчислено, исходя из вашего среднего заработка по последнему месту работу (за последние три месяца). Пособие выплачивается в размере 75% от вашего среднего заработка по последнему месту работы – в первые три месяца и 60% от среднего заработка – в последующие три месяца, но не более максимальной величины пособия по безработице в размере 12 130 руб./мес. (+ районный коэффициент, если он установлен в вашем регионе). Продолжительность выплаты пособия в данном случае – не более шести месяцев (суммарно) в течение года со дня вашей постановки на учет в службу занятости в качестве безработного. См. п. 1 ст. 33 Закона «О занятости населения в РФ».

Однако если вас уволили за нарушение трудовой дисциплины или за другие виновные действия, предусмотренные трудовым законодательством РФ, то вам согласно п. 1 ст. 34 Закона «О занятости населения в РФ» причитается пособие в минимальном размере (1500 рублей в месяц + районный коэффициент, если он установлен в вашем регионе). Минимальное пособие выплачивается не более трех месяцев (суммарно) в течение 12-ти месяцев со дня признания вас безработным.

Обращаем внимание на то, что в соответствии с пунктом 1(1) Постановления Правительства РФ от 27.03.2020 № 346 в мае – августе 2020 года минимальный размер пособия для всех категорий безработных граждан составляет 4500 руб. в месяц (+ районный коэффициент, если он установлен в вашем регионе).

4.2 Я был уволен с работы до 01.03.2020 и в течение года, предшествующего дате обращения в органы службы занятости, не работал по трудовому договору более 26-ти недель

В данном случае в силу положений пункта 1 ст. 34 Закона «О занятости населения в РФ» вам полагается пособие в минимальном размере (1500 рублей в месяц + районный коэффициент, если он установлен в вашем регионе). Минимальное пособие выплачивается не более трех месяцев (суммарно) в течение 12-ти месяцев со дня признания вас безработным.

Обращаем внимание на то, что в соответствии с пунктом 1(1) Постановления Правительства РФ от 27.03.2020 № 346 в мае – августе 2020 года минимальный размер пособия для всех категорий безработных граждан составляет 4500 руб. в месяц (+ районный коэффициент, если он установлен в вашем регионе).

4.3 Я был уволен с работы после 01.03.2020 и сейчас обратился в органы службы занятости населения

Правительством РФ установлены особые правила получения и расчета пособия по безработице в апреле – августе 2020 г. для лиц, уволенных после 01.03.2020. Так, согласно Постановлению Правительства РФ от 27.03.2020 № 346, если ваше увольнение с последнего места работы состоялось после 01.03.2020, то пособие по безработице в апреле — августе 2020 г. будет составлять 12 130 руб. в месяц, вне зависимости от размера вашего заработка, стажа работы у последнего работодателя. Пособие будет выплачиваться с момента вашей постановки на учет в органах службы занятости в качестве безработного. В регионах, в которых установлены районные коэффициенты, к названной сумме дополнительно выплачивается соответствующий районный коэффициент.

Однако если вас уволили за нарушение трудовой дисциплины или за другие виновные действия, предусмотренные трудовым законодательством РФ, то вам согласно п. 1 ст. 34 ФЗ «О занятости населения в РФ» и названного Постановления Правительства РФ причитается пособие в минимальном размере (1500 рублей в месяц + районный коэффициент, если он установлен в вашем регионе, при этом в мае – августе 2020 г. минимальный размер пособия в любом случае составит 4500 руб. в месяц + РК, если он установлен).

Также, если вы уволены после 1 марта и в настоящее время подали документы в центр занятости населения, вы вправе претендовать на увеличение размера пособия на 3000 рублей на каждого ребенка, не достигшего возраста 18-ти лет (см. Постановления Правительства РФ от 27.03.2020 № 346 и от 12.04.2020 № 485). Увеличение пособия в связи с наличием несовершеннолетних детей предусмотрено в июне – августе 2020 г.

После 31.08.2020 и до конца года расчет причитающейся вам суммы пособия будет производиться в соответствии с пунктами 13 – 16 Временных правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 08.04.2020 № 460.

Тем, кто работал по трудовому договору более 26-ти недель в течение года, предшествующего обращению в органы службы занятости, в первые три месяца выплачивается пособие в размере 75% от их среднего заработка, рассчитанного из зарплаты за три месяца по последнему месту работы, в последующие три месяца – в размере 60% от их среднего заработка (с учетом периода выплаты пособия до 01.09.2020). Однако размер пособия не может превышать максимума, установленного Правительством РФ на 2020 г., увеличенного на районный коэффициент, если коэффициент установлен в вашем регионе (не более 12 130 руб./мес. + районный коэффициент).

Тем, кто работал по трудовому договору менее 26-ти недель в течение года, предшествовавшего дню обращения в органы службы занятости, с 01.09.2020 пособие будет платиться в минимальном размере, увеличенном на районный коэффициент, если коэффициент установлен в соответствующем регионе (1 500 руб./мес. + районный коэффициент). Максимальный период выплаты пособия – три месяца (суммарно) в течение года со дня регистрации в качестве безработного, с учетом периода выплат, прошедшего до 01.09.2020.

Обращаем внимание на то, что в соответствии с пунктом 1(1) Постановления Правительства РФ от 27.03.2020 № 346 в мае – августе 2020 года минимальный размер пособия для всех категорий безработных граждан составляет 4500 руб. в месяц (+ районный коэффициент, если он установлен в вашем регионе).

Особые правила выплаты пособия предусмотрены для лиц предпенсионного возраста (лица, которым осталось не более пяти лет до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости) и впервые ищущих работу детей-сирот. Для граждан, относящихся к этим категориям, установлен более длительный период выплаты пособия по безработице и льготные правила расчета размера пособия по безработице. Более подробно о периоде выплаты пособия этим гражданам см. в п. 14 и п. 15 Временных правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 08.04.2020 № 460. При этом «предпенсионеры», уволенные после 01.03.2020, в апреле – августе 2020 г. будут получать пособие в максимальном размере (12 130 руб./мес. + районный коэффициент, если он установлен в соответствующем регионе).

Ознакомиться с Временным правилами можно по этой ссылке — http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_349939/a3cd1d3ceec7e6adb2002a08572320caa0537a2d/

5. В последнее время я не работал по трудовому договору, но трудился на основании гражданско-правового договора (оказания услуг, подряда) либо вел деятельность как индивидуальный предприниматель/»самозанятый», но сейчас расторг гражданско-правовой договор (прекратил свой статус). Как это повлияет на размер пособия?

Ответ: В соответствии с Законом «О занятости населения в РФ» и Постановлениями Правительства РФ юридическое значение для получения пособия в размере, большем минимального, имеют факты работы по трудовому договору и увольнения с работы. По общему правилу, если до обращения в службу занятости вы не работали по трудовому договору, вели деятельность как ИП или самозанятый либо трудились по гражданско-правовому договору, который был расторгнут заказчиком, то вам причитается пособие в минимальном размере (1 500 руб. + районный коэффициент, если он установлен в вашем регионе, 4 500 руб. + РК в месяц в мае – августе 2020 г.).

Однако в июне 2020 года Правительство РФ решило поддержать граждан – индивидуальных предпринимателей, прекративших свою деятельность. Теперь в соответствии с пунктом 1(1) Постановления Правительства РФ от 27.03.2020 № 346 индивидуальные предприниматели, официально прекратившие деятельность и зарегистрированные в качестве безработных после 1 марта 2020 года могут претендовать на получения пособия по безработице в размере 12 130 рублей в месяц в течение 3-х месяцев. Однако пособие будет выплачиваться ИП, прекратившим деятельность, только до 01.10.2020.

Региональные власти на основании своих нормативно-правовых актов и за счет собственных средств могут предусмотреть дополнительные меры поддержки для бывших ИП и самозанятых, информацию на этот счет вы можете получить в центре занятости населения по своему месту жительства. К примеру, в соответствии с п. 21 Указ Мэра Москвы от 05.03.2020 № 12-УМ (в ред. от 07 мая 2020 г.), если самозанятый гражданин зарегистрирован по месту жительства в г. Москве, вел деятельность в 2020 году не менее 60-ти дней, встает на учет в службу занятости после 01.04.2020, то до 30.09.2020 он имеет право на получение региональной доплаты к федеральному пособию по безработице, при этом общая сумма выплат за месяц должна составить не менее 19 500 рублей (без учета федеральной доплаты за несовершеннолетних детей). Исходя из формулировок Указа Мэра Москвы, такие же правила действуют в отношении ИП, прекративших свою деятельность, и лиц, работавших по гражданско-правовым договорам.

Стоит также отметить, что гражданин, прекративший деятельность в качестве ИП (или самозанятого) может одновременно являться лицом, работавшим не менее 26-ти недель по трудовому договору в течение года, предшествующего обращению в органы службы занятости. К примеру, если с 01.05.2019 по 31.01.2020 гражданин работал по трудовому договору и уволился с работы по собственному желанию, а с 01.02.2020 по 30.04.2020 был ИП или самозанятым, но официально прекратил предпринимательскую деятельность и обратился в органы службы занятости. Мы полагаем, что в этом случае можно претендовать на получение пособия не в качестве лица, прекратившего индивидуальную предпринимательскую деятельность, которому в силу п. 1 ст. 33 Закона «О занятости населения в РФ» причитается пособие в минимальном размере, а как лицу, имевшему работу по трудовому договору более 26-ти недель в течение года, предшествующего обращению в органы службы занятости (см. также ответ на вопрос № 8 из Письма Минтруда России от 24.12.2018 № 16-1/10/П-9611).

Важно сказать и о том, что в соответствии с пунктом 1(1) Постановления Правительства РФ от 27.03.2020 № 346 в мае – августе 2020 года минимальный размер пособия для всех категорий безработных граждан составляет 4500 руб. в месяц (+ районный коэффициент, если он установлен в вашем регионе).

6. Могут ли региональные органы власти установить какие-либо доплаты для безработных в своем регионе?

Ответ: Да, региональные власти за счет собственных средств и на основании издаваемых ими нормативно-правовых актов нередко устанавливают те или иные доплаты безработным гражданам. В ответе на вопрос № 5 мы уже приводили в качестве примера подобного нормативного акта Указ Мэра г. Москвы от 05.03.2020 № 12-УМ. Вы можете получить информацию на счет причитающихся вам региональных доплат в органах службы занятости населения вашего региона (региональном департаменте или министерстве, уполномоченном в области занятости населения, в вашем центре занятости населения).

7. Внимание! Продление сроков получения пособия по безработице в период с 1 марта по 1 октября 2020 года гражданам, признанным безработными после 1 марта 2020 года

В настоящий момент у многих граждан, зарегистрированных в качестве безработных после 01.03.2020, кончается период, в течение которого они могут получать пособие по безработице. В связи с этим 10 июня 2020 года Правительство РФ приняло решение о продлении срока получения этими гражданами пособия, но не более чем на 3 месяца и не позднее чем до 1 октября 2020 года.
В таких случаях размер пособия по безработице, причитающегося гражданину, определяется на день окончания установленного периода его выплаты, но не выше максимальной величины пособия по безработице и не ниже минимальной величины пособия по безработице, действующих на день принятия решения о продлении периода выплаты (+ районный коэффициент, если он установлен в вашем регионе).

То есть, если вы стали безработным после 01.03.2020, в настоящее время истек срок, в течение которого вы вправе получать пособие по безработице, вы не нашли работу через органы службы занятости населения и продолжаете являться безработным, то вам должны платить пособие по безработице еще три месяца в том же размере, как и на момент окончания срока выплаты вам пособия (однако продление срока выплаты пособия ограничено 1 октября 2020 года).

8. Внимание! Увеличение размера пособия безработным, имеющих несовершеннолетних детей, в период с апреля по август 2020 года.

До 10 июня 2020 года право на пропорциональное увеличение пособия по безработице в связи с наличием детей имели только безработные, ставшие таковыми после 1 марта 2020 года, а увеличение пособия в размере 3000 рублей в месяц за одного ребенка до 18-ти лет действовало только в период с апреля по июнь 2020 года.

10 июня 2020 года Правительство РФ приняло решение об увеличении размера пособия по безработице граждан, имеющих детей до 18-ти лет, в июне, июле и августе 2020 года. При этом увеличение размера пособия не связано с датой регистрации гражданина в качестве безработного, главное, чтобы он имел право на получение пособия. Пособие как и ранее увеличивается на 3000 рублей в месяц за одного несовершеннолетнего ребенка, выплачивается одному из родителей, усыновителей или опекуну (попечителю).

Соответствующие изменения внесены в пункт 1(1) Постановления Правительства РФ от 27.03.2020 № 346.

9. Можно ли получать и пособие по уходу за ребенком, и пособие по безработице?

Как уже было разъяснено в пункте 2 настоящей статьи, граждане, трудящиеся по трудовому договору, не могут получать пособие по безработице. Поэтому если вы состоите в трудовых правоотношениях с работодателем, находитесь в отпуске по уходу за ребенком, вы не можете стать безработным.

В случае увольнения с работы, а уволиться по собственному желанию вы можете и в период отпуска по уходу за ребенком, вы сможете встать на учет в службу занятости и претендовать на получение пособия по безработице.
В этой связи нужно знать следующее.

Во-первых, если после рождения ребенка и предоставления вам отпуска по уходу за ребенком вы будете уволены из организации по собственному желанию, вы сможете претендовать на получение государственного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет в минимальном размере, которое выплачивается органами социальной защиты населения по месту вашего жительства за счет средств бюджета (это пособие, как правило, меньше страхового пособия, рассчитанного работодателем исходя из заработка работника). Размер государственного пособия – 6 752 руб./в месяц (+ районный коэффициент, если он установлен в вашем регионе).

Во-вторых, согласно ст. 13 ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» лицам, имеющим право как на ежемесячное пособие по уходу за ребенком, так и на пособие по безработице, предоставляется право выбора получения пособия по одному из оснований. Таким образом, если вы не работаете, воспитываете ребенка в возрасте до 1,5 лет, то у вас есть возможность выбора пособия. При этом нужно понимать, что уход за ребенком не должен мешать вашему выходу на работу, поскольку при отказе от вариантов подходящей вам работы, предложенных органами службы занятости населения, вы можете лишиться пособия по безработице.

2. Выплата пособия по безработице может быть приостановлена на срок до 3 месяцев в случаях:
— повторного обращения в органы труда и занятости в течение календарного года гражданина, направленного на профессиональное обучение и отчисленного за виновные действия, — со дня признания гражданина безработным;
— самовольного прекращения гражданином обучения по направлению органов труда и занятости в течение календарного года перед повторным обращением в органы труда и занятости — со дня признания гражданина безработным;
— отказа от двух вариантов подходящей работы — со дня, следующего за днем выдачи органами труда и занятости второго рекомендательного письма. Непосещение работодателя без уважительной причины квалифицируется как отказ от подходящей работы;
— нарушения безработным гражданином условий и сроков его перерегистрации без уважительной причины — со дня, следующего за днем последней перерегистрации.
Период, на который приостанавливается выплата пособия по безработице, засчитывается в общий период выплаты пособия по безработице и не засчитывается в общий трудовой стаж.
3. Пособие по безработице не выплачивается в периоды:
— временной нетрудоспособности безработного гражданина, наступившей в 12-месячный период безработицы;
— отпуска по беременности и родам;
— выезда безработного гражданина с места жительства в связи с обучением в вечерних и заочных учреждениях профессионального образования;
— призыва безработного гражданина на военные сборы, привлечения к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе, с исполнением государственных обязанностей.
Указанные периоды приостановки выплаты пособия по безработице не засчитываются в общий период выплаты пособия по безработице, но продлевают его, не прерывают трудового стажа и засчитываются в общий трудовой стаж.
4. Пособие по безработице не выплачивается в период временной нетрудоспособности гражданина, наступившей по истечении 12-месячного периода безработицы.
Указанный период приостановки выплаты пособия по безработице засчитывается в общий период выплаты пособия по безработице, но не продлевает его, не прерывает трудового стажа и засчитывается в общий трудовой стаж.
5. Выплата пособия по безработице приостанавливается в случаях:
— выдачи безработному гражданину предложения для оформления досрочной пенсии — с даты выдачи предложения;
— установления безработному гражданину инвалидности с ограничениями в трудоспособности — с даты освидетельствования;
— изменения места жительства в пределах города Москвы — с даты снятия с регистрационного учета по прежнему месту жительства;
— нарушения условий перерегистрации по уважительной причине — со дня, следующего за днем последней перерегистрации;
— возбуждения уголовного дела в отношении безработного гражданина по факту мошенничества или подделки документов, представленных в органы труда и занятости, — с момента возбуждения уголовного дела.
При представлении в органы труда и занятости соответствующих документов приостановка снимается, а указанные периоды подлежат оплате и засчитываются в общий трудовой стаж.
6. Органы труда и занятости вправе проверять подлинность и достоверность представленных гражданами документов. Возможно приостановление выплаты пособия по безработице на период проверки документов, но не более одного календарного месяца.
7. При повторном признании граждан безработными, которые в предыдущем периоде безработицы получали пособие по безработице обманным путем, выплата пособия по безработице приостанавливается до конца периода выплаты пособия по безработице, в котором произошло получение пособия по безработице обманным путем.

Следующая статья «
К тексту закона «

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *