Статус и роль

ТЕСТОВЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ ПО СОЦИОЛОГИИ

1. Авторитарный стиль руководства основан на прямых приказах и указаниях руководителя

2. Аксиологическая функция культуры проявляется в формировании ценностных ориентации

3. В основе психоаналитической трактовки природы лидерства лежат взгляды З. Фрейда

4. В России лидерство традиционно связывалось с подвижничеством и проявлением героизма

5. В ситуационной концепции лидерства главным считается востребованность конкретных качеств личности

6. В Советском Союзе теория социальной системы изучалась в рамках марксистской теории

7. В современной научной литературе отмечают два основных вида модернизации оригинальная и вторичная

8. Вклад А.Маслоу в развитие социальной психологии заключается в разработке проблем иерархии потребностей

9. Внутренние причины социальных изменений заключаются в противоречиях и «разрывах» между элементами социальной системы

10. Воля выражается в способности человека к достижению целей посредством осуществления настойчивых действий несмотря на сопротивление

11. Гегемонистский тип ориентации характеризуется негативным отношением к чужим социальным системам, кроме «своей»

12. Главенствующее влияние на психологическое настроение толпы оказывают самовнушение и самовозбуждение

13. Гражданские (или личные) права состоят из естественных, неотъемлемых прав человека

14. Гражданское общество возникает вследствие опасения одних людей перед другими, считал Гоббс

15. Группа, включающая в себя в качестве составных частей первичные малые группы: Вторичная группа

16. Группа, система ценностей и норм которой является для индивида своеобразным эталоном поведения: Группа референтная

17. Двухфакторная модель мотивации принадлежит Херцбергу

18. Деление социальных процессов на базовые и периферийные характеризует их структуру

19. Демократический стиль руководства включает широкое привлечение сотрудников к решению возникающих проблем и их свободное обсуждение

20. Для интроверта как социологического типа личности характерно усиленное внимание к оценке своего места в социуме

21. Для постфрейдистских теорий социального поведения характерно стремление к преодолению такого недостатка фрейдизма, как: излишний биологизм

22. Заслужить ненависть за добрые дела так же легко, как и за злые, поэтому надо мало поощрять и часто наказывать, считал Макиавелли

23. Знание социальной действительности определяется следующими уровнями эмпирическим и теоретическим

24. Изменение статуса социального субъекта; переход из одной социальной страты в другую: МОБИЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ

25. Инновационная деятельность характеризуется творческим преобразованием социальной действительности

26. Интеграционная функция социальной системы направлена на сохранение целостности социума

27. Исторически формирование наций связано с появлением индустриального образа жизни

28. Исторический период развития конкретного общества, в течение которого доминирует определенный способ производства: Общественно-экономическая Формация

29. К внешним факторам, влияющим на формирование и функционирование социальной системы, относят процессы, протекающие в других сферах социума

30. К внутренним системообразующим факторам, определяющим развитие социальной системы, следует отнести интересы и деятельность субъектов социума

31. К основным институтам социализации относятся семья, образовательные учреждения, СМИ

32. Конфигурация субъектов социальной системы в обществе характеризуется изменчивостью

33. Концепции, объясняющие эволюционные процессы необходимостью решения для данного общества проблем внутреннего характера: Эндогенные концепции эволюции

34. Культурные права необходимы для реализации духовного развития граждан

35. Любое действие, в ходе которого внешние акты или психологические акты одного социального актора вызывают ответную реакцию другого социального актора в форме его внешних актов или психических переживаний: Взаимодействие социальное

36. Малая группа, являющаяся составной частью другой малой группы (вторичной по отношению к ней), но отличающаяся более высокой частотой и плотностью контактов между ее членами: Первичная группа

37. Метод социологического исследования, связанный с анкетированием и интервьюированием, – это опрос

38. Многозначное понятие, обозначающее: определенный уровень об-щественного развития материальной и духовной культуры общества; период развития общества, следующий за варварством; конкретный культурно-исторический тип развития общества: цивилизация

39. Мобилизационная функция социальной системы связана с максимальным использованием имеющихся ресурсов

40. Мониторинг выступает в качестве средства информационного обеспечения социологической деятельности

41. Наличие субкультур для развития основной культуры является нормой

42. Неформальный лидер отличается от формального главным образом способностью влиять на других

43. Общая теория конфликтов рассмотрена в трудах Г. Зиммеля и Л. Козера

44. Общепризнанная всеми представителями социологической науки (или отдельного ее течения) совокупность взглядов и методов научного исследования: Парадигма

45. Общественная группа становится субъектом социальной жизни при наличии у нее объективных связей, внутренней солидарности, неформальных лидеров и общих интересов

46. Общество, в котором осевой принцип развития образует информация, совокупность накопленных человечеством знаний: Постиндустриальное Общество

47. Одним из создателей теории социального обмена был Дж. Хоманс

48. Одним из структурных элементов социальной системы является социальная организация

49. Одной из важнейших функций культуры является функция социализации

50. Одной из главных проблем социологии была социальная солидарность, считал Эмиль Дюркгейм

51. Основным признаком формального лидера можно считать наличие у него социального (управленческого) статуса

52. Основным социальным ресурсом является человек

53. Основой гражданского общества является свобода экономического и политического выбора людей

54. Особенностью системы социально-политических отношений в России является потребность в сильном государстве

55. Относительно устойчивая система убеждений, относящихся к какому-то объекту и имеющих своим результатом его оценку: Аттитюд

56. Первичной социальной единицей __________ считал индивида, а не общество. М. Вебер

57. Первыми из социальных философов считаются Платон и Аристотель

58. Переход из одной страты в другую, характеризующийся сменой статуса, называется социальной мобильностью

59. Период развития общества, характеризующийся резким ростом численности и плотности народонаселения и связанный с переходом от одного типа демографической стабильности с высокими показателями рождаемости и смертности к другому — с низкими показателями рождаемости и смертности: Демографический переход

60. Период социализации, совпадающий с младенческим возрастом: Первичная социализация

61. Поведение, отклоняющееся от социальных норм: Девиантное поведение

62. Позиция человека в обществе, определяемая его правами и обязан-ностями в отношении других (сопряженных) позиций: Статус

63. Позиция, положение человека в группе или обществе, называется Статусом

64. Политические права позволяют гражданам свободно участвовать в социальной и политической жизни

65. Понятие «географический детерминизм» вошло в социологию с именем Ш. Монтескье

66. Понятие, обозначающее процесс, в ходе которого индивид изучает и воспринимает как обязательные социальные ценности и нормы, переводя их на «внутренний» уровень: Интернализация

67. Понятие, характеризующее конкретный вид производства, осуществляемого в рамках исторически определенных общественных отношений; совокупность базиса и надстройки: производственные отношения

68. Понятие, характеризующее степень близости, отдаленности или отчужденности различных социальных статусов: Дистанция социальная

69. Понятия «лидер» и «руководитель» могут рассматриваться как нетождественные

70. Предписание, выступающее в качестве общей руководящей линии социального действия: Норма Социальная

71. Предположение о характере связи научных понятий – это научная гипотеза

72. Принадлежность к элите осуществляется в результате жесткого отбора и ограничений

73. Проблему коллективного сознания впервые затронули социальные психологи

74. Процесс взаимопроникновения и взаимовлияния обычаев и традиций, распространения культурных ценностей из одних социальных центров в другие: Аккультурация

75. Процесс непрерывного экономического роста, являющегося следствием приложения неодушевленных источников энергии к механизации производства: Индустриализация

76. Процесс усвоения социальных норм, адаптации к окружающей жизни и обществу, продолжающийся всю жизнь называется социализацией

77. Процесс устранения статусной несовместимости: Статусная кристаллизация.

78. Процесс формирования различных видов социальной практики в качестве социальных институтов: Институционализация

79. Процесс, в ходе которого и с помощью которого люди учатся при-спосабливаться к социальным нормам, т. е. процесс, делающий возможным продолжение общества и передачу его культуры между поколениями: Социализация

80. Процесс, в ходе которого религиозная мысль, практика и институты утрачивают доминирующее социальное значение: Секуляризация

81. Психологические характеристики, выражающиеся в необходимости чего-либо, называются потребностями

82. Разделение власти на отдельные ветви означает специализацию политических органов

83. Распад системы ценностей, лежавших в основе ранее доминировавшей культуры, характерен для кризиса идентичности

84. Распределение страт по всему социальному пространству, соотношение численности различных страт на различных статусных уровнях: Профиль стратификации

85. Регулярный, повторяющийся процесс, обусловленный взаимодействием индивидов, выполняющих социальные роли, называетсясоциальным взаимодействием

86. Ситуация обладания высоким статусом в одном из социальных подпространств при одновременном обладании низким статусным уровнем в другом подпространстве: Статусная несовместимость

87. Ситуация столкновения противоречивых требований различных со-циальных ролей, исполняемых одномоментно одним и тем же актором: Ролевой Конфликт

88. Совокупность всех общественных отношений — идеологических, политических, религиозных и т. п., — остающихся «за вычетом» производственных: Надстройка

89. Совокупность всех социальных статусов данного общества: Пространство социальное

90. Совокупность индивидов, обладающих одинаковыми или близкими по значению координатами в социальном пространстве: Страта

91. Совокупность личностных и вещественных элементов производства, предназначенная для производства из объектов природы вещей, способных удовлетворять потребности людей: ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЕ СИЛЫ

92. Совокупность материальных и духовных ценностей, накопленных человечеством на протяжении своего развития, – это культура

93. Совокупность отношений, в которые вступают люди по поводу производства, распределения и потребления материальных благ: Производственные Отношения

94. Совокупность социальных институтов называется системой общества

95. Совокупность статусов, характеризующих социальные и личностные позиции одного и того же социального субъекта в социальном пространстве: Статусный набор

96. Современная классификация включает следующие группы субъектов социальной системы социальные общности, социальные институты, индивиды

97. Согласно Веберу, мотивами, целями, интересами и сознанием обладает только индивид

98. Социальная дистанция между наивысшим и самым низшим статусами стратификации данного общества: высота стратификации

99. Социальная коммуникация представляет собой общение, обмен информацией

100. Социальная организация общества представляет собой совокупность социальных институтов

101. Социальная психология как наука сложилась в

102. Социальная реформа означает процесс изменений в рамках существующей системы

103. Социальная система общества представляет собой совокупность социальных институтов

104. Социальная сфера жизни общества представляет собой область взаимодействий социальных сил

105. Социальная установка как психологическое явление представляет собой состояние предрасположенности субъекта к определенным действиям в какой-либо ситуации

106. Социальное манипулирование подразумевает закрытое управление сознанием и поведением

107. Социальные конфликты разворачиваются в связи с решением вопросов, касающихся сохранения или изменения социума

108. Социальные последствия действия социального актора в рамках требований социальных ролей, находящие свое выражение в виде одобрения или порицания (наказания) со стороны окружающих: Социальная санкция

109. Социальные потребности демонстрируют нужду человека в трудовой и общественной деятельности

110. Социальный климат в обществе образуется в результате психологических реакций на события

111. Социальный миф представляет собой иллюзорную идею, принимаемую на веру

112. Социолога в первую очередь интересует закономерное и типичное

113. Социологические определения политики включают в себя следующие трактовки экономические, стратификационные и правовые

114. Социологию культуры или «культур-социологию» развивал в Германии М. Шелер

115. Социометрия – социологический метод, созданный Дж. Морено

116. Специфика социальных связей и отношений в российском обществе проявляется в большом разрыве между «социальным верхом» и «социальным низом»

117. Статистическая категория, описывающая совокупность больших социальных групп определенной территории, называется населением

118. Статус, для достижения которого не нужно затрачивать усилий: Аскриптивный статус

119. Статус, для достижения которого необходимо затратить определенные усилия: ДОСТИГАЕМЫЙ СТАТУС

120. Стиль руководства – это манера и методы управления, используемые лидером

121. Стихийное социальное поведение в наибольшей степени отражает массовые реакции на ситуацию нестабильности

122. Сторонники бихевиоризма полагают, что предметом социальной психологии является изучение социального поведения

123. Субъектами социальной жизни выступают личность или общественная группа, которые участвуют в социальной жизни

124. Субъективное отделение (отстраненность) актора от выполняемой им роли: Ролевая дистанция

125. Сущность социальной жизни состоит в производстве и воспроизводстве социальных связей и отношений

126. Теоретики консервативной ориентации считают, что главным источником модернизации является конфликт между мобилизованностью населения и отсутствием необходимых институтов

127. Теоретическое направление в социологии, сосредоточивающее внимание на анализе социальных взаимодействий преимущественно в их символическом содержании: Символический интеракционизм

128. Теоретическое направление, опирающееся на базовое предположение о том, что правила, регулирующие контакты между людьми, обычно принимаются ими на веру в готовом виде: Этнометодология

129. Теория вертикальной мобильности разрабатывалась П. Сорокиным

130. Теория, рассматривающая социальное взаимодействие как процесс, в ходе которого индивиды стремятся максимизировать получаемые выгоды и минимизировать потери; основное внимание уделяет изучению воздействия затрат и вознаграждений на поведение людей: Теория социального обмена

131. Течение в эволюционной теории, изучающее каналы, по которым в общество проникают социальные влияния извне: Диффузионизм

132. Тип экономики, характеризующийся следующими моментами: производственная единица, такая как крестьянская семья, производит продукцию главным образом для своего непосредственного потребления; единица в своем потреблении не зависит (или слабо зависит) от рынка; слабая специализация или разделение труда: Экономика пропитания

133. Тоталитарная трактовка личности в социальной психологии признает безоговорочное подчинение человека государству

134. Усвоение и соблюдение социальным актором определенных групповых и социальных норм, ценностей и привычек; необходимый элемент социализации и предпосылка нормального функционирования любой социальной системы: КОНФОРМНОСТЬ

135. Усвоение новых ценностей, ролей, навыков взамен прежних, непра-вильно усвоенных, устаревших или же в связи с переходом в принципиально иные социальные условия: Ресоциализация

136. Устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих взаимодействие людей в определенной сфере жизнедеятельности и организующих его в систему ролей и статусов:Социальный институт

137. Утверждение, что процесс индустриализации продуцирует общие и единообразные политические и культурные характеристики в тех обществах, которые до индустриализации могли иметь весьма различающиеся происхождение и социальные структуры: Тезис конвергенции

138. Функции социальной системы формируются на основе требований и поддержки

139. Функция целеполагания социальной системы направлена на определение стратегии социального развития

140. Характер поведения, ожидаемый от обладателя того или иного социального статуса: РОЛЬ СОЦИАЛЬНАЯ

141. Характер политического режима отражает мерy политической свободы

142. Характерными признаками манипуляции сознанием служат скрытность, использование личности как объекта

143. Элиты по сравнению с другими социальными группами располагает значительно большим влиянием в обществе

144. Этап социализации, совпадающий с периодом получения формального образования: вторичная социализация

145. Этническое самосознание выражается в осознании принадлежности к одному народу

3. Признаки социальной группы.

Каждый индивид выделяет некоторое множество групп, к которым он принадлежит и определяет их как «мои». Это может быть «моя семья», «моя профессиональная группа», «моя компания», «мой класс». Для возникновения же группы необходимы определенные условия.

Класс устно работает с заданиями к документу «Принадлежность к группе» (учащиеся подчеркивают карандашом ответы непосредственно в тексте). Выполняются:

№21- задание на выявление осознанности восприятия и точности воспроизведения информации, содержащейся в тексте в явном виде, задание №22-преобразующее воспроизведение и интерпретацию отдельных фрагментов и положений текста без привлечения контекстных знаний.

Прочитайте текст и выполните задания.

21. Назовите признаки социальной группы, указанные в тексте.

22. Выделите указанные автором причины объединения людей в группы. Назовите три причины.

В тетрадь записываются признаки социальной группы:

  1. наличие внутренней организации;
  2. общая (групповая) цель деятельности;
  3. групповые формы социального контроля;
  4. образцы (модели) групповой деятельности;
  5. интенсивные групповые взаимодействия.

4.Функции социальных групп.

Существуют различные подходы к классификации функций социальных групп. Следует выделить такие функции групп:

  1. Социализации: только в группе человек может обеспечить свое выживание и воспитание подрастающих поколений;
  2. Осуществления той или иной деятельности людей;
  3. Удовлетворения потребностей людей в одобрении, уважении и доверии;
  4. Интегративную

III.Первичное закрепление пройденного материала.

Работа с заданиями №23 к документу «Принадлежность к группе». №23- задание на характеристику текста и интерпретацию содержания с опорой на собственные знания.

5. Классификация групп.

Как уже было сказано ранее, принадлежность к группе является значимой для человека. Он может входить сразу в несколько групп. Люди осознают пользу и преимущества таких объединений, поэтому более или менее тесно соединяются в группы и общности, достигая обычно существенного большего результата, чем при индивидуальных действиях.

В каждом обществе таких объединений множество.

Выделяются большие, средние и малые группы.

В большие группы входят совокупности людей, существующие в масштабе всего общества в целом: это социальные слои, профессиональные группы, этнические сообщества (нации, народности), возрастные группы (молодежь, пенсионеры) и т. д.

К средним группам относятся производственные объединения работников предприятий, территориальные общности (жители одной деревни, города, района и пр.).

К многообразным малым группам относятся такие группы, как семья, дружеские компании, соседские общности.

Среди всех социальных групп особое место занимают так называемые статусные группы – классы, слои и касты. Эти большие группы, возникшие на основе социального неравенства, обладают (за исключением каст) низким внутренним социальным контролем, который, тем не менее, может повышаться по мере осознания личностями своей принадлежности к статусной группе, а также осознания групповых интересов и включения в борьбу за повышение статуса своей группы. С уменьшением группы усиливается социальный контроль и увеличивается прочность социальных связей. Это происходит потому, что с уменьшением размера группы увеличивается число межличностных взаимодействий. Наиболее значимые в жизни человека группы – малые группы. С малыми группами человек связан с момента своего рождения. Именно здесь человек:

• получает информацию о мире;

• строит свои отношения с другими людьми;

• организует свою деятельность.

Через малую группу человек познает ценности и нормы, которые формируются в обществе. Именно поэтому это очень интересная тема. Рассмотрим ее.

Воздействие малой группы на человека

Класс делится на 2 группы. Одна из них предлагает аргументы в пользу позитивного воздействия на человека малой группы, вторая – негативного. (№24- задание, требующие выражения своего собственного мнения и его аргументации).

Как вариант, можно поработать с заданием №24 к документу «Принадлежность к группе» и самостоятельно вычленить позитивное влияние группы в формировании «Я- концепции», а негативное записать совместно. Составляем таблицу

Позитивное

Негативное

  • Отношения, складываю­щиеся в группе, приуча­ют человека выполнять существующие социаль­ные нормы, формируют ценностные ориентации, усваиваемые личностью
  • В группе человек совер­шенствует свои коммуни­кативные умения
  • От членов группы чело­век получает информа­цию, позволяющую ему правильно воспринимать и оценивать себя
  • Группа дает человеку уверенность в себе, снаб­жает его системой поло­жительных эмоций, не­обходимых для его раз­вития
  • Цели группы достигаются за счет ущемления интересов от­дельных ее членов в ущерб ин­тересам всего общества, т. е. имеет место групповой эгоизм
  • • Воздействие, которое группа оказывает обычно на одарен­ных творческих личностей: их оригинальные идеи отверга­лись большинством потому, что были непонятны, а сами не­ординарные личности сдержи­вались, подавлялись в своем развитии, преследовались
  • • Иногда человек идет на внут­ренний конфликт и ведет себя конформно (лат. conformis — подобный), т. е. осознанно рас­ходясь в мнениях с окружаю­щими людьми, тем не менее со­глашается с ними, исходя из каких-либо соображений

Для более эффективной работы разобьемся на группы:

Группа 1 работает с п. 1 «Что такое «малая группа»» § 34.

Группа 2 работает с п.2 Виды малых групп § 34.

Группа 3 работает с заданиями ЕГЭ №21-24 документа «Типы социальных групп».

Вопросы и задания для группы 1

1. Что такое «малая группа»? 2. Какими характеристиками обладает малая группа?

3. Назовите главную характеристику малой группы.

4. Проанализируйте ее количественный состав.

5. Каким образом в группе возникают эмоциональные отношения?

6. Чем руководствуются группы в повседневной жизни?

7. Дайте характеристику малой группе как системы.

8. В чем особенности малой группы?

Доп.задание (если позволяет время) – 9. Лингвистический конструктор. Составьте схему «Что такое «малая группа?»»

Вопросы и задания для группы 2

1. Выделите и охарактеризуйте различные виды малых групп.

2. Составьте таблицу «Классификация малых групп».

Группа 3 работа с заданиями ЕГЭ №21-24 документа «Типы социальных групп».

Обсуждение.

IV.Первичное закрепление пройденного материала.

Задание ЕГЭ №25 на закрепление материала. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «Малая группа»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о малой группе.

6. Социальные группы в современном обществе.

Особенностью социальных групп в странах с развитой экономикой в настоящее время является их мобильность, открытость перехода из одной социальной группы в другую. Сближение уровня культуры и образования различных социально-профессиональных групп приводит к формированию общих социокультурных потребностей и тем самым создает условия для постепенной интеграции социальных групп, систем их ценностей, их поведения. В результате можно констатировать обновление и расширение самого характерного в современном мире – среднего класса.

V. Закрепление изученного материала.

Работа с тестом. Самоконтроль. Ответы на слайде либо на доске.

VI. Итог урока. Таким образом, несмотря на то, что реальное общество со­ставляют люди, отдельные индивиды, подлинными субъекта­ми общественных отношений являются социальные группы.

VII. Инструктаж по выполнению Д/З.

Обязательная часть: выучите § 34, выполните задания.

Дополнительная часть на выбор:

Задание №27: раскройте на трех примерах многообразие критериев выделе­ния социальных групп.

Задание №29: напишите эссе по предложенному ниже высказыванию, изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу поднятой проблемы. Приведите необходимые аргументы для обоснования своей позиции. Выполняя задание, используйте знания, полученные при изучении

курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.

«Статусные группы выступают специфическими носителями всякого рода условностей» (М.Вебер)

Литература.

Учебник / Под ред. Боголюбова Л Н., Лазебниковой А.Ю. Обществознание. Профильный уровень. 11 кл.- Просвещение, 2011. Комплект

Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. 11 класс: Профильный уровень. – М.: ВАКО, 2009

Радугин А. А., Радугин К. А. Социология.— М., 1995. Социология/Под ред. Э. В. Тадевосяна.— М., 1995.

sandbox.openclass.ru›wiki-lessons/69434

humanitar.ru›Социальные группы

ru.wikipedia.org›Социальная группа

ЕГЭ-2015. Обществознание. Самое полное издание типовых вариантов заданий для подготовки к ЕГЭ. Сергей Владимирович Шевченко, П. А. Баранов Издательство: АСТ.М:2015

ЕГЭ-2014. Обществознание. Самое полное издание типовых вариантов заданий. Котова О.А., Лискова Т.Е. Издательство: АСТ.М:2014

Приложения.

Прочитайте текст и выполните задания ЕГЭ №21-22.

Принадлежность к группе.

В социальной психологии под группой понимается двое или более ин­дивидов, имеющих общие цели и устойчивые отношения, а также в опреде­ленной степени взаимозависимых друг от друга и воспринимающих себя как часть этой группы… На одном конце шкалы находятся группы, состоящие из людей, которые работают вместе в течение многих лет. Очевидно, что они удовлетворяют всем условиям определения. На другом конце находятся люди, имеющие лишь кратковременные взаимоотношения друг с другом…

Люди объединяются в социальные группы по разным причинам. Преж­де всего, группы помогают удовлетворить важные психологические или со­циальные проблемы, например, потребности во внимании и любви, пережи­вании чувства принадлежности; Это трудно различимые, но очень важные потребности: представьте себе жизнь в полной социальной изоляции! Пона­чалу вы бы не возражали прочив этого, но в конце концов почувствовали бы себя ужасно одинокими.

Группы помогают в достижении целей, которые мы не смогли бы осу­ществить в одиночку. Сотрудничая с другими, мы способны выполнить зада­чи, с которыми одному человеку не справиться… Принадлежность к группе часто обеспечивает нас знаниями и информацией, которые в противном слу­чае были бы для нас недоступны…

Наконец, групповое членство способствует формированию позитивной социальной идентичности, которая становится частью «Я – концепции». И чем больше число престижных групп с ограниченным доступом, к которым чело­век смог присоединиться, тем больше укрепляется его «Я-концепция».

Р. Бэрон

21. Назовите признаки социальной группы, указанные в тексте.

22. Выделите указанные автором причины объединения людей в группы. Назовите три причины.

23. Проанализируйте с точки зрения наличия или отсутствия основных признаков социальной группы такую группу, как пассажиры одного авиарейса. Конкретизируйте один из своих выводов.

24. Как вы понимаете выдвинутое автором положение о роли группы в формировании «Я- концепции»? Ответьте на этот вопрос, используя свои знания из курса обществознания.

Прочитайте текст и выполните задания С1-С4.

Типы социальных групп.

Референтная группа – социальная группа, на которую индивид ориентирует свое поведение. В качестве референтной группы могут выступать различные социальные общности – от семьи до класса. Как правило, референтной группой становится та, к которой индивид принадлежит сейчас, принадлежал ранее или хотел бы принадлежать. При этом группы делятся на два типа – «компаративные», то есть представляющие стандарт, своеобразное мерило, с помощью которо­го личность оценивает себя и других, и «нормативные», играющие роль регулятора поведения. Теория «нормативной» группы рассматривает референтные группы как любые коллективы, ре­альные или воображаемые, с которыми индивид соотносит свое поведение и будущее. В теории же Дж. Мида, человек, стремясь обрести внутреннее единство, соотносит себя с определенной социальной группой, которая и будет выполнять для – него роль референтной группы.

(Современная западная социология. М., 1990)

21. Укажите любые два из приводимых в тексте толкования референтной группы.

22. В чем, по мнению автора, важность референтной группы для человека?

23. Опираясь на знание курса, укажите социальную проблему, которая возникает при несовпадении группы, к которой человек принадлежит, и его референтной группы.

24. Приведите три примера референтной группы и ее влияния на личность.

ПЕРВЫЕ ШАГИ В НАУКЕ ПРЕДСТАВЛЯЕМ РАБОТЫ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

Филиппова Надежда Константиновна

аспирантка кафедры социологии и социальной работы ИрГТУ,

Иркутск, Россия e-mail: kompas20@mail.ru, nadushka24@qmail.com

Социальные позиции и социальные роли ученого

Статья посвящена выявлению социальных ролей и социальных позиций ученого. На основе анкетного опроса выделены те роли, которые выполняют ученые в соответствии со своим статусом и позицией, занимаемой в обществе. Процесс освоения индивидом социальных ролей осуществляется в ходе социализации личности. Социальная роль определяется как совокупность ожиданий и требований, предъявляемых социальной группой и обществом к лицам, занимающим определенные статусные позиции. Выявляется, какие роли выполняет ученый, являясь частью научного сообщества, какая позиция ему определена обществом.

Ключевые слова: социальная роль, социальная позиция, статус, ученый, норма.

Структура общества, неоднородность выполняемых людьми функций предопределяет неравнозначность их социальных позиций. Каждый человек занимает определенную социальную нишу в зависимости от пола, возраста, образования, жизненного опыта, образа жизни. Все эти характеристики определяют его статус.

Взаимоотношения и связи людей в социальной структуре описываются при помощи понятий «роль» и «статус». Социальная роль и социальный статус являются очень близкими понятиями. Но если понятие «роль» применяется к поведению человека, то термин «статус» соотносится с тем положением, которое занимает в социальной системе человек.

Статус — определенное положение человека в обществе. Обычно у человека несколько статусов, которые характеризуют его с разных сторон. Главным статусом, определяющим положение человека в обществе, является его профессия, а также занимаемая им должность.

Все статусы человека находятся в определенной иерархии по степени важности социального института, в рамках которого сформирован этот статус. Чаще всего

особое значение имеет статус, связанный с профессией и работой. Иерархия статусов представляет собой основу социальной стратификации общества. Ранжирование статусов связано с социальным престижем функций, закрепленных за тем или иным статусом. Престиж представляет собой иерархию статусов, разделяемую обществом и закрепленную в культуре и общественном мнении. Социальный престиж статуса притягивает людей активных, амбициозных, от которых общество ожидает осуществления типичного набора действий, типичного набора качеств для исполнения определенных функций.

Ожидаемое поведение, норма поведения личности определенного статуса представляет собой социальную роль. Роль задает типовые образцы действия и закрепляет определенную идентичность. Вступая во взаимодействие, каждый индивид имеет представление о том, как должно протекать это взаимодействие. Роль, будучи независимым от личности образцом поведения, является основным средством обеспечения эффективного функционирования первоосновы социальной жизни — социальных институтов.

Понятие «социальная роль» трактуется в словарях как социальная функция личности; соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений.

«Социальная позиция» определяется двояко: во-первых, как место, положение индивида или группы в системе отношений в обществе, определяемое по ряду специфических признаков и регламентирующее стиль поведения. Во-вторых, как взгляды, представления, установки и диспозиции личности относительно условий собственной жизнедеятельности, реализуемые и отстаиваемые ею в референтных группах (Эфендиев, 2007: 526).

Впервые определение социальной роли было дано американским социологом Р. Линтоном в 1936 году. Он рассматривал социальную роль как динамическую сторону социального статуса, его функцию, связанную с набором норм, в соответствии с которыми должна вести себя в определенных ситуациях личность. Эти нормы определяют те виды поведения, которые человек, обладающий данным социальным статусом, может осуществлять по отношению к лицу с другим статусом и, наоборот, поступки второго лица по отношению к первому. Понятие социальной роли, таким образом, относится к таким ситуациям социального взаимодействия, когда регулярно и на протяжении длительного времени личность воспроизводит в определенных обстоятельствах устоявшиеся черты поведения, то есть его определенные стереотипы, соответствующие ожиданиям других людей. Поэтому социальную роль можно определить и как совокупность ожиданий и требований, предъявляемых социальной группой, обществом в целом к лицам, занимающим определенные статусные позиции (Эфендиев, 2007: 429).

Следовательно, социальная роль, возникая в связи с конкретной социальной позицией (статусом), занимаемой данной личностью в социальной структуре общества, выступает вместе с тем в качестве конкретного, нормативно одобряемого способа поведения, обязательного для данной личности. Поэтому социальные роли, выполняемые тем или иным индивидом, становятся решающей характеристикой его личности, не теряя, однако, своего социально-производного и в этом смысле объективно-необходимого характера. А это означает, что социальные роли, выполняемые людьми в их взаимодействиях друг с другом, персонифицируют господствующие общественные отношения, являются социально обусловленными.

Человек в своей жизнедеятельности выполняет не одну, а множество ролей, ассоциируемых со свойственным ему социальным статусом. Р. Мертон ввел в социологию понятие «ролевой набор», обозначающее совокупность ролей, характерных для данного конкретного индивида в определенных ситуациях. Однако любая из ролей, выполняемых человеком, может возникнуть и осуществиться только во взаимодействии (реальном или мысленном) с другими людьми. Поэтому, отмечал выдающийся российско-американский социолог П. Сорокин, вне драмы не может быть роли: ведь роль возможна лишь в контексте всех ролей. Что бы ни делал изолированный индивид, никакое из его действий не представляет собой социального явления. Роль может стать социальной лишь при наличии матрицы. А такой социальной матрицей может быть только социально значимое взаимодействие двух или более индивидов (Сорокин, 1993: 200).

Если исходить из матричного понимания значимости социальных ролей, то в их функционировании следует выделить три основных блока:

1) представляемая роль — система определенных ожиданий индивидов и социальных групп, ориентированная на субъекты ролевого поведения;

2) субъективно воспринимаемая роль — совокупность тех специфических экс-пектаций (ожиданий), которые приписывает самому себе человек, обладающий определенным статусом, то есть его субъективное представление о том, как он должен поступать во взаимодействии с лицами других социальных статусов;

3) играемая роль — реальное, воплощаемое в конкретных поступках поведение данной личности, обладающей этим статусом, по отношению к другому лицу (другим лицам) с другим или одинаковым статусом.

Процесс усвоения индивидом социальных ролей, осуществляющийся в ходе социализации личности, включает в себя, считает Т. Парсонс, три основных компонента. Первый из них заключается в интернализации (т. е. глубоком внутреннем усвоении) индивидом мотиваций, конкретизируемых в виде приемлемых для данного общества и данной совокупности ролей в этом обществе ориентиров поведения. Вторым компонентом этого процесса является предоставление обществом индивиду благоприятных для него условий деятельности в соответствии с предписываемыми ему (или избираемыми им самим) ролями. Наконец, поскольку индивид взаимодействует с другими людьми в системе коллективов, основным условием их солидарности является соблюдение выполняющими свои роли индивидами надлежащих уровней лояльности по отношению к коллективным интересам и потребностям (Парсонс, 2002: 273).

Социальные по своему происхождению и характеру требования роли становятся структурными компонентами человеческой личности в процессе ее социализации и интериоризации ею норм и правил, характеризующих содержание и сущность данной социальной роли. Интериоризировать определенную роль, интегрировать ее в свой поведенческий блок, — значит придать ей собственную, индивидуальную окраску, оценить и выработать определенное отношение к социальной позиции (статусу), формирующей соответствующую социальную роль. В ходе ин-териоризации роли личностью социально выработанные нормы воплощаются в ее поведении, проходя сквозь призму личностных установок, убеждений, принципов, идеалов. Именно через социальную роль, через усвоение и воплощение в своих поступках, в своей деятельности правил и норм, индивид включается в свойственную обществу социодинамику культуры. Поэтому, если позиция характеризует

включенность личности в социальную структуру общества, то социальная роль воплощает в себе скорее включенность личности в культуру, меру индивидуального культурного развития данного человека.

Социальную роль можно определить и как совокупность ожиданий и требований, предъявляемых социальной группой, обществом в целом к лицам, занимающим определенные статусные позиции. Эти ожидания, пожелания, требования воплощаются в конкретных социальных нормах.

Следовательно, социальная роль, возникая в связи с конкретным социальным статусом, выступает вместе с тем в качестве конкретного, нормативно одобряемого способа поведения, обязательного для данной личности. Если статус — это позиция в обществе, то роль — модель поведения в соответствии с этой позицией. Из этого следует, что роль — это динамическая характеристика статуса.

Человек в своем повседневном взаимодействии с другими людьми обычно выполняет не одну, а несколько ролей. Например, профессор университета может и должен выполнять такие роли, как преподаватель, исследователь, воспитатель молодежи, консультант государственного учреждения или фирмы, руководитель кафедры, автор научных статей и книг. Каждая роль, выполняемая им, требует определенного содержания деятельности, манеры поведения и общения с людьми, каждая сопровождается определенными ожиданиями со стороны других людей.

Нами было проведено исследование «Изучение социальной позиции и социальных ролей ученых на примере Иркутского государственного технического университета», основная цель которого — выявление установки ученых на выполнение определенных ролей в коллективе.

Реализация поставленных задач потребовала применения таких методов, как теоретический анализ документальных источников, экспертный опрос. Для опроса было отобрано 52 научных руководителя из 108 работающих на факультете послевузовского образования. В исследовании приняли участие 3 эксперта в возрасте от 31 до 40 лет, 26 — в возрасте от 41 до 55 лет, 14 — в возрасте от 56 до 60 лет и 9 — от 60 лет и старше, среди них 43 респондента мужского пола и 9 респондентов женского. Обработка полученных данных производилась в программе SPSS.

С позиций современной социологии, в профессии ученого можно выделить ряд особых черт, которые отличают ее от других видов интеллектуальной деятельности. На вопрос «Какими отличительными чертами обладает ученый?» большинство респондентов ответили следующим образом: ученый — человек, имеющий специальную профессиональную подготовку и владеющий специальными навыками и приемами исследовательской деятельности (теоретической или эмпирической) (39 % опрошенных). По мнению экспертов, ученый является не только носителем определенных знаний, но и активно использует их с целью дальнейшего расширения сферы научного познания. 35 % респондентов считают, что в своей деятельности ученый руководствуется «научным этосом» и социальными ценностно-нормативными установками, обеспечивающими прирост научного знания. Он обязательно должен следовать научно-методологической традиции, или парадигме, благодаря которой способен получать объективное и достоверное знание. Далее респонденты выделили из предложенных вариантов ответа: «желание получить профессиональное признание своих коллег». Это, по Р. Мертону, основной мотив деятельности ученого, так как только они в состоянии оценить вклад, который данный ученый сделал в приумножении суммы знаний. Так полагают 32 %

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

опрошенных. 25 % экспертов считают: результаты ученого являются творческими и уникальными. Ученому присуща широкая гамма психологических переживаний — радость открытия нового, неизведанного, переживание удовольствия и других эмоций, которые укрепляют его в профессиональном призвании. Эта черта свойственна и другим интеллектуальным профессиям, например композитору, создавшему новую симфонию, или писателю, написавшему новое произведение. Но, в отличие от последних, в интеллектуальной деятельности ученого присутствует изрядная доля рациональных действий, поскольку само научное знание есть рациональная система. Следующее существенное отличие профессии ученого (в первую очередь в области фундаментальных исследований) состоит в том, что результаты его труда, в отличие от результатов деятельности других интеллектуальных профессий, не могут быть объектом купли-продажи (24 % опрошенных). Решение проблемы вознаграждения труда ученого явилось итогом длительного процесса институционализации науки, когда она превратилась в относительно независимый социальный институт. В то же время признание обществом высокой ценности научного знания послужило основой для обмена между наукой и обществом, «позволяющим, как минимум, членам научной профессии обеспечивать свою жизнь только за счет своих профессиональных занятий». Конкретно это означает, что ученый, занимающийся фундаментальной наукой, получает вознаграждение со стороны общества в соответствии с имеющейся у него научной квалификацией. В вузах для поощрения научно-исследовательской деятельности педагогов полагаются специальные надбавки к зарплате за степени и звания (Козлова, 2003: 82).

Говоря о личности ученого и особенностях его профессиональной деятельности, нельзя обойти вопрос о тех социальных ролях, которые он выполняет. Ученый работает в определенной организации, в реальном коллективе и никак не может игнорировать сложившиеся в них социальные нормы и требования. По мнению отечественных и зарубежных социологов и психологов, ученый, работающий в организации, выполняет примерно 4—5 взаимосвязанных социальных ролей: ученый профессионал, служащий, член коллектива, руководитель (администратор). Отвечая на вопрос «Какую роль Вы выполняете, находясь в позиции ученого», большинство респондентов выделили несколько ролей, некоторые отметили все предложенные варианты ответа. Эксперты не могут определить какую-то одну роль в качестве основной, так как профессия ученого включает в себя сразу несколько ролей. Тем не менее первая и основополагающая социальная роль ученого заключается в том, что, выступая в качестве профессионала, ученый выполняет определенные исследовательские операции, теоретические или экспериментальные, в соответствии с научной методологией (традицией, парадигмой), обеспечивающей получение истинного, достоверного знания (56 % опрошенных). В этом своем качестве ученый идентифицирует себя с научным сообществом и, конечно же, принимает требования научного этоса. Главная его задача состоит в том, чтобы получать новые знания, решать «головоломки», систематизировать полученное научное знание.

Работая в НИИ или университете, ученый трудится на основе контракта, является работником по найму, хотя работа в научных учреждениях и вузах значительно отличается от деятельности на производственных предприятиях, в банках и др. (49 % опрошенных). Тем не менее, как работник учреждения, он выполняет определенные обязанности, распоряжения руководителей. Одно из самых важных

формальных требований — регулярный отчет о проделанной научной работе. Здесь уместно отметить, что в нашей стране, особенно в вузовской среде, до сих пор довольно сильны старые бюрократические традиции, согласно которым профессор и доцент являются, в первую очередь, служащими и должны следовать распоряжениям министерств и ведомств, хотя эти распоряжения могут тормозить развитие его творческого потенциала.

По мнению 43 % опрошенных, работая в конкретном коллективе (кафедра, лаборатория), ученый не может не принимать тех норм, ценностей и традиций межличностных отношений, которые здесь сложились. Особенно важен организационно-психологический климат, психологическая среда коллектива.

В научных коллективах чрезвычайно высоко ценится роль экспертного знания, и поэтому наиболее продуктивные в научном плане ученые обладают, как правило, высоким авторитетом, являются неформальными лидерами.

Административная роль руководителя связана с тем, что управлять научным коллективом может только ученый профессионал, одних способностей и талантов руководителя здесь недостаточно (35 % респондентов). Администраторы, как правило, выделяются из научной среды, но они должны обладать при этом определенными организаторскими навыками и способностями, уметь решать возникающие проблемы. В советские годы (и эта традиция осталась до сего дня) ученый-администратор должен был уметь справляться со множеством хозяйственных и материальных задач: доставать необходимое оборудование, «пробивать» дополнительные ставки, осуществлять ремонтные работы и т. п.

Очевидно, что из всех социальных ролей, выполняемых ученым в организации, наиболее значительна роль профессионала-исследователя, поскольку именно она обеспечивает получение новых научных результатов и, следовательно, прогресс науки в целом. Неудивительно поэтому внимание к этой фигуре социологов и психологов. Специальные исследования показали, что ученый-исследователь, занятый реализацией определенной научно-исследовательской программы, имеет в научном коллективе своеобразный «ролевой профиль». Это означает, что ученый-исследователь как некая усредненная личность концентрирует в себе ряд доминантных свойств. Среди них особенно выделяются такие, как «генератор идей», «эрудит» и «критик». Исследования обнаружили, что в творческих научных коллективах действительно можно выделить эти три типа личности ученого, дополняющие друг друга. «Генератор идей» — это автор многих интеллектуальных начинаний, продуцирующий новые оригинальные идеи. Генерирование нового знания он склонен рассматривать как доминанту своего поведения в коллективе. Его характеризуют также некая отрешенность и глубокая погруженность в предмет исследования. «Эрудит» — разносторонне образованный ученый, к которому коллеги часто обращаются за научной информацией. Он умеет находить и обобщать нужную информацию, анализировать ее и систематизировать. Он свободно ориентируется в информационном поле науки и постоянно стремится к обогащению своих знаний. «Критик» — это тип ученого, проявляющего повышенную требовательность к качеству научных исследований, строгость в оценках и выводах. В научном коллективе он ориентирован в большей мере на оценочную деятельность. «Критик» выполняет функции пристрастного и заинтересованного судьи, помогающего своим коллегам избегать ошибок и скороспелых выводов. В указанном исследовании было обнаружено,

что в эффективных группах имеет место «активный ролевой профиль», то есть существуют более или менее ярко выраженные носители этих ролей. В группах с пассивным ролевым профилем, где нет подобной ролевой специализации, научная эффективность ниже.

Понаблюдаем также за поведением членов Ученого совета. Когда они выполняют «ритуальные действия», полагающиеся им по статусу — опускают бюллетень в урну, расписываются в ведомости — они похожи друг на друга. Но стоит обратить внимание на то, как они понимают роль члена Ученого совета и как ведут себя в соответствии с этим пониманием, и личностные особенности выступят на первый план. Так, на вопрос «Какую роль вы выполняете, являясь членом Ученого совета?» 47 % опрошенных респондентов считают, что их роль, как эксперта, состоит в критике любых недостатков диссертанта; 42 % полагают, что их роль, как старшего товарища, заключается в помощи и поддержке молодого ученого, делающего в науке первые шаги; только 11 % пришли на заседание отбыть время и формально выполнить свои обязанности (Резник, 2003: 107).

От человека, исполняющего определенную роль, окружающие ждут вполне конкретных поступков и не ждут других, которые не вяжутся с их представлением о данном статусе. Однако и сам обладатель статуса знает, чего от него ждут окружающие. Он понимает, что окружающие будут относиться к нему так, как им видится исполнение роли. Окружающие строят с носителем статуса такие отношения, которые соответствуют правильному исполнению статусной роли. С нарушителем они стараются не встречаться, не общаться, не поддерживать отношения. Ученый, произносящий доклад по бумажке, выносящий на обсуждение уже известные всем истины не вызовет у людей доверия и вряд ли будет восприниматься ими как заслуживающий уважения специалист.

В межличностных отношениях, каждый человек выступает в какой-то доминирующей социальной роли, своеобразном социальном амплуа как наиболее типичном индивидуальном образе, привычном для окружающих. Изменить привычный образ крайне трудно как для самого человека, так и для окружающих его людей. Чем более длительный период времени существует группа, тем привычнее становятся для окружающих доминирующие социальные роли каждого участника группы и тем сложнее изменить привычный для окружающих стереотип поведения.

В условиях стабильной, или «нормальной», науки господствующее положение парадигмы обусловливает существование единого научного сообщества. Многочисленные исследования позволили установить, что неформальные контакты и объединения ученых, которые иногда называют «невидимым колледжем», играют чрезвычайно важную роль на переднем фронте научных исследований. Поэтому еще на начальном этапе необходимо определить, какие роли выполняет ученый, являясь частью научного сообщества, какая позиция ему определена обществом (Аллахвердян, Юревич, 2003: 107).

Таким образом, индивид, занимающий высокую позицию в обществе, если измерять эту высоту, или ранг, с точки зрения доступных ему власти, дохода, образования и престижа, в наибольшей мере стремится соответствовать своему статусу и вести себя должным образом. Сегодня ученые, работники вузов, занимая верхний слой среднего класса в социально-экономических преобразованиях, выполняют важную роль в процветании страны. От развития науки зависят не только материальные условия существования общества, но и само представление о мире.

Наука не может успешно развиваться без поддержки общества, а общество не может существовать без освоения научных достижений.

Ученый сегодня — это человек, выполняющий несколько ролей, способный быстро реагировать на изменения в технике и науке; ему нужны базовые знания, проблемное, аналитическое мышление, социально-психологическая компетентность, интеллектуальная культура. Способность не только ориентироваться в своей области, но и углублять знания, полученные предшественниками, создавая основу для дальнейших открытий, свойственна ученым, занимающим высокое положение в обществе и выполняющим те роли, которые предписывает им данное общество.

Литература

Козлова О. Н. Личность — граница и безграничность социального // Социально-гуманитарные знания. 2003. № 4. С. 81—97.

Общая социология : учеб. пособие / под общ. ред. А. Г. Эфендиева. М. : Инфра-М, 2007. 654 с.

Парсонс Т. О социальных системах. М., 2002. 600 с.

Резник С. Д. Заведующий кафедрой вуза: черты коллективного портрета // Социс. 2003. № 6. С. 106-108.

Сорокин П. А. Система социологии. Т. 2. М. : Наука, 1993. 379 с.

Social Positions and Social Roles of Scientists

Nadezda ^ Filippova

Postgraduate Student,

Department of Sociology and Social Work, Irkutsk State Technical University,

Irkutsk, Russia

Статус социальный

Портал znanie.info → Энциклопедия Карьера → Глосcарий терминов → Термины на букву «С» → Статус социальный

Статус социальный

, положение (позиция) индивида или группы в социальной системе по отношению к др. индивидам и (или) группам, предполагающее определенные права и обязанности. В ролевой теории личности понятие СС (наряду с понятием «социальная роль») описывает ее социальное поведение. Человек может иметь несколько статусов. Но, как правило, только один из них определяет его положение в обществе. Этот статус называется главным. Часто главный статус обусловлен должностью, которую человек занимает (менеджер, генеральный директор, профессор). Это отражается как во внешнем поведении и облике (одежде, жаргоне и др. признаках социальной и профессиональной принадлежности), так и во внутренней позиции (в направленности личности, установках, ценностных ориентациях, мотивациях и т.д.). Различают предписанные и приобретенные статусы. Предписанный статус определен обществом независимо от усилий и заслуг личности. Он обусловливается происхождением, местом рождения, семьей и т.д. Приобретенный (достигнутый) статус определяется усилиями, способностями самого человека (например, писатель, врач, эксперт, консультант по управлению, доктор наук и т.д.). Выделяют также естественный и профессионально-должностной статусы. Естественный статус личности предполагает существенные и относительно устойчивые характеристики человека (мужчина, женщина, ребенок, юноша, старик и т.п.). Профессионально-должностной — это базисный статус личности, для взрослого человека он чаще всего является основой СС в нем фиксируется социальное, экономическое и организационно-производственное, управленческое положение (инженер, главный технолог, начальник цеха, менеджер по кадрам и т.д.). С профессионально-должностным статусом связано восприятие принятых управленческих решений. Одинаковые по форме и содержанию решения могут по-разному восприниматься подчиненными (исполнителями) в зависимости от авторитета и СС субъекта решения. Чем выше авторитет лица (или органа управления, коллегии), принимающего решение, и его СС, тем ответственнее отношение исполнителя к его предписания. Понятие СС применяется также по отношению к профессии. В этом случае оно выступает как обобщенный показатель сравнительного положения данной профессии среди др. профессий, которые в совокупности образуют профессионально-квалификационную структуру общества, обусловленную разделением труда. СС профессии характеризует официальное и (или) неофициальное признание ее необходимости и популярности. Обычно отмечают две формы статуса профессии: экономическую и престижную. Экономическая составляющая СС профессии (экономический статус) зависит от уровня материального вознаграждения, предполагаемого при выборе и реализации профессионального пути (выборе профессии, профессиональном самоопределении). Престижная составляющая СС зависит от профессии (престижный статус, престиж профессии).

Другие термины на букву «С»


· Самозанятость
· Самоконтроль
· Самомотивация
· Самообразование
· Самоопределение
· Самоорганизация
· Самоорганизация менеджера
· Самооценка
· Самопрезентация
· Самореализация
· Санация
· Сверхзанятость
· Сверхурочные работы
· Свободный график
· Сердцевинное рабочее время
· Середина карьеры
· Сертификат
· Сертификаты международные
· Сертификация
· Сертификация персонала
· Сила мотивационного воздействия
· Синдром выгорания персонала
· Синергизм
· Синергия
· Система пожизненного найма
· Система поощрения за предложение
· Система ринжи
· Система социальной продажи
· Система управления персоналом
· Система целевого управления GOAL
· Системность мышления
· Скрининг
· Служащий
· Сменная работа
· Собеседование
· Собеседование групповое
· Собеседование отборочное
· Совместительство
· Солидарная пенсионная система
· Сопроводительное письмо
· Социальная пенсия
· Социально-психологический климат в коллективе
· Социальное партнерство
· Социальное страхование
· Социальное управление
· Социальные выплаты
· Социальные роли личности
· Социальный пакет
· Социальный статус профессии
· Социограмма
· Соционика
· Социотипы
· Специализация
· Специализация личности
· Специалист
· Специалист по планированию карьеры
· Специальность
· Специальные формы занятости
· Спецификационная должностная
· Специфическая профессиональная подготовка
· Спичрайтер
· Способность людей адаптироваться
· Способы адаптации человека к стрессам
· Стагнация
· Стадии демотивации к карьере
· Стадии карьеры
· Стадии развития организации
· Стаж работы по специальности, профессии
· Стаж трудовой
· Стажер
· Стажировка
· Стандарт образования
· Стартап-менеджер/стратапер/менеджер стартап-проекта
· Статус личностный
· Статусная карьера
· Стеничность
· Стиль руководства
· Стиль управления
· Стимул
· Стоимость кадрового потенциала предприятия
· Стратегия внутреннего маркетинга персонала
· Стратегия войны за таланты
· Стратификация
· Страхование ответственности работодателей
· Страхование по старости, нетрудоспособности и по случаю потери кормильца
· Стресс
· Стрессоустойчивость
· Стрессоустойчивость менеджера
· Структура персонала
· Субординация
· Супервайзер
· Супервизия
· Сэйлз
→ Все термины на букву «С»

Материал предоставлен справочником
«Энциклопедия Карьера»

→ информация для рекламодателей

Социальным статусом называется положение, которое человек (или социальная группа) занимает в обществе.

Каждый человек является членом различных социальных групп и соответственно обладателем множества различных статусов. Вся совокупность статусов человека называется статусным набором. Тот статус, который сам человек или окружающие его считают основным, называется главным статусом. Это, как правило, профессиональный или семейный статус или статус в той группе, где человек добился самых больших успехов.

Статусы подразделяются на предписанные (получаемые в силу рождения) и достигаемые (которые приобретаются целенаправленно). Чем свободнее общество, тем менее важными становятся предписанные статусы и более важными — достигаемые.

Человек может обладать разными статусами. Например, его статусный набор может быть таким: мужчина, неженатый, кандидат технических наук, специалист по компьютерному программированию, русский, горожанин, православный и т.д. Ряд статусов (русский, мужчина) получен им от рождения — это предписанные статусы. Ряд других статусов (кандидат наук, программист) он приобрел, приложив к этому определенные усилия, — это достигаемые статусы. Предположим, что этот человек идентифицирует себя прежде всего как программиста; следовательно, программист — его главный статус.

Социальный престиж человека

Понятие статуса обычно связывается с понятием престижа.

Социальный престиж — это общественная оценка значимости того положения, которое человек занимает в социальной структуре.

Чем выше престиж социальной позиции человека, тем выше оценивается его социальный статус. Например, престижными считаются профессии экономиста или юриста; образование, полученное в хорошем учебном заведении; высокая должность; определенное место проживания (столица, центр города). Если говорят о высокой значимости не социальной позиции, а конкретного человека и его личных качеств, в этом случае имеют в виду не престиж, а авторитет.

Социальная роль

Социальный статус является характеристикой включенности человека в социальную структуру. В реальной жизни статус человека проявляется через те роли, которые он играет.

Социальная роль представляет собой совокупность требований, которые предъявляются обществом к лицам, занимающим конкретную социальную позицию.

Иными словами, если кто-то занимает в обществе определенное положение, от него будут ожидать соответствующего поведения.

От священника ожидают поведения, соответствующего высоким моральным стандартам, от рок-звезды — скандальных поступков. Если священник станет вести себя скандально, а рок-звезда — читать проповеди, это вызовет недоумение, недовольство и даже осуждение публики.

Для того чтобы чувствовать себя комфортно в обществе, мы должны ожидать, что люди будут исполнять свои роли и действовать в рамках предписанных обществом правил: преподаватель в вузе будет учить нас научным теориям, а не лженаучным; врач будет думать о нашем здоровье, а не своем заработке. Если бы мы не ожидали от других исполнения своих ролей, мы не смогли бы никому доверять и наша жизнь наполнилась бы враждебностью и подозрительностью.

Таким образом, если социальный статус — это позиция человека в социальной структуре общества с определенными правами и обязанностями, то социальная роль — это функции, выполняемые человеком в соответствии со своим статусом: поведение, которое ожидают от обладателя этого статуса.

Даже при одинаковом социальном статусе характер исполняемых ролей может значительно варьироваться. Это связано с тем, что исполнение ролей носит личностную окраску, а сами роли могут иметь разные варианты исполнения. Напри м с р. обладатель такого социального статуса, как отец семейства, может относиться к ребенку требовательно и строго (играть свою роль в авторитарном ключе), может строить отношения в духе сотрудничества и партнерства (демократический стиль поведения) или может пустить события на самотек, предоставив ребенку широкую степень свободы (попустительский стиль). Точно таким же образом разные актеры театра сыграют одну и ту же роль совершенно по-разному.

В течение жизни положение человека в социальной структуре может изменяться. Как правило, эти изменения связаны с переходом человека из одной социальной группы в другую: из неквалифицированных рабочих в специалисты, из жителей села в горожане и т.д.

Особенности социального статуса

Статус — это социальная позиция, которая включает профессию данного типа, экономическое положение, политические пристрастия, демографические особенности. Например, статус гражданина И.И. Иванова определяется так: «продавец» — профессия, «работник наемного труда, получающий средний по размерам доход» — экономические черты, «член ЛДПР» — политическая характеристика, «мужчина в возрасте 25 лет» — демографическое качество.

Каждый статус как элемент общественного разделения труда содержит совокупность прав и обязанностей. Права обозначают то, что человек может себе свободно позволить или допустить в отношении других людей. Обязанности предписывают носителю статуса какие-то необходимые действия: по отношению к другим, на своем рабочем месте и т.д. Обязанности строго определены, зафиксированы в правилах, инструкциях, положениях либо закреплены обычаем. Обязанности ограничивают поведение определенными рамками, делают его предсказуемым. Например, статус раба в Древнем мире предполагал только обязанности и не содержал никаких прав. В тоталитарном обществе права и обязанности асимметричны: у правителя и высших должностных лиц права максимальны, а обязанности минимальны; у обычных граждан много обязанностей и мало прав. В нашей стране в советское время многие права были провозглашены в конституции, но далеко не все они могли быть реализованы. В демократическом обществе права и обязанности более симметричны. Можно сказать, что уровень социального развития общества зависит от того, как соотносятся и как соблюдаются права и обязанности граждан.

Важно, что обязанности индивида пред полагают его ответственность за их качественное выполнение. Так, портной обязан в срок и качественно сшить костюм; если это не сделано, он должен быть как-то наказан — выплатить неустойку или быть уволенным. Организация обязана по договору поставить заказчику продукцию, в противном случае она несет убытки в виде штрафов и пени. Еще в Древней Ассирии был такой порядок (зафиксированный в законах Хаммурапи): если архитектор построил здание, которое впоследствии рухнуло и придавило хозяина, архитектора лишали жизни. Это — одна из ранних и примитивных форм проявления ответственности. Ныне формы проявления ответственности довольно многообразны и определяются культурой общества, уровнем социального развития. В современном обществе права, свободы и обязанности определяются социальными нормами, законами, традициями общества.

Таким образом, статус — позиция индивида в социальной структуре общества, которая связана с другими позициями через систему прав, обязанностей и ответственности.

Поскольку каждый человек участвует во множестве групп и организаций, он может иметь и много статусов. Например, упомянутый гражданин Иванов является мужчиной, человеком средних лег, жителем Пензы, продавцом, членом ЛДПР, православным, русским, избирателем, футболистом, постоянным посетителем пивного бара, мужем, отцом, дядей и т.д. В этом наборе статусов, который имеется у любого человека, один является главным, ключевым. Главный статус — наиболее характерный для данного индивида и обычно связан с основным местом его работы или занятием: «продавец», «предприниматель», «научный сотрудник», «директор банка», «рабочий на промышленном предприятии», «домохозяйка» и т.п. Главным выступает тот статус, который определяет материальное положение, а значит, стиль жизни, круг знакомых, манеру поведения.

Заданный (прирожденный, предписанный) статус определяется полом, национальностью, расой, т.е. характеристиками, заданными биологически, наследуемыми человеком помимо его воли и сознания. Достижения современной медицины делают некоторые статусы изменчивыми. Так, появилось понятие биологического пола, социально приобретенного. С помощью хирургических операций мужчина, который с детских лет играл в куклы, одевался, как девочка, мыслил и чувствовал себя, как девочка, может стать женщиной. Он обретает свой истинный пол, к которому был предрасположен психологически, но не получил при рождении. Какой пол — мужской или женский — следует в этом случае считать прирожденным? Однозначного ответа нет. Социологи также затрудняются определить, к какой национальности при надлежит человек, родители которого-лица разной национальности. Нередко, переселяясь в другую страну в детском возрасте, эмигранты забывают старые обычаи, родной язык и практически не отличаются от коренных жителей своей новой родины. В этом случае биологическая национальность вытесняется социально приобретенной.

Обретенный статус — это статус, который человек получает при определенных условиях. Так, старший сын английского лорда после его смерти наследует этот статус. Система родства обладает целым набором обретенных статусов. Если прирожденные статусы выражают кровное родство («сын», «дочь», «сестра», «брат», «племянник», «дядя», «бабушка», «дедушка», «тетя», «кузен»), то некровные родственники обладают обретенным статусом. Так, женившись, человек может получить в родственники всю родню жены. «Теща», «тесть», «свояченица», «свояк» — это обретенные статусы.

Достигаемый статус — социально приобретаемый человеком благодаря собственным усилиям, желанию, удаче. Так, статус менеджера человек приобретает благодаря образованию и настойчивости. Чем более демократичным является общество, тем больше в обществе достигаемых статусов.

Для разных статусов существуют свои знаки отличия (символы). В частности, форма военных выделяет их из массы гражданского населения; кроме того, каждое воинское звание имеет свои отличия: у рядового, майора, генерала разные нагрудные знаки, погоны, головные уборы.

Статусный образ, или имидж, — совокупность представлений о том, как должен вести себя человек в соответствии со своим статусом. Чтобы соответствовать статусному образу, человек должен «не позволять себе лишнего», иными словами, выглядеть так, как ожидают от него окружающие. Например, президент не может проспать встречу с лидером другой страны, преподаватели вузов не могут спать пьяными в подъезде, так как это не соответствует их статусному образу. Бывают ситуации, когда человек незаслуженно пытается быть «на равной ноге» с человеком, обладающим иным по рангу статусом, что приводит к проявлению фамильярности (амикошонству), т.е. бесцеремонного, развязного отношения.

Различия между людьми, обусловленные приписанным статусом, заметны в той или иной степени. Обычно каждый человек, так же как и группа людей, стремится занять более выгодное социальное положение. При определенных обстоятельствах продавец цветов может стать вице-премьером страны, миллионером. Другим это не удается, поскольку мешает приписанный статус (пол, возраст, национальность).

В то же время некоторые социальные слои пытаются повысить свой статус, объединяясь в движения (женские движения, организации типа «союза предпринимателей» и т.д.) и лоббируя свои интересы повсюду. Однако существуют факторы, которые препятствуют попыткам отдельных групп изменить свой статус. Среди них — этнические противоречия, попытки других групп сохранить статус-кво, нехватка сильных лидеров и т.д.

Таким образом, под социальным статусом в социологии понимается положение, которое человек (или социальная группа) занимает в обществе. Поскольку каждый человек является членом различных социальных групп, он является обладателем множества статусов (т.е. носителем некоторого статусного набора). С каждым из имеющихся статусов связана совокупность прав, определяющих, что носитель статуса может себе позволить, и обязанностей, предписывающих выполнение конкретных действий. В целом статус можно обозначить как позицию индивида в социальной структуре общества, связанную с другими позициями через систему прав, обязанностей и ответственности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *