Статистический формуляр, образец

Содержание

Как правильно подать жалобу в ЕСПЧ

Европейский суд по правам человека готовит информационные видеоматериалы для разъяснения порядка подачи жалобы в ЕСПЧ. Один из таких роликов вы можете посмотреть на этом сайте:

Формуляр жалобы в ЕСПЧ – это форма подачи жалобы в Европейский суд. Жалобы подаются только в виде формуляра, не считая экстренных жалоб, которые мы в этой статье рассматривать не будем.

Каждый обращающийся в ЕСПЧ должен заполнить формуляр или поручить юристу сделать это.

Формуляр жалобы в ЕСПЧ был утверждён в 2016 году и продолжает действовать в 2018. Иногда формуляр называют бланком жалобы, но более правильное наименование всё же «формуляр».

Формуляр содержит 13 страниц. Заявителю не понадобится заполнять их все, т.к. некоторые разделы заполняют только люди, а некоторые – только компании.

Основные требования к заполнению формуляра жалобы в ЕСПЧ

Должны быть заполнены все нужные разделы. Если что-то останется незаполненным, то юрист ЕСПЧ «забракует» жалобу, то есть будет рекомендовать судьям признать её неприемлемой. Это значит, что по существу её рассматривать не будут.

Можно писать на языке своей страны, или же страны, которая ратифицировала Конвенцию, несмотря на то, что официальные языки Европейского суда по правам человека — английский и французский. То есть писать жалобу на русском можно и даже нужно, т.к. с большой вероятностью ее будет читать именно российский юрист, работающий в ЕСПЧ.

Следует писать жалобу очень разборчиво, а лучше напечатать текст на компьютере.

Необходимо писать кратко. Несмотря на то, что формуляр состоит из 13-ти страниц, непосредственно излагать факты можно всего на 6-ти страницах (3 страницы отведены под описание произошедших событий, которыми были нарушены права заявителя, ещё на 2-х страницах заявитель указывает, какие статьи Конвенции или Протоколов к ней нарушены, одна страница отведена под указание того, что критерии приемлемости соблюдены).

Формуляр жалобы в ЕСПЧ не имеет нумерации. Вместо неё принято обозначение буквами: A,B,C и т.д.

Приведём примеры заполнения формуляра ЕСПЧ.

Сначала вам нужно скачать актуальный формуляр.Далее нужно . Это бесплатно.

После этого нужно открыть формуляр с помощью программы AdobeAcrobatReaderDC. Когда формуляр откроется, можно будет заполнить его с удобством, поскольку программа позволяет заполнять те поля, которые нужно заполнить и проставить галочки в нужных местах.

ЕСПЧ приводит рекомендации по заполнению формуляра, их можно увидеть по .

Лист А: информация о заявителе-физическом лице или компании

Ниже мы приводим пример заполнения листов формуляра жалобы в Европейский суд по правам человека. Имя заявителя, представителя, адреса и индексы вымышлены.

Так выглядит правильно заполненный лист А, если заявителем является физическое лицо:

Если в ЕСПЧ обращается физическое лицо, то надо заполнять только блок А.1. Если обращается компания, то только блок А.2.

Обратите внимание на написание адреса: сначала идёт почтовый индекс, потом название страны и т.д.

Необходимо заполнить все поля и проставить точку внизу листа. Напоминаем — если не заполнить какое-либо нужное поле, то ЕСПЧ не примет жалобу к рассмотрению. Там с этим строго.

Лист B: против какой страны жалуемся

Это, наверное, самый простой для заполнения лист формуляра. Нужно просто поставить галочку у той страны, которая нарушила Конвенцию. Полагаем, это будет Российская Федерация:

Лист С бланка обращения в Страсбургский суд: представитель

Заявитель может не подавать жалобу в суд сам, за него это могут сделать представители. Представителем может быть как адвокат, так и человек без юридического образования, например, брат, мать или жена.

Например, заявитель находится в колонии по незаконному, как он полагает, приговору суда, а его супруга, живущая на свободе, подаёт от его имени жалобу в Страсбургский суд. Или сын подаёт жалобу за отца, состояние здоровья которого не позволяет заниматься судебными делами лично.

Заявитель вообще не обязан лично участвовать в своём деле. Если он может участвовать, но не хочет, он может пользоваться услугами представителя (родственника, друга или адвоката).

В нашем примере формуляра жалобу в ЕСПЧ заполним раздел С.1. «Представитель, не являющийся адвокатом». Если представителем является профессиональный адвокат, то надо заполнять блок С.2. «Адвокат».

Обратите внимание, заявитель должен предоставить представителю право представлять его перед ЕСПЧ. Для этого в разделе С.3. и заявитель и представитель должны поставить свои подписи и указать даты подписания.

Лист формуляра ЕСПЧ D: заполняется, только если заявителем является организация

Если в ЕСПЧ жалуется физическое лицо, то заполнять этот лист не надо. Заполнить лист Dне сложнее, чем заполнить первый лист формуляра. Прикладываем образец заполнения:

Листы E: изложение сути дела

Мы добрались до самого главного: раздела Е, где нужно изложить факты относительно произошедшего. То есть что именно случилось, почему заявитель обещается в ЕСПЧ.

Конкретные рекомендации по заполнению этого раздела дать трудно. Раздел Eпредставляет собой три листа, и на этих листах нужно полностью уместить суть произошедшего.

Вот что сказано в официальных рекомендациях по заполнению формуляра ЕСПЧ:

Пишите кратко. Изложите существенную информацию, касающуюся вашей жалобы: перечислите ключевые факты и решения, укажите, каким образом были нарушены ваши права. Не описывайте историю вопроса и малосущественные факты. Не приводите длинные цитаты из решений – достаточно приложить нужный документ и сослаться на него. Факты и жалобы должны быть изложены в отведенных для этого разделах формуляра таким образом, чтобы Суд мог определить суть дела, не обращаясь ни к каким другим материалам. Данная информация в отношении вашего дела имеет первостепенное значение для быстрого и эффективного рассмотрения жалобы.

Необходимо указывать точные даты и описывать события в хронологическом порядке, то есть в той последовательности, как они происходили.

Раздел F формы жалобы в ЕСПЧ: какие статьи Конвенции или Протоколов к ней нарушены

Необходимо квалифицировать, какие статьи Конвенции или Протоколов к ней были нарушены и описать, каким образом они были нарушены. Информация в разделе Fбудет отчасти пересекаться с изложением фактов в разделе E.

Раздел Fсостоят из 2-х страниц. На них нужно уместить всю информацию о нарушениях статей Конвенции.

Официальные рекомендации по заполнению формуляра жалобы в ЕСПЧ приводят такой пример:

Статья 6 § 1: рассмотрение моего иска по поводу компенсации за телесные повреждения было необоснованно долгим, так как оно заняло 10 лет, с 10 января 2002 по 25 апреля 2012.

Раздел F поделён на 2 столбца: в левом нужно указать, какая статья Конвенции нарушена, а в правом описать, в чём состояло нарушение.

Лист G: соответствует ли жалоба критериям приемлемости?

Этих критериев 2:

  • исчерпание средств внутренней защиты;
  • подача жалобы в шестимесячный срок с момента вынесения окончательного решения по делу.

ЕСПЧ должен быть уверен, где государство-ответчик имело возможности исправить судебные ошибки самостоятельно, но не сделало этого. Поэтому нудно указать:

  • даты всех судебных решения по делу;
  • регистрационный номер дела.

Очень важно чётко назвать дату окончательного решения по делу, поскольку от этой даты отсчитывается шестимесячный срок подачи жалобы в ЕСПЧ.

Также в официальных рекомендация по заполнению жалобы указано:

не забудьте приложить копии всех судебных решений и иных решений органов власти, обращения в которые признаются подлежащими исчерпанию. Наряду с этим, вы должны приложить копии исковых заявлений и обращений, а также копии апелляционных, кассационных и частных жалоб, из которых следует, что вы заявляли о сути вопросов, касающихся нарушений Конвенции, в каждой из инстанций.

Лист G (продолжение): другие жалобы в международные инстанции

Здесь нужно указать, были ли какие-либо средства юридической защиты, которыми заявитель не воспользовался. Нужно указать, что таких средств не было.

Далее следует указать, подавал ли заявитель жалобы в какие-либо международные инстанции, например, Комитет ООН по правам человека.

Если заявитель ранее подавал жалобы в ЕСПЧ, то нужно указать их номер или номера.

Лист I: список приложений. Документы, на которые ссылается заявитель

В списке приложений необходимо указать те документы, на которые заявитель ссылается в разделах E, F, Gжалобы.

Это могут быть приговоры, решения и постановления судов, медицинские заключения, протоколы судебных заседаний, задержаний, обысков, выемки т.д.

Необходимо делать всё строго в соответствии с указаниями на формуляре, то есть разложить документы по каждому процессу в хронологическом порядке, пронумеровать их, не скреплять, не сшивать и не склеивать.

Особое внимание нужно обратиться на то, что предоставлять надо копии, а не оригиналы документов. ЕСПЧ не возвращает документы заявителю (поток документации настолько громаден, что ЕСПЧ просто не в силах это делать), поэтому нужно использовать копии. Ведь никто из заявителей не хочет лишиться оригиналов.

Последняя страница формуляра ЕСПЧ: подписи и даты

На финальной странице нужно указать дату, подставить подписи.

Ещё раз о сроках подачи жалобы в ЕСПЧ

Срок подачи жалобы в ЕСПЧ – шесть месяцев с момента вынесения окончательного решения по делу национальным судом. В среднесрочной перспективе этот срок будет сокращен до четырех месяцев, однако по состоянию на 2018 год все остается как было.

При этом по гражданским делам этим днём будет считаться день вынесения решения в четвёртой инстанции (вторая кассация). По уголовным делам иначе — подавать жалобу в Европейский суд по правам человека можно уже после получения решения второй инстанции (апелляции).

Соблюдение шестимесячного срока — это важнейший критерий приемлемости. Поэтому при заполнении формуляра нужно позаботиться о том, чтобы юристы и судьи ЕСПЧ, рассматривающие жалобу, чётко видели даты вынесения решений национальными судами.

Сложности при заполнении формуляра Европейского суда по правам человека

К обращению в ЕСПЧ нужно готовиться заранее. Задолго до того, как будет вынесено решение в окончательной инстанции. В каждой инстанции нужно заявлять о нарушении Конвенции или Протоколов к ней, это увеличит шанс удовлетворения жалобы в ЕСПЧ.

Как показывает статистика Страсбургского суда, 90% жалоб признаются недействительными. Только 10% жалоб рассматриваются по существу, но 97% рассмотренных жалоб удовлетворяются.

Что это значит?

Что чрезвычайно важно заполнить формуляр жалобы так, как надо. От этого зависит, пройдёт жалоба или нет. Вы можете воспользоваться помощью адвоката для заполнения жалобы и ведения дела в ЕСПЧ.

В практике Суда много полезных дел, и большая роль адвокатов заключается в том, что они помогают Заявителям преодолеть «фильтры» для рассмотрения жалоб Европейским Судом по существу.

Статистический формуляр – это бланк, содержащий вопросы программы статистического наблюдения и место для ответов на них. Формуляр является носителем статистической информации, полученной в результате статистического наблюдения. Поэтому статистический формуляр в полной мере должен отражать содержание программы статистического наблюдения. Обязательными элементами любого формуляра является титульная и адресная части. В титульной части обычно содержится наименование статистического объекта наблюдения. Например, статистический отчёт о внесении органических и минеральных удобрений. Здесь указывается наименование органа, который проводит наблюдение, кем и когда утверждён формуляр, иногда и номер, присвоенный ему в общей системе формуляров статистического наблюдения, осуществляемого данными органами.

В адресной части предусмотрена запись точного адреса статистической единицы или группы единиц наблюдения и некоторые другие сведения о них. Кроме того, во многих случаях в формулярах статистического наблюдения указывается, в какие сроки и куда должны быть отправлены заполненные формуляры, а также предусматриваются подписи лиц, ответственных за правильность содержащейся в них информации.

Статистический формуляр часто называют просто формуляром, а также бланком, формой, картой (карточкой), опросным листом и др. То или иное наименование обычно даётся формуляру в связи со специфическими особенностями организуемого наблюдения.

Статистические формуляры бывают двух видов: индивидуальные (карточные) и общие (списочные).

Индивидуальный (карточный) формуляр предназначен для отражения статистической информации, как правило, каждой статистической единицы на отдельной карточке — фишке. Например, статистические отчёты сельскохозяйственной организации представляют собой карточные формуляры, при этом каждый отчёт – это карточный формуляр для отчётной организации, как самостоятельной статистической единицы.

Общий (списочный) формуляр отражает результаты статистического наблюдения по тем единицам, которые размещены по списку. В бланке — списке каждой единице наблюдения может отводиться горизонтальная строка или вертикальный столбец (графа), где сначала записывают наименование единицы, а затем – ответы на вопросы, содержащиеся в формуляре. Примером списочного формуляра может служить отчёт организации о заработной плате каждого работника, имея в виду, что отдельный работник – это статистическая единица.

Индивидуальные (карточные) и общие (списочные) формуляры имеют как положительные стороны, так и недостатки. Так, для карточных формуляров характерна маневренность; такие формуляры могут применяться при любой организации проведения наблюдений, причём индивидуальный формуляр может быть заполнен как регистраторами (счетчиками), так и теми, от кого должны быть получены сведения. В то же время карточные формуляры отличаются повышенной громоздкостью, так как требуют записи адресной части по каждой в отдельности единице наблюдения.

Списочные формуляры, в отличие от карточных, не обладают маневренностью, зато способствуют сокращению объёма работы по заполнению адресной части документа, когда запись ведётся один раз для всего числа статистических единиц. Поэтому списочный формуляр в некоторой мере облегчает работу счётчиков. Применение списочного формуляра дает экономию по сравнению с индивидуальным в расходе бумаги, в затратах на размножение формуляров и др. Однако, во многих случаях списочные формуляры могут быть мало приемлемыми, неудобными, а то и вовсе непригодными. Например, невозможно заменить индивидуальные статистические отчёты о работе каждой организации АПК каким-то общим отчётом, скажем, по административному району в целом. Поэтому наиболее полную и объективную статистическую информацию можно получить в условиях рационального сочетания индивидуальных и общих статистических формуляров.

Особое значение для заполнения статистических формуляров имеет формулировка вопросов в программе наблюдения. Это дело очень сложное. Приходится затратить много времени, перебрать много вариантов формулировок, пока не найдется та, которая окажется наиболее подходящей для внесения ее в формуляр наблюдения. Вопросы формуляра должны быть составлены кратко, ясно и определённо, чтобы их понимание не вызывало затруднений и не возникала возможность разного их толкования. Если вопросы сформулированы недостаточно строго, то трудно понять, о чем нужно получить сведения. Поэтому какими бы ясными не казались вопросы программы статистического наблюдения, к ней обычно дается инструкция (указания), в которой предусмотрена совокупность разъяснений по заполнению статистических формуляров. Инструкция может быть представлена в виде отдельного документа или совмещена с формуляром наблюдения. В ней излагается, как следует понимать тот или иной вопрос формуляра, как целесообразно записывать на него ответ. Если основные положения инструкции совмещены со статистическим формуляром, например, приводится перечень возможных ответов на поставленные вопросы, то такой вариант инструкции принято называть подсказом. Он может быть полным, если дается исчерпывающий перечень возможных ответов, и неполным, если указываются только некоторые из возможных ответов.

Для каждой формы статистической отчётности или любого другого формуляра статистического наблюдения Национальный статистический комитет Республики Беларусь в обязательном порядке разрабатывает и вместе с формулярами досылает непосредственным исполнителям инструкцию, в которой подробно изложена последовательность и порядок заполнения всех пунктов и показателей, содержащихся в статистическом формуляре. Иногда могут быть подготовлены и изданы отдельными брошюрами Альбомы форм статистической отчётности и инструкции по их применению.

    1. Виды статистического наблюдения

Государственные статистические наблюдения в зависимости от порядка сбора и обработки первичных статистических данных могут быть сплошными и несплошными (выборочными).

Сплошное наблюдение — вид, при котором все без исключения единицы изучаемой статистической совокупности или объекта подлежат обследованию. Примером сплошного специального наблюдения может служить всеобщая перепись населения Республики Беларусь, проведённая по основной программе в октябре 2009 г. Перепись охватила все без исключения население страны.

Сплошные специально организованные статистические исследования характеризуются повышенной затратностью, обычно затянуты во времени, требуют привлечения повышенного количества квалифицированных работников и средств для получения исходной статистической информации. Поэтому сплошные наблюдения чаще всего применяются в форме статистической отчётности и значительно реже – в форме анкет, вопросников, переписных листов.

Сплошной вид наблюдения чаще всего используют в тех случаях, когда по каким-либо причинам несплошное наблюдение применять нецелесообразно. Например, при аттестации кадров экзаменуется каждый без исключения работник, и результаты аттестации фиксируются в соответствующих документах. Поэтому невозможно представить полную статистическую информацию о результатах аттестации только каждого пятого или каждого десятого работника.

Несплошным принято называть такое наблюдение, при котором обследованию подвергаются не все единицы изучаемой статистической совокупности, а только их часть с целью получения обобщающих характеристик для объекта в целом. Очевидно, что несплошное наблюдение предусматривается заранее, при этом устанавливается, какая именно часть статистической совокупности должна быть охвачена наблюдением и каким образом целесообразно отобрать те единицы, которые должны быть обследованы. Нельзя, например, неудавшееся сплошное наблюдение , ввиду значительных пропусков статистических единиц изучаемой совокупности, назвать несплошным и использовать его материалы как результаты несплошного наблюдения. Поэтому целесообразно обратить внимание на то, что несплошное наблюдение проводится с целью получения характеристики объекта в целом.

Несплошной вид наблюдения обычно применяется в тех случаях, когда сплошное наблюдение проводить либо нецелесообразно, либо вовсе невозможно. Например, при изучении качества всех видов продукции, обследовании бюджетов населения, регистрации текущих цен на различных рынках, денежных курсов на валютных биржах, при изучении теневых доходов и расходов и т.д.

Применение несплошного наблюдения базируется на основной его разновидности – выборочном методе.

Выборочный метод представляет такую разновидность несплошного наблюдения, при котором обследованию преднамеренно подвергаются не все единицы совокупности, а лишь некоторые, отобранные особыми способами, единицы с тем, чтобы на основе сведений, полученных об этих единицах, достоверно характеризовать всю статистическую совокупность. При правильной организации и проведении выборочный метод позволяет получить достоверную информацию для характеристики изучаемого объекта. Поэтому выборочный метод получил широкое распространение при выполнении многих статистических работ. Например, проведение всеобщей переписи населения Республики Беларусь в 2009 г. базировалось на двух частях программы: первая (основная) часть вопросов программы предусматривала регистрацию ответов по сплошному принципу, вторая (дополнительная) часть вопросов – по принципу выборочного наблюдения.

Выборочному методу из-за особой его важности посвящена особая глава, где предусмотрено подробное теоретическое и практическое изложение этого метода.

В зависимости от продолжительности и систематичности регистрации фактов принято различать следующие виды статистических наблюдений: текущее, периодическое, единовременное.

Текущее (непрерывное) наблюдение – это вид статистического наблюдения, при котором регистрация факторов проводится по мере их возникновения, т.е. систематически. Например, рождение детей, дорожно-транспортные происшествия, регистрация надоев молока, его поставок в перерабатывающее организации, систематические записи бюджета (доходов и расходов) в семьях, которые специально отобраны для изучения уровня жизни населения, т.д.

Периодическим принято называть такое наблюдение, которое повторяется через определённые (обычно равные) промежутки времени. Примером периодического наблюдения может служить составление квартальной и годовой статистической отчётности об итогах сева, сортовых посевах сельскохозяйственных культур, заготовки кормов, уборки урожая, переработки льна и др.

Единовременное (разовое) наблюдение – вид статистического наблюдения, которое организуется в одноразовом порядке, нередко без соблюдения строгой периодичности его повторения. Классическим примером единовременного наблюдения можно считать переписи населения, породного поголовья животных, постоянных культур(многолетних насаждений), машин, оборудования, производственных помещений.

    1. Способы проведения статистических наблюдений

Статистические наблюдения могут проводиться различными способами, среди которых нередко встречаются следующие: отчётный, экспедиционный, самоисчисления (саморегистрации), анкетный, корреспондентский. Однако наибольшее распространение в статистике имеют отчётный и экспедиционный способы наблюдения.

Сущность отчётного способа наблюдения заключается в том, что крупные государственные и коооперативные учреждения и организации представляют статистические отчёты о своей работе по определённой форме в строго обязательном порядке и в конкретные сроки. В Республике Беларусь, где преобладает доля государственной и кооперативной собственности, отчётный способ наблюдения считается основным. Заполнение форм статистической отчётности в организациях АПК и их представление в статорганы осуществляется, как правило, специалистами этих организаций.

Отчётный способ позволяет получить достаточно достоверную информацию. Это по существу разновидность документального наблюдения, при котором запись ответов на вопросы программы наблюдения производится на основании соответствующих документов. Совершенно очевидно, что для составления любого статистического отчёта, например, по производству продукции животноводства в сельскохозяйственной организации, необходимо обобщить данные первичных документов, отражающих объём полученной продукции (молока, прироста и т.д.) на каждой животноводческой ферме.

В сельскохозяйственной сфере АПК все основные технологические процессы (подготовка почвы, накопление и внесение удобрений, посев, междурядная обработка посевов, уборка сельскохозяйственных культур, доение коров, раздача кормов, очистка помещений и др.), а также производство и реализация продукции, результаты реализации, конечные финансовые результаты работы крупных организаций охвачены документальным наблюдением по принципу отчётного способа.

Экспедиционный способ наблюдения заключается в том, что специально подготовленные работники, которых обычно принято называть счётчиками или регистраторами, посещают каждую единицу наблюдения и сами заполняют статистический формуляр. Такой способ применяется только при специально организованных статнаблюдениях. Классический пример экспедиционного способа – проведение переписей населения, когда в качестве переписчиков (регистраторов) могут привлекаться специально подготовленные работники учреждений и организаций, студенты. Несмотря на повышенную затратность экспедиционного способа, в ряде случаев он является единственно возможным, обеспечивающим успешное проведение статнаблюдения.

Основной принцип, на котором базируется экспедиционный способ — непосредственное наблюдение, когда сами регистраторы путем непосредственного замера, взвешивания или подсчета устанавливают факт и на этом основании производят запись в формуляре наблюдения. В сельскохозяйственной сфере АПК это может быть получение необходимой статистической информации, например, об объеме остатков грубых кормов (сена, соломы и др.), о поголовье животных по состоянию на необходимую дату и т.д. Особенно широкое распространение получило непосредственное наблюдение в племенном животноводстве при накоплении статистических данных, позволяющих характеризовать экстерьерные породные качества всех видов животных и птицы.

Экспедиционный способ нередко опирается на опрос, который по своему существу очень близок к непосредственному наблюдению.

Опрос – это наблюдение, при котором ответы на вопросы статистического формуляра записываются со слов опрашиваемого, при этом, как правило, документальное подтверждение фактов не требуется. Примером опроса может служить перепись населения, когда основанием записи сведений о возрасте, семейном положении, образовании и т.д. служат ответы опрашиваемого. В сфере АПК нередко статистические органы практикуют сбор оперативной информации по радиотелефонной связи с руководителями и специалистами сельскохозяйственных организаций.

Способ самоисчисления (саморегистрации) представляет собой такое статистическое наблюдение, когда специально подготовленные работники (счётчики, переписчики или регистраторы) посещают каждую единицу наблюдения, раздают статистические формуляры и, если необходимо, дают необходимые пояснения, но формуляры наблюдения заполняются самыми опрашиваемыми. Обязанность переписчиков, счётчиков (регистраторов), таким образом, состоит в раздаче формуляров, инструктаже опрашиваемых, сборе заполненных формуляров и проверке правильности их заполнения.

Способ самоисчисления (саморегистрации) можно назвать письменным опросом. По сравнению с экспедиционным способом самоисчисление позволяет экономить рабочее время переписчиков, счётчиков, однако способ самоисчисления уступает экспедиционному способу по качеству полученной информации. Способ самоисчисления является обычным при проведении обследования домашних хозяйств.

Анкетный способ – сбор статистической информации с помощью специальных анкет, рассылаемых определенному кругу лиц или публикуемых в периодической печати, в интернете. Этот способ основан на принципах добровольности, нередко на анонимном заполнении анкет. Вследствие этого некоторые лица не заполняют анкету и их количество обычно меньше рассылаемых анкет. Кроме того, правильность ответов на вопросы анкеты может быть не всегда достоверна. Это означает, что качество статистической информации, получаемой анкетным способом, недостаточно высоко, что указывает на существенный недостаток этого способа.

Анкетный способ, как правило, применяется в тех случаях, когда необходимо получить приближенные, ориентировочные данные о единицах статистической совокупности при сравнительно небольших затратах на проведение наблюдения. Этот способ широко распространен для получения разнообразной статистической информации в странах с высокоразвитой экономикой. Анкетным способом обычно охватывают изучение работы промышленных, торговых и других организаций, а также фермерских хозяйств в государствах с развитой рыночной экономикой.

Анкетный способ имеет сходство со способом саморегистрации, заключающееся в том, что при использовании этих обоих способов формуляры наблюдения заполняются самими опрашивающими. Но анкетный способ нельзя относить к одному из видов несплошного наблюдения, так как любое из них должно быть основано на научных принципах отбора тех единиц из всей массы, которые должны быть подвергнуты наблюдению. При анкетном же способе проходит самоотбор статистических единиц. При условии возврата опрашиваемыми всех без исключения заполненных анкет этот способ наблюдения становится сплошным.

Корреспондентский способ наблюдения заключается в том, что статистические органы договариваются с определенными лицами, которые берут на себя обязательство вести статистическое наблюдение и в установленные сроки сообщать статистическим органам результаты наблюдения. При этом статорганы снабжают корреспондентов бланками, инструкциями и др., т.е. всем необходимым для наблюдения. Сведения, сообщаемые корреспондентами, представляют собой субъективную, например, экспертную оценку явления. Корреспондентский способ наблюдения основан не на документах или на экспедиционном принципе и поэтому качество материалов, полученных на основе корреспондентского способа, зависит от квалификации, опыта и добросовестности корреспондентов. Примером применения этого способа может служить определение видового урожая, который может быть оценен по наиболее важным фазам сельскохозяйственных культур.

При внешнем сходстве корреспондентского, отчётного и анкетного способов по существу между ними имеются довольно значительные различия. Так, если при отчётном способе статистические органы связаны с учреждениями и организациями, при анкетном способе проводится единовременный опрос, со сравнительно узким направлением, то при корреспондентском способе наблюдения статорганы связаны непосредственно с отдельными лицами на основе договоренности об обязательном представлении статистической информации о каждой намеченной единице наблюдения.

    1. Место, сроки и период проведения статистических наблюдений

В плане любого статистического наблюдения должно быть чётко определено место проведения этого наблюдения, т.е. то место, где производится регистрация собираемой информации, заполнения статистического формуляра. Место наблюдения зависит от формы, вида и способа его проведения. Так, при проведении переписи населения место наблюдения совпадает с местом жительства; при выборочных обследованиях заработной платы – с местом работы. При получении данных о переработке сельскохозяйственного сырья местом наблюдения может быть управленческий центр перерабатывающей организации АПК. Если необходимо собрать информацию, например, о глубине вспашки почвы, то исследователю придётся выбрать место наблюдения непосредственно в поле, чтобы провести замеры глубины обработки почвы в нужных точках пахотного участка. Вся статистическая информация, получаемая в форме статистических отчётов, может быть получена, как правило, в отделе статистики по району, Главном областном статуправлении, соответствующем отраслевом министерстве или Национальном статистическом комитете Республики Беларусь.

От сроков проведения наблюдения во многом зависит качество полученной информации. Неоправданно растянутые сроки наблюдений неизбежно приводят к увеличению ошибок и, следовательно, к снижению качества результатов статистического наблюдения.

Как правило, сроки наблюдения по возможности должны быть наиболее краткими, но не настолько, чтобы породить существенные недостатки, ошибки в процессе собирания информации. Слишком короткий срок наблюдения неизбежно приводит к спешке, которая ведет к ухудшению качества работы. В то же время слишком растянутые сроки наблюдения чреваты отрицательными последствиями, так как при этом трудно добиться строго однородных и сопоставимых данных для всех единиц наблюдения. Поэтому для достижения оптимальный объективности при проведении статистических наблюдений во многих случаях выбирается критический момент.

Критический момент статистического наблюдения – это непосредственно момент регистрации собираемой информации. В качестве критического момента обычно выбирается временная точка, указывающая не только точную дату, но и конкретные часы, минуты. Например, при проведении переписи населения Республики Беларусь в качестве критического момента был взят момент 24 ч. 00 мин 00 сек с 15 на 16 октября 2009 г.

Срок статистического наблюдения – это период, в течение которого производится заполнение первичных документов в процессе проведения наблюдений. При переписи населения Республики Беларусь в 2009 г. срок наблюдения составлял 8 дней (с 16 по 23октября).

Сроки наблюдения зависят от многих причин: размера объекта (числа единиц статистической совокупности), его особенностей и состояния, объёма и сложности программы, уровня подготовки наблюдения, условий его проведения, наличия кадров и др. Считается нормальным и обычным срок проведения наблюдений в течении короткого промежутка времени. Неслучайно поэтому в конце ХІХ в. русским статистиком Ю.Э. Янсоном (1835 – 1893 гг.) был сформулирован один из важнейших принципов проведения переписей, заключающийся в сжатости сроков наблюдения. Однако в статистической практике могут быть как чересчур краткие, так и чрезмерно длительные сроки. Например, в Турции проводились переписи населения в течение нерабочего дня, когда все жители страны обязаны были находиться только дома. При этом никто, кроме переписных работников и находившихся при исполнении служебных обязанностей полицейских, пожарных и медицинских работников, не имел права появляться на улице. Первая перепись населения Судана (1955 – 56 гг.) длилась более года. При проведении ранее упоминавшейся переписи населения РБ в качестве критического момента был взят момент 24 ч. 00 мин. 00с. с 15 на 16 октября 2009 г. Целесообразно отметить, что в практике работы агропромышленного комплекса вместо критического момента наблюдения часто берут определённую дату, например, начальное число каждой недели, декады, месяца, квартала, года.

Объект статистического наблюдения постоянно изменяется во времени. При этом может изменяться состав и численность статистических единиц, качественные и количественные признаки. Так, со временем изменяется численность населения, половой, возрастной, образовательный и иной его состав. Поэтому во многих случаях при проведении наблюдений, охватывающих продолжительный временной интервал и включающих несколько сроков наблюдения, целесообразно установить период статистического наблюдения.

Период наблюдения представляет собой временной промежуток, который может включать весь сезон наблюдения, т.е. период как возможного, так и целесообразного наблюдения. Например, весь период наблюдения за ходом ярового сева сельскохозяйственных культур общей продолжительностью 28 дней можно расчленить на четыре срока наблюдения с интервалом по одной неделе в каждом сроке, установив при этом четыре критических момента, допустим, по состоянию на 8 ч каждого понедельника.

Таким образом период статистического наблюдения не всегда совпадает со сроком наблюдения и обычно растянут во времени.

    1. Ошибки статистического наблюдения и меры борьбы с ними

Одним из наиболее важных требований, предъявляемых к результатам статистического наблюдения, является их точность, под которой понимается мера соответствия статистических значений, полученных посредством статистического наблюдения, действительным его значениям. При этом чем ближе значения, полученные в результате наблюдения к фактическим значениям показателей, тем выше точность статистического наблюдения.

Расхождение (разность) между величиной показателя, установленной на основе статистического наблюдения, и действительной его величиной принято называть абсолютной ошибкой статистического наблюдения. Так, как эти ошибки могут быть обусловлены различными причинами, их подразделяют на два вида: случайные; систематические.

Случайные ошибки возникают вследствие различных случайных обстоятельств при проведении статистического наблюдения и, как правило, при достаточно большом числе наблюдений, в силу действия закона больших чисел, взаимно более или менее уравновешиваются (взаимно погашаются). При этом чем больше число наблюдений, тем полнее это взаимопогашение. Примером случайной ошибки может быть неточность, возникшая при случайной перестановке знаков в цифре. Допустим, действительное поголовье коров в сельскохозяйственной организации составляет 1566 голов, а в статистическом отчёте регистратор по невнимательности или рассеянности записал 1656 голов.

Систематические ошибки могут возникать под действием определённых причин. В каждом отдельном случае они действуют в одном и том же направлении и приводят к серьёзным искажениям общих результатов статистического наблюдения. Систематические ошибки допускаются, например, лицами, производящими измерения, в результате их недостаточной квалификации или по небрежности. Такие ошибки несложно распознать, так как результаты наблюдений, содержащих их, могут существенно отличаться от других аналогичных значений. Например, среди значений урожайности зерновых культур по всем сельскохозяйственным организациям района оказалась в одном из хозяйств цифра 102 ц/га, в то время как во всех остальных колебаниях урожайности составляют от 29 до 55 ц/га.

Систематические ошибки регистрации могут быть следствием преднамеренного искажения фактов, например, приписки в отчётных и других официальных документах. Так, в целях очковтирательства некоторые руководители, специалисты могут пойти на ухищрения, приписав в статотчёте незасеянные или неубранные площади. В условиях переходного периода многие предприниматели пытаются скрыть в отчётных документах часть своих доходов, чтобы уйти от законного налогообложения.

В целях сокращения ошибок до минимума обычно проводится логический и арифметический (счётный) контроль результатов наблюдения.

Логический контроль основан на сопоставлении ответов на взаимосвязанные вопросы статистического формуляра с целью выявления логически несопоставимых ответов. При этом устанавливается, имеется ли логическая увязка между отдельными ответами. Например, выявляется, насколько логически увязаны между собой ответы на вопросы о возрасте и семейном положении человека. В сельскохозяйственном производстве может быть допущена логическая ошибка, заключающаяся в том, что площадь посева и валовой сбор зерновых культур включают в группу кормовых.

Арифметический контроль – это проверка правильности арифметических результатов, содержащихся в статистическом формуляре. Например, в статотчёте показано, что общее поголовье крупно рогатого скота в сельскохозяйственной организации составляет 2000 голов, а в том числе по всем половозрастным группам поголовье почему-то получается 2200 голов, т.е. допущена арифметическая ошибка либо при подсчёте общего поголовья (2000), либо по отдельным половозрастным группам. В этом случае применение приёма арифметического контроля позволит исправить ошибку статистического наблюдения.

Вариант 2

  1. Акт, виды, типовой формуляр, особенности оформления.

  2. Регистрация документов.

  3. Составить письмо-напоминание о задолженности.

  4. Составить приказ о назначении на должность главного бухгалтера ЗАО «Венс» Петрову А.Г., ввиду увольнения главного бухгалтера Овсову Т.П. по собственному желанию.

Приказ вступает в силу с 01.01.2003.

Расположить на бланке приказа, завизировать, подшить в дело.

Акт — это официальный документ, который констатирует произошедшее действие или факт хозяйственной жизни и подписывается уполномоченными должностными лицами.

Значения актов:

  1. Официальный документ, имеющий юридическую силу. В зависимости от того, кем и на каком уровне управления выпускается (принимается) акт, и от его содержания принято различать государственные, ведомственные, нормативные, региональные и другие акты;

  2. Протокол, фиксирующий определенный факт. Например, акт ревизии, акт о недосдаче товара, акт о передаче материальных ценностей;

  3. Действия учреждений, организаций, должностных лиц, граждан, на основании которых обычно судят о соблюдении и нарушении правовых норм.

В разных сферах деятельности возникают ситуации, требующие документирования именно в форме акта, чем и определяется существование множества разновидностей актов. Различаются они как назначением, так и содержанием. Это могут быть акты:

  • сдачи-приемки (работ, материальных ценностей, документов);

  • обследования (состояния техники безопасности, противопожарной безопасности; условий труда; результатов деятельности);

  • испытаний (образцов, систем, технологий);

  • выделения к уничтожению (материальных ценностей, документов);

  • передачи (структурного подразделения из одной организации в другую);

  • нарушения установленных правил;

  • ревизии;

  • инвентаризации;

  • расследования аварий, несчастных случаев;

  • ликвидации организации;

  • конкретизирующие (регла­ментирующие);

В состав типового формуляра акта входят следующие реквизиты:

  • реквизиты бланка – бланк с угловым штампом;

  • гриф утверждения – 5 и 6 положение табулятора – 10см; 12 см.;

  • заголовок – 0 положение табулятора – граница левого поля;

  • текст – 0,1 и 2 положение табулятора – 1,25 см; 4 см.;

  • подпись – 0 и 6 положение табулятора – 12 см.

Отдельные разновидности актов имеют свои особенности составления и оформления, для многих разновидностей имеются унифицированные формы, утвержденные нормативными актами и обязательные для применения в определенной сфере деятельности. Поэтому при возникновении ситуации, требующей составления акта, прежде всего необходимо выяснить, нет ли утвержденной формы акта для документирования данной ситуации. Нужно также иметь в виду, что наряду с унифицированными формами актов многими министерствами (ведомствами) утверждены специальные правила, инструкции о порядке составления актов.

Общие правила составления актов

При всем многообразии актов с точки зрения их назначения и содержания имеется ряд общих правил, которых необходимо придерживаться при составлении актов.

– Акты составляются коллегиально (должно быть не менее двух составителей). Нередко акты составляются специально создаваемыми комиссиями, состав которых утверждается распорядительным документом руководителя данной организации, вышестоящей организации или органа управления, осуществляющего контрольные, надзорные или иные функции. Акты могут составляться и постоянно действующими комиссиями на регулярной основе.

– Главное при составлении акта – определение фактического состояния дел и правильное отражение его в акте. Если составлению акта предшествовала предварительная работа (проверка, экспертиза, испытания), акт составляется на основе черновых записей, которые ведутся во время работы комиссии или группы лиц и содержат количественные показатели, фактические сведения и аналитические данные.

– Акт оформляется на общем бланке организации или с использованием унифицированной формы акта.

– Обязательными реквизитами акта являются: название организации, название вида документа (АКТ), дата и регистрационный номер документа, место составления, заголовок к тексту, подписи составителей (с указанием их должностей и, при необходимости, места работы). Некоторые формы актов предусматривают проставление точного времени составления акта в часах и минутах. В том случае, если акт утверждается руководителем, оформляется гриф утверждения.

– Заголовок к акту должен грамматически согласовываться со словом «акт», например: Акт проверки финансово-хозяйственной деятельности, Акт ликвидации торгово-закупочного кооператива «Феникс», Акт списания материальных ценностей, или формулируется с помощью предлога «о», например: Акт об отсутствии на рабочем месте, Акт о несчастном случае на производстве.

– Датой акта является дата его составления. Если составлению акта предшествовали какие-либо мероприятия (проверка и др.), в тексте акта указывается дата или период времени, в течение которого проводилось данное мероприятие, например: В период с 15.09.2003 по 18.09.2003 комиссия провела проверку хранения материальных ценностей на…

– Текст акта состоит из двух частей: вводной и основной (констатирующей). Во вводной части акта указывается основание его составления (распорядительный документ, нормативный документ, договор с указанием его даты и номера), называются председатель и члены комиссии. В основной части излагается сущность, характер, методы и сроки проделанной работы, установленные факты, а также выводы, предложения и заключения. Содержание акта может излагаться по пунктам, материал может быть представлен в виде таблицы.

– Акты проверок, обследований, ревизий и некоторые другие разновидности актов не только фиксируют установленные факты и события, но и содержат выводы, рекомендации и предложения, которые составляют заключительную часть акта.

– В конце текста акта указывается количество составленных экземпляров и их местонахождение. Количество экземпляров акта зависит от количества заинтересованных в его получении сторон или определяется нормативными документами. После отметки о количестве экземпляров акта следует отметка о наличии приложений к акту (если они имеются).

– Содержание актов ревизий и обследований согласовывается с должностными лицами, деятельность которых отражается в акте. Акт считается принятым и вступает в действие после его подписания всеми членами комиссии или всеми лицами, участвовавшими в его составлении. Лицо, не согласное с содержанием акта, обязано подписать его с оговоркой о своем несогласии. Особое мнение члена комиссии должно оформляться на отдельном листе и прилагаться к акту.

– В необходимых случаях, если этого требуют нормативные документы, акты утверждаются руководителем данной или вышестоящей организации, по распоряжению которого проводились действия, завершившиеся составлением акта.

Регистрация документов – важная составляющая организации работы с документами. Основная цель регистрации – придание документу юридической силы. Помимо этого регистрация позволяет обеспечить учет, контроль и возможность поиска документов, используемых в управленческой деятельности учреждения. При соблюдении правил регистрации делопроизводственная служба быстро наводит справки о местонахождении документов на любой стадии работы с ними.

Значение регистрации документов заключается также в том, что присвоение документу регистрационного номера (индекса) фиксирует факт его создания, отправления или получения, а значит, как уже указывалось, придает документу юридическую силу, и организация, создавшая, получившая или отправившая документ, становится ответственной за него.

Регистрируемые и нерегистрируемые документы

Регистрации подлежат все документы, требующие учета, исполнения и использования в справочных целях (распорядительные, отчетные, учетно-статистические, бухгалтерские, финансовые и др.), как создаваемые и используемые внутри организации, так и направляемые в другие организации: поступающие из вышестоящих, подведомственных и других организаций и частных лиц (обращения граждан). Регистрируются все документы независимо от способа их изготовления – как традиционные машинописные (рукописные) документы, так и создаваемые с помощью новейших информационных технологий.

Существует также категория нерегистрируемых документов. Делопроизводственная служба должна самостоятельно составить перечень таких документов и приложить его к инструкции по делопроизводству.

Составляя перечень нерегистрируемых документов, нужно знать, что некоторые из них вообще не регистрируются (это, как правило, поздравительные письма, приглашения, рекламная продукция и т.д.). Однако часть входящих документов регистрируют не в службе ДОУ, а в структурных подразделениях, куда они передаются для исполнения. Например, расчетно-денежная и бухгалтерская документация регистрируется в бухгалтерии, плановая – в плановом отделе и т.д.

Иными словами, в перечень нерегистрируемых документов включают те, которые не регистрирует служба ДОУ или секретарь. Хотя в практике работы ряда организаций регистрируют и те документы, которые передают в бухгалтерию, плановый отдел, отдел снабжения и т.д. Этот факт необходимо зафиксировать в инструкции по делопроизводству. Такая регистрация позволяет создать службе ДОУ единый банк данных о документах организации, но в этом случае увеличивается нагрузка на работников службы ДОУ.

Особенности регистрации документов в организации

Основной принцип регистрации – однократность. Это означает, что документы должны регистрироваться один раз: входящие – в день поступления, внутренние и исходящие – в день подписания или утверждения. Если зарегистрированный документ передается из одного структурного подразделения в другое, повторно его не регистрируют.

В крупных организациях регистрация документов в основном проводится децентрализовано – в местах их создания и исполнения. Например, документация, фиксирующая деятельность организации по материально-техническому снабжению, регистрируется в управлении (отделе) снабжения; протоколы, постановления (решения) коллегии, распорядительные документы по основной деятельности, письма на имя руководства и ответы на них – в делопроизводственной службе. В таких случаях места регистрации документов должны быть зафиксированы в Инструкции по делопроизводству. В небольших организациях регистрация ведется в канцелярии, а если ее нет – все документы регистрирует секретарь.

Регистрация осуществляется в пределах групп, в зависимости от названия вида документа, автора, содержания. Например, следует отдельно регистрировать приказы, поступившие из вышестоящих организаций, приказы по основной деятельности и приказы по личному составу, создаваемые в организации, акты ревизии финансово-хозяйственной деятельности, бухгалтерские сводки, заявки на материально-техническое снабжение и др.

Порядковые регистрационные номера присваиваются документам каждой группы в течение календарного года.

Секретарь должен знать особенности регистрации организационных документов, номенклатуры дел, совместных документов.

К организационным документам, как известно, относятся положение о структурных подразделениях, должностные инструкции, инструкции, правила, создаваемые внутри организаций. Все перечисленные документы оформляются на общих бланках, на которых после даты проставляют порядковый (регистрационный) номер созданного документа.

Входящие и создаваемые документы регистрируются отдельно.

Если организация получает и отправляет факсограммы, их рекомендуется регистрировать в журналах входящих и исходящих факсограмм независимо от наименования вида документа.

Индекс регистрируемого документа включает порядковый регистрационный номер, который, исходя из задач поиска документов в организации, может дополняться индексами дел по номенклатуре дел, по классификаторам корреспондентов, исполнителей и др. Организация вправе самостоятельно решать вопрос о составляющих частях индекса документа, а также последовательность их расположения. Составные части индекса могут быть расположены в следующей последовательности:

порядковый регистрационный номер;

индекс по номенклатуре дел;

индекс по используемому классификатору.

При формировании индекса его составные части отделяются друг от друга косой чертой, например: № 12/03-21/18.

Косой чертой разделяются также регистрационные номера разных организаций в регистрационном номере документа, составленного совместно двумя и более организациями.

Обращения граждан регистрируются с включением первой буквы фамилии заявителя в регистрационный номер.

Формы регистрации документов

В настоящее время используют три формы регистрации:

журнальная;

карточная;

электронная.

Журнальная регистрация. Журнальную регистрацию целесообразно применять, когда количество обрабатываемых документов невелико (500–600 документов в год или 15–20 в день). Ее отличительной особенностью является то, что запись сведений о документах ведется в хронологической последовательности.

Журнал регистрации представляет собой книгу, каждая страница которой разделена на графы, где содержатся сведения о зарегистрированных документах. Количество граф определяется организацией.

Карточная регистрация. Карточная форма регистрации стала активно внедряться в делопроизводство советских учреждений после издания ЕГСД. Все входящие и создаваемые документы регистрируются на карточках. Карточки изготавливаются из плотной бумаги, как правило, формата А5 (148х210) или А6 (105х148). Карточка включает графы, куда вносятся реквизиты, необходимые и достаточные для фиксации информации о документе.

Для достижения информационной совместимости регистрационных данных и создания условий перехода к автоматизированной регистрации ГСДОУ установлен обязательный состав реквизитов, помещаемых на карточке:

автор документа;

название вида документа;

дата документа;

индекс документа (дата и индекс поступления документа) – для документов, поступающих в организацию;

заголовок документа или его краткое содержание;

резолюция (исполнитель, содержание поручения, автор, дата);

срок исполнения;

отметка об исполнении (краткая запись решения вопроса по существу), дата фактического исполнения и индекс документа-ответа;

номер дела по номенклатуре дел.

Организациям предоставлено право при необходимости увеличить состав реквизитов карточки, включая в нее следующие графы:

исполнители;

расписка исполнителя в получении документа;

ход исполнения;

приложения и др.

Состав и расположение реквизитов карточки обязательно должны быть указаны в Инструкции по делопроизводству.

Количество экземпляров карточек, заполняемых для регистрации одного документа, определяется организацией. Обычно их число определяется количеством справочных и контрольных картотек. В некоторых организациях документ передается с одним экземпляром карточки. В этом случае количество карточек увеличивается на одну. Например, в организации ведут две картотеки: контрольную и справочную. Тогда на один документ заполняют три карточки. Справочных картотек может быть три, тогда количество карточек будет равно пяти: одна – для контрольной картотеки, три – для справочных, одна – для исполнителя.

Электронная регистрация. Организации, использующие компьютерные программы по делопроизводству, регистрируют документы на электронных карточках, т.е. карточках, которые выводятся на экран компьютера. Форма электронной карточки аналогична традиционной РКК, порядок ее заполнения такой же, только набор осуществляется при помощи клавиатуры.

Если в организации создана единая локальная компьютерная сеть, регистрация ведется в структурных подразделениях, а база данных создается автоматически.

Общество с ограниченной ответственностью «СТРОЙ-ИНВЕСТ»

О выполнении условий договора
поставки от 11.12.2008 N 8/17

В соответствии с договором поставки от 11.12.2008 N 8/17 Ваше предприятие взяло на себя обязательства поставлять в наш адрес железобетонные изделия различного ассортимента в течение 2009 г. ежемесячно, начиная с февраля месяца, равными партиями, однако партия изделий в количестве 840 шт., предназначенная для поставки в октябре месяце текущего года, до настоящего времени не оформлена для отгрузки в наш адрес.

Напоминаем Вам, что конечной датой отгрузки изделий является 28.10.2009.

Убедительно просим Вас срочно обеспечить отгрузку изделий, в противном случае мы будем вынуждены в соответствии с п. 3.5 договора предъявить штрафные санкции в размере 0,01% от общей стоимости договора за каждый день задержки.

Генеральный директор А.Н. Чижов

Построение формуляр-образец документа

Определение понятие реквизит документа

Важное место в делопроизводстве занимают правила создания служебных документов, что включает: составление текста и оформление служебного документа.

Термин «реквизит» латинского происхождения, переводится как «необходимость». В Средневековой Италии ним означали необходимые и обязательные элементы долговых обязательств, ценных бумаг, в первую очередь векселей.

В терминологическом словаре слово «реквизит» подается как обязательный элемент официального документа. За Национальным стандартом ДСТУ 2732:2004, реквизит служебного документа -. это информация, которую зафиксировано в служебном документе для его идентификации, организации учета и (или) придания ему юридической силы .

Фиксация реквизитов служебного документа — это его оформление по установленным правилам документирование, то есть требованиями и нормами, регламентирующими порядок создания служебных документов.

Правила оформления документов закреплены в Типовой инструкции по делопроизводству, которая утверждена соответствующим постановлением Кабинета Министров Украины от 30 ноября 2012 года, далее Типовой инструкции .

Оформляют реквизиты в соответствии с формуляра-образца согласно Национального стандарта Украины «Государственная унифицированная система документации. Унифицированная система ОРД. Требования к оформлению документов. ДСТУ 4163 — 2003» .

Учитывая то, что Типичная инструкция как нормативно-правовой акт, имеющий обязательный характер, а стандарт ДСТУ 4163-2003 — лишь рекомендательный и подлежит пересмотру через некоторое время — в случае определения наименования реквизитов руководствоваться именно Типовой инструкцией.

Определение понятия формуляр-образец документа

Формуляр-образец (от латинского) — единая модель построения комплекса документы», которая устанавливает область применения, форматы, размеры берегов (полей), требования к построению конкретной сетки и совокупность присущих им, расположенных в определенной последовательности.

Формуляр-образец имеет вид чертежа, содержащего план размещения реквизитов и описание этих реквизитов. Он строится для совокупности документов, объединенных по функциональным назначением и уровнем использования:

Формуляр-образец должен содержать все реквизиты и необходимую для их размещения площадь. Как уже упомянуто, в ДСТУ 3844-99 зафиксированы основные требования к построению формуляра-образца, в том числе определены форматы бумаги, служебные берега, требования к рабочей площади, построению конструкционной сетки. В частности, формат бумаги определяют на основе состава и итоговой площади, охватывающие реквизиты документа, которые должны быть рационально расположены на листе.

Основными в этом стандарте являются следующие форматы:

— АЗ (297 х 420) мм;

— А4 (210 x 297) мм;

— А5Ь(210х148)мм.

Запись формата с буквой Ь означает, что длиннее сторону листа бумаги является параллельным направлению чтения или написания. Для отдельных форм документов, устанавливают министерства (другие ведомства) — разработчики УСД, разрешено применение других форматов бумаги.

Для облегчения составления унифицированных форм документов рекомендуется размечать рабочую площадь вертикальными и горизонтальными линиями, образуют конструкционную сетку. Расстояние между соседними вертикальными линиями конструкционной сетки зависит от характеристик печатающих средств.

В разделе «Требования к разработке унифицированных форм документов» ДСТУ 3844-99 указано, что унифицированные формы документов, как правило, разрабатывают и дополняют в случае использования новых показателей для решения задач управления.

Реквизиты унифицированных форм документов располагают на основе формуляра-образца (см. приложение 1.2 и 1.3).

В дальнейшем в настоящем руководстве наименования реквизитов подано согласно Типовой инструкции, а в скобках (для сравнения) — согласно стандарту ДСТУ 4163-2003.

Обратите внимание:

Приведенные ниже формуляры жалобы в ЕСПЧ применялись до 01 января 2014 года. Новый формуляр жалобы можно найти .

В соответствии с пунктом 1 Правила 47 Регламента Европейского Суда по правам человека и пунктом 3 Практической инструкции по обращению в Европейский Суд по правам человека, утвержденной Председателем (Президентом) Европейского Суда и имеющей силу Регламента, по общему правилу жалоба должна быть выполнена на формуляре. Это не означает, что жалоба должна быть выполнена на бумажном формуляре, высылаемом Секретариатом Европейского Суда по правам человека в случае подачи предварительной жалобы. Вы можете воспользоваться одним из приведенных ниже электронных формуляров жалобы, заполнить его на компьютере, распечатать, подписать и направить в Европейский Суд по правам человека. Требование о необходимости подачи жалобы на формуляре, предоставляемом Секретариатом Европейского Суда по правам человека, в этом случае будет соблюдено. О том, что формуляр жалобы можно скачать с официального сайта Европейского Суда по правам человека, прямо говорится в пункте 3 Практической инструкции по обращению в Европейский Суд по правам человека. И первый формуляр, размещенный ниже на этой странице, представляет собой тот самый формуляр с официального сайта Европейского Суда по правам человека. Однако он представлен на официальном сайте Европейского Суда по правам человека в формате, который не позволяет заполнить его на компьютере, он может быть лишь распечатан и заполнен от руки. Поэтому ниже на этой странице представлены формуляры жалобы, выполненные на основе формуляра с официального сайта Европейского Суда по правам человека, рассылаемого Секретариатом в бумажном виде, которые могут быть заполнены на компьютере. Обратите внимание, что формуляр жалобы по определению не предназначен для подачи предварительных жалоб. Использование формуляра жалобы для подачи предварительной жалобы в некоторых случаях может привести к тому, что в регистрации жалобы будет отказано без предоставления возможности подать ее в будущем, даже если срок на обращение в Европейский Суд по правам человека не истек! Читайте раздел «Предварительная жалоба в Европейский Суд».

ЭТОТ ФОРМУЛЯР НЕ ПРИМЕНЯЕТСЯ С 2014 ГОДА!

Оригинальный формуляр жалобы (версия 2010 года) для заполнения на русском языке, распространяемый Европейским Судом по правам человека (только в формате PDF, не предназначенном для заполнения на компьютере; входит в пакет документации для желающих обратиться в Европейский Суд по правам человека (пакет документации загружается по данной ссылке непосредственно с официального сайта Европейского Суда по правам человека, формат PDF, язык — русский))

ФОРМУЛЯРЫ, ПОДГОТОВЛЕННЫЕ МНОЙ НА ОСНОВЕ ОРИГИНАЛЬНОГО ФОРМУЛЯРА И ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ПОДАЧЕ ЖАЛОБ

(все они принимаются Европейским Судом по правам человека
как соответствующие требованиям к формуляру)

ЭТОТ ФОРМУЛЯР НЕ ПРИМЕНЯЕТСЯ С 2014 ГОДА!

Формуляр жалобы в ЕСПЧ от имени одного заявителя (одной заявительницы), являющегося(йся) физическим лицом (для заполнения на русском языке). Ниже на странице размещен именно этот формуляр. Данный формуляр жалобы отличается от оригинального следующим:

  • между разделами I и II добавлен новый раздел (без номера) для краткого изложения жалобы, превышающей по объему 10 страниц (не считая списка приложений), которое должно быть включено в жалобу в соответствии с требованиями подпунктов D, E и F пункта 1 Правила 47 Регламента Европейского Суда по правам человека и пункта 11 Практического руководства по подаче жалобы (Практической инструкции по обращению в Европейский Суд по правам человека). Если Ваша жалоба не превышает 10 страниц, просто удалите этот раздел;
  • исправлен ряд ошибок в текстах на французском и английском языках, а текст на русском языке уточнен и приведен в соответствие с текстами на других языках, в частности, добавлено указание на то, что жалобу может подать не только заявитель, но и заявительница, а представлять интересы обращающегося с жалобой может не только представитель, но и представительница (как в тексте на французском языке), в разделе VII слово «фотокопия» заменено на слово «ксерокопия», поскольку означает оно здесь именно это, но по причине небольшой распространенности (в отличие от слова «ксерокопия») традиционно вызывает вопросы;
  • римские цифры, используемые при нумерации страниц, изменены на более понятные арабские;
  • убраны надписи «Открепите этот формуляр и отправьте его в Суд» и «Если необходимо, продолжите на отдельном листе бумаги», поскольку применительно к формуляру, заполняемому на компьютере и распечатываемому на принтере, эти надписи лишены смысла;
  • надписи на русском языке выполнены шрифтом черного, а не голубого цвета;
  • в пункты 14, 15, 16, 17, 18 и 19 добавлено форматирование для автоматического создания многоуровневых списков, то есть введения подпунктов (если Вам это не нужно, т.е. Вы не собираетесь нумеровать подпункты указанных пунктов формуляра жалобы, просто удалите это форматирование и напишите, соответственно, 14, 15 и т.д. вместо 14.1, 15.1. и т.д.);
  • в подпунктах пункта 21, где приводится список приложений к жалобе, вместо букв (a, b, c) введены выражения «Приложение 1», «Приложение 2» (появляется в случае перехода на следующую строку) и т.д.;
  • во всем формуляре единообразно отформатированы шрифты в местах, где предполагается вставка текста (везде использована гарнитура «Verdana», которой набран оригинальный формуляр; кегль 20, полужирное начертание в строке «Номер досье»; кегль 8, полужирное начертание в пунктах 1-13 и строках «Место» и «Дата»; кегль 10 в остальных пунктах);
  • по всему формуляру для удобства его заполнения добавлены позиции табуляции (места, в которые по умолчанию встает курсор на строках);
  • введено форматирование, согласно которому текст набирается без красных строк, т.е. без отступа в начале абзаца, но с интервалом между абзацами; выравнивание сделано по левому краю (не по ширине)

ЭТОТ ФОРМУЛЯР НЕ ПРИМЕНЯЕТСЯ С 2014 ГОДА!

Формуляр жалобы от имени двух заявителей(ьниц), являющихся физическими лицами и действующих непосредственно или через одного представителя (для заполнения на русском языке). В него внесены те же изменения, что и в предшествующий формуляр, а также продублированы пункты 1-8 (для изложения сведений о втором заявителе) и весь текст формуляра изменен таким образом, чтобы он соответствовал жалобе от имени более чем одного лица. При необходимости на его основе может быть сделан формуляр жалобы от имени трех, четырех, пяти и более лиц. Для этого следует продублировать пункты 1-8 соответствующее число раз, предварив каждую из вставок (по примеру уже внесенной для второго(ой) заявителя(ьницы)) следующим текстом соответственно: «Le Troisième Requérant/La Troisième Requérante / The Third Applicant / ТРЕТИЙ(ЬЯ) ЗАЯВИТЕЛЬ(НИЦА)», «Le Quatrième Requérant/La Quatrième Requérante / The Fourth Applicant / ЧЕТВЕРТЫЙ(АЯ) ЗАЯВИТЕЛЬ(НИЦА)», «Le Cinquième Requérant/La Cinquième Requérante / The Fifth Applicant / ПЯТЫЙ(АЯ) ЗАЯВИТЕЛЬ(НИЦА)» и т.д.

ЭТОТ ФОРМУЛЯР НЕ ПРИМЕНЯЕТСЯ С 2014 ГОДА!

Формуляр жалобы от имени одного заявителя — юридического лица (для заполнения на русском языке). В него внесены те же изменения, что и в первый (не считая включения указания на возможный женский род заявителя), а пункты 1-6 и 8-9 дополнены с целью соответствия юридическим лицам. При необходимости на основе предшествующего формуляра может быть подготовлен формуляр для подачи жалобы от имени двух и более заявителей — юридических лиц или одного юридического лица и одного или нескольких физических лиц либо нескольких юридических лиц и одного или нескольких физических лиц. Для этого необходимо просто включить в пункты 1-6 и 8-9 формуляра соответствующие дополнения в каждом месте, где речь идет о юридическом лице

ЭТОТ ФОРМУЛЯР НЕ ПРИМЕНЯЕТСЯ С 2014 ГОДА!

Формуляр жалобы от имени одного заявителя (одной заявительницы), являющегося(йся) физическим лицом (для заполнения на английском или французском языке). В него включены те же изменения, что и в первый формуляр, не считая относящихся к тексту на русском языке

ЭТОТ ФОРМУЛЯР НЕ ПРИМЕНЯЕТСЯ С 2014 ГОДА!

Voir Notice
See Notes
См. Пояснительную записку

Numéro de dossier
File number
Номер досье

ЕВРОПЕЙСКИЙ СУД ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА

Requête

ЖАЛОБА

under Article 34 of the European Convention on Human Rights
and Rules 45 and 47 of the Rules of Court

в соответствии со статьей 34 Европейской Конвенции по правам человека
и статьями 45 и 47 Регламента Суда

IMPORTANT:
La présente requête est un document juridique et peut affecter vos droits et obligations.
This application is a formal legal document and may affect your rights and obligations.
ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Настоящая жалоба является официальным юридическим документом, который может повлиять на Ваши права и обязанности.

I. Les Parties
The Parties
СТОРОНЫ

A. Le Requérant/La Requérante
The Applicant
ЗАЯВИТЕЛЬ(НИЦА)

1. Nom de famille
Surname
Фамилия

2. Prénom(s)
First Name(s)
Имя (имена) и отчество

Sexe: masculin / féminin
Sex: male / female
Пол: мужской / женский

3. Nationalité
Nationality
Гражданство

4. Profession
Occupation
Род занятий

5. Date et lieu de naissance
Date and place of birth
Дата и место рождения

6. Domicile
Permanent address
Постоянный адрес

7. Tél n°
Tel no.
Номер телефона

8. Adresse actuelle (si différente de 6.)
Present address (if different from 6.)
Адрес проживания в настоящее время (если отличается от п. 6)

9. Nom et prénom du/de la représentant(e)1
Name of representative
Имя и фамилия представителя(ьницы)

10. Profession du/de la représentant(e)
Occupation of representative
Род занятий представителя(ьницы)

11. Adresse du/de la représentant(e)
Address of representative
Адрес представителя(ьницы)

12. Tél n°
Tel no.
Номер телефона

Fax n°
Fax no.
Номер телефакса

В. La Haute partie contractante
The High Contracting Party
ВЫСОКАЯ ДОГОВАРИВАЮЩАЯСЯ СТОРОНА

1 Si le/la requérant(e) est représenté(e), joindre procurations signée par le/la requérant(e) et son/sa représentant(e).
If the applicant appoints a representative, attach a form of authority signed by the applicant and his or her representative.
Если заявитель(ница) действует через представителя(ьницу), следует приложить доверенность, подписанную заявителем(ьницей) и представителем(ьницой).

Bref résumé, y compris un exposé succinct des faits, un exposé succinct de la ou des violation(s) alléguée(s) de la Convention et/ou des Protocoles et des arguments pertinents et un exposé succinct concernant le respect par le requérant des critères de recevabilité énoncés à l’article 35 § 1 de la Convention (épuisement des voies de recours internes et observation du délai de six mois)
Short summary, including a succinct statement of the facts, a succinct statement of the alleged violation(s) of the Convention and/or Protocols and the relevant arguments, and a succinct statement on the applicant’s compliance with the admissibility criteria (exhaustion of domestic remedies and the six-month rule) laid down in Article 35 § 1 of the Convention
КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ЖАЛОБЫ, ВКЛЮЧАЮЩЕЕ КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ФАКТОВ, КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ПРЕДПОЛАГАЕМОГО(ЫХ) НАРУШЕНИЯ(Й) КОНВЕНЦИИ И/ИЛИ ПРОТОКОЛОВ К НЕЙ И СООТВЕТСТВУЮЩИХ АРГУМЕНТОВ И КРАТКОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ О СОБЛЮДЕНИИ УСЛОВИЙ ПРИЕМЛЕМОСТИ ЖАЛОБЫ (ИСЧЕРПАНИЕ ВНУТРЕННИХ СРЕДСТВ ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ И «ПРАВИЛО ШЕСТИ МЕСЯЦЕВ»), ПРЕДУСМОТРЕННЫХ СТАТЬЕЙ 35 § 1 КОНВЕНЦИИ

(conformément aux exigences de l’article 47 § 1 (d), (e) et (f) de la Règlement de la Cour et § 11 de l’Instruction pratique concernant l’introduction de l’instance, émise par le président de la Cour, selon lesquelles le requérant doit également en présenter un bref résumé, lorsqu’exceptionnellement une requête dépasse 10 pages (en dehors des annexes répertoriant les documents))
(pursuant to the requirements of the Rule 47 § 1 (d), (e), and (f) of the Rules of the Court and § 11 of the Practice Directions on the Institution of Proceedings, issued by the President of the Court, according to which an applicant must file a short summary where, exceptionally, an application exceeds 10 pages (excluding annexes listing documents))
(в соответствии с требованиями Правила 47 § 1 (d), (e) и (f) Регламента Европейского Суда по правам человека и § 11 Практического руководства по подаче жалобы, утвержденного Председателем Суда, согласно которым заявитель обязан представить краткое изложение жалобы, если в исключительном случае ее объем превышает 10 страниц (не считая списка приложенных документов))

II. Exposé des faits
Statement of the Facts
ИЗЛОЖЕНИЕ ФАКТОВ

(Voir § 19 (b) de la notice)
(See § 19 (b) of the Notes)
(См. § 19 (б) Пояснительной записки)

III. Exposé de la ou des violation(s) de la Convention et/ou des Protocoles alléguée(s), ainsi que des arguments à l’appui
Statements of alleged violation(s) of the Convention and/or Protocols and of relevant arguments
ИЗЛОЖЕНИЕ ИМЕВШЕГО(ИХ) МЕСТО, ПО МНЕНИЮ ЗАЯВИТЕЛЯ(ЬНИЦЫ), НАРУШЕНИЯ(ИЙ) КОНВЕНЦИИ И/ИЛИ ПРОТОКОЛОВ К НЕЙ И ПОДТВЕРЖДАЮЩИХ АРГУМЕНТОВ

(Voir § 19 (с) de la notice)
(See § 19 (c) of the Notes)
(См. § 19 (в) Пояснительной записки)

IV. Exposé relatif aux prescriptions de l’article 35 § 1 de la Convention
Statement relative to article 35 § 1 of the Convention
ЗАЯВЛЕНИЕ В СООТВЕТСТВИИ СО СТАТЬЕЙ 35 § 1 КОНВЕНЦИИ

(Voir § 19 (d) de la notice. Donner pour chaque grief, et au besoin sur une feuille séparée, les renseignements demandés sous les points 16 à 18 ci-après)
(See § 19 (d) of the Notes. If necessary, give the details mentioned below under points 16 to 18 on a separate sheet for each separate complaint)
(См. § 19 (г) Пояснительной записки. Если необходимо, укажите сведения, упомянутые в пунктах 16-18, на отдельном листе бумаги в отношении каждого из нарушений)

16. Décision interne définitive (date et nature de la décision, organe – judiciaire ou autre – l’ayant rendue)
Final decision (date, court or authority and nature of decision)
Окончательное внутреннее решение (дата и тип решения, орган – судебный или иной, — его вынесший)

17. Autres décisions (énumérées dans l’ordre chronologique en indiquant, pour chaque décision, sa date, sa nature et l’organe – judiciaire ou autre – l’ayant rendue)
Other decisions (list in chronological order, giving date, court or authority and nature of decision for each of them)
Другие решения (список в хронологическом порядке, даты и тип этих решений, орган – судебный или иной, – их принявший)

18. Dispos(i)ez-vous d’un recours que vous n’avez pas exercé? Si oui, lequel et pour quel motif n’a-t-il pas été exercé?
Is there or was there any other appeal or other remedy available to you which you have not used? If so, explain why you have not used it.
Располагаете ли Вы каким-либо средством защиты, к которому Вы не прибегли, или располагали ли Вы таким средством? Если да, то объясните, почему оно не было Вами использовано?

V. Exposé de l’objet de la requête
Statement of the object of the application
ИЗЛОЖЕНИЕ ПРЕДМЕТА ЖАЛОБЫ

(Voir § 19 (e) de la notice)
(See § 19 (e) of the Notes)
(См. § 19 (д) Пояснительной записки)

VI. Autres instances internationales traitant ou ayant traité l’affaire
Statement concerning other international proceedings
ДРУГИЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ИНСТАНЦИИ, ГДЕ РАССМАТРИВАЛОСЬ ИЛИ РАССМАТРИВАЕТСЯ ДЕЛО

(Voir § 19 (f) de la notice)
(See § 19 (f) of the Notes)
(См. § 19 (е) Пояснительной записки)

20. Avez-vous soumis à une autre instance internationale d’enquête ou de règlement les griefs énoncés dans la présente requête? Si oui, fournir des indications détaillées à ce sujet.
Have you submitted the above complaints to any other procedure of international investigation or settlement? If so, give full details.
Подавали ли Вы жалобу, содержащую вышеизложенные претензии, на рассмотрение в другие международные инстанции? Если да, то предоставьте полную информацию по этому поводу.

VII. Pièces annexées
(pas d’originaux, uniquement des copies; prière de n’utiliser ni agrafe, ni adhésif, ni lien d’aucune sorte)
List of documents
(no original documents, only photocopies; do not staple, tape or bind documents)
СПИСОК ПРИЛОЖЕННЫХ ДОКУМЕНТОВ
(НЕ ПРИКЛАДЫВАЙТЕ ОРИГИНАЛЫ ДОКУМЕНТОВ – ПРИКЛАДЫВАЙТЕ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ФОТОКОПИИ; НЕ СКРЕПЛЯЙТЕ, НЕ СКЛЕИВАЙТЕ И НЕ СШИВАЙТЕ ДОКУМЕНТЫ)

(Voir § 19 (g) de la notice. Joindre copie de toutes les décisions mentionnées sous ch. IV et VI ci-dessus. Se procurer, au besoin, les copies nécessaires, et, en cas d’impossibilité, expliquer pourquoi celles-ci ne peuvent pas être obtenues. Ces documents ne vous seront pas retournés.)
(See § 19 (g) of the Notes. Include copies of all decisions referred to in Parts IV and VI above. If you do not have copies, you should obtain them. If you cannot obtain them, explain why not. No documents will be returned to you.)
(См. § 19 (ж) Пояснительной записки. Приложите копии всех решений, упомянутых в Разделах IV и VI. Если у Вас нет копий, Вам следует их получить. Если Вы не можете их получить, то объясните причину. Полученные документы не будут Вам возвращены.)

Приложение 1.

VIII. Déclaration et signature
Declaration and signature
ЗАЯВЛЕНИЕ И ПОДПИСЬ

(Voir § 19 (h) de la notice)
(See § 19 (h) of the Notes)
(См. § 19 (з) Пояснительной записки)

Настоящим, исходя из моих знаний и убеждений, заявляю, что все сведения, которые я указал(а) в формуляре, являются верными.

Lieu
Place
Место

Date
Date
Дата

Формуляр (бланк) доверенности в Европейский Суд;
Образец (1) жалобы в Европейский Суд по правам человека;
Образец (2) жалобы в Европейский Суд по правам человека;
Образец (3) жалобы в Европейский Суд по правам человека;
Образец (4) жалобы в Европейский Суд по правам человека;
Образец (5) жалобы в Европейский Суд по правам человека;
Образец (6) жалобы в Европейский Суд по правам человека;
Образец (7) жалобы в Европейский Суд по правам человека;
Образец (8) жалобы в Европейский Суд по правам человека;
Образец (9) жалобы в Европейский Суд по правам человека;
Образец (10) жалобы в Европейский Суд по правам человека;
Образец дополнения к жалобе в Европейский Суд по правам человека;
Образец (1) «предварительной жалобы» в Европейский Суд по правам человека;
Образец (2) «предварительной жалобы» в Европейский Суд по правам человека.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *