Ст 7 ФЗ о ветеранах

С 1 июля 2016 года вступают в силу изменения и дополнения в статью 7 Федерального закона «О ветеранах», которые были внесены Федеральным законом от 29 декабря 2015 № 388-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учёта и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости» (далее – Закон).

Изменения и дополнения затронули прежде всего основания для присвоения звания «Ветеран труда».

В соответствии со статьёй 7 Федерального закона «О ветеранах» в редакции, действующей до 1 июля 2016 года, звание «Ветеран труда» присваивается гражданам Российской Федерации при наличии у них 2-х оснований:

награды (орден, медаль, почетное звание СССР или Российской Федерации, ведомственный знак отличия в труде) и трудового стажа, необходимого для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.

Закон внес существенные поправки. Так, наряду с государственными наградами — орденами, медалями, почетными званиями СССР и Российской Федерации, основанием для присвоения звания «Ветеран труда» будет являться почетная грамота Президента Российской Федерации и благодарность Президента Российской Федерации.

Значительно повышен статус ведомственных знаков отличия. В соответствии с дополнениями, внесёнными Законом, для присвоения звания будут учитываться ведомственные знаки отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики).

Также Законом конкретизировано второе основание для присвоения звания «Ветеран труда» – это трудовой стаж. Трудовой стаж дополнен формулировкой «страховой», определена его минимальная продолжительность, необходимая для присвоения звания «Ветеран труда», – не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин в календарном исчислении.

Кроме того, статья 7 Федерального закона «О ветеранах» дополнена существенным положением, в соответствии с которым порядок учреждения федеральными органами исполнительной власти ведомственных знаков отличия (дающих право на присвоение звания «Ветеран труда») и награждения ими определяется Правительством Российской Федерации.

Порядок учреждения иными федеральными государственными органами, государственными корпорациями ведомственных знаков отличия (дающих право на присвоение звания «Ветеран труда») и награждения указанными знаками определяется государственными органами и организациями.

Эта поправка важна тем, что позволит с 1 июля сформировать перечень ведомственных знаков отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики), являющихся основанием для присвоения звания «Ветеран труда».

В настоящее время Правительством Российской Федерации разработан проект постановления «О порядке учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и награждения указанными знаками отличия определяется Правительством Российской Федерации».

Существенным условием реализации вступающих в силу изменений является то, что с 1 июля 2016 года за гражданами, которые по состоянию на 30 июня 2016 года награждены ведомственными знаками отличия в труде, сохраняется право на присвоение звания «Ветеран труда» при наличии у них трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.

Главная / Нормативные акты Красноярского края

Закон Красноярского края «О мерах социальной поддержки ветеранов»

10 декабря 2004, пятница

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
Закон Красноярского края

№ 12-2703

О МЕРАХ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ВЕТЕРАНОВ

Статья 1. Категории лиц, на которых распространяется действие настоящего Закона
Настоящий Закон распространяется на следующие категории лиц, постоянно проживающих на территории Красноярского края:
а) ветераны, указанные в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 2, подпунктах 1-5 пункта 1 статьи 3, статьях 4, 7 Федерального закона «О ветеранах», члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, указанные в статье 21 Федерального закона «О ветеранах»;
б) мужчины, достигшие возраста 60 лет и имеющие продолжительность работы не менее 40 лет, женщины, достигшие возраста 55 лет и имеющие продолжительность работы не менее 35 лет (далее — ветераны труда края);
в) родители и не вступившие в повторный брак вдовы (вдовцы) военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы в мирное время (за исключением случаев, когда смерть наступила в результате их противоправных действий), независимо от возраста и трудоспособности, получения любого вида пенсии и заработка (далее — родители и вдовы (вдовцы) военнослужащих).

Статья 2. Меры социальной поддержки лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны
Лица, проработавшие в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны (далее — труженики тыла), имеют право на следующие меры социальной поддержки:
а) бесплатное пользование поликлиниками, к которым указанные лица были прикреплены в период работы, оказание медицинской помощи в соответствии с краевой программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи;
б) обеспечение лекарственными средствами по рецептам врачей со скидкой в размере 50 процентов их стоимости;
в) бесплатные изготовление и ремонт зубных протезов (кроме протезов из драгоценных металлов и металлокерамики) в краевых государственных или муниципальных учреждениях здравоохранения по месту жительства;
г) бесплатное обеспечение протезами (кроме зубных протезов) и протезно-ортопедическими изделиями в краевых государственных учреждениях;
д) бесплатный проезд на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси);
е) бесплатный проезд на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) пригородных маршрутов, а при их отсутствии — на междугородных маршрутах (внутрирайонных);
ж) оплату в размере 50 процентов стоимости проезда на железнодорожном и водном транспорте пригородного сообщения;
з) бесплатный проезд один раз в год (туда и обратно) в пределах территории Красноярского края на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) междугородных маршрутов (внутрикраевых или при их отсутствии — межкраевых, межобластных, межреспубликанских);
и) первоочередной прием в дома-интернаты для престарелых и инвалидов, центры социального обслуживания, внеочередной прием на обслуживание отделениями социальной помощи на дому.

Статья 3. Меры социальной поддержки ветеранов труда
1. Ветераны труда после установления (назначения) им пенсии в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» имеют право на следующие меры социальной поддержки:
а) бесплатное пользование поликлиниками, к которым указанные лица были прикреплены в период работы, оказание медицинской помощи в соответствии с краевой программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи;
б) денежную компенсацию в размере 50 процентов стоимости абонентской платы за телефон, радио и коллективную телевизионную антенну;
в) бесплатный проезд на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси);
г) бесплатный проезд на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) пригородных маршрутов, а при их отсутствии — на междугородных маршрутах (внутрирайонных);
д) оплату в размере 50 процентов стоимости проезда на железнодорожном и водном транспорте пригородного сообщения в сроки действия сезонных тарифов;
е) бесплатный проезд один раз в год (туда и обратно) в пределах территории Красноярского края на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) междугородных маршрутов (внутрикраевых или при их отсутствии — межкраевых, межобластных, межреспубликанских);
ж) субсидию в размере 50 процентов оплаты за жилье и коммунальные услуги в соответствии с законом края. Право на субсидию в размере 50 процентов оплаты за жилье распространяется на нетрудоспособных членов семьи ветерана труда, совместно с ним проживающих, находящихся на его полном содержании или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию.
К членам семьи относятся проживающие совместно супруги, их дети (в том числе усыновленные) и родители (усыновители). Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и иные лица могут быть признаны членами семьи заявителя, если они проживают совместно с заявителем и ведут с ним общее хозяйство.
2. Ветераны труда, достигшие возраста 55 лет — женщины (60 лет — мужчины), имеют право на бесплатные изготовление и ремонт зубных протезов (кроме протезов из драгоценных металлов и металлокерамики) в краевых государственных или муниципальных учреждениях здравоохранения по месту жительства.
3. Ветераны труда после установления (назначения) им пенсии в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» или пожизненного содержания за работу (службу) и достижения ими возраста 55 лет — женщины (60 лет — мужчины) имеют право на меры социальной поддержки, указанные в пунктах 1, 2 настоящей статьи.

Статья 4. Меры социальной поддержки ветеранов труда края
Ветеранам труда края, указанным в пункте «б» статьи 1 настоящего Закона предоставляются следующие меры социальной поддержки:
а) 50 процентов оплаты жилья (содержание жилья (содержание общего имущества жилого дома, в том числе подвала, чердака, подъезда и крыш; техническое обслуживание общих коммуникаций, технических устройств, в том числе лифтов и приборов учета, а также технических помещений жилого дома; вывоз бытовых отходов; содержание придомовой территории), ремонт жилья (текущий ремонт общего имущества жилого дома, общих коммуникаций, технических устройств и технических помещений жилого дома, объектов придомовой территории по перечню работ, связанных с текущим ремонтом общего имущества жилых домов и оплачиваемых за счет платы за ремонт жилья), наем жилого помещения (для нанимателей жилых помещений, относящихся к государственному и муниципальному жилищным фондам)) в пределах социальной нормы площади жилья, установленной законом края;
б) 50 процентов стоимости коммунальных услуг (электроснабжение, газоснабжение, в том числе снабжение сетевым природным или сжиженным газом, газом в баллонах, водоснабжение, водоотведение (канализация), горячее водоснабжение и теплоснабжение (отопление), в том числе приобретение и доставка твердого топлива при наличии печного отопления) в пределах социальной нормы площади жилья, установленной законом края, и (или) нормативов потребления коммунальных услуг, установленных органами местного самоуправления;
в) денежная компенсация в размере 50 процентов стоимости абонентской платы за радио и телефон.

Статья 5. Меры социальной поддержки родителей и вдов (вдовцов) военнослужащих
1. Родителям и вдовам (вдовцам) военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы в мирное время или умерших вследствие военной травмы после увольнения с военной службы, за исключением случаев, когда смерть наступила в результате их противоправных действий, предоставляются субсидии в следующих размерах:
а) 50 процентов оплаты жилья (содержание жилья (содержание общего имущества жилого дома, в том числе подвала, чердака, подъезда и крыш; техническое обслуживание общих коммуникаций, технических устройств, в том числе лифтов и приборов учета, а также технических помещений жилого дома; вывоз бытовых отходов; содержание придомовой территории), ремонт жилья (текущий ремонт общего имущества жилого дома, общих коммуникаций, технических устройств и технических помещений жилого дома, объектов придомовой территории по перечню работ, связанных с текущим ремонтом общего имущества жилых домов и оплачиваемых за счет платы за ремонт жилья), наем жилого помещения (для нанимателей жилых помещений, относящихся к государственному и муниципальному жилищным фондам)) в пределах социальной нормы площади жилья, установленной законом края; б) 50 процентов стоимости коммунальных услуг (электроснабжение, газоснабжение, в том числе снабжение сетевым природным или сжиженным газом, газом в баллонах, водоснабжение, водоотведение (канализация), горячее водоснабжение и теплоснабжение (отопление), в пределах социальной нормы площади жилья, установленной законом края, и (или) нормативов потребления коммунальных услуг, установленных органами местного самоуправления.
2. Родители, вдовы (вдовцы) военнослужащих имеют право на денежную компенсацию в размере 100 процентов стоимости проезда один раз в два года (туда и обратно) в пределах территории Красноярского края на железнодорожном (кроме проезда в вагонах повышенной комфортности), воздушном, водном или автомобильном транспорте междугородных маршрутов (внутрикраевых, а при их отсутствии — межкраевых, межобластных, межреспубликанских) либо денежную компенсацию в размере 50 процентов стоимости проезда один раз в год (туда и обратно) на указанных видах транспорта.

Статья 6. Порядок оказания медицинской помощи
Порядок оказания медицинской помощи ветеранам, указанным в подпунктах 1-3 пункта 1 статьи 2, подпунктах 1-5 пункта 1 статьи 3, статье 4 Федерального закона «О ветеранах», и членам семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий по краевой программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в краевых государственных учреждениях здравоохранения устанавливается Губернатором края.

Статья 7. Порядок предоставления мер социальной поддержки
1. Лицам, имеющим право на предоставление одинаковых мер социальной поддержки по настоящему Закону и иному нормативному правовому акту, предоставляются меры социальной поддержки по настоящему Закону или иному нормативному правовому акту по их выбору.
2. Предоставление мер социальной поддержки ветеранам, указанным в пункте «а» статьи 1 настоящего Закона, осуществляется при предъявлении ими удостоверений единого образца, установленного для каждой категории ветеранов Правительством СССР до 1 января 1992 года либо Правительством Российской Федерации.
Предоставление мер социальной поддержки, предусмотренных статьей 3 настоящего Закона, ветеранам труда из числа лиц, награжденных орденами или медалями, либо удостоенных почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденных ведомственными знаками отличия в труде и имеющих трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет, либо начавших трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющих трудовой стаж не менее 40 лет — для мужчин и 35 лет — для женщин, осуществляется при предъявлении удостоверения ветерана труда до урегулирования данного вопроса на федеральном уровне. Порядок выдачи указанным лицам удостоверения ветерана труда и его образец устанавливаются Губернатором края.
3. Предоставление мер социальной поддержки, предусмотренных статьями 4, 5 настоящего Закона, осуществляется при предъявлении ветеранами труда края, родителями и вдовами (вдовцами) военнослужащих удостоверения «Ветеран Красноярского края», соответствующего образцу, установленному Советом администрации края, или удостоверения о праве на меры социальной поддержки. Порядок выдачи удостоверения о праве на меры социальной поддержки и его образец устанавливаются Губернатором края.
4. Выплата денежных компенсаций в соответствии с настоящим Законом осуществляется уполномоченным органом муниципальных районов и городских округов Красноярского края в сфере социальной защиты населения по месту жительства ветерана.
Денежная компенсация ветеранам в размере 50 процентов стоимости абонентской платы за телефон назначается при условии представления договора на оказание услуг связи (предъявляется при первичном обращении за компенсацией) и оригиналов платежных документов, подтверждающих фактическую оплату этих услуг.
Денежная компенсация ветеранам в размере 50 процентов стоимости абонентской платы за радио и коллективную антенну назначается при условии представления оригиналов платежных документов, подтверждающих фактическую оплату этих услуг.
Денежная компенсация на оплату услуг связи (абонентская плата за телефон, радио, пользование коллективной антенной) выплачивается за любой истекший период, но не более чем за 12 месяцев.
Денежная компенсация родителям и вдовам (вдовцам) военнослужащих в размере 100 процентов стоимости проезда один раз в два года (туда и обратно) в пределах территории Красноярского края на железнодорожном (кроме проезда в вагонах повышенной комфортности), воздушном, водном или автомобильном транспорте междугородных маршрутов (внутрикраевых, а при их отсутствии — межкраевых, межобластных, межреспубликанских) либо денежная компенсация в размере 50 процентов стоимости проезда один раз в год (туда и обратно) на указанных видах транспорта назначается при предъявлении удостоверения о праве на меры социальной поддержки и проездных билетов при условии обращения граждан в течение шести месяцев со дня осуществления поездки.
5. Меры социальной поддержки по бесплатному проезду на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси), на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) пригородных маршрутов, а при их отсутствии — междугородных (внутрирайонных), проезду с 50-процентной скидкой на железнодорожном и водном транспорте пригородного сообщения предоставляются при предъявлении удостоверения ветерана труда или удостоверения ветерана Великой Отечественной войны лицам, указанным в подпункте 4 пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах», и проездного удостоверения, выдаваемого уполномоченным органом муниципальных районов и городских округов Красноярского края в сфере социальной защиты населения. Порядок выдачи проездного удостоверения и его образец устанавливаются Советом администрации края.
Меры социальной поддержки по бесплатному проезду один раз в год (туда и обратно) в пределах территории Красноярского края на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) междугородных маршрутов (внутрикраевых или при их отсутствии — межкраевых, межобластных, межреспубликанских) предоставляются при предъявлении удостоверения ветерана труда или удостоверения ветерана Великой Отечественной войны лицам, указанным в подпункте 4 пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах», и билета, выданного уполномоченным органом муниципальных районов и городских округов Красноярского края в сфере социальной защиты населения по месту жительства ветерана, являющегося документом, подтверждающим право на бесплатный проезд.

Статья 8. О наделении органов местного самоуправления Красноярского края государственными полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки ветеранов
Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Красноярского края наделить государственными полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки ветеранов, предусмотренных настоящим Законом.

Статья 9. Финансирование и реализация мер социальной поддержки ветеранов
1. Финансовое обеспечение мер социальной поддержки ветеранов, установленных настоящим Законом, является расходным обязательством Красноярского края.
2. На исполнение органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Красноярского края государственных полномочий по предоставлению мер социальной поддержки ветеранов предоставляются субвенции из краевого бюджета. Общий объем субвенций определяется в соответствии с Порядком расчета нормативов определения общего объема субвенций на исполнение органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Красноярского края государственных полномочий по предоставлению мер социальной поддержки ветеранов согласно приложению к настоящему Закону.
Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Красноярского края самостоятельно распределяют полученные субвенции по видам мер социальной поддержки.
3. Объем субвенций на содержание уполномоченных органов муниципальных районов и городских округов Красноярского края в сфере социальной защиты населения для осуществления государственных полномочий по предоставлению мер социальной поддержки ветеранов определяется в соответствии с Порядком расчета нормативов определения общего объема субвенций на исполнение органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Красноярского края государственных полномочий по социальному обслуживанию населения, предусмотренных Законом края «О наделении органов местного самоуправления Красноярского края государственными полномочиями по социальному обслуживанию населения».
4. Уполномоченные органы муниципальных районов и городских округов Красноярского края в сфере социальной защиты населения представляют в установленном порядке бухгалтерскую отчетность в финансовые органы муниципальных районов и городских округов Красноярского края, а сведения о расходовании средств на осуществление мер социальной поддержки ветеранов — в уполномоченный орган исполнительной власти Красноярского края в сфере социальной защиты населения и в финансовый орган края.
5. Контроль за исполнением органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Красноярского края передаваемых им государственных полномочий по предоставлению мер социальной поддержки ветеранов осуществляется финансовым органом края и уполномоченным органом исполнительной власти Красноярского края в сфере социальной защиты населения в форме проверок, а также ревизий финансово-хозяйственной деятельности органов местного самоуправления в части расходования выделенных для реализации этих полномочий финансовых средств, заслушивания отчетов должностных лиц органов местного самоуправления о результатах выполнения государственных полномочий по предоставлению мер социальной поддержки ветеранов.
6. Расходы на предоставление мер социальной поддержки, предусмотренных пунктами «б», «в» (в части изготовления и ремонта зубных протезов в муниципальных учреждениях здравоохранения), «д», «е», «з» статьи 2, подпунктами «б», «в», «г», «е» пункта 1 статьи 3, пунктом 2 статьи 3 (в части изготовления и ремонта зубных протезов в муниципальных учреждениях здравоохранения), статьями 4 и 5, предусматриваются в краевом бюджете на очередной финансовый год в виде субвенций бюджетам муниципальных образований края.
7. Расходы на предоставление мер социальной поддержки, предусмотренных пунктами «в» (в части изготовления и ремонта зубных протезов в краевых государственных учреждениях здравоохранения), «г», «ж», «з» статьи 2, подпунктами «д», «е» пункта 1 статьи 3, пунктом 2 статьи 3 (в части изготовления и ремонта зубных протезов в краевых государственных учреждениях здравоохранения), предусматриваются в краевом бюджете на очередной финансовый год в текущих расходах органа исполнительной власти края в области социальной защиты населения.
8. Порядок возмещения расходов на предоставление мер социальной поддержки устанавливается Советом администрации края.

Статья 10. Заключительные положения
1. Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2005 года, но не ранее чем через 10 дней после его официального опубликования в газете «Красноярский рабочий», за исключением пунктов «а», «б» статьи 4 и подпунктов «а», «б» пункта 1 статьи 5.
Пункты «а», «б» статьи 4 и подпункты «а», «б» пункта 1 статьи 5 вступают в силу с 1 июля 2005 года.
Положения Закона о наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки ветеранов и о предоставлении субвенций на исполнение соответствующих расходных обязательств ежегодно вводятся в действие законом края о бюджете края на очередной финансовый год.
2. Со дня вступления в силу настоящего Закона признать утратившими силу:
Закон края от 10 февраля 2000 года № 9-639 «О ветеранах Красноярского края» (Красноярский рабочий, 2000, 29 февраля);
Закон края от 18 мая 2001 года № 14-1295 «О внесении дополнений в статью 6 Закона Красноярского края «О ветеранах Красноярского края» (Красноярский рабочий, 2001, 31 мая);
Закон края от 28 марта 2002 года № 2-103 «О внесении изменений и дополнений в Закон Красноярского края «О ветеранах Красноярского края» (Красноярский рабочий, 2002, 11 апреля).

Губернатор
Красноярского края
А. Г. ХЛОПОНИН

подписан 28.12.2004

Приложения

Формат Документ Дата публикации
Приложение. Порядок расчета нормативов определения общего объема субвенций на исполнение органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Красноярского края государственных полномочий по предоставлению мер социальной поддержки ветеранов (27KB) 28.12.2004

Документ опубликован: 10.01.2005, журнал «Ведомости высших органов государственной власти Красноярского края», № 1

Документ опубликован: 31.12.2004, газета «Красноярский рабочий», № 52

Документ изменен!

11.07.2019

Ссылки на документы

Номер документа Дата документа Документ Тип документ Дата публикации
№ 7-2934 11.07.2019 Закон Красноярского края «О внесении изменений в законы края, регулирующие вопросы предоставления мер социальной поддержки и субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» Закон Красноярского края 23.07.2019
№ Ч-1922 18.09.2018 Закон Красноярского края «О внесении изменений в отдельные законы края в целях сохранения мер социальной поддержки в связи с изменением пенсионного законодательства» Закон Красноярского края 20.09.2018
№ 5-1855 05.07.2018 Закон Красноярского края «О внесении изменений в отдельные законы края в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки» Закон Красноярского края 23.07.2018
№ 2-158 24.11.2016 Закон Красноярского края «О внесении изменений в отдельные законы края в сфере социальной поддержки граждан» Закон Красноярского края 06.12.2016
№ 10-4461 21.04.2016 Закон Красноярского края «О внесении изменений в отдельные законы края в сфере социальной поддержки граждан» Закон Красноярского края 11.05.2016
№ 9-3814 05.11.2015 Закон Красноярского края «О внесении изменений в отдельные законы края в сфере социальной поддержки граждан в части приведения в соответствие с Федеральным законом «О страховых пенсиях» Закон Красноярского края 17.11.2015
№ 11-5576 21.12.2010 Закон Красноярского края «О внесении изменений в отдельные законы края в области социальной поддержки граждан» Закон Красноярского края 21.12.2010
№ 7-2722 18.12.2008 Закон Красноярского края «О внесении изменений в отдельные законы края в области социальной поддержки ветеранов» Закон Красноярского края 18.12.2008
№ 4-1289 07.02.2008 Закон Красноярского края «О внесении изменений в Закон края «О мерах социальной поддержки ветеранов» Закон Красноярского края 13.02.2008
№ 4-1212 20.12.2007 Закон Красноярского края «О внесении изменений в Закон края «О мерах социальной поддержки ветеранов» Закон Красноярского края 28.12.2007
№ 4-1215 20.12.2007 Закон Красноярского края «О распространении действия отдельных положений некоторых законов края на всю территорию нового субъекта Российской Федерации — Красноярского края» Закон Красноярского края 28.12.2007
№ 3-849 07.12.2007 Закон Красноярского края «О внесении изменения в статью 1 Закона края «О мерах социальной поддержки ветеранов» Закон Красноярского края 19.12.2007
№ 3-454 27.09.2007 Закон Красноярского края «О внесении изменения в статью 3 Закона края «О мерах социальной поддержки ветеранов» Закон Красноярского края 10.10.2007
№ 2-272 10.07.2007 Закон Красноярского края «О внесении изменений в законы края «О мерах социальной поддержки ветеранов» и «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки ветеранов» Закон Красноярского края 20.07.2007
№ 1-46 25.05.2007 Закон Красноярского края «О внесении изменения в Закон края «О мерах социальной поддержки ветеранов» Закон Красноярского края 04.06.2007
№ 20-5340 20.11.2006 Закон Красноярского края «О внесении изменения в статью 7 Закона края «О мерах социальной поддержки ветеранов» Закон Красноярского края 29.11.2006
№ 18-4738 23.05.2006 Закон Красноярского края «О внесении изменений в статьи 2 и 3 Закона края «О мерах социальной поддержки ветеранов» и в статью 2 Закона края «О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий» Закон Красноярского края 02.06.2006
№ 18-4575 24.03.2006 Закон Красноярского края «О внесении изменений в Закон края «О мерах социальной поддержки ветеранов» Закон Красноярского края 06.04.2006
№ 17-4297 20.12.2005 Закон Красноярского края «О внесении изменений в Закон края «О мерах социальной поддержки ветеранов» Закон Красноярского края 29.12.2005
№ 15-3623 05.07.2005 Закон Красноярского края «О внесении изменений в Закон края «О мерах социальной поддержки ветеранов» Закон Красноярского края 13.07.2005
№ 14-3519 09.06.2005 Закон Красноярского края «О внесении изменений в статью 1 Закона края «О мерах социальной поддержки ветеранов» Закон Красноярского края 10.06.2005
№ 14-3216 24.03.2005 Закон Красноярского края «О внесении изменений в Закон края «О мерах социальной поддержки ветеранов» Закон Красноярского края 01.04.2005

Постоянный адрес документа: http://zakon.krskstate.ru/doc/274

1 июля 2014 года вступает в силу Федеральный закон «О потребительском кредите (займе)» от 21.12.13 № 353-ФЗ (далее – закон № 353-ФЗ). Он вводит комплекс новых гарантий для заемщиков и ограничений для кредиторов. Правда, новые правила будут касаться лишь тех кредитных договоров, которые заключены после вступления закона в силу (ст. 17 закона № 353-ФЗ). Среди основных нововведений можно назвать, во-первых, появление четких требований к содержанию и оформлению договора потребительского кредита (ст. 5 закона № 353-ФЗ), в результате чего заемщикам, которые плохо ориентируется в юридических тонкостях, будет проще разобраться в договоре. Во-вторых, закон обязывает банки и иные организации (далее – кредиторы), предоставляющие потребительские кредиты или займы, подробнее информировать заемщиков как об условиях кредитования, так и о состоянии расчетов по кредиту. Установлен довольно широкий перечень информации об условиях кредита, которую кредиторы обязаны размещать в местах, где оформляются заявки на кредиты (ч. 4 ст. 5 закона № 353-ФЗ). Раньше кредиторам нужно было ориентироваться только на перечень информации об услугах из статьи 10 Закона РФ от 07.02.92 № 2300-1 «О защите прав потребителей», но он не мог охватить все особенности услуг по кредитованию, а банки дополнительно ориентировались на перечень информации из совместного письма ФАС России № ИА/7235, Банка России № 77Т, который, однако, имел всего лишь рекомендательный характер. Кроме этого после того, как кредит предоставлен, заемщики теперь вправе раз в месяц бесплатно получать информацию о своей текущей задолженности, датах и размерах уже перечисленных и предстоящих платежей. А если появляется просроченная задолженность, то банк или иная организация, выдавшая кредит, должны сообщить о ней заемщику, не дожидаясь его запроса, не позднее семи дней после ее возникновения (ст. 10 закона № 353-ФЗ).
Также закон № 353-ФЗ регламентирует пределы стоимости кредита, ограничивает штрафные санкции за просрочку возврата кредита и облегчает заемщикам возможность досрочного возврата кредита.

В кредитном договоре сложно разобраться, потому что банки прячут важные условия так, что их сразу не заметишь – используют мелкий шрифт, сноски, перекрестные ссылки и многочисленные отсылки к другим документам, действующим в этом банке. Как новый закон решает эту проблему?

Закон № 353-ФЗ обязывает кредиторов придерживаться определенных правил при составлении договора. Договор потребительского кредита или займа состоит из общих и индивидуальных условий (ст. 5 закона № 353-ФЗ). Общие условия банки и иные кредиторы устанавливает самостоятельно (без согласования с заемщиками), они одинаковы для всех заемщиков, и человек может только присоединиться к ним. Возможности кредитора в части формирования этих условий ограничены: в частности, в них нельзя включать обязанность заемщика заключать другие договоры для получения кредита (например, страхования) или оплачивать дополнительные услуги (п. 9, 15 ч. 9 ст. 5 закона № 353-ФЗ). Что касается индивидуальных условий, то они согласовываются персонально с каждым заемщиком (ч. 9 ст. 5 закона № 353-ФЗ). Это значит, что все индивидуальные условия должны быть прямо указаны непосредственно в договоре с заемщиком – нельзя просто сделать ссылку на некие общие условия кредита, которые существуют в виде отдельного документа. К индивидуальным отнесены все самые важные условия договора: о сумме кредита или лимита кредитования, сроке действия договора и сроке возврата кредита, процентной ставке, графике платежей, об обеспечении кредита (залоге, поручительстве) и пр. Кроме того, закон требует, чтобы все эти условия были отражены в виде таблицы, форму которой должен установить Банк России. Причем они должны размещаться начиная с первой страницы договора и печататься четким, хорошо читаемым шрифтом (ч. 12 ст. 5 закона № 353-ФЗ). Мало того, закон № 353-ФЗ обязывает кредиторов указывать отдельно перед этой таблицей в правом верхнем углу первой страницы договора полную стоимость кредита, которая рассчитывается в особом порядке, установленном в статье 6 закона № 353ФЗ. Установлены даже требования к размеру и цвету шрифта, которым указывается полная стоимость кредита (ч. 1 ст. 6 закона 353-ФЗ), – в результате это должна быть информация, которая первая бросается в глаза в договоре.

Бывает, что итоговый размер всех выплат по кредиту существенно превышает проценты, которые указаны в договоре в качестве платы за кредит. Как разобраться, во сколько мне реально обойдется кредит?

Именно в этих целях закон № 353-ФЗ обязывает кредиторов указывать в договоре полную стоимость кредита (займа). Этот показатель выражается в процентах и рассчитывается по определенной формуле (ст. 6 закона № 353-ФЗ). В формуле учитываются не только те проценты, которые официально как раз и являются платой за кредит, но и вообще все платежи заемщика в пользу кредитора и иных лиц (например, по страхованию), установленные договором потребительского кредита (займа) или в зависимость от которых поставлена выдача кредита (займа). Если договор не предполагает никаких дополнительных платежей, то показатель полной стоимости кредита не будет отличаться от годовой процентной ставки по кредиту. Важно отметить, что закон № 353-ФЗ устанавливает потолок полной стоимости кредита – на момент заключения договора она не может превышать более чем на одну треть среднерыночный показатель полной стоимости кредита (ч. 11 ст. 6 закона № 353-ФЗ). Данные о среднерыночных показателях будет рассчитывать Банк России и ежеквартально публиковать на своем сайте (ч. 8 ст. 6 закона № 353-ФЗ). Первая публикация должна появиться до 14.11.14 (ч. 3 ст. 17 закона № 353-ФЗ).

Банки часто обусловливают выдачу потребительского кредита страхованием имущества, на покупку которого берется кредит (естественно, за счет заемщика), или даже жизни и здоровья заемщика. Новый закон позволяет как-то этому противостоять?

Вообще условие о страховании в целях обеспечения исполнения обязательств по кредитному договору возможно, но банк не вправе его навязывать. Условие, обязывающее заемщика заключить любые дополнительные договоры, которые нужны для заключения или исполнения кредитного договора, допускается только с согласия заемщика (п. 9 ч. 9 ст. 5 закона № 353-ФЗ). Причем наличия такого условия в самом кредитном договоре недостаточно – перед заключением договора заемщик должен прямо выразить согласие на это условие в своем заявлении на выдачу кредита (ч. 18 ст. 5, ч. 2 ст. 7 закона № 353-ФЗ). Соответственно заемщик может не согласиться с условием, которое обязывает его заключить договор страхования. В таком случае банк должен предложить заемщику альтернативный вариант потребительского кредита на сопоставимых условиях (сумма и срок возврата кредита) без страхования (ч. 10 ст. 7 закона № 353-ФЗ). Еще один важный момент: банк не вправе навязывать конкретных страховщиков. То есть заемщик может самостоятельно застраховаться в пользу кредитора у любого страховщика, соответствующего критериям, установленным кредитором (ч. 10 ст. 7 закона № 353-ФЗ).

Все, кто имел несчастье однажды задолжать по кредиту, знают, какой начинается кошмар – как минимум звонки из банка или от коллекторов днем и ночью, иногда откровенные угрозы. Новый закон дает какую-то защиту от этого произвола?

Да, дает. Статья 15 закона № 353-ФЗ ограничивает возможности банков и коллекторов по внесудебному возврату долгов с заемщиков. Эта статья установила закрытый перечень действий, которые кредиторы и коллекторы могут предпринять для взаимодействия с заемщиками и их поручителями (любые иные действия сверх этого перечня возможны только по письменному согласию заемщика или поручителя), а также порядок осуществления этих действий. Без согласия возможны личные встречи (но только по месту жительства заемщика или поручителя, указанному в договоре, или о котором заемщик или поручитель официально сообщил кредитору), телефонные переговоры, почтовые отправления (только по месту жительства заемщика или поручителя), телеграфные, голосовые, текстовые и иные сообщения, передаваемые по сетям электросвязи, в том числе мобильной связи. Все эти способы взаимодействия строго ограничены по времени: они запрещены в рабочие дни в период с 22 до 8 часов по местному времени, а в выходные и праздники – с 20 до 9 часов по местному времени. Кроме того, человек, который непосредственно контактирует с заемщиком или поручителем от имени кредитора или коллектора, обязан представиться – сообщить свои Ф.И.О. и должность. В случае нарушения этих правил заемщик или поручитель могут пожаловаться в Банк России (именно ему поручены контроль и надзор за соблюдением закона № 353-ФЗ, причем не только банками, но и другими кредиторами, которые выдают потребительские займы, в частности микрофинансовыми организациями и ломбардами), а также в полицию. Полиция в этих случаях может составить протокол об административном правонарушении, так как за нарушение кредиторами и коллекторами вышеуказанных правил статья 14.57 КоАП РФ вводит административную ответственность (штрафы с граждан – от 5 до 10 тыс рублей, с должностных лиц – от 10 до 20 тыс. рублей, с компаний – от 20 до 100 тыс. рублей).

Я пару лет тому назад попал в историю: оформил кредит, но через несколько дней передумал (так сложились обстоятельства). Я хотел сразу вернуть банку деньги и расторгнуть договор, но оказалось, что вернуть деньги можно только через месяц, заплатив за этот месяц проценты, а также особую плату за досрочный возврат кредита. Новый закон как-то регулирует подобные ситуации?

Новый закон позволяет заемщику без предупреждения досрочно вернуть банку потребительский кредит (заем). Это возможно в течение 14 дней с даты получения кредита или займа, а если он был предоставлен на определенные цели – в течение 30 дней (ч. 2, 3 ст. 11 закона № 353-ФЗ). Вам придется заплатить только проценты за те дни, которые прошли с даты получения кредита до его возврата. Раньше досрочный возврат был возможен лишь при условии предупреждения банка за 30 дней, если в договоре не был установлен меньший срок. Соответственно за эти 30 дней после предупреждения заемщикам тоже приходилось платить проценты. Теперь есть льготный период, в течение которого вернуть кредит можно в любой момент, не предупреждая банк заранее. По истечении этого льготного периода досрочный возврат кредита, как и раньше, возможен только при условии предварительного предупреждения за 30 дней до дня возврата, если договором не установлен более короткий срок (ч. 4 ст. 11 закона № 353-ФЗ). Заемщику, решившему вернуть кредит, важно перечитать договор: во-первых, там может быть установлен конкретный способ, которым следует уведомить о своем намерении банк (например, по электронной почте), во-вторых, там может быть условие о том, что вернуть кредит досрочно можно только в день очередного платежа по договору в соответствии с графиком платежей (ч. 4, 5 ст. 11 закона № 353-ФЗ). В любом случае проценты рассчитываются по день фактического возврата кредита, а не по день, когда вы должны были полностью вернуть кредит по условиям договора (ч. 6 ст. 11 закона № 353-ФЗ). Банк должен рассчитать их вам в течение пяти дней после получения вашего уведомления о желании вернуть кредит досрочно.
Что касается платы за досрочное погашение кредита (займа), то в законе № 353-ФЗ напрямую про нее ничего не сказано. Однако часть 19 статьи 5 этого закона запрещает любые вознаграждения в адрес кредитора за исполнение обязанностей, которые и так возложены на него нормативными правовыми актами, а также за услуги, которые не создают отдельное имущественное благо для заемщика и оказывая которые кредитор действует исключительно в собственных интересах. Суды раньше в основном считали комиссию за досрочное погашение кредита как раз незаконной платой за несуществующую услугу банка, которая не создает никаких благ для заемщика (см. апелляционное определение Московского городского суда от 22.10.13 по делу № 11-29613/2013, кассационное определение Московского городского суда от 26.03. 14 № 4г/2-2273/14). Скорее всего эта тенденция сохранится.

Я купил машину в кредит. У нее обнаружился неустранимый брак, и я собираюсь вернуть ее обратно в салон без замены на новую. А как быть с кредитом?

Вы можете требовать от салона возместить вам проценты и иные платежи, которые вы заплатили по кредиту. Это право потребителя в случае возврата товара ненадлежащего качества теперь прямо предусмотрено в пункте 6 статьи 24 Закона РФ от 07.02.92 № 2300-1 «О защите прав потребителей». То есть помимо возврата суммы, уплаченной за товар, продавец должен компенсировать покупателю еще и проценты по кредиту, но только те, которые уже были уплачены. Поэтому вам лучше досрочно вернуть кредит (с процентами по день фактического возврата), а потом потребовать эти деньги с салона.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *