Сплошное статистическое наблюдение

Содержание

Надежда Порываева руководитель консалтинговой компании ООО «ПрогрессКАМ»
Работа с персоналом

Сегодня каждый здравомыслящий руководитель желает знать: насколько эффективно подчиненные ему сотрудники используют свое рабочее время. И в этом есть свой резон, ведь «время — деньги» как заметил еще Бенджамен Франклин.

Однако на практике любой аудит рабочего времени неизбежно сопряжен с затратами нервов, того же времени и соответственно средств. Возникает вопрос: как поступать, чтобы минимизировать их? Рекомендуем применять метод моментных наблюдений.

Метод моментных наблюдений (ММН) — это способ, позволяющий изучать затраты рабочего времени, а также определять фактическую загрузку работников и степень использования оборудования на предприятии.

Суть метода заключается в проведении в случайно выбранные моменты времени непродолжительных и нерегулярных наблюдений и установлении на основании полученной информации удельного веса и абсолютных значений затрат и потерь рабочего времени. Базируется данный метод на законе больших чисел, согласно которому средние результаты при большом количестве независимых наблюдений относительно устойчивы и мало зависят от результатов отдельных наблюдений.

Как и любой другой метод ММН имеет свои достоинства и свои недостатки.

Достоинства ММН:

  • Охват одним наблюдателем практически неограниченного числа объектов.
  • Низкая трудоемкость проведения наблюдений.
  • Возможность осуществлять наблюдения с перерывами различными по своей продолжительности (на следующий день, по истечении одного или нескольких дней и т.д.) без ущерба качеству исследования.
  • Допустимость неинформирования работников о проведении исследования (проведение скрытых наблюдений).
  • Отсутствие психологического прессинга на работников со стороны наблюдателей.
  • Производство наблюдений лицами, не имеющими специальной подготовки, в том числе самими руководителями.
  • Низкая трудоемкость обработки материалов наблюдений.

Недостатки ММН:

  • Получение по итогам наблюдений исключительно усредненных результатов.
  • Вероятность неполного отражения структуры затрат рабочего времени.
  • Получение лишь частичной информации о причинах простоев и потерь рабочего времени.

Ст. 21 ТК РФ:

Работник имеет право на полную информацию об условиях и охране труда на рабочем месте.

Ч. 1 ст. 23 Конституции РФ:

Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.

Ч. 1 ст. 24 Конституции РФ:

Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.

Даже беглый взгляд позволяет легко убедиться в том, что достоинства рассматриваемого метода явно превалируют над его недостатками. Более того на текущий момент ММН — это единственный метод с помощью которого можно осуществлять скрытые наблюдения за деятельностью сотрудников, не применяя специальных технических средств (видеокамер, специализированных компьютерных программ и пр.), что определенно облегчает участь работодателя. Ведь в подобном случае он освобождается от необходимости соблюдения ряда обязательных с точки зрения действующего законодательства (ст. 21 ТК РФ, ч. 1. ст. 23, ч. 1 ст. 24 Конституции РФ и др.) условий. Например, таких как дополнение документов, регламентирующих трудовую деятельность в организации (Трудовой договор, Правила внутреннего трудового распорядка, Коллективный договор), соответствующей информацией о наличии систем слежения с обоснованием производственной необходимости их установки; размещение в помещениях с установленным видеооборудованием специальных извещающих табличек и т.п.

Возможности метода:

Метод наиболее эффективен при решении следующих задач:

  • определение и оптимизация загрузки исполнителей работ/оборудования;
  • выявление и ликвидация простоев исполнителей работ/оборудования;
  • разработка мероприятий по совершенствованию организации труда;
  • получение исходных данных для расчета нормативов подготовительно-заключительного времени, времени обслуживания рабочего места и норм обслуживания.

Необходимое условие для успешного применения ММН:

Решающее значение при проведении моментных наблюдений имеет объем производимых наблюдений. Он должен быть достаточным, чтобы обеспечить достоверность и репрезентативность получаемых результатов. Устанавливается этот объем с учетом правил статистики по следующей формуле:

где
M — необходимый объем наблюдений;
K — ориентировочный коэффициент полезного использования рабочего времени;
(1-K) — удельный вес перерывов/простоев;
p — допустимая величина ошибки результатов наблюдения, %;
t — коэффициент доверительной вероятности (коэффициент доверия).

Величина коэффициента K определяется на основании ранее проведенных исследований. Если исследования не проводились и соответственно достоверных данных о величине этого коэффициента нет, то он берется ориентировочно или принимается равным 0,5, поскольку именно этой величине соответствует максимум дисперсии доли, от которой зависит ошибка выборки:

Величина p обычно находится в пределах от 3 до 10%. Коэффициент доверительной вероятности t для стабильного производственного процесса (при частой повторяемости элементов затрат рабочего времени) принимается равным 1,4 (соответствующая ему доверительная вероятность — 0,84). Для нестабильного производственного процесса (единичное и мелкосерийное производство) t=1,7 (соответствующая ему доверительная вероятность — 0,92). Вообще в практике исследований рабочего времени вероятность возникновения того или иного события принято ограничивать в пределах от 0,84 до 0,95. Это означает, что в 84-95 случаях из 100 ошибка не выйдет за пределы допустимой.

Реализация метода:

На практике метод осуществляется в 4 этапа:

  1. Подготовка к наблюдениям.
  2. Проведение наблюдений.
  3. Обработка и анализ результатов.
  4. Разработка мероприятий и рекомендаций.

В рамках первого этапа формулируется цель и осуществляется выбор объектов наблюдения; определяются необходимый объем наблюдений (1), количество обходов (2), продолжительность одного обхода (3); разрабатываются маршрут наблюдения, график обходов и лист наблюдений (Рис. 1).

При этом расчет количества обходов производится по следующей формуле:

где
M — необходимый объем наблюдений;
N — число исполнителей работ/единиц оборудования, которое планируется обследовать.

Продолжительность одного обхода может определяться путем непосредственных замеров или рассчитываться по формуле:

где
Lобх. — длина маршрута обхода рабочих мест, м;
0,6 — средняя длина одного шага, м;
0,015 — норматив времени на 1 м, мин.

Маршрут наблюдения устанавливается таким образом, чтобы было возможно попеременно видеть всех исполнителей работ/все единицы оборудования. Оптимально, если он будет коротким и не содержащим холостых переходов.

Что касается графика обходов рабочих мест, то составлять его не обязательно. Главное — обеспечить наблюдениям случайный и одинаково возможный характер. Ведь моментное наблюдение, по сути, выборочное обследование, аналогичное случайной выборке.

Т.е. наблюдения можно осуществлять лишь тогда, когда для этого есть возможность и время.

В рамках второго этапа наблюдатель последовательно (т.е. согласно установленному маршруту) осуществляет обход соответствующей производственной/офисной территории. Поравнявшись с тем или иным объектом наблюдения, он мысленно отмечает, что происходит на объекте в момент его посещения (какой вид деятельности). При этом письменно зафиксировать «увиденное» (условным шифром в специальном бланке) он может, как непосредственно находясь рядом с объектом, так и позднее, покинув поле зрения работников, тем самым обеспечив скрытый характер исследованию. Наблюдения проводятся до тех пор, пока не достигнут установленного объема (M).

Важное замечание: в практике моментных наблюдений довольно распространенной является следующая ситуация: наблюдатель, подходя к объекту, замечает, что у него/на нем закончился один и начался другой вид деятельности. В этом случае в листе наблюдений фиксируют первый вид деятельности.

В рамках третьего этапа по каждому наблюдаемому виду деятельности подсчитывается количество зафиксированных моментов. Далее определяются общая сумма моментов наблюдений по всем видам деятельности и удельный вес (процентное выражение) каждого вида деятельности. На основании данных об удельном весе и общем времени проведения наблюдений производится расчет абсолютных величин затрат и потерь рабочего времени (в мин.). Осуществляется анализ полученных результатов.

В рамках четвертого этапа по итогам проведенного анализа производится разработка соответствующих организационно-технических мероприятий/рекомендаций.

Скачать Лист наблюдений

Рисунок 3.

Пример практического применения ММН:

Метод был довольно успешно использован на предприятии, основной сферой деятельности которого является оказание IT-услуг и услуг связи. В обиходе он получил название «Засланный казачок».

Предыстория такова: в управлении по экономике и финансам данного предприятия в связи с увольнением начальника расчетно-тарифного отдела образовалась вакансия. Ее не могли закрыть в течение более чем полугода. В этот период работу отдела одновременно курировали руководитель управления и заместитель генерального директора по экономике и финансам.

Что интересно, если на первых порах специалисты отдела продолжали эффективно выполнять свои функции, то спустя два месяца (с момента образования вакансии) от руководителей смежных подразделений начали поступать жалобы на работу отдела (в частности на увеличение сроков расчета смет, согласования договоров и сметной документации). При этом специалисты, парируя эти обвинения, ссылались на резко возросший объем работ, что косвенно подтверждалось данными системы учета рабочего времени: они приходили на работу за час, полтора до начала рабочего дня и/или уходили спустя час, полтора после его окончания.

Для разрешения сложившейся ситуации в расчетно-тарифный отдел временно был переведен один из стажеров управления по работе с персоналом. Перед ним кулуарно была поставлена задача — наряду с выполнением вспомогательных работ провести в отделе скрытое наблюдение по ММН. Это был своеобразный эксперимент, материалы и результаты которого легли в основу отчета (стажера) о производственной практике.

Краткая характеристика проведенной работы:

Общая продолжительность работы составила 23 рабочих дня, из которых 5 дней было затрачено на ознакомление со спецификой деятельности отдела, функциями сотрудников, вхождение в коллектив и на подготовку к наблюдению, 15 дней заняло непосредственно наблюдение, а оставшиеся 3 дня ушли на обработку и анализ полученных результатов.

Необходимый объем наблюдений был рассчитан по формуле (1):

Количество обходов по формуле (2):(в отделе 4 сотрудника).

Наблюдения проводились в соответствии с графиком, представленным ниже:

Таблица № 1. График наблюдений

Основным ориентиром при составлении этого графика являлся режим работы стажера — неполная рабочая неделя.

Время начала каждого конкретного обхода (в тот или иной день наблюдения) было установлено с помощью ППП (пакета прикладных программ) MS Excel. Для этого была использована функция СЛУЧМЕЖДУ(нижняя_граница;верхняя_граница).

Таблица № 2. Генерация случайных чисел

Соответственно 1-й обход должен был произойти в 09:07, 2-й обход в 09:32, 3-й обход в 11:24 и т.д.

Маршрут обходов не разрабатывался, так как все рабочие места находились в пределах постоянной видимости стажера (наблюдения осуществлялись в помещении общей площадью 20 м2). Большую часть наблюдений стажер произвел, что называется, не сходя со своего рабочего места.

Виды деятельности, подлежащие регистрации, были определены на основании наблюдений за сотрудниками, сделанных в течение 5-ти первых дней работы стажера в отделе. По результатам этих наблюдений была составлена таблица № 3. Она оказалась весьма полезной: к ней было удобно обращаться, чтобы уточнить корректность отнесения фиксируемого момента к тому или иному виду деятельности. Кроме того, с учетом данных этой таблицы была заполнена лицевая сторона листа наблюдений (блок «Вид деятельности») (Рис. 2).

Таблица № 3. Состав видов деятельности

Всего было заполнено 15 листов наблюдений. На рис. 2 в качества примера представлен заполненный лист наблюдений № 1:

Рисунок 2.

Заполнение листов наблюдений производилось непосредственно в ППП MS Excel, что значительно сократило время их обработки, а также обеспечило закрытость проводимого исследования.

Процесс обработки заключался в подсчете количества зафиксированных моментов по каждому виду деятельности в разрезе конкретного сотрудника и отдела в целом, а также в определении общей суммы моментов наблюдений по всем видам деятельности и установлении удельного веса каждого вида деятельности. При этом сначала подсчет количества зафиксированных моментов производился отдельно по каждому листу наблюдений (заполнялась таблица № 4), затем путем суммирования полученных результатов, формировались итоговые значения за весь период наблюдения (таблица № 5).

Вот так постепенно вырисовывалась картина фактических затрат рабочего времени сотрудников отдела.

Таблица № 4. Число зафиксированных моментов наблюдений

Таблица № 5. Итоги наблюдения

Анализ полученных результатов:

По итогам наблюдений было установлено, что (в среднем) рабочее время сотрудников отдела распределяется следующим образом: 6% занимает обслуживание рабочего места, 4% — подготовительно-заключительная деятельность, 39% — основная деятельность, 12% — вспомогательная деятельность, 22% — потери рабочего времени, 5% — отдых и личные надобности. В результате загрузка одного сотрудника (в среднем) составляет 55%.

Потери рабочего времени сотрудников отдела варьируются от 15% до 32%. Самый высокий процент потерь был выявлен у специалиста (без категории) — 32%. Далее следуют специалист 2-й категории — 25%, специалист 1-й категории — 18%, ведущий специалист — 15%.

Наибольшей в структуре потерь рабочего времени является доля потерь, связанных с нарушением трудовой дисциплины (18%). Печальными лидерами среди сотрудников по уровню этих потерь являются специалист (без категории) (31%) и специалист 2-й категории (21%).

Рисунок 4.

В целом, исходя из результатов наблюдений, резервы рабочего времени за счет сокращения потерь, связанных с нарушением трудовой дисциплины и потерь, обусловленных организационно-техническими причинами, в среднем составляют 22%.

Однако существуют и скрытые резервы (Рис. 5). Это резервы рабочего времени за счет сокращения непредвиденных работ. В среднем по отделу они составляют 11%.

Вывод: Анализ результатов наблюдений показал, что основной причиной неэффективной работы отдела является нерациональное использование сотрудниками своего рабочего времени.

Управленческие решения, принятые по итогам работы:

  1. Введена система планирования и отчетности для сотрудников отдела. В соответствии с ней каждый сотрудник в конце рабочей недели (пятница до 12:00) должен представлять руководителю управления или его заместителю отчет о выполненных работах, а также план работ на следующую неделю.

  2. Часть поручений руководства управления, которые ранее поступали в отдел через ведущего специалиста, стали поступать в отдел через специалиста (без категории) и специалиста 2-й категории. Они же стали представлять руководству и отчет об их выполнении.

  3. В целях сокращения объема непредвиденных работ расчет и корректировка смет к договорам стали производиться специалистами отдела исключительно на основании служебных записок от подразделений, а не в авральном порядке.

Таблица № 6. План работ на неделю

Таблица № 7. Отчет о выполнении плана работ

Вместо эпилога:

ММН — это эффективный и довольно простой в применении способ выявления резервов рабочего времени сотрудников/оборудования. Его главные преимущества состоят в том, что он не требует от наблюдателя ни специальной подготовки, ни больших затрат времени и средств на свою реализацию. Поэтому, любой руководитель (компании, структурного подразделения, магазина, склада и т.п.) может без особого труда использовать его в своей управленческой практике.

Приложения к статье:

Значения коэффициента доверия для различных доверительных вероятностей

Версия для печати

Важно!

До 1 апреля 2016 года представители малого и среднего бизнеса – юридические лица и индивидуальные предприниматели – обязаны сдать отчетность за 2015 год в Федеральную службу государственной статистики (даже если в этом году деятельность не велась). За уклонение от участия в исследовании может быть наложен административный штраф.

В 2016 году Росстат снова осуществляет полномасштабное исследование уровня развития сектора малого и среднего предпринимательства в России по итогам 2015 года. Сплошное федеральное статистическое наблюдение «Малый бизнес большой страны» проводится раз в 5 лет (предыдущее исследование проводилось в 2011 году) в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и представляет собой сбор основных экономических показателей, позволяющих реально оценить положение дел в секторе малого и среднего предпринимательства. Участие всех юридических лиц, относящихся к сфере малого и среднего бизнеса, и индивидуальных предпринимателей обязательно.

Для того чтобы поучаствовать в сплошном наблюдении Росстата субъектам малого и среднего предпринимательства нужно ознакомиться с табелем и альбомом действующих статистических форм отчетности и представить в Федеральную службу государственной статистики информацию, соответствующую их виду деятельности. Сделать это нужно в срок, обозначенный в календаре представления статистических форм.

Все малые предприятия должны представить в территориальные подразделения Росстата отчетность по форме №МП-сп «Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия за 2015 год». Все ИП в свою очередь должны отчитаться по форме № 1-предприниматель «Сведения о деятельности индивидуального предпринимателя за 2015 год».

Для «середняков» специальных форм, предназначенных для сплошного наблюдения, нет. Федеральная служба государственной статистики проведет обследование таких предприятий на основании данных бухгалтерской отчетности и ежегодно предоставляемых форм статистической отчетности (список форм приведен в приказе Росстата от 05.06.15 № 259).

Между тем, стоит отметить, что Федеральная служба государственной статистики гарантирует защиту информации и полную конфиденциальность данных, предоставленных участниками сплошного наблюдения. Передача полученных сведений в налоговые и другие государственные и контролирующие органы исключена. По результатам статистического исследования Росстат опубликует сводную информацию.

Способы представления статистической отчетности

Субъекты малого и среднего бизнеса могут предоставить формы статистической отчетности несколькими способами:

  • через систему web-сбора (формы размещены на сайте Росстата и сайтах его территориальных органов),
  • на бумажном носителе,
  • через специальных операторов связи, предоставляющих услуги защищеного электронного документооборота.

Штрафы за неучастие в исследовании

За непредставление статистической отчетности, за представление отчетности с опозданием или за недостоверную информацию в отчетности предусмотрены административные штрафы (ст. 13.19 КоАП РФ):

  • для юридических лиц штраф составляет от 20 000 до 70 000 рублей, за повторное нарушение — от 100 000 до 150 000 рублей,
  • для должностных лиц и ИП — от 10 000 до 20 000 рублей, за повторное нарушение штраф увеличен и составляет от 30 000 до 50 000 рублей.

Дела, связанные с вышеуказанными нарушениями, рассматривают территориальные органы Росстата (ст. 23.53 КоАП РФ).

Уплата штрафа не освобождает организацию или ИП от обязанности представить статистическую отчетность. Подробнее с этим можно ознакомиться в письме Росстата.

Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью предприятий

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ

ПРИКАЗ

от 21 августа 2017 года N 541

Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью предприятий

(с изменениями на 22 июля 2019 года)

____________________________________________________________________
Утратил силу с отчета за 2020 год на основании
приказа Росстата от 24 июля 2020 года N 411
____________________________________________________________________

В соответствии с подпунктом 5.5 Положения о Федеральной службе государственной статистики, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2008 г. N 420, и во исполнение Федерального плана статистических работ, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 671-р,
приказываю:

1. Утвердить прилагаемые формы федерального статистического наблюдения с указаниями по их заполнению и ввести их в действие:
годовые с отчета за 2017 год:

N 1-предприятие «Основные сведения о деятельности организации» (приложение N 1);
(Форма утратила силу с отчета за 2018 год — приказ Росстата от 27 июля 2018 года N 461.

N 23-Н «Сведения о производстве, передаче, распределении и потреблении электрической энергии» (приложение N 2);
(Форма утратила силу с отчета за 2018 год — приказ Росстата от 27 июля 2018 года N 461.

N 4-ТЭР «Сведения об использовании топливно-энергетических ресурсов» (приложение N 3);
(Форма утратила силу с отчета за 2018 год — приказ Росстата от 27 июля 2018 года N 461.

N 6-ТП «Сведения о производстве тепловой и электрической энергии объектами генерации (электростанциями)» (приложение N 4);
(Форма утратила силу с отчета за 2018 год — приказ Росстата от 27 июля 2018 года N 461.

N 6-ТП (гидро) «Сведения о работе гидроэлектростанции» (приложение N 5);
(Форма утратила силу с отчета за 2018 год — приказ Росстата от 27 июля 2018 года N 461.

N 1-кооператив «Сведения о деятельности перерабатывающего сельскохозяйственного потребительского кооператива» (приложение N 6);
(Форма утратила силу с отчета за 2018 год — приказ Росстата от 27 июля 2018 года N 461.

N 1-натура-БМ «Сведения о производстве, отгрузке продукции и балансе производственных мощностей» (приложение N 7);
(Форма утратила силу с отчета за 2018 год — приказ Росстата от 27 июля 2018 года N 461.

N 1-ТЭК (бур) «Сведения о строительстве скважин на нефть и газ» (приложение N 9);
(Форма утратила силу с отчета за 2018 год — приказ Росстата от 27 июля 2018 года N 461.

N 1-ТЭК (нефть) «Сведения об эксплуатации нефтяных скважин» (приложение N 10);
(Форма утратила силу с отчета за 2018 год — приказ Росстата от 27 июля 2018 года N 461.

N 2-TЭK (газ) «Сведения об эксплуатации газовых скважин» (приложение N 11);
(Форма утратила силу с отчета за 2018 год — приказ Росстата от 27 июля 2018 года N 461.
Приложение к форме N 1-натура-БМ «Сведения о производстве и отгрузке композитных материалов» (приложение N 12);

N 1-ХО «Сведения о производстве КОХ и ФСФ-химикатов, подлежащих объявлению и контролю по Конвенции» (приложение N 13);
(Форма утратила силу с отчета за 2018 год — приказ Росстата от 27 июля 2018 года N 461.

N 1-ИП «Сведения о деятельности индивидуального предпринимателя» (приложение N 14);
(Форма утратила силу с отчета за 2019 год — приказ Росстата от 22 июля 2019 года N 419.

N МП (микро) «Сведения об основных показателях деятельности микропредприятия» (приложение N 15);
(Форма утратила силу с отчета за 2018 год — приказ Росстата от 27 июля 2018 года N 461.
месячные с отчета за январь 2018 года:

N 1-ДАП «Обследование деловой активности организаций добывающих, обрабатывающих производств, осуществляющих обеспечение электрической энергией, газом и паром, кондиционирование воздуха» (приложение N 16);
(Форма утратила силу с отчета за январь 2019 года — приказ Росстата от 27 июля 2018 года N 461.

N П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг» (приложение N 17);
(Форма утратила силу с отчета за январь 2019 года — приказ Росстата от 31 июля 2018 года N 472.
Приложение N 2 к форме N П-1 «Сведения о производстве военной (оборонной) продукции» (приложение N 18);
(Форма утратила силу с отчета за январь 2019 года — приказ Росстата от 31 июля 2018 года N 472.

N ПМ-пром «Сведения о производстве продукции малым предприятием» (приложение N 19);
(Форма утратила силу с отчета за январь 2019 года — приказ Росстата от 31 июля 2018 года N 472.

N 1-ИП (мес) «Сведения о производстве продукции индивидуальным предпринимателем» (приложение N 20);
(Форма утратила силу с отчета за январь 2019 года — приказ Росстата от 31 июля 2018 года N 472.
квартальные с отчета за январь-март 2018 года:

N П-5(м) «Основные сведения о деятельности организации» (приложение N 21);
(Форма утратила силу с отчета за январь-март 2019 года — приказ Росстата от 31 июля 2018 года N 472.

N ПМ «Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия» (приложение N 22);
(Форма утратила силу с отчета за январь-март 2019 года — приказ Росстата от 27 июля 2018 года N 461.
квартальную с отчета за I квартал 2018 года:

N ДАП-ПМ «Обследование деловой активности малых предприятий добывающих, обрабатывающих производств, осуществляющих обеспечение электрической энергией, газом и паром, кондиционирование воздуха» (приложение N 23).
(Форма утратила силу с отчета за I квартал 2019 года — приказ Росстата от 27 июля 2018 года N 461.

2. Установить предоставление данных по указанным в пункте 1 настоящего приказа формам федерального статистического наблюдения по адресам и в сроки, установленные в формах.

3. С введением указанного в пункте 1 настоящего приказа статистического инструментария признать утратившими силу:
приложение N 1 «Форма федерального статистического наблюдения N 1-натура-БМ «Сведения о производстве, отгрузке продукции и балансе производственных мощностей»; приложение N 2 «Форма федерального статистического наблюдения N 23-Н «Сведения о производстве, передаче, распределении и потреблении электрической энергии»; приложение N 3 «Форма федерального статистического наблюдения N 4-ТЭР «Сведения об использовании топливно-энергетических ресурсов»; приложение N 4 «Форма федерального статистического наблюдения N МП (микро) «Сведения об основных показателях деятельности микропредприятия»; приложение N 5 «Форма федерального статистического наблюдения N 1-ИП «Сведения о деятельности индивидуального предпринимателя»; приложение N 6 «Форма федерального статистического наблюдения N МП (микро) — натура «Сведения о производстве продукции микропредприятием»; приложение N 7 «Форма федерального статистического наблюдения N 1-ТЭК (бур) «Сведения о строительстве скважин на нефть и газ»; приложение N 8 «Форма федерального статистического наблюдения N 1-ТЭК (нефть) «Сведения об эксплуатации нефтяных скважин»; приложение N 9 «Форма федерального статистического наблюдения N 2-ТЭК (газ) «Сведения об эксплуатации газовых скважин»; приложение N 10 «Форма федерального статистического наблюдения N 6-ТП «Сведения о производстве тепловой и электрической энергии объектами генерации (электростанциями)»; приложение N 11 «Форма федерального статистического наблюдения N П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг»; приложение N 12 «Форма федерального статистического наблюдения «Приложение N 2 к форме N П-1 «Сведения о производстве военной (оборонной) продукции»; приложение N 13 «Форма федерального статистического наблюдения N ПМ-пром «Сведения о производстве продукции малым предприятием»; приложение N 14 «Форма федерального статистического наблюдения N 1-ИП (мес) «Сведения о производстве продукции индивидуальным предпринимателем»; приложение N 15 «Форма федерального, статистического наблюдения N 1-ДАП «Обследование деловой активности организаций в добыче полезных ископаемых, обрабатывающей промышленности, обеспечении электрической энергией, газом и паром, кондиционировании воздуха»; приложение N 16 «Форма федерального статистического наблюдения N ПМ «Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия»; приложение N 17 «Форма федерального статистического наблюдения N П-5 (м) «Основные сведения о деятельности организации»; приложение N 19 «Форма федерального статистического наблюдения N ДАП-ПМ «Обследование деловой активности малых предприятий в добыче полезных ископаемых, обрабатывающей промышленности, обеспечении электрической энергией, газом и паром, кондиционировании воздуха», утвержденные приказом Росстата от 11 августа 2016 г. N 414;
приложение N 1 «Форма федерального статистического наблюдения N 1-предприятие «Основные сведения о деятельности организации», утвержденное приказом Росстата от 15 июля 2015 г. N 320;
приказ Росстата от 4 сентября 2014 г. N 547 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью предприятий»;
приказ Росстата от 24 декабря 2013 г. N 495 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за производством композитных материалов»;
приказ Росстата от 28 июля 2009 г. N 153 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью предприятий».

Временно исполняющий
обязанности руководителя
Федеральной службы
государственной статистики
Г.К.Оксенойт

Приложение N 1. Форма федерального статистического наблюдения N 1-предприятие «Основные сведения о деятельности организации»

Приложение N 1

____________________________________________________________________
Форма N 1-предприятие утратила силу с отчета за 2018 год —
приказ Росстата от 27 июля 2018 года N 461.
____________________________________________________________________

Приложение N 2. Форма федерального статистического наблюдения N 23-Н «Сведения о производстве, передаче, распределении и потреблении электрической энергии»

Приложение N 2

____________________________________________________________________
Форма N 23-Н утратила силу с отчета за 2018 год —
приказ Росстата от 27 июля 2018 года N 461.
____________________________________________________________________

Приложение N 3. Форма федерального статистического наблюдения N 4-ТЭР «Сведения об использовании топливно-энергетических ресурсов»

Приложение N 3

____________________________________________________________________
Форма N 4-ТЭР утратила силу с отчета за 2018 год —
приказ Росстата от 27 июля 2018 года N 461.
____________________________________________________________________

Приложение N 4. Форма федерального статистического наблюдения N 6-ТП «Сведения о производстве тепловой и электрической энергии объектами генерации (электростанциями)»

Приложение N 4

____________________________________________________________________
Форма N 6-ТП утратила силу с отчета за 2018 год —
приказ Росстата от 27 июля 2018 года N 461.
____________________________________________________________________

Приложение N 5. Форма федерального статистического наблюдения N 6-ТП (гидро) «Сведения о работе гидроэлектростанции»

Приложение N 5

____________________________________________________________________
Форма N 6-ТП (гидро) утратила силу с отчета за 2018 год —
приказ Росстата от 27 июля 2018 года N 461.
____________________________________________________________________

Приложение N 6. Форма федерального статистического наблюдения N 1-кооператив «Сведения о деятельности перерабатывающего сельскохозяйственного потребительского кооператива»

Приложение N 6

____________________________________________________________________
Форма N 1-кооператив утратила силу с отчета за 2018 год —
приказ Росстата от 27 июля 2018 года N 461.
____________________________________________________________________

Форма федерального статистического наблюдения N 1-натура-БМ «Сведения о производстве, отгрузке продукции и балансе производственных мощностей»

____________________________________________________________________
Форма N 1-натура-БМ утратила силу с отчета за 2018 год —
приказ Росстата от 27 июля 2018 года N 461.
____________________________________________________________________

Приложение N 8. Форма федерального статистического наблюдения N МП (микро) — натура «Сведения о производстве продукции микропредприятием»

Приложение N 8
(В редакции, введенной в действие
приказом Росстата
от 12 декабря 2017 года N 816. —
См. предыдущую редакцию)

____________________________________________________________________
Форма N МП (микро) — натура утратила силу с отчета за 2018 год —
приказ Росстата от 27 июля 2018 года N 461.
____________________________________________________________________

Приложение N 9. Форма федерального статистического наблюдения N 1-ТЭК (бур) «Сведения о строительстве скважин на нефть и газ»

Приложение N 9

____________________________________________________________________
Форма N 1-ТЭК (бур) утратила силу с отчета за 2018 год —
приказ Росстата от 27 июля 2018 года N 461.
____________________________________________________________________

Приложение N 10. Форма федерального статистического наблюдения N 1-ТЭК (нефть) «Сведения об эксплуатации нефтяных скважин»

Приложение N 10

____________________________________________________________________
Форма N 1-ТЭК (нефть) утратила силу с отчета за 2018 год —
приказ Росстата от 27 июля 2018 года N 461.
____________________________________________________________________

Приложение N 11. Форма федерального статистического наблюдения N 2-TЭK (газ) «Сведения об эксплуатации газовых скважин»

Приложение N 11

____________________________________________________________________
Форма N 2-ТЭК (газ) утратила силу с отчета за 2018 год —
приказ Росстата от 27 июля 2018 года N 461.
____________________________________________________________________

Приложение N 12. Форма федерального статистического наблюдения N 1-натура-БМ «Сведения о производстве и отгрузке композитных материалов»

Приложение N 12

ФЕДЕРАЛЬНОЕ СТАТИСТИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ

КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ ГАРАНТИРУЕТСЯ ПОЛУЧАТЕЛЕМ ИНФОРМАЦИИ

Нарушение порядка представления статистической информации, а равно представление недостоверной статистической информации влечет ответственность, установленную статьей 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ, а также статьей 3 Закона Российской Федерации от 13.05.92 N 2761-1 «Об ответственности за нарушение порядка представления государственной статистической отчетности»

ВОЗМОЖНО ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ В ЭЛЕКТРОННОМ ВИДЕ

СВЕДЕНИЯ О ПРОИЗВОДСТВЕ И ОТГРУЗКЕ КОМПОЗИТНЫХ МАТЕРИАЛОВ
за 20__ г.

Предоставляют:

Сроки предоставления

Приложение к форме N 1-натура-БМ

юридические лица (кроме субъектов малого предпринимательства), осуществляющие производство композитных материалов:
— территориальному органу Росстата в субъекте Российской Федерации по установленному им адресу

10 февраля после отчетного периода

Приказ Росстата:
Об утверждении формы
от 21.08.2017 N 541
О внесении изменений (при наличии)
от _______ N ____
от _______ N ____

Годовая

Наименование

Единица

Коды

Произведено

в т.ч. использовано

Отгружено на сторону в отчетном году

Остатки продукции

продукции

измере-
ния

для внутреннего потребления

Всего

в том числе без продукции, произведенной из давальческого сырья

на конец

ОКПД2

ОКЕИ

отчетный год

преды-
дущий год

отчетный год

преды-
дущий год

в натураль-
ном выражении

в нату-
ральном выражении

в стои-
мостном выражении, тыс руб

отчет-
ного года

преды-
дущего года

А

Б

В

Г

Если перечень видов продукции превышает наличие строк в разделе, то необходимо в отчет включить дополнительные листы.

Указания по заполнению формы федерального статистического наблюдения

1. Приложение к форме федерального статистического наблюдения N 1-натура-БМ «Сведения о производстве и отгрузке композитных материалов» предоставляют юридические лица всех форм собственности — коммерческие организации, а также некоммерческие организации, производящие композитные материалы для реализации другим юридическим и физическим лицам (кроме субъектов малого предпринимательства).
Форму федерального статистического наблюдения предоставляют также филиалы, представительства и подразделения действующих на территории Российской Федерации иностранных организаций в порядке, установленном для юридических лиц.

2. Юридическое лицо заполняет настоящую форму и предоставляет ее в территориальный орган Росстата по месту своего нахождения.
При наличии у юридического лица обособленных подразделений настоящая форма заполняется как по каждому обособленному подразделению, так и по юридическому лицу без этих обособленных подразделений.
________________
Примечание.
Обособленное подразделение организации — любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца (п.2 ст.11 Налогового кодекса Российской Федерации).
Заполненные формы предоставляются юридическим лицом в территориальные органы Росстата по месту нахождения соответствующего обособленного подразделения (по обособленному подразделению) и по месту нахождения юридического лица (без обособленных подразделений). В случае, когда юридическое лицо (его обособленное подразделение) не осуществляет деятельность по месту своего нахождения, форма предоставляется по месту фактического осуществления им деятельности.
Руководитель юридического лица назначает должностных лиц, уполномоченных предоставлять первичные статистические данные от имени юридического лица.
В адресной части указывается полное наименование отчитывающейся организации в соответствии с учредительными документами, зарегистрированными в установленном порядке, а затем в скобках — краткое ее наименование. На бланке формы, содержащей сведения по обособленному подразделению юридического лица, указывается наименование обособленного подразделения и юридического лица, к которому оно относится.
По строке «Почтовый адрес» указывается наименование субъекта Российской Федерации, юридический адрес с почтовым индексом; если фактический адрес не совпадает с юридическим, то указывается фактическое местонахождение респондента (почтовый адрес). Для обособленных подразделений, не имеющих юридического адреса, указывается почтовый адрес с почтовым индексом.
В кодовой части формы титульного листа проставляется код отчитывающейся организации по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций (ОКПО) или идентификационный номер (для территориально обособленного подразделения юридического лица) на основании Уведомления о присвоении кода ОКПО (идентификационного номера), размещенного на Интернет-портале Росстата по адресу: http://statreg.gks.ru.
В случае делегирования полномочий по предоставлению статистической отчетности от имени юридического лица обособленному подразделению, обособленным подразделением в кодовой части формы указывается код ОКПО (для филиала) или идентификационный номер (для обособленного подразделения, не имеющего статуса филиала).
Временно не работающие организации, на которых в течение любого периода времени отчетного года имело место производство продукции, форму предоставляют на общих основаниях.
Организации-банкроты, на которых введено конкурсное производство, не освобождаются от предоставления отчетности по настоящей форме. Только после вынесения определения арбитражного суда о завершении в отношении организации конкурсного производства и внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о его ликвидации (п.3 ст.149 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)») организация-должник считается ликвидированной и освобождается от предоставления сведений.
По форме в отчетном периоде возможно направление респондентом либо подписанного в установленном порядке отчета, не заполненного значениями показателей, либо официального письма в соответствующий территориальный орган Росстата об отсутствии показателей в отчетном периоде.

3. По свободным строкам указываются сведения о производстве, отгрузке и остатках по каждому виду произведенной продукции в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) (ОКПД2) в единице измерения по Общероссийскому классификатору единиц измерения (ОКЕИ).

4. В данные о производстве конкретных видов продукции по графам 1 и 2 включается продукция, выработанная юридическим лицом (независимо от вида основной деятельности) как из собственного сырья и материалов, так и из неоплачиваемых сырья и материалов заказчика (давальческого), предназначенная для отпуска другим юридическим и физическим лицам, своему капитальному строительству и своим подразделениям, зачисленная в состав основных средств или оборотных активов, выданная своим работникам в счет оплаты труда, а также израсходованная на собственные производственные нужды.

5. В графах 3 и 4 приводятся данные об объемах произведенной юридическим лицом за отчетный год продукции, которая в том же году использована им при дальнейшей переработке в качестве сырья, материалов, комплектующих изделий или направлена на другие производственные нужды данного юридического лица (кроме продукции, зачисленной в состав основных средств). Данные граф 3 и 4 не должны превышать соответственно данные граф 1 и 2.
Остатки продукции, произведенной за период, предшествующий отчетному году, но пошедшие на внутреннее потребление в отчетном году, в графах 3 и 4 формы не отражаются.

6. В графе 5 отражаются данные в натуральном выражении по продукции собственного производства (в т.ч. произведенной из давальческого сырья), фактически отгруженной (переданной) в отчетном периоде другим юридическим и физическим лицам, а также выданной своим работникам в счет оплаты труда. Продукция, зачисленная юридическим лицом в состав собственных основных средств, в данные об отгрузке продукции не включается.

7. В графах 6 и 7 из общего объема отгруженной продукции выделяются данные в натуральном и стоимостном выражении по продукции собственного производства (без продукции, произведенной из давальческого сырья), фактически отгруженной (переданной) в отчетном периоде другим юридическим и физическим лицам, а также выданной своим работникам в счет оплаты труда.
Стоимостная оценка конкретных видов продукции, отгруженной другим юридическим и физическим лицам (графа 7), осуществляется в фактических ценах реализации (без НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей). В случае, когда на конкретный вид продукции применяются только цены франко-вагон станции назначения, то стоимость транспортировки продукции от станции отправления до станции назначения исключается из стоимостной ее оценки. Если на конкретный вид продукции применяются только цены франко-склад изготовителя, то оценка стоимостного объема осуществляется по этим ценам.
Продукция, отпускаемая по договору мены (бартеру), передаваемая потребителям безвозмездно или предоставляемая своим работникам в счет оплаты труда, при включении в графу 7 оценивается по средней цене реализации такой же или аналогичной продукции.
Продукция, поставляемая на экспорт, включается в графу 7 по контрактным ценам, из которых исключаются налог на добавленную стоимость, акциз, аналогичные обязательные платежи и транспортные расходы от станции отправления до пункта экспорта, и переводится в рубли по курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации на момент отгрузки.

8. В графах 8 и 9 по каждому конкретному виду продукции в натуральном выражении отражаются остатки готовой продукции собственного производства (в т.ч. выработанной из давальческого сырья), находящиеся на складах готовой продукции или других местах хранения, соответственно на конец отчетного и предыдущего года.

Приложение N 13. Форма федерального статистического наблюдения N 1-ХО «Сведения о производстве КОХ и ФСФ-химикатов, подлежащих объявлению и контролю по Конвенции»

Приложение N 13

____________________________________________________________________
Форма N 1-ХО утратила силу с отчета за 2018 год —
приказ Росстата от 27 июля 2018 года N 461.
____________________________________________________________________

Приложение N 14. Форма федерального статистического наблюдения N 1-ИП «Сведения о деятельности индивидуального предпринимателя»

Приложение N 14

____________________________________________________________________
Форма N 1-ИП утратила силу с отчета за 2019 год —
приказ Росстата от 22 июля 2019 года N 419.
____________________________________________________________________

Приложение N 15. Форма федерального статистического наблюдения N МП (микро) «Сведения об основных показателях деятельности микропредприятия»

Приложение N 15

____________________________________________________________________
Форма N МП (микро) утратила силу с отчета за 2018 год —
приказ Росстата от 27 июля 2018 года N 461.
____________________________________________________________________

Приложение N 16

____________________________________________________________________
Форма N 1-ДАП утратила силу с отчета за январь 2019 года —
приказ Росстата от 27 июля 2018 года N 461.
____________________________________________________________________

Приложение N 17. Форма федерального статистического наблюдения N П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг»

Приложение N 17

____________________________________________________________________
Форма N П-1 утратила силу с отчета за январь 2019 года —
приказ Росстата от 31 июля 2018 года N 472.
____________________________________________________________________

Приложение N 18. Форма федерального статистического наблюдения Приложение N 2 к форме N П-1 «Сведения о производстве военной (оборонной) продукции»

Приложение N 18

____________________________________________________________________
Форма Приложение N 2 к форме N П-1 утратила силу с отчета за январь 2019 года —
приказ Росстата от 31 июля 2018 года N 472.
____________________________________________________________________

Приложение N 19. Форма федерального статистического наблюдения N ПМ-пром «Сведения о производстве продукции малым предприятием»

Приложение N 19

____________________________________________________________________
Форма N ПМ-пром утратила силу с отчета за январь 2019 года —
приказ Росстата от 31 июля 2018 года N 472.
____________________________________________________________________

Приложение N 20. Форма федерального статистического наблюдения N 1-ИП (мес) «Сведения о производстве продукции индивидуальным предпринимателем»

Приложение N 20

____________________________________________________________________
Форма N 1-ИП (мес) утратила силу с отчета за январь 2019 года —
приказ Росстата от 31 июля 2018 года N 472.
____________________________________________________________________

Приложение N 21. Форма федерального статистического наблюдения N П-5 (м) «Основные сведения о деятельности организации»

Приложение N 21

____________________________________________________________________
Форма N П-5(м) утратила силу с отчета за январь-март 2019 года —
приказ Росстата от 31 июля 2018 года N 472.

Приложение N 22. Форма федерального статистического наблюдения N ПМ «Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия»

Приложение N 22

____________________________________________________________________
Форма N ПМ утратила силу с отчета за январь-март 2019 года —
приказ Росстата от 27 июля 2018 года N 461.

Приложение N 23

____________________________________________________________________
Форма N ДАП-ПМ утратила силу с отчета за I квартал 2019 года —
приказ Росстата от 27 июля 2018 года N 461.
____________________________________________________________________

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО «Кодекс»

Организация наблюдения за ценами на товары и услуги осуществляется органами государственной статистики с использованием рекомендаций международных организаций и учетом практического опыта в области статистики цен. Если до конца 1980-х гг. в основе статистического наблюдения лежал строго документированный и сплошной учет цен, то начиная с 1989 г. государственная статистика перешла на выборочную систему регистрации цен на товары и услуги. Наряду с выборочными обследованиями сбор информации о ценах осуществляется и с помощью статистической отчетности в отраслях и секторах экономики. Этот метод несплошного наблюдения за уровнем цен, как показала практика стран с развитой рыночной экономикой, вполне оправдан даже в условиях макроэкономической нестабильности.

Исходя из отраслевой специфики и целевого назначения продукции, органы статистики РФ осуществляют систематическое наблюдение за ценами в следующих направлениях:

  • а) на товары и услуги потребительского рынка;
  • б) на товары предприятий-производителей по отраслям промышленности;
  • в) на материально-технические ресурсы (цены приобретения);
  • г) по капитальным вложениям и элементам их технологической структуры;
  • д) на продукцию, реализованную сельскохозяйственными товаропроизводителями;
  • е) тарифы на грузовые перевозки;
  • ж) тарифы на платные услуги;
  • з) цены на первичном и вторичном рынках жилья.

Формирование выборочной совокупности товаров (услуг) – представителей осуществляется модифицированным методом основного массива, т.е. посредством отбора наиболее типичных товаров, пользующихся массовым спросом, в сочетании с выборкой периодически повторяющихся моментов наблюдения за ценами.

Формирование выборочной совокупности включает три основных этапа:

  • а) отбор базовых предприятий;
  • б) отбор товаров-представителей;
  • в) выбор моментов регистрации цен и тарифов.

В зависимости от целей сбора ценовой информации (расчет индексов цен на потребительском рынке, цен производителей и др.) каждый этап выборки имеет свои особенности. Вместе с тем для обеспечения репрезентативности выборочного наблюдения за ценами должен соблюдаться единый методологический подход, т.е. нужно регистрировать цены на одних и тех же предприятиях, на одни и те же товары (услуги) одинакового качества, в один и тот же момент времени.

Базовое предприятие – это предприятие торговли, промышленности, строительства и т.д., которое оказалось отобранным в условиях принятого метода отбора. Совокупность базовых предприятий должна быть репрезентативно представленной как в региональном, так и в отраслевом разрезе структуры изучаемых сфер деятельности.

Товар-представитель – конкретный товар (марка, артикул) или малая товарная группа, основой которой является общность потребительского назначения. Товарами-представителями должны быть наиболее типичные товары, пользующиеся массовым спросом. Обычно критерием их отбора является либо доля данного товара в общем объеме реализации, либо возможность регулярного получения сведений о ценах.

Моменты регистрации цен различаются по отдельным товарам и услугам и устанавливаются с учетом интенсивности изменения уровня цен в течение месяца. Основной принцип при формировании выборки моментов наблюдения цен состоит в том, чтобы цены регистрировались на данный товар в один и тот же момент времени каждого месяца. Существующая система наблюдения за ценами включает также использование экспертных оценок, методов малой выборки, обследование контрактов-договоров, использование материалов финансовых и налоговых органов и т.д. Все это позволяет получить достоверную и всестороннюю информацию о ценах на внутреннем рынке страны.

Росстат гарантирует конфиденциальность персональных данных всех участников общенациональной бизнес-переписи

Сплошное федеральное статистическое наблюдение представляет собой полномасштабное исследование уровня развития сектора малого (в том числе микро) и среднего предпринимательства в России. Руководителям предприятий и индивидуальным предпринимателям понадобится заполнить форму наблюдения с вопросами, касающимися их хозяйственной деятельности, на условиях полной конфиденциальности и гарантий защиты информации.

«Бизнес может быть спокоен, — подтвердила заместитель руководителя Федеральной службы государственной статистики Ирина Масакова, — Росстат гарантирует полную конфиденциальность данных, защиту информации, предоставленной участниками Сплошного наблюдения, отсутствие фискального характера Сплошного наблюдения. Исключается передача сведений в налоговые и иные государственные органы и контролирующие организации».

В этой связи следует напомнить, что в случае, если должностные лица, а также лица, которые в силу своего служебного положения или рода осуществляемой деятельности имели доступ к содержащимся в формах федерального статистического наблюдения первичным статистическим данным, допустили их утрату, незаконное разглашение или распространение либо фальсифицировали эти данные или содействовали их фальсификации, указанные лица несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как известно, «Сплошное статистическое наблюдение субъектов малого и среднего предпринимательства» пройдет по всей стране в первом квартале 2016 года по итогам 2015-го и участие в нем обязательно. По предварительным данным, на сегодняшний день в списках респондентов значится около 16 тысяч средних предприятий, 2,8 миллиона малых и 3.5 миллиона индивидуальных предпринимателей.

Это уже вторая после 2010 года подобная перепись, уточнила Ирина Масакова. И Росстат традиционно строго охраняет персональные данные участников бизнес-переписи. И это при том что попытки получить доступ к ним время от времени предпринимаются. «Конечно, запросы есть. И со стороны губернаторов, федеральных органов исполнительной власти, со стороны бизнеса, прокуратуры, судебных органов. Но существует закон, который обязывает Росстат соблюдать конфиденциальность данных. Кстати, по индивидуальным предпринимателям они деперсонифицируются уже при вводе информации в нашу систему…»

Исключение, по словам Ирины Масаковой, возможно лишь в случае, когда респондент сам письменно дал разрешение запрашивающей стороне получить такую информацию о себе. Однако статистики все же вправе отклонить подобный запрос, если при этом могут быть раскрыты персональные данные других респондентов.

Итоги «Сплошного статистического наблюдения субъектов малого и среднего предпринимательства» Росстат выложит на своем сайте www.gks.ru. Все данные в ходе проведения Сплошного наблюдения предполагается получить от субъектов малого предпринимательства до 1-го апреля 2016 года. Предварительные итоги всей этой работы будут подведены, оформлены и опубликованы в декабре 2016-го, а окончательные — с подробными данными по всей стране — в июне 2017-го.

Пресс-центр Сплошного федерального статистического наблюдения

Всероссийская бизнес-перепись придет к малому и среднему бизнесу прямо в офис

Росстат уже в ноябре отправит в бизнес-центры, технопарки и другие места сосредоточения фирм и их представительств специальных регистраторов. Задача — вручить предпринимателям анкеты и отметить, какие компании остались в прежних помещениях, какие переместились и какие «въехали» вместо них. Опросные листы передадут всем, кто подойдет под критерии малого или среднего бизнеса, и напомнят, до какого срока их надо заполнить и куда переслать.

Этот предварительный шаг позволит Росстату скорректировать списки потенциальных участников «Сплошного статистического наблюдения субъектов малого и среднего предпринимательства». По словам заместителя руководителя Росстата Ирины Масаковой, они очень мобильны и часто меняют фактические адреса. Кроме того, с момента последней подобной переписи 2010 года часть бизнесменов могла просто закрыть свое дело или перерегистрировать его. На сегодня в списках респондентов значатся около 16 тысяч средних предприятий, 2,8 миллиона малых и 3.5 миллиона индивидуальных предпринимателей.

У всех регистраторов будут удостоверения, подписанные руководителем Росстата Александром Суриновым. «Должно быть понятно, что эти люди пришли от имени государства, но без каких-либо проверок или фискальных задач», — уточнила Ирина Масакова.

Органы внутренних дел на местах предупреждены об общенациональной бизнес- переписи, организуемой Росстатом, и роли в ней регистраторов. Это поможет избежать недопонимания, конфликтных ситуаций с бизнесом, а также отсечь самозванцев, которые могут действовать под видом представителей статистического ведомства.

Тем, до кого регистраторы «не дойдут», доставят анкеты почтой. В пакеты для индивидуальных предпринимателей вложат конверты с обратным адресом — для быстроты и удобства отправки заполненных статистических форм.

Сама бизнес-перепись пройдет в первом квартале 2016 года по итогам 2015-го. Сдать анкеты нужно до 1 апреля — либо в территориальные органы Росстата в субъектах Федерации, либо воспользоваться технологией веб-сбора. Подробнее об этом на официальном сайте Росстата (www.gks.ru).

Участие в Сплошном статистическом наблюдении малых, микро- и индивидуальных предпринимателей — обязательно. Конфиденциальность предоставленной ими информации гарантирована законом. Росстат гарантирует также отсутствие в бизнес- переписи какой-либо фискальной составляющей.

Список интересующих государство позиций следующий: фактический адрес бизнеса, вид деятельности, доходы и расходы, а также стоимость и состав основных средств, размеры и направления инвестиций в основной капитал, количество работников и начисленная им заработная плата.

Впервые в анкетах для индивидуальных предпринимателей и малых предприятий- юридических лиц по рекомендации Минэкономразвития появился блок вопросов о господдержке. По итогам переписи ее предполагается усилить.

Пресс-центр Сплошного федерального статистического наблюдения

Пресс-релиз

«Итоги сплошного статистического наблюдения помогут государству
стимулировать развитие малого и среднего бизнеса»

Сплошное федеральное статистическое наблюдение за деятельностью малого и среднего бизнеса, которое организует Федеральная служба государственной статистики, пройдет в первом квартале 2016 года по итогам 2015-го. Анализ результатов этой общенациональной бизнес-переписи поможет определить новые точки соприкосновения интересов государства и более чем шести миллионов субъектов малого и среднего предпринимательства. Государство хочет получить реальное представление о том, каким потенциалом обладает бизнес этого уровня и какие меры его поддержки наиболее эффективны как в краткосрочной, так и долгосрочной перспективе.

Впервые будет получена информация от бизнеса об уже оказываемых мерах государственной поддержки. Росстат интересуется, была ли она оказана и если да, то в каком виде, и что вообще предприниматель знает о ней. Данные вопросы были включены в формы статотчетности «по просьбе» Минэкономразвития, отметила заместитель руководителя Федеральной службы государственной статистики Ирина Масакова.

«Мы узнаем не только о фактическом местонахождении производственной деятельности, количестве работников, результатов производственной деятельности, но и наличии основных средств и осуществленные инвестиции», -.

У бизнеса также уточнят его фактический адрес, вид деятельности, доходы и расходы, а также стоимость и состав основных средств, размеры и направления инвестиций в основной капитал, количество работников и начисленную им заработную плату.

Как напомнила Ирина Масакова, напрямую в развитии малого и среднего бизнеса на подведомственных им территориях заинтересованы и губернаторы. При оценке эффективности их деятельности федеральный центр принимает во внимание и такой показатель, как количество малых предприятий на 10 тысяч населения, и за низкие показатели в данном вопросе приходится отвечать.

Кроме того, уточнила Ирина Масакова, не секрет, что при рассмотрении обращений предпринимателей за господдержкой региональные власти учитывают их участие в Сплошном статистическом наблюдении в 2010 году. Малый бизнес сейчас очень нужен регионам. Он помогает решать проблему занятости, частично снимает социальную напряженность.

Региональные и муниципальные органы власти активно помогают Росстату в проведении информационно-разъяснительной работы, главная цель которой — убедить малый и средний бизнес не уклоняться от участия в Сплошном статистическом наблюдении, донести до самых широких слоев предпринимательского сообщества его базовые принципы: конфиденциальность и защита предоставляемой информации, отсутствие фискального характера и обоюдная польза от указанного мероприятия как для государства, так и бизнеса.

Пресс-центр Сплошного федерального статистического наблюдения

Пресс-релиз

«В сплошной бизнес-переписи примут участие миллионы малых и средних предприятий и индивидуальных предпринимателей»

Масштабное статистическое обследование проведет во всех регионах страны Росстат. В 2016 году планируется охватить в ходе Сплошного статистического наблюдения субъектов малого и среднего предпринимательства примерно 2,8 млн. малых предприятий (включая микропредприятия), 16 тысяч средних предприятий и 3,6 млн. индивидуальных предпринимателей, уточнила заместитель руководителя Росстата Ирина Масакова.

Государство хочет выяснить, какой реальной экономической силой и потенциалом обладает малый и средний бизнес в России в целом и в каждом отдельном субъекте Российской Федерации, в частности. По итогам этого исследования будут скорректированы существующие и предложены новые меры господдержки для национального делового сообщества.

Участникам переписи предложат заполнить простые формы. Они уже размещены на сайте Федеральной службы государственной статистики www.gks.ru. Их две — для малых предприятий-юридических лиц и для индивидуальных предпринимателей. Для среднего бизнеса ничего нового — он отчитывается в обычном порядке. Напомним, что на средних предприятиях занято до 250 человек включительно, на малых — до 100 и на микро — до 15- ти.

Анкеты для малых предпринимателей содержат, по существу, самые простые вопросы. Требуется указать адрес (место нахождения) субъекта бизнеса, виды его экономической и параметры производственной деятельности (выручку, расходы). А также стоимость и состав основных средств, размеры и направления инвестиций в основной капитал, количество работников и начисленную им заработную плату. По предложению Минэкономразвития отдельно сформулирована группа вопросов, связанных с господдержкой: была ли она оказана и если да, то в каком виде, и что вообще предприниматель знает о ней.

Формы статистической отчетности для средних предприятий, по словам Ирины Масаковой, не претерпят каких-либо изменений. Дело в том, что помимо основного вида деятельности средний бизнес может иметь несколько второстепенных, да и объемы его производства, а также количество занятых представляют существенные величины, которые статистики не могут игнорировать. Кроме того, им интересно оценить добавленную стоимость, создаваемую этой группой предприятий.

Особое внимание предпринимателей обращается на то, что участие в бизнес- переписи в соответствии с действующим законодательством для них обязательно, а также то, что конфиденциальность предоставляемых ими сведений и отсутствие фискального характера сплошного статистического наблюдения гарантированы.

Все данные в ходе проведения Сплошного наблюдения предполагается получить от субъектов малого предпринимательства до 1-го апреля 2016 года. Предварительные итоги всей этой работы будут подведены, оформлены и опубликованы в декабре 2016-го, а окончательные — с подробными данными по всей стране — в июне 2017-го.

Пресс-центр Сплошного федерального статистического наблюдения

Пресс-релиз

«Росстат определит, чем и в каком регионе действительно занят малый бизнес»

Для этого Федеральная служба государственной статистики проведет специальную всероссийскую перепись. Она пройдет в первом квартале 2016 года по итогам 2015-го и официально будет называться «Сплошное статистическое наблюдение субъектов малого и среднего предпринимательства».

Как заявила заместитель руководителя Росстата Ирина Масакова, это единственный способ достоверно узнать, чем фактически занимаются малые предприятия и индивидуальные предприниматели.

При регистрации в налоговых органах они, как правило, переписывают чуть ли не половину классификатора экономической деятельности. В тот момент для них совершенно неочевидно, в чем конкретно будет состоять их бизнес. По сути, они по максимуму заявляют все потенциально возможные для них виды деятельности. При этом итоговый, фактический — может стоять и на 1(Гм, и на 20-м месте в списке. Полную ясность в этом вопросе и должна внести очередная бизнес-перепись. Предыдущая состоялась в 2010 году.

Кроме того, Сплошное статистическое наблюдение даст возможность выяснить фактический адрес, по которому малые предприниматели осуществляют свою деятельность. Ведь у налоговиков он обязательно оставляет лишь свой юридический. Однако закон позволяет зарегистрироваться в одном субъекте Российской Федерации, а осуществлять свою деятельность в другом и не обязательно — только в одном.

Таким образом, Росстат получит объективную картину распределения малого бизнеса по территории России с учетом фактических видов его деятельности.

Что же конкретно интересует статистиков? Адрес (место нахождения) субъекта малого и среднего бизнеса, виды его экономической и параметры производственной деятельности (выручка, расходы), а также стоимость и состав основных средств, размеры и направления инвестиций в основной капитал, количество работников и начисленная им заработная плата. Отдельная группа вопросов связана с господдержкой. Росстат спросит, была ли она оказана и если да, то в каком виде, и что вообще предприниматель знает о ней. Раньше такого пункта не было. Его предложило Минэкономразвития.

Росстат гарантирует полную конфиденциальность предоставленных ему сведений и напоминает об обязательности участия малых и средних предпринимателей в переписи. От ее итогов выиграют все. Государство оценит уровень развития этого сектора бизнеса и предложит новые меры по его поддержке. А деловые люди увидят незанятые пока ниши, новые возможности для расширения партнерских связей и реальную заинтересованность власти в создании максимально комфортного бизнес- климата.

Все данные в ходе проведения Сплошного наблюдения предполагается получить от субъектов малого предпринимательства до 1-го апреля 2016 года. Предварительные итоги всей этой работы будут подведены, оформлены и опубликованы в декабре 2016-го, а окончательные — с подробными данными по всей стране — в июне 2017-го.

Пресс-центр Сплошного федерального статистического наблюдения

Пресс-релиз

«Росстат напоминает: участие в «переписи» для малого и среднего бизнеса обязательно»

В настоящее время Росстат готовится к проведению всероссийской бизнес-переписи. Официальное название мероприятия: «Сплошное статистическое наблюдение за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства» и пройдет она в первом квартале 2016 года по итогам 2015-го». Уклоняться от сплошного статистического наблюдения нельзя. По закону, это обязанность любого, кто заявил государству о занятии предпринимательской деятельностью. Полная конфиденциальность предоставленных Росстату сведений гарантируется.

Благодаря «бизнес-переписи» государство сможет реально оценить состояние дел в этом сегменте предпринимательского сообщества, разработать новые меры по его поддержке, а сами предприниматели получат более четкое представление о конкурентной среде, заметят незанятые ниши, увидят возможности для реализации инновационных проектов, в том числе с использованием более широкой государственной помощи.

Изменились критерии отнесения хозяйствующих субъектов к категории малого и среднего бизнеса, как по выручке, так и по структуре уставного капитала (для юридических лиц). В связи с этим проведение Сплошного наблюдения приобретает особую актуальность. Сегодняшняя задача — сформировать комплексную детализированную информацию по деятельности хозяйствующих субъектов в этом секторе экономики.

Предельные значения выручки от продажи товаров, работ и услуг для каждой из этих категорий позволяют правильно их классифицировать. Для средних предприятий это теперь 2 миллиарда рублей в год, для малых — 800 миллионов, для микро — 120 миллионов, сообщила Федеральная службы государственной статистики.

Что касается числа занятых, то с момента проведения в 2010 году предыдущей сплошной бизнес-переписи, этот второй ключевой критерий не менялся. Как и прежде, на средних предприятиях занято до 250 человек включительно, на малых — до 100 и на микро — до 15-ти. Естественно, все эти субъекты бизнеса ведут свою деятельность исключительно на коммерческой основе и не могут существовать за счет средств бюджета и общественных организаций.

По словам заместителя руководителя Росстата Ирины Масаковой, сегодня в органах исполнительной власти отсутствует ведомство, в чьи функции входила бы классификация предприятий по совокупности перечисленных выше экономических показателей (отнесение их к категории крупных, средних, малых или микро). Подобного рода сведениями не располагает даже Налоговая служба. Поэтому «вся надежда» в этом плане на органы статистики, куда достаточно часто обращаются с подобными вопросами и сам бизнес, и другие заинтересованные структуры.

Для участия в бизнес-переписи малым предприятиям-юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям предложат заполнить несложные опросники. Для среднего бизнеса также не будет ничего нового — он отчитается перед Росстатом в обычном порядке.

Все данные в ходе проведения Сплошного наблюдения предполагается получить от субъектов малого предпринимательства до 1-го апреля 2016 года. Предварительные итоги всей этой работы будут подведены, оформлены и опубликованы в декабре 2016-го, а окончательные — с подробными данными по всей стране — в июне 2017-го.

Пресс-центр Сплошного федерального статистического наблюдения

Пресс-релиз

«Росстат перепишет малый и средний бизнес»

Росстат объявил о проведении в 2016 году сплошного федерального статистического наблюдения за деятельностью малого и среднего бизнеса по итогам за 2015 год.

Сплошное наблюдение пройдет во всех 85 регионах России. В наблюдении, как заявил руководитель Федеральной службы государственной статистики Александр Суринов, примут участие малые, микро и средние предприятия и индивидуальные предприниматели.

«Решение о проведении Сплошного наблюдения является закономерным и необходимым этапом в формировании государственной стратегии развития малого и среднего бизнеса и одновременно показателем основательности и серьезности взятого курса на развитие предпринимательства в стране», — подчеркнул Александр Суринов.

Сплошное наблюдение проводится в интересах бизнеса, государства и всего российского общества. Основной целью проведения сплошного наблюдения станет формирование конкурентной среды в экономике России, а также создание благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

Итоги наблюдения дадут максимально полное представление о реальном положении дел в сегменте малого и среднего бизнеса. От активности участников наблюдения, от их желания предоставить о себе достоверную информацию будет зависеть полнота статистических данных, которые будут подготовлены Росстатом и, основываясь на которых, государство сможет вырабатывать новые меры поддержки предпринимательства, способные дать позитивный результат. В нынешней непростой ситуации в экономике страны обратная связь обретает особый смысл.

Последний раз сплошное наблюдение проходило в РФ в 2010 г. В нем участвовали около шести миллионов средних, малых и микропредприятий и индивидуальных предпринимателей.

Формы для заполнения уже утверждены и размещены на официальном сайте Росстата (www.gks.ru). Их две — отдельно для малых и микропредприятий-юридических лиц и отдельно для индивидуальных предпринимателей. Средний бизнес будет отчитываться в обычном порядке по ежегодным для него формам отчетности.

В соответствии с критериями отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства — на средних предприятиях может работать до 250 человек включительно, на малых — до 100 и на микро — до 15-ти. Постановлением Правительства РФ от 13.07.2015 № 702 установлены ограничения по объему выручки от реализации товаров (работ и услуг) — для средних предприятий — 2 000 млн. руб. в год, для малых — 800 млн. руб. в год, для микро — 120 млн. руб. в год. Для юридических лиц есть третий критерий отнесения к сектору малого и среднего бизнеса — структура уставного капитала. Существуют ограничения для государственных предприятий. Они не могут относиться к субъектам малого и среднего предпринимательства.

Росстат обеспечит всех респондентов бланками учетных форм и объяснит, как их заполнять. Можно воспользоваться электронной версией. Статистиков интересует адрес субъекта бизнеса, вид его деятельности, выручка, расходы, стоимость и состав основных средств, размеры и направления инвестиций в основной капитал, число работников, их зарплата. Получал ли бизнес господдержку и если да, то какую.

Федеральная служба государственной статистики проведет сплошное наблюдение на основе собственной базы — Статистического регистра — и сама проверит достоверность полученных сведений. Участие в сплошном наблюдении обязательно для всех субъектов малого и среднего бизнеса.

«Росстат гарантирует полную конфиденциальность данных, защиту информации, предоставленной участниками Сплошного наблюдения, отсутствие фискального характера Сплошного наблюдения — исключается передача сведений в налоговые и иные государственные органы и контролирующие организации», — подтвердил руководитель Федеральной службы государственной статистики.

Пресс-центр Сплошного федерального статистического наблюдения

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *