Составление акта описи и ареста имущества

02 февраля 2018 2320

Установленные нормы Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — ФЗ № 229) предусматривают такую меру принудительного исполнения в рамках возбужденного исполнительного производства, как арест имущества должника.

Такая применяемая судебным приставом-исполнителем мера, как арест имущества должника, является общим определением комплекса проводимых исполнительных действий, направленных на создание необходимых условий, при которых подвергнутое аресту имущество должника будет изъято и переданное на реализацию.

По общему правилу и в соответствии с применяемыми нормами ФЗ № 229 арест имущества должника в отношении недвижимого имущества, а также транспортных средств предусматривает два основных исполнительных действия: арест имущества в целях принятия обеспечительных мер в рамках возбужденного исполнительного производства (объявление запрета на проведения регистрационных и иных действий в отношении данного имущества) и арест имущества в натуре путем его описи и составления акта ареста, с последующей принудительной реализацией.

Нередко на практике стороны исполнительного производства, а именно взыскатели, полагают, что объявление судебным приставом-исполнителем запрета на проведение регистрационных и иных действий в отношении имущества должника путем направления соответствующего постановления в уполномоченные регистрационные органы (например, направление в органы ГИБДД постановления о запрете снятия с учета автотранспортного средства) подразумевает собой непременно последующее изъятие данного имущества и принудительную его реализацию. Но это не так.

Запрет на проведение регистрационных и иных действий в отношении имущества должника и арест имущества в натуре путем его описи и составления акта ареста хоть и объединены таким общим понятием, как арест имущества должника, но имеют разные цели в исполнительном производстве.

Вынесенное судебным приставом-исполнителем постановление о запрете регистрационных действий в отношении имущества должника, направленное в соответствующие регистрационные органы, предполагает гарантию того, что должник, пока проводятся иные исполнительные действия в рамках возбужденного исполнительного производства, не сможет провести отчуждение данного своего имущества и тем самым уйти от своей ответственности перед взыскателем в выплате установленного долга.

Но передача на принудительную реализацию выявленного в ходе проведения исполнительных действий имущества должника возможна, только если данное имущество было подвергнуто акту описи-ареста, который составляется судебным приставом-исполнителем в присутствии должника, понятых и иных лиц, участвующих в проводимых исполнительных действиях, а также при непосредственном нахождении возле данного имущества, которое визуально можно осмотреть и внести отличительные признаки этого имущества в акт ареста.

Соответственно, составление судебным приставом-исполнителем акта описи-ареста в отношении имущества должника несет цель ареста имущества в натуре, его изъятия у должника и последующей передачи его на принудительную реализацию.

Также стоит упомянуть, что объявление запрета регистрационных действий в отношении имущества должника являет собой вынесение судебным приставом-исполнителем соответствующего постановления, в котором описываются лишь общие сведения об имуществе, имеющиеся в правоустанавливающих документах, а проводимый арест имущества в натуре путем составления акта описи-ареста имущества должника включает в себя более расширенные сведения об этом имуществе.

Статьей 80 ФЗ № 229 определяется, что арест имущества должника (за исключением ареста, исполняемого регистрирующим органом, ареста денежных средств, находящихся на счетах в банке или иной кредитной организации, ареста ценных бумаг и денежных средств, находящихся у профессионального участника рынка ценных бумаг на счетах, указанных в статьях 73 и 73.1 настоящего Федерального закона) производится судебным приставом-исполнителем с участием понятых с составлением акта о наложении ареста (описи имущества), в котором должны быть указаны:

1) фамилии, имена, отчества лиц, присутствовавших при аресте имущества;

2) наименования каждой занесенной в акт вещи или имущественного права, отличительные признаки вещи или документы, подтверждающие наличие имущественного права;

3) предварительная оценка стоимости каждой занесенной в акт вещи или имущественного права и общей стоимости всего имущества, на которое наложен арест;

4) вид, объем и срок ограничения права пользования имуществом;

5) отметка об изъятии имущества;

6) лицо, которому судебным приставом-исполнителем передано под охрану или на хранение имущество, адрес указанного лица;

7) отметка о разъяснении лицу, которому судебным приставом-исполнителем передано под охрану или на хранение арестованное имущество, его обязанностей и предупреждении его об ответственности за растрату, отчуждение, сокрытие или незаконную передачу данного имущества, а также подпись указанного лица;

8) замечания и заявления лиц, присутствовавших при аресте имущества.

Акт о наложении ареста на имущество должника (опись имущества) подписывается судебным приставом-исполнителем, понятыми, лицом, которому судебным приставом-исполнителем передано под охрану или на хранение указанное имущество, и иными лицами, присутствовавшими при аресте.

Постановление судебного пристава-исполнителя о наложении (снятии) ареста на недвижимое имущество должника или сведения, содержащиеся в постановлении и акте о наложении ареста на имущество должника (описи имущества), в трехдневный срок со дня принятия постановления направляются в регистрирующий орган в форме электронного документа с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

Согласно ч. 1 ст. 68 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон об исполнительном производстве) мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу.

В силу ч. 2 ст. 68 Закона об исполнительном производстве меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем после возбуждения исполнительного производства. Если в соответствии с указанным законом устанавливается срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, то меры принудительного исполнения применяются после истечения такого срока.

Согласно п. 5 ч. 3 ст. 68 Закона об исполнительном производстве мерой принудительного исполнения является наложение ареста на имущество должника, находящееся у должника или у третьих лиц, во исполнение судебного акта об аресте имущества.

В соответствии с ч. 2 ст. 69 Закона об исполнительном производстве взыскание на имущество должника, в том числе на денежные средства в рублях и иностранной валюте, обращается в размере задолженности, т.е. в размере, необходимом для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с учетом взыскания расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа.

Согласно п. 41 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» судебный пристав-исполнитель обязан руководствоваться ч. 2 ст. 69 Закона об исполнительном производстве, допускающей обращение взыскания на имущество в размере задолженности, т.е. арест имущества должника по общему правилу должен быть соразмерен объему требований взыскателя.

Таким образом, и закон, и судебная практика, обобщенная Пленумом Верховного Суда РФ, придерживаются соразмерности обеспечительных мер. А поскольку «соразмерность» – понятие оценочное, то у пристава, взыскателя и должника могут быть разные представления о соразмерности стоимости имущества взыскиваемым суммам. Точку может поставить только суд.

Должник вправе в 10-дневный срок обжаловать действия и решения судебного пристава-исполнителя как об обращении взыскания на имущество должника, так и об аресте или о реализации имущества должника в следующем порядке: сначала жалоба подается старшему приставу отдела судебных приставов, затем – Главному приставу субъекта РФ, а потом – Главному приставу РФ (ст. 121–127 Закона об исполнительном производстве). Либо пойти по линии судебного оспаривания вышеуказанных действий и решений судебного пристава-исполнителя (ст. 128 Закона об исполнительном производстве).

Об утверждении Методических рекомендаций по порядку наложения ареста на имущество налогоплательщика в обеспечение обязанности по уплате налога

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
ПРИКАЗ
от 31 июля 2002 года N БГ-3-29/404

Об утверждении Методических рекомендаций по порядку
наложения ареста на имущество налогоплательщика
в обеспечение обязанности по уплате налога

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
приказа ФНС России от 11 октября 2011 года N ММВ-7-8/639@
____________________________________________________________________

В целях реализации прав, предоставленных налоговым органам статьей 77 Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст.3824; 1999, N 28, ст.3487),
приказываю:
Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по порядку наложения ареста на имущество налогоплательщика в обеспечение обязанности по уплате налога, согласованные с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.

Министр Российской Федерации
по налогам и сборам
Г.Букаев

Методические рекомендации по порядку наложения ареста на имущество налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в обеспечение обязанности по уплате налога

Настоящие Методические рекомендации разъясняют порядок наложения ареста на имущество налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в обеспечение обязанности по уплате (перечислению) налога, осуществляемого налоговыми органами с санкции прокурора в соответствии со статьей 77 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст.3824).

1. Статья 77 части первой Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает арест имущества в качестве способа обеспечения исполнения решения о взыскании налога. Указанный арест имущества может быть произведен только с санкции прокурора и является временным ограничением права собственности налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в целях обеспечения налоговых обязательств.
Арест имущества налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в качестве способа обеспечения решения о взыскании налога производится при одновременном наличии двух условий:
неисполнение налогоплательщиком (плательщиком сборов) или налоговым агентом в установленный срок обязанности по уплате налога;
достаточные основания полагать, что указанное лицо предпримет меры, чтобы скрыться или скрыть свое имущество.

2. Сроки уплаты налогов и сборов определяются в соответствии со статьей 57 Налогового кодекса Российской Федерации.

3. Под основаниями, свидетельствующими о том, что налогоплательщик (плательщик сборов) или налоговый агент (должностные лица налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента — организации) предпримет меры скрыться либо скрыть свое имущество, рекомендуется понимать одно из нижеследующих оснований:
наличие на балансе налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента движимого имущества, в т.ч. ценных бумаг, денежные средства от реализации которого достаточны для погашения более 25 процентов суммы неуплаченного налога;
наличие на балансе налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента дебиторской задолженности, возможной к взысканию, если налогоплательщик (плательщик сборов) или налоговый агент не принимает мер к взысканию в установленном законом порядке в течение более одного квартала;
размер общей суммы задолженности по налоговым и иным обязательным платежам (с учетом штрафов и пени), в т.ч. отсроченной (рассроченной) к уплате, превышает 50 процентов балансовой стоимости имущества налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента;
получение налоговым органом сведений из органов прокуратуры, налоговой полиции, внутренних дел, ФСФО России и из иных официальных источников, свидетельствующих о выводе (сокрытии) активов организации или о намерении должностных лиц налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента — организации скрыться;
анализ должностными лицами налогового органа деятельности налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента, позволяющий сделать вывод о возможном уклонении от уплаты налога, например: систематическое уклонение налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента от явки в налоговый орган, организацией-налогоплательщиком (плательщиком сборов) или налоговым агентом срочной распродажи имущества или переоформление имущества на подставных лиц, участие посреднических фирм в расчетах налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента за его продукцию, аккумулирование средств налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента на счетах других юридических лиц;
иные обстоятельства и сведения, которые могут быть признаны налоговым органом основанием для наложения ареста, в том числе:
неисполнение налогоплательщиком (плательщиком сборов) или налоговым агентом решения налогового органа, вынесенного по результатам налоговой проверки; получение налоговым органом сведений о фактах сокрытия выручки от реализации товаров (работ, услуг) за прошлые налоговые периоды, по которым наступил срок уплаты налога; получение налоговым органом сведений о фактах неуплаты косвенных налогов за прошлые налоговые периоды или о фактах необоснованного возмещения сумм косвенных налогов из бюджета; несовпадение местонахождения имущества организации-должника с его юридическим адресом; руководитель организации-должника выступает учредителем нового юридического лица и осуществляет передачу имущества руководимого им юридического лица в качестве уставного капитала вновь создаваемой организации; юридическое лицо не представляет в налоговые органы необходимые для расчета налогов документы два и более отчетных периода и при этом невозможно найти руководство юридического лица по указанному в учредительных документах адресу.

4. Наличие хотя бы одного из перечисленных в пункте 3 настоящих Методических рекомендаций обстоятельств при неисполнении налогоплательщиком (плательщиком сборов) или налоговым агентом обязанности по уплате налога в установленный срок является основанием для вынесения решения о наложении ареста на имущество указанного налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента.

5. Решение о наложении ареста на имущество налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента принимается руководителем налогового органа либо его заместителем (далее — должностное лицо) в форме соответствующего постановления (приложение N 1).

6. Постановление о наложении ареста на имущество налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента не позднее дня, следующего за днем вынесения данного постановления, направляется в 3 экземплярах в орган прокуратуры, осуществляющий надзор за законностью деятельности соответствующего налогового органа, вынесшего указанное постановление, для решения вопроса о санкционировании ареста.
Должностные лица налогового органа обязаны представить все документы прокурору, подтверждающие обстоятельства, перечисленные в пункте 3 настоящих Методических рекомендаций.

7. Постановление о наложении ареста на имущество налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента должно содержать;
а) фамилию, имя, отчество должностного лица и наименование налогового органа, вынесшего постановление;
б) дату вынесения и номер постановления;
в) наименование и адрес налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента;
г) ссылку на закон, устанавливающий порядок уплаты конкретных налогов;
д) сумму недоимки по налогам и иным обязательным платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды, на которую должно быть арестовано имущество;
е) вид ареста (полный или частичный);
ж) перечень имущества, подлежащего аресту;
з) основания, позволяющие полагать, что указанное лицо предпримет меры, чтобы скрыться либо скрыть свое имущество.
Постановление подписывается должностным лицом и заверяется гербовой печатью налогового органа.

8. При наложении частичного ареста постановление должно содержать порядок распоряжения налогоплательщиком (плательщиком сборов) или налоговым агентом арестованным имуществом, устанавливающий обязательность обращения налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в налоговый орган за разрешением на отчуждение, в том числе по договорам залога, аренды арестованного имущества.
Постановление должно предусматривать предупреждение налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента об ответственности за несоблюдение установленного порядка владения, пользования и распоряжения имуществом.

9. Решение о санкционировании ареста принимает орган прокуратуры.
При отказе в выдаче санкции по причине несоблюдения формы постановления, после внесения соответствующих исправлений налоговым органом, постановление подлежит повторному направлению в орган прокуратуры.
В случае отказа в даче санкции прокурором налоговый орган вправе обратиться с этим же вопросом к вышестоящему прокурору.
Налоговый орган не позднее дня, следующего за днем получения санкции прокурора, вручает постановление об аресте имущества налогоплательщику (плательщику сборов) или налоговому агенту либо его представителю под роспись либо направляет его по почте заказным письмом.

10. Арест имущества производится налоговым органом в срок не позднее 3 рабочих дней, следующих за днем получения санкции органа прокуратуры. При производстве ареста составляется протокол об аресте имущества (приложение N 2). В случае нахождения имущества, подлежащего аресту, не в одном месте допускается составление нескольких протоколов об аресте.
В протоколе либо в прилагаемой к нему описи перечисляется и описывается имущество, подлежащее аресту, с точным указанием его наименования, количества и индивидуальных признаков предметов, а при возможности — их стоимости.
В протоколе должно быть отражено о предупреждении налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента об ответственности за несоблюдение установленного порядка владения, пользования и распоряжения имуществом.
При производстве ареста необходимо учитывать, что аресту подлежит только то имущество, которое необходимо и достаточно для исполнения обязанности по уплате налога. Аресту подлежит имущество, балансовая стоимость которого равна указанной в постановлении сумме неуплаченного налога.
При невозможности определения балансовой стоимости имущества его стоимость определяется должностным лицом, производящим арест, с учетом мнения специалиста (при участии такового в произведении ареста) или специализированной организации.
При необходимости к производству ареста могут быть привлечены сотрудники органов налоговой полиции в качестве лиц, обеспечивающих безопасность должностных лиц налогового органа, производящих арест.
Арест имущества производится с участием понятых. В качестве понятых могут быть вызваны любые не заинтересованные в исходе дела физические лица.
Должностное лицо, производящее арест, обязано в устной форме разъяснить права и обязанности лицам, участвующим в производстве ареста имущества в качестве понятых, специалистов, а также налогоплательщику (плательщику сборов) или налоговому агенту (его представителю).

11. Протокол подписывается должностным лицом, производящим арест, понятыми, специалистами (при их участии в произведении ареста), а также налогоплательщиком (его представителем). В случае отказа кого-либо из числа вышеперечисленных лиц подписать протокол должностное лицо отражает данный факт в протоколе.
Налоговый орган не позднее дня, следующего за днем составления протокола, вручает его налогоплательщику (плательщику сборов) или налоговому агенту (его представителю) под роспись либо направляет его по почте заказным письмом.

12. Основанием для отмены решения об аресте имущества является:
а) решение должностного лица налогового органа об отмене ареста;
б) решение вышестоящего налогового органа;
в) решение суда или арбитражного суда
Должностное лицо, принявшее решение о наложении ареста, принимает решение о его отмене не позднее дня, следующего за днем получения от налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента документов, подтверждающих уплату налога, либо соответствующих решений налогового органа или вступления в законную силу решения суда.
После наложения ареста на имущество налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента судебным приставом-исполнителем для взыскания налога в порядке, предусмотренном статьей 47 Налогового кодекса Российской Федерации, арест, наложенный по решению должностного лица налогового органа на основании статьи 77 Налогового кодекса Российской Федерации, считается прекращенным и подлежит отмене руководителем (заместителем руководителя) налогового органа.

13. Решение об отмене ареста оформляется постановлением (приложение N 3). Данное постановление в течение трех рабочих дней направляется (вручается) в орган прокуратуры, давший санкцию на арест имущества. Постановление об отмене ареста должно содержать:
а) фамилию, имя, отчество должностного лица и наименование налогового органа, вынесшего указанное постановление;
б) дату принятия и номер постановления о наложении ареста на имущество налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента;
в) основания вынесения постановления;
г) перечень имущества, на которое был наложен арест;
д) дату вынесения указанного постановления.
Постановление об отмене ареста подписывается руководителем налогового органа (его заместителем), заверяется гербовой печатью налогового органа и доводится до сведения налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента.

14. Налогоплательщику предоставляется право обжаловать действия налогового органа в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд. Подача жалобы не приостанавливает действия постановления о наложении ареста на имущество.

Приложение N 1. Постановление о наложении ареста на имущество налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента

Приложение N 1
к Методическим рекомендациям по порядку
наложения ареста на имущество налогоплательщика
(плательщика сборов) или налогового агента
в обеспечение обязанности по уплате налога

«САНКЦИОНИРУЮ»

Прокурор

(ф.и.о., классный чин)

(подпись, печать)

«_» ______ 200_ г.

Постановление о наложении ареста на имущество налогоплательщика
(плательщика сборов) или налогового агента

«_» ________ 200_ г.
N____

Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа по

(ф.и.о., классный чин)

в качестве способа обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов (сборов) рассмотрел вопрос о наложении ареста на имущество

(указать полное наименование, ИНН / КПП и адрес налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента)

Задолженность по налогам и иным обязательным платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды на «_» ___ 200_ год составляет ____________,

(сумма в цифрах и прописью)

На основании статей 31 и 77 Налогового кодекса Российской Федерации и установив

,

(основания, позволяющие полагать, что указанное лицо предпримет меры, чтобы скрыться либо скрыть свое имущество, а также предупреждение об ответственности, предусмотренной статьей 125 части первой Налогового кодекса Российской Федерации, за несоблюдение установленного порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом)

постановил:

1. В обеспечение взыскания налога (сбора) наложить полный (частичный) арест на имущество

(полное наименование налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента)

на сумму не более __________ руб. Аресту подлежит следующее имущество:

…..

Руководитель
(заместитель руководителя)
налогового органа по

(классный чин)

(подпись)

(ф.и.о.)

Копию постановления получил

(ф.и.о., паспортные данные представителя

налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента)

«_» __________ 200_ г.

(подпись)

Приложение N 2. Протокол ареста имущества

Приложение N 2
к Методическим рекомендациям по порядку
наложения ареста на имущество налогоплательщика
(плательщика сборов) или налогового агента в
обеспечение обязанности по уплате налога

N п/п

Наименование имущества

Количество

Индивидуальные признаки

Реальная (балансовая) стоимость

ИТОГО:

Всего описано имущества на сумму

(указать сумму в цифрах и прописью)

Описанное имущество должно находиться

(адрес местонахождения имущества)

Об ответственности, предусмотренной статьей 125 части первой Налогового кодекса Российской Федерации, за несоблюдение установленного порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом предупрежден

(подпись представителя налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента — организации)

Заявления, замечания по поводу описи и действий лица, ее производившего

Приложения:

1. Копия постановления налогового органа о наложении ареста на имущество налогоплательщика-организации (налогового агента) на ___ листах.

Представитель налогового органа

Приложение N 3. Постановление об отмене ареста на имущество налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента — организации

Приложение N 3
к Методическим рекомендациям по порядку наложения
ареста на имущество налогоплательщика (плательщика сборов)
или налогового агента в обеспечение
обязанности по уплате налога

«_» _________ 200_ года
N __________________

Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа по

(ф.и.о., классный чин)

рассмотрев представленные материалы

(указать полное наименование и адрес (юридический и фактический) налогоплательщика (плательщика сборов)

,

или налогового агента — организации, ИНН/КПП)

установил, что за

(наименование налогоплательщика (плательщика сборов)
или налогового агента — организации)

по состоянию на «_» ____ 200_ г. недоимка по налоговым и иным обязательным платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды не числится.

На основании пункта 13 статьи 77 части первой Налогового кодекса Российской Федерации

постановил:

Постановление налогового органа от _______ N _____ о наложении ареста на имущество налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента — организации отменить и снять арест со следующего имущества:

…..

Решение довести до сведения заинтересованных лиц.

Руководитель

(заместитель руководителя)
налогового органа

(классный чин)

(подпись)

(ф.и.о.)

Копию постановления получил

(ф.и.о, паспортные данные представителя налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента)

«_» __________ 200_ г.

(подпись)

Копия постановления направлена в

(орган прокуратуры и дата направления)

Прим. Постановление заверяется гербовой печатью налогового органа.
СОГЛАСОВАНО
Первый заместитель
Генерального прокурора
Российской Федерации —
государственный советник
юстиции I класса
Ю.Бирюков
2 августа 2002 года

Текст документа сверен по:
«Экономика и жизнь»,
N 36, сентябрь, 2002

Слово «арест» для большинства имеет определенную негативную окраску. Арестовать – значит ограничить в свободе выбора, передвижения или распоряжения чем-либо. Согласно существующему законодательству, арест недвижимого имущества – это запрет на распоряжение им. Такое имущество нельзя продать, подарить, заложить или совершить с ним другие сделки до тех пор, пока арест не будет снят. Это с одной стороны. С другой — это необходимая мера по защите законных интересов владельцев недвижимости, которая может стать, например, объектом мошенничества.

Органами, которые могут наложить арест на имущество, а также вынести запрет на совершение сделок с ним, выступают: суды общей юрисдикции, арбитражные суды, судебные приставы-исполнители, таможенные и налоговые органы, с санкции прокурора, дознаватель или следователь, с разрешения судебного органа.

Самым распространенным основанием для наложения ареста на недвижимое имущество является задолженность лица, например, неуплата установленных платежей по ипотеке, налогов, начислений пени, штрафов. Также арест может быть наложен для обеспечения сохранности имущества, которое подлежит передаче взыскателю или реализации, или при исполнении судебного акта о конфискации имущества. Может быть арестовано имущество и в том случае, если оно фигурирует в уголовном деле.

После получения определения суда о наложении ареста или постановления судебного пристава — исполнителя о запрете регистрационных действий, должностное лицо Росреестра в трехдневный срок вносит запись об аресте в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН). При поступлении на регистрацию документов в отношении объекта недвижимости арест или запрет, внесенный в ЕГРН, будет препятствовать проведению государственной регистрации прав и сделок с объектом до снятия ареста.

Снятие ареста с объекта недвижимости осуществляется только после устранения оснований его наложения: то есть, если арестовали объект недвижимости за долги, то сначала надо оплатить всю задолженность, если по определению суда, то принять меры для разрешения вопроса, из-за которого было разбирательство.

После устранения причин, нужно обратиться в орган, инициировавший его наложение: в случае ареста объекта недвижимости судом — то с заявлением об отмене ареста следует обратиться в тот же самый суд, в случае ареста судебными приставами – то в соответствующий отдел Федеральной службы судебных приставов.

Узнать, имеется ли на объекте недвижимого имущества арест, можно из выписки ЕГРН, которую можно получить по запросу заинтересованного лица. Особенно актуален этот вопрос при намерении продать или купить недвижимость – причем как для покупателя, так и для продавца. В отношении объектов недвижимости получить сведения можно через портал Госуслуги, на официальном сайте Росреестра или при личном обращении в Многофункциональный центр.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *