Сокращение пенсионера выплаты

Можно ли сократить пенсионера по сокращению штата: что говорит ТК РФ?

Ч. 2 ст. 3 ТК РФ установлен запрет на ограничение либо ущемление прав работников в силу возраста либо по другим основаниям, которые не касаются профессиональных или деловых качеств. Соответственно, пенсионеры работают по трудовым договорам на общих основаниях, а ущемление их трудовых прав по возрасту или состоянию здоровья не допускается.

Единственным исключением из данного правила являются государственные служащие. Согласно ч. 2 ст. 39 ФЗ «О государственной…» от 27.07.2004 № 79-ФЗ достижение госслужащим предельного возраста пребывания на службе (65 лет) является основанием для увольнения. Однако для некоторых категорий госслужащих предусмотрены исключения, когда предельный возраст нахождения на службе может быть продлен на основании решения руководителя органа, в котором служит сотрудник (ч. 1 ст. 25.1 ФЗ № 79).

По каким правилам производится сокращение пенсионера

Сокращение пенсионеров в 2019 году проводится по общим правилам, определенным ст. 179 и 180 ТК РФ, без каких-либо ограничений и изъятий.

При сокращении сотрудника, согласно ч. 1 ст. 179 ТК РФ, во внимание принимаются только его квалификация и производительность труда. Соответственно, предпочтение должно отдаваться более квалифицированному и эффективному сотруднику.

При этом в ряде организаций работники могут иметь одинаковую производительность труда (данный показатель к ряду профессий и должностей и вовсе не применим) и квалификацию. В такой ситуации преимуществом обладают сотрудники, перечисленные в ч. 2 ст. 179 ТК РФ, в том числе:

  • работники, имеющие двух и более иждивенцев;
  • сотрудники, в семье которых больше никто не работает;
  • работники, которые в период службы у работодателя получили профзаболевание или увечья;
  • инвалиды ВОВ и боевых действий;
  • повышающие квалификацию по направлению работодателя без отрыва от производства.

Важно! Пенсионеры в силу ч. 2 ст. 179 ТК РФ не будут пользоваться преимущественным правом оставления на работе при сокращении штатных единиц. То есть при возникновении выбора между увольнением по сокращению пенсионера либо более молодого сотрудника предпочтение должно отдаваться более квалифицированному и эффективному из них.

Порядок сокращения пенсионера

Напоминаем, что порядок сокращения пенсионеров при сокращении штата регламентируется ст. 179, 180 ТК РФ.

Первый вопрос, с которым нужно определиться администрации организации, — это перечень сокращаемых должностей и сотрудников.

На крупных предприятиях для этих целей создается специальная комиссия, цель которой — экономически обоснованное проведение организационно-штатных мероприятий. Состав комиссии, полномочия и другие вопросы ее деятельности регламентируются приказом руководителя, а по итогам работы составляются отчет и рекомендации по сокращению как должностей, так и конкретных сотрудников. Соответственно, вопросы квалификации специалистов, их эффективность, возможность перемещения сокращаемых сотрудников на имеющиеся вакантные должности должны учитываться в ходе работы комиссии.

После того как руководство организации определилось с перечнем сокращаемых сотрудников, каждому из них должны быть предложены другие вакантные должности в организации с учетом требований к здоровью.

Ч. 3 ст. 81 ТК РФ обязывает администрацию предложить весь список имеющихся вакансий, в том числе и с меньшей заработной платой, более низкие должности, которые конкретный пенсионер может занимать с учетом его квалификации и состояния здоровья в данной местности (обычно в рамках конкретной административно-территориальной единицы). Такое предложение следует оформить письменно, передать сотруднику под расписку и установить разумный срок для дачи согласия на перевод либо отказ от него. Отсутствие согласия на перевод в течение установленного срока должно означать отказ работника от перевода.

При согласии работника достаточно внести изменения в трудовой договор, которые будут подтверждены подписями обеих сторон. Если же работник отказался от перевода, требуется получить от него соответствующее документально подтверждение либо дождаться окончания срока, определенного в предложении.

Как предупредить пенсионера о сокращении

Параллельно с предложением сокращаемому работнику другой работы ч. 2 ст. 180 ТК РФ обязывает администрацию организации уведомить работника о предстоящем сокращении. Об этом пенсионер должен быть предупрежден индивидуально и под расписку как минимум за 2 месяца до дня предполагаемого увольнения.

Важно! Предупреждать сотрудника необходимо с таким расчетом, чтобы увольнение не приходилось на отпуск сотрудника. Это связано с тем, что согласно ст. 81 ТК РФ увольнять работника, находящегося в отпуске или на больничном, недопустимо.

Ч. 3 ст. 180 ТК РФ позволяет работодателю с согласия сотрудника расторгнуть с ним трудовой договор досрочно, до истечения 2-месячного срока до предстоящего увольнения по сокращению. За весь оставшийся до конца предупреждения о сокращении срок работнику должна быть выплачена компенсация в размере среднего заработка.

П. 2 ст. 25 ФЗ «О занятости…» от 19.04.1991 № 1032-1 обязывает работодателя-организацию также за 2 месяца предупредить центр занятости о предстоящем сокращении работников. ИП должны направить такое уведомление не позднее чем за 2 недели до увольнения.

Уведомление составляется в свободной форме. При этом в него нужно включить следующую информацию о каждом сотруднике:

  • должность и профессию;
  • требования к квалификации для занятия должности;
  • размер заработной платы.

Компенсации при сокращении

Согласно ч. 1 ст. 178 ТК РФ сокращенному пенсионеру полагается компенсация в размере 1 среднемесячного заработка. Дальнейшие же выплаты определяются в зависимости от действий пенсионера.

Если пенсионер не может найти работу и не трудоустроился, он вправе получать средний заработок до момента трудоустройства, но не больше чем в течение 2 месяцев.

Пособие за третий месяц после увольнения

В исключительных случаях может выплачиваться средний заработок и за третий месяц после увольнения, если человека не смогли трудоустроить. Для этого пенсионер должен встать на учет в службу занятости населения в течение 2 недель с момента увольнения, а после получения среднего заработка за 2 месяца написать в службу занятости заявление о выплате третьего. В результате орган может вынести решение о сохранении за уволенным сотрудником среднего заработка за третий месяц, и работодатель на основании этого решения обязан произвести выплату.

Расчет компенсации

Предположим, что пенсионер трудоустроился через 25 дней после увольнения. В этом случае он не получит компенсацию вовсе. Если трудоустройство произошло, допустим, через 45 дней, пенсионеру выплатят первую компенсацию и часть второй (за 15 дней). Если же он за двухмесячный период с момента увольнения не устроится совсем, то получит второй среднемесячный заработок полностью.

Чтобы рассчитать размер компенсации, необходимо определить средний заработок сотрудника за один день. Для этого потребуется рассчитать все выплаты, произведенные пенсионеру за предшествующие 12 месяцев, и разделить их на количество отработанных дней за год.

Второй шаг — умножить количество рабочих дней в месяце на средний дневной заработок. Количество рабочих дней в месяце считается по графику работы организации, из которой сократили пенсионера.

Выплачивается ли пособие по безработице при сокращении пенсионера?

Вопрос о пособиях безработным пенсионерам решается исходя из положений п. 1 ст. 31 ФЗ № 1032-1. Для выплаты пособия гражданин должен получить статус безработного.

Важно! Согласно п. 3 ст. 3 ФЗ № 1032-1 граждане, которые получают пенсию по старости либо по выслуге лет, то есть пенсионеры, не могут быть признаны безработными. А следовательно, пособие по безработице им не полагается.

Может возникнуть резонный вопрос: имеет ли вообще пенсионер право встать на учет в центре занятости для содействия в трудоустройстве? Разъяснение содержится в письме Роструда от 27.10.2005 № 1754-61. В нем ведомство отмечает, что пенсионеры могут обратиться за содействием в трудоустройстве в центр занятости и получить необходимый документ (решение данного органа) о том, что они не трудоустроились.

В 2012 году было принято постановление Правительства РФ «О порядке…» от 07.09.2012 № 891, которым определены процедуры регистрации безработных и граждан в целях поиска подходящей работы. Соответственно, в регистрации в центре занятости для поиска работы, получении необходимой информации, консультаций по вопросам трудоустройства для пенсионеров юридических препятствий не существует.

При обращении в центр занятости пенсионер приобретает статус не безработного, а гражданина в целях поиска подходящей работы, что позволяет ему получить необходимую помощь в поиске вакансии с учетом его квалификации и состояния здоровья. Однако данный статус не позволяет пенсионеру получать пособие по безработице.

Обратите внимание! В отношении предпенсионеров действует иной порядок, и они вправе претендовать на получение пособия.

Итоги

Пенсионеры, как и любые другие работники, могут быть сокращены работодателем. И на них точно так же распространяются все гарантии (правовые и финансовые), предусмотренные нормами ТК РФ. Что же касается пособия по безработице, то оно не полагается пенсионерам, так как они, получая пенсию, не могут быть признаны безработными.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

В интернете со ссылкой на новый закон № 210-ФЗ от 13.07.2020 г. распространились слухи, что теперь при увольнении всем работающим пенсионерам положены новые выплаты. На самом деле, никаких специальных выплат именно для пенсионеров не придумали, но новости всё-таки есть. И касаются они всех, а не только пенсионеров. Рассказываем, что к чему.

Обычно, если организация ликвидируется или сокращает сотрудников, она должна каждому выплатить выходное пособие в размере одного среднемесячного заработка. А дальше все зависит от того, как скоро сотрудник найдет новую работу.

Сейчас по статье 178 ТК РФ за уволенными сотрудниками сохраняется среднемесячный заработок пока они ищут работу, но максимум два месяца, а в некоторых случаях — три.

Если сотрудник в первый месяц после увольнения встал на учет как безработный и не нашел работу, он ничего не получает. В счет выплаты бывшему сотруднику засчитывается выходное пособие, которое он уже получил. Если он не нашел работу за второй месяц — может рассчитывать на среднюю зарплату. Для этого нужно встать на учет как безработный и принести бывшему работодателю подтверждение, что не устроился на работу.

Если сотрудник не устроился на работу и за третий месяц, то он может получить еще одну среднемесячную выплату. Но только если встал на учет в центр занятости в течение 14 дней после увольнения и там ему выдали решение о выплате. Если сотрудник не работал только часть месяца, он получает среднюю зарплату пропорционально этой части.

Если организацию уже ликвидировали, а сотрудник еще не нашел работу и не успел обратиться за выплатами — он уже не может получить деньги от бывшего работодателя.

Но всё изменится. С 13 августа 2020 года вступает в силу закон № 210-ФЗ от 13.07.2020 г. с изменениями в ТК РФ. Порядок выплат, описанный выше, остается. Но теперь, если фирму нужно ликвидировать, этого нельзя будет сделать, пока все уволенные сотрудники не получат свои компенсации за второй и третий месяц после увольнения. То есть придется ждать, пока сотрудники либо найдут работу, либо обратятся за выплатой среднемесячного заработка.

Если работодатель не может и не хочет столько ждать, и закрыть фирму нужно скорее, теперь он сможет сразу выплатить увольняемым сотрудникам среднемесячный заработок за второй и третий месяц. В этом случае фирма может закрыться, не выжидая три месяца. А сотруднику для получения денег не нужно вставать на учет в центр занятости. И два среднемесячных заработка он гарантированно получает, даже если сразу найдет новую работу.

Обязанность платить выходное пособие при ликвидации или сокращении и сохранять средний заработок на период трудоустройства в ТК РФ по-прежнему остаётся только для организаций. Для индивидуальных предпринимателей такие выплаты обязательны, только если прямо прописаны в трудовом договоре с работником.

Еще одно новшество — период, когда работник может обратиться за выплатой средней зарплаты, теперь будет строго ограничен. Если раньше о сроках в ТК РФ ничего не было сказано, то теперь это 15 рабочих дней с момента истечения второго или третьего месяца после увольнения. Работодатель, в свою очередь, должен заплатить в течение 15 календарных дней после обращения.

Вот такие новости.

А что же с пенсионерами? Все то же самое, что и с другими сотрудниками. Если при ликвидации или сокращении увольняют пенсионеров, они имеют право на выходное пособие и средний заработок на период трудоустройства. Для это нужно встать на учет в центр занятости. Работодатель не может отказать пенсионеру в выплате среднего заработка на период трудоустройства лишь на том основании, что он пенсионер. Но и никаких дополнительных бонусов выплачивать не обязан.

Мы следим за изменениями законодательства и простым языком рассказываем о них, не искажая факты. А для пользователей сервиса «Моё дело» наши эксперты всегда готовы дать развернутую консультацию по любой ситуации. Оставьте свои контакты ниже, и мы расскажем как «Моё дело» может помочь бухгалтеру и предпринимателю.

×

Правила поведения пользователей на сайте

Правила использования сервисов и информации

пользователями системы электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф»

Правила использования сервисов и информации пользователями (далее – Правила) системы электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф» (далее – Система) относятся ко всем без исключения электронным сервисам Системы, доступ к которым осуществляется через разделы и страницы Интернет-портала http://онлайнинспекция.рф (далее – Портал). Настоящие Правила регулируют поведение всех без исключения зарегистрированных в Системе пользователей и не зарегистрированных посетителей Портала.

1. Термины и понятия, используемые в настоящих Правилах

1.1 В настоящих Правилах используются следующие термины и понятия:

Система – система электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф».

Сервисы – основные и дополнительные инструменты, предлагаемые Пользователю для взаимодействия с органами власти.

Портал – информационный ресурс, созданный с целью взаимодействия граждан с Системой, находящийся в сети Интернет по адресу: http://онлайнинспекция.рф.

Администрация портала – должностные лица Федеральной службы по труду и занятости и представители исполнителя работ по государственному контракту на осуществление технического сопровождения Портала, осуществляющие оперативное управление Порталом.

Пользователь – лицо, зарегистрированное на Портале, которому предлагается использовать услуги и сервисы, предоставляемые Порталом.

Модератор – представитель Администрации портала, обрабатывающий сообщения пользователей.

Модерация – процесс обработки и анализа соответствия сообщения Пользователя положениям настоящих Правил использования сервисов и информации пользователями системы электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф» и Пользовательского соглашения.

2. Общие правила

2.1. Для доступа к публикации сообщений на Портале (обсуждения, комментарии, вопросы и использование любых других способов взаимодействия Пользователя с Системой), каждый Пользователь Портала обязан ознакомиться и согласиться с настоящими Правилами.

2.2. После ознакомления с текстами Правил пользования и Пользовательского соглашения, подтвердив согласие с ними на странице регистрации или отправки сообщения, каждый Пользователь указанными действиями заключает с Администрацией Портала соглашение о регулировании их взаимоотношений.

2.3. Администрация Портала обладает правом осуществлять модерацию через представителей Администрации Портала – модераторов.

2.4. Настоящие Правила могут быть изменены путем внесения изменений соответствующим приказом Федеральной службы по труду и занятости.

3. Регистрация пользователей

3.1. На Портале существует система регистрации пользователей. Только зарегистрированные пользователи имеют возможность интерактивного взаимодействия с сервисами Системы.

3.2. Для регистрации на Портале Пользователь указывает действующий адрес электронной почты – на него будут направляться уведомления о текущем статусе опубликованных сообщений (обращений), выбирает условное имя Пользователя («ник»).

3.3. При регистрации Пользователя Система запрашивает пароль к регистрируемому логину. Этот пароль должен быть известен только Пользователю и не должен сообщаться третьим лицам. Используемый пароль может быть изменён Пользователем в специальном разделе Портала – Профиле Пользователя.

3.4. При регистрации Пользователя Система инициирует процесс авторизации посредством отправки смс-сообщения с кодом активации на телефон Пользователя, указанный при регистрации. Полученный пароль необходимо ввести в специальное поле в открывшемся окне. Только после ввода пароля учётная запись активируется.

3.5. Для пользователей, имеющих учётную запись на Портале государственных услуг (http://www.gosuslugi.ru/), предоставлена возможность авторизации посредством логина и пароля от данной учётной записи. В случае осуществления регистрации данным способом верификация посредством смс-сообщения исключена.

4. Публикация обращений

4.1. Каждый зарегистрированный Пользователь может публиковать обращение.

4.2. Обращения публикуются в соответствии с предложенным классификатором категорий проблем.

4.3. Для создания обращения необходимо заполнить форму обращения. В форме обращения Пользователь должен указать свои настоящие данные.

4.4. Пользователю необходимо заполнить следующие поля о себе, как о заявителе:

— адрес проживания заявителя;

— фамилия, имя, отчество (при наличии) заявителя;

— номер мобильного телефона заявителя (в случае отсутствия мобильного телефона, необходимого при регистрации в Системе, заявитель вправе подать обращение напрямую на адрес электронной почты территориального органа Роструда. Перечень территориальных органов Роструда размещён на едином информационном портале Федеральной службы по труду и занятости в сети «Интернет» (http://rostrud.ru/). В случае если Пользователь не был зарегистрирован ранее на Портале, на данный указанный номер телефона поступит код активации, который необходимо ввести в специальное поле в появившемся окне с целью активации учётной записи Пользователя и его обращения;

— электронный адрес, на который будут поступать уведомления о ходе решения проблемы.

Администрация Портала обеспечивает неразглашение третьим лицам всех введённых в процессе регистрации пользовательских данных, за исключением случаев, оговоренных Пользовательским соглашением.

4.5. Пользователю необходимо заполнить следующие поля о месте работы:

— регион, город и точный фактический адрес организации, сотрудником которой он является (-лся);

— данные об организации: название, организационно-правовая форма, юридический адрес, данные о руководителе;

— сведения о своей должности и периоде работы;

— сведения о третьих лицах, упоминание которых требуется для полного описания проблемы.

4.6. Пользователю необходимо заполнить следующие поля о своей проблеме:

— пояснения к сложившейся ситуации;

— фотоматериалы.

Информация, внесённая в поле «Пояснения к сложившейся ситуации», становится публичной и должна носить общий характер. В данном поле запрещается упоминание персональных данных третьих лиц. В случае если заявитель нарушает данный пункт правил, за публикацию информации несёт ответственность сам Пользователь.

Фотоматериалы являются закрытой информацией по умолчанию и могут быть опубликованы в публичном доступе по решению Пользователя.

4.7. Перед отправкой заявления Пользователь соглашается с настоящими Правилами использования сервисов и информации пользователями Системы и принимает соглашение об обработке персональных данных. В случае несогласия с данными условиями каждый Пользователь вправе отказаться от использования ресурса и воспользоваться другими предложенными на официальных ресурсах ведомства видами связи.

4.8. На Портале применяется пост-модерация сообщений. Сообщения публикуются сразу после размещения пользователями и, если они нарушают настоящие Правила, удаляются, или модератором направляется письмо Пользователю с просьбой устранить нарушение.

4.9. Причины отказа в публикации сообщения или предложения внести коррективы:

— игнорирование правил правописания и ненормативная лексика, сообщение написано не на государственном языке Российской Федерации или содержит большое количество орфографических и синтаксических ошибок, написан заглавными буквами, содержит ненормативную лексику, в том числе в завуалированной форме;

— отсутствие логической связи между предложениями в обращении, которое не позволяет понять общий смысл описываемого случая;

— коммерческие цели и реклама – если, по мнению модератора, публикуемые сведения прямо или косвенно нацелены на извлечение прибыли;

— недостаточность описания либо безосновательные обвинения – модератор оставляет за собой право отклонить случай, если сведения, указанные в нём, не позволяют сделать вывод об имеющемся правонарушении;

— не проходят модерацию случаи, в которых нет конкретного указания на проблему, присутствуют вопросы риторического характера;

— не проходят модерацию случаи, которые не соответствуют выбранной Пользователем категории;

— не проходят модерацию сообщения, которые дублируют ранее опубликованные сообщения (текст сообщения полностью повторяет текст предыдущего сообщения, то есть не несёт новой информации).

4.10. Пользователь может ознакомиться с ответом по опубликованному обращению в своем личном кабинете, предварительно пройдя авторизацию на Портале.

Вопрос: В связи с сокращением объема производства организация планирует сократить часть работников. Правомерно ли сокращение в первую очередь пенсионеров? Распространяются ли на них гарантии, установленные ТК РФ?

Ответ: Согласно ст. ст. 56 и 63 Трудового кодекса РФ работником как стороной трудового договора может быть любой гражданин, достигший возраста 16 лет. Иных возрастных ограничений для заключения трудового договора не существует. Поэтому на лиц, достигших пенсионного возраста и состоящих в трудовых отношениях с работодателем, распространяются все положения трудового законодательства, включая предоставление установленных гарантий и компенсаций. Согласно ч. 1 ст. 82 ТК РФ увольнение по сокращению штата должно проводиться в соответствии с установленной процедурой. О предстоящем увольнении по сокращению штата работник должен быть предупрежден письменно и под роспись не менее чем за два месяца (ст. 180 ТК РФ). Кроме того, работодатель должен предложить увольняемому работнику другую работу (должность), соответствующую его квалификации и которую работник может выполнять учетом его состояния здоровья (ст. 81 ТК РФ). Факт предложения работнику другой работы или вакантной должности, а также его согласие или отказ от предложения работодатель должен документально зафиксировать (ст. ст. 81, 180 ТК РФ). Прекращение трудового договора до истечения двухмесячного срока возможно только с письменного согласия увольняемого работника (ст. 180 ТК РФ). При увольнении по сокращению штата нужно учитывать преимущественное право на оставление в штате работников с высокой квалификацией и более высокой производительностью труда (ст. 179 ТК РФ). Кроме того, такое преимущество будут иметь некоторые другие категории, в частности работники, имеющие двух и более иждивенцев (ст. 179 ТК РФ). Статьей 178 ТК РФ установлено, что увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен. Что касается сохранения среднего заработка за третий месяц за уволенными работниками-пенсионерами, то Минфин России в Письме от 15.03.2006 N 03-03-04/1/234 указал на Письмо Роструда от 27.10.2005 N 1754-61, которым было разъяснено, что у органов службы занятости нет достаточных оснований для принятия в отношении пенсионеров решений об отказе в сохранении за ними в течение третьего месяца со дня увольнения среднего месячного заработка в порядке ч. 2 ст. 178 ТК РФ и выдачи пенсионерам соответствующих документов (справок). Таким образом, из приведенных норм следует, что гарантии при увольнении в связи с сокращением штата работников организации распространяются на граждан-пенсионеров и сокращение таких работников в первую очередь неправомерно. При сокращении штата работников, в том числе и пенсионеров, нужно учитывать все требования трудового законодательства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *