Smart education

СОВРЕМЕННАЯ ПАРАДИГМА РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: SMART-EDUCATION

Ломакина Ольга Евгеньевна (Волжский, Россия)

Густомясова Татьяна Ильинична (Волжский, Россия)

В настоящей статье рассматривается ситуация перехода традиционной системы образования к Smart-образованию, которое рассматривается в качестве одного из основополагающих компонентов Smart-общества. Анализируются преимущества этой технологии для современных студентов в целях создания благоприятных условий для повышения профессиональной компетентности, возможности выбора индивидуальной образовательной траектории с учетом появляющихся инновационных учебно-методических комплексов, электронных образовательных ресурсов, таких как Smart-учебник. Раскрываются положительные аспекты внедрения подобных технологий для профессорско-преподавательского состава вузов, заключающиеся, в частности, в создании единого образовательного пространства в сети Интернет для осуществления успешной научно-исследовательской и учебной деятельности.

Ключевые слова: информационное общество, Smart-образование, образовательная технология, Smart-учебник.

Key words: information-oriented society, Smart-Education, educational technology, Smart tutorial.

В настоящее время современная система образования предлагает преподавателям неязыковых вузов большой выбор интерактивных технологий обучения, способствующих профессиональному, личностному и творческому саморазвитию обучающихся. Информационно-коммуникационные технологии получили столь широкое распространение в мировом образовательном пространстве, что представить современное лекционное или практическое занятие, проводимое преподавателем в вузе в рамках традиционной системы уже невозможно. Преподаватели, а самое главное студенты, которые являются основными потребителями на рынке образовательных услуг, нуждаются в новой современной образовательной среде, новом этапе, ступени развития информационного общества. Общества, основанного на технологиях, которые поставлены на службу человечеству.

Н. В. Тихомирова отмечает, что Интернет размывает границы экономики, общества и индустрий, изменяя правила игры, открывая вероятность для риска, также как новые возможности. Smart – это свойство объекта, характеризующее интеграцию в данном объекте двух или более элементов, ранее несоединяемых, которая осуществляется с использованием Интернет. Например, Smart-TV, Smart-Home, Smart-Phone. Smart-технологии приведут к расширению трудовой мобильности: в образовании, в государственной службе и во многих других сферах занятости . В этой связи закономерным является наблюдение, что с каждым днём все настойчивей звучит мысль о том, что создалась ситуация перехода к так называемому Smart-обществу. Основополагающим компонентом Smart-общества является Smart-образование, объединяющее в единую систему не только учебные заведения, но и профессорско-преподавательский состав для осуществления совместной образовательной деятельности в сети Интернет на базе общих стандартов, заключенных соглашений и технологий. В современных условиях наиболее оптимальным способом организации академической мобильности и сотрудничества является электронное обучение, основанное на уже имеющихся образовательных ресурсах.

В связи с этим у многих преподавателей возникает закономерный вопрос, направленный на детализацию базы, основы подобного общества. Каким образом происходит переход от электронного обучения к Smart-образованию, к Smart-обществу? Ответ на поставленный вопрос пытались найти участники Международная конференция «От электронного обучения к Smart-образованию, к Smart-обществу», которая проходила в мае 2014 г. Эта конференция явилась логическим продолжением многих международных форумов и конференций, проводимых организаторами данной конференции более чем 20 лет, последовательно развивая проблемы открытого образования, дистанционного обучения, электронного обучения, применения ИКТ в образовании (Информика), e-Learning, Smart e-Learning, Smart Education, Smart University, Smart Society. В качестве стратегических направлений работы конференции были отмечены:

– презентации и представление государственных программ и приоритетов в развитии e-Learning, Smart e-Learning, Smart Education, Smart University, Smart Society;

– презентации и дискуссии по проекту Программы развития электронного образования в России на 2014–2020 гг. Условия достижения вузами РФ заданных в программе индикаторов.

Какие же вопросы поднимаются научным сообществом в рамках заявленной темы? Прежде всего, Smart-университеты и Smart-общество.

В рамках предложенной темы были затронуты проблемы Smart-образования для развития Smart-городов и регионов, компьютерные программы и информационные технологии, основанные на Smart-технологиях, Smart-технологий и интеллектуальных образовательных приложений, Smart-университета и Smart-школы (Smart учитель/преподаватель, студент, учебный процесс, учебник), Smart-общества (концепция, понятия, функции, инфраструктура и т.д.), слияния интеллектуальных технологий и серьезных игр (геймификация), Smart-технологий, основанных на мультимедиа, мобильных Smart-технологий, Smart-технологий для повышения качества образования.

Были рассмотрены лучшие практики Smart-обучения, национальные и международные проекты по Smart-образованию и т.д., а также вопросы, связанные с оценкой качества e-Learning и влиянием e-Learning на качество образования .

Отечественные исследователи, занимающиеся вопросами Smart Education, В.П. Тихомиров, Н.В. Тихомирова, отмечают, что электронное обучение имплантировано в структуру цифрового общества и является его центральным, системообразующим элементом. Однако, говоря об электронном обучении, упор делался в основном на технологии. Сегодня технологическое развитие ведущих университетов мира достигло такого предела, когда дальнейшее развитие информационной базы качественно нового изменения не принесет. Электронное обучение больше не является инновацией, в нем нет неясных позиций. Образовательный контент в свободном доступе для студентов, обеспечение обратной связи преподавателей и студентов, обмен знаниями между ними, автоматизация административных задач – это все относится к технологиям.

Но что люди делают с этими технологиями, какой эффект получают? Эти вопросы лежат уже в разрезе Smart Education. Именно оно способно обеспечить максимально высокий уровень образования, соответствующий задачам и возможностям сегодняшнего мира, позволит молодым людям адаптироваться в условиях быстроменяющейся среды, обеспечит переход от книжного контента к активному.

В чем же заключается основная идея Smart Education? Smart Education, или умное обучение, — это гибкое обучение в интерактивной образовательной среде с помощью контента со всего мира, находящегося в свободном доступе. Примером подобного образования может служить проект следующего десятилетия в европейской системе образования — Единый европейский университет с общим деканатом, который будет сопровождать перемещение студентов от вуза к вузу. Болонский процесс дает вузам возможность принимать студентов без переэкзаменовки, создавая, таким образом, Smart Education system для Европы. Единый европейский университет будет осуществлять коллективный процесс обучения с помощью единого общего репозитария учебных материалов. Ключ к пониманию Smart Education – широкая доступность знаний .

Рассуждая о ключевой идеи, положенной в основу технологии обучения и развития – Smart Education остановимся на главных преимуществах Smart-учебного процесса:

– инновационный подход к подаче учебного материала;

– динамический канал общения преподавателя и студента (функции преподавателя распределяются между учебником и тьютором, а студент является соавтором курса);

– динамическое содержание (обновление материала без необходимости скачивания учебника повторно);

– новые информационные технологии (применение облачных технологий хранения материала и информации об успеваемости студентов (Tin Can API).

Каковы же преимущества Smart-учебного процесса для студентов? Прежде всего, мобильность; расширение технических возможностей; смена парадигмы обучения; поддержка любых образовательных сервисов; выстраивание индивидуального подхода к обучению .

Использование в учебном процессе идеологии Smart Education требует серьезного педагогического осмысления, внедрения новых педагогических разработок, которые позволят интенсифицировать учебный процесс и повысить его качество. Необходим пересмотр сложившихся организационных форм учебной работы: увеличение объема самостоятельной индивидуальной и групповой работы студентов, рост числа творческих и исследовательских проектов.

Следует разрабатывать программы комплексного педагогического сопровождения процессов внедрения средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательную среду вуза по следующим направлениям:

– специфика взаимодействия «студент – преподаватель», «тьютор –студент» и «тьютор – преподаватель» в электронной образовательной среде;

– организация самостоятельной работы студентов с применением средств ИКТ;

– современные ИКТ как средство творческого развития личности учащихся в системе «школа – вуз»);

– использование средств ИКТ при формировании профессиональных компетенций студентов;

– формирование информационной компетентности выпускников вуза;

– использование средств ИКТ в развитии профессиональных компетенций специалистов в системе «вуз – повышение квалификации»;

– возможности электронной образовательной среды в духовно-нравственном развитии обучающихся;

– специфика межкультурной коммуникации в электронной образовательной среде;

– самореализация студента в образовательном пространстве вуза с использованием средств ИКТ;

– проектирование электронных образовательных ресурсов и учебно-методических комплексов для использования в Smart Education .

Наилучшим образом разобраться в сути Smart Education нам поможет рассмотрение процесса развития подходов к образованию. Условно его можно разделить на три этапа и рассмотреть в разрезе пяти видений, таких как знания, технологии, преподавание, преподаватель и бизнес:

1 этап – «Вчера» единственным источником знаний для студента был преподаватель, при этом почерпнуть новые знания студент не мог нигде кроме, как в аудитории или в книге, которую ему посоветовал тот же преподаватель. Целью же университетов была подготовка специалистов для индустриального производства.

2 этап – «Сегодня» знания передаются не только от преподавателя к студенту, но и между студентами, что позволяет создавать новый уровень знаний. В свою очередь активно начинают применяться образовательные технологии и преподаватели могут нести знания не только в аудитории. Бизнесу необходимы специалисты, подготовленные к обществу знаний.

3 этап – «Завтра» главным источником знания для студента станет Интернет, технологии будут индивидуально ориентированы и направлены на создание новых знаний. Процесс преподавания будет предполагать движение знаниевых объектов в любых направлениях от студента к преподавателю и обратно, от студента к студенту и т.д. Выпускник будет не просто специалистом в своей области, он сможет вливаться в бизнес-среду в качестве партнера или предпринимателя .

Концепция Smart-образования – гибкость, предполагающая наличие большого количества источников, максимальное разнообразие мультимедиа, способность быстро и просто настраивается под уровень и потребности слушателя. Smart-образование должно быть легко управляемым, когда учебное заведение может обеспечивать гибкость учебного процесса, и интегрированным.

Основными целями Smart Education являются:

– создание среды, обеспечивающей максимально высокий уровень образования;

– повышение навыков и знаний студента в соответствии с его компетентностной моделью;

– разработка стратегии образования, которая поможет студентам адаптироваться к проблемам и трудностям постоянно меняющегося мира.

К основным признакам Smart Education относятся:

– формирование объединенного реального и виртуального пространства;

– единство профессорско-преподавательского состава, общая информационно-образовательная среда, индивидуализация образовательных траекторий;

– внедрение новых образовательных технологий с использованием ИКТ .

В частности, одной из таких образовательных технологий является Smart-учебник. Первый в России Smart-учебник, инновационный образовательный продукт выполнен в Московском государственном университете экономики, статистики и информатики (МЭСИ, г. Москва). В качестве соавтора указанной разработки выступает П. Ю. Невоструев.

Smart-учебник объединяет несколько функций: преподавателя, организатора обучения, кроудсорсинга (практика получения необходимых услуг, идей или контента путем просьб о содействии, обращенных к большим группам людей, особенно – к онлайновому сообществу), экспертного сообщества и практиков .

Таким образом, постоянно возрастающая роль сети Интернет в мировом образовательном пространстве оказывает существенное влияние на разработку и активное внедрение в практику учебного процесса Smart-технологии: компьютерные программы и информационные технологии, основанные на Smart-технологиях, Smart-технологии и интеллектуальные образовательные приложения, Smart-технологии, основанные на мультимедиа, мобильные Smart-технологии.

Рассматривая сущность такого явления как Smart-образование, мы пришли к выводу, что указанное явление, не столь широко распространённое ещё несколько лет назад, в настоящее время находится под пристальным вниманием отечественных исследователей во время международных конференций и повседневной научно-исследовательской деятельности в рамках образовательного процесса.

Smart-образование призвано объединить специалистов высших учебных заведений с целью организации образовательного процесса в сети Интернет; обеспечения эффективной академической мобильности обучающихся, основанной как на базе уже апробированных, так и вновь создаваемых электронных образовательных ресурсах.

Ученые выступают с предложениями создать Smart-города и регионы, Smart-университеты и Smart-школы (Smart учитель/преподаватель, студент, учебный процесс, учебник). Необходимо отметить, что нами были рассмотрены преимущества использования одной из таких инновационных образовательных технологий в практике отечественного образования, а именно Smart-учебник. Проанализировав описание указанной технологии, пришли к заключению, что первый в России Smart-учебник является многофункциональной технологией, объединив в себе функции преподавателя, организатора обучения и кроудсорсинга.

В чем же заключается перспективность Smart-образования для современных студентов? Во – первых, легко управляемый учебный процесс, максимальное разнообразие мультимедиа, персонализация в выборе учебного курса; во – вторых, создание виртуальной среды, с целью обеспечения максимально высокого уровня образования; разработка компетентностной модели для дальнейшего повышения уровня знаний и навыков обучающихся; адаптация студентов к изменениям, происходящим в мире.

Преимущества для профессорско-преподавательского состава, на наш взгляд, также очевидны: создание единой информационно-образовательной среды; оперативная обратная связь с обучающимися; появление новых образовательных информационных технологий для повышения уровня профессионального мастерства будущих специалистов, в том числе и подготовка к осуществлению эффективной межкультурной коммуникации на профессиональные темы.

Литература

1. Международная конференция ELSE 2014 «От электронного обучения к Smart-образованию, к Smart-обществу». Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.elseconf.ru.

5. Федулина С.Б. Инновационные процессы в образовании, связанные с развитием информационных и коммуникационных технологий. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.rusnauka.com.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *