Следователь по ОВД расшифровка

Оперативники

Почему на них бесполезно жаловаться — «Для следствия палки нет» — Какой процент заключенных сидит без вины — Дурная слава 6-й ОРЧ по СВАО — Странное дело адвоката Маркина — «Если ты отпустишь задержанного, сначала все спросят, сколько взял денег» — УСБ против адвокатов — Доверчивый следователь, отказное и 500 тысяч рублей

Все упирается в оперативников, а они часто занимаются провокациями. Не то, чтобы они хотели, но палочную систему никто не отменял, и самый популярный способ — через наркотики. Вот пример: опера сами берут наркотики, делают закладку, просят своего агента, какого-нибудь наркомана, с ними поработать. Тот находит местного забулдыгу, с которым постоянно пьет, и говорит: «У меня тут закладка лежит, пойдем поищем», ведет его туда, бедняга находит закладку, не успевает сделать и трех шагов — и все.

По сути, это провокация, так не должно быть. А что следствие? Агента никто не может найти, задержанный только знает, что его зовут Дима или Петя. Даешь операм поручение искать этого Диму-Петю, они, естественно, не находят — много Петь в Москве. Я хочу что-то большее от них, сам же я не буду искать — я не опер. А он не ведет мне свидетеля, пишет: все обыскал, всех проверил, камеры посмотрел и ничего не нашел. Хоть ты тресни. Задержанный говорит — ну да, я взял. И он же реально взял, правда. Все говорят, что не знали, что берут наркотики, но тут уж… Арестовали, посадили, осудили.

И как на оперов воздействовать? Только кажется, что есть куда жаловаться. На самом деле, вот опера, вот у них начальник розыска, над ним — начальник всего отдела. Начальник розыска — это такой же их пацан, если к нему прийти, он скажет: «Ой, да хорош, иди уже». Если прийти к начальнику всей конторы, он, в принципе, то же самое ответит: «Ну что тебе надо? Ладно, я им скажу, все, иди отсюда»

Просто ведь для следствия палки нет, мы — немного отдельная структура. Начальник ОВД и опера — полиция, а следователи — юстиция. Да, мы в составе МВД, зарплата от них, но мы формально независимые.

Мне начальник конторы — не начальник ОВД, начальник следствия, а у него — в округе, и дальше по цепочке. Это такая неуклюжая попытка сделать так, чтобы полиция не могла на нас воздействовать своими палками, потому что палки им нужны, а не нам, но получается все наоборот. В управление собственной безопасности по округу писать тоже бессмысленно, они без начальника округа не могут проводить ОРМ, и один черт, все придет туда. В УСБ главка этим заниматься не будут, они спустят в округ, оставят себе только что-то интересное вроде взяток.

И отпустить задержанного, если что, не дадут. Вообще, редко такое бывает, чтобы дым без огня. Думаю, процентов 80% сидят все-таки за дело, оставшиеся — это по политическим делам или непонятные истории с операми. Вот как с адвокатом Андреем Маркиным — там тоже все сидят, и понимают, что все очень плохо, и проще бы отпустить, но если ты отпустишь, сначала все спросят, кто сколько взял денег — никто не поверит, что просто так. Отпустив, ты подставляешь всех.

Собеседник «Медиазоны» упоминает уголовное дело в отношении адвоката Андрея Маркина, о котором подробно писала «Новая газета». Юрист вел переговоры о защите подозреваемого в вымогательстве Мурадхана Магомедова, с которым у него был общий знакомый — Абдуразак Магомедтагиров. Однако соглашение сорвалось: как только обвиняемого отпустили из полиции, он сказал, что «поиздержался», и защитник отказался представлять его интересы.
По данным газеты, после этого Магомедов позвал в ресторан Магомедтагирова и «настойчиво пытался всучить конверт с деньгами, чтобы тот передал адвокату «за работу»».
Знакомый юриста деньги не взял, однако, как пишет «Новая», на выходе из ресторана оперативники 6-й оперативно-розыскной части подбросили ему конверт с 500 тысячами рублей. Молодого человека и адвоката Маркина обвинили в покушении на мошенничество (часть 3 статьи 30, часть 4 статьи 159 УК).
По версии следствия, защитник требовал от обвиняемого полмиллиона рублей «под предлогом оказания юридической помощи, зная, что законные основания для привлечения Магомедова к уголовной ответственности отсутствуют».
При этом уголовное дело о вымогательстве было закрыто в связи «с неустановлением лиц, подлежащих привлечению в качестве обвиняемых», хотя, по сведениям «Новой газеты», Магомедова задержали с поличным при передаче денег, а следователь ручкой исправлял протокол допроса потерпевшего.
Кроме того, издание публиковало расшифровку аудиозаписи, на которой мужские голоса, предположительно —оперативников, обсуждают, как начальник отделения ОРЧ Андрей Рафеенков лично подбросил деньги Магомедтагирову.

Вот опера 6-й оперативно-розыскной части по СВАО — на их счету не первый адвокат и не первый сотрудник полиции, они этим славятся. Причем это не УСБ, обычные опера с округа, но почему-то у них регулярно то адвокаты заезжают, то менты. И в случае с адвокатом следователь, который сейчас это дело ведет, не может понять, УСБ — тоже не может, и я не могу понять.

В этом деле вообще никто не знает, где был адвокат. В ресторане его не было, туда поехал посредник, но это не противозаконно. Посреднику, насколько я понимаю, начали совать деньги. Но зачем брать? Нормальный адвокат, это уже практика, не берет деньги втупую, можно ведь заключить соглашение. Да, оно стоит пятьсот тысяч, а что дальше? Я так понимаю, посредник сказал — ребята, мне не надо деньги, езжайте в офис к адвокату, вам все по кассе пробьют, и стал уходить. Опера понимают, что все обламывается, тупо его ластают и засовывают деньги.

Вообще, часто адвокат сам лично едет на встречу с человеком, по сути — за взяткой, мне сотрудники УСБ рассказывали, это нормальная практика, когда следак через адвоката говорит — бери с него миллион. Адвокат приезжает к человеку, а тот уже сходил в УСБ, и деньги меченые. Человек ему деньги, а адвокат достает соглашение, и все, опера этот материал собирали, направляли в комитет, и там таких отказных (постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела. — МЗ) — сотни, потому что в чем преступление? Да, деньги, но вот соглашение. Конечно, есть тупые адвокаты, которые без соглашения действительно берут — или они смелые, но это редко бывает. Так ежедневно по всей России сотнями берут, а новости появляются редко. Бывают случаи, когда слишком сильно доверяют: кажется, знает человека, какой-то друг подруги, приходит и берет — а он уже друг не подруги, а уэсбэшника.

А за полгода до адвоката эти же опера пришли к следователю и сказали: у тебя отказной есть? Он говорит — есть. Они говорят — подожди, мы уже со всеми договорились, тебе за этот отказной 500 тысяч заплатят, просто съезди и возьми. Логика: был отказной материал, потому что скользкое дело, опера об этом прознали и решили: а как же так, отказной и бесплатно? Видимо, решили втупую подставить, сказали — зачем тебе это делать бесплатно? Сказали, куда приехать, следователь взял 500 тысяч, и прямо на месте его те же опера и скрутили.

Следователи

«Много способов взять» — Гражданка или уголовка? Цена вопроса — Дело за 10% — Коррупция и доверие: почему кидать людей, у которых берешь деньги, глупо и опасно — Мошенничество и ДТП, скользкие статьи — Как видеорегистраторы и интернет изменили рынок коррупции на дорогах — Меры пресечения, статьи УК, дети и другие предметы купли-продажи — «Нет уже тех следователей», которые брали в 20 раз больше и не боялись диктофонов — Казус «Додо-пиццы» — Висяки — «Когда дел много, они тупо лежат» — Карьерный рост и его потолок — Как начальник пытался посадить невиновного моими руками

Взятки всю жизнь несли, как же без этого. У следователей много способов взять. Самый первый этап, особенно по экономическим делам — когда опера из ОБЭП приносят материалы по экономике, они всегда граничат: это гражданско-правовые отношения или уголовное дело? Потому что это экономика — какая-то фирма заключила сто договоров и что-то там не выполнила. Ну почему это уголовка сразу? Вполне может быть и гражданка. И вот, чтобы следствие усмотрело здесь уголовку, можно взять денег с оперов — они пусть где хотят, там и берут. Допустим, усматривается мошенничество на 30 млн рублей. Соответственно, уже где-то есть некие потерпевшие. Операм говорят: 30 млн вернутся людям, давайте 10% и будет возбуд (постановление о возбуждении уголовного дела — МЗ). Либо это гражданско-правовые отношения, судитесь как хотите — хоть в арбитраже, хоть где угодно.

Есть, конечно, и откровенные уголовные дела — но есть и заказные, без этого никуда. Дело за процент возбуждается — я слышал про 10%, но никто не обещает, что кого-то привлекут, потому что прокуратура может отменить дело. Хотя и это от честности зависит — нормальные люди, если отменят в прокуратуре, все вернут и скажут: «Ну, не получилось». Но есть и уроды, которые кидают людей. Но это опасно: когда-нибудь кто-нибудь пожалуется, и все. Когда люди от тебя уходят довольные, они не жалуются, а они ведь могут и очень много денег дать, и уйти довольными.

Иллюстрация: Анна Морозова / Медиазона

Мошенничество — вообще очень скользкий состав. Тут следователь захочет — усмотрит, не захочет — не усмотрит, и будет прав в обоих случаях. Это просто такая статья идиотская — если бы у нас ее в законодательстве сделали умнее, было бы сложнее, а сейчас написано непонятно что — как хочешь, так и крути. Еще более скользкие преступления — это ДТП. Их очень много, и от них не застрахован никто. При желании следователя можно 95% дел развернуть: таким образом назначить автотехническую экспертизу, провести там проверку показаний на месте, следственный эксперимент таким хитрым образом провести, чтобы человек стал невиновным. Кроме, разве что, если человек был пьяный и продутый («продувать» — проверять на алкоголь — МЗ) — тут только внаглую материалы выкинуть, лет десять назад так можно было сделать и не париться. Раньше это считалось золотым дном, не было такого количества камер и регистраторов. А сейчас ты все развернул и перевернул, а потом через год нашел на YouTube видеозапись, и нашел не только ты, а еще и УСБ и прокурор.

Когда уже дело заведено, решается — подписка, арест, домашний арест. Стоит это в разных регионах по-разному. Ну, в Москве подписка — тысяч 300-500 рублей. Но опять же, гарантии никакой нет, только по ладошкам ударить. Но и человек тоже должен понимать, что не надо косячить, ведь и прокурор может спросить: «А как так получилось?». В плане подписки вообще от прокуратуры зависит — вот окружная прокуратура СВАО вообще не лезла, она понимает, что это хлеб, и не трогает. А Бабушкинская районная прокуратура сожрет, сорок раз спросит.

Потом уже берут на ходе следствия за квалификацию — хранение или сбыт, кража или угон, мошенничество или взятка. Если взяток нет, следователи загоняют дело по как можно более тяжкому составу. Суд не может ухудшать положение подсудимых, а улучшать — может, например — со сбыта перейти на хранение. По нашей ментовской статистике дело ушло по тяжкому составу и все круто, а в суде переквалифицировали — все равно сидит, нас это уже не касается.

Еще берут за характеризующие материалы. Когда дело в суде, там есть все эти документы — где работал, сколько детей — и судья при назначении наказания, естественно, отталкивается от этого. Наличие малолетних детей — вообще смягчающее обстоятельство, а у нас по законодательству, если предусмотрено наказание от восьми до 15, то меньше восьми дать нельзя. Но если есть смягчающее обстоятельство, то нижний предел пробивается, и пробивается неограниченно, можно хоть два ему дать. И вот у человека детей нет, а это обязанность следователя — проверить, есть ли дети, и суд это уже не будет проверять. Если есть по документам дети, то суд будет считать, что они есть. И тут цены варьируются — если наркоман, ему и за 20 тысяч ребенка продают, а если дело большое, то могут сказать — давайте миллион, а то и два.

Но вообще сейчас очень сильно все поменялось. Раньше следователь был… прямо следователь. Он и операм мог сказать: «Слышь, ты!». А сейчас нет таких. Зайдите в любой отдел, даже в мой бывший, там работают три девочки и начальник, и чего эта девочка кому скажет? Нет уже тех следователей, они все поувольнялись, потому что раньше не так много ловили. Сейчас у каждого дурака есть камера и диктофон, везде кто-то слушает. Раньше все работали, брали, много брали и хорошо себя чувствовали. А сейчас берут раз в 20 меньше, и люди, у которых способности позволяют зарабатывать больше, чем 50 тысяч в месяц зарплатой, они уходят. Ну будет за такие деньги сидеть юрист с высшим образованием и таким опытом? Столько можно в «Бургер Кинге» получать. И эти деньги на гражданке — это работа более или менее, а как следователи работают? Они там круглосуточно сидят, есть еще дежурства суточные, еще есть суды, куда ты попадаешь и можешь в час ночи оттуда выйти, а завтра опять на работу, или еще лучше — на сутки.

Остаются так себе кадры, и у каждого дел по десять с обвиняемыми, и пришлось все висяки распределить, у каждого штук по 15-20 в отделе, и это без учета всяких непонятных доследственных материалов и поручений из других регионов, которые надо исполнять. Пять лет назад мы любили приходить на работу и покурить успевали раз пятьсот, а лет десять назад вообще могли уехать на пляж всей конторой в рабочий день.

А раньше у следователя было одновременно дела три-четыре, может, пять, которые с обвиняемыми. Висяки раньше отдавали отдельным следователям — в отделе обычно есть два-три таких, которые только висяками занимаются. Это были в основном или молодые или те, кто говорили — не хочу и не буду. «Дадите мне дело с лицами, я их буду мариновать, они у меня будут в сейфе лежать, не надо». Уже в округах висяков почти нет, это ведь обычно кражи — телефона там, велосипеда. У них бывают висяки, только если дело громкое. Вот был прикол с «Додо-пиццей», это дело у меня уже в округе оказалось. Сначала это дело расследовала девочка в одном из районов, а потом, когда шумиха началась, они его из отдела передали в округ. Я всегда говорил, там либо конкурентная борьба, причем нелепая — я бы получше поконкурировал — либо у кого-то обострение. Но скорее обострение. Ну, я-то вменяемый и понимаю, что ребята пиццу готовят, а не оружие и наркоту возят, у них пиццерия успешная.

До того, как все поменялось, все и расследовалось быстро. На «земле» (на уровне районных отделов внутренних дел — МЗ) это обычно одно лицо, максимум — два и пара эпизодов. Они расследуются — можно и как в УПК — за два месяца. Но когда у тебя десять таких дел, это по полгода. Обычно ведь что там делать — допустим, какое-нибудь хранение ? Сделал экспертизу, провел ему «психушку» — дурак или нет — собрал документы и все. Еще всякие матери приходили, я с ними всегда общался, хотя можно позвонить на КПП и сказать не пропускать. Я им рассказывал, что есть в деле, адвокаты у них были, мы все обсуждали — что и почему, давал разрешения на свидания — идите и общайтесь, вам ваш сын то же самое скажет. Лично у меня совсем невиновных не было, было, что доказательств вины мало.

А когда дел много, они тупо лежат, потому что там уже дела, которым сроки выходят, догоняют. Начинаешь их хватать, потом ты на третий месяц берешь это простое дело, и выясняется, что там человек на учете состоит, и надо изымать документы через суд — это еще плюс месяц, и такой снежный ком накручивается, все в шоке. В округе проще, там меньше дел, но они более объемные. Даже если у тебя 30 эпизодов, обвиняемых все равно, ну, три — от экспертизы ничего не добавится, просто будет больше томов и эпизодов. По статистике пойдет как 30 преступлений, а работы ты выполняешь процентов на 40 больше.

Карьерный рост возможен до уровня замначальника или начальника следственного отдела округа — кто сейчас там сидит, по крайней мере в СВАО, сами там оказались, их никто не тянул сильно. Может, кто-то помог, но вообще сами. Но толку? Зарплата — тысяч девяносто у начальника и все. По уровню — это целый начальник целого округа, а зарплата вообще не соответствует никак.

И еще бывает, что коллеги подставляют. Большинство указаний дается устно, а когда что-то случается, то все удивляются: «Не, я такого не говорил! Есть письмо? Нет? Ну, ничего не знаю, ты сам это решил». Когда я работал три месяца и ничего не понимал, у меня было дело о мошенничестве, но это я уже потом догадался, что оно было заказное, и моими руками пытались этот заказ выполнить. Но не получилось просто потому, что, когда я вышел с ходатайством на арест, повезло — судья оказалась с головой и сказала: «Я с таким дерьмом делать ничего не буду». Так и сказала. И отказала, так бы чувак сидел. Расследование длилось год, и случайно наш потерпевший заезжает за мошенничество. Следственный комитет проводит у него дома обыски, находит документы из моего уголовного дела, которые я ему не давал. Старые знакомые начальника нашего следствия, видимо, пришли и сказали — вот есть человек, надо его наказать. Наверное, был разговор — давайте его закроем или стрясем денег. Видимо, денег не стрясли, решили закрыть, не получилось — ходил под подпиской.

Но самый прикол был в том, что у нашего псевдобандита даже адвокат был подсадной, его умудрились подсунуть даже не менты, а какие-то знакомые. И этот адвокат так оказывал помощь — говорил: «Блин, да, все плохо». Меня вызывали в СК и спрашивали, а почему я дело-то возбудил, я отвечал — мне начальник сказал. Начальник говорит — ничего подобного. Повезло, что следователь оказалась в адеквате и поняла, что я работал три месяца, и меня заставили все это сделать, не стала за уши притягивать.

Отношения потом были натянутые, но до последнего никто не признавался, все делали круглые глаза: «Да ладно, меня тоже обманули». Вот меня обманули, потому что я три месяца работал, а ты 20 лет проработал, тебя не обманули, все ты знал. Такие истории, думаю, есть у многих. Ведь даже опытный следователь идет к начальнику и вместе с ним любой материал проговаривает, вдвоем все объективней происходит. А когда ты молодой, тебе что говорят, то ты и делаешь. Так заехать очень было просто, я был близок к этому.

Иллюстрация: Анна Морозова / Медиазона

Прокуроры

Что нести на утверждение? — Тонкости этикета. Не обидеть прокурора — «Он нас может просто тупо задолбать» — Как парализовать работу ОВД

Если дело скользкое и сразу его не возбуждать, прокурор может спросить — сколько взял? У прокуроров ведь тоже статистика: мы если что-нибудь буданули (возбудили — МЗ), то все это утверждает прокурор. Когда приносят документы на подтверждение, многие следователи поступают немного недобросовестно и приносят немного не то: половину можно не донести, если есть скользкие моменты, какие-то непонятные объяснения. Или наоборот, что-нибудь лишнее принести, а потом это выкинуть на фиг. Прокурор с этим особо сделать ничего не может — он же не будет у следователя в отделе сидеть, он смотрит только, что ему приносят.
Но прокурор может отменить твой отказной материал, а потом уже отпустить человека не получится. Вот я следователь «на земле», взял и отпустил. А ведь прокурор мне все утверждал, то есть я, получается, прокурору сказал: «Ты дебил, ты ничего не понял».

Есть такая штука, как статистика, и у прокурора очень много рычагов воздействия на следователей, у суда меньше. Он нас может просто тупо задолбать. Вот «на земле», в отделах очень много висяков: приходят люди, возбуждается висяк, два месяца расследуется, приостанавливается. В день висяка три-четыре — это нормально, в месяц, ну, пусть будет сто, соответственно, за год — больше тысячи. И прокурор может каждый этот висяк отменить, и возобновить расследование, и дать по нему еще какие-нибудь указания, обязательные к исполнению. Он может их разом штук 200 отменить, заморочиться, попросить пару помощников, они трое суток посидят и по каждому делу дадут реально хорошие указания, которые придется выполнять, и это будет коллапс. В отделе настанет просто коллапс, если они по каждой краже скажут — сделайте биллинг телефонов.

Мы же не делали этого никогда, а реально, почему бы его не сделать? Телефон же есть, значит рядом были воры — ну, надо сделать биллинг и посмотреть. А чтобы его сделать, надо в суд материалы подавать, контора парализуется уже этим. Потом, прокурор ведь утверждает все дела, которые мы расследуем и передаем в суд. И в любом деле можно докопаться до запятой, он будет их возвращать на дополнительное расследование, а это — сразу выговор и минус в статистику. Просто будет находить невнятные отказные материалы и отменять их по формальным основаниям.

А по статистике это будет как отмена проходить или даже как сокрытое преступление, а это прямо очень сильно бьет по статистике. Самое главное — статистика, прокурор может очень сильно в два счета контору утопить и отправить ее на 20-е место из 20 в округе. Что делать начальнику? Бежать к прокурору, просить прощения и обещать больше так никогда не делать.

Профессиональный психологический отбор гражданина на службу (далее — психологический отбор) осуществляется для определения способности указанного гражданина (далее — кандидат) по своим личным и деловым качествам выполнять служебные обязанности сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, а также для выявления факторов риска девиантного (общественно опасного) поведения (далее — факторы риска).

В процессе психологического отбора проводится определение категорий профессиональной психологической пригодности (далее -профессиональная пригодность) кандидатов.

Определение категорий профессиональной пригодности осуществляется путем проведения психологических и психофизиологических исследований (обследований), тестирований, медицинских, в том числе с применением специализированных технических устройств, не наносящих ущерба жизни и здоровью людей и не причиняющих вреда окружающей среде, а также медицинских изделий (далее — комплексные обследования).

Критерии определения категорий профессиональной пригодности:

уровень развития личных и деловых качеств кандидатов;

наличие или отсутствие факторов риска;

Личными и деловыми качествами, подлежащими изучению:

а) уровень общего интеллектуального развития, способностей к логическим суждениям и умозаключениям, а также к четкому изложению информации в устной и письменной формах;

б) эмоциональная устойчивость, уравновешенность, контроль своего поведения и внешних проявлений эмоций, эмоциональная зрелость;

в) уровень волевой регуляции поведения, выдержки, смелости, решительности, настойчивости, целеустремленности, работоспособности;

г) внутренняя организованность, исполнительность, дисциплинированность, ответственность за порученное дело;

д) уровень правосознания и нравственных убеждений, честность, принципиальность, соблюдение норм общественной морали;

е) зрелость личности, способность брать на себя ответственность за свои решения, действия и поступки, умение определять приоритеты и последовательность в решении проблем, самостоятельность, уверенность в своих силах и уровень самокритичности;

ж) самооценка, особенности мотивационной сферы личности.

Факторы риска, подлежащие выявлению:

а) злоупотребление алкоголем или токсическими веществами;

б) потребление без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ;

в) участие в незаконном обороте наркотических средств или психотропных веществ;

г) противоправные контакты с лицами, имеющими неснятую или непогашенную судимость;

д) участие в незаконном обороте оружия;

е) участие в деятельности запрещенных общественных объединений;

ж) совершение уголовно наказуемых деяний (кроме уголовно

наказуемых деяний, указанных в других подпунктах настоящего пункта);

з) сокрытие или искажение анкетных данных, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;

и) попытка поступления на службу в интересах деятельности запрещенных общественных объединений, преступных и иных организаций;

к) склонность к злоупотреблению должностными полномочиями;

л) склонность к совершению суицидальных действий.

Категории профессиональной пригодности

1) рекомендуется в первую очередь (первая категория профессиональной пригодности): у кандидата отсутствуют факторы риска; высокий уровень развития личных и деловых качеств;

2) рекомендуется (вторая категория профессиональной пригодности): у кандидата отсутствуют факторы риска; средний уровень развития личных и деловых качеств;

3) рекомендуется условно (третья категория профессиональной пригодности): у кандидата отсутствуют факторы риска; уровень развития личных и деловых качеств – ниже среднего;

К этой категории профессиональной пригодности могут быть отнесены также кандидаты, у которых при высоком или среднем уровне развития личных и деловых качеств выявлен один фактор риска. Решения о профессиональной пригодности таких кандидатов принимаются с учетом содержания фактора риска, уровня развития их личных и деловых качеств, а также других данных.

4) не рекомендуется, не способен выполнять служебные обязанности сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации (четвертая категория профессиональной пригодности): у кандидата выявлен фактор риска; низкий уровень развития личных и деловых качеств;

Для проведения психологического отбора в органах внутренних дел Российской Федерации формируются комиссии по психологическому отбору (далее — комиссии).

На основании проведенного комплексного обследования с учетом его результатов члены комиссии составляют и подписывают заключение о профессиональной пригодности кандидата.

Заключение действительно в течение 6 месяцев со дня определения категории профессиональной пригодности. Днем определения категории профессиональной пригодности считается день составления заключения.

Повторное определение категории профессиональной пригодности до истечения срока, проводится в случае, если требуется определить категорию профессиональной пригодности кандидата к службе иного направления деятельности, чем при предыдущем комплексном обследовании.

Кандидат имеет право ознакомиться с заключением. Ознакомление организует соответствующее кадровое подразделение с соблюдением законодательства об охране государственной или иной тайны.

О СОЗДАНИИ ГРУППЫ НЕМЕДЛЕННОГО РЕАГИРОВАНИЯ ДЕЖУРНОЙ ЧАСТИ ПРИ МВД УР

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

ПРИКАЗ

от 22 сентября 2006 года N 684

О СОЗДАНИИ ГРУППЫ НЕМЕДЛЕННОГО РЕАГИРОВАНИЯ ДЕЖУРНОЙ ЧАСТИ ПРИ МВД УР

<1> Далее — ГНР.
Наряду с положительными моментами в работе ГНР продолжает иметь место ряд недостатков. По-прежнему имеют место случаи направления ГНР на менее значимые происшествия, а не на предотвращение и раскрытие тяжких преступлений. За текущий период сотрудники ГНР проверяли семейно-бытовые конфликты 2121 раз и 965 раз направлялись на проверку сообщений из лечебных учреждений о криминальных травмах.
Вследствие этого произошло снижение конечных результатов их работы.
В целях совершенствования деятельности групп немедленного реагирования во исполнение приказа МВД России от 26 февраля 2002 года N 174дсп «О мерах по совершенствованию деятельности дежурных частей системы органов внутренних дел Российской Федерации» приказываю:
1. Создать при дежурной части МВД УР группы немедленного реагирования.
2. Утвердить прилагаемое Положение о группах немедленного реагирования дежурной части при МВД УР.
3. Штабу МВД УР (Вшивкову В.Ю.):
3.1. Организовать в суточном режиме с 1 января 2007 года службу 3 экипажей ГНР при дежурной части МВД УР.
3.2. Обеспечить ежедневное проведение инструктажа и подведение итогов работы ГНР.
3.3. Контроль за несением службы ГНР дежурной части МВД УР возложить на дежурных, ответственных от руководящего состава МВД УР, и начальников смен дежурной части при МВД УР.
3.4. Управление ГНР возложить на оперативных дежурных дежурной части при МВД УР.
3.5. Разработать систему учета результатов ГНР при дежурной части МВД УР.
4. Тылу МВД УР (Наговицыну С.А.) в срок до 1 января 2007 года:
4.1. Произвести ремонт в комнатах отдыха дежурной части при МВД УР. Оборудовать и оснастить их необходимым имуществом в соответствии с требованиями приказа МВД России от 26 февраля 2002 года N 174дсп.
4.2. Приобрести для ГНР дежурной части при МВД УР ограничительные сигнальные ленты длиной не менее 50 метров каждая согласно поданным заявкам или смете расходов.
4.3. Обеспечить ежедневное снабжение ГСМ автотранспорта ГНР дежурной части при МВД УР из расчета 30 литров на каждую единицу транспорта за счет и в пределах ассигнований, выделяемых на текущее финансирование.
5. Командиру полка ППСМ при МВД УР (Забенько В.А.):
5.1. Обеспечить ежедневное выделение к 8.00 часам 9 человек личного состава и 3 единиц закрепленного автотранспорта в состав экипажей ГНР дежурной части при МВД УР, в присвоенной форме одежды, с закрепленным табельным оружием.
5.2. Ежемесячно к 25 числу представлять график дежурств личного состава в экипажах ГНР в дежурную часть при МВД УР.
5.3. Вести табель учета рабочего времени личного состава, осуществляющих дежурство в составе ГНР дежурной части при МВД УР.
6. Начальнику дежурной части при МВД УР (Королеву М.В.):
6.1. Организовать ежедневную выдачу и прием средств связи и другого, предусмотренного приказом МВД России от 26 февраля 2002 года N 174дсп имущества для экипажей ГНР.
6.2. Расстановку ГНР производить на основе анализа оперативной обстановки за прошедшие дежурные сутки. Решение оформлять постовой ведомостью.
6.3. Результаты работы ГНР при дежурной части МВД УР докладывать ежедневно при приеме-сдаче дежурства.
7. Начальнику УУР КМ МВД УР (Муллахметову А.С.) обеспечить каждый экипаж ГНР фотографиями лиц, разыскиваемых за особо тяжкие и вызвавшие общественный резонанс преступления.
8. Приказ довести до начальников управлений, отделов и служб МВД УР.
9. Контроль за выполнением приказа возложить на Штаб МВД УР.

И.о. министра
полковник милиции
Р.А.САИТГАРЕЕВ

Приложение. ПОЛОЖЕНИЕ О ГРУППЕ НЕМЕДЛЕННОГО РЕАГИРОВАНИЯ ДЕЖУРНОЙ ЧАСТИ ПРИ МВД УР

Приложение
к приказу
МВД по Удмуртской Республики от 22 сентября 2006 года N 684

I. Общие положения

1. В целях оперативного реагирования на сообщения и заявления граждан о правонарушениях, принятия безотлагательных мер задержания по «горячим следам» лиц, совершивших преступление, в дежурной части при Министерстве внутренних дел Удмуртской Республики <1> создаются группы немедленного реагирования <2>.

<1> Далее — МВД УР.
<2> Далее — ГНР.

2. Настоящая Инструкция определяет организационные основы деятельности ГНР дежурной части при МВД УР.
3. ГНР относятся к силам быстрого реагирования и являются мобильными формированиями в составе суточного наряда и находятся в прямом подчинении начальника смены дежурной части МВД УР или лица, исполняющего его обязанности.
4. ГНР в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России, правовыми актами МВД УР и настоящей Инструкцией.
5. Личный состав полка ППСМ, задействованный в ГНР, в 8.00 часов прибывает в установленной форме одежды, с закрепленным табельным оружием, спецсредствами и средствами связи в дежурную часть при МВД УР.
6. ГНР выполняет возложенные на нее задачи путем оперативного реагирования на поступающие в дежурную часть МВД УР сообщения о совершаемом (совершенном) преступлении или административном правонарушении, а также о чрезвычайных ситуациях природного или техногенного характера с выездом на место происшествия. Выезд ГНР осуществляется по указанию оперативного дежурного.
7. ГНР при выполнении возложенных на нее задач взаимодействует:
7.1. С силами милиции, задействованными в обеспечении общественного порядка на территории оперативного обслуживания.
7.2. Следственно-оперативными группами РОВД г. Ижевска.
7.3. Иными силами, привлекаемыми к обеспечению общественного порядка и общественной безопасности на территории оперативного обслуживания.
8. ГНР при выполнении возложенных на них задач поддерживает связь с непосредственно находящимися в районе выполнения конкретной задачи представителями иных правоохранительных органов и организаций.
9. Управление ГНР осуществляется начальником смены дежурной части МВД УР, контроль за деятельностью ГНР возлагается на дежурного, ответственного от руководящего состава МВД УР, на основании предписаний на право проверки. Недостатки, выявленные в ходе проверки ГНР, устраняются немедленно, принимаются меры по недопущению их впредь. Вмешательство в вопросы организации работы ГНР других должностных лиц, также возложение на ГНР не свойственных ей функций не допускаются.
10. Оценка работы ГНР осуществляется по эффективности:
10.1. Участия в раскрытии преступлений по «горячим следам».
10.2. Задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления; задержания лиц, совершивших преступление, находящихся в розыске.
10.3. Пресечения преступлений и административных правонарушений.
10.4. Оказания практической помощи гражданам, организациям при возникновении чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера.
11. Результаты работы ГНР за смену оцениваются начальником дежурной части при МВД УР в ходе приема-сдачи дежурства при проведении инструктивного занятия. На занятии присутствует личный состав сменяющейся и заступающей на службу ГНР, в ходе которого сотрудников ГНР знакомят с оперативной информацией за истекшие сутки, проверяют экипировку и их готовность к несению службы.

II. Основные задачи ГНР

12. Оперативное реагирование на заявления, сообщения и иную информацию о преступлениях, происшествиях и административных правонарушениях.
13. Оказание помощи гражданам при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

III. Функции ГНР

14. При прибытии по указанию оперативного дежурного на место совершения преступления, происшествия или административного правонарушения сотрудники ГНР:
14.1. Проверяют достоверность поступившего заявления, сообщения или иной информации о совершаемом преступлении, происшествии или административном правонарушении, докладывают результаты проверки оперативному дежурному.
14.2. Пресекают преступления и административные правонарушения.
14.3. Обеспечивают охрану места преступления, административного правонарушения, сохранность следов преступления (происшествия) или административного правонарушения и вещественных доказательств.
14.4. Устанавливают очевидцев совершенного преступления, происшествия или административного правонарушения.
14.5. Уточняют количество лиц, совершивших преступление или административное правонарушение, их приметы, другие установочные данные, наличие у них оружия, возможные пути отхода и принимают меры по их задержанию.
14.6. Участвуют по поручению следователя в осмотре места происшествия.
14.7. Осуществляют доставление в орган внутренних дел задержанных по подозрению в совершении преступления или совершивших административное правонарушение.
14.8. Оказывают помощь пострадавшим, при необходимости вызывают скорую медицинскую помощь.
15. При прибытии по указанию оперативного дежурного на место возникновения чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера сотрудники ГНР:
15.1. Выясняют обстоятельства случившегося, имеющиеся последствия (наличие человеческих жертв, пострадавших, материальные последствия) и другие необходимые сведения, о чем докладывают оперативному дежурному.
15.2. Организуют и осуществляют оцепление опасной зоны, эвакуацию людей и имущества.

IV. Обязанности сотрудников ГНР

16. Старший ГНР:
16.1. Осуществляет непосредственное руководство деятельностью ГНР и несет персональную ответственность за ненадлежащее выполнение изложенных на нее задач и функций.
16.2. Перед заступлением на дежурство проверяет состояние автотранспорта, наличие ГСМ и готовность к несению службы милиционера-водителя, докладывает начальнику дежурной части при МВД УР, а в его отсутствие — лицу, его замещающему.
16.3. Поддерживает во время дежурства боеготовность ГНР на уровне, обеспечивающем своевременность ее прибытия на место происшествия.
16.4. Принимает по указанию начальника смены дежурной части при МВД Удмуртской Республики от старшего сменяющейся ГНР служебную документацию, спецсредства, имущество согласно описи, о чем производит запись в журнале группы немедленного реагирования.
16.5. Поддерживает постоянную связь с оперативным дежурным, фиксирует в журнале группы немедленного реагирования все указания и поручения, поступившие для исполнения, а также результаты их выполнения. По окончании дежурства составляет и подписывает рапорт установленной формы.
16.6. Несет персональную ответственность за ведение журнала группы немедленного реагирования.
17. Сотрудники ГНР:
17.1. Незамедлительно докладывают старшему ГНР и оперативному дежурному о полученных от граждан в период несения службы заявлениях и сообщениях о преступлениях, происшествиях или административных правонарушениях.
17.2. Выезжают по распоряжению оперативного дежурного в составе ГНР на место преступления или происшествия, осуществляют его охрану, сохранение следов, вещественных доказательств до прибытия следователя или следственно-оперативной группы.
17.3. Участвуют по указанию старшего ГНР в осуществлении неотложных действий по раскрытию (пресечению) совершенных (совершаемых) преступлений и административных правонарушений.
17.4. Оказывают помощь гражданам, пострадавшим от преступления, происшествия или административного правонарушения, а также находящимся в беспомощном либо ином состоянии, опасном для их здоровья и жизни.
17.5. Принимают при авариях, катастрофах, пожарах, стихийных бедствиях и других чрезвычайных ситуациях природного или техногенного характера неотложные меры по спасению людей и оказанию пострадавшим доврачебной помощи, а также по охране имущества, оставшегося без присмотра.

Прочитав обращение следователей на сайте Профсоюза, мы — сотрудники подразделений дознания, не могли остаться равнодушными, ведь все, что там было написано, в большой степени касается и нас тоже. Поэтому также хочется обозначить ряд проблем, затрагивающих работу службы дознания (а может и не только дознания).

Первое, на что хотелось бы обратить внимание, это большой некомплект в службе. Как скрытый (когда штатная должность занята, но сотрудник находится на учебе, в декретном отпуске, в очередном отпуске и т.д.) так и явный (вакансия). При этом нагрузка, рассчитанная на полный штат, при имеющемся некомплекте ложится на плечи фактически работающих сотрудников. Нередки случаи, когда в подразделении дознания ОМВД при штате 8-10 дознавателей фактически работают 3-4, а то и 2 дознавателя, при этом хорошо, если есть начальник отделения дознания (или заместитель). А вот на совещаниях при подведении итогов, результаты с руководителей дознания спрашивают как с полноценного подразделения, не считаясь с некомплектом. И когда кто-то из начальников территориальных подразделений дознания пытается донести до вышестоящего руководства проблему с некомплектом, оно (это самое руководство) просто не слышит своих подчиненных.

Создается впечатление, что между простыми сотрудниками и руководством стоит не проломная стена. На лицо абсолютное нежелание со стороны руководителей вникать в проблемы подчиненных подразделений. Да еще и спросить могут: «А что Вы, товарищ начальник отделения дознания, сделали для комплектования своего подразделения?». И здесь сам собой напрашивается вопрос: а зачем нам тогда нужны кадровые подразделения, если начальник дознания должен быть вездесущим? Да и когда этому начальнику отделения дознания заниматься вопросами комплектования, если он сейчас сидит на очередном совещании в Главке, завтра у него совещание в отделе, послезавтра – в управлении, еще надо проверить уголовные дела, отвезти их в прокуратуру, заехать в экспертное подразделение, что бы забрать заключения экспертов по уголовным делам, потом – в суд, потом снова в отдел, а еще с утра развод, потом селекторное совещание и т.д. и т.п.?

Работы, на самом деле, хватает! А много ли желающих занять место сотрудника, находящегося в декрете (до сих пор беременность в природе никто не отменял!)? И что конкретно делаете Вы, товарищи вышестоящие руководители, для сохранения кадрового ядра подразделений дознания? Речь идет не о том, что бы набрать необученных кандидатов, а именно о том, что бы удержать профессиональных и опытных сотрудников, которые просто бегут из дознания!

Отдельно хотелось бы обозначить проблему соблюдения сотрудниками дознания учетно-регистрационной дисциплины.

Сотрудники процессуальных служб знают, что на каждое уголовное дело составляются документы строгой статистической отчетности – статистические карточки различных форм. И тут бюрократия процветает в самом ее разнообразии! Карточки формы 1, формы 2, формы 3, формы 4….. и т.д. Причем сведения, вносимые в данные карточки, зачастую дублируют друг друга. Чтобы составить комплект статистических документов на уголовное дело (а их в производстве каждого дознавателя не одно), сотрудником затрачивается уйма времени, которое он с пользой мог бы потратить на расследование уголовных дел! Также к комплекту карточек необходимо приобщать копии постановлений о принятых процессуальных решениях по уголовным делам и делать копии материалов уголовных дел. Это целая кипа бумаг. Чтобы своевременно сдать статистические карточки в учетно-регистрационную группу ОМВД, дознаватель может потратить половину своего рабочего дня, и так ежедневно.

А теперь, что касается качества заполнения статкарточек. Существует совместный приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации, МВД России, МЧС России, Минюста России, ФСБ России, Минэкономразвития России, ФСКН России от 29.12.2005 №39/1070/1021/253/780/353/399 «О едином учете преступлений» и Инструкции к нему, которые регламентируют порядок заполнения и предоставления статистических карточек в учетно-регистрационные подразделения. Вернее сказать – должны регламентировать. Прежде чем сдать статкарточки в учетную группу (и сделать это своевременно), дознаватель должен заполнить соответствующие пункты карточек и внести кодировки в соответствии с материалами уголовного дела. И тут огромное количество нюансов, разобраться в которых не могут не только дознаватели, но и сотрудники учетной группы, а то и ИЦ УВД.

Иногда сотрудники дознания не могут сдать карточки учетному работнику (не принимают) только потому, что не проставлена циферка в определенной клеточке или цифирь не соответствует информации, указанной в пункте карточки! Создается ощущение, что дознаватели это не сотрудники органа дознания, производящие расследование уголовных дел, а шифровальщики и кодировщики. Допущение ошибок при заполнении статкарточек надзорными инстанциями (прокуратурами различных уровней) трактуется как умышленное искажение статистической отчетности со стороны дознавателей и следователей.

Создается такое впечатление, что дознаватели и следователи – это коварные злодеи, которые только и думают о том, как бы исказить статистическую отчетность! Практически ежемесячно в территориальные ОМВД, УВД и Главк «сыпятся» представления, вносимые прокурорами всех уровней в связи с выявленными нарушениями, допущенными при заполнении статистических карточек. В настоящее время из Главка «спущено» очередное представление заместителя прокурора города Козлова А.В., как раз касающееся достоверности вносимых сведений в статкарточки. Не знаем как в следствии, но из УОД в окружные подразделения дознания в настоящее время поступило указание заместителя начальника Сорокина А.А. о проведении в кратчайшие сроки служебных проверок по данному представлению с привлечением к дисциплинарной ответственности дознавателей.

Согласно ст. 24 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Обратите внимание, товарищи руководители: не наказать и привлечь к дисциплинарной ответственности, а принять конкретные меры по устранению нарушений закона, их причин и условий, им способствующих!!!

В рамках проводимых служебных проверок по таким вот представлениям проверка может проводится в отношении 20-30 сотрудников. И это только в подразделении дознания одного округа, уже не говоря об общем количестве сотрудников дознания и следствия всех округов Москвы. Неужели трудно сделать соответствующие выводы, что если огромным количеством сотрудников допускается столько нарушений требований совместного приказа, то значит, что-то с ним не так! Значит, этот приказ не работает! Так вот и принимайте эти самые конкретные меры по совершенствованию ведомственных приказов, разъясняйте сотрудникам требования приказов и инструкций, упрощайте систему учетно-регистрационной дисциплины, разрабатывайте методические рекомендации и инструкции по заполнению учетных документов с конкретными, а не размытыми формулировками, понятными каждому сотруднику. Иначе, зачем вы нужны?! В соответствии с требованиями ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» к ответственности надо привлекать как раз тех должностных лиц, которые полномочны устранить допущенные нарушения. А это вы, товарищи руководители!

Но кроме как наказать подчиненных сотрудников, другие меры вы принять не можете, не хотите (или не умеете?). Представьте себе, сколько сотрудников дознания будут оторваны от своих конкретных должностных обязанностей по расследованию уголовных дел, чтобы написать объяснения в рамках проводимой служебной проверки?

И никто не думает о том, что у прокуратуры существует свой «план» по количеству представлений, направленных в органы внутренних дел. И за каждым дисциплинарным взысканием стоит конкретный дознаватель, у которого, может быть, уже и желания-то нет нести службу в дознании (а это, как раз, о кадровой проблеме). Да и граждан, обращающихся в полицию за помощью, по большому счету, совсем не интересует наша (и ваша, товарищи прокуроры) учетно-регистрационная дисциплина. Потерпевших интересуют результаты расследования по уголовным делам, а не статистика. Руководители в своей работе в погоне за высокими статистическими результатами перестали видеть людей с их проблемами, при этом в равнодушии обвиняют обычных сотрудников.

Нельзя не отметить работу и исполнителя зонального контроля отдела дознания окружного Управления (зонального дознавателя). Вместо того, чтобы оказывать подконтрольному территориальному подразделению дознания какую-то конкретную практическую и методическую помощь, как того в идеале требуют ведомственные приказы, в рамках проводимых служебных проверок по таким вот представлениям он вынужден перелопачивать «гору» учетно-регистрационной документации, чтобы проверка была объективной. Зональные дознаватели завалены грудой бумажной бесполезной документации, и речи о зональном контроле, как таковом, не идет.

За зональным дознавателем может быть закреплено 4-5 и даже более подконтрольных подразделений. В каждое подразделение необходимо выехать с проверкой не менее 1 раза в месяц. С учетом загруженности зонального дознавателя, он просто физически не может полноценно осуществлять зональный контроль. Тут хотя бы успеть доехать до проверяемого подразделения, а не то чтобы помочь или полноценно проверить организацию работы подконтрольного отделения дознания ОМВД. А если учесть загруженность отделения дознания и количество других проверяющих (МВД, ГУВД, УВД, прокуратура и т.д.), то речь идет уже о том, чтобы хотя бы не мешать своей проверкой работе дознавателей.

Теперь об ответственности исполнителя зонального контроля. Он несет ответственность за все в работе подконтрольных отделений дознания. При имеющейся нагрузке просто физически невозможно быть в курсе каждого уголовного дела, находящегося в производстве всех дознавателей всех ОМВД, чтобы осуществлять контроль за расследованием, за своевременным принятием процессуальных решений по ним, за качеством расследования, за надлежащее оформление управленческой документации руководства подразделения дознания и т.д. и т.п., за всем, что там происходит. А зачем тогда нужны непосредственные руководители всех уровней ОМВД?

Чтобы полноценно осуществлять свою работу, за исполнителем зонального контроля должно быть закреплено не более 2-3 подразделений и четко определены его функции по зональному контролю. Зональный контроль – и ничего более, а не разгребание вороха бесполезных бумаг. Тогда можно вникнуть в проблемы дознавателей, оказать помощь, проконтролировать их работу, а также выявить недостатки и принять адекватные меры по их устранению. Ведь именно этого требует в своих приказах руководство. Иначе эта должность номинальна, бесполезна и возникает вопрос о ее целесообразности.

Что касается ненормированности рабочего дня, нарушения трудовых прав сотрудников, переработок, то все это подробно отражено в обращении следователей, размещенного на сайте Профсоюза, и в полной мере относится к дознанию, поэтому повторяться излишне.

Ещё вызывает вопрос показатель «Возмещение материального ущерба» в соответствии с приказом МВД РФ от 31.12.2013 №1040 «Вопросы оценки деятельности территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации», в соответствии с которым дознаватель в досудебном производстве должен обеспечивать возмещение материального ущерба потерпевшему лицом, совершившим преступление. Чем меньше этот показатель, тем ниже оценка деятельности дознания. А теперь вопрос, почему дознаватель должен обеспечивать возмещение материального ущерба?!

А если подозреваемый БОМЖ и просто физически не может возместить материальный ущерб потерпевшему?

А если по делу в суде будет оправдательный приговор?

А если потерпевший не имеет материальных претензий к подозреваемому и поэтому ущерб не возмещался?

А если подозреваемый не согласен с суммой заявленного ущерба?

И еще много этих «если». И вообще, каким образом дознаватель должен понуждать подозреваемого к выплате материального ущерба? Это как-нибудь регламентировано? Разве не входит в компетенцию суда определять, виновен человек или нет, должен ли он возмещать этот самый ущерб и в каком размере?

Вызывает недоумение сравнение показателей дознания Москвы и регионов (а может, и не только дознания), т.н. «общероссийские показатели». Да, мы живем в одной стране, но не забывайте, что социальные условия в регионах и в Москве различны. Различен контингент преступников, преимущественность составов преступлений, плотность населения, социальные и демографические условия, уровень жизни, в конце концов.

В Москве регистрируется всё и практически по каждой бумажке надо принимать процессуальное решение. Необходимо учитывать специфику, может быть, не только Москвы, но и каждого региона в отдельности. Как вы думаете, в маленьком городе, где прокурор и начальник районного ОМВД живут в соседних домах и ходят к друг другу в гости пить чай, этот самый прокурор вернет начальнику районного ОМВД уголовное дело для дополнительного расследования? Вряд ли.

Теперь о таких негативных показателях, как возвращение уголовного дела для дополнительного дознания и приостановление производства дознания по уголовному делу по п.п.2-4 ч. 1 ст. 208 УПК РФ.

Действительно, некачественно проведенное дознание по уголовному делу является основанием для возвращения уголовного дела для дополнительного расследования. И тут, нельзя не согласиться, прямая вина дознавателя и его руководителя, не проконтролировавшего ход расследования уголовного дела. По данному факту проводится служебная проверка с привлечением к дисциплинарной ответственности. Но никто не учитывает, что зачастую виной этому не изжившая себя «палочная система», когда начальники ОМВД ради высоких показателей принуждают дознавателей оканчивать уголовные дела в минимальные сроки (порою в 2-3 дня), вместо предусмотренных УПК РФ 30 суток. Учитывая некомплект, и, как следствие, высокую загруженность уголовными делами, молодой необученный состав дознания, который просто некому обучать, сжатые сроки расследования, серьезно страдает качество дознания.

Что касается негатива по уголовным делам, производство дознания по которым приостановлено по п. 2 ч. 1 ст. 208 УПК РФ, то здесь тоже много вопросов. Одно дело, когда дознаватель не принял мер к задержанию преступника при достаточных на то основаниях и преступник скрылся (иностранный гражданин, не имеющий определенного места жительства на территории РФ, не установлена личность преступника и т.д. и т.п., все это прописано в УПК РФ). Но когда оснований для задержания нет по закону, в отношении подозреваемого избирается мера процессуального принуждения и при этом он скрывается от дознания, дознаватель всё равно несет за это дисциплинарную ответственность и появляется негативный показатель. Каким образом дознаватель должен контролировать подозреваемого? Забирать паспорт, чтобы он не скрылся? Это незаконно. Или, может быть, брать его к себе домой и жить с ним пока его не осудят? Сейчас каждый последний мигрант знает, куда написать жалобу на сотрудника полиции.

А уж приостановление производства дознания по п.п.3-4 ч. 1 ст. 208 УПК РФ вообще не должно вызывать вопросов. Если эти основания предусмотрены законом, то почему это является негативным показателем?

Любой дознаватель, у которого в производстве находится уголовное дело, по которому подозреваемый арестован и содержится в СИЗО, может рассказать о том, как много драгоценного рабочего времени тратится на ожидание подследственного для проведения с ним следственных действий (ЧАСЫ!!!). Чтобы занять очередь на получение заветного талона (требования) на проход в ту же «Бутырку», дознавателю необходимо приехать накануне вечером, чтобы записаться в список, потом с утра следующего дня часам к 07.00 заранее до начала рабочего дня, примерно в 11.00 часов получить разрешение на проход в СИЗО, и наверняка во второй половине рабочего дня (не ранее 14-15.00 часов) дознаватель, наконец-таки, попадет в кабинет для проведения следственных действий. Да еще не факт, что сразу приведут подозреваемого, его сначала покормят, выгуляют (а если у него банный день, то и искупают) и потом только приведут. Иначе, это будет нарушение прав подозреваемого. Это все хорошо, конечно же, но когда будут думать о сотрудниках и о создании нормальных условий для их работы, которые непосредственно отражаются на ее результатах?

Нередки случаи, когда преступник, уже будучи осужденным, возможно ради развлечения, от скуки, пишет жалобы в различные инстанции на дознавателя, проводившего расследование по его делу. И тут начинается самое интересное. Дознаватель может побывать во всех инстанциях, чтобы «отписаться» от жалобщика: инспекции Штаба, ИЛС, УСБ, СУ СК и еще много где. Да где уж тут расследовать уголовные дела! Хоть бы самого в тюрьму не посадили. У нас в стране так много организаций, ратующих за права осужденных, но практически нет органа на государственном уровне, реально защищающим права сотрудников полиции. Простые сотрудники практически беззащитны перед преступниками. Любой адвокат может «затаскать» сотрудника полиции по различным инстанциям (но об этом тоже уже написано следователями).

Нельзя не затронуть тему оперативности при производстве расследования уголовных дел. Простые граждане, насмотревшись сериалов про Глухарей, наивно полагают, что сотрудник, ведущий расследование уголовного дела, нажатием на клавиатуре одной клавиши получает доступ ко всем информационным базам. И искренне недоумевают, узнав, что в подразделении нет даже Интернета. Те же программы, которые установлены на компьютерах дознавателей (не везде), работают невозможно медленно и могут загружаться по 20-30 минут. А уж об обеспечении компьютеров дознавателей антивирусной защитой говорить вообще не приходится, не понятно как еще эти компьютеры вообще работают.

Еще много проблем, которые не затронуты в этом письме. Просто хотелось обозначить хотя бы некоторые из них. Кроме того, подписываемся под каждым словом обращения следователей.

Всем известна поговорка о том, что рыба гниет с головы. К сожалению, прошедшая реформа в органах внутренних дел практически ничем, кроме переименования милиции в полицию и огромными потраченными средствами государства на пошив нового форменного обмундирования, не ознаменовалась. С течением времени лишь обострились существующие проблемы. Вышестоящее руководство должно четко понимать, что в настоящее время в органах внутренних дел все меньше и меньше сотрудников, которые не знают своих прав, и готовы терпеть по отношению к себе беззаконие со стороны руководства. То, что происходит в органах внутренних дел – это бомба замедленного действия. На самом деле мы просим не так уж и много:

руководители, вникните в наши проблемы и примите меры. Иначе, как мы можем помочь простым гражданам, если сами беззащитны.

С уважением, сотрудники дознания ГУ МВД России по г. Москве.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *