Размер платы за проведение аттестации аудиторов устанавливается

Т.А. Фролова
Аудит: конспект лекций
Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2009.

2.1. Аттестация аудиторов

Государство предъявляет достаточно высокие требования к лицам, как только изъявляющим желание заниматься аудиторской деятельностью, так и уже имеющим статус аудитора. Требования к уровню профессионализма аудиторов (лиц, получивших квалификационный аттестат аудитора) определяются Временным положением о системе аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов в РФ (Приказ МФ РФ от 12.09.2002г.).

Элементами образования аудитора служат:

1) базовое образование;

2) практический опыт;

3) специальное профессиональное образование (в настоящее время это требование носит рекомендательный характер);

4) свободное владение деловым русским языком.

Базовое образование включает в себя высшее экономическое или юридическое образование, полученное в учебном учреждении России, имеющем государственную аккредитацию, либо в учебном учреждении иностранного государства, дипломы которого имеют юридическую силу в РФ.

Владение деловым русским языком включает наличие навыков владения русским языком в объеме, необходимом для изучения нормативных актов, проверки бухгалтерской и иной документации, ведения рабочей документации, делового общения с клиентами, составления аудиторского заключения и письменной информации аудитора руководству предприятия по результатам проверки.

Квалификационный аттестат аудитора выдается при условии, что лицо, претендующее на его получение (претендент):

1) сдало квалификационный экзамен;

2) имеет ко дню объявления результатов квалификационного экзамена стаж работы, связанной с осуществлением аудиторской деятельности либо ведением бухгалтерского учета и составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности, не менее трех лет. Не менее двух лет из последних трех лет указанного стажа работы должны приходиться на работу в аудиторской организации.

Проверка квалификации претендента осуществляется в форме квалификационного экзамена. Порядок проведения квалификационного экзамена, предусматривающий в том числе порядок участия претендента в квалификационном экзамене, круг вопросов, предлагаемых претенденту, а также порядок определения результатов квалификационного экзамена, устанавливается уполномоченным федеральным органом (Минфином РФ).

К квалификационному экзамену допускается претендент, получивший высшее образование в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении высшего профессионального образования.

Квалификационный экзамен проводится единой аттестационной комиссией, которая создается совместно всеми саморегулируемыми организациями аудиторов в порядке, установленном Минфином. Учредительные документы единой аттестационной комиссии, а также вносимые в них изменения до их утверждения согласовываются с Минфином. Деятельность единой аттестационной комиссии основывается на принципах независимости, объективности, открытости и прозрачности, самофинансирования.

Аттестация проводится с целью проверки квалификации физических лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью, в форме квалификационного экзамена на получение квалификационного аттестата аудитора, по итогам которого выдаются квалификационные аттестаты аудиторов следующих типов:

1) в области общего аудита;

2) в области аудита бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов;

3) в области аудита страховых организаций и обществ взаимного страхования (аудита страховщиков);

4) в области аудита кредитных организаций, банковских групп и банковских холдингов (банковского аудита).

За прием квалификационного экзамена с претендента взимается плата, размер и порядок взимания которой устанавливается единой аттестационной комиссией.

Решение об отказе в выдаче квалификационного аттестата аудитора принимается в случае, если:

1) претендент не соответствует требованиям о стаже работы;

2) после сдачи квалификационного экзамена обнаруживается несоответствие претендента требованию о высшем образовании в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении высшего профессионального образования.

Квалификационный аттестат аудитора выдается без ограничения срока его действия. Порядок выдачи квалификационного аттестата аудитора и его форма утверждаются Минфином РФ. Решение об отказе в выдаче квалификационного аттестата аудитора может быть оспорено в суде.

Аудитор обязан в течение каждого календарного года начиная с года, следующего за годом получения квалификационного аттестата аудитора, проходить обучение по программам повышения квалификации, утверждаемым саморегулируемой организацией аудиторов, членом которой он является. Минимальная продолжительность такого обучения устанавливается саморегулируемой организацией аудиторов для своих членов и не может быть менее 120 часов за три последовательных календарных года, но не менее 20 часов в каждый год.

Аудиторская деятельность за исключением профессиональных услуг аудиторских организаций осуществляется только при наличии специального разрешения (лицензии) на осуществление аудиторской деятельности.

Лицензирование аудиторской деятельности осуществляет Министерство финансов Республики Узбекистан (далее — лицензирующий орган).

По заявлению аудиторской организации лицензия выдается на осуществление следующих видов аудиторских проверок:

инициативных аудиторских проверок;

инициативных и обязательных аудиторских проверок хозяйствующих субъектов, за исключением открытых акционерных обществ, банков и страховых организаций;

аудиторских проверок всех хозяйствующих субъектов.

Аудиторская организация, зарегистрированная в установленном порядке Министерством юстиции Республики Узбекистан, для получения лицензии на осуществление аудиторской деятельности представляет в лицензирующий орган заявление с приложением следующих документов:

нотариально заверенные копии учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Узбекистан;

заверенные копии квалификационных сертификатов аудитора и международных сертификатов бухгалтера, принадлежащих штатным аудиторам, в количестве, соответствующем установленному настоящим Положением минимальному количеству штатных аудиторов, в том числе имеющих международный сертификат бухгалтера;

нотариально заверенные копии трудовых книжек и заверенные копии приказов о приеме на работу штатных аудиторов по основному месту работы в количестве, соответствующем предусмотренному настоящим Положением минимальному количеству штатных аудиторов;

копия документа, свидетельствующего о сформировании уставного капитала полностью в размере, предусмотренном законодательством для соответствующего вида лицензии на осуществление аудиторской деятельности;

банковский платежный документ, свидетельствующий об уплате сбора за рассмотрение заявления.

Указанные документы представляются в одном экземпляре. Требование от аудиторской организации представления документов, не предусмотренных настоящим Положением, не допускается.

Аудиторские организации, осуществляющие:

только инициативные аудиторские проверки, должны иметь уставный капитал не менее 1500-кратного размера минимальной заработной платы и не менее 2 штатных аудиторов;

инициативные и обязательные аудиторские проверки хозяйствующих субъектов, за исключением открытых акционерных обществ, банков и страховых организаций, должны иметь уставный капитал не менее 3000-кратного размера минимальной заработной платы и не менее 4 штатных аудиторов, из которых не менее одного аудитора — с наличием международного сертификата бухгалтера;

аудиторские проверки всех хозяйствующих субъектов, должны иметь уставный капитал не менее 5000-кратного размера минимальной заработной платы и не менее 6 штатных аудиторов, из которых не менее двух аудиторов — с наличием международного сертификата бухгалтера

Требование настоящего пункта к аудиторской организации о наличии минимального количества штатных аудиторов предусматривает полную укомплектованность установленного минимального количества аудиторских штатов аудиторами, для которых данная аудиторская организация является основным местом работы.

При несоответствии после получения лицензии требованиям настоящего пункта аудиторская организация в 5-дневный срок со дня возникновения несоответствия письменно уведомляет об этом лицензирующий орган и в срок не более 3 месяцев с указанной даты обязана устранить возникшее несоответствие либо принять решение о получении лицензии на право осуществления другого вида аудиторской проверки или прекращении своей деятельности в установленном порядке. Проведение аудиторской организацией аудиторских проверок до устранения несоответствия требованиям настоящего пункта влечет ответственность в соответствии с законодательством.

Не менее пятидесяти процентов уставного капитала аудиторской организации формируется из денежных средств учредителей (участников), а оставшаяся часть — материальными ценностями, непосредственно используемыми при осуществлении деятельности аудиторской организации.

Действие лицензии может быть приостановлено в случае выявления нарушений аудиторской организацией лицензионных требований и условий, а также невыполнения аудиторской организацией решения лицензирующего органа об устранении выявленных нарушений.

Решение лицензирующего органа о приостановлении действия лицензии доводится до аудиторской организации в письменной форме не позднее чем через три дня со дня его принятия. Решение суда о приостановлении действия лицензии доводится до аудиторской организации и лицензирующего органа в сроки, установленные законодательством.

Лицензирующий орган или суд устанавливает аудиторской организации срок для устранения обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии. При этом срок, установленный в решении суда для устранения обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии, не может превышать шести месяцев.

Осуществление аудиторской организацией деятельности в период приостановления действия лицензии влечет ответственность в соответствии с законодательством.

При устранении аудиторской организацией обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии, лицензирующий орган или суд, принявший решение о приостановлении действия лицензии, обязан в десятидневный срок со дня получения подтверждения об устранении указанных обстоятельств принять решение о возобновлении действия лицензии.

Если аудиторская организация в установленный срок не устранила указанные обстоятельства, лицензирующий орган обращается в суд о прекращении действия лицензии.

Прекращение действия лицензии производится также в случаях:

обращения аудиторской организации с заявлением о прекращении действия лицензии;

ликвидации аудиторской организации;

прекращения деятельности аудиторской организации в результате реорганизации, за исключением ее преобразования;

систематического или однократного грубого нарушения аудиторской организацией лицензионных требований и условий;

неустранения аудиторской организацией обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии, в установленный лицензирующим органом или судом срок;

установления незаконности решения лицензирующего органа о выдаче лицензии.

Прекращение действия лицензии в случаях, предусмотренных абзацами пятым-седьмым настоящего пункта, осуществляется по решению суда, а в других случаях — по решению лицензирующего органа.

Решение лицензирующего органа о прекращении действия лицензии доводится до аудиторской организации в письменной форме с мотивированным обоснованием не позднее чем через три дня со дня его принятия. Решение суда о прекращении действия лицензии доводится до аудиторской организации и лицензирующего органа в сроки, установленные законодательством.

Лицензия в течение десяти дней со дня получения аудиторской организацией решения о прекращении действия лицензии подлежит возврату лицензирующему органу и уничтожению.

Действие лицензии прекращается с даты принятия решения о прекращении.

Лицензия на осуществление аудиторской деятельности аннулируется в случаях:

обращения аудиторской организации с заявлением об аннулировании лицензии;

установления факта получения лицензии с использованием подложных документов;

если аудиторская организация в течение трех месяцев с момента направления (вручения) уведомления о принятии решения на выдачу лицензии не представила лицензирующему органу документ, подтверждающий уплату государственной пошлины, либо не подписала лицензионное соглашение.

Аннулирование лицензии в случае, предусмотренном в абзаце третьем настоящего пункта, осуществляется в судебном порядке, а в других случаях — по решению лицензирующего органа.

Решение лицензирующего органа об аннулировании лицензии доводится до аудиторской организации в письменной форме не позднее чем через три дня со дня его принятия. Решение суда об аннулировании лицензии доводится до аудиторской организации и лицензирующего органа в сроки, установленные законодательством.

В течение десяти дней со дня получения аудиторской организацией решения об аннулировании действия лицензии лицензия подлежит возврату лицензирующему органу и уничтожению.

Решение об аннулировании действует с даты выдачи лицензии.

При аннулировании лицензии уплаченная государственная пошлина возврату не подлежит.

УМЦ «СТЕК» занял первое место среди остальных УМЦ. Как Вы считаете, что помогло Вам достичь такого успеха?

Да, действительно, СТЕК является самым крупным в России учебным центром по подготовке и повышению квалификации аудиторов и бухгалтеров. При этом, должен сказать, что мы никогда не ставили перед собой такой задачи. Все 20 лет нашей работы основное внимание мы уделяем качеству образовательного процесса. А это, в первую очередь, актуальные программы обучения и профессиональные преподаватели. Мы стремимся, чтобы процесс обязательного ежегодного повышения квалификации давал людям действительно новые знания, необходимые для их профессионального роста, а не становился пустой тратой денег и времени ради получения сертификата. Для нас важно, чтобы процент сдачи экзаменов нашими выпускниками был выше, чем среднестатистический. Мы стараемся поддерживать комфортные и уютные условия обучения в нашем учебном центре.

Как следствие этого каждый год количество слушателей у нас растет. Сейчас СТЕК занимает первое место в рейтинге учебно-методических центров.

Какие на данном этапе существуют особенности подготовки слушателей для сдачи основного (не упрощенного) экзамена по аудиту? Планируете ли Вы что-то изменить или у Вас уже есть наработанные программы?

Подготовкой слушателей для сдачи квалификационного экзамена на аттестат аудитора СТЕК занимается с 1995 года, т.е. с момента, когда Минфин России начал проводить первые экзамены и выдавать аттестаты аудитора. За эти годы, безусловно, у нас накоплен огромный опыт и наработаны методики подготовки. Но процедура экзамена изменяется, усложняется, расширяется программа. С 2010 года введен единый аттестат. И в экзамен уже включены вопросы банковской, страховой сферы, деятельности инвестиционных институтов – то, что раньше экзаменовалось отдельно в рамках других аттестатов. Большое внимание в программе уделено вопросам МСФО. Самостоятельно готовиться к экзаменам, изучать отдельные вопросы, выбирая их из огромного числа учебников очень сложно. Бесконечно увеличивать количество аудиторных часов на подробное изучение программы тоже невозможно.

Мы пошли по пути написания собственных учебников для подготовки к экзаменам. Такие учебники существуют для разных международных квалификаций. Но для подготовки к российскому квалификационному экзамену аудитора мы первые подготовили такие учебники. Чем они отличаются от массы существующих книг по аудиту, бухгалтерскому учету, налогообложению, и т.д.? Эти учебники пишутся точно по программе проведения квалификационного экзамена и охватывают все темы программы. В учебниках наши авторы стараются сделать акценты на экзаменационные вопросы, публикуемые на сайте ЕАК. Кроме того, учебники ежегодно обновляются в соответствии с изменением законодательства и экзаменационных вопросов. Их использование в учебном процессе позволяет нашим преподавателям более эффективно проводить занятия. В начале 2013 года мы выпустим уже третье издание учебников.

Какой процент слушателей, прошедших у Вас обучение, смогли сдать упрощенный экзамен?

Процесс проведения упрощенных экзаменов для аудиторов подходит к завершению. Очевидно, продления сроков проведения упрощенного экзамена не будет. И можно начинать подводить итоги.

Единая аттестационная комиссия на своем сайте публикует только списки сдавших экзамены и количество участвовавших в экзаменах, поэтому полный анализ и статистику получить сложно.

В среднем в списках сдавших экзамен около 35% слушателей, которые прошли подготовку к экзамену в СТЕКе. Из отучившихся у нас более 53% аудиторов успешно сдали экзамен.

Какие перспективные направления в настоящее время разрабатываются в Вашем учебном центре?

Пожалуй, самая актуальная тема сейчас — это МСФО. Причем за последние годы многие специалисты прошли подготовку по МСФО и получили теоретические знания на различных курсах. У многих встал вопрос, а как эти знания применить на практике? Для таких специалистов в этом году мы подготовили ряд практических курсов по отдельным темам. Например, два курса по трансформации и консолидации финансовой отчетности, которые носят исключительно прикладной характер. На занятия слушатели приносят собственные персональные компьютеры. На них мы устанавливаем необходимое методическое обеспечение и таблицы с задачами, используемые в процессе занятий. Кроме того, появились курсы «Новое в МСФО» и «Финансовые инструменты». Линейку таких прикладных, практических курсов по МСФО мы планируем расширять дальше.

На равнее с МСФО большую актуальность сейчас приобретают знания связанные с управленческим учетом. Недавно такую квалификацию в России открыл британский Привилегированный Институт Бухгалтеров по Управленческому учету — CIMA (Chartered Institute of Management Accountants). На сегодняшний день институт насчитывает 195 тыс. членов в 176 странах. Диплом CIMA (Rus) «Управление эффективностью бизнеса» – первая квалификация в сфере управленческого учета, предлагаемая международной профессиональной организацией на русском языке. Интерес к данному курсу среди слушателей заметно растет.

Очень серьезная проблема для любых специалистов в нашей стране – это слабое знание английского языка. Финансисты здесь не исключение, особенно когда речь идет о специальной финансово-экономической терминологии. Поэтому несколько лет назад в СТЕКе появились курсы «Финансовый английский» и «Бизнес английский» для разных уровней языковой подготовки. Такие курсы ранее не предлагались на рынке, и оказались очень востребованными. В процессе занятий слушатели не только подтягивают свои знания английского языка, но и пополняют словарный запас финансово-экономической лексики.

Помогает ли Ваш опыт работы в УМЦ в Вашей работе в рабочем органе Совета по аудиторской деятельности?

Безусловно, много лет занимаясь организацией обучения аудиторов, мне приходится досконально изучать все нормативные документы, регламентирующие эту область. Общаясь со слушателями, я узнаю об их потребностях и проблемах. Так как СТЕК аккредитован во всех СРО аудиторов, приходится ориентироваться и во внутренних документах каждого СРО в области квалификации. Это дает возможность более эффективно участвовать в подготовке документов для Совета по аудиторской деятельности. Из последних документов, которые были подготовлены Комиссией по аттестации и повышению квалификации рабочего органа САД стоит обратить внимание на рекомендации саморегулируемым организациям аудиторов по организации обучения аудиторов в связи с принятием Кодекса профессиональной этики аудиторов и Правил независимости аудиторов и аудиторских организаций и типовые программы повышения квалификации. Надеюсь, что Совет по аудиторской деятельности на своем декабрьском заседании утвердит эти рекомендации.

Суханов Сергей Сергеевич

Руководитель Учебного центра «СТЕК»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *