Примеры социальных статусов

Тест. Социальные статусы и роли

Часть 1.

1. Социальный статус, приобретаемый собственными усилиями человека, называют

1) прирожденный

2) предписанный

3) приписываемый

4) достигаемый

2. Иван имеет статус ученика 8 класса, он посещает школу и выполняет домашние задания. Как называется поведение, ожидаемое от человека того или иного социального статуса?

1) социальное положение

2) социальная роль

3) социальная норма

4) социализация

3. Какие из перечисленных статусов можно отнести к предписанным? Выберите несколько из 4 вариантов ответа:

1) татарин

2) священник

3) принц

4) мужчина

4. Когда родители контролируют выполнение детьми домашнего задания, то они выполняют:

1) социальное предписание

2) социальное обязательство

3) социальную роль

4) социальный заказ

5. Какая социальная роль характерна для подростка и для взрослого? Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) пользователь мобильной связи

2) избиратель

3) работник завода

4) ученик школы

Часть 2.

6. Верны ли следующие суждения:

А. При рождении человек приобретает все свои социальные роли

Б. Общество предъявляет человеку ролевые требования?

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

7. Соотнесите виды социальных статусов и их характеристики. Укажите соответствие для всех 4 вариантов ответа:

__ личный

__ достигаемый

__ социальный

__ предписанный

1) характеризует положение, которое человек занимает в обществе как представитель большой социальной группы

2) статус, приобретаемый человеком в результате его свободного выбора, личных усилий

3) положение человека в малой группе

4) статус, не зависящий от личных усилий человека

8. Какому понятию соответствует следующее определение?

Оценка обществом значимости тех или иных позиций, занимаемых человеком.

Запишите ответ:__________________________________________

9. Установите соответствие между элементами правого и левого столбиков.

А) младший брат

Б) директор завода

В) дедушка

Г) космонавт

Д) ученик старших классов

Е) свекровь

Ж) китаец

1) достигаемые статусы

2)предписанные статусы

Ответ:

10. Соотнесите понятия и определения. Укажите соответствие для всех 4 вариантов ответа:

__ социальная роль

__гендерная роль

__ социальный статус

__ социальные санкции

1) меры воздействия общества на поведение человека или группы людей

2) ожидаемое поведение индивида, имеющего определённый статус в данном обществе

3) положение человека в обществе, которое он занимает в соответствии со своим возрастом, полом, происхождением, профессией и т.п.

4) поведение, нормативно ожидаемое от индивидов мужского и женского пола

Инструкция к тесту:

Контрольно-измерительный материал по обществознанию для 8 класса по теме «Социальные роли и статусы» составлен к одноименному параграфу учебника «Обществознание. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / ; под ред. Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой – М., Просвещение, 2010.

Тест содержит две части заданий.

Часть 1 содержит задания с выбором ответа.

Часть 2 состоит из более сложных заданий с открытым ответом. Они позволяют проверить умения классифицировать и систематизировать знания, давать краткий ответ.

На выполнение тематического теста отводится 10-15 минут.

Тестовые задания можно использовать для обучения и самоконтроля учащихся, проверки домашнего задания, текущего контроля и при подготовке к Государственной итоговой аттестации.

Занятие по дисциплине

«Обществознание»

Тема: «Социальные статусы и роли»

Разработала: преподаватель Сергеева Е.В.

Тема: Социальные статусы и роли

Тип занятия – комбинированный урок – 1 ч., практическое занятие – 1.ч.

Цели: усвоить основные понятия темы: социальный статус и роль, статусный и ролевой набор личности; научиться идентифицировать собственные статусы и роли, планировать собственные ролевые стратегии; разбираться в причинах и путях решениях ролевых конфликтов.

План

1. Социальный статус, виды статусов

2. Социальная роль, ролевой набор.

3. Ролевой конфликт, причины и пути разрешения.

Рассматривая взаимодействия личности и общества необходимо отметить, что общество функционирует бесперебойно до тех пор, пока люди адекватно реагируют на взаимные ожидания. Например, садясь в поезд, мы ожидаем, что он вовремя доставит нас к месту назначения, а заболев, мы верим, что в поликлинике найдется врач, который будет нас квалифицированно лечить. Аналогичные ожидания со стороны других людей распространяются и на наши действия. Мы связаны между собой единой сетью социальных отношений, которые помогают реализовывать наши потребности. В целях удовлетворения потребностей людей общество создает множество социальных статусов. Что такое социальный статус? Это позиция индивида в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей. Скажем, статус «преподаватель» имеет смысл только по отношению к статусу «студента», но не по отношению к врачу, продавцу или инженеру. Социальный статус, во-первых, носит устойчивый характер, образует в числе других элементов социальную структуру общества; во-вторых, деиндивидуализирован, не связан с конкретным индивидом, а существует сам по себе и открыт для других индивидов; в-третьих, имеет свой ранг: есть статусы более и менее престижные. Каждому статусу предписаны права и обязанности, благодаря которым складывается функциональная взаимосвязь. Обязанности говорят о том, что носитель данного статуса должен делать по отношению к другим статусам. Права, это то, что может позволить в отношении других статусов. Например, преподаватель обязан передавать знания студенту, проверять и оценивать их, следить за дисциплиной. Он наделен правом не аттестовать студента. А, что обязан студент? (регулярно посещать занятия, выполнять требования преподавателя, готовить домашнее задание). Преподаватель и студент вступают в социальные отношения как носители социальных статусов.

Один человек обладает множеством статусов, так как участвует во множестве групп и организаций. Совокупность всех статусов, занимаемых одним человеком, называется статусным набором (Р. Мертон). В статусном наборе обязательно найдется главный статус. Главный статус это наиболее характерный для данного человека статус, с которым его идентифицируют (отождествляют) другие люди или с которым он сам себе идентифицирует. Чаще всего главный статус связан с местом работы или родом деятельности. Этот статус определяет стиль и образ жизни.

Различают также формальный (социальный) и неформальный (личный) статус. Личный статус – положение индивида в малой группе, зависящее от того, как его оценивают и воспринимают члены этой группы (знакомые, коллеги, родные). Это определенное место в системе межличностных отношений. Формальные статусы в свою очередь бывают предписанными или достигаемыми.

Предписанный статус человек получает не по своей воле и не имеет над ним контроля. Пол, раса, место рождения, титул (в сословных обществах). Приписанный статус является прирожденным, и который позже признается обществом

Достигаемый статус приобретается в результате личных усилий и находится под контролем человека. Достигаемый статус всегда подчеркивает личные достижения человека. Это могут быть образование, профессия, квалификация. В традиционном обществе человека оценивали преимущественно по предписанному статусу, а в современном – по достигаемому. В некоторых случаях бывает трудно определить способ приобретения статуса (например, статус безработного, инвалида, сироты). Приобретение этих статусов не было желательным для человека, а стало результатом неблагоприятного стечения обстоятельств. В этом случае используется понятие «смешанный статус».

Главные (основные) статусы это: профессиональные, экономические, политические, демографические, религиозные, кровнородственные. Этот статус может быть предписанным, достигнутым, смешанным, личным. Главные (основные) статусы значимы для личности и определяют ее положение в обществе в течение продолжительного времени.

Также существует огромное множество эпизодических статусов. Статус пассажира, пешехода, свидетеля, клиента, читателя, покупателя, телезрителя. Права и обязанности таких статусов трудно определимы, если они не оговариваются в договоре или инструкции (например, правила поведения в общественном транспорте).

Существует определенная иерархия социальных статусов. Условное расстояние между статусами называется статусной дистанцией. Общество заинтересованно в ее соблюдении, это упорядочивает социальные отношения и делает их предсказуемыми. Реальным показателем статусной дистанции между руководителем и подчиненным, обеспеченным и бедным человеком, киноактером и рабочим выступает объем их властных полномочий, размеры дохода, уровень образования и квалификация, престиж профессии. Необоснованная попытка преодолеть статусную дистанцию получила название фамильярности. Фамильярное поведение (попытка встать на одну ногу с представителем более высокого статуса) обществом осуждается.

Носители разных социальных статусов различаются внешне по статусным символам. В качестве символов могут выступать мундир, форма, язык, манера поведения, жилье, марка автомобиля. Попробуйте привести свои примеры. Статусные символы, права и обязанности индивида являются основой его статусного образа (имиджа). Как правило, человек стремиться создать для окружающих благоприятный имидж.

Ни один человек не существует вне статуса. Если он покидает одну статусную позицию в структуре общества, то обязательно оказывается в другой. Еще недавно вы были школьниками, стали студентами. С помощью статуса всегда можно определить «местонахождения» конкретного индивида в социальном пространстве.

У человека формируется отношение к своему статусу. Человек смотрит на мир чаще всего с позиции своего статуса. Скажем, автолюбители раздражаются на пешеходов и наоборот. Максимальное слияние со своим статусом называется статусной идентификацией. Например, офицер ведет себя по командирский и дома. Отстранение от статуса называется дистанцированием. Иногда его причина заключается в том, что человек считает этот статус случайным для себя. Чем выше общество оценивает какой-либо статус, тем сильнее степень идентификации с ним, которую обладатель высокого статуса будет стремиться подчеркнуть с помощью символических атрибутов.

Задание

Определите, относятся ли к приписываемым, следующие статусы:

1. Император

2. Глава католической церкви

3.Сенатор

4. Президент

5. Свекор

6. муж

7. Украинец

8. Принц

9. Герцог

10. Боярин

Социальная роль. Ролевой конфликт.

Динамической стороной статуса выступает статусная роль. Модель поведения ориентированная на конкретный статус. Важно понимать, что социальный статус – это всего лишь категория, наименование социальной позиции. Есть множество адвокатов, но каждый в исполнение роли вносит что-то свое: строгость или мягкость, эмоциональность или сухость, конфликтность в отношениях с коллегами или ровные отношения. От человека, обладающего данным статусом, окружающие ждут вполне конкретных поступков (экспектации общества). Если роль выполняется в соответствии с ожиданиями, носителя статуса ждет вознаграждение. Одобрительная реакция в виде таких определений: «квалифицированный врач, грамотный инженер, храбрый солдат». Если роль неправильно исполняется, следует порицание или наказание. Неодобрительное высказывание: «невоспитанный милиционер, некомпетентный руководитель, неуспевающий студент».

Носитель любого социального статуса является исполнителем многих ролей. Совокупность ролей ассоциируемых с одним статусом называется ролевым набором. Каждый статус обычно включает ряд ролей. Рассмотрим статус студента. Он включает в себя:

Роль ученика

Роль товарища в студенческой среде

Роль читателя библиотеки

Роль члена студенческой футбольной команды

Роль члена правового клуба и т. д.

Роль не существует сама по себе. Она представляет собой комплекс занятий и действий, тесно связанной с деятельностью других. Поэтому не бывает преподавателей без студентов, врачей, без пациентов, преступников без полиции. Каждая роль имеет, по крайне мере, одну связанную с ней роль. Таким образом, права одной роли являются обязанностями другой. Ролевые отношения связывают нас друг с другом потому, что права на одной стороне отношений являются требованием на другой.

Каждая роль из ролевого набора требует особой манеры поведения. Даже две похожие роли профессора — преподаватель и наставник – предполагают разные отношения со студентами. Первая заключается в соблюдении формальных правил и норм, вторая является неформальной ролью старшего друга, мудрого советчика. Каждая роль в ролевом наборе предстает совокупностью непохожих на другие отношений. Так в ролевом наборе студента со сверстниками у него складываются одни взаимоотношения, с администрацией другие, с преподавателями третьи.

Качество исполнения роли зависит от человека. Скажем у вас общий статус студента, а исполнение роли различное. Одни старательные, другие безответственные и т. д.

От чего зависит успех выполнения социальных ролей?(Выслушиваются ответы студентов)

1. биопсихологических возможностей и способностей человека (темперамента, воли, скорости мыслительных реакций, концентрации внимания);

2. осуществление обществом контролирующих функций с целью удержания образцов выполнения роли через поощрение или наказание ее исполнителей; Например, если индивид неудачно освоил свою профессиональную роль, его ждут негативные санкции (наказание) выговор, лишение премии, увольнение. Если напротив, выполняет свою роль безукоризненно – ждут вознаграждения (благодарность, книга почета, премии).

3. социального ожидания, воплощенного в образцах выполнения роли, ее «идеальном типе»; например, общество задает идеальную модель студента, образец (через государственный образовательный стандарт, нормативные документы, регулирующие учебный процесс)

4. традиции исполнения роли, принятой в конкретной группе, к которой относится индивид.

Каждая личность может переживать в своей жизни ситуации ролевых конфликтов. Это состояния внутреннего напряжения, связанное с исполнением социальных ролей. Эти переживания оказывают влияние на человека, способны спровоцировать внешние конфликты. Каковы причины?

  1. недостаточная ролевая подготовка;

  2. возрастание интенсивности социальной жизни, сопровождающееся появлением множества новых ролей;

  3. культурные изменения в обществе. Например, после распада Советского Союза имевшему престижную профессию в советском обществе научному работнику или шахтеру пришлось смириться с падением значимости своего статуса.

Способы преодоления ролевых конфликтов.

Внутриролевой конфликт. Необходимо определить причины, уточнить содержание своей роли и скорректировать ролевое поведение.

Межролевые конфликты. Разделение ролей и систематизация связанных с ними обязанностей. Отказ от второстепенных ролей и сосредоточение внимания на главной роли.

Вопросы для контроля

  1. Что такое социальный статус?

  2. Какие виды социальных статусов вы знаете?

  3. Опишите свой статусный набор.

  4. Что такое социальная роль?

  5. Какие социальные роли вы выполняете?

  6. Какие факторы влияют на выполнение социальной роли?

  7. Почему возникает ролевой конфликт? Как он преодолевается? Приведите свой пример.

8. Верны ли следующие высказывания?

— Предписанный статус – это статус, который достигнут благодаря своим усилиям.

— В традиционном обществе человека оценивали по предписанному статусу, а в современном по достигаемому статусу.

— Носитель любого социального статуса является исполнителем многих ролей.

Дидактический материал

Социальный статус — позиция индивида в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей.

Статусный набор — совокупность всех статусов, занимаемых одним человеком.

Официальный (социальный статус) – положение человека в обществе, которое он занимает как представитель большой социальной группы (профессия, класс, возраст, пол).

Личный статус – положение индивида в малой группе, зависящее от того, как его оценивают и воспринимают члены этой группы (знакомые, коллеги, родные).

Предписанный статус человек получает не по своей воле и не имеет над ним контроля. Пол, раса, национальность, титул (в сословных обществах)

Достигаемый статус приобретается в результате личных усилий и находится под контролем человека. Достигаемый статус всегда подчеркивает личные достижения человека. Это могут быть образование, профессия, квалификация.

Главный статус это наиболее характерный для данного человека статус, с которым его идентифицируют. Чаще всего главный статус связан с местом работы или родом деятельности. Этот статус определяет стиль и образ жизни.

Эпизодические статусы – временные статусы, права и обязанности которых могут быть строго не определены. Носят временный характер (пешеход, пассажир, покупатель, клиент) и т.д.

Статусная дистанция — условное расстояние между статусами.

Показателем статусной дистанции выступает объем властных полномочий, размеры дохода, уровень образования и квалификация, престиж профессии.

Фамильярность — необоснованная попытка преодолеть статусную дистанцию.

Статусная идентификация — максимальное слияние со своим статусом.

Отстранение от статуса называется дистанцированием.

Социальная роль — модель поведения ориентированная на конкретный статус.

Экспектации общества – совокупность требований, предъявляемых к выполнению соответствующих социальных ролей с целью обеспечения согласованности и упорядоченности взаимодействия людей.

Ролевой набор — совокупность ролей ассоциируемых с одним статусом.

Ролевой конфликт — состояние внутреннего напряжения, связанное, с исполнением социальных ролей

Практическое занятие (1ч.)

Тема: Статусный портрет и ролевой набор.

Форма проведения: анализ текста и суждений, ответы на вопросы, описание ролевого набора.

Цели занятии:

Учебная цель: — формировать навыки анализа информации;

— развивать умение выделять в тексте главную мысль;

— аргументировать собственную позицию по предложенному суждению;

Развивающая цель:- активизировать познавательную деятельность студентов, используя индивидуальные задания;

— приобретение навыков самостоятельной работы;

— развитие навыков критического анализа информации;

Воспитательная цель: — повышение интереса к изучаемой дисциплине;

— повышение культурного уровня личности студента;

— самопознание, осознание собственной социальной идентичности

Литература: Обществознание. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией Л.Н. Боголюбова- 6 изд. – М.: Просвещение, 2010 г.

Структура занятия

  1. Организационный момент. Инструкция по выполнению заданий и критерии оценивания (каждый студент получает задание с методическими рекомендациями)

  2. Самостоятельная работа по заданию (выполняется письменно индивидуально каждым студентом)

  3. Заключительный этап (работы сдаются на проверку преподавателю)

  4. Рефлексия. Выводы. Беседа по вопросам темы занятия.

Методические приемы и организационные формы

— самостоятельная работа с текстовой информацией, выполнение письменной работы;

— выполнение упражнения «социальный атом» анализ личного статусного набора;

— рефлексия, беседа по вопросам темы занятия

Методические рекомендации для студентов

Текст с вопросами

1. При анализе текста внимательно, вдумчиво прочитайте его для получения общего представления о тематике текста.

2. Внимательно прочитайте вопрос, найдите информацию в тексте, которая соответствует поставленному вопросу.

3. Ответ не должен состоять из цитирования фраз текста, требуется сделать обобщенное заключение на основе анализа текста.

4. Если в вопросе требуется выразить свои мысли, в ответе используйте выражения (Я полагаю, думаю, считаю… что и далее ваше мнение и аргументы, на основании чего вы так думайте)

Анализ суждений

1. Согласие или несогласие с предложенным суждением следует аргументировать.

2. Аргументы должны опираться на теорию, знание понятий, практику.

3. Следует прояснить смысл понятий встречающихся в суждении.

№1 Текст

В одном эксперименте студентам-добровольцам предложили отсидеть в импровизированной тюрьме, созданной Филиппом Зимбардо на факультете психологии Стендфорского университета. Зимбардо, как и многих других, давно интересовал вопрос: являются ли тюремные зверства порождением порочных преступников и злобных охранников, или же сами роли охранника и заключенного ломают и ожесточают даже жалостливых людей? Приносят ли жестокость в заведения сами люди. Или же заведение делает людей жестокими?

Кинув монетку, Зимбардо выбрал охранников из числа студентов. Он выдал им униформу, дубинку, свистки и проконсультировал, как поддерживать дисциплину. Оставшихся студентов заперли в камерах и заставили носить унизительную робу. После «веселого» первого дня, когда все вживались в роли, охранники, заключенные и даже экспериментаторы оказались пленниками ситуации. Охранники стали «жать» заключенных, некоторые из них придумали жестокие и оскорбительные правила. Заключенные не выдержали. Взбунтовались, а потом впали в апатию. Так возникло, — писал Зимбардо,- все растущее несоответствие между реальностью и иллюзией, между выполнением роли и самоидентичностью…». Усмотрев опасность социальной патологии, Зимбардо вынужден был уже через шесть дней прекратить эксперимент, рассчитанный на две недели.

Маерс Д. Социальная психология.

Вопросы

1. С какой целью Ф. Зимбардо решил провести эксперимент?

2. Какое предположение ученых было подтверждено в результате эксперимента?

3.Как вы считаете, чем можно объяснить, что все участники эксперимента – и охранники и заключенные – так естественно вошли в роль, полностью почувствовали себя теми, кого играли?

4. Как вы думайте, какими качествами должен обладать человек, чтобы не стать как все?

№2 Анализ суждений.

Человек играет разные социальные роли. Иногда ему приходится отступать от своих принципов, иногда унижаться, иногда подстраиваться под мнение той или иной социальной группы. Может ли человек всегда быть бескомпромиссным, достоин ли он осуждения, когда для достижения цели изменяет себе? По этому поводу существуют разные суждения. С какими из них вы согласны, а какие отвергаете полностью?

Задание: выберите одно из суждений и проанализируйте его.

1. Человек, ради успеха играющий навязанную ему роль, достоин осуждения.

2. Следовать требованиям, предписываемым молодежной субкультурой, — удел человека с невысоким интеллектом.

3. В любую социальную роль легко входят неискренние люди.

4. По той роли, которую играет человек в социальной группе, можно оценивать уровень его нравственной культуры.

№3 Упражнение

Для самопознания студентам предлагается выполнить упражнение «Социальный атом». Каждая личность является носителем множества социальных статусов и выполняет различные социальные роли. Для того чтобы понять из чего состоит наше «Я», насколько сложно оно устроено предлагается упражнение.

Каждому студенту выдается список социальных ролей и статусов. Нужно отметить, те из них, к которым студент может себя отнести. В свободные строчки дописать другие социальные статусы, роли к которым он лично себя причисляет.

Юноша/девушка

Студент

Сын/дочь

Друг/ подруга

Меломан

Любитель театра

Гражданин России

Человек

Житель Земли

Пассажир транспорта

Пользователь интернета

Представитель своей национальности

Критерии оценивания

Каждое задание оценивается отдельно по баллам

    1. Анализ текста – за каждый верный ответ на вопрос — 1 балл, максимальное количество баллов — 4 Ответы не должны содержать цитаты из текста. Следует самостоятельно сделать обобщение.

    2. Анализ суждения – максимальное количество баллов 2, если смысл суждения раскрыт, верно, с привидением не менее двух аргументов; 1 балл — задание выполнено частично, аргументов не достаточно.

    3. Упражнение социальный атом – названо не менее 10 социальных статусов- 3 балла, от 5-9 – 2балла, менее 5 – 1 балл

Являясь частью общества, каждый человек имеет определенные функции. Положение в обществе и набор выполняемых человеком обязанностей называют социальными статусами и ролями. Изучим кратко данные понятия.

Под статусом личности понимают ее позицию среди других людей.

Приведем классификацию социальных статусов, чтобы нагляднее представить их многообразие:

  • связанные с семейным положением: отец, мать, сын, дочь, внук;
  • с профессиональной принадлежностью: продавец, директор, шофер;
  • с местом жительства: горожанин, сельский житель.

Также каждый человек является гражданином страны, участником различных организаций.

Человек одновременно имеет несколько статусов, но в зависимости от жизненной ситуации, возраста какие-то из этих статусов будут для него наиболее важными. Например, для пожилой женщины основным становится статус бабушки.

Разновидности статусов

  • Приписанный (принадлежит человеку от рождения) и достигаемый (приобретается в результате какой-либо деятельности: образования, освоения новых ролей);
  • прирожденный (принадлежит от рождения и не подлежит изменению: пол, раса) и приписываемый (принадлежит от рождения, но не связан с физиологическими особенностями: например, роль сына или дочери).

Разберемся, как связаны социальный статус и социальная роль.

ТОП-1 статьякоторые читают вместе с этой

  • 1. Социализация это … в обществознании?

Статус наделяет человека особыми правами и обязанностями, в соответствии с которыми строится поведение, которое и называют социальной ролью.

Пример: при вступлении в брачные отношения мужчина и женщина становятся супругами. Это – новый для них статус. Теперь они должны заботиться друг о друге, вести совместное хозяйство, воспитывать детей – это их социальная роль.

Выполнение социальных ролей

Допустимо предположить, что не каждый человек будет добросовестно относиться к выполнению своих обязанностей, соответствующих его статусу и роли. Но для общества важно, чтобы все его члены следовали ожидаемым от него требованиям, поэтому существуют определенные наказания и поощрения. Например, водителю, который нарушает правила дорожного движения и небрежно относится к служебному автомобилю, скорее всего сделают строгий выговор, лишат премии или даже уволят, а врача, добровольно выполнившего обязанности заболевшего коллеги, ждет благодарность.

Набор ролей человека зависит от нескольких факторов:

  • возраста (люди разных возрастов имеют разные статусы, роли);
  • поколения (люди, родившиеся в одно время, проживают одни и те же исторические события, в тех же условиях, что отличает их от других поколений);
  • пола (женщины и мужчины обладают особенными, относящимися только к ним ролями).

Что мы узнали?

Изучив тему 8 класса обществознания, мы узнали, что каждый человек обладает рядом социальных статусов и ролей, которые он приобретает в процессе социализации. Это такие функции, которые мы выполняем в зависимости от ситуации. Например, находясь в магазине, мы играем роль покупателя. Взаимосвязь этих понятий состоит в том, что статус определяет положение человека в обществе, а роль наделяет его правами и обязанностями, указывает на поведение, которое от него ожидается.

Тест по теме

  1. Вопрос 1 из 10

    Положение личности среди других людей – это:

    • роль
    • статус
    • должность
    • функция

Начать тест(новая вкладка)

Оценка доклада

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ И РОЛИ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА В РЕАБИЛИТАЦИИ ПОДРОСТКОВ, ЗЛОУПОТРЕБЛЯЮЩИХ ПАВ

Дубровина М.Н., Курин А.Ю.
Наркологический диспансер Тамбовской психиатрической больницы
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина

Подготовка специалистов требует определения его функционально-ролевого репертуара, выполняемого в процессе амбулаторной реабилитации подростков, злоупотребляющих ПАВ. Функционал социального работника в амбулаторной наркологической службе определяется его должностными обязанностями. Изучение должностных обязанностей и современных требований к организации комплексной реабилитационной помощи для подростков, злоупотребляющих ПАВ, показало, что социальный работник выполняет целый спектр функций: мотивационная, информационная, консультативная, посредническая,диагностическая, прогностическая, проектной, организационно-методическая,предупредительно-профилактическая, социально-педагогическая, рекламно-пропагандистская и др.

Определение функционально-ролевого репертуара социального работника проводилось в рамках трех основных этапов реабилитации : предреабилитационном, реабилитационном и постреабилитационном, так как это деление соответствует концептуальным основам реабилитации, позволяет увидеть последовательность развития процесса, раскрыть содержание и соответственно конкретизировать функции и выделить основные роли.

Так как социальный работник задействован на всех этапах реабилитации, его деятельность достаточно обширна и выполняемые функции не исчерпывается какой либо одной классификацией. Поэтому мы выбирали из всего спектра функций и ролей, выделяемых такими отечественными учеными? как Н.Ф. Басов, И.А. Зимняя, П.Д. Павленок, Е.И. Холостова и другие.

Итак, на предреабилитационном этапе основной целью деятельности социального работника является выявление потребителей ПАВ и стимуляция их (и их родственников) к обращению за профессиональной помощью. В ее достижении он, в рамкахрекламно-пропагандистской и просветительской функции, взаимодействует со СМИ (в том числе сетевыми), компетентно раскрывая следующие аспекты: истоки формирования зависимости от ПАВ, пути ее проявления, выявления, преодоления; развенчание «мифов» о неопасности краткосрочных экспериментов с наркотиками; информирует население об имеющихся в регионе специализированных службах помощи.

Кроме этого, в стратегии по выявления лиц, употребляющих ПАВ, специалист должен учитывать, что часть зависимых обращаются в учреждения здравоохранения (поликлиники, инфекционные отделения) или сталкиваются с правоохранительными органами (Инспекции и Комиссии по делам несовершеннолетних, служба Госнаркоконтроля). Помимо выявления случаев наркотизации, эти учреждения могут сыграть решающую роль в ориентации подростка и его родственников на обращение за помощью в специализированную службу. Для этого социальный работник обеспечивает данные службы материалами содержащих информацию о службе и ее возможностях, о диагностических тест-системах на наличие алкоголя и наркотиков в биологических средах организма человека и признаки употребления ПАВ (для родителей).

Через организаторскую и консультативную функцию специалист осуществляет аутрич-работу , «вынося» услуги своего учреждения за его пределы. Опираясь на помощь волонтеров, из числа лиц, завершающих реабилитацию, он выявляет места потенциального скопления потребителей ПАВ (районы города, конкретные улицы и дворы, школы, ночные клубы и т.д.); организует их посещение для распространения листовок с информацией о структурах помощи; устанавливает контакты с потребителями наркотиков для информирования их о возможностях реабилитационной программы. Кроме этого, с подростками и родителями специалист встречается и в процессе мероприятий по первичной профилактике употребления ПАВ в учреждениях общего и дополнительного образования. Выполняя предупредительно-профилактическая функцию, специалист передает информацию о работе наркологической службы, раскрывая ее био-психо-социальные возможности для подростково-молодежной аудитории, в которой латентно всегда присутствуют люди, экспериментирующие с ПАВ.

Мотивационная функцияосуществляется специалистомс момента первого контакта с потребителем ПАВ и на протяжении всей реабилитации. На начальном этапе мотивация подростка к отказу от приема ПАВ и участию в долгосрочной реабилитации особенно низкая из-за при отсутствии опыта субъективных переживаний последствий употребления ПАВ, например: выраженного абстинентного синдрома, передозировок, вирусных заболеваний и т.д.. Основные инструменты мотивации, которые использует социальный работник: применение техники «мотивационного консультирования», реабилитационные вмешательства, способствующие скорейшему преодолению актуальных проблем подростка, привлечение в волонтерскую деятельность реабилитантов, завершающих лечение . В последнем направление специалист проводит социально-педагогическую функцию, так как, помогая выздоравливать новым участникам реабилитации, волонтеры укрепляют собственные антинаркотические установки.

Сочетание мотивационной и инновационной функций направлено на специальную работу по привлечению лиц, прервавших программу помощи и возвратившихся к употреблению ПАВ. Специалист отслеживает их судьбу и, опираясь на стратегии, разработанные совместно с другими сотрудниками службы, работает по возвращению молодых людей в программу реабилитации. При разработке мотивационных информационных средств социальный работник действует в методической, организаторской и коммуникативной функции, так как объединяет потенциал специалистов наркологической службы и реабилитантов. Процесс привлечения подростков, находящихся на разных этапах выздоровления, в коллективное взаимодействие через обмен опытом происходит в условиях педагогического управления со стороны специалистов, в том числе специалиста социальной работы, что позволяет вовремя нивелировать актуализацию влечения к ПАВ, формировать антинаркотические установки и типологизировать личностный опыт отдельных наркозависимых для создания более действенных информационных средств.

Диагностическая функция осуществляется социальным работником и при оценке возможностей наркологической службы и жизненной ситуации подростка, употребляющего ПАВ. На основе полученной информации прогнозируется реабилитационная успешность подростка в конкретной программе и если условия неперспективны, подбирается другое учреждение.

Реабилитационный этап реализует воспитательные и психосоциальные воздействия для отказа от употребления ПАВ, формирования нормативных (здоровых) личностных и социальных качеств, восстановлении нарушенных семейных отношений и социальных связей .

На этап реабилитации социальный работник, прежде всего, содействует адаптации подростка в реабилитационной программе и через аффектно-коммуникативную функцию работает над снижением уровня тревоги новичка посредством умеренного применения конфронтационного стиля в работе с подростком, проявления терпимости при нарушении правил программы; помощи в установлении контакта с группой; разъяснением особенностей устройства программы. Через диагностическую функциюисследует социальный компонент жизненной ситуации подростка: особенности межперсональных отношений в ближайшем окружении, отношение к учебе, состояние досуга и прочее, сосредотачиваясь на выявлении проблемных сфер жизни, социальных и личностных ресурсов, актуальных потребностей подростка. На основе собранной информации составляется план индивидуальной работы реабилитанта, который постоянно развивается с учетом актуальных потребностей подростка. Этот метод помогает определить ответственность реабилитанта за улучшение жизненной ситуации, обучает подростка целеполаганию, ответственному поведению и дисциплине, а его успешное выполнение укрепляет мотивацию и побуждает к дальнейшим изменениям.

Подчеркнем, что деятельность социального работника в структуре наркологического учреждения сопряжена с рядом трудностей, среди которых: необходимость ориентироваться в медицинских и психологических воздействиях на подростка, разбираться в механизмах изменений,выполнять общие с другими специалистами профессиональные задачи (в том числе предупреждение срыва и преодоление рецидива, создание и поддержка реабилитационной среды, воспитательная работа).

Подчеркнем, что реабилитационная среда и воспитательные воздействия — важнейшие условия для достижении основных целей реабилитации, они реализуются социальным работником в соответствии с воспитательной и социально-педагогической функцией при которой он демонстрирует нормативное поведение (как ролевая модель), создает и поддерживает четкую структуру реабилитационных мероприятий, традиции (процедуры приема новых реабилитантов и перехода с этапа на этап, праздники и т.д.); разрабатывает четкие правила и контролирует их соблюдение, привлекая к этому подростков; поддерживает личностно-ориентированную, развивающую среду, создает заботливую атмосферу.

Подростку оказывается консультативная помощь в решении ежедневно возникающих проблем, где социальный работник, ограничиваясь ролью посредника, помощника, наблюдателя, учителя, поддерживает, направляет, мотивирует его на самостоятельное решение проблем и поиск собственного пути возвращения к нормальной жизни в обществе, что, в свою очередь, активизирует реабилитанта и развивает его способности контролировать свою жизнь. Важная тема консультаций — это организация занятости подростка, который после прекращение употребления ПАВ имеет много свободного времени, прежде уходившего на наркотизацию; плохо организует свой досуг без ПАВ в силу утраты прежних увлечений и т.д.

Кроме этого, по своему статусу социальный работник в процессе помощи является посредником между подростком, употребляющим ПАВ, и другими специалистами, подростком и учреждениями, предоставляющими для амбулатории (ограниченной в кадровых, технических возможностях) необходимые ресурсы для реализации комплексной помощи подростку и его семье.

Этап реабилитации завершают мероприятия позакрепление достигнутых результатов предыдущих этапов и возвращение к образовательной или трудовой деятельности. Для закрепления достигнутых успехов реабилитанта в рамках организаторской и функции специалист вовлекает выздоравливающего подростка в социально-значимую деятельность упоминавшуюся выше как волонтерскую. Возвращение к образовательной или трудовой деятельности — важное направление деятельности, так как отсутствие перспектив трудовой занятости , как следствие, чувство никчемности и социальной уязвимости у реабилитантов — основные причины возврата к употреблению ПАВ после завершения реабилитации (Ю.В. Валентик).

Подготовка подростка к образовательной и трудовой деятельности начинается с нормативной активности реабилитанта через посещение художественных студий, спортивных секций, трудовых мастерских и других структур дополнительного образования. Выполняя мотивационную и консультативную функции, специалист работает над преодолением особенностей, затрудняющих восстановление их образовательного и трудового статуса, — это неуверенность в своих силах, неумение организовывать режим, тревога за свои возможности .

Преодолевая эти препятствия, специалист также выполняет диагностическую, посредническую и социально-психологическую функции, способствуя возвращению подростков в образовательные учреждения на общих основаниях, сотрудничает с педагогами общеобразовательных учреждений; также он проводит тренинг развития навыков поиска работы; совместно с реабилитантом составляет план пересдачи задолженностей, работает по профориентации, выбирает место обучения и т.д.

Завершение курса реабилитации сопровождается оценкой достижений подростка при выявлении актуальных проблем реабилитация возобновляется. Если достигнутые результаты всех удовлетворяют, начинается подготовка подростка и его семьи к выпуску из программы реабилитации, где социальный работник, проводя консультативную функцию, обсуждает с подростком и родителями планы на будущее.

Выпуск из программы — важный коррекционный инструмент, так как для выпускника — это момент личного и социального успеха, а для остальных участников это реальность выздоровления. Завершение программы проводится в окружении всех специалистов и всех участников, участвующих в реабилитации, в торжественной обстановке с вручением диплома, подарков и поздравлениями.

Постреабилтационный этап в условиях амбулатории длится не менее 1-го года. Его цель — достижение полной и стабильной социальной интеграции, при условии физического и психического благополучия, а также воздержание от употребления наркотиков и алкоголя. Среди основных задач — организация поддерживающих мероприятий для наркозависимого и его семьи, профилактика срывов и рецидивов, включение выпускника в группы поддержки, мониторинг результатов реабилитации.

Основная функция специалиста на этом этапе консультативная, диагностическая и посредническая. Для получения информации о состоянии реабилитанта назначаются регулярные встречи с выпускником и его семьей, где специалистом изучается успешность социального функционирования подростка, риски развития срыва, наблюдения фиксируются, определяется уровень необходимой помощи.

Результаты реабилитации подростка также являются материалом для оценки качества предоставляемых услуг. В информации о прогрессе качества обслуживания и показателях успешности реабилитационной помощи, заинтересованы зависимые и их семьи, специалисты наркологической службы и прочие службы.

Итак, мы видим, что деятельность социального работника по реабилитации подростков, злоупотребляющих ПАВ, разнообразна и высокопрофессиональна, находит свое соответствие в основных профессиональных функциях специалиста. Конкретизация обширного функционала позволяет выделить основные роли, выполняемые специалистом в процессе реабилитации: социальный диагност, корректор поведения, организатор, консультант, методист, посредник, просветитель, партнер, тренер.

Выполнение всех необходимых функций и ролей требует от социального работника соответствующей подготовки. Изучение различных направлений, по которым ВУЗы осуществляют углубленную подготовку будущих социальных работников, выявило отсутствие такой, которая бы прицельно обучала работе в наркологических службах, в том числе амбулаторных. Учитывая значимость проблемы злоупотребления подростками психоактивных веществ и важность применения комплексного подхода при организации помощи данному контингенту, считаем необходимым включать в вузовскую подготовку специалиста социальной работы дополнительные содержательные модули . Освоение дополнительных модулей поможет специалистам в дальнейшем реализовать весь необходимый функционально-ролевой репертуар в условиях амбулаторной наркологической службы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *