Приказ 258 ограничение свободы ФСИН

УДК 343 .847 МИХАИЛ ВЛАДИМИРОВИЧ ВОРОБЬЕВ,

ББК 67.409.021 начальник факультета

В75 (Академия управления МВД России),

е-mail: delo.mv@yandex.ru © Воробьев М. В., 2015

К ВОПРОСУ ОБ ОРГАНИЗАЦИОННОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ИНСПЕКЦИЙ ПО ИСПОЛНЕНИЮ НАКАЗАНИЯ

В ВИДЕ ОГРАНИЧЕНИЯ СВОБОДЫ

Реферат: в связи с произошедшими существенными изменениями отечественного законодательства в настоящее время отмечается значительное (почти в 8 раз) увеличение количества осужденных к наказанию в виде ограничения свободы. Специализированным государственным органом, осуществляющим надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы, является уголовно-исполнительная инспекция.

Уголовно-исполнительная инспекция относится к числу наиболее сложных видов систем (социальных) и обладает следующими признаками: целенаправленность, информационность, детерминированность элементов системы, динамичность, наличие управляющего параметра, усилительного свойства. Среди факторов, определяющих структурное построение уголовно-исполнительной инспекции, находится характер выполняемых ею функций внешнего и внутреннего управления. В связи с этим необходима такая структура, которая оптимально соответствовала бы целям и задачам организации, а также воздействующим на нее внутренним и внешним факторам. Функциональную структуру уголовно-исполнительной инспекции можно определить как совокупность и взаимосвязь различных функций и видов деятельности внутри уголовно-исполнительной инспекции всех составляющих ее элементов, определяющих ее внутреннее содержание. Организационную структуру можно сравнить со скелетом живого организма, с каркасом, с несущей конструкцией, которая связывает воедино все части системы, выявляет и устанавливает взаимосвязи и иерархию взаимоотношений сотрудников внутри уголовно-исполнительной инспекции.

Ключевые слова: ограничение свободы, уголовно-исполнительная инспекция, нарушения режима отбывания наказания, дополнительные ограничения, организационная структура, функциональная структура.

В настоящее время отмечается значительное увеличение количества осужденных к наказанию в виде ограничения свободы (почти в 8 раз — с 8 тыс. чел. до 63 тыс. чел.). Это связано, в частности, с произошедшими существенными изменениями федерального законодательства. За последние два года принято 27 нормативных правовых актов, касающихся вопросов исполнения наказаний, альтернативных лишению свободы (в том числе 11 федеральных законов, 1 Указ Президента Российской Федерации, 2 постановления Правительства Российской Федерации, 3 распоряжения Правительства Российской Федерации, 7 приказов Министерства юстиции Российской Федерации и 3 приказа ФСИН России, из них: в 2012 г. — 8 нормативных правовых актов, 2013 — 11, в 2014 г. — 8) .

Согласно ст. 47.1 УИК РФ «Порядок исполнения наказания в виде ограничения свободы» специализированным государственным органом, осуществляющим надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы, является УИИ .

На 1 января 2014 г. на учетах УИИ состояли 32 654 осужденных к ограничению свободы, под электронным контролем находились 15 195 человек. При помощи средств электронного мониторинга было выявлено более 19 тысяч нарушений режима отбывания наказания в виде ограничения свободы. По результатам собранных при помощи электронных средств доказательств 2,5 тыс. осужденных были направлены в места лишения свободы, 6 тыс. по представлениям УИИ вменены дополнительные ограничения . Таким образом, система электронного мониторинга подконтрольных лиц является сдерживающим фактором совершения повторных преступлений . Об этом также свидетельствуют официальные данные ФСИН России об уровне повторной преступности среди осужденных, контроль за которыми осуществлялся при помощи системы электронного мониторинга подконтрольных лиц: он составляет 1,25 % (общий уровень повторной преступности среди лиц данной категории — 1,78 %). Кроме того, доля осуж-

денных к ограничению свободы, находящихся под электронным надзором, злостно уклоняющихся и скрывающихся от контроля УИИ, в три раза меньше, чем осужденных, к которым не применяются технические средства .

В целях проверки качества использования оборудования в управлении организации исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества, ФСИН России подключен стационарный пульт мониторинга, который позволяет осуществлять контроль за применением в территориальных органах этого оборудования в режиме онлайн.

УИИ относится к числу наиболее сложных видов систем (социальных) и обладает следующими признаками :

1) целенаправленность. УИИ как социальная система всегда стремится к достижению определенной цели. Цели и задачи уголовно-исполни-тельного законодательства закреплены в ст. 1 УИК РФ: уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации имеет своими целями исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами; задачами уголовно-исполни-тельного законодательства Российской Федерации являются регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации;

2) информационность, то есть информационное обеспечение связи как внутри УИИ, так и между УИИ и внешней средой. Необходима такая информация, которая позволяла бы непрерывно влиять на процессы, протекающие в деятельности УИИ;

3) детерминированность элементов системы УИИ, предполагающая такую взаимосвязь, при которой состояние и деятельность одного сотрудника отражается на состоянии и деятельности других сотрудников УИИ как системы в целом; направленность их функционирования на достижение общих для УИИ целей. В связи с этим отметим, что если изменение деятельности какого-либо сотрудника УИИ не оказывает никакого влияния на функционирование УИИ, то этот сотрудник либо не решает задач, поставленных перед УИИ, либо решает задачи, не связанные с общими;

4) динамичность УИИ как системы, заключающаяся в ее способности приспосабливаться к изменениям как во внешней, так и во внутренней среде, чтобы в полном объеме осуществлять свои функции;

5) наличие управляющего параметра — фактическая способность начальника УИИ выступать в отведенной ему роли;

6) наличие в системе усилительного свойства -способность УИИ преодолевать барьеры, возникающие в каналах связи на пути прохождения управляющей и осведомительной информации.

Функциональную структуру УИИ можно определить как совокупность и взаимосвязь различных функций и видов деятельности внутри УИИ всех составляющих ее элементов, определяющих ее внутреннее содержание. Организационную структуру можно сравнить со скелетом живого организма, с каркасом, с несущей конструкцией, которая связывает воедино все части системы, выявляет и устанавливает взаимосвязи и иерархию взаимоотношений сотрудников внутри УИИ. Иными словами, это упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих их развитие и функционирование как единого целого .

В числе факторов, определяющих структурное построение УИИ, характер выполняемых ею как системой функций внешнего и внутреннего управления. В связи с этим необходима такая структура, которая оптимально соответствовала бы целям и задачам организации, а также воздействующим на нее внутренним и внешним факторам.

К основным задачам-функциям УИИ относятся : исполнение наказаний в виде обязательных работ, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, ограничения свободы и исправительных работ; контроль за поведением условно осужденных и осужденных, в отношении которых отбывание наказания отсрочено; контроль за нахождением подозреваемых или обвиняемых в месте исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением ими наложенных судом запретов и (или) ограничений; предупреждение преступлений и иных правонарушений лицами, состоящими на учете в УИИ; иные задачи, возложенные на УИИ в соответствии с законодательством Российской Федерации.

УИИ в своей деятельности при исполнении наказания в виде ограничения свободы руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства юстиции Российской Федерации и Инструкцией по организации исполнения наказания в виде ограничения свободы. Они взаимодействуют с органами местного самоуправления и социальными службами в решении вопросов оказания осужденным к ограничению свободы помощи в трудоустройстве .

В целях оптимизации структуры управления УИИ была проведена реорганизация межрайонных УИИ в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации по этому вопросу и приказом ФСИН России от 30 мая 2011 г. № 335 «О реорганизации, изменении типа и утверждении уставов учреждений, подчиненных территориальным органам Федеральной службы исполнения наказаний», которая производилась с учетом численности осужденных. Были созданы филиалы в административно-территориальных образованиях, где они отсутствовали. Согласно данным ФСИН России, такие меры позволили высвободить 436 штатных единиц административного персонала, численность сотрудников, непосредственно исполняющих наказания, увеличилась на 74 человека. Кроме того, снизилась нагрузка на одного сотрудника УИИ на 7 % — до 56 осужденных .

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2012 г. № 360 «О вне-

сении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 июня 1997 г. № 729 «Об утверждении Положения об уголов-но-испол-нительных инспекциях и норматива их штатной численности»» предусмотрено закрепление норма-тива штатной численности УИИ в размере 2,1 % от среднегодовой численности осужденных.

В 2014 г. большое внимание уделялось вопросам организации деятельности УИИ в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе. 29 и 30 мая 2014 г. были утверждены устав и временное штатное расписание Федерального казенного учреждения «Уголовно-исполнительная инспекция Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Крым и г. Севастополю».

Структура службы исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества, выглядит следующим образом (рис. 1).

Рис. 1. Структура службы исполнения наказаний, не связанных с изоляцией от общества

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Управление УИИ осуществляют ФСИН России, территориальный орган и руководство УИИ (ее начальник, его заместители).

НАЧАЛЬНИК ИНСПЕКЦИИ

Канцелярия

Отдел (отделение, группа) исполнения наказаний и применения иных мер уголовно-правового характера

Отдел (отделение, группа)

по контролю за исполнением наказаний и применением иных мер уголовно-правового характера

Отделение (группа) психологического обеспечения

Бухгалтерия

Юридическая служба

Группа обеспечения

Филиалы уголовно-исполнительной инспекции

Рис. 2. Типовая структура УИИ

В целях решения вопросов, возникающих при исполнении наказаний и мер уголовно-правового характера, не связанных с изоляцией осужденных от общества, и требующих правового регулирования, рабочей группой были подготовлены и направлены в Министерство юстиции Российской Федерации предложения по внесению изменений в законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации: по увеличению штатной численности УИИ в целях реализации положений Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 420-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»; по закреплению в законодательстве Российской Федерации порядка и оснований применения сотрудниками УИИ физической силы и специальных средств; по регламентации процедуры задержания

и дальнейшего содержания осужденных, скрывшихся от контроля УИИ и объявленных в розыск оперативными подразделениями УИС, а также возможности применения физической силы, специальных средств и оружия в отношении разыскиваемых лиц сотрудниками учреждений и органов УИС; по обеспечению исполнения наказаний и иных мер уголовно-правового характера, не связанных с изоляцией осужденных от общества, в случаях выезда из Российской Федерации осужденных — граждан Российской Федерации, а также иностранных граждан и лиц без гражданства.

В заключение отметим, что с июня 2013 г. контроль за организацией служебной деятельности УИИ возложен директором ФСИН России непосредственно на начальников территориальных органов, что повышает их личную ответственность за результаты деятельности УИИ.

Список литературы

1. Зарембинская Е. Л. Об итогах работы уголовно-исполнительных инспекций территориальных органов ФСИН России за 2012-2013 гг. и задачах на предстоящий период // Сборник материалов V Всероссийского совещания начальников уголовно-исполнительных инспекций территориальных органов ФСИН России (19-20 июня 2014 г.). Казань, 2014. С. 8-19.

2. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением в действие положения Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации о наказании в виде ограничения свободы : федер. закон от 27 декабря 2009 г. № 377-ФЗ // Собрание законодательства Рос. Федерации. 2009. № 52. (Ч. 1). Ст. 6453.

3. Об утверждении отчета о деятельности Федеральной службы исполнения наказаний за 2013 г., Плана работы и показателей деятельности Федеральной службы исполнения наказаний на 2014 г. : приказ Минюста России от 31 марта 2014 г. № 50.

4. Анализ деятельности уголовно-исполнительных инспекций ФСИН России по исполнению наказания в виде ограничения свободы и применения СЭМПЛ за 2013 год. М., 2014.

5. Удоденко А. О. Применение оборудования СЭМПЛ в деятельности уголовно-исполнительных инспекций // Сборник материалов V Всероссийского совещания начальников уголовно-исполнительных инспекций территориальных органов ФСИН России (19-20 июня 2014 г.) М., 2014. С. 133-134.

7. Казак Б. Б., Смирнова И. Н. Организация деятельности уголовно-исполнительных инспекций : курс лекций. Псков, 2013. 80 с.

8. Положение об уголовно-исполнительных инспекциях : утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 1997 г. № 729 «Об утверждении Положения об уголовно-исполнительных инспекциях и норматива их штатной численности» // СПС «КонсультантПлюс».

9. Об утверждении Инструкции по организации исполнения наказания в виде ограничения свободы : приказ Минюста России от 11 октября 2010 г. № 258 (в ред. приказа Минюста России от 27 апреля 2014 г. № 177) // СПС «КонсультантПлюс».

10. Зарембинская Е. Л. Об итогах работы уголовно-исполнительных инспекций территориальных органов ФСИН России по исполнению наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества, за 2010-2011 годы и задачах на 2012-2013 годы // Материалы IV Всероссийского совещания начальников уголовно-исполнительных инспекций и заместителей начальников территориальных органов ФСИН России, осуществляющих координацию и контроль их деятельности (19-20 июня 2012 г.). Геленджик, 2012.

MIKHAIL VLADIMIROVICH VOROBYOV,

chief of faculty

(Academy of the Department of MIA of Russia), e-mail: delo.mv@yandex.ru © Vorobyov М. V., 2015

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

О проблемах исполнения наказания в виде ограничения свободы

А.В. ЗВОНОВ — преподаватель кафедры уголовно-исполнительного права Владимирского юридического института ФСИН России

В статье рассматриваются ограничения и обязанности, предусмотренные для осужденных к ограничению свободы уголовным законодательством Российской Федерации. На основе анализа нормативной базы и практики работы уголовно-исполнительных инспекций выявляются проблемные вопросы в данной сфере.

Ключевые слова: ограничение свободы; осужденный; уголовно-исполнительные инспекции; исполнение наказания

About problems of an execution of the punishment in the form of freedom restriction

A.V. ZVONOV — lecturer of Vladimir Law Institute of the Federal Service for Execution of Sentences of the RF

Key words: deprivation of liberty; convict; penal inspections; execution of penal.

В условиях современного реформирования законодательства все большую актуальность приобретают наказания, не связанные с лишением свободы. Показательными в этом плане являются вступление в законную силу Федерального закона Российской Федерации от 27.12.2009 г. № 377-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением в действие положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации о наказании в виде ограничения свободы»1, а также появление приказа Минюста России от 11.10.2010 г. № 258 «Об утверждении инструкции по организации исполнения наказания в виде ограничения свободы»2 (далее — Инструкция).

Такой вид наказания, как ограничение свободы, преследует две цели: во-первых, освободить перегруженные колонии и тюрьмы, во-вторых, дать возможность человеку исправиться, не стать закоренелым преступником, ведь даже за небольшое время нахождения в исправительном учреждении характер существенно меняется, причем не в лучшую сторону. На наш взгляд, ограничение свободы является весьма эффективным наказанием, в первую очередь в отношении

несовершеннолетних, то есть людей, которых еще можно перевоспитать.

По официальным данным Федеральной службы исполнения наказаний, рассматриваемая мера государственного принуждения начала применяться достаточно широко. За 2010 г. в уголовно-исполнительные инспекции (далее — инспекция или УИИ) поступило 7937 приговоров в отношении осужденных к ограничению свободы (из них 371 — в отношении несовершеннолетних)3.

Ограничение свободы может быть назначено как в качестве основного наказания, так и в качестве дополнительного. Сущность указанного вида наказания заключается в том, что суд возлагает на осужденного обязанности и ограничения: не уходить из дома (квартиры, иного жилища) в определенное время суток, не посещать определенные места, расположенные в пределах территории соответствующего муниципального образования, не выезжать за пределы территории соответствующего муниципального образования, не посещать места проведения массовых и иных мероприятий и не участвовать в указанных мероприятиях, не изменять место жительства или пребывания, место работы и (или) учебы без согласия специализированного государствен-

В Актуальные вопросы юриспруденции

ного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы. Помимо этого, судом возлагается на осужденного обязанность являться в специализированный государственный орган, осуществляющий надзор за отбыванием наказания в виде ограничения свободы, которым является инспекция.

Отметим, что суд не может применить иные ограничения, помимо тех, которые названы в УК РФ. Для реализации исполняемых обязанностей законодатель предусмотрел возможность использования электронных средств контроля, которые в настоящее время не применяются в инспекциях ввиду их отсутствия. В связи с этим у сотрудников УИИ возникают непреодолимые трудности в осуществлении контроля за соблюдением вышеуказанных ограничений.

Рассмотрим по порядку существующие ограничения и проблемы их реализации. Итак, первым в перечне, приведенном в ст. 53 УК РФ, значится запрет на уход из дома (квартиры, иного жилища) в определенное время суток. Практика показывает, что обычно под этим временем подразумевается период с 22.00 до 6.00. Но как же инспекция будет проверять, дома ли осужденный ночью, если в соответствии с п. 27 инструкции посещение инспектором его жилища после 22.00 запрещено? По телефону проверить тоже нельзя, ведь вместе с осужденным могут проживать дети или престарелые родители, конституционные права которых контролирующие органы могут нарушить, побеспокоив поздними звонками. Значит, данное ограничение малоэффективно, безнаказанно нарушить его может любой желающий.

Следующий запрет, установленный законодателем, — посещение определенных мест, расположенных в пределах территории соответствующего муниципального образования. Здесь возникает проблема с толкованием формулировки. УК РФ не раскрывает понятия «определенные места» и не поясняет причины запрета на посещение. Пункт 49 Инструкции в качестве примера таких мест приводит «места, связанные с употреблением алкогольных напитков и наркотических средств». С первыми все понятно: это разного рода кафе, бары и иные питейные заведения. А что же относится ко вторым, как их выявлять? Важно отметить, что если при проверке образа жизни осужденного инспекцией будут выявлены места потребления наркотиков, следует ставить перед компетентными органами вопрос о возбуждении уголовного

дела по ст. 232 УК РФ «Организация либо содержание притонов для потребления наркотических средств и психотропных веществ», а возможно, и по другим статьям, предусматривающим ответственность за незаконный оборот наркотиков.

По нашему мнению, запрет на посещение следует осуществлять не только в отношении тех мест, которые могут или могли бы негативным образом повлиять на правопослушное поведение осужденного через иных лиц и без таковых. Определенный интерес вызывает точка зрения И.А. Бурлаковой об актуальности применения данной обязанности с целью обеспечения безопасности жертв, свидетелей преступлений и других лиц, содействовавших правосудию4. Это мнение высказано исследователем в отношении условно осужденных, но ввиду схожести институтов условного осуждения и ограничения свободы может быть распространено и на лиц, которым назначено исследуемое нами наказание.

Еще одно ограничение — не выезжать за пределы территории соответствующего муниципального образования. Но каким образом можно это проверить, если, к примеру, осужденный не совершил во время выезда никаких правонарушений, в отчеты правоохранительных органов не попал, протоколы об административных правонарушениях в отношении его не составлялись, свидетелей пересечения установленной границы нет, а сотрудники инспекции в этот день не проверяли его местонахождение? Законодательно такие случаи не регламентированы. Возможно также нарушение установленного требования без злого умысла, вследствие стечения обстоятельств. Приведем пример: летом 2010 г. из-за жары и пожароопасной ситуации во многих регионах выгорали целые деревни. Что же делать осужденному, дом которого сгорел? Нарушить установленное судом ограничение и переехать в безопасное место или жить на пепелище до тех пор, пока не получит в установленном порядке разрешение на переезд?

Исполнение запрета на посещение мест проведения массовых и иных мероприятий и на участие в них затрудняется в первую очередь тем, что нет практической возможности приставить к каждому осужденному работника инспекции для проверки соответствия его поведения установленным требованиям. Кроме того, во время массовых мероприятий проверяемое лицо легко может скрыться от надзора, и тогда выявление указанного нарушения становится возмож-

ПРЕСТУПЛЕНИЕ • НАКАЗАНИЕ • ИСПРАВЛЕНИЕ

ным лишь при непосредственной встрече сотрудника инспекции с осужденным, что в толпе маловероятно. Да и сами сотрудники УИИ ввиду загруженности порой не знают всех своих осужденных в лицо.

Последним требованием, установленным в рамках рассматриваемого наказания, является обязательный для соблюдения запрет на изменение места жительства или пребывания, места работы и (или) учебы без согласия УИИ. На первый взгляд, вполне целесообразное и несложное для выполнения требование. Однако и тут могут возникнуть спорные моменты. В соответствии с п. 32 Инструкции для смены места жительства или работы (учебы) осужденный должен написать заявление, в котором содержалось бы мотивированное обращение. Инспекция регистрирует указанное обращение в журнале регистрации учета предложений, заявлений и жалоб осужденных, обеспечивает полное, всестороннее и своевременное его рассмотрение, принимает решение и дает осужденному письменный ответ по существу заданных вопросов. Практика же показывает, что зачастую осужденные не утруждают себя написанием заявления и ожиданием решения, а ставят инспекцию перед фактом, что смена места жительства, работы или учебы уже осуществлена. Нарушение установленного законом порядка соблюдения рассмотренного требования должно вызывать применение к осужденному мер воздействия, чего в практической деятельности УИИ как правило не происходит.

Помимо установленных ограничений суд возлагает на осужденного обязанность являться для регистрации в инспекцию от одного до четырех раз в месяц. Но что де-

Щ ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Российская газета. 2009. 30 дек. С. 11.

2 См.: Там же. 2010. 27 окт. С. 25.

3 См.: Отчет о работе уголовно-исполнительных инспекций России за 2006-2010 гг (форма УИИ-1).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4 См.: Бурлакова И.А. Условное осуждение: теоретикоправовые и практические проблемы: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2003. С. 105.

5 См.: Снигерев Ю. Ограничение свободы. http:77.www.iz-vestia.ru/special/article3138767/

лать человеку, страдающему заболеванием опорно-двигательного аппарата, если ему физически трудно это исполнить? Даже суд не может отменить данное требование, оно обязательно для всех осужденных к ограничению свободы. На наш взгляд, следовало бы предусмотреть возможность проведения регистрации в отделах, участках, опорных пунктах внутренних дел.

Как уже отмечалось выше, в законодательстве существует указание на возможность применения технических средств надзора и контроля, однако материальное и финансовое обеспечение инспекций на сегодняшний момент таково, что они не оснащены указанными устройствами, использование которых позволило бы повысить эффективность применяемого наказания. В европейских странах, например в Швеции5, уже давно достаточно широко применяются так называемые электронные браслеты. Стоит осужденному пересечь периметр установленной территории, как срабатывает специальный сигнал и приезжает полицейский патруль. При этом стоимость браслета и плата за его обслуживание взимается с осужденного, а это порядка 2 тыс. долларов в год, поэтому осужденный бережно относится к техническому средству контроля. В нашей же стране электронные браслеты применялись пока только в рамках эксперимента.

Итак, за недолгий срок существования наказания в виде ограничения свободы уже возникло множество вопросов в связи с его применением. Ответов пока нет. Новый вид наказания представляется нам еще не до конца разработанным и требующим должного материально-технического обеспечения и внесения поправок в законодательство.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *