Причины нетрудоустройства

Страница 1

В условиях жесткой конкуренции поиск работы становится все более трудной задачей, особенно для граждан, чья занятость не может быть обеспечена без законодательной поддержки государства. Поэтому есть категории граждан, которые при любой экономической ситуации будут нуждаться в государственной защите – это так называемые социально незащищенные слои населения.

К ним, в частности, относятся инвалиды; лица, освобожденные из мест лишения свободы; несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет; лица предпенсионного возраста; беженцы и вынужденные переселенцы; граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей – инвалидов, граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф; граждане в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущие работу впервые).

Рассмотрим основные проблемы трудоустройства социально незащищенных слоев населения на примере трудоустройства инвалидов и молодежи.

Особенности трудоустройства инвалидов связаны с установлением для инвалидов дополнительных гарантий их трудовой занятости. Федеральный Закон от 24 ноября 1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в ред. Федерального Закона от 19 июля 2011 г. №248-ФЗ) предусмотрел систему мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда. Они сводятся к следующему:

— установление в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов;

— резервирование рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов;

— стимулирование создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов;

— создание инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов;

— создание условий для предпринимательской деятельности инвалидов;

— организация обучения инвалидов новым профессиям.

Но, несмотря на законодательно установленные дополнительные гарантии трудоустройства инвалидов, кардинально решить проблему их трудоустройства и в настоящее время не получается. Большинство предприятий не стремятся делать инвалидов своими сотрудниками. Владельцы фирм готовы выдумывать все новые способы для того, чтобы обойти законодательство и не принять на работу человека с ограниченными возможностями. Многие компании не хотят принимать на работу инвалидов и потому, что государство не может создать достойные налоговые льготы, которые действительно заинтересуют работодателя.

В числе причин обуславливающих проблему трудоустройства инвалидов также можно назвать и:

— несоответствие большинства зданий и сооружений физиологическим особенностям инвалидов (отсутствие пандусов, лифтов), что делает затруднительным вообще присутствие инвалида на рабочем месте;

— отсутствие достаточного количества специалистов как медицинского, так и педагогического профиля, необходимых для работы с инвалидами;

— недостаточное техническое оснащение инвалидов, обучающихся и работающих на дому;

— практическое отсутствие Центров социальной адаптации и профориентации для инвалидов;

— отсутствие единого информационно-аналитического центра для инвалидов; — незаинтересованность коммерческих организаций в трудоустройстве инвалидов; — неготовность инвалидов к современному рынку труда.

К социально незащищенным категориям населения относятся несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет и граждане в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущие работу впервые – т.е. молодежь. Особенности их трудоустройства в частности закреплены в Трудовом Кодексе РФ, а именно, по трудовому законодательству запрещается применение труда лиц моложе 18 лет на тяжелых работах и на работах с вредными или опасными условиями труда. Кроме того, законами субъектов РФ может предусматриваться квотирование рабочих мест для отдельных категорий молодежи.

В настоящее время молодежь по сравнению с другими возрастными группами населения испытывают наибольшие трудности в трудоустройстве. Одной из причин сложившейся ситуации является нежелание работодателей принимать на работу молодых людей из-за низкого профессионализма, отсутствия трудовых навыков, необходимого стажа работы. Как показывает статистика, в 2010 году доля молодежи среди официально зарегистрированных безработных составила 42%, каждый шестой из них является выпускником учебного заведения. Наиболее напряженная обстановка сложилась среди выпускников техникумов и колледжей. Так, среднее время поиска работы для данной категории молодежи составляет 3,6 мес., тогда как для выпускников ВУЗов данный показатель равен 2,3 мес.

Страницы: 1 2

УДК 349.3

DOI: 10.17223/22253513/29/15

Г.Г. Пашкова

ПРОБЛЕМЫ ЗАНЯТОСТИ И ТРУДОУСТРОЙСТВА ИНВАЛИДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Исследуются основные проблемы занятости и трудоустройства инвалидов в Российской Федерации, связанные с получением профессии, устройством на работу, недостаточностью специальных рабочих мест, дискриминацией при решении вопросов занятости инвалидов. Сделаны выводы о необходимости внесения изменений в законодательство о занятости и трудоустройстве инвалидов. Ключевые слова: инвалид, трудоустройство, квота, реабилитация, социальная защита.

Слово «инвалид» происходит от латинского «г^гШш» — слабый, немощный. В различных словарях значение этого слова практически идентично — «человек, полностью или частично утративший трудоспособность вследствие увечья, болезни или старости; в России — старый солдат, неспособный к строевой военной службе из-за увечья и ран (иногда то же, что ветеран); во Франции — отслуживший, заслуженный воин, неспособный к службе за увечьем, ранами, дряхлостью» .

Легальное определение понятия «инвалид» дается в ст. 1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Инвалид — лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Ограничение жизнедеятельности — полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью .

Согласно современной трактовке международных организаций ООН и ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения), «препятствия к осуществлению полноценной здоровой и активной жизни порождаются не только и не столько нездоровьем инвалидов, связанным с заболеваниями или травмами, сколько социальными, институциональными и психологическими барьерами, ограничивающими возможности их активной интеграции в ткань общества, успешной социализации и выполнение значимых функций» .

В соответствии с ФЗ РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды имеют право на социальную защиту и социальную поддержку, которые представляют собой систему гарантированных государством экономических, правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. В частности, эти меры предполагают обеспечение занятости и трудоустройства инвалидов, медицинской и лекарственной помощи, беспрепятственного доступа к информации и объектам социальной инфраструктуры, социального обслуживания.

Обеспечение жизнедеятельности инвалидов происходит прежде всего через реабилитацию, т.е. систему медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма . Целью реабилитации являются достижение инвалидами экономической независимости и их социальная адаптация.

Реабилитация инвалидов включает:

— медицинскую реабилитацию (восстановительная терапия, реконструктивная хирургия, протезирование и ортезирование);

— профессиональную реабилитацию (профессиональная ориентация, профессиональное образование, профессионально-производственная адаптация и трудоустройство);

— социальную реабилитацию (социально-средовая ориентации и социально-бытовая адаптация).

Для проведения реабилитации инвалидов была принята специальная Федеральная базовая программа реабилитации, т.е. гарантированный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств и услуг, предоставляемых инвалиду бесплатно за счет средств федерального бюджета. На основе решения Государственной службы медико-социальной экспертизы для инвалида разрабатывается индивидуальная программа реабилитации, которая представляет собой комплекс оптимальных для него реабилитационных мероприятий (отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер), направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление и компенсацию способностей к выполнению определенных видов деятельности.

Рассмотрим некоторые вопросы профессиональной реабилитации и проблемы, существующие в этом процессе. Принятие Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» в 1995 г. стало началом решения проблем занятости и трудоустройства инвалидов в России. Однако потребовался достаточно продолжительный период времени для преодоления существующих в обществе многолетних стереотипов о неэффективности труда инвалидов. Кроме того, для преодоления таких стереотипов потребовались определенные усилия со стороны не только государства, обще-

ственных организаций, но и самих инвалидов. Долгое время в России инвалиды вообще не рассматривались как трудовой ресурс. Признание их возможными соискателями работы стало возможным только в связи с одновременным стечением целого ряда обстоятельств: 1) общий экономический рост; 2) осознание здоровыми людьми потребностей инвалидов в самореализации; 3) повсеместная замена физического труда умственным; 4) появление и усовершенствование вспомогательных, обслуживающих и 1Т-технологий .

Основными причинами трудностей, которые испытывают инвалиды при трудоустройстве, можно назвать следующие обстоятельства:

1) уровень трудоспособности инвалида объективно ниже уровня трудоспособности здорового человека;

2) права инвалидов в сфере труда финансово и организационно обязаны обеспечивать работодатели, и эти затраты государство им в полной мере не компенсирует;

3) трудности психологического плана со стороны самих инвалидов: заниженная самооценка, боязнь ответственности, кардинальных изменений образа жизни и т.п.

В настоящее время в России проживают около 12,5 млн официально зарегистрированных инвалидов старше 18 лет (8% населения) и еще почти 600 тыс. детей-инвалидов. Оплачиваемая работа или доходное занятие есть лишь у 16% инвалидов. Среди 30- и 40-летних инвалидов доля занятых достигает 27%. В этом возрасте в основном работают инвалиды с III группой инвалидности, почти половина из них имеет трудовой доход. Для инвалидов II группы участие в трудовой деятельности реже — 15% . Для сравнения: в США имеют работу 30%, в Великобритании — 40%, в Китае — 80% инвалидов. Правительства развитых стран убеждены, что гораздо выгоднее для экономики страны вкладывать средства в реабилитацию и трудоустройство инвалидов, чем содержать их за счет различного вида пособий, льгот и преимуществ. Для стимулирования работодателей в первую очередь используются экономические методы, в частности налоговые льготы.

Большинство людей с ограниченными возможностями хотят и могут трудиться с целью улучшения своего материального положения, чтобы не чувствовать себя ущербными, лишними для общества и семьи. Наиболее серьезной проблемой в вопросах обеспечения инвалидов рабочими местами является отсутствие у потенциальных работодателей финансовых и производственных ресурсов, с помощью которых они смогли бы создавать необходимые условия труда для работников-инвалидов. Очевидно, что работодатели скорее будут набирать работников из числа здоровых безработных, тем более что количество их растет, особенно в последние годы в связи с экономическим кризисом в стране.

Статья 21 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» устанавливает квоту для приема на работу инвалидов. Субъектам РФ предписывается вводить квоту на прием на работу инвалидов предприятиям численностью более 100 человек (не более 4% и не менее 2% от среднесписочного числа

работников). С одной стороны, такая мера, принимаемая государством, способствует усилению социальных гарантий трудоустройства инвалидов, но как быть с принципами свободы труда и трудового договора? Квотирование рабочих мест ущемляет свободу в выборе работников для работодателей. Кроме того, те рабочие места, которые предлагают работодатели, далеко не всегда соответствуют возможностям и желаниям инвалидов. Кстати, квотирование рабочих мест для трудоустройства инвалидов в большинстве государств не применяется, исходя именно из принципа свободы договора.

Основные проблемы у работодателей в связи с квотированием рабочих мест для инвалидов заключаются в необходимости оборудования специальных рабочих мест для работников с ограниченными физическими возможностями. Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ утверждены Основные требования к оснащению (оборудованию) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности , которые достаточно сложно выполнить. Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов — рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов. Такие рабочие места должны оснащаться работодателями с учетом нарушенных функций организма инвалидов и ограничений их жизнедеятельности в соответствии с основными требованиями к такому оснащению указанных рабочих мест.

Трудовым кодексом РФ для инвалидов I и II групп устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени — не более 35 часов в неделю — с сохранением полной оплаты труда. Привлечение инвалидов к сверхурочным работам, работе в выходные дни и ночное время допускается только с их согласия и при условии, если такие работы не запрещены им по состоянию здоровья. Инвалидам предоставляется ежегодный отпуск не менее 30 календарных дней. Положения ст. 224 Трудового кодекса РФ обязывают работодателя создавать для инвалидов условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации .

Санитарные правила «Гигиенические требования к условиям труда инвалидов» устанавливают необходимые требования санитарно-эпидемиологической безопасности и сохранения здоровья на рабочем месте инвалидов. Условия труда, в которых работать инвалидам запрещается, указаны в п. 4.2 Санитарных правил. В частности, к ним относятся условия труда, при которых превышены предусмотренные законодательством различные гигиенические нормативы: физические факторы (шум, вибрация, температура воздуха, влажность и подвижность воздуха, электромагнитные излучения, статическое электричество); химические факторы (запыленность, загазованность воздуха); биологические факторы (патогенные микроорганизмы и продукты их жизнедеятельности); физические, динамические и

статические нагрузки при подъеме и перемещении, удержании тяжестей, работе в неудобных позах; нервно-психические нагрузки (сенсорные, эмоциональные, интеллектуальные, монотонность, работа в ночную смену) .

Согласно п. 4.15 Санитарных правил нельзя размещать постоянные рабочие места инвалидов в подвальных и цокольных этажах, а также в зданиях, где отсутствуют естественное освещение и нормальный воздухообмен. Кроме того, на предприятии обязательно должны быть столовые, здравпункт (кабинет врача, процедурный кабинет и помещение, в котором могут находиться инвалиды при внезапном ухудшении их состояния здоровья или самочувствия). Влажную уборку помещений следует производить в конце каждой смены .

Многие ли работодатели захотят или смогут себе позволить существенные финансовые затраты на исполнение всех этих предписаний? Боязнь штрафов за отказ от выполнения квоты на прием инвалидов вряд ли является весомым стимулом. Действующее законодательство предусматривает взимание штрафных санкций за отказ работодателя в предоставлении рабочих мест гражданам с ограниченными возможностями в рамках установленной квоты. Сумма штрафа варьирует от 5 000 до 10 000 руб. .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для того, чтобы заинтересовать работодателя в привлечении к труду инвалидов, необходимо предоставить ему какие-то преимущества, льготы и т.п., чтобы затраты на создание специальных рабочих мест окупались. Для стимулирования работодателей государством предусмотрены некоторые преимущества. Однако воспользоваться ими могут не все, а только:

1) общественные организации, где инвалиды составляют половину численности штата, а их фонд оплаты труда составляет от 25% всего фонда;

2) организации, в уставный капитал которых вложены сборы общественных организаций инвалидов.

В соответствии со ст. 149 Налогового кодекса РФ налоговые льготы распространяются лишь на имущественный и земельный налоги, но касается это только объектов, участвующих в деятельности этих организаций непосредственно. Если половина работников предприятия — инвалиды, а фонд оплаты труда их не меньше 25%, сумма доходов может быть уменьшена на сумму, затраченную работодателем на социальную защиту этих лиц.

Фактически все эти льготы, предоставляемые государством, не столь значительны, чтобы они могли стать серьезным стимулом для работодателей к трудоустройству инвалидов. И затраты, что должен понести работодатель на создание специализированных рабочих мест, в большинстве случаев не компенсируются.

Несмотря на возможность взимания штрафных санкций, многие работодатели предпочитают нанимать трудоспособных граждан и заплатить штраф, чем заниматься обустройством специального рабочего места и бытовых помещений для инвалидов. И эта ситуация не изменится, пока действующие льготы не будут дополнены хотя бы в части возмещения затрат при приеме лиц данной категории. Возможно, можно пойти по пути создания специальных фондов занятости инвалидов, с тем чтобы работодатели,

которые не хотят или не могут обустраивать специальные рабочие места, могли перечислять средства для других работодателей, которые желают создавать такие рабочие места.

Меры по содействию занятости инвалидов на дому и их переобучению могли бы вдвое повысить включенность инвалидов в рынок труда. Думается, действенным вариантом было бы создание небольших специализированных предприятий (типа артелей), предназначенных только для труда инвалидов. Можно узаконить аренду рабочих мест в организациях инвалидов, т.е. определить своего рода государственный заказ для таких организаций.

Работодатели не имеют права принимать на работу инвалидов без наличия рекомендации МСЭК о возможности выполнять определенные функции; такие рекомендации оформляются в виде соответствующих документов установленного образца. Таким образом, о наличии особых рекомендаций или противопоказаний по организации рабочего места инвалида работодатель может узнать из следующих документов: 1) индивидуальная программа реабилитации инвалида; 2) справка о проведении медико-социальной экспертизы, которая является подтверждением группы инвалидности и степени ограничения способностей к ведению трудовой деятельности. Однако возникает проблема, которая заключается в том, что инвалид не обязан предъявлять эти документы в процессе трудоустройства. Статья 65 Трудового кодекса РФ предусматривает перечень документов, которые необходимо предъявлять при приеме на работу. Перечисленных выше документов в этом перечне нет. Следовательно, решение о том, указывать информацию об инвалидности или нет, работник принимает самостоятельно. Исключением являются случаи, когда работодатель может затребовать сведения о состоянии здоровья трудоустраиваемого для тех вакансий, где информация о состоянии здоровья является обязательным условием приема на работу (отрасли, где требуется обязательное предварительное медицинское освидетельствование, — образование, пищевая промышленность и др.).

Пользуясь таким несовершенством трудового законодательств, некоторые инвалиды предпочитают не раскрывать наличие инвалидности до момента заключения трудового договора. После его заключения они могут настаивать на обеспечении льготных условий труда, которые установлены законодательством для инвалидов. В такой ситуации работодатель обязан изменять трудовой договор, предоставляя установленные льготы и гарантии. Полагаю, что необходимо внести дополнения в законодательство о труде, чтобы исключить подобные ситуации, которые, по-видимому, следует отнести к разряду злоупотребления правом со стороны работника, имеющего инвалидность.

Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ утверждены Методические рекомендации по выявлению признаков дискриминации инвалидов при решении вопросов занятости. Эти рекомендации предназначены для учреждений службы занятости, работодателей, профессиональных сообществ, образовательных организаций профессионального образования и других организаций. При решении вопросов занятости ин-

валидов необходимо учитывать, что существует прямая и косвенная дискриминация в отношении инвалидов. Прямая дискриминация выражается в не связанном с деловыми качествами инвалида отказе в приеме на работу и продвижении по карьерной лестнице, в профессиональной ориентации и обучении, предложении преимущественно низкоквалифицированных и низкооплачиваемых рабочих мест. Косвенная дискриминация представляет собой требования, которые формально являются едиными для всех, но фактически ставят в неравное положение инвалидов. В частности, это происходит тогда, когда положения локальных нормативных актов работодателя и практика их применения создают условия, препятствующие или ограничивающие выполнение работы инвалидом по сравнению с другими работниками . В данном приказе перечислены основные формы возможного проявления дискриминации, основные задачи, решение которых позволит исключить проявления дискриминации при трудоустройстве (занятости) инвалидов. Однако кардинально нового этот нормативный акт не привнес, поскольку в ранее принятых законах и подзаконных актах все это уже было предусмотрено, но зачастую не выполнялось либо выполнялось не в полной мере.

С введением в Трудовой кодекс РФ норм, связанных с трудом дистанционных работников, думается, возможности трудоустройства людей с ограниченными возможностями возросли. Для работодателей отпадет проблема создания им специальных рабочих мест, специальных условий работы, и они более охотно будут принимать на работу таких работников.

Обратившись к опыту других стран в вопросах трудовой занятости инвалидов, можно позаимствовать нечто полезное для решения проблем занятости в России.

В частности, в Германии, согласно Кодексу социального законодательства, особое внимание со стороны государства уделяется реабилитации инвалидов и мерам раннего обнаружения болезни с использованием всех доступных средств для максимально возможного вовлечения их в полноценную жизнь общества, устранения или уменьшения последствий заболевания. На начальном этапе, как правило, оказываются услуги медицинского характера. На втором этапе реабилитационных мероприятий оказывается содействие в получении необходимых навыков для последующей трудовой деятельности на рынке труда, в профессиональной подготовке и переподготовке .

В Канаде программой содействия трудоустройству инвалидов предусматривается возможность получения молодежью специального или высшего образования, а также опыта работы для последующего трудоустройства. В рамках специальной программы «Стратегия трудоустройства молодежи» существуют определенные льготы для работодателей, трудоустраивающих инвалидов в возрасте до 30 лет, а также компенсируется стоимость специального, необходимого для них оборудования .

Каждое второе предприятие во Франции платит отчисления с целью профессионального устройства инвалидов (AGEFIPH). Существует форма

поощрения работодателя — ему выплачивается премия в размере 1 600 евро за предоставление трудового контракта инвалиду на срок не менее 12 месяцев. Вопросами социальной защиты инвалидов и реабилитации занимается Министерство здравоохранения и социального обеспечения страны. Для инвалидов создана сеть центров реабилитации, приоритетным направлением которой считается профессиональная реабилитация. Эти же центры занимаются трудоустройством инвалидов. Есть предприятия с щадящим режимом труда, ориентированные на инвалидов .

В Российской Федерации еще с 2005 г. действует государственная программа «Доступная среда». В очередной раз Правительство РФ утвердило такую программу на 2011-2020 гг.

Основная цель программы — создание законных условий для повышения качества жизни людей с ограниченными возможностями. Программа «Доступная среда» для инвалидов финансируется из федерального бюджета и бюджетов субъектов федерации. Причем региональное инвестирование осуществляется на принципах софинансирования.

Основные задачи социальной программы:

1. Одинаковый доступ для любого ограниченного индивида в сферах обслуживания таких лиц.

2. Предоставление бесплатного или льготного медицинского обслуживания на равных условиях с остальными гражданами.

3. Организация курсов по обучению и повышению квалификации инвалидов с последующим их трудоустройством.

4. Объективность и непредвзятость медицинской экспертизы .

Ратификация Российской Федерацией в 2012 г. Конвенции о правах инвалидов вызвала необходимость приведения действующего в этой сфере законодательства в соответствие с международными нормами. В связи с этим был принят Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов». В соответствии с указанным законом были внесены изменения и дополнения в более 20 нормативных правовых актов, кроме того, приняты новые акты, регламентирующие вопросы социальной защиты инвалидов . Однако требования Конвенции ООН по труду и занятости в целом пока находят недостаточное четкое и полное отражение в законодательстве и государственных программах. В федеральной государственной программе содействия занятости учитывается лишь один из аспектов труда и занятости лиц с ограниченными возможностями — обеспечение инвалидам разумного обустройства рабочего места, хотя направлений, важных для обеспечения равной доступности труда и занятости, существует гораздо больше. Региональные программы занятости и трудоустройства содержат зачастую только декларации о необходимости содействовать, оборудовать рабочие места. Кроме того, региональные программы не раскрывают категории инвалидов, для которых производится переоборудование рабочих мест, не учитывают структуру спроса на эти рабочие места, в них зачастую не учи-

тывается структура местного рынка труда для того, чтобы оценивать число организаций, которые подпадают под действие квотирования рабочих мест для инвалидов, а также их профиль.

Чтобы задача трудоустройства и занятости инвалидов реально получила комплексное решение, в целевых программах необходимо учитывать не только число переоборудованных рабочих мест, но и общий уровень занятости инвалидов. Федеральным законом от 29 декабря 2017 г. № 476-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации»» предусмотрено, что с 1 января 2019 г. органы службы занятости будут осуществлять организацию сопровождения при содействии занятости инвалидов. Под сопровождением при содействии занятости инвалида понимаются оказание индивидуальной помощи незанятому инвалиду при его трудоустройстве, создание условий для осуществления им трудовой деятельности и ускорения его профессиональной адаптации на рабочем месте, а также формирование пути его передвижения до места работы и обратно и по территории работодателя . Мероприятия по организации сопровождения при содействии занятости инвалидов включаются в региональные программы содействия занятости населения. Кроме того, этим законом предусмотрены следующие положения:

1) к функциям уполномоченного Правительством РФ федерального органа исполнительной власти отнесено установление показателей для оценки эффективности деятельности органов службы занятости по содействию занятости инвалидов;

2) к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в области содействия занятости населения отнесена в том числе организация сопровождения при содействии занятости инвалидов;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3) определено, что органы местного самоуправления вправе участвовать в организации и финансировании сопровождения при содействии занятости инвалидов;

4) предусмотрено, что информация о незанятых инвалидах, испытывающих трудности в поиске работы, об оказанных государственных услугах по содействию их занятости в соответствии с рекомендациями, содержащимися в индивидуальных программах реабилитации инвалидов, вносится в Регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения — физических лиц в соответствии с порядком его ведения и перечнем содержащихся в нем сведений, утверждаемыми уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти;

5) определены особенности организации содействия занятости инвалидов (при осуществлении содействия занятости инвалидов органами службы занятости совместно с работодателями обеспечиваются индивидуальный подход, мониторинг трудоустройства и закрепляемости инвалидов на рабочих местах, оборудованных для работы инвалидов) .

Если этот механизм сопровождения при содействии занятости инвалидов сработает, то есть надежда, что проблем с трудоустройством у лиц с ограниченными возможностями станет гораздо меньше.

Литература

1. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М. : Азъ, 1996. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ogegova/

2. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации : федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ // СПС КонсультантПлюс.

4. Инвалидность и социальное положение инвалидов в России / под ред. Т.М. Ма-левой. М. : Изд. дом «Дело» РАНХиГС, 2017. 256 с.

5. Об утверждении основных требований к оснащению (оборудованию) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности : Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 19.11.2013 № 685 н // СПС КонсультантПлюс.

6. Трудовой кодекс Российской Федерации // СПС КонсультантПлюс.

7. Санитарные правила СП 2.2.9.2510-09 «Гигиенические требования к условиям труда инвалидов» : утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2009 N 30 // СПС КонсультантПлюс.

8. Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации // СПС КонсультантПлюс.

9. Об утверждении методических рекомендаций по выявлению признаков дискриминации инвалидов при решении вопросов занятости : приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 09.11.2017 № 777 // СПС КонсультантПлюс.

11. http://www.partner-inform.de/partner/detail/2006/6/278/2118

12. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы : постановление Правительства РФ от 01.12.2015 № 1297 // СПС КонсультантПлюс.

13. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов : федеральный закон от 01.12.2014 № 419-ФЗ // СПС КонсультантПлюс.

14. О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» : федеральный закон от 29.12.2017 № 476-ФЗ_ // СПС КонсультантПлюс.

Keywords: disabled person, employment, quota, rehabilitation, social protection. DOI: 10.17223/22253513/29/15

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Federation of May 18, 2009. Available from: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_88491/. (In Russian).

11. Available from: http://www.partner-inform.de/partner/detail/2006/6/278/2118.

DOI 10.22394/1818-4049-2017-80-3-96-104 УДК 316.44

С. С. Халикова

Проблемы и перспективы трудоустройства молодежи

в Хабаровском крае

В статье представлен анализ практик трудоустройства молодежи на рынке труда Хабаровского края.. Высокий уровень безработицы объясняется рядом причин, которые обусловлены как субъективными., так и объективными факторами. Среди основных причин нетрудоустройства молодежи выделены следующие: несоответствие потребностей регионального рынка труда профессионально-квалификационным характеристикам молодых специалистов и неоправданно высокие требования к рабочим местам, предъявляемые молодыми безработными. Среди основных негативных; последствий отсутствия возможностей найти подходящую работу является отток молодежи с территории края в западные регионы России или другие страны. С целью устранения существующего дисбаланса на региональном рынке труда и снижения уровня безработицы среди молодежи реализуются такие формы вовлечения их в трудовую и экономическую деятельность в Хабаровском крае как развитие молодежного предпринимательства; предоставление «дальневосточного гектара»; социальная поддержка молодъх специалистов, работающих в отдаленных уголках региона; стажировки; реализация проекта WofldSkills.

Ключевые слова: трудоустройство, молодые специалисты выпускники, занятость, безработица, рынок труда, востребованность выпускников, молодежное предпринимательство.

Формирование и эффективное использование трудового потенциала молодого поколения в Хабаровском крае становятся особенно актуальными в условиях социально-экономических преобразований, внедрения проектов научно-технического, социально-экономического и промышленного развития, происходящих в результате создания территорий опережающего социально-экономического развития в Хабаровском крае. Молодежь, несомненно, является основным трудовым потенциалом и основой формирования трудовых ресурсов, соответствующих требованиям современного рынка труда, а также необходимым ресурсом реализации основных направлений развития региона. Однако ситуация, складывающаяся на молодежном рынке труда в последнее время, является достаточно напряженной. Растут масштабы как регистрируемой, так и скрытой безработицы среди молодежи,

увеличивается ее продолжительность.

По данным Хабстата молодежь в возрасте 20 — 24 лет составляет среди безработных 13,3%. Уровень безработицы внутри этой возрастной группы высокий — 6,8% .

На актуальность проблемы безработицы указывают и результаты исследования, проведенного среди молодежи Хабаровского края. Так, на необходимость решения вопросов занятости и безработицы указали 50,8% опрошенных, отметив данное направление как наиболее актуальное и значимое направление молодежной политики в регионе .

Так почему же, получив диплом об образовании, молодой специалист остается без работы? На данный вопрос уже в имеющемся знании существует ряд ответов, один из которых заключается в том, что некоторые работодатели предъявляют завышенные требования к молодым специалистам, большинство из которых

Халикова Светлана Сергеевна — канд. социол. наук, доцент кафедры социологии, социальной работы и права, Дальневосточный институт управления — филиал РАН-ХиГС (г. Хабаровск). Етай: halikovas@yandex.ru

еще не имеют стажа и опыта работы, навыков в определенной сфере деятельности. Другой причиной, порождающей проблему нетрудоустройства выпускников вузов, является дисбаланс между спросом на рынке труда на полученные ими специальности, а также низкий уровень заработной платы по этим специальностям, что является непривлекательным для молодого специалиста. По данным Комитета по труду и занятости Правительства края самые востребованные работники в Хабаровском крае в настоящее время курьер, военнослужащий, электромонтажник, арматурщик, плотник, сортировщик . Однако такие вакансии не соответствуют ожиданиям и предпочтениям молодых специалистов.

Выпускники образовательных учреждений региона отмечают следующие трудности при попытке устроиться на работу: отсутствие опыта (стажа) работы (79,8%), уровень низкой предлагаемой заработной платы (32,9%), отсутствие подходящих рабочих мест (26,4%) и отсутствие вакансий по полученной профессии (20,3%); также были отмечены несоответствие квалификационным требованиям и различного рода дискриминация (по полу, национальности, социальному положению, наличию детей, месту жительства и т. д.), не смогли пройти тестирование, недостаточные компьютерные знания и знание иностранных языков (рис. 1).

не смогли сделать, либо не захотели.

Анализ исследований позволяет выделить основные причины высокого уровня безработицы среди молодежи в крае:

— несоответствие структуры потребностей регионального рынка труда и выпуском кадров рабочих массовых профессий и специалистов среднего звена учреждениями начального и среднего профессионального образования края;

— системная деформация уровней профессионального образования в стране и крае, выражающая в абсолютном преобладании учреждений высшего образования над средним и начальным профессиональным образованием, что порождает несоответствие спроса и предложения подготовленной ими рабочей силы на рынке труда;

— превалирующая ориентация выпускников на занятость в непроизводственной сфере, с установкой на высокую заработную плату;

— отсутствие необходимого опыта и навыков работы, недостаточная квалификация выпускников;

— недостаточная информированность безработных граждан и выпускников учебных заведений о тенденциях и навыках поведения на рынке труда;

— низкий уровень оплаты труда молодых рабочих и специалистов и отсутствие у значительной части работодателей желания компенсировать его социальными гарантиями (обеспечением жильем, дошкольными учреждениями, стимулирующими выплатами за повышение квалификации, разрядности и др.) .

Не прошли тестирование Дис кр им инация Несоответсвие квалификационным. Отсутсвие подходящих рабочих мест Низкий уровень з/п Не нашли по полученной профессии Отсутствие опыта работы

6,4

32,9

79,8

Рис. 1. Трудности при попытке устроиться на работу у выпускников 2010 — 2015 гг. выпуска образовательных организаций Хабаровского края

(в % от числа опрошенных)

Необходимость решения противоречия между количеством выпускников и специализированными местами на рынке труда, а также существующими установками профессиональной востребованности выпускников и их нереали-зованностью на современном рынке труда в Хабаровском крае, диктуется следующими обстоятельствами. Во-первых, трудоустройство не по специальности и последующая работа длительное время приводят к утрате полученных в образовательном учреждении профессиональных знаний и навыков; во-вторых, многие обучаются за счет бюджетного финансирования, и последующее трудоустройство, не соответствующее полученному образованию, приводит к неэффективному использованию бюджетных средств; в-третьих, отсутствие возможности работать по полученной специальности может спровоцировать уход молодых специалистов в сферу «теневой экономики», в криминальные структуры; в-четвертых, трудоустройство не по специальности может «занизить» престижность данной специальности, по которой студент обучался.

Одним из негативных последствий безработицы молодежи является желание покинуть территорию региона. Постоянно жить и работать на территории края готовы только 46,2% молодых людей, остальные уже настроены на отъезд (36,9%) или на данный момент затрудняются с ответом (16,9%). Результаты исследований свидетельствуют о том, что современная молодежь Хабаровского края стремится его покинуть, в первую очередь, в поисках возможностей трудоустройства и возможностей получения высоких заработков. Среди желающих выехать за пределы региона 43,8% отметили, что в Хабаровском крае трудно найти подходящую работу. На низкий уровень заработной платы указали 45,0%. На эти причины указали большинство опрошенных молодых людей .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Можно выделить объективные и субъективные факторы. К объективным относятся: наличие и содержание законов, регулирующих трудоустройство; эффективность деятельности служб занятости; отношение работодателей, уровень притязаний со стороны работодателя к

выпускнику; помощь образовательных учреждений в трудоустройстве, наличие связей между образовательным учреждением и работодателем; сложившийся дефицит вакансий в определенных специальностях, переизбыток специалистов в регионе; отсутствие карьерного роста, низкий уровень заработной платы по специальности, престижность рабочего места; экономическая ситуация в стране, характеризующаяся закрытием предприятий, ростом безработицы, сокращением рабочих мест и др.

Субъективными факторами являются: компетенции выпускников (выясняются в ходе встречи, личных бесед с работодателем) путем оценок в дипломе и тестирования; умение презентовать себя (внешний вид, речь, письменные рекомендации и т. д.); степень заинтересованности выпускника в получении рабочего места, личная мотивация; активность студента в поиске работы в период учебы, демонстрация знаний, умений, навыков в период прохождения практики; низкая мобильность выпускника, то есть нежелание осуществлять поиск работы вне городской местности; использование личных связей, а также возможностей родственников, знакомых при поиске места работы.

Все молодые люди, которые желают получить или поменять место работы, могут обратиться в центр занятости для поиска необходимой работы, имеют право проконсультироваться по вопросам выбора сфер деятельности, профобуче-ния, трудоустройства. Но такой возможностью пользуются далеко не все молодые соискатели. Лишь 4% выпускников России, искавших работу, трудоустроились через обращение в государственную службу занятости, в Хабаровском крае этот показатель еще ниже — 1,3% . В настоящее время службы занятости способны обеспечить рабочими местами лишь небольшую долю обращающейся к ним молодежи. Это связано, во-первых, с высокой напряженностью на рынке труда, во-вторых, с завышенными требованиями молодых безработных.

Среди структур, призванных решать проблемы трудоустройства выпускников, немаловажную роль выполняют образовательные учреждения. Создание

вузовских центров содействия занятости выпускников и студентов имеет большое значение. С их помощью устанавливается взаимодействие между производством и вузами, что способствует повышению адекватности рынка образовательных услуг рынку труда, формируется стратегия вуза в отношении уровня и качества подготовки молодых специалистов. На базе многих учреждений высшего профессионального образования созданы центры содействия трудоустройству выпускников, разработаны программы деятельности по содействию занятости и адаптации студентов и выпускников к рынку труда. Используемые формы и методы работы предполагают организацию тестирования, фокус-групп, участие в круглых столах и конференциях, тренинги, мониторинги, ярмарки вакансий и другие. Помощь в трудоустройстве от образовательной организации получили 6,3% выпускников 2010 — 2015 гг., что является самым высоким показателем среди дальневосточных регионов и выше, чем в среднем по стране (4,2%) .

Однако наиболее распространенным способом поиска работы у выпускников является использование личных знакомств. Так, через обращение к друзьям, родственникам, знакомым трудоустроились 35,8%, а также поиск собственными

силами, через просмотр объявлений о вакансиях (23,6%) и непосредственное обращение к работодателю (16,5%) (рис. 2).

В настоящее время для сохранения стабильности и устойчивости региона, реализации основных векторов развития Хабаровского края трудоустройство молодежи является одним из приоритетных направлений деятельности региональных органов власти. Ведь рациональное использование трудовых ресурсов, обеспечение эффективной занятости молодежи, поддержка новых форм занятости молодежи, развитие молодежного предпринимательства будут являться залогом эффективного развития региона.

Одним их направлений содействия трудоустройству молодежи является развитие молодежного предпринимательства в рамках программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Хабаровском крае на 2013 — 2020 гг.» . Основной целью является создание условий для организации и развития молодежного предпринимательства в Хабаровском крае, снижение напряженности на рынке труда, создание новых рабочих мест. Помощь оказывается в виде субсидий (грантов) на возмещение 90% от суммы документально подтвержденных затрат, связанных с началом предпринимательской деятельности, но не более 100 тыс. рублей .

Рис. 2. Количество выпускников образовательных учреждений Хабаровского края 2010 — 2015 гг. выпуска по способу поиска первой работы (в % от числа опрошенных)

Субсидии (гранты) предоставляются на возмещение части затрат, связанных с началом предпринимательской деятельности: регистрации субъекта молодежного предпринимательства; выплаты по передаче прав на франшизу и приобретение оборудования при заключении договора коммерческой концессии; приобретение оборудования, материалов, животных на выращивание и откорм, специализированной техники, программного обеспечения, арендную плату.

Хабаровский край с 2013 г. участвует в программе «Ты предприниматель». За этот период свыше 2 тыс. человек прошли обучение, 136 открыли собственное дело. Всего на мероприятия по поддержке молодежного предпринимательства, в рамках софинансирования, из средств федерального и регионального бюджетов направляется более 5 млн. рублей ежегодно . В 2016 г. край стал единственным регионом в ДФО, который получил федеральную субсидию. В этом же году появились еще 20 субъектов малого и среднего предпринимательства, созданных физическими лицами в возрасте до 30 лет включительно . Среди основных мероприятий, которые были реализованы в 2016 году в рамках содействия развитию молодежного предпринимательства стали:

— проведение информационной кампании, направленной на вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность;

— организация обучения физических лиц в возрасте до 30 лет по образовательным программам, направленным на приобретение навыков ведения бизнеса и создания малых и средних предприятий;

— поддержка начинающих молодых предпринимателей;

— проведение конкурсов бизнес-проектов (предоставление субсидий (грантов) молодежи на лучшие предпринимательские проекты);

— сопровождение деятельности молодых предпринимателей;

— оказание консультационных услуг молодым предпринимателям;

— проведение регионального этапа всероссийского конкурса «Молодой предприниматель России»;

— отбор физических лиц в возрасте до

30 лет (включительно), имеющих способности к занятию предпринимательской деятельностью, в целях прохождения обучения по образовательным программам, направленным на приобретение навыков ведения бизнеса и создания малых и средних предприятий;

— осуществление мониторинга эффективности мероприятий, направленных на вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность.

Одним из новых направлений развития предпринимательства в регионе, в том числе и молодежного, является предоставление «дальневосточного гектара» . Получение земельного участка служит имущественной поддержкой и площадкой для реализации деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства не только Хабаровского края, но и РФ в целом.

В Хабаровском крае уже много лет реализуются различные проекты, направленные на привлечение молодых специалистов на работу в отдаленные уголки региона. В крае для этого предусмотрен ряд мер социальной поддержки. Так, например, учителям, которые впервые приступили к работе, выплачивается единовременное пособие в размере четырех должностных окладов. В прошлом году такую выплату получили 142 молодых специалиста. Еще одним плюсом является повышающий коэффициент. С момента окончания учебы и на протяжении трех лет педагог, уехавший на работу в сельскую местность, будет получать повышающий коэффициент в размере 35% ставки зарплаты. Кроме того, за работу в сельских школах к должностным окладам устанавливается повышающий коэффициент в размере 25%. Педагогам, которые местом своего жительства выбрали сельские районы края, полностью компенсируется оплата жилья, отопления и электроэнергии. В 2016 г. 49 специалистам был полностью оплачен проезд до места работы в сельской местности, а 32 учителя обеспечили жильем .

Еще одним направлением трудоустройства молодых специалистов являются стажировки. Так, например, на основе конкурсного отбора, в котором могут принять участие студенты очной формы обучения, заканчивающие обуче-

ние, а также выпускники, закончившие образовательные организации высшего образования в 2017 г., предлагают пройти годичную стажировку в органах исполнительной власти Хабаровского края. Во время прохождения стажировки выплачивается заработная плата молодому специалисту и в последующем возможно полноценное трудоустройство. Помимо органов власти стажировки можно проходить и в коммерческих организациях края .

При поддержке Министерства образования и науки Хабаровского края на базе КГБОУ ДПО «Хабаровский краевой институт переподготовки и повышения квалификации в сфере профессионального образования» организовано движение WorldSkills в Хабаровском крае. Это международное некоммерческое движение, целью которого является повышение престижа рабочих профессий и развитие профессионального образования путем гармонизации лучших практик и профессиональных стандартов во всем мире посредством организации и проведения конкурсов профессионального мастерства как в каждой отдельной стране, так и во всем мире в целом. Миссией данного движения является — развитие профессиональных компетенций, повышение престижа высококвалифицированных кадров, демонстрация важности компетенций для экономического роста и личного успеха.

В 2012 г. Россия официально была объявлена членом движения WorldSkills, в 2013 г. состоялся Первый региональный открытый чемпионат по профессиональному мастерству в Хабаровском крае. В 2017 г. Хабаровский край попал в 8 регионов, в которых проходили отборочные соревнования на финал Национального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia). Это самые масштабные в России соревнования профессионального мастерства по стандартам WorldSkills среди студентов средних профессиональных образовательных организаций в возрасте от 16 до 22 лет. Они способствуют профессиональной ориентации молодежи и внедрению в систему отечественного образования лучших международных практик .

Такие мероприятия направлены на по-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

вышение престижа рабочих профессий и уменьшение дисбаланса между спросом и предложением молодых специалистов на рынке труда.

Таким образом, ситуация на молодежном рынке труда Хабаровского края является достаточно напряженной. Статистические данные и результаты социологических исследований свидетельствуют о высоком уровне безработицы молодежи в регионе в силу разных объективных и субъективных причин. Прежде всего, это связано с несоответствием образования и квалификации молодых специалистов потребностям рынка труда. В условиях развития территорий опережающего развития в крае требуются специалисты в основном технических специальностей в промышленной сфере, в том числе сельскохозяйственной промышленности, машиностроении, логистике, а для молодежи более привлекательной является непроизводственная сфера. Ситуацию обостряет их установка на высокую заработную плату. Основным препятствием, с которым столкнулись молодые специалисты при трудоустройстве, является отсутствие опыта работы.

Необходимость решения сложившихся противоречий на региональном рынке труда обусловлена рядом негативных последствий, таких как уход молодых специалистов в сферу теневой экономики и миграционный отток молодежи с территории края. Поэтому обеспечение регулирования и снижения напряженности на рынке труда молодежи являются важнейшими задачами, стоящими перед региональными органами власти и обществом в целом. Службы занятости неспособны обеспечить всех молодых специалистов рабочими местами в соответствии с их профессионально-квалификационными характеристиками и завышенными требованиями. Наиболее распространенным способом поиска работы являются неформальные связи и поиск собственными силами с помощью объявлений и непосредственных обращений к работодателю.

Однако для реализации основных векторов развития Хабаровского края необходимы развитие и поддержка новых форм занятости молодежи и молодежного предпринимательства. Ряд реализуемых мероприятий, таких как проведение

информационной кампании, направленной на вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность; обучение молодых людей по образовательным программам, направленным на приобретение навыков ведения бизнеса; различные виды поддержки молодых предпринимателей и др. — направлены на вовлечение молодежи в трудовую и экономическую деятельность региона. Много надежд возлагается и на реализацию федерального закона о дальневосточном гектаре. Развиваются меры социальной поддержки молодых специалистов, трудоустраивающихся в сельской местности.

Таким образом, необходимость устранения сложившегося дисбаланса на рынке труда обуславливает формирование политики, дающей молодым специалистам возможность эффективного решения возникающих у них проблем, связанных с трудовой занятостью, создания условий их эффективной самореализации.

Список литературы:

2. Мониторинговое исследование «Молодежь Хабаровского края: проблемы и перспективы». Объем выборочной совокупности — 700 респондентов. Генеральную совокупность составляла молодежь Хабаровского края трех возрастных групп -17, 24 и 29 лет. Тип выборочной совокупности — многоступенчатый, квотный — в разрезе трех основных характеристик (пол, возраст, территория проживания), случайный на этапе отбора респондентов. Научный руководитель — к.с.н.., доцент Ю.В. Бере-зутский. Хабаровск. 2017 г.

4. Федеральное статистическое вы1бо-рочное наблюдение трудоустройства выпускников, получивших среднее профессиональное и высшее образование. Федеральная служба

5. Социальный портрет молодежи Хабаровского края. Молодежь в системе профессионального образования: Научно-аналитический отчет. Руководитель Ю.В. Березутский. Хабаровск. 2013.

6. О порядке и об условиях предоставления субсидий (грантов) субъектам молодежного предпринимательства Хабаровского края. Приложение № 14 к Государственной целевой программе Хабаровского края «Развитие малого и среднего предпринимательства в Хабаровском крае на 2013 — 2020 гг.», утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 17.04.2012 г. № 124-пр (в редакции Постановления Правительства Хабаровского края от 20.07.2013 № 203-пр) . Официальный сайт министерства экономиче-скогоразвития края. URL: https://msb.khabkrai. ru/subsides/predprinimatelyam/) (дата обращения: 17.07.2017)

10. Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : федеральный закон от 1 мая 2016 г. № 119-ФЗ // Российская газета — Федеральный выпуск. №6965(97). 2016. 6 мая.

11. Комитет по труду и занятости Правительства края. Официальный сайт Хабаровского края. Новости. .

ispolnitelnoj (дата обращения: 18.08.2017)

12. Свое дело. .

обращения: 18.04.2017)

13. Список сборной команды Хабаровского края для участия в финале V Национального чемпионата «молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)». .

обращения: 19.05.2017)

Библ

ф

• описание статьи

ТОГУ. 2015. №

14. Бондаренко Н. А., Сюпова М. С. Влияние процессов замещения на качество

ресурсов региона // Вест: 3(38). С. 191 — 198.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Халикова С. С, Попова О. В. Современная система трудоустройства выпускников //

■ Уч

ТОГУ. 2016. Тс ресурс]. URL:

. 7. № 3. С.

reasons the

the analysis of The

negative effects

. eliminate the

opportunities to to the

in the are implemented: the hectares»; social support of the region; their internships; realization

explained by . The main reasons of the needs of the

and the main

the i

countries. In and reduce the and,

of youth entrepreneurship; professionals «World

Keywords: employment, young, demand for graduates,

graduates, employment, unemployment,

market,

2. Monitoringovoe issledovanie Habarovskogo kraya: problemy i perspektivy,.

respondentov. statistiki sostavlyala

/wsso.habstat.iui/webstat/manuals/ sovokupnosti

General’nuyu

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

B^aerb m ynpaB^eHMe Ha BoeroKe poccmm. 2017. №3 (80)

docent YU.V. Berezutskij. Habarovsk. 2017g.

4. Federal’noe statisticheskoe vyborochnoe nablyudenie trudoustrojstva vypusknikov,

srednee professional’noe i vysshee

9. Dostizhenie t (indikatorov) programmy. Oficial’nyj sajt Habarovskogo kraya. . URL:

/www.khabkrai.ru/khabarovsk-krai/ (data obrashcheniya: 16.05.2017)

10. Ob osobennostyah predostavleniya grazhdanam zemel’nyh uchastkov, nahodyashchihsya v gosudarstvennoj ili

sobstvennosti i _

Federacii,

v sostav Dal’nevostochnogo okruga, i o vnesenii izmenenj v

5. Social’nyi kraya.

professional ‘nogo otchet.

YU.V. Berezutskj. Habarovsk. 2013.

№ 119-vypusk.

sub»ektam

kraya. celevoj

(data obrashcheniya: 17.1 7.

sajt Ministerstva ehkonomicheskogo

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(data obrashcheniya 17.04.2017)

agentstvo. . URL: https://

zakon ot 1 maya 2016 FZ // Rossijskaya gazeta №6965(97). 2016. 6 maya.

vlasti/323?option=CNews&page (data

obrashcheniya: 18.08.2017) 12. Svoe delo.

resurs].

obrashcheniya: 18.04.2017)

Трудовая деятельность для человека является важным условием полноценной жизни. Она позволяет экономически обеспечить себя, реализовать свои профессиональные и личные качества и, что особенно важно, приобщиться к социальным ценностям. В Конституции Российской Федерации говорится, что каждый человек имеет право трудиться не зависимо от его возраста и возможностей здоровья. И если у большинства граждан есть все шансы успешно найти работу, которой они хотят заниматься, то у людей с ограниченными возможностями здоровья, таких шансов гораздо меньше. Однако существует ряд законодательных актов, которые устанавливают права лиц с ограниченными возможностями.

Законодательство, регулирующее трудоустройство лиц с ограниченными возможностями:

  • Федеральный закон от 24 ноября 1995 года №181 – ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», закрепляющий право на трудовую адаптацию и профессиональное образование лиц с ограниченными возможностями;
  • Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации статья 5.42, предусматривает ответственность работодателей за отказ в принятии инвалидов на работу с наложением административного штрафа;
  • Статьи Трудового кодекса Российской Федерациизакрепляют следующие льготы и возможности:
    1. Статья 92 ТК РФ: работники-инвалиды I и II групп имеют право на сокращенную рабочую неделю, она не может быть более 35 часов в неделю;
    2. Статья 94 ТК РФ: продолжительность ежедневной работы (смены) для инвалидов определяется в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами;
    3. Статья 96 ТК РФ: инвалиды в соответствии с медицинским заключением могут привлекаться к работе в ночное время с их письменного согласия. Работодатель обязан ознакомить работника-инвалида с правом на отказ от работы в ночное время;
    4. Статья 99 ТК РФ: привлечение к сверхурочной работе инвалидов допускается с их письменного согласия и при условии, что это не запрещается медицинским заключением. Под роспись они должны быть ознакомлены с их правом на отказ от сверхурочных работ;
    5. Статья 113 ТК РФ: привлечение к работе в выходные и нерабочие праздничные дни инвалидов допускается только при условии, если это не запрещено им по состоянию здоровья.

Нормативно-правовые акты Тверской области, касающихся трудоустройства инвалидов:

  • Закон Тверской области от 17 сентября 1997 года № 79 «О квотировании рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите», закрепляющий минимальное количество рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите;
  • Постановление Правительства Тверской области от 07 апреля 2005 года №130-па «Об установлении минимального количества специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты на предприятиях, учреждениях, организациях Тверской области».

Главное управление по труду и занятости населения Тверской области реализует программу по содействию трудоустройству инвалидов в целях выполнения Указа Президента Российской Федерации В.В. Путина от 7 мая 2012 года №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики». Основными задачами является оборудование специальных рабочих мест, профессиональное обучение или переобучение, консультации в сфере рынка труда. Полный текст статьи можно прочитать .

Важно понимать, что именно труд оказывает благотворное влияние, дает чувство своей необходимости для общества. Без эффективной реализации существующих законов, без желания работодателей принимать на работу инвалидов и оборудовать для них рабочие места наше общество очень скоро зайдет в «социальный тупик», время, когда достаточно большой процент населения останется фактически «за рамками» всех процессов жизнедеятельности. Однако, уже многие из работодателей готовы принимать на работу людей с инвалидностью.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *