При централизации закупок в отношении уполномоченного

В рамках проведения госзакупок заказчик вправе обратиться к специализированным организациям. Это позволяет организатору без нарушений найти поставщика для исполнения обязательств по контракту. Правильный выбор добросовестного исполнителя – гарантия успешного сотрудничества.

О праве привлечения специализированных организаций говорится в ст.40 44-ФЗ. 8 января 2020 г. в статью 40 внесены некоторые изменения, о которых мы поговорим в статье. Также разберем функции и полномочия специализированных организаций.

Специализированная организация. Понятие, функции и полномочия

Специализированная организация (СО) является юридическим лицом и оказывает платные услуги по подготовке и проведению закупок. Для таких взаимоотношений необходимо заключать контракт.

Функции спецорганизации по определению поставщика (исполнителя):

  1. Разработка конкурсной документации о закупке (электронный аукцион, открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс).
  2. Размещение в единой информационной системе (ЕИС) и на электронной торговой площадке (ЭТП) сведений и электронных документов согласно 44-ФЗ.
  3. Направление приглашений принять участие в закупках:

— закрытый аукцион;

— закрытый конкурс;

— закрытый конкурс с ограниченным участием;

— закрытый двуэтапный конкурс.

  1. Иные мероприятия по определению поставщика (исполнителя).
  2. Подача исковых заявлений в суд.
  3. Представление интересов заказчика в ФАС и иных контролирующих закупки органах.
  4. Консультации.
  5. Проведение обучающих семинаров и повышение квалификации сотрудников заказчика.

Важный момент! Полномочия по подготовке и проведению запроса котировок и запроса предложений не могут быть переданы специализированной организации, согласно 44-ФЗ.

Какие функции возложены на заказчика и не входят в обязанности СО?

  1. Формирование комиссии по проведению закупок.
  2. Определение НМЦК, начальной цены единицы продукции, начальной суммы цен продукции.
  3. Иных обязательных условий договора.
  4. Выбор объекта торгов.
  5. Способ определения поставщика.
  6. Утверждение проекта контракта.
  7. Утверждение закупочной документации.
  8. Подписание договора.

Ответственность заказчика и спецорганизации по 44-ФЗ

СО осуществляет свою работу от имени организатора торгов, который наделяет ее полномочиями по определению поставщика (исполнителя). Но права и обязанности в результате такой деятельности возникают у заказчика.

Выбор спецорганизации по 44-ФЗ носит конкурентный характер. В контракте между заказчиком и СО указываются услуги и функции, которые будет выполнять сторона исполнителя. Если в ходе работы специализированной организации возникли вредоносные последствия для юридического или физического лица, то заказчик несет солидарную ответственность.

Определяющими признаками солидарной ответственности являются:

  1. Незаконные действия (бездействие) СО.
  2. Совершение деяния в рамках работы СО.
  3. Возложенные организатором торгов обязательства должны быть отражены в контракте.
  4. Мероприятия по определению исполнителя при выполнении функций от имени заказчика.

Важный момент! Для избежания конфликта интересов 44-ФЗ предусмотрел следующую меру: специализированная организация не может принимать участия в закупке, по которой она осуществляет свои функции (п.5 ст.40 44-ФЗ).

Преимущества и недостатки сотрудничества

Услугами специализированных организаций можно и нужно пользоваться, когда объем закупок велик, а сотрудников с соответствующим опытом и квалификацией у заказчика нет. Специалисты окажут профессиональную помощь в рамках своей уполномоченности и разберутся в скрытых тонкостях госзаказа. Однако количество СО постоянно увеличивается, а качество их услуг ухудшается. Гарантий в положительном результате никто не дает.

Чтобы не возникало проблем с контролирующими органами, нужно подготовить контракт со следующими обязательными пунктами:

  • Полномочия спецорганизации.
  • Сведения о закупке/закупках.
  • Стоимость услуг и порядок оплаты.
  • Права и обязанности обеих сторон.
  • Материальная ответственность организации при выявлении нарушений.
  • Ведение претензионной работы организацией.
  • Порядок разрешения конфликта между сторонами.

При работе над документацией организатору торгов необходимо понимать, когда следует обратиться за помощью к чужим специалистам, а когда можно обойтись своими силами.

Ответ: Если речь идет о централизации закупок, то в соответствии с ч. 1 ст. 26 Закона о контрактной системе в целях централизации закупок (за исключением предусмотренных Законом о контрактной системе случаев) может быть создан уполномоченный орган. Уполномоченный орган осуществляет полномочия на определение поставщиков для заказчиков, установленные решениями о создании таких уполномоченных органов.

При этом не допускается возлагать на уполномоченный орган полномочия на обоснование закупок, определение условий контракта, в том числе на определение НМЦК, и подписание контракта. Контракты подписываются заказчиками, для которых были определены поставщики.

В соответствии с ч .5 ст. 26 и ч. 3 ст. 114 Закона о контрактной системе с 1 января 2016 года федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления обязаны принять решение об осуществлении полномочий заказчика данными органами, их территориальными органами или учреждениями (при осуществлении данными органами функций и полномочий учредителя) следующими способами:

— осуществление данными органами полномочий на определение поставщиков, а также планирование и осуществление закупок, включая определение поставщиков, заключение контрактов, их исполнение, в том числе с возможностью приемки поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг;

— наделение уполномоченного органа полномочиями на определение поставщиков для соответствующих заказчиков;

— наделение уполномоченного органа полномочиями на планирование и осуществление закупок, включая определение поставщиков, заключение контрактов, их исполнение, в том числе с возможностью приемки поставленных товаров, выполненных работ (их результатов), оказанных услуг;

— осуществление каждым заказчиком своих полномочий самостоятельно.

При этом согласно ч. 4 ст. 112 Закона о контрактной системе до 1 января 2016 года федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления предоставлено право принимать данное решение.

В соответствии с ч. 11 ст. 26 Закона о контрактной системе к деятельности уполномоченных органов применяются положения Закона о контрактной системе, которые регламентируют права и обязанности заказчика, а также контроль в сфере закупок, мониторинг закупок и аудит в сфере закупок.

Таким образом, заказчик может самостоятельно определить в решении, какие функции заказчика, регулируемые Законом о контрактной системе, он будет передавать уполномоченному органу.

Какие функции выполняет специализированная организация в рамках закона о контрактной системе, и стоит ли привлекать ее к закупкам?

Какие риски ждут заказчика при работе со специализированной организацией?

Поставленные вопросы для меня являлись очень актуальными, когда я выступал со стороны гос. заказчика и неоднократно задумывался о привлечении специализированной организации. Я отвечал за обеспечение, снабжение и безотказную работу 109 зданий и помещений в Московской области. При этом мой отдел насчитывал на тот момент всего 7 сотрудников и включал в себя три основные функции: размещение государственного заказа, товарно-материальное обеспечение, а также всю договорную работу, связанную с закупками.

Поэтому посещала мысль привлечь для помощи в работе специализированную организацию. Но тогда я отказался от этой идеи. А сейчас мы сами являемся специализированной организацией.

Функции:

Специализированная организация осуществляет по поручению Заказчика, на основе контракта, выполнение отдельных функций по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения конкурса или аукциона, в том числе для разработки:

  • конкурсной документации;
  • документации об аукционе;
  • размещения в ЕИС извещения о проведении конкурса, аукциона;
  • направляет приглашения принять участие в процедуре определения поставщика закрытым способом;
  • так же осуществляет выполнение иных функций, связанных с определением поставщика (подрядчика, исполнителя).

Какие функций не могут быть переданы специализированной организации:

  • создание комиссии по осуществлению закупок;
  • определение начальной (максимальной) цены контракта;
  • определение предмета и существенных условий контракта;
  • утверждение проекта контракта;
  • утверждение конкурсной документации, документации об аукционе;
  • подписание контракта.

Перед тем как привлечь специализированную организацию заказчику необходимо:
— определить перечень функций, для выполнения которых она привлекается (ч. 1 ст. 40 Закона N 44-ФЗ);
— провести закупку по выбору организации на основании требований Закона N 44-ФЗ;
— заключить со специализированной организацией контракт (ч. 1 ст. 40 Закона N 44-ФЗ).

Специализированную организацию для определения поставщика Заказчик привлекает на основании контракта в соответствии с ч. 1 ст. 40 Закона N 44-ФЗ).

Образец контракта со специализированной организацией Вы можете скачать по ссылке.

Проект-контракта-со-специализированной-организацией.doc (84 downloads)

В контракте в обязательном порядке следует указать:

  • функции и полномочия, которые заказчик передает специализированной организации и информацию о закупках, для проведения которых привлекается специализированная организация.

Эти данные необходимы для конкретизации предмета контракта и для четкого разграничения функций и зоны ответственности сторон.

  • обязательные условия в соответствии с Законом N 44-ФЗ;
  • ответственность специализированной организации (ч. 4 ст. 34 Закона N 44-ФЗ).

Заказчик несет солидарную ответственность за вред, причиненный в результате незаконных действий специализированной организации, совершенных в пределах полномочий, переданных ей заказчиком на основе контракта (ч. 4 ст. 40 № 44-ФЗ).

Так что подходить к выбору специализированной организации надо со всей ответственностью.

Конечно, закупить услуги специализированной организации Заказчик может только способами, установленными законом о контрактной системе и, учитывая ограничения по каждому способу закупки (открытый конкурс, электронный аукцион, запрос котировок, закупка у единственного поставщика и т. д.).

Если Ваша закупка не подпадает под действие п. 4,5 ст. 93 44-ФЗ, то со стороны Заказчика надо грамотно прописывать требования, чтобы закупку не выиграли недобросовестные участники с низким качеством оказания услуг, а если Вы закупаете как у единственного поставщика, то в выборе специализированной организации возможно Вам поможет статья «Проверка контрагентов».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *