Прекращение права пользования недрами

28 мая Девятый арбитражный апелляционный суд вынес Постановление № 09АП-12117/2019 по делу об обжаловании горнорудной компанией приказа Федерального агентства по недропользованию по отзыву у нее лицензии на пользование недрами.

Как следовало из материалов дела № А40-201511/18, ООО «Горнорудная компания Олимп» владела лицензией на пользование недрами по разведке и добыче рудного золота в Республике Бурятия со сроком действия до 1 января 2026 г.

В октябре 2016 г. в Роснедра поступило письмо Росприроднадзора о необходимости рассмотрения на заседании ведомственной комиссии вопроса о досрочном прекращении права компании по пользованию недрами в связи с многочисленными нарушениями условий договора платного временного пользования ресурсами (неподготовка соответствующего технического проекта, непредставление необходимой статистической отчетности, неуплата регулярных платежей за пользование недрами).

Роснедра запросило у компании письменные пояснения по каждому факту нарушения и документы, подтверждающие их устранение, однако общество проигнорировало запрос, а его представитель не присутствовал на самом заседании ведомственной комиссии. На заседании было принято решение о выдаче компании уведомления о допущенных нарушениях и о возможном досрочном прекращении права пользования недрами в случае их неустранения. Однако уведомление не было получено обществом по причине отсутствия адресата по обозначенному адресу.

Впоследствии Управление Росприроднадзора по Республике Бурятия провело внеплановую документарную проверку по выполнению компанией требований Роснедр.

Из акта проверки следовало, что общество так и не устранило нарушения, перечисленные в уведомлении Роснедр. В этой связи комиссия Роснедр приняла решение о досрочном лишении компании права недропользования в соответствии с п. 3 и 8 ч. 2 ст. 20 Закона о недрах. На основании вышеуказанного решения был издан соответствующий приказ ведомства от 30 мая 2018 г. № 209.

Горнорудная компания оспорила приказ в судебном порядке. В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, в деле участвовали Управление Росприроднадзора по Республике Бурятия; республиканский отдел геологии и лицензирования Департамента по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу.

Арбитражный суд отказал в удовлетворении заявления общества. В обоснование своего решения суд первой инстанции указал на допущенные заявителем нарушения и на правомочность Роснедр в вынесении оспариваемого приказа.

Со ссылкой на неверное применение норм материального права и несоответствие выводов суда обстоятельствам дела общество обратилось с жалобой в Девятый арбитражный апелляционный суд, который нашел ее обоснованной.

Вторая инстанция отметила, что в спорном приказе утверждалось о нарушении компанией п. 10 ст. 22 Закона о недрах, согласно которому пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами. Указанные обстоятельства являются самостоятельным основанием для досрочного прекращения права пользования недрами в силу п. 2 ч. 2 ст. 20 Закона о недрах, однако они не были указаны в качестве правового основания при вынесении спорного приказа. Как следует из приказа Роснедр, основаниями для досрочного прекращения права пользования компании участками недр являлись именно п. 3 и 8 ч. 2 ст. 20 Закона о недрах.

Апелляция отклонила довод ведомства о технической ошибке, содержащейся в оспариваемом ведомственном приказе. Вторая инстанция также отметила, что ни Закон о недрах, ни административный регламент не предусматривают изменение оснований вынесенного приказа о досрочном прекращении права пользования недрами.

«Согласно п. 3 ч. 2 ст. 20 Закона о недрах право пользования недрами может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено органами, предоставившими лицензию, в случае систематического нарушения пользователем недр установленных правил пользования недрами. Суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что Роснедрами не обоснован и не подтвержден соответствующими доказательствами факт допущения ООО «Горнорудная компания Олимп” систематического нарушения установленных правил пользования недрами», – указано постановлении апелляции. Суд также отметил, что спорный приказ не содержит указаний, в чем выразилось систематическое (более трех раз) нарушение правил пользования недрами.

Суд апелляционной инстанции указал, что в Законе о недрах не установлены условия и сроки представления недропользователями обязательной отчетности. Он также выявил недостатки акта проверки Управления Росприроднадзора, на основе которого был вынесен оспариваемый приказ Роснедр. Так, непредставление обществом государственной статистической отчетности было увязано с нарушением им п. 10 ст. 22 Закона о недрах, однако в документе не было указания на нарушение обществом ст. 27 указанного Закона.

Кроме того, апелляционный суд отметил, что отзыв лицензии должен отвечать требованиям справедливости. Данная мера должна быть адекватной, пропорциональной, соразмерной и необходимой для защиты экономических интересов РФ, прав и законных интересов субъектов недропользования и иных лиц. Поскольку единственное доказанное нарушение компании выразилось в непредставлении ею отчетности в соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 20 Закона о недрах, в рассматриваемом случае было достаточно применения иной, более мягкой меры государственного воздействия. С учетом того, что компания впоследствии устранила допущенные нарушения, апелляционный суд указал на неадекватность примененной меры воздействия в виде отзыва у нее лицензии.

С учетом изложенного апелляционный суд отменил решение суда первой инстанции и вынес новое решение, признав незаконным оспариваемый приказ Роснедр.

В комментарии «АГ» адвокат АП г. Москвы Сергей Кривошеев, представлявший интересы горнорудной компании в суде, отметил, что решение апелляционного суда имеет наиважнейшее значение для правоприменительной практики, поскольку суд фактически впервые признал незаконным приказ Роснедр о досрочном прекращении права пользования недрами.

«Закон о недрах является одним из самых старых российских законов, поэтому он имеет многочисленные «правовые дыры” и неопределенности, позволяющие Роснедрам трактовать его, как заблагорассудится. Так было и в нашем случае: ведомство издало незаконный приказ о досрочном прекращении права пользования недрами, основываясь на вольной трактовке вышеуказанного закона. Компания не могла нарушить правила пользования недрами, поскольку не осуществляла деятельность ввиду корпоративного конфликта. Общество же нарушило не правила пользования недрами, а условия лицензионного договора, что является разными основаниями для отзыва лицензии. Такое основание для отзыва лицензии, как нарушение лицензионных условий, спорным приказом предусмотрено не было», – пояснил Сергей Кривошеев.

По его мнению, полномочия Роснедр настолько широки и специфичны, что другие государственные органы, а также судебные инстанции зачастую не вмешиваются, полагая, что отношения, связанные с недропользованием, являются властными отношениями собственника недр с арендаторами, которые фактически лишены каких-либо прав.

Адвокат рассказал, на чем строилась линия защиты интересов компании в суде. «Общество не было надлежащим образом уведомлено об отзыве лицензии и не знало, что в отношении него проводятся процедуры по ее отзыву. Защита заявила о нарушении Почтой России правил по доставке корреспонденции и хранения заказных писем, что не позволило обществу получить предписания и приступить к устранению имеющихся недостатков. Привлеченные специалисты-лингвисты проконсультировали защиту относительно значения термина «систематичность”, поскольку не любое нарушение может привести к отзыву лицензии, а только систематическое. Впрочем, апелляционная инстанция установила, что у общества не было вообще нарушений правил пользования и Роснедра ошибочно квалифицировали допущенные им нарушения. Нам удалось доказать, что имевшиеся нарушения в части отсутствия необходимой отчетности и добычи золотой руды продиктованы попыткой рейдерского захвата компании», – пояснил Сергей Кривошеев.

По словам адвоката, если недропользователь не представляет отчетность, предусмотренную техническими актами Росстата, он может быть наказан штрафом в соответствии с КоАП, но не лишен лицензии на пользование недрами. «Помимо прочего, суд впервые при применении Закона о недрах дал толкование основанию отзыва лицензии в виде систематического нарушения (более трех раз) правил, предусмотренному п. 3 ч. 2 ст. 20 Закона о недрах. Следуя букве закона, апелляция установила отсутствие одного из оснований для отзыва лицензии, а в отношении других оснований отзыва лицензии указала, что досрочное прекращение права пользования недрами было неадекватной мерой воздействия на компанию в рассматриваемом случае», – отметил Сергей Кривошеев.

Он предположил, что комментируемое постановление окажет влияние на правоприменительную практику. «Если раньше Роснедра издавало приказы, не обосновывая их, то теперь впредь оно должно серьезнее отнестись к их мотивировке», – заключил адвокат.

Эксперт «АГ», юрист АБ КИАП Юлия Усачева подтвердила, что на практике, в случае неисполнения пользователем недр условий лицензии или неустранения им в отведенный срок выявленных нарушений, суды, как правило, поддерживают решения госоргана о досрочном прекращении права пользования недрами. «При этом анализ ряда лицензий показал отсутствие какого-либо единого подхода лицензирующих органов к формированию перечня обязательств, нарушение которых влечет принятие решения о досрочном прекращении права пользования недрами. Множество лицензий содержат необоснованно широкий перечень обязательств, нарушение которых влечет безусловное прекращение права пользования недрами», – отметила юрист.

Эксперт согласилась, что досрочное прекращение права пользования недрами влечет для пользователей прекращение всех видов деятельности на участке недр и ограничивает правоспособность пользователя. «Такая мера должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной, пропорциональной и соразмерной нарушению», – указала Юлия Усачева.

Закон «О недрах» предусматривает возможность досрочного прекращения права пользования недрами в установленных им случаях. К числу наиболее распространенных оснований досрочного прекращения относится:
— существенное нарушение условий пользования недрами;
— систематическое нарушение условий пользования недрами;
— нарушение порядка сдачи статистической отчетности (несдача или сдача с нарушением срока).
Всегда когда действие лицензии прекращается принудительно, недропользователь сталкивается с одними и теми же вопросами «что делать при досрочном прекращении права пользования недрами?» «как оспорить досрочное прекращение права пользования недрами?». Несмотря на то, что каждый случай индивидуален попробуем разобрать общие правила поведения пользователя недр при выстраивании защиты и то на что следует обратить особое внимание.
Принудительное прекращение лицензии на пользование недрами уполномоченный орган, в большинстве случаев, обосновывает наличием нарушений — это первое на что следует обратить особое внимание! Дело в том, что процесс выявления нарушения является не произвольным мероприятием, а достаточно подробно урегулированной процедурой, соблюдение которой является гарантией защищенности прав недропользователей. Нарушение должно быть установлено в ходе проведения проверки (плановой или внеплановой, выездной или документарной) либо в результате рейдовых мероприятий. Если проанализировать судебную практику по вопросу порядка обнаружения нарушений условий пользования недрами, то станет очевидным что большенство судов склоняется в пользу необходимости проведения проверок. В реальной же жизни уполномоченный орган может начать процедуру досрочного прекращения права пользования недрами «на пустом месте», просто из-за того что Ваше лицензионное дело располагалось в шкафу ближе/удобнее к сотруднику уполномоченного органа, либо обложка дела была ярче других и т.д. Следует изучить последовательность действий лицензирующего органа и проверить их на соответствие законодательству и внутренним регламентам.
Досрочное прекращение возможно только в случае если недропользователю предоставлялось время на устранение выявленных нарушений, но они не были устранены — это второе и третье на что следует обратить внимание. Необходимо выяснить, а направлялось ли Вам решение о приостановлении действия лицензии и какие именно там перечислены нарушения. Если лицензия на право пользование недрами была досрочно прекращена без предшествующего решения о ее приостановлении, то это грубейшее нарушение. Если в решении о приостановлении права пользования недрами перечислены одни нарушения, а в решении о досрочном прекращении другие, то Вы также имеете дело с грубыми нарушениями со стороны контрольного органа. Как было указано в начале абзаца досрочное прекращение возможно в случае если недропользователь не устранил выявленные нарушения, это означает обязанность контроль органа прежде чем принимать решение о досрочном прекращении удостоверится в неустранении пользователем недр указанных в решении о приостановлении права пользования недрами, т.е. должна быть проведена проверка.
Большую роль в соблюдении законности при инициировании и исполнении административной процедуры играют внутренние административные регламенты контролирующих органов, в которых пошагово прописаны действия и хронология их совершения. О важности административных регламентов при досрочном прекращении права пользования недрами неоднократно высказывался Конституционный суд РФ.
Далее необходимо изучить насколько допущенные нарушения являются существенными и/или являются ли они систематическими. Как правило существенные нарушения условий пользования недрами перечислены в одной из глав таких условий и суды ориентируются именно на эту главу при оценки существенности выявленного нарушения, но не каждое условие включенное в главу «Существенные условия» является по настоящему существенным. Необходимо понимать, что прекращение хозяйственной деятельности компании является крайней мерой, которая влечет за собой такие последствия как уменьшение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, социальную напряженность, а в некоторых случаях и торможение реализации различных проектов (так допустим, если в проекте на строительство трассы заложен песок или камень с определенного участка недр, то его закрытие может повлечь изменение проекта) и допустимо лишь в условиях когда вред от продолжения добычи с выявленными нарушениями перекроет все перечисленные последствия. Таким образом, каждое нарушение необходимо оценивать с точки зрения его опасности, ведь простое включение того или иного нарушения в главу «существенные условия» не могут его сделать автоматически опасным. При оценки систематичности нарушения следует выяснить каким образом были (и были ли вообще) зафиксированы предыдущие нарушения.
В данной статье я постарался описать основные мероприятия которые необходимо осуществить недропользователю при принятии в отношении него решения о досрочном прекращении права пользования недрами. Также я хочу повториться, что каждый случай уникальный и для какого то достаточно будет положить в основу своей защиты то что указано выше, а для каких то потребуется дополнительная проработка. Одно можно сказать с уверенностью — всегда оспаривайте действия лицензирующих органов по прекращению права на добычу полезных ископаемых!

Право пользования недрами может быть приостановлено по основаниям, указанным в статье 20 Закона РФ «О недрах», в том числе и по желанию владельца лицензии или по инициативе недропользователя по его заявлению.

Туманова Мария Михайловна, ведущий юрисконсульт Highland Gold — УК «Руссдрагмет»

В законодательстве приведены обстоятельства, дающие право уполномоченным органам, предоставившим лицензию, рассмотреть вопрос в том числе о приостановлении права пользования недрами. Однако такое приостановление по инициативе недропользователя является правом уполномоченного органа. Случаи, при которых право пользования недрами прекращается в императивном порядке, установлены отдельно, в части 1 статьи 20 Закона РФ «О недрах».

В рамках рассматриваемого вопроса следует обратить внимание на разъяснения, данные Пленумом ВАС РФ в п. 20 своего постановления от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях».

Пленум ВАС РФ указал, что при рассмотрении дел об оспаривании решений административных органов о приостановлении лицензии на право осуществления определенного вида деятельности судам необходимо учитывать, что приостановление лицензии не является административным наказанием в смысле Кодекса РФ об административных правонарушениях, а представляет собой специальную правовую меру, непосредственно связанную со спецификой деятельности, при осуществлении которой могут затрагиваться конституционные права и свободы, а также права и законные интересы других лиц.

Из приведенных разъяснений следует, что такая мера, как приостановление лицензии, имеет иную правовую природу, чем ответственность, предусмотренная частью 1 статьей 2.1 КоАП РФ. Для привлечения к административной ответственности необходимо установить признаки противоправности в действиях (бездействии) лица, а также наличие вины.

В данном случае при приостановлении лицензии на пользование недрами вина пользователя недр отсутствует, причины приостановки не зависят от действий или бездействия недропользователя, а являются, как правило, внешними.

По спорам, связанным с приостановлением лицензий на пользование недрами, имеется устоявшаяся судебная практика, суды указывают, что государственная функция Роснедр по осуществлению принятия решений о приостановлении права пользования участками недр может быть реализована исключительно единообразно и без направления какого-либо уведомления пользователю недр о необходимости устранения нарушений (определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного суда РФ от 07.05.2015 по делу № 305-КГ14-6820, А40-800/2014).

Это подтверждает, что законодательством о недрах не предусмотрено право недропользователя по собственной инициативе (без специального разрешения) приостановить право пользования недрами и обязанность уполномоченного органа выдать соответствующее разрешение на приостановление лишь при наличии волеизъявления недропользователя.

Для приостановления лицензии предусмотрен специальный порядок действий уполномоченного органа по принятию решения о таком приостановлении, который установлен в административном регламенте Роснедр, утвержденном приказом Минприроды России от 29.09.2009 № 315.

Процедура приостановления права пользования недрами рассматривается как однотипная, регламентированная комплексно, а указание недропользователем в соответствующем заявлении причин приостановления права пользования недрами является обязательным условием для инициирования процедуры рассмотрения обращения специальной комиссией (пункт 106 административного регламента) в целях принятия решения.

Так же считают и суды, отмечая, что в соответствующем заявлении недропользователь должен указать причины приостановления права пользования недрами, что является обязательным условием для инициирования процедуры рассмотрения заявления в целях принятия решения (постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 07.12.2016 № Ф04-5181/2016 по делу № А45-22731/2015).

Решение о приостановлении права пользования недрами может быть принято лишь на основании анализа причин такого приостановления с приложением необходимой документации по состоянию участка недр и проводимым работам.

В случае если в заявлении не указаны причины приостановления или причины не являются обоснованными, суд при рассмотрении спора по данному вопросу может указать, что недропользователь, используя приостановку лицензии, фактически уклоняется от соблюдения лицензионных требований и условий и ответственности за их нарушение, и, как следствие, примет решение не в пользу недропользователя.

Пунктом 107 административного регламента определено, что при приостановлении права пользования недрами временно прекращаются основной вид деятельности и связанные с ним вспомогательные работы, за исключением деятельности по обеспечению сохранности горных выработок и буровых скважин, поддержанию строений, сооружений и оборудования в безопасном для жизни и здоровья людей, окружающей природной среды и недр состоянии.

При этом лицензия на пользование участком недр при приостановлении права пользования недрами с государственного учета не снимается.

В связи с этим с учетом обстоятельств приостановления уполномоченный орган принимает решение не только о разрешении приостановления права пользования недрами, но и о работах, необходимых к выполнению в связи с приостановлением недропользователем в целях охраны недр, а именно мероприятий по сохранности горных выработок и буровых скважин, поддержанию строений и сооружений и оборудования в безопасном для жизни и здоровья людей, окружающей природной среды и недр состоянии. В связи с этим к заявлению о приостановлении необходимо приложить пояснительную записку о проведении мероприятий по сохранности горных выработок и буровых скважин, поддержанию строений и сооружений в безопасном состоянии.

Таким образом, согласно административному регламенту Роснедр, пользователь недр вправе подать заявление в уполномоченный орган о приостановлении лицензии на пользование недрами с указанием оснований, обстоятельств и сроков для приостановления по лицензии.

Решение по указанному вопросу принимает комиссия Роснедр, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, процесс принятия решения о приостановлении пользования участками недр не должен превышать 150 дней.

Устранение обстоятельств приостановления права пользования недрами является основанием для его возобновления.

При выборе такого решения, как приостановление лицензии, стоит учитывать, что если у пользователя недр к моменту подачи заявления о приостановлении лицензии имеются нарушения по выполнению обязательств по лицензионному соглашению или сроки обязательств по лицензии и проектам уже нарушены, уполномоченный орган может отказать в приостановлении лицензии, сославшись на уклонение пользователем недр от исполнения лицензионных обязательств.

Какие причины могут быть обоснованными для приостановки лицензии на право пользования недрами?

Одной из основных причин приостановления лицензии может быть экономическая неэффективность освоения месторождения в текущий момент, например в связи с резким падением курса рубля по отношению к другим валютам.

Как одну из стадий процесса освоения месторождения лицензия на пользование недрами и лицензионное соглашение устанавливают обязательство, согласование и утверждение технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами. Может сложиться ситуация, при которой в момент, когда планировалось обращение в уполномоченную организацию для согласования и утверждения такого проекта, модель освоения месторождения, представленная в проекте, стала экономически невыгодной.

В проектную документацию включаются обоснованные варианты проектных решений, в том числе в отношении технико-экономических показателей разработки месторождения полезных ископаемых, в том числе уровней годовой добычи полезных ископаемых, степени извлечения основных и попутных полезных ископаемых из недр. Уполномоченная организация выполняет функцию утверждения проектов строго в рамках исполнения нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы порядка организации работы. При исполнении указанной функции имеет место экономическая оценка эффективности инвестиций в проектной документации на разработку месторождений. Таким образом, в проектной документации должен присутствовать раздел, показывающий экономическое обоснование эффективности освоения месторождения. И в случае экономической неэффективности освоения месторождения в определенный период можно рассмотреть вариант применения процедуры приостановления лицензии на пользование недрами.

Также причиной приостановки лицензии может быть необходимость изменения технологии освоения месторождения, благодаря которой возможна наиболее эффективная, полная и рациональная отработка месторождения. Для чего пользователю недр потребуется время для разработки и утверждения проектной, технической документации и для реализации переоснащения производственных мощностей.

По вопросу уплаты регулярных платежей и представления налоговой декларации по НДПИ в период приостановления лицензии на право пользования недрами можно отметить следующее.

Так, согласно статье 21 Закона РФ «О недрах», в случае если обстоятельства или условия, вызвавшие приостановление права пользования недрами, устранены, это право может быть восстановлено в полном объеме.

Как следует из вышеизложенного, приостановление права пользования участком недр не означает досрочного прекращения такого права, поскольку не прекращает действия выданной лицензии и, соответственно, обязанности держателя этой лицензии уплачивать установленные Законом «О недрах» обязательные платежи, включая регулярные.

В этой связи уплата регулярных платежей за пользование недрами должна производиться недропользователем с даты государственной регистрации выданной ему лицензии на право пользования недрами и за весь период ее действия независимо от того, проводятся ли фактически соответствующие данной лицензии работы на предоставленном в пользование участке недр или нет.

Обязанность представления налоговой декларации по НДПИ у налогоплательщиков возникает начиная с того налогового периода, в котором начата фактическая добыча полезных ископаемых (пункт 1 статьи 345 НК РФ).

Таким образом, по мнению ФНС России, приостановление права пользования участком недр не означает досрочного прекращения такого права, поскольку не прекращает действия выданной лицензии и, как следствие, не прекращает обязанности по представлению налоговой декларации по НДПИ. С Министерством финансов Российской Федерации данная позиция согласована (письмо Минфина России от 22.11.2011 № 03-06-05-01/117).

Что касается сроков приостановки, то необходимо обратить внимание, что истребуемый срок приостановки права пользования недрами должен соотноситься с остальными сроками исполнения обязательств по лицензионному соглашению, не превышать сроки по основным обязательствам по лицензии и техническим проектам.

В случае приостановления права пользования недрами на срок больше, чем срок, установленный для исполнения основных стадий и обязательств, владелец лицензии не сможет выполнить существенные условия пользования недрами и требования технических проектов, что может привести к досрочному прекращению права пользования недрами и отзыву лицензии.

В целях предупреждения случая досрочного прекращения лицензии необходимо будет внести изменения в лицензионное соглашение для изменения сроков исполнения обязательств по лицензионному соглашению, а также продлить сроки, установленные в проектной документации.

Суды при рассмотрении вопроса о сроке приостановки указывают, что в соответствии с пояснениями пользователей недр истребуемый срок приостановки права пользования недрами на какой-либо конкретный период времени необходим и достаточен для завершения, например, каких-либо работ (разведочных работ). Однако в силу пункта 107 административного регламента при приостановлении права пользования недрами временно прекращается основной вид деятельности и связанные с ним вспомогательные работы.

Таким образом, в случае приостановления права пользования недрами на продолжительный срок (равный или более срока основных обязательств, а соответственно, и действия лицензии) недропользователь не сможет выполнить существенные условия пользования недрами, что может привести к досрочному прекращению права пользования недрами, поэтому в указанном случае уполномоченный орган обоснованно может отказать пользователю недр в приостановлении права пользования недрами на продолжительный срок.

Алгоритм подготовки документов для приостановления лицензии на пользование недрами и порядок приостановления

В подготовку документов входят следующие шаги:

1. В зависимости от имеющейся проектной и технической документации необходимо подготовить приложения к заявлению (копии) из ТЭО кондиций с протоколом ГКЗ, технический проект освоения месторождения с протоколом ЦКР, приложить к заявлению.

2. Подготовка обоснования приостановления лицензии в отношении технико-экономических показателей (или иных причин) разработки месторождения полезных ископаемых (экономическое обоснование неэффективности освоения месторождения, нецелесообразность освоения месторождения в текущих экономических условиях в рамках принятых проектных решений, изменение технологии освоения).

3. Подготовка заявления в Роснедра о приостановлении лицензии на пользование недрами с указанием оснований, обстоятельств и сроков для приостановления по лицензии.

4. Подготовка пояснительной записки о текущем состоянии участка и горных выработок и проведении мероприятий по сохранности горных выработок, поддержанию строений и сооружений в безопасном состоянии на период приостановления лицензии.

Процедура состоит из следующих этапов:

1. Подача в Роснедра заявления с приложениями.

2. Рассмотрение полученных документов Роснедрами, подготовка и направление комплекта документов в комиссию по досрочному прекращению права пользования недрами.

3. Рассмотрение материалов на комиссии по досрочному прекращению права пользования недрами и принятие рекомендательного решения.

4. Принятие Роснедрами или его территориальным органом решения о приостановлении права пользования недрами.

5. Реализация решения о приостановлении права пользования недрами.

Аннотация:

В законодательстве о недрах приведены случаи и порядок приостановления права пользования недрами.

Недропользователь вправе по своей инициативе подать заявление о приостановлении права пользования недрами, а уполномоченный орган, предоставивший лицензию, вправе рассмотреть вопрос о приостановлении права пользования недрами.

В статье приводится позиция судебной практики по указанному вопросу. Какие причины могут быть обоснованными для приостановки лицензии на право пользования недрами? Приведено пояснение по вопросу уплаты регулярных платежей и представления налоговой декларации по НДПИ в период приостановления лицензии на право пользования недрами. Также рассматривается вопрос об установлении сроков приостановления лицензии и представлены связанные с этим риски.

Представлен алгоритм подготовки документов для приостановления лицензии на право пользования недрами и порядок приостановления.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *