Председатель инвентаризационной комиссии обязанности

Задачи инвентаризационной комиссии

Обновление: 12 декабря 2016 г.

Проведение инвентаризации – обязанность любой организации, это установлено ст. 11 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», где определено, что при инвентаризации фактическое наличие объектов должно сопоставляться с данными бухгалтерского учета. Провести такую проверку является задачей инвентаризационной комиссии.

Необходимость проведения инвентаризации

Проверка имущества и обязательств регламентирована Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, которые утверждены Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13.06.1995 № 49 (далее – Приказ № 49). Минфин также неоднократно указывал на обязанность всех организаций для подтверждения данных бухгалтерского учета проводить инвентаризацию (например, Письмо Минфина от 03.06.2010 N 07-02-12/13).

Определены ситуации, в которых инвентаризация обязательна (пункты 1.5, 1.6 Приказа № 49), в частности:

  • перед составлением годовой отчетности;
  • при передаче в аренду, выкупе, продаже имущества;
  • если произошло хищение, злоупотребление;
  • при ликвидации, реорганизации;
  • в других случаях, определённых законодательством.

В остальных случаях организация сама вправе определить, когда и как проводить инвентаризацию. Определить это необходимо в учетной политике или иных локальных актах. В организации может быть разработано Положение по инвентаризации с указанием функций инвентаризационной комиссии, перечня объектов, подлежащих инвентаризации, порядка оформления документов. При этом организация вправе разработать собственные формы документов или использовать унифицированные формы.

Надо учитывать, что любая ошибка может привести к тому, что результаты инвентаризации будут признаны недействительными. К примеру, если работодатель намерен взыскать ущерб с работника, то результат инвентаризации – это одно из основных доказательств, и в результате неправильного оформления результатов инвентаризации суд откажет в иске организации (например, апелляционное определение Верховного суда Республики Карелия от 06.09.2016 по делу N 33-3303/2016).

Задачи и состав инвентаризационной комиссии

Проводится инвентаризация специально созданной комиссией, утверждаемой руководителем. По общему правилу назначается постоянно действующая инвентаризационная комиссия, но при большом объеме работ может создаваться рабочая инвентаризационная комиссия.

Очень важный момент: все члены назначенной инвентаризационной комиссии должны участвовать в инвентаризации. Основанием для признания результатов инвентаризации недействительным может служить отсутствие даже одного члена комиссии (абз. 4 п. 2.3 Приказа № 49). При этом даже при наличии подписи, но фактическом отсутствии члена комиссии может быть доказано, что комиссия была не в полном составе. Например, подтверждением неучастия в инвентаризации может быть протокол допроса (Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 11.06.2013 по делу N А82-495/2012).

Процедура инвентаризации подробно описана в Приказе № 49. Работа инвентаризационной комиссии начинается до проверки с получения документов, отчетов об имуществе. Прямо отмечено в п. 2.8 Приказа № 49, что работники, с которыми подписан договор о полной материальной ответственности, обязаны присутствовать, если проверяется переданное им имущество. Это указано также в Письме Минфина РФ от 15.07.2008 № 07-05-12/16.

В обязанности председателя инвентаризационной комиссии входит визирование всех документов и указание определенной Приказом № 49 записи «до инвентаризации на ___ (дата)».

В процессе инвентаризации проводится проверка документов и фактического наличия имущества путем его пересчета, обмера, взвешивания. Данные о результатах этой проверки заносятся в инвентаризационные описи или акты инвентаризации. Обязанностями инвентаризационной комиссии являются полное и точное внесение данных о фактическом наличии имущества и обязательств на дату инвентаризации, а также надлежащее оформление документов. Предусмотрен порядок оспаривания результатов, а также проведение контрольных проверок для правильности проведения инвентаризации (п. 2.15 Приказа № 49).

Состав, права и обязанности инвентаризационных комиссий

Приказом руководителя организации предусматривается создание инвентаризационной комиссии.

В крупных организациях для проведения инвентаризаций создаются постоянно действующая центральная инвентаризационная комиссия и рабочие инвентаризационные комиссии.

Центральные инвентаризационные комиссии создаются в составе:

  • — руководителя организации или его заместителя (или начальника структурного подразделения) (председатель комиссии);
  • — главного бухгалтера или его заместителя (руководителя специализированной организации, ведущей бухгалтерский учет);
  • — начальников структурных подразделений (служб);
  • — работников организации.

Центральная инвентаризационная комиссия:

  • — оказывает методическую помощь рабочим комиссиям по вопросам проведения инвентаризаций;
  • — контролирует соблюдение установленных правил проведения инвентаризации, проводит контрольные проверки результатов инвентаризаций, выполненных рабочими комиссиями;
  • — рассматривает материалы инвентаризаций, представленные рабочими комиссиями;
  • — готовит предложения по регулированию результатов инвентаризации и представляет их на рассмотрение руководителю организации вместе с материалами инвентаризации.

Рабочие инвентаризационные комиссии создаются в составе:

— представителя руководителя организации, назначившего инвентаризацию (руководителя или его заместителя, начальника структурного подразделения — председатель комиссии); — специалистов: товароведа, инженера, технолога, экономиста, работника бухгалтерской службы и других.

Рабочие инвентаризационные комиссии:

  • — осуществляют инвентаризацию активов и обязательств организации;
  • — оформляют результаты инвентаризации необходимыми документами;
  • — получают от материально ответственных лиц объяснительные записки о причинах выявленных инвентаризацией излишков, недостач, порчи ценностей;
  • — принимают решение по регулированию выявленных ими результатов инвентаризации и представляют его вместе с материалами инвентаризаций на рассмотрение центральной инвентаризационной комиссии.

В состав рабочих и центральных инвентаризационных комиссий должны включаться опытные специалисты в зависимости от специфики проводимой инвентаризации, имеющие необходимые навыки, знания.

Инвентаризация активов и обязательств проводится при полном составе членов инвентаризационных комиссий.

В качестве председателя рабочей инвентаризационной комиссии не назначается материально ответственное лицо, работник ревизионной службы. Не назначается один и тот же работник два раза подряд в качестве председателя рабочей инвентаризационной комиссии у одних и тех же материально ответственных лиц.

Материально ответственные лица не включаются в состав инвентаризационной комиссии для проверки находящихся у них в подотчете товарно-материальных ценностей, денежных средств.

При малом объеме работ инвентаризационные комиссии в межинвентаризационный период могут привлекаться для проведения выборочных и контрольных проверок.

Члены инвентаризационных комиссий несут ответственность за:

своевременность и соблюдение порядка проведения инвентаризации в соответствии с приказом руководителя организации;

полноту и точность внесения в описи данных о фактических остатках активов и обязательств;

правильность указания в описи отличительных признаков активов (тип, сорт, марка, размер, порядковый номер по прейскуранту, артикул и т.д.), по которым определяются их цены.

Члены инвентаризационных комиссий за внесение в описи заведомо неправильных данных о фактических остатках активов с целью сокрытия недостач или излишков активов несут ответственность в соответствии с законодательством.

Как организовать работу по инвентаризации запасов

Общеизвестно, что материальные запасы и другие виды имущества, не принадлежащие компании, но числящиеся в бухгалтерском учете (в частности, имущество, находящееся на хранении, арендованное, полученное для переработки), подлежат инвентаризации. Цели инвентаризации по запасам:

  • выявление и документальное подтверждение фактического наличия имущества;
  • сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета;
  • оценка имущества, выявление некондиционных материальных ресурсов и подготовка документов для их уценки или списания (утилизации) cогласно обоснованным заключениям, сформированным с привлечением необходимых специалистов и специальных организаций;
  • определение виновных лиц в случае обнаружения недостач, излишков, порчи материальных ресурсов и подготовка документов для привлечения их к материальной ответственности.

Нередко у компаний возникают проблемы по процедуре проведения инвентаризации, по основным организационным моментам. В связи с этим рассмотрим вопросы, касающиеся организации проведения инвентаризации.

С ЧЕГО НАЧАТЬ ИНВЕНТАРИЗАЦИЮ?

На начальном этапе инвентаризации необходимо выполнить следующие мероприятия:

  • подготовить приказ о проведении инвентаризации;
  • сформировать инвентаризационную комиссию;
  • определить сроки проведения инвентаризации;
  • составить перечень имущества, подлежащего инвентаризации;
  • получить расписки от материально ответственных лиц.

Приказ о проведении инвентаризации материальных запасов может иметь следующий вид:

Общество с ограниченной ответственностью «Альфа»

(ООО «Альфа»)

ПРИКАЗ

О проведении

инвентаризации материальных запасов

В связи с перераспределением должностных обязанностей между работниками склада

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Провести инвентаризацию материальных запасов по состоянию на 21.12.2015 у кладовщика Иванова С. И.

2. Для проведения инвентаризации назначить комиссию в следующем составе:

председатель — заведующий складом Куркин А. В.;

члены комиссии: бухгалтер Петрова О. Б.;

экономист Ульянов В. И.

3. К инвентаризации приступить 21.12.2015 и закончить 24.12.2015.

4. Материалы по результатам инвентаризации сдать в бухгалтерию не позднее 28.12.2015.

5. Возложить материальную ответственность за получение, хранение, учет, отпуск материальных запасов с 28.12.2015 на кладовщика Крылова Б. С.

6. Контроль за исполнением приказа возложить на главного бухгалтера Бычкову С. А.

Директор ООО «Альфа» Пирогов Л. П. Пирогов

С приказом ознакомлены:

Ф.И.О.

Подпись

Дата

Куркин А. В.

Куркин

Петрова О. Б.

Петрова

Ульянов В. И.

Ульянов

Иванов С. И.

Иванов

Крылов Б. С.

Крылов

Бычкова С. А.

Бычкова

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Лучше всего состав инвентаризационной комиссии распределить так: половина — ревизоры, половина — сотрудники компании для подсчета учетных и фактических данных. В состав инвентаризационной комиссии обязательно включите представителей службы внутреннего аудита, работников бухгалтерии, инженерных, финансовых и других служб компании.

Перед началом инвентаризации инвентаризационная комиссия должна проверить наличие:

  • документов, необходимых для документального подтверждения в процессе инвентаризации имущества и финансовых обязательств (например, карточек материальных ресурсов);
  • бланков инвентаризационных описей, актов, сличительных ведомостей по объектам, материально ответственным лицам и местам хранения;
  • документов, которые нужны для проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств.

Перед проверкой фактического наличия имущества комиссия должна изъять последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы, отчеты. Проверка фактического наличия имущества, которое при инвентаризации определяется путем обязательного подсчета, взвешивания, обмера, производится при обязательном участии материально ответственных лиц.

Материально ответственные лица в обязательном порядке дают расписки, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию или переданы комиссии, все ценности, поступившие под их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход.

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЧЛЕНОВ ИНВЕНТАРИЗАЦИОННОЙ КОМИССИИ

Члены инвентаризационной комиссии должны знать свои права и обязанности.

Инвентаризационная комиссия обязана:

  • соблюдать организационные правила проведения инвентаризации (последовательность проведения инвентаризационных процедур; обеспечение кворума при проведении инвентаризации, обязательного участия материально ответственных лиц в инвентаризационных процедурах, надлежащего режима доступа в помещения, где проводится инвентаризация, надлежащего порядка хранения инвентаризационных документов в процессе проведения инвентаризации);
  • соблюдать установленные способы проведения инвентаризации, приемы, методы выявления, подтверждения, оценки, которые установлены в отношении отдельных видов имущества и обязательств, как нормативно установленные, так и разработанные организацией;
  • обеспечить полноту и точность внесения в описи данных о фактических остатках запасов (товаров);
  • обеспечить правильность и своевременность оформления материалов инвентаризации;
  • обеспечить рассмотрение любых претензий к инвентаризационной комиссии или к отдельным ее членам;
  • обеспечить расследование причин обнаружения на складах некондиционных сырья, материалов, запчастей, покупных и собственных полуфабрикатов, готовой продукции, тары, по которым невозможно предъявить претензии поставщикам указанных материальных ресурсов, а также подготовку и оформление документов об уценке, дальнейшем использовании или списании и утилизации этих ценностей;
  • при обнаружении недостачи или порчи имущества определить круг виновных лиц, допустивших ущерб;
  • установить виновников и причины возникновения излишков, взять с них письменные объяснения и подготовить материалы для определения руководителем компании организационных мер по налаживанию учета и принятию к виновным дисциплинарных мер воздействия.

Инвентаризационная комиссия имеет право:

  • требовать от руководителя компании создать условия, обеспечивающие своевременное и качественное проведение инвентаризации (обеспечить рабочей силой для перевешивания и перемещения грузов, технически исправным весовым хозяйством, измерительными и контрольными приборами, мерной тарой);
  • требовать от руководителя организации содействия в получении информации от других лиц;
  • требовать от материально ответственных лиц и работников бухгалтерской службы необходимые разъяснения в отношении инвентаризируемого имущества;
  • требовать от соответствующих служб организации необходимые документы и разъяснения в целях получения сведений для формирования решений в отношении инвентаризуемого имущества и обязательств.

Ответственность инвентаризационной комиссии

Подписывают инвентаризационные описи и дают расписку в конце описи, подтверждающую:

– проверку комиссией имущества в их присутствии;

– отсутствие к членам комиссии каких-либо претензий;

– принятие перечисленного в описи имущества на ответственное хранение

Председатель инвентаризационной комиссии

1. Может ли учредитель быть председателем инвентаризационной комиссии?

1.1. Необходимо посмотреть в Уставе вашего предприятия в разделе права и обязанности учредителей. Если там ничего нет, то нужно в профильном законе (Об ООО, АО и тд.) посмотреть тот же вопрос.
Если нет ограничений в указанных документах, то думаю, что учредитель вправе быть в инвентаризационной комиссии.

1.2. Здравствуйте! В соответствии с приказом №49 пункт 2.3 Персональный состав постоянно действующих и рабочих инвентаризационных комиссий утверждает руководитель организации. Документ о составе комиссии (приказ, постановление, распоряжение (приложение 1) регистрируют в книге контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации (приложение 2).
Соответственно если вы являете работником администрации, бугалтером и другим специалистом то в полне приемлемо.

2. Может ли главный бухгалтер быть председателем инвентаризационной комиссии.

2.1. Доброго времени суток, уважаемый посетитель
Безусловно председателем комиссии может быть руководитель организации
Удачи Вам в решении Вашего вопроса.

2.2. ДОБРОЕ ВРЕМЯ СУТОК

ЕСли инвентаризация проводится материальных средств — то конечно может быть
УДАЧИ ВАМ, И ВСЕГО ХОРОШЕГО

2.3. Добрый день, уважаемый посетитель!
Конечно может, закон запрета не содержит
Всего доброго, желаю удачи в решении Вашего вопроса!

3. Может ли председатель инвентаризационной комиссии не присутствовать на инвентаризации?

3.1. Здравствуйте, Николай.
По общему правилу, (существуют Методические указания Минфина РФ по инвентаризации имущества), в случае отсутствия хотя бы одного члена комиссии, проводящей инвентаризацию, акт, составленный по её итогам, служит основанием для признания результатов недействительными.
Но нужно смотреть каждый конкретный случай. Бывает, например, по указанию председателя (если комиссия постоянно действующая), инвентаризацию непосредственно может проводить рабочая группа такой комиссии.
Всего Вам хорошего!

3.2. . председатель инвентаризационной комиссии не присутствовать на инвентаризации?» — мало информации в вопросе — 1. Полномочия комисси, 2. состав комиссии 3. как должго отсутсвует председатель. Однозначного ответа на данный вопрос может и не быть.

4. Может ли главный бухгалтер быть председателем инвентаризационной комиссии?

4.1. Чего если ООО то никаких ограничений законом не установлено, почему нет. читайте, если в уставе нет запрета то может с уважением.

5. Меня третий год подряд назначают председателем инвентаризационной комиссии — законно ли это и если нет то нужна ссылка на обоснование.

5.1. Нет. Конечно. Вас не могут к этому обязать. Это в принципе нарушение свободы. А вообще выбор комиссии предусмотрен уставом организации и федеральным законом, регламентирующим данный вид отношений.

6. Может ли одно и тоже лицо быть председателем инвентаризационной комиссии и председателем комиссии по итогам инвентаризации.

6.1. Может, законом это не запрещено

7. Может одно и тоже лицо быть председателем инвентаризационной комиссии и комиссии по итогам инвентаризации.

7.1. Может быть главное чтоб были соответсвующие документы на назначение его на эти должности

8. Может ли главный бухгалтер в единственном лице быть председателем инвентаризационной комиссии?

8.1. ЗАКОН не запрещает.

9. Может ли один человек быть председателем нескольких или всех рабочих инвентаризационных комиссий?
Может ли один и тот же человек возглавлять рабочую инвентаризационную комиссию на протяжении нескольких лет или необходимо его менять?

9.1. Здравствуйте.
Нет, не может

10. Меня в третий раз подряд приказам по предприятию назначают председателем инвентаризационной комиссии на складе. Правомочны ли действия моей администрации? Я слышал, что одного и того же человека не могут назначать председателем на одном объекте 2 раза подряд. Заранее спасибо за ответ.

10.1. Здравствуйте! Нет, это незаконно — более 2 раз нельзя

11. Кого включать в инвентаризационную комиссию? Может ли главный бухгалтер быть председателем комиссии.

11.1. может быть бухгалтер. а включать нужно руководящий состав и любых сотрудников по вашему усмотрению

12. Приказом по предприятию директор назначил меня председателем инвентаризационной комиссии. Могу ли я отказаться? Где-нибудь есть оговоренный процесс выбора и назначения?

12.1. Можете отказаться- без вашего согласия не могли включить.

13. Может ли главный бухгалтер быть председателем инвентаризационной комиссии?

13.1. Нет запрета в законе.

14. Может ли быть председателем инвентаризационной комиссии рядовой сотрудник? И на какие документы можно сослаться?

14.1. Может. нет прямых запретов

15. Меня директор назначил по приказу председателем инвентаризационной комиссии, но я МОЛ кассир предприятия, могу ли я им быть? По кассе в течении года назначена другая комиссия, может ли она при проведении годовой инвентаризации поучаствовать?

15.1. Если назначили,то можете быть.

16. Автономное учреждение: Может ли главный бухгалтер быть председателем инвентаризационной комиссии.

16.1. Может ли главный бухгалтер быть председателем инвентаризационной комиссии
— Да, может.

17. Происходит ликвидация филиала, меня заставляют быть председателем инвентаризационной комиссии, я не хочу в этом участвовать, и я не материально ответственное лицо. Имею ли я право отказаться от этого? Может ли руководство обязать меня участвовать в этом и на каком основании?

17.1. Инвентаризационная комиссия как правило определяется приказом руководителя на весь финансовоый год, но может быть создана и для проведения разовой инвентаризации. Ваш отказ может быть оценен как нарушение трудовой дисциплины.

17.2. Если вы являетесь материально ответственным лицом, а также в организации должно быть положение об инвентаризационной комиссии, где имеется перечень кто должен входить в данную комиссию, и ваша должность входит в этот перечень, а также в ваши должностные обязанности входит участие в ней, то работодатель может расценить ваш отказ как нарушение дисциплины.

18. Имеет право быть председателем или членом инвентаризационной комиссии по проверке материального подотчета материально ответственных лиц руководитель структурного подразделения которому эти лица подчинены согласно штатного расписания?

18.1. Может. Запретов нет. Персональный состав определяется руководителем организации.
Приложение
к приказу Минфина РФ
от 13 июня 1995 г. N 49

Методические указания
по инвентаризации имущества и финансовых обязательств
(утв. приказом Минфина РФ от 13 июня 1995 г. N 49)

» 2.3. Персональный состав постоянно действующих и рабочих инвентаризационных комиссий утверждает руководитель организации. Документ о составе комиссии (приказ, постановление, распоряжение (приложение N 1 к настоящим указаниям) регистрируют в книге контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации (приложение N 2 к настоящим указаниям).
В состав инвентаризационной комиссии включаются представители администрации организации, работники бухгалтерской службы, другие специалисты (инженеры, экономисты, техники и т. д.).
В состав инвентаризационной комиссии можно включать представителей службы внутреннего аудита организации, независимых аудиторских организаций».

18.2. Уважаемая Елена.
В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить периодическую проверку наличия числящегося на балансе имущества, его сохранности и правильности хранения, т.е. инвентаризацию, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.
Инвентаризация способствует реализации контрольной функции бухгалтерского учета, позволяя выявлять случаи необоснованного уменьшения капитала хозяйствующего субъекта, вложенного в различные виды имущества.
Методической базой проведения инвентаризации являются:
Федеральный закон «О бухгалтерском учете»;
Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации;
Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные Приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. N 49.
Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации предусмотрены следующие случаи обязательного проведения инвентаризации:
при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также в случаях, предусмотренных законодательством, при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;
перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, кроме объектов основных средств, инвентаризация которых проводилась не ранее 1 октября отчетного года. При этом инвентаризация может проводиться один раз в три года, а библиотечных фондов — один раз в пять лет;
при смене материально ответственных лиц (на день приемки — передачи дел);
при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи ценностей;
в случае стихийных бедствий, пожара, аварий или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
при ликвидации (реорганизации) организации перед составлением ликвидационного (разделительного) баланса и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или нормативными актами Министерства финансов Российской Федерации.
Организация сама решает, когда проводить инвентаризацию основных средств (определяет дату проведения, перечень объектов основных средств), и это должно быть предусмотрено в ее учетной политике.
Для проведения инвентаризации приказом руководителя организации (форма N ИНВ-22) назначается инвентаризационная комиссия в составе представителей администрации организации, работников бухгалтерской службы, других специалистов. Членами комиссии целесообразно назначать опытных работников, знающих инвентаризируемые объекты основных средств и первичный учет.
При значительном числе объектов основных средств по приказу руководителя организации могут быть созданы рабочие инвентаризационные комиссии. Их создание целесообразно и в том случае, если организация имеет обособленные подразделения (филиалы и представительства) или осуществляет свою деятельность на обширной территории (в строительных организациях, на сельскохозяйственных предприятиях).
При этом следует заметить, что нормативные документы не запрещают включать в состав комиссий представителей структурных подразделений, сторонних организаций (аудиторов, оценщиков, экспертов) для формирования экономически обоснованных и достоверных результатов инвентаризации.
Приказ о проведении инвентаризации может содержать в качестве приложения план проведения инвентаризации, который определяет сроки окончания инвентаризации объектов основных средств, разграничивает обязанности между членами рабочих комиссий.

Отвечая на ваши вопросы председателем или членом инвентаризационной комиссии м.б. руководитель структурного подразделения и лиц кому запрещено в ней участвовать законодательными актами не установлено.

Определены ситуации, в которых инвентаризация обязательна (пункты 1.5, 1.6 Приказа № 49), в частности:

  • перед составлением годовой отчетности;
  • при передаче в аренду, выкупе, продаже имущества;
  • если произошло хищение, злоупотребление;
  • при ликвидации, реорганизации;
  • в других случаях, определённых законодательством.

В остальных случаях организация сама вправе определить, когда и как проводить инвентаризацию. Определить это необходимо в учетной политике или иных локальных актах. В организации может быть разработано Положение по инвентаризации с указанием функций инвентаризационной комиссии, перечня объектов, подлежащих инвентаризации, порядка оформления документов. При этом организация вправе разработать собственные формы документов или использовать унифицированные формы.

>Ответственность инвентаризационной комиссии

За что отвечает

Конечно же, ответственность на членах комиссии лежит, ведь они проводят важную процедуру. Давайте же разберем, за какие конкретно действия группа отвечает:

  • Порядок и последовательное проведение всех этапов проверки.
  • Достоверность полученных в ходе проверки данных, это касается описанных ценностей, денег и финансов на депозитах в банках.
  • Точность обозначения характеристик материальных ценностей (веса, формы, размеров, марок, артикулов и других характеристик).
  • Выполнение инвентаризации в строго указанные сроки, заполнение необходимой документации.

Если члены комиссии намеренно указывают неправильные данные о ценностях, которые подлежат описи, это ведет к ответственности. Нарушители должны на имя директора организации написать объяснительные записки и рассказать, почему поступили таким образом. Государство особых санкций к таким лицам не применяет, а вот руководство предприятия может действовать своими способами. Например, уволить за неисполнение служебных обязанностей или взыскать материальный ущерб (последнее только через судебную инстанцию).

Нарушители должны на имя директора организации написать объяснительные записки и рассказать, почему поступили таким образом.

Если один из членов комиссии специально не обнаружил ошибки в ходе проверки, то в его отношении применяется ст. 165 УК РФ. Сюда относятся следующие случаи:

  1. Нанесение материального или имущественного ущерба собственнику, которое было запланировано.
  2. То же самое, только когда фигурирует не один человек, а группа.
  3. Если нанесен крупный ущерб, действия могут привести к лишению свободы или штрафным санкциям. Штраф может равняться шести зарплатам работника или восьмидесяти тысячам рублей.

В заключение

Каждый член инвентаризационной комиссии должен понимать и осознавать, что на нем лежит серьезная ответственность и все нарушения будут караться. Поэтому стоит честно и добросовестно подходить к своим обязанностям во время проведения такой проверки.

Ответственность членов инвентаризационных комиссий

Ответственность членов инвентаризационных комиссий

Проверка достоверности данных бухгалтерского учета, выявление излишков и недостач активов напрямую зависит от качества работы членов инвентаризационных комиссий (далее — члены комиссий). В ряде случаев нарушение порядка проведения инвентаризации связано с неправильной организацией работы комиссий.

Рассмотрим, какие виды ответственности могут применяться к членам комиссий, а также как лучше организовать их работу.

Создание условий для работы комиссий

Как правило, участие в инвентаризации не предусмотрено квалификационной характеристикой профессии (должности), за некоторым исключением (например, заведующий складом (Выпуск 1 Единого квалификационного справочника должностей служащих «Должности служащих для всех видов деятельности», утвержденный Постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 30.12.1999 №159)). Кроме того, должностные (рабочие) инструкции также могут не содержать обязанностей работника, связанных с проведением инвентаризации. В таком случае единственным локальным нормативным правовым актом (далее — ЛНПА), устанавливающим соответствующую обязанность, является приказ руководителя организации (приложение 1 к Инструкции по инвентаризации активов и обязательств, утвержденной Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.11.2007 №180) об инвентаризации и назначении инвентаризационных комиссий, который обычно не отражает права и обязанности членов комиссий, особенности проведения инвентаризации в конкретной организации.

Следовательно, при отсутствии иного нормативного регулирования перечень обязанностей членов комиссии закреплен только в Инструкции по инвентаризации активов и обязательств, утвержденной Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.11.2007 №180 (далее — Инструкция). Однако и в ней отсутствуют некоторые важные с практической точки зрения положения. Например, перечень требований, предъявляемых к членам комиссий, порядок осуществления контроля за их работой и др.

В связи с этим, если инвентаризации проводятся часто или они масштабны, а также при наличии особенностей инвентаризации в организации, рекомендуем закрепить в ЛНПА, например в Положении об инвентаризации, требования к членам комиссии. В частности, в него необходимо включить подробный перечень их обязанностей (при подготовке и проведении инвентаризации, оформлении ее результатов), а также предусмотреть норму, в соответствии с которой все назначенные приказом члены комиссии должны обязательно ознакомиться с таким ЛНПА. На работника возлагается обязанность подчиняться ЛНПА нанимателя (п. 2 ст. 53 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее — ТК)), поэтому несоблюдение требований Положения об инвентаризации будет противоправным невыполнением должностных обязанностей и одним из условий привлечения к дисциплинарной ответственности. В указанный ЛНПА также можно включить порядок применения к членам комиссий иных мер воздействия (например, лишение премии за месяц, в котором была проведена инвентаризация, в случае если выявлены нарушения порядка ее проведения).

Если в организации отсутствует необходимость в разработке отдельного ЛНПА, регулирующего проведение инвентаризации, полагаем целесообразным создать памятку члену комиссии (далее — Памятка), утвердив ее форму и содержание приказом руководителя. В этот документ следует включить права и обязанности членов (председателя) комиссии, методики подсчета и другие положения, позволяющие снизить вероятность нарушения норм Инструкции по неосторожности добросовестными работниками. Памятка отличается от ЛНПА тем, что не создает никаких новых, уточняющих законодательство норм. Основная ее цель — довести до сведения членов комиссий необходимую информацию. Таким образом, в случае совершения членом комиссии дисциплинарного проступка в подтверждение его противоправности нужно ссылаться на нарушение норм Инструкции и других нормативных актов, а не Памятки.

Законодательством не предусмотрены какие-либо определенные требования к квалификации членов комиссий, однако при создании комиссий следует исходить из уровня квалификации и опыта работника. В противном случае это может сказаться на качестве (достоверности) результатов инвентаризации, а в связи с отсутствием вины членов комиссий привлечь их к ответственности будет невозможно.

Вина — психическое отношение физического лица к совершенному им противоправному деянию, выраженное в форме умысла или неосторожности (ст. 3.1 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП)).

Вина в форме неосторожности предполагает, что работник не осознавал противоправности своих действий, однако мог и должен был их осознавать.

Вина в форме умысла предполагает осознанную направленность действий работника на нарушение определенных требований.

Дисциплинарная ответственность и иные меры воздействия

На практике нередко встречаются ситуации, когда из-за нежелания членов комиссий выполнять свои обязанности или халатного отношения к порученной работе инвентаризация проводится некачественно. В указанных случаях применение мер административной или уголовной ответственности не предусмотрено.

Инструкция устанавливает ответственность членов комиссий:

— за несоблюдение сроков и порядка проведения инвентаризации, определенных в приказе руководителя организации (абз. 2 п. 16 Инструкции);

Полагаем, что определенный в Инструкции перечень не является исчерпывающим. Так, члены комиссий могут быть привлечены к ответственности, если нарушен порядок проведения инвентаризации, установленный в ЛНПА, а также если по неосторожности в описи указано неправильное количество актива, а не только его отличительные признаки.

В подобных ситуациях можно применить меры дисциплинарного взыскания к членам комиссии (замечание, выговор, увольнение) (ч. 1 ст. 198 ТК). Наниматель оценивает совершенный проступок и выбирает меру взыскания. При этом должны учитываться тяжесть дисциплинарного проступка, обстоятельства, при которых он совершен, предшествующая работа и поведение работника на производстве (ч. 3 ст. 198 ТК). Таким образом, увольнение за подобные нарушения применяется крайне редко с учетом наличия фактов дисциплинарных взысканий в течение года, отрицательной оценки предшествующей работы и поведения работника.

За ущерб, причиненный недостачей активов, материальную ответственность несут лица, с которыми заключены договоры о полной индивидуальной (коллективной) материальной ответственности. Членов комиссий, по вине которых такая недостача не была выявлена (например, из-за их халатного отношения к выполнению обязанностей), нельзя привлечь к материальной ответственности, поскольку отсутствует причинная связь между ущербом, причиненным недостачей, и действиями членов комиссии, т.е. нарушения, допущенные комиссией, не повлияли на размер ущерба, возникшего до проведения инвентаризации.

Однако к ним могут быть применены иные меры воздействия (ч. 4 ст. 198 ТК). В частности, за подобное нарушение может быть предусмотрено лишение (уменьшение) стимулирующих или социальных выплат. Порядок лишения (уменьшения) должен быть предусмотрен в ЛНПА нанимателя (в Положении о премировании, социальной политике компании и др.).

Административная и уголовная ответственность

В соответствии с Инструкцией члены комиссий, в частности, несут ответственность, предусмотренную законодательством, в случае внесения в описи заведомо неправильных данных о фактических остатках активов с целью сокрытия недостач или излишков активов (п. 17 Инструкции).

Такое деяние в зависимости от конкретных обстоятельств может быть квалифицировано как соучастие в форме пособничества (п. 5 ст. 2.4 КоАП; ч. 6 ст. 16 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее — УК)) в совершении правонарушений либо преступлений. Наиболее распространенным видом данных нарушений являются хищения.

В зависимости от размера причиненного хищением ущерба за подобные деяния может налагаться либо административная, либо уголовная ответственность.

Так, за мелкое хищение имущества юридического лица (в размере, не превышающем 10 базовых величин (в настоящее время 350000 руб.)) путем кражи, мошенничества, злоупотребления служебными полномочиями, присвоения или растраты предусмотрена административная ответственность (ст. 10.5 КоАП).

Пособником, в частности, признается лицо, заранее обещавшее скрыть следы административного правонарушения (п. 5 ст. 2.4 КоАП). Следовательно, к члену комиссии, впервые в течение года умышленно скрывшему недостачу в указанном размере, могут быть применены административное взыскание в виде штрафа в размере от 10 до 30 базовых величин или административный арест (п. 1 ст. 10.5 КоАП).

Если ущерб, причиненный юридическому лицу хищением, превышает 10 базовых величин (а индивидуальному предпринимателю — независимо от размера ущерба), такое хищение (и соучастие в нем) может преследоваться в уголовном порядке. Составы преступлений в зависимости от конкретных обстоятельств дела могут быть различными: например, если это тайное похищение имущества-то в соответствии со ст. 205 УК; если присвоение либо растрата имущества лицом, которому оно вверено, — со ст. 211 УК и др.

УК в качестве самостоятельного состава содержит укрывательство преступлений (ст. 405 УК). Следовательно, если член комиссии заранее не давал обещания скрыть следы тяжкого преступления (ч. 4 ст. 12 УК) (например, завладения имуществом в особо крупном размере, совершенного должностным лицом с использованием своих служебных полномочий (ч. 4 ст. 210 УК)), но впоследствии путем фальсификации фактических результатов инвентаризации скрыл их, его можно привлечь к уголовной ответственности в виде штрафа, или исправительных работ на срок до двух лет, или ареста на срок до трех месяцев (ч. 1 ст. 405 УК).

За укрывательство преступлений, представляющих меньшую общественную опасность (ч. 2, 3 ст. 12 УК), административных правонарушений, уголовная или административная ответственность не установлена.

Действия нанимателя для привлечения к ответственности

Порядок привлечения к каждому из вышеуказанных видов ответственности регулируется соответствующими кодексами Республики Беларусь:

— при дисциплинарной ответственности (а также в случае применения иных мер воздействия) используется ТК;

— при административной — Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — ПИКоАП), КоАП;

— при уголовной ответственности — Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь (далее — УПК), УК.

Привлечение к дисциплинарной ответственности находится в компетенции нанимателя. В связи с этим, чтобы привлечь члена комиссии к такой ответственности, должностным лицам нанимателя необходимо установить, что действие (бездействие) члена комиссии является дисциплинарным проступком (противоправным и виновным) и характеризуется как неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей (ст. 197 ТК).

Привлечение к административной и уголовной ответственности не входит в компетенцию нанимателя, следовательно, для возбуждения производства по делу в отношении членов комиссий ему нужно обратиться в уполномоченные государственные органы.

Составлять протоколы о мелких хищениях (ст. 10.5 КоАП) уполномочены должностные лица органов внутренних дел (п. 1 ч. 1 ст. 3.30 ПИКоАП). Одним из поводов для начала административного процесса является сообщение должностного лица государственного органа, общественного объединения, иной организации (п. 2 ч. 1 ст. 9.1 ПИКоАП). Поводом для возбуждения уголовного дела также служит сообщение должностных лиц государственных органов, иных организаций (п. 3 ст. 166 УПК).

Таким образом, для начала административного (уголовного) процесса руководителю организации (иному должностному лицу, уполномоченному представлять интересы организации в государственных органах) или индивидуальному предпринимателю необходимо направить сообщение о совершенном правонарушении (преступлении) с приложением подтверждающих документов (акт инвентаризации, объяснительные записки материально ответственных лиц и т.д.) в органы внутренних дел.

Порядок подготовки сообщения и сопроводительной документации (ответственные лица, состав документации и др.) также можно закрепить в ЛНПА по инвентаризации.

Однако такое сообщение может быть направлено не только нанимателем, но и иными государственными органами, которым стало известно о правонарушении (преступлении), например, в ходе проверки (Комитетом государственного контроля Республики Беларусь и комитетами государственного контроля областей (ст. 14 Закона Республики Беларусь от 01.07.2010 №142-З «О Комитете государственного контроля Республики Беларусь и его территориальных органах») и т.д.).

Таким образом, для оптимизации процесса инвентаризации, а также упрощения привлечения к ответственности нанимателю целесообразно составить и принять ЛНПА, содержащий уточняющие по отношению к нормам законодательства положения (например, порядок проведения инвентаризации, права и обязанности членов комиссий, методики подсчетов в отношении отдельных материалов).

При отсутствии в организации частых и (или) масштабных инвентаризаций ЛНПА можно заменить памяткой члену инвентаризационной комиссии, где в доходчивой форме изложить работнику, принимающему участие в инвентаризации, положения нормативных правовых актов, которыми он должен руководствоваться.

инвентаризационный ответственность комиссия ущерб

>ЛЕКЦИЯ 17. ОБЩИЙ ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ План: 1. Инвентаризационная комиссия: ее состав и задачи 2. Этапы проведения инвентаризации 3.

Транскрипт

1 ЛЕКЦИЯ 17. ОБЩИЙ ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ План: 1. Инвентаризационная комиссия: ее состав и задачи 2. Этапы проведения инвентаризации 3. Мероприятия по подготовке к проведению инвентаризации 4. Ответственность членов инвентаризационной комиссии и материально-ответственных лиц за соблюдением правильности проведения процесса инвентаризации 5. Документальное оформление процесса инвентаризации имущества и обязательств организации 6. Приемы проверки фактического наличия имущества 7. Составление инвентаризационных описей и сроки передачи их в бухгалтерию 8. Составление сличительных ведомостей по инвентаризации в бухгалтерии и установление соответствия данных о фактическом наличии активов данным бухгалтерского учета 9. Ошибки, допускаемые при проведении инвентаризации, и их возможные последствия 10. Проведение контрольных проверок Вопрос 1. Инвентаризационная комиссия: ее состав и задачи Для проведения инвентаризации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия (п. 2.2 Методических указаний по инвентаризации). При большом объеме работ для одновременного проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств создаются рабочие инвентаризационные комиссии. При малом объеме работ и наличии в организации ревизионной комиссии, проведение инвентаризаций допускается возлагать на нее. Задача инвентаризационной комиссии при проведении инвентаризации — обеспечение полноты и точности внесения в описи данных о фактических остатках основных средств, запасов, товаров, денежных средств, другого имущества и финансовых обязательств, правильности и своевременности оформления материалов инвентаризации. В состав инвентаризационной комиссии включаются представители администрации организации, работники бухгалтерской службы, специалисты, обладающие необходимой квалификацией для проведения анализа правильности оценки имущества и финансовых обязательств организации и другие сотрудники, имеющие специальные познания относительно инвентаризируемых ценностей. Включение в состав инвентаризационной комиссии таких специалистов позволит избежать ошибок при проведении инвентаризации, сокрытия фактов возникновения пересортицы продукции и товаров, хищений и злоупотреблений.

2 В состав инвентаризационной комиссии можно включать представителей службы внутреннего аудита организации, независимых аудиторских организаций. Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительными. Персональный состав постоянно действующих и рабочих инвентаризационных комиссий утверждает руководитель организации. Документ о составе комиссии (приказ, постановление, распоряжение) регистрируют в книге контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации. Порядок работы и объем функций, возлагаемых на постоянно действующую инвентаризационную комиссию, целесообразно установить в специально разработанном и утвержденном положении, которое необходимо закрепить в качестве приложения к учетной политике организации. Последовательность организации работы инвентаризационной комиссии: — подготовка и подписание приказа (распоряжения, постановления) о проведении инвентаризации; — сбор членов комиссии, определение объектов инвентаризации, распределение обязанностей, инструктаж, подготовка и утверждение председателем комиссии индивидуальных планов проведения инвентаризации; — истребование от материально-ответственных лиц последних приходных и расходных документов, расписок о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию или переданы комиссии и все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход; — подготовка инвентаризационных описей в части отражения количества числящихся по учету материальных ценностей; — опломбирование помещений, в которых будет проводиться инвентаризация; — проверка количества и качества фактически наличествующих материальных ценностей; — внесение в инвентаризационные описи данных о фактическом наличии материальных ценностей, выявление расхождений с учетными данными; — подготовка бухгалтерией организации сводных данных о расхождении учетных данных с данными о фактическом наличии имущества, документальное оформление результатов инвентаризации, их подписание членами комиссии и председателем комиссии; — подготовка председателем комиссии и главным бухгалтером предложений по урегулированию возникших разниц, представление их на решение руководителя организации;

3 — уточнение данных о наличии и стоимости материальных ценностей, прочих статей бухгалтерской отчетности организации. Результаты инвентаризации рассматриваются на заседании инвентаризационной комиссии. Инвентаризационная комиссия должна выявить причины, которыми обусловлена необходимость внесения уточняющих записей в регистры бухгалтерского учета, и предложить способы отражения в учете результатов инвентаризации. Инвентаризационная комиссия: 1) устанавливает, имеются ли в организации лица, несущие материальную ответственность за сохранность ценностей, определяет размер этой ответственности; 2) анализирует возможные способы истребования сомнительной дебиторской задолженности путем перевода долга, бартерных операций и тому подобного; 3) составляет специальную опись для объектов, непригодных к дальнейшей эксплуатации и не подлежащих восстановлению, с указанием времени ввода в эксплуатацию и причин непригодности (порча, полный износ), а также предложений источников списания этих объектов; 4) выявляет причины недостач и излишков; 5) по фактам образования излишков или недостач должна получить подробные объяснения от материально ответственных лиц. Заседание инвентаризационной комиссии оформляется протоколом, в котором фиксируются выводы, решения и предложения по результатам проведенной проверки состояния складского хозяйства и обеспечения сохранности товарно-материальных ценностей. Кроме того, в протоколе приводятся сведения о производственных запасах, пришедших в негодность, с указанием причин порчи и виновных в этом лиц. На заседании инвентаризационной комиссии утверждается заключительный акт инвентаризации. Вопрос 2. Этапы проведения инвентаризации В процессе инвентаризации выделяют следующие этапы: 1. Подготовительный. 2. Натуральная и документальная проверки. 3. Таксировочный. 4. Сравнительно аналитический. 5. Заключительный. На подготовительном этапе комиссия составляет оперативный план проведения инвентаризации. Председатель проводит инструктаж о порядке, технике проведения инвентаризации, оформлении материалов, сроков и т.д. Второй этап инвентаризации натуральная и документальная проверки фактического наличия имущества и обязательств. Их проводят комиссии коллегиально. Члены комиссии опечатывают все места хранения МЦ, подлежащих инвентаризации и приступают к проверке путем взвешивания,

4 измерения, пересчета. Проверка фактического наличия имущества производится при обязательном участии МОЛ. Натуральная и документальная проверки проводятся, как правило, сплошным методом. Таксировочный этап заключается во внесении в описи (акты) денежных оценок имущества и обязательств по данным первичных документов и бухгалтерского учета. На этом этапе не учитывается изменение стоимостных оценок, вызванное изменением физических, функциональных и иных свойств объекта инвентаризации. Сравнительно — аналитический этап инвентаризации позволяет подтвердить существующие оценки объектов учета. Необходимость уточнения бухгалтерской оценки отдельных видов имущества и обязательств связана, в первую очередь, с выявленными расхождениями между значениями показателей по данным учета и фактическими их значениями, подтвержденными в ходе инвентаризации. Кроме того, корректировка оценок возможна в случаях: — изменения государственных регулируемых цен, когда оценка осуществляется по этим ценам; — ухудшения качественных характеристик имущества; — наличия сомнительной дебиторской задолженности; — др. Предложения инвентаризационных комиссий по результатам выполнения сравнительно аналитического этапа обобщаются в ведомости учета результатов, выявленных инвентаризацией. На заключительном этапе инвентаризации ведомость подписывают руководитель и главный бухгалтер организации одновременно с изданием приказа (распоряжения) об утверждении результатов инвентаризации. Приказ служит основанием для внесения в регистры бухгалтерского учета соответствующих записей. Материалы работы комиссий передают в бухгалтерию, где их хранят в соответствии с требованиями законодательства. Вопрос 3. Мероприятия по подготовке к проведению инвентаризации Перед началом инвентаризации, прежде всего, следует оформить приказ руководителя о проведении инвентаризации, зарегистрировать его в журнале. Приказ (постановление, распоряжение) подписывается руководителем организации и вручается председателю инвентаризационной комиссии. Приказ (постановление, распоряжение) (форма ИНВ-22) является письменным заданием, конкретизирующим содержание, объем, порядок и сроки проведения инвентаризации проверяемого объекта, а также персональный состав инвентаризационной комиссии. Приказ о проведении инвентаризации может содержать в качестве приложения план проведения инвентаризации, который определяет сроки окончания инвентаризации, разграничивает обязанности между членами рабочих комиссий.

5 На этапе подготовки к проведению инвентаризации разрабатываются соответствующие внутренние документы, например: 1) правила с подробным описанием действий членов рабочих комиссий при проверке наличия и состояния имущества предприятия; 2) порядок урегулирования претензий к работе инвентаризационных комиссий; 3) формы первичных документов для оформления результатов инвентаризации. Согласно п. 2.4 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств до начала проверки фактического наличия имущества инвентаризационной комиссии следует получить последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств. Перед началом проведения инвентаризации членам рабочих инвентаризационных комиссий вручается приказ о проведении инвентаризации и составе комиссии, а председателю комиссии — контрольный пломбир. Председатель инвентаризационной комиссии визирует все приходные и расходные документы, приложенные к реестрам (отчетам), с указанием «до инвентаризации на «…» (дата)», что должно служить бухгалтерии основанием для определения остатков имущества к началу инвентаризации по учетным данным. Бухгалтер обязан представить комиссии данные бухгалтерского учета, в которых зафиксированы перечень и стоимость имущества организации. В регистрах учета должны быть следующие данные: дата и наименование той или иной хозяйственной операции; ее сумма; остатки по счетам бухгалтерского учета на начало и конец года. На основании этих документов комиссия определяет стоимость имущества и обязательств организации к началу инвентаризации. Эти данные заносят в инвентаризационные описи и акты (графа «По данным бухгалтерского учета»). Прежде чем приступить к проверке фактического наличия имущества, рабочая инвентаризационная комиссия обязана опломбировать подсобные помещения, подвалы и другие места хранения ценностей, имеющие отдельные входы и выходы, проверить исправность всех весов и измерительных приборов и соблюдение установленных сроков их клеймения. Весы проверяются на устойчивость, чувствительность и точность взвешивания. Члены комиссии предлагают материально ответственному лицу (МОЛ) разнести в книги, карточки складского учета все первичные документы, которые ранее не были проведены (отражены); осматривают помещения складов (решетки, порядок передачи на охрану, нет ли в стенах, крышах проломов, приспособлено ли оно для хранения данного вида МЦ и т.д.). Вопрос 4. Ответственность членов инвентаризационной комиссии и материально-ответственных лиц за соблюдением правильности проведения процесса инвентаризации

6 На инвентаризационную комиссию возложена ответственность: — за своевременность и соблюдение порядка инвентаризации в соответствии с приказом руководителя предприятия; — за полноту и точность внесения в описи данных о фактических остатках товарно-материальных ценностей (основных средств, запасов, товаров, денежных средств, другого имущества) и финансовых обязательств; — за правильность указаний в описях отличительных признаков товарно-материальных ценностей (тип, сорт, марка, размер, артикул и т. п.); — за правильность и своевременность оформления результатов инвентаризации. Материально-ответственные лица передают комиссии приходные и расходные документы по отчетам (реестрам), которые служат бухгалтерии основанием для определения соответствующих остатков по счетам бухгалтерского учета на дату проведения инвентаризации. С материально ответственного лица берется расписка о том, что им представлены все первичные приходные и расходные документы, а на складе не хранятся МЦ принадлежащие другим организациям и лицам. Аналогичные расписки дают и лица, имеющие подотчетные суммы на приобретение или доверенности на получение имущества. Руководитель организации должен создать условия, обеспечивающие полную и точную проверку фактического наличия имущества в установленные сроки. Вопрос 5. Документальное оформление процесса инвентаризации имущества и обязательств организации Результаты инвентаризации оформляются следующими документами, которые составляются по унифицированным формам: ИНВ-1 «Инвентаризационная опись основных средств»; ИНВ-1а «Инвентаризационная опись нематериальных активов»; ИНВ-2 «Инвентаризационный ярлык»; ИНВ-3 «Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей»; ИНВ-4 «Акт инвентаризации товарно-материальных ценностей отгруженных»; ИНВ-5 «Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей, принятых на ответственное хранение»; ИНВ-6 «Акт инвентаризации товарно-материальных ценностей, находящихся в пути»; ИНВ-8 «Акт инвентаризации драгоценных металлов и изделий из них»; ИНВ-8а «Инвентаризационная опись драгоценных металлов, содержащихся в деталях, полуфабрикатах, сборочных единицах (узлах), оборудовании, приборах и других изделиях»; ИНВ-9 «Акт инвентаризации драгоценных камней, природных алмазов и изделий из них»;

7 ИНВ-10 «Акт инвентаризации незаконченных ремонтов основных средств»; ИНВ-11 «Акт инвентаризации расходов будущих периодов»; ИНВ-15 «Акт инвентаризации наличных денежных средств»; ИНВ-16 «Инвентаризационная опись ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности»; ИНВ-17 «Акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами»; приложение к форме ИНВ-17 «Справка к акту инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами»; ИНВ-18 «Сличительная ведомость результатов инвентаризации основных средств»; ИНВ-19 «Сличительная ведомость результатов инвентаризации товарно-материальных ценностей»; ИНВ-22 «Приказ (постановление, распоряжение) о проведении инвентаризации»; ИНВ-23 «Журнал учета контроля за выполнением приказов (постановлений, распоряжений) о проведении инвентаризации»; ИНВ-24 «Акт о контрольной проверке правильности проведения инвентаризации ценностей»; ИНВ-25 «Журнал учета контрольных проверок правильности проведения инвентаризаций». Все перечисленные формы утверждены постановлением Госкомстата России от 18 августа 1998 г. 88. Кроме того, есть еще одна форма ИНВ-26 «Ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией». Она утверждена постановлением Госкомстата России от 27 марта 2000 г. 26. При инвентаризации рабочего скота и продуктивных животных, птицы и пчелосемей, многолетних насаждений, питомников применяются формы, утвержденные Министерством сельского хозяйства Российской Федерации для сельскохозяйственных организаций: 20-АПК «Инвентаризационная опись рабочего скота и продуктивных животных, птицы и пчелосемей»; 21-АПК «Инвентаризационная опись многолетних насаждений»; 22-АПК «Инвентаризационная опись питомников»; 23-АПК «Инвентаризационная опись незавершенного производства и незаконченного строительства». Инвентаризационные описи и акты оформляются в любом случае, а вот сличительные ведомости лишь при необходимости. Для оформления результатов инвентаризации могут применяться единые регистры, в которых объединены показатели инвентаризационных описей и сличительных ведомостей. Вопрос 6. Приемы проверки фактического наличия имущества

8 Фактическое наличие имущества при инвентаризации определяют путем обязательного подсчета, взвешивания, обмера. Применяемый в ходе инвентаризации визуальный осмотр объектов имущества осуществляется путем непосредственного ознакомления с ними в натуре, в результате чего устанавливаются их наличие, техническое состояние и другие параметры общей характеристики (без количественного выражения). В таком же порядке проводится инвентаризация размещения подразделений и отраслей по территории организации, дорожной сети, зооветеринарного состояния животноводческих ферм и т.п. Взвешивание применяется при инвентаризации объектов, характеризующихся массой, и количественно выражается в соответствующих единицах измерения. Контрольная масса объектов определяется с помощью весов соответствующих типов, предварительно проверенных на точность их показаний и проклейменных в установленном порядке. Этот прием инвентаризации наиболее распространен и используется в отношении всех видов сельскохозяйственной продукции. Путем обмера проводится инвентаризация таких объектов, которые измеряются в линейных единицах. Количественное выражение указанных объектов определяется с помощью специальных технических средств измерения, что характерно, например, для инвентаризации грубых и сочных кормов, посевных площадей, кубатуры зданий и сооружений и т.д. Инвентаризация объектов, измеряемых поштучно, осуществляется путем их пересчета (наличие животных и т.п.). По материалам и товарам, хранящимся в неповрежденной упаковке поставщика, количество этих ценностей может определяться на основании документов при обязательной проверке в натуре (на выборку) части этих ценностей. Определение веса (или объема) навалочных материалов допускается производить на основании обмеров и технических расчетов. При инвентаризации большого количества весовых товаров ведомости отвесов ведут раздельно один из членов инвентаризационной комиссии и материально ответственное лицо. В конце рабочего дня (или по окончании перевески) данные этих ведомостей сличают, и выверенный итог вносят в опись. Акты обмеров, технические расчеты и ведомости отвесов прилагают к описи. В ходе инвентаризации не только пересчитывается количество и общая стоимость имеющихся в наличии товарно-материальных ценностей и денежных средств, но и проверяется правильность их оценки (то есть обоснованность определения стоимости, по которой они числятся в бухгалтерском учете). Проверка фактического наличия имущества производится при обязательном участии материально ответственных лиц. Вопрос 7. Составление инвентаризационных описей и сроки передачи их в бухгалтерию Формы инвентаризационных описей, актов инвентаризации и краткие указания по их заполнению утверждены постановлением Госкомстата России

9 от «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации». При инвентаризации имущества или обязательств, для которых не предусмотрено специальных форм, организация разрабатывает собственные акты или описи. Разработка организацией собственных форм актов и описей, как правило, осуществляется на основе типовых форм и при условии обязательного наличия всех необходимых реквизитов, позволяющих установить полноту и подлинность содержащейся в них информации. К числу обязательных реквизитов относятся: — наименование документа (инвентаризационная опись, акт и т.п.); — основание проведения инвентаризации (приказ, распоряжение и т.д.); — наименование инвентаризируемого имущества; — местонахождение инвентаризируемого имущества; — на каких балансовых или забалансовых счетах учитывается инвентаризируемое имущество; — даты начала и окончания инвентаризации; — перечень материально ответственных лиц; — список членов инвентаризационной комиссии; — перечень товарно-материальных ценностей, выявленных в ходе инвентаризации, сведения об их количестве в натуральном и стоимостном выражении; — личные подписи материально ответственных лиц и членов инвентаризационной комиссии, подтверждающие их присутствие при проведении инвентаризации и подлинность сведений, отраженных в составленном документе (инвентаризационной описи ими акте). Инвентаризационные описи могут быть заполнены как с использованием средств вычислительной и другой организационной техники, так и ручным способом. Описи заполняются чернилами или шариковой ручкой четко и ясно, без помарок и подчисток. До проведения инвентаризации в инвентаризационных описях, которые формируются по проверяемым объектам, указываются данные о количестве материальных ценностей согласно данным бухгалтерского учета. Наименования инвентаризуемых ценностей и объектов, их количество указывают в описях по номенклатуре и в единицах измерения, принятых в учете. На каждой странице описи указывают прописью число порядковых номеров материальных ценностей и общий итог количества в натуральных показателях, записанных на данной странице, вне зависимости от того, в каких единицах измерения (штуках, килограммах, метрах и т.д.) эти ценности показаны. Исправление ошибок производится во всех экземплярах описей путем зачеркивания неправильных записей и проставления над зачеркнутыми

10 правильных записей. Исправления должны быть оговорены и подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами. В описях не допускается оставлять незаполненные строки, на последних страницах незаполненные строки прочеркиваются. На последней странице описи должна быть сделана отметка о проверке цен, таксировки и подсчета итогов за подписями лиц, производивших эту проверку (п. 2.9 Методических указаний). В соответствии с п Методических указаний по инвентаризации описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии и материально ответственные лица. В конце описи материально ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии, отсутствие каких-либо претензий к членам комиссии и принятие перечисленного в описи имущества на ответственное хранение. При проверке фактического наличия имущества в случае смены материально ответственных лиц лицо, принявшее имущество расписывается в описи в получении, а сдавшее в сдаче этого имущества. На имущество, находящееся на ответственном хранении, арендованное или полученное для переработки, составляются отдельные описи (п Методических указаний по инвентаризации). Если инвентаризация имущества проводится в течение нескольких дней, то помещения, где хранятся материальные ценности, при уходе инвентаризационной комиссии должны быть опечатаны. Во время перерывов в работе инвентаризационных комиссий (в обеденный перерыв, в ночное время, по другим причинам) описи должны храниться в ящике (шкафу, сейфе) в закрытом помещении, где проводится инвентаризация (п Методических указаний). В тех случаях, когда материально ответственные лица обнаружат после инвентаризации ошибки в описях, они должны немедленно (до открытия склада, кладовой, секции и т.п.) заявить об этом председателю инвентаризационной комиссии. Инвентаризационная комиссия осуществляет проверку указанных фактов и в случае их подтверждения производит исправление выявленных ошибок в установленном порядке (п Методических указаний). Вопрос 8. Составление сличительных ведомостей по инвентаризации в бухгалтерии и установление соответствия данных о фактическом наличии активов данным бухгалтерского учета Как следует из пункта 4.1 Методических указаний, по имуществу, при инвентаризации которого выявлены отклонения от учетных данных, составляют сличительные ведомости. В них отражаются результаты инвентаризации, то есть расхождения между показателями по данным бухгалтерского учета и данными инвентаризационных описей. Суммы излишков и недостач товарно-материальных ценностей в сличительных ведомостях указываются в соответствии с их оценкой в бухгалтерском учете.

11 На ценности, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении, арендованные, полученные для переработки), составляются отдельные сличительные ведомости. Владельцам этих ценностей предоставляется справка о результатах инвентаризации с приложением копии инвентаризационной описи. Сличительные ведомости могут быть составлены как с использованием средств вычислительной и другой организационной техники, так и вручную. До составления сличительных ведомостей и определения результатов инвентаризации бухгалтерия организации должна тщательно проверить правильность всех подсчетов, приведенных в инвентаризационных описях. Затем полученные сведения заносятся в сличительные ведомости, в которых проводится сравнение фактических сведений с данными бухгалтерских документов. Обнаруженные расхождения фиксируются в проекте акта инвентаризации, к которому прилагается бухгалтерская справка с указанием возможных направлений списания выявленных недостач: — на хищения, — на стихийные бедствия, — на порчу при хранении вследствие халатности виновных лиц. При составлении сличительных ведомостей необходимо учитывать пересортицу товарно-материальных ценностей (неправильный учет товаров одного сорта в составе другого сорта), суммовые разницы, образовавшиеся в результате пересортицы. Необходимо также произвести списание потерь в пределах норм естественной убыли. Суммы излишков и недостач товарно-материальных ценностей в сличительных ведомостях указываются в соответствии с их оценкой в бухгалтерском учете. Вопрос 9. Ошибки, допускаемые при проведении инвентаризации, и их возможные последствия Наиболее часто допускаемые при проведении инвентаризации ошибки (возможные последствия): — состав инвентаризационной комиссии не утвержден руководителем организации (нет основания для проведения инвентаризации); — документально подтверждено отсутствие хотя бы одного из членов инвентаризационной комиссии во время проведения инвентаризации (результаты недействительны); — в приказе не указаны сроки инвентаризации (нет основания для начала проведения инвентаризации); — во время перерыва в работе инвентаризационной комиссии не закрыт доступ посторонним к помещению, где хранятся инвентаризационные описи и материальные ценности (внесение исправлений, искажающих результаты инвентаризации);

12 — при невозможности остановки хозяйственной деятельности приходно расходные документы не завизированы председателем инвентаризационной комиссии (неправомерное оформление ранее не выписанных приходно расходных документов); — у материально ответственных лиц не взяты расписки в том, что все приходные и расходные документы сданы в бухгалтерию (при выявлении нарушений могут быть предъявлены приходно расходные документы, оформленные в период проведения инвентаризации); — проводится сопоставление данных бухгалтерского учета и фактического наличия, а не наоборот (искажение фактических данных, которые вносят не по факту, а по бухгалтерским данным об остатках ценностей); — ошибки и исправления не подписаны и не заверены членами инвентаризационной комиссии (исправления недействительны); — инвентаризационная опись после утверждения результатов содержит незаполненные строки, и они не прочеркнуты (вносятся неправомерно дополнительные данные); — на последней странице описи нет подписи материально ответственного лица об отсутствии у него претензий к членам комиссии и подтверждения о том, что он принимает указанное имущество на ответственное хранение (отсутствие оснований для предъявления претензий к материально ответственному лицу при выявлении недостачи). Вопрос 10. Проведение контрольных проверок По окончании инвентаризации могут осуществляться контрольные проверки правильности проведения инвентаризации. Они проводятся с участием членов инвентаризационных комиссий и материальноответственных лиц и в обязательном порядке до открытия склада, кладовой, секции и других помещений, где проводилась инвентаризация. Результаты контрольных проверок правильности проведения инвентаризаций оформляются актом о контрольной проверке правильности проведения инвентаризации ценностей (форма ИНВ-24) и регистрируются в журнале учета контрольных проверок правильности проведения инвентаризации (форма ИНВ-25). В межинвентаризационный период в организациях с большой номенклатурой ценностей могут проводиться выборочные инвентаризации материальных ценностей в местах их хранения и переработки. Контрольные проверки правильности проведения инвентаризаций и выборочные инвентаризации, проводимые в межинвентаризационный период, осуществляются инвентаризационными комиссиями по распоряжению руководителя организации. На счетах бухгалтерского учета результаты контрольной проверки отражаются: Дебет счета 94 — Кредит счета 10 — списана недостача, выявленная по результатам контрольной проверки;

13 Дебет счета 73 — Кредит счета 94 — списана выявленная недостача на материально ответственное лицо или Дебет счета 70 — Кредит счета 73 — отражена сумма недостачи, удержанной из заработной платы виновного лица.

Проведением инвентаризации в организации занимается специальная комиссия, назначает и утверждает состав которой директор этой организации. Делает он это с помощью приказа. В связи с этим, все руководители должны знать, как выглядит образец приказа о создании инвентаризационной комиссии.

Приказ о создании инвентаризационной комиссии: образец

В процессе своей деятельности организации должны проводить инвентаризации. Это нужно для проверки фактического наличия имущества и обязательств компании.

Для проведения инвентаризации в организации создается инвентаризационная комиссия. Она утверждается приказом директора компании. Данный приказ должен быть оформлен следующим образом:

  1. Указывается полное наименование учреждения, с указанием организационно-правовой формы.
  2. Затем прописывается номер приказа о создании инвентаризационной комиссии.
  3. Затем обязательно указывают дату и место составления документа.
  4. После этого пишут, что приказ составлен в соответствие с методическими рекомендациями Министерства Финансов для проведения проверок, обязательных в текущем году.
  5. Затем следует сам текст приказа:
  • Приказываю создать комиссию по инвентаризации в следующем составе: указываются должности, фамилии, имена и отчества председателя и всех членов комиссии.
  • Возложить на комиссию следующие обязательства:
    • проводить описи активов и обязательств компании в соответствие с графиком проведения инвентаризаций на текущий год;
    • вовремя и правильно оформлять итоги инвентаризации;
    • обеспечивать достоверность и полноту внесения в описи сведений об остатках запасов, продукции, денег, основных средств, а также иного имущества и обязательств.
  1. После этого председатель и все члены комиссии должны подтвердить свое ознакомление с приказом. Для этого они проставляют свои подписи.

Образец приказа о назначении инвентаризационной комиссии приведен ниже:

Состав инвентаризационной комиссии

Состав инвентаризационной комиссии (как постоянно действующей, так и рабочей) утверждает руководитель компании с помощью соответствующего приказа. Данный приказ в обязательном порядке должен быть зарегистрирован в журнале контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризаций.

В состав комиссии по инвентаризации могут входить:

  • сотрудники бухгалтерии;
  • работники администрации компании;
  • работники, занимающиеся в организации внутренним аудитом;
  • сотрудники независимых аудиторских компаний;
  • специалисты иных областей.

К тому же, одни и те же работники могут быть членами сразу нескольких комиссий. Например, комиссии по инвентаризации и комиссии по выбытию и поступлению ценностей.

Стоит отметить, что сотрудники, несущие материальную ответственность, не могут входить в состав инвентаризационной комиссии. Они могут только присутствовать при проведении проверки.

Если проводится опись финансовых обязательств и активов, в составе комиссии обязательно должен присутствовать главный бухгалтер. А если осуществляется инвентаризация нефинансовых активов, бухгалтер не может быть членом комиссии. Он должен будет предоставлять сведения, необходимые для проверки, а также оформлять описи.

Если главбух является председателем комиссии, то остальными членами должны быть или начальники отделов, или рядовые работники.

Также председателем комиссии может быть и сам управляющий компании. В такой ситуации он может возложить контроль за исполнением обязательств на главного бухгалтера. Так будет целесообразнее для самой компании. Это связано с тем, что если главбух является председателем, то он может выполнять только управленческие обязательства.

Директор организации самостоятельно может решить, какое будет количество членов инвентаризационной комиссии, отталкиваясь от вида проводимой инвентаризации и специфики деятельности компании. Законодательство данный вопрос не регламентирует. В основном, организации формируют комиссии из четырех человек.

При неполном составе комиссии по инвентаризации проведение проверки недопустимо.

Если при проведении инвентаризации предстоит большой объем работ, дополнительно формируется рабочая комиссия. Персональный состав рабочей инвентаризационной комиссии утверждает управляющий компании. В состав такой комиссии могут входить работники тех же должностей, что и в состав основной комиссии по инвентаризации.

Протокол заседания инвентаризационной комиссии: образец

После того, как комиссия закончит проводить инвентаризацию, она должна устроить заседание. Во время этого заседания определяются основные результаты и выявленные расхождения. Также во время заседания комиссия должна установить причину выявленных несоответствий и способы исправления сложившейся ситуации. По результатам должен быть составлен протокол заседания инвентаризационной комиссии.

Данный документ имеет следующую структуру:

  • полное наименование компании, в которой проводилась проверка, с указанием организационно-правовой формы;
  • дата и место составления документа;
  • название подразделения, которое подверглось инвентаризации;
  • наименование составляемого документа – протокол инвентаризационной комиссии;
  • список членов комиссии, с указанием их должностей, а также фамилий и инициалов;
  • описание результатов произведенной проверки;
  • перечень сотрудников, выступавших по данному вопросу;
  • решение, которое было принято по обсуждаемому вопросу;
  • заключение, вынесенное комиссией;
  • выявленные нарушения (если есть);
  • виновные в нарушениях работники, с указанием должностей, фамилий и инициалов;
  • сведения о мероприятиях, проведенных для устранения обнаруженных недостатков;
  • подписи председателя и всех членов комиссии.

Оформление данного протокола должно сопровождаться следующими приложениями:

  • оформленными актами и описями проведенной инвентаризации по формам типа ИНВ по каждому лицу, несущему материальную ответственность, объекту, складу или подразделению компании. Всего их существует девятнадцать, в зависимости от вида проводимой проверки;
  • список устаревшей и неподходящей для дальнейшего использования продукции;
  • список недостающей или излишествующей продукции, с указанием ее цены;
  • объяснения работников, на которых возложена мат. ответственность, и иных должностных лиц по поводу излишка или недостачи ценностей (акты, справки, копии первичных документов).

В ходе проведения заседания, комиссия должна вынести следующие предложения:

  • по срокам и способам устранения недостач, а также по проведению служебных расследований (в случае обнаружения недостачи);
  • по дальнейшему пользованию устаревшей и непригодной для последующего использования продукции;
  • иные предложения, касательно работы с подвергшимися инвентаризации ценностями.

Стоит отметить, что если в ходе проведения инвентаризации не было обнаружено каких-либо нарушений, а также виновных за это работников, протокол инвентаризации составлять нет необходимости.

Образец протокола заседания инвентаризационной комиссии приведен ниже:

Случаи признания результатов инвентаризации недействительными

Существует несколько случаев, когда итоги инвентаризации могут быть признаны недействительными:

  • в приказе директора отсутствует утверждение касательно состава комиссии;
  • при проведении инвентаризации присутствуют не все члены комиссии;
  • посторонние граждане получили доступ к инвентаризационным документам;
  • члены комиссии не проставили на инвентаризационных описях свои подписи;
  • при заполнении документов были допущены ошибки и помарки;
  • материально-ответственное лицо не присутствовало при проведении проверки;
  • приказ о проведении инвентаризации был оформлен неправильно;
  • порядок оформления документов был нарушен.

Задачи и обязанности инвентаризационной комиссии

Комиссии по инвентаризации бывают двух видов. В зависимости от вида комиссии отличаются и ее основные задачи.

  • постоянно действующие комиссии;
  • рабочие комиссии.

Задачами инвентаризационной комиссии, действующей на постоянной основе, являются:

  • проведение плановых и выборочных инвентаризаций, а также контрольных проверок;
  • проведение профилактических работ по обеспечению сохранности и целостности активов компании, заслушивание на заседаниях директоров отделов касательно этого вопроса;
  • организация проведения инвентаризаций и проведение инструктажа для рабочих комиссий.

Рабочие комиссии по инвентаризации выполняют следующие задачи:

  • проверка верности определения различий по инвентаризации;
  • контроль за сохранностью активов;
  • проверка соблюдения работниками, несущими материальную ответственность, правил ведения первичного учета и хранения активов;
  • проведение повторных сплошных проверок при установлении грубых нарушений;
  • рассмотрение письменных объяснений работников, допустивших порчу или недостачу ценностей, а также иные нарушения.

В обязанности инвентаризационной комиссии входит:

  • получение необходимых документов перед началом инвентаризации;
  • перед началом проверки на фактическое наличие ценностей — получение последних документов по приходу и расходу или отчетностей о движении денег и ценностей;
  • на момент проведения проверки – обеспечение полноты и точности внесения в описи сведений об остатках денег, продукции, запасов, основных средств, иного имущества, а также финансовых обязательств; обеспечение верности и своевременности оформления результатов проведенной проверки;
  • при обнаружении ошибок и неточностей в описях уже после окончания инвентаризации – проведение проверки указанных фактов; в случае, если они будут подтверждены – исправление обнаруженных ошибок в установленном порядке.

В обязанности инвентаризационной комиссии до начала проверки входит:

  • узнать, находится ли территория организации под охраной, и имеется ли в помещениях пожарная сигнализация;
  • проверить, имеются ли соглашения о материальной ответственности с соответствующими работниками;
  • проверить, имеются ли в организации сейфы, слады и шкафы для хранения ценностей;
  • проверить, оснащены ли места хранения ценностей приборами для измерения;
  • установить, соблюдаются ли в компании условия хранения ценностей, которые принадлежат третьим лицам;
  • уточнить, есть ли контроль над вывозом ценностей из организации и порядком выдачи доверенностей на их получение;
  • проверить, есть ли приказ директора компании о назначении комиссии, которая проверяет сохранность ценностей.

Функциями инвентаризационной комиссии являются:

  • проведение проверки имущества, денег, ценных бумаг, незаконченного производства и иных ценностей в местах производства и хранения;
  • вместе с бухгалтерскими работниками участвуют в определении результата проверки и разрабатывают предложения касательно учета излишков и недостач;
  • вносят свои предложения по вопросам упорядочивания отпуска, хранения и приема ценностей, улучшения контроля за ними и их учета, и реализации имущества и ценностей, которые не нужны компании;
  • оформление итоговый протокол, в котором указывается, в каком состоянии находится склад; результаты проведенной проверки, а также выводы относительно них; предложений о зачете излишков и недостач, списании недостач в пределах норм естественной убыли и сверхурочных недостач;
  • несение ответственности за и соблюдения порядка проведения инвентаризации и ее своевременность, в соответствие с приказом директора компании, за точность и достоверность сведений, вносимых в инвентаризационные описи.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *