Правила внутреннего распорядка в воспитательных колониях

УДК 343.815

DOI 10.33463/1999-9917.2019.27(1-4).1.052-058

АНДРЕЙ НИКОЛАЕВИЧ КИМАЧЕВ,

кандидат юридических наук, доцент кафедры организации режима и надзора в уголовно-исполнительной системе, Академия ФСИН России, г. Рязань, Российская Федерация, e-mail: kimachevandrei@mail.ru;

ДМИТРИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ ГОРБАНЬ, кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры организации режима и надзора в уголовно-исполнительной системе, Академия ФСИН России, г. Рязань, Российская Федерация, e-mail: dimas8807@mail.ru

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ ВНУТРЕННЕГО РАСПОРЯДКА ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ КОЛОНИЙ

Для цитирования

Аннотация. Процесс исполнения наказания в виде лишения свободы в отношении несовершеннолетних осужденных, а также лиц, достигших совершеннолетия, но оставленных в воспитательной колонии, обладает рядом особенностей. Это связано со спецификой личностного развития несовершеннолетних. Законодатель регулирует процедурные нормы исполнения и отбывания наказания в отношении несовершеннолетних отдельным ведомственным нормативным правовым актом -Правилами внутреннего распорядка воспитательных колоний уголовно-исполнительной системы.

В статье поднимаются и анализируются проблемные вопросы регламентации правового положения несовершеннолетних осужденных. Выявляется ряд проблем, для решения которых предлагается:

пересмотреть порядок обращения к несовершеннолетним осужденным; более детально регламентировать в Правилах внутреннего распорядка воспитательных колоний положения Федерального закона от 23 февраля 2013 года № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака»;

конкретизировать правила личной гигиены несовершеннолетних;

© Кимачев А. Н., Горбань Д. В., 2019

(сс^®®@ Статья лицензируется в соответствии с лицензией Creative Commons ^—¿ш ^шуш.ш Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0

уточнить нормы Правил внутреннего распорядка воспитательных колоний о проверках наличия осужденных в ночное время;

раскрыть особенности содержания осужденных в строгих условиях отбывания наказания;

внести поправки в Правила внутреннего распорядка воспитательных колоний, регламентирующие вопросы поведения осужденных за пределами воспитательной колонии, а также предоставления им прав передвижения без конвоя или сопровождения за пределами воспитательной колонии, проживания за пределами воспитательной колонии.

Ключевые слова: правила внутреннего распорядка, режим, воспитательные колонии, исправительный процесс, несовершеннолетние осужденные, льготные условия.

Процесс исполнения наказания в виде лишения свободы в воспитательных колониях порождает специфический вид общественных отношений. В первую очередь это вызвано тем, что правоограничениям указанного вида наказания подвергаются в большинстве своем лица, не достигшие совершеннолетия. В связи с этим возникает необходимость более тщательной и подробной нормативной проработки вопросов реализации лишения свободы в отношении таких осужденных.

Как и в случае с осужденными, отбывающими наказание в исправительных учреждениях для взрослых, процедурная сторона исполнения наказания в виде лишения свободы в отношении подростков в воспитательных колониях регламентирована самостоятельным ведомственным подзаконным нормативным правовым актом — приказом Минюста России от 6 октября 2006 г. № 311 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка воспитательных колоний уголовно-исполнительной системы» (далее — Правила).

Несмотря на внесенные в них изменения (приказы Минюста России от 15 августа 2016 г. № 185, от 23 августа 2012 г. № 165, от 15 декабря 2010 г. № 393, от 9 ноября 2009 г. № 388), Правила не лишены определенных существенных недостатков и спорных моментов .

Таким образом, актуальным представляется вопрос о необходимости их серьезного и обоснованного усовершенствования либо замены новым нормативным правовым актом, как это было реализовано в декабре 2016 г. с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденными приказом Минюста России от 16 декабря 2016 г. № 295.

Остановимся несколько подробнее на вопросах нормативного регулирования реализации наказания в виде лишения свободы внутренним распорядком воспитательных колоний, требующих, на наш взгляд, своего первоочередного решения.

Так, некоторые сомнения вызывает возможность (да и, пожалуй, целесообразность) практической реализации требования п. 15 Правил о повсеместном обращении к осужденным на «Вы». Существенная декларативность рассматриваемого положения достаточно объяснима. Традиционно обращение на «Вы» подчеркивает вежливое и уважительное отношение к человеку, устанавливает определенные границы в общении. Напротив, обращение на «Ты» сближает людей в общении между собой. Необходимо избегать обращения на «Ты» в условиях, когда адресат не располагает возможностью позволить себе аналогичное обращение, например, в силу большой разницы в социальном статусе. Начальственное «тыканье» здесь будет выглядеть абсолютной грубостью.

Однако правила этикета, на наш взгляд, на территориях исправительных учреждений, и особенно предназначенных для содержания лиц, совершивших преступления в несовершеннолетнем возрасте, должны в первую очередь быть достаточно эффективны в вопросах достижения целей и решения задач, стоящих перед этими заведениями. Учитывая приоритет воспитывающей составляющей, присутствующей в качестве основного ориентира для деятельности воспитательных колоний, в организации взаимодействия в социальной паре «администрация — спецконтингент» одинаково необходимы и принципиально традиционное сохранение уважительного «Вы», и универсально допускаемое, в том числе современной пенитенциарной практикой, подтверждение коммуникабельного «Ты». Такое юридически обоснованное сочетание позволит обозначать дистанции в необходимых случаях, где их нарушение приведет к снижению эффективности общения, но нивелирует их там, где степень сближения и социальные роли могут быть определены контактирующими субъектами самопроизвольно. В силу этого важно, во-первых, обязать персонал воспитательных колоний обращаться к осужденным на «Вы», во-вторых, со временем допустить обоюдное обращение на «Ты» представителя администрации учреждения и воспитанника в индивидуальных беседах при условии предварительной договоренности между ними по этому поводу. В связи с этим целесообразно изложить п. 15 Правил в следующей редакции: «Персонал воспитательных колоний и иные лица, посещающие колонию, обязаны обращаться к осужденным на «Вы» и называть их «осужденный», «осужденная», «гражданин», «гражданка» и далее по фамилии. Допускается обращаться к осужденным на «Ты», при этом называть их по имени в индивидуальных беседах, исключающих присутствие других осужденных».

В Правилах должно быть предусмотрено положение о необходимости обеспечения персоналом воспитательных колоний соблюдения требований Федерального закона от 23 февраля 2013 г. № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» как одного из приоритетных направлений в деятельности уголовно-исполнительной системы на сегодняшний день (в свете положений Комплексной программы по совершенствованию деятельности воспитательных колоний и следственных изоляторов на 2015-2018 гг., утвержденной директором ФСИН России 10 июля 2015 г.). Предлагаем абз. 11 п. 17 Правил, определяющих права осужденных, изложить в следующей редакции: «Охрану здоровья, в том числе от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака, и личную безопасность».

Весьма лаконично Правила определяют некоторые обязанности осужденных. Действующая редакция Правил не содержит достаточной определенности процедур, касающихся соблюдения правил личной гигиены, обязательных к исполнению осужденными и контролируемых администрацией воспитательных колоний в целях профилактики заболеваемости в среде воспитанников, тем самым, с одной стороны, порождая недовольство спецконтингента, с другой стороны, отрицательно влияя на вопросы обеспечения охраны здоровья лишенных свободы детей.

Конкретизировать правила личной гигиены позволит следующая редакция абз. 6 п. 18 Правил: «Содержать в чистоте жилые и служебные помещения, учебные и рабочие места, по установленному образцу заправлять постель, соблюдать правила личной гигиены, включая бритье подбородка и усов, иметь короткую стрижку волосистой части головы, подразумевающую остаточную длину волоса для лиц мужского пола -не более 5 мм, для лиц женского пола — не более 100 мм».

Определенные сомнения возникают в отношении целесообразности установленного Правилами запрета для воспитанников воспитательных колоний относительно осуществления курения в не отведенных для этого местах. У непосвященного читателя Правил может сложиться ложное впечатление о допустимости курения табака в специально оборудованных для этого местах на территориях рассматриваемых учреждений. В то же время на протяжении многих лет традиционным для воспитательных колоний является фактический запрет курения для всех лиц, находящихся в границах охраняемых зон учреждений, предназначенных для содержания осужденных, совершивших преступления в несовершеннолетнем возрасте. В отношении воспитанников такой запрет носит абсолютный характер, обязывая их воздерживаться от курения, где бы то ни было в период отбывания наказания. По этой причине предлагаем в абз. 11 п. 19 Правил исключить фразу «в не отведенных для этого местах». Данное изменение позволит обеспечить правовую основу для профилактики курения табака спецконтингентом воспитательных колоний, направленной на реализацию положений Федерального закона от 23 февраля 2013 г. № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», нормативно урегулировав запрет, фактически имеющий место в практической деятельности.

Достаточно критично следует, на наш взгляд, оценивать содержание п. 25 Правил по поводу ограничения количества проверок наличия осужденных в ночное время до одной. Таким образом, действующая редакция Правил вступает в противоречие с Инструкцией о надзоре за осужденными, содержащимися в воспитательных колониях Федеральной службы исполнения наказаний, не учитывая фактически проводимых мероприятий, направленных, в частности, на проверку наличия лиц, склонных к побегу, осуществляемую каждые 2 часа. Принимая во внимание, что оба документа имеют равную юридическую силу, такое положение вещей, обнаруживающее отсутствие преемственности более поздним нормативно-правовым актом положений более раннего, представляется и вовсе не корректным.

Для приведения ситуации в соответствие в п. 25 Правил после слов «в ночное время проверка наличия осужденных проводится…» необходимо исключить слова «один раз».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Отметим особенности содержания осужденных воспитательных колоний в строгих условиях отбывания наказания и о проблеме их трудовой занятости.

Несмотря на свою малочисленность (по состоянию на декабрь 2016 г. в строгих условиях отбывания наказания в воспитательных колониях содержалось 53 осужденных), совершившие злостные нарушения установленного порядка отбывания наказания лица, находясь в условиях изолированных жилых помещений, запираемых в свободное от учебы и работы время, как никакая иная категория осужденных, нуждаются в строго регламентированной занятости.

В то же время администрация воспитательных колоний нередко занимает нейтральную позицию по отношению к вопросу организации труда этой категории осужденных и видит свою главную задачу лишь в изоляции их от основной массы спецконтингента, не предпринимая достаточных мер для устранения негативных качеств в личности злостных нарушителей. В определенной степени этому способствует последняя и единственная редакция ч. 1 ст. 103 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (УИК РФ), ставящая реализацию привлечения к труду осужденных в зависимость от наличия рабочих мест в производственных (трудовых) мастерских воспитательных колоний и формирующая таким образом современные подходы к трудовому воспитанию спецконтингента.

Между тем отечественным уголовно-исполнительным законодательством труд рассматривается в качестве одного из основных средств исправления осужденных. Более того, ч. 3 ст. 132 УИК РФ расценивает добросовестное отношение к труду как обязательное условие перевода в обычные условия отбывания наказания лиц, признанных злостными нарушителями и содержащихся в строгих условиях.

Разрешить сложившееся противоречие возможно путем внесения изменений (учитывая безусловное функционирование рабочих кабинетов при каждом изолированном помещении в учреждениях, предназначенных для содержания несовершеннолетних осужденных к лишению свободы) в п. 108 Правил, дополнив словами: «Добросовестное отношение к труду является обязательным условием перевода в обычные условия отбывания наказания». Интересным представляется в этом плане международный опыт, в частности, Республики Беларусь. Согласно положениям ведомственного уголовно-исполнительного законодательства указанного государства устанавливается и организуется работа несовершеннолетних осужденных в запираемых помещениях отдельно от других осужденных .

Затрагивая исследование вопроса условий отбывания наказания в воспитательных колониях, необходимо отметить, что, регулируя его, закон опирается на два принципиальных положения:

а) воспитательно-исправительный процесс в отношении несовершеннолетних осужденных должен быть построен по прогрессивной системе;

б) в связи с особенностями личности несовершеннолетних осужденных режим в воспитательных колониях должен быть мягче, чем в исправительных учреждениях для взрослых.

В связи с вышеуказанными обстоятельствами в воспитательных колониях создается дополнительный вид условий отбывания наказания — льготные. По своему режимному содержанию они максимально приближены к жизни на свободе. Не случайно в научной литературе льготные условия отбывания наказания именуются полусвободным режимом отбывания наказания . Предоставление подросткам возможности пребывания в этих условиях выводит на первый план вопрос о безопасности такого дозволения, заключающейся в способности самого воспитанника противостоять различного рода угрозам, ожидающим его в обстановке так называемой условной свободы, с одной стороны, и, что не менее важно, в отсутствии у него преднамеренной установки на противоправное поведение — с другой. В качестве определенного гаранта безопасности здесь выступают научно обоснованные педагогические характеристики исследуемой категории осужденных, свидетельствующие о максимальной предрасположенности данной возрастной группы к оказываемому на них исправительному воздействию. Указанное выше обстоятельство во многом позволяет относительно безопасно разрешать воспитанникам, особенно несовершеннолетним, находиться за пределами охраняемого объекта в условиях пусть ограниченной, но свободы, ожидая при этом наибольшую вероятность эффективности от подобного поощрительного инструмента .

Закрепленная ст. 133 УИК РФ норма обеспечивает процесс социальной адаптации несовершеннолетних осужденных к законопослушной жизни . Последняя цель достигается созданием еще в период отбывания наказания некой илллюзии полной свободы, формирующей предпосылки заблаговременного привыкания к правопослушной модели поведения гражданина, не стесненного границами лишенного свободы пространства.

В свою очередь, Правила должны регулировать закрепленную в УИК РФ правовую норму о проживании несовершеннолетних осужденных за пределами воспитательной колонии, однако данный вопрос в Правилах не регламентирован.

Порядок проживания осужденных, отбывающих наказание в льготных условиях за пределами воспитательных колоний, определяется разд. VIII Правил «Поведение осужденных за пределами воспитательной колонии». Важно отметить, что в рассматриваемом разделе идет речь о двух смежных пенологических институтах (от лат. poena -наказание): передвижении осужденных без конвоя или сопровождения за пределами воспитательной колонии и проживании осужденных, отбывающих наказание в льготных условиях за пределами воспитательной колонии.

Однако в Правилах не разграничен структурно исследуемый нами раздел на соответствующие части, в результате чего происходит смешение в регулировании двух указанных правовых институтов, а также возникают определенные проблемы в их применении. Так, например, непонятно, на какие конкретно категории воспитанников распространяются обязанности и запреты, а также требования к поведению, перечисленные в пп. 58-59, 61-62 Правил.

По нашему мнению, в целях более эффективной регламентации вопросов передвижения одних категорий осужденных и проживания других за пределами воспитательной колонии необходимо внести соответствующие изменения в Правила внутреннего распорядка воспитательных колоний. При этом в отношении воспитанников, отбывающих наказание в льготных условиях, важно закрепить процедуру разрешения им проживания за пределами воспитательной колонии, включающую в себя критерии к отбору кандидатур, претендующих на предоставление такого права, перечень необходимых сопутствующих и правоустанавливающих документов, вопросы заседания административной комиссии учреждения, подлежащие рассмотрению при принятии решения, и ее состав, а также другие организационные моменты.

Перечисленные поправки могут потребовать переименования разд. VIII Правил «Поведение осужденных за пределами воспитательной колонии» в «Предоставление осужденным права передвижения без конвоя или сопровождения за пределами воспитательной колонии», а также дополнения Правил разд. VIII.I «Предоставление осужденным, отбывающим наказание в льготных условиях, права проживания за пределами воспитательной колонии».

Кроме того, определенные противоречия в регламентации вопросов, связанных с проживанием осужденных, отбывающих наказание в льготных условиях, за пределами воспитательных колоний, может вызывать разд. XIX Правил «Приобретение продуктов питания, вещей и предметов первой необходимости». Так, в п. 166 Правил указывается, что указанной категорией осужденных по их заявлению продукты питания и предметы первой необходимости приобретаются сотрудниками либо работниками колонии. Одновременно с этим в п. 168 Правил закреплено, что несовершеннолетние осужденные приобретают продукты питания и предметы первой необходимости самостоятельно, пользуясь наличными деньгами.

Таким образом, возникает вопрос о том, каким же образом приобретаются продукты питания и предметы первой необходимости несовершеннолетними осужденными. Правила не содержат уточняющей информации по этому поводу.

Правилами предполагалось предусмотреть п. 166 общий порядок приобретения продуктов питания, вещей и предметов первой необходимости воспитанниками, содержащимися в льготных условиях с правом проживания за пределами колонии, за безналичный расчет, за счет средств, находящихся на лицевом счете, а п. 168 — частный, за счет наличных денежных средств. Однако такой регламент не определяется буквально из текста Правил и, что еще более важно, в них отсутствует процедура приобретения

(получения) таких денег осужденными для последующего самостоятельного пользования ими.

Таким образом, по результатам исследования вопросов нормативного регулирования реализации лишения свободы внутренним распорядком воспитательных колоний можно сделать вывод о том, что действующие на сегодняшний день Правила нуждаются в своем совершенствовании по ряду направлений, в частности необходимо:

1) пересмотреть порядок взаимного обращения друг к другу осужденных, с одной стороны, и администрации учреждения, а также иных лиц, его посещающих, с другой;

2) привести в соответствие с федеральным законодательством, в том числе обеспечивающим охрану здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;

3) четко определить отдельные обязанности и запреты, предписываемые воспитанникам;

4) оптимизировать процедуру проведения ночных проверок наличия спецконтингента;

5) в сфере регулирования Правилами условий отбывания наказания обеспечить трудовую занятость лиц, проживающих в изолированных жилых помещениях, запираемых в свободное от учебы или работы время; структурно разделить между собой в нормативном правовом акте регламентацию передвижения без конвоя или сопровождения и проживания осужденных за пределами воспитательных колоний, являющихся, по сути, смежными пенологическими институтами, уточнив в отношении последнего процедуру предоставления такого права; установить обстоятельства, позволяющие воспитанникам в льготных условиях пользоваться наличными деньгами, а также алгоритм их получения для приобретения продуктов питания и предметов первой необходимости за пределами колонии.

Данные направления совершенствования Правил, по нашему мнению, в наибольшей степени будут способствовать повышению эффективности реализации лишения свободы в отношении несовершеннолетних осужденных внутренним распорядком воспитательных колоний.

Библиографический список

1. Кимачев А. Н. Отдельные вопросы организации режима воспитательных колоний в правилах внутреннего распорядка // Вестник Кузбасского института. 2017. № 3. С. 27-34.

2. Кимачев А. Н. Организационные и правовые основы обеспечения режима в исправительных учреждениях, предназначенных для содержания лиц, совершивших преступления в несовершеннолетнем возрасте : автореф. дис. … канд. юрид. наук. Рязань, 2013. 23 с.

3. Прокудин В. В., Степаненко В. И. Внутренний распорядок как важнейший элемент режима в исправительных учреждениях России и Республики Беларусь // Международный пенитенциарный журнал. 2015. № 3. С. 74-80.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Белова Е. Ю. Правовое регулирование и организация социальной адаптации несовершеннолетних осужденных в льготных условиях отбывания наказания. Псков, 2014. 174 с.

5. Горбань Д. В. Актуальные тенденции уголовно-исполнительной политики в сфере предупреждения рецидивной преступности // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2017. № 2(177). С. 5-9.

6. Южанин В. Е., Горбань Д. В. Режим и меры предупреждения правонарушений среди осужденных в системе исполнения наказания в виде лишения свободы. М., 2018. 496 с.

Зарегистрирован в Минюсте РФ 27 мая 2013 г.

Регистрационный N 28535

утвердить прилагаемую Инструкцию по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы.

Министр А. Коновалов

Инструкция по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы

I. Общие положения

1. Инструкция регламентирует порядок организации и проведения мероприятий по профилактике правонарушений среди осужденных, подозреваемых и обвиняемых, отбывающих наказание и содержащихся в исправительных учреждениях и следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы (далее — учреждения УИС).

2. Основной целью профилактической работы является недопущение правонарушений со стороны лиц, содержащихся в учреждениях УИС, посредством системы профилактических мероприятий.

3. Правовую основу деятельности по профилактике правонарушений составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, а также нормативные правовые акты Минюста России.

4. Деятельность сотрудников учреждений УИС по предотвращению правонарушений связана с выявлением лиц, имеющих намерение совершить правонарушение, и принятием к ним мер превентивного характера с целью недопущения реализации этих намерений (на стадии обнаружения умысла). При пресечении правонарушений устанавливаются лица, подготавливающие правонарушение, с принятием к ним превентивных мер в целях недопущения перерастания подготовительных действий в оконченное правонарушение (на стадии покушения).

5. Профилактика правонарушений обеспечивается путем охраны, изоляции и надзора за лицами, содержащимися в учреждениях УИС, их размещения в соответствии с законом, выявления причин и условий, способствующих совершению правонарушений, разработки и осуществления мер по их устранению (общая профилактика), установления лиц, от которых можно ожидать совершения правонарушений, и принятия мер по оказанию на них необходимого воздействия (индивидуальная профилактика).

6. Профилактика правонарушений в учреждении УИС осуществляется с привлечением имеющихся сил и средств, в том числе:

— сотрудников учреждения УИС;

— инженерно-технических средств охраны и надзора;

— средств связи и сигнализации.

Для совместного выполнения задач по профилактике правонарушений осуществляется взаимодействие с другими правоохранительными органами.

7. Профилактика правонарушений проводится сотрудниками заинтересованных подразделений учреждения УИС во взаимодействии с соответствующими подразделениями территориальных органов ФСИН России, правоохранительными органами, государственными и общественными организациями.

8. Основанием для постановки подозреваемого, обвиняемого или осужденного на профилактический учет являются наличие достоверных и проверенных сведений о его намерениях совершить правонарушение или негативном влиянии на других лиц, а также медицинские и психологические показания. Сбор и подготовка необходимых материалов по постановке подозреваемого, обвиняемого или осужденного на профилактический учет возлагается на сотрудников подразделения учреждения УИС, являющегося инициатором постановки на профилактический учет.

II. Порядок организации профилактики правонарушений в учреждениях УИС

9. При организации работы по профилактике правонарушений Федеральная служба исполнения наказаний в пределах своей компетенции обеспечивает:

анализ и обобщение практики работы по вопросам профилактики правонарушений, разработку мер по повышению эффективности профилактической работы, контроль за ее проведением;

разработку и осуществление совместно с территориальными органами ФСИН России, образовательными учреждениями ФСИН России, другими правоохранительными органами мероприятий по профилактике правонарушений;

изучение, обобщение и внедрение положительного опыта, подготовку обзоров по организации и тактике профилактической работы.

10. При организации и проведении мероприятий по профилактике правонарушений территориальные органы ФСИН России в пределах своей компетенции обеспечивают:

взаимодействие в организации и проведении мероприятий по профилактике правонарушений между подведомственными учреждениями УИС и контроль за состоянием этой работы;

оказание практической помощи подведомственным учреждениям УИС в проведении профилактики правонарушений, непосредственное участие в осуществлении профилактических мероприятий;

разработку мероприятий по профилактике правонарушений с определением конкретных задач для каждого подразделения подведомственного учреждения УИС;

взаимодействие подведомственных учреждений УИС с правоохранительными органами, государственными и общественными организациями по вопросам профилактики правонарушений;

систематическое обобщение и внедрение в практику положительного опыта профилактической работы.

11. При проведении мероприятий по профилактике правонарушений учреждения УИС обеспечивают:

определение конкретных задач профилактической работы, тактических способов их решения на основе анализа и оценки оперативной обстановки и ответственных за это лиц;

разработку и непосредственное осуществление мероприятий по профилактике правонарушений, эффективное использование в этой работе имеющихся сил и средств в тесном взаимодействии всех подразделений, а также с другими правоохранительными органами, государственными и общественными организациями по месту дислокации учреждений УИС;

ведение учета работы по профилактике правонарушений.

12. При выявлении причин правонарушений в учреждениях УИС и условий, им способствующих, и выработке мер по их устранению используется информация, содержащаяся в:

отчетности о состоянии преступности и дисциплины;

материалах ведомственных и прокурорских проверок деятельности учреждений УИС;

материалах служебных проверок и предварительного следствия по уголовным делам по фактам допущенных подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными преступлений и иных правонарушений;

актах прокурорского реагирования и частных определениях судов;

подлежащей цензуре переписке лиц, содержащихся в учреждениях УИС, сведениях, полученных на личном приеме подозреваемых, обвиняемых и осужденных;

медицинской документации;

данных по результатам несения службы по охране и надзору;

оперативной информации;

рекомендациях психологов;

информации воспитательных служб, отдела безопасности (режима);

информации производственно-технических служб.

III. Порядок проведения общей профилактики правонарушений

13. При проведении общей профилактики особое внимание обращается на динамику правонарушений, изменения, происходящие в качественном и количественном составе подозреваемых, обвиняемых и осужденных, обеспечении изоляции и надзора за ними, трудовом использовании, размещении, материально-бытовом и медицинском обеспечении.

14. В учреждениях УИС подозреваемые, обвиняемые и осужденные, допускающие правонарушения либо намеревающиеся их совершить, выявляются путем:

изучения их личных дел, сбора информации, полученной сотрудниками подразделений воспитательной работы, режима, охраны, оперативного отдела, отдела специального учета, психологической лаборатории, профессионального училища, школы, предприятия, медицинской части, а также поступившей из других источников (в том числе по результатам цензуры корреспонденции), заявлений подозреваемых, обвиняемых и осужденных, изучения записей в Книге учета заявлений и сообщений о преступлениях, Журнале учета предложений, заявлений и жалоб подозреваемых, обвиняемых и осужденных, Журнале учета информации о происшествиях, Журнале учета материалов, по которым вынесены постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, Журнале учета нарушений режима отбывания наказания и Журнале рапортов приема-сдачи дежурств и другой документации, в которой могут содержаться сведения о противоправном поведении и намерениях подозреваемых, обвиняемых и осужденных.

15. Отделы безопасности (режима) учреждений УИС:

обеспечивают систему изоляции и надзора, выполнение подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными распорядка дня и соблюдение правил поведения;

оформляют и постоянно обновляют планшеты информации о лицах, поставленных на профилактический учет, ведут учетные карточки и журнал учета этих лиц;

по информации оперативных отделов учреждений УИС пресекают каналы проникновения к подозреваемым, обвиняемым и осужденным предметов, запрещенных к использованию в учреждениях УИС;

совместно с сотрудниками заинтересованных подразделений учреждений УИС готовят материалы к рассмотрению на заседаниях комиссии администрации учреждения по вопросам постановки подозреваемых, обвиняемых и осужденных на профилактический учет;

разрабатывают и реализуют совместно с другими подразделениями учреждения УИС профилактические мероприятия с лицами, поставленными на профилактический учет;

выявляют возникающие конфликтные ситуации между лицами, поставленными на профилактический учет, и другими подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными и принимают меры к их разрешению и урегулированию.

16. Оперативные отделы учреждений УИС:

осуществляют сбор информации, необходимой для разработки основных мероприятий по предупреждению правонарушений, изучают негативные процессы среди лиц, поставленных на профилактический учет, обеспечивают за ними оперативный контроль. Своевременно доводят до руководства учреждения УИС информацию об оперативной обстановке на объектах учреждения, а в необходимых случаях — до оперативного дежурного и сотрудников других заинтересованных подразделений учреждения УИС;

при поступлении в оперативный отдел рапортов сотрудников учреждения УИС о необходимости постановки конкретных лиц на профилактический учет проводят предварительную проверку обоснованности и достоверности изложенных в них сведений;

выявляют организаторов и активных участников группировок отрицательной направленности, принимают меры к их разобщению, выявляют иных лиц, намеревающихся совершить правонарушения;

совместно с другими подразделениями учреждения УИС принимают меры к пресечению конфликтных ситуаций среди подозреваемых, обвиняемых и осужденных;

выявляют и пресекают каналы поступления к подозреваемым, обвиняемым и осужденным предметов, запрещенных к использованию в учреждениях УИС;

совместно с другими подразделениями учреждения УИС проводят работу по склонению к отказу от противоправных намерений и действий подозреваемых, обвиняемых и осужденных;

во взаимодействии с правоохранительными органами проводят мероприятия по профилактике правонарушений в учреждениях УИС;

совместно с сотрудниками заинтересованных подразделений учреждений УИС готовят материалы к рассмотрению на заседаниях комиссии администрации учреждения УИС по вопросам постановки подозреваемых, обвиняемых и осужденных на профилактический учет;

разрабатывают и реализуют совместно с другими подразделениями учреждений УИС профилактические мероприятия с лицами, поставленными на профилактический учет, результаты работы отражают в характеризующих данных;

выявляют возникающие конфликтные ситуации между лицами, поставленными на профилактический учет, и другими подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными и принимают меры к их разрешению и урегулированию, ежедневно уточняют и обновляют список лиц, поставленных на профилактический учет, хранящийся в оперативном отделе.

17. Отделы воспитательной работы учреждений УИС:

совместно с заинтересованными службами учреждения УИС выявляют подозреваемых, обвиняемых и осужденных, склонных к противоправным действиям, проводят комплекс воспитательных мероприятий с этой категорией лиц;

совместно с заинтересованными службами учреждения УИС готовят материалы к рассмотрению на заседаниях комиссии администрации учреждения по вопросам постановки осужденных (подозреваемых и обвиняемых) на профилактический учет;

разрабатывают и реализуют совместно с другими службами учреждений УИС профилактические мероприятия с лицами, поставленными на профилактический учет, результаты работы отражаются в характеризующих данных;

выявляют возникающие конфликтные ситуации между лицами, поставленными на профилактический учет, и другими подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными и принимают меры к их разрешению и урегулированию;

предоставляют характеристики и сведения о поощрениях и наказаниях по запросам руководителей служб учреждения;

представляют по запросам комиссии администрации учреждения УИС выписки из общих собраний осужденных при рассмотрении вопросов поведения лиц, поставленных на профилактический учет;

принимают участие в проведении служебных проверок по фактам нарушений установленного порядка отбывания наказания, содержания под стражей лицами, поставленными на профилактический учет.

18. Подразделения охраны учреждений УИС:

обеспечивают надлежащий пропускной режим в учреждениях УИС;

принимают меры, исключающие возможность совершения лицами, содержащимися в учреждениях УИС, правонарушений при конвоировании по маршрутам передвижения, а также на охраняемых объектах;

через сотрудников оперативных и режимных подразделений ежедневно уточняют список лиц, склонных к побегу, обновляют соответствующие информационные стенды и планшеты на контрольно-пропускных пунктах и в классах по служебной подготовке, своевременно доводят изменения в оперативной обстановке до сотрудников, входящих в состав караулов, принимают меры по предотвращению побегов.

19. Медицинские подразделения учреждений УИС:

осуществляют внешний осмотр подозреваемых, обвиняемых и осужденных с целью обнаружения телесных повреждений, вновь нанесенных татуировок и иных особых примет, информируют об этом заинтересованные службы учреждения УИС;

оказывают содействие в выявлении лиц, склонных к употреблению алкогольных напитков и наркотических веществ;

вносят предложения по постановке их на профилактический учет;

проводят с ними комплекс лечебно-профилактических мероприятий и принимают меры, направленные на излечение указанной категории лиц, вносят предложения о постановке их на профилактический учет;

вносят предложения начальнику учреждения УИС о постановке на профилактический учет лиц, имеющих психические расстройства, осуществляют меры медицинского характера по предотвращению с их стороны противоправного поведения и суицидальных попыток;

проводят работу, направленную на исключение доступа лиц, содержащихся в учреждениях УИС, к медикаментам и медицинскому инструменту;

выявляют лиц с признаками психических заболеваний, осуществляют комплексное наблюдение и лечение таких лиц.

20. Психологические службы учреждений УИС:

проводят психологическое обследование лиц, находящихся в карантинном помещении, выявляют лидеров групп осужденных, лиц, склонных к деструктивному поведению, обрабатывают полученные данные и дают рекомендации по организации и проведению индивидуально-воспитательной работы с этими лицами с учетом их личностных особенностей сотрудникам воспитательных служб и другим заинтересованным службам учреждений УИС;

совместно с сотрудниками, ведущими профилактическую работу с подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, по психологическим показаниям определяют круг лиц, требующих постановки на профилактический учет, усиленного наблюдения, проводят с ними психокоррекционные мероприятия;

выявляют лиц с признаками психических заболеваний, информируют сотрудников медицинской службы о поведении данных осужденных, при необходимости совместно проводят мероприятия по психологической коррекции поведения данных подозреваемых, обвиняемых и осужденных;

проводят изучение социально-психологической обстановки и настроений подозреваемых, обвиняемых и осужденных, их отношения к персоналу учреждения УИС, организуют работу групп психологической помощи, участвуют совместно с представителями других подразделений в разрешении конфликтов и предотвращении правонарушений;

анализируют психологические причины чрезвычайных происшествий (преступлений, суицидов, группового неповиновения), принимают меры по их устранению и недопущению в будущем;

повышают психологическую компетентность сотрудников учреждения УИС, обучают навыкам бесконфликтного общения, осуществляют психологическое обеспечение деятельности сотрудников учреждений УИС, в том числе при осложнении оперативной обстановки, групповых эксцессах, захвате заложников.

21. Производственно-технические подразделения учреждений УИС:

участвуют в разработке планов мероприятий по профилактике правонарушений на производственных объектах учреждения УИС;

обеспечивают пропускной режим на производственных объектах, пресекают бесконтрольное передвижение лиц, содержащихся в учреждениях УИС, между цехами и участками, осуществляют надзор за лицами, поставленными на профилактический учет, на рабочих местах;

обеспечивают соблюдение производственной дисциплины и принимают меры по поддержанию правопорядка на производственных объектах;

осуществляют контроль за проведением погрузочно-разгрузочных работ, передвижением транспорта по территории производственной зоны;

обеспечивают учет, хранение и использование по назначению транспортных и других технических средств, технологического оборудования, колюще-режущего инструмента, сырья и материалов, локализацию заточного оборудования;

при необходимости совместно с другими подразделениями учреждения УИС участвуют в проведении обысков производственных объектов, изолированных участков на территории производственной зоны и лиц, содержащихся в учреждениях УИС;

совместно с заинтересованными службами учреждения УИС выявляют на производстве места, удобные для совершения побега с использованием транспортных средств, а также поступления (переброса) на территорию учреждения УИС запрещенных предметов. Готовят предложения по их укреплению силами и средствами учреждения УИС;

пресекают самовольное возведение лицами, содержащимися в учреждении УИС, различных строений, хранилищ и иных укрытий.

22. Другие подразделения учреждений УИС участвуют в работе по профилактике правонарушений среди подозреваемых, обвиняемых и осужденных в соответствии с возложенными на них задачами и функциями.

IV. Порядок проведения индивидуальной профилактики правонарушений

23. Индивидуальная профилактика правонарушений включает в себя работу с лицами, поставленными на профилактический учет, путем проведения целенаправленной, планомерной и дифференцированной работы с учетом психологических особенностей их личности, характера и степени общественной опасности, совершенных ими правонарушений и других особенностей, имеющих значение для правильного выбора методов и средств воспитательного воздействия. За подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, состоящими на профилактическом учете, приказом учреждения УИС закрепляются сотрудники учреждения УИС.

24. На профилактический учет берутся подозреваемые, обвиняемые и осужденные:

— склонные к совершению побега;

— лидеры и активные участники группировок отрицательной направленности, а также лица, оказывающие негативное влияние на других подозреваемых, обвиняемых и осужденных;

— организующие и провоцирующие групповое противодействие законным требованиям администрации;

— склонные к употреблению и приобретению наркотических веществ, психотропных средств, сильнодействующих медицинских препаратов и алкогольных напитков;

— признанные судом нуждающимися в лечении от наркомании и алкоголизма;

— склонные к совершению суицида и членовредительству;

— организующие или активно участвующие в азартных играх с целью извлечения материальной или иной выгоды;

— склонные к систематическому нарушению правил внутреннего распорядка;

— изучающие, пропагандирующие, исповедующие либо распространяющие экстремистскую идеологию;

— отбывающие наказание за дезорганизацию нормальной деятельности исправительных учреждений, массовые беспорядки;

— склонные к нападению на представителей администрации и иных сотрудников правоохранительных органов;

— склонные к посягательствам на половую свободу и половую неприкосновенность.

25. Индивидуальная профилактика правонарушений осуществляется путем:

всестороннего изучения личности подозреваемого, обвиняемого и осужденного, его криминальных связей и криминально значимых свойств характера, привычек, наклонностей, мотивации негативного поведения и высказываний;

проведения индивидуальных бесед, разъяснения подозреваемым, обвиняемым и осужденным пагубности допускаемых ими правонарушений, а также возможных последствий;

изоляции подозреваемого, обвиняемого и осужденного от связей и условий, оказывающих на него негативное влияние;

привлечения подозреваемого, обвиняемого и осужденного к общественно полезному труду и учебе;

использования в воспитательном процессе возможностей родственных и иных положительных связей, психологического консультирования родственников;

применения других форм и методов положительного влияния на лиц, поставленных на профилактический учет, исходя из конкретных условий.

26. Инициатором постановки на профилактический учет может быть любой сотрудник учреждения УИС, контактирующий с подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными.

27. Сотрудник учреждения УИС, владеющий информацией о замыслах подозреваемого, обвиняемого и осужденного на подготовку к совершению противоправных действий готовит мотивированный рапорт на имя начальника учреждения УИС.

28. Начальник учреждения УИС после ознакомления со сведениями, изложенными в рапорте, дает поручение оперативным службам учреждения УИС на их полную и всестороннюю проверку.

29. Сотрудники подразделений учреждения УИС в течение 10 дней проводят проверку достоверности и обоснованности сведений, изложенных в рапорте, отражая результаты проверки в соответствующих документах. После окончания проверки в случае согласия визируют рапорт, после чего передают его в воспитательную службу. Если по результатам проверки не выявлена целесообразность постановки (снятия) лица на профилактический учет, то к рапорту прилагается справка с мотивированным обоснованием и при необходимости рекомендациями о дальнейшей работе с этим подозреваемым, обвиняемым и осужденным.

30. Начальник учреждения УИС после ознакомления с указанными материалами, убедившись в обоснованности ходатайства инициатора о постановке (снятии) на профилактический учет лица, указанного в рапорте, визирует его и назначает дату для рассмотрения представленного материала на заседании комиссии учреждения УИС.

31. Начальник отряда (воспитатель), за которым закреплен подозреваемый, обвиняемый и осужденный, готовит соответствующий материал для рассмотрения на очередном заседании комиссии учреждения УИС (справка по личному делу, объяснения подозреваемого, обвиняемого и осужденного и иных лиц по поводу ранее совершенных правонарушений, заключение служебной проверки по факту допущенного правонарушения и иные материалы, характеризующие подозреваемого, обвиняемого и осужденного), предварительно знакомит с ним начальника учреждения УИС.

32. На заседании комиссии в присутствии подозреваемого, обвиняемого и осужденного заслушиваются: сотрудник, возбудивший ходатайство о постановке (снятии) его на профилактический учет (кроме сотрудников психологической службы), и другие должностные лица, имеющие возможность охарактеризовать это лицо. Кроме того, заслушиваются по желанию подозреваемого, обвиняемого и осужденного его объяснения. Материалы психологической диагностики на заседании комиссии не озвучиваются.

33. По результатам рассмотрения комиссией учреждения может быть принято решение: о постановке на профилактический учет, снятии с профилактического учета, отказе в постановке на профилактический учет, отказе в снятии с профилактического учета. Решение комиссии принимается большинством голосов членов комиссии, оформляется протоколом, который утверждается начальником учреждения УИС и подписывается членами комиссии.

34. Администрация учреждения УИС, после вынесения решения комиссии относительно постановки подозреваемого, обвиняемого или осужденного на профилактический учет, снятия с профилактического учета, либо продления срока нахождения на профилактическом учете ознакамливает с ним под роспись.

35. В случае постановки конкретного лица на профилактический учет за ним закрепляется наиболее профессионально подготовленный сотрудник учреждения УИС, в дальнейшем ответственный за проведение профилактической работы с этим подозреваемым, обвиняемым или осужденным.

36. Сотрудниками режимных служб учреждения УИС на лицо, поставленное на профилактический учет, заводится учетная карточка, которая заносится в журнал регистрации учетных карточек. Учетная карточка помещается в планшет (фотостенд), журнал регистрации учетных карточек находится на постоянном хранении в отделе безопасности (режима) учреждения УИС. Списки лиц, состоящих на профилактическом учете, размножаются и передаются во все заинтересованные службы учреждения УИС для организации профилактической работы с этими лицами по своим направлениям деятельности.

37. Рапорт о постановке на профилактический учет, выписки из протоколов заседания комиссии учреждения УИС, справки, акты и другие материалы (кроме материалов психологического характера) передаются в отдел специального учета для приобщения их к личному делу подозреваемого, обвиняемого и осужденного, а результаты профилактической работы с ним фиксируются в характеризующих данных.

38. Если в процессе проведения профилактических мероприятий будет установлено отсутствие положительных результатов воздействия на лицо, поставленное на профилактический учет, то по решению комиссии учреждения УИС за ним может быть закреплен другой сотрудник, что в обязательном порядке отражается в учетной карточке и журнале регистрации учетных карточек.

39. При поступлении в учреждение УИС подозреваемых, обвиняемых или осужденных из воспитательных колоний либо из следственных изоляторов (тюрем), к личным делам которых приобщены учетные карточки лиц, поставленных на профилактический учет, такие осужденные (подозреваемые и обвиняемые) автоматически ставятся на профилактический учет по основаниям, указанным в учетных карточках. На заседании комиссии учреждения УИС в отношении них разрабатываются конкретные профилактические мероприятия и за ними закрепляются сотрудники для проведения профилактической работы в течение шести месяцев. Результаты рассмотрения и решение комиссии оформляются протоколом. По истечении указанного времени начальники отрядов, в которых содержатся эти лица, готовят материал к рассмотрению на заседании комиссии администрации учреждения УИС, куда вносят предложение о целесообразности продолжения профилактической работы либо снятия их с профилактического учета.

40. Профилактическая работа с лицами, поставленными на профилактический учет, может проводиться в течение всего срока пребывания их в учреждении УИС, если в отношении них регулярно продолжает поступать информация о намерении совершить противоправные действия.

41. О результатах профилактической работы закрепленный за лицом, поставленным на профилактический учет, сотрудник по истечении трех месяцев докладывает на заседании комиссии администрации учреждения УИС. Комиссия принимает решение о снятии лица с профилактического учета либо о продлении срока профилактической работы. В последнем случае комиссия дает конкретные рекомендации по существу возникших проблем. Решения комиссии администрации учреждения УИС с рекомендациями о проведении профилактических мероприятий оформляются протоколом с письменными указаниями начальника учреждения УИС.

42. Лицо, поставленное на профилактический учет, снимается с профилактического учета в случае:

— освобождения из учреждения УИС;

— решения административной комиссии, вынесенного на основании положительного результата психологической диагностики и мотивированного рапорта сотрудника оперативного подразделения учреждения УИС;

— решения административной комиссии по представленным положительно характеризующим лица, поставленного на профилактический учет, материалам не ранее чем по истечении трех месяцев пребывания в учреждении УИС — в отношении подозреваемых, обвиняемых или осужденных, поступивших в учреждения УИС из воспитательных колоний либо из следственных изоляторов (тюрем);

— смерти лица, состоявшего на профилактическом учете.

43. При убытии лица, поставленного на профилактический учет, в другое учреждение УИС учетная карточка на него и справка-ориентировка с предварительными выводами о результатах и целесообразности проведения с ним в дальнейшем профилактической работы, подписанная начальником учреждения УИС, приобщаются к личному делу обвиняемого, подозреваемого или осужденного. Администрация учреждения УИС, принявшая такого осужденного (обвиняемого, подозреваемого), постановку его на профилактический учет осуществляет в соответствии с пунктом 39 настоящей Инструкции.

V. Оценка результатов работы по профилактике правонарушений

44. Начальники территориальных органов ФСИН России, подведомственных учреждений УИС результаты работы по профилактике правонарушений оценивают:

по количественным показателям, характеризующим динамику и структуру правонарушений в учреждении УИС;

по состоянию взаимодействия между подразделениями учреждений УИС при принятии решений о постановке подозреваемых, обвиняемых и осужденных на профилактические учеты, эффективности этой работы;

по количеству лиц, поставленных на профилактический учет, отказавшихся от противоправного поведения;

по состоянию индивидуально-профилактической работы сотрудников учреждений УИС, закрепленных за лицами, поставленными на профилактический учет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *