Правила учета газа

Примерно 60 процентов потребляемого на территории ЕС газа страны Евросоюза импортируют. Остальные 40 процентов добываются, в частности, в Великобритании, Нидерландах, Дании и Германии. Правда, внутренние запасы газа стремительно сокращаются. Согласно прогнозам, зависимость Евросоюза от импорта голубого топлива будет расти.

Среди стран, экспортирующих природный газ в Евросоюз, доминирует «большая тройка». Это — Россия, Норвегия и Алжир, которые поставляют голубое топливо в основном по трубопроводам. По данным Евростата, в 2009 году на эти три государства пришлось около 85 процентов импортированного Евросоюзом газа. Среди остальных стран-экспортеров следует выделить Нигерию, Ливию, Египет и Катар, который в последнее время резко увеличил поставки сжиженного природного газа.

Российский газ

Крупнейшим поставщиком природного газа в страны ЕС уже много лет является российский «Газпром». По данным самого концерна, в 2010 году он экспортировал в Европу 138 миллиардов кубометров газа. Правда, в эту статистику включены Турция и балканские страны, не входящие в ЕС. Для сравнения: Норвегия в том же 2010 году поставила в страны ЕС около 100 миллиардов кубометров газа. «Газпром» оценивает свою долю на европейском рынке в 23 процента.

Крупнейшим покупателем российского газа в ЕС является Германия. В 2010 году «Газпром» поставил в ФРГ 35 миллиардов кубометров газа. В первую пятерку европейских импортеров российского газа входят также Италия (13,1 млрд. кубометров), Польша (11,8 млрд. кубометров), Великобритания (10,7 млрд. кубометров) и Франция (8,9 млрд. кубометров).

«Газпром» поставляет голубое топливо в ЕС по трубопроводам через территорию Украины и Беларуси. Пока не ясно, придется ли России сокращать поставки по этим магистралям после запуска газопровода «Северный поток» (Nord Stream). Его проектная мощность — 55 миллиардов кубометров в год.

Контракты на трубопроводный газ заключаются на десятилетия, а цена на него рассчитывается с учетом стоимости нефти. Это вызывает недовольство партнеров «Газпрома», в том числе и немецких энергетических концернов E.on и RWE. Дело в том, что цена трубопроводного газа сейчас значительно превышает стоимость газа на спотовом рынке.

Значение СПГ

Падение спотовых цен стало результатом изменения ситуации не только на финансовом, но и на газовом рынке. Резко увеличил собственную добычу основной мировой потребитель голубого топлива — США. Благодаря буму на рынке сланцевого газа Соединенные Штаты стали крупнейшим мировым производителем, обогнав Россию. Одновременно ряд стран, в частности Катар и Нигерия, увеличили мощности по сжижению газа. В результате предложение на спотовом рынке резко увеличилось, что привело к падению цен.

Страны ЕС стремятся к диверсификации поставок энергоносителей. В этот план вписывается не только проект строительства газопровода Nabucco, но и увеличение импорта сжиженного природного газа (СПГ) из стран Северной Африки и Ближнего Востока. В ряде стран Евросоюза, в частности, в Испании, Франции и Нидерландах, уже давно построены станции регазификации. Крупный терминал для приема танкеров с СПГ строится в польском порту Свиноуйсьце. Уже в 2014 году Польша намерена импортировать по морю до пяти миллиардов кубометров газа — прежде всего из Катара.

Вячеслав Юрин

Редактор: Татьяна Петренко

Правила учета газа

УТВЕРЖДЕНЫ
Министерством
топлива и энергетики
Российской Федерации
14 октября 1996 года

ПРАВИЛА УЧЕТА ГАЗА

____________________________________________________________________
Утратили силу с 30 мая 2014 года на основании
приказа Минэнерго России от 30 декабря 2013 года N 961
____________________________________________________________________

В Правилах изложены основные организационные и технические требования к учету газа во всех сферах экономики Российской Федерации. Предназначены для специалистов и персонала, занятых проектированием, наладкой и эксплуатацией систем газоснабжения, узлов учета, разрабатывающих средства измерений расхода газа, его количества и параметров.

Термины и определения ( в целях настоящих правил)

Газ — природный, нефтяной (попутный) и отбензиненный сухой газы, добываемые и собираемые газонефтедобывающими организациями и вырабатываемые газонефтеперерабатывающими заводами.
Поставщик — газонефтедобывающие, газонефтеперерабатывающие, газотранспортные предприятия и организации, обеспечивающие поставку газа газораспределительным организациям или потребителям. Газораспределительная организация, покупающая газ по договору для потребителей, является для них поставщиком.
Газораспределительная организация — республиканские, краевые, областные, городские, межрайонные, сельские предприятия газового хозяйства, являющиеся специализированными организациями по эксплуатации газовых сетей в городах и населенных пунктах.
Потребитель газа — юридические лица, использующие газ в качестве топлива или сырья.
Приборы учета — средства измерений и другие технические средства, которые выполняют одну или несколько функций: измерение, накопление, хранение, отображение информации о расходе (объеме), температуре, давлении газа и времени работы приборов.
Расход газа — объем газа, прошедшего через поперечное сечение трубопровода за единицу времени, приведенный к стандартным условиям.
Вычислитель расхода (ВР) — средства измерений, осуществляющие обработку, хранение и отображение информации о расходе и количестве газа, приведенные к нормальным условиям.
Узел учета — комплект средств измерений и устройств, обеспечивающий учет количества газа, а также контроль и регистрацию его параметров.

Общие положения

1.1. Настоящие Правила учета газа (в дальнейшем — Правила) разработаны в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 2 ноября 1995 года N 1087 «О неотложных мерах по энергосбережению» специалистами Госгазинспекции Минтопэнерго России и ее территориальных органов.

1.2. Правила определяют требования к организации учета количества газа, контроля его параметров, а также общие технические требования к узлам учета газа.

1.3. Правила действуют на территории Российской Федерации и обязательны для исполнения юридическими лицами, независимо от их ведомственной подчиненности и организационно-правовых форм, а также населением при отпуске газа, проектировании газопотребляющих объектов, выполнении монтажных, ремонтных, наладочных работ на узлах учета газа, эксплуатации газоиспользующего оборудования и узлов учета газа, изготовлении и выпуске оборудования, входящего в состав узлов учета.

1.4. Требования Правил распространяются на поставщиков, газораспределительные организации и потребителей газа при взаимных расчетах за поставку и потребление газа, независимо от объемов его поставки и потребления.

1.5. Учет газа организуется с целью:
осуществления взаимных финансовых расчетов между поставщиком, газораспределительной организацией и потребителем газа;
контроля за расходными и гидравлическими режимами систем газоснабжения;
составления баланса приема и отпуска газа;
контроля за рациональным и эффективным использованием газа.

1.6. Испытания в целях утверждения типа, а также поверка узлов учета и средств измерений, входящих в их состав, должны проводиться в соответствии с требованиями Госстандарта России.
Монтаж и эксплуатация оборудования, входящего в состав узлов учета, проводятся в соответствии с требованиями Госстандарта России и инструкциями изготовителей оборудования.

1.7. Ответственность за надлежащее состояние и исправность узлов учета газа, а также за их своевременную поверку несут владельцы узлов учета в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях (статьи 90, 94, 95, 95_1).

1.8. Сторона, ведущая учет количества газа, обязана обеспечить представителям другой стороны, а также должностным лицам Госгазинспекции России и Госстандарта России доступ к узлам учета и возможность осуществления метрологического надзора, проверки их технического состояния и правильности их функционирования.

1.9. Поставщик не вправе требовать от потребителя газа установки на узле учета средств измерений, не имеющих сертификатов Госстандарта России об утверждении типа.

1.10. Разногласия по техническим вопросам организации и ведения учета газа рассматриваются соответствующим территориальным органом Госстандарта России или в установленном порядке.

1.11. Все работы по монтажу узлов учета газа должны выполняться организациями, имеющими разрешение Госгортехнадзора России и Минстроя России на право проведения указанных работ.

Организация учета газа

2.1. Потребление газа промышленными, транспортными, сельскохозяйственными, коммунально-бытовыми и иными организациями без использования приборов учета не допускается.

2.2. Учет количества газа, отпускаемого поставщиком газораспределительной организации или потребителю газа (при прямых поставках), должен осуществляться по узлам учета поставщика или потребителя газа, установленным в соответствии с требованиями действующих норм и настоящих Правил. Средства измерений, входящие в комплект узлов учета газа, должны иметь сертификат Госстандарта России об утверждении типа и поверены в органах Государственной метрологической службы.
При отсутствии узлов учета у поставщика, их неисправности или отсутствии действующего поверительного клейма количество поданного газа определяется по данным газораспределительной организации или потребителя газа (по соглашению сторон).
Учет количества газа, подаваемого газораспределительной организацией потребителю газа, должен осуществляться по узлам учета потребителя газа.
При отсутствии узлов учета газа у потребителя газа, их неисправности, отсутствия действующего поверительного клейма количество поданного газа определяется по проектной мощности установок исходя из 24 часов работы их в сутки за время неисправности узлов учета газа.

2.3. Учет газа должен осуществляться по единому расчетному узлу учета. Как исключение, по согласованию с поставщиком и газораспределительной организацией, допускается осуществление учета расхода газа по двум расчетным узлам учета в случае значительной удаленности газоиспользующих установок потребителей газа друг от друга.

2.4. На каждом узле учета с помощью средств измерений должны определяться:
время работы узла учета;
расход и количество газа в рабочих и нормальных условиях;
среднечасовая и среднесуточная температура газа;
среднечасовое и среднесуточное давление газа.

2.5. Измерение и учет количества газа, осуществляемые по узлам учета потребителя газа и поставщика, производятся по методикам выполнения измерений, аттестованным в установленном порядке.

Определение количества газа должно проводиться для нормальных условий. По согласованию поставщика и потребителя газа определение количества газа может проводиться по приборам с автоматической коррекцией по температуре или по температуре и давлению.
На узле учета должна быть предусмотрена регистрация на бумажных носителях всех измеряемых параметров газа.

2.6. Нормы точности учета количества газа определяются Минтопэнерго России совместно с Госстандартом России.

2.7. Узел учета должен быть защищен от несанкционированного вмешательства.

2.8. Пределы измерений узла учета должны обеспечивать измерение расхода и количества во всем диапазоне расхода газа, причем минимальная граница измерения расхода должна определяться исходя из предельной допустимой погрешности измерений расхода.

2.9. Учет количества газа, реализуемого населению, производится по приборам учета газа или на основании норм расхода газа (на приготовление пищи, горячей воды и отопления, при наличии систем местного отопления). Нормы расхода газа на одного человека и единицу отапливаемой площади, а также нормы расхода газа на содержание скота в личном подсобном хозяйстве разрабатываются и определяются газораспределительными организациями в установленном порядке.

2.10. Право утверждать нормы расхода газа предоставляется органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23 июля 1993 года N 719.

2.11. Вновь проектируемые жилые дома и административные здания, в которых предусмотрено использование газа на другие, кроме бытового пищеприготовления, цели (горячее водоснабжение, местное отопление и т.д.), переходят на отпуск газа с использованием приборов его учета.

2.12. Счетчики газа, используемые населением, должны быть внесены в Государственный реестр средств измерений и поверены в органах Государственной метрологической службы.
Монтаж и наладка этих счетчиков производятся специализированной службой, входящей в состав местной газораспределительной организации.

СОГЛАСОВАНЫ
Министерством
строительства
Российской Федерации
Комитетом
Российской Федерации
по стандартизации,
метрологии и сертификации
АО»Росгазификация»
Зарегистрировано в
Министерстве юстиции
Российской Федерации
15 ноября 1996 года,
регистрационный N 1198
Текст документа сверен по:

«Бюллетень нормативных актов
федеральных органов
исполнительной власти»,
N 11, декабрь, 1996 год

СМИ о нас

Опубликовано: газета «Комсомольская правда», № 23-т, 3 июня 2015 г.
Оригинальная верстка (формат JPEG, 722 КБ)

Правила обращения с приборами учёта газа

В соответствии с Законодательством Российской Федерации все энергетические ресурсы подлежат обязательному учёту. 261-й федеральный закон «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» возлагает на собственников жилья, организаций, сетей газораспределения обязанность по установке приборов учёта всех используемых ресурсов, в том числе и природного газа.

Организация газоснабжения юридических лиц регулируется двумя основными документами: «Правилами поставки газа» и «Правилами учёта газа».

— В зависимости от применяемых средств измерений, более конкретные требования к измерительным комплексам узлов учёта газа предъявляются следующими документами: ГОСТ 8.585.1…52005, ГОСТ Р8. 740-2011, ГОСТ Р8. 741-2011, ГОСТ 8.601-2013, — поясняет начальник отдела метрологии и автоматизированных систем коммерческого учёта газа (АСКУГ) ЗАО «Газпром межрегионгаз Омск» Константин Ристо. — Поскольку оборудование, которое установлено на узлах учёта газа очень разнообразное, необходимое требование к юридическим лицам — согласование измерительного комплекса узла учёта газа до монтажа оборудования с отделом метрологии и АСКУГ поставщика ресурса.

Газ должен учитываться и при транспортировке. В связи с тем, что поставщик рассчитывается за транспортировку газа для населения, основная задача — определить его достоверный расход. Это возможно только при наличии кустовых приборов учёта. Места их установки определены нормативными документами и обычно находятся на границах раздела собственности газораспределительных организаций (ГРО) и иных собственников. Это позволяет учитывать объём газа, переданного от одной ГРО другой ГРО или потребителям, а также определять возможные объёмы потерь. Требования к приборам учёта при транспортировке газа такие же, как и для юридических лиц.

Счётчики газа, которые устанавливают жители в своих домовладениях или квартирах в многоквартирных домах, также должны соответствовать определённым правилам. Сегодня специалисты рекомендуют устанавливать приборы, приводящие объём газа к стандартным условиям. Ответственность за поверку средств измерений возложена на абонента.

— Поверка средств измерений — совокупность операций, выполняемых органами Государственной метрологической службы (другими уполномоченными органами, организациями) с целью определения и подтверждения соответствия средств измерений установленным техническим требованиям, проведение которой обязан обеспечивать собственник средства измерения, — поясняет Константин Ристо — учёт газа по счётчику ведётся только при его надлежащем (исправном) состоянии. Счётчик газа имеет паспорт, где указаны межповерочный интервал и дата первичной поверки, межповерочный интервал у разных типов счётчиков газа разный — от 4 до 12 лет. Если вовремя не провести поверку счётчика, то за природный газ придётся платить по нормативу, т. к. показания неповеренного прибора к учёту не принимаются (Постановление Правительства РФ № 549 от 21.07.2008 г.).

Для проведения поверки или замены счётчика газа нужно своевременно обратиться в Центр метрологии и стандартизации или в организацию, с которой заключён договор на техническое обслуживание и ремонт внутридомового газового оборудования дома или квартиры. После проведения поверки или замены счётчика газа — предоставить на абонентный участок ЗАО «Газпром межрегионгаз Омск» копию документа о поверке счётчика, паспорт на установленный счётчик и подать заявку на его опломбировку. К учёту принимаются только показания исправного и своевременно прошедшего поверку счётчика газа, на котором установлена пломба ЗАО «Газпром межрегионгаз Омск».

И не стоит забывать о том, что абонент должен своевременно сообщать поставщику газа о неисправности прибора учёта, направлении его на поверку или замене.

На заметку

Установка счетчика газа вне отапливаемого помещения запрещена (нарушение требования ст. 9 Федерального закона № 102-ФЗ от 26.06.2008 г.).

Согласно правилам поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан (утверждены Постановлением Правительства РФ № 549 от 21.07.2008 г. «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан«) абонент обязан:

  • обеспечивать в установленные сроки представление прибора учета газа для проведения поверки;
  • обеспечивать сохранность приборов учета газа и пломб, использовать газоиспользующее оборудование в соответствии с установленными требованиями по его эксплуатации;
  • обеспечивать надлежащее техническое состояние внутридомового газового оборудования, своевременно заключать договор о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования.

не действует Редакция от 05.02.1998 Подробная информация

Наименование документ ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 05.02.98 N 162 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ПОСТАВКИ ГАЗА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Вид документа постановление, правила
Принявший орган правительство рф
Номер документа 162
Дата принятия 27.02.1998
Дата редакции 05.02.1998
Дата регистрации в Минюсте 01.01.1970
Статус не действует
Публикация
  • Документ в электронном виде ФАПСИ, НТЦ «Система»
  • «Собрание законодательства РФ», N 6, 09.02.98, ст. 770
  • «Российская газета», N 32-33, 19.02.98
Навигатор Примечания

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 05.02.98 N 162 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ПОСТАВКИ ГАЗА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Постановление

В целях повышения надежности газоснабжения в Российской Федерации, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 1997 г. N 426 «Об Основных положениях структурной реформы в сферах естественных монополий» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 18, ст. 2132) Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила поставки газа в Российской Федерации.

2. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 1994 г. N 1445 «Об утверждении Правил поставки газа потребителям Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 2, ст. 152).

Председатель Правительства
Российской Федерации
В.ЧЕРНОМЫРДИН

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 5 февраля 1998 г.
N 162

ПРАВИЛА ПОСТАВКИ ГАЗА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИI. Общие положения

1. Настоящие Правила определяют отношения между поставщиками и покупателями газа, в том числе газотранспортными организациями и газораспределительными организациями, и обязательны для всех юридических лиц, участвующих в отношениях поставки газа через трубопроводные сети.

2. Поставщик, газотранспортная и газораспределительная организации и покупатель газа обязаны строго соблюдать правила технической эксплуатации и техники безопасности в целях обеспечения надежного газоснабжения и рационального использования газа.

II. Термины и определения

3. В настоящих Правилах применяются следующие термины и определения:

«газ» — природный, нефтяной (попутный) и отбензиненный сухой газы, добываемые и собираемые газонефтедобывающими организациями и вырабатываемые газонефтеперерабатывающими заводами;

«броня газопотребления» — минимальный объем потребления газа, необходимый для безаварийной, при условии максимального использования резервных видов топлива, работы технологического оборудования покупателей, поставки газа которым в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации не могут быть прекращены или уменьшены ниже определенного предела;

«газораспределительные организации» — специализированные республиканские, краевые, областные, городские, межрайонные, сельские организации, занятые развитием и эксплуатацией систем газоснабжения территорий, обеспечением покупателей газом, а также оказывающие услуги по транспортировке газа по своим сетям;

«газотранспортная организация» — обеспечивающая транспортировку газа организация, у которой магистральные газопроводы и газопроводы-отводы находятся в собственности или на иных законных основаниях;

«газотранспортная система» — система газопроводов, соединяющая производителя газа и потребителя газа, включающая магистральные газопроводы, газопроводы-отводы, газораспределительные сети, находящиеся у газотранспортной, газораспределительной организации или покупателя в собственности или на иных законных основаниях;

«невыборка газа» — отбор (получение) покупателем газа в объеме менее суточной нормы поставки газа в случае, если обеспечиваемое поставщиком давление газа в месте его передачи давало покупателю возможность отобрать (получить) газ в установленном договором объеме;

«перерасход газа» — отбор покупателем газа в объеме более суточной нормы поставки;

«расчетный период» — согласованный сторонами договора период, за который должен быть определен объем поставленного газа, произведены взаиморасчеты между поставщиком, газотранспортной, газораспределительной организациями и покупателем за поставленный газ. Расчетный период, согласованный сторонами, указывается в договоре;

«среднесуточная норма поставки газа» — объем поставки газа, определяемый путем деления месячного объема поставки на количество дней соответствующего месяца;

«суточная норма поставки газа» — среднесуточная норма поставки газа или норма, установленная диспетчерским графиком или соглашением сторон;

«транспортировка газа» — перемещение и передача газа по газотранспортной системе.

III. Порядок заключения договоров

4. Для использования газа в качестве топлива покупатель должен иметь разрешение, которое выдается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Технические условия на подключение к газотранспортной системе выдаются соответственно газотранспортной или газораспределительной организацией при наличии упомянутого разрешения.

Указанные документы являются основанием для проектирования газоснабжения вновь строящихся, расширяемых, реконструируемых и действующих организаций и установок.

Расходы, связанные с подключением объектов поставщика и покупателя газа к газотранспортной системе, производятся за их счет.

Договорные объемы поставки газа не должны превышать объемы, указанные в разрешении на использование газа.

Разрешение на использование газа теряет силу, если покупатель не подготовился к приему газа в течение 5 лет после указанного в нем срока.

5. Поставка газа производится на основании договора между поставщиком и покупателем, заключаемого в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, федеральных законов, настоящих Правил и иных нормативных правовых актов.

Договор поставки газа должен соответствовать требованиям параграфа 3 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Баланс газа по Российской Федерации разрабатывается и утверждается Министерством топлива и энергетики Российской Федерации по согласованию с Министерством экономики Российской Федерации исходя из ресурсов газа и прогноза потребности российских потребителей в топливно-энергетических ресурсах. Баланс газа по России носит для поставщиков и покупателей газа рекомендательный характер.

В случае установления отдельным покупателям минимального объема потребления ими газа в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации порядком в договоре по требованию такого покупателя должен быть определен объем поставки газа не менее этого минимального уровня.

6. Преимущественное право на заключение договоров поставки газа имеют покупатели газа для государственных нужд, для коммунально-бытовых нужд и населения, а также покупатели, заключившие договоры на поставку газа ранее, — на пролонгацию этих договоров.

7. Покупатель или поставщик газа имеет право на его транспортировку в соответствии с положениями об обеспечении доступа независимых организаций к газотранспортной системе Российского акционерного общества «Газпром» и к газораспределительным сетям, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

8. Порядок и условия транспортировки газа по газотранспортной системе устанавливаются газотранспортной или газораспределительной организацией и оформляются договором в соответствии с настоящими Правилами.

9. Предложение о заключении договора поставки газа направляется, как правило, поставщиком покупателю, предварительно представившему заявку на приобретение газа.

10. Предложение о заключении договора транспортировки газа направляется газотранспортной или газораспределительной организацией поставщику (покупателю) одновременно с разрешением на доступ к газотранспортной системе, выданным в соответствии с установленным Правительством Российской Федерации порядком.

11. Согласие на заключение договора поставки газа или договора транспортировки газа (подписанный проект договора) должно быть направлено стороной, получившей предложение о заключении договора (оферту), не позднее 30 дней с момента его получения, если иной срок не определен в оферте.

При несогласии с условиями договора сторона, получившая оферту, обязана выслать другой стороне протокол разногласий, в случае неполучения в 30-дневный срок со дня отправления подписанного поставщиком протокола разногласий обратиться в арбитражный или третейский суд и по истечении срока действия договора, заключенного на предыдущий период, прекратить отбор газа.

Отбор (продолжение отбора) газа покупателем по истечении указанного 30-дневного срока и (или) срока действия договора, заключенного на предыдущий период, считается согласием стороны, получившей оферту, на заключение договора поставки (транспортировки) газа на условиях поставщика (газотранспортной или газораспределительной организации).

В случае если покупатель обратился в арбитражный суд, действие договора поставки газа, заключенного на предыдущий период, продлевается до вступления в силу решения суда.

IV. Условия, сроки и порядок исполнения договоров

12. Поставщик обязан поставлять, а покупатель отбирать газ в количестве, определенном в договоре поставки газа.

13. Поставщик обязан поставлять, а покупатель получать (отбирать) газ равномерно в течение месяца в пределах установленной договором среднесуточной нормы поставки газа, а при необходимости — по согласованному между сторонами (включая владельцев газотранспортной системы) диспетчерскому графику.

14. Неравномерность поставки газа по месяцам допускается только при поставках его на коммунально-бытовые нужды, для населения, а также для котельных и тепловых электростанций в объемах, обеспечивающих потребности в тепловой энергии коммунально-бытовых организаций и населения.

15. При перерасходе газа покупателем поставщик вправе проводить принудительное ограничение его поставки до установленной суточной нормы поставки газа по истечении 24 часов с момента предупреждения об этом покупателя и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

16. Невыборка газа не дает покупателю право требовать впоследствии увеличения поставок газа свыше суточной нормы.

17. При перерасходе газа без предварительного согласования с поставщиком, газотранспортной или газораспределительной организацией покупатель оплачивает дополнительно объем отобранного им газа сверх установленного договором и стоимость его транспортировки за каждые сутки с применением коэффициента:

с 15 апреля по 15 сентября — 1,1;

с 16 сентября по 14 апреля — 1,5.

Это правило не применяется к объемам газа, израсходованным населением и коммунально-бытовыми потребителями.

18. Предусмотренное договорами поставки газа и его транспортировки давление газа поддерживается при условии выборки его покупателем в пределах суточной нормы поставки газа.

19. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают графики:

перевода потребителей на резервные виды топлива при похолодании и порядок ввода этих графиков в действие в целях обеспечения исполнения государственного контракта на поставку газа для государственных нужд, экспортных контрактов по международным обязательствам, договоров поставки газа для коммунально-бытовых нужд и населения;

ограничения снабжения газом покупателей и очередности их отключения в случае нарушения технологического режима работы газотранспортной системы при аварии.

Указания о введении в действие упомянутых графиков и соответствующем изменении суточного объема передаваемого покупателям газа дает Центральное производственно-диспетчерское управление Российского акционерного общества «Газпром».

Такие указания Центрального производственно-диспетчерского управления Российского акционерного общества «Газпром» о режиме транспортировки, поставки и отбора газа являются обязательными для поставщиков, газотранспортных и газораспределительных организаций и покупателей газа.

20. При отсутствии у поставщика возможности непосредственной поставки газа покупателю договором поставки определяется сторона, заключающая договор транспортировки газа с газотранспортной (газотранспортными) и (или) газораспределительной организациями.

V. Порядок учета газа

21. Поставка и отбор газа без учета его объема не допускаются.

22. Учет объема газа, передаваемого покупателю, производится контрольно-измерительными приборами стороны, передающей газ, и оформляется документом, подписанным сторонами по форме и в сроки, указанные в договоре поставки газа.

Договором транспортировки газа на газотранспортную и газораспределительную организацию могут быть возложены обязанности и полномочия по приему-передаче и обеспечению учета поставляемого газа от имени поставщика (покупателя). Поставщик (покупатель), заключивший договор транспортировки газа, уведомляет об этом контрагента.

23. При неисправности или отсутствии контрольно-измерительных приборов у передающей стороны объем переданного газа учитывается по контрольно-измерительным приборам принимающей газ стороны, а при их отсутствии или неисправности — по объему потребления газа, соответствующему проектной мощности неопломбированных газопотребляющих установок и времени, в течение которого подавался газ в период неисправности приборов, или иным методом, предусмотренным договором.

24. Монтаж, эксплуатация и поверка контрольно-измерительных приборов производятся в порядке, устанавливаемом в соответствии с Законом Российской Федерации «Об обеспечении единства измерений» и действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

25. Ответственность за техническое состояние и поверку контрольно-измерительных приборов учета газа несут организации, которым приборы принадлежат.

26. Каждая из сторон договора обязана обеспечить представителю другой стороны возможность проверки в любое время работоспособности контрольно-измерительных приборов, наличия действующих свидетельств об их поверке, а также документов об учете и использовании газа покупателем.

27. Единица измерения объема газа устанавливается в соответствии с действующей нормативно-технической документацией.

28. Сторона, ведущая учет газа, ежемесячно, до пятого числа месяца, следующего за расчетным периодом, составляет акт об объеме переданного газа, в котором отражаются ежесуточные объемы приема-передачи газа.

При несогласии одной из сторон с определением объема переданного газа она подписывает акт, изложив особое мнение.

При наличии разногласий стороны вправе обратиться в суд.

До принятия решения судом объем переданного газа устанавливается в соответствии с показаниями контрольно-измерительных приборов стороны, передающей газ.

VI. Расчеты за газ и его транспортировку

29. Цены на газ и тарифы на его транспортировку указываются в соответствующих договорах в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти.

30. Поставка и отбор газа осуществляются исключительно на возмездной основе в соответствии с заключенным договором.

Порядок расчетов и сроки платежей определяются договорами поставки газа в соответствии с настоящими Правилами.

В договорах, по которым поставщиками являются газораспределительные организации, должны содержаться следующие обязательные условия расчетов за газ:

зачисление средств, поступающих газораспределительным организациям за поставленный газ, на специально открываемые транзитные счета указанных организаций;

перечисление средств, зачисляемых на специальные транзитные счета газораспределительных организаций, за вычетом сумм надбавок газораспределительных организаций, на расчетные счета их поставщиков не позднее дня, следующего за днем поступления средств на эти транзитные счета.

31. Условия оплаты транспортировки газа определяются договором транспортировки газа на основании тарифов на его транспортировку, устанавливаемых в порядке, определенном федеральными органами исполнительной власти.

VII. Права и обязанности сторон по договору

32. Стороны исполняют договорные обязательства в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, иными законами и правовыми актами Российской Федерации и настоящими Правилами.

33. По представлению органов контроля за безопасностью использования газа поставка газа должна быть немедленно прекращена без предварительного предупреждения в случаях неудовлетворительного состояния газоиспользующих установок покупателей, создающих аварийную ситуацию и угрозу для жизни обслуживающего персонала и населения.

34. Поставщик имеет право уменьшить или полностью прекратить поставку газа покупателям (но не ниже брони газопотребления) в случае неоднократного нарушения сроков оплаты за поставленный газ и (или) за его транспортировку, за исключением потребителей, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.

Решение о прекращении поставки газа действует до устранения обстоятельств, явившихся основанием для принятия такого решения.

35. Поставщик обязан обеспечить качество газа в соответствии с нормативными требованиями.

36. Одорирование газа производится в соответствии с нормативно-технической документацией.

37. Поставщик, газотранспортная и газораспределительная организации и покупатель несут в установленном порядке ответственность за техническое состояние принадлежащих им объектов газоснабжения и соблюдение оперативно-диспетчерской дисциплины.

38. Поставщик, газотранспортная и газораспределительная организации и покупатель обязаны немедленно сообщать друг другу об авариях и неисправностях на объектах газоснабжения, ведущих к нарушению режима поставки либо приема газа.

39. Газораспределительная организация представляет по запросу поставщика оперативную информацию о режиме газопотребления и состоянии платежей за поставленный покупателям газ.

40. Газотранспортная организация представляет по запросу газораспределительной организации оперативную информацию об объемах и режимах поставки газа по каждой газораспределительной станции.

VIII. Ответственность за нарушение настоящих Правил

41. Поставщик, газотранспортная и газораспределительная организации и покупатель несут ответственность за нарушение настоящих Правил в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.

Приборы учета расхода газа

Приборы учета — средства измерений и средства для передачи информации, которые выполняют одну или несколько функций: измерение, накопление, хранение, отображение информации о расходе (объеме), температуре, давлении газа и времени работы приборов.

Расход газа — объем газа, прошедший через поперечное сечение трубопровода за единицу времени, приведенный к стандартным условиям.

Вычислитель расхода — средства измерений, осуществляющие обработку, хранение и отображение информации о расходе и количестве газа, приведенные к стандартным условиям.

Узел учета — комплект средств измерений и устройств, обеспечивающий учет количества газа, а также контроль и регистрацию его параметров.

Потребление газа промышленными, транспортными, сельскохозяйственными, коммунально-бытовыми и иными организациями без использования приборов учета не допускается (п. 21 Правил поставки газа в РФ).

Учет газа организуется с целью:

  • осуществления взаимных финансовых расчетов между поставщиком, газораспределительной организацией и потребителем газа;
  • контроля за расходными и гидравлическими режимами систем газоснабжения;
  • составления баланса приема и отпуска газа;
  • контроля за рациональным и эффективным использованием газа.

Ответственность за надлежащее состояние и исправность узлов учета газа, а также за их своевременную поверку несут владельцы узлов учета. (п. 25 Правил поставки газа в РФ, ст. 15 п. 4 Закона об обеспечении единства измерений).

Средства измерений, входящие в комплект узлов учета газа, должны иметь сертификат Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Госстандарт России) об утверждении типа средств измерений и быть поверены в органах Государственной метрологической службы.

Монтаж, эксплуатация и поверка контрольно-измерительных приборов производятся в порядке, устанавленном Законом Российской Федерации «Об обеспечении единства измерений» и действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 24 Правил поставки газа в РФ).

Определение количества газа должно производиться для стандартных условий (ГОСТ 2939-63).

При отсутствии узлов учета газа у потребителя, их неисправности, отсутствии действующего поверительного клейма количество поданного газа определяется по проектной мощности установок, исходя из 24 часов работы их в сутки за время неисправности узлов учета газа (п. 3.9 Правил учёта газа).

Перед первичным пуском газа и началом отопительного сезона узлы учёта газа должны быть приняты в эксплуатацию метрологической службой Поставщика.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *