Портовый транспортный терминал

Общая территория порта 66,4 га.
Все погрузочно-разгрузочные работы в Калининградском морском торговом порту производятся на специализированных по родам грузов терминалах и участках.

ГРУЗОВОЙ ТЕРМИНАЛ №1

Терминал №1 расположен на правой стороне Вольной гавани (причалы 1, 2, 3, 15, 16). Специализируется на перевалке генеральных грузов крытого и открытого хранения в мешках, ящиках, пакетах, мягких контейнерах (биг-бегах), лесных, рефрижераторных грузов. На его территории расположены:
— морозильный склад (холодильник);
— 3 крытых склада используемых для хранения пиломатериалов, фанеры, ДСП и других генеральных грузов;
— 3 крытых склада используемых для мешковых грузов;
— 40,162 тыс. кв. м открытых охраняемых складских площадок.
— участок для перевалки мазута (причал 16) и склад, оснащенный тремя емкостями по 3 тыс. куб. метров каждая;
— комплекс (цех и склад) по производству кормовых добавок для с\\х животных.
Терминал располагает парком из 13 портальных кранов грузоподъемностью 5/6/10 тонн.

ГРУЗОВОЙ ТЕРМИНАЛ №2 (КОНТЕЙНЕРНЫЙ ТЕРМИНАЛ)

Терминал №2 расположен на территории между Вольной и Индустриальной гаванями (причалы 18,19). Специализируется на перевалке: универсальных и специализированных крупнотоннажных контейнеров, а также черных и цветных металлов. На его территории расположены:
— крытый склад используемый для комплектации контейнеров, металлов крытого хранения;
— 111,5 тыс. кв. метров открытых охраняемых складских площадок с покрытием из ж/б плит и асфальтобетона;
Терминал располагает парком специализированной перегрузочной техники:
— портальными кранами (14 ед.), грузоподъемностью от 10 до 50 тонн, в т.ч. высокопроизводительным полноповоротным краном «Феникс», г/п 50 тонн, с шарнирно-сочлененной стреловой системой, обеспечивающей горизонтальное перемещение груза при изменении вылета стрелы, кран оборудован телескопическим спредером;
— контейнерными погрузчиками (9 ед.) производства концернов KALMAR и FANTUZZI, SMV 4531TB5, грузоподъемностью от 41 до 45 тонн;
— современными грузозахватными приспособлениями.
Располагая в настоящее время общей площадью 250 тыс. кв.метров, терминал имеет возможность переваливать до 250 тыс. контейнеров (в ДФЭ) в год и является крупнейшим контейнерным терминалом в Калининграде.
Терминал предоставляет полный комплекс услуг, связанных с перевалкой, хранением и транспортировкой контейнеров от отправителя к получателю, в том числе производит затарку-растарку контейнеров и их перевозку с терминала и обратно на любое расстояние собственными автомобильными тягачами и прицепами.
Терминал также обеспечивает возможность клиенту воспользоваться услугами контейнерного поезда «Меркурий» для доставки контейнеров по маршруту Калининград-Москва (1288 км) – за 48 часов.

ГРУЗОВОЙ ТЕРМИНАЛ №3

Грузовой Терминал №3 расположен на левой стороне Вольной гавани (причалы 4, 5, 6) и правой стороне Индустриальной гавани (причалы 10, 11, 12, 13, 14). Специализируется на перевалке зерновых грузов, навалочных ферросплавов, кокса, чугуна, руды, металлолома. На его территории расположены:

— 2 крытых склада используемых для хранения ферросплавов;
— до 60 тыс. кв. м открытых охраняемых складских площадок для хранения навалочных грузов (чугуна, кокса, металлолома и ферросплавов);
— 3 корпуса портового элеватора, общей емкостью единовременного хранения зерновых культур 46 тыс.тонн;
Терминал располагает парком из 18 портальных кранов грузоподъемностью от 5 до 32 тонн.

Специализированный терминал по перевалке минеральных удобрений располагает :

— складом, вместимостью 16 тыс. куб.метров, способный надежно хранить два вида удобрений;
— подъездными железнодорожными путями, вмещающими до 100 специализированных вагонов;
— оборудованием для смешивания удобрений и расфасовки в мягкие контейнеры (биг-бэги) грузоподъемностью 0.5-1.0 тонны с производительностью 60 тонн/час;
— мобильными конвейерными установками для загрузки судов со скоростью погрузки до 10 тыс. тонн в сутки (коммерчески гарантируется 4 тыс. тонн в сутки).

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование терминальной сети региона для организации перевозок грузов»

Стратегия развития железнодорожного транспорта РФ до 2030 г. предусматривает создание опорной сети транспортно-логистических центров в ключевых регионах России. В этом качестве могут рассматриваться грузовые терминалы, объединенные в региональную терминальную сеть. Особую актуальность приобретают новые транспортные технологии, в том числе — терминальная доставка с политранспортным обслуживанием. Их применение необходимо для обслуживания материалоемкого производства в качестве их инфраструктуры при интеграции в систему дистрибуции. Зарубежный опыт показывает, что для ускорения экономических процессов и совершенствования систем доставки груза необходимо создание «терминальных деревень», мультимодальных хабов. В России формирование подобных комплексов идет стихийно, простым скоплением объектов’транспортно-логистического и торгового бизнеса, при отсутствии научно обоснованной методики их проектирования и развития.

Особенностью современного грузодвижения. является дробление крупных грузопотоков в части распределения, что обуславливает необходимость их трех-этапного обслуживания: сбора (концентрации) в узлах, магистральной перевозки и дальнейшего распыления по получателям. Наблюдается также потребность в реализации полного комплекса транспортно-логистических услуг «от одного лица». Функционирование сети логистических накопительно-распределительных центров (далее — ЛНР1Д) для организации перевозок грузов создаст в регионе условия единого транспортно-экспедиционного пространства.

В диссертационной работе автором исследуется траектория грузодвижения ОТ последней точки производства до конечного потребителя. Рассматриваются нетранзитные потоки массовых и мелкопартионных грузов, требующие промежуточной переработки/ переформирования и идущие по неустановившимся транс-портно-хозяйственным связям при политранспортном обслуживании многочисленных мелких потребителей.

Для аккумуляции и управляемого централизованного распределения грузопотоков предлагается концепция политранспортного обслуживания региона по терминальной технологии через сеть ЛНРЦ.

Терминальная сеть региона — совокупность взаимодействующих и централизованно управляемых узлов — терминалов (логистических накопительно-рапсределительных центров, или ЛНРЦ), обеспечивающая межрегиональную интеграцию и выходы на транспортные коридоры страны. Формирование терминальной сети как системы распределения, адекватной мощностям и потребностям клиентуры в перевозках, должно создать условия единого транспортноэкспедиционное пространства (ЕТЭП).

Единое транспортно-экспедиционное пространство региона (ЕТЭП) — комплекс, включающий в себя-терминальную сеть и транспортно-дорожную инфраструктуру, обеспечивающий логистическим сопровождением региональное гру-зодвижение на основе единства товаропроводящего, правового, информационного полей при управлении процессами перевозок и взаимодействии видов транспорта. Пропуск через терминальную сеть грузопотоков высвободит складские площади промышленных предприятий, передаст распределительные, логистические и маркетинговые функции грузоперерабатывающим терминалам. Создание ЕТЭП предполагает рациональное распределение грузовой работы между видами транспорта по терминальной мультимодальной схеме.

Логистический накопительно-распределительный центр, ЛНРЦ — система территориально разобщенных объектов, технологически связанных между собой выполняемыми, функциями по сбору груза, формированию и расформированию партий, перегрузке на другие виды транспорта, доставке груза конечным потребителям. ЛНРЦ предназначен для работы с грузами, требующими перегрузки, перевалки, обогащения, очистки, сложной дистрибуции, формирования, изменения параметров партий. ЛНРЦ способен управлять качеством и добавленной стоимостью груза, улучшать потребительские свойства.

В литературе по логистике под грузовым терминалом понимается (физиче-• ски, материально) мультимодальный самостоятельный транспортно-грузовой специализированный комплекс сооружений и технических устройств, организационно и технологически взаимоувязанных и предназначенных для выполнения логистических операций по приему, погрузке-разгрузке, хранению, сортировке, грузопереработке, коммерческому и информационному обслуживанию перевозочного процесса на основе единого экономического, финансового, информационного, кадрового и нормативно-правового обеспечения .

Работа терминальной сети обеспечит управляемость системы накопления и распределения грузопотоков, что повысит эффективность транспортно-логистического сервиса, перейти от фрагментарного управления к логистическому пространству, объединяющему все аспекты (транспортные, экономические, информационные, правовые и др.) грузодвиженческой деятельности региона, где ЛНРЦ будет главным элементом.

В стране реализуются крупные проекты отраслевых грузовых комплексов» для угольной, нефтяной отрасли, а в регионах нет мелких, распределенных по территории центров по обслуживанию многономенклатурной доставки и дистрибуции с условиями их политранспортного сервиса, способных стать каркасом для этой макрологистической системы.

Рост грузообращения в стране сдерживается ограниченными, возможностями мощностей железнодорожных станций, которые не в состоянии переработать все объемы отгруженных массовых сыпучих грузов. Работа ЛНРЦ- в местах излома объема перевозок позволит выровнять грузопотоки и сбалансировать нагрузку на сеть опорных станций. ЛНРЦ аккумулирует грузовую работу по обслуживанию короткопробежных грузопотоков и мелких отправок, сокращая загрузку станционного хозяйства.

В -условиях увеличения транспортно-хозяйственных связей, быстро меняющихся’требований рынка и малопартионного распределения для грузовладельцев работа с терминальной сетью сокращает трудовые ресурсы, затраты на перевозку груза и на транспортную составляющую в себестоимости продукции, избавляет от содержания, ёмких складов и грузового оборудования. Передача непрофильного бизнеса ЛНРЦ даст возможность производственным компаниям сосредоточиться на основной деятельности. От терминальной сети требуется обеспечить: для клиентуры — снижение транспортной составляющей в себестоимости производства и дистрибуции готовой продукции; для перевозчиков — рациональное распределение грузопотоков между видами транспорта и содействие политранспортному об6 служиванию грузодвижения; для региона — инфраструктурную подготовленность межрегиональной интеграции и. выхода на транспортные коридоры страны, мира.

Необходимо технологически и экономически связать имеющиеся объекты, что позволит перейти от фрагментарного управления, грузодвижением к логистическому пространству, объединяющему все аспекты грузодвиженческой деятельности региона, где терминал будет системообразующим элементом. В результате развертывания терминальной сети именно внутри региона возможен мультипликативный эффект: развитие городов, транспортно-дорожной инфраструктуры и рациональных транспортных связей.

Однако вопросы создания единой системы доставки грузов через терминальную сеть не изучались. Комплексная задача расчета.параметров терминальной сети (включающая параллельный выбор количества и дислокации ЛНРЦ, вида транспорта; определение экономического эффекта при использовании прямой и терминальной перевозки, монотранспортной и политранспортной доставки параллельно для автомобильного и железнодорожного транспорта) прежде не ставилась. Методика формирования терминальной сети и выбора транспортного обслуживания отсутствует. Формирование таких логистических систем на мезо-уровне региона изучено недостаточно. Этот факт обусловил выбор темы и постановку цели исследования.

Рассматривались вопросы организации транспортного обслуживания грузо7

Образующих пунктов, прикрепления поставщиков к потребителям в условиях сложившейся системы дистрибуции и транспортных связей. Существующие методы обслуживания грузопотоков (метод пробной точки, центра тяжести) имеют ряд недостатков и ограничений и потому не могут быть универсальными и объективными а рациональное число терминалов определяется только графическим методом. Эти методы могут быть сгруппированы следующим образом: I) метод определения центра тяжести (полученные координаты склада не оптимальны; расстояния учитываются по прямой, что требует развитой сети дорог «а полигоне- данным методом определяется дислокация одного терминала, что сужает границы его практического применения); 2) метод пробной точки (основной недостаток данного метода заключается в существенном ограничении: сеть дорог на местности должна иметь прямоугольную конфигурацию); 3) метод полного перебора (не всегда практически применим, т.к. число возможных вариантов по мере увеличения масштабов, сети значительно возрастают); 4) метод сетки (имеется погрешность при нанесении координат распределительного центра на карту местности); 5) эвристический метод (решение является субоптимальным; отсутствует чёткая методология отбора неприемлемых альтернатив).

Известные методы, таким образом, не позволяют комплексно определять количество и размещение ЛНРЦ, имеют ряд недостатков, ограничений и потому не могут быть универсальными.

Цель работы. Формирование терминальной сети региона для организации перевозок грузов на основе расчета параметров сети и выбора вида транспорта. дш, достижения поставленной цели потребовалось решить следующие задачи:

1.Сформулировать концепцию политранспортного обслуживания региона по терминальной технологии.

2,РазработатЬ| графические интерпретации сущности, модульно — интегрированной структуры и технологии работы ЛНРЦ.

3 .Разработать методику формирования и комплексного расчета пространственно-количественных параметров терминальной сети.

4.Разработать методику выбора системы доставки грузов.

5 Разработать программное обеспечение принятия решений по формированию терминальной сети. б.Обосновать целесообразность организации терминальной сети региона.

Объект исследования: транспортно-экспедиционное пространство региона. Предмет исследования: организация перевозок грузов,через терминальную сеть.

Методы исследования. В работе использованы методы теории систем и компромиссов, целочисленного, линейного и динамического программирования, комбинаторики, а также стандартные и разработанные лично автором программные продукты.

В первой главе рассмотрены предпосылки формирования в регионе терминальной сети для организации перевозок грузов; проанализировано научное и практическое состояние организации перевозок грузов по терминальной политранспортной схеме; представлена структура и технология* работы ЛНРЦ; сформулирована концепция’ политранспортного обслуживания региона по терминальной технологии.

Во второй главе разработана целевая функция; приведено параметрическое описание проектируемой терминальной сети и алгоритм расчета ее параметров; разработаны методика формирования и комплексного расчета пространственно-количественных параметров терминальной сети и методика выбора системы доставки грузов; приведена блок-схема комплексного расчета на основе разработанного единого математического представления определяемых параметров.

В третьей главе разработано «Программное обеспечение принятия решения по формированию транспортной терминальной сети региона», реализующее алгоритм и блок-схему расчета пространственно-количественных параметров терминальной сети и определения экономической целесообразности организации политранспортных перевозок груза через ЛНРЦ; обоснован выбор среды и языка программирования; проведена проверка адекватности разработанного программного обеспечения. в четвертой главе проверена реализация разработанной концепции исследования и программы для ЭВМ на примере Кемеровской области при различных вариантах числа и дислокации ЛНРЦ и при освоении объема грузовых перевозок автомобильным и железнодорожным транспортом; обоснована целесообразность ■ формирования терминальной сети и ее политранспортного обслуживания; по разработанным методикам найден наилучший вариант терминальной сети и вид ее транспортного обслуживания в расчетном регионе.

Научная новизна заключается в том, что создана концептуальная, методическая и программная основа формирования и транспортного обслуживания терминальной сети:

1 .Сформулирована концепция политранспортного обслуживания региона по терминальной технологии, позволяющая обеспечить централизованный сбор, аккумуляцию и распределение грузов с минимальными затратами на перевозку. Концепция отличается комплексным подходом к организации системы доставки груза и реализацией сквозной транспортно-логистической услуги.

2.Разработаны ‘ и графически представлены сущность, модульноинтегрированная структура и технология работы ЛНРЦ.

3.Разработана методика формирования и расчета параметров терминальной сети региона, отличающаяся комплексностью определения пространственно-количественных параметров по количеству и дислокации в ней ЛНРЦ и выбора рационального вида/сочетания видов транспорта.

4.Разработана методика выбора системы доставки грузов. Методика отличается тем, что позволяет на основе разработанного в диссертации алгоритма для расчета затрат на перевозку грузов одновременно для железнодорожного и автомобильного транспорта выбирать наилучший вид транспорта по каждой транспортной связи.

5.Разработано программное обеспечение принятия решений, реализующее методику формирования терминальной сети и выбора системы доставки грузов по единому математическому представлению, отличающееся универсальностью применения в различных условиях проектирования; возможностью варьирования расчетными схемами, исходными и получаемыми параметрами при выборе наилучшего варианта организации системы доставки груза. б.Обоснована экономическая целесообразность организации терминальной сети региона.

Основные положения, выносимые на защиту:

1 Концепция политранспортного обслуживания региона по терминальной технологии.

• 2.Модульно-интегрированная структура и технология работы ЛНРЦ (графическая интерпретация).

3.Методика формирования и комплексного расчета пространственно-количественных параметров терминальной сети;

4.Методика выбора системы доставки грузов-; б.Программное обеспечение принятия решений при’ формировании терминальной сети* региона и выборе вида ее транспортного;обслуживания-.

Результаты исследования направлены на повышение эффективности грузо-проводящих систем региона и снижение затрат на перевозку груза. Результаты могут быть использованы в практике формирования терминальных’ сете» регионов; в эксплуатационной работе операторских и логистических компаний; в учебном процессе системы высшего образования; в исследовательских целях. Исследование . соответствует федеральным целевым программам «Модернизация- транспортной системы России на 2006-2010 годы» и «Развитие транспортной системы России на; 2010-2015 годы», программе «Развитие сети терминально-складских комплексов ОАО «РЖД»» и основным направлениям развития ОАО «РЖД», а также программе.экономического и социального развития Кемеровской области на 2007-2012гг. и стратегии развития?Кемеровской области до 2025г.

Результаты исследования; нашли: применение в производственной деятельности ХК «Сибирский деловой союз» ТК «Новотранс»,. ООО «КРУ-СИБИРИТ»,. ТК ООО «ТранСиб», группы предприятий; ООО «80МК^гоир» в части рационализации эксплуатационной работы» транспорта и логистики распределения грузов, а также в проектно-изыскательской;деятельности «ПРОМТРАНСНИИГТРОЕКТ».

Для транспортной отрасли в работе предложено комплексное решение задачи снижения затрат на перевозку за счет рационального выбора вида транспорта и управления. грузопотоками с использованием терминальной технологии, реализующей сквозной транспортно-логистический сервис. Обладая модульно-интегрированной структурой, ЛНРЦ обеспечит оказание принципиально нового вида консолидированной услуги по перегрузке, дистрибуции и перевозке грузов; создаст конкурентные условия для перевозчиков и логистических компаний.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *