Полномочия следователя криминалиста

<*> Temiraev O.P. Procedural powers of the investigator-criminalist.

Темираев Олег Павлович, первый заместитель руководителя следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Курской области.

Статья посвящена такому участнику уголовного судопроизводства, как следователь-криминалист. Автор рассматривает сущность, назначение и процессуальные полномочия данного субъекта уголовного процесса. Предлагаются решения по совершенствованию уголовно-процессуального законодательства.

Ключевые слова: уголовно-процессуальное законодательство, предварительное следствие, прокурор, прокурор-криминалист, следователь-криминалист, руководитель следственного органа.

Реформирование института предварительного следствия в России в последние годы создало много проблем и неясностей в теории и практике применения уголовно-процессуального законодательства, на что, в частности, справедливо указывают в своей статье М.В. Мешков и В.В. Гончар <1>.

<1> Мешков М.В., Гончар В.В. Следователь в уголовном процессе России: понятийно-правовые проблемы // Российский следователь. N 23. 2011. С. 18 — 20.

При этом они крайне негативно оценивают введение в УПК РФ новой процессуальной фигуры — следователя-криминалиста, предусмотренной п. 40.1 ст. 5 УПК РФ, считая ее искусственно созданной и процессуально несостоятельной. Авторы противопоставляют понятия «следователь» и «следователь-криминалист», считая этих людей совершенно разными фигурами и, соответственно, ограничивая полномочия следователя-криминалиста лишь функцией «статиста» или технического исполнителя распоряжений лица, производящего расследование, считают следователя-криминалиста лишенным каких-либо процессуальных полномочий, необходимых для осуществления уголовно-процессуальной деятельности вообще и для производства предварительного следствия в частности.

Аналогичных взглядов придерживается и В.М. Быков <2>, считая введение новой процессуальной фигуры — следователя-криминалиста недостаточно обоснованным и излишним.

<2> Быков В.М. Следователь-криминалист как новый участник уголовного процесса со стороны обвинения // Российская юстиция. N 7. 2009.

Представляется, что изложенная точка зрения является не совсем правильной. Создавая новую процессуальную фигуру, законодатель не случайно назвал ее сложным словом «следователь-криминалист», поставив на первое место хорошо известное всем слово «следователь», подчеркнув этим, что новая процессуальная фигура является по своей сути тем же следователем. Это же следует и из первой части текста п. 40.1 ст. 5 УПК РФ: «…следователь-криминалист — это должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу». Эта часть определения понятия «следователь-криминалист» практически точно соответствует понятию «следователь», данному в п. 41 ст. 5 УПК РФ. Поэтому утверждение о том, что «следователь-криминалист» является процессуально ущербной фигурой, которая не может производить расследование по уголовному делу, противоречит тексту и смыслу Закона.

В связи с изложенным, читая в тексте ст. ст. 176 — 193 и других норм УПК РФ слово «следователь», мы должны иметь в виду и «следователя-криминалиста», если он осуществляет расследование уголовного дела, поскольку он тоже является следователем. В противном случае, следуя логике буквального понимания терминов, мы должны отказать в праве расследования уголовных дел «старшим следователям» или «следователям по особо важным делам», только потому, что такие словосочетания прямо не указаны п. 41 ст. 5 УПК РФ. Поэтому оснований для категоричных выводов о несоответствии указанного нововведения остальным нормам УПК РФ не имеется.

Во второй части понятия «следователь-криминалист» содержится указание на дополнительные полномочия, которых не имеет не только следователь, но и другие участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения: «право участвовать по поручению руководителя следственного органа в производстве отдельных следственных и иных процессуальных действий или производить следственные или иные процессуальные действия без принятия уголовного дела к своему производству». При этом закон ответа на вопрос, для чего введена должность следователя-криминалиста и почему он наделен такими необычными полномочиями, не дает.

Чтобы понять это, необходимо взглянуть на историю возникновения этой фигуры в уголовном процессе. Ранее, до реформы предварительного следствия, в 2007 г. эти полномочия всегда принадлежали прокурору, который в соответствии с законом осуществлял прокурорский надзор в форме процессуального руководства расследованием.

Эти важные права позволяли прокурору осуществлять свои полномочия в ходе предварительного следствия наиболее эффективно, порой надзирая в буквальном смысле этого слова за действиями следователя, например, на месте происшествия, в ходе обыска. Эти полномочия позволяли вовремя исправлять, а то и не допускать ошибок следователя, отменять его необоснованные решения, давать указания по ходу расследования. В сложных, важных случаях в целях соблюдения закона прокурор мог быстро взять на себя производство того или иного следственного действия.

Естественно, прокурор района, города, а тем более вышестоящий прокурор в связи с большой загруженностью, работой по другим направлениям прокурорской деятельности не в состоянии был осуществлять эти полномочия регулярно, хотя потребность в осуществлении этих полномочий в ходе прокурорского надзора за следствием постоянно имелась.

В этой связи в соответствии с указанием генерального прокурора СССР еще в октябре 1954 г. в прокуратурах республик, краев и областей была введена специальная должность прокурора-криминалиста. На них и были возложены обязанности по непосредственному участию прокурора в ходе предварительного расследования в необходимых случаях.

На должности прокуроров-криминалистов назначались наиболее опытные следователи, со стажем работы не менее пяти лет, обладающие большим опытом по расследованию уголовных дел различных категорий, владеющие навыками использования технико-криминалистических средств, познаний специалистов, склонные к методической и преподавательской работе. Вторая часть названия должности — «криминалист» означала не столько специалиста в криминалистической технике, сколько знатока тактики и методики расследования преступлений.

За многие годы существования в органах прокуратуры прокуроров-криминалистов они зарекомендовали себя с положительной стороны. Оперативно подключаясь по собственной инициативе или по указанию вышестоящего прокурора к расследованию наиболее сложных уголовных дел, они оказывали практическую, организационную и методическую помощь следователям, показывая на собственном примере, как необходимо осуществлять расследование. Не секрет, что большинство молодых следователей познают свою профессию не только по учебникам, но главным образом на практике, учась у своих старших коллег. Можно сказать, что прокуроры-криминалисты и были своего рода «играющими тренерами» или «летчиками-инструкторами» для следователей прокуратуры. При этом прокурор-криминалист мог и использовать свои прокурорские полномочия, давая указания следователю о ходе следствия, отменяя его незаконные или необоснованные решения. Как справедливо отмечает Н.А. Колоколов, прокурор-криминалист был своего рода комиссаром (уполномоченным) прокурора при проведении важнейших следственных действий <3>.

<3> Колоколов Н.А. Последние новеллы УПК РФ: баланс обвинительной власти стабилизируется // Уголовное судопроизводство. N 2. 2009.

В своей деятельности прокуроры-криминалисты руководствовались полномочиями прокуроров в соответствии со ст. 211 УПК РСФСР, наделявших процессуальными правами не только прокуроров районов, городов и вышестоящих прокуроров, но и рядовых прокуроров (помощников прокуроров, прокуроров отделов, управлений), как было написано в законе, «в пределах своей компетенции». Компетенция же прокуроров-криминалистов, кроме закона, определялась также периодически обновлявшимся Положением о прокурорах-криминалистах в органах прокуратуры Российской Федерации (последнее утверждено Приказом генерального прокурора Российской Федерации от 27 января 1997 г. N 4) <4>. Указанный нормативный акт, изданный в соответствии с действовавшим тогда УПК РСФСР, устанавливал не только право прокуроров-криминалистов на участие в расследовании уголовных дел, но и наделял их надзорными полномочиями на отмену незаконных и необоснованных постановлений следователей, предоставлял право прокурорам-криминалистам на дачу указаний следователям по находившимся в их производстве уголовным делам. Тогда ни у кого не вызывал сомнений процессуальный статус прокурора-криминалиста как прокурора, участвующего в уголовном судопроизводстве.

<4> Сборник основных приказов и указаний Генерального прокурора Российской Федерации. М.: НОРМА, 1999. С. 241 — 244.

Помимо процессуальных полномочий прокурора по участию в предварительном следствии, на прокуроров-криминалистов возлагалась и аналитическая, учебно-методическая работа, обобщение положительного опыта работы. На практике именно они внедряли новую тактику и методику расследования уголовных дел, использование технических новинок в следственной работе. Прокурорами-криминалистами обеспечивалось необходимое взаимодействие с экспертно-криминалистическими и оперативно-розыскными подразделениями других правоохранительных органов.

Проблемы для прокуроров-криминалистов начались с введением в действие в 2002 г. нового УПК РФ, в котором процессуальные полномочия были четко прописаны только для прокуроров районов, городов, их заместителей и вышестоящих прокуроров.

В последующем, при образовании Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, подразделения прокуроров-криминалистов были переданы в новое следственное ведомство, где они уже не имели никаких процессуальных полномочий. Создавшееся положение привело к тому, что сотни наиболее опытных следственных работников органов предварительного следствия лишились своего процессуального «оружия».

Создание Следственного комитета Российской Федерации, в котором уже не могло быть никаких «прокуроров-криминалистов», а также настоятельная необходимость повышения качества следствия и процессуального контроля за ним привели к введению в УПК РФ и Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» должностей «следователей-криминалистов».

Необходимость существования следователей-криминалистов объясняется спецификой работы Следственного комитета Российской Федерации, где следственные подразделения, как правило, малочисленны. Нередко следователи работают по одному человеку в районе, вне мест дислокации следственных отделов. Это серьезно затрудняет процессуальный контроль за работой следователей, не дает возможности создавать следственные группы по сложным или большим делам. В этих условиях оперативное подключение следователей-криминалистов к расследованию преступлений на наиболее важных этапах, по указанию вышестоящего руководителя следственного органа, порой является единственной возможностью эффективно помочь следователю и проконтролировать его работу.

Вместе с тем следует признать, что введение в УПК РФ новой процессуальной фигуры было сделано неудачно и по форме, и по содержанию, в связи с чем многих, в том числе упомянутых, авторов вводит в заблуждение существование должности следователя-криминалиста, порождая неприятие этого нововведения.

Во-первых, совершенно неуместно процессуальные полномочия следователя-криминалиста изложены в ст. 5 УПК РФ, в которой определяется лишь значение уголовно-процессуальных понятий. При этом не были внесены соответствующие изменения в главу 6 УПК РФ, регламентирующую процессуальные полномочия участников уголовного процесса со стороны обвинения, на что вполне обоснованно обращает внимание В.П. Божьев <5>.

<5> Божьев В.П. О властных субъектах уголовного процесса в досудебном производстве // Российский следователь. N 15. 2009.

Во-вторых, дело в том, что по своей сущности специфические полномочия следователя-криминалиста, конечно, производны, являются функцией не следователя, а руководителя следственного органа. Именно ему (как ранее прокурору), а не следователю необходимы полномочия по непосредственному участию в расследовании уголовного дела без принятия его к производству, для того чтобы непосредственно осуществлять свои обязанности по осуществлению процессуального контроля. Вызывает недоумение то, что сейчас, по действующему УПК РФ, руководитель следственного органа, не имея права сам участвовать в расследовании дела без принятия его к производству, тем не менее может поручить это подчиненному следователю-криминалисту.

Примечательно также то, что руководитель следственного органа в соответствии с п. п. 3, 4 ч. 1 ст. 39 УПК РФ вправе участвовать в проведении лишь доследственной проверки, проводимой подчиненным ему следователем, а также может сам допросить обвиняемого, но только при рассмотрении вопроса об избрании ему меры пресечения судом. Указанные ограничения права руководителя следственного органа на участие в расследовании уголовного дела в целях осуществления непосредственного, упреждающего процессуального контроля ничем не оправданы.

Конечно, руководитель следственного органа, если у него появилась необходимость поучаствовать в расследовании, всегда может сделать это, приняв уголовное дело к своему производству в порядке, предусмотренном ч. 2 ст. 39 УПК РФ. Полагаем, что это не выход из положения, так как руководитель следственного органа, приступив к непосредственному расследованию уголовного дела, приняв его к своему производству, тут же получает полномочия следователя и фактически прекращает осуществлять свои полномочия по процессуальному контролю, который должен в отношении его осуществлять уже кто-то другой.

В связи с изложенным, в целях совершенствования уголовно-процессуального законодательства, следует внести изменения в п. 1 ч. 1 ст. 39 УПК РФ, наделив руководителей следственных органов правом участия в расследовании уголовного дела, находящегося в производстве подчиненного ему следователя, принятия отдельных процессуальных решений, проведения отдельных следственных действий, без принятия его к производству.

В целях устранения отмеченных противоречий при определении процессуального положения и полномочий следователя-криминалиста, в УПК РФ можно было бы вместо него ввести процессуальную фигуру «инспектора-криминалиста» следственных подразделений, как разновидность руководителя следственного органа, изложив п. 38.1 ст. 5 следующим образом: «…руководитель следственного органа — должностное лицо, возглавляющее следственное подразделение, его заместитель, а также подчиненный им инспектор-криминалист, участвующий в уголовном судопроизводстве в порядке, установленном настоящим кодексом», а также дополнив ч. 1 ст. 39 п. 13 следующего содержания: «Руководитель следственного органа вправе поручить подчиненному ему инспектору-криминалисту проведение проверок в порядке ст. ст. 144 — 145 УПК РФ, осуществление предварительного следствия по уголовному делу, а также участие в расследовании, принятие отдельных процессуальных решений, проведение отдельных следственных действий без принятия уголовного дела или материала проверки к своему производству».

Расширение процессуальных полномочий не только руководителей следственных подразделений, но и подчиненных им работников, обладающих высокой квалификацией, профессиональным опытом по непосредственному участию в расследовании преступлений, даст дополнительную возможность по улучшению качества процессуального контроля, позволит сделать его действительно предупреждающим нарушения закона со стороны следователей, а значит, повысит эффективность работы органов предварительного следствия.

Определение 2

Следователь – должностное лицо, главная обязанность которого заключается в производстве предварительного следствия в соответствии с действующим законодательством.

Полномочия

Предварительное следствие осуществляется:

  • ФСКН (Федеральной службой по контролю за оборотом наркотиков) России;
  • следователями Следственного комитета РФ;
  • органами внутренних дел.

Ведомственная принадлежность следственных органов никоим образом не отражается на объеме процессуальных прав и обязанностей следователей. В соответствии со ст. 151 УПК, какая именно структура будет заниматься расследованием дела, зависит от его типа и необходимой компетенции.

Замечание 1

Несмотря на то, что главное задачей следователя является изучение и ведение уголовное дела, в его компетенцию входят и другие обязанности.

Например, он может принимать и рассматривать сообщения о подготовке к совершению преступлений или об уже произошедших инцидентах, связанных с противоправными действиями. На основе полученной информации ему разрешатся принимать решение о необходимости возбуждения уголовного дела.

Следователь наделен законодательством РФ следующими полномочиями:

  • предварительное следствие по делу;
  • установление и выявление граждан, которые его совершили;
  • раскрытие преступлений.

При этом он должен установить особенности и обстоятельства, в которых произошел расследуемый инцидент.

Слишком сложно? Не парься, мы поможем разобраться и подарим скидку 10% на любую работу Опиши задание

Права и обязанности

У следователя есть широкие права и обязанности, пользуясь которым и он может самостоятельно принимать решения касательно расследования уголовного дела. Но при этом ему также придется лично нести ответственность за ход следствия, его законное и своевременное выполнение. Единственным ограничением, с которым может столкнуться следователь, является УПК, обязывающий его в отдельных случаях получать судебное разрешение. Эта процедура является обязательной, если будет ограничена неприкосновенность:

  • личная;
  • имущественных прав;
  • частной жизни;
  • жилища;
  • временного отстранения обвиняемого от должности в соответствии со ст. 114 Конституции РФ.

На основе ч. 4 ст. 221 УПК, если прокурор примет решение вернуть уголовное дело следователю, он может обжаловать такое решение после того, как на это даст свое согласие руководители следственных органов, которые имеют более высокий статус.

Работы с органами дознания

Следователь может выдавать поручения органам дознания в рамках расследования преступления. При этом предполагается взаимное соблюдение ряда нюансов:

  • все поручения должны быть составлены исключительно в письменной форме, иначе они не будут иметь юридической силы;
  • органы дознания должны полностью выполнить возложенные на них задачи;
  • в соответствии с правилами УПК, поставленные поручения должны быть связаны с оперативно-розыскными мероприятиями, обычными следственными действиями, исполнением постановлений.

Пример 1

Например, задержание, привод, арест, производство различных процессуальных действий и привлечение помощи в их проведении.

Но органы дознания не имеют права выполнять задачи, которые возложены законодательством на следователя: привлечение гражданина для выдвижения обвинений, допрос, назначение экспертизы и т.д.

Следователь-криминалист

Определение 3

Следователь-криминалист – должностное лицо, уполномоченное вести предварительное расследование по возбужденному делу, а также предпринимать следственные и процессуальные меры, получив поручение вышестоящего руководства.

Его главное отличие от обычного следователя заключается в том, что он вправе подключаться к расследованию преступлений, которыми занимаются другие следственные органы и структуры. При этом уголовное дело не будет обозначено как его производство.

Подобные действия возможны только в том случае, если руководитель следственного органа выпишет на это письменное разрешение.

Всё ещё сложно? Наши эксперты помогут разобраться

Следователь определяется как должностное лицо, уполномоченное в пределах своей компетенции осуществлять предварительное следствие по уг. делу.

Следователь уполномочен:

1) возбуждать уг. дело в порядке, установленном УПК;

2) принимать уг. дело к своему производству или передавать его руководителю следственного органа для направления по подследственности;

3) самостоятельно направлять ход расследования, принимать решение о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с УПК требуется получение судебного решения или согласия руководителя следственного органа;

4) давать органу дознания в случаях и порядке, установленных УПК, обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении;

5) обжаловать с согласия руководителя следственного органа решение прокурора об отмене постановления о возбуждении уг. дела, о возвращении уг. дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков;

6) осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК.

В случае несогласия с требованиями прокурора об устранении нарушений фед. законодат-ва, допущенных в ходе предварительного следствия, следователь обязан представить свои письменные возражения руководителю следственного органа, который информирует об этом прокурора.

Руководитель следственного органа — это должностное лицо, возглавляющее соответствующее следственное подразделение, а также его заместитель.

Руководитель следственного органа уполномочен:

1) поручать производство предварительного следствия следователю либо нескольким следователям, а также изымать уг. дело у следователя и передавать его другому следователю с обязательным указанием оснований такой передачи, создавать следственную группу, изменять ее состав либо принимать уг. дело к своему производству;

2) проверять материалы проверки сообщения о преступлении или материалы уг. дела, отменять незаконные или необоснованные постановления следователя;

2.1) отменять по находящимся в производстве подчиненного следственного органа уг. делам незаконные или необоснованные постановления руководителя, следователя (дознавателя) другого органа предварительного расследования;

3) давать следователю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, привлечении лица в качестве обвиняемого, об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения, лично рассматривать сообщения о преступлении, участвовать в проверке сообщения о преступлении;

4) давать согласие следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, о продлении, об отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения, лично допрашивать подозреваемого, обвиняемого без принятия уг. дела к своему производству при рассмотрении вопроса о даче согласия следователю на возбуждение перед судом указанного ходатайства;

5) разрешать отводы, заявленные следователю, а также его самоотводы;

6) отстранять следователя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований УПК;

7) отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего руководителя следственного органа в порядке, установленном УПК;

8) продлевать срок предварительного расследования;

9) утверждать постановление следователя о прекращении производства по уг. Делу, а так же юб осуществлении государственной защиты;

10) давать согласие следователю, производившему предварительное следствие по уг. делу, на обжалование решения прокурора;

11) возвращать уг. дело следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования;

12) осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК.

Руководитель следственного органа вправе возбудить уг. дело в порядке, установленном УПК, принять уг. дело к своему производству и произвести предварительное следствие в полном объеме, обладая при этом полномочиями следователя или руководителя следственной группы.

Указания руководителя следственного органа по уг. делу даются в письменном виде и обязательны для исполнения следователем. Указания руководителя следственного органа могут быть обжалованы им руководителю вышестоящего следственного органа. Обжалование указаний не приостанавливает их исполнения, за исключением случаев, когда указания касаются изъятия уг. дела и передачи его другому следователю, привлечения лица в качестве обвиняемого, квалификации преступления, объема обвинения, избрания меры пресечения, производства следственных действий, которые допускаются только по судебному решению, а также направления дела в суд или его прекращения. При этом следователь вправе представить руководителю вышестоящего следственного органа материалы уг. дела и письменные возражения на указания руководителя следственного органа.

Руководитель следственного органа рассматривает в срок не позднее 5 суток требования прокурора об отмене незаконного или необоснованного постановления следователя и устранении иных нарушений фед. законодат-ва, допущенных в ходе досудебного производства, а также письменные возражения следователя на указанные требования и сообщает прокурору об отмене незаконного или необоснованного постановления следователя и устранении допущенных нарушений либо выносит мотивированное постановление о несогласии с требованиями прокурора, которое в течение 5 суток направляет прокурору.

Полномочия руководителя следственного осуществляют Председатель Следственного комитета РФ, руководители следственных органов Следственного комитета РФ по субъектам РФ, по районам, городам, их заместители, а также руководители следственных органов соответствующих фед. органов исп. власти, их территориальных органов по субъектам РФ, по районам, городам, их заместители, иные руководители следственных органов и их заместители, объем процессуальных полномочий которых устанавливается Председателем Следственного комитета РФ, руководителями следственных органов соответствующих фед. органов исп. власти.

  1. Презумпция невиновности как принцип уголовного процесса.

Принцип презумпции невиновности по своей правовой основе очень близко соприкасается с предусмотренным ст. 8 УПК РФ принципом осуществления правосудия только судом. Тем не менее их не следует путать. Хотя они взаимосвязаны и процессуалисты ссылаются на одни и те же нормы как на их правовую Основу, это разные принципы. В отличие от организационного принципа — осуществление правосудия только судом, в определенной степени также сформулированного в ст. 49 Конституции РФ (каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившими законную силу приговором суда), принцип презумпции невиновности в большей степени не лозунг, а гарантия того, что невиновный не будет осужден. Речь идет о следующих положениях закона, которые и могут быть признаны гарантиями презумпции невиновности:

— обвиняемый считается невиновным., пока его виновность в совершении преступления не будет доказана в предусмотрен­ном УПК РФ порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда;

— обвиняемый (подозреваемый) не обязан доказывать свою невиновность; бремя доказывания обвинения и опровержения доводов, приводимых в защиту обвиняемого (подозреваемого), лежит на стороне обвинения;

— нельзя признавать лицо виновным, основываясь лишь на его признании;

— неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого;

— никто не обязан свидетельствовать против себя самого;

— при осуществлении правосудия не допускается использо­вание доказательств, полученных с нарушением требований УПК РФ.

Статья 14. Презумпция невиновности

1. Обвиняемый считается невиновным, пока его виновность в совершении преступления не будет доказана в предусмотренном настоящим Кодексом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.

2. Подозреваемый или обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Бремя доказывания обвинения и опровержения доводов, приводимых в защиту подозреваемого или обвиняемого, лежит на стороне обвинения.

3. Все сомнения в виновности обвиняемого, которые не могут быть устранены в порядке, установленном настоящим Кодексом, толкуются в пользу обвиняемого.

4. Обвинительный приговор не может быть основан на предположениях.

  1. Понятие и виды вещественных доказательств. Правила их использования.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *