Планирование деятельности структурного подразделения

8. Планирование на предприятии

Для обеспечения нормального функционирования предприятия необходимо постоянно планировать деятельность.

Планирование — это процесс разработки и последующего контроля за ходом реализации плана создания, развития и функционирования предприятия.

Объектами планирования могут быть следующие единицы: продукция (ее вид и качество), кадры, сбыт, финансы, инвестиции, научно-техническое развитие и природоохранная деятельность.

Для того, чтобы план был эффективен, необходимо в нем отразить следующее:

1. оценка внешней среды предприятия;

2. оценка возможностей предприятия с учётом благоприятных и неблагоприятных факторов воздействия внешней среды;

3. определение и формулирование целей;

4. определение текущих оперативных задач, соответствующих целям;

5. методы анализа и контроля за выполнением плана, обеспечивая обратную связь со следующим циклом планирования.

Формы организации планирования:

1. Сверху – вниз – это планирование, когда руководством определяются основные цели деятельности предприятия и механизмы их достижения, а затем доводятся до персонала с целью выполнения плана. Недостатком такого планирования является то, что руководство фирмы не всегда может увидеть и учесть потенциальные возможности низовых звеньев.

2. Снизу – вверх – здесь каждый сотрудник анализирует свою текущую работу, находит резервы для ее совершенствования и подает руководству своего подразделения предложения о работе в будущем периоде.

Руководитель подразделения самостоятельно или с работниками на основе представленных предложений формирует план работы своего подразделения в плановом году и передает эту информацию в плановый отдел, где собственно и происходит процесс планирования и координирования работы всех подразделений. Затем план возвращается в подразделения, где рассматривается и одобряется, а при необходимости и корректируется с учетом замечаний и передается на утверждение руководителю предприятия.

3. Смешанное планирование — руководство фирмы разрабатывает основные показатели деятельности в плановом периоде и передает их в подразделения. Там анализируются возможности выполнения поставленных задач, разрабатываются программы достижения целей и после корректировки информация передается в плановый отдел, где она сводится в единый черновой план, который после рассмотрения и доработка в соответствии с пожеланиями обеих сторон согласуется и утверждается.

Каждое предприятие самостоятельно определяет форму планирования, но смешанный тип зачастую более успешен, т.к. руководитель определяет те цели, которых он, как собственник, хочет достичь, а подразделения их корректируют в зависимости от возможностей, следовательно учтены «желания и возможности».

Технология планирования

Включает следующие этапы:

1. Определение цели;

2. Определение задач, которые позволят достичь цель;

3. Определение путей и средств достижения цели;

4. Выработка альтернатив;

5. Обозначить время достижения цели;

6. Распределить обязанности между подразделениями;

7. Спроектировать систему контроля и корректировки плана.

Принципы планирования:

1. Непрерывность — планирование должно распространяться как на длительную перспективу, так и на более короткие сроки.

2. Научность — планирование должно осуществляться на научной основе, т.е. опираться на достоверную информацию, выполняться научно обоснованными методами.

3. Гибкость – планы должны корректироваться в соответствии с изменениями в окружающей среде.

4. Точность.

5. Приоритетность — это подчиненность всех программ и планов стратегической цели развития предприятия.

6. Принцип участия, сформулировал и. Ансофф – он означает, что каждый сотрудник предприятия должен участвовать в построении планов предприятия, кого непосредственно затрагивает план.

Методы планирования:

1. программно-целевой — планирование, в основе которого лежит разработка комплексных программ, ориентированных на достижение поставленных целей.;

2. балансовый метод — составлении различных видов балансов предприятия.;

3. нормативный метод — на предприятии в процессе планирования применяется целая система норм и нормативов;

Норма — это регламентированная величина абсолютного расхода ресурсов на единицу продукции или на выполнение единицы работы. На основе таких норм формируются балансы потребления различных ресурсов.

4. экономико-математическое моделирование – предполагают использование в процессе планирования различные экономико-математические модели, представляющие собой формализованное описание исследуемого экономического процесса (объекта) в виде математических зависимостей и отношений.

5. Метод прогнозирования — совокупность приемов и способов, позволяющих на основе изучения внутренних закономерностей развития объекта и его внешних связей вывести суждение (прогноз) определенной достоверности о будущем состоянии объекта прогнозирования.

Прогноз – это вероятностное научно-обоснованное суждение о перспективах, возможных состояниях того или иного явления и будущем и (или) альтернативных путях и сроках их осуществления.

6. Интуитивные методы основываются на интуитивно-логическом мышлении. Они используются, когда невозможно учесть влияние многих факторов из-за значительной сложности объекта или объект слишком прост и не требует проведения трудоемких расчетов.

Виды планирования:

1. Оперативное — содержит план на неделю, смену, декаду.

2. Текущее – от месяца до года, с распределением по кварталам и месяцам.

3. Среднесрочное – то года до 5 лет.

4. Долгосрочное – от 5 лет, нацеленные на решение отдельных самостоятельных проблем стратегии фирмы.

5. Стратегическое — долговременный план, охватывающий период 10-15 и более лет.

Оперативное планирование

Правильнее оперативное планирование называть оперативно-производственное (ОПП).

ОПП – это осуществление текущей деятельности планово-экономических служб в течение короткого периода.

В основе ОПП лежит производственная программа выпуска готовой продукции, при помощи ОПП данная программа детализируется и конкретизируется.

Цель ОПП — обеспечение равномерного выпуска продукции в заданных количествах и в намеченные сроки при высоком качестве и наилучшем использовании производственных фондов.

Этапы ОПП:

1. Объемное планирование – это распределение выполняемых работ по подразделениям и плановым периодам с учетом загрузки оборудования и площадей. Для эффективного распределения сопоставляются необходимые и имеющиеся ресурсы предприятия.

2. Календарное планирование — это определение сроков выпуска продукции, уточнение заданий каждого цеха, а при необходимости и корректировка результатов расчетов.

3. Оперативно-производственное планирование – это окончательное уточнение программы производства и организация ее выполнения. При необходимости вносится корректировка в графики работ.

Стратегическое планирование (СП)

Опр: это управленческий процесс, который направлен на разработку целей развития компании и путей их достижения.

Главная задача СП — это обеспечение гибкости, адаптации и нововведений в деятельность организации, необходимые для достижения целей в изменяющейся среде.

При СП определяются и прогнозируются параметры внешней среды, ассортимент продукции и услуг, цены, поставщиков, рынки сбыта, долгосрочные цели и стратегии их достижения, а так же проводится систематическое управление изменениями параметров.

Эти показатели сегодня крайне важны для определения, т.к. фирма функционирует в условиях рыночной экономики, основанной на конкуренции.

Этапы СП:

1. Определение миссии и цели;

2. Анализ внешней и внутренней среды предприятия, включая анализ сильных и слабых сторон фирмы, а также ее потенциальных возможностей;

3. Выбор стратегии;

4. Выполнение стратегии;

5. Оценка и контроль выполнения;

В результате проведения СП фирма получает полный комплекс информации о рынке и своем положении на нем, определяет свой механизм действия в существующих условиях и самое главное – фирма выявляет различные варианты действия в изменяющейся внешней среде и обеспечивает эффективное приспособление стратегии к окружающим условиям.

Конкурентоспособность и успешность предпринимательской деятельности предприятия определяются тщательно сформулированными и разработанными целями деятельности фирмы и средствами их достижения. Данные цели и средства находят более полное отражение в оперативном, текущем и стратегическом планировании.

Сущность и цели планирования

Определение 1

Планирование работы структурного подразделения — это процесс выбора целей, определения задач его деятельности и способов их реализации.

С помощью планирования менеджмент компании устанавливает фундаментальные направления усилий и принятия решений, обеспечивающих единство целей для всех сотрудников. В менеджменте планированию выделяют одно из основных мест, так как оно воплощает в себе начало всего процесса достижения целей компании.

Определение 2

Планирование – это процесс формулирования целей, расстановки приоритетов, прогнозирование средств и методов их достижения.

По форме и содержанию планирование может ответить на следующие вопросы:

  1. Текущее состояние компании?
  2. Вектор движения компании?
  3. Способы движения в заданном направлении?

Смысл планирования состоит в описании адекватности целей и способов их достижения на базе выявления группы задач и работ, ну и поиска эффективных методов и способов, различных ресурсов, нужных для выполнения этих задач и создания их взаимодействия. Планирование отвечает за наиболее полное использование ресурсов компании и исключение неверных шагов, которые могут вести к понижению эффективности деятельности организации, оттоку клиентов.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Планирование и организация работы структурного подразделения 490 руб.
  • Реферат Планирование и организация работы структурного подразделения 270 руб.
  • Контрольная работа Планирование и организация работы структурного подразделения 210 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость Определение 3

Основная цель планирования — мобилизация всех сотрудников компании и координация их действий, направленных на решение задач и выполнение работ, которые необходимы для эффективного достижение итоговых результатов.

Сущность же планирования проявляется в детализации целей, направленных на развитие всей компании в целом и каждого из ее подразделений в отдельности на определенный временной период, обозначение ее финансовых ресурсов, нужных для решения установленных задач. Назначение планирования заключается в стремлении заранее учитывать все внешние и внутренние факторы, влияющие на благоприятные условия для корректного функционирования и развития всей компании в целом.

Виды планирования

Планирование классифицируется по следующим направлениям:

  1. По степени охвата сфер деятельности:

    • общее планирование, т.е. всех областей деятельности компании;
    • частное планирование, т.е. планирование конкретных областей деятельности.
  2. По видам планов:

    • стратегическое — поиск незадействованных возможностей, создание конкретных предпосылок;
    • оперативное — использование возможностей и контроль процесса деятельности.
    • текущее — планирование, объединяющее все аспекты деятельности организации и работы всех его структурных подразделений на ближайший финансовый год.
  3. По объектам функционирования:

    • планирование производства;
    • планирование сбыта;
    • планирование бюджетов;
    • планирование кадров.
  4. По периодам:

    • краткосрочное, рассчитанное на период от месяца до года действия компании;
    • среднесрочное, рассчитанное на период от 1 года до 5 лет
    • долгосрочное планирование, рассчитанное на период более 5 лет.
  5. По возможности внесения корректив:

    • жесткое — не предполагает коррекции;
    • гибкое – когда корректировки допустимы.

Для понимания качества планирования можно использовать несколько параметров:

  • полнота планирования, т.е. охват планированием всех подразделений компании;
  • непрерывность планирования;
  • гибкость планирования, т.е. возможность вносить корректировки в план действий;
  • контроль за выполнением плана;
  • экономичность планирования;
  • точность планирования.

Все планирование в экономической компании делится на три основные стадии: процесс стратегического планирования, процесс оперативного планирования и процесс текущего планирования.

Стратегическое планирование стремится дать общее научное обоснование трудностей, которые преодолевает компания в предстоящем периоде, и на основе этого разработать показатели выхода организации на плановый период. Стратегическое планирование направляет деятельность фирмы и позволяет ей оптимизировать маркетинговые исследования, процессы понимания потребителей, планирования номенклатуры, ее продвижения, и продажи, а также ценовую политику.

Оперативное планирование как правило охватывает пятилетний срок, как наиболее корректный для обновления ресурсов производства и ассортимента услуг и продукции. В нем формируются основные задачи на данный период, например, производственная стратегия компании в общем и каждого ее филиала; стратегия продажи услуг; финансовая стратегия, кадровая политика; определение структуры и объема нужных ресурсов и форм материально-технического снабжения. Это планирование предусматривает проработку в конкретной последовательности мероприятий, нацеленных на реализацию целей, поставленных долгосрочной программой развития.

Текущее планирование осуществляется с помощью подробной разработки оперативных планов для организации в общем и ее отдельных подразделений, а именно, маркетинговых программ, научных исследований, планов по производству, материально-техническому и ресурсному снабжению. Ключевыми звеньями текущего плана производства зачастую являются календарные планы (месячные, квартальные, полугодовые), представляющие собой детальную проработку задач и целей, разработанных перспективным и среднесрочным планами. В календарных планах заложены расходы на обновление имеющихся производственных и сырьевых мощностей, ремонт и обновление оборудования, стройку новых производств, повышение квалификации персонала.

Основные принципы планирования

Принципы планирования компания выбирает самостоятельно. К основным принципам планирования можно отнести следующие:

  1. Гибкость (адаптивность) — реакция на изменение условий, выражающаяся в придании планам возможности менять свое направление с целью не допустить уменьшения эффективности работы экономического объекта — это значит, что компания должна иметь определенный запас прочности.
  2. Непрерывность предполагает, что процесс планирования должно осуществляется постоянно в рамках установленного цикла; такое планирование использовать для разработки плана сотрудников предприятия.
  3. Холизм — объединяет два направления интеграцию и координацию. Принцип координации показывает зависимость деятельности любой части компании от остальных единиц данного уровня. Принцип интеграции предполагает, что в компании есть различные обособленные подразделения со своими собственными планами, каждая из подсистем действует в рамках общих стратегий развития фирмы и ее план является частью плана подразделения более высокого уровня. Что значит, чем больше элементов и уровней в системе, тем выгоднее планировать одновременно и во взаимозависимости.
  4. Оптимальность — выбор из нескольких вариантов развития того, который предоставит максимальную эффективность деятельности организации.
  5. Комплексность – связь и зависимость всех частей системы планирования.
  6. Целенаправленность — разработка планов для эффективного достижения поставленных целей.
  7. Точность — планы конкретны и детально проработаны до той степени, которая необходима для наилучшей реализации плана с учетом внутренних возможностей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *