Содержание
- Для чего нужен паспорт отхода
- Содержание паспорта отходов 1-4 класса
- Стоимость разработки паспорта отхода
- Наши преимущества:
- Кому нужны паспорта отходов?
- Зачем нужны паспорта отходов?
- Как сделать паспорт отхода и согласовать?
- Паспорт опасного отхода включает в себя:
- Классификация отходов
- Необходимые документы для разработки паспорта опасного отхода
- ОТНЕСЕНИЕ ВИДА ОТХОДОВ К КОНКРЕТНОМУ КЛАССУ ОПАСНОСТИ
- ПОДТВЕРЖДЕНИЕ ОТНЕСЕНИЯ ВИДА ОТХОДОВ К КОНКРЕТНОМУ КЛАССУ ОПАСНОСТИ
- ВЫВОД
Все отходы, согласно Законодательству РФ, должны быть отнесены к конкретному классу опасности и иметь правильно оформленный паспорт, в котором содержатся исчерпывающие сведения об отходе. Для каждого вида отходов должен быть сделан свой паспорт. Паспорт отходов — документ, указывающий принадлежность отходов к определенному классу. Паспорт оформляется на все виды отходов 1-4 класса опасности и содержит основные сведения о свойствах и состоянии описываемых веществ. Без паспорта производить какие-либо операции с отходами запрещается, а нарушение влечет штраф и другие санкции.
Для чего нужен паспорт отхода
На основании данных об опасности и характеристиках отходов, указанных в паспорте, выбирается оптимальный и безопасный способ обращения с ними. Также наличие паспорта позволяет:
- организовывать места временного накопления и хранения отходов на территории предприятия;
- транспортировать отходы;
- организовывать хранение вне территории предприятия;
- производить передачу отходов другим организациям;
- разрабатывать инструкции по ТБ и пр.
Наличие паспорта позволяет защитить окружающую среду и персонал компании от опасности, которую представляют накапливаемые отходы. Именно поэтому при составлении паспорта требуется достоверность и точность.
Кто должен составлять паспорт отходов
Паспорт отходов с 1 по 4 класс в соответствии с ФЗ №89 составляют организации или предприниматели, в процессе работы которых образуются отходы. Порядок оформления паспорта подробно описан в Постановлении №712. В данном постановлении приведена обязательная форма документа, но не приведена информация о правильности ее заполнения. Т.к. инструкция по заполнению отсутствует, то часто у должностных лиц организаций, на которых возложена ответственность за составление паспортов отходов, возникают трудности с внесением данных в эту форму.
Классификация отходов по классам опасности
Согласно Приказу Минприроды, все отходы делятся на следующие классы опасности:
I класс – максимально опасные, требующие особых условий обращения. К ним относят люминесцентные и ртутные лампы, гальванические элементы, медицинские термометры и другие ртутьсодержащие приборы;
II класс – высокой опасности, представляющие угрозу при неправильном обращении: отработанные аккумуляторы с неслитым электролитом, отходы с хлористой медью, трехокисной сурьмой и т.д.;
III класс – умеренно (средне) опасные, нуждающиеся в специальных условиях хранения: отработанные моторные масла, лакокрасочные материалы, нефтепродукты и т.д.;
IV класс – малоопасные отходы, требующие минимальной обработки: твердые бытовые отходы, строительный мусор, медицинские отходы после дезинфекции и т.д.;
V класс – практически безопасные, для которых не требуется паспорт: полиэтилен, древесина, лом черных металлов, бумага. Отнесение отходов к классу опасности для окружающей среды осуществляется расчетным методом или экспериментальным в соответствии с приказом Министерства природных ресурсов России № 511 от 15 июня 2001 года. Любые операции с отходами 1-4 класса, а именно накопление, транспортировка, хранение, продажа, передача и пр. могут осуществляться только при наличии паспорта опасного отхода. Отсутствие паспорта отхода наказывается штрафом в крупном размере!
Виды отходов по происхождению:
- производственные (промышленные);
- производственный брак;
- коммунально-бытовые;
По составу отходы разделяют на биологические и техногенные. Для паспортизации классификация не используется, а лишь учитывается, т.к. в паспорте указывается класс отходов, присваиваемый по уровню потенциальной опасности для экосферы.
См. также: Классификация отходов производства и потребления
Содержание паспорта отходов 1-4 класса
Действующие экологические требования подробно описывают данные, которые должны содержаться в паспорте. Паспорт должен содержать исчерпывающую информацию о физическом и химическом состоянии отходов. Для каждого вида отходов должны быть указаны сведения о его свойствах на основании протоколов исследований и результатов анализов.
- Компонентный состав отхода на основании проведенной экспертизы и агрегатное состояние. В описание отхода входит его состав, химические и физико-механические свойства, а также сведения о пожаро- и взрывоопасности.
- Технология происхождения описываемого отхода.
- Код и полное наименование по ФККО.
- Присвоенный класс опасности.
Все вносимые в паспорт сведения должны быть документально обоснованы.
Разработка паспорта отходов
Независимо от вида отхода и его происхождения, разработка паспорта производится в соответствии с инструкциями Росприроднадзора.
- Определяется список отходов, производимых организацией, которые подлежат паспортизации.
- Следующий этап — экологическая экспертиза, включающая химический анализ исследуемого отхода. На основании данных экспертизы отход относят к определенному классу по уровню опасности и разрабатывают паспорт. На данном этапе важно правильно определить класс опасности.
- Согласование — паспорта всех видов отходов должны быть согласованы в территориальном подразделении Росприроднадзора. Согласование осуществляется после подачи заявления и приложенного к нему необходимого пакета документов.
Центр экологического проектирования ТИТАН оказывает помощь в разработке паспортов для всех видов отходов. Наши специалисты выполняют весь комплекс работ: от выявления видов отходов, для которых необходима паспортизация, до получения согласования.
Срок действия паспорта отхода:
- Для отходов, включенных в ФККО — не ограничен;
- Для отходов, не включенных в ФККО, ограничивается на период регистрации данного вида в ФККО.
Стоимость разработки паспорта отхода
Стоимость разработки паспорта для одного вида отхода составляет 10 000 руб. с учетом НДС 18%. Разработка включает в себя:
- Составление паспорта по форме, утвержденной Приказом Ростехнадзора № 785 от 02 декабря 2002 года.
- Организацию проведения физико–химических исследований для определения компонентного состава отхода;
- Подачу документов на согласование в Департамент Росприроднадзора по Северо–Западному федеральному округу.
- Получение по итогам согласования Свидетельства о классе опасности отхода для окружающей природной среды по форме утвержденной Приказом Ростехнадзора №570 от 15 августа 2007 года.
Наши преимущества:
Наша компания быстро и качественно сделает паспорта для разных типов отходов в соответствии с законодательством РФ.
- опыт работы с экологической документацией более 5 лет;
- комплексное экологическое проектирование и консалтинг;
- составление паспортов для отходов любых видов;
- согласование документов в необходимых госструктурах;
- бесплатное консультирование;
- низкие цены и высокое качество.
Паспортизация отходов – это подготовка, исследование и согласование паспортов на отходы производства и потребления.
Паспорт отхода – это документ, который идентифицирует отход, образующийся от деятельности предприятия или сотрудников. По закону, паспорт разрабатывается на каждый вид отхода 1-4 класса опасности, на отходы 5 класса паспорт делать не нужно.
Утвержденные паспорта действуют бессрочно.
ЗАКОН
ФЗ № 89 «Об отходах производства и потребления»
Постановление Правительства РФ № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности»
Приказ Минприроды России от 05.12.2014 N 541 «Об утверждении Порядка отнесения отходов I — IV классов опасности к конкретному классу опасности»
Кому нужны паспорта отходов?
Как показывает опыт, даже если у вас 1 офис и работаете там только вы, то вам нужен минимум 1 паспорт на отход — мусор от офисных и бытовых помещений. То есть вопрос о более крупных организациях отпадает сам собой.
ВАЖНО
В связи с введением нового ФККО (Федеральный классификационный каталог отходов), паспорта отходов, выданные до 1 августа 2014 не действительны, и подлежат переоформлению.
Зачем нужны паспорта отходов?
- Чтобы избежать штрафов при проверках инспекторов экологического надзора
- Используется при расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС)
- Используется при разработке ПНООЛР
- Требуются при заключении договоров на вывоз или передачу отходов
- Это маленький, но важный шаг в сторону повышения эффективности утилизации, переработки отходов
Как сделать паспорт отхода и согласовать?
Прежде всего, вам нужно скачать форму паспорта опасного отхода. Заполнить оборотную сторону своими данными, а лицевую далее по пунктам:
- Идентифицировать отход по последнему обновлению ФККО
- Указать процесс образования отхода
- Указать агрегатное состояние и класс опасности
- Определить химический или компонентный состав отхода
- Для 5 класса провести биотестирование при необходимости
- Подготовить заявление на сдачу паспортов отходов. (Скачать образец заявления).
- Сдать копии с результатами лабораторных исследований в местное Управление Росприроднадзора
- Зарегистрировать на сайте gko.psrpn.ru
Немного подробнее рассмотрим пункт 7, вам требуется:
- Утвердить паспорта отходов предприятия, то есть на всех паспортах нужно поставить печать, роспись, дату.
- Далее сделать 1 копию с каждого паспорта.
- На полученных копиях поставить печать «Копия верна» (или от руки написать), ФИО, роспись, дата и поставить печать организации.
Выглядит просто, но нужно обратить внимание на самое сложно – это выявить все отходы предприятия, на которые точно обратят внимание проверяющие органы (чтоб не получать штрафы). Самым просты вариантом тут является – это спросить у специалиста, например. получить (консультацию у нас).
Второе по сложности – это определение химического или компонентного состава и биотестирование. Тут понадобится помощь аккредитованной лаборатории по исследованию данных отходов, либо можно использовать сведения из технологических регламентов, технических условий, стандартов (ГОСТов), проектной документации или писем от производителей товаров. В некоторых регионах России допускается как источник специализированная литература. Все подтверждающие документы должны быть заверены.
ВАЖНО
К результатам лабораторных исследований нужно приложить заверенные копии актов отбора проб отходов, проведенных аккредитованной испытательной лабораторией (центром) и заверенные копии документов об их аккредитации и области аккредитации.
Если у Вас образуются специфические отходы, не включенные в ФККО, то в этом случае понадобится рассчитывать класс опасности, подавать заявление на включение его в ФККО.
Хитрости при работе с отходами
- При заключении договоров аренды и обслуживании техники, помещений, а также при заключении договоров выполнения каких-либо работ, в тексте документа оговаривается перечень образующихся отходов и их принадлежность.
НАПРИМЕР
при аренде помещения оговаривается, что отходы от деятельности офиса принадлежат обслуживающей организации. В этом случае паспорт все равно нужен, но плату за негативное воздействие на окружающую среду за отходы не платите.
- Лучше всего учитывать все отходы предприятия, но в ФККО есть близкие по названиям и составу отходы, а также сгруппированные из нескольких видов. В некоторых случаях, в зависимости от вида отхода и регионального отдела Росприроднадзора, можно документально закрепить за отходами класс опасности и код.
- В некоторых регионах России для определения компонентного состава допускается использовать как источник специализированная литература.
В заключении хочется отметить, что разработка паспорта стоит сравнительно дешево, а паспорт действует бессрочно. На наш взгляд лучше обезопасить себя заранее, так как штрафы за отсутствие паспортов на опасные отходы внушительные и могут накладываться каждый год. Вместе с тем, выдается предписание об устранении нарушения.
Важные разъяснения Росприроднадзора / практика.
В некоторых случаях Росприроднадзор, либо работники прокуратуры просят изготовить документы и на отходы 5 класса опасности, в том числе и провести исследование компонентного состава и биотестирование отходов.
Если вам нужно узнать химический и/или компонентный состав отходов с указанием источников информации или если вы самостоятельно разрабатываете ПНООЛР, то переходите по ссылкам, там есть полезная информация.
Чтобы получить консультацию или вам требуется разработать паспорта отходов, то можно написать нам по данной теме – наши Контакты. Если вы не знаете какие Вам нужны паспорта, то наши экологи сформируют список возможных отходов.
Паспорт опасных отходов — документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе.
Паспорт опасного отхода включает в себя:
- проведение лабораторного исследования отхода (определение компонентного химического состава отхода);
- расчет класса опасности отхода для окружающей природной среды;
- подготовку документов о подтверждении (неподтверждении) отнесения отходов к конкретному классу опасности для окружающей природной среды;
- оформление и выдачу территориальными органами Росприроднадзора документов, подтверждающих отнесение опасного отхода к классу опасности отхода для окружающей природной среды (свидетельство о классе опасности отхода для окружающей природной среды).
Для своих заказчиков предлагаем:
- проведение инвентаризации отходов, определение перечня отходов, которые подлежат паспортизации;
- выполние количественного анализа и определение компонентного и химического состава опасных отходов;
- расчет класса опасности для имеющихся на предприятии отходов и влияние их на ОПС;
- согласование документации в органах РосТехНадзора.
Срок действия паспорта опасного отхода:
— для отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов (далее — ФККО) — бессрочный;
— для отходов, не включенных в ФККО, — ограничивается на период до включения данного отхода в ФККО.
Классификация отходов
С ухудшением состояния окружающей среды на многих производственных предприятиях становится вопрос о безопасной утилизации отходов. Однако как определиться к какому классу опасности стоит отнести те или иные отходы промышленности. Именно для этого разрабатывают соответствующий документ, который называется паспорт отходов. Другими словами в нем описывается не только общая характеристика загрязняющего вещества, но и какую опасность оно несет.
На сегодняшний день все отходы можно разделить на несколько категорий. Каждый из классов определяется в зависимости от степени и вредности воздействия на организм человека и окружающую среду. Итак, к первому классу относят чрезвычайно опасные отходы; во втором собрались высокоопасные отходы; к третьему – умеренно опасные отходы; в четвертом представлены малоопасные отходы; ну, а в заключительный попали практически неопасные отходы.
Для удобства отнесение отходов к определенному классу опасности осуществляют одним из двух способов:
Сравнивая с Федеральным классификационным каталогом отходов (ФККО), однако это возможно лишь в случае наличия отхода в классификаторе. Или же методом расчета (эксперимента) и дальнейшего определения благодаря «Критериям отнесения отхода I-IV классов опасности к классу опасности для воздействия на окружающую природную среду».
Паспортизация опасных отходов это лишь первый этап, который ведет к разработке необходимых проектов для накопления опасных отходов или их утилизации. Ведь такие отбросы как упаковочный материал, люминесцентные лампы, различные бракованные производственные элементы в обязательном порядке подлежат паспортизации. А необходимые действия с отходами – будь-то вывоз, утилизация обезвреживание, складирование может быть осуществлено только в соответствии с теми характеристиками, которые прописаны в паспорте. Таким образом, соблюдение требований прописанных в документе уменьшает воздействие, как на здоровье человека, так и на состояние природы.
Обязательными являются паспорта для первых 4 классов опасности, причем для каждого из них он разрабатывается по определенной форме. Такой документ удостоверяет принадлежность вещества к одному из классов опасности, а также содержит сведения о вещественно-компонентном и химическом составе. Однако существует один немаловажный нюанс для отходов, которые относятся к 5 классу. Паспорта для них обычно не оформляются отдельно. Для отходов с таким классом опасности не проводят обязательную паспортизацию. Соответствующим документом для них является заключение экспертизы, которое составлено на основе отчета о лабораторной экспертизе.
Как говорилось выше, именно на основе паспорта отхода разрабатывают проект НООЛР (данная аббревиатура расшифровывается как проекты нормативов на образование отходов и лимитов на их размещение). Отходы 1-4-го классов опасности могут представлять угрозу для природы и обладают специфическими свойствами, к которым можно отнести токсичность, взрыво- и пожароопасность, а также наличие возбудителей вирусных и инфекционных заболеваний, высокую реакционную способность.
Необходимые документы для разработки паспорта опасного отхода
Для эффективной совместной работы необходимо наличие следующих документов:
- Уставной документ, в котором прописываются: наименование, адрес, должности и ФИО руководящего состава, ИНН, ОГРН, ОКВЭД, коды статистики;
- При наличии необходимо предоставить утвержденные лимиты;
- Документы, описывающие технологический процесс, после которого образовываются отходы на предприятии;
- Информация о местах размещения отходов (сведения о полигонах, на которых размещаются отходы);
- Данные об обезвреживании, утилизации и использовании отходов (информация о действующих предприятиях, которые вывозят ртутные лампы, аккумуляторы, покрышки, масла и т.д.);
- Информация о расположении отходов для временного хранения.
Поскольку для разработки паспортов опасных отходов необходимо проведение специальных анализов, то вам стоит обратиться к опытным профессионалам своего дела. Грамотные специалисты Петрохим примут и обработают вашу заявку на выполнение работ в течение в течение 24 часов. Проведут необходимые исследования в аккредитованной аналитической лаборатории. А по результатам анализов внесут данные о компонентном и химическом составе отходов.
Петрохим– это лидер отрасли, работающий с 1996 года и имеющий большой опыт работы в данном вопросе.
Оформить заявку
на разработку паспорта опасного отхода
Стоимость
разработки проекта: от 5 тыс.руб.*
Сроки
разработки проекта: от 6 раб. дней*
*Данные указаны без учета выполнения анализов и согласования в территориальном органе Росприроднадзора
В декабре 2015 г. российский законодатель был как никогда щедр на сюрпризы. Так, незадолго до наступления нового года в Минюсте России были зарегистрированы Приказ Минприроды России от 04.12.2014 № 536 «Об утверждении Критериев отнесения отходов к I–V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду» (далее — Приказ № 536) и Приказ Минприроды России от 05.12.2014 № 541 «Об утверждении Порядка отнесения отходов I–IV классов опасности к конкретному классу опасности» (далее — Приказ № 541). Что же означает для природопользователя принятие этих документов?
Прежде чем перейти к анализу упомянутых нормативных правовых актов, обратимся к требованиям Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 29.12.2015; далее — Федеральный закон № 89-ФЗ) и Правил проведения паспортизации отходов I–IV классов опасности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 № 712 (далее — Правила паспортизации).
Обращаем ваше внимание, что с 01.01.2016 ст. 14 Федерального закона № 89-ФЗ была изложена в новой редакции, предусмотренной Федеральным законом от 29.12.2014 № 458-ФЗ (выделено автором):
Таким образом, в соответствии со ст. 14 (в новой редакции) Федерального закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I–V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I–V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
При этом подтверждение отнесения к конкретному классу опасности отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов (далее — ФККО), не требуется.
КСТАТИ
На основании п. 7 Правил паспортизации индивидуальные предприниматели и юридические лица должны направить в территориальный орган Росприроднадзора копию паспорта, заверенного индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, а также копии документов, подтверждающих отнесение вида отходов к конкретному классу опасности.
Таким образом, мы имеем дело с двумя процедурами:
1) отнесение вида отходов к конкретному классу опасности;
2) подтверждение отнесения вида отходов к конкретному классу опасности.
ОТНЕСЕНИЕ ВИДА ОТХОДОВ К КОНКРЕТНОМУ КЛАССУ ОПАСНОСТИ
Согласно Порядку отнесения отходов I–IV классов опасности к конкретному классу опасности, утвержденному Приказом № 541 (далее — Порядок отнесения отходов к классу), класс опасности вида отходов определяется его химическим и (или) компонентным составом и устанавливается:
- на основании сведений, содержащихся в ФККО и банке данных об отходах (далее — БДО);
- при отсутствии вида отходов, класс опасности которого требует подтверждения, в ФККО и БДО, — на основании Критериев отнесения отходов к I–V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду, утверждаемых Минприроды России.
На отходы, не включенные в ФККО, хозяйствующие субъекты обязаны подтвердить отнесение таких отходов к конкретному классу опасности в течение 90 дней со дня их образования согласно Порядку отнесения отходов к классу для их включения в ФККО.
Химический и (или) компонентный состав вида отходов устанавливается на основании сведений, содержащихся в технологических регламентах, технических условиях, стандартах, проектной документации.
В случае отсутствия сведений о химическом и (или) компетентном составе вида отходов в указанной документации химический и (или) компонентный состав вида отходов устанавливается по результатам количественных химических анализов.
Допускается использование одновременно обоих способов для определения состава вида отходов.
Установление класса опасности вида отходов на основании сведений, содержащихся в ФККО и БДО, осуществляется путем сопоставления его классификационных признаков с классификационными признаками видов отходов, включенных в ФККО и БДО. Причем вид отходов признается соответствующим аналогичному виду отходов, включенному в ФККО и БДО, и имеющим такой же класс опасности при условии совпадения всех классификационных признаков, к которым относятся:
- происхождение отходов по исходному сырью и по принадлежности к определенному производству, технологическому процессу (наименование технологического процесса, в результате которого образовался отход, или процесса, в результате которого продукция утратила свои потребительские свойства, с указанием наименования исходной продукции);
- химический и (или) компонентный состав;
- агрегатное состояние и физическая форма.
Сложность заключается в том, что далеко не все отходы, включенные в ФККО, есть в БДО, в связи с чем соотнести химический и (или) компонентный состав можно не по всем отходам.
Как следует из текста Порядка отнесения отходов к классу, для отнесения вида отходов, включенного в ФККО, но не учтенного в БДО, к классу опасности требуется проведение расчета класса опасности в соответствии с Критериями отнесения отходов к I–V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду, утвержденными Приказом № 536 (далее — Критерии). При этом подтверждение отнесения указанного вида отходов к классу опасности не требуется.
ПОДТВЕРЖДЕНИЕ ОТНЕСЕНИЯ ВИДА ОТХОДОВ К КОНКРЕТНОМУ КЛАССУ ОПАСНОСТИ
Как мы уже отметили ранее, на отходы, не включенные в ФККО, хозяйствующие субъекты обязаны подтвердить отнесение таких отходов к конкретному классу опасности в течение 90 дней со дня их образования для их включения в ФККО. Отнесение таких отходов к классу опасности производится на основании Критериев.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ
Приказ № 541 был подготовлен до принятия Федерального закона № 458-ФЗ, которым предусмотрено, что с 01.01.2016 подтверждение отнесения к конкретному классу опасности отходов, включенных в ФККО, не требуется (п. 2 ст. 14 Федерального закона № 89-ФЗ). В связи с этим в Приказе № 541 рассматривается процедура подтверждения соответствия видов отходов, включенных и не включенных в ФККО, к конкретному классу опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду. Таким образом, подп. «е» п. 6, абз. 2 п. 13, п. 15, абз. 2–4 п. 19 Порядка отнесения отходов к классу следует считать не соответствующими действительности. Хотя, например, у Департамента Росприроднадзора по СЗФО другое мнение на этот счет.
На основании Критериев критериями отнесения отходов к I–V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду являются:
- степень опасности отхода для окружающей среды;
- кратность разведения водной вытяжки из отхода, при которой вредное воздействие на гидробионты отсутствует.
Степень опасности отхода для окружающей среды (К) определяется по сумме степеней опасности веществ, составляющих отход, для окружающей среды (Кi):
K = K1 + K2 + … + Km,
где K1, K2, … Km — показатели степени опасности отдельных компонентов отхода для окружающей среды;
m — количество компонентов отхода.
Степень опасности компонента отхода для окружающей среды (Ki) рассчитывается как отношение концентрации компонента отхода (Ci) к коэффициенту его степени опасности для окружающей среды (Wi):
Ki = Ci/Wi,
где Ci — концентрация i-го компонента в отходе (мг/кг);
Wi — коэффициент степени опасности i-го компонента отхода для окружающей среды (мг/кг).
Указанный метод определения класса опасности отхода уже знаком природопользователям, поскольку он основан на принципе расчета класса опасности, приведенном в Приказе Минприроды России от 15.06.2001 № 511 «Об утверждении Критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды» (далее — Приказ № 511).
Однако при расчете класса опасности отхода в соответствии с новыми Критериями необходимо учитывать, что некоторые показатели для наиболее распространенных компонентов отходов, приведенные в приложении № 4 к Критериям, отличаются от аналогичных показателей из Приказа № 511 (см. таблицу).
Второй способ установления класса опасности отхода — определение кратности (Кр) разведения водной вытяжки из отхода, при которой вредное воздействие на гидробионты отсутствует. Данный способ основан на биотестировании водной вытяжки отходов.
Таким образом, для установления класса опасности отхода применяется один из критериев — степень опасности отхода для окружающей среды (Критерий 1) или кратность разведения водной вытяжки из отхода, при которой вредное воздействие на гидробионты отсутствует (Критерий 2).
Для установления классов опасности отходов, представленных золами, шлаками и золошлаковыми смесями от сжигания углей, отходов добычи и обогащения угля, и отходов, водная вытяжка из которых характеризуется повышенным солесодержанием (содержание сухого остатка в исследуемой водной вытяжке более 6 г/дм3), применяется Критерий 2.
В случае если на основании применения Критерия 1 получен V класс опасности, для его подтверждения проводится проверка с применением Критерия 2.
При несовпадении значения класса опасности отхода, установленного на основании применения Критерия 1 и применения Критерия 2, класс опасности отхода устанавливается на основании применения Критерия 2.
В соответствии с Порядком отнесения отходов к классу после определения класса опасности отходов, не включенных в ФККО, необходимо представить в территориальный орган Росприроднадзора по месту осуществления хозяйственной деятельности в течение 90 дней со дня образования таких отходов следующие документы и материалы:
- заявление о подтверждении отнесения вида отходов к конкретному классу опасности, в котором указываются:
– фамилия, имя и отчество (в случае, если имеется) индивидуального предпринимателя, место его жительства, адрес(а) мест(а) осуществления хозяйственной и иной деятельности, в процессе которой образуются отходы, данные документа, удостоверяющего его личность, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в ЕГРИП, — для индивидуального предпринимателя;
– полное и сокращенное наименование (в случае, если имеется), в т.ч. фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, адрес(а) мест(а) осуществления деятельности, в процессе которой образуются отходы, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в ЕГРЮЛ, — для юридического лица;
– идентификационный номер налогоплательщика;
- сведения о происхождении отходов по исходному сырью и по принадлежности к определенному производству, технологическому процессу (наименование технологического процесса, в результате которого образовался отход, или процесса, в результате которого продукция утратила свои потребительские свойства, с указанием наименования исходной продукции), об агрегатном состоянии и физической форме вида отходов, заверенные хозяйствующим субъектом на каждый вид отходов;
- документы, подтверждающие химический и (или) компонентный состав вида отходов, заверенные хозяйствующим субъектом, с приложением (в зависимости от способа определения химического и (или) компонентного состава):
– копия акта отбора проб отхода, проведенного аккредитованной испытательной лабораторией (центром), и копии документов об аккредитации испытательной лаборатории (центра) и области ее (его) аккредитации, заверенные печатью и подписью уполномоченного должностного лица испытательной лаборатории (центра), а также копии документов об аккредитации испытательной лаборатории (центра) и области ее (его) аккредитации, которая(-ый) устанавливал(-а) химический и (или) компонентный состав вида отходов посредством соответствующих измерений, заверенные печатью и подписью уполномоченного должностного лица испытательной лаборатории (центра), — в случае установления химического и (или) компонентного состава вида отходов посредством соответствующих измерений;
– копии технологических регламентов, технических условий, стандартов, проектной документации, заверенные хозяйствующим субъектом, — в случае установления химического и (или) компонентного состава вида отходов на основании сведений, содержащихся в данных документах;
- документы и материалы, заверенные хозяйствующим субъектом, подтверждающие отнесение данного вида отходов к конкретному классу опасности в соответствии с Критериями;
- копии акта отбора проб отхода, проведенной аккредитованной испытательной лабораторией (центром) и копии документов об аккредитации испытательной лаборатории (центра) и области ее (его) аккредитации, заверенные печатью и подписью уполномоченного должностного лица испытательной лаборатории (центра), — при установлении класса опасности вида отходов на основании Критериев по кратности разведения водной вытяжки из отхода, при которой вредное воздействие на гидробионты отсутствует;
- предложение о включении данного вида отходов в ФККО и в БДО и о присвоении ему соответствующего кода и наименования.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ
Приведенный перечень документов и материалов является исчерпывающим. Требование о предоставлении иных документов и материалов не допускается.
Порядок осуществления процедуры по подтверждению отнесения вида отходов к классу опасности приведен здесь.
ВЫВОД
Исходя из анализа Приказа № 536 и Приказа № 541 можно сделать вывод, что процедура паспортизации отходов заметно упростилась:
- в отношении видов отходов, включенных в ФККО и БДО, необходимо определить химический и (или) компонентный состав, соотнести полученные данные с ФККО и БДО, составить паспорта отходов (на отходы I–IV классов опасности) и направить копии таких паспортов в уведомительном порядке в территориальный орган Росприроднадзора;
- в отношении видов отходов, включенных в ФККО, но отсутствующих в БДО, необходимо определить химический и (или) компонентный состав, провести расчет класса опасности в соответствии с Критериями (подтверждать отнесение видов отходов к классу опасности не требуется), составить паспорта отходов (на отходы I–IV классов опасности) и направить копии таких паспортов в уведомительном порядке в территориальный орган Росприроднадзора;
- в отношении видов отходов, не включенных в ФККО, необходимо определить химический и (или) компонентный состав, провести расчет класса опасности в соответствии с Критериями, направить в территориальный орган Росприроднадзора материалы для подтверждения отнесения видов отходов к классу опасности и дожидаться уведомления о включении данных видов отходов в ФККО и БДО.
Однако учтите, что отношение различных территориальных органов Росприроднадзора к требованиям Приказа № 541 может быть диаметрально противоположным (есть вероятность, что в некоторых регионах могут потребоваться расчеты класса опасности для всех образуемых у хозяйствующего субъекта отходов).
Федеральный закон от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 458-ФЗ).
Действие данного Порядка не распространяется на радиоактивные, биологические и медицинские отходы.
Действие Критериев не распространяется на радиоактивные, биологические и медицинские отходы.
См. разъяснения от 22.01.2016 «Об изменениях в процедурах паспортизации, отнесения отходов к конкретному классу опасности и подтверждения данного отнесения» на официальном сайте Департамента http://www.rpnszfo.ru/.
Коэффициентом степени опасности компонента отхода для окружающей среды (Wi) является показатель, численно равный количеству компонента отхода, ниже значения которого он не оказывает негативного воздействия на окружающую среду. Размерность коэффициента степени опасности для окружающей среды условно принимается как мг/кг.
Документы и материалы представляются в территориальный орган Росприроднадзора в одном экземпляре на бумажном носителе или направляются в его адрес почтовым отправлением с описью вложения и с уведомлением о вручении. Также материалы хозяйствующего субъекта могут быть представлены с использованием электронных документов, подписанных простой электронной подписью. Кроме того, Росприроднадзор размещает на своем официальном сайте http://rpn.gov.ru/ бесплатный сервис для подготовки материалов хозяйствующего субъекта.
Как мы уже отмечали ранее, подп. «е» п. 6 Порядка отнесения отходов к классу, согласно которому в составе документов и материалов должно быть предложение о соответствии вида отходов определенному виду отходов, включенному в ФККО и БДО, с указанием его кода и наименования по ФККО, не соответствует действующему законодательству, т.к. подтверждение отнесения к конкретному классу опасности отходов, включенных в ФККО, не требуется (п. 2 ст. 14 Федерального закона № 89-ФЗ).
Отходы производства и потребления регулируются органами Росприроднадзора и органами Роспотребнадзора. В связи с этим природопользователи делят паспорта отходов на два вида: паспорт опасного отхода (официальный термин) и паспорт токсичного отхода (неофициальный термин, введенный природопользователями). Их различия существенны, начиная от разработки и заканчивая согласованием документа в территориальных органах. Две совершенно разные процедуры, по сути, для одних и тех же отходов.
При этом в определении опасного и токсичного отходов есть принципиальная разница. Так, в соответствии с п. 3.26 ГОСТ 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» (далее — ГОСТ 30772-2001) опасные отходы — отходы, существование которых и (или) обращение с которыми представляет опасность для жизни, здоровья человека и окружающей природной среды.
Согласно п. 3.28 ГОСТ 30772-2001 токсичные отходы — отходы, содержащие вещества, которые в случае попадания в окружающую среду представляют или могут представить угрозу для человека в результате биоаккумулирования и (или) токсичного воздействия на биотические системы.
Разберем различия так называемой «паспортизации» опасных и токсичных отходов.
Различие 1. Классы опасности
Росприроднадзор разделяет отходы на 5 классов опасности и обозначает их римскими цифрами. Федеральный закон № 89-ФЗ сообщает об экологических классах опасности отходов.
Извлечение
из Федерального закона № 89-ФЗ
Статья 4.1. Классы опасности отходов
Отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности:
I класс — чрезвычайно опасные отходы;
II класс — высокоопасные отходы;
III класс — умеренно опасные отходы;
IV класс — малоопасные отходы;
V класс — практически неопасные отходы.
Роспотребнадзор разделяет отходы на 4 класса опасности и обозначает их арабскими цифрами. СП 2.1.7.1386-03 «Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления» (в ред. от 31.03.2011; далее — СП 2.1.7.1386-03) устанавливают гигиенические характеристики опасности отходов.
Извлечение
из СП 2.1.7.1386-03
2.1. Отходы по степени воздействия на среду обитания и здоровье человека распределяются на четыре класса опасности:
– 1 класс — чрезвычайно опасные;
– 2 класс — высоко опасные;
– 3 класс — умеренно опасные;
– 4 класс — мало опасные.
Различие 2. Определения
Паспорт опасного отхода — это документ, который удостоверяет принадлежность отхода к конкретному классу опасности, при этом данный паспорт разрабатывается только на отходы I, II, III и IV классов опасности по Федеральному закону № 89-ФЗ. Утверждается и (или) согласовывается такой документ территориальным органом Росприроднадзора по месту осуществления хозяйственной деятельности юридического лица и индивидуального предпринимателя.
Термина «паспорт токсичного отхода» как такового не существует. Его ввели сами природопользователи для удобства и ассоциации с паспортом опасного отхода, только добавляют, что его согласовывают в территориальных органах Роспотребнадзора. На самом деле необходимо согласовывать не паспорт, а класс опасности токсичного отхода.
Согласно п. 5.1 ГОСТ 30772-2001 класс опасности (токсичности) отходов — числовая характеристика отходов, определяющая вид и степень его опасности (токсичности).
Важно понимать, что если паспорт опасного отхода разрабатывается только на отходы I–IV классов опасности, а отходы V класса освобождаются от данной процедуры, то определение класса опасности токсичного отхода распространяется на все виды отходов производства и потребления вне зависимости от класса опасности по Федеральному закону № 89-ФЗ.
Различие 3. Кому необходим
Необходимость в паспорте опасного отхода основывается на требованиях природоохранного законодательства (ст. 14 Федерального закона № 89-ФЗ). Его разработка и утверждение/согласование в территориальных органах Росприроднадзора обязательна только в том случае, если у юридического лица и индивидуального предпринимателя в ходе своей деятельности образуются отходы I–IV классов опасности.
Согласно п. 4 Правил проведения паспортизации отходов I–IV классов опасности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 № 712 (далее — Правила паспортизации), паспорт составляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы I–IV классов опасности.
Необходимость в определении класса опасности токсичного отхода основывается на требованиях санитарного законодательства (ст. 2, 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»). Классы опасности токсичных отходов должны определять все юридические лица и индивидуальные предприниматели, занимающиеся обращением с отходами, для каждой партии вывезенных с территории предприятия отходов, которые образовались в собственном производстве. Исключение — хранение и захоронение отходов на объектах размещения отходов.
Извлечение
из СП 2.1.7.1386-03
1.4. Требования правил являются обязательными для всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, занимающихся обращением с отходами производства и потребления.
2.9. Определение класса опасности отхода производится для каждой партии отходов, вывозимых за пределы предприятия, на котором они образовались. При складировании отходов на полигонах (накопителях) предприятия отбор проб для определения класса опасности производится один раз в 3 года при условии неизменности технологического процесса и используемого сырья. При переходе на иные сырьевые ресурсы или при изменении технологии образующиеся отходы в обязательном порядке подвергаются определению класса опасности.
Судя по формулировке п. 1.4 СП 2.1.7.1386-03, рассчитывать и согласовывать класс опасности токсичного отхода обязаны все поголовно из-за словосочетания «обращением с отходами производства и потребления». Напомним, что определение этой деятельности дается в ст. 1 Федерального закона № 89-ФЗ: обращение с отходами — деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание и размещение отходов являются лицензируемыми видами деятельности, среди которых «затесалось» накопление отходов — складирование отходов на срок не более чем 11 месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения (ст. 1 Федерального закона № 89-ФЗ).
При проведении проверок органами Росприроднадзора могут быть затребованы паспорта опасных отходов, а органами Роспотребнадзора — обоснования классов опасности токсичных отходов. Фактически несоблюдение требований что по части паспортизации опасного отхода, что по части расчета и согласования класса опасности токсичного отхода может повлечь за собой административное наказание по ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в ред. от 07.03.2018; далее — КоАП РФ) — здесь различий нет.
Извлечение
из КоАП РФ
Статья 8.2. Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами
Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
При этом на практике расчет и согласование класса опасности токсичного отхода в территориальных органах Роспотребнадзора в основном требуется для лицензируемых видов деятельности в области обращения с отходами.
Различие 4. Исключение видов отходов
Паспортизация опасного отхода и расчет/согласование класса опасности токсичного отхода не распространяются на радиоактивные, биологические и медицинские отходы (отходы лечебно-профилактических учреждений). При этом СП 2.1.7.1386-03 при определении класса не учитывают такие опасные свойства отхода, как пожароопасность, взрывоопасность, высокая реакционная способность, а также содержание в нем возбудителей инфекционных болезней.
Извлечение
из Правил паспортизации
2. Отношения в области обращения с радиоактивными отходами, биологическими отходами, отходами лечебно-профилактических учреждений, выбросами вредных веществ в атмосферу и со сбросами вредных веществ в водные объекты регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.
Извлечение
из СП 2.1.7.1386-03
1.3. Правила не распространяются на радиоактивные, биологические, медицинские, взрыво- и пожароопасные отходы.
Различие 5. Итоги паспортизации
По итогам паспортизации опасного отхода на руках у хозяйствующего субъекта будет удостоверяющий документ — паспорт опасного отхода, который содержит в себе информацию о происхождении отхода, его агрегатном состоянии и физической форме, химическом и (или) компонентном составе, класс опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду.
По итогам «паспортизации» токсичного отхода на руках у хозяйствующего субъекта будет экспертное заключение о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы отхода с определением класса опасности отхода в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» и СП 2.1.7.1386-03. При этом конечным результатом для лицензируемого вида деятельности будет санитарно-эпидемиологическое заключение, выданное Роспотребнадзором, о соответствии (несоответствии) заявленных видов деятельности/работ/услуг государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам.
Для удобства понимания различий паспортизации опасного отхода от определения класса опасности токсичного отхода предлагаем обратиться к представленной ниже таблице.
Различия паспортизации опасного отхода от определения класса опасности токсичного отхода
№ п/п |
Критерий |
Паспортизация опасного отхода |
Определение класса опасности токсичного отхода |
1 |
Орган утверждения/согласования |
Территориальные органы Росприроднадзора |
Территориальные органы Роспотребнадзора |
2 |
Направление |
Защита окружающей среды |
Защита среды обитания и здоровья человека |
3 |
Нормативные правовые акты |
• Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»; • Постановление Правительства РФ от 16.08.2013 № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I–IV классов опасности»; • Приказ Минприроды России от 04.12.2014 № 536 «Об утверждении Критериев отнесения отходов к I–V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду»; • Приказ Минприроды России от 05.12.2014 № 541 «Об утверждении Порядка отнесения отходов I–IV классов опасности к конкретному классу опасности» |
• Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; • СП 2.1.7.1386-03 «Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления»; • ГОСТ 30774-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами» |
4 |
Методы расчета класса опасности |
• расчетный метод (если известен компонентный состав отхода); • экспериментальный метод (если нет возможности установить компонентный состав отхода) |
• расчетный метод (если известен качественный и количественный состав отхода и в литературных источниках имеются необходимые сведения для определения показателей опасности компонентов отхода); • экспериментальный метод (если не известен качественный и количественный состав отхода); • расчетно-экспериментальный метод (если результат, полученный расчетным методом, не удовлетворил собственника отходов) |
Выделено автором.
Выделено автором.
См. Постановление Правительства РФ от 03.10.2015 № 1062 «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности».
Обратите внимание: биотестирование, проводимое для отнесения отходов к V классу опасности по Федеральному закону № 89-ФЗ, не может быть отнесено к определению класса опасности токсичного отхода из-за разных направлений определения классов опасности.