Ответственность за манипулирование рынком

Законодательство современных развитых государств регулирует вопросы инсайдерской деятельности. Зачастую необходимость правового закрепления запрета инсайдерских сделок является предметом дискуссий в научных кругах. Это связано с отсутствием четкой определенности в значении термина «инсайдерская информация». В этой связи в научной литературе предлагается множество авторских определений, которые, однако, нельзя назвать исчерпывающими.
В переводе с английского языка «insider information» означает «внутренняя информация». Перевод данного термина не позволяет выявить правовой смысл, в связи с чем возникает необходимость научного анализа законодательного закрепления «инсайдерской информации» на примере России, Европейского союза и некоторых зарубежных государств, а также необходимость обращения к доктринальным источникам .
В ЕС инсайдерской информацией признается любая конкретная информация, которая не находится в публичном доступе, прямо или косвенно относится к одному или более эмитентам финансовых инструментов или к одному или более финансовым инструментам, которая в случае ее раскрытия может оказать существенное влияние на цены таких финансовых инструментов или производных финансовых инструментов .
До 2003 года французское законодательство определяло инсайдерскую информацию как привилегированную, не известную общественности информацию о перспективах или положении эмитента, ценные бумаги которого обращаются на организованном рынке, или о перспективах изменения финансового инструмента, допущенного к обращению на организованном рынке . В настоящее время французское законодательство содержит отсылочную норму, предусмотренную в ст. L465-1 Валютно-финансового кодекса Франции, в соответствии с которой «инсайдерской информацией признается инсайдерская информация в смысле Регламента N 596/2014 Парламента и Совета ЕС от 16 апреля 2014 года» .
В соответствии с законодательством Великобритании инсайдерской информацией признается точная по природе информация, не находящаяся в открытом доступе, которая прямо или косвенно относится к эмитентам инвестиций и которая могла бы оказать существенное влияние при определении цены на ценную бумагу . Согласно ст. 118C (5) Закона Великобритании о Финансовых услугах и Финансовых рынках 2000 года информация является точной, если касается обстоятельств, которые фактически существуют или наступление которых ожидается, или события, которое произошло или наступление которого ожидается; если является достаточно конкретной, что позволяет сделать вывод о возможном влиянии этих обстоятельств или событий на цену ценной бумаги .
Согласно ст. 13 Закона Германии «О торговле ценными бумагами» инсайдерская информация — это специальная информация об обстоятельствах, которая находится вне публичного доступа, относится к одному или нескольким эмитентам ценных бумаг или касается самих ценных бумаг, которая в случае ее раскрытия может оказать существенное влияние на рынок ценных бумаг или на рыночную цену ценных бумаг .
В соответствии со ст. 181 Законодательного Декрета Италии «О финансах» инсайдерская информация — это точная по природе информация, которая не находится в публичном доступе, прямо или косвенно относится к одному или более эмитентам финансовых инструментов или к одному или более финансовым инструментам, которая в случае ее раскрытия может оказать существенное влияние на цену таких финансовых инструментов .
Инсайдерской информацией согласно Закону «О рынках капитала» Уганды признается информация, которая: а) не находится в публичном доступе, а в случае ее раскрытия могла бы оказать существенное влияние на цену ценных бумаг, б) относится к сделке, которая уже была совершена или совершение которой ожидается в будущем .
В соответствии с Законом «О ценных бумагах» Непала инсайдерской информацией следует считать любую специальную информацию, которая не была опубликована компанией-эмитентом и в случае ее раскрытия может повлиять на цену ценных бумаг .
В Новой Зеландии инсайдерской информацией признается информация, которой владеют инсайдеры компаний, включенные в реестр биржи .
Согласно законодательству Украины инсайдерской информацией признается любая информация об эмитенте, его ценных бумагах или связанных с ними сделках, которая не находится в публичном доступе, а в случае ее раскрытия могла бы оказать существенное влияние на стоимость ценных бумаг .
В соответствии со ст. 2 ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» инсайдерской информацией считается точная и конкретная информация, которая не была распространена или предоставлена, распространение или предоставление которой может оказать существенное влияние на цены финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров и которая относится к информации, включенной в соответствующий перечень инсайдерской информации .
Анализ российского законодательства и законодательства иностранных государств, обобщение отечественного и зарубежного опыта дает основание выделять следующие группы признаков инсайдерской информации:
1) информация должна содержать точные и конкретные сведения;
2) информация должна быть вне публичного доступа, то есть носить закрытый характер;
3) информация в случае ее раскрытия способна оказать существенное влияние на цены финансовых инструментов;
4) информация предоставляет ее обладателю преимущества перед не информированными инвесторами, которое может быть использовано инсайдером для извлечения прибыли.
Несмотря на, казалось бы, схожие или иногда идентичные подходы законодателей разных стран к правовому закреплению инсайдерской информации, рассматриваемая категория вызывает оживленные дискуссии в научных кругах, основной причиной которых является несовершенство законодательных норм, их текстуальная сложность; отсутствие гибкости, блокирующей их применение в зависимости от конкретной правоприменительной ситуации и появления новых правоотношений, подпадающих формально под часть признаков инсайдерской информации.
Так, по мнению В.И. Майорова и В.Р. Якупова, инсайдерская информация — это «точная и конкретная информация, которая не была распространена или предоставлена, распространение или предоставление которой может оказать существенное влияние на цены финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров и которая в соответствии с действующим законодательством относится к информации, включенной в соответствующий перечень инсайдерской информации» . При этом авторы рассматривают инсайдерскую информацию как «тайну, подлежащую обязательному раскрытию», не отождествляя ее с коммерческой, банковской, служебной или иной охраняемой законом тайной, теоретически обосновывая свою позицию тем, что режим конфиденциальности инсайдерской информации «носит временный характер и сохраняется лишь до момента ее раскрытия», в отличие от коммерческой, служебной или иной охраняемой законом тайны, которая вовсе не предполагает всеобщего раскрытия . Более того, по мнению А.С. Погосовой, инсайдерские сведения являются самостоятельным объектом правового регулирования .
С точки зрения И.П. Супис и О.С. Беломытцевой, «инсайдерская информация — это достоверная информация относительно эмитента, участника финансового рынка или конкретного финансового инструмента, на текущий момент недоступная другим участникам рынка, публичное оглашение которой окажет существенное влияние на цены финансовых инструментов, иностранной валюты или товаров» .
По мнению Р.А. Касьянова, в европейском праве «под инсайдерской понимается информация особой природы, доступная ограниченному кругу лиц, прямо или косвенно относящаяся к одному или нескольким эмитентам или финансовым инструментам. Будучи сообщенной неограниченному кругу лиц, она скорее всего существенно сказалась бы на ценах этих финансовых инструментов или ценах» .
Б.В. Татлыбаев считает, что инсайдерская информация — это «любая существенная непубличная (необщедоступная) релевантная информация, которая в случае ее предоставления и распространения (раскрытия) может существенным образом повлиять на цены ценных бумаг» . Разделяем позицию Е.А. Мамочки, которая называет данный признак инсайдерской информации «основополагающим», поскольку он содержит ее «главное свойство» — способность воздействовать на участников соответствующего рынка .
По мнению С.П. Гришаева, «к инсайдерской информации можно отнести ту информацию, которая может оказать существенное влияние на цены финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров» . Инсайдерская информация на финансовом и товарном рынках, согласно С.П. Гришаеву, — это информация, которая может оказать существенное влияние на цены финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров и «должна сохраняться недоступной для третьих лиц достаточно короткое время. Но затем она подлежит обязательному раскрытию» .
А.Ф. Ахмадуллина утверждает, что инсайдерская информация — «нераскрытая информация точного характера, раскрытие которой может оказать существенное влияние на цены финансовых инструментов, иностранной валюты, товаров» . По мнению автора, такая информация имеет ограниченный доступ, «ее значимость, ценность непосредственно связаны с ее неизвестностью определенному или неопределенному кругу участников общественных отношений, и кроме того, обладание и использование информации может принести определенные выгоды» .
С точки зрения Т.О. Чистанова, инсайдерская информация представляет собой «закрытую, известную узкому кругу лиц информацию, способную кардинально повлиять на дальнейшую судьбу экономического субъекта» .
Т.Ч. Ахмедов предлагает определять инсайдерскую информацию как «достоверную информацию, не являющуюся общедоступной, которая в случае ее распространения может повлиять на цены валюты, ценных бумаг или товаров» .
Проанализировав определения, предложенные в доктринальных источниках, мы приходим к выводу, что ученые наделяют инсайдерскую информацию одинаковыми признаками: 1) точность и конкретность инсайдерской информации; 2) способность инсайдерской информации в случае раскрытия оказывать существенное воздействие на цены финансовых инструментов, товаров; 3) отсутствие инсайдерской информации в общем доступе. Некоторые авторы предлагают четвертый формальный признак, к которому относят нормативную закрепленность перечня сведений, которые относятся к инсайдерской информации .
Интересным представляется подход к признакам инсайдерской информации Т.Ч. Ахмедова. Автор разделяет признаки инсайдерской информации на обязательные и факультативные . К первой группе экономист относит: 1) отсутствие общедоступности информации; 2) способность влиять на цены валюты, товаров и ценных бумаг после ее распространения; 3) достоверность информации. Совокупность выделенных обязательных признаков, по мнению автора, составляет «достаточное условие для признания информации инсайдерской, что обосновывает включение этих и только этих признаков в определение» . В качестве факультативных признаков, отсутствие которых не всегда исключает инсайдерский характер информации, Т.Ч. Ахмедов называет: «способность информации в случае ее использования приносить доход или позволить избежать убытков ее владельцу; точность и конкретность; значимость информации; наличие сведений об эмитентах ценных бумаг, о ценных бумагах или рыночных условиях и так далее; негативное влияние на деятельность хозяйствующего субъекта» . Разделяя позицию Т.Ч. Ахмедова в части сокращения перечня обязательных групп признаков при определении инсайдерской информации, считаем, что наличие факультативных признаков при отсутствии первой группы признаков не имеет правового значения.
Целью законодателя при определении инсайдерской информации является защита прав участников рынка ценных бумаг. Для этого необходимо более лаконичное и четкое определение, которое позволило бы правоприменителям более гибко его использовать в различных ситуациях с учетом специфики некоторых правоотношений и развития общественных отношений, требующих правового регулирования. Представляется, что в определение инсайдерской информации необходимо включить только обязательные группы признаков, однако их перечень не должен включать все группы признаков, которые теоретически обоснованы в доктринальных источниках. В частности, следующие группы признаков:
а) точность и конкретность. Данные критерии носят субъективный характер, тем самым предоставляют дискреционные полномочия правоприменителю;
б) достоверность. Непубличные сведения, которые не соответствуют действительности, все же могут оказать влияние на рынок в случае их раскрытия;
в) существенность влияния инсайдерской информации на цены финансовых инструментов, ввиду того, что существенность — оценочный, субъективный критерий, который сложно доказать;
г) содержание инсайдерской информации о ценных бумагах или об эмитенте, поскольку такая информация может касаться любых внутренних сведений, например, бухгалтерских или финансовых показателей компании;
д) нормативная закрепленность таких сведений, поскольку законодательством не могут быть предусмотрены исчерпывающие перечни всех видов инсайдерской информации в силу стремительного развития отношений в данной сфере.
Вышеуказанные факторы полезны для понимания смысла инсайдерской информации, но представляют собой скорее ее свойства, а не признаки, посредством которых формируется данная правовая категория. В группу обязательных признаков, через которые мы формируем определение инсайдерской информации, следует включать: закрытый характер информации (ее отсутствие в публичном доступе) и способность информации оказать воздействие на рынок. Правовое определение инсайдерской информации может быть представлено следующим образом: инсайдерская информация — это выраженные в определенной форме сведения, находящиеся вне публичного доступа, которые в случае их раскрытия могут оказать влияние на цены финансовых инструментов.
Литература
1. Ахмадуллина А.Ф. Анализ легальной дефиниции «инсайдерская информация»: теоретико-правовые и практические проблемы // Информационное право. 2014. N 4. С. 24 — 28.
2. Ахмадуллина А.Ф. К вопросу о правовом режиме инсайдерской информации // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2014. N 4(81). С. 62 — 73.
3. Ахмадуллина А.Ф. Проявление форм межотраслевых связей в элементах правового механизма противодействия неправомерному использованию инсайдерской информации // Экономика. Предпринимательство. Окружающая среда. 2014. N 3(59). С. 18 — 26.
4. Ахмедов Т.Ч. Методы противодействия неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком в системе обеспечения экономической безопасности государства: Автореф. дис. … к. э. н. СПб., 2015. 24 с.
5. Беломытцева О.С., Супис И.П. Организация противодействия использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком в Российской Федерации // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского Института Бизнеса. 2016. N 3(36). С. 238 — 244.
6. Вожакин Т.А. Опыт правового регулирования инсайдерской информации // Вестник УрФО. Безопасность в информационной сфере. 2016. N 2. С. 25 — 30.
7. Вожакин Т.А. Понятие и признаки инсайдерской информации // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. 2016. N 3. С. 97 — 104.
8. Гришаев С.П. Ценные бумаги: виды и практика применения // Российская газета. N 2. 2016. Доступ из справ.-правовой базы «КонсультантПлюс».
9. Касьянов Р.А. Европейский союз готов пересечь Рубикон, или Новый этап развития правового регулирования в области борьбы с рыночными злоупотреблениями // Российский юридический журнал. 2014. N 5(98). С. 78 — 88.
10. Касьянов Р.А. Основные инициативы Евросоюза в борьбе с рыночными злоупотреблениями (2003 — 2014 гг.) // Вестник МГИМО-Университета. 2014. N 4(37). С. 244 — 252.
11. Майоров В.И., Якупов В.Р. Инсайдерская информация: определение понятия // Вестник УрФО. Безопасность в информационной сфере. 2012. N 3 — 4. С. 4 — 10.
12. Мамочка Е.А. Инсайдерская информация: понятие, признаки, проблемы // Территория новых возможностей. Вестник ВГУЭС. 2016. N 2. С. 90 — 99.
13. Погосова А.С. Особенности правового режима инсайдерской информации на рынке ценных бумаг // Современное право. 2011. N 1. С. 86 — 89.
14. Татлыбаев Б.В. Гражданско-правовая ответственность за неправомерное использование инсайдерской информации на фондовом рынке в российском праве и праве Соединенных Штатов Америки: Автореф. дис. … к. ю. н. М., 2015. 25 с.
15. Федеральный закон «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 27 июля 2010 г. N 224-ФЗ, ст. 2 // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Режим доступа: локальный (дата обращения: 22.09.2016).
16. Чистанов Т.О. Защита инсайдерской информации в современной России // Новое слово в науке и практике: Материалы конференции. 2013. С. 188 — 190.
17. Capital Markets Authority Act 1996 // Режим доступа: http://www.cmauganda.co.ug/files/downloads/CMA%20Act%20Cap%2084.pdf (дата обращения: 10.11.2016).
18. Code mon taire et financier (Version consolidee au 18 septembre 2016) // Режим доступа: https://www.legifrance.gouv.fr/affichCode.do;jsessionid=06EC9F4C6C3ED131149D7D4BD2353052.tpdila18v_3?idSectionTA=LEGISCTA000006170504&cidTexte=LEGITEXT000006072026&dateTexte=20160928 (дата обращения: 10.11.2016).
19. Financial Markets Conduct Act 2013 // Режим доступа: http://www.legislation.govt.nz/act/public/2013/0069/latest/whole.html#DLM4091293 (дата обращения: 10.11.2016).
20. Financial Services and Markets Act 2000 // Режим доступа: http://www.legislation.gov.uk/ukpga/2000/8/introduction (дата обращения: 10.10.2016).
21. Legislative Decree No. 58 of 24 February 1998 (Consolidated Law on Finance pursuant to Articles 8 and 21 of Law no. 52 of 6 February 1996, version of 18 April 2016) // Режим доступа: http://www.consob.it/ma inen/documenti/english/laws/fr_decree58_1998.htm#Article_181 (дата обращения: 10.11.2016).
22. Ordonnance n° 67-833 du 28 septembre 1967 instituant une commission des operations de bourse et relative a l’information des porteurs de valeurs mobilieres et a la publicite de certaines operations de bourse (en redaction de laLoi N 96-597 du 2 juillet 1996 de modernisation des activites financieres) // Режим доступа: https://www.legifrance.gouv.fr/affichTexteArticle.do;jsessionid=06EC9F4C6C3ED131149D7D4BD2353052.tpdila18v_3?idArticle=LEGIARTI000006778316&cidTexte=JORFTEXT000000698676&categorieLien=id&dateTexte=20030801 (дата обращения: 10.11.2016).
23. Regulation (EU) No 596/2014 of the European Parliament and of the Council of 16 April 2014 on market abuse (market abuse regulation) and repealing Directive 2003/6/EC of the European Parliament and of the Council and Commission Directives 2003/1 24/EC, 2003/125/EC and 2004/72/EC // Режим доступа: http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX:32014R0596 (дата обращения: 02.11.2016).
24. Securities Act 2007 // Режим доступа: http://www.cdscnp.com/SecuritiesAct2063.pdf (дата обращения: 10.11.2016).
25. Securities Trading Act (As published in the announcement of 9 September 1998 (Federal Law Gazette I, p. 2708), last amended by Article 3 of the Act of 22 June 2011 (Federal Law Gazette I, p. 1126)) // Режим доступа: https://www.bafin.de/SharedDocs/Veroeffentlichungen/EN/Aufsichtsrecht/Gesetz/WpHG_en.html?nn=7858846#doc7856864bodyText19 (дата обращения: 15.11.2016).
26. Zoriana Matsuk. Insider information in the stock market: speculative effect // Economic Annals-XXI. 2015. No. 7-8(1). P. 90 — 93.
References:
1. Ahmadullina A.F. Analysis of the legal definition of «inside information»: theoretical and legal and practical problems // Informacionnoe pravo — Information law. 2014. No. 4 P. 24 — 28 (in Russian).
2. Ahmadullina A.F. On the question of the legal regime of insider information // Vestnik Volzhskogo universiteta im. V.N. Tatishcheva — Bulletin of the Volzhsk University named after V.N. Tatischev. 2014. No. 4(81) P. 62 — 73 (in Russian).
3. Ahmadullina A.F. The forms of inter-sectoral linkages in the elements of a legal mechanism of combating misuse of insider information // Ekonomika. Predprinimatel’stvo. Okruzhajushhaja sreda — Economy. Entrepreneurship. Environment. 2014. No. 3(59). P. 18 — 26 (in Russian).
4. Ahmedov T.Ch. Methods of countering illegal use of insider information and market manipulation in the system of ensuring the economic security of the state: Avtoref. dis. … k. j. n. 2015. 24 p. (in Russian).
5. Belomytceva O.S., Supis I.P. Organization of countering the use of insider information and market manipulation in the Russian Federation // Biznes. Obrazovanie. Pravo. Vestnik Volgogradskogo Instituta Biznesa — Business. Education. Right. Bulletin of the Volgograd Institute of Business. 2016. No. 3(36). P. 238 — 244 (in Russian).
6. Vozhakin T.A. The experience of legal regulation of insider information // Vestnik UrFO. Bezopasnost’ v informacionnoj sfere — Bulletin of the UrFO. Security in the information sphere. 2016. No. 2. P. 25 — 30 (in Russian).
7. Vozhakin T.A. The concept and features of insider information // Vestnik Yuzhno-Ural’skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pravo — Bulletin of South Ural State University. Series: Law. 2016. No. 3. P. 97 — 104 (in Russian).
8. Grishaev S.P. Securities: Types and Practice. Redakcija «Rossijskoj gazety» — The edition of Rossiyskaya Gazeta. 2016. No. 2. Dostup iz sprav.-pravovoj bazy «Konsul’tantPljus» (in Russian).
9. Kas’janov R.A. The European Union is ready to cross the Rubicon, or a new stage in the development of legal regulation in the area of market abuse // Rossijskij juridicheskij zhurnal — Russian Law Journal. 2014. No. 5(98). P. 78 — 88 (in Russian).
10. Kas’janov R.A. Key initiatives of the European Union in the fight against market abuse (2003 — 2014) // Vestnik MGIMO-Universiteta — MGIMO-University Bulletin. 2014. No. 4(37). P. 244 — 252 (in Russian).
11. Majorov V.I., Jakupov V.R. Insider information: definition // Vestnik UrFO. Bezopasnost’ v informacionnoj sfere — Bulletin of the UrFO. Security in the information sphere. 2012. No. 3-4. P. 4 — 10 (in Russian).
12. Mamochka E.A. Insider information: the concept, features, problems. Territorija novyh vozmozhnostej // Vestnik VGUJeS — The territory of the new features. Bulletin VSUES. 2016. No. 2. P. 90 — 99 (in Russian).
13. Pogosova A.S. Peculiarities of legal regulation of insider information in the securities market // Sovremennoe pravo — Modern Law. 2011. No. 1. P. 86 — 89 (in Russian).
14. Tatlybaev B.V. Civil liability for improper use of insider information in the stock market in the Russian law and the law of the United States of America: Avtoref. dis…. k. j. n. 2015. 25 p. (in Russian).
15. Chistanov T.O. Protecting insider information in modern Russia. Novoe slovo v nauke i praktike — The new word in science and practice: Materialy konferencii. 2013. P. 188 — 190 (in Russian).
16. Zoriana Matsuk. Insider information in the stock market: speculative effect // Economic Annals-XXI. 2015. No. 7 — 8 (1). P. 90 — 93.

Ст.185.3 УК РФ устанавливает уголовную ответственность за противозаконное манипулирование рынком – деяние, которому в российском законодательстве до сих пор нет четкого определения. Так, согласно Федеральному закону, ст. 5 224-ФЗ, к манипулированию рынком относятся следующие действия:

  1. Сознательное распространение недостоверной информации, которая может влиять на цены, спрос, предложение или объем торгов.
  2. Проведение противозаконных операций — операций, по которым обязательства выполняются в интересах лишь одной стороны.
  3. Выставление в интересах одного субъекта заявок противоположной направленности с одинаковой либо более высокой ценой покупки и продажи финансового инструмента, зарубежной валюты или товара либо с завышенной ценой покупки, а также многократное неисполнение обязательств по операциям, с одним и тем же финансовым инструментом, зарубежной валютой или товаром.
  4. Цель манипулирования рынком – это получение максимальной материальной выгоды. Субъектами преступления, как правило, выступают брокеры, инсайдеры, финансовые аналитики и прочие профессионалы рынка.

    Уголовный закон даёт несколько иное определение того, что следует относить к манипулированию рынком, понимая под таким действиями как распространение заведомо ложных сведений или совершение операций с финансовыми инструментами, валютой и (или) товарами, так и любые иные умышленные действия, запрещённые законодательством о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации. Таким образом, данная бланкетная норма отсылает нас к уже указанному федеральному закону 224-ФЗ.

    Чтобы квалифицировать деяние как преступное манипулирование рынком по статье 185.3 УК РФ необходимо соблюдение двух условий:

    1. Стоимость, спрос, предложение или объем торговли финансовыми инструментами (валютой, товарами) должны ощутимо отклониться от значений, которые бы сформировались без указанных противоправных действий.
    2. Описываемые деяния должны повлечь за собой причинение крупного ущерба РФ, физлицам или юрлицам, либо стать причиной обретения прибыли в крупном размере, либо избежания убытков в крупном размере. Крупный размер – это сумма, составляющая 3 750 тыс руб и более, а особо крупный – сумма, составляющая 15 млн руб и более.

    Минимальное наказание, устанавливаемое УК РФ за манипулирование рынком, — штраф от 300 000 до 500 000 руб (или в размере доходов виновного субъекта на период от 1 до 3 лет). Предельная санкция – помещение в колонию на срок до 4 лет. При этом в качестве дополнительных санкций могут выступать штраф в размере до 50 000 руб или лишение права осуществлять какую-либо деятельность на срок до 3 лет.

    Закон о манипулировании рынком – работает ли он?

    Статью 185.3 УК РФ можно смело считать «мертвой», поскольку, судя по данным Судебного департамента при ВС РФ, с момента введения данной статьи в УК РФ в 2009 году и вплоть до настоящего времени ни один субъект не был привлечен к уголовной ответственности за противозаконное манипулирование. Однако это не значит, что в России отсутствует данная практика: так, Центробанк РФ ежегодно выявляет десятки случаев неправомерного манипулирования рынком и публикует соответствующую информацию об этом на своем сайте. Уголовные дела по статье также возбуждаются, хоть и не доходят до суда.

    Почему же статья не действует? Причин несколько.

    1. В законодательстве отсутствует четко определенное понятие манипулирования рынком, что не позволяет отделить правомерные действия от манипулятивных.
    2. Постоянно меняющиеся формы недобросовестных рыночных практик делают квалификацию преступления затруднительным.
    3. Отсутствие методик расследования подобных деяний у следователей и их низкий уровень подготовки по данному вопросу.

    Тем не менее, манипулирование рынком – опасное преступление, которое имеет массу серьезных последствий. В глобальном плане манипулирование уничтожает конкуренцию и негативно сказывается на естественных экономических процессах, а в узком плане может нанести непоправимый ущерб отдельно взятым компаниям и предпринимателям. Следовательно, организациям требуется комплексная защита бизнеса – в противном случае велик риск возникновения убытков.

    Есть ли выход? Да, решением проблемы может стать ст.15.30 КоАП РФ, устанавливающая административную ответственность за деяние (при отсутствии элементов преступления). В роли санкции выступает штраф в размере суммы полученной прибыли и расходов, которых удалось избежать в результате противозаконных махинаций (но не менее 700 тысяч рублей). Добиться возбуждения административного дела по рассматриваемой статье проще, чем по ст.185.3 УК РФ, однако для этого все равно требуется помощь уголовного адвоката: только специалисту под силу собрать достаточные доказательства вины лица в манипулировании рынком. Субъекту, подозреваемому в манипулировании, без защитника тоже не обойтись – в ином случае компании грозят крупные штрафные санкции, а ее руководителю – уголовная ответственность.

    Одним словом, выявить и наказать манипуляторов рынка (или защититься от обвинений в манипулировании) без адвоката – задача практически не выполнимая.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *