Оценка налоговых льгот

Опубликовано в 2016, Выпуск Август 2016, ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ | Нет комментариев

Медведева Н.Г.

Кандидат экономических наук, Тюменский индустриальный университет

К ВОПРОСУ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ (ПРЕФЕРЕНЦИЙ)

Аннотация

В статье рассмотрено – предоставление налоговых льгот (преференций) субъектам хозяйствования как мера поддержки предпринимательства, влияние налоговых льгот (преференций) на деловую среду, содержание понятия «эффективность предоставления налоговых льгот (преференций)», разные подходы к определению эффективности предоставления налоговых льгот (преференций), подходы к оценке эффективности предоставления налоговых льгот (преференций) органов независимого внешнего финансового контроля, целесообразность внесения поправок в действующее законодательство о предоставлении налоговых льгот (преференций).

Ключевые слова: бюджет, налоговые льготы, органы независимого внешнего финансового контроля, преференции, социальная и экономическая эффективность.

Medvedev N.G.

PhD in Economics, Tyumen industrial University

TO THE QUESTION OF ASSESSING THE EFFECTIVENESS OF GRANTING TAX PREFERENCES

Abstract

Одним из институтов российской системы налогообложения являются налоговые льготы, предоставляемые налогоплательщикам. Льготы являются одним инструментов, с помощью которых государство влияет на экономические процессы в тех или иных целях. Экономическая природа налоговых льгот имеет двойственный характер. Первое. Налоговые льготы – это преимущества, которые предоставляются отдельным категориям налогоплательщиков (поэтому льготы не носят индивидуального характера) в виде возможности не уплачивать полностью или частично действующие в России налоги и сборы (ст.56 Налогового кодекса Российской Федерации, далее – НК РФ) . Основанием для предоставления налоговых льгот является, как правило, реализация их получателями крупных инвестиционно-инновационных проектов, особенно значимых для экономики той или иной территории. Льгота может быть представлена в виде освобождения: от уплаты такого федерального налога как налог на прибыль организаций – в той части, которая зачисляется в региональные бюджеты; от уплаты региональных налогов – транспортного налога и налога на имущество организаций и т.д. Так, например, налоговые льготы в Тюменской области предоставляются в виде снижения региональной части налога на прибыль организации с 18% до 14%: а) инвесторам – держателям областных инвестиционных проектов; б) строящимся организациям, которые планируют производство стального проката (проектная мощность – ежегодно не менее 545,5 тыс. тонн), осуществляющим расходов на строительство и развитие собственного производства. . Возможность не платить налог на имущество организаций могут крупные промышленные предприятия, которые планируют на территории Тюменской области осуществление производства такой продукции как пропилен и полипропилен (если их ежегодная проектная мощность – 500 тыс. тонн), переработанного углеводородного сырья с применением метода пиролиза (ежегодно не менее 1,5 млн. тонн). Кроме того, такая льгота может быть предоставлена предприятиям, чья деятельность связана с созданием и функционированием индустриальных парков (в части используемого для этих целей имущества). Цель указанных льгот – минимизация отвлечения необходимых для инвестора ограниченных финансовых ресурсов, направление высвобождаемых средств на реализацию указанных проектов.

Второе. Налоговые льготы могут быть предоставлены субъектам малого и среднего бизнеса, а также некоммерческим социально ориентированным организациям. В этом случае льготы указанным субъектам также имеют статус преимуществ, но в отличие от налоговых льгот уже носят индивидуальный характер и законодателем (например, в ст.4 ФЗ «О защите конкуренции») признаются как преференции . Указанные преференции предоставляются указанным субъектам в целях их поддержки на товарном рынке при конкурировании с более крупными игроками, в целях развития малого и среднего предпринимательства, создания социальной инфраструктуры.

Таким образом, налоговая льгота, в зависимости от целевой ориентации и субъектного состава получателей, имеет несколько аспектов, положительных и отрицательных:

– во-первых, является мерой поддержки – инструментом снижения финансовой нагрузки на субъект бизнеса, стимулирующим механизмом, позволяющим в долгосрочной перспективе увеличить налогооблагаемую базу (положительный эффект);

– во-вторых, является административным барьером на товарном рынке, так как ставит ее получателя в преимущественное положение, в более выгодные условия по сравнению с его конкурентами, которые эту льготу не получают (негативное влияние на конкурентную среду);

– в-третьих, является причиной потерь бюджета, сопровождается выпадением доходов из бюджетов (негативное влияние на бюджет в кратко- и среднесрочной перспективе).

Поэтому, безусловно, предоставление налоговых льгот (преференций) должно быть обоснованным, планируемый эффект от их предоставления должен быть просчитан, измерим. В обосновании должен быть обозначен конкретный ожидаемый результат (социальный, экономический или иной эффект), ради которого власти сознательно идут на то, что бюджет не получит в полном объеме налоговые поступления, конкурентной среде (в виде ограничения конкуренции) будет нанесен вред.

Однако, ни в НК РФ, ни в ФЗ-135, в которых содержатся положения, регламентирующие порядок предоставления налоговых льгот (преференций), не содержатся механизмы оценки их эффективности и параметры эффективности. Более того, в теории и практике государственного управления сложились разные подходы к оценке эффективности налоговых льгот (преференций), критериям этой эффективности.

Так, по мнению Ануфриевой Е.М., эффективность налоговых льгот – весьма многосложное явление, результаты оценки эффективности позволяют оптимизировать действующий перечень льгот и сделать оптимальный выбор получателя льгот. Несмотря на это, механизм оценки эффективности льгот не отработан .

Пояркова О.В. верно считает, что сегодня «задача поддержки малого предпринимательства вступает в противоречие с задачей достижения оптимальных макроэкономических показателей, фискальными механизмами пополнения бюджета, затратными методами решения социально-экономических проблем» .

Безусловно, прав и Башлаков-Николаев И.В., по мнению которого, налоговые льготы – это мера защиты конкурентов, а не конкуренции . То есть, по сути, предоставление налоговых льгот (преференций) означает, что для регулятора (государства, региона) в приоритете частный интерес, а не публичный, что нарушает необходимый баланс в экономике всех ключевых институтов.

Рубцова О.Л. считает практически невозможным подсчитать эффективность программ поддержки малого предпринимательства ; анализ эффективности мер поддержки, как она считает, сегодня проводят те органы, которые эти меры поддержки предоставляют, а целесообразнее такой анализ проводить независимыми структурами; она уверена, что «увеличение денежных средств на поддержку малого бизнеса не приводит ни к ощутимому росту количества субъектов малого бизнеса, ни к активизации их деятельности» .

В 2012 году Калаков Р.Н. также отмечал такие негативные моменты как отсутствие «единой методики оценки предоставления налоговых льгот», серьезной работы на федеральном уровне по оценке эффективности . Он считает, что главный приоритет в показателях эффективности налоговых льгот – это бюджетная эффективность (налоговая база), этот вид эффективности должен включать инвестиционную эффективность, которая оценивается через прирост промышленного производства, ВРП и социально-экономические параметры развития территории (например, показатели обеспеченности жильем, качества оказываемых медицинских услуг).

Кольцова Т.А., Сидоркевич Я.И. отмечали следующее: оценка эффективности налоговых льгот – важный и необходимый момент; в обязательном порядке должна проводиться оценка цели предоставления льгот, а также оценка последствий для бюджета, экономики и контроля. Как негативный момент, они отмечали отсутствие работы федеральных структур анализа эффективности налоговых льгот .

Анализ сложившейся в России нормативно-правовой базы о налоговых льготах (преференциях) позволили автору сделать следующие выводы.

Минфин России и российская налоговая служба оценивают эффективность налоговых льгот через бюджетную эффективность – их стоимостное выражение. В Тюменской области эффективность предоставляемых налоговых льгот оценивается через определение социальной и экономической эффективности (надо заметить, региональная методика не определяет, что есть «социальная эффективность», а что есть «экономическая эффективность», которая охватывает также бюджетную эффективность) . В заключении аппарата Губернатора области от 29.09.2015 об оценке регулирующего воздействия на проект областного закона о предоставлении налоговых льгот в 2016-2018 годах (ни много ни мало в сумме 3 млрд. рублей), отмечается, что льготы предоставляются для создания в регионе дополнительных условий для роста объема инвестиций в основной капитал, новых рабочих мест и поддержания экономической активности, поддержания конкурентоспособности, решения социально-экономических вопросов развития территории. При этом в документе отмечается отсутствие у разработчика закона количественной оценки ожидаемого эффекта от предоставляемых налоговых льгот .

Эффективность налоговых льгот оценивается также органами независимого финансового контроля (Счетной палатой РФ, контрольно-счетными органами регионов и муниципалитетов), в соответствии с их полномочиями, закрепленными ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» , ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» и региональными законами. Следует отметить, что по утверждению Счетной палаты РФ, эффективность предоставления налоговых льгот на всех уровнях власти оценивалась разово, а не систематически. Еще в 2012 году этот контрольный орган ставил вопрос о необходимости проведения оптимизации всех действующих налоговых льгот, в том числе путем их инвентаризации, оценки эффективности и возможной поэтапной их отмены. Причинами таких кардинальных предложений контролера были большие потери от льгот (в некоторых регионах сумма льгот превышала дотацию, выделяемую на выравнивание бюджетной обеспеченности, в 3- 6 раз) . В 2015 году Счетная палата анализировала эффективность практики освобождения от уплаты налога на прибыль организаций. Аудиторы в своем итоговом отчете особо отметили, что органы исполнительной власти по-разному оценивали эффективность налоговых льгот: а) Минфин России и налоговая служба оценивали эффективность с позиций бюджета (с точки зрения выпадающих доходов); б) Минэкономразвития России рассматривало эффективность льгот с точки зрения влияния их на инвестиционную активность (инвестиционная эффективность), делового климата.

Таким образом, сегодня мы имеем:

1) отсутствие взаимоувязки бюджетной, налоговой и антимонопольной политики, реализуемой на той или иной территории;

2) слабую правовую регламентацию процессов, связанных с предоставлением налоговых льгот (преференций), а именно:

– отсутствие легального (официального) определения понятия эффективности налоговых льгот (преференций), что привело к формированию разных подходов к содержанию этого института;

– отсутствие какого-либо разграничения между налоговой льготой (к которой мы можем отнести и специальные налоговые режимы, и налоговые вычеты) и налоговой преференцией;

– отсутствие единых измерителей эффективности налоговых льгот (преференций), собственно методики оценки эффективности.

Автор придерживается той позиции, согласно которой должна быть разработана и утверждена единая методика оценки эффективности налоговых льгот (преференций). Для этого все параметры этой эффективности, процессуальные вопросы ее оценки должны быть закреплены в соответствующем действующем законодательстве. В частности, по мнению автора, целесообразно внести коррективы в действующее законодательство о рассматриваемых льготах, в том числе:

1) в ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» (ст. 14) уточнить полномочия этого органа, включив в них полномочие об аудите оценки эффективности налоговых льгот (преференций) – по аналогии с аудитом закупок, который в указанной статье выделен в отдельный вид аудита;

2) в НК РФ внести следующие поправки:

– в статье 3 «Основные начала законодательства о налогах и сборах» в число экономических принципов налогообложения включить принцип эффективности предоставления налоговых льгот;

– в статье 11 «Институты, понятия и термины, используемые в настоящее кодексе» в число терминов включить термины «налоговая льгота», «эффективность предоставления налоговых льгот»;

3) в качестве альтернативного варианта можно рассмотреть принятие Налоговой доктрины (или Концепции), в которой прописать все необходимые дефиниции (налоговые льготы, налоговые преференции, эффективность налоговых льгот (преференций), принципы налогообложения, другие нормы и правила налогообложения. В этом случае Налоговая доктрина станет базой общей социально-экономической политики, в ней будут отражены цели и задачи, а также формы, стратегия и тактика налоговой политики на тот или иной период;

3) разработать механизм единой оценки эффективности налоговых льгот (преференций) с учетом целей их предоставления и ожидаемых результатов (исполнитель – Минэкономразвития совместно с Минфином России, ФАС России, ФНС России).

Данные поправки в законодательные акты, по мнению автора, будут способствовать, во-первых, увязке всех направлений социально-экономической политики на любом уровне управления (предусматривающих предоставление налоговых льгот, преференций), во-вторых, достижению эффективного соотношения между стимулирующей и фискальной ролями налогов.

Литература

References

Аналитическая записка

по результатам оценки эффективности налоговых льгот

городского округа ЗАТО Светлый

по состоянию на 01 января 2020 года

» 17 » августа 2020 года

Оценка эффективности налоговых расходов городского округа ЗАТО Светлый (выпадающих доходов бюджета городского округа ЗАТО Светлый, обусловленных налоговыми льготами), за 2019 год проведена во исполнение постановления администрации городского округа ЗАТО Светлый от 14 января 2020 года № 5 «Об утверждении Порядка формирования перечня налоговых расходов городского округа ЗАТО Светлый и оценки налоговых расходов городского округа ЗАТО Светлый» оценку (далее – Порядок).

Целью проведения оценки эффективности налоговых расходов является выявление и обобщение информации о неэффективных налоговых расходах.

В соответствии с Порядком оценка налоговых расходов включает:

оценку целесообразности налоговых расходов;

оценку результативности налоговых расходов.

Налоговые расходы, подлежащие оценке, установлены решением Муниципального собрания городского округа ЗАТО Светлый от 30 октября 2017 года № 23-97 «О налоге на имущество физических лиц» (с изм. от 26 ноября 2019 года № 55-232, от 14 мая 2020 года № 63-276) в форме льготы по уплате налога на имущество физических лиц в размере подлежащей уплате налогоплательщиком суммы налога в отношении одного объекта налогообложения каждого вида, находящегося в собственности налогоплательщика и не используемого налогоплательщиком в предпринимательской деятельности, по выбору налогоплательщика.

Льгота предоставляется физическим лицам, имеющим трех и более несовершеннолетних детей, а также самим несовершеннолетним детям в соответствующих семьях.

По данным Отчета о налоговой базе и структуре начислений по местным налогам за 2019 год (форма № 5-МН) объем налоговых расходов бюджета городского округа ЗАТО Светлый в 2019 году составил 1,0 тыс. рублей.

По итогам оценки эффективности налоговых расходов выявлено следующее.

Налоговый расход соответствует целям социально-экономического развития городского округа ЗАТО Светлый (увеличение доходов населения) посредством поддержки малообеспеченных и социально незащищенных категорий граждан, снижения доли их расходов на оплату обязательных платежей, что позволяет отнести его к социальным налоговым расходам.

Уровень востребованности плательщиками налогового расхода оценивается как достаточно низкий и составляет 0,15%.

Вклад налогового расхода в изменение значения показателя (индикатора) достижения целей социально-экономической политики городского округа ЗАТО Светлый, не относящихся к муниципальным программам (среднемесячные денежные доходы на душу населения), оценивается как разница между значением указанного показателя с учетом льгот и значением указанного показателя без учета льгот и составил 13,9 руб.

Альтернативным механизмом достижения вышеуказанной цели социально-экономической политики городского округа ЗАТО Светлый явилось совершенствование нормативного регулирования налогового законодательства на федеральном уровне. В рамках реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 20 февраля 2019 года был принят Федеральный закон от 15 апреля 2019 года № 63-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 9 Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах», предусматривающий предоставление физическим лицам, имеющим трех и более несовершеннолетних детей, дополнительных налоговых вычетов по налогу на имущество физических лиц в размере кадастровой стоимости 5 квадратных метров общей площади квартиры, части квартиры, комнаты в расчете на каждого несовершеннолетнего ребенка.

Вышеуказанный налоговый расход отменен решением Муниципального собрания городского округа ЗАТО Светлый от 26 ноября 2019 года № 55-232 «О внесении изменения в решение Муниципального собрания городского округа ЗАТО Светлый от 30 октября 2017 года № 23-97 «О налоге на имущество физических лиц», вступившим в силу с 1 января 2020 года.

Управление финансов и экономического развития администрации

городского округа ЗАТО Светлый

Аналитическая записка

по результатам оценки эффективности налоговых льгот

городского округа ЗАТО Светлый

по состоянию на 01 января 2019 года

Во исполнение постановления администрации городского округа ЗАТО Светлый от 06 августа 2013 года № 275 «Об утверждении Порядка оценки бюджетной и (или) социальной эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот» (с изм. от 03 сентября 2018 года № 240) проведена оценка бюджетной и социальной эффективности предоставленных в 2018 году налоговых льгот (далее – Порядок оценки).

1. Решением Муниципального собрания городского округа ЗАТО Светлый от 25 сентября 2014 года № 32 «О земельном налоге» (с изм. от 20 ноября 2014 года № 41, от 04 августа 2015 года № 25, от 23 октября 2018 года № 38-153) предусмотрено освобождение от налогообложения земельным налогом следующих категорий налогоплательщиков:

а) Органов местного самоуправления городского округа ЗАТО Светлый, муниципальных казенных, бюджетных и автономных учреждений городского округа ЗАТО Светлый.
Тип налоговой льготы в зависимости от целевой аудитории — финансовый.
В 2018 году данной льготой воспользовались 10 муниципальных учреждений, финансируемых за счет средств бюджета городского округа ЗАТО Светлый. Общая сумма предоставленных льгот составила 298,83 тыс. рублей (0,5 процента от налоговых доходов бюджета городского округа ЗАТО Светлый).
Согласно пункту 5 Порядка оценки финансовая налоговая льгота признаётся неэффективной, так как приводит к сокращению доходов бюджета городского округа ЗАТО Светлый.

б) Организаций, являющихся государственными и муниципальными заказчиками строительства (реконструкции) объектов социальной сферы (здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта), финансируемого за счет средств федерального бюджета, и (или) областного бюджета, и (или) (местного) бюджета, в отношении земельных участков, выделенных под строительство (реконструкцию) указанных объектов.
Тип налоговой льготы в зависимости от целевой аудитории – стимулирующий.
По данным Отчёта о налоговой базе и структуре начислений по местным налогам за 2018 год (форма № 5-МН) указанная налоговая льгота осталась невостребованной. Согласно Порядку оценки коэффициент бюджетной эффективности налоговой льготы равен единице. Рассчитать коэффициент стимулирующей эффективности не представляется возможным в связи с отсутствием соответствующей категории налогоплательщиков.

Учитывая, что с даты принятия Муниципальным собранием городского округа ЗАТО Светлый решения о предоставлении указанной налоговой льготы (решение от 04 августа 2015 года № 25) сумма льгот составляет 0 рублей, данная льгота признаётся неэффективной.
Следует отметить, что вышеуказанные льготы по земельному налогу отменены с 1 января 2019 года в соответствии с решением Муниципального собрания городского округа ЗАТО Светлый от 23 октября 2018 года № 38-153 «О внесении изменений в решение Муниципального собрания городского округа ЗАТО Светлый от 25 сентября 2014 года № 32 «О земельном налоге».

2. В 2018 году решением Муниципального собрания городского округа ЗАТО Светлый от 28 октября 2014 года № 36 «О налоге на имущество физических лиц» (с изм. от 04 августа 2015 года № 26, от 24 ноября 2015 года № 36, от 22 ноября 2016 года № 6-27) предусмотрено предоставление льготы по уплате налога на имущество физических лиц в размере подлежащей уплате налогоплательщиком суммы налога в отношении одного объекта налогообложения каждого вида, находящегося в собственности налогоплательщика и не используемого налогоплательщиком в предпринимательской деятельности, по выбору налогоплательщика.
Льгота предоставляется физическим лицам, имеющим трех и более несовершеннолетних детей, а также самим несовершеннолетним детям в соответствующих семьях.
Тип налоговой льготы в зависимости от целевой аудитории – социальный.
По данным Отчёта о налоговой базе и структуре начислений по местным налогам за 2018 год (форма № 5-МН) указанной льготой при уплате налога на имущество физических лиц воспользовался один налогоплательщик.
Согласно пункту 3 Порядка оценки эффективность налоговых льгот, предоставленных физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, не проводится. Налоговая льгота признаётся эффективной.

Управление финансов, экономического развития и муниципального имущества администрации

городского округа ЗАТО Светлый

Аналитическая записка

по результатам оценки эффективности налоговых льгот

городского округа ЗАТО Светлый по состоянию на 1 января 2018 года

«20» сентября 2018 года

Во исполнение постановления администрации городского округа ЗАТО Светлый от 06 августа 2013 года № 275 «Об утверждении Порядка оценки бюджетной и (или) социальной эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот» (с изм. от 03 сентября 2018 года № 240) проведена оценка бюджетной и социальной эффективности предоставленных в 2017 году налоговых льгот (далее – Порядок оценки).

Решением Муниципального собрания городского округа ЗАТО Светлый от 25 сентября 2014 года № 32 «О земельном налоге» (с изм. от 20 ноября 2014 года № 41, от 04 августа 2015 года № 25) предусмотрено освобождение от налогообложения земельным налогом следующих категорий налогоплательщиков:

1) органов местного самоуправления городского округа ЗАТО Светлый, муниципальных казенных, бюджетных и автономных учреждений городского округа ЗАТО Светлый.

Тип налоговой льготы в зависимости от целевой аудитории — финансовый.

В 2017 году данной льготой воспользовались 9 муниципальных учреждений, финансируемых за счет средств бюджета городского округа ЗАТО Светлый. Общая сумма предоставленных льгот составила 275,6 тыс. рублей (0,4 процента от налоговых доходов бюджета городского округа ЗАТО Светлый).

Согласно пункту 5 Порядка оценки финансовая налоговая льгота признаётся неэффективной, так как приводит к сокращению доходов бюджета городского округа ЗАТО Светлый.

2) организаций, являющихся государственными и муниципальными заказчиками строительства (реконструкции) объектов социальной сферы (здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта), финансируемого за счет средств федерального бюджета, и (или) областного бюджета, и (или) (местного) бюджета, в отношении земельных участков, выделенных под строительство (реконструкцию) указанных объектов.

Тип налоговой льготы в зависимости от целевой аудитории – стимулирующий.

По данным Отчёта о налоговой базе и структуре начислений по местным налогам за 2017 год (форма № 5-МН) указанной льготой при уплате земельного налога никто не воспользовался.

Согласно Порядку оценки коэффициент бюджетной эффективности налоговой льготы равен единице. Рассчитать коэффициент стимулирующей эффективности не представляется возможным в связи с отсутствием соответствующей категории налогоплательщиков.

Учитывая, что с даты принятия Муниципальным собранием городского округа ЗАТО Светлый решения о предоставлении указанной налоговой льготы (решение от 04 августа 2015 года № 25) сумма льгот составляет 0 рублей, данная льгота признаётся неэффективной.

В 2017 году решением Муниципального собрания городского округа ЗАТО Светлый от 28 октября 2014 года № 36 «О налоге на имущество физических лиц» (с изм. от 04 августа 2015 года № 26, от 24 ноября 2015 года № 36, от 22 ноября 2016 года № 6-27) предусмотрено предоставление льготы по уплате налога на имущество физических лиц в размере подлежащей уплате налогоплательщиком суммы налога в отношении одного объекта налогообложения каждого вида, находящегося в собственности налогоплательщика и не используемого налогоплательщиком в предпринимательской деятельности, по выбору налогоплательщика.

Льгота предоставляется физическим лицам, имеющим трех и более несовершеннолетних детей, а также самим несовершеннолетним детям в соответствующих семьях.

Тип налоговой льготы в зависимости от целевой аудитории – социальный.

По данным Межрайонной ИФНС России № 12 по Саратовской области указанной льготой при уплате налога на имущество физических лиц воспользовался один налогоплательщик.

Согласно пункту 3 Порядка оценки эффективность налоговых льгот, предоставленных физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, не проводится. Налоговая льгота признаётся эффективной.

Управление финансов, экономического развития и муниципального имущества

администрации городского округа ЗАТО Светлый

Аналитическая записка

по результатам оценки эффективности налоговых льгот

городского округа ЗАТО Светлый по состоянию на 01 января 2017 года

Во исполнение постановления администрации городского округа ЗАТО Светлый от 06 августа 2013 года № 275 «Об утверждении Порядка оценки бюджетной и (или) социальной эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот» (с изм. от 10.07.2014 № 144) (далее – Порядок оценки) проведена оценка бюджетной и социальной эффективности предоставленных в 2016 году налоговых льгот.

Порядком оценки определено, что налоговая льгота считается эффективной, если произведение коэффициента бюджетной эффективности и коэффициента социальной эффективности больше либо равно единице.

Решением Муниципального собрания городского округа ЗАТО Светлый от 25 сентября 2014 года № 32 «О земельном налоге» (с изм. от 20.11.2014
№ 41, от 04.08.2015 № 25) предусмотрено предоставление льготы по земельному налогу в размере 100% отдельным категориям налогоплательщиков — органам местного самоуправления городского округа ЗАТО Светлый, муниципальным казенным, бюджетным и автономным учреждениям городского округа ЗАТО Светлый.

В 2016 году данной льготой воспользовались 9 муниципальных учреждений, финансируемых за счет средств бюджета городского округа ЗАТО Светлый. Общая сумма предоставленных льгот составила 1 224,6 тыс. рублей (2 процента от налоговых доходов бюджета городского округа ЗАТО Светлый).

Бюджетная эффективность от предоставления налоговой льготы данным организациям выражается в оптимизации расходов бюджета городского округа ЗАТО Светлый, которая предусматривает сокращение встречных финансовых потоков. Коэффициенты бюджетной и социальной эффективности вышеуказанной налоговой льготы равны единице, что, в соответствии с Порядком оценки, подтверждает ее эффективность.

Таким образом, по результатам проведенной оценки льгота по земельному налогу, предоставленная в 2016 году вышеуказанным отдельным категориям налогоплательщиков, признается эффективной.

Решением Муниципального собрания городского округа ЗАТО Светлый от 28 октября 2014 года № 36 «О налоге на имущество физических лиц» (с изм. от 04.08.2015 № 26, от 24 ноября 2015 года № 36, от 22.11.2016 № 6-27) предусмотрено предоставление льготы по уплате налога на имущество физических лиц в размере подлежащей уплате налогоплательщиком суммы налога в отношении одного объекта налогообложения каждого вида, находящегося в собственности налогоплательщика и не используемого налогоплательщиком в предпринимательской деятельности, по выбору налогоплательщика.

Льгота предоставляется физическим лицам, имеющим трех и более несовершеннолетних детей, а также самим несовершеннолетним детям в соответствующих семьях на основании справки установленного образца, которая выдается родителям многодетной семьи органом социальной защиты населения, в заявительном порядке (путем подачи заявления в налоговый орган).

По данной категории льготников бюджетная эффективность не определяется, а социальная эффективность принимается равной размеру предоставленных налоговых льгот.

По данным отчета о налоговой базе и структуре начислений по местным налогам за 2016 год (форма №5-МН) вышеуказанной льготой по уплате налога на имущество физических лиц никто не воспользовался.

Таким образом, по результатам проведенной оценки льгота по уплате налога на имущество физических лиц в размере подлежащей уплате налогоплательщиком суммы налога в отношении одного объекта налогообложения каждого вида, находящегося в собственности налогоплательщика и не используемого налогоплательщиком в предпринимательской деятельности, по выбору налогоплательщика, предоставленная в 2016 году, признается неэффективной.

Управление финансов и экономического развития администрации городского округа ЗАТО Светлый

Аналитическая записка

по результатам оценки эффективности налоговых льгот

городского округа ЗАТО Светлый по состоянию на 01 января 2016 года

29 июля 2016 года

Во исполнение постановления администрации городского округа ЗАТО Светлый от 06 августа 2013 года № 275 «Об утверждении Порядка оценки бюджетной и (или) социальной эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот» (с изм. от 10.07.2014 № 144) (далее – Порядок оценки) проведена оценка бюджетной и социальной эффективности предоставленных в 2015 году налоговых льгот.

Порядком оценки определено, что налоговая льгота считается эффективной, если произведение коэффициента бюджетной эффективности и коэффициента социальной эффективности больше либо равно единице.

Решением Муниципального собрания городского округа ЗАТО Светлый от 25 сентября 2014 года № 32 «О земельном налоге» (с изм. от 20.11.2014 № 41, от 04.08.2015 № 25) предусмотрено предоставление льготы по земельному налогу в размере 100% отдельным категориям налогоплательщиков — органам местного самоуправления городского округа ЗАТО Светлый, муниципальным казенным, бюджетным и автономным учреждениям городского округа ЗАТО Светлый.

В 2015 году данной льготой воспользовались 9 муниципальных учреждений, финансируемых за счет средств бюджета городского округа ЗАТО Светлый. Общая сумма предоставленных льгот составила 1 238,3 тыс. рублей (2 процента от налоговых доходов бюджета городского округа ЗАТО Светлый).

Бюджетная эффективность от предоставления налоговой льготы данным организациям выражается в оптимизации расходов бюджета городского округа ЗАТО Светлый, которая предусматривает сокращение встречных финансовых потоков. Коэффициенты бюджетной и социальной эффективности вышеуказанной налоговой льготы равны единице, что, в соответствии с Порядком оценки, подтверждает ее эффективность.

Таким образом, по результатам проведенной оценки льгота по земельному налогу, предоставленная в 2015 году вышеуказанным отдельным категориям налогоплательщиков, признается эффективной.

Управление финансов и экономического развития администрации городского округа ЗАТО Светлый

Аналитическая записка

по результатам оценки эффективности налоговых льгот городского округа ЗАТО Светлый

по состоянию на 01 января 2015 года

24 августа 2015 года

Во исполнение постановления администрации городского округа ЗАТО Светлый от 06 августа 2013 года № 275 «Об утверждении Порядка оценки бюджетной и (или) социальной эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот» (с изм. от 10.07.2014 № 144) (далее – Порядок оценки) проведена оценка бюджетной и социальной эффективности предоставленных в 2014 году налоговых льгот.

Порядком оценки определено, что налоговая льгота считается эффективной, если произведение коэффициента бюджетной эффективности и коэффициента социальной эффективности больше либо равно единице.

Решением Муниципального собрания городского округа ЗАТО Светлый от 02 ноября 2010 года № 66 «Об установлении земельного налога на территории городского округа ЗАТО Светлый Саратовской области» (с изм. от 24.02.2011 № 3, от 06.10.2011 № 43, от 28.12.2011 № 8, от 10.05.2012 № 35, от 06.09.2013 № 40) предусмотрено предоставление льготы по земельному налогу в размере 100% отдельным категориям налогоплательщиков — органам местного самоуправления, муниципальным казенным, бюджетным и автономным учреждениям в отношении земельных участков, используемых ими для непосредственного выполнения, возложенных на них функций.

В 2014 году данной льготой воспользовались 9 муниципальных учреждений, финансируемых за счет средств бюджета городского округа ЗАТО Светлый. Общая сумма предоставленных льгот составила 1 224,59 тыс. рублей (2 процента от налоговых доходов бюджета городского округа ЗАТО Светлый).

Бюджетная эффективность от предоставления налоговой льготы данным организациям выражается в оптимизации расходов бюджета городского округа ЗАТО Светлый, которая предусматривает сокращение встречных финансовых потоков. Коэффициенты бюджетной и социальной эффективности вышеуказанной налоговой льготы равны единице, что, в соответствии с Порядком оценки, подтверждает ее эффективность.

Таким образом, по результатам проведенной оценки льгота по земельному налогу, предоставленная в 2014 году вышеуказанным отдельным категориям налогоплательщиков, признается эффективной.

Управление финансов, экономики и инвестиционной политики администрации городского округа ЗАТО Светлый

Информация по результатам оценки эффективности

налоговых льгот городского округа ЗАТО Светлый

по состоянию на 01 января 2014 года

25 августа 2014 года

Во исполнение постановления администрации городского округа ЗАТО Светлый от 06 августа 2013 года № 275 «Об утверждении Порядка оценки бюджетной и (или) социальной эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот» (с изм. от 10.07.2014 № 144) проведена оценка бюджетной и социальной эффективности предоставленных в 2013 году налоговых льгот.

Решением Муниципального собрания городского округа ЗАТО Светлый от 02 ноября 2010 года № 66 «Об установлении земельного налога на территории городского округа ЗАТО Светлый Саратовской области» (с изм. от 24.02.2011 №3, от 06.10.2011 №43, от 28.12.2011 №8, от 10.05.2012 №35, от 06.09.2013 №40) предусмотрено предоставление льготы по земельному налогу в размере 100% в отношении отдельных категорий налогоплательщиков — органов местного самоуправления, муниципальных казенных, бюджетных и автономных учреждений в отношении земельных участков, используемых ими для непосредственного выполнения, возложенных на них функций.

Порядком оценки бюджетной и (или) социальной эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот определено, что налоговая льгота считается эффективной, если произведение коэффициента бюджетной эффективности и коэффициента социальной эффективности больше либо равно единице.

Льготой по земельному налогу воспользовались 9 организаций, относящиеся к категории налогоплательщиков «Органы местного самоуправления, муниципальные казенные, бюджетные и автономные учреждения в отношении земельных участков, используемых ими для непосредственного выполнения , возложенных на них функций». Общая сумма предоставленных льгот по земельному налогу (объем недополученных доходов в связи с предоставлением налоговых льгот ) в 2013 году составила 1 829,05 тыс. рублей.

Коэффициент бюджетной эффективности и коэффициент социальной эффективности налоговой льготы равны единице. Данные организации обеспечивают выполнение функциональных задач в интересах населения городского округа ЗАТО Светлый, следовательно, социальный эффект предоставленной им льготы выражается в стабильности их работы. Бюджетная эффективность от предоставления налоговой льготы данным организациям выражается в оптимизации расходов бюджета городского округа ЗАТО Светлый, исключающей встречные финансовые потоки. Таким образом, вышеуказанная налоговая льгота признается эффективной.

Управление финансов, экономики и инвестиционной политики администрации городского округа ЗАТО Светлый

Информация по результатам оценки эффективности

налоговых льгот городского округа ЗАТО Светлый

по состоянию на 01 января 2013 года

Во исполнение постановления администрации городского округа ЗАТО Светлый от 06 августа 2013 года № 275 «Об утверждении Порядка оценки бюджетной и (или) социальной эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот» проведена оценка бюджетной и социальной эффективности предоставленных в 2012 году налоговых льгот.

Решением Муниципального собрания городского округа ЗАТО Светлый от 02 ноября 2010 года № 66 «Об установлении земельного налога на территории городского округа ЗАТО Светлый Саратовской области» (с внесенными в него изменениями) предусмотрено предоставление льгот по налогам в виде освобождения от налогообложения отдельных категорий налогоплательщиков.

Порядком оценки бюджетной и (или) социальной эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот определено, что налоговая льгота считается эффективной, если произведение коэффициента бюджетной и коэффициента социальной эффективности больше либо равно единице.

Общая сумма предоставленных льгот по земельному налогу (объем недополученных доходов в связи с предоставлением налоговых льгот) в 2012 году составила 1 399,76 тыс. рублей.

Льготой по земельному налогу воспользовались 8 организаций, относящиеся к категории налогоплательщиков «Органы местного самоуправления, муниципальные казенные учреждения в отношении земельных участков, используемых ими для непосредственного выполнения, возложенных на них функций». Объем недополученных доходов в связи с предоставлением им налоговых льгот составил 1 295,33 тыс. рублей.

Коэффициент бюджетной эффективности и коэффициент социальной эффективности муниципальных учреждений, органов местного самоуправления равны единице. Данные организации обеспечивают выполнение функциональных задач в интересах населения городского округа, следовательно, социальный эффект предоставленной им льготы выражается в стабильности их работы. Бюджетный эффект от предоставления налоговых льгот данным организациям проявляется в оптимизации расходов бюджета городского округа ЗАТО Светлый исключающий встречные финансовые потоки. Таким образом, налоговые льготы, предоставленные муниципальным учреждениям, органам местного самоуправления признаются эффективными.

Также льготой по земельному налогу воспользовались 2 организации, относящиеся к категории налогоплательщиков «Организации, использующие земельные участки для реализации социально-значимых функций». Объем недополученных доходов в связи с предоставлением им налоговых льгот составил 104,43 тыс. рублей. Значение коэффициента бюджетной эффективности от предоставления данной льготы носит отрицательное значение равное -0,01, а коэффициент социальной эффективности составляет 4,65. Данная льгота направлена на поддержание деятельности организаций по предоставлению социально значимых услуг населению. Одной из организаций пользующихся данной льготой является администрация городского округа ЗАТО Светлый, которой уже предоставляется льгота в соответствии с п.8.1. решения Муниципального собрания городского округа ЗАТО Светлый от 02 ноября 2010 года № 66 «Об установлении земельного налога на территории городского округа ЗАТО Светлый Саратовской области» (с внесенными в него изменениями).

Льготой по земельному налогу, предоставленной ветеранам и бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны за 2012 год данная категория налогоплательщиков не воспользовалась по данным Отчета о налоговой базе и структуре начислений по местным налогам за 2012 год (форма №5-МН).

Таким образом, по итогам проведенной оценки, предоставленные на территории городского округа ЗАТО Светлый налоговые льготы по земельному налогу организациям, использующим земельные участки для реализации социально-значимых функций, а также льготы, предоставленные ветеранам и бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны в 2012 году являлись не эффективными.

Управление финансов, экономики и инвестиционной политики администрации городского округа ЗАТО Светлый

КАЛУГА, 6 марта. /ТАСС/. Правительство РФ подготовило методику для оценки эффективности налоговых льгот, которые дотационные регионы предоставляют предпринимателям. Об этом во вторник сообщил заместитель председателя правительства РФ Дмитрий Козак во время посещения Калужской области.

«На данный момент подготовлена методика оценки эффективности налоговых льгот, которые предоставляются на региональном и муниципальном уровнях. Они распространяются только на те регионы, которые являются получателями дотаций. Было бы нелогично, что регион налево и направо предоставляет освобождение от уплаты налогов, а федеральный центр за счет других территорий, таких как Калужская область, предоставляет налоговые льготы. Это распространяется только на регионы-реципиенты, которые являются получателями дотаций, регионы, которые не получают помощь из федерального бюджета, вольны предоставлять любые льготы по их усмотрению, это их политический выбор, тактика и стратегия привлечения инвестиций», — сказал Козак.

По словам Козака, данная методика в полном объеме будет применяться с 2019 года. «Уже с 2019 года, а в 2018 эта методика будет применяться не в полном объеме, не строго, поскольку она поздно учреждена для оценки обязательств субъектов, которые получили дотации и взяли на себя обязательства отменить неэффективные налоговые льготы», — сказал вице-премьер.

«Такая задача (разработать методику — прим. ТАСС) была нам поставлена министерством финансов в прошлом году. В этом году мы эту методику подготовили и ею будем руководствоваться при оценке налогового потенциала и доходов региональных бюджетов», — уточнил Козак.

Аналитическая справка

о результатах действия налоговых льгот в 2019 году

Оценка эффективности налоговых льгот проводится в целях оптимизации перечня налоговых преференций и обеспечения оптимального выбора объектов для предоставления поддержки в виде налоговых льгот.

Основными целями предоставления налоговых льгот являлись:

1) оказание поддержки социально не защищенным категориям граждан;

2) стимулирование использования финансовых ресурсов налогоплательщиками для расширения и обновления производства и технологий в целях увеличения объемов производства, выпуска конкурентоспособной продукции и создания новых рабочих мест;

3) обеспечение оптимального выбора объектов для предоставления муниципальной поддержки в виде налоговых льгот.

Мероприятия по эффективности установленных налоговых льгот проведены в соответствии с решением Думы города от 28.09.2018 №379 «О налоговых льготах в городе Нижневартовске» и постановлением администрации города Нижневартовска от 21.12.2009 №1835 «О Порядке оценки эффективности установленных налоговых льгот и представлении юридическими лицами информации для анализа эффективности действия льгот по налогам».

В соответствии с указанным Порядком:

— произведена инвентаризация налоговых льгот, предоставленных в соответствии с решениями Думы города Нижневартовска,

— составлен перечень предоставленных налоговых льгот,

— осуществлен расчет сводной оценки потерь (оценки недополученных доходов) бюджета города Нижневартовска от предоставления налоговых льгот.

Согласно статье 61.2 Бюджетного кодекса в бюджеты городских округов зачисляются налоговые доходы от местных налогов, устанавливаемых представительными органами городских округов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах:

1) земельный налог – по нормативу 100 процентов;

2) налог на имущество физических лиц – по нормативу 100 процентов.

Общий объем недополученных доходов местного бюджета в связи с предоставлением налоговых льгот по местным налогам в 2019 году составил 2 995,04 тыс. рублей. В том числе: по земельному налогу 1 356,67 тыс. рублей, по налогу на имущество физических лиц – 1 638,37 тыс. рублей.

1. Оценка эффективности предоставленных льгот по налогу на имущество физических лиц

Сумма налога на имущество физических лиц, поступившая в бюджет города в 2019 году составила 135 188,94 тыс. рублей. Налог на имущество физических лиц введен на территории города Нижневартовска решением Думы города Нижневартовска от 31.10.2014 №658 «О налоге на имущество физических лиц».

По сведениям, предоставленным Межрайонной инспекцией ФНС России №6 по ХМАО − Югре льготы по налогу на имущество физических лиц за отчетный период предоставлены в сумме 1 638,37 тыс. рублей. Объем выпадающих доходов к общему объему поступления налога на имущество физических лиц составляет 1,2%.

Льготы по налогу предоставлялись семи социально-незащищенным категориям населения города, и имели исключительно социальную направленность, как улучшающие условия жизнедеятельности.

Основной льготной категорией являются граждане, имеющие трех и более детей – 80,6 % от общей суммы предоставленных льгот по налогу на имущество.

Общий объем предоставленных льгот снизился на 2 718,53 тыс. рублей или на 62,4%. Столь значительное снижение сумм льгот по налогу на имущество физических лиц является результатом оптимизации предоставленных льгот с целью увеличения собственных доходов бюджета города. За налоговые периоды, начиная с 2018 года льгота предоставляемая несовершеннолетним лицам и льгота предоставляемая лицам, обучающимся по очной форме в образовательных учреждениях среднего профессионального или высшего образования заменена на льготу детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся по очной форме в профессиональных образовательных организациях или образовательных организациях высшего образования.

Общее количество налогоплательщиков, которым предоставлены льготы, составило 3 266 человек, что меньше аналогичного периода прошлого года на 12 596 человек или 79,4%. Наибольшая доля снижения количества льготников приходится на несовершеннолетних владельцев имущества, в тоже время увеличилось количество льготников по категории граждане, имеющие трех и более детей.

По указанному перечню получателей льгот сумма социальной (бюджетной) эффективности по налоговым льготам собственникам имущества в 2019 году равна сумме предоставленных льгот.

Предоставленные льготы по налогу на имущество физических лиц вышеперечисленным категориям граждан отвечают общественным интересам, так как направлены на поддержку социально-незащищенных категорий граждан и позволяют снизить долю расходов на оплату обязательных платежей, соответственно социальный эффект от предоставления льгот положительный.

2.Оценка эффективности предоставленных льгот по земельному налогу

Сумма земельного налога, не поступившая в бюджет города Нижневартовска в 2019 году, в связи с предоставлением льгот отдельным категориям плательщиков составила 1 356,67 тыс. рублей или 0,7% от суммы налога, поступившего в бюджет. Из них по физическим лицам – 1 063,31 тыс. рублей, юридическим – 293,36 тыс. рублей.

По сведениям, предоставленным Межрайонной инспекцией ФНС России №6 по ХМАО − Югре, правом на льготу по земельному налогу в отношении земельных участков, не используемых в предпринимательской деятельности, воспользовались 3 039 налогоплательщиков — физических лиц. Сумма льготы 1 063,31 тыс. рублей рассматривается как форма социальной поддержки, имея исключительно социальный эффект.

Основной льготной категорией (86,1%) являются пенсионеры. Сумма льготы составила 915,20 тыс. рублей.

По сравнению с прошлым годом объем льгот увеличился на 22,40 тыс. рублей в связи с ростом количества налогоплательщиков категории «пенсионеры», воспользовавшихся правом льготы. За 2018 год данной льготой воспользовался 1 671 заявитель.

В части организаций, льготой воспользовалось одно сельскохозяйственное предприятие. В результате роста полученных в 2019 году доходов коэффициент экономической эффективности для данной льготы составил 1,1.

Об утверждении Порядка оценки бюджетной и социальной эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ДЗЕРЖИНСКА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 февраля 2015 года № 554

Об утверждении Порядка оценки бюджетной и социальной эффективности предоставляемых
(планируемых к предоставлению) налоговых льгот

В целях обеспечения достижения экономического и (или) социального эффекта от предоставления отдельным категориям налогоплательщиков налоговых льгот по платежам в бюджет городского округа город Дзержинск,в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, Бюджетным кодексом Российской Федерации, постановлением Городской Думы г. Дзержинска от 18.06.2008 № 348 «Об обязательной оценке бюджетной и социальной эффективности предоставления и пролонгации налоговых льгот по местным налогам», Уставом городского округа город Дзержинск Администрация города Дзержинска
ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Установить обязательность проведения оценки предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот по местным налогам на предмет их бюджетной и социальной эффективности.

2. Утвердить прилагаемый Порядок оценки бюджетной и социальной эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот согласно приложению.

3. Рекомендовать Межрайонной ИФНС России №2 по Нижегородской области, Территориальному органу Федеральной службы государственной статистики по Нижегородской области обеспечить организацию предоставления необходимой информации для проведения оценки эффективности налоговых льгот в соответствии с утвержденным Порядком.

4.Отменить постановление Администрации города Дзержинска от 31.05.2007 № 1556 «Об утверждении Положения о порядке оценки бюджетной и социальной эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот».

5. Департаменту управления делами (А.В. Кочетов) опубликовать постановление в средствах массовой информации.

6. Постановление вступает в силу с момента опубликования.

7. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Главы Администрации города по финансам и экономике, директора департамента финансов, экономики и муниципального заказа О.В. Сахончик.
Глава Администрации города Г.В.Виноградов

Приложение. Порядок оценки бюджетной и социальной эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот

Приложение
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Администрации
города Дзержинска
от 26.02.2015 № 554

1. Общие положения

1.1. Оценка эффективности налоговых льгот по местным налогам производится в целях обеспечения достижения экономического и (или) социального эффекта от предоставления налоговых льгот, контроля результативности налоговых льгот и их соответствия общественным интересам, сокращения объема недополученных (выпадающих) доходов городского бюджета.

1.2 Настоящий Порядок оценки бюджетной и социальной эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот (далее — Порядок) определяет последовательность действий при проведении оценки эффективности налоговых льгот, а также требования к применению полученных результатов оценки. Применение настоящего Порядка позволит обеспечить регулярную оценку планируемых и фактических результатов предоставления налоговых льгот на территории города Дзержинска.

1.3. Настоящий Порядок распространяется на предоставленные, а также планируемые к предоставлению налоговые льготы по местным налогам (далее — налоговые льготы), за исключением инвестиционных проектов, претендующих на муниципальную поддержку в виде освобождения от уплаты местных налогов. Оценка экономической, бюджетной и социальной эффективности инвестиционных проектов, претендующих на муниципальную поддержку, производится в соответствии с Администрации города Дзержинска от 13.04.2007 № 1057 «Об утверждении Порядка конкурсного отбора инвестиционных проектов города, претендующих на муниципальную поддержку».

1.4. В настоящем Порядке используются следующие основные понятия и определения:
«налоговая льгота» — предоставляемое отдельным категориям налогоплательщиков преимущество по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере;

«оценка эффективности» — процедура сопоставления результатов предоставления налоговых льгот отдельным категориям налогоплательщиков с учетом показателей бюджетной и социальной эффективности в разрезе отраслей (видов деятельности);

«категория налогоплательщиков» — группа налогоплательщиков — юридических лиц, осуществляющих определенный вид экономической деятельности, физических лиц. Под видом экономической деятельности в целях применения льгот понимается основной вид деятельности, соответствующий присвоенному коду Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК-029-2001, введенным в действиепостановлением Госстандарта РФ от 06.11.2001 №454-ст.

«бюджетная эффективность» — оценка результата хозяйственной деятельности категорий налогоплательщиков, которым предоставлены налоговые льготы с точки зрения влияния на доходы и расходы городского бюджета.

Для муниципальных учреждений, финансируемых из городского бюджета, бюджетная эффективность признается равной сумме экономии бюджетных средств на прямое финансирование выполнения функциональных задач, в том числе на уплату налогов.
«социальная эффективность» — последствия введения налоговой льготы, определяемые показателями, отражающими динамику производственных и финансовых результатов деятельности категории налогоплательщиков, которой предоставлена (планируется к предоставлению) налоговая льгота, и (или) показателями, подтверждающими создание благоприятных условий развития социальной инфраструктуры и бизнеса, повышение социальной защищенности населения.
Для муниципальных учреждений, финансируемых из городского бюджета, социальная эффективность определяется как сумма экономии бюджетных средств на прямое финансирование выполнения социальных задач.
Иные понятия и определения используются в значениях, определяемых Налоговым кодексом Российской Федерации.

2. Основные принципы и цели установления налоговых льгот

2.1. Установление налоговых льгот осуществляется с соблюдением следующих основных принципов:

2.1.1. Налоговые льготы устанавливаются в пределах полномочий органов местного самоуправления, установленных федеральным законодательством;

2.1.2. Налоговые льготы устанавливаются отдельным категориям налогоплательщиков.

2.2. Основными целями предоставления налоговых льгот являются:

2.2.1. Обеспечение экономической заинтересованности хозяйствующих субъектов в расширении приоритетных для города видов хозяйственной деятельности;

2.2.2. Стимулирование использования финансовых ресурсов, направляемых на создание, расширение и обновление производств и технологий по выпуску необходимой городу продукции (товаров, услуг) и реализацию программ социально-экономического развития города;

2.2.3. Создание необходимых экономических условий для развития инвестиционной и инновационной деятельности в городе;

2.2.4. Создание благоприятных экономических условий для деятельности организаций, применяющих труд социально незащищенных категорий граждан;

2.2.5. Оказание экономической поддержки организациям в решении приоритетных для города социальных задач;

2.2.6. Оказание поддержки социально незащищенным категориям граждан.

3. Порядок оценки эффективности налоговых льгот

3.1. Целью предстоящей оценки является расчет бюджетной и социальной эффективности от предоставления налоговых льгот по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц.

3.2. Оценка эффективности налоговых льгот в соответствии с настоящим Порядком проводится в отношении:
1) уменьшения налоговой базы по налогу;
2) полного или частичного освобождения от уплаты налога;
3) установления уровня налоговой ставки ниже максимального значения, установленного законодательством Российской Федерации.

3.3. Оценка эффективности налоговых льгот по каждому виду местных налогов, в отношении каждой из предоставленных льгот и по каждой категории их получателей по видам экономической деятельности и категориям физических лиц производится департаментом финансов, экономики и муниципального заказа (далее — Департамент финансов). Расчет бюджетной и социальной эффективности производится департаментом стратегического развития города, промышленности, инвестиционной политики и экологии (далее — Департамент СРГПИПиЭ).

3.4. Оценка эффективности налоговых льгот производится в следующие сроки:

3.4.1. По планируемым к предоставлению налоговым льготам — в течение месяца со дня поступления предложений о предоставлении налоговых льгот. Предложения о предоставлении налоговых льгот и сведения об отказах налогоплательщиков пользоваться предоставленной льготой принимаются Департаментом финансов до 1 апреля года, предшествующего году начала действия соответствующей льготы;

3.4.2. По предоставленным налоговым льготам по состоянию на конец отчетного года — в срок до 1 июня года, следующего за отчетным.

3.5. Источником информации для проведения оценки эффективности налоговых льгот являются сведения, предоставленные по запросу Департамента финансов и ДепартаментаСРГПИПиЭ:
— Межрайонной ИФНС России № 2 по Нижегородской области;
— ерриториальным Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Нижегородской области;
— получателями льгот или претендующими на их получение юридическими и физическими лицами;
— иными организациями и физическими лицами.

3.6. Оценка эффективности налоговых льгот производится в четыре этапа:

3.6.1. На первом этапе производится инвентаризация предоставленных в соответствии с постановлениями и решениями Городской Думы города Дзержинска налоговых льгот.
По результатам инвентаризации Департаментом финансов составляется реестр предоставленных налоговых льгот. Ведение реестра осуществляется по форме, согласно приложению №1 к настоящему Порядку.
При предоставлении новых налоговых льгот по местным налогам, отмене льгот или изменении содержания льготы в реестр вносятся соответствующие изменения.

3.6.2. На втором этапе определяются объемы недополученных (выпадающих) доходов городского бюджета, обусловленные предоставлением налоговых льгот, с учетом данных, представленных Межрайонной ИФНС России № 2 по Нижегородской области, по следующим алгоритмам:

3.6.2.1. в случае, если предоставление льготы заключается в освобождении от налогообложения части налоговой базы или полном освобождении от уплаты налога:

ВД = НБиск х НС, где:
ВД — размер выпадающих доходов при условии предоставления налоговой льготы, тыс.руб.;
НБиск — размер налоговой базы, исключенный из налогообложения в результате предоставления налоговой льготы, тыс.руб.;
НС — ставка налога, действующая (предполагаемая) в период предоставления налоговой льготы, %.

3.6.2.2. в случае, если предоставление льготы заключается в обложении налоговой базы (или ее части) по пониженной налоговой ставке:
ВД=НБл х (НС — НСл), где:
ВД — размер выпадающих доходов при условии предоставления налоговой льготы, тыс.руб.;
НБл — размер налоговой базы, на которую распространяется действие льготной налоговой ставки, тыс.руб.;
НС — ставка налога, действующая (предполагаемая) в период предоставления налоговой льготы, %;
НСл — льготная ставка налога, %.
Размер налоговой базы, на которую распространяется действие льготы представляет собой:
— по земельному налогу — кадастровую стоимость земельных участков, освобождаемых от налогообложения или облагаемых по более низкой налоговой ставке;
— по налогу на имущество физических лиц — кадастровую стоимость объектов налогообложения, освобождаемых от налогообложения или облагаемых по более низкой налоговой ставке.
Сводная оценка объема недополученных (выпадающих) доходов городскогобюджета в связи с предоставлением налоговых льгот осуществляется по форме, согласно приложению №2 к настоящему Порядку.

3.6.3. На третьем этапе производится расчет бюджетной и социальной эффективности предоставления налоговых льгот.

3.6.3.1. Бюджетная эффективность каждой из предоставленных налоговых льгот по виду налога и по каждой категории налогоплательщиков определяется по формуле:
БЭ = ДН * Х1 + ДТ * Х2 + Э,
где БЭ — сумма бюджетной эффективности налоговых льгот, тыс.руб.;
ДН — увеличение налогооблагаемой базы по каждому виду налоговых льгот и по каждой категории налогоплательщиков;
ДТ — увеличение фонда оплаты труда;
Х (1, 2) — соответствующая ставка налога (с учетом дополнительного норматива отчислений);
Э — снижение расходов городского бюджета.
Увеличение налогооблагаемой базы по каждому виду налоговых льгот и по каждой категории налогоплательщиков (ДН) определяется как разница между налогооблагаемой базой налога на конец отчетного периода (Нк) и налогооблагаемой базой налога на начало отчетного периода (Нн) в тыс. руб.:
ДН = Нк — Нн.
Увеличение фонда оплаты труда определяется как разница между размером фонда оплаты труда на конец отчетного периода (Тк) и фондом оплаты труда на начало отчетного периода (Тн) в тыс. руб.:
ДТ = Тк — Тн.
Сводная оценка бюджетной эффективности предоставления налоговых льгот осуществляется по форме, согласно к настоящему Порядку.
Бюджетная эффективность при предоставлении налоговых льгот физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, не рассчитывается.

3.6.3.2. Социальная эффективность каждой из предоставленных налоговых льгот по виду налога и по каждой категории налогоплательщиков рассчитывается в зависимости от отраслей экономики, которым предоставляется льгота:

3.6.3.2.1. При предоставлении налоговой льготы организациям, функционирующим в отрасли, предоставляющей работы и услуги населению, социальная эффективность налоговой льготы рассчитывается по формуле:

CЭ = (_К2__К1_ )х Р1 + (N x Z) + S, где
Т2 Т1
Р1 — стоимость предоставляемой услуги (работ) на начало периода оценки;
К1 — количество работ и услуг (за год), предоставляемых на территории города на текущий момент. Рассчитывается как общий объем выполненных работ и оказанных услуг в рассматриваемом периоде;
К2 — количество работ и услуг (за год), предоставляемых в результате расширения деятельности организаций. Рассчитывается на основе данных организаций;
Т1 — годовое потенциальное количество работ и услуг (за год), требуемое на текущий момент на территории города. Заявители предоставляют обоснованный расчет;
Т2 — потенциальное количество работ и услуг (за год), требуемое на территории города на момент завершения предоставления льгот. Заявители предоставляют обоснованный расчет;
N — число дополнительных рабочих мест, создаваемых в результате предоставления налоговых льгот;
Z — годовой объем средней заработной платы на рабочих местах, создаваемых в результате предоставления налоговых льгот; в случае отсутствия показателя берется показатель годового объема средней заработной платы по городу;
S — сумма предоставленной налоговой льготы.
В случае отсутствия данных по показателям К1, К2, Т1, Т2, N, Z, Р1 либо невозможности расчета какого-либо из указанных показателей, их значения принимаются равными нулю;

3.6.3.2.2. При предоставлении налоговой льготы организациям-налогоплательщикам, у которых деятельность связана с получением предпринимательской выгоды посредством производства и продажи товаров, выполнением работ и оказанием услуг, ориентированным на широкий круг потребителей, эффективность рассчитывается по формуле:
CЭ = (N x Z) + S, где
N — число дополнительных рабочих мест, создаваемых в результате предоставления налоговых льгот;
Z — годовой объем средней заработной платы на рабочих местах, создаваемых в результате реализации инвестиционного проекта; в случае отсутствия показателя берется показатель годового объема средней заработной платы по городу;
S — сумма предоставленной налоговой льготы.
В случае отсутствия данных по показателям N и Z, либо невозможности расчета какого-либо из указанных показателей, их значения принимаются равными нулю.

3.6.3.2.3. При предоставлении налоговых льгот физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, социальный эффект принимается равным сумме предоставленной налоговой льготы.

3.6.4. На четвертом этапе производится оценка эффективности налоговых льгот путем сопоставления суммы недополученных (выпадающих) доходов городского бюджета, обусловленной предоставлением льгот, с суммой бюджетной или социальной эффективности от предоставления налоговых льгот.
Эффективность предоставленной (планируемой к предоставлению) налоговой льготы определяется по формуле:
Эфф = ДС/ВД, где:
ДС — сумма бюджетной или социальной эффективности предоставления налоговых льгот, тыс. рублей;
ВД — объем недополученных (выпадающих) доходов городского бюджета по данному налогу, тыс. рублей.
Сводная оценка эффективности налоговых льгот осуществляется по соответствующей форме, согласно к настоящему Порядку. Если значение графы «5» меньше 1, то эффективность предоставленной налоговой льготы имеет низкое значение, если больше 1 — эффективность высокая.
Превышение суммы эффективности от предоставления налоговых льгот над суммами недополученных (выпадающих) доходов городского бюджета означает высокую эффективность оцениваемых налоговых льгот.
Получение (планирование) меньшей эффективности от предоставления налоговых льгот по сравнению с фактическими (плановыми) потерями городского бюджета, вызванными предоставлением налоговых льгот, означает низкую эффективность налоговых льгот.

3.7. Выполнение работ по первому, второму и четвертому этапам осуществляется Департаментом финансов, по третьему -Департаментом СРГПИПиЭ с последующей передачей полученных результатов в Департамент финансов.

3.8. При выявлении фактов низкой эффективности налоговых льгот налоговые льготы не предоставляются, а предоставленные подлежат отмене.

3.9. Департамент финансов в месячный срок осуществляет подготовку заключений по результатам оценки эффективности налоговых льгот и проектов решений об отмене или изменении условий предоставления налоговых льгот и вносит их на рассмотрение Городской Думы города Дзержинска до принятия городского бюджета на очередной финансовый год и плановый период.

4. Применение результатов оценки эффективности налоговых льгот

4.1. По результатам проведения оценки эффективности налоговых льгот Департаментом финансов составляется аналитическая записка, которая представляется:

4.1.1. по налоговым льготам за истекший финансовый год -Главе администрации города Дзержинска, в Департамент СРГПИПиЭи в Городскую Думу города Дзержинска в срок до 10 июня года, следующего за отчетным;

4.1.2. по планируемым к предоставлению налоговым льготам — Главе администрации города Дзержинска и в Департамент СРГПИПиЭв течение месяца со дня поступления предложений о предоставлении налоговых льгот.

4.2. Аналитическая записка по результатам оценки эффективности налоговых льгот за истекший финансовый год должна содержать:

4.2.1. Полный перечень предоставленных на территории города налоговых льгот;

4.2.2. Полную информацию о потерях городского бюджета (планируемых и фактических) по причине предоставления льгот;

4.2.3. Сведения о бюджетной и социальной эффективности действующих налоговых льгот в динамике по годам (за период не менее 3-х лет);

4.2.4. Предложения по сохранению, корректировке или отмене налоговых льгот в зависимости от результатов оценки эффективности;

4.2.5. Обоснованные предложения по предоставлению иных мер муниципальной поддержки, помимо налоговых льгот (муниципальные гарантии, отсрочки, рассрочки, инвестиционные налоговые кредиты, бюджетные кредиты и др.).

4.3. Аналитическая записка по результатам оценки эффективности планируемых к предоставлению налоговых льгот должна содержать:

4.3.1. Полную информацию о прогнозируемых потерях городского бюджета в случае принятия решения о предоставлении льгот;

4.3.2. Прогноз бюджетной и социальной эффективности планируемых к предоставлению налоговых льгот в динамике по годам на среднесрочную перспективу (за период не менее 3-х лет);

4.3.3. Обоснованные предложения по предоставлению иных мер муниципальной поддержки, помимо налоговых льгот (муниципальные гарантии, отсрочки, рассрочки, инвестиционные налоговые кредиты, бюджетные кредиты и др.);

4.3.4. Другие формы муниципальной поддержки, предоставленные в настоящий момент данной категории налогоплательщиков.

4.4. Результаты оценки эффективности налоговых льгот используются для:

4.4.1. Разработки городского бюджета на очередной финансовый год и плановый период;

4.4.2. Своевременного принятия мер по отмене неэффективных налоговых льгот;

4.4.3. Разработки предложений отраслевыми (функциональными) органами Администрации города Дзержинска по совершенствованию мер поддержки отдельных категорий налогоплательщиков;

4.4.4. Введения новых видов налоговых льгот (внесения изменений в существующую систему налоговых льгот).

4.5. Информация о результатах проведения оценки эффективности налоговых льгот публикуется на города Дзержинска в сети Интернет ежегодно в срок до 10 июня года, следующего за отчетным.

5. Мониторинг эффективности предоставления налоговых льгот

5.1. Регулярность проведения оценки эффективности налоговых льгот обеспечивается постоянно действующей системой их мониторинга Департаментом финансов в сроки, установленные 4. настоящего порядка.

5.2. В процессе мониторинга Департамент финансов может направлять дополнительные запросы получателям налоговых льгот по категориям налогоплательщиков для получения необходимой информации.

5.3. В целях проведения мониторинга эффективности налоговых льгот, отраслевые (функциональные) органы Администрации города Дзержинска и получатели налоговых льгот, — объекты мониторинга, — предоставляют в Департамент финансов информацию по мере поступления запросов.

5.4. Полученная информация используется Департаментом финансов для проведения оценки эффективности фактически предоставленных налоговых льгот отдельным категориям налогоплательщиков, по каждому виду льгот в разрезе отраслей экономики.
Заместитель Главы Администрации
города по финансам и экономике,
директор департамента финансов,
экономики и муниципального заказа О.В.Сахончик
&nbsp

Приложение №1. Реестр предоставленных налоговых льгот

Приложение №1
к порядку оценки бюджетной
и социальной эффективности
предоставляемых(планируемых к
предоставлению)налоговых льгот

Реестр предоставленных налоговых льгот по состоянию
на «____»___________ 20___ года

№ п/п

Вид налога

Содержание
льготы

Условия предоставления

Категория получателей, отрасли экономики (виды деятельности)

Нормативный правовой акт

Приложение № 2. Сводная отчетная форма для оценки объема недополученных (выпадающих) доходов городского бюджета в связи с предоставлением налоговых льгот

Приложение № 2
к порядку оценки бюджетной
и социальной эффективности
предоставляемых (планируемых к
предоставлению) налоговых льгот

№ п/п

Показатель

Значения показателя по
годам (за период
не менее трех
лет)

Примечание

Налоговая база по налогу за
период с начала года, тыс. руб.

Размер сокращения налоговой базы по налогу за период с начала года; тыс. руб.

При освобождении
от налогообложения
части базы налога

Базовая ставка налога, зачисляемого в городской бюджет, %

Льготная ставка налога,
зачисляемого в городской бюджет, %

При применении
пониженной ставки
налога

Сумма недополученных (выпадающих) доходов городского бюджета в связи с предоставлением налоговых
льгот, тыс. руб.

Приложение № 3. Сводная оценка бюджетной эффективности предоставления налоговых льгот

Приложение №3
к порядку оценки бюджетной
и социальной эффективности
предоставляемых (планируемых к
предоставлению) налоговых льгот

Сводная оценка бюджетной эффективности предоставления
налоговых льгот
по состоянию на «____» _____________20___г.

№ п/п

Показатель

Значения показателя по
годам (за период
не менее трех
лет)

Примечание

Налоговая база по налогу на начало года, тыс.руб.

Налоговая база по налогу за период с начала года, тыс.руб.

Стоимость основных средств по состоянию на начало года, тыс.руб.

Стоимость основных средств по состоянию на отчетную дату, тыс.руб.

Фонд оплаты труда на начало года, тыс.руб.

Фонд оплаты труда за период с начала года, тыс.руб.

Снижение расходов городского бюджета в год, тыс.руб.

Сумма бюджетной эффективности от предоставления налоговых
льгот, тыс. руб.

Приложение № 4. Сводная оценка эффективностипредоставленных (планируемых к предоставлению) налоговых льгот

Приложение №4
к порядку оценки бюджетной
и социальной эффективности
предоставляемых(планируемых к
предоставлению) налоговых льгот

Сводная оценка эффективностипредоставленных
(планируемых к предоставлению) налоговых льгот
по состоянию на «____»______________20___г.

Вид налога __________________________________________________________
Содержание налоговой льготы _________________________________________
Категория получателей льготы _________________________________________

№ п/п

Наименование категории налогоплательщиков

Сумма недополученных (выпадающих) доходов городского бюджета по годам (за период не менее 3-х лет)

Сумма бюджетной (социальной) эффективности по годам (за период не менее 3-х лет)

Оценка эффективности
налоговых льгот по годам (за период не менее 3-х лет)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *