Отраслевые соглашения

Коллективные договоры и соглашения

В ТК РФ коллективный договор определяется как правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей (ст. 40). Это определение в целом соответствует закрепленному в ст. 2 Рекомендации МОТ N 91 «О коллективных договорах», которая определяет коллективный договор как всякое письменное соглашение относительно условий труда и найма, заключаемое, с одной стороны, между работодателем, группой работодателей или одной или несколькими организациями работодателей и, с другой стороны, одной или несколькими представительными организациями трудящихся или, при отсутствии таких организаций, представителями самих трудящихся, надлежащим образом избранными и уполномоченными согласно законодательству страны.

Коллективный договор как правовой акт регулирует социально-трудовые отношения в организации наряду с законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов РФ, соглашениями. Содержание коллективного договора не должно противоречить законам, иным нормативным правовым актам и соглашением. В том случае, когда индивидуальным трудовым договором устанавливаются правила, улучшающие положение работника, то эти правила заменяют в индивидуальном регулировании положения коллективного договора и действуют непосредственно.

Коллективный договор ограничен сроком его действия. В соответствии с законодательством коллективный договор заключается на срок не более трех лет (ст. 43 ТК РФ). Таким образом, главные черты коллективного договора заключаются в следующем:

  1. коллективный договор носит нормативно-правовой характер;
  2. включает взаимные обязательства сторон;
  3. имеет строго определенный срок действия.

В соответствии со ст. 41 ТК РФ содержание и структура коллективного договора определяются сторонами. Также в статье указываются основные вопросы, которые могут быть урегулированы коллективным договором, это:

  • формы, системы и размеры оплаты труда;
  • выплата пособий, компенсаций;
  • механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных коллективным договором;
  • занятость, переобучение, условия высвобождения работников;
  • рабочее время и время отдыха, включая вопросы предоставления и продолжительности отпусков;
  • улучшение условий и охраны труда работников, в том числе женщин и молодежи;
  • соблюдение интересов работников при приватизации государственного и муниципального имущества;
  • экологическая безопасность и охрана здоровья работников на производстве;
  • гарантии и льготы работникам, совмещающим работу с обучением;
  • оздоровление и отдых работников и членов их семей;
  • контроль за выполнением коллективного договора, порядок внесения в него изменений и дополнений, ответственность сторон, обеспечение нормальных условий деятельности представителей работников, порядок информирования работников о выполнении коллективного договора;
  • отказ от забастовок при выполнении соответствующих условий коллективного договора;
  • другие вопросы, определенные сторонами.

В коллективном договоре с учетом финансово-экономического положения работодателя могут устанавливаться льготы и преимущества для работников, условия труда, более благоприятные по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями. В то же время в коллективные договоры не могут включаться условия, снижающие уровень прав и гарантий работников, установленный трудовым законодательством, а если такие условия содержатся в коллективном договоре, то они не могут применяться (ст. 9 ТК РФ).

Что касается структурного содержания коллективного договора, то он включает в себя общие положения и заключительные положения. Как правило, в общих положениях коллективного договора определяются: стороны коллективного договора и назначение, которое служит основанием для его заключения, предмет коллективного договора. В общие положения коллективного договора рекомендуется включать принципы заключения коллективного договора, определять сферу его действия. В заключительных положениях обычно содержатся указания на срок действия коллективного договора, а также порядок внесения в договор изменений и дополнений, а также процедура урегулирования разногласий между сторонами.

Коллективный договор имеет обязательную юридическую силу и должен выполняться обеими сторонами (ст. 24 ТК РФ). Действие коллективного договора распространяется на всех работников организации, индивидуального предпринимателя, а действие коллективного договора, заключенного в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, — на всех работников соответствующего подразделения. Коллективный договор сохраняет свое действие в случае изменения наименования организации, расторжения трудового договора с руководителем организации.

Изменения и дополнения коллективного договора в течение срока его действия производятся только по взаимному согласию сторон в порядке, установленном законом для его заключения, либо в порядке, установленном коллективным договором. Как правило, внесение в коллективный договор изменений и дополнений относится к компетенции постоянно действующих органов социального партнерства, создаваемых в организациях (совместные комитеты, комиссии по контролю за соблюдением коллективного договора и т.п.).

Стороны, подписавшие единый коллективный договор, ежегодно или в сроки, предусмотренные в коллективном договоре, отчитываются о его выполнении на общем собрании (конференции) работников организации.

Соглашение как акт социального партнерства имеет значительное сходство с коллективным договором. Основное различие между ними заключается в том, что соглашения заключаются на более высоком уровне, чем уровень организации и, соответственно, распространяют свое действие на нескольких работодателей. В статье 45 ТК РФ дано следующее определение: соглашение — правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.

Соглашения не должны ухудшать положение работников по сравнению с законодательством, коллективные договоры — по сравнению с законодательством и соглашениями, а трудовые договоры, в свою очередь, — по сравнению с законодательством, соглашениями и коллективными договорами, иначе они являются недействительными. В тех случаях, когда на работников одновременно распространяется действие различных соглашений, действуют наиболее благоприятные для работника условия соглашений.

Содержание и структура соглашения определяются по договоренности между представителями сторон, которые свободны в выборе круга вопросов для обсуждения и включения в соглашение. Соглашение должно включать в себя положения о сроке действия соглашения и порядке осуществления контроля за его выполнением.

В соглашение могут включаться взаимные обязательства сторон по следующим вопросам:

  • оплата труда (в том числе установление размеров минимальных тарифных ставок, окладов (должностных окладов), установление соотношения размера заработной платы и размера ее условно-постоянной части, а также определение составных частей заработной платы, включаемых в ее условно-постоянную часть, установление порядка обеспечения повышения уровня реального содержания заработной платы);
  • гарантии, компенсации и льготы работникам;
  • режимы труда и отдыха;
  • занятость, условия высвобождения работников;
  • подготовка и дополнительное профессиональное образование работников, в том числе в целях модернизации производства;
  • условия и охрана труда;
  • развитие социального партнерства, в том числе участие работников в управлении организацией;
  • дополнительное пенсионное страхование;
  • другие вопросы, определенные сторонами.

В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений могут заключаться генеральное, межрегиональное, региональное, отраслевое (межотраслевое), территориальное и иные соглашения.

Генеральное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на федеральном уровне.

Межрегиональное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на уровне двух и более субъектов Российской Федерации.

Региональное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на уровне субъекта РФ.

Отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.

Территориальное соглашение устанавливает общие условия труда, гарантии, компенсации и льготы работникам на территории соответствующего муниципального образования.

Иные соглашения — соглашения, которые могут заключаться сторонами на любом уровне социального партнерства по отдельным направлениям регулирования социально-трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Соглашения по договоренности сторон, участвующих в коллективных переговорах, могут быть двусторонними и трехсторонними. В трехсторонних соглашениях, помимо работников и работодателей, стороной являются органы государственной власти и местного самоуправления.

Общие правила подготовки, порядка и сроков разработки и заключения коллективных соглашений регулируются ст. 47 ТК РФ. Так, проект соглашения разрабатывается в ходе коллективных переговоров. При этом заключение и изменение соглашений, требующих бюджетного финансирования по общему правилу осуществляются сторонами до подготовки проекта соответствующего бюджета на финансовый год, относящийся к сроку действия соглашения.

Порядок, сроки разработки проекта соглашения и его заключения определяются комиссией. Комиссия имеет право уведомить работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, ведущего коллективные переговоры по разработке проекта соглашения и заключению соглашения, о начале коллективных переговоров, а также предложить им формы возможного участия в коллективных переговорах. Работодатели, получившие указанное уведомление, обязаны проинформировать об этом выборный орган первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя.

При недостижении согласия между сторонами по отдельным положениям проекта соглашения в течение трех месяцев со дня начала коллективных переговоров, а при проведении коллективных переговоров по подготовке проекта генерального соглашения в течение шести месяцев со дня их начала стороны должны подписать соглашение на согласованных условиях с одновременным составлением протокола разногласий.

Неурегулированные разногласия могут быть предметом дальнейших коллективных переговоров или разрешаться в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами.

Соглашение вступает в силу со дня его подписания сторонами либо со дня, установленного соглашением.

Срок действия соглашения определяется сторонами, но не может превышать трех лет. Стороны имеют право один раз продлить действие соглашения на срок не более трех лет. Действие соглашения распространяется на работников и работодателей, которые уполномочили соответствующих представителей сторон на коллективных переговорах разработать и заключить его от их имени, на органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах взятых ими на себя обязательств, а также на работников и работодателей, присоединившихся к соглашению после его заключения.

Соглашение распространяется на всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение. Прекращение членства в объединении работодателей не освобождает работодателя от выполнения соглашения, заключенного в период его членства. Работодатель, вступивший в объединение работодателей в период действия соглашения, обязан выполнять обязательства, предусмотренные этим соглашением.

В тех случаях, когда в отношении работников действует одновременно несколько соглашений, применяются условия соглашений, наиболее благоприятные для работников.

В российском законодательстве особо урегулирован порядок присоединения к уже заключенным федеральным отраслевым соглашениям новых работодателей. По предложению сторон заключенного на федеральном уровне отраслевого соглашения руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право после опубликования соглашения предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию и должно содержать сведения о регистрации соглашения и об источнике его опубликования.

Если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения. К указанному отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя.

В случае отказа работодателя присоединиться к соглашению руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право пригласить представителей этого работодателя и представителей выборного органа первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, для проведения консультаций с участием представителей сторон соглашения. Представители работодателя, представители работников и представители сторон соглашения обязаны принимать участие в указанных консультациях.

Трудовой кодекс РФ также отдельно регулирует порядок присоединения работодателей к региональным соглашениям об установлении минимальной заработанной платы в субъекте РФ.

Разработка проекта регионального соглашения о минимальной заработной плате и заключение указанного соглашения осуществляются трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений соответствующего субъекта РФ.

После заключения регионального соглашения о минимальной заработной плате руководитель уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ предлагает работодателям, осуществляющим деятельность на территории этого субъекта РФ и не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к нему. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию вместе с текстом данного соглашения. Руководитель уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ уведомляет об опубликовании указанных предложения и соглашения федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Если работодатели, осуществляющие деятельность на территории соответствующего субъекта РФ, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к региональному соглашению о минимальной заработной плате не представили в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то указанное соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения и подлежит обязательному исполнению ими. К указанному отказу должны быть приложены протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, и предложения по срокам повышения минимальной заработной платы работников до размера, предусмотренного указанным соглашением.

В случае отказа работодателя присоединиться к региональному соглашению о минимальной заработной плате руководитель уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ имеет право пригласить представителей этого работодателя и представителей выборного органа первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, для проведения консультаций с участием представителей сторон трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений соответствующего субъекта РФ. Представители работодателя, представители выборного органа первичной профсоюзной организации и представители указанной трехсторонней комиссии обязаны принимать участие в этих консультациях.

Копии письменных отказов работодателей от присоединения к региональному соглашению о минимальной заработной плате направляются уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ в соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Отраслевые (межотраслевые) соглашения, заключенные на федеральном уровне социального партнерства, межрегиональные соглашения регистрируются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективные договоры, региональные и территориальные соглашения — соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ. Законами субъектов РФ может быть предусмотрена возможность наделения органов местного самоуправления полномочиями по регистрации коллективных договоров и территориальных соглашений.

Порядок опубликования заключенных на федеральном уровне отраслевых соглашений и порядок опубликования предложения о присоединении к соглашению устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Порядок опубликования иных соглашений определяется их сторонами.

Regional Trade Agreements – RTA

Региональные торговые соглашения — это соглашения двух или большего числа государств, создающие зону свободной торговли, таможенный союз или более глубокие интеграционные объединения.

Правила ВТО разрешают такие соглашения. Статья XXIV ГАТТ отмечает, что положения ГАТТ не препятствуют членам ВТО создавать таможенные союзы или зоны свободной торговли, а также применять временные соглашения, цель которых – образование интеграционных группировок. При условии, что такие соглашения будут содействовать развитию свободной торговли и не приводить к созданию препятствий в торговле с участниками региональных торговых соглашений.

Государства, желающие создать региональные торговые соглашения, обязаны уведомить об этом ВТО (Совет по торговле товарами). Для рассмотрения вопроса о соответствии региональной торговой группировки правилам ВТО, создается рабочая группа, которая изучает этот вопрос и готовит рекомендации.

Договоренность о толковании статьи XXIV ГАТТ-1994 предусматривает, что страны-участницы региональных соглашений представляют в Секретариат ВТО один раз в два года доклады о функционировании региональных торговых соглашений.

Формы и системы оплаты труда, нормы труда, расценки, тарифные сетки, схемы должностных окладов, условия введения и размеры надбавок, доплат, премий, вознаграждений и других поощрительных, компенсационных и гарантийных выплат устанавливаются предприятиями в коллективном договоре с соблюдением норм и гарантий, предусмотренных законодательством, генеральным и отраслевыми (территориальными) соглашениями (ст. 15 Закона об оплате труда).

Работа в ночное время оплачивается в повышенном размере, устанавливаемом генеральным, отраслевым (территориальным) соглашениями и коллективными договорами, но не ниже 20% тарифной ставки (оклада) за каждый час работы в ночное время (ст. 108 КЗоТ).

Генеральным соглашением о регулировании основных принципов и норм реализации социально-экономической политики и трудовых отношений в Украине на 2016 — 2017 годы (далее — Генеральное соглашение) за работу в ночное время — с 22 до 6 часов — установлена доплата в размере 35% часовой тарифной ставки (оклада и должностного оклада) за каждый час работы в это время.

Вместе с тем в Генеральном соглашении определено, в частности, минимальные социальные гарантии оплаты труда и минимальные размеры доплат и надбавок.

При наличии финансовых возможностей коллективным договором предприятия могут быть установлены более высокие размеры доплат, чем определено Генеральным и соответствующими отраслевыми соглашениями.

То есть, положения определенного отраслевого соглашения распространяются на те предприятия, уполномоченные лица которых как от стороны работодателей, так и наемных работников (профсоюзов) участвовали в подписании соглашения или впоследствии присоединились к нему.

Для предприятий, которые при заключении соглашения не были представлены уполномоченными представителями со стороны собственника и стороны профсоюза при заключении коллективного договора обязательны нормы, социальные гарантии, льготы, компенсации, установленные законодательными и нормативно-правовыми актами на государственном уровне.

Об этом напомнили Минсоцполитики в письме от 09.11.2018 г. № 21841/0/2-18/28.

Что касается ответственности, то в другом письме от 09.11.2018 г. № 8914/1/4.1-ДП-18 специалисты Гоструда отметили следующее:

• доплата в размере 20% тарифной ставки (оклада) за каждый час работы в ночное время является минимальной государственной гарантией в оплате труда. Непроведение оплаты в повышенном на 20% размере нарушение минимальных государственных гарантий в оплате труда, за которое предусмотрена финансовая ответственность юридического лица (абз. 4 ч. 2 ст. 265 КЗоТ в размере 10 минимальных заработных плат за каждого работника, в отношении которого допущено нарушение) и административная ответственность должностных лиц работодателя (части первая (510 — 1700 грн) и вторая (1700 — 5100 грн) статьи 41 КоАП). Оплата за работу в вечернее время законодательством о труде не предусмотрена и, соответственно, не относится к минимальных государственных гарантий;

• на лиц, представляющих работодателя или профсоюзы или другие уполномоченные трудовым коллективом органы и по вине которых нарушены или не выполнены обязательства по коллективному договору, соглашению, налагается штраф до ста необлагаемых минимумов доходов граждан, и они также несут дисциплинарную ответственность вплоть до увольнения с должности (ст. 18 Закона о коллективных договорах и соглашениях)

• нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору, соглашению лицами, представляющими собственников или уполномоченные ими органы или профсоюзы или другие уполномоченные трудовым коллективом органы или представителями трудовых коллективов — влечет за собой наложение штрафа от пятидесяти до ста необлагаемых минимумов доходов граждан (850 — 1700 грн) (ст. 41 прим.2 КпАП).

Читайте на эту тему в издании БУХГАЛТЕР&ЗАКОН:

«Успеть за 45 минут, или О сроках предоставления документов инспекторам: суд на стороне предприятия»

«Обратно в будущее, или О важности своевременного оформления работников»

«Высвобождение работников в связи с изменениями в организации производства: о чем помнить работодателю»

Если хотите получить больше материалов электронного издания БУХГАЛТЕР&ЗАКОН, которые Вам пригодятся, закажите бесплатный тестовый доступ в течение 72 часов к аналитике информационно-правовой системы ЛІГА:ЗАКОН и оцените все преимущества предоставляемых услуг.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и страницу в Facebook, чтобы всегда быть в курсе бухгалтерских событий.

СТ 45 ТК РФ.
Соглашение — правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.

По договоренности сторон, участвующих в коллективных переговорах, соглашения могут быть двусторонними и трехсторонними.

Соглашения, содержащие обязательства, финансовое обеспечение выполнения которых осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов, заключаются при обязательном участии соответствующих органов государственной власти или органов местного самоуправления, являющихся стороной соглашения.

В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений могут заключаться соглашения: генеральное, межрегиональное, региональное, отраслевое (межотраслевое), территориальное и иные соглашения.

Генеральное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на федеральном уровне.

Межрегиональное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на уровне двух и более субъектов Российской Федерации.

Региональное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на уровне субъекта Российской Федерации.

Отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.

Территориальное соглашение устанавливает общие условия труда, гарантии, компенсации и льготы работникам на территории соответствующего муниципального образования.

Иные соглашения — соглашения, которые могут заключаться сторонами на любом уровне социального партнерства по отдельным направлениям регулирования социально-трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

На федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства может заключаться одно трехстороннее соответственно генеральное, межрегиональное, региональное, территориальное соглашение.

Комментарий к Ст. 45 Трудового кодекса РФ

1. Основное отличие соглашения как правового акта социального партнерства от коллективного договора состоит в том, что действие соглашения распространяется не на одного, а на несколько работодателей (от двух до нескольких тысяч).

Определение соглашения, содержащееся в комментируемой статье, не полностью раскрывает особенности соглашений, заключаемых в Российской Федерации.

На практике социально партнерское регулирование выходит за рамки трудовых отношений, складывающихся между работниками и работодателями, и связанных с ними экономических отношений, охватывая также вопросы проведения социальной политики (отношения, обязательными участниками которых являются органы государственной власти, органы местного самоуправления). Естественно, фактическое участие в социальном партнерстве государства не отрицает права представителей работников и работодателей на заключение двусторонних соглашений.

2. Соглашению как правовому акту социального партнерства присущи те же основные характеристики, которые были рассмотрены применительно к коллективному договору. Соглашение связывает обязательствами подписавшие его стороны, а также лиц, от имени которых оно заключено. Работодатели и трудящиеся, связанные соглашением, не должны включать в коллективные и индивидуальные трудовые договоры условия, противоречащие положениям соглашения. Исключения составляют ситуации, когда положения коллективных или индивидуальных трудовых договоров содержат правила, более благоприятные для работников, чем правила, установленные в соглашении.

3. Зачастую исполнение соглашений требует финансирования из тех или иных бюджетов. В этих случаях обязательными участниками соглашений являются соответствующие органы исполнительной власти или органы местного самоуправления.

4. Комментируемая статья содержит открытый перечень соглашений, которые могут заключаться сторонами социального партнерства. Любое из соглашений по общему правилу может быть как двусторонним, так и трехсторонним.

Трехсторонними, как правило, являются соглашения, устанавливающие общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений (генеральное, межрегиональное, региональное, территориальное). Генеральное соглашение всегда является трехсторонним.

Отраслевое (межотраслевое) соглашение определяет общие условия оплаты труда, гарантии и льготы работникам отрасли (отраслей). Данные соглашения чаще всего двусторонние, но могут быть и трехсторонними. Отраслевые (межотраслевые) соглашения независимо от уровня, на котором они заключаются, направлены на регулирование именно трудовых отношений в рамках отрасли (группы отраслей). Их заключение распространено в основном на федеральном уровне и получает в настоящий момент развитие на уровне субъектов РФ и муниципальных образований.

5. Иные соглашения могут заключаться по отдельным направлениям регулирования социально-трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, на любом уровне социального партнерства, а их участниками могут быть любые представители сторон социального партнерства. Предметом данных соглашений является, как правило, один из вопросов регулирования социально-трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений. В качестве примера можно привести соглашения о координации действий представителей сторон социального партнерства при осуществлении приватизации государственных и муниципальных предприятий, при реструктуризации промышленных предприятий и т.п.

В рамках заседания Севастопольской региональной трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, состоявшегося 28 июля в доме Правительства, стороны социального партнёрства проанализировали результаты выполнения Регионального соглашения на 2019-2021 г. по итогам 2019 года.

Обобщённую информацию профсоюзной стороны представил председатель Союза «Севастопольское объединение организаций профсоюзов» Вадим Богачев.

Он, в частности, отметил, что в целом Региональное соглашение в 2019 году выполнялось всеми сторонами подписания.

«Всего Соглашение насчитывает 19 пунктов, по которым несет обязательства сторона «Профсоюзы» и 74 пункта, по которым предусмотрены обязательства сторон, в том числе стороны «Профсоюзы».

Охват коллективными договорами на предприятиях, в учреждениях и организациях, где действуют профсоюзы, традиционно высок:

Образование и наука – 99%

Культура — 82%;

Жизнеобеспечение – 80%;

Торговля – 73%;

Государственные учреждения – 70%

и т.д.

Это значительно выше чем в среднем по городу.

Более 1000 севастопольцев получили в прошлом году правовую помощь. От устной консультации по телефону до представительства интересов в суде. Подготовлены десятки процессуальных документов. Это важная составляющая профсоюзной деятельности. Здесь мы тоже взятые обязательства выполняем.

Отмечу, что городскими профсоюзными организациями была активизирована информационная работа. В значительно большем объёме стало вестись информирование о деятельности как всей трёхсторонней комиссии так и профсоюзной стороны в частности. Помогают нам в этом наши интернет ресурсы, страницы и группы в социальных сетях, мессенджеры. Практически все руководители городских организаций профсоюзов хотя бы раз в 2019 году приняли участие в эфирах на местном телевидении и интернет площадках.

Благодаря организационным мероприятиям Союза «Севастопольское объединение организаций профсоюзов» в 2019 году по самым разным вопросам было обучено более 700 человек. Активную работу провели городские организации профсоюзов образования и науки, жизнеобеспечения, государственных учреждений, культуры, торговли и др. Стоит сказать отдельные слова благодарности Государственной инспекции труда, Департаменту труда и социальной защиты, Управлению Пенсионного Фонда России в г.Севастополе, Севастопольскому Региональному отделению Фонда социального страхования РФ которые приняли самое активное участие в организуемых мероприятиях.

Важно отметить, что наличие соответствующего пункта в Региональном соглашении, работа в рамках трёхсторонней комиссии, позволила нам добиться внесения в закон о детском оздоровлении дополнительной меры соцподдержки в виде частичной компенсации стоимости путёвки. Профсоюзы давно этого добивались. Это очень серьёзный и важный шаг для города Севастополя, для детского оздоровления, для поддержки работающих. Крайне важно утвердить механизм такой поддержки и ввести ее уже в этом году.

Значительное внимание было уделено вопросам охраны труда.

В профсоюзах продолжает функционировать собственная Инспекция. Всего на текущий период в городе 357 уполномоченных по охране труда и ответственных за охрану труда от профсоюзов.

В общей сложности в 2019 году на семинарских занятиях по охране труда обучено 456 человек профсоюзного актива, уполномоченных по охране труда и ответственных за охрану труда от профсоюзов.

Главный технический инспектор труда приняла участие в 7 совместных проверках и в 34 комиссиях по расследованию несчастных случаев, еще в 9 приняли участие внештатные технические инспекторы отраслевых горкомов профсоюзов, в том числе руководители городских профорганизаций.

В городе действует программа «Профсоюзный дисконт», в рамках которой партнёры предоставили для членов профсоюзов скидки на различные товары и услуги, в том числе на оздоровление, которому традиционно уделяется очень серьёзное внимание. Тысячи севастопольцев получили возможность оздоровления за средства профсоюзов или с их участием.

Кстати, крайне важными в условиях пандемии оказались нормы Регионального соглашения, предусматривающие ограничение массовых высвобождений. Во многом благодаря этому, в отдельных случаях после консультаций с инспекцией труда, удалось не допустить негативной динамики. Все профсоюзы города сработали эффективно. Не было превышений допустимого предела и в 2019 году.

Говоря о наших совместных пунктах, к сожалению, необходимо констатировать, что проблемным остается вопрос контроля за реализацией в городе Севастополе ст.134 Трудового кодекса РФ и п.п. 3.17-3.18 Севастопольского регионального трехстороннего соглашения на 2019-2021 годы в части установления порядка и проведения индексации заработной платы.

Сложность вопроса заключается в том, что действующим законодательством не предусмотрен порядок индексации заработной платы, однако, содержится указание на обязательность ее проведения.

Профсоюзная сторона продолжает настаивать на установлении единого рекомендуемого критерия проведения индексации.

Необходимо также сделать всё возможное для нахождения компромисса в вопросе установления размера минимальной заработной платы. К сожалению, размер предлагаемый профсоюзами поддержала только сторона правительства. Мы очень рассчитываем на догововороспособность наших работодателей — подчеркнул Вадим Богачев.

Вице-губернатор Александр Кулагин отметил, что среднемесячная заработная плата всех работников государственных учреждений социальной сферы выросла по сравнению с 2018 годом на 8,5 %.

Кроме того, по его словам, действенные меры, принятые Правительством Севастополя в течение 2019 года во взаимодействии с Госинспекцией труда и прокуратурой города Севастополя позволили погасить долги по оплате труда в организациях всех форм собственности города на общую сумму более 90 млн. рублей перед 2056 работниками на 9 предприятиях города.

От имени Стороны Правительства он поблагодарил социальных партнеров за активную позицию, и инициативы, а также выразил уверенность, что достигнутые Соглашения и решения Севастопольской региональной трехсторонней комиссии будут и далее выполняться.

Исполнительный директор Союза «Региональное объединение работодателей Севастопольский союз промышленников и предпринимателей» Оксана Шинкаренко рассказала об итогах работы стороны работодателей за год и исполнении соответствующих пунктов Соглашения, заверив в готовности работодателей к переговорам по самому широкому спектру вопросов, в том числе по вопросу минимальной заработной платы.

О ходе летней детской оздоровительной кампании 2020 года и механизме компенсации части стоимости детской путевки с докладом выступила начальник административно-организационного управления Департамента образования и науки города Севастополя Елена Миргород.

Она подчеркнула, что работа детских оздоровительных лагерей, расположенных на территории города Севастополя, организована с учетом проведения дополнительных мероприятий в соответствии с требованиями и Рекомендациями по организации работы организаций отдыха детей и их оздоровления в условиях сохранения рисков распространения COVID-19, утвержденными Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Главными целями летней оздоровительной кампании 2020 года на сегодня остаются: качественное предоставление услуг, соблюдение рекомендаций Роспотребнадзора в условиях сохранения рисков распространения COVID-19 и обеспечение безопасного отдыха детей.

Представители профсоюзной стороны обратили внимание на необходимость в максимально короткие сроки согласовать Порядок предоставления компенсации, чтобы реализовать его уже в этом году.

В ходе заседания были также рассмотрены вопросы об осуществлении работодателями города мероприятий по формированию и ведению сведений о трудовой деятельности работников в электронном виде, о возможности оздоровления работающих города Севастополя в ГУП «Пансионаты Севастополя» с предоставлением скидки для профсоюзных организаций, а также о возможности увеличения окладов работникам по общеотраслевым должностям служащих и профессиям рабочих.

О решениях по проведению общегородских конкурсов мы уже писали ранее.

По итогам заседания Стороны подтвердили готовность к дальнейшему развитию сотрудничества в рамках социального партнерства.

03 августа был согласован итоговый протокол заседания

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *