Отчетность по прекурсорам

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Главное управление по контролю за оборотом наркотиков

Руководство по соблюдению обязательных требований, выполнение которых оценивается в ходе проведения мероприятий при осуществлении государственного контроля в сфере деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ

1. Введение

Настоящее руководство разработано в соответствии с пунктом 8.2.1 Методических рекомендаций по подготовке и проведению профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушения обязательных требований, утвержденных протоколом от 20 января 2017 г. № 1 заседания подкомиссии по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти при Правительственной комиссии по проведению административной реформы в целях оказания юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям информационно-методической поддержки в вопросах соблюдения обязательных требований, выполнение которых оценивается в ходе проведения мероприятий при осуществлении государственного контроля в сфере деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ.

Обязательные требования установлены в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность, связанную с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в таблицы II и III списка IV Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации3, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. № 6814.

Государственный контроль (надзор) в сфере деятельности, связанной с оборотом прекурсоров5, осуществляется посредством организации и проведения должностными лицами плановых и внеплановых документарных и выездных проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Предметом государственного контроля является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации обязательных требований:

  • о предоставлении отчетности о деятельности, связанной с оборотом прекурсоров;
  • обеспечения безопасности деятельности, связанной с оборотом прекурсоров, и исключению доступа к ним посторонних лиц;
  • о соблюдении правил производства, переработки, хранения, реализации, приобретения, использования, перевозки и уничтожения прекурсоров;
  • ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, при которых изменяется количество прекурсоров, а также документов, подтверждающих совершение операции, или их копий;
  • соответствия сведений, содержащихся в уведомлениях юридических лиц, индивидуальных предпринимателей о планируемом объеме производства прекурсоров, планируемом объеме переработки прекурсоров, объеме переработанных прекурсоров;
  • соответствия сведений о фактическом количестве ввезенных в Российскую Федерацию и вывезенных из Российской Федерации прекурсоров.

2. Основные нормативные правовые акты в сфере контроля за оборотом прекурсоров, содержащие обязательные требования

Основным нормативным правовым актом Российской Федерации в сфере контроля за оборотом прекурсоров, содержащим обязательные требования, является Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах».

В целях реализации Федерального закона № 3-ФЗ разработаны постановления Правительства Российской Федерации:

  • от 9 июня 2010 г. № 419 «О представлении сведений о деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, и регистрации операций, связанных с их оборотом»2;
  • от 18 августа 2010 г. № 640 «Об утверждении Правил производства, переработки, хранения, реализации, приобретения, использования, перевозки и уничтожения прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ»3;
  • от 21 марта 2011 г. № 181 «О порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров».

Перечень актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий при осуществлении государственного контроля в сфере деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, размещен на официальном сайте МВД России.

Нормативные правовые акты размещены на «Официальном интернет-портале правовой информации», а также в информационно-справочных системах «Консультант» и «Гарант» в сети «Интернет».

3. Обязательные требования

3.1. Предоставление отчетности о деятельности, связанной с оборотом прекурсоров

В соответствии с Правилами предоставления отчетности о деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации № 419 (далее – Правила предоставления отчетности), юридические лица, индивидуальные предприниматели направляют отчеты почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо доставляют нарочным в территориальные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации по месту нахождения юридического лица или по месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя, в установленные Правилами предоставления отчетности сроки и по утвержденной форме. В случае направления отчета почтовым отправлением датой предоставления отчетности считается дата отправки, а в случае доставления нарочным – дата вручения должностному лицу.

Для надлежащего сопоставления информации, содержащейся в отчетах, важно обеспечить представление всех данных в стандартной форме. Форма отчетов предусматривает в качестве единиц измерения представляемых сведений – килограммы.

3.2. Ведение и хранение специальных журналов регистрации операций

В соответствии с Правилами ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации № 419 (далее – Правила ведения журналов), юридические лица (их структурные подразделения), индивидуальные предприниматели, осуществляющие любые виды деятельности, связанные с оборотом прекурсоров, обязаны вести специальные журналы регистрации операций с ними.

Журналы должны быть сброшюрованы, пронумерованы, заверены подписью руководителя юридического лица или индивидуального предпринимателя и скреплены печатью юридического лица, индивидуального предпринимателя (при наличии печати).

Регистрация операций ведется по каждому наименованию прекурсора на отдельном развернутом листе журнала или в отдельном журнале.

Руководитель юридического лица или индивидуальный предприниматель назначает лиц, ответственных за ведение и хранение журналов, которые производят записи в журналах шариковой ручкой (чернилами) в хронологическом порядке непосредственно после каждой операции (по каждому наименованию прекурсора) на основании документов, подтверждающих совершение операции.

В журналах указываются как наименования прекурсоров в соответствии со списком IV Перечня, так и иные их наименования, под которыми они получены юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.

Нумерация записей в журналах по каждому наименованию прекурсора осуществляется в пределах календарного года в порядке возрастания номеров.

Нумерация записей в новых журналах начинается с номера, следующего за последним номером в заполненных журналах. Не использованные в текущем календарном году страницы журналов прочеркиваются и не используются в следующем календарном году.

Документы, подтверждающие совершение операции, или их копии, заверенные в установленном порядке, подшиваются в отдельную папку, которая хранится вместе с соответствующим журналом.

В случае реализации физическому лицу прекурсоров, внесенных в таблицу II списка IV Перечня, копия документа, удостоверяющего его личность, подшивается в отдельную папку, которая хранится вместе с соответствующим журналом.

3.3. Соблюдение правил производства, переработки, хранения, реализации, приобретения, использования, перевозки и уничтожения прекурсоров

Правила производства, переработки, хранения, реализации, приобретения, использования, перевозки и уничтожения прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ утверждены постановлением Правительства Российской Федерации № 640 (далее – Правила) и содержат требования, соблюдение которых обязательно для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность, связанную с оборотом прекурсоров, внесенных в таблицу II списка IV Перечня.

В соответствии с Правилами юридические лица и индивидуальные предприниматели могут хранить и использовать прекурсоры в количестве, не превышающем их производственных нужд.

Порядок определения производственных нужд юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые используют при осуществлении собственного производства продукции прекурсоры таблицы II списка IV Перечня, утвержден приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 28 июля 2010 г. № 638, в соответствии с которым производственные нужды определяются с учетом производственной программы, на основании производственной и технологической документации при условии, когда производство продукции осуществляется при полной загрузке производственных мощностей.

Производство включает в себя технологический регламент, то есть нормативный документ, устанавливающий методы производства, технологические нормативы, технические средства, условия и порядок проведения технологического процесса в производстве, а также устанавливающий безопасность ведения работ и достижение оптимальных технико-экономических показателей конкретного производства. Промышленный регламент – технологический документ действующего серийного производства.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели при приобретении прекурсоров для производственных нужд в течение 10 дней после приобретения прекурсоров уведомляют территориальные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации о количестве приобретенных прекурсоров.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство прекурсоров, ежегодно, не позднее 15 октября, уведомляют территориальные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации о планируемом объеме производства прекурсоров на очередной год.

При осуществлении деятельности, связанной с переработкой прекурсоров, в территориальные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации представляются следующие сведения:

  • ежегодно, не позднее 15 октября, – уведомление о планируемом объеме переработки прекурсоров на очередной год;
  • в течение 30 дней с даты осуществления переработки – уведомление об объеме переработанных прекурсоров.

Хранение прекурсоров осуществляется в металлическом шкафу (сейфе) или изолированном помещении, которые после окончания рабочего дня запираются на ключ и опечатываются (опломбировываются).

При невозможности хранить прекурсоры в помещении их хранение осуществляется в расположенных на охраняемых территориях емкостях (цистернах, резервуарах, бочках и другой транспортной таре), которые после окончания рабочего дня опечатываются (опломбировываются).

Руководителем юридического лица или индивидуальным предпринимателем назначаются лица, ответственные за хранение прекурсоров, устанавливается порядок хранения ключей от помещений, а также печатей (пломбировочных устройств).

3.4. Соответствие сведений о фактическом количестве ввезенных в Российскую Федерацию и вывезенных из Российской Федерации прекурсоров

Ввоз (вывоз) прекурсоров, внесенных в таблицы II и III списка IV Перечня, осуществляется только юридическими лицами, независимо от их организационно-правовой формы.

Для осуществления ввоза (вывоза) прекурсоров юридическим лицом должно быть получено разрешение МВД России на право ввоза (вывоза) наркотических средств, психотропных веществ или прекурсоров, а в случае осуществления внешнеторговой деятельности с государствами, не являющимися членами Евразийского экономического союза, еще и разовая лицензия Министерства промышленности и торговли Российской Федерации.

Юридические лица, осуществляющие ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации прекурсоров, представляют в Министерство внутренних дел Российской Федерации:

в соответствии с пунктом 25 Положения о ввозе в Российскую Федерацию и вывозе из Российской Федерации наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров при осуществлении внешнеторговой деятельности с государствами, не являющимися членами Евразийского экономического союза, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации № 181, в течение 15 дней со дня истечения срока действия разовой лицензии Министерства промышленности и торговли Российской Федерации копию справки об исполнении лицензии, выдаваемой таможенными органами:

в соответствии с пунктом 21 Положения о ввозе в Российскую Федерацию и вывозе из Российской Федерации наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров при осуществлении внешнеторговой деятельности с государствами – членами Евразийского экономического союза, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации № 181 и статьей 8 Соглашения о порядке перемещения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров по таможенной территории Таможенного союза, принятым Решением Высшего Евразийского экономического совета 24 октября 2013 г. № 51 юридические лица не позднее 10 рабочих дней со дня окончания срока действия разрешения на право ввоза (вывоза) направляют сведения о количестве ввезенных (вывезенных) прекурсоров.

4. Ответственность за нарушения обязательных требований в сфере контроля за оборотом прекурсоров

За нарушения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями перечисленных в настоящем руководстве Правил виновные лица могут быть привлечены к административной ответственности по статье 6.16 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации. В случаях, если нарушения Правил привели к утрате прекурсоров, виновные лица могут быть привлечены к уголовной ответственности, предусмотренной статьей 228.2 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Кроме того, должностные лица органов внутренних дел Российской Федерации наделены правом выдавать юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований.

Неисполнение предписания в установленный срок влечет ответственность, предусмотренную частью 1 статьи 19.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

Отчетность, связанная с деятельностью по обороту наркотических средств и психотропных веществ

Отчетность, связанная с деятельностью по обороту наркотических средств и психотропных веществ (далее — НС и ПВ) является одной из важных мер государственного контроля. Также соблюдение требований по предоставлению отчетов в сфере оборота НС и ПВ является одним из лицензионных требований. Несоблюдение данного требования является нарушением лицензионных требований и может повлечь ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Предоставление отчетов по обороту НС и ПВ регламентируется Федеральным законом от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (далее — Закон о НС и ПВ), Постановлением Правительства РФ от 04.11.2006 № 644 «О порядке представления сведений о деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ» (далее — Правила предоставления отчетов).

Правилами предоставления отчетов в соответствии со статьей 37 Закона о НС и ПВ установлен порядок представления отчетов о деятельности, связанной с оборотом НС и ПВ, включенных в перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. № 681.

Необходимо отметить, что представление годовых отчетов осуществляют юридические лица, а не структурные подразделения, которые юридическими лицами не являются. Это требование определено ст. 37 Закона о НС и ПВ. Поэтому требования некоторых территориальных органов МВД России в части предоставления сведений не только юридическими лицами, но и их структурными подразделениями, неправомерны (Письмо Минздравсоцразвития России от 20.12.2006 № 6811-ВС «О разъяснении положений Постановления Правительства Российской Федерации от 04.11.2006 № 644 «О порядке представления сведений о деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров»).

Отчет о производстве, отпуске и реализации наркотических средств и психотропных веществ

Организации, осуществляющие в установленном порядке производство, отпуск и реализацию НС и ПВ, представляют в Министерство промышленности и торговли РФ по форме согласно приложению № 1 (форма № 1-П) к Правилам предоставления отчетов:

  1. квартальные отчеты о количестве произведенных НС и ПВ — не позднее 15 мая, 15 августа, 15 ноября, 15 февраля года;
  2. годовой отчет о количестве произведенных, отпущенных и реализованных НС и ПВ, сведения об их запасах по состоянию на 31 декабря отчетного года и о плане их производства на год, следующий за текущим годом, — ежегодно, не позднее 15 февраля (под текущим следует понимать год, в который представляется отчетность).

Копии отчетов направляются в указанные сроки в Министерство внутренних дел Российской Федерации.

Организации, осуществляющие в установленном порядке изготовление, отпуск и реализацию НС и ПВ, за исключением аптечных организаций, медицинских организаций, имеющих аптечные организации, медицинских организаций, расположенных в сельских населенных пунктах и удаленных от населенных пунктов местностях, в которых отсутствуют аптечные организации, и медицинских организаций, имеющих обособленные подразделения, расположенные в сельских и удаленных населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, представляют в Министерство промышленности и торговли РФ по форме согласно приложению № 2 (форма № 1-И) к Правилам предоставления отчетов:

  1. квартальные отчеты о количестве изготовленных НС и ПВ — не позднее 15 мая, 15 августа, 15 ноября, 15 февраля года;
  2. годовой отчет о количестве изготовленных, отпущенных и реализованных НС и ПВ, сведения об их запасах по состоянию на 31 декабря отчетного года и о плане их изготовления на год, следующий за текущим годом, — ежегодно, не позднее 15 февраля.

Копии отчетов направляются в указанные сроки в Министерство внутренних дел Российской Федерации..

Необходимо отметить, что в вышеназванных случаях, к годовым отчетам прилагаются сведения о количестве уничтоженных в установленном порядке НС и ПВ. Сведения предоставляются в произвольной форме в виде приложения к утвержденным формам предоставления отчетности и должны содержать наименование и количество уничтоженного НС и ПВ в перерасчете на граммы.

Отчет об отпуске и реализации наркотических средств и психотропных веществ через организации оптовой торговли

Организации, осуществляющие в установленном порядке отпуск и реализацию НС и ПВ через организации оптовой торговли, представляют ежегодно, не позднее 15 февраля, в Министерство промышленности и торговли РФ по форме согласно приложению № 4 к Правилам предоставления отчетов:

  1. годовой отчет о количестве отпущенных и реализованных наркотических средств и психотропных веществ. К годовому отчету прилагаются сведения о количестве уничтоженных в установленном порядке НС и НВ (форма № 1-ОР);
  2. сведения о запасах НС и ПВ по состоянию на 31 декабря отчетного года и о планируемом объеме их отпуска и реализации на год, следующий за текущим годом.

Копии отчетов направляются в указанные сроки в соответствующие территориальные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Подпишитесь на нас Подпишись на рассылку и получай первым самую свежую и актуальную информацию от Факультета Медицинского Права. Отправляя заявку, вы соглашаетесь с условиями обработки и использования персональных данных.

Деятельность связанная с оборотом прекурсоров наркотических средств

Представление сведений о деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, и регистрации операций, связанных с их оборотом, регламентируется Постановлением Правительства Р Ф от 09.06.2010 № 419, которым утверждены Правила представления отчетов о деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ и Правила ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ.

Из анализа положений п. 2 Правил предоставления отчетов следует, что отчеты по обороту прекурсоров, включенных в таблицу III списка IV, обязаны предоставлять только юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие в установленном порядке производство указанных прекурсоров.

Учитывая, что завод их не производит, а использует в производстве, отчеты об использовании «метилэтилкетон» направлять в территориальные органы Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков он не обязан.

Вопросы лицензирования внешнеторговых операций с прекурсорами регламентируется ст.28 № 3-ФЗ.

Согласно п. 4. Постановление Правительства Р Ф от 18.08.2010 № 640 юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность, связанную с производством, переработкой, хранением, реализацией, приобретением, использованием, перевозкой и уничтожением прекурсоров, принимают меры для обеспечения безопасности такой деятельности и исключения доступа к прекурсорам посторонних лиц. Какие именно меры должны принимать юр. лица, использующие прекурсоры, в нормативных актах не указано.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

1.Федеральный закон от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»

«Статья 30. Общие положения о контроле за оборотом прекурсоров, внесенных в Список IV

4. К мерам контроля за оборотом прекурсоров, внесенных в Таблицу III Списка IV, относятся:

установление требований об отчетности о деятельности, связанной с оборотом прекурсоров;

лицензирование внешнеторговых операций с прекурсорами;

установление требований по обеспечению безопасности деятельности, связанной с оборотом прекурсоров, и исключению доступа к ним посторонних лиц;

регистрация в специальных журналах любых операций с прекурсорами.

Статья 28. Особенности ввоза (вывоза)

2. Ввоз (вывоз) психотропных веществ, внесенных в Список III, а также ввоз (вывоз) прекурсоров, внесенных в Таблицу II и Таблицу III Списка IV, осуществляется юридическими лицами независимо от их форм собственности в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, при наличии лицензии на право ввоза (вывоза) наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, выдаваемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование внешнеторговой деятельности, в соответствии с Федеральным законом «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.

3. Для получения лицензии на право ввоза (вывоза) наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров юридическими лицами должны быть получены сертификат на право ввоза (вывоза) наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров (если они являются лекарственными средствами) и разрешение на право ввоза (вывоза) наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, выдаваемые уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Указанные сертификат и разрешение не могут быть переданы другому юридическому лицу.

Индивидуальные предприниматели не вправе осуществлять деятельность по ввозу (вывозу) наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.

Разрешается осуществлять ввоз (вывоз) отдельных прекурсоров, внесенных в Таблицу III Списка IV, без оформления лицензии в размерах и в сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Перечень прекурсоров, ввоз (вывоз) которых допускается без оформления лицензии, устанавливается Правительством Российской Федерации.»

2.Постановление Правительства Р Ф от 09.06.2010 № 419 «О представлении сведений о деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, и регистрации операций, связанных с их оборотом» (вместе с «Правилами представления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отчетов о деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ», «Правилами ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ»)

«2. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие в установленном порядке производство прекурсоров, внесенных в список IV перечня, а также реализацию и использование прекурсоров, внесенных в таблицы I и II списка IV перечня*, направляют почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо доставляют нарочным в территориальные органы Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по месту нахождения юридического лица или по месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя:

а) квартальные отчеты о количестве каждого произведенного прекурсора, внесенного в список IV перечня, — не позднее 20 апреля, 20 июля, 20 октября и 20 января года по форме согласно приложению № 1;

б) отчет о деятельности за истекший календарный год (далее — годовой отчет) о количестве каждого произведенного прекурсора, внесенного в список IV перечня, — ежегодно, не позднее 20 февраля, по форме согласно приложению № 2;

в) годовой отчет о количестве каждого реализованного прекурсора, внесенного в таблицы I и II списка IV перечня, — ежегодно, не позднее 20 февраля, по форме согласно приложению № 3;

г) годовой отчет о количестве каждого использованного прекурсора, внесенного в таблицы I и II списка IV перечня, — ежегодно, не позднее 20 февраля, по форме согласно приложению № 4.»

3.Постановление Правительства Р Ф от 18.08.2010 № 640 «Об утверждении Правил производства, переработки, хранения, реализации, приобретения, использования, перевозки и уничтожения прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ»

«4. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность, связанную с производством, переработкой, хранением, реализацией, приобретением, использованием, перевозкой и уничтожением прекурсоров, принимают меры для обеспечения безопасности такой деятельности и исключения доступа к прекурсорам посторонних лиц.»

Ежегодное подтверждение остатков наркотических средств в аптеке

М. Р. Зарипова

Журнал «Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение» № 11/2015

Владельцы лицензий на виды деятельности, связанные с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, обязаны ежемесячно проводить инвентаризацию названных наркотических средств и веществ, находящихся в распоряжении указанных лиц, и составлять баланс данных товарно- материальных ценностей. Рассмотрим порядок проведения инвентаризации и представления отчетности по специфической группе лекарственных препаратов.

Нормы ст. 37, 38 Федерального закона № 3-ФЗ обязывают владельцев лицензий на виды деятельности, связанные с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, ежемесячно проводить инвентаризацию названных наркотических средств и веществ, находящихся в распоряжении указанных лиц, и составлять баланс данных товарно-материальных ценностей. Рассмотрим порядок проведения инвентаризации и представление отчетности по специфической группе лекарственных препаратов.

Деятельность, связанная с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, регулируется Федеральным законом № 3-ФЗ. В силу названного закона владельцы лицензий на виды деятельности, связанные с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров обязаны:

  • ежемесячно проводить инвентаризацию данных специфических лекарственных средств;
  • представлять отчетность по тем из них, которые внесены в Перечень № 681. Формы и сроки по представлению данной отчетности утверждены Правительством РФ.

Как проводить инвентаризацию?

Разъяснения по вопросам проведения инвентаризации наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров приведены в Письме Минздравсоцразвития РФ от 20.12.2006 № 6811-ВС. В нем чиновники министерства отмечают, что юридические лица (и их структурные подразделения при наличии отдельного баланса товарно-материальных ценностей) должны проводить инвентаризацию наркотических средств и психотропных веществ ежемесячно в соответствии с требованиями:

  • статьи 38 Федерального закона № 3-ФЗ,
  • Методических указаний № 49;
  • Постановления Госкомстата РФ № 88 (в силу ст. 9 Федерального закона № 402-ФЗ формы Госкомстата являются в настоящее время рекомендательными и не носят обязательного характера);
  • Приказа Минздрава СССР № 14.

В первую очередь нужно обратить внимание на наличие полного состава инвентаризационной комиссии. Отсутствие хотя бы одного лица из ее состава при проведении контрольного мероприятия служит основанием признать результаты инвентаризации недействительными (п. 2.3 Методических указаний № 49).

К сведению:

Заметим, что данное требование распространяется и на инвентаризации, которые проводятся ежемесячно.

Следует учитывать, что в соответствии с п. 33 приложения 5 к Приказу Минздрава СССР № 523 при инвентаризации наркотических лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету, должна составляться отдельная инвентаризационная опись с выведением остатков наркотических средств и психотропных веществ в суммовом выражении.

В случае выявления отклонений при снятии фактических остатков указанных лекарственных средств от учетных данных управляющий аптекой (заведующий аптечным пунктом) обязан в трехдневный срок письменно поставить об этом в известность вышестоящую организацию, которая, в свою очередь, в десятидневный срок должна провести должностное расследование.

Обратите внимание:

Пунктом 6 ст. 59 Федерального закона № 3-ФЗ установлено, что материальная ответственность за ущерб, причиненный юридическому лицу, возлагается на его работника, если неисполнение или ненадлежащее исполнение им трудовых обязанностей повлекло хищение либо недостачу наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров. Указанный работник в соответствии с законодательством РФ о труде несет материальную ответственность в стократном размере прямого действительного ущерба, причиненного юридическому лицу.

После проведения инвентаризации в силу приведенных в Письме Минздравсоцразвития РФ № 6811-ВС разъяснений в журнале регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, должна быть проставлена отметка о проведенной инвентаризации (дата инвентаризации, номер сличительной ведомости или инвентаризационной описи).

Какие формы отчетности следует представить?

Как уже было отмечено выше, на основании ст. 37 Федерального закона № 3-ФЗ юридические лица, осуществляющие деятельность, связанную с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, внесенных в Перечень № 681, должны представить:

Аптеки, изготавливающие лекарственные средства, содержащие наркотические средства и психотропные вещества, осуществляющие их отпуск и реализацию, ежегодно не позднее 15.02.2016 представляют в соответствующие территориальные органы ФСКН (п. 6 Правил № 644):

  • годовой отчет о количестве изготовленных, отпущенных и реализованных наркотических средств и психотропных веществ;
  • сведения о запасах наркотических средств и психотропных веществ по состоянию на 31 декабря отчетного года.

Форма отчета приведена в приложении 6 к Правилам № 644.

Аналогичные требования распространяются на юридических лиц, использующих в установленном порядке наркотические средства и психотропные вещества в медицинских, ветеринарных, научных и учебных целях, при проведении экспертиз с их использованием или для их идентификации. Форма отчета для них приведена в приложении 7 к Правилам № 644.

При заполнении отчетной формы по наркотическим средствам и психотропным веществам следует учитывать, что в силу п. 2 Правил № 644 количество и запасы наркотических средств и психотропных веществ указываются в отчетах в пересчете на действующее наркотическое средство и психотропное вещество.

Обратиет внимание:

Годовые отчеты представляют юридические лица, а не структурные подразделения, не являющиеся юридическими лицами. Это определено ст. 37 Федерального закона № 3-ФЗ. Следовательно, требования некоторых территориальных органов ФСКН в части предоставления сведений не только юридическими лицами, но и их структурными подразделениями неправомерны (Письмо Минздравсоцразвития РФ от 17.11.2006 № 6036-ВС).

В случае реорганизации или ликвидации юридического лица отчеты о его деятельности за период, не вошедший в последние представленные до дня реорганизации или ликвидации отчеты (включая сведения о запасах на день реорганизации или ликвидации), представляются в такем порядке (п. 15 Правил № 644):

  • при реорганизации – юридическим лицом либо его правопреемником (правопреемниками) в соответствии с передаточным актом или разделительным балансом;
  • при ликвидации – юридическим лицом либо ликвидационной комиссией не позднее дня, следующего за днем исключения его из ЕГРЮЛ.

Что касается представления отчетности по прекурсорам, отметим вот что. В соответствии с п. 2 Правил № 419 аптеки, осуществляющие реализацию прекурсоров, внесенных в таблицы I и II Перечня № 681, подают в территориальные органы ФСКН ежегодно не позднее 20.02.2016 годовой отчет о количестве каждого реализованного прекурсора. Форма отчета приведена в приложении 3 к данному документу.

В случае реорганизации или ликвидации юридического лица, а также прекращения деятельности индивидуального предпринимателя отчеты о деятельности за период, следующий после представления последнего квартального (годового) отчета до дня завершения реорганизации, ликвидации либо до дня прекращения деятельности, представляются (п. 4 Правил № 419):

  • при реорганизации – юридическим лицом не позднее дня, предшествующего дню завершения реорганизации;
  • при ликвидации – юридическим лицом не позднее дня, предшествующего дню исключения юридического лица из ЕГРЮЛ;
  • при прекращении деятельности – физическим лицом не позднее дня, предшествующего дню исключения его как индивидуального предпринимателя из ЕГРИП.

Пример:

Аптекой был реализован перманганат калия – порошок для приготовления раствора для местного и наружного применения (фасовка – пакеты по 5 г). Продано 100 пакетов. Всего за отчетный период реализовано 500 г калия перманганата калия (5 г x 100 шт.). Остаток вещества – два пакета (10 г).

Годовой отчет будет заполнен следующим образом

* * *

В заключение отметим, что в соответствии с ч. 2 ст. 6.16 КоАП РФ непредставление, несвоевременное представление, представление в неполном объеме или в искаженном виде отчетности о деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ, включенных в таблицу II списка IV Перечня № 681, влекут:

  • либо наложение на юридических лиц административного штрафа в размере от 100 000 до 200 000 руб. с конфискацией прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ или без таковой;
  • либо административное приостановление их деятельности на срок до 90 суток с конфискацией прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ или без таковой.

Аналогичные деяния в отношении наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, включенных в список I и таблицу I списка IV Перечня № 681, влекут (ч. 1 ст. 6.16 КоАП РФ):

  • либо наложение на юридических лиц административного штрафа в размере от 200 000 до 400 000 руб. с конфискацией наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров или без таковой;
  • либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток с конфискацией наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров или без таковой.

Федеральный закон от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах».

Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.1998 № 681.

Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утв. Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49.

Постановление Госкомстата РФ от 18.08.1998 № 88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации».

Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Приказ Минздрава СССР от 08.01.1988 № 14 «Об утверждении специализированных (внутриведомственных) форм первичного бухгалтерского учета для хозрасчетных аптечных учреждений».

Приказ Минздрава СССР от 03.07.1968 № 523 «О порядке хранения, учета, прописывания, отпуска и применения ядовитых, наркотических и сильнодействующих лекарственных средств».

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

К. Рахманов, аудитор РК, СIPA

В КАКОЙ ОРГАН ПОДАЕТСЯ ОТЧЕТ ПО ПРЕКУРСОРАМ?

В какой орган сдавать отчет по прекурсорам, и в какие сроки?

Ранее Отчет об обороте наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, подлежащих строгому контролю предоставлялся ежеквартально в Комитет по борьбе с наркобизнесом и контролю за оборотом наркотиков Министерства внутренних дел Республики Казахстан. Данная отчетность подавалась согласно Постановлению Правительства Республики Казахстан от 10 ноября 2000 года № 1693. Об утверждении Правил осуществления государственного контроля над оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров в Республике Казахстан.

В настоящее время данный нормативный акт отменен. Действует Постановление Правительства Республики Казахстан от 12 декабря 2014 года № 1315. Приказ Генерального Прокурора Республики Казахстан от 1 октября 2014 года № 101 Об утверждении формы статистического отчета «О правонарушениях, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных и ядовитых веществ, прекурсоров, их аналогов и вещественных доказательствах по уголовным делам» и Инструкции по его составлению.

В данных нормативных актах предоставление отчетности организациями, имеющими лицензии на данный вид деятельности и осуществляющими оборот по прекурсорам, не предусмотрено. Поэтому в настоящее время статистическая отчетность по прекурсорам не предоставляется.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *