Отчет об эффективности деятельности

Итогом изучения данной главы является приобретение навыков владения аналитическими методами оценки эффективности коммерческой деятельности на предприятиях, критической оценки вариантов управленческих решений и способности разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий.

Понятие, экономическая сущность деловой активности

Главными критериями успешного бизнеса и его рыночной привлекательности являются результативность и эффективность. Понятие результативности складывается из нескольких важных составляющих и оценивается системой таких показателей, как деловая активность, прибыль, рентабельность.

Деловая активность — сравнительно новое понятие в отечественной учетно-аналитической литературе. Его появление связано с использованием широко известных в различных странах мира методик анализа финансовой отчетности на основе системы коэффициентов. В переводе с английского под словосочетанием «business activity» понимается характеристика группы коэффициентов, используемых в аналитических исследованиях. Такой подход к определению деловой активности нельзя назвать удачным, поскольку он не отражает весь спектр финансово-хозяйственной деятельности с точки зрения ее эффективности, одной из составляющей которой является деловая активность. В современной российской практике нет четкого определения деловой активности, а словари дают лишь общее представление как об экономической деятельности, связанной с организацией и развитием производства. В широком смысле под деловой активностью понимается рыночная самостоятельность и конкурентоспособность предприятия на различных рынках: продукции, труда, капитала. В контексте анализа финансово-хозяйственной деятельности этот термин понимается в более узком смысле — как текущая производственная и коммерческая деятельность предприятия, которая проявляется в динамизме развития, достижении поставленных целей, эффективном использовании экономического потенциала, расширении рынков сбыта продукции, и описывается количественными и качественными показателями.

Качественными критериями деловой активности являются широта рынков сбыта продукции, наличие экспортируемой продукции, репутация коммерческой организации как надежного, стабильного партнера, устойчивые и длительные связи с клиентами, контрагентами, а также активно работающий профессиональный менеджмент.

Количественные параметры деловой активности включают оценку степени выполнения плана по основным показателям, устойчивые темпы роста основной деятельности, эффективность использования ресурсов коммерческой организации.

Показатели деловой активности входят в систему рейтинговой оценки организации.

Цели, задачи анализа, показатели деловой активности, характеризующие экономический рост предприятия

Деловая активность — комплексная ретроспективная характеристика предпринимательской деятельности и оценка ее перспектив, а также эффективности использования всех имеющихся ресурсов — дает представление о качестве управления, степени гибкости рыночного маневрирования в условиях быстроменяющейся конъюнктуры.

Анализ деловой активности проводится с целью выявлении резервов повышения экономической эффективности предприятия в целом, интенсивности использования ресурсов, увеличения качественного уровня делового потенциала предприятия.

Задачи, решаемые в ходе анализа деловой активности, помогают, во-первых, дать объективную оценку качественному совершенствованию бизнеса, т.е. укреплению его репутации, рыночных позиций, профессионального и делового позиционирования; во-вторых, позволяют изучить динамику показателей деловой активности в причинно- следственном взаимодействии; в-третьих, способствуют разработке и обоснованию конкретных мероприятий по вовлечению в оборот выявленных резервов и увеличению результата от их использования.

Наиболее информативные аналитические выводы можно получить при сравнении темповых значений по основным оценочным показателям деятельности. Чем выше темпы экономического роста, тем более динамично развивается предприятие, тем более перспективно вложение дополнительного капитала в его деятельность.

В мировой практике деловую активность по темповым показателям принято оценивать исходя из так называемого золотого правила экономики:

где 7>/о(/>) — темп роста прибыли; ^р%(лг> — темп роста выручки от реализации; 7’Р%(А) — темп роста активов.

Рост масштабов деятельности невозможен без увеличения имущественного потенциала, т.е. активов предприятия. Если объем реализации растет более высокими темпами по сравнению с темпами роста активов, это говорит о более эффективном их использовании, повышении отдачи с каждого вложенного рубля в развитие бизнеса.

Если прибыль увеличивается опережающими темпами по сравнению с приростом реализованной продукции, это, как правило, указывает на относительное снижение издержек производства и обращения в результате оптимизации технологического процесса. Отклонения от рассмотренной идеальной зависимости не всегда следует рассматривать как негативные. Например, нарушение системы неравенств может быть вызвано дополнительными финансовыми вложениями в освоение новых перспективных направлений бизнеса, реконструкцией и модернизацией действующих производств, обновлением научно-технической базы и т.п. В этом случае прирост активов в периоды оживленного инвестирования средств, возможно, будет выше прироста выручки от реализации. Однако следует иметь в виду: такое отклонение допускается только в краткосрочном периоде, в противном случае это приведет к потребности в дополнительном финансировании производственной деятельности и росту себестоимости.

Для характеристики деловой активности акционерных компаний в учетно-аналитической практике помимо темповых показателей используют коэффициент устойчивости экономического роста, показывающий рост собственного капитала за счет результатов финансово-хозяйственной деятельности. Известно, что собственный капитал может увеличиваться за счет либо дополнительного выпуска акций, либо реинвестирования полученной прибыли. Роль разных источников в финансировании деятельности организации неодинакова и зависит от выбранной финансовой политики. Рост собственного капитала за счет дополнительной эмиссии акций — дорогостоящий процесс, нередко сопровождающийся спадом рыночной цены акций фирмы-эмитента. Как показал мировой опыт, большинство крупных промышленных компаний неохотно прибегают к выпуску дополнительных акций, предпочитая рассчитывать на собственные возможности — развитие производства, увеличение собственного капитала путем капитализации полученной прибыли.

Исследования показали, что в результате снижения рыночных котировок акций, объявленных к дополнительному выпуску, совокупные потери для 80% американских фирм доходили до 30%.

Коэффициент экономического роста (К») характеризует увеличение собственного капитала только за счет прибыли, полученной и направляемой на развитие производства. Он показывает, какими темпами в среднем увеличивается собственный капитал за счет финансово-хозяйственной деятельности, а не за счет привлечения дополнительного акционерного капитала при сложившихся соотношениях между различными источниками финансирования:

где Рч — чистая прибыль; ДВ — дивиденды, выплачиваемые акционерам; С К — собственный капитал.

Взаимосвязь коэффициента устойчивого экономического роста с показателями, которые дают оценку финансовой политике, эффективности использования задействованных ресурсов, может быть описана детерминированной факторной моделью. Моделирование помогает раскрыть взаимозависимость показателей, характеризующих различные стороны функционирования компании:

где Рк — капитализированная прибыль (чистая прибыль за минусов выплаченных дивидендов); Np — выручка от реализации; А — среднегодовая стоимость совокупных активов; ROSp4 — рентабельность оборота по чистой прибыли (отношение чистой прибыли к выручке); ЯА — коэффициент оборачиваемости капитала (отношение выручки к среднегодовой сумме капитала); МК — мультипликатор капитала (отношение среднегодовой стоимости капитала к собственному капиталу); dpK — доля отчислений чистой прибыли на развитие производства (отношение реинвестированной прибыли к сумме чистой прибыли).

Показатели «рентабельность оборота» и «коэффициент оборачиваемости капитала» являются индикаторами текущей операционной деятельности, характеризуют правильность выбранной ценовой политики, возможность расширения рынков сбыта, что приводит к увеличению объема продаж и прибыли предприятия, следовательно, к росту уровня рентабельности продаж и скорости оборота капитала.

Два других фактора (мультипликатор капитала и доля реинвестированной прибыли) свидетельствуют о стратегической направленности формирования капитала, оценивают активность предприятия по привлечению заемных средств (мультипликатор).

Нерациональные инвестиционные решения способны снизить положительный результат первых двух факторов, поэтому рассматривать их необходимо в сопоставлении, оценивая гибкость и оправданность реализуемой текущей операционной и финансовой политики.

Определить влияние факторов, входящих в модель, можно с помощью одного из способов детерминированного факторного анализа (табл. 13.1).

Рассмотренная экономико-математическая модель имеет огромное значение для оценки стратегии и тактики бизнеса, позволяет осознать логику действия основных факторов развития компании, количественно оценить их влияние, попять причинно-следственную связь, увидеть допущенные ошибки во взаимосвязи с другими аспектами проводимой политики, мобилизовать все ранее упущенные возможности для повышения эффективности производства.

Важнейший элемент IT-сервисов effie> — аналитические отчеты, где отображаются динамические данные о деятельности отдела продаж. Полученные на основании реальных данных, они дают возможность осознанно корректировать стратегию и увеличивать продажи за счет быстрого реагирования на внешние изменения.

Мы создали самые востребованные отчеты и тщательно продумали их логику, и каждый из них прошел полевое испытание в дистрибьюторских компаниях. Работая над ними, наши бизнес-аналитики подробно анализируют потребности наших клиентов и вопросы, на которые они хотят получить ответы.

Сделав несколько кликов мышкой, руководитель получает все актуальную информацию с полей, как например подробные данные о работе мобильных команд, которые доступны в отчете «Эффективность мобильных сотрудников». Он дает возможность контролировать дисциплину сотрудников и качество прохождения маршрутов каждым сотрудником.

С его помощью руководитель продаж получает информацию об эффективности работы мобильных сотрудников в целом. Руководитель торговой команды получает инструменты для оптимального построения и корректировки маршрутов, а также ежедневного анализа результатов работы подчиненных.

Отчет включает в себя следующие данные:

  • общее количество посещенных и не посещенных точек за определенный период каждым сотрудником торговой команды;
  • временные показатели работы: время работы в торговой точке, в пути, в общем на маршрутах;
  • эффективность прохождения маршрута, назначенного на сотрудника на определенный период;
  • статистику прохождения всех точек маршрута;
  • соответствие фактического времени визита в торговую точку;
  • начало и окончание рабочего дня мобильного сотрудника.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *