Особенности банкротства сельскохозяйственных организаций

Характеристика мероприятий финансового оздоровления предприятия

Финансовое оздоровление предполагает назначение Арбитражным судом административного управляющего. Характерно, что во время процедуры руководитель принимает участие в управление, но вводятся ограничения, например, для завершения сделок, которые отрицательно повлияют на имущество предприятия.

Срок финансового оздоровления охватывает время, необходимое для завершения сезона сельхозработ и реализации продукции, произведенной или переработанной на предприятии.

Финансовый план и составление графика задолженностей – обязанности управляющего. По результатам своей работы он должен предоставлять отчеты в Арбитражный суд. В отношении других должников график погашения задолженности не может быть изменен.

По законодательству, если в период финансового оздоровления на сельхозпредпритяии произошел регресс или спад в производстве из-за форс-мажорных обстоятельств (стихийные бедствия, эпизоотия), то срок процедуры может быть увеличен на год при условии, что график погашения задолженности претерпит изменения с учетом сложившихся обстоятельств.

Кредиторы должны на общем собрании должны быть ознакомлены с финансовым планом. Они также имеют право на своевременное получение своих средств согласно графику погашения задолженности. Полноту и своевременностью исполнения их требований обязан контролировать административный управляющий.

Скачать протокол ликвидации общественной организации можете в этой статье.

Что такое добровольная ликвидация кредитной организации? Подробности .

Конкурсное производство

Конкурсное производство вводится решением суда, если задачи внешнего управления не были решены. Процедура представляет собой совокупность мероприятий, проводимых арбитражным управляющим с целью формирования конкурсной массы и погашением ее средствами долгов кредиторам, бюджетным и внебюджетным фондам.

Для сельхозпредприятий законом определена особенность продажи имущества. Если имущество не было реализовано на торгах, то все имущество выставляется едины лотом. Это направлено на сохранение материальной базы предприятия, а не только внешней формы – базы.

Преимущественным правом на приобретение сельскохозяйственного комплекса имеют другие производители сельхозпродукции, которые владеют участками по соседству.

После продажи организация может продолжать производство сельхозпродукции, но уже в рамках другого юридического лица, так как конкурсное производство завершается отметкой в ЕГРЮЛ о ликвидации существовавшего предприятия.

Узнайте, какие вам понадобяться документы, которые нужно приложить к заявлению при решении о ликвидации фонда.

Образец решения о ликвидации ЗАО можно скачать .

Об особенностях ликвидации ОАО .

Мировое соглашение

Мировым признается соглашение, заключение между организацией и кредитором, о том, что имущественный спор улажен на конкретных условиях.

Особенности мирового соглашения:

  1. Оно может быть заключено на всех стадиях дела о банкротстве. Но главным условием является – отсутствия нарушений прав какой-либо из сторон.
  2. Оформляется в письменной форме. Документ подписывается лицом или представителем, которые уполномочены на заключение сделки. Полномочия должны подтверждаться доверенностью.
  3. Мировое соглашение заключается на условиях: рассрочки исполнения требований, исполнение обязательств третьими лицами, скидка на обязательства.
  4. Чтобы мировое соглашено приобрело юридическую силу, оно должно быть утверждено Арбитражный судом.
  5. Если мировое соглашение было принято во время процедур наблюдения и оздоровления, то арбитражный управляющий не принимает в нем участия. Конкурсное производство и внешнее управление предполагают его участие, так как он в это время является органом управления.

Банкротство для сельхозпредприятия — это дополнительные возможности для того, чтобы улучшить финансово-хозяйственную деятельность после временной дестабилизации.

А преимущественное право выкупа комплекса-должника представителями из этой же отрасли создает благоприятные условия для объединения с сохранением основной деятельности, что не создает ситуации с перепрофилированием предприятия.

Источник: http://1likvidaciya.ru/likvidacija-i-bankrotstvo/osobennosti-bankrotstva-selhozpredprijatij.html

Процедуры и особенности банкротства сельскохозяйственных коммерческих организаций

органом, уполномоченным собственником имущества должника — унитарного предприятия, принято решение об обращении в арбитражный суд с заявлением должника;
обращение взыскания на имущество должника существенно осложнит или сделает невозможной хозяйственную деятельность должника;
в иных предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях.
Должник обязан обратиться в арбитражный суд с заявлением должника, если при проведении ликвидации юридического лица установлена невозможность удовлетворения требований кредиторов в полном объеме.
В случае нарушения руководителем должника или учредителем (участником) должника, собственником имущества должника — унитарного предприятия, членами органов управления должника, членами ликвидационной комиссии (ликвидатором), гражданином — должником положений Федерального закона указанные лица обязаны возместить убытки, причиненные в результате такого нарушения.
Неподача заявления должника в арбитражный суд в случаях и в срок, которые установлены статьей 9 Федерального закона о банкротстве , влечет за собой субсидиарную ответственность лиц, на которых Федеральным законом возложена обязанность по принятию решения о подаче заявления должника в арбитражный суд и подаче такого заявления, по обязательствам должника, возникшим после истечения срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 9 настоящего Федерального закона.
В случае, если заявление должника подано должником в арбитражный суд при наличии у должника возможности удовлетворить требования кредиторов в полном объеме или должник не принял меры по оспариванию необоснованных требований заявителя, должник несет перед кредиторами ответственность за убытки, причиненные возбуждением дела о банкротстве или необоснованным признанием требований кредиторов.
В случае банкротства должника по вине учредителей (участников) должника, собственника имущества должника — унитарного предприятия или иных лиц, в том числе по вине руководителя должника, которые имеют право давать обязательные для должника указания или имеют возможность иным образом определять его действия, на учредителей (участников) должника или иных лиц в случае недостаточности имущества должника может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.
В случаях, установленных федеральным законом, руководитель должника — физическое лицо, члены органов управления должника — физические лица, а также должник — гражданин может быть привлечен к уголовной или административной ответственности.
Правом на подачу заявления о признании должника банкротом обладают также уполномоченные органы в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и конкурсные кредиторы.
Органы исполнительной власти и организации, наделенные в соответствии с законодательством Российской Федерации правом взыскания задолженности по обязательным платежам, вправе участвовать в судебных заседаниях по рассмотрению обоснованности требований по этим платежам и оснований для включения этих требований в реестр требований кредиторов.
4.Процедуры и особенности банкротства сельскохозяйственных коммерческих организаций
Согласно статье 27 Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве) ”, при рассмотрении дела о банкротстве должника — юридического лица применяются следующие процедуры банкротства:
наблюдение;
финансовое оздоровление;
внешнее управление;
конкурсное производство;
мировое соглашение.
При рассмотрении дела о банкротстве должника — гражданина применяются следующие процедуры банкротства:
конкурсное производство;
мировое соглашение;
иные предусмотренные Федеральным законом процедуры банкротства.
Особая концепция мероприятий банкротства принята для несостоятельности (банкротства) крестьянских (фермерских) хозяйств. Исходя из анализа положений § 3 главы X Закона, которые предполагают проведение в отношении хозяйства и наблюдения, и финансового оздоровления, и внешнего управления, можно сделать вывод о близости концепций банкротства юридических лиц и крестьянских (фермерских) хозяйств, хотя в последнем случае формально речь идет о несостоятельности индивидуального предпринимателя — главы хозяйства. Исходя из анализа норм § 3 гл. X Закона можно прийти к выводу о том, что крестьянское (фермерское) хозяйство, не будучи юридическим лицом, т.е. субъектом гражданского права, является субъектом конкурсного права.12
Статья 178 Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)”, определяет особенности проведения в отношении сельскохозяйственной организации таких процедур, как наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление.
Так, согласно данной статье, в ходе наблюдения при анализе финансового состояния сельскохозяйственной организации должны учитываться сезонность сельскохозяйственного производства и его зависимость от природно-климатических условий, а также возможность удовлетворения требований кредиторов за счет доходов, которые могут быть получены сельскохозяйственной организацией по окончании соответствующего периода сельскохозяйственных работ.
Финансовое оздоровление сельскохозяйственной организации вводится на срок до окончания соответствующего периода сельскохозяйственных работ с учетом времени, необходимого для реализации произведенной или произведенной и переработанной сельскохозяйственной продукции.
В случае, если в ходе финансового оздоровления имели место спад и ухудшение финансового состояния сельскохозяйственной организации в связи со стихийными бедствиями, с эпизоотиями или другими обстоятельствами, носящими чрезвычайный характер, срок финансового оздоровления может быть продлен на год при условии изменения графика погашения задолженности в порядке, предусмотренном статьей 85 настоящего Федерального закона.
Внешнее управление сельскохозяйственной организацией вводится до окончания соответствующего периода сельскохозяйственных работ с учетом времени, необходимого для реализации произведенной или произведенной и переработанной сельскохозяйственной продукции. Срок внешнего управления не может превышать сроки, установленные пунктом 2 статьи 92 Федерального закона, более чем на три месяца.
В случае, если в ходе внешнего управления имели место спад и ухудшение финансового состояния сельскохозяйственной организации в связи со стихийными бедствиями, с эпизоотиями и другими обстоятельствами, носящими чрезвычайный характер, срок внешнего управления может быть продлен на год.
Очевидно, что при осуществлении всех названных процедур (а не только наблюдения, как это сказано в п. 1 статьи 178) в отношении сельскохозяйственного должника необходимо учитывать действие природных факторов, которое не зависит от субъектов.
Данные финансового анализа должны исходить из оценки таких факторов, как сезонность сельскохозяйственного производства; влияние на производственную деятельность природно-климатических факторов; перспективы получения доходов по окончании текущего периода сельскохозяйственных работ и возможность использования этих доходов для удовлетворения требований кредиторов и др.
Соответственно осуществление на стадии наблюдения финансового анализа с учетом перечисленных факторов позволит сделать вывод о сроках финансового оздоровления либо внешнего управления.
Срок финансового оздоровления п. 2 178 статьи четко не определяет, процедура может быть введена на срок до окончания соответствующего периода сельскохозяйственных работ с учетом времени, необходимого для реализации сельскохозяйственной продукции. Очевидно, что это не будет длительный срок, хотя возможны варианты, когда реализация конкретной продукции требует серьезных затрат времени. В любом случае представляется, что срок финансового оздоровления не должен превышать установленный Законом максимальный.
Косвенным подтверждением этого вывода является норма ч. 2 п. 2 статьи 178, в соответствии с которой срок финансового оздоровления может быть продлен на год, если это вызвано чрезвычайными обстоятельствами (эпизоотии, стихийные бедствия и т.п.). При постановке вопроса о продлении срока финансового оздоровления необходимо доказать, что названные чрезвычайные обстоятельства привели к спаду сельскохозяйственного производства и соответственно к ухудшению финансового состояния должника в течение финансового оздоровления. Кроме того, условием продления срока финансового оздоровления на год является внесение изменений в график погашения задолженности в соответствии с правилами ст. 85 Закона, таким образом, решение вопроса будет зависеть от воли учредителей (участников) должника и его кредиторов.
Подобным образом, исходя из времени окончания текущего периода сельскохозяйственных работ и времени, необходимого для реализации сельскохозяйственной продукции, вводится и внешнее управление в отношении сельскохозяйственного производителя. Срок внешнего управления определен — он может превышать установленный Законом (п. 2 ст. 92) 24-месячный не более чем на 3 месяца.
Исходя из анализа текста п. статьи 178 Закона о банкротстве, можно сделать вывод о допустимости изначального установления срока внешнего управления в 27 месяцев, в то время как для обычных должников внешнее управление вводится не более чем на 18 месяцев, после чего необходимо решать вопрос (доказывать целесообразность) его продления на срок не более чем на 6 месяцев.
Срок внешнего управления сельскохозяйственного должника может быть продлен еще на год, таким образом, максимальный срок будет равен 3 годам и 3 месяцам.
Основание продления срока — действие чрезвычайных обстоятельств, которые повлекли спад и ухудшение финансового состояния должника.
Закон не устанавливает особых требований к арбитражному управляющему, осуществляющему процедуры банкротства. Поскольку это иногда актуально, кредиторы могут эти требования устанавливать в соответствии со ст. 23 Закона, например требование о наличии специального образования либо опыта работы в сфере банкротства должника, осуществляющего конкретную сельскохозяйственную деятельность.13
Главой крестьянского (фермерского) хозяйства в течение двух месяцев с момента вынесения арбитражным судом определения о введении в отношении крестьянского (фермерского) хозяйства наблюдения могут быть представлены в арбитражный суд план финансового оздоровления и график погашения задолженности.
В случае, если осуществление мероприятий, предусмотренных планом финансового оздоровления, позволит крестьянскому (фермерскому) хозяйству, в том числе за счет доходов, которые могут быть получены крестьянским (фермерским) хозяйством по окончании соответствующего периода сельскохозяйственных работ, погасить требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей в соответствии с графиком погашения задолженности, арбитражным судом вводится финансовое оздоровление крестьянского (фермерского) хозяйства.
О введении финансового оздоровления крестьянского (фермерского) хозяйства арбитражным судом выносится определение, которое может быть обжаловано.
Финансовое оздоровление крестьянского (фермерского) хозяйства вводится до окончания соответствующего периода сельскохозяйственных работ с учетом времени, необходимого для реализации произведенной или произведенной и переработанной сельскохозяйственной продукции.14
В случае, если в течение финансового оздоровления имели место спад и ухудшение финансового состояния крестьянского (фермерского) хозяйства в связи со стихийными бедствиями, с эпизоотиями или другими обстоятельствами, носящими чрезвычайный характер, срок финансового оздоровления может быть продлен на год при условии изменения графика погашения задолженности в порядке, предусмотренном статьей 85 настоящего Федерального закона.
На основании решения собрания кредиторов в случае наличия возможности восстановления платежеспособности крестьянского (фермерского) хозяйства арбитражным судом вводится внешнее управление.
Внешнее управление крестьянским (фермерским) хозяйством вводится до окончания соответствующего периода сельскохозяйственных работ с учетом времени, необходимого для реализации произведенной или произведенной и переработанной сельскохозяйственной продукции. Срок внешнего управления не может превышать сроки, установленные пунктом 2 статьи 92 Федерального закона, более чем на три месяца.
В случае, если в ходе внешнего управления имели место спад и ухудшение финансового состояния крестьянского (фермерского) хозяйства в связи со стихийными бедствиями, с эпизоотиями и другими обстоятельствами, носящими чрезвычайный характер, срок внешнего управления может быть продлен на год.
Внешнее управление крестьянским (фермерским) хозяйством может быть досрочно прекращено арбитражным судом на основании заявления внешнего управляющего или любого из кредиторов в случае:
невыполнения мероприятий, предусмотренных планом внешнего управления;
наличия иных свидетельствующих о невозможности восстановления платежеспособности крестьянского (фермерского) хозяйства обстоятельств.
Досрочное прекращение внешнего управления крестьянским (фермерским) хозяйством влечет за собой признание его банкротом и открытие конкурсного производства.15
Заключение
Подводя итог курсовой работы, можно сделать вывод о том, что предпринимательская деятельность в сельском хозяйстве характеризуется особенностями, которые в обязательном порядке должны учитываться законодателем при решении многих вопросов, включая и процедуры банкротства.16
Несостоятельность (банкротство) сельскохозяйственных организаций имеет особенности, касающиеся, во-первых, характера их деятельности, которая, как правило, связана с использованием земли, во-вторых, сезонного характера аграрного производства и, в-третьих, зависимости результатов деятельности от природных факторов.
Как отмечалось ранее, согласно Закону о банкротстве 2002 года под сельскохозяйственной организацией следует понимать юридическое лицо, основным видом деятельности которого являются производство или производство и переработка сельскохозяйственной продукции . Это один из критериев признания сельскохозяйственной организации в качестве таковой. Другой критерий касается стоимостного выражения общего объема произведенной сельскохозяйственной продукции в данной организации, который не может быть менее 50% общей суммы выручки (ст. 177 Закона о банкротстве 2002 г.). Только наличие двух этих критериев позволяет сделать вывод о том, что речь идет о сельскохозяйственной организации и, следовательно, в этом случае применимы положения Закона о банкротстве 2002 г., касающиеся особенностей процедур банкротства в отношении сельскохозяйственных организаций.
В правовой литературе до принятия Закона о банкротстве 1998 года существовала точка зрения, согласно которой законодательно не определялись понятия «сельскохозяйственная организация» или «сельскохозяйственная коммерческая организация.17
Особенности процедур банкротства применяются также к рыболовецким артелям, но лишь к тем, у которых выручка от реализации произведенной или произведенной и переработанной сельскохозяйственной продукции и выловленных водных биологических ресурсов составляет не менее 70% общей суммы выручки.
Следует заметить, что Закон о банкротстве 2002 г. содержит прямое указание на то, что при анализе финансового состояния должника в период наблюдения должны учитываться сезонность сельскохозяйственного производства и его зависимость от природно-климатических условий, а также возможность удовлетворения требований кредиторов за счет доходов, которые могут быть получены должником по окончании периода сельскохозяйственных работ (п. 1 ст. 178).
Финансовое оздоровление сельскохозяйственной организации вводится на срок до окончания соответствующего периода сельскохозяйственных работ с учетом времени, необходимого для реализации произведенной или произведенной и переработанной продукции (п. 2 ст. 178 Закона о банкротстве 2002 г.).
В зависимость от длительности периода сельскохозяйственных работ поставлена и продолжительность внешнего управления: внешнее управление вводится на срок до окончания соответствующего периода сельскохозяйственных работ с учетом времени, необходимого для реализации произведенной или произведенной и переработанной сельскохозяйственной продукции. Однако указанный срок не должен превышать максимально допустимого законом срока для реализации мер, направленных на восстановление платежеспособности, более чем на три месяца.
При определенных обстоятельствах (если в период финансового оздоровления или внешнего управления имели место спад и ухудшение финансового состояния сельскохозяйственной организации в связи со стихийными бедствиями, эпизоотиями и другими неблагоприятными условиями) срок внешнего управления может быть продлен еще на один год.
Следует заметить, что законодатель закрепляет положения, устанавливающие особенности продажи имущества и имущественных прав должника — сельскохозяйственной организации. Прежде всего арбитражный управляющий должен выставить на продажу на первых торгах предприятие должника как единый имущественный комплекс.
Преимущественным правом приобретения имущества должника по оценочной стоимости законодатель наделяет лиц, занимающихся производством или производством и переработкой сельскохозяйственной продукции, владеющих земельным участком, непосредственно прилегающим к земельному участку должника; Постановлением Правительства РФ от 2 ноября 1995 г. N 1081 «Об особенностях процедур, применяемых в отношении неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций» предписывается учитывать данные балансов сельскохозяйственных организаций за последние 3 — 5 лет для реальной оценки их финансового состояния. Это касается хозяйствующих субъектов агропромышленной сферы, расположенных в зонах влияния неблагоприятных природных и эпидемиологических факторов, финансовое состояние которых в связи с этим ухудшилось. Дополнительно законодатель предусматривает, что при продаже объектов недвижимости обанкротившейся сельскохозяйственной организации преимущественное право на их приобретение имеют сельскохозяйственные организации и крестьянские (фермерские) хозяйства, расположенные в данной местности.
Список используемой литературы:
1. Гражданский кодекс РФ.
2. Федеральный закон от 26.10. 2002. №127 “О несостоятельности (банкротстве)”
3. Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 8 апреля 2003 г. N 4.
4. Андреев Ю.Н. Правовой статус крестьянских (фермерских) хозяйств // Законность. 2005. N 8. С. 70.
5. Беляев З. Предпринимательская деятельность в сельском хозяйстве России. Правовые вопросы. М., Спарк 2006. С. 512.
6. Веденин Н.Н. Аграрное право: Вопросы и ответы. М. Норма.2006. С. 356.
7. Витрянский В.В как реформировать законодательство о банкротстве// Законодательство.1999.№1 С.60.
8.Калинина Л. Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) сельскохозяйственных организаций // Хозяйство и право. 2005. N 7.
9. Постатейный комментарий к ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». М.: БЕК, 1998. С. 215.
10. Предпринимательская деятельность в сельском хозяйстве России. Правовые вопросы / Отв. ред. З.С. Беляева, И.А. Иконицкая. М. Проспект, 2006. С. 468.
11. Сергеев В.И. Практика применения нового законодательства о банкротстве// Законодательство1999.№1. С.324.
12. Телюкина М.В. Признаки и критерии несостоятельности // Юридический мир. 2006. N 11. С. 250
13. Телюкина М.В. Комментарий к Федеральному закону от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (журнальный вариант) // Законодательство и экономика. 2006. N 3 — 8 // Справочно-правовые системы. 2006.
14. Устюкова В.В. Правовое положение крестьянского (фермерского) и личного подсобного хозяйства в условиях аграрной реформы. М. Норма , 2006. С. 200.

Источник: https://ReferatBank.ru/market/referat/i/340926/kursovaya-procedury-osobennosti-bankrotstva-selskohozyaystvennyh-kommercheskih-organizaciy.html

Признание финансовой несостоятельности юридических лиц – это в любом случае процедура достаточно сложная, состоящая из множества нюансов. Кроме того, юрлица бывают нескольких видов, для каждого из которых подразумеваются свои условия банкротства. Одной из наиболее запутанных процедур является признание несостоятельности сельскохозяйственных организаций, поскольку во время прохождения процесса учитываются множество дополнительных факторов.

Под сельскохозяйственной организацией необходимо понимать юридическое лицо, которое получает более 50 процентов от общей прибыли за счет производства или производства и последующей переработки сельхозпродукции. Кроме того, к этой категории могут быть отнесены и рыболовецкие артели, если более 70% полученной прибыли приносит реализация выловленных ресурсов и продуктов их переработки.

Реструктуризация долга

Банкротство сельскохозяйственных предприятий подразумевает возможность реструктуризации имеющейся задолженности, с целью возможного восстановления платежеспособности компании. Причем реструктурировать можно любую задолженность – как перед государственными организациями, так и перед другими физическими и юридическими лицами.

Возможность реструктуризации долга имеется у предприятия до момента подачи с его стороны или со стороны кредиторов заявления в арбитражный суд с просьбой признать банкротство. Для этого необходимо обратиться с соответствующим прошением в специальную территориальную комиссию по финансовому оздоровлению сельхозпредприятий.

В случае если подано подобное прошение, должнику запрещается продавать, дарить и совершать другие операции с имуществом, принадлежащим юридическому лицу.

Комиссия рассмотрит заявление компании с просьбой реструктурировать долг, а затем примет одно из следующих решений:

  1. включение в состав программы по реструктуризации долга;
  2. установка условий, выполнение которых позволит должнику быть включенным в программу;
  3. отказ в удовлетворении прошения с объяснением причин (если же отказ необоснован, можно обращаться в суд на комиссию по реструктуризации долга).

Особенности этапа конкурсного производства

Если нет возможности восстановления платежеспособности компании, процесс признания финансовойнесостоятельности переходит в заключительную стадию конкурсного производства, подразумевающую продажу имущества на специально организованном для этого аукционе.

Банкротство сельскохозяйственных организаций на стадии конкурсного производства проводит конкурсный управляющий. Главная задача при этом сохранить целостность предприятия, чтобы оно функционировало в дальнейшем. Поэтому законодательством запрещено членение организации при выставлении его на торги в первый раз. Если же компания не была куплена в целостном виде, на второй аукцион уже можно выставлять имущество фирмы-должника по частям.

Некоторые юридические лица обладают правом преимущественной покупки выставленного на аукцион имущества. К ним относятся компании, имущество которых находится по соседству с имуществом обанкротившегося должника (в эту категорию входят земельные участки, склады, хозяйственные здания и т.д.).

Статья 177. Общие положения банкротства сельскохозяйственных организаций

1. Для целей настоящего Федерального закона под сельскохозяйственными организациями понимаются юридические лица, основными видами деятельности которых являются производство или производство и переработка сельскохозяйственной продукции, выручка от реализации которой составляет не менее чем пятьдесят процентов общей суммы выручки.

2. Особенности банкротства сельскохозяйственных организаций, предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются также к рыболовецким артелям (колхозам), выручка которых от реализации произведенной или произведенной и переработанной сельскохозяйственной продукции и уловов водных биологических ресурсов составляет не менее чем семьдесят процентов общей суммы выручки.

3. Утратил силу.

4. При признании сельскохозяйственной организации банкротом земельные участки могут отчуждаться или переходить к другому лицу, Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию в той мере, в какой их оборот допускается земельным законодательством.

При признании банкротом рыболовецкой артели (колхоза), указанной в пункте 2 настоящей статьи, права на добычу (вылов) водных биологических ресурсов могут отчуждаться или переходить к другим лицам в той мере, в какой оборот водных биологических ресурсов допускается законодательством о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов.

5. Для возбуждения производства по делу о банкротстве сельскохозяйственной организации принимаются во внимание требования, составляющие в совокупности не менее чем пятьсот тысяч рублей.

6. Заявление о признании сельскохозяйственной организации банкротом принимается арбитражным судом, если требования к сельскохозяйственной организации в совокупности составляют сумму, указанную в пункте 5 настоящей статьи, и такие требования не исполнены в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

Комментарий к Ст. 177 Федерального закона РФ «О несостоятельности (банкротстве)»

1. Общие положения о несостоятельности (банкротстве) сельскохозяйственных организаций, содержащиеся в комментируемой статье, по существу ничем не отличаются (за исключением отдельных редакционных уточнений) от аналогичных положений, которые ранее включала в себя ст. 139 Закона о банкротстве 1998 г.

2. В п. 1 комментируемой статьи содержится определение понятия «сельскохозяйственная организация», характеризующего определенную категорию должников, при банкротстве которых подлежат применению специальные правила об особенностях банкротства, включенные в параграф 3 главы IX Закона о банкротстве. Данное определение дано лишь в целях Закона о банкротстве и не может применяться за пределами сферы его действия.

Должник — юридическое лицо может быть отнесен к категории сельскохозяйственных организаций при наличии следующих признаков: 1) основным видом деятельности такой организации должно быть производство либо производство плюс переработка сельскохозяйственной продукции; 2) выручка указанной организации от реализации произведенной (произведенной и переработанной) сельскохозяйственной продукции должна составлять не менее 50 процентов от общей суммы выручки.

Исходя из определения понятия «сельскохозяйственная организация», в число этой категории должников не включаются организации, которые занимаются исключительно переработкой сельскохозяйственной продукции (без ее производства): мясокомбинаты, молокозаводы, ликероводочные предприятия, сахарные заводы и т.п. Вместе с тем птицефабрики, свинооткормочные комплексы и подобные им организации должны признаваться сельскохозяйственными организациями (в смысле Закона о банкротстве), и в случае их несостоятельности подлежат применению специальные правила о банкротстве сельскохозяйственных организаций.

3. В сферу действия специальных правил об особенностях банкротства сельскохозяйственных организаций попадают также рыболовецкие артели (колхозы) при том условии, что их выручка от реализации произведенной (произведенной и переработанной) ими сельскохозяйственной продукции вместе с выручкой от реализации выловленных (добытых) водных биологических ресурсов составляет не менее 70 процентов общей суммы выручки.

4. Одна из особенностей банкротства должников, относимых к числу сельскохозяйственных организаций, касается продажи принадлежащих им и используемых в целях сельскохозяйственного производства объектов недвижимости при проведении процедуры конкурсного производства. Суть специального правила для таких случаев состоит в том, что иные сельскохозяйственные организации и крестьянские (фермерские) хозяйства, расположенные в данной местности, наделяются преимущественным правом на приобретение указанных объектов недвижимого имущества.

Нельзя не заметить, что данное положение в определенной степени конкурирует с иным правилом, содержащимся в п. 2 ст. 179 Закона о банкротстве, согласно которому аналогичное преимущественное право приобретения всякого продаваемого имущества должника — сельскохозяйственной организации имеют лица, занимающиеся производством или производством и переработкой сельскохозяйственной продукции и владеющие земельным участком, непосредственно прилегающим к земельному участку должника.

5. Правило, содержащееся в п. 4 комментируемой статьи, также касается лишь такой процедуры банкротства должника — сельскохозяйственной организации, как конкурсное производство, поскольку речь идет об отчуждении земельных участков в случае признания сельскохозяйственной организации банкротом. Данное правило корреспондирует п. 3 ст. 129 ГК РФ, согласно которому земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.

В соответствии со статье 27 Земельного кодекса Российской Федерации <*> (ЗК РФ) земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством; земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Из оборота изъяты земельные участки, занятые определенными объектами, находящимися в федеральной собственности: государственными природными заповедниками и национальными парками; зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, войска Пограничной службы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы; объектами организаций федеральной службы безопасности; воинскими и гражданскими захоронениями; инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны Государственной границы РФ, и некоторые другие.
———————————
<*> СЗ РФ. 2001. N 44. Ст. 4147.

Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки: в пределах особо охраняемых природных территорий; в пределах лесного фонда; занятые находящимися в государственной или муниципальной собственности водными объектами в составе водного фонда; предоставленные для нужд связи; расположенные под объектами гидротехнических сооружений и некоторые другие.

6. Особенности оборота земельных участков, входящих в земли сельскохозяйственного назначения, установлены Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» <*>. В частности, в соответствии со ст. 8 указанного Федерального закона при продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения субъект Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления имеют преимущественное право покупки такого земельного участка по цене, за которую он продается, за исключением случаев продажи с публичных торгов. При продаже земельного участка с нарушением преимущественного права покупки соответствующее публичное образование имеет право в течение года с момента государственной регистрации перехода права собственности требовать в судебном порядке перевода на него прав и обязанностей покупателя.
———————————
<*> СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3048.

Представляется, что при продаже земельного участка, принадлежащего сельскохозяйственной организации — должнику, при проведении процедур банкротства правило, предусмотренное ст. 8 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», не подлежит применению, поскольку Закон о банкротстве, включающий в себя иное правило (о преимущественном праве сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств, расположенных в данной местности, на приобретение недвижимости должника), носит специальный характер.

Вместе с тем договор купли-продажи земельного участка, в том числе принадлежащего должнику — сельскохозяйственной организации при его банкротстве, должен отвечать общим требованиям, предусмотренным ст. 37 ЗК РФ. В частности, объектом купли-продажи может быть земельный участок, прошедший государственный кадастровый учет. Продавец при заключении договора обязан предоставить покупателю имеющуюся у него информацию об обременениях земельного участка и ограничениях его использования. Договор купли-продажи земельного участка не должен включать в себя следующие условия: устанавливающие право продавца выкупить земельный участок обратно по собственному желанию; ограничивающие дальнейшее распоряжение земельным участком, в том числе ипотеку, передачу земельного участка в аренду, совершение иных сделок с землей; ограничивающие ответственность продавца в случае предъявления прав на земельный участок третьими лицами.

7. Необходимо отметить, что к неплатежеспособным сельскохозяйственным организациям могут также применяться определенные досудебные процедуры, направленные на восстановление их платежеспособности. Так, например, Федеральным законом «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» <*> от 9 июля 2002 г. N 83-ФЗ определены правовые основания и условия реструктуризации долгов сельскохозяйственных товаропроизводителей в целях улучшения их финансового состояния до применения процедур банкротства. В этих целях предусмотрено создание межведомственных (федеральной и территориальных) комиссий по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей.
———————————
<*> СЗ РФ. 2002. N 28. Ст. 2787.

В соответствии со ст. 13 указанного Федерального закона должник — сельскохозяйственный товаропроизводитель может обратиться в территориальную комиссию с заявлением о включении его в состав участников программы финансового оздоровления сельскохозяйственных товаропроизводителей, приложив к заявлению план улучшения финансового состояния и другие необходимые документы. В период разработки и утверждения территориальной комиссией плана организационно-технических мероприятий должник не вправе самостоятельно, без согласования с территориальной комиссией передавать (продавать) недвижимость и земельные участки в аренду, залог с внесением указанного имущества в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ, выдавать поручительства и гарантии, совершать уступку прав требований, переводить долги, а также учреждать доверительное управление имуществом.

В случае принятия территориальной комиссией решения о включении должника в состав участников программы финансового оздоровления сельскохозяйственных товаропроизводителей указанная комиссия направляет его кредиторам соответствующее извещение, в котором сообщает о предлагаемом варианте реструктуризации долгов и дате проведения расширенного заседания комиссии с участием кредиторов должника (ст. ст. 15, 17 указанного Закона).

Соглашение о реструктуризации долгов должно быть заключено в письменной форме и подписано кредиторами, в совокупности обладающими правом требования погашения не менее 75 процентов кредиторской задолженности должника. Данное соглашение должно содержать следующие сведения (указания): о дате, на которую фиксируются долги; о размере долга перед каждым кредитором с указанием доли в общем объеме кредиторской задолженности; об условиях и порядке реструктуризации долгов; о размере платы за отсроченную или рассроченную задолженность; о графике платежей; об обязательстве должника осуществлять платежи одновременно всем кредиторам пропорционально их доле в общем объеме кредиторской задолженности; об обязанности должника заключить договор с банком-агентом об открытии счета с особым режимом для проведения расчетов с кредиторами по указанному соглашению; об условиях выхода кредиторов из указанного соглашения; об ответственности должника за неисполнение указанного соглашения. Реструктуризация долгов предусматривает полное списание сумм пеней и штрафов, предоставление отсрочек и рассрочек на сумму основного долга и начисленных процентов, а также списание сумм основного долга и начисленных процентов (ст. ст. 19, 20 указанного Закона).

Следует подчеркнуть, что заключение соглашения о реструктуризации долгов ни в коем случае не является препятствием для возбуждения производства по делу о банкротстве должника — сельскохозяйственного товаропроизводителя в общем порядке, предусмотренном Законом о банкротстве. Напротив, Федеральный закон «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» (ст. ст. 27, 28) включает в себя положение о том, что возбуждение в отношении должника дела о банкротстве влечет автоматическое расторжение соглашения о реструктуризации его долгов.

Источник: http://ZakonOBankrotstveRF.ru/glava-9/paragraf-3/statya-177

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *