Ориентация на результат

Определение: Выявлять и реагировать на текущие и будущие потребности клиентов; обеспечивать высокое качество обслуживания внутренних и внешних клиентов.

Уровни выраженности

Уровень 1. Реагирует на запросы клиентов

Определяет потребности и ожидания клиентов. Реагирует на запросы быстро и эффективно.

Реагирует в объёмах выше и больше явного запроса, в рамках установленных стандартов обслуживания

Отправляет сложные вопросы на более высокий уровень принятия решений.

Отвечает на запросы клиента в вежливой, дружественной и отзывчивой форме.

Хочет слышать обратную связь, чтобы выработать четкое понимание потребностей клиентов и необходимых результатов работы.

Использует методологии мониторинга удовлетворенности клиентов для обеспечения их удовлетворенности

Уровень 2. Выстраивает позитивные отношения с клиентом

Связывается с клиентами для получения отзывов об услугах, решениях или продуктах, чтобы убедиться, что их потребности были правильно и эффективно удовлетворены.

Понимает вопросы с точки зрения клиента.

Держит клиентов в курсе новой информации и решений, которые могут на них повлиять.

Проводит мониторинг услуг, предоставляемых клиентам, и делает своевременные изменения в случае необходимости.

Уровень 3. Предвидит и адаптируется к потребностям клиента

Поддерживает постоянную связь с клиентами

Регулярно и систематически контактирует с клиентами или потенциальными клиентами, чтобы определить их потребности

Использует понимание взглядов клиента, чтобы определять препятствия и выступать от их имени.

Работает с клиентами, чтобы адаптировать услуги, продукты и решения для удовлетворения их потребностей

Поощряет сотрудников и команды для достижения высокого уровня качества обслуживания.

Предвидит области, в которых будет необходима поддержка или влияние и обсуждает ситуации / проблемы с соответствующими лицами

Уровень 4 Создаёт клиентоориентированную культуру

Отслеживает тенденции и события, которые будут влиять на способность организации удовлетворять текущие и будущие потребности клиентов

Определяет преимущества для клиентов; ищет способы, чтобы сделать что-то ещё лучше.

Привлекает существующих или потенциальных клиентов к оценке услуг, решений и продуктов для выявления способов улучшения качества.

Устанавливает стандарты обслуживания и разрабатывает стратегии для ознакомления с ними персонала

Уровень 5. Рассматривает ориентацию на клиента как стратегическое направление

Сообщает миссию, видение и ценности организации внешним клиентам

Стратегически и систематически оценивает новые возможности для развития отношений с клиентами.

Создает среду, в которой забота об удовлетворенности клиентов является одним из ключевых приоритетов

Связывает всестороннее и глубокое понимание долгосрочных потребностей клиентов и стратегий с текущими и предлагаемыми проектами/ инициативами

Рекомендует/ определяет стратегические направления развития бизнеса для удовлетворения прогнозируемых потребностей существующих и потенциальных клиентов

Негативные индикаторы:

  • Не относится ко всем клиентам с уважением
  • Делает предположения без выяснения потребностей клиента
  • Не гибкий в собственных подходах
  • Не приоритизирует потребности клиентов
  • Даёт такие обещания клиентам, которые не могут быть выполнены
  • Не может оценить потребности клиентов и требует применения мер

Тренинг «Ориентация на результат:
Развитие компетенции у себя и подчиненных»

Цели обучения:
Раскрыть содержание компетенции «Ориентация на результат» через практическую деятельность руководителя;
Развить навыки постановки амбициозных целей как образа результата, самоорганизации, управления

ответственностью и мотивацией исполнителей, принятия управленческих решений;
Проанализировать практические кейсы (примеры) применения вышеперечисленных навыков из практики участников

для развития компетенции «Ориентация на результат».

Продолжительность тренинга: 2 тренинг-дня (16 академических часов).

Программа:

Модуль: Ориентация на результат: требования к управленческой эффективности.
Введение в тему. Глоссарий.
Слагаемые ориентации на результат: стремление к успеху, ответственность в постановке целей,

самоорганизация, настойчивость в преодолении трудностей.
Измерители стремления к успеху и настойчивости в преодолении трудностей.
(деловая играс выводами про измерители)
По завершении игры тренер проводит анализ упражнения с участниками.

Модуль: Ответственность лидера
Что такое матрица ответственности: «проактивность-инициатива-принятие решений-реализация решений»
Как реализуются составляющие ответственности в практике управления
Как развивать ответственность в себе и подчиненных
Барьеры ответственности и способы их нейтрализации
Требования руководителя к подчиненным и поддержание этих требований в своем поведении
Анализ Видео кейсана предмет элементов матрицы.
Как реализуются составляющие ответственности в практике управления (деловая игра).

Модуль: Персональная эффективность руководителя. Личный вклад в достижение результата
Основная компетенция в бизнесе – умение ставить результат — ориентированные цели. Результат и его образ –

цель.
Критерии при постановке целей. Работа с целями.
Пирамида персонального целеполагания (от стратегии к тактике)

Кейсы:
Экспресс-упражнение. Выводы.
Упражнение про подмену целей и снижение эффективности.
Критерии SMART при постановке целей (деловая мини-лекция и индивидуальная работа в рабочей тетради) пример

SMART целей и не-смарт целей . отработка SMART в отвлеченном кейсе.
Работа с «ловушками времени» как способ повышения результативности (мозговой штурм в мини-группах) Задача

– выявить типичные ловушки и способы их преодоления
Матрица Эйзенхауера – инструмент расстановки приоритетов

Упражнение с использованием Матрицы Эйзенхауера для применения в деловой игре.

Модуль: Управленческие решения
Управленческие проблемы и своевременное принятие решений
Диагностика проблемы. Умение формулировать проблему
Формулировка ограничений и критериев принятия решений
Определение оптимального решения: оценка и выбор альтернатив

Кейс на формулировку проблемы и принятие решения из нескольких альтернатив

Модуль: Развитие ориентации на результат у подчиненных
Периодическое измерение/оценка текущего результата деятельности подчиненных
Принципы и правила обратной связи
Основные отличия обратной связи от других форм общения в рамках управления (от постановки задачи, от

контроля, от обычного диалога)
Функции обратной связи: оценка, контроль развития, повышение энтузиазма

Упражнение. Передать эмоциональную энергию подчиненным
Запись работы участников в ролевых играхна видео и анализ

Модуль: Конструктивный управленческий диалог с подчиненным
Управленческая беседа: этапы (алгоритм), задачи этапов
«Правильные» и «неправильные» вопросы: «раскрывающие» техники общения
Корректировка поставленных сотрудником целей в процессе обратной связи (анализ амбициозности целей)
Развивающая поддержка сотрудника, мотивация на достижение поставленных целей
Как давать позитивную и негативную обратную связь, чтобы она не приводила в уныние, не вызывала

раздражение и апатию. Роль мотивации в достижении результата

экспресс-упражнения на обратную связь по правилам

Утром позвонила хорошая знакомая и спросила про инструменты развития компетенции «ориентация на результат».

И вот я еду домой и думаю над этим запросом 🙂 Предлагаю порассуждать вместе и придумать инструменты.

Мне кажется, что для того, чтобы найти такой инструмент надо представить, что перед тобой стоит сотрудник и тебе надо:

  1. представить, что у него эта компетенция не развита и подумать – как отсутствие или слабая выраженность компетенции проявляется в его работе? (определяем области влияния компетенции, маркеры).
  2. представить, что сотруднику удалось ее развить – что изменилось в работе? Как можно увидеть со стороны проявление этой компетенции? (накидываем позитивные маркеры).
  3. внутренне предложить сотруднику советы по «прокачке” этой компетенции (генерируем зачатки инструментов).

Какие у вас возникают ассоциации со словом «ориентация”? Карта, компас, стрелка? А «результат”? Цель, продукт, удовлетворение?

Т.е. ориентация на результат – это способность сотрудника выстраивать свои задачи и ставить цели своим подчиненным в соответствии с глобальными целями компании. В эту же компетенцию, на мой взгляд, должны входить навыки самоорганизации и мотивации персонала для движения к глобальным целям компании. Руководителю или менеджеру нужно не просто видеть или формулировать цели, но и уметь связывать конкретное действие исполнителя с большим результатом — понимать влияние показателей друг на друга. Это позволит объяснить конкретному сотруднику, что «ты не гайки закручиваешь, а строишь самолет!»

Сотрудники могут ориентироваться:

  • на результат (смотреть на то, как их решение и действие соотносится с итоговым результатом – планом, продуктом, счастьем клиента);
  • на процесс (насколько точно, согласно процедурам, выполняется алгоритм, выполняется ли цикличность необходимых действий);
  • на точечные цели (выполняются ли ближайший KPI, достигаются ли персональные «маленькие» цели).

Ориентация на результат – это что-то про стратегическое мышление. Бывает так, что менеджеры «пилят” свои маленькие KPI от которых зависит их премия, но не сверяют результаты достижения этих KPI с движением к общей цели:

  • Мы стали быстрее отвечать клиентам, но стали ли они от этого счастливее?
  • Мы достигли заданного показателя. Ура! А это достижение повлияло на качество продукта?
  • Нужно ли для решения этой небольшой задачи глобально пересмотреть направление, в котором мы движемся?
  • Эффективно ли тратится время?
  • Амбициозны ли цели, которые мы ставим себе?

Итак. В идеальной картине мира менеджер должен уметь динамично менять фокус зрения «процесс-результат-цели”. Следить за качеством, сверяясь с глобальным маршрутом.

А что же с инструментами?

На мой взгляд, умение «ориентироваться на результат» связано с типом мышления человека. Можно ли изменить тип мышления? Сложно, но можно – если по чуть-чуть, методично, терпеливо менять поведение, создавать новые нейронные связи.

Если менеджер не может быстро изменить фокус, если «результат” выпадает из его оценки, то необходимо «вплетать» «ориентацию на результат» в его работу с помощью подсказок и напоминаний до тех пор, пока необходимый навык не будет закреплен:

  • Встреча или собрание? Включить обязательный вопрос «как принятое решение влияет на стратегические цели компании” вне зависимости от темы обсуждения.
  • Установить для себя ритуалы подведения разномасштабных итогов. Например, регулярную встречу с самим собой под такую задачу.
  • Включить в список корпоративной литературы полезную тематическую выжимку.
  • При необходимости создать чек лист для разработки проекта, постановки задачи, оценки эффективности. В данный чек лист внести вопросы, касающиеся ориентации этой задачи/проекта на общий результат.
  • Собирать конкретные примеры проявления этой компетенции в виде простых и понятных рассказов, кейсов, ситуаций. Вносить их в карту или книгу компетенций сотрудников. Также могут приходиться и примеры «непроявления” этой компетенции и, как следствие, печальные результаты. Люди отлично перенимают смыслы через простые и понятные истории.

Как-нибудь я найду время и мы составим с Вами список маркеров, по которым можно будет оценить проявление этой компетенции у сотрудника 🙂

А как бы Вы развивали компетенцию «ориентация на результат” у своих подчиненных?

Структура черт характера

Ориентация на достижение успеха

Энеатип III жаждет достижений и успеха, а это может предполагать стремление к приобретению богатства и определенного общественного положения. Поскольку некоторые черты характера могут рассматриваться как средства для достижения этой цели, я проанализирую их под этим общим заголовком.

а) Для индивидов этого типа характерна способность выполнять работу быстро и четко, что позволяет им стять хорошими секретарями и администраторами. Для того чтобы эффективно работать, необходимо обладать четким мышлением, и такие люди часто обладают способностями к математике. Для них также характерна способность работать в быстром темпе, которая, вероятно, развивается как необходимая предпосылка эффективности в работе, а также из желания выделиться из числа окружающих благодаря этой эффективности. С эффективностью связана также рациональность и практичность жизненной ориентации — ориентации, которую часто можно наблюдать у тех, кто выбрал своей профессией инженерное дело. Если представители этого типа могут проявлять интерес к научной деятельности, то их специфический уклон в данной области можно описать как тяготение к точным наукам — то есть склонность недооценивать те виды мыслительных процессов, которые не являются логически-дедуктивными и основанными на точных фактах. Наряду с этим у таких людей мы обычно видим преклонение перед техникой, они обладают систематичностью и навыками, необходимыми для того, чтобы организовать как свой собственный труд, так и деятельность других людей.

б) С ярко выраженной устремленностью к достижению успеха связана и характерная для этого типа беспощадность, проявляющаяся в его взаимодействиях с окружающими в ситуациях, где приходится выбирать между успехом и учетом интересов других людей. Представители энеатипа III — это не всегда люди, стремящиеся угодить окружающим; их часто описывают как хладнокровных и расчетливых, способных использовать не только себя, но и других в качестве ступенек, ведущих к достижению своей цели.

в) С погоней за успехом связаны и такие черты, как способность контролировать себя, так же как и других, и стремление доминировать. Эти черты находят типичное проявление в поведении родителей по отношению к своим детям, которых они пытаются сломить, навязывая им свои советы и настаивая на том, чтобы они поступали так, как считают нужным родители (даже в тех случаях, в которых ребенку лучше было бы сделать выбор самому).

Психология bookap

г) Еще одна черта характера, являющаяся одним из компонентов синдрома этой личности, — это способность конкурировать как средство достижения успеха и победы. Эта черта, в свою очередь, связана с беспощадностью, с культивированием эффективности и с использованием обмана, блефа, самовозвеличивания, клеветы и других особенностей, которые будут обсуждаться ниже, в разделе «манипуляция имиджем».

д) Свойственные этому типу черты характера — беспокойство и напряженность — являются естественным следствием гипертрофированного стремления к достижению успеха и связанной с ним боязни поражения. Для них характерно повышение кровяного давления как реакция на стресс, что делает таких людей принадлежащими к хорошо известному типу А.

«Кадровик. Кадровый менеджмент», 2009, N 2

Оценить результаты труда работника — это значит, прежде всего, выявить и измерить показатели, характеризующие количество, качество, полноту и своевременность выполнения возложенных на него обязанностей, а для руководителя — еще и с учетом конечных результатов работы трудового коллектива.

Показатели и факторы оценки результативности

Показатели результатов труда работника должны отвечать следующим требованиям:

— быть легкими в расчетах;

— быть понятными и доступными для сотрудников;

— быть дифференцированными, то есть отражать специфику труда различных категорий работников и должностей;

— отражать полноту и достоверность выполняемых работником обязанностей, функций, заданий;

— отражать результаты труда работника как в количественных, так и в качественных характеристиках;

— надежно и точно характеризовать итоги трудовой деятельности работника;

— подлежать оценке одним из известных методов.

В качестве показателей результатов труда могут использоваться как количественные показатели (время, штуки, производительность, издержки и т.п.), так и качественные характеристики, отражающие полноту, сложность, своевременность и качество выполненной работы. Естественно, что количественные показатели предпочтительнее с точки зрения их точности и объективности оценки по отношению к сотруднику. Однако в реальной жизни далеко не всегда существует возможность использовать количественные показатели результатов труда для многих должностей, занимаемых работниками, и поэтому часто приходится пользоваться более субъективными, качественными характеристиками.

Многообразие видов трудовой деятельности: с преимущественно физическим или умственным характером труда, управленческого, творческого, предпринимательского и др. — характеризуется большим разнообразием показателей результатов отдельных видов труда, или, более конкретно, труда работников отдельных профессиональных групп и должностей. Несмотря на это, достижение результатов труда находится под влиянием ряда факторов, которые можно свести к нескольким однородным группам, не зависящим порой от профессионально-должностной принадлежности работающего человека.

Как показывают научные исследования и практический опыт, существует три основных группы факторов, влияющих на результаты труда, в зависимости от того, какой субъект социально-трудовых отношений способствует и создает условия для осуществления трудовой деятельности.

Первая группа представляет собой единую структуру традиционных макрофакторов, объективно существующих в условиях определенной социально-экономической политики государства и естественной природно-климатической среды.

Вторая группа факторов показывает, что на результаты труда работников оказывает влияние та производственная, внутренняя среда, которая непосредственно окружает людей в организации.

Третью группу составляют те условия результативного труда, которые неотделимы от каждого работника, т.к. даны ему природой от рождения, либо приобретены им в процессе воспитания, образования, коммуникаций.

Так, результаты труда менеджеров во многом зависят от их способностей, к числу которых относят: способности к непрерывному развитию и образованию, к коллегиальной форме руководства, к формированию талантливой команды специалистов, к определению стратегических целей социально-экономического развития, к контактам с людьми, умению убеждать их своим поведением, вести за собой, поддерживать личные контакты с руководством организации, вести деловые переговоры, к непрерывной адаптации поведения и умению управлять своим поведением в условиях стрессовых ситуаций. При этом глубина, прочность и скорость проявления этих способностей как фактор достижения результатов труда может быть различной у менеджеров высшего, среднего и низшего звеньев управления (рис. 1).

Способности как фактор, влияющий на результаты

труда менеджеров

┌─ ┌──────────────────────┐

│ │ Широкая │

│ │ осведомленность │

│ │ о внешней среде │

│ │ организации, общее │

│ │ видение перспектив │

│ ┌─ ┌───┴───────────────────┐ │

│ │ │ Творческое мышление, │ │

│ │ │ планирование и оценка,│ │

│ │ │ ориентация ├──┘

│ │ │ на потребителей, │

│ │ │управленческий контроль│

│ │ │ и интеграция, │

│ │ │ финансовое управление │

│ │ ┌─ ┌───┴────────────────────┐ │

Менеджеры │ │ │ │ Управление персоналом │ │

низшего < │ │ │ разных категорий ├──┘

звена │ Менеджеры │ │ │ (рабочими, │

│ среднего < │ │ специалистами, │

│ звена │ │ │ техническими │

│ │ │ │ исполнителями), │

│ │ Менеджеры │ │ управление конфликтами,│

│ │ высшего < │умение вести переговоры,│

│ │ звена │ │ формирование команды │

│ │ │ ┌───┴─────────────────────┐ │

│ │ │ │ Умение устного общения, ├──┘

│ │ │ │ решения проблем, │

│ │ │ │ лидерство, навыки │

│ │ │ │ межличностных отношений,│

│ │ │ │самоуправление, гибкость,│

│ │ │ │ техническая │

│ │ │ │ компетентность │

└─ └─ └─ └─────────────────────────┘

Рис. 1

Словарь управления персоналом. Результативность труда — это мера эффективности труда, характеризующаяся достижением ожидаемого результата труда, цели трудовой деятельности или степенью приближения к ней. Результативность труда определяется с помощью показателей, отражающих достигнутый конечный результат труда. Таким образом, результат труда выступает как итог целенаправленной трудовой деятельности отдельного работника.

Показатели результатов труда работника — это количественные и качественные характеристики его труда, которые используются для планирования и оценки его деятельности за какой-либо период времени (год, квартал, месяц) или при выполнении установленного объема работы либо задачи.

При выборе показателей результатов труда следует учитывать: во-первых, характер деятельности работника, то есть для какой категории (руководитель, специалист, технический исполнитель, рабочий) и должности работника устанавливаются показатели, т.к. они должны быть дифференцированными в зависимости от сложности, ответственности и характера деятельности работника; во-вторых, для решения каких конкретных задач используются показатели результатов труда (повышения оплаты труда, установления вклада работника в достижение результатов труда организации, подразделения, служебного роста, увольнения и т.п.).

В соответствии с этим установление показателей результатов труда применительно к категории рабочих может быть выполнено наиболее успешно и достаточно просто. Особенно это касается рабочих-сдельщиков, т.к. определение количественного и качественного результата их труда (количество, объем произведенной продукции, качество продукции) для этой категории работников несложно и основано на производственной программе по изготовлению конкретной продукции, на портфеле заказов и т.п. При этом оценка результатов труда рабочих производится путем сравнения с запланированным или нормированным заданием.

Показатели результатов труда руководителей и специалистов установить значительно сложнее, поскольку они должны характеризовать их способность оказывать непосредственное влияние на деятельность какого-либо производственного или управленческого звена. В самом общем виде результат труда работника аппарата управления характеризуется уровнем или степенью достижения цели управления.

В связи с разделением управленческого труда результат труда руководителя, как правило, выражается через итоги производственно-хозяйственной и иной деятельности организации или подразделений (например, выполнение плана по прибыли, рост числа клиентов и т.п.), а также через социально-экономические условия труда подчиненных ему работников (например, уровень оплаты труда персонала и т.п.).

Результат труда специалистов определяется исходя из объема, полноты, качества, своевременности выполнения закрепленных за ними должностных обязанностей. При выборе показателей, характеризующих ключевые, основные результаты труда руководителей и специалистов, следует учитывать, что они оказывают непосредственное и решающее влияние на результат всей деятельности организации; занимают значительную часть рабочего времени персонала; их сравнительно немного (4 — 6); составляют, по крайней мере, 80% всех результатов; приводят к достижению целей организации или подразделения (табл. 1).

Таблица 1

Перечень некоторых показателей оценки результатов

труда руководителей и специалистов

Должности

Перечень показателей оценки результатов труда

Руководитель
организации

Прибыль
Рост прибыли
Оборот капитала
Доля на рынке

Управляющий банком

Объем кредитов и их динамика
Рентабельность
Качество кредитных операций
Количество новых клиентов

Линейные руководители
(начальники производств,
цехов, мастера)

Выполнение плановых заданий по объему
и номенклатуре
Динамика объема производства
Динамика производительности труда
Снижение издержек производства
Количество рекламаций и их динамика
Удельный вес бракованных изделий и их динамика
Величина простоев
Потери от простоев
Коэффициент текучести кадров

Начальник финансового
отдела

Прибыль
Оборачиваемость оборотных средств
Уровень сверхнормативных запасов оборотных
средств

Руководитель службы
управления персоналом

Производительность труда и ее динамика
Снижение нормативной трудоемкости производимой
продукции
Удельный вес технически обоснованных норм
Уровень заработной платы на единицу продукции
и его динамика
Коэффициент текучести кадров и его динамика
Количество вакантных мест
Количество претендентов на одно вакантное
место
Показатели по обучению и повышению
квалификации персонала
Затраты на персонал в издержках производства
(удельный вес и динамика)

Менеджер по персоналу

Количество вакантных мест в организации
Количество претендентов на одно вакантное
место
Коэффициент текучести по категориям персонала
и подразделениям

Как видно, оценка результатов труда разных категорий работников (руководителей, специалистов, других служащих, рабочих) различается своими задачами, значимостью, показателями или характеристиками, сложностью выявления результатов. В связи с этим необходимо выделить и такое ключевое понятие, как критерий оценки, — своего рода порог, за которым состояние показателя будет удовлетворять или не удовлетворять установленным (запланированным, нормированным) требованиям. Примеры некоторых критериев оценки результатов труда работников показаны в табл. 2.

Таблица 2

Критерии, используемые при оценке результатов

труда работников

Показатели

Критерии

Количественные
показатели

— Производительность труда
— Объем продаж в штуках
— Объем продаж в рублях
— Количество обработанных документов
— Количество заключенных контрактов
— Количество откликов на рекламу

Качество работы

— Количество ошибок (при печатании бумаг,
заполнении бланков, ведомостей и других
документов)
— Уровень брака
— Количество жалоб или претензий со стороны
клиентов
— Стоимость некачественно выполненной
или непринятой работы

Потери рабочего
времени

— Число прогулов и невыходов на работу
— Количество и частота опозданий на работу
— Количество и частота несанкционированных
перерывов

Словарь управления персоналом. Факторы — это причины (или условия) достижения того или иного результата труда. Факторы оказывают воздействие на способность работника осуществлять целесообразную деятельность через использование им своих психофизиологических, профессиональных, морально-нравственных, мотивационных качеств и установок.

KPI (Key Performance Indicators) — ключевые показатели эффективности. С помощью комплекса ключевых индикаторов эффективности в настоящее время осуществляется контроль за эффективностью производственной деятельности административно-управленческого персонала. Состав KPI, как правило, утверждается вместе с работником и фиксируется в его должностной инструкции. Произношение — КиПиАй.

Процедура и методы оценки результативности персонала

Процедура оценки результатов труда будет эффективной при соблюдении следующих обязательных условий: установление четких «стандартов» результатов труда для каждой должности (рабочего места) и критериев ее оценки; выработка процедуры проведения оценки результатов труда (когда, как часто и кто проводит оценку, методы оценки); предоставление полной и достоверной информации оценщику о результатах труда работника; обсуждение результатов оценки с работником; принятие решения по результатам оценки и документирование оценки.

Для оценки результатов труда применяются различные методы, классификация которых и краткая характеристика представлены в табл. 3.

Таблица 3

Основные методы оценки результатов труда

управленческих работников

Наименование метода

Краткая характеристика метода

Управление по целям

Основан на оценке достижения работником целей,
намеченных совместно руководителем и его
подчиненным на конкретный период времени.
Предусматривает систематическое обсуждение
достигнутых и недостигнутых целей. Требует
количественного определения целей и сроков
их достижения. Дорогостоящий метод. Используется
для оценки руководителей и специалистов

Метод шкалы
графического рейтинга

Основан на проставлении соответствующей оценки
(от 4 до 0) каждой черте характера оцениваемого
работника: количество работы, качество работы,
инициативность, сотрудничество, надежность и др.
Оценка соответствует рейтингу. Для повышения
эффективности шкалы оценок составляют более четко
разграниченные описания полноты проявления той
или иной черты характера

Вынужденный выбор

Основан на отборе наиболее характерных для данного
работника характеристик (описаний), соответствующих
эффективной и неэффективной работе (например,
«много работает», «не ждет проблем» и др.)
На основе балльной шкалы рассчитывается индекс
эффективности. Используется руководством,
коллегами, подчиненными для оценки результативности
труда работников

Описательный метод

Оценщик описывает преимущества и недостатки
поведения работника по критериям: количество
работы, качество работы, знание работы, личные
качества, инициативность и др. с помощью
графической шкалы рейтинга, используя заранее
составленные стандарты результативности труда

Метод оценки
по решающей ситуации

Основан на использовании списка описаний
«правильного» и «неправильного» поведения работника
в отдельных ситуациях, так называемых решающих
ситуациях. Оценщик ведет журнал, в котором эти
описания распределены по рубрикам в зависимости от
характера работы. Используется в оценках, выносимых
руководством, а не коллегами или подчиненными

Метод анкет
и сравнительных анкет

Включает набор вопросов или описаний поведения
работника. Оценщик проставляет отметку напротив
описания той черты характера, которая, по его
мнению, присуща работнику, в противном случае
оставляет пустое место. Сумма пометок дает общий
рейтинг анкеты данного работника. Используется
для оценки руководством, коллегами и подчиненными

Метод шкалы
рейтинговых
поведенческих
установок

Основан на использовании решающих ситуаций (5 — 6),
из которых выводятся характеристики
результативности труда (от 6 до 10). Оценщик
прочитывает в анкете рейтинга описание какого-либо
критерия (например, инженерная компетентность)
и ставит пометку в шкале в соответствии
с квалификацией оцениваемого. Дорогостоящий
и трудоемкий метод, но доступный и понятный
работникам

Метод шкалы
наблюдения
за поведением

Аналогичен предыдущему, но вместо определения
поведения работника в решающей ситуации текущего
времени оценщик фиксирует на шкале количество
случаев, когда работник вел себя тем или иным
специфическим образом ранее. Метод трудоемкий
и требует материальных затрат

Наиболее широко в организациях всего мира используется метод управления по целям (задачам) для оценки результативности труда менеджеров, инженеров и канцелярских работников, не связанных непосредственно с выпуском продукции. Пример формулировок некоторых целей (задач) представлен в табл. 4.

Таблица 4

Примеры использования метода управления по целям (задачам)

Должности

Тип организации
по размеру и сфере
деятельности

Формулировка цели
(задачи)

Директор завода

Средний размер; завод
по производству
холодильников

Уменьшить текучесть
кадров с 13 до 10% к 1
января следующего года

Менеджер по продукции

Большой размер; завод по
производству продуктов
питания

Увеличить рынок сбыта
продуктов питания не
меньше чем на 2,3% до 1
сентября, увеличивая
затраты не более чем на
1,5%

Агент по продаже

Средний размер; завод
нефтепродуктов

Найти не меньше пяти
новых покупателей
в центральном районе
и в течение следующего
полугодия заключить
с двумя контракт

Инженер

Большой размер;
строительная
организация

Завершить разработку
проекта тепловой
подстанции за 10 дней
до установленного срока
сдачи комплекта
документации

Наибольшая сложность в оценке результатов труда управленческих работников посредством целей заключена в определении системы индивидуальных целевых показателей.

Наиболее популярной формой оценки результативности является оценка на основе KPI. Они разрабатываются, как правило, для каждой позиции и чаще всего используются при оценке менеджеров, реже — при оценке специалистов, но мало кто слышал о применении KPI в оценке труда технического персонала. Нередко KPI не основаны ни на профильных, ни на специальных требованиях должности. Кроме того, с помощью ключевых показателей эффективности не всегда можно провести сравнение вкладов сотрудников на разных должностях из-за того, что для них были разработаны разные критерии.

Ниже приводится пример опросника, разработанного для периодической оценки работника любого уровня и профиля. Он разработан на основе моделей, использующих три основных параметра выполнения задач:

— объем задач и должностных обязанностей;

— срок выполнения — объем задачи функций;

— качество выполнения — объем задач и функций.

За норму объема задач принят объем должностных обязанностей (задач и функций), прописанных в должностной инструкции. По определенным причинам объем выполненных задач может быть меньше нормы. Причины эти могут быть уважительными (болезнь, отпуск) и неуважительными (прогул, снижение работоспособности и пр.). Объем задач, превосходящий нормы, возможен при замещении сотрудника, отсутствовавшего из-за болезни, командировки, отпуска. Другая причина — поручение сотруднику его руководителем задач, выходящих за рамки должностных инструкций, срочных и внеплановых задач. Итак, существуют три уровня объема задач:

— минимальный;

— в объеме должностных обязанностей;

— дополнительные к должностным обязанностям.

При разработке шкалы для оценки срока и качества выполнения задач следует исходить из того, что в течение периода оценки часть задач выполняется раньше срока, а часть с задержкой. То же и с качеством: не все задачи выполняются одинаково качественно. Если взглянуть на матрицу, с помощью которой можно отобразить разные объемы просроченных и досрочных задач или разные объемы задач разного качества, то получится таблица с довольно сложными сочетаниями (табл. 5).

Таблица 5

Шкала двухфакторной оценки

«Объем задач — Качество/своевременность задач»

Срок выполнения/качество результатов

Сроки
нарушены,
качество ниже
ожидаемого

В срок,
ожидаемое
качество

Досрочно,
качество выше
ожидаемого

Количество
должностных
обязанностей
(задач,
функций)

Меньшая часть
задач и функций

Примерно половина
задач и функций

Большинство
задач и функций

На пересечении столбцов и строк — баллы, которые начисляются для возможных сочетаний. Для опросника выбраны самые типичные сочетания, которые проще оценить.

В методиках подобного рода оцениваются, как правило, завершенные в срок задачи. При ежемесячной оценке может оказаться, что только небольшая часть задач начинается и заканчивается в этот период, большая же часть либо находится в работе, либо выполняется раньше этого срока. Тогда можно прибегнуть к оценке промежуточных результатов или хода выполнения задач:

— соблюдение промежуточных сроков;

— реализация функций, которые необходимы для выполнения задач;

— правильность и эффективность использования средств, которые с высокой вероятностью приведут к выполнению задачи и пр.

Оценщиками результативности сотрудника могут быть:

— непосредственный руководитель;

— прямой руководитель;

— лицо, участвующее в том же бизнес-процессе;

— куратор, методический руководитель или наставник;

— все эти люди вместе;

— любые сотрудники, взаимодействующие с оцениваемым и способные оценить его деятельность.

Опросник для оценки результативности

I. Общие сведения

Ф.И.О. оцениваемого _____________________________________________________

Должность _______________________________________________________________

Подразделение ___________________________________________________________

Предприятие _____________________________________________________________

Дата оценки _____________________________________________________________

┌──────┐

II. Опросник └──────┘

1. Объем задач (функций и должностных обязанностей)

Оцениваются завершенные в рассматриваемый период задачи. По итогам месяца оцениваются функции и ход выполнения задач. В одном из пунктов выберите необходимую отметку.

1.1. Допустимый минимум выполненных задач, в том числе из-за пропуска оцениваемым работы по причине болезни, отпуска и пр. (0 — 4).

1.2. Обычный, рутинный объем задач в соответствии с должностной инструкцией (5 — 8).

1.3. Задачи, дополнительные к предусмотренным должностной инструкцией (поручения, проекты, временное замещение отсутствовавшего коллеги) (9 — 12).

┌──────┐

2. Сроки выполнения задач └──────┘

Оцениваются сроки выполнения того или иного объема задач. Выберите один ответ.

2.1. Все задачи просрочены.

2.2. Меньшая часть задач выполнена без нарушения сроков, большая часть задач:

а) выполнена досрочно;

б) просрочена.

2.3. Половина задач выполнена без нарушения сроков, другая половина:

а) выполнена досрочно;

б) просрочена.

2.4. Большая часть задач выполнена без нарушения сроков, меньшая часть задач:

а) выполнена досрочно;

б) просрочена.

2.5. Все задачи выполнены в срок.

2.6. Все задачи выполнены досрочно.

┌──────┐

3. Качество выполненных задач └──────┘

Оценивается качество выполнения задач в соответствии с имеющимися критериями и нормативами, требованиями. Принимаются в расчет также допущенные ошибки, жалобы или благодарности клиентов и т.п., достигнутый положительный эффект решенной задачи. Выберите один ответ.

3.1. Качество выполнения всех задач ниже ожидаемого.

3.2. Качество выполнения меньшей части задач не ниже ожидаемого, большей части задач:

а) выше ожидаемого;

б) ниже ожидаемого.

3.3. Качество выполнения половины задач не ниже ожидаемого, второй половины:

а) выше ожидаемого;

б) ниже ожидаемого.

3.4. Качество выполнения большей части задач не ниже ожидаемого, меньшей части задач:

а) выше ожидаемого;

б) ниже ожидаемого.

3.5. Качество выполнения всех задач равно ожидаемому.

3.6. Качество выполнения всех задач выше ожидаемого.

┌──────┐

III. Итоговый балл └──────┘

IV. Ключи и нормы

Объем задач

Критерий

Оценка

Допустимый минимум выполненных задач, в том числе из-за пропуска
оцениваемым работы по причине болезни, отпуска и пр.
Обычный, рутинный объем задач в соответствии с должностной
инструкцией
Задачи, дополнительные к предусмотренным должностной инструкцией
(поручения, проекты, временное замещение отсутствовавшего
коллеги)

0 — 4

5 — 8

9 — 12

Универсальный ключ к критериям «Сроки» и «Качество выполнения задач»

Пункт опросника

Оценка

Интерпретация результатов

29 — 36

Результативность выше нормы

21 — 28

Результативность в норме

13 — 20

Результативность ниже нормы

8 — 12

Результативность отсутствует
или минимальная

Комментарий эксперта. Система оценки и ключевые показатели эффективности деятельности — это взаимосвязанные звенья одной цепочки. KPI без оценки теряют смысл, оценка без измеримых показателей становится более расплывчатой и субъективной. Начинать разворачивать эту цепочку, конечно, логичнее с разработки ключевых показателей. Однако в реальной практике бывают ситуации, когда энергия и двигатель изменений находятся не там, откуда логичнее было бы начать. Тогда начинайте оттуда, где есть запал и энтузиазм! Такая стратегия преобразований скорее приведет компанию к успеху, чем педантичное следование методологии без искры вдохновения. Потянув за звено оценки, вы рано или поздно вытяните задачу создания KPI.

Алена Симонова, консультант консалтинговой компании ITeam

Литература

2. Оценка персонала: четкий алгоритм действий и качественные практические решения. — М.: Изд-во «Эксмо», 2007.

Л.Ивановская

К. э. н.,

профессор

кафедры управления персоналом

Государственного университета

управления,

лауреат Премии Правительства РФ

в области образования

Подписано в печать

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *