Опросы граждан понятие значение порядок проведения

Содержание

Об утверждении Положения «О порядке проведения опроса граждан в муниципальном образовании «город Екатеринбург»

ЕКАТЕРИНБУРГСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА
РЕШЕНИЕ
от 14 февраля 2006 года N 10/19
Об утверждении Положения «О порядке проведения опроса граждан в муниципальном образовании «город Екатеринбург»

(с изменениями на 10 сентября 2019 года)

(в ред. Решений Екатеринбургской городской Думы от 07.12.2010 N 78/33, от 13.10.2015 N 45/39, от 23.04.2019 N 34/14, от 10.09.2019 N 41/20)

В целях реализации Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», руководствуясь статьей 26 Устава муниципального образования «город Екатеринбург», Екатеринбургская городская Дума решила:

1. Утвердить Положение «О порядке проведения опроса граждан в муниципальном образовании «город Екатеринбург» (Приложение 1).

2. Настоящее Решение вступает в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования.

3. Опубликовать настоящее Решение в «Вестнике Екатеринбургской городской Думы» и газете «Вечерний Екатеринбург».

4. Контроль исполнения настоящего Решения возложить на постоянную комиссию по местному самоуправлению, культурной и информационной политике и связям с общественностью (Сидякин А.М.).

Глава Екатеринбурга
А.М.ЧЕРНЕЦКИЙ

Приложение 1. Положение «О порядке проведения опроса граждан в муниципальном образовании «город Екатеринбург»

Приложение 1
к Решению
Екатеринбургской городской Думы
от 14 февраля 2006 г. N 10/19

(в ред. Решений Екатеринбургской городской Думы от 07.12.2010 N 78/33, от 13.10.2015 N 45/39, от 23.04.2019 N 34/14, от 10.09.2019 N 41/20)

Настоящее Положение в соответствии со статьей 31 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьей 22 Устава муниципального образования «город Екатеринбург» устанавливает порядок назначения, подготовки, проведения, установления и рассмотрения результатов опроса граждан в муниципальном образовании «город Екатеринбург» как одной из форм непосредственного участия жителей в осуществлении местного самоуправления.

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Понятие опроса граждан

1. Под опросом граждан (далее — опрос) в настоящем Положении понимается способ выявления мнения населения муниципального образования «город Екатеринбург» и его учета при принятии решений Екатеринбургской городской Думой, Главой Екатеринбурга по вопросам местного значения, а также органами государственной власти Свердловской области по вопросам изменения целевого назначения земель муниципального образования «город Екатеринбург» для объектов регионального и межрегионального значения.

(в ред. Решений Екатеринбургской городской Думы от 07.12.2010 N 78/33, от 23.04.2019 N 34/14)

2. Результаты опроса граждан носят рекомендательный характер.

(в ред. Решения Екатеринбургской городской Думы от 07.12.2010 N 78/33)

Статья 2. Право граждан на участие в опросе

В опросе имеют право участвовать жители муниципального образования «город Екатеринбург», обладающие избирательным правом и проживающие в границах территории, на которой проводится опрос.

Статья 3. Принципы проведения опроса и участия граждан в опросе

1. Жители муниципального образования «город Екатеринбург» участвуют в опросах на равных основаниях. Каждый участник опроса обладает одним голосом и участвует в опросе непосредственно.

2. Какие-либо прямые или косвенные ограничения прав граждан на участие в опросе в зависимости от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного или должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям запрещаются.

3. Участие в опросе является свободным и добровольным. В ходе опроса никто не может быть принужден к выражению своего мнения и убеждений или отказу от них.

4. Подготовка, проведение и установление результатов опроса осуществляется открыто и гласно.

5. Заинтересованным сторонам должно быть предоставлено равное право на изложение своих взглядов по вопросу (вопросам), предлагаемому (предлагаемым) при проведении опроса.

6. Не имеют права участвовать в опросе лица, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Статья 4. Территория проведения опроса граждан

Опрос граждан может проводиться на всей территории муниципального образования «город Екатеринбург», а также на части его территории (в подъезде многоквартирного жилого дома, в многоквартирном жилом доме, на территории группы жилых домов, квартала, улицы, населенного пункта, административно-территориальной единицы — района города, на иной территории проживания граждан).

(в ред. Решений Екатеринбургской городской Думы от 13.10.2015 N 45/39, от 23.04.2019 N 34/14)

Статья 5. Вопросы, предлагаемые при проведении опроса

1. На опрос могут быть вынесены вопросы, непосредственно затрагивающие интересы жителей муниципального образования «город Екатеринбург» по месту их проживания и отнесенные законодательством Российской Федерации, Уставом муниципального образования «город Екатеринбург» к вопросам местного значения, а также вопросы об изменении целевого назначения земель муниципального образования «город Екатеринбург» для объектов регионального и межрегионального значения.

2. Содержание вопроса (вопросов), выносимого (выносимых) на опрос, не должно противоречить законодательству Российской Федерации и Свердловской области, Уставу муниципального образования «город Екатеринбург» и муниципальным правовым актам муниципального образования «город Екатеринбург».

3. Вопрос, выносимый на опрос, должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключить его множественное толкование, то есть ответ на вопрос должен предполагать однозначный ответ и исключать неопределенность правовых последствий принятого в результате опроса решения.

Статья 6. Форма проведения опроса

(в ред. Решения Екатеринбургской городской Думы от 10.09.2019 N 41/20)

Опрос проводится по месту жительства участников опроса или в специальных пунктах проведения опроса в течение одного или нескольких дней путем заполнения опросных листов.

Статья 7. Финансовое обеспечение проведения опроса

Финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и проведением опроса, осуществляется:

1) за счет средств бюджета муниципального образования «город Екатеринбург» — при проведении опроса по инициативе Екатеринбургской городской Думы или Главы Екатеринбурга;

(в ред. Решений Екатеринбургской городской Думы от 07.12.2010 N 78/33, от 23.04.2019 N 34/14)

2) за счет средств бюджета Свердловской области — при проведении опроса по инициативе органов государственной власти Свердловской области.

Глава 2. Порядок проведения опроса и установления его результатов

Статья 8. Инициатива проведения опроса

1. Инициатива проведения опроса по вопросам местного значения принадлежит Екатеринбургской городской Думе, Главе Екатеринбурга.

(в ред. Решений Екатеринбургской городской Думы от 07.12.2010 N 78/33, от 23.04.2019 N 34/14)

2. Опрос по вопросам изменения целевого назначения земель муниципального образования «город Екатеринбург» для объектов регионального и межрегионального значения проводится по инициативе органов государственной власти Свердловской области.

3. Инициатива Главы Екатеринбурга о проведении опроса оформляется постановлением и направляется в Екатеринбургскую городскую Думу в течение 5 дней со дня принятия постановления.

(в ред. Решений Екатеринбургской городской Думы от 07.12.2010 N 78/33, от 23.04.2019 N 34/14)

4. Постановление Главы Екатеринбурга об инициативе проведения опроса в обязательном порядке должно содержать:

(в ред. Решений Екатеринбургской городской Думы от 07.12.2010 N 78/33, от 23.04.2019 N 34/14)

1) правовые основания проведения опроса;

2) вопрос (вопросы), выносимый (выносимые) на опрос;

3) обоснование необходимости проведения опроса;

4) территорию проведения опроса;

5) фамилии, имена, отчества лиц, рекомендуемых в качестве членов комиссии по проведению опроса, или предложение о возложении полномочий комиссии по проведению опроса на Избирательную комиссию муниципального образования «город Екатеринбург».

(в ред. Решения Екатеринбургской городской Думы от 13.10.2015 N 45/39)

Статья 9. Назначение опроса

1. Решение о назначении опроса принимается Екатеринбургской городской Думой в порядке, предусмотренном Регламентом Екатеринбургской городской Думы.

2. В решении Екатеринбургской городской Думы о назначении опроса граждан устанавливаются:

1) обоснование необходимости проведения опроса;

2) инициатор проведения опроса;

3) дата и сроки проведения опроса (в случае если опрос проводится в течение нескольких дней, в решении Екатеринбургской городской Думы о назначении опроса указываются даты начала и окончания проведения опроса и время ежедневного заполнения опросных листов);

4) территория опроса (если опрос проводится на части территории муниципального образования «город Екатеринбург», обязательно указываются наименование и границы данной территории);

5) формулировка вопроса (вопросов), предлагаемого (предлагаемых) при проведении опроса;

6) методика проведения опроса;

7) форма опросного листа;

8) минимальная численность жителей муниципального образования «город Екатеринбург», участвующих в опросе;

9) состав комиссии по проведению опроса (за исключением случая, предусмотренного пунктом 11 статьи 10 настоящего Положения).

(в ред. Решения Екатеринбургской городской Думы от 13.10.2015 N 45/39)

3. Решение о назначении опроса подлежит обязательному опубликованию не менее чем за 10 дней до проведения опроса.

Статья 10. Комиссия по проведению опроса

1. Подготовку и проведение опроса осуществляет комиссия по проведению опроса (далее — Комиссия).

2. Комиссия назначается Екатеринбургской городской Думой на основе предложений инициаторов проведения опроса, общественных объединений, жителей муниципального образования «город Екатеринбург».

3. Численный состав Комиссии устанавливается в зависимости от территории проведения опроса. Минимальная численность членов Комиссии должна быть не менее 3 человек.

4. В состав Комиссии в обязательном порядке включаются представители от Екатеринбургской городской Думы, Администрации города Екатеринбурга, а также представители общественности.

5. Деятельность Комиссии осуществляется на основе коллегиальности. Заседание Комиссии считается правомочным, если в нем приняло участие не менее половины от установленного числа членов комиссии.

6. Комиссия созывается не позднее чем на третий день после опубликования решения о назначении опроса.

7. Председатель и секретарь Комиссии избираются открытым голосованием на первом заседании из числа членов Комиссии.

8. Комиссия в рамках своей компетенции:

1) организует исполнение настоящего Положения при проведении опроса и обеспечивает его соблюдение;

2) осуществляет контроль за соблюдением права жителей муниципального образования «город Екатеринбург» на участие в опросе;

3) обеспечивает изготовление опросных листов;

4) организует заполнение участниками опроса опросных листов в соответствии с порядком, установленным настоящим Положением;

(в ред. Решения Екатеринбургской городской Думы от 10.09.2019 N 41/20)

5) составляет списки участников опроса в соответствии со статьей 11 настоящего Положения;

(в ред. Решения Екатеринбургской городской Думы от 10.09.2019 N 41/20)

6) составляет список лиц, осуществляющих опрос;

(в ред. Решения Екатеринбургской городской Думы от 10.09.2019 N 41/20)

7) устанавливает итоги опроса и обнародует их;

8) осуществляет иные полномочия, предусмотренные действующим законодательством и настоящим Положением.

9. Комиссия взаимодействует с Екатеринбургской городской Думой, Главой Екатеринбурга, Администрацией города Екатеринбурга, общественными объединениями, органами территориального общественного самоуправления, средствами массовой информации.

(в ред. Решений Екатеринбургской городской Думы от 07.12.2010 N 78/33, от 23.04.2019 N 34/14)

10. Полномочия Комиссии прекращаются после официального опубликования итогов рассмотрения результатов опроса Екатеринбургской городской Думой.

11. Полномочия Комиссии решением Екатеринбургской городской Думой могут быть возложены на Избирательную комиссию муниципального образования «город Екатеринбург». В этом случае организация деятельности Комиссии осуществляется в соответствии с положениями избирательного законодательства Российской Федерации, регулирующими деятельность избирательных комиссий муниципальных образований, за исключением положений, устанавливающих права и обязанности членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса, наблюдателей и иных лиц, не являющихся членами избирательной комиссии муниципального образования с правом решающего голоса.

(п. 11 введен Решением Екатеринбургской городской Думы от 13.10.2015 N 45/39)

Статья 11. Списки граждан, имеющих право на участие в опросе

1. Если иное не установлено решением Екатеринбургской городской Думы о назначении опроса, Комиссия составляет список участников опроса, в который включаются жители, имеющие право на участие в опросе, проживающие в границах территории, на которой проводится опрос. Список составляется Комиссией по домам и улицам. В списке указываются фамилия, имя, отчество, год рождения (если участнику опроса 18 лет — дополнительно день и месяц рождения) и адрес места жительства участника опроса.

(п. 1 в ред. Решения Екатеринбургской городской Думы от 10.09.2019 N 41/20)

2. Список участников опроса подписывается председателем и секретарем Комиссии.

3. Список участников опроса составляется не позднее чем за 10 дней до проведения опроса.

Статья 12. Опросный лист

1. Мнение жителей по вопросу (вопросам), выносимому (выносимым) на опрос, фиксируется в опросных листах.

2. Форма опросного листа устанавливается решением Екатеринбургской городской Думы о назначении опроса. Опросный лист должен содержать точно воспроизведенный текст вынесенного на опрос вопроса (вопросов), место для указания волеизъявления участника опроса и разъяснение порядка его заполнения.

(п. 2 в ред. Решения Екатеринбургской городской Думы от 10.09.2019 N 41/20)

3 — 5. Утратили силу. — Решение Екатеринбургской городской Думы от 10.09.2019 N 41/20.

Статья 13. Лица, осуществляющие опрос

(в ред. Решения Екатеринбургской городской Думы от 10.09.2019 N 41/20)

1. Список лиц, осуществляющих опрос, составляется Комиссией не позднее чем за 3 дня до даты начала проведения опроса.

2. К осуществлению опроса могут быть привлечены представители органов территориального общественного самоуправления, жители города и представители общественных объединений, а также специалисты, привлеченные по гражданско-правовому договору.

3. Опросные листы выдаются председателем Комиссии лицам, осуществляющим опрос, под подпись.

Статья 14. Процедура проведения опроса

1. Опрос проводится по месту жительства участников опроса либо в специальных пунктах проведения опроса путем заполнения опросного листа в период и время, определенные в решении Екатеринбургской городской Думы о назначении опроса.

(в ред. Решения Екатеринбургской городской Думы от 10.09.2019 N 41/20)

2. Лицо, осуществляющее опрос, обязано ознакомить участника опроса с вопросом (вопросами), предлагаемым (предлагаемыми) при проведении опроса, и порядком заполнения опросного листа.

(п. 2 в ред. Решения Екатеринбургской городской Думы от 10.09.2019 N 41/20)

3. По предъявлении паспорта или иного заменяющего его документа участник опроса получает опросный лист и заполняет его в соответствии со своим волеизъявлением.

(п. 3 в ред. Решения Екатеринбургской городской Думы от 10.09.2019 N 41/20)

4. Использование карандаша при заполнении опросного листа не допускается.

5. Заполненные опросные листы передаются лицом, осуществляющим опрос, в Комиссию.

(п. 5 в ред. Решения Екатеринбургской городской Думы от 13.10.2015 N 45/39)

Статья 15. Установление результатов опроса

1. В первый день после даты окончания опроса члены Комиссии подсчитывают результаты опроса путем суммирования данных, содержащихся в опросных листах. Недействительными признаются опросные листы неустановленного образца, опросные листы, заполненные с нарушением установленного порядка заполнения, а также опросные листы, не позволяющие достоверно установить мнение участника опроса.

(п. 1 в ред. Решения Екатеринбургской городской Думы от 10.09.2019 N 41/20)

2. На основании полученных результатов составляется протокол опроса в трех экземплярах. Протокол опроса подписывается всеми членами Комиссии. Член Комиссии, не согласный с протоколом опроса в целом или отдельными его положениями, вправе изложить в письменной форме свое особое мнение, которое прилагается к протоколу опроса. К первому экземпляру протокола опроса прилагаются поступившие в Комиссию письменные жалобы, заявления и принятые по ним решения. Заверенные копии указанных документов прилагаются ко второму экземпляру протокола опроса.

3. В протоколе опроса в обязательном порядке указываются:

1) номер экземпляра протокола опроса;

2) дата составления протокола опроса;

3) сроки проведения опроса: дата начала и окончания;

4) территория опроса (если опрос проводился на части территории муниципального образования «город Екатеринбург», обязательно указываются наименования населенных пунктов, улиц, номера домов);

(в ред. Решения Екатеринбургской городской Думы от 13.10.2015 N 45/39)

5) формулировка вопроса (вопросов), предлагаемого (предлагаемых) при проведении опроса;

6) число граждан, обладающих правом на участие в опросе и проживающих на территории, на которой проводился опрос;

7) число граждан, принявших участие в опросе;

8) итоги волеизъявления участников опроса;

(подп. 8 в ред. Решения Екатеринбургской городской Думы от 10.09.2019 N 41/20)

9) утратил силу. — Решение Екатеринбургской городской Думы от 10.09.2019 N 41/20;

10) одно из следующих решений:

признание опроса состоявшимся;

признание опроса несостоявшимся;

признание опроса недействительным;

11) результаты опроса;

(в ред. Решений Екатеринбургской городской Думы от 13.10.2015 N 45/39, от 10.09.2019 N 41/20)

12) фамилия, имя, отчество, подпись председателя и секретаря Комиссии.

4. Если опрос проводился по нескольким вопросам, то подсчет результатов и составление протокола опроса по каждому вопросу производится отдельно.

5. Если число жителей муниципального образования «город Екатеринбург», принявших участие в опросе, меньше минимальной численности жителей муниципального образования «город Екатеринбург», установленной в решении Екатеринбургской городской Думы о назначении опроса, Комиссия признает опрос несостоявшимся.

(п. 5 в ред. Решения Екатеринбургской городской Думы от 13.10.2015 N 45/39)

6. Комиссия признает результаты опроса недействительными, если допущенные при проведении опроса нарушения не позволяют с достоверностью установить результаты голосования.

7. В течение 3 дней со дня окончания опроса Комиссия направляет по одному экземпляру протокола опроса в Екатеринбургскую городскую Думу и Главе Екатеринбурга. Вместе с экземпляром протокола опроса в Екатеринбургскую городскую Думу также представляются сшитые и пронумерованные опросные листы.

(в ред. Решений Екатеринбургской городской Думы от 07.12.2010 N 78/33, от 23.04.2019 N 34/14)

8. Один экземпляр протокола опроса остается в Комиссии.

9. Утратил силу. — Решение Екатеринбургской городской Думы от 23.04.2019 N 34/14.

10. Первый экземпляр протокола опроса хранится в Екатеринбургской городской Думе до истечения срока ее полномочий, затем передается на хранение в муниципальный архив. Сшитые и пронумерованные опросные листы хранятся в Екатеринбургской городской Думе в течение одного года с даты официального опубликования результатов рассмотрения итогов опроса Екатеринбургской городской Думой.

Статья 16. Рассмотрение результатов опроса

1. Результаты опроса подлежат рассмотрению на заседании Екатеринбургской городской Думы в соответствии с Регламентом Екатеринбургской городской Думы с обязательным участием в заседании председателя и секретаря Комиссии, а также членов Комиссии, выразивших свое особое мнение по протоколу опроса в соответствии с пунктом 2 статьи 15 настоящего Положения. По результатам рассмотрения протокола опроса Екатеринбургская городская Дума принимает решение:

1) утвердить протокол опроса;

2) отказать в утверждении протокола опроса и провести повторный опрос по тому же вопросу.

2. Решение Екатеринбургской городской Думы по рассмотрению результатов опроса подлежит обязательному опубликованию в средствах массовой информации.

3. Мнение населения, выявленное в ходе опроса, носит рекомендательный характер, рассматривается Екатеринбургской городской Думой, Главой Екатеринбурга или органами государственной власти Свердловской области в соответствии с их компетенцией и учитывается при принятии соответствующих решений.

(в ред. Решений Екатеринбургской городской Думы от 07.12.2010 N 78/33, от 23.04.2019 N 34/14)

4. В случае невозможности принятия решения в том варианте, за который высказалось большинство граждан при опросе, Екатеринбургская городская Дума, Глава Екатеринбурга обязаны в течение 10 дней после принятия решения довести через средства массовой информации до населения мотивированные причины принятия такого решения.

(в ред. Решений Екатеринбургской городской Думы от 07.12.2010 N 78/33, от 23.04.2019 N 34/14)

5. Повторное проведение опроса населения по рассмотренному вопросу (вопросам) может состояться не ранее чем через год.

Статья 18. Опрос граждан, порядок назначения
и проведения опроса граждан

1. Опрос граждан проводится на всей территории или на части территории городского округа для выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, а также органами государственной власти.

2. Результаты опроса носят рекомендательный характер.

3. В опросе граждан имеют право участвовать жители городского округа, обладающие избирательным правом.

4. Опрос граждан проводится по инициативе:

1) городского Совета или главы города — по вопросам местного значения;

2) органов государственной власти Владимирской области — для учета мнения граждан при принятии решений об изменении целевого назначения земель городского округа для объектов регионального и межрегионального значения.

5. Решение о назначении опроса граждан принимается городским Советом. В решении городского Совета о назначении опроса граждан устанавливаются:

1) дата и сроки проведения опроса;

2) формулировка вопроса (вопросов), предлагаемого (предлагаемых) при проведении опроса;

3) методика проведения опроса;

4) форма опросного листа;

5) минимальная численность жителей муниципального образования, участвующих в опросе;

Опрос граждан проводит исполнитель, определяемый решением городского Совета.

6. Жители городского округа должны быть проинформированы о проведении опроса граждан не менее чем за 10 дней до его проведения.

7. Финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и проведением опроса граждан, осуществляется:

1) за счет средств местного бюджета — при проведении его по инициативе органов местного самоуправления городского округа;

2) за счет средств бюджета Владимирской области — при проведении его по инициативе органов государственной власти Владимирской области.

Согласно ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) опрос граждан проводится на всей территории муниципального образования или на части его территории для выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, а также органами государственной власти.

Опрос граждан является одной из форм участия населения муниципального образования в осуществлении местного самоуправления. Косвенно данную форму предусматривает и Конституция РФ, согласно ст. 130 которой местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления (одной из которых и является опрос граждан) через выборные и другие органы местного самоуправления.

Если говорить о федеральном законодательстве, то здесь все то, что связано с проведением опроса граждан, регламентируется лишь ст. 31 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”. В остальном (если что-то не урегулировано данной статьей в части опроса граждан) следует руководствоваться региональными и муниципальными нормативными правовыми актами.

Статья 31 Федерального закона 131-ФЗ в отношении организации и проведения опросов граждан предусматривает следующие положения:

  • результаты опроса граждан носят рекомендательный характер. Данное положение означает, что результаты опроса граждан не обязательны для органов государственной власти и органов местного самоуправления: ими можно руководствоваться, можно принять их во внимание частично, а можно и вовсе проигнорировать. Участники опроса не вправе требовать от органов государственной власти или местного самоуправления обязательной реализации тех рекомендаций, требований и пожеланий, которые были высказаны по результатам опроса;
  • в опросе граждан имеют право участвовать жители муниципального образования, обладающие избирательным правом.Согласно п. 28 ст. 2 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации” (далее – Федеральный закон № 67-ФЗ) под избирательным правом граждан следует понимать конституционное право граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления, а также право участвовать в выдвижении кандидатов и списков кандидатов, в предвыборной агитации, наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, в других избирательных действиях.

По общему правилу активное избирательное право наступает у гражданина по достижении 18-летнего возраста (ст. 4 Федерального закона № 67-ФЗ ), следовательно, все жители муниципального образования, достигшие совершеннолетия, вправе участвовать в опросе граждан.

При этом опрос граждан должен производиться с соблюдением следующих принципов, вытекающих из положенийи Конституции РФ, и действующего законодательства:

1.жители муниципального образования участвуют в опросах на равных основаниях. Каждый участник опроса обладает одним голосом и участвует в опросе непосредственно;

2.какие-либо прямые или косвенные ограничения прав граждан на участие в опросе в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного или должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям запрещаются;

3.участие в опросе является свободным и добровольным. В ходе опроса никто не может быть принужден к выражению своего мнения и убеждений или отказу от них;

4.подготовка, проведение и установление результатов опроса осуществляются на основе принципов законности, открытости и гласности;

  • опрос граждан проводится по инициативе:

1.представительного органа или главы муниципального образования ‒ по вопросам местного значения. Вопросы местного значения поселений, муниципальных районов и городских округов представлены в ст. 14‒16 Федерального закона 131-ФЗ. Следует иметь в виду, что вопросы, перечисленные в ст. 14.1‒16.1 указанного закона не могут служить основанием для проведения опросов граждан, поскольку хоть и находятся потенциально в компетенции органов местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов, но к вопросам местного значения не относятся;

2.органов государственной власти субъектов РФ – для учета мнения граждан при принятии решений об изменении целевого назначения земель муниципального образования для объектов регионального и межрегионального значения.

Сам порядок изменения целевого назначения земель предусмотрен Земельным кодексом РФ, Федеральным законом от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую” и иными нормативно-правовыми актами федерального и регионального уровней;

  • решение о назначении опроса граждан принимается представительным органом муниципального образования. В нормативном правовом акте представительного органа муниципального образования о назначении опроса граждан устанавливаются:

1.дата и сроки проведения опроса;

2.формулировка вопроса (вопросов), предлагаемого (предлагаемых) при проведении опроса;

3.методика проведения опроса;

4.форма опросного листа;

5.минимальная численность жителей муниципального образования, участвующих в опросе;

  • жители муниципального образования должны быть проинформированы о проведении опроса гражданне менее чем за 10 дней до его проведения путем официального опубликования информации (или) ее обнародования.

В целях официального опубликования п. 7 ч. 1 ст. 17 Федерального закона 131-ФЗ наделяет органы местного самоуправления правом на учреждение печатного средства массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов, обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, доведения до сведения жителей муниципального образования официальной информации о социально-экономическом и культурном развитии муниципального образования, о развитии его общественной инфраструктуры и иной официальной информации.

Обнародование официальной информации производится в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования, например через муниципальные средства массовой информации, путем размещения объявлений и т. д.

Неисполнение требований о предварительном информировании жителей о предстоящем проведении опроса влечет за собой недействительность самого опроса, поэтому заинтересованным органам следует обращать на это самое пристальное внимание;

  • финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и проведением опроса граждан, осуществляется:

1.за счет средств местного бюджета – при проведении опроса по инициативе органов местного самоуправления;

2.за счет средств бюджета субъекта РФ – при проведении опроса по инициативе органов государственной власти соответствующего субъекта РФ.

Расходы местных бюджетов (в т. ч. связанные с подготовкой и проведением опроса граждан) осуществляются в соответствии сБюджетным кодексом РФ (ч. 1 ст. 53 Федерального закона № 131-ФЗ).

В связи с этим возникает вопрос о том, должен ли оплачиваться труд тех лиц, которые заняты непосредственно в процессе проведения опроса граждан (члены комиссии по проведению опроса, лица, непосредственно проводящие опрос, и т. д.).Федерального закона 131-ФЗ никак не регламентирует данный вопрос, однако исходя из положений ч. 3 ст. 23 Всеобщей декларации прав человека можно сделать вывод о том, что труд лиц, занятых в процессе проведения опроса граждан, должен вознаграждаться (оплачиваться). Исключение могут составлять т. н. добровольные помощники (члены общественных организаций, товариществ собственников жилья, территориального общественного самоуправления и т. д.), выразившие желание работать на безвозмездной основе.

Порядок назначения и проведения опроса граждан согласно ч. 4 ст. 31 Федерального закона 131-ФЗ определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

Как правило, в целях недопущения излишнего загромождения устава во многих муниципальных образованиях порядок назначения и проведения опроса граждан детально предусматривается в специальном решении представительного органа муниципального образования, что наиболее целесообразно.

Пример

На территории Артемовского городского округа Приморского края опрос граждан производится на основании Положения о порядке проведения опроса граждан в Артемовском городском округе, утв. решением Думы г. Артема Приморского края от 31.05.2005 № 120.

Согласно указанному Положению подготовку и проведение опроса на территории Артемовского городского округа осуществляет Комиссия по проведению опроса (далее – Комиссия). Комиссия назначается Думой г. Артема в количестве 3–15 человек в зависимости от территории проведения опроса, на основе предложений инициаторов проведения опроса, общественных объединений, жителей Артемовского городского округа. В состав Комиссии в обязательном порядке включаются представители Думы г. Артема, городской администрации, а также общественности. Комиссия в рамках своей компетенции:

  • организует исполнение закона при проведении опроса и обеспечивает его соблюдение;
  • осуществляет контроль за соблюдением права жителей Артемовского городского округа на участие в опросе;
  • не позднее чем за 10 дней до проведения опроса информирует жителей Артемовского городского округа о дате и сроках (периоде), времени, методике проведения опроса, вопросе (вопросах), предлагаемых при проведении опроса, форме подписного листа, своем местонахождении, номере телефона;
  • обеспечивает изготовление опросных листов;
  • оборудует пункты опроса;
  • организует сбор подписей при проведении опроса;
  • составляет списки участников опроса и лиц, осуществляющих сбор подписей;
  • подводит итоги опроса и обнародует их;
  • осуществляет иные полномочия, предусмотренные действующим законодательством и Положением.

Администрация г. Артема обеспечивает Комиссию необходимыми помещениями, материально-техническими и финансовыми средствами, осуществляет контроль за расходованием выделенных средств.

Мнение жителей по вопросу (вопросам), выносимому (выносимым) на опрос, фиксируется в опросных листах, изготовленных по форме, утвержденной Положением. При вынесении на опрос нескольких вопросов опросные листы составляются отдельно по каждому вопросу.

Опрос проводится по месту жительства опрашиваемых путем заполнения опросного листа в период и время, определенные в решении Думы г. Артема о назначении опроса.

В первый день после даты окончания опроса члены Комиссии подсчитывают результаты опроса путем суммирования данных, содержащихся в опросных листах. На основании полученных результатов составляется протокол в трех экземплярах по форме, установленной Положением.

В течение трех дней после дня окончания опроса Комиссия направляет по одному экземпляру протокола в Думу г. Артема и главе г. Артема, а также публикует результаты опроса в средствах массовой информации. Вместе с экземпляром протокола в Думу г. Артема также предоставляются сшитые и пронумерованные опросные листы.
Многие решения представительных органов, определяющие порядок назначе­ния и проведения опросов граждан, содержат положение о том, что в опросе не име­ют права участвовать лица, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Данное правило не вызывает сомнений, поскольку согласно действующему законодательству указанные категории лиц дей­ствительно лишены возможности выражать свое мнение в рамках опроса граждан.

Опрос граждан не обязательно должен проводиться на территории всего муни­ципального образования. Действующее законодательство не запрещает органам государственной власти или местного самоуправления проводить опрос граждан на части муниципальной территории, в т. ч. в подъезде многоквартирного жилого дома, в многоквартирном жилом доме, на территории группы жилых домов, жилого микрорайона, квартала, улицы, сельского населенного пункта, не являющегося по­селением, на иной территории проживания граждан.

Некоторые муниципальные правовые акты предусматривают и такую форму про­ведения опроса граждан, как открытое голосование на собраниях жителей.

Пример

Подобная форма проведения опроса граждан закреплена в Положении об опросе граждан Пограничного муниципального района, утв. решением Думы Пограничного муниципаль­ного района Приморского края от 30.03.2005 № 34. Однако это не совсем правильно, по­скольку ст. 29 Федерального закона № 131 -ФЗ предусматривает собрание граждан в каче­стве самостоятельной формы участия граждан в осуществлении местного самоуправления, а опрос все же необходимо проводить путем получения от каждого гражданина ответов на поставленные вопросы с соблюдением установленных требований. С другой стороны, запретить такую форму проведения опроса, как голосование на собраниях граждан, также нельзя.

По мнению отдельных авторов, опрос граждан признается несостоявшимся в слу­чае, если число граждан, принявших участие в опросе, меньше минимального числа граждан, установленного в решении представительного органа местного самоуправ­ления о назначении опроса граждан, а недействительным опрос признается тогда, когда допущенные при его проведении нарушения не позволяют с достоверностью установить результаты голосования граждан, принявших участие в опросе.

Поспорить с этим трудно, однако следует отметить, что представительные орга­ны местного самоуправления далеко не всегда устанавливают минимальное число граждан, принимающих участие в опросе. Во избежание данной ошибки необходимо в уставе муниципального образования или решении представительного органа, устанавливающем порядок организации и проведения опроса граждан, определить ми­нимальное число таких граждан.

В заключение хотелось бы остановиться на ответственности за нарушение за­конодательства о проведении опроса граждан.

Пример

Действующие на сегодняшний день решения представительных органов городских окру­гов и муниципальных районов Приморского края содержат единственное для всех по­ложение в части ответственности за нарушение законодательства о проведении опросаграждан. В них, в частности, указывается, что лица, препятствующие путем насилия, под­купа, угроз, подлога документов или иным способом свободному осуществлению гражда­нином Российской Федерации права на участие в опросе либо работе комиссии или членовкомиссии, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федеоаиии.

Объясняется это тем, что на сегодняшний день ни один нормативно-правовой акт федерального уровня не устанавливает прямой ответственности за нарушение правил организации и проведения опроса граждан. Однако в действующем законо­дательстве можно найти основания для привлечения виновных лиц к ответствен­ности за указанные выше нарушения.

Так, деятельность лиц, организующих или проводящих опрос граждан, сопря­женная с самовольными действиями, выходящими за рамки закона, может быть ква­лифицирована по ст. 19.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях как самоуправство. Это влечет за собой административную ответственность в виде штра­фа в размере от 100 до 500 руб.

Естественно, что более серьезные нарушения могут привести и к более серьез­ной ответственности. Например, половая или расовая дискриминация при про­ведении опроса граждан может повлечь за собой уголовную ответственность по ст. 136 Уголовного кодекса РФ, а это уже предполагает штраф в размере 200 тыс. руб., не говоря уже о более серьезных наказаниях (вплоть до лишения свободы на срок до двух лет).

Подводя итог, хочется отметить, что современная российская демократия, к со­жалению, пока еще очень далека от того, чтобы опросы граждан стали в муниципа­литетах явлением привычным. На сегодняшний день опросы граждан лучше проде­кларированы и нормативно закреплены, нежели реализованы на практике, поэтому говорить о каком-либо опыте подобной деятельности еще преждевременно. Однако,если данная форма участия населения в осуществлении местного самоуправления все-таки в будущем будет набирать обороты, органам местного самоуправления не­обходимо организовать и проводить все таким образом, чтобы у граждан не возни­кало того недоверия и разочарованности, которые сегодня испытывают многие, когда речь идет о выборах.

ОПРОС ГРАЖДАН — опрос жителей муниципального образования с целью выявления мнения жителей и их учета при принятии решений по вопросам, которые затрагивают экономические, социальные, экологические и другие законные интересы населения этой территории.

Результаты опроса граждан носят рекомендательный характер. В опросе граждан участвуют жители муниципального образования, которые на момент опроса граждан достигли возраста 18 лет и обладают избирательным правом.

Опрос граждан может проводиться по инициативе:

1) представительного органа муниципального образования — по вопросам местного значения;

2) главы муниципального образования — по вопросам местного значения;

3) органов государственной власти субъектов РФ — с целью учета мнения граждан при принятии решений об изменении целевого назначения земель муниципального образования для объектов регионального и межрегионального значения. Назначение и проведение опроса граждан определяются уставом муниципального образования, а также могут определяться нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

Решение о назначении опроса граждан принимается представительным органом муниципального образования, который создает нормативно-правовой акт, отражающий:

1) дату и сроки проведения опроса;

2) формулировку вопроса или нескольких вопросов, предлагаемых при проведении опроса граждан;

3) методику проведения опроса;

4) форму опросного листа;

5) минимальную численность жителей муниципального образования, которая необходима для проведения опроса граждан.

При этом жителям муниципального образования сообщается о проведении опроса граждан не менее чем за 10 дней до его проведения. 

Финансирование опроса граждан осуществляется:

1) при проведении опроса граждан по инициативе органов местного самоуправления — за счет средств местного бюджета;

2) при проведении по инициативе органов государственной власти субъекта Российской Федерации — за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Мнение жителей, которые участвуют в опросе граждан, оформляется через опросный лист, содержащий:

1) формулировку вынесенного вопроса и варианты ответа на него;

2) фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства опрашиваемого.

Каждый опросный лист подписывается лицом, проводящим опрос граждан, с указанием его фамилии, имени, отчества, даты рождения, адреса места жительства, серии и номера паспорта, номера телефона, даты подписания.

Опросный лист регистрируется органом местного самоуправления или органом субъекта территориального общественного самоуправления.

Большая юридическая энциклопедия. – 2-е изд., перераб. и доп. – М., 2010, с. 354-355.

Опрос граждан проводится на всей территории муниципального образования или его части для выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, а также органами государственной власти Санкт-Петербурга. Результаты опроса носят рекомендательный характер.
В опросе граждан имеют право участвовать жители муниципального образования, обладающие избирательным правом.
Опрос граждан проводится по инициативе:
муниципального совета или главы муниципального образования — по вопросам местного значения;
органов государственной власти Санкт-Петербурга — для учета мнения граждан при принятии решений об изменении целевого назначения земель муниципального образования для объектов регионального и межрегионального значения.
Порядок назначения и проведения опроса граждан определяется Уставом муниципального образования город Кронштадт и нормативными правовыми актами муниципального совета.

(статья 19 Устава внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга город Кронштадт)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *