Самостоятельная подготовка административного искового заявления об оспаривании кадастровой стоимости объекта недвижимости
В случае принятия решения собственником или арендатором помещений, зданий или земельных участков об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, а также после полного изучения всех тонкостей производства этой категории споров, следует приступить к подготовке административного искового заявления об оспаривании кадастровой стоимости.
Мы не рекомендуем пользоваться какими-либо образцами указанного заявления, поскольку каждый вопрос индивидуален и требует конкретных уточнений, то есть шаблона просто не может существовать. Содержание может варьироваться от нескольких обстоятельств, например:
- объект недвижимости принадлежит административному истцу на праве собственности или на праве аренды государственного (муниципального) участка, при которых отношения сторон регулируют разные нормы действующего законодательства;
- Вы являетесь бывшим собственником объекта недвижимости;
- объект недвижимости находится в долевой собственности;
- кадастровая стоимость объекта недвижимости установлена на основании Акта об утверждении кадастровой стоимости (отличается дата определения кадастровой стоимости);
- оспариваемая кадастровая стоимость объекта недвижимости изменена (архивная кадастровая стоимость);
- подсудность и другое.
Во-первых, следует определить основание подаваемого административного искового заявления. Оспаривание результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости включает в себя три самостоятельных требования, указанных в пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости»:
- об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости;
- об изменении кадастровой стоимости в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости, в том числе об исправлении технической и (или) кадастровой ошибки;
- об оспаривании решения или действия (бездействия) Комиссии.
Рассмотрим подробнее каждое из указанных требований.
ТРЕБОВАНИЕ ОБ УСТАНОВЛЕНИИ В ОТНОШЕНИИ ОБЪЕКТА НЕДВИЖИМОСТИ ЕГО РЫНОЧНОЙ СТОИМОСТИ
В случае, когда не выявлено недостоверных сведений об объекте недвижимости, использованных архив, однако результат проведенной оценки о рыночной стоимости такого объекта явно свидетельствует о завышении его кадастровой стоимости, оспаривание возможно через подачу в суд административного искового заявления об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.
Необходимым документом будет являться сам отчет о рыночной стоимости объекта недвижимости, подтверждающий завышение кадастровой стоимости над рыночной.
ТРЕБОВАНИЕ ОБ ИЗМЕНЕНИИ КАДАСТРОВОЙ СТОИМОСТИ В СВЯЗИ С ВЫЯВЛЕНИЕМ НЕДОСТОВЕРНЫХ СВЕДЕНИЙ ОБ ОБЪЕКТЕ ОЦЕНКИ, ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ ЕГО КАДАСТРОВОЙ СТОИМОСТИ, В ТОМ ЧИСЛЕ ОБ ИСПРАВЛЕНИИ ТЕХНИЧЕСКОЙ И (ИЛИ) КАДАСТРОВОЙ ОШИБКИ
Внимательно изучив отчет об итогах государственной кадастровой оценки и сопоставив с характеристиками объекта недвижимости, были выявлены недостоверные сведения, которые повлияли на величину установленной кадастровой стоимости.
Такие случаи не редкость и законодателем также предусмотрен четкий механизм действий заинтересованного лица для исправления таких ошибок в виде подачи в суд административного искового заявления об изменении кадастровой стоимости в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости.
ТРЕБОВАНИЕ ОБ ОСПАРИВАНИИ РЕШЕНИЯ ИЛИ ДЕЙСТВИЯ (БЕЗДЕЙСТВИЯ) КОМИССИИ
Важно отметить, что упомянутые выше требования на данный момент могут быть поданы сразу в суд без соблюдения досудебного порядка, когда до января 2017 года юридические лица были обязаны его соблюсти при оспаривании кадастровой стоимости объекта недвижимости.
После вступления в силу с «01» января 2017 года Федерального закона от 03 июля 2016 года №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» предварительное обращение в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра субъекта Российской Федерации, в котором находится спорный объект недвижимости, больше не является обязательным и юридические лица также могут сразу обращаться в суд.
Но законодателем сохранена возможность обращения по усмотрению заинтересованного лица и в Комиссию. В случае, если подаче вышеуказанных требований в суд предшествовало досудебное обращение в Комиссию, а полученное в итоге решение не удовлетворило заявителя, в суд может быть подано административное исковое заявление об оспаривании решения или действия (бездействия) Комиссии.
ОСПАРИВАНИЕ АРХИВНОЙ КАДАСТРОВОЙ СТОИМОСТИ
Стоит отметить также возможность оспаривания заинтересованным лицом архивной кадастровой стоимости объекта недвижимости, то есть когда кадастровая стоимость объекта изменена.
Государственная кадастровая оценка объекта недвижимости проводится не чаще одного раза в три года (в городах федерального значения — не чаще одного раза в два года) и не реже одного раза в пять лет. При изменении кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются и считаются архивными сведениями.
Возможны ситуации, когда у объекта недвижимости уже успела поменяться кадастровая стоимость, тогда как заявитель обязан уплатить налог, рассчитанный за прошлые периоды из архивной кадастровой стоимости.
К оспариванию архивной кадастровой стоимости объекта подлежит применению все вышесказанное, только теперь в требовании должно быть указано на установление или изменение именно архивной кадастровой стоимости, то есть на момент обращения в суд не действующей в новом периоде.
Особенностью оспаривания архивной кадастровой стоимости является наличие у заявителя права на применение оспариваемой архивной стоимости для целей, установленных законодательством, которое зависит от порядка применения такой кадастровой стоимости.
Напомним порядок применения результатов пересмотра кадастровой стоимости объекта:
для определения арендной платы установленная судом кадастровая стоимость применяется с 1 января календарного года, в котором подано заявление. Соответственно, требование об оспаривании архивной кадастровой стоимости для уплаты арендных платежей за 2020 год может быть подано в Комиссию или суд только в 2020 году;
для уплаты налоговых платежей Налоговым кодексом Российской Федерации установлен период начала срока уплаты налога не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления. Соответственно, требование об оспаривании архивной кадастровой стоимости для уплаты налоговых платежей за 2017, 2018 и 2019 годы может быть подано в 2020 году.
В случае подачи в суд административного искового заявления об оспаривании архивной кадастровой стоимости объекта недвижимости с попуском установленного срока, производство по административному делу подлежит прекращению.
ФОРМА И СОДЕРЖАНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО ИСКОВОГО ЗАЯВЛЕНИЯ ОБ ОСПАРИВАНИИ КАДАСТРОВОЙ СТОИМОСТИ
Подготовка документа начинается с шапки (преамбулы). Здесь необходимо указать всех лиц, участвующих в деле (суд, административный истец, административный ответчик, при наличии также заинтересованные лица).
Заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается в верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа по месту нахождения заказчика работ либо государственного органа, определившего кадастровую стоимость вновь учтенных объектов недвижимости или ранее учтенных объектов недвижимости.
Административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями об объекте оценки к участию в деле также привлекается орган, на который возложена обязанность по исправлению кадастровой или технической ошибки.
По делам об оспаривании решений, действий (бездействия) Комиссии заинтересованными лицами (административными ответчиками) являются Комиссия и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, при котором она создана.
Суд привлекает к участию в деле иных лиц, права и обязанности которых могут быть затронуты решением суда. Например, собственника, сособственника, бывшего собственника, соарендатора объекта недвижимости.
Далее переходим к описательной части искового заявления. В документе важно лаконично отразить суть спора, хронологию, описать фактические обстоятельства. В исковом заявлении нельзя давать свое субъективное суждение, не подтвержденные предположения, такое не будет принято даже ко вниманию суда.
Указывается объект недвижимости, его качественные и количественные характеристики, кадастровая стоимость. Также на каком основании спорный объект недвижимости принадлежит заявителю искового заявления.
Отдельно необходимо отразить разъяснение Вашей заинтересованности. Дело в том, что с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться те лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
То есть если вы являетесь собственником имущества, размер кадастровой стоимости которого оспариваете, то определение верной кадастровой стоимости объекта может влиять на права и обязанности административного истца как плательщика налога.
Если же объект принадлежит на праве аренды государственного (муниципального) участка, кадастровая стоимость которого может применяться для определения арендной платы за земельный участок, то определение верной кадастровой стоимости объекта влияет на права и обязанности административного истца как арендатора, в чью обязанность входит уплата арендных платежей, размер которых напрямую зависит от кадастровой стоимости земельного участка.
Самая сложная часть искового заявления – мотивировочная. Здесь приводятся положения действующего законодательства (статьи Кодексов, пункты Пленумов и другое), которые служат подкреплением вышеназванных фактических обстоятельств спора.
В просительной части излагаются в четкой форме требования, которые ставятся для разрешения перед судом. Например:
1. Установить кадастровую стоимость ___________ (объект недвижимости) с кадастровым номером ______________, общей площадью ______ кв.м., находящегося по адресу ____________________, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на ____________ года, в размере _______________ рублей;
2. Указать в резолютивной части решения дату начала применения кадастровой стоимости ___________ (объект недвижимости) с кадастровым номером ______________, установленной решением суда, а именно ____________ года;
3. Указать в резолютивной части решения дату подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ______________, а именно дату подачи в суд настоящего административного искового заявления (если объект принадлежит на праве аренды государственного (муниципального) участка).
И, в завершении написания административного искового заявления, указываем приложение. Категория споров об оспаривании кадастровой стоимости обладает своей спецификой также в части прикладываемых документов. К таким документам относятся:
- выписка из единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащая сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости;
- документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, в случае, если заявление подается на основании недостоверности указанных сведений;
- копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект
- отчет, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.
Указанные документы необходимо приложить к заявлению именно по данному спору, но ими не ограничивается сбор и представление доказательственной базы. Соблюдению также подлежит статья 126 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, содержащая общие требования к прилагаемым к административному заявлению документов, к которым в нашем случае относятся:
1) уведомления о вручении или иные документы, подтверждающие вручение другим лицам, участвующим в деле, копий административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют;
2) документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.
Административное исковое заявление подается в письменной форме в разборчивом виде и подписывается с указанием даты внесения подписей административным истцом.
После сбора всего пакета документов и подготовки административного искового заявления об оспаривании результатов кадастровой оценки можно обращаться в суд. Законодателем предусмотрено три варианта передачи заявления в суд:
1) почтовым направлением по адресу суда;
2) вручение лично при обращении в суд через канцелярию;
3) представление в электронной форме посредством Государственной автоматизированной системы «Правосудие».
В результате всех указанных действий может быть достигнута главная цель – установление кадастровой стоимости объекта недвижимости в соответствующем такому объекту размере, что послужит основанием для расчета верной суммы налога для собственника налогоплательщика и арендных платежей для арендатора, когда арендная ставка находится в прямой зависимости от размера кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В статье приведено рассмотрение вопросов, с которыми приходится сталкиваться при самостоятельной подготовке административного искового заявления об оспаривании кадастровой стоимости объекта недвижимости. При возникновении затруднений советуем все же обратиться за помощью к юристу.
Кадастровая стоимость ОКС — вопросы и пути решения *
М.В. Кольнова оценщик ООО «Оценочная фирма «ВИРГО», дипломант конкурса «Лучший оценщик Волгоградской области 2014» (г. Волгоград)
Мария Васильевна Кольнова, virgo_ocenka@mail.ru
В сложившейся сегодня экономической ситуации в России определение рыночной стоимости объектов недвижимости для оспаривания кадастровой стоимости — один из наиболее востребованных видов оценочных работ. Выполненные работы не только обогатили опытом многие структуры, но и выявили спорные моменты в их деятельности. Речь идет и об органах местного самоуправления, являющихся заказчиками кадастровой оценки, и об организациях, занимающихся учетом объектов капитального строительства (далее также — ОКС). Это относится и к оценщикам, выполняющим кадастровую оценку, и их коллегам, которые потом участвуют в ее оспаривании.
Проблема многогранна. Что касается ОКС, то особенно актуальной эта проблема стала с 1 января 2014 года, когда в отношении отдельных объектов недвижимости база по налогу на имущество организаций стала определяться как кадастровая стоимость. К таким объектам относятся:
• нежилые помещения, которые в соответствии с кадастровыми паспортами или документами технического учета предназначены или фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общепита и бытового обслуживания (подп. 2
п. 1 ст. 378.2 НК РФ). Фактическим использованием нежилого помещения в этих целях признается использование не менее 20 процентов от площади помещения для размещения указанных объектов (п. 5 ст. 378.2 НК РФ);
• объекты недвижимости иностранных организаций, которые не осуществляют деятельности в России через постоянное представительство, либо объектов, не относящихся к деятельности иностранной компании в Российской Федерации через постоянное представительство (подп. 3 п. 1 ст. 378.2 НК РФ) .
Неоднозначный учет объектов капитального строительства
Для того чтобы выполнить массовую оценку объектов капитального строительства, был проведен государственный технический учет ОКС. Учитывая масштаб проведенных работ, а также человеческий фактор, возникли технические ошибки в учете объектов недвижимости.
Так, в Волгоградской области, по данным разных источников, количество объектов капитального строительства составляет от 1,3 до 1,9 миллиона единиц:
• исходя из данных, внесенных в государственный кадастр недвижимости (далее — ГКН) — около 1,9 миллиона единиц;
• исходя из данных, внесенных в Еди-
Материалы статьи были представлены на IV Международном форуме молодых оценщиков, проходившем в июне 2015 года. Доклад был признан одним из лучших, и автор получил награду от журнала «Имущественные отношения в Российской Федерации» — полугодовую подписку на журнал.
*
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯИ
ОЦЕНКА РАЗЛИЧНЫХ ОБЪЕКТОВ
ныи государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним — 1,3 миллиона единиц;
• по базе данных управления Федеральной налоговой службы по Волгоградской области — 1,5 миллиона единиц.
Также имеются разногласия в отношении количества ОКС, учтенных в ГКН, и количества объектов, выявленных в результате инвентаризации.
По данным ГКН Волгоградской области, количество зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства составляет 911,9 тысячи единиц, в то время как в результате инвентаризации было выявлено только 318,9 тысячи единиц.
Причины таких ошибок обусловлены следующим:
• наличие дублирующихся объектов -государственный технический учет ОКС осуществляли несколько БТИ, поэтому сведения в ГКН были внесены по данным технических паспортов, полученных от разных БТИ, относящихся к одному и тому же объекту;
• сведения об объекте внесены в ГКН, но по факту объект отсутствует (снесен, демонтирован);
• объект поставлен в БТИ на государственный технический учет в период с октября 2011 по 1 сентября 2012 года (не вошел в перечень, но является ранее учтенным объектом недвижимости).
В результате допущения таких ошибок и появились неверные данные об объектах.
При проведении массовой оценки ОКС следствием указанных несоответствий данных может быть то, что одни объекты не будут оценены вообще, а другие будут оценены дважды, то есть их стоимость будет увеличена в два раза.
Безусловно, названные ошибки могут быть исправлены работниками кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, но сегодня их наличие свидетельствует о том, что при работе по определению када-
стровой стоимости ОКС были допущены неточности, что могло в значительной степени отразиться на стоимости объектов.
Конечно, налогоплательщик имеет право обратиться с заявлением об исправлении технической ошибки и потребовать перерасчета величины налога на имущество, который рассчитывается по данным о кадастровой стоимости объекта. Понимая существование этой проблемы, еще в 2014 году на одном из заседаний Регионального Совета по оценочной деятельности Волгоградской области сотрудники Комитета по управлению государственным имуществом обратились к оценочному сообществу с призывом принять участие в подготовительной работе по установлению требований к характеристикам объектов недвижимости (выбор корректного перечня це-нообразующих факторов) для правильного формирования групп объектов при проведении массовой оценки ОКС (см. ), что позволит минимизировать ошибки при расчете их кадастровой стоимости.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Кадастровая оценка — от общего к частному!
Очевидные проблемы учета ОКС вызывают сложности и при расчете их кадастровой стоимости. Рассмотрим проблемы, возникающие при расчете кадастровой стоимости ОКС, а именно:
1) группировка объектов оценки;
2) выявление наибольшего числа ценоо-бразующих факторов.
Согласно Федеральному закону от 2 ноября 2013 года № 307-Ф3 «О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» фактическим использованием нежилого помещения в целях кадастровой оценки признается использование не менее 20 процентов от площади помещения для размещения указанных объектов (п. 5 ст. 378.2 НК РФ). «В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации определена кадастровая стоимость здания, в котором расположено
помещение, являющееся объектом налогообложения, но при этом кадастровая стоимость такого помещения не определена, налоговая база в отношении этого помещения определяется как доля кадастровой стоимости здания, в котором находится помещение, соответствующая доле, которую составляет площадь помещения в общей площади здания» (п. 6 ст. 378.2 НК РФ).
Таким образом, например, в торговом здании собственник складского помещения, расположенного в подвале, а также собственник торгового помещения, расположенного на первом этаже, будут нести сопоставимое налоговое бремя, что, на мой взгляд, несправедливо.
В Волгоградской области процесс оспаривания кадастровой стоимости ОКС только набирает обороты, однако уже сейчас можно говорить о существенном различии кадастровой и рыночной стоимостей.
Так, например, при оценке объекта недвижимости в городе Волжском Волгоградской области его кадастровая стоимость в разы превысила рыночную. Это произошло потому, что при кадастровой оценке объекта не учли его индивидуальные особенности — наиболее значимые ценообразующие факторы, которые оказывают непосредственное влияние на его рыночную стоимость, что явилось следствием отсутствия правильно сформированного перечня таких факторов.
Объект оценки — магазин, расположенный в развитом микрорайоне. При кадастровой оценке он попал в группу торговой недвижимости с отличным местоположением (наличие потока потенциальных покупателей) и согласно техническому паспорту находится в хорошем состоянии. Однако при кадастровой оценке не учли то, что объект расположен внутри квартала. По результатам осмотра объект находится в удовлетворительном состоянии, представляет собой здание, в котором находятся:
• торговые помещения — 46 процентов (из них только 21 процент — торговые залы, остальная часть — подсобные помещения);
• складские помещения — 49 процентов (значительную часть этой площади занимает гараж — 29 процентов);
• офисные помещения — 5 процентов.
Все эти факторы в значительной степени
повлияли на рыночную стоимость объекта. После обращения заинтересованного лица в комиссию о пересмотре кадастровой стоимости она была приведена в соответствие с рыночной.
Конечно, посредством методов массовой оценки учесть все ценообразующие факторы каждого конкретного объекта проблематично. Именно поэтому на подготовительном этапе важно сотрудничество кадастровых инженеров, оценщиков и органов местного самоуправления при формировании перечня ценообразующих факторов и распределении объектов недвижимости по однородным группам.
Оспариваем корректно!
Как уже было сказано, кадастровая стоимость является базой для начисления налога на имущество организаций, то есть от нее непосредственно зависит наполняемость бюджета. Следовательно, затрагиваются интересы и государства, и налогоплательщиков. Таким образом, оценщик выполняет важную социальную функцию.
Одним из острых вопросов при оценке ОКС является учет (или неучет) налога на добавленную стоимость (далее — НДС). НДС — это косвенный налог на прибавочную (добавленную) стоимость, возникающую в процессе создания товаров, работ, услуг. Налог уплачивается по мере реализации произведенной продукции (выполнения работ, оказания услуг) или получения предварительной оплаты от покупателя.
На мой взгляд, при оспаривании кадастровой стоимости ОКС стоимость должна быть указана без учета величины НДС (см. ), так как главным при определении кадастровой стоимости для целей налогообложения является принцип отсутствия двойного налогообложения имущества.
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯИ
СТВОМОЦЕНКА РАЗЛИЧНЫХ ОБЪЕКТОВ
Не менее спорным является вопрос, какую стоимость земельного участка необходимо вычесть из общей стоимости единого объекта недвижимости — кадастровую или рыночную.
Учитывая опыт определения кадастровой стоимости земельных участков, результатом которого стало массовое оспаривание стоимости, этот вопрос остается особенно актуальным, так как неправильное определение стоимости земельного участка может в значительной степени повлиять на правильность определения стоимости ОКС.
По моему мнению, для определения стоимости земельного участка в общей стоимости объекта недвижимости для установления кадастровой стоимости последнего в размере рыночной необходимо определить именно рыночную стоимость земельного участка, поскольку:
1) при определении рыночной стоимости в наибольшей степени учитываются индивидуальные особенности объекта оценки;
2) если кадастровая стоимость земельного участка при определении стоимости ОКС, например, методами остатка и выделения не будет соответствовать рыночной, то стоимость ОКС будет рассчитана неверно и основная цель работы — определение стоимости ОКС для приведения кадастровой стоимости к рыночной — не будет достигнута;
3) для заказчика основные функции оценщика — информационная и консультационная. При определении рыночной стоимости земельного участка под ОКС оценщик проинформирует заказчика об ориентировочной рыночной стоимости земельного участка, а также проконсультирует его на предмет соответствия кадастровой стоимости рыночной.
Отметим неоспоримую важность соответствия кадастровой стоимости рыночным условиям. Величина этого вида стоимости затрагивает интересы государства, налогоплательщиков и иных лиц (арендодателей, покупателей и т. п.). В случае если кадастровая стоимость не будет соответствовать рыночной, то государство может потерять не только часть бюджета, но и налогоплательщиков (так как многие будут вынужде-
ны продавать объекты из-за непосильного налогового бремени), арендаторов, а также потенциальных покупателей объектов, поскольку им будет выгоднее снимать или покупать объекты у частных лиц, которые более ориентированы на рыночные условия.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
В заключение, думаю, не будет лишним еще раз подчеркнуть, что на любом этапе работ по определению кадастровой стоимости оценщик выступает не только как квалифицированный специалист, но и как гражданин, от которого во многом зависит социальная обстановка в регионе. Именно поэтому вопросы, связанные с расчетом рыночной стоимости для оспаривания кадастровой, требуют глубокой методологической проработки.
В статье рассмотрена лишь часть спорных моментов. На мой взгляд, разработка и утверждение на федеральном уровне Методических рекомендаций по проведению оценки объектов капитального строительства для целей установления кадастровой стоимости в размере рыночной с учетом рекомендаций оценочного сообщества были бы серьезным шагом в деле решения существующих вопросов и устранения противоречий.
ЛИТЕРАТУРА
1. О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации : Федеральный закон от 2 ноября 2013 года № 307-ФЗ.
2. Проведение сплошной инвентаризации недвижимого имущества, расположенного на территории Волгоградской области : доклад начальника отдела приватизации и оценки имущества Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области Соколова В.И. на заседаний Регионального совета по оценочной деятельности Волгоградской области. Волгоград, 2014. иЯЬ: http://gosim.volganet.ru/ соог^пайоп/теейпд/рго№со^/4432/
3. Козырь Ю. В. К вопросу об учете НДС при оценке рыночной стоимости имущества // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2015. № 3.