Статья 21. Создание, открытие на территории Российской Федерации филиала, представительства иностранного юридического лица, прекращение деятельности этих филиала, представительства. Аккредитация филиала, представительства иностранного юридического лица. Государственный реестр аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц
(в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 106-ФЗ)
1. Филиал иностранного юридического лица, его представительство создаются, открываются, прекращают свою деятельность на территории Российской Федерации на основании решения иностранного юридического лица.
Государственный контроль за созданием филиала иностранного юридического лица, открытием его представительства, прекращением деятельности этих филиала, представительства, в том числе за открытием и прекращением деятельности представительства иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации, на территории Российской Федерации осуществляется посредством их аккредитации.
Аккредитация филиалов, представительств иностранных юридических лиц, в том числе представительств иностранных юридических лиц, осуществляющих деятельность в области гражданской авиации, осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на аккредитацию филиалов, представительств иностранных юридических лиц (далее — уполномоченный федеральный орган исполнительной власти).
Решения об аккредитации представительств иностранных юридических лиц, осуществляющих деятельность в области гражданской авиации, о внесении изменений в сведения, содержащиеся в реестре, о прекращении действия их аккредитации, об аккредитации иностранных граждан, являющихся работниками представительств иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации, принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), в порядке, установленном воздушным законодательством Российской Федерации.
Подтверждением факта аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица, в том числе представительства иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации, является документ о внесении соответствующей записи в реестр, выданный уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
О применении абзаца первого пункта 2 статьи 21 (в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 106-ФЗ) см. статью 8 Федерального закона от 05.05.2014 N 106-ФЗ.
2. В течение двенадцати месяцев после принятия решения о создании, об открытии на территории Российской Федерации филиала, представительства иностранного юридического лица данное иностранное юридическое лицо (за исключением иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации) обязано представить заявление об аккредитации, включающее в себя заверенные Торгово-промышленной палатой Российской Федерации сведения о численности иностранных граждан, являющихся работниками этих филиала, представительства, и документы для аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.
О применении абзаца второго пункта 2 статьи 21 (в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 106-ФЗ) см. статью 8 Федерального закона от 05.05.2014 N 106-ФЗ.
В течение двенадцати месяцев после принятия решения об открытии на территории Российской Федерации представительства иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации, данное юридическое лицо обязано представить заявление об аккредитации, включающее в себя сведения о численности иностранных граждан, являющихся работниками этого представительства, и документы для принятия решения об аккредитации этого представительства в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации).
Заявление об аккредитации подписывается уполномоченным в установленном порядке представителем иностранного юридического лица.
Перечень документов, которые представляются в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти иностранным юридическим лицом вместе с заявлением об аккредитации, о внесении изменений в сведения, содержащиеся в реестре, о прекращении действия аккредитации, требования к оформлению документов, порядок аккредитации, внесения изменений в сведения, содержащиеся в реестре, прекращения действия аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации, формы и форматы заявлений и документов, используемых при осуществлении аккредитации, внесении изменений в сведения, содержащиеся в реестре, прекращении действия аккредитации, утверждаются указанным федеральным органом исполнительной власти.
Перечень документов, которые представляются в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), иностранным юридическим лицом, осуществляющим деятельность в области гражданской авиации, вместе с заявлением об аккредитации, о внесении изменений в сведения, содержащиеся в реестре, о прекращении действия аккредитации, порядок принятия решения об аккредитации, о внесении изменений в сведения, содержащиеся в реестре, о прекращении действия аккредитации представительств иностранных юридических лиц, осуществляющих деятельность в области гражданской авиации, и формы документов, используемых при принятии соответствующего решения, утверждаются указанным федеральным органом исполнительной власти.
3. Отказ в аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица или в принятии решения об аккредитации представительства иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации, осуществляется соответственно уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
не представлены необходимые для аккредитации документы, либо эти документы представлены с нарушением срока, установленного пунктом 2 настоящей статьи, либо представленные документы не соответствуют утвержденным в установленном порядке формам, форматам или требованиям к их оформлению;
установлено, что в представленных учредительных или других документах иностранного юридического лица содержится недостоверная информация;
цели создания, открытия филиала, представительства иностранного юридического лица противоречат Конституции Российской Федерации, международным договорам Российской Федерации, законодательству Российской Федерации;
цели создания, открытия филиала, представительства иностранного юридического лица создают угрозу суверенитету, политической независимости, территориальной неприкосновенности, национальным интересам Российской Федерации;
прекращена в связи с грубым нарушением Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, законодательства Российской Федерации аккредитация филиала, представительства иностранного юридического лица, сведения об аккредитации которых были внесены в реестр.
4. Отказ в аккредитации или в принятии решения об аккредитации может быть обжалован в судебном порядке.
5. Аккредитация филиала, представительства иностранного юридического лица (за исключением представительства иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации) осуществляется в срок не более чем двадцать пять рабочих дней со дня представления соответствующих документов вместе с заявлением об аккредитации в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.
Аккредитация представительства иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации, осуществляется в срок не более чем двадцать пять рабочих дней со дня представления соответствующих документов вместе с заявлением об аккредитации в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации).
6. Внесение изменений в сведения, содержащиеся в реестре (в том числе в заверенные Торгово-промышленной палатой Российской Федерации сведения о численности иностранных граждан, являющихся работниками филиала, представительства иностранного юридического лица) в отношении иностранного юридического лица (за исключением иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации), осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на основании представленных этим иностранным юридическим лицом заявления и документов, которые подтверждают данные изменения, в течение десяти рабочих дней со дня представления соответствующих заявления и документов.
Внесение изменений в сведения, содержащиеся в реестре (в том числе в сведения о численности иностранных граждан, являющихся работниками представительства иностранного юридического лица) в отношении иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации, осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на основании представленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), сведений о принятии решения о внесении изменений в сведения, содержащиеся в реестре, в связи с поступлением заявления и документов, подтверждающих данные изменения. Внесение данных изменений осуществляется в течение десяти рабочих дней со дня поступления соответствующих заявления и документов.
Подписанное руководителем филиала или представительства иностранного юридического лица либо руководителем представительства иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации, заявление о внесении изменений в сведения, содержащиеся в реестре, и документы, подтверждающие данные изменения, представляются в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти или федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), не позднее чем в течение пятнадцати календарных дней со дня изменения соответствующих сведений.
7. Действие аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица (за исключением представительства иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации) прекращается в связи с прекращением деятельности этих филиала, представительства на территории Российской Федерации на основании решения такого иностранного юридического лица, прекращением деятельности такого иностранного юридического лица или по решению уполномоченного федерального органа исполнительной власти.
Действие аккредитации представительства иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации, прекращается в связи с прекращением деятельности этого представительства на территории Российской Федерации на основании решения данного иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации, прекращением деятельности данного иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации, или по решению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации).
Прекращение действия аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица (за исключением представительства иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации) по решению такого иностранного юридического лица осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на основании соответствующих решения и заявления, представленных таким иностранным юридическим лицом, в течение десяти рабочих дней со дня их представления.
Прекращение действия аккредитации представительства иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации, по решению данного иностранного юридического лица осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на основании представленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), сведений о принятии решения о прекращении действия аккредитации представительства иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации, в связи с представлением данным иностранным юридическим лицом соответствующих решения и заявления. Такое прекращение действия аккредитации осуществляется в течение десяти рабочих дней со дня представления соответствующих решения и заявления.
Подписанное руководителем филиала или представительства иностранного юридического лица либо руководителем представительства иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации, заявление о прекращении действия аккредитации соответствующих филиала, представительства и решение о прекращении деятельности соответствующих филиала, представительства иностранного юридического лица на территории Российской Федерации представляются соответственно в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти и федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), не позднее чем в течение пятнадцати календарных дней со дня принятия такого решения.
Действие аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица прекращается по решению уполномоченного федерального органа исполнительной власти, принятому, в том числе на основании решения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), в случае, если:
филиал, представительство иностранного юридического лица в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия уполномоченным федеральным органом исполнительной власти соответствующего решения, не представляли документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и с филиалом, представительством не может быть осуществлена связь по адресу места осуществления ими деятельности на территории Российской Федерации, содержащемуся в реестре, и филиал, представительство в указанный период не осуществляли операции хотя бы по одному банковскому счету, открытому в банке или другой кредитной организации, имеющих лицензию Центрального банка Российской Федерации;
деятельность филиала, представительства иностранного юридического лица противоречит Конституции Российской Федерации, международным договорам Российской Федерации, законодательству Российской Федерации, создает угрозу суверенитету, политической независимости, территориальной неприкосновенности и национальным интересам Российской Федерации.
8. Центральный банк Российской Федерации, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), обязаны сообщать в электронной форме (в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия) в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти сведения соответственно об аккредитации, о принятом решении об аккредитации, о внесении изменений в сведения, содержащиеся в реестре, о прекращении действия аккредитации, о принятом решении о прекращении действия аккредитации представительств иностранных кредитных организаций и представительств иностранных юридических лиц, осуществляющих деятельность в области гражданской авиации, сведения о численности иностранных граждан, являющихся работниками соответствующих представительств, иные сведения, подлежащие включению в реестр, в течение пяти рабочих дней со дня совершения соответствующих действий по формам и форматам, утвержденным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
9. Представляемые Центральным банком Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), в соответствии с пунктом 8 настоящей статьи сведения подлежат внесению уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в реестр в течение трех рабочих дней со дня получения таких сведений.
10. В срок не более чем три рабочих дня со дня внесения в реестр записи об аккредитации, о внесении изменений в сведения, содержащиеся в реестре, о прекращении действия аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица уполномоченный федеральный орган исполнительной власти направляет в электронной форме такие сведения в государственные внебюджетные фонды для регистрации или снятия с регистрационного учета филиала, представительства иностранного юридического лица в качестве страхователей и в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), в части, касающейся осуществления его полномочий.
В срок не более чем пять рабочих дней со дня внесения соответствующей записи в реестр аккредитованным филиалу, представительству иностранного юридического лица выдается или направляется документ о внесении соответствующей записи в реестр.
Форма указанного документа устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
11. Сведения, содержащиеся в документах, представленных для аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица, внесения изменений в сведения, содержащиеся в реестре, прекращения действия аккредитации, составляют реестр. Создание, эксплуатация и ведение реестра осуществляются в порядке, установленном оператором информационной системы — уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Состав сведений, содержащихся в реестре, определяется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Сведения, содержащиеся в реестре, являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, доступ к которым ограничен в соответствии с федеральными законами.
Сведения, содержащиеся в реестре, размещаются на официальном сайте уполномоченного федерального органа исполнительной власти в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Состав сведений, подлежащих размещению на официальном сайте уполномоченного федерального органа исполнительной власти в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Плата за доступ к сведениям, размещенным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», не взимается.
Заинтересованные лица вправе получить сведения, содержащиеся в реестре, в виде выписки из реестра о конкретных филиале, представительстве иностранного юридического лица или справки об отсутствии запрашиваемой информации. Форма предоставляемых заинтересованным лицам указанных выписки или справки и порядок их предоставления определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
(в ред. Федерального закона от 01.05.2017 N 97-ФЗ)
Срок предоставления указанных выписки или справки на бумажном носителе не может превышать пять рабочих дней со дня получения соответствующего запроса уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Указанные выписка или справка на бумажном носителе предоставляются за плату, если иное не установлено федеральными законами. Размер платы за предоставление указанных выписки или справки на бумажном носителе определяется Правительством Российской Федерации.
(абзац введен Федеральным законом от 01.05.2017 N 97-ФЗ)
Предоставление указанных выписки или справки в форме электронного документа осуществляется бесплатно в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем получения соответствующего запроса уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Указанные выписка или справка в форме электронного документа подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью оператора информационной системы — уполномоченного федерального органа исполнительной власти.
(абзац введен Федеральным законом от 01.05.2017 N 97-ФЗ)
Онлайн-тестыТестыМеждународная экономикаМировая экономикавопросы
1-15 16-30 31-45 46-60 61-75 76-90 91-105 256-259
46. Девальвация валюты означает:
• официальное понижение курса национальной валюты по отношению к иностранной при фиксированных валютных курсах
47. Декларация на Конференции ООН в 1992 году в Рио-де-Жанейро была принята по:
• Окружающей среде и развитию
48. Денежный рынок — это:
• рынок краткосрочных кредитов (до 1 года)
49. Деньги, используемые в международных экономических отношениях, становятся:
• валютой
50. Дефицит платежного баланса по текущим операциям финансируется:
• в основном чистым притоком капитала
51. Дефицит продовольствия испытывают:
• слаборазвитые страны
52. Деятельность ЮНКТАД направлена на развитие:
• международной торговли
53. Для закрытой экономики характерны:
• протекционизм
• самообеспечение
54. Для интенсивного притока иностранных инвестиций в страну:
• необходимо предоставить дополнительные льготы и привилегии
55. Для обеспечения взаимных интересов принимающей стороны и иностранного инвестора в национальном инвестиционном законодательстве предусмотрено предоставление иностранным юридическим и физическим лицам:
• национального режима принимающей стороны
56. Для открытой экономики характерны:
• единый экономический комплекс, интегрированный в мировой рынок
• зоны совместного предпринимательства
57. Для успешного осуществления международной кооперации необходимо:
• использование международных норм, обеспечивающих участникам кооперации достижение совместно поставленных целей
58. Доля России на мировом рынке экспортеров составляет:
• менее 1%
59. Доля России на рынке вооружений составляет примерно:
Внимание! При использовании материалов с сайта
ссылка на источник www.garant.ru обязательна
В целях обеспечения защиты национальных интересов Российской Федерации и формирования в России предсказуемого и прозрачного делового климата для иностранных инвесторов были приняты Федеральный закон «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» от 29.04.2008 N 57-ФЗ (далее — «Закон») и Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обороны страны и безопасности государства» от 29.04.2008 N 58-ФЗ.
Закон устанавливает ограничения на участие иностранных инвесторов или групп лиц в уставных капиталах хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства (далее — «Хозяйственные общества»), а также регулирует отношения, связанные с совершением иных сделок, в результате которых иностранные инвесторы или группы лиц устанавливают контроль над Хозяйственными обществами (ст. 2 Закона).
Закон содержит перечень из 42 видов деятельности, имеющих стратегическое значение для национальной безопасности России. К ним относятся, во-первых, виды деятельности, связанные с обороной страны, а именно деятельность, связанная с ядерными установками и материалами, радиоактивными веществами, шифровальными средствами, вооружением и боеприпасами, военной и авиационной техникой, авиационной безопасностью, космическими разработками. Во-вторых, к стратегически важным областям отнесена деятельность средств массовой информации, а именно телевизионное и радиовещание на территории, в пределах которой проживает население, составляющее половину или более численности населения субъекта РФ, деятельность редакции и (или) издателя периодического печатного издания, продукция которого выпускается тиражом отдельного номера не менее 1 млн. экземпляров, а также полиграфическая деятельность, осуществляемая субъектом, способным обеспечить печать не менее 200 млн. листов оттисков в месяц. В-третьих, стратегически важной признана деятельность хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение в географических границах РФ на рынке услуг связи (за исключением предоставления доступа к сети «Интернет») и включенным в реестр, предусмотренный Федеральным законом «О защите конкуренции», на рынке услуг фиксированной телефонной связи на территории 5 и более субъектов РФ, в области производства и реализации металлов и сплавов со специальными свойствами, а также оказание услуг хозяйствующим субъектом, внесенным в реестр субъектов естественных монополий, и некоторые другие. К четвертой категории можно условно отнести деятельность, связанную с полезными ископаемыми и природными ресурсами: геологическое изучение недр и (или) разведку и добычу полезных ископаемых на участках недр федерального значения, добычу (вылов) водных биоресурсов, выполнение работ по активному воздействию на гидрометеорологические и геофизические процессы и явления и др. (ст. 6 Закона).
Законом установлены разрешительный и уведомительный порядок согласования установления контроля иностранного инвестора над Хозяйственными обществами. Та или иная процедура зависит от количества приобретаемых акций (долей) или иных факторов, позволяющих говорить о возможности контроля со стороны иностранного инвестора над Хозяйственным обществом. Необходимость согласования со специальной правительственной комиссией (которая еще не создана) предусмотрена для иностранных инвесторов или групп лиц в отношении сделок, в результате совершения которых они приобретают право прямо или косвенно распоряжаться более чем 50 % общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал Хозяйственного общества, а также право назначать единоличный исполнительный орган и (или) более чем 50 % состава коллегиального исполнительного органа Хозяйственного общества, и (или) безусловную возможность избирать более чем 50 % состава совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления Хозяйственного общества (ст. 7 Закона). К сделкам, подлежащим предварительному согласованию относятся также сделки, совершенные иностранными государствами, международными организациями, а также находящимися под их контролем организациями, влекущие приобретение права прямо или косвенно распоряжаться более чем 25 % но не более чем 50 % общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы Хозяйственных обществ, или иную возможность блокировать решения органов управления Хозяйственных обществ (ст. 2 Закона). Изъятия в отношении данного правила предусмотрены для сделок, до совершения которых иностранный инвестор уже прямо или косвенно осуществлял контроль более чем над 50 % голосующих акций Хозяйственного общества (ст. 4 Закона). Несколько иные правила установлены в отношении Хозяйственных обществ, осуществляющих геологическое изучение недр и (или) разведку и добычу полезных ископаемых на участках недр федерального значения (ст. 7 Закона). К ним применяются более жесткие ограничения. Сделки, которые нарушают требования Закона, ничтожны (ст. 15 Закона).
Иностранный инвестор должен уведомлять о любой сделке, в результате которой приобретается 5 и более процентов акций (долей) в Хозяйственном обществе (ст. 14 Закона). Закон обязывает иностранного инвестора в течение 180 дней со дня вступления Закона в силу представить в уполномоченный орган в информацию о владении им 5 и более процентов акций (долей), составляющих уставный капитал Хозяйственного Общества, приобретенных до вступления Закона в силу (ст. 16 Закона).
Обращаем внимание на то, что положения Закона применяются к сделкам, совершенным за пределами территории России, если они касаются установления контроля со стороны иностранных инвесторов или групп лиц над Хозяйственными обществами. При этом действие Закона не распространяется на отношения, связанные с осуществлением иностранных инвестиций и урегулированные другими федеральными законами или ратифицированными в установленном порядке международными договорами, участником которых является Россия (ст. 2 Закона). Действие закона также не распространяется на сделки, совершенные до даты его принятия (ст. 16 Закона).
Помимо перечисленных выше положений, Закон подробно регламентирует признаки нахождения Хозяйственного общества под контролем (ст. 5 Закона), дает четкие дефиниции (ст. 3 Закона), прописывает порядок и процедуру предварительного согласования сделок (ст. 12 Закона)
Федеральным законом от 29 апреля 2008 г. N 58-ФЗ действующее законодательство приводится в соответствие с новым Законом. Внесены изменения в Закон «О недрах», федеральные законы «Об оперативно-розыскной деятельности», «О континентальном шельфе РФ», «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью», «Об иностранных инвестициях в РФ», «О связи», «О защите конкуренции», «О государственном регулировании развития авиации», а также в Кодекс об Административных нарушениях и в Арбитражно-процессуальный кодекс.
Анна Белицкая, юрисконсульт компании «Гарант»
Иностранный инвестор — это юридическое или физическое лицо, зарегистрированное на территории иностранного государства, которое имеет правомочия осуществлять инвестиции на территории России. Полное определение понятия дано в законе «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации».
Схожее по теме: Иностранные инвестиции
Также иностранным инвестором может являться физлицо без гражданство, если человек постоянно проживает за территорией России. Также к иностранным инвесторам относятся международные организации, которые имеют право осуществлять вложения на территории РФ. И еще к зарубежным инвесторами относятся непосредственно иностранные государства, которые могут вкладывать средства в экономику страны на основании определенных в России законов.
Иностранный инвестор не имеет права вкладывать средства в предприятия иностранного юрлица, которое контролируется гражданином РФ и (или) российским юрлицом.
Для чего нужны инвестиции из-за рубежа
Внешние инвестиции — это прямой путь к развитию экономики страны. Так, Россия делает быстрые шаги по увеличению притока иностранного капитала в последние годы. Создается множество объединенных российско-японских, российско-китайских, российско-европейских, российско-арабских фондов, и вложения в эту сферу только за 2018 год превысили 1,4 трлн рублей.
Выгода от сотрудничества с иностранными инвесторами — прямая: как для самих инвесторов, так и для предприятий и стран, в чью экономику вкладывают деньги. Предприятия увеличивают производственные мощности, расширяют спектр услуг и товаров, внедряют новые технологии, переходят на новый уровень обслуживания, могут обучать сотрудников новым принципам и схемам деятельности.
На Западе, например, отточены логические и маркетинговые схемы, а на Востоке активно внедряются уникальные инновационные технологии. Этот опыт перенимают российские компании, повышая стоимость товаров и услуг, предлагая новые линейки продуктов. В масштабе страны это выгодно: растет конкурентоспособность, а потребители получают продукцию лучшего качества и ассортимента.
И самый важный момент: компании, которые сотрудничают с иностранными инвесторами в России, в настоящее время получают мощную поддержку со стороны государства. Прежде всего — юридическую, а также финансовую.
Для привлечения иностранных инвестиций предприятие должно разработать стратегический план развития компании, направления деятельности и грамотные инвестиционные предложения, которые заинтересуют вкладчиков из-за рубежа.
Но для России привлечь иностранных инвесторов, в принципе, не является особенной проблемой. Наша страна — источник многочисленных ресурсов, и зарубежные партнеры охотно участвуют в инвест-проектах.
Основные направления вложения средств в России:
- Предприятия и заводы, которые ориентированы на добычу природных ресурсов.
- Вложения в акции и облигации крупнейших компаний.
- Интеллектуальные инвестиции (гранты и льготы для российских студентов и ученых, чьи потенциальные навыки и разработки принесут ощутимую прибыль в будущем). Сюда же можно отнести стартапы, которые спонсируют крупные фонды и частные иностранные инвесторы. Примером служит знаменитый Фонд Сороса.
Иностранные партнеры часто заинтересованы в долгосрочном сотрудничестве и не рассчитывают на быструю окупаемость проектов. Большинство из них являются стратегическими инвесторами: их целью является частичный или полный контроль сегмента рынка.
Риски для иностранных инвесторов и российских партнеров
В любой инвестиционной деятельности присутствуют риски. Но для иностранных вкладчиков и владельцев бизнеса в России они отличаются.
Виды инвестиционных рисков для компаний-инвесторов.
Чистые риски |
||
Название риска |
Определение термина |
Примеры рисков |
Риск физического ущерба |
Форс-мажорные обстоятельства и действия различных лиц, которые влияют на стоимость и ликвидность активов. |
Наводнения, пожары, природные катастрофы, рэкет, хакерство, кражи и так далее |
Регуляторный риск |
Изменения в политике государства, его законах и правовом воздействии на экономику |
Изменения законов не в пользу деятельности компаний, уменьшение льгот, повышение ставки рефинансирования |
Экономический риск |
Негативное влияние на деятельность компании в финансовых вопросах |
Инфляция, конкуренция со стороны поставщиков аналогичных товаров, изменение спроса |
Спекулятивные (инвестиционные) риски |
||
Название риска |
Определение термина |
Примеры рисков |
Кредитные риски |
Риски, связанные с получением кредитов и займов |
Изменение процентной ставки в процессе выплаты кредитов, невозможность своевременного погашения платежей, судебные издержки |
Риски первой стадии инвестиционного цикла |
Эксплуатационные, монтажные риски; риски, связанные с внедрением инфраструктуры |
Сбой при пуско-наладочных работах, замораживание процесса строительства, технические неполадки и недоработки |
Предпринимательские риски |
Процентные, валютные, финансовые, коммерческие риски |
Очень обширный спектр рисков, в которые включены проблемы с поставками и реализацией, нехватка инвестиций, риск потери вложений, слишком большие проценты за использование лизинговых и арендованных мощностей и так далее. |
Страновые риски |
Политические изменения в стране, куда осуществляются инвестиции |
Самая опасная группа рисков. Если в стране-реципиенте резко изменятся политические условия, инвестор может потерять все свои вложения. Сюда относятся межстрановые конфликты, войны, санкции и так далее |
Для российского инвестора риски примерно аналогичные, с той разницей, что у него больше способов влияния на распределение и использование капитала. В российское предприятие можно вложить всего 10% акций и уже иметь возможность управлять деятельностью компании. Но российских инвесторов при этом защищают законы, в большей степени потому, что избыток иностранных инвесторов и их прямое влияние на экономику опасно для страны. Поэтому для иностранных инвесторов всегда существуют определенные ограничения. У российских инвесторов на территории своей страны больше полномочий, а значит — меньше рисков. Кроме того, российским вкладчикам государство предоставляет дополнительные гарантии и льготы, отчего привлечение иностранного инвестиционного капитала становится выгодным.
Защита прав иностранных инвесторов
Нестабильная экономическая обстановка последних лет в России заставляет иностранных инвесторов жестко оценивать уровень защиты своих прав. На территории РФ интересы иностранных вкладчиков, их права гарантируют законы, а отстаивает — арбитражный суд.
В целом иностранный вкладчик имеет право:
- Выступать собственником имущества, земель, ресурсов, в которые он вложил средства и совершать все операции, которые подпадают под российские законы (продавать, отчуждать, сдавать в аренду). Вообще, имущественное право в России — наиболее защищенная правовая отрасль, в которой проще и легче добиться соблюдения своих прав, чем в любой другой сфере (гражданском, уголовном, семейном праве). В этом смысле иностранные вкладчики при условии грамотно составленного договора застрахованы максимально
- Управлять деятельностью компании в доле, определенной в договоре
- Получать компенсацию при национализации объектов инвестирования
- Защищать любые интересы в судебном порядке согласно законам РФ
- Вывозить из России технологии, информацию, продукцию, доходы, которые являются собственностью инвестора
- Принимать участие в приватизации и реструктуризации производства.
Закон вводит понятие «приоритетный инвестиционный проект». Это инвестиционный проект, суммарный объем иностранных инвестиций в который составляет не менее 1 млрд. рублей, или инвестиционный проект, в котором минимальная доля (вклад) иностранных инвесторов в уставном (складочном) капитале коммерческой организации с иностранными инвестициями составляет не менее 100 млн. рублей, включенные в перечень, утверждаемый Правительством РФ. При реализации такого проекта до его окупаемости не будут действовать никакие изменения законодательства РФ ухудшающие налоговый и таможенный режим деятельности предприятия. Установлено, что деятельность иностранных инвесторов и использование ими полученной от инвестиций прибыли могут быть ограничены по сравнению с российскими предпринимателями только федеральными законами в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Филиал иностранного юридического лица, созданный на территории РФ, выполняет часть функций или все функции, включая функции представительства, от имени создавшего его иностранного юридического лица при условии, что цели создания и деятельность головной организации имеют коммерческий характер и головная организация несет непосредственную имущественную ответственность по принятым ею в связи с ведением указанной деятельности на территории РФ обязательствам. Дочерние и зависимые общества коммерческой организации с иностранными инвестициями не пользуются правовой защитой, гарантиями и льготами, установленными настоящим Федеральным законом, при осуществлении ими предпринимательской деятельности на территории РФ. Также установлено, что если иностранное государство или уполномоченный им государственный орган производят платеж в пользу иностранного инвестора по гарантии (договору страхования), предоставленной иностранному инвестору в отношении инвестиций, осуществленных им на территории РФ, и к этому иностранному государству или уполномоченному им государственному органу переходят права (уступаются требования) иностранного инвестора на указанные инвестиции, то в РФ такой переход прав (уступка требования) признается правомерным. Установлено, что иностранный инвестор после уплаты российских налогов и сборов имеет право на свободное использование доходов и прибыли на территории РФ для реинвестирования или для иных легальных целей и на беспрепятственный перевод за пределы РФ доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм в иностранной валюте в связи с ранее осуществленными им инвестициями. Создание и ликвидация коммерческой организации с иностранными инвестициями осуществляются на условиях и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом РФ. Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями с иностранными инвестициями, подлежат государственной регистрации в органах юстиции. Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.