Обязанности педагога социального

Кто такой социальный педагог в школе?

Социальный педагог – это человек, обеспечивающий взаимодействие между семьей, образовательным учреждением, в котором обучается их ребенок и другими организациями.

Школьный социальный педагог занимается изучением психологических и возрастных особенностей всех учащихся школы, организует различные виды социально полезной деятельности, помогает реализовать правовую защиту и социальную поддержку ребенка и семьи, направляет действия родителей и педагогов на предупреждение негативного влияния на развитие личности сложных детей.

Школьный социальный педагог становится организатором внеурочного времени школьника, объединяясь в своей воспитательной работе с родителями. Он координирует работу педагогического коллектива с трудными детьми, семьями, с окружающей социальной микросредой и общественностью микрорайона. Школьный социальный педагог периодически информирует педагогический коллектив школы о психологическом климате в классах, о каждом трудном ребенке и об оказании ему помощи. Детей, исключенных из школы, социальный педагог помогает устроить в другую школу.

Работа социального педагога в школе заключается во взаимодействии с:
• детьми «группы риска»;
• родителями;
• правоохранительными органами;
• социально-незащищенными семьями учащихся;
• педагогическим коллективом.

Содержание работы социального педагога в соответствии с квалификационной характеристикой определяется ее педагогической направленностью. Это означает, что вся его профессиональная деятельность, по сути, представляет собой комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности в учреждениях и по месту жительства обучающихся.
Социальный педагог организует и проводит консультации по вопросам прав и обязанностей, имеющихся льгот и пособий, предлагает возможные варианты решения проблем участников образовательного процесса, обеспечивает социальную помощь и поддержку, используя всю совокупность имеющихся правовых возможностей и средств.

Основные должностные обязанности социального педагога состоят из:

  • организации воспитательной работы в классе;
  • направления на формирование общей культуры личности;
  • адаптацию личности к жизни в обществе;
  • уважение к окружающей природе;
  • изучение психолого-педагогических особенностей личности и ее микросреды, условий жизни;
  • выявление интересов и потребностей воспитанников;
  • раскрытие проблем, конфликтных ситуаций;
  • изучение отклонения в поведении;
  • оказание своевременной социальной помощи и поддержки обучающимся и воспитанникам
  • выступать посредником между личностью и образовательным учреждением, семьей, средой, органами власти;
  • способствовать реализации прав и свобод обучающихся;
  • создавать комфортную и безопасную обстановку, обеспечивать охрану жизни и здоровья обучающихся;
  • создавать условия для развития талантов, умственных и физических способностей обучающихся во внеурочное время;
  • взаимодействовать с учителями, родителями (лицами их заменяющими), специалистами социальных служб, семейных и молодежных служб занятости и других служб в оказании помощи обучающимся, детям, нуждающимся в опеке и попечительстве, детям с ограниченными физическими возможностями, а также попавшими в экстремальные ситуации;
  • участвовать в разработке, утверждении и реализации образовательных программ учреждения, нести ответственность за качество их выполнения в пределах своей компетенции;
  • проводить периодические рейды в семьи учащихся.

Направления работы социального педагога:

  • работа с детьми «группы риска»;
  • профилактика наркомании, алкоголизма, табакокурения;
  • профилактика бродяжничества;
  • работа с детьми-сиротами;
  • работа с детьми, находящимися под опекой;
  • работа с неполными семьями;
  • работа с детьми, родители которых алкоголики;
  • работа с детьми-активистами;
  • работа с детьми-инвалидами и т.д.
  • социальный педагог имеет дело со следующими проблемами:
  • алкоголизм.
  • наркомания.
  • табакокурение.
  • социальная депрессия.
  • бродяжничество.
  • безработица.
  • инвалидность.
  • вынужденная миграция.
  • стихийные бедствия.
  • душевные потрясения.
  • социальная дезадаптация.

Файлы для скачивания:

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

Социального педагога

  1. 1. Общие положения

1.1. Настоящая инструкция составлена в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития РФ от26 августа2010г. № 761н. «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».

1.2. Социальный педагог относится к категории педагогических работников.

1.3.На должность социального педагога назначается лицо:

— имеющее высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлениям подготовки «Образование и педагогика», «Социальная педагогика» без предъявления требований к стажу работы.

— не имеющее или не имевшее судимости, не подвергающееся или не подвергавшееся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности (часть вторая статьи331 Трудового кодекса РФ);

— не имеющее неснятой или непогашенной судимости за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления (часть вторая статьи331 Трудового кодекса РФ);

— не признанное недееспособным в установленном федеральном законом порядке (часть вторая статьи331 Трудового кодекса РФ);

— не имеющее заболеваний, предусмотренных перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения (часть вторая статьи331 Трудового кодекса РФ).

1.4.Настоящая должностная инструкция определяет функциональные обязанности, права и ответственность социального педагога.

1.5.Назначение на должность социального педагога и освобождение от нее производится приказом директора техникума по представлению заместителя директора по УВР.

1.6.Социальный педагог непосредственно подчиняется заместителю директора по учебно-воспитательной работе.

1.7.Социальный педагог по своей работе взаимодействует с преподавателями, учителями, тьюторами, классными руководителями, педагогами дополнительного образования, библиотекарями, педагогом-психологом и другими работниками техникума для решения вопросов, входящих в должностные обязанности.

1.8. Педагог-организатор должен знать:

— Федеральный закон от29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

-Конвенцию о правах ребенка;

-законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность;

— приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;

— основы социальной политики, права и государственного строительства, трудового и семейного законодательства;

— общую и социальную педагогику; педагогическую, социальную, возрастную и детскую психологию;

— основы здоровьесбережения и организации здорового образа жизни, социальной гигиены;

— социально-педагогические и диагностические методики; методы и способы использования образовательных технологий, в том числе дистанционных;

-современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения;

— основы работы с персональным компьютером, с электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;

— методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися (воспитанниками, детьми) разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе;

— технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; социально-педагогической диагностики (опросов, индивидуальных и групповых интервью), навыки социально-педагогической коррекции, снятия стрессов и т.п;

— Правила внутреннего трудового распорядка техникума;

— правила по охране труда и пожарной безопасности.

1.9. Социальный педагог в своей деятельности руководствуется:

— Конституцией РФ;

— Гражданским, трудовым, административным кодексами Российской Федерации;

— Федеральным законом от29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

— Типовым положением об общеобразовательном учреждении (Постановление правительства Российской Федерации от 19.03.2001 г. № 196 с изменениями и дополнениями);

— Уставом и локальными правовыми актами ГБПОУ МГТТ и П (в т.ч. Правилами внутреннего трудового распорядка, Трудовым договором);

— Правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами;

-настоящей должностной инструкцией.

1.10. На время отсутствия социального педагога (отпуск, болезнь, командировка, пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное приказом директора техникума. Данное лицо приобретает соответствующие права и несет ответственность за надлежащее исполнение возложенных на него обязанностей.

  1. 2. Функции

Основными направлениями деятельности социального педагога являются:

2.1.Осуществление комплекса мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности в техникуме и по месту жительства обучающегося.

2.2.Изучение психолого-медико-педагогических особенностей личности, ее микросреды и условий жизни обучающихся.

2.3.Выявление интересов и потребностей, трудностей и проблем, конфликтных ситуаций, отклонений в поведении обучающихся и своевременное оказание им социальной помощи.

2.4.Установление сотрудничества с органами социальной защиты.

  1. 3. Должностные обязанности

Социальный педагог обязан:

3.1.Осуществлять комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности в техникуме и по месту жительства обучающихся. 3.2.Изучать психолого-медико-педагогические особенности личности обучающихся и ее микросреды, условия жизни. 3.3.Выявлять интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении обучающихся и своевременно оказывать им социальную помощь и поддержку. 3.4.Выступать посредником между личностью обучающихся и техникумом, семьей, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов. 3.5.Определять задачи, формы, методы социально-педагогической работы, способы решения личных и социальных проблем, принимать меры по социальной защите и социальной помощи, реализации прав и свобод личности обучающихся . 3.6.Организовать различные виды социально ценной деятельности обучающихся и взрослых, мероприятия, направленные на развитие социальных инициатив, реализацию социальных проектов и программ, участвовать в их разработке и утверждении. 3.7.Способствовать установлению гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде. 3.8.Содействовать созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности обучающихся, обеспечивать охрану их жизни и здоровья.

3.9.Организовать разнообразные виды деятельности обучающихся, ориентируясь на особенности их личности, развитие их мотивации к соответствующим видам деятельности, познавательных интересов, способностей, используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности.

3.10.Участвовать в организации их самостоятельной деятельности, в том числе исследовательской.

3.11.Обсуждать с обучающимися актуальные события современности.

3.12.Участвовать в осуществлении работы по трудоустройству, патронату, обеспечению жильем, пособиями, пенсиями, оформлению сберегательных вкладов, использованию ценных бумаг обучающихся из числа сирот и оставшихся без попечения родителей.

3.13.Взаимодействовать с учителями, преподавателями, тьюторами, родителями (лицами, их заменяющими), специалистами социальных служб, семейных и молодежных служб занятости, с благотворительными организациями и др. в оказании помощи обучающимся, нуждающимся в опеке и попечительстве, с ограниченными физическими возможностями, девиантным поведением, а также попавшим в экстремальные ситуации.

3.14.Участвовать в работе педагогических, методических советов, в других формах методической работы, в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющих) обучающихся.

3.15.Обеспечивать охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса.

3.16. Проходить периодические бесплатные медицинские обследования;

3.17. Выполнять правила по охране труда и пожарной безопасности.

3.18.Исполнять другие поручения руководства техникума, не вошедшие в настоящую должностную инструкцию, но возникшие в связи с производственной необходимостью.

  1. 4. Права

Социальный педагог имеет право:

4.1.Знакомиться с проектами решений руководства техникума, касающимися его деятельности.
4.2. Вносить предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными настоящей инструкцией обязанностями.
4.3. В пределах своей компетенции сообщать непосредственному руководителю о всех недостатках в деятельности отдела, выявленных в процессе осуществления своих должностных обязанностей и вносить предложения по их устранению.
4.4. Запрашивать с согласия непосредственного руководителя или директора техникума от подразделений техникума, отдельных специалистов и руководителей любую информацию и документы, необходимые для выполнения его должностных обязанностей.
4.5. Привлекать специалистов всех (отдельных) структурных подразделений к решению задач, возложенных на него.
4.6. Требовать от руководства техникума оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.

4.7. На защиту прав и интересов, профессиональной чести и достоинства. Его права могут быть защищены юридически, социально и морально.

4.8. Повышать квалификацию.

4.9. Аттестоваться на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию и получать её в случае успешного прохождения аттестации.

4.10. Активно защищать интересы ребёнка, если они нарушаются кем-либо из лиц, ответственных за его обучение и воспитание.

  1. 5. Ответственность

Социальный педагог несет ответственность:

5.1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией,- в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации. 5.2.За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности,- в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации. 5.3.За причинение материального ущерба- в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации. 5.4.За нарушение требования федерального закона «О персональных данных» и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а так же внутренних нормативных актов техникума, регламентирующих вопросы защиты интересов субъектов персональных данных, порядка обработки и защиты персональных данных – в пределах, установленных действующим законодательством Российской Федерации. 5.5. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих функций и обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, приказов, распоряжений, поручений руководства техникума, не вошедшие в настоящую должностную инструкцию, но возникшие в связи с производственной необходимостью и иные правонарушения – в соответствии с действующим законодательством РФ: замечание, выговор, увольнение. 5.6. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, социальный педагог может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Законом Российской Федерации «Об образовании».

  1. 6. Взаимодействия

Социальный педагог:

6.1.Работает в режиме ненормированного рабочего дня по графику, составленному исходя из36-часовой рабочей недели и утвержденному директором техникума;

6.2. Планирует свою работу на каждый учебный год и каждую полугодие под руководством заместителя директора по УВР. План работы утверждается директором техникума не позднее пяти дней с начала планируемого периода;

6.3.Представляет заместителю директора по УВР письменный отчет о своей деятельности объемом не более пяти машинописных страниц в течение 10 дней по окончании каждого учебного полугодия;

6.4.Систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в свою компетенцию, с педагогическими работниками и заместителями директора техникума;

6.5. Информирует администрацию техникума о возникших трудностях на пути осуществления проектов и программ социальной адаптации учащихся;

6.6.Взаимодействует с с учителями, преподавателями, тьюторами, родителями (лицами, их заменяющими), специалистами социальных служб, семейных и молодежных служб занятости, с благотворительными организациями и др.

Работа социального педагога, в отличие от учителя, не связана с уроками, тетрадями и контрольными. Но это особый специалист, без которого не обходится ни одна школа, детский сад, вуз и так далее. Подробнее рассказываем, что это за профессия и чем занимается социальный педагог.

В чём заключается работа социального педагога?

Социальный педагог — своеобразная и по-своему сложная профессия. С одной стороны, специалист должен быть немного психологом. Потому что ему нужно уметь находить подход к «проблемным» детям из неблагополучных семей. Также к школьникам, которые пережили психологическую травму либо просто отстают в учёбе и по-хулигански себя ведут. А с другой стороны, социальному педагогу нужны знания по части воспитания таких ребят, чтобы консультировать родителей, учителей, одноклассников по вопросам общения.

Социальный педагог наблюдает за проблемными детьми или за семьями, где могут каким-либо образом нарушаться права ребёнка. Например, у школьника хорошее поведение и успеваемость, но родители, недобросовестно выполняют свои обязанности. В данном случае задача педагога — заметить уязвимого ребёнка и обратиться в органы опеки. По его инициативе даже могут возбуждаться судебные дела по лишению родительских прав.

Также социальный педагог может проводить работу с детьми-инвалидами. Он оказывает психологическую поддержку семьям, сообщает о возможных льготах для ребёнка-инвалида, организует развлекательные мероприятия, готовит подарки и так далее. В обязанность этого сотрудника входит социально-педагогическая поддержка семей, удочеривших (усыновивших) детей или оформивших опеку. Многие специалисты работают с сиротами в детских домах. Поэтому понятно, что главная цель педагога — помочь потерянным, безнадзорным или уязвимым детям, чтобы они могли нормально себя чувствовать среди ребят из обычных семей и не связались с плохой компанией.

Социальные педагоги нужны в детских садах, школах, учреждениях образования разных ступеней. Главное их место работы — организации по социальной защите населения, детские интернаты

Плюсы и минусы работы социального педагога

Главным плюсом в работе социального педагога является то, что этот специалист помогает ребятам, которым действительно нужна поддержка. Он приходит к потерявшим надежду детям или тем, кто стал на путь грабежа и хулиганства, чтобы вернуть их к нормальной жизни, напомнить, что есть люди, которым они не безразличны. Недостатком лишь можно назвать то, что не всем под силу такой тяжёлый груз ответственности. Впечатлительным и ранимым людям сложно будет справиться с эмоциями в трудных ситуациях.

Куда поступать на социального педагога?

Если ты выбрал профессию социального педагога, то у тебя есть шесть вариантов для поступления. В БГПУ имени Максима Танка и ВГУ имени П. М. Машерова, например, функционирует целый факультет социально-педагогических технологий. Эту же специальность можно освоить на факультете психологии и педагогики и заочном факультете ГГУ имени Франциска Скорины. Есть варианты обучения в Брестской, Могилёвской и Гомельской областях: в БарГУ, МГУ имени А. А. Кулешова и МГПУ имени И. П. Шамякина. Переходи по ссылкам и изучай условия поступления.

Хочешь проверить, подходит ли тебе профессия социального педагога? Пройди бесплатные профориентационные тесты Адукар, чтобы быть уверенным в своём выборе. Спасибо, что дочитал до конца. Мы рады, что были полезны. Чтобы получить больше информации, посмотри ещё:

Обеспечить нормальное безболезненное включение ребенка в общество — вот суть должностных обязанностей социального педагога. Поэтому в должностной инструкции социального педагога так много внимания уделено контактам с родителями, коллегами-педагогами, представителями детских и молодежных организаций, чиновниками и т. д. В нашем образце должностной инструкции социального педагога приведены основные функциональные обязанности специалиста этого направления.

К списку должностных инструкций

Должностная инструкция социального педагога

УТВЕРЖДАЮ
Генеральный директор
Фамилия И.О. ________________
«________»_____________ ____ г.

1. Общие положения

1.1. Социальный педагог относится к категории специалистов.
1.2. Социальный педагог назначается на должность и освобождается от нее приказом приказом директора учреждения.
1.3. Социальный педагог подчиняется непосредственно директору учреждения.
1.4. На время отсутствия социального педагога (отпуск, болезнь, пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное приказом директора учреждения.
1.5. На должность социального педагога назначается лицо, отвечающее следующим требованиям: высшее образование по специальности «Социальная педагогика» или высшее педагогическое образования с последующей переподготовкой и присвоением квалификации «Социальный педагог».
1.6. Социальный педагог должен знать:
— законы РФ, постановления и решения Правительства РФ и федеральных органов по вопросам образования;
— основы социальной политики, права и государственного строительства, трудового и семейного законодательства;
— общую и социальную педагогику;
— педагогическую, социальную, возрастную и детскую психологию;
— социально-педагогические и диагностические методики.
1.7. Социальный педагог руководствуется в своей деятельности:
— законодательными актами РФ;
— Уставом учреждения, Правилами внутреннего трудового распорядка, другими нормативными актами учреждения;
— приказами и распоряжениями руководства;
— настоящей должностной инструкцией.

2. Должностные обязанности социального педагога

Социальный педагог выполняет следующие должностные обязанности:
2.1. Осуществляет комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности в учреждениях и по месту жительства обучающихся (воспитанников, детей).
2.2. Изучает психолого-медико-педагогические особенности личности обучающихся (воспитанников, детей) и ее микросреды, условия жизни.
2.3. Выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении обучающихся (воспитанников, детей) и своевременно оказывает им социальную помощь и поддержку.
2.4. Выступает посредником между личностью обучающихся (воспитанников, детей) и учреждением, семьей, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов.
2.5. Определяет задачи, формы, методы социально-педагогической работы, способы решения личных и социальных проблем, принимает меры по социальной защите и социальной помощи, реализации прав и свобод личности обучающихся (воспитанников, детей).
2.6. Организует различные виды социально ценной деятельности обучающихся (воспитанников, детей) и взрослых, мероприятия, направленные на развитие социальных инициатив, реализацию социальных проектов и программ, участвует в их разработке и утверждении.
2.7. Содействует созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности обучающихся (воспитанников, детей), обеспечивает охрану их жизни и здоровья.
2.8. Осуществляет работу по трудоустройству, патронату, обеспечению жильем, пособиями, пенсиями, оформлению сберегательных вкладов, использованию ценных бумаг обучающихся (воспитанников, детей) из числа сирот и оставшихся без попечения родителей.
2.9. Взаимодействует с учителями, родителями (лицами, их заменяющими), специалистами социальных служб, семейных и молодежных служб занятости, с благотворительными организациями и др. в оказании помощи обучающимся (воспитанникам, детям), нуждающимся в опеке и попечительстве, с ограниченными физическими возможностями, девиантным поведением, а также попавшим в экстремальные ситуации.
2.10. Оказывает консультационную социально-педагогическую помощь родителям, педагогам, сотрудникам других учреждений.

3. Права социального педагога

Социальный педагог имеет право:
3.1. В пределах своей компетенции от имени школы устанавливать деловые отношения с учреждениями образования, спорта, здравоохранения, культуры, правопорядка, социальной защиты, детскими и молодежными организациями, службами психологической и социально-педагогической помощи, органами местного самоуправления и власти, средствами массовой информации в целях социально-педагогической помощи учащимся, защиты их прав, здоровья и жизни.
3.2. По вопросам, находящимся в его компетенции, вносить на рассмотрение руководства учреждения предложения по улучшению деятельности учреждения и совершенствованию методов работы; замечания по деятельности работников учреждения; варианты устранения имеющихся в деятельности учреждения недостатков.
3.3. Давать в рамках своих полномочий обязательные распоряжения педагогам и обучающимся.
3.4. Требовать от руководства создания нормальных условий для выполнения служебных обязанностей.
3.5. Принимать решения в пределах своей компетенции.

4. Ответственность социального педагога

Социальный педагог несет ответственность:
4.1. За невыполнение и/или несвоевременное, халатное выполнение своих должностных обязанностей.
4.2. За несоблюдение действующих инструкций, приказов и распоряжений по сохранению конфиденциальной информации.
4.3. За нарушение правил внутреннего трудового распорядка, трудовой дисциплины, правил техники безопасности и противопожарной безопасности.

К списку должностных инструкций

2. Социальный педагог в учреждениях системы образования

В рамках учреждений Министерства образования Российской Федерации социально-педагогическая деятельность осуществляется штатными социальными педагогами образовательных учреждений, учреждений интернатного типа. К числу новых учреждений системы Министерства образования, формирующихся в последние годы, относятся центры психолого-педагогической и медико-социальной помощи, которые оказывают методическую помощь психологам, социальным педагогам, учителям общеобразовательных школ, а также оказывают комплексную медико-психолого-педагогическую помощь семье и детям. В системе Минобразования функционирует также сеть пенитенциарных специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, куда направляются дети и подростки с девиантным поведением по решению Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Социально-педагогические функции выполняют система профтехобразования, сеть учреждений поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (детские дома, школы-интернаты для детей с недостатками умственного и физического развития), учреждения дополнительного образования, клубы по месту жительства, специалисты по организации детского и молодежного движения .

Школа – одно из традиционных мест деятельности социальных педагогов. Введение ставки социального педагога в школе определяется статьей 55 Федерального закона РФ «Об образовании». На основе отечественной и зарубежной практики можно сформулировать следующие цели социально-педагогической деятельности в образовательном учреждении :

— способствовать устранению и преодолению специфических трудностей в процессе социализации школьников из социально неблагополучных семей и слоев общества;

— развивать процесс опережающей социализации, т. е. знакомство всех учащихся, независимо от их происхождения, с их ролевыми перспективами и шансами в обществе, с общественными запросами, готовить их к критическому восприятию этих перспектив;

— способствовать развитию личности и ее ориентации в социальных процессах на стадии обучения и выбора профессии;

— участвовать в разрешении потенциальных и готовых вспыхнуть конфликтов.

Чтобы реализовать эти цели, социальный педагог в школе:

— использует методы анализа, консультирования, лечения и активизации, охватывая в своей деятельности не только самих учащихся, но и их родителей как целую группу;

— тесно сотрудничает с учителями, школьными психологами и врачами, стремится привлечь к сотрудничеству всех, кто проявляет понимание и интерес к его работе;

— оказывает всестороннюю помощь отдельным ученикам (воспитанникам) и группам, используя методы групповой педагогики, работает с учительским коллективом;

— воздействует на позитивное изменение социального поля в школе.

Согласно Тарифно-квалификационным характеристикам (требованиям) по должнос-тям работников учреждений образования Российской Федерации социальный педагог:

— осуществляет комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности в учреждениях и по месту жительства обучающихся (воспитанников, детей);

— изучает психолого-медико-педагогические особенности личности обучающихся (воспитанников, детей) и ее микросреды, условия жизни;

— выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении обучающихся (воспитанников, детей) и своевременно оказывает им социальную помощь и поддержку;

— выступает посредником между обучающимся (воспитанником, ребенком) и учреждением, семьей, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов;

— определяет задачи, формы, методы социально-педагогической работы, способы решения личных и социальных проблем, принимает меры по социальной защите и помощи, реализации прав и свобод личности обучающихся (воспитанников, детей);

— организует различные виды социально ценной деятельности обучающихся (воспитанников, детей) и взрослых, мероприятия, направленные на развитие социальных инициатив, реализацию социальных проектов и программ, участвует в их разработке и утверждении;

— способствует установлению гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде;

— содействует созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности обучающихся (воспитанников, детей), обеспечивает охрану их жизни и здоровья;

— осуществляет работу по трудоустройству, патронату, обеспечению жильем, пособиями, пенсиями, оформлению сберегательных вкладов, использованию ценных бумаг обучающихся (воспитанников, детей) из числа сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

— взаимодействует с учителями, родителями (лицами, их заменяющими), специалистами социальных служб, семейных и молодежных служб занятости, с благотворительными организациями и др. в оказании помощи обучающимся (воспитанникам, детям), нуждающимся в опеке и попечительстве, с ограниченными физическими возможностями, девиантным поведением, а также попавшим в экстремальные ситуации.

С точки зрения санкт-петербургских специалистов, основными задачами социального педагога образовательного учреждения являются социальная защита прав детей, создание благоприятных условий для развития ребенка, установление связей и партнерских отношений между семьей и образовательным учреждением.

Социальный педагог является равноправным членом педагогического коллектива. Он принимает участие в работе педагогических советов и методических объединений.

Учитывая специфический характер социально-педагогической деятельности, режим работы социального педагога должен быть вариативным, гибким.

График работы социального педагога утверждается руководителем образовательного учреждения. При составлении графика учитывается время, затраченное на выполнение служебных обязанностей вне учреждения образования.

Вопросы оплаты труда, отпуска, социальной защиты специалиста решаются в соответствии с действующим законодательством.

Существуют авторские разработки функционала социального педагога в образовательном учреждении. Приведем пример характеристики Санкт-Петербургской социально-педагогической службы образовательных учреждений.

Основные направления социально-педагогической работы с детьми в образовательном учреждении :

— учет всех детей школьного возраста, проживающих в микрорайоне данного образовательного учреждения, изучение их социального положения и условий жизни;

— контроль за передвижениями учащихся (переход в другую школу и т.д.);

— предупреждение отсева учащихся из образовательного учреждения;

— изучение социальных проблем обучающихся (воспитанников), условий их возникновения и разрешения с учетом возможностей образовательного учреждения;

— учет педагогически и социально неблагополучных семей; установление контактов и взаимодействий с КДН (комиссия по делам несовершеннолетних) и ОППН (отдел по профилактике правонарушений несовершеннолетних);

— осуществление мер по социальной защите детей из многодетных, неполных и малообеспеченных семей, детей, оставшихся без попечения родителей;

— создание условий для безопасности личности обучающихся (воспитанников), охраны их жизни и здоровья, оказание помощи попавшим в экстремальные и кризисные ситуации;

— осуществление мер по трудоустройству обучающихся (воспитанников) и взаимодействие со специалистами служб занятости района и города;

— объединение усилий различных государственных учреждений, социальных служб, общественных организаций и частных лиц по оказанию необходимой помощи социально незащищенным обучающимся (воспитанникам) и их семьям.

В случае уточнения специализации функции и содержание деятельности также конкретизируются. Рассмотрим некоторые примеры специализаций социального педагога.

Деятельность социального педагога в условиях микрорайона, общеобразовательной школы, детского сада

— выявление несовершеннолетних детей, которые вследствие смерти родителей, лишения их родительских прав, отобрания детей у родителей без лишения родительских прав, признания родителей безвестно отсутствующими или недееспособными, объявления их умершими, длительной болезни родителей, отбывания родителями наказания в местах заключения и нахождения их под стражей в период следствия остались без попечения единственного или обоих родителей, а также детей, имеющих родителей, но нуждающихся в помощи государства в связи с трудным положением в семье, уклонением родителей от участия в их воспитании, детей с нарушениями умственного и физического развития;

— обеспечение устройства на дальнейшее воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, нуждающихся в помощи государства, в семьи граждан под опеку или попечительство, усыновление, в детские дома семейного типа, интернатные учреждения всех типов, в специальные учебные заведения;

— принятие мер по защите и сохранности имущества и жилой площади, принадлежащих несовершеннолетнему, оставшемуся без попечения родителей;

— взаимодействие с правоохранительными органами, службами социальной защиты и занятости населения, жилищно-коммунального хозяйства и т.п. по вопросам защиты личных, имущественных и жилищных прав несовершеннолетних детей и распространения на них льгот, предусмотренных Правительством РФ;

— участие в судебных заседаниях по делам о несовершеннолетних детях;

— осуществление наблюдения за условиями жизни и воспитания, состоянием здоровья детей, находящихся под опекой или попечительством граждан;

— разрешение конфликтных ситуаций несовершеннолетних детей со взрослыми, выявление отклонений в поведении детей и подростков и оказание им экстремальной социально-экономической помощи и поддержки;

— посредническая деятельность между личностью несовершеннолетнего и школой, детским домом, семьей, средой, властью;

— поддержание партнерских отношений с семьей детей и подростков с целью совместного решения проблем воспитания и развития личности ребенка;

— взаимодействие с педагогами, родителями (лицами, их заменяющими), специалистами социальных служб и др. в оказании помощи детям, оставшимся без попечения родителей, детям, нуждающимся в помощи государства, в предоставлении им льгот, предусмотренных Правительством Российской Федерации;

— реализация прав и свобод обучающихся, создание для них комфортной и безопасной обстановки, обеспечение сохранности их жизни и здоровья, выполнение обязательного всеобуча;

— информирование (ежегодно) районного, городского органа управления образованием о проделанной работе по охране личных и имущественных прав и интересов детей и молодежи.

Социальный педагог в детских дошкольных и внешкольных учреждениях

Влияние социальной педагогики на дошкольное детство началось с реализации многоплановой программы «Детский сад-ясли на дому”, в рамках которой фактически апробировался уникальный вариант социальных педагогов семейного, домашнего типа, работающих с дошкольниками. Затем стали появляться гувернеры, ориентированные специально на работу с дошкольниками в семье. Внедрение этих программ сразу же приняло межведомственный характер. В них участвовали органы народного образования, культуры, здравоохранения, депутатские группы на местах, профсоюзы, педагоги, работники культуры и спорта, детского питания, широкая общественность.

Особенно успешно эти приемы нашли свое применение на селе. Детский сад-ясли на дому – филиал базового детского дошкольного учреждения – становился очагом социальной работы и создавался в целях увеличения охвата социально-педагогическим влиянием дошкольников, создания им элементарных условий для развития и подготовки к школе при непосредственном участии матери в процессе воспитания, с использованием национальных традиций, особенностей народной педагогики и семейного воспитания.

Детский сад-ясли на дому обычно создается на базе нескольких (чаще всего многодетных) семей, где имеются соответствующие жилищно-бытовые условия. Если таких помещений нет, то они предоставляются местными органами власти, за которые предоставляется аренда. Все сотрудники детского сада-ясли на дому обязательно являются матерями или членами многодетных семей. Независимо от выполняемых функций все сотрудники проходят специальную социально-педагогическую подготовку. Местными органами народного образования и базовым детским садом он обеспечивается штатом, необходимым оборудованием, инвентарем, учебно-методической литературой, играми, игрушками.

Проведение лечебно-профилактических и оздоровительных мероприятий в филиале базового детского дошкольного учреждения осуществляют территориальные лечебно-профилактические учреждения. Питание организуется подразделением общепита при участии местных органов власти.

Предусмотрен комплекс мер по оказанию методической помощи социальному педагогу. Программа воспитания детей перерабатывается с учетом региональных областей. Общее руководство работой детских садов-яслей на дому осуществляют заведующая базовым детским садом и местные органы социальной защиты. Финансирование осуществляется из бюджетных средств, предусмотренных на содержание социально-культурных учреждений в соответствующих регионах.

Главное — активизируются социально-педагогические функции семьи, сохраняются богатейшие традиции народов России, основанные на культуре домашнего очага, законах народной педагогики, формирующее в детях уважение к старшему, заботу о младшем и близком, человеческую доброту и отзывчивость.

Практикуются еще ряд интересных форм социальной заботы о дошкольниках и их семьях, например, дошкольный микрорайонный центр, который организуется на базе лучшего детского сада микрорайона, который ассимилирует новые виды групп, возникающих по инициативе родителей, а также создает другие формы социальной работы с дошкольниками, необходимые населению микрорайона (автор идеи – Н.А. Гришаева, научный сотрудник). Это могут быть прогулочные группы, центр эстетического воспитания детей, который выявляет и развивает творческие способности детей, а также мини-школа, спортивно-оздоровительный центр, группа изучения иностранного языка, различные кружки, микрорайонный логопедический центр. ДМЦ (дошкольный микрорайонный центр) позволяет гармонично сочетать интересы и потребности детей и родителей, объединить традиционные детские комплексы в маленькие уютные домашние группы, максимально приблизить дошкольные учреждения к дому с помощью социальных педагогов. Центр помогает выявить интересы и склонности ребенка, создает условия для развития его способностей, полноценной подготовке к школе.

Социальный педагог в микрорайоне (по месту жительства)

Одна из практикуемых форм деятельности социального педагога в микрорайоне – это создание спортивных баз, культурных и реабилитационных центров на базе прежних клубов по месту жительства, создание различных объединений для совместного времяпрепровождения в выходные дни: походы, спортивные соревнования, проведение утренней зарядки детей и взрослых, создание различных дворовых команд и секций, ремонтных бригад из детей и подростков, открытие клубов по интересам, оборудование спортивных площадок и стадионов, площадок для малышей, создание домовой библиотеки.

Но! В современных условиях возникает практика совместной социальной работы с детьми и в школе, и по месту жительства. Эта практика деятельности по единому плану воспитательной работы в микрорайоне и школе объединяет школу и все социальные службы в решении общей проблемы воспитания и защиты детей. Главным в этом единении является ребенок, личность. Такова практика социально-педагогических центров, комплексов Москвы, Екатеринбурга, Санкт-Петербурга и других городов. Эксперимент создания социально-педагогического комплекса в России был начат еще в конце 60-х годов с целью заполнить пробел во времени молодых людей с пользой. Для этого надо организовать, говорили спортивные функционеры, по месту жительства, в зонах отдыха, при спортивных сооружениях клубы – организации досуга молодежи. Началась компания по созданию этих клубов, выделены были средства в ЖКО для педагогов-организаторов. Инициативу подхватил комсомол: были организованы Всесоюзные турниры «Кожаный мяч”, «Золотая шайба”, «Оранжевый мяч” и др. Хорошая идея создания клубов по месту жительства с целью повышения массовости превратилась в подготовку спортивных резервов. Это были поиски новых форм воспитания, привлечения к заботе о детях всего общества.

В настоящее время социальный педагог в микрорайоне может иметь разные специализации, из особенностей которых вытекает соответствующая направленность его социально-педагогической деятельности:

социальный педагог — эколог;

социальный педагог — этнолог;

социальный педагог — валеолог;

социальный педагог — организатор физкультурно-массовой оздоровительной работы;

социальный педагог — организатор технического творчества детей.

Так, например, этапы деятельности социального педагога – организатора физкультурно-массовой оздоровительной работы в микрорайоне:

1 этап – социологический анализ микрорайона, предусматривающий выявление неблагополучных семей, подростков с девиантным поведением; оценка состояний спортивных сооружений. В течение определенного времени педагогу-организатору необходимо побывать в местах массовых игр детей, выяснить в личной беседе их отношение к физической культуре, к техническому творчеству.

2 этап — ознакомительные беседы с директорами школ, воспитателями дошкольных учреждений, учителями физической культуры, воспитателями внешкольной и внеклассной работы, с администрацией спортивных сооружений; работниками общественных организаций, милицией и т. д. Все это позволит решить первостепенную задачу – создание актива и общественного совета. На заседаниях совета рассматриваются и решаются разнообразные вопросы: планирование физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы, открытие секций и кружков, проведение соревнований и спортивных праздников, строительство игровых площадок и контроль за состоянием уже имеющихся и др. В своей работе педагог-организатор должен опираться на домоуправления, районные комитеты по физической культуре и другие организации.

3 этап — создание по месту жительства физкультурного коллектива.

Агитационно-пропагандистская работа социального педагога-организатора физкультурно-оздоровительной работы по месту жительства имеет большое воспитательное значение. Формами агитационно-пропагандистской работы может быть наглядная агитация (плакаты, уголок физической культуры); просмотр научно-популярных и художественных фильмов, телепередач с последующим обсуждением, физкультурные праздники, спортивные соревнования и конкурсы, а также лекции, диспуты, консультации для детей и взрослых по вопросам физической культуры и спорта.

Социальный педагог в доме является своеобразным связующим звеном между семьей и различными государственными и негосударственными учреждениями, социальными институтами: школой, дошкольными учреждениями, правоохранительными органами, учреждениями культуры, спорта, здравоохранения, социального обеспечения. По мере необходимости он привлекает различные структуры социальной защиты: депутатов, специалистов-консультантов (психологов, медиков, юристов, органы охраны порядка).

Благодаря социальному педагогу в доме может быть устранен естественно целый ряд формально-отписочных, эпизодически возникающих вторжений в семью, раздражающих членов семьи и ничего не дающих ей в целом.

Взамен этого создается возможность опосредованных, заранее планируемых длительных и действенных мер, к числу которых относятся: налаживание контактов, изменение позиций членов семьи в системе семейных отношений, организация свободного времени, формирование разносторонних интересов, трудовой и познавательной активности, решение конкретных проблем, возникающих в повседневной жизнедеятельности семьи.

Повышение субъективной позиции семьи: успех этого определяется умением социального педагога подбирать актив в доме, создавать опору из числа самых заинтересованных, самых исполнительных жителей. Поле их деятельности – активное изучение социально-педагогических возможностей микрорайона, определение содержания социальной работы по месту жительства, активное влияние на неблагополучные семьи, поддержка и развитие социальных инициатив среди взрослых и детей.

Семья выступает как специфический объект социальных воздействий, когда педагогические усилия направляются на нейтрализацию ее отрицательного влияния на детей, перестройку отношений в семье, создание основ формирования социально значимых ценностей. Нельзя ждать, когда семья сама, добровольно и сознательно займется преодолением собственных трудностей, так как кризисы и противоречия, будучи затяжными, могут не осознаваться как опасные.

Составляющими «семейной» специализации социального педагога являются :

— планирование семьи, укрепление семейных взаимоотношений, воспитание, развитие, образование, социальная защита детей, укрепление их здоровья, уход за детьми, ведение домашнего хозяйства, организация семейного досуга, повышение культурного и образовательного уровня родителей;

— помощь в преодолении семейных конфликтов, в оформлении опекунства, усыновления, в заботе о детях с отклонениями в умственном и физическом развитии;

— вмешательство в случае жестокого обращения с детьми, физического или психического насилия над ними;

— работа с неблагополучными семьями;

— помощь семьям в кризисных ситуациях (развод, воспитание в неполной семье, повторный брак, появление нежеланного ребенка, бедность, безработица, неспособность родителей к воспитанию, пьянство, наркотическая зависимость, проституция, рэкет в отношении семьи, принуждение неблагополучной семьи в продаже квартиры за долги);

— помощь семьям, имеющим межэтнические, межпоколенные проблемы, проблемы на религиозной почве.

Социальный педагог в интернатных учреждениях

В учреждениях интернатного типа социальные педагоги осуществляют связь с социальными службами и службами занятости, оказывают помощь администрации учреждения в вопросах охраны прав воспитанников и выпускников, их социальной адаптации. Социальный педагог в данном типе учреждений осуществляет:

— сбор недостающих в личном деле воспитанника документов и сведений о родителях, братьях и сестрах, наличии и сохранности имущества, квартиры, ценных бумаг, открытие счетов в Сбербанке;

— взаимодействие с судом, загсом, комитетом социальной защиты населения, органами управления образованием и здравоохранением, нотариатом и т. д. по вопросам назначения и выплаты алиментов с родителей при лишении их родительских прав, перечисления пенсий по утрате родителей, сохранности имущества, закрепления права на ранее занимаемую жилую площадь;

— обеспечение защиты личных прав воспитанников: получение общего среднего образования, предоставление свободного времени в распорядке дня, исключение вредного влияния, своевременное получение паспорта и прописки и т. д.;

— обеспечение льгот, предусмотренных Правительством России, в период обучения детей, при выпуске их и поступлении на учебу или работу;

— оказание помощи выпускникам, оставшимся без попечения родителей, в поступлении на учебу или работу и получении благоустроенного жилья, комнаты в общежитии;

— связь с выпускниками до достижения ими 18 лет;

— ведение картотеки на выпускников.

Самая первая и самая главная – это проблема работы с новичком. Социальный педагог помогает прижиться ребенку, освоиться. Для ребенка это процесс не простой. Важно расположить его к «дому”, к новому коллективу взрослых и детей. Это новый мир, новые отношения и, естественно, ребенок волнуется. Необходимо, чтобы с первой минуты он окунулся в атмосферу участия, тепла, атмосферу заботы о его судьбе.

Малыши, отторгнутые от родителей, часто плачут, ждут, когда за ними придет мама. Важно дать ребенку почувствовать, что он другим людям не безразличен.

Прибывающие подростки по семье не скучают, но также вначале не могут усвоить порядок и требования приюта, детского дома. Одни подростки, стремясь утвердиться, занимают позицию изолированности, стараются отгородиться ото всех. Другие – оказывают сопротивление требованиям коллектива приюта, третьи – демонстративно игнорируют эти требования, четвертые – настроены агрессивно ко всем и ко всему. Здесь главная особенность работы социального педагога – умение понять подростка, понять его судьбу, суметь убедить подростка, что его жизнь в приюте будет лучше, то есть настроить на оптимизм. Поэтому спокойное и доброжелательное отношение социального педагога к ребенку, к подростку может растопить лед первых дней его пребывания в приюте.

Трудовое воспитание – важный элемент в реабилитации детей и подростков. Постепенно приучают к самообслуживанию, прививают ответственность за проделанную работу, оплату за производственный труд, интерес к творчеству, чтобы воспитанник не считал выполняемую работу бесполезной.

Социальный педагог знает интересы, потребности, способности, мотивы поведения, психологические особенности любого ребенка. Педагог внушает уверенность в своих силах, в реальности изменения своей жизни. Он знает все нюансы отношений воспитанников в группе, степень влияния группы на любого подростка.

Социальный педагог в других образовательных учреждениях

В образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, социальный педагог принимает меры по выявлению причин социальной дезадаптации детей и оказывает им социальную помощь, осуществляет связь с семьей, а также с органами и организациями по вопросам трудоустройства детей и подростков, обеспечения их жильем, пособиями и пенсиями.

В специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением (открытого и закрытого типа) социальный педагог осуществляет связь со службами социальной защиты населения по месту жительства воспитанников, поддерживает связь с родителями (лицами, их заменяющими) путем переписки, посещения их на дому, личных бесед, проведения родительских собраний.

Во многих современных образовательных учреждениях создаются социальные службы, призванные организовать совместную деятельность администрации, учеников (воспитанников) и их родителей, педагогического коллектива, представителей общественных структур, сотрудничающих с образовательным учреждением для педагогизации среды жизнедеятельности учащихся (воспитанников) и оказания квалифицированной и своевременной социальной поддержки и помощи. Социальная служба должна выполнять следующие функции:

— выступать поручителем, обеспечивать социальные гарантии каждому члену школьного коллектива;

— охранять и защищать личность, ее права, интересы и труд;

— создавать условия для безопасной, комфортной творческой жизни учащихся;

— оказывать помощь и поддержку нуждающимся учащимся и учителям;

— налаживать взаимоотношения в коллективе, препятствовать психическому насилию над личностью;

— изучать общественное мнение в школьном коллективе;

— организовывать социально-психологическую и правовую консультации для учащихся, педагогов, школьной администрации, родителей;

— организовывать работу школьного телефона доверия;

— способствовать здоровому образу жизни членов коллектива.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *