Общение с пациентом

  • Авторы
  • Файлы
  • Литература

Савункина А.А. 1 Богданова Т.А. 1 1 МАОУ ВПО «Краснодарский муниципальный медицинский институт высшего сестринского образования» 417 KB 1. Веселова Е.К. Психологическая деонтология: мировоззрение и нравственность. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2002г. 2. Руденко А.М. Психология для медицинских специальностей Учебное пособие. Ростов-н/Д:ИЦ Феникс.2009г. 3. Полянцева О.И. Психология для средних медицинских учреждений : учебное пособие / О.И. Полянцева. – Изд. 4-е, испр. – Ростов н/Д: Феникс, 2008.

Основными условиями эффективности профессионального общения медработника являются: демонстрация доброжелательности, такта, внимания, интереса, профессиональной компетентности. Необходимо знать особенности психологического отражения своего состояния пациентами разного возраста и осуществлять соответственно по отношению к ним деонтологическую тактику общения.

Изначально деонтология (от греч. δ?ον — должное) являлась учением о проблемах морали и нравственности, разделом этики. Этот термин был введен Бентамом в своей работе «Деонтология, или наука о морали» для обозначения теории нравственности как науки о морали. Основы деонтологии в отечественной медицине заложил заслуженный советский онколог Н.Н.Петров. Впоследствии наука сузилась до характеристики проблем человеческого долга, рассматривая долг как внутреннее переживание принуждения, задающегося этическими ценностями. В ещё более узком смысле деонтология была обозначена, как наука, изучающая конкретно медицинскую этику, правила и нормы взаимодействия медицинского работника с коллегами и пациентом.

Работа с маленькими пациентами – это дело чрезвычайно сложное и ответственное. Установление психологического контакта с пациентом–ребенком имеет зачастую не меньшее значение, чем лечебные процедуры. Для детей характерны такие психологические особенности как отсутствие осознания болезни в целом, неумение фор­мулировать жалобы, сильные эмоциональные реакции на отдельные симптомы болезни, восприятие лечебных и диагностических процедур как устрашающих мероприятий, усиление дефектов характера и воспитания ребенка в период болезни, чувство страха, тоски, одиночества в стенах лечебного учреждения, вдали от родителей.

Деонтологической тактикой в работе с детьми будет эмоциональное теплое отношение, отвлечение от болезни, организация нешумных игр, чтение, проведение процедур с уговорами. А также немаловажным является профессиональное обращение с родственниками больного ребенка.

Специфика ухода зависит от возрастной категории ребенка, характера и тяжести его заболевания. Медицинский работник, выполняя свой профессиональный долг, обязан обеспечить оказание, ему необходимой медицинской помощи, используя все достижения современной медицины и всеми мерами избежать нанесения своими действиями какого-либо вреда его физическому состоянию и психике.

Психологические особенности работы с подростками зависят от индивидуальных особенностей личности – характера, темперамента, индивидуального опыта. Психологическими особенностями подростков являются: преобладание психологической доминанты возраста – «притязание на взрослость», бравада как форма самозащиты при внутренней психологической ранимости, пренебрежительное отношение к болезни факторам риска.

Подростки в подавляющем большинстве случаев, осознавая свое болезненное состояние, угрожающую им опасность и необходимость лечения, мобилизуют свою волю на активное противодействие болезни, подавляют свой страх и отрицательные эмоции, связанные с предстоящим лечением. Деонтологической тактикой при работе с подростами является общение с учетом возрастных психологических особенностей, опоры на самостоятельность и взрослость подростка.

Психологические особенности работы с пациентами работоспособного возраста, как и с подростками, зависят от индивидуальных особенностей личности. Медицинскому работнику необходимо, прежде всего, выяснить отношение к болезни, медперсоналу, позицию на взаимодействие пациента с медперсоналом.

Ориентация на трудовую и социальную реабилитацию будет лучшей деонтологической тактикой. Кроме того, выбор тактики общения лучше проводить в зависимости от внутренней картины болезни, а также корректировать неадекватные установки тревожно-мнительных пациентов.

Установление психологического контакта с пациентами пожилого и старческого возраста является делом довольно сложным и ответственным, требующим специальных навыков, большого внимания и терпения. Для пациентов пожилого и старческого возраста характерна такая психологическая доминанта возраста, как «уходящая жизнь», «приближение смерти», чувство тоски, одиночества, нарастающая беспомощность; такие неприятные возрастные изменения как снижение слуха, зрения, памяти, сужение интересов, повышенная обидчивость, ранимость, а также снижение возможности самообслуживания; интерпретация болезни только через возраст, отсутствие мотивации к лечению и выздоровлению.

Деонтологическая тактика при работе с пожилыми пациентами будет поддержание у последнего ощущения собственной значимости, подчеркнуто уважительное, тактичное, деликатное отношение без фамильярности и нравоучений; ориентация на двигательную активность и мотивация на выздоровление.

Общение медицинского работника с пациентом – важнейший элемент процесса лечения. Одним из значимых условий для установления взаимопонимания между медицинским работником и пациентом является ощущение поддержки. Если пациент осознает, что медперсонал намерен помогать, а не заставлять, то и он активнее участвует в лечебном процессе. Когда медперсонал проявляет понимание, человек уверен, что его жалобы услышаны, зафиксированы в сознании медицинского работника, и тот их обдумывает. Это чувство укрепляется, когда медицинский работник говорит: «Я Вас слышу и понимаю” – или выражает это взглядом или кивком головы. Уважение подразумевает признание ценности человека как личности. Особенно важно это на этапах сбора анамнеза, когда медицинский работник знакомится с обстоятельствами жизни пациента. Сочувствие – ключ к установлению сотрудничества с пациентом. Нужно суметь поставить себя на место больного и взглянуть на мир его глазами. Важно понимать и учитывать внутреннюю картину заболевания – все то, что испытывает и переживает пациент, не только его местные ощущения, но и общее самочувствие, самонаблюдение, его представление о своей болезни, о ее причинах. При хорошем контакте с медицинским работником пациент скорее выздоравливает, а применяемое лечение имеет лучший эффект.

Очень важным моментом в работе медицинского работника является умение понять пациента, поддержать его, настроить на выздоровление независимо от возраста пациента. Это является основой лечебной деятельности медицинского работника.

Библиографическая ссылка

Савункина А.А., Богданова Т.А. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ПАЦИЕНТАМИ РАЗНОГО ВОЗРАСТА // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 11-6. – С. 931-933;
URL: http://www.expeducation.ru/ru/article/view?id=9526 (дата обращения: 29.09.2020).Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» (Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления) «Современные проблемы науки и образования» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.791 «Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074 «Современные наукоемкие технологии» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.909 «Успехи современного естествознания» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.736 «Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований» ИФ РИНЦ = 0.570 «Международный журнал экспериментального образования» ИФ РИНЦ = 0.431 «Научное Обозрение. Биологические Науки» ИФ РИНЦ = 0.303 «Научное Обозрение. Медицинские Науки» ИФ РИНЦ = 0.380 «Научное Обозрение. Экономические Науки» ИФ РИНЦ = 0.600 «Научное Обозрение. Педагогические Науки» ИФ РИНЦ = 0.308 «European journal of natural history» ИФ РИНЦ = 1.369 Издание научной и учебно-методической литературы ISBN РИНЦ DOI

Недовольные друг другом

Часто пациенты недовольны тем, как складывается их общение с врачами в стенах медицинской организации. Пациенты жалуются на невнимание врачей, неуважительное отношение к больным. И у медицинских работников есть свои претензии к пациентам.Медики рассказывают про грубость пациентов, невыполнение ими врачебных рекомендаций, самолечение. Замкнутый круг? Если верно выстроить стратегию общения, то причин для взаимного недовольства станет куда меньше. О том, как правильно общаться с пациентами во время приема рассказывает Тамара Вохмянина, психолог-консультант, консультант по управлению.

Взаимные претензии

Набольшее недовольство пациентов при общении с медицинскими работниками вызывает равнодушие врачей к их проблемам. Об этом говорит исследование коммуникационного агентства «С-медиа» по выявлению паттернов негативного отношения пациента к врачам, проведенное по заказу ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Минздрава России. Отсутствие человеческого, теплого отношения и внимания со стороны врачей отметила почти половина участников опроса – 42,4% опрошенных пациентов. Под «проблемами», к которым равнодушны врачи, имелись ввиду не только и не столько проблемы со здоровьем, но любые другие проблемы, связанные с образом жизни, возможностями, текущей ситуацией. На втором месте по частоте упоминаний стоит хамство и грубость со стороны врачей в отношении пациентов (31,6%). Эти данные не говорят о том, что такое поведение носит массовый характер, однако, если пациент с ним сталкивается, то это настолько идет вразрез с представлениями о роли врача и ожиданием от него помощи, что вызывает резко негативную реакцию у пациента и надолго запоминается. Столь же часто – в 31,6% ответов – пациенты указывали на неготовность врачей подбирать лечение с учетом индивидуальных особенностей, с учетом качества его жизни (т.е. стоимости лекарств, индивидуальных побочных явлений и т.п.). Следует отметить, что 28,5% опрошенных пациентов в качестве проблемы отметили нежелание врачей объяснять все нюансы выбранного лечения,

Мы поговорим о тех коммуникативных конфликтах, которые возникают именно в эмоциональной сфере и о стратегии поведения «внутри» этого конфликта. К числу наиболее типичных конфликтных ситуаций и врачи, и пациенты относят неуважительное отношение к друг-другу.

Им нет до нас дела

Из высказываний пациентов, полученных в ходе проведения исследования по выявлению паттернов негативного отношения пациентов к врачам:

«Тут отношение к людям . За людей здесь нас не считают. И лечения никакого нормального не дают. Три месяца я ходил по врачам, отправили в областную, сказали – делай операцию, ну я интересовался: 30% того, что потом будешь ходить. Все. Вот тебе бумажка, хочешь делай, хочешь не делай. У нас вот такое отношение».

«Ей некогда вникать в наши проблемы. Она выслушивает симптомы, и, все. Все остальное ей по барабану, у нее времени на это нет».

«Ласковое слово тоже лечит. Я считаю, что врач должен, в первую очередь, быть добрым, внимательным, чутким, должен быть спокойным, что сейчас вообще отсутствует в поликлиниках, врачам неинтересны больные, они даже не то, что не слушают, прерывают их».

Конечно, причины невнимания к пациенту могут быть различными, в том числе и быть обусловленными высокой загрузкой медицинских работников. Вместе с тем, чтобы избежать подобных высказываний недовольства пациентов Тамара Вохмянина рекомендует придерживаться правил конструктивного партнерского взаимодействия.

Тактика №1.Избегать слов и фраз-конфликтогенов в речи. Их можно разбить на несколько групп. Выражающие недоверие: «вы разве специалист», «вы что, врач», «вы не разбираетесь» и др. Фразы-угрозы: «дождетесь инфаркта, потом пожалеете». «если Вы не можете этого сделать, то Вам здесь нечего делать!» и др. Слова-долженствования: «Вы обязаны», «Вы должны вести себя более «, «Вы должны смотреть на факты». Отказ от обсуждения вопроса: «Нечего тут обсуждать, «Я не вижу здесь проблемы».

Тактика №2. Использовать технику «Психологической пристройки». Вот некоторые приемы данной техники:

  • обращение к собеседнику по имени (в каждую вторую-третью фразу вставляйте имя пациента).
  • сохранение с собеседником зрительного контакта в важные моменты разговора.
  • использование местоимений, ориентированных на собеседника: вы , вас , вам ; а так же обобщающие формы: мы вместе с вами
  • структура речи в позитивном ключе, т.е. без частицы «НЕ». Структурируйте вашу речь (фразы, вопросы) в позитивном ключе, т.е. без частицы «НЕ». Используйте отрицательные формы в крайних случаях.
  • улыбка. Она выигрышно влияет на голос и настроение, а также помогает сохранить спокойствие и уверенность в себе.
  • соблюдение темпа речи пациента и интонаций пациента. Соблюдайте темп речи пациента, говорите с тем же темпом, что и он.
  • в момент речи пациента не молчать, а подавать голосом знаки, что вы его внимательно слушаете.

Тактика №3.Использование техник «Задавание разных типов вопросов» и «Информационный диалог». Альтернативные вопросы используют при подведении промежуточных итогов; для того, чтобы развеять опасения у пациента, помогают принять решение. При обоснованных вопросах пациент должен понимать, для чего ему задан вопрос: «Я спрашиваю Вас об этом, потому что мне важно подобрать верную схему лечения». Можно использовать встречные вопросы для того, чтобы взять на себя руководство беседой, выявить вероятные возражения и указать на новые соображения или позиции. Примеры таких вопросов: «Что вас при этом особенно интересует?». «Что для вас в этом особенно важно?». Контрольные вопросы позволяют узнать, слушает ли вас пациент и правильно ли он понимает, что вы ему говорите. «Вас интересуют более подробные сведения?».

Техника «Информационный диалог» позволяет прояснить позицию собеседника и собственную путем обмена вопросами и ответами, сообщениями и предложениями. При таком способе ведения диалога игнорируется эмоциональный подтекст и разговор строится только по существу дела. Техника информационного диалога включает в себя:

  1. Вопросы, направленные на прояснение сути дела.
  • Что Вы имеете в виду, когда говорите о ?
  • О каких конкретно фактах (условиях, преимуществах и т.д.) Вы говорите?
  • Как мы могли бы сформулировать проблему?
  1. Вопросы, направленные на прояснение целей манипулятора.
  • Почему Вы спрашиваете меня об этом именно сейчас?
  1. Ответы и сообщения.
  • Да, это было моё решение.
  • Результаты будут известны только через две недели.
  1. Предложения по существу дела.
  • Не могли бы Вы пояснить некоторые детали?
  • Предлагаю наметить план действий.
  1. Предложения ограничить область обсуждения.
  • Предлагаю вернуться к вашему вопросу.
  • Предлагаю обсуждать вопросы последовательно.

Под высоким напряжением

Еще один тип коммуникационных (межличностных конфликтов) – это взаимные претензии относительно некорректного, грубого поведения. И врачи, и пациенты часто упоминают, что «медицинские» конфликты часто выполняют функцию «психологической разрядки», позволяют выплеснуть накопившиеся негативные эмоции. Отметим, что жалобы на агрессию, резкое, грубое поведение пациентов звучат достаточно часто со стороны врачей.

Из высказываний врачей, полученных в ходе проведения исследования по выявлению паттернов негативного отношения пациента к врачам:

«Врач не защищен – это однозначно. Пациенты могут открывать двери ногами, особенно если не успеваешь на приеме, кидание талонов, кидание медицинских карт. Тяжело, агрессивные пациенты».

«Человек где-то в своей жизни не может свой стресс. Знает прекрасно, что на улице ему ответят, он находит категорию служащего, который не может дать отпор».

«Люди в основном сейчас конфликтные . Ты просто приходишь и сталкиваешься с человеком, который уже настроен конфликтно ко всему – не так сел, не так лёг, не так назначил, не так написал, непонятно написал, не туда посмотрел, да вы фонендоскоп вообще в руки брали, да вы тонометр то умеете использовать»?

Тамара Вохмянина рекомендует при общении с такими пациентами использовать стратегию избегания или компромисса. Но даже с такими пациентами можно пробовать формировать пространство для конструктивного диалога. Рекомендуется сказать агрессивному пациенту, что вы сможете продолжить лечение только если пациент будет вести себя уважительно. В противном случае вы сначала будете уделять время другими пациентам, в большей степени нуждающимся в помощи. Не стоит вступать в словесные перепалки, оправдываться или пытаться смягчать ситуацию под напором немотивированной агрессии. Полезно обозначить требования, обязательные для соблюдения в этом кабинете, а затем быстро перевести разговор на обсуждение проблем пациента. Есть несколько приемов, которые сбивают агрессора с толку.

Приемы ответа на агрессию:

«УПС» (фиксация замешательства): «Я просто растерялся от такого напора».

Я-высказывание: «Когда на меня кричат (интерпретация действий агрессора) я обычно не в состоянии нормально работать; давайте посмотрим на ваши анализы и поймем, что с вами происходит».

«Сиреневый туман». Наполнить речь туманными фразами «В таких случаях обычно говорят о существовании зависимости между субъективными факторами восприятия и параметрами деятельности индивида».

Техника «английского профессора» – сохранение индивидуальности. Корректное выражение мысли о том, что выполнение чьих-либо требований невозможно для данного конкретного специалиста. «Это составляет предмет моих убеждений «. «Если я сделаю это, то это буду уже не я «. «Это не согласуется с моим представлением о хорошем специалисте».

Техника «Уход в безэмоциональность», когда вы резко замедляете темп общения, начинаете общаться с собеседником с ровной, однотонной интонацией, смотрите слегка исподлобья, делаете четко выраженные паузы в конце фразы, убираете напряжение голоса.

Техника «Свернутый контакт». Метод заключается в умении провести демонстрацию уверенного поведения, например, в ответ на неконструктивную критику вместо реакции обиды или ответной агрессии сказать фразу типа: «Хорошо, я над этим подумаю». Подобный ответ демонстрирует вашу защищенность и показывает, что ситуацией выбора управляете все-таки вы.

В медицинских организациях многие пациенты взволнованы и не всегда достаточно конструктивны. Медицинские работники зачастую перегружены и не успевают уделить должное внимание каждому пациенту. Но поддержка сотрудников со стороны руководства, проведение тренингов по способам поведения в сложных ситуациях позволяет минимизировать риски и создать рабочую атмосферу, благоприятную для врачей и пациентов.

Источник: РИА АМИ

Обсуждение практический ситуаций

Я работаю на 0,25 ставки в отделении с 8-00 до 10-00. Меня направляют от отделения по приказу в село (в командировку?), принимать больных по акции «Забота». Время, которое я буду занят это с 7 утра выезд от больницы, на служебной машине дорога 2-3 часа, прием 2-3 часа и 2-3 дорога назад. Должна ли больница компенсировать общее время моего присутствия на работе? Ведь вместо 2 часов, я занят 6 часов в командировке.

Да, должна.

Штатному сотруднику, направленному в командировку, организация обязана возместить:

  • расходы на проезд;
  • расходы по найму жилого помещения;
  • дополнительные расходы, связанные с проживанием вне постоянного местожительства (суточные);
  • другие расходы, произведенные с разрешения или ведома администрации организации.

Будучи на рабочем месте (я врач) Меня засняли и выложили в сеть Инстаграм без моего разрешения, тем самым нарушив мое право на личные данные, а так же подвергнув сомнению мой профессионализм. Как Мне поступить? Куда обратиться ?

Также обращаем внимание, что незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну (что имело место в Вашем случае), без его согласия образует состав преступления, предусмотренного ст. 137 УК РФ.

Особенности общения

При рассмотрении вопросов этики поведения медицинских работников выделяют основные и общие правила, требующие соблюдения независимо от профиля медицинского учреждения.

Отношения между врачом и пациентом являются основной любой врачебной деятельности. По словам Харди, формируется связь «врач, сестра, больной»

Целью контактов между пациентом и медицинским работником является оказываемая последним медицинская помощь. Исходя из этого, предполагается неоднозначность роли контактов в системе взаимодействия «медицинский работник-пациент». Однако вовсе не следует, что интерес в таком взаимодействии существует только со стороны пациента. Медицинский работник в не меньшей степени должен быть заинтересован в оказании помощи больному,так как эта деятельность является его профессией, выбор которой обусловлен его собственными мотивами и интересами.

Для результативного и бесконфликтного взаимодействия пациента с медицинским работником необходима коммуникативная компетентность-способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с людьми, которая может рассматриваться как система внутренних ресурсов ,необходимых для построения эффективного общения в определенном разрезе ситуаций межличностного взаимодействия. Следует отметить, что в ситуациях, когда пациент поставлен перед необходимостью обратиться к врачу за помощью, коммуникативная компетентность важна и для него самого. Главное в том ,что некомпетентность в общении хотя бы одной стороны способна сорвать диагностический и лечебный процесс. Неумение больного наладить взаимосвязь с медицинским работником так же отрицательно, как и нежелание последнего установить эффективный контакт с пациентом.

Выделяют следующие виды общения:

  • «Контакт масок» — формальное общение. Используются привычные маски (вежливости, учтивости, скромности, участливости и др.). В рамках диагностического и лечебного взаимодействия он проявляется в случаях незначительной заинтересованности врача или пациента в результатах взаимодействия( например, при проведении обязательного профилактического осмотра ,где пациент чувствует себя не самостоятельным, а врач — не имеющим необходимых данных для проведения объективного всестороннего обследования и вынесения обоснованного заключения).

  • Примитивное — оценивание другого по степени «нужности». Если нужен, то активно вступает в контакт ,если мешает- отталкивают. Подобный вид общения может встречаться в рамках манипулятивного общения врача и пациента в случаях когда при обращении к врачу ставится цель получить какие-либо привилегии( например, больничный лист, справка формальное экспертивное заключение и др.). Интерес к участнику контакта пропадает сразу вслед за получением желаемого результата.

  • Формально-ролевое-регламентирует содержание и средства общения, и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли. Подобный выбор вида общения со стороны врача может быть обусловлен профессиональной перегрузкой.

  • Деловое — учитывает особенности личности характера, возраста, настроение собеседника при нацеленности на интересы дела ,а не на возможные личностные разногласия. При общении врача с пациентом такой вид взаимодействия становится неравным. Врач, рассматривая проблемы больного с точки зрения собственных знаний, автономно принимает решения без согласования с заинтересованным лицом.

  • Духовное — подразумевает возможность затронуть в беседе любую проблему, поделиться интимным вопросом. Диагностическое и лечебное взаимодействие не предусматривает такого контакта в силу профессиональной направленности.

  • Манипулятивное — обращено на извлечение выгоды с использованием специальных приемов. Существует манипулятивный прием называемый «ипохондризацией пациента», суть которого заключается в представлении заключения врача о состоянии здоровья пациента в свете явного преувеличения тяжести обнаруженных нарушений. Целью такой манипуляции могут быть снижение ожиданий пациента в успехе лечения ,связанное с желанием медицинского работника избежать ответственности в случае неожиданного ухудшения здоровья больного, а также демонстрация в необходимости проведения дополнительных и более квалифицированных действий медицинского работником для получения вознаграждения.

В настоящее время многие специалисты настаивают на необходимости исключить из лексикона и, соответственно, процесса общения такое понятие ,как «больной», заменив понятием «пациент», в виду того, что термин «больной» имеет определенную психологическую нагрузку. Обращаться к заболевшим людям: «Как ваши дела, больной?» недопустимо. Существует возможность обращаться к пациенту по имени и отчеству, тем более, что звучание имени для него является психологически комфортным.

Тактические действия медицинского работника

Общение с пациентом — важнейший элемент процесса лечения — является искусством, которым необходимо овладевать для успешного взаимодействия с ним.

При попадании в больничную среду изменяется жизненный стереотип человека, которого охватывают чувства тоски, одиночества, страха, обусловленные не только самой болезнью, но и оторванность от дома, семьи, коллег, от всего, что до сих пор было привычным. Если в стационаре чисто, уютно и аккуратно и так же опрятно выглядит медработник, то это уже располагает пациента, вызывает уважение к медицинской профессии, настраивая на позитивный лад и оказывая тем самым благоприятное терапевтическое воздействие. Одежда, выражение лица, манера держать себя отражают некоторые стороны личности медработника. По характеристике сторон личности медработника можно предполагать, в частности, степень ее заботы, внимания к больному, способность к сопереживанию.

Одной из основ лечебной деятельности является умение медицинского работника понять и выслушать больного, что помогает диагностировать заболевание и оказывает благоприятное действие на установление психологического контакта между медработником и пациентом.

Необходимость учитывать особенности (профиль) заболевания, что при контакте с пациентом имеет немаловажное значение. В терапевтических отделениях находятся пациенты с заболеваниями различных органов и систем: с заболеваниями сердечнососудистой системы, желудочно-кишечного тракта, органов дыхания, почек и др. Часто их заболевания имеют характер хронических и требуют длительного лечения, соответственно, они продолжительное время находится в стационаре, что влияет и на процесс взаимоотношений медицинского работника и больного. Изоляция от семьи и привычной профессиональной деятельности, беспокойство за состояние своего здоровья вызывают у пациента различные психогенные реакции.

Вследствие психогений может ухудшаться течение основного соматического заболевания, что в свою очередь усложняет психическое состояние больных. Следует отметить, что в терапевтических отделениях находятся больные с жалобами на расстройства внутренних органов, часто даже не подозревая, что это соматические нарушения психогенного характера.

Жалобы различного рода, возникающие этические проблемы указывают на отсутствие необходимых психологических знаний и практически соответствующего общения медицинских работников с пациентами.

Разница точек зрения медицинского работника и пациента могут быть обусловлены их социальными ролями и другими факторами. В то время как врач выявляет, прежде всего, объективные признаки заболевания, стремится ограничить анамнез до определения предпосылок для дальнейшего соматического исследования и т.д., в фокусе внимания и интересов пациента стоит субъективное, личное переживание болезни. Помня об этом, врач должен анализировать эти субъективные ощущения в качестве действительных факторов.

Ему необходимо постараться прочувствовать или уловить переживания больного, понять и оценить их, отыскать причины тревог и переживаний, поддерживать их положительные стороны, которые можно применять для более результативного содействия больному при обследовании и лечении.

Реакция медицинского работника должна быть резонансом на услышанное.

Особенности личности медицинского работника так же, как и индивидуальные особенности больного, его психики, влияют на установление положительных психологических отношений и доверия между медицинскими работниками и больными. Основная ответственность за характер этих взаимоотношений, столь важных для успешного лечения, ложится на медицинского работника. Для этого необходимо быть квалифицированным специалистом, иметь опыт и обладать искусством общения, соблюдать принципы этики и деонтологии.

Эффективность лечения во многом, зависит от веры больного в выздоровление, что в свою очередь тесно связано с той степенью доверия, которое он питает к врачу и медицинскому персоналу отделения.

Для возникновения доверия к медицинскому работнику важно первое впечатление пациента от встречи с ним. Сюда относится мимика медицинского работника, его жестикуляция, тон голоса, выражение лица, манера разговора, а также его внешний вид. Прямая обязанность медицинских работников — сломать психологическую преграду в контакте с больными, вызвать его доверие, основанное на участии и душевном тепле. Прочность контакта между врачом и пациентом напрямую зависит от степени поддержания больного в стремлении рассказать о себе.

Медицинский работник может заслуживать доверие больного в том случае, если он гармоничен, спокоен, уверен, но не надменен, его манера поведения -настойчивая и решительная, сопровождающаяся человеческим участием и деликатностью. Только после установления контакта с больным можно переходить к оценке результатов анализов и других вспомогательных методов обследования. Необходимо дать понять пациенту, что медицинских работников, к которым он обратился за помощью, интересует не только вопросы диагностики, но и обратившийся к ним человек. Доверие больного к медицине может быть серьезно подорвано в том случае, если он заметит, что между врачом и медицинской сестрой натянутые отношения, если сестра во время приема допускает реплики, не относящиеся к делу, нечетко выполняет распоряжения врача. Принимая серьезное решение, врач должен представлять себе его результаты, последствия для здоровья и жизни пациента и повышать в себе чувство ответственности.

Деятельность медицинского работника имеет особые требования — необходимость быть терпеливым и владеть собой. Это связано с большой эмоциональной напряженностью, возникающей при общении с пациентами, повышенной раздражительностью, требовательность, болезненной обидчивостью.

Имеются факты, когда люди с неуравновешенными, неуверенными и рассеянными манерами постепенно гармонизировали своё поведение по отношению к другим. Это достигалось как путем собственных усилий, так и при помощи других людей. Однако, это требует определённых психологических усилий, работы над собой, определённого критического отношения к себе, которая для медработника есть и должна быть сама собой разумеющейся.

Медработник должен предусматривать различные варианты развития заболевания и не считать нежелание лечиться неблагодарностью или даже личным оскорблением со стороны больного, если состояние здоровья пациента не улучшается. В определенных ситуациях уместно проявить чувство юмора, однако без тени насмешки, иронии и цинизма по известному принципу «смеяться вместе с больным, но никогда больным». Необходимо отметить, что некоторые больные не переносят шутки, сказанные с лучшими намерениями, и воспринимают их как неуважение и унижение достоинства.

Работа врача и медицинского работника богата многообразием ситуаций, имеет динамику и противоречия. Для того чтобы правильно провести нравственную черту через меняющееся многообразие жизни, нужно учиться приобретать опыт. Особенности медицины состоят не только во внешней стороне условий деятельности, но прежде всего, в их смысловой значимости для человека его судьбы. Это такая сфера деятельности, где нет мелочей, незамеченных поступков, взглядов, переживаний. Здесь все, даже незначительный житейский факт человеческого участия, волнует с не меньшей силой, чем большие жизненно важные деяния. Совестливость и порядочность, великодушие и доброжелательность, благородство и внимание, такт и вежливость во всем, что касается жизни и здоровья больного, должны выступать как привычные, повседневные нормы поведения. М.Я. Мудров указывал: «Все, что ни делаешь, не делай наудачу, не делай , как попало». Эти качества должны быть воплощены в практике, условиях работы лечебно-профилактических учреждений.

Понятие качества деятельности медработника является не просто суммой свойств личности, а их органическим союзом на основе практического умения, отвечающего на вопросы: «Что надо делать» и «Как надо делать». Качество и культура работы медицинского работника связаны с понятием способа деятельности. Объект врачебной деятельности, независимо от медицинской специальности, есть в то же время и субъект, личность. Отсюда вытекает требование: в деятельности врача при любых условиях должен учитываться человеческий фактор.

Вне понятия характера деятельности отношения врач-больной последний становится для врача просто случаем, а его социальные функции сводятся к формальному долгу назначений в соответствии с вариациями случаев. На медицину всегда смотрели как на нечто гораздо большее, активное, полнокровное социальное отношение, в котором врач видит свое призвание и способ самовыражения человеческой сущности, а больной-понимание, сочувствие облегчение, всестороннюю помощь в сохранении жизни и здоровья.

Несмотря на установление контакта и дальнейшее развитие положительных взаимоотношений врача и больного, эти отношения могут осложняться некоторыми отрицательными чертами характера медицинского работника(гнев или, наоборот, замкнутость со слабыми эмоциональными реакциями).Пациент утрачивает доверие, а медицинский работник теряет авторитет, если у больного создается впечатление, что медработник «плохой человек». Например, больной слышит, как последний говорит плохо о коллегах, видит, как он высокомерно относится к подчиненным и угодничает перед начальством, наблюдает отсутствии самокритики и т.д. Такие наблюдения могут привести пациента к мысли, что врач или медицинская сестра будут такими же плохими профессионалами.

Особенности личности медицинского работника.

К основным чертам личности медицинского работника относят:

  • Моральные — (самоотверженность, трудолюбие, доброжелательность, оптимизм, решительность, скромность, принципиальность, ответственность, чувство собственного достоинства, сострадательность забота, нежность ласковость, честность);

  • Эстетические (аккуратность, опрятность);

  • Интеллектуальные — логичность, наблюдательность, стремление к знаниям).

Условием успеха во взаимоотношениях и профессиональной деятельности является соответствующая воспитанность эмоциональной сферы личности, которая, прежде всего, проявляется в том, умеет ли человек сопереживать другим людям, радоваться и огорчаться вместе с ними.

Общение играет немаловажную роль в жизни и деятельности людей. Без общения невозможно, например, развитие культуры, искусства, уровня жизни, т.к. только при помощи общения, накопленный опыт поколений прошлого времени передаётся новым поколениям. Актуальным вопросом на сегодняшний день является общение медработника и больного. Многим из нас приходилось бывать в больнице, поликлинике или в каком-либо лечебном учреждении, где каждый из нас общался с врачом или медсестрой. Но задумывался ли кто-нибудь, насколько это общение влияет на нас, а точнее на течение нашего заболевания, и каким образом медработник может улучшить наше состояние? Конечно, можно сказать, что всё зависит от лекарств, которые нам назначает врач и выдаёт медсестра, от лечебных процедур также назначаются врачом, но это ещё не всё, что необходимо для полного выздоровления. Самое главное это правильный настрой, который зависит от психического и от эмоционального состояния пациента. На состояние пациента огромное влияние оказывает отношение к нему медработника. И если пациент доволен, например, беседой с врачом, который его внимательно выслушал, в спокойной обстановке и дал ему соответствующие советы, то это уже первый шаг к выздоровлению.

В обиходе часто приходится слышать о «хорошем» или «правильном» обращении с пациентом. И в противовес к этому, к сожалению, приходится слышать о «бездушном», «плохом» или «холодном отношении к больным людям. Важно отметить, что различного рода жалобы, возникающие этические проблемы свидетельствуют об отсутствии необходимых психологических знаний, а также практики соответствующего общения с пациентами со стороны медработников. Различия взглядов медработника и больного.

Различия точек зрения медработника и пациента могут быть обусловлены их социальными ролями, а также и другими факторами.

Например, врач склонен искать, прежде всего, объективные признаки заболевания. Он старается ограничить анамнез для дальнейшего определения предпосылок для дальнейшего соматического исследования и т.д. А для пациента в центре внимания и интересов всегда стоит его субъективное, личное переживание болезни. В связи с этим, врач должен рассматривать эти субъективные ощущения как реальные факторы. Он должен даже постараться прочувствовать или уловить переживания больного, понять и оценить их, отыскать причины тревог и переживаний, поддерживать их положительные стороны, также использовать их для более эффективного содействия больному при его обследовании и лечении. Различия же во всех взглядах и точках зрения врача (медсестры) и пациента вполне закономерны и предопределены, в данной ситуации, их различными соцролями. Однако, врачу (медсестре) необходимо следить за тем, чтобы эти различия не перешли в более глубокие противоречия. Поскольку эти противоречия могут поставить под угрозу взаимоотношения медперсонала и больного, и тем самым, затрудняя оказание помощи больному, затрудняя лечебный процесс. Для преодоления различий во взглядах медработнику необходимо не только выслушивать с большим вниманием пациента, но и постараться как можно лучше его понять. Что происходит в душе, мыслях больного человека? Врач должен откликнуться на рассказ пациента со всеми своими знаниями, разумом во всей полноте своей личности. Реакция медработника должна быть резонансом на услышанное.

Общение с пациентом — важнейший элемент процесса лечения.

Искусство собирания анамнеза — нелёгкое искусство. Выражаясь языком психологов, это управляемый разговор, предназначенный для сбора анамнестических данных, причем управлять разговором следует незаметно. Больной, с которым проводится беседа, не должен этого чувствовать. В процессе сбора анамнеза у него должно создаваться впечатление непринуждённой беседы. При этом врачу необходимо оценить серьёзность жалоб, манеру их предъявления, отделить главное от второстепенного, убедиться в достоверности показаний, не обижая больного недоверием, помочь вспомнить, не внушая. Всё это требует большого такта, в особенности, когда речь идёт о выяснении душевного состояния, психических травм, играющих большую роль в развитии болезни. Во время расспроса больного нужно всегда учитывать его культурный уровень, степень интеллектуального развития, профессию и другие обстоятельства. Следует избегать пустых, ничего не значащих слов, потворства неразумным капризам и требованиям некоторых больных. Иными словами, нельзя предложить стандартную форму разговора медработника с пациентом. Здесь необходимы изобретательность и творческое отношение. Особое внимание следует обратить на больных престарелого возраста и детей. Отношение врача или медсестры к ребёнку, пациенту зрелого возраста и старику, даже при одинаковой болезни, должно быть совершенно различным, что обусловлено возрастными особенностями этих больных.

Следует отметить, что предпосылкой возникновения положительных психологических отношений и доверия между медработниками и больными является квалификация, опыт и искусство врача и медсестры. При этом результатом расширяющихся и углубляющихся сведений в современной медицине является повышенное значение специализации, а также создание различных ответвлений медицины, направленных на определенные группы заболеваний в зависимости от локализации, этиологии и способов лечения. Можно отметить, что при этом специализация несёт с собой определенную опасность суженного взгляда врача на больного.

Сама медицинская психология может помочь выровнять эти отрицательные стороны специализации благодаря синтетическому пониманию личности больного и его организма. А квалификация является только инструментом, больший или меньший эффект применения которого зависит от других сторон личности врача. Можно отметить определение доверия больного к врачу, данное Гладким:

«Доверие к врачу — это положительное динамическое отношение больного к врачу, выражающее предыдущим опытом обусловленное ожидание, что врач имеет способности, средства и желание помочь больному наилучшим образом».

Отметим, что медработник — молодой специалист, о котором больные знают, что он обладает меньшим жизненным опытом и меньшеё квалификацией, находится при поиске доверия больных и в более невыгодном положении по сравнению со своими старшими коллегами, имеющими опыт работы. Но молодому специалисту может помочь сознание того, что этот недостаток переходящий, который можно компенсировать добросовестностью, профессиональным ростом и опытом.

Следует отметить, что личные недостатки медработника могут привести пациента к мысли, что врач или медсестра с такими качествами не будут добросовестными и надежными и при исполнении своих непосредственных служебных обязанностей.

Вообще, уравновешенная личность медработника является для пациента комплексом гармонических внешних стимулов, влияние которых принимает участие в процессе его лечения, выздоровления реабилитации. Медработник может воспитывать и формировать свою личность, в том числе и наблюдая за реакцией на свое поведение непосредственно. Скажем, по разговору, оценке мимики, жестов больного. Также и косвенно, когда о взгляде на своё поведение он узнаёт от своих коллег. Да и сам может помогать своим коллегам, направлять их в сторону более эффективного психологического взаимодействия с пациентами.

Типы медицинских сестёр и их характеристика:

И. Харди описывает 6 типов сестер по характеристике их деятельности.

Сестра-рутинер. Наиболее характерной чертой ее является механическое выполнение своих обязанностей. Порученные задачи такие сестры выполняют с необыкновенной тщательностью, скрупулезностью, проявляя ловкость и умение. Выполняется все, что нужно для ухода за больным, но самого- то ухода и нет, ибо работает автоматически, безразлично, не переживая с больными, не сочувствуя им. Такая сестра способна разбудить спящего больного только ради того, чтобы дать ему предписанное врачом снотворное.

Сестра, «играющая заученную роль». Такие сёстры в процессе работы стремятся разыгрывать какую-нибудь роль, стремясь к осуществлению определённого идеала. Если их поведение переходит допустимые границы, исчезает непосредственность, появляется неискренность. Они играют роль альтруиста, благодетеля, проявляя «артистические» способности. Поведение их искусственное.

Тип «нервной» сестры. Это эмоционально лабильные личности, склонные к невротическим реакциям. В результате они часто раздражительны, вспыльчивы, могут быть грубыми. Такую сестру можно видеть хмурую, с обидой на лице среди ни в чем не повинных больных. Они очень ипохондричны, боятся заразиться инфекционным заболеванием или заболеть «тяжёлой болезнью». Они нередко отказываются выполнять различные задания якобы потому, что не могут поднимать тяжести, у них болят ноги и т. д. Такие сёстры создают помехи в работе и нередко вредно влияют на больных.

Тип сестры с мужеподобной, сильной личностью. Таких людей издали можно узнать по походке. Они отличаются настойчивостью, решительностью нетерпимостью к малейшим беспорядкам. Нередко они недостаточно гибки, грубы и даже агрессивны с больными, в благоприятных случаях такие сёстры могут быть хорошими организаторами.

Сестра материнского типа. Такие сёстры выполняют свою работу с проявлением максимальной заботливости и сочувствия к больным. Работа у них неотъемлемое условие жизни. Они всё могут и успевают повсюду. Забота для больных — жизненное призвание. Часто заботой о других, любовью к людям проникнута и их личная жизнь.

Тип специалиста. Это сёстры, которые благодаря какому-то особому свойству личности, особому интересу получают специальное назначение. Они посвящают свою жизнь выполнению сложных задач, например, в специальных лабораториях. Они фанатически преданы своей узкой деятельности.

Заключение. Роль медработника в общении с пациентом.

Как и в обычной жизни, так и в лечебной деятельности, существует общение. В обоих случаях оно имеет определенное значение и психологические особенности. В лечебной деятельности различают несколько видов общения между медработником и больным. И только от медработника зависит то, какой вид общения будет у него с пациентом. Но в любом случае врач или медсестра должны соблюдать определённую тактику по отношению к больному и, главное, медработник, как личность, должен обладать определёнными особенностями во всех отношениях, чтобы заслужить доверие пациента к себе. Ведь без доверия невозможны нормальные взаимоотношения между медработником и больным. Т.к. в прямом контакте с больным большее время проводит медсестра, её роль при общении с пациентом приобретает важное значение. Следовательно, личность медицинской сестры, стиль и методы её работы, умение воздействовать на пациентов и обращаться с ними важный элемент не только лечебного процесса, но и психологического общения медицинского работника и больного.

УДК 614.253.5-082

М.Б. Митупов, Л.Н. Беляева

профессиональное общение медицинских работников среднего звена

Республиканский базовый медицинский колледж им. Э.Р. Раднаева (Улан-Удэ)

В статье рассмотрены основные понятия профессионального общения медицинских работников среднего звена с пациентами, клиник, больниц. Освещаются, психологические аспекты, процессов, состояний, личности и поведения человека в условиях болезни. Предполагаются, пути формирования гармоничной личности современного медицинского работника и. усвоение навыков межличностных отношений, психологически, грамотной работы, с больными, направленной на повышение качества жизни пациентов.

Статья, предназначена для. слушателей, циклов повышения квалификации медицинских работников среднего звена, фельдшеров, акушерок, лаборантов, медицинских сестер, старших, главных медицинских сестер.

Ключевые слова: межличностные отношения, медицинские работники среднего звена

pRoFEssioNAL coMMuNicATioN of MEDicAL TEcHNiciANs

M.B. Mitupov, L.N. Beliayeva

Republican Base Medical College named after E.R. Radnayev, Ulan-Ude

Key words: interpersonal relations, medical technicians

Поддержание здоровья человека, профилактика заболеваний и облегчение страданий больных являются основными задачами медицины. Современная медицина ориентируется на лечение, прежде всего, пациента, а не болезни. Умения, навыки и практический опыт медика, в том числе фельдшера, акушерки и медицинской сестры, в большинстве случаев позволяют ему успешно справляться со своими профессиональными обязанностями. Однако работа с больным заключается не только в лечении физических недугов, но и в умении разобраться в психологии пациента. Особое значение для медицинских работников имеет изучение психологических закономерностей, позволяющих правильно и оптимально строить взаимоотношения с больными.

Любая работа с людьми неразрывно связана с процессом общения. Общение пронизывает всю профессиональную деятельность медицинских работников среднего звена на любом уровне. Индивидуальные особенности психики пациента в условиях лечебных взаимоотношений и взаимодействий приходят в соприкосновение с психологическими свойствами медицинского работника. Целью такого контакта является помощь, оказываемая пациенту. Не следует думать, что в таком взаимодействии заинтересован лишь пациент. Медицинский работник в не меньшей степени стремится оказать помощь больному, ведь эта деятельность является его профессией, а значит,

у него есть собственные мотивы и интересы для взаимодействия с пациентом. Кроме того, медперсоналу принадлежит важная регулирующая роль в обеспечении бесконфликтного взаимодействия между пациентами.

Медицинский персонал среднего звена на протяжении длительного времени находится в непосредственном контакте с пациентами, поэтому медицинская сестра может оказывать на больного и положительное, и отрицательное влияние. Разумеется, задача медперсонала — максимально избегать ненужных негативных психологических воздействий на больных и всемерно способствовать созданию психологического климата, благоприятно влияющего на процесс выздоровления.

Предпосылки взаимодействия медицинского персонала и больного формируются в зависимости от ряда факторов, обусловливающих ожидания больного. Это и предварительная информация о медработнике (мнение, сформированное под влиянием сведений, полученных от других больных или медработников), и репутация медицинского учреждения (его престижность), и степень «доступности», например предварительная запись, длительность ожидания приема: чем труднее попасть, тем больше удовлетворение от достигнутого.

Для эффективного и бесконфликтного взаимодействия с пациентами необходимо наличие такого психологического параметра, как коммуникативная компетентность — способности устанавливать

и поддерживать необходимые контакты с людьми, которая подразумевает достижение взаимопонимания между партнерами по общению, осознание ситуации и предмета общения. Коммуникативная компетентность рассматривается также как система внутренних ресурсов, направленных на построение эффективной коммуникации в ситуации межличностного взаимодействия. Некомпетентность в общении способна нарушить диагностический и лечебный процесс.

Выделяют следующие характеристики медработника, предрасполагающие к успешному общению с больным: эмпатия; акцептация (безусловное принятие больного); аутентичность (естественность поведения, согласованность чувств и их выражения, искренность).

Процесс общения с больным начинается с выбора определенной дистанции взаимодействия, которая должна быть такова, чтобы пациент мог чувствовать себя комфортно и безопасно. На этот выбор оказывают влияние такие факторы, как: принадлежность к определенной культуре; социальный статус; психологические установки; возраст участников общения; наличие или отсутствие психического напряжения.

При изменении дистанции, особенно при сближении, желательно объяснить свои действия, чтобы избежать нарастания психического напряжения и возникновения агрессии. Анализ дистанцирования пациента может служить диагностическим критерием, так как аффективная патология или другие психические расстройства резко меняют поведение больного, в том числе в отношении психологически комфортной дистанции. Когда человек находится в ситуации стресса, обусловленного болезнью, то наличие территории, принадлежащей только ему, становится позитивным фактором. В связи с этим в психологии больничной среды необходимо учитывать потребность пациента в фиксированной территории и возможность развития психогенных реакций в результате хронического психического напряжения из-за того, что границы его личной зоны постоянно нарушаются. Позитивное межличностное взаимодействие зависит не только от наличия фиксированной территории, но и от социального статуса пациентов, их возрастной однородности.

В процессе взаимодействия медработника с больным формируется и модель их общения. Какова она будет, во многом зависит от медицинского работника. Ниже приведены некоторые из моделей.

Руководство. Авторитарная модель, характеризующаяся пассивной ролью больного в лечебном процессе, неравной позицией по отношению к пациенту, когда медицинский работник исходит исключительно из своих профессиональных знаний, представлений о необходимых лечебных мероприятиях.

Партнерство. Сотрудничество в вопросах лечения, сопровождающееся разделением ответственности за результаты обследования и лечения между медперсоналом и больным.

Контрактная. Сотрудничество на основе взаимных обязательств, обозначенных задач, ожидаемых результатов. Применяется в условиях платной медицины, когда объем обследования и лечения определяется запросами пациента.

При общении медицинской сестры с пациентами в процессе установления с ними определенных отношений можно выделить три этапа, характерных для условий стационарного лечения:

1) Ориентация — это первый, начальный этап, когда происходит знакомство больного и медицинской сестры друг с другом. И хотя больной погружен в свои проблемы, но в интересах приспособления к новой ситуации он вынужден вступать в контакт с окружающими его лицами, принимать во внимание специфику больничной обстановки, считаться с принятыми правилами. В свою очередь сестра и врач получают представление о поведении пациента, особенностях его характера, переживаниях, целях, что очень важно для дальнейшей работы. Больного в этот период могут одолевать воспоминания о предыдущем пребывании в больнице, предубеждения, которые он иногда проецирует на лечащий персонал.

2) Развернутый этап — второй, когда пациент и медицинский персонал уже знакомы друг с другом, и дальнейшее развитие их отношений зависит от сложившегося уровня взаимодействия. Состояние больного в период госпитализации во многом зависит и от перемен, которые происходят с ним вследствие болезни (появления страха, неуверенности, болезненных фантазий, придирчивости). Поддержка пациента, положительные перемены в состоянии здоровья, доверительные отношения с медицинским персоналом, конструктивный климат в отделении являются теми факторами, которые привносят в сознание больного чувство оптимизма, надежду на благоприятный исход, выздоровление. В условиях доверия формируется сотрудничество больного и медицинского персонала, направленное на достижение благоприятного результата лечебных мероприятий выписка, связанная с чувством утраты защищенности у больного.

3) На завершающем этапе (при выписке больного) возникают трудности. Пациенту приходится покидать место, где он защищен от опасности, и это вызывает у него беспокойство. Состояние неуверенности усугубляют опасения, сможет ли он полноценно включиться в обыденную жизнь, работу, вернуться в семью. Важно заранее подготовить больного к выписке, помочь ему осмыслить варианты последующих действий. Задачи врача и медицинской сестры заключаются также в психологической подготовке родственников и близких больного к тому, как поддержать выписываемого и что делать в той или иной ситуации дома.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для достижения этих целей необходимо придерживаться рекомендуемых методов разговора медицинской сестры с больным:

• повторить последнее высказывание больного в виде вопроса;

• задать вопрос, обобщающий все сказанное больным: «Если я не ошибаюсь, Вы хотите …»;

• медицинская сестра не должна высказываться по поводу невыясненных проблем больного, не посоветовавшись с врачом;

• задать отвлеченный вопрос, произнести незаконченную фразу: «А если Вы сейчас вернетесь домой, то…»;

• высказаться непосредственно по актуальной для пациента проблеме;

• завести разговор о том, что является самым важным для больного: детях, семье, работе, привычках.

Важным моментом в общении с пациентом является его информирование. Среда лечебного учреждения может выступать для пациента как лечебный, так и как патогенный психотравмирующий, ятрогенный, т.е. вызывающий психические расстройства, фактор. Например, важным аспектом адаптации больного к лечению является его информированность о своем заболевании, его прогнозе и предстоящей терапии. Форма и объем информирования пациента должны быть максимально индивидуализированы и оптимизированы. Информирование о болезни имеет два аспекта: медицинский и социальный. Основная задача информирования о болезни и методах лечения с медицинской точки зрения — добиться продуктивного сотрудничества с пациентом или его родственниками. Социальный аспект предполагает право пациента на знание о своей болезни и методах ее лечения, поэтому, информируя человека о его болезни, приходится решать сложную задачу — сохранение максимально возможного уровня психической адаптации пациента. В целом медицинские задачи информирования можно представить следующим образом: уменьшение уровня аффективных расстройств, связанных с болезнью (тревоги, страха, чувства неуверенности, неопределенности); обеспечение по возможности адекватного отношения к болезни; достижение терапевтического альянса — подчиняе-мости больного требованиям лечебного режима

При осуществлении информирования необходимо строго соблюдать некоторые основные принципы:

■ Подробность и полнота информации как о позитивных сторонах болезни и лечения, так и о возможных негативных последствиях.

■ Разделение ответственности за эффективность лечения с больным.

■ Обеспечение конфиденциальности информации.

Осуществить процесс информирования помогают следующие механизмы:

• работа в рамках «адаптационных образов» пациента на основе понимания его личностнопсихологических особенностей;

• тщательная психологическая подготовка к встрече, ее продумывание и прогнозирование;

• использование при информировании психотерапевтических технологий (позитивный смысл, метафоры);

• избегание заведомо нереалистических обещаний;

• постоянная обратная связь во время информирования.

При этом не следует информировать в спешке, «на ходу», или при посторонних; грубо или резко прерывать эмоциональные реакции пациента; давать объяснения, заведомо непонятные для больного и «путать» его; давать обещания, которые невозможно сдержать; скрывать информацию с целью «обнадежить» (ложь во спасение); иронизировать по поводу болезни; негативно интерпретировать действия медперсонала (других медсестер, врачей); обвинять кого-либо в причинах возникновения болезни.

Немаловажное место в профессиональной жизни среднего медицинского персонала занимает взаимодействие с родственниками больных. Болезнь и лечение — это проблема не только самого больного, но и его близких, поскольку она затрагивает все стороны жизни: ведет к изменению материального благосостояния, ограничению физических, в том числе нередко сексуальных возможностей, личностной трансформации больных. На ранних этапах болезни, как правило, проявляется повышенная забота родственников о больном, которая в дальнейшем может смениться сомнениями в целесообразности «жизни взаймы», критикой усилий медперсонала, «психологической усталостью» от болезни близкого человека. Поведение родственников тяжело хронически больных обычно характеризуется повышенной требовательностью к медперсоналу, конфликтностью, что требует понимания причин такого поведения и корректности со стороны медицинских работников.

Психологический климат в семье существенно сказывается на психической адаптации больных. Известно, что адекватное реагирование родных и близких способствует успешной психической адаптации пациента к заболеванию, в том числе четкому соблюдению лечебного режима. Наличие тревожного супруга индуцирует развитие тревоги у больного, а конфликтность отношений в семье обусловливает агрессивность больных. Это нужно учитывать при общении с родственниками больных.

К сожалению, при общении не возможно полностью исключить и возникновение сложных (конфликтных) ситуаций. Негативные эмоциональные переживания, связанные с болезнью, неизбежно оказывают влияние на общение среднего медицинского персонала и больного. Большую роль в процессе взаимодействия с пациентом играют восприятие и понимание участниками коммуникации друг друга, их психологическая установка, которая определяется рядом эффектов. Вот некоторые из них.

Эффект «ореола». Характеризуется формированием мнения о частных свойствах и качествах человека на основах общих впечатлений о нем, вследствие чего квалифицированность медработника может восприниматься пациентом

в зависимости от его «солидности», использования им в речи научных терминов, которые сами по себе не могут являться признаками его профессиональных умений.

Эффект «последовательности», или «авансирования». Приводит к тому, что суждения о человеке зависят от сведений, полученных о нем в первую очередь, и определяют отношение к нему в дальнейшем. Так, восприятие медсестры нередко строится на основании тех сведений, которые были получены пациентом, к примеру, от соседей по палате, других сестер, из разговоров врачей. Любое действие или высказывание сотрудника отделения будет оцениваться недавно поступившим пациентом сквозь призму представленных сведений.

Эффект «проецирования на других людей собственных свойств». Позитивная установка на восприятие медицинской сестры может быть обусловлена ее размеренной манерой говорить, неторопливо проводить осмотр или манипуляции, а негативная — чересчур шумной манерой поведения.

Считается, что сложные межличностные ситуации, в том числе и возникающие между медицинским работником и пациентом, в первую очередь определяются затруднениями в общении. Если затруднение несет в себе интенсивный заряд отрицательных эмоций для одного или всех у частников, задействованных в ситуации, то его можно назвать конфликтом. Конфликты являются неотъемлемой частью межчеловеческого общения. В определенном смысле их можно расценивать как нормальное явление нашей жизни. Конфликтными считаются такие отношения между двумя взаимозависимыми людьми, при которых один из них или оба чувствуют гнев в отношении другого и считают, что другой виноват в этом.

Для медицинских работников будет полезно знать некоторые проявления конфликтов:

Стычки. Под стычками подразумеваются незначительные конфликты, которые разрешаются или исчезают сами по себе и не влияют на способность отношений удовлетворять потребности участников. Примером может служить ситуация, когда пациент, несмотря на сделанное замечание, вновь опоздал на процедуру. Это вызывает у медработника раздражение, однако если напоминание сказанного ранее приводит все в соответствующий порядок, то конфликтная ситуация разрешается.

Столкновения. Столкновение, если им пренебрегать, снижает способность отношений удовлетворять потребности участников. К признакам конфликта этого уровня можно отнести: продолжительное повторение одних и тех же аргументов по одному и тому же поводу; расширение круга причин, вызывающих ссоры; уменьшение желания сотрудничества; уменьшение веры в доброе отношение другого; раздражение по поводу чего-либо в течение нескольких часов или дней; появление сомнений в правильности своего представления об этих отношениях. Как столкновение можно расценить ситуацию, в которой медсестре приходится

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

неоднократно исправлять ошибки напарницы по смене, при том, что последняя не изменяет своего поведения в ответ на все замечания, а воспринимает их как результат придирчивости, проявления недоброжелательности.

Кризис — это такой уровень конфликта, который угрожает дальнейшему продолжению отношений. К критериям кризиса относятся: решение окончательно прервать взаимодействие; опасение, что другой разорвет отношения в одностороннем порядке.

Реалистические (предметные) конфликты. Они вызываются неудовлетворением требований и ожиданий участников, а также несправедливым, по их мнению, распределением каких-либо обязанностей, преимуществ и направлены на достижение конкретных целей. Часто обусловлены несовпадением ожиданий пациентов с реальностью. Поводом для конфронтации может служить поведение медицинского персонала (грубость, неучтивость), характер проведения процедур (нерегулярность, непунктуальность, халатность), санитарно-гигиенические условия медицинского учреждения (грязь, шум, запах), неправильная диагностика или ошибочно назначенная терапия.

Беспредметные (нереалистические) конфликты. Они имеют своей целью открытое выражение накопившихся отрицательных эмоций, обид, враждебности, когда острое конфликтное взаимодействие становится не средством достижения конкретного результата, а самоцелью.

Этот тип конфликта нередко обусловлен предвзятым отношением пациента к медицинской службе в целом и конкретному медику в частности.

Если обращение пациента к врачу диктуется потребностью в помощи, то заинтересованность медика в больном объясняется соображениями профессионального роста и материального подкрепления. Любой медицинский работник мотивирован на встречу с потенциальным пациентом, поскольку от этого зависит его профессиональная карьера и положение в обществе.

Цель обследования и ожидание определенных его результатов оказывают влияние на характер контакта медперсонала и пациента. В первом случае несовпадение реальности и ожиданий при обнаружении заболевания способно вызвать отрицательную аффективную реакцию со стороны больного. Когда расхождение диагноза и реальности не будет существенным, пациент не воспримет обнаружение симптомов, как неожиданность и его эмоциональные реакции не будут носить негативного характера.

Рекомендации по профилактике конфликтов:

■ Нужно отказаться от упреков и язвительной критики как неуместных, бесполезных и опасных аргументов.

■ Каждый человек нуждается в искренней, от души, похвале, поэтому легче побудить его к какому-то действию, если он чувствует уважение, искренний интерес к своей личности.

■ Важным качеством является умение выслушать другого человека, дать ему поговорить о себе; рассказав о своих проблемах, человек порой сам начинает осознавать их по-новому.

■ Любое общение украшает улыбка, она создает атмосферу сотрудничества.

■ Облегчает контакты знание имени человека, к которому мы обращаемся, собственное имя всегда самое приятное для него слово. Нередко напряжение между медицинской сестрой, санитаром или другим медицинским работником и больным возникает из-за обезличивания человека, обратившегося за помощью. Ему приписывается имя «больной». В отделениях, поликлиниках мы слышим: «Больной, идите к врачу», «Больной, не вставайте с постели», «Больной, где ваши анализы?» и т.д. Обращение к пациенту по имени или по имени и отчеству укрепляет его чувство самоуважения, подчеркивает ваше уважительное к нему отношение, является одним из важнейших моментов в профилактике отрицательных реакций. В то же время оно не должно носить оттенка фамильярности.

Создание климата взаимного доверия, проявление открытости и стремление обеих сторон к сотрудничеству не только способствуют отысканию путей разрешения конфликта, но и обеспечивают новые перспективы общения, сближают партнеров.

Определение существа конфликта заключается в умении выделить основную причину, породившую напряжение, и разобраться, как оба участника спора ее понимают.

Важным в профилактике конфликтов является умение помочь другому человеку, т.е. делать для человека то, в чем он действительно нуждается.

Можно выделить два основных представления о помощи. На обыденном уровне бытует мнение, что помощь — это предоставление другому человеку чего-то, в чем он нуждается, и тогда, когда он это заслужил. Чаще это касается материальной помощи, готовых советов по преодолению ситуации.

Вторая модель оказания помощи основана на идее, что помогающий должен максимально активизировать внутренние ресурсы того, кто к нему обратился, чтобы тот сам справился со своими проблемами. Такие ресурсы могут быть заложены в не реализованных ранее увлечениях, во внимании со стороны близких людей, в формировании новых жизненных целей, во всестороннем осознании реального положения вещей. В большинстве случаев человек должен сам «пережить» то, что составляет для него проблему, а наша готовность выслушать его, просто быть рядом порой гораздо более значима, чем такие советы, как «не переживай», «успокойся», «не бери в голову».

Выполнение следующих условий облегчит оказание психологической помощи:

• искреннее и правдивое поведение по отношению к другим;

• способность испытывать теплые чувства к человеку, которому оказываешь помощь;

• способность чувствовать себя независимым от того, кому помогаешь;

• умение абсолютно не претендовать на свободу и независимость того, кому помогаешь;

• способность принимать другого человека таким, какой он есть;

Человек обретает психическую стойкость тогда, когда осознает причину своих переживаний и начинает понимать, что способен вынести еще более тяжелые и сильные потрясения, если такие случатся, и найти пути их устранения.

В лечебном учреждении как отрицательную, так и положительную роль могут играть организация работы каждого подразделения; питание и досуг больных; принципы комплектации палат; интерьер отделения; связь с внешним миром; выполнение назначений; психологический климат. Тем не менее, больной человек, как правило, ищет поддержки, защиты, сопереживания. Он может быть слишком чувствителен, раним, раздражителен. В определенной степени происходит возврат к ранним, детским, формам реагирования, включаются механизмы регрессии, что должно учитываться в выборе стиля общения с ним. От медицинской сестры, фельдшера, врача зависит, найдет ли человек, обратившийся к ним, психологическую поддержку.

Как профилактику конфликтов можно рассматривать следующие моменты в общении среднего медицинского персонала и пациентов.

В условиях общения с больными и их родственниками медицинский работник в первую очередь обязан думать об интересах своих пациентов, стремиться понять и по возможности помочь реализовать их цели, потребности, принять их представления, создать для них возможность придерживаться необходимого для лечения стереотипа поведения. Безусловно, это должно происходить в рамках общепринятых социальных норм, установленных обществом для системы медицинского обслуживания. Если интересы больного выходят за пределы этих норм (требование особых благ, особого отношения, полного подчинения его капризам, грубость), то медицинскому персоналу необходимо пытаться находить корректные, адекватные, тактичные способы пресечения такого поведения или объяснения пациенту неправильности его поступков. Грубые выяснения отношений, обвинение больных в своих профессиональных трудностях, игнорирование их желаний и точки зрения неприемлемы для медицинского работника.

Важным условием профилактики конфликтов является отказ от ложных рефлексов и иллюзий.

К рефлексам, которые не приносят положительного конечного результата в межличностном общении, относят «бегство» (от решения проблемы) и «нападение» (попытка уничтожить соперника). Иллюзии, затрудняющие решение споров.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Отказавшись от ложных рефлексов и иллюзий, можно делать следующий шаг к разрешению конфликта. Для этого необходимо выбрать время для беседы; подготовить условия и место (не должно быть внешних помех и спешки); обсудить проблему, придерживаясь доброжелательности

и правила «мы против проблемы», а не «я против тебя»; найти взаимоприемлемое решение (заключить договор).

В каждом медицинском коллективе складываются свои межличностные отношения, типичные только для него. В основе психологического настроя коллектива важную роль играют формальные и неформальные отношения. При построении хороших взаимоотношений в медицинских коллективах необходимо учитывать психологическую совместимость их сотрудников, под которой понимается наиболее благоприятное сочетание психических свойств членов группы, обеспечивающее успех в выполнении поставленных задач, и чувство удовлетворения от совместной работы. Психологическую совместимость обеспечивают взаимная симпатия, общность взглядов, убеждений, интересов, а также отсутствие эгоистических устремлений членов коллектива. Несовместимость возникает тогда, когда в группе есть назойливые, замкнутые, неуживчивые люди. От взаимоотношений сотрудников зависят их настроение и психологический климат в коллективе.

Сплоченность и взаимопомощь необходимы в каждом коллективе (производственном, педагогическом), но особенно важны в медицинском. Авторитетом у больных пользуются те медицинские работники, у которых профессиональная подготовка сочетается с развитым чувством долга, моральными и человеческими качествами. Не каждый больной понимает целесообразность тех или иных лечебных процедур, однако любой их них испытывает потребность в дружеском сочувствии, теплых словах, поддержке. Поэтому некоторых опытных, но недостаточно контактных и тактичных медиков пациенты оценивают низко. Стиль поведения медицинской сестры, включающий живое участие в судьбе пациента, повышает ее авторитет,

Не пользуются уважением больных те медики, которые постоянно конфликтуют с коллегами по работе. Возникновение напряженности в медицинском коллективе ведет к проявлению беспокойства больных и ухудшению их состояния. Поэтому сотрудники медицинского учреждения должны поддерживать товарищеские взаимоотношения и единый стиль работы. Если же возникают какие-то противоречивые мнения по лечебным вопросам или деловые споры, то их необходимо разрешать лишь в отсутствие больных.

Таким образом, от сложившихся взаимоотношений между сотрудниками медицинских учреждений зависит не только эмоциональный настрой и подход к работе, но и здоровье больных.

литература

1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного че-ловекознания / Б.Г. Ананьев. — М., 1977. — 380 с.

2. Бодалев А.А. Личность и общение / А.А. Бодалев. — М., 1983. — 272 с.

3. Бройтигам В. Психосоматическая медицина / В. Бройтигам, П. Кристиан, М. Рад. — М., 1999. — 376 с.

4. Брунер Дж. Психология познания / Дж. Брунер. — М., 1977. — 413 с.

5. Вассерман Л.И. О системном подходе в оценке психологической адаптации / Л.И. Вассерман. — Л., 1994. — С. 16 — 25.

6. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию / Ю.Б. Гиппенрейтер. — М., 1996. — 352 с.

7. Грановская Р.М. Элементы практической психологии / Р.М. Грановская. — Л., 1988. — 560 с.

8. Гройсман А.Л. Медицинская психология: Лекции для врачей / А.Л. Гройсман. — М., 1998. — 360 с.

9. Карвасарский Б.Д. Медицинская психология / Д.Б. Карвасарский. — Л., 1982. — 960 с.

10. Квасенко А.В. Психология больного / А.В. Квасенко, Ю.Г. Зубарев. — Л., 1980. — 184 с.

11. Конечный Р. Психология в медицине / Р. Конечный, М. Боухал. — Прага, 1983. — 405 с.

12. Леонгард К. Акцентуированные личности / К. Леонгард. — Киев, 1981. — 390 с.

13. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. — М., 1982. — 352 с.

14. Любан-Плоцца Б. Психосоматический больной на приеме у врача / Б. Любан-Плоцца, И. Пельдингер, Ф. Крегер. — СПб., 1994. — 256 с.

15. Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология: практическое руководство / В.Д. Менделевич. — М., 1998. — 592 с.

16. Мэй Р. Искусство психологического консультирования / Р. Мэй. — М., 1994. — 224 с.

17. Небылицин В.Д. Т емперамент. Психология индивидуальных различий / В.Д. Небылицин. — М., 1982. — 237 с.

18. Николаева В.В. Влияние хронической болезни на психику / В.В. Николаева. — М., 1987. — 168 с.

19. Психотерапия: учебник / под ред. Б.Д. Кар-васарского. — СПб., 2000. — 544 с.

20. Роджерс К.С. Клиентоцентрированная терапия / К.С. Роджерс. — М., 1997. — 320 с.

21. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. / С.Л. Рубинштейн — М., 1989. — 712 с.

22. Собчик Л.Н. Введение в психологию индивидуальности / Л.Н. Собчик. — М., 1999. — 480 с.

сведения об авторах

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Митупов Михаил Батомункуевич — заместитель директора Республиканского базового медицинского колледжа им.

Э.Р Раднаева, к.м.н., доцент, заслуженный врач Республики Бурятия (670000, г Улан-Удэ, ул. Модогоева, 1; тел. 8 (3012) 21-19-44)

Беляева Лариса Николаевна — психолог, преподаватель высшей категории

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *