Обоснование приобретения автомобиля

Компания приобрела автомобиль бизнес-класса для директора: как оформить для целей налогообложения

ИА ГАРАНТ

Компания приобрела автомобиль бизнес-класса для директора по развитию бизнеса. Какие документы следует оформить организации в целях налогообложения прибыли для подтверждения использования директором автомобиля в интересах организации (для производственных и управленческих нужд)?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Документами, подтверждающими использование автомобиля для производственных и управленческих нужд организации, могут быть путевые листы, должностная инструкция директора и др.

Обоснование позиции:

В соответствии с п. 1 ст. 256 НК РФ амортизируемым имуществом в целях главы 25 НК РФ признается имущество, которое находится у налогоплательщика на праве собственности, используется им для извлечения дохода и стоимость которого погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 100 000 рублей.

Согласно п. 1 ст. 257 НК РФ под основными средствами в целях главы 25 НК РФ понимается часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией первоначальной стоимостью более 100 000 рублей.

Стоимость основных средств погашается посредством начисления амортизационных отчислений, которые уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль равномерно в порядке, предусмотренном статьями 258-259.3, пп. 3 п. 2 ст. 253 НК РФ.

Таким образом, расходы, связанные с приобретением автомобиля, списываются в налоговом учете посредством начисления амортизационных отчислений (письмо Минфина России от 01.08.2005 N 03-03-04/1/117).

В то же время для признания в целях налогообложения прибыли произведенные организацией расходы в соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ должны быть:

1) экономически обоснованы;

2) документально подтверждены;

3) произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Если расход не соответствует хотя бы одному из перечисленных требований, то он для целей налогообложения не учитывается (п. 1 ст. 252, п. 49 ст. 270 НК РФ).

В то же время, как указывает Минфин России, расходы налогоплательщика должны соотноситься с характером его деятельности, а не с фактом получения прибыли (смотрите письма Минфина России от 19.12.2011 N 03-03-06/1/833, от 20.09.2011 N 03-03-06/1/578, от 25.08.2010 N 03-03-06/1/565, от 21.04.2010 N 03-03-06/1/279, ФНС России от 21.04.2011 N КЕ-4-3/6494).

Конституционный Суд РФ в своих определениях от 04.06.2007 N 320-О-П и 366-О-П разъяснил основные моменты, связанные с толкованием понятий обоснованности и экономической оправданности расходов и применением норм ст. 252 НК РФ:

  • расходы оправданы и экономически обоснованы, если они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. При этом имеет значение лишь цель деятельности, а не ее результат;

  • экономическая оправданность расходов не может оцениваться исходя из их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата — целесообразность, рациональность, эффективность финансово-хозяйственной деятельности вправе оценивать лишь сам хозяйствующий субъект, поскольку он осуществляет деятельность самостоятельно и на свой риск. Суды не призваны проверять экономическую целесообразность принимаемых налогоплательщиком решений в сфере бизнеса;

  • все произведенные организацией расходы изначально предполагаются обоснованными. Доказывать их необоснованность должны именно налоговые органы.

Вместе с тем Конституционный Суд РФ указал, что нормы, содержащиеся в ст. 252 НК РФ, не допускают их произвольного применения, поскольку требуют установления объективной связи понесенных налогоплательщиком расходов с направленностью его деятельности на получение прибыли, причем бремя доказывания необоснованности расходов налогоплательщика возлагается на налоговые органы (смотрите также письмо Минфина России от 19.01.2015 N 03-03-06/1/882).

Под документально подтвержденными расходами в соответствии с четвертым абзацем п. 1 ст. 252 НК РФ понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы.

При этом НК РФ не устанавливает конкретного перечня документов, которые необходимо оформить для подтверждения расходов.

Вами правильно было замечено, что из имеющихся в организации документов должно следовать, что приобретенный автомобиль используется в интересах организации, в служебных, производственных целях, для управленческих нужд. Например, на служебном автомобиле директор по развитию бизнеса может ездить на деловые встречи, переговоры, в госорганы, банк.

По мнению Минфина России и налоговых органов, документом, который подтверждает использование автотранспорта в производственных целях, является путевой лист (письма Минфина России от 20.02.2006 N 03-03-04/1/129, УФНС России по г. Москве от 07.07.2008 N 20-12/064123.2, от 14.11.2006 N 20-12/100253, от 13.11.2006 N 20-12/100253, от 19.06.2006 N 20-12/54213@).

Заметим, Минфин России в письме от 20.02.2006 N 03-03-04/1/129 указал на то, что «отсутствие в путевом листе информации о конкретном месте следования не позволяет судить о факте использования автомобиля сотрудниками организации в служебных целях. Подобные реквизиты являются обязательными и отражают содержание хозяйственной операции» (смотрите также постановление АС Московского округа от 08.04.2015 N Ф05-3450/15 по делу N А40-108772/2014).

Таким образом, путевые листы не только обосновывают расходы на ГСМ, но и в целом подтверждают экономическую обоснованность и производственную направленность затрат, связанных с использованием автотранспорта. При этом нетранспортные компании могут разработать форму путевого листа самостоятельно с учетом требований приказа Минтранса России от 18.09.2008 N 152 (далее — Приказ N 152), в которой должны быть отражены все обязательные реквизиты, предусмотренные ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», и оформлять его на несколько дней, неделю или любой другой срок, не превышающий одного месяца (пункт 10 Приказа N 152, письма Минфина России от 30.11.2012 N 03-03-07/51, от 25.08.2009 N 03-03-06/2/161, от 07.04.2006 N 03-03-04/1/327, от 16.03.2006 N 03-03-04/2/77, от 20.02.2006 N 03-03-04/1/129 и др., УФНС по г. Москве от 03.11.2009 N 16-15/115253, от 13.10.2009 N 16-15/107268).

В письмах УФНС России по г. Москве от 30.01.2009 N 19-12/007413@, от 31.03.2006 N 18-11/3/25186 отмечено, что помимо путевых листов документами, которые подтверждают использование в производственных (служебных) целях приобретенного автомобиля и его пробег до места назначения и обратно, могут являться договоры с поставщиками (покупателями, заказчиками), акты о показаниях спидометров и т.д.

По нашему мнению, документами, подтверждающими использование автомобиля в интересах организации, в первую очередь, могут быть оформленные должным образом путевые листы и должностная инструкция директора (например, если его работа по роду производственной (служебной) деятельности связана со служебными разъездами в соответствии с должностными обязанностями) и др.

Например, в постановление ФАС Московского округа от 17.08.2009 N КА-А40/7936-09 судами установлено и подтверждается материалами дела, что экономическая целесообразность использования в производственной деятельности служебного автотранспорта (в том числе представительского класса) обусловлена объемной договорной деятельностью и видами деятельности предприятия, которое осуществляет оперативное взаимодействие с отраслевыми диспетчерскими управлениями, службами и профильными центрами, информационно-технологическое взаимодействие с федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, издает периодическое печатное издание, отдельные графические и фотографические материалы, оказывает услуги по производству, размещению и распространению рекламы, участвует в специализированных выставках, ярмарках, конференциях, семинарах и конкурсах и т.д. В результате суды сделали вывод об экономической целесообразности понесенных предприятием расходов на содержание и ремонт автотранспортных средств.

Полагаем, организация может использовать также аргументацию, что приобретенный автомобиль бизнес-класса необходим для повышения деловой репутации общества, для статуса компании в глазах партнеров (потребителей, в том числе потенциальных). При этом обосновать свою аргументацию организации лучше в письменном виде в локальном нормативном акте (приказе, распоряжении и т.п.). Также в трудовом договоре (в дополнительном соглашении к нему) лучше оговорить условия предоставления должностному лицу (директору по развитию бизнеса) автомобиля (постановления ФАС Московского округа от 16.12.2009 N КА-А40/14090-09-П, ФАС Западно-Сибирского округа от 25.09.2006 N Ф04-5366/2006(25680-А27-15)).

Рекомендуем ознакомиться со следующими материалами:

— Энциклопедия решений. Учет приобретения основных средств за плату;

— Энциклопедия решений. Учет расходов на содержание служебного транспорта;

— Энциклопедия решений. Путевой лист;

— Энциклопедия решений. Признание расходов в целях налогообложения прибыли;

— Энциклопедия решений. Документальное подтверждение расходов в целях налогообложения прибыли;

— Энциклопедия решений. Форма соглашения об изменении условий трудового договора и порядок его заключения.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член Российского Союза аудиторов Федорова Лилия

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Королева Елена

Купили машину класса люкс? Вы под прицелом у налоговиков!

В рамках реализации концепции «умных проверок» налоговые органы проводят активную работу по выявлению различных схем, направленных на получение необоснованной налоговой выгоды. Анализ свежей судебной практики показывает, что особо пристальное внимание инспекторы уделяют покупкам легковых автомобилей. И, как это часто бывает, проблемы при этом возникают не только у недобросовестных налогоплательщиков. На какие моменты и почему обращают внимание налоговики при проверках? Какие аргументы помогут убедить инспекторов в обоснованности вычетов по НДС и учета расходов по купленным авто при расчете налога на прибыль? Ответы на эти вопросы — в нашей теме номера.

Вычет НДС

Для целей НДС приобретение организацией легкового автомобиля, по сути, ничем не отличается от приобретения какого‑либо другого товара или основного средства. По такой покупке налог можно принять к вычету на общих основаниях.

Напомним, что для вычета НДС необходимо выполнить три условия, предусмотренные в п. 2 ст. 171 и п. 1 ст. 172 НК РФ. Первое — актив приобретен для использования в облагаемых НДС операциях. Второе — он принят к учету. Третье — у организации имеется на руках правильно оформленный счет-фактура от поставщика.

Как показывает практика, налоговые инспекторы на местах находят в этих общих основаниях поводы для отказов в вычете НДС. Поэтому давайте остановимся на порядке вычетов по автомобилям подробнее.

Момент вычета

Первый вопрос, который возникает в связи с такой покупкой, — это момент вычета. Ведь в отличие от других основных средств, не являющихся недвижимостью, автомобиль требует регистрации в органах ГИБДД, а также приобретения обязательной страховки (ОСАГО). И без этого эксплуатироваться автотранспортное средство в полной мере (то есть на дорогах общего пользования) не может. Означает ли это, что и с вычетом НДС по такой покупке нужно подождать?

К счастью, по этому вопросу позиция контролирующих органов и судов совпадает — для принятия НДС к вычету дожидаться постановки автомобиля на учет в органах ГИБДД вовсе не обязательно. Ведь такого условия для применения вычета в положениях п. 2 ст. 171 и п. 1 ст. 172 НК РФ нет.

Как указал Пленум ВАС РФ в п. 11 постановления от 30.05.2014 № 33, невыполнение налогоплательщиком при ведении хозяйственной деятельности тех или иных предписаний, установленных как публично-правовыми, так и гражданско-правовыми нормами (например, неосуществление регистрации договора и т.п.), влечет неблагоприятные для него налоговые последствия (например, невозможность применять налоговые вычеты, заявлять налог к возмещению и др.) лишь в том случае, если это прямо предусмотрено законодательством о налогах и сборах, а именно частью второй Налогового кодекса.

Поскольку для целей применения вычета по НДС по транспортным средствам в главе 21 НК РФ не установлено ни каких‑либо последствий отсутствия учета данных транспортных средств в органах ГИБДД, ни какой‑либо связи между таким учетом и применением вычета «входного» налога, то право на вычет НДС по автотранспортному средству, приобретенному для производственной деятельности, возникает у налогоплательщика в том налоговом периоде, в котором машина была принята на учет, при наличии соответствующего счета-фактуры.

Такая точка зрения содержится, например, в письмах Минфина России от 01.10.2009 № 03‑07‑11/244 и от 15.03.2005 № 03‑04‑11/56.

Эти выводы применимы и к вычетам НДС по транспортным средствам, в отношении которых не заключены договоры обязательного страхования, — в главе 21 НК РФ подобных ограничений нет.

Использование в облагаемой деятельности

На практике налоговые органы толкуют условия вычета, приведенные в ст. 171 и 172 НК РФ, достаточно широко.

В частности, речь идет о том, что вычет применяется только по объектам, приобретенным для использования в деятельности, облагаемой НДС. Если инспекторы при проверке обнаруживают, что в том периоде, когда заявлен вычет по приобретенному автомобилю, он в деятельности, облагаемой НДС, не использовался, следует отказ в вычете и доначисление налога.

Правда, в большинстве случаев налогоплательщикам удается с помощью судов убедить инспекторов в том, что занятая ими позиция неверна.

Так, например, АС Уральского округа, разбирая подобный спор, отметил следующее. Налоговое законодательство не ставит право на применение налогового вычета в зависимость от фактического использования приобретенного товара (работы, услуги) в указанных целях именно в проверяемом налоговом периоде.

Поэтому для правомерности применения вычета достаточно, что организация, приобретая автомобиль, преследовала цели фактического его использования в облагаемой НДС деятельности. И доказательств того, что это в принципе невозможно, налоговая инспекция не привела (постановление АС Уральского округа от 21.10.2015 № Ф09-6824/15).

Схожие выводы сделал и АС Центрального округа в постановлении от 01.09.2016 № А64-5617/2015. В этом деле налоговая инспекция также отказала в вычете НДС по приобретенному компанией автомобилю.

Интересен тот факт, что такое решение было принято налоговиками в рамках камеральной проверки декларации по НДС со ссылкой на то, что отсутствуют доказательства использования автомобиля в облагаемой НДС деятельности в том периоде, за который представлена декларация. И этот подход инспекция последовательно пыталась отстоять во всех судебных инстанциях.

Однако суды также последовательно с ней не соглашались. Точку в споре поставил АС Центрального округа. Он указал следующее. Во-первых, факт непредставления доказательств дальнейшего использования приобретенного автомобиля в деятельности, облагаемой НДС, сам по себе не свидетельствует об отсутствии у организации подобных намерений.

Во-вторых, выводы, сделанные инспекцией, основываются на результатах камеральной проверки, которая априори проводится за крайне ограниченный временной период финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, составляющий всего один квартал.

Поэтому, чтобы на основании такой проверки отказывать в вычете, инспекция должна иметь «железные» доказательства нереальности совершенных операций либо неразумности действий налогоплательщика. Хотя, заметим, в суде налогоплательщику все же пришлось пояснить и подтвердить цель приобретения автомобиля — использование в деятельности компании, а именно для ведения переговоров по заключению договоров с контрагентами.

Экспортные операции

Но есть ситуации, когда требования инспекторов о необходимости фактического использования приобретенного автомобиля в периоде применения вычета НДС находят поддержку у судей. И связано это с особенностями бизнеса компании, заявившей вычет.

Так, на рассмотрение АС Дальневосточного округа попало дело, в котором инспекция отказала организации в вычете НДС по купленному автомобилю именно по указанному мотиву — в периоде вычета автомобиль фактически не использовался в облагаемой налогом деятельности. Но при этом деятельность налогоплательщика была связана с осуществлением экспортных операций, облагаемых НДС по ставке 0% (конкретно в периоде, когда был заявлен вычет, доход от этих операций составил 99,6% от всего полученного за квартал дохода). Одновременно в деле были доказательства того, что фактически купленный автомобиль был закреплен за сотрудником и реально начал использоваться в деятельности организации только в следующем квартале.

И вот в этом конкретном случае суд поддержал налоговиков в том, что вычет организация заявила преждевременно. Связано это с тем, что при применении вычетов организациями, осуществляющими операции, облагаемые НДС по ставке 0%, имеются некоторые особенности. И относятся они именно к периоду применения вычета. В частности, по правилам п. 3 ст. 172 НК РФ вычеты по экспортным операциям применяются на момент определения налоговой базы, которая рассчитывается по правилам п. 9 ст. 167 НК РФ и не всегда совпадает с датой отгрузки.

Эти особенности, по мнению суда, означают, что для вычета «входного» НДС в отношении автомобиля, приобретенного для использования в операциях, облагаемых НДС по ставке 0%, необходимо единовременное выполнение следующих условий: наличие счета-фактуры по приобретенному автомобилю, наличие документов, подтверждающих принятие его к учету, а также использование в операциях, признаваемых объектом налогообложения, в периоде, в котором заявлены соответствующие налоговые вычеты.

Исходя из этого, арбитры пришли к выводу, что при отсутствии подобных доказательств налоговая инспекция правомерно отказала экспортеру в применении вычета по НДС в том периоде, когда автомобиль был приобретен и поставлен на учет, но фактически в деятельности организации еще не использовался (постановление АС Дальневосточного округа от 01.11.2016 № Ф03-4901/2016).

Признаки недобросовестности

Как уже упоминалось, анализ судебной практики показывает, что операции по покупке таких автомобилей вызывают у налоговиков пристальный интерес.

Дело в том, что такие сделки зачастую направлены на получение необоснованного вычета по НДС организацией, тогда как фактически автомобиль приобретается для физического лица. Именно на выявление таких сделок, судя по всему, и направлены ресурсы налоговых органов.

Но, как это обычно и случается при подобных «спецоперациях», под подозрение попадают и добросовестные компании. Итак, какие же признаки сделки, связанной с покупкой легковых автомобилей, вызывают повышенный интерес проверяющих?

Во-первых, это приобретение автомобиля за счет заемных средств, полученных напрямую как от физического лица, так и от аффилированных или взаимозависимых с таким физическим лицом организаций. При этом суды достаточно часто соглашаются с налоговиками в том, что покупка имущества за счет кредитных средств, полученных (прямо или опосредованно) от физических лиц, говорит о незаконности вычета (см., например, Определение ВС РФ от 05.12.2014 № 306‑КГ14-5094).

Так что этот момент стоит принять во внимание и в целях снижения налоговых рисков использовать при приобретении легковых автомобилей (особенно, если речь идет о дорогостоящих, люксовых автомобилях) не только заемные средства, но и — хотя бы частично — собственные. В частности, именно этот факт позволил налогоплательщику одержать победу в споре, рассмотренном АС Центрального округа (постановление от 01.09.2016 № А64-5617/2015).

Во-вторых, передача только что купленного автомобиля на том или ином основании в пользование как непосредственно физическому лицу, так и связанным с ним организациям.

Более того, как показывает судебная практика, инспекторы, чтобы доказать факт аффилированности и взаимозависимости лиц, проводят целые расследования, используя не только ресурсы ФНС России, но и запрашивая информацию из других госорганов. Например, из загса — о лицах, не состоящих в браке, но имеющих общих детей. Или из органов ГИБДД — о фактах ДТП с автомобилями, в отношении которых применен вычет, и лицах, управлявших этими автомобилями в момент аварии.

Также инспекторы при сборе доказательств могут, к примеру, провести опрос участкового инспектора полиции на предмет выяснения того, где и как хранятся автомобили в ночное время и в выходные дни, а также кто фактически пользуется транспортными средствами.

И в результате такой работы налоговикам удается убедить суд не только в том, что фактически автомобилем владеет не компания, а физическое лицо, но и в том, что вся операция по покупке от имени организации затевалась исключительно ради налогового вычета. Так что суду не остается ничего другого, как признать правомерность доначисления налога (постановление АС Западно-Сибирского округа от 04.10.2016 № А03-22792/2015).

Наконец, в‑третьих, внимание инспекторов привлекает тот факт, что организация, купив автомобиль и заявив вычет, каких‑либо расходов по содержанию данного автомобиля не несет — подобные транзакции не проходят по ее банковским счетам, не снимаются и не выдаются наличные под отчет. А то и вовсе автомобиль отсутствует как в бухгалтерском, так и в налоговом учете (Определение ВС РФ от 05.12.2014 № 306‑КГ14-5094).

Налог на прибыль

Проблемы возникают у организаций и при учете расходов на покупку автомобиля при налогообложении прибыли. Налоговики тщательно изучают все обстоятельства покупки, особенно если речь идет об автомобилях представительского класса.

Критерии «подозрительности» здесь, по сути, те же, что и в случае с НДС. Инспекторы отслеживают дальнейшую судьбу приобретенных автомобилей. И если выяснится, что в конечном итоге они переданы в пользование физическим лицам и это никак не связано с их трудовой деятельностью либо с извлечением доходов самой организацией (то есть когда речь не идет об аренде), затраты на покупку авто будут исключены из налоговой базы.

Причем не спасает даже приобретение автомобиля в лизинг — налоговые органы все равно исключают из налоговой базы спорные расходы (постановление ФАС Поволжского округа от 28.08.2008 № А65-1500/08).

Проверяют налоговики и «косвенные» факторы, связанные с приобретением автомобиля. Так, если компания приобрела машину, но при этом не несет расходов на оплату ОСАГО, бензина и т.п., то уже есть основания для сомнений в обоснованности расходов.

А если попутно выяснится, что время использования автомобиля по данным имеющихся документов не совпадает с графиком работы сотрудника, за которым этот автомобиль закреплен, то вывод становится очевидным: автомобиль эксплуатируется физическим лицом, а не компанией и вне связи с коммерческой деятельностью организации. То есть в такой ситуации очевидно, что компания приобрела автомобиль для личных нужд сотрудника, а значит, расходы на такую покупку не учитываются, как не соответствующие критериям ст. 252 НК РФ (постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2015 № 11АП-5693/2015).

Снижаем риски

Подведем итог — при приобретении легкового автомобиля организация попадает в зону налогового риска. При этом есть ряд факторов, которые этот риск значительно повышают:

  • приобретение дорогостоящего автомобиля, особенно люксовой марки;

  • приобретение автомобиля за счет заемных средств, полученных от взаимозависимой структуры или физического лица;

  • передача автомобиля в фактическое пользование физическому лицу (в том числе займодавцу);

  • отсутствие видимых признаков использования автомобиля в коммерческой деятельности (затраты на приобретение ГСМ, страхование, путевые листы, приказы о закреплении автомобиля и т.п.).

Теперь, зная «врага» в лицо, можно разработать меры, снижающие риски организации, решившей приобрести легковой автомобиль, принять НДС по такой покупке к вычету, а затраты учесть при налогообложении.

Так, шансы на то, что споров удастся избежать, значительно возрастают, если организация сможет подтвердить, что автомобиль класса люкс необходим ей для поддержания делового имиджа компании. Например, если на таком автомобиле передвигается руководитель организации или сотрудники руководящего звена.

А значит, необходимо оформить соответствующие приказы по организации. Тут нужно помнить, что целесообразность расходов налоговики оценивать не вправе (п. 4 постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53, Определение Конституционного суда РФ от 04.06.2007 № 366‑О-П).

Но в то же время никто не запрещает компании издать внутренний документ (например, служебную записку с визой руководителя), обосновывающий необходимость покупки дорогого автомобиля. К примеру, это увеличивает шансы компании на заключение новых контрактов. Все это будет подтверждать, что расходы направлены на получение прибыли в будущем, а значит, они целесообразны и экономически оправданны.

Кроме того, нужно обосновать, что автомобиль компания действительно использует в предпринимательских целях. Об этом свидетельствуют такие документы организации, как путевые листы, в которых указаны маршруты поездок и пункты назначения, кассовые и товарные чеки на приобретение ГСМ, а также авансовые отчеты.

Наконец, как уже отмечалось выше, если автомобиль приобретается за счет заемных средств, полученных от дружественных лиц (как физических, так и юридических), то для снижения рисков необходимо постараться задействовать в покупке автомобиля еще и собственные средства (пусть и частично).

Также следует избегать ситуаций, когда купленный таким образом автомобиль будет фактически передан во владение займодавцу. Ну а если такое все же произошло, то передача должна происходить на рыночных условиях, предполагающих получение организацией дохода по данной сделке, а также с начислением и уплатой всех необходимых налогов.

Закупка автомобиля по 44-ФЗ

Когда речь заходит о государственных закупках и необоснованных тратах на различные блага, то в первую очередь вспоминаются некачественные ремонты дорог, строительство огромных особняков-замков для госучреждений и приобретение люксовых автомобилей для доставки чиновников на работу и обратно. Законодательство о закупках меняется, становится жестче для обеих сторон этого процесса и подобные необоснованные траты государственных служащих на потеху общественности всплывают всё реже. Но это если посмотреть на процесс со стороны обывателя. А если со стороны заказчика и поставщика?

Тех, кто непосредственно связан с этими закупками и лавирует в этом котле ада между изменениями, штрафами и «хотелками» руководства. Работать становится всё сложнее и сложнее. Каждое новшество #наблаготрудящихся только усложняет все процессы. Так и с закупкой автомобилей. Последние летние изменения Закона о контрактной системе только прибавили вопросов к самому процессу.

ОБЪЕКТ ЗАКУПКИ

При составлении технического задания на приобретение транспортного средства НЕЛЬЗЯ указывать товарный знак и марку желаемого авто. Безусловно, было бы очень удобно прописать в закупке «к поставке необходим чёрный автомобиль Toyota Camry 2019 года выпуска в полной комплектации». Раньше некоторые заказчики так и указывали — торговое наименование авто с припиской «или эквивалент».

С некоторых пор такая формулировка при составлении технического задания противоречат законодательству. Поэтому необходимо максимально подробно указывать технические характеристики желаемого к поставке автомобиля: тип привода и кузова, количество дверей и мест для сидения, габаритные размеры, число передач, цвет кузова и прочее-прочее. Также нельзя забывать о дополнительных опциях: подушки безопасности, ABS, наличие аудио/видео-систем и кондиционера, комплект салонных ковриков, домкрат и т.д.

Логичнее всего брать эти характеристики с сайтов официальных дилеров или производителей тех автомобилей, которые вы желаете приобрести. Надежнее — писать официальный запрос дилеру/производителю и уже исходя из ответа составлять техническое задание.

Нельзя забывать и о нормировании — предельный потолок цены приобретаемых товаров, работ, услуг. При закупке автомобилей необходимо руководствоваться нормами Постановления Правительства №927 от 02 сентября 2015 года. В зависимости от уровня руководителя будет установлена и предельная цена авто. Но, например, общим для всех является требование о максимальном количестве лошадиных сил в легковом автомобиле — не более двухсот.

АУКЦИОННАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ НА ПРИОБРЕТЕНИЕ АВТОМОБИЛЯ

Приобретение автомобилей включено в обязательный аукционный перечень — Распоряжение Правительства РФ №471-р от 21 марта 2016 года. Поэтому вопроса о выборе способа закупки не стоит.

ВНИМАНИЕ! Для того чтобы избежать штрафов и автоматизировать ведение закупок, воспользуйтесь нашим программным обеспечением. Программа проверит ваши закупки на ошибки, рассчитает НМЦК, поможет найти необходимый ОКПД2 и КТРУ, сформирует ПЗ+ПГ на следующий год, а также отчет об СМП и СОНО в 10 раз быстрее!

При подготовке документации необходимо прописать требования об ограничении допуска иностранных товаров по двум пунктам:

  • статья 14 Закона о контрактной системе;
  • Постановление Правительства РФ №656 от 14 июля 2014 года.

При рассмотрении поступивших заявок на участие заказчик рассматривает:

  • в первой части заявки — помимо согласия на поставку товара, должны быть указаны страна происхождения и конкретные показатели поставляемой продукции. Никаких слов «более/менее» и их вариаций в заявке участника не должно содержаться;
  • во второй части заявки — стандартные документы участника закупки (устав, ИНН и прочее), а также в ряде случаев сертификат СТ-1 и/или акт экспертизы торгово-промышленной палаты либо заверенная копия инвестиционного контракта. Если закупка попадает под требования, установленные в Постановление Правительства №656 и Приказе ТПП РФ №64 от 25.08.2014г.

С 01 июля 2019 года в силу вступили требования о необходимости использования типового контракта при закупке автомобилей — Приказ Минпромторга России №998 от 23.03.2019г. При условии, что приобретаемый вами автомобиль попадает под коды ОКПД2 — 30.1, 30.3, 29.10, 26.51, 17.12, 31.01, 27.40, 28.25.

ПОСТАВКА АВТОМОБИЛЯ ПО 44-ФЗ

Завершающий этап работы в рамках любой закупки — это поставка и приём товара. Ведётся она в строгом соответствии с технической документацией и условиями контракта. Этим никого не удивить сегодня.

Обязательной частью этого этапа при закупке автомобилей будет экспертиза поставленного товара. Силами заказчика или с привлечением дополнительных ресурсов — это уже нюансы.

Помимо стандартного набора документов (акты приёма-передачи и товарные накладные) поставщик должен передать заказчику:

  • паспорт технического средства;
  • сервисную книжку;
  • инструкцию по эксплуатации;
  • ключи зажигания.

И, возможно, что-то ещё дополнительно — согласно технического задания заказчика.

ГАРАНТИИ

С последними изменениями Закона о контрактной системе спорным остаётся вопрос о предоставлении гарантий поставщиком при продаже автомобилей. При поставке автомобилей гарантийный срок исчисляется в двух показателях — количество лет эксплуатации или километров пробега. Например, 10 000 километров или 5 лет -в зависимости что наступит раньше.

Согласно новым изменениям в законодательстве о закупках при приобретении автомобилей необходимо предусмотреть предоставление поставщиком не только гарантий на поставленный товар, но и гарантийные обязательства к нему. В связи с этим вопросов по расчету гарантийного срока появилось ещё больше.

К сожалению, чёткого ответа на эти вопросы в законодательстве нет. Поэтому каждый заказчик действует по принципу «кто во что горазд». Но все сходятся во мнении «если прописать как можно подробнее все нюансы в документации о закупке и проекте контракта, то при приёмке товара и его эксплуатации будет проще».

4.2 Экономическое обоснование обновления подвижного состава

В настоящее время любому автотранспортному предприятию, желающему завоевать хорошую репутацию у клиентов и быть конкурентоспособным на рынке, необходимо иметь современную технику, которая обладает хорошими техническими характеристиками, проста и удобна в эксплуатации и не требует значительных затрат на осуществление технического обслуживания и ремонта.

Выбор транспортных средств (марки, модели) основывается на ряде факторных ограничений: сфера применения; экологический стандарт, регулирую- щий содержание вредных веществ в выхлопных газах; грузоподъемность; стоимость подвижного состава; расход топлива и т.п.

С целью повышения рентабельной работы филиала «Автобусный парк №2» ОАО «Гомельоблавтотранс» в области международных автомобильных перевозок грузов предлагается обновление подвижного состава за счет приобретения седельного тягача MAN TGX 18.440 и полуприцепа KÖGEL CARGO SN24Р90/1.110. Так как, в рамках соглашения о сотрудничестве, подписанного 28 декабря 2011 года между Ассоциацией «БАМАП», концерном Scania, МАN, компанией Кегель и компанией группы «Вест Лизинг» — ООО «Весттрансинвест», европейские производители снизили цены для членов БАМАП на наиболее востребованные белорусскими компаниями модели автотраспорта собственного производства:

  • на тягач MAN TGX 18.440 Евро-5 — 64900 евро;

  • на бортовой тентовый полуприцеп KÖGEL CARGO SN24P90/1.110 – 21000 евро.

Поэтому при вступлении в БАМАП филиал «Автобусный парк №2» сможет приобрести данный подвижной состав на выгодных условиях.

Затраты на приобретение зависят от способа финансирования покупки транспортного средства и от вида рынка приобретения подвижного состава. При приобретении подвижного состава необходимо рассмотреть несколько возможных вариантов осуществления капитальных вложений и выбрать наиболее приемлемый и экономически оправданный. Любое предприятие, желающее приобрести подвижной состав, может выбрать один из пяти альтернативных вариантов, которые представлены в таблице 4.2.

Таблица 4.2 – Сравнительная характеристика вариантов приобретения подвижного состава

Способ приобретения ПС

Достоинство варианта

Недостатки варианта

Условия приобретения варианта

Приобретения подвижного состава за счет собственных средств

  • Отсутствие некоторых существенных статей расходов таких как % за пользование кредитом, отсутствие затрат связанных с договором, плата за предоставление гарантий

  • Отсутствие дополнительных рисков и обязательств, связанных с привлечением заемных средств

  • Право собственности на приобретаемый ПС переходит к предприятию в самом начале осуществления проекта

  • Высокие единовременные затраты, связанные с приобретением подвижного состава,

  • Часто основной фактор при выборе – это стоимость техники, а не ее технические и экологические характеристики

  • Невозможность единовременного приобретения нескольких единиц ПС

  • Отвлечение значительных сумм оборотных средств предприятия

Вариант приемлем для АТП, достигших срока самоокупаемости, имеющих достаточный объем оборотных средств

Приобретение

ПС за счет кредитных ресурсов

  • Предприятие получает возможность купить больше автотранспортного подвижного состава при самофинансировании

  • Возможность диверсификации подвижного состава

  • Возможность выбрать автотранспортный подвижной состав по наилучшим техническим и экологическим характеристикам

  • Предприятие часто должно предоставлять какой-либо дополнительный залог.

  • Проценты, уплачиваемые банку, нельзя в полном объеме относить к расходам по налогу на прибыль

  • В ряде случаев условием кредитования является открытие предприятием своего финансового положения

Вариант является приемлемым в основном для предприятий с хорошим финансовым положением, достаточным объемом оборотных средств

Окончание таблицы 4.2

Способ приобретения ПС

Достоинство варианта

Недостатки варианта

Условия приобретения варианта

Приобретения ПС с использованием механизма лизинга

  • Автомобиль полностью амортизируется за срок лизинга.

  • Возможность зачесть НДС по лизинговым платежам.

  • Лизинговые платежи в полном объеме ложатся на себестоимость и уменьшают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.

  • Право собственности на технику переходит к лизингополучателю только по окончании всех расчетов по договору лизинга

Для мелких и средних фирм лизинг часто является единственно возможным способом финансирования и инвестиций

Совместное финансирование:

привлечение собственных и заемных средств

  • Предприятие получает возможность ориентироваться на собственные потребности в подвижном составе при его приобретении

  • Право собственности на приобретаемый ПС переходит к предприятию в самом начале осуществления проекта

  • Появление дополнительных затрат, связанных с выплатой процентов за кредит и предоставлением гарантий

  • Высокий финансовый риск проекта, связанный с последствиями возможного невозврата кредита

Данный вариант подходит для всех автотранспортных предприятий

Выкуп ПС с зачетом стоимости (трейд-ин)

  • Экономия денежных средств при продаже старого автомобиля

  • Возможность покупки в кредит

  • Гарантия на техническую исправность автомобиля.

  • Обменять можно любой автомобиль, не обязательно купленный по системе Трейд-ин.

  • В среднем за подержанный автомобиль салоны, практикующие Трейд-ин, предлагают цену на 10-15% ниже, чем на рынке.

  • Ограниченность выбора

  • Покупаем автомобиль взамен старого (трейд-ин)

Данный вариант подходит для всех автотранспортных предприятий

Таким образом, для филиала «Автобусный парк №2» ОАО «Гомельоблавтотранс» приемлемым будет приобретение подвижного состава с использованием механизма лизинга. Поэтому с целью приобретения данного подвижного состава в лизинг необходимо сотрудничество с лизинговой компанией ООО «Весттрансинвест». Так как, при подписании соглашения о сотрудничестве от 28 декабря 2011 года между Ассоциацией «БАМАП», концерном Scania, МАN, компанией Кегель и ООО «Весттрансинвест», лизинговая компания «Весттрансинвест» взяла обязательства по финансированию в лизинг транспортных средств на уровне 11% — 12% годовых в евро, а также по доставке, сертификации, декларированию и таможенному оформлению автотехники на территории РБ.

Условиями лизинга MAN, KÖGEL для членов БАМАП в 2013г. являются:

  • Лизинговая ставка — 11-12% годовых в евро на весь срок договора лизинга.

  • Сумма финансирования — до 80% контрактной стоимости транспортных средств. В контрактную стоимость включаются цена транспортных средств по INVOICE, расходы по доставке техники в РБ, суммы таможенных платежей, НДС.

  • Срок лизинга — от 1 года до 4 лет.

  • Валюта лизинговых платежей — евро, доллары США, белорусские рубли по курсу Национального банка РБ на дату платежа.

Также, транспортные средства страхуются на весь срок договора лизинга по системе «полное КАСКО» у страховых партнеров ООО «Весттрансинвест» по специальным тарифам, на 20% ниже рыночных:

  • тариф для тягачей SCANIA и MAN — 1,48%,

  • тариф для полуприцепов KÖGEL и KRONE — 0,85%.

С использованием калькулятора лизинговых платежей, представленном на сайте http://www.asbleasing.by/, сумма лизинга (из расчета на 3 года) для седельного тягачаMAN TGX 18.440 составит в среднем за месяц 2400 €, а для полуприцепа KÖGEL CARGO SN24Р90/1.110 – 780 €.

Фактическими затратами на приобретение автотранспортного средства является сумма, уплачиваемая в соответствии с договором, заключенным с поставщиком, а также регистрационный сбор, государственные пошлины и другие платежи, произведенные в связи с регистрацией автомобиля в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

За государственную регистрацию транспортных средств и иные регистрационные действия с автотранспортом предусмотрена уплата государственной пошлины:

− за выдачу государственных регистрационных знаков на ТС;

− за выдачу государственных регистрационных знаков на мототранспортные средства и прицепы;

− за выдачу свидетельства о регистрации ТС и т.п.

Начальные затраты, связанные с приобретением нового подвижного состава, представлены в таблице 4.3.

Таблица 4.3 –Перечень начальных затрат на приобретение седельного тягача MAN TGX 18.440 и полуприцепа KÖGEL CARGO SN24Р90/1.110

Затраты

Стоимость

Лизинг седельного тягача MAN TGX 18.440 (в месяц)

2400 €

Лизинг полуприцепа KÖGEL CARGO SN24Р90/1.110 (в месяц)

780 €

за выдачу свидетельства о регистрации транспортного средства (технического паспорта)

1 базовая величина (x2)

за выдачу регистрационного знака на седельный тягач

2 базовых величины

за выдачу регистрационного знака на полуприцеп

1 базовая величина

за компьютерные услуги в ГАИ

0,04базовой величины

за оформление заявления в ГАИ

0,08базовой величины

страхование по системе «полное КАСКО»:

-седельный тягач MAN TGX 18.440

961 €

— полуприцеп KÖGEL CARGO SN24Р90/1.110

179 €

Исходя из курса НБРБ на 22.05.2013 г., 1 € = 11350 руб., суммарные начальные затраты приблизительно составят 49544000 руб.

Таким образом, приобретая данный подвижной состав, филиал «Автобусный парк №2» ОАО «Гомельоблавтотранс» сможет немного снизить себестоимость международных автомобильных перевозок грузов, увеличить спрос на перевозку и, следовательно, уменьшить число машино-дней простоя в хозяйстве. Кальку- ляция плановой стоимости 1 часа и 1 км. общего пробега по использованию выбранного автопоезда представлена в приложении Г.

Как обосновать затраты на дополнительную «начинку» для автомобиля

Статья из журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» актуальна на 5 февраля 2016 г.

Содержание журнала № 4 за 2016 г.М.Г. Суховская, юрист

Вот покупает организация служебную машину, начинает ее эксплуатировать, а спустя некоторое время решает доукомплектовать ее какими-нибудь полезными устройствами или опциями. Например, установить магнитолу или парктроник, сделать шумоизоляцию салона. Ситуация не такая уж редкая, согласитесь.

Только вот незадача — ИФНС при проверке может снять расходы на такое оборудование, посчитав их необоснованными, поскольку все эти «навороты» никоим образом не участвуют в коммерческой деятельности фирмы.

Справедливости ради заметим, что в арбитражной практике последних лет нам не удалось найти судебные дела по такому поводу. Однако это вовсе не значит, что налоговики больше не высказывают претензий, просто далеко не все налоговые споры доходят до суда. Поэтому мы решили вооружить вас готовыми аргументами в защиту произведенных затрат на автотюнинг.

Но прежде скажем, к расходам на какое допоборудование инспекторы вряд ли будут придираться:

  • на сигнализацию. Ведь без нее в разы увеличивается риск того, что машина покинет своего владельца и тем самым компании будет нанесен крупный ущерб;
  • на навигационные приборы. Для ряда компаний их наличие в машине обязательно в силу закона. Например, для тех, кто занимается автомобильными перевозками пассажиров (касается транспортных средств, оборудованных для перевозок более 8 человек)подп. «ж» п. 4 Положения, утв. Постановлением Правительства от 02.04.2012 № 280 и опасных грузовп. 1 ст. 4 Закона от 14.02.2009 № 22-ФЗ (например, легковоспламеняющихся жидкостей).

Но и для фирм, не обязанных иметь в машинах навигатор, расходы на него вполне оправданны. Ведь это устройство помогает водителю определять маршрут движения и выбирать пути объезда пробок, что позволяет эффективно использовать рабочее время и экономить ГСМ. Кроме того, данные навигационных приборов могут использоваться при составлении путевых листовПисьмо Минфина от 16.06.2011 № 03-03-06/1/354.

А теперь переходим собственно к защитным доводам.

Вид оборудования или опции Аргумент для обоснования расходов на приобретение оборудования
Автомагнитола или аудиосистема (включая колонки и антенну) Сотрудники, использующие служебные автомобили, проводят в поездках длительное время. Следовательно, расходы по приобретению автомагнитол, колонок и антенн направлены на обеспечение нормальных условий труда работников, на их психологическую разгрузку и повышение работоспособности. Кстати, с этим доводом в свое время соглашались и судыПостановления ФАС СКО от 01.06.2011 № А53-15050/2010; ФАС МО от 10.10.2008 № КА-А40/8775-08
Видеорегистратор Эти устройства регистрируют в карте памяти изображение дороги перед машиной, звук, точные дату и время, а иногда GPS-координаты и скорость. В случае ДТП данные с видеорегистраторов могут помочь доказать невиновность водителя компании и тем самым, во-первых, уберечь ее от затрат, связанных с возмещением ущерба, а во-вторых, избежать проблем при получении страховки
Газобаллонное оборудование Стоимость сжиженного газа намного ниже стоимости бензина и дизельного топлива. А значит, компания в процессе эксплуатации автомобиля значительно сэкономит на ГСМ
Тонировка стекол В результате тонировки стекол автомобиля улучшаются его эксплуатационные качества — повышаются комфортность и безопасность, износостойкость салона и пр. Кроме того, расходы на тонировку можно обосновать созданием делового имиджа компанииПостановление ФАС УО от 23.12.2008 № Ф09-8529/08-С2
Напомним, что светопропускание ветрового стекла и стекол, через которые обеспечивается передняя обзорность для водителя, должно составлять не менее 70%п. 4.3 Технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011). За вождение машины, не соответствующей этому требованию, грозит штраф 500 руб.ч. 3.1 ст. 12.5 КоАП РФ
Шумоизоляция салона Установка шумоизоляции в автомобилях, предназначенных для поездок руководства, позволяет работать и вести переговоры с бизнес-партнерами в более комфортных условиях, что, в свою очередь, повышает эффективность его деятельности
Монитор в машине руководителя Из-за большой загруженности и ненормированного графика работы директор часто вынужден в пути готовиться к совещаниям и встречам. А установленный в машину монитор позволяет ему во время поездок изучать производственную документацию, презентационные материалы и деловые предложенияПостановление ФАС МО от 27.06.2011 № КА-А40/6029-11

А вот такие улучшения машины, как установка спойлеров, хромированных и декоративных элементов на кузов, подсветка днища, оправдать будет достаточно сложно.

***

Кстати, Минфин еще ни разу официально не высказывался насчет учета автомобильного дополнительного оборудования. Поэтому мы решили узнать мнение его специалиста.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

БАХВАЛОВА Александра Сергеевна Советник государственной гражданской службы РФ 3 класса

“Установку на автомобиль дополнительного оборудования, в частности сигнализации, встроенной навигационной системы, газовых баллонов, надо расценивать как дооборудование или модернизацию объекта, поскольку в этих случаях расширяется функциональность машины. Такие расходы увеличивают ее первоначальную стоимостьп. 2 ст. 257 НК РФ и списываются через амортизацию”.

Но хотим заметить, что суды в свое время не признали дооборудованием авто установку на него:

  • газового баллонаПостановления 10 ААС от 15.03.2012 № А41-4406/11; ФАС СКО от 26.10.2010 № А32-23439/2008-26/334;
  • сигнализации, аудиосистемы и динамиковПостановление ФАС СЗО от 09.06.2008 № А05-12045/2007;
  • нового двигателя взамен изношенногоПостановление ФАС МО от 28.12.2009 № КА-А41/14324-09.

Ведь, по мнению судов, в результате установки подобного оборудования технологическое или служебное назначение машины не изменяется. Поэтому затраты на него фирмы-общережимники могут списывать исходя от стоимости самого оборудования:

  • <если>100 000 руб. или менее — единовременно в составе материальных расходовподп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ;
  • <если>превышает 100 000 руб. — через амортизацию как по отдельному объекту ОСп. 1 ст. 257 НК РФ.

«Доходно-расходным» упрощенцам тоже ничего не мешает учесть подобные расходыподп. 1, 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ.

Другие статьи журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» на тему «Автомобиль»:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *