Налоги при Петре 1

История налогообложения насчитывает более трех тысячелетий. Первые письменные известия о взимании налогов относятся к XVIII в. до н.э. В законах Древнего Вавилона присутствуют некоторые элементы, сохранившиеся в налоговом законодательстве и сегодня. Это деление податей на два вида (в царскую казну и местные), определение субъектов податей (свободные люди, занимающиеся каким-либо видом деятельности), объектов податей (с какого именно имущества и с каких доходов они взимаются), установление размера податей (налоговой ставки) и порядка их сбора, а также меры по защите налогоплательщиков. Как видим, налоговая практика минимум на два тысячелетия старше финансовой науки, которая родилась из потребностей практической финансовой деятельности государств.

Налоговое законодательство развивалось параллельно практически во всех странах мира, где существовал институт государства. Министр финансов Российской империи С. Ю. Витте (1849–1915) в «Конспекте лекций о государственном хозяйстве» дал следующее определение финансовой науки : «Наука о финансах… это наука о способах наилучшего удовлетворения материальных потребностей государства». Для многих европейских государств в итоге базовым стало римское право. В России система податей и пошлин была узаконена в «Русской правде» князя Ярослава Мудрого (ок. 978–1054).

В развитии форм и методов взимания налогов можно выделить три крупных этапа:

  • • I – древний мир и Средние века (до XVI в.);
  • • II – возникновение и становление капитализма (XVI в. – первая половина XIX в.);
  • • III – современный этап (со второй половины XIX в. до настоящего времени).

Такое деление достаточно условно и определяется главным образом развитием самих государств, изменением их функций, а также эволюцией взглядов общества и науки на само государство, уровнем развития теории государства и науки о финансах. Французский философ-социалист XIX в. Пьер Прудон (1809–1865) писал: «В сущности, вопрос о налоге есть вопрос о государстве» .

На I этапе сами функции государства были достаточно ограниченными, они заключались, главным образом, в защите от внешнего врага и охране порядка внутри государства. Отсюда следовало и отношение к налогам как к чрезвычайному источнику доходов, которое мы видим в Древней Греции, Древнем Риме и в ряде средневековых государств.

Известный церковный деятель и философ Средневековья Фома Аквинский (1225–1274) полагал наиболее богоугодной формой финансирование государственных расходов за счет богатства знатных людей. Впрочем, он не отрицал необходимости налогов в определенных случаях : «Временами случается, что князья не располагают в достаточном объеме средствами для обороны страны и для решения всех прочих задач, которые они, руководствуясь здравым смыслом, должны брать на себя. В таком случае будет справедливо, если подданные оплатят то, чем обеспечивается их общее благополучие».

В этот период государство не имело финансового аппарата для определения и сбора налогов. Оно в лучшем случае определяло общую сумму средств, которую желало получить. Сбор налогов поручался городской или сельской общинам, очень часто государство прибегало к помощи откупщиков. О продуманной системе налогообложения в эту эпоху говорить не приходится. Население и общественное мнение на этом этапе развития налогообложения не было подготовлено к необходимости и справедливости налогов и потому история переполнена фактами неприятия налогов населением, уклонением от их уплаты, бунтами, мятежами и восстаниями. В России, например, в XVI в. во времена царствования Алексея Михайловича, вспыхивали крупные «соляные бунты», вызванные введением высоких акцизов на соль. Аналогичные явления происходили и в Европе. По образному выражению К. Маркса: «Когда французский крестьянин хочет представить себе черта, он представляет его в виде сборщика налогов» .

На II этапе развития налогообложения интересы торгового капитала потребовали существенного усиления государства. Налоги стали постоянным и важнейшим источником доходов государства. Создавалась сеть государственных учреждений, в том числе финансовых, и государство брало на себя часть функций: устанавливало квоту обложения, наблюдало за процессом сбора налогов, ограничивая этот процесс более или менее широкими рамками. Заметим, что роль откупщиков в этот период во многих странах оставалась еще достаточно значительной.

Возникли не только материальные условия для возникновения финансовой науки, но и настоятельная потребность в сознательном отношении к финансовому хозяйству государства, что обусловило возникновение и бурное развитие финансовой науки.

Поскольку вопрос о налогах тесно связан с вопросом о государстве, то по мере развития самого государства и теории государства открывались и новые возможности для выяснения природы налогов. Интересна этимологическая иллюстрация исторического процесса эволюции взглядов на природу налогов, приведенная Эдвином Селигменом (1861 – 1936): «Вначале господствующей является идея дара. Идея дара находит свое выражение в латинском термине donum и в английском benevolence.

На второй стадии правительство смиренно умоляло или просило народ о поддержке. Этой идее соответствовало латинское слово precarium, которое употреблялось на континенте несколько столетий, также и германское Bede (от beten – просить). На третьей стадии мы встречаемся с идеей помощи, оказываемой государству. Эта идея нашла свое выражение в латинском adjutorium, английском aid и французском aide. На четвертой стадии появляется идея о жертве, приносимой индивидуумом в интересах государства. Он теперь отказывается от чего-либо в интересах общественного блага. Эта идея видна из старофранцузского gabelle, в современном немецком Abgabe, в латинском datio. На пятой стадии у плательщика развивается чувство долга, обязанности, которое соответствует английскому duty.

Лишь на шестой стадии встречаем идею принуждения со стороны государства. Эту идею мы видим в английском impost и итальянском imposta. На седьмой, и последней, стадии мы видим идею определенной доли или вклада, установленных или начисленных правительством, вне всякой зависимости от воли плательщика. Эту идею мы видим в средневековом английском термине scot, который представляет собой видоизмененное немецкое Schuss или скандинавское sratt, немецкое Schatzung (оценка), бывшее в употреблении в начале столетия» .

В этот период в финансовой науке был сформулирован принцип налогообложения, рассмотрены формы налогообложения и сделаны попытки классификации налогов, а также началась подготовка методологической базы для создания научно обоснованных налоговых систем.

На III этапе развития налогообложения в развитых государствах были созданы налоговые системы, формируемые с учетом рекомендаций финансовой науки. Число налогов существенно уменьшилось. Широкое распространение приобрело подоходное налогообложение физических и юридических лиц, было признано рациональным сочетание прямого и косвенного обложения в целях сбалансирования фискальных интересов государства и интересов налогоплательщиков. Финансовая наука создала общую теорию налогообложения, что позволило провести ряд налоговых реформ в развитых странах, опыт которых, несомненно, полезен для сегодняшней России.

Государство в этот период взяло в свои руки все функции установления и взимания налогов на основе достижений финансовой науки и практики налогообложения. Формировалась система законодательных и исполнительных органов государственной власти, профессиональный аппарат, который занимался всеми вопросами установления и взимания налогов в государстве. Во взглядах на налог происходил поворот к пониманию налога как осознанной необходимости.

Э. Селигмен в начале XX в. в своей работе «Эподы по теории налогообложения» дал следующее определение налога: «Налог есть принудительный сбор, взимаемый государством с отдельного лица для покрытия расходов, вызванных общегосударственными нуждами, без всякого отношения к специальной выгоде плательщика» .

На этой концепции основано и современное определение налога, данное в ст. 8 части 1 Налогового кодекса Российской Федерации: «Под налогом понимается обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований».

В соответствии со ст. 8 ч. 2 НК РФ под сбором понимается «обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщика сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий)».

Налоги

Древнейшим документом, рассказывающим о сборе налогов, является клинописные таблички, найденные французскими археологами в 1878 году в Лагаше – шумерском городе, написаны они были примерно в 2400 году до н.э. В этом документе рассказывается, что до этого времени по всей стране, «начиная с северной границы… до моря были поставлены надзиратели в качестве судей… При корабле был поставлен надзиратель корабля. У ослов был поставлен надзиратель за пастухами, у овец был поставлен надзиратель за овчарнями. У рыболовных сетей был поставлен надзиратель за рыбаками. Жрецы должны были сдавать налог на поле перед начальниками закромов. Пастухи овец… должны были при отсутствии шерсти белых овец сдавать надзирателю соответствующее серебро. Жрец, заведующий складами, мог в саду рядового воина взять и дерево и плоды… Если труп погребался в могиле, то плата за похороны была… 7 кружек пива, 420 хлебов, 72 меры зерна, 1 одежда, 1 ложе, 1 кресло…».

Чиновники богатели на поборах и грабежах. Земли и владения правителей (ишакку) сливались в сплошные огромные поместья. «Дома гарема, дома дворцовой семьи и поля дворцовой семьи простирались от края до края».

Но, около 2400 года до н.э. новый правитель Лагаша Урукагина «установил царство в Лагаше и… среди 36 000 людей он восстановил древние правления и дал силу слову… От корабля он удалил надзирателя за кораблем. От ослов и овец он удалил надзирателя за пастухами. От рыболовных сетей он удалил надзирателя за рыбаками. От налогового зерна жреца он удалил начальника закрома. От платежа серебром… он удалил надзирателя… Начиная с северной границы… вплоть до моря не было больше судей надзирателей…».

Жрец, заведующий складами, не имел больше права входить и выходить из сада воина… Большой человек не должен вымещать зло на простом человеке, «если у них не состоялась торговая сделка». Однако, Урукагина не долго сидел на троне. Чиновники позвали иностранцев и вместе с ними свергли Урукагину.

Исследования современных ученых привели к такому выводу: сбор налогов смог появиться только при централизации власти (духовной или светской) на содержание самой этой власти, на выполнение дорогостоящих общественных мероприятий, проводимых этой властью. Первично принято считать, что появились общественные постройки для отправление духовных потребностей (храмы), при которых сложилась жреческая каста. С укреплением их власти, державшейся на лучшем знании законов мироздания, происходит формирование семейной передачи знаний, а соответственно – формирование семейных кланов, которые стали управлять всеми вопросами внутренней и внешней политики населенных пунктов. В настоящее время считается весьма проблематичным установить временную границу появления централизованной власти, можно только по некоторым признакам установить периоды существования власти.

Каждому нашему современнику понятно, что барана стригут только тогда, когда отрастет шерсть. У человека можно выманить в форме добровольного пожертвования средства к существованию при наличие избытков этих средств. В древнем обществе только земледелие и скотоводство давали возможность создания излишков. О том, что такой излишек появился на Ближнем Востоке довольно рано, говорят многие археологические данные, и, прежде всего монументальные сооружения. В Южном Двуречье он появились, как минимум, за пять тысяч лет до новой эры. Более ранние строения невозможно по фундаментам классифицировать как культовые (общественные) сооружения. Подсчеты показывают, что на строительство одной только платформы одного из храмов Урука 1500 человек должны были трудиться около пяти лет, – для этой стройки было затрачено 1,7 миллиона человеко-дней! Для того, чтобы оторвать от производства продуктов такое количество людей, общество должно было иметь большие запасы продуктов. Уже раннее земледелие давало возможность производить больше продуктов питания, чем требовалось для жизни той или иной земледельческой общины.

Мне могут возразить, что из книг известно, что все великие сооружения строились с применением огромного числа рабов, которых в древнем обществе нещадно эксплуатировали, заставляя работать от зари до зари, за пустую похлебку и кусок хлеба. Сразу развею ваши сомнения: уже давно установлено, что автомобиль проедет столько, насколько хватит горючего или, как говорили в старину в отношении человека: «Как полопаешь, так и потопаешь!». Говоря современным языком, можно выразиться следующим образом: существуют необходимые нормы потребления продуктов при различной интенсивности труда; при этом набор продуктов должен быть сбалансирован по питательным свойствам (калорийности) и содержать необходимый набор микроэлементов и витаминов. Таким образом, содержание раба выливается в дополнительные затраты хозяина-рабовладельца на покупку раба, строительство и содержание помещения, надсмотрщиков, обучающего персонала и еще великое множество косвенных затрат, включая продукты питания. Наличие рабовладения говорит о существовании централизованного государства, имеющего солидную армию, которую нужно содержать за счет налогов. Мы же с вами ищем причину и сроки появления налогов, которые не могут появиться ранее, чем были созданы малые города и страны с централизованной властью.

Одной из форм появления налогов (дани), кроме храмовой подати, было отчисление уже принудительного характера на содержание армии и охраны условных границ или зон влияния. Одновременно с развитием меновой торговли появляется целый штат профессиональных торговцев, которые и осуществляют сам процесс обмена, взымая за это определенные комиссионные. Появляются в процессе развития торговли и торговые пути, на которых формируются промежуточные стоянки, своя система охраны и первые признаки таможенных сборов в пользу централизованной власти.

С некоторого момента начинают выходить из-под контроля жрецов командиры охранных отрядов, а затем и военачальники. Начинает формироваться дополнительная каста воинов, из которой выходят вожди – руководители государств. Располагая силой, они уже без всякого стеснения начинают устанавливать размеры налогов со двора, с семьи или с каждого жителя в отдельности, постепенно увеличиваю ставку налога, распространяя его на все виды деятельности. Необоснованно растет число штатных собирателей налогов, о чем мы уже информировали читателя выше. Появляются целые артели сборщиков налогов, разделенных на профессиональные группы по признаку собираемых налогов. Еще в 18 веке в царской России встречаются различные названия сборщиков налогов натуральными продуктами: мытарь, шапарь, ясачник и др.

Подводя итоги нашего небольшого исследования о налогах, делаем вывод, что налоги как форма управления населением существует с незапамятных времен. В связи с отсутствием письменных источников далеких времен невозможно установить период введения налогов.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Налоговая реформа Петра I — комплекс преобразований системы налогообложения, основным результатом которых стало введение нового основного налога — подушной подати.

Подушная подать (оклад, налог) — введена в 1724 году, после повторной «подушной» переписи населения 1718-1722 годов.

Первая перепись 1710 года показала, что крестьяне уклоняются от выплат налогов обнося рядом стоящие дома одним забором и выплачивая «подворный» налог вместе с соседями.

Причины и предпосылки налоговой реформы Петра I

  • Государству требовалось огромное количество денежных средств на ведение Северной войны со Швецией
  • Пётр I стремился как можно быстрее построить флот
  • Модернизация промышленности и строительство новых фабрик производились за казённый счет
  • Создание и поддержание регулярной армии предполагало необходимость пересмотра принципов налогообложения с

Содержание и ход реформ налоговой системы

Следует отметить, что первые 20-ть лет правления Петра I, который взошёл на престол вместе с братом в возрасте 10 лет, не сопровождались какими-либо существенными реформами, ни в налоговой, ни в каких-либо других сферах.

Таблица 1.Сравнительный анализ поступлений в казну в 1680г и 1701г.

Введение новых косвенных налогов и сборов

Начиная с 1704 года один за другим вводились самые разные, порой абсурдные налоги: посаженный, поземельный, пролубный, ледокольный, водопойный, погребной, на покос сена, трубный, с печей, налог на причал и отправку плавучих судов, с мостов и переправ, с клеймения платья, шапок и сапог, с варки пива, с производства воска, с квасных и сусляных напитков, с кожевенного и мыльного промыслов, с лавок, почепов, кузниц, харчевен, пекарен, с мастеровых и «работных людей» (за то, что они мастеровые и работные люди), с записки клейма мастеровых, с лавочных седельцев и «походячих продавцов» (кроме торговых пошлин), за переход торговых людей из лавки в лавку, с продажи свеч, и т.д. Всего появилось около 40 новых налогов.

Налог на бороду

Одним из средств Петра I по борьбе с культурой сложившейскя в русском обществе был налог на бороды (для всех кроме духовенства). В январе 1705г. вышел указ «О бритии бород и усов всякого чина людям, кроме попов и дьяконов, о взятии пошлины с тех, которые сего исполнить не захотят, и о выдаче заплатившим пошлину знаков».

Каждый, кто отказывался брить бороду был обязан платить от 100 до 30 рублей ежегодно, в зависимости от чина и положения. Была установлена дополнительная система сбора данного налога с крестьян — налог на въезд и выезд в крупные города по 2 коп.с бороды.

Знак выдаваемый заплатившему налог на бороду
Обложению подвергались и религиозные верования. Раскольники должны были платить все налоги в двойном размере. Наложены были сборы на совершение обрядов по случаю браков, рождения, смерти. Брачный налог был положен на мордву, черемис, татар и других инородцев.

Внутри страны организовывались частные и государственные монополии — аптечные, винные, соли, льна, табака, хлеба, и др. При этом государственные монополии служили для пополнения казны с продажи популярной продукции, а частные — для ускорения развития конкретных отраслей производства и торговли.

Важным налогом Петра I был введённый указом 23 января 1699 г. гербовый сбор (пошлин). Т.е. все официальные документы (купля-продажа, займы и т.д.) необходимо было оформлять на гербовой бумаге, монополистом по выпуску которой было государство.

В 1724 г. был принят общий таможенный тариф, целью которого была защита отечественных товаров неспособных конкурировать по качеству с иностранными аналогами. Тариф был откровенно протекционистским — пошлины были настолько высоки, что торговцы просто отказывались привозить товар на продажу.

Таблица 2. Сравнительная таблица поступлений косвенных налогов в 1720, 1723 и 1724 гг.

Введение нового основного прямого налога — подушной подати

Перепись 1710 г. показала громадную убыль тягловых крестьянских дворов против переписи 1678г. Крестьяне обносили несколько домов одним забором, получался один «двор» — таким образом народ старался выжить и уменьшить огромное налоговое бремя. Но Петру I нужна была промышленность, нужна была победа в Северной войне со Швецией — а без денег, большую часть которых государство получало именно в виде налогов, достижение каких-либо результатов было невозможно.

Первым шагом налоговой реформы стало проведение повторной переписи населения — теперь приказано было записывать всех, кто был мужского пола и принадлежал к податным сословиям.

Весной 1724 г., когда более точно была определена цифра подушной переписи в 5,4 млн. душ, подушная подать определена в 74 коп.с души. Государственные крестьяне сверх того должны были платить дополнительно 40 коп.с души для уравнения с владельческими крестьянами, которые кроме подушной подати платили оброки своему владельцу. С посадских (горожан) подушная подать была определена в 1 р. 20 коп.с души.

Реформа финансового аппарата

До Петра I сбор налогов осуществлялся рядом финансовых приказов. До 1717 г. приказная система сохраняется, но подвергается существенным изменениям: создаются новые приказы, изменяются сферы деятельности старых приказов.

Указом Петра I от 30 января 1699 г. в Москве учреждается Бурмистерская палата (Ратуша) — центральное административно-финансовое и судебное учреждение, которое осуществляло общий контроль за земскими избами (выборными органами земского самоуправления), ведала раскладкой и сбором податей и повинностей с населения Москвы и посадов.

18 декабря 1706 г. издается Указ «Об учреждении губерний» В 1710 и 1711 гг. Петр I созывает съезды губернаторов, воевод и бургомистров, на которых разрабатываются основы нового финансового устройства страны по губерниям. Все военные части были распределены по соответствующим губерниям, откуда поступали провиант и деньги на содержание.

Указом от 22 февраля 1711 г. учреждается Сенат — в числе других функций выполнявший обязанности контролера в сфере государственных доходов и расходов. В этом же году учреждаются должности фискалов, обязанностями которых было преследование казнокрадства и взяточничества.

В 1717—1722 гг., в рамках создания системы коллегий были сформированы новые финансовые институты: Камер-коллегии, Штатс-контор-коллегия, Коммерц-коллегия и Ревизион-коллегия.

Камер-коллегия осуществляла надзор за государственными доходами, следила за окладными и неокладными поступлениями. Окладными назывались такие доходы, размер которых был известен заранее, например подушная подать. Неокладными налогами и сборами были таможенные пошлины, откупа, налоги с заводов и другие, размер которых не был заранее известен.

Сбором доходов от монетной и горной регалий заведовала Берг-коллегия.

Коммерц-коллегия ведала таможенными сборами и таможенными тарифами.

Ревизион-коллегия, учрежденная для ревизии и контроля финансового управления, то есть контроля расходования денежных средств.

В 1725 г. была составлена Табель государственного прихода-расхода, своего рода первый государственный бюджет.

Оценка налоговой реформы

Однако, при оценке этих цифр необходимо учитывать, что возрастание ценности государственных доходов не вполне соответствует возрастанию их численной величины. Дело в том, что за то же время, к которому относятся эти данные, рыночная стоимость рубля упала почти вдвое, из чего можно сделать вывод, что доходная часть государственного бюджета выросла по сравнению с 1680 г. более чем в 3 раза и по сравнению с 1701 более чем в 2 раза.

Что касается соотношения разных частей государственного дохода, — главный тон переменам в их процентных отношениях давало в 1701 г. чрезвычайное увеличение реального дохода, а именно, прибыли от монетной операции. В 1724 г. абсолютная цифра этого дохода увеличивается благодаря соляной продаже, но процентное отношение его к другим доходам падает; и абсолютно пропорционально первое место в бюджете занимает только что введенная подушная подать: теперь она превышает половину всех поступлений, тогда как непосредственно перед введением подушной статьи прямые сборы не составляли и трети (31%) их.

Налоговая реформа Петра I — итоги и результаты

  • Изменён принцип взымания основного налога с «подворного» на «подушный»
  • Организовано снабжение армии и флота
  • Получены дополнительные средства для финансирования промышленности
  • Введено большое количество косвенных налогов, что вызвало рост социальной напряжённости
  • Произошло закрепощение ранее свободных категорий крестьян

ПОДВОРНОЕ ОБЛОЖЕНИЕ — сис­те­ма пря­мо­го на­ло­го­об­ло­же­ния в Рос­сии в по­след­ней четверти XVII — 1-й четверти XVIII веков. Ус­та­нов­ле­но ука­за­ми ца­ря Фё­до­ра Алек­сее­ви­ча и при­го­во­ра­ми Бо­яр­ской ду­мы от 2(12) и 5(15) сентября 1679 года.

За­ме­ни­ло сис­те­му сош­но­го пись­ма, вве­ло но­вую ок­лад­ную еди­ни­цу (объ­ект на­ло­го­об­ло­жения) — двор. На­лог по сис­те­ме подворного обложения взи­мал­ся еже­год­но — один раз в год пол­но­стью или 2-3 раза час­тя­ми. Су­ще­ст­во­вал в двух фор­мах: на­ту­раль­ной (рожь и овёс — так называемый стре­лец­кий хлеб) и де­неж­ной (так называемые стре­лец­кие день­ги, объ­е­ди­нив­шие для боль­шин­ст­ва на­ло­го­пла­тель­щи­ков стре­лец­кие, дан­ные, по­ло­ня­нич­ные, ям­ские, пи­щаль­ные и не­ко­то­рые другие на­ло­ги, кро­ме так называемых об­роч­ных ста­тей). На­лог пла­ти­ли в со­от­вет­ст­вии с дан­ны­ми пе­ре­пис­ных книг «уезд­ные» (кре­сть­я­не, бо­бы­ли, за­двор­ные, де­ло­вые) и по­сад­ские лю­ди. «Стре­лец­кий хлеб» со­би­рал­ся с не ме­нее чем 94 уез­дов (в до­ку­мен­тах на­зы­ва­лись «го­ро­да­ми»), раз­де­лён­ных пра­ви­тель­ст­вом на 3 раз­ря­да — «за­оц­кие» (49), «за­мос­ков­ные и ка­зан­ско­го роз­ря­ду» («за­мос­ков­ные и ни­зо­вые»; 36), «за­волж­ские» (не ме­нее 9); «стре­лец­кие день­ги» — со 127 «го­ро­дов и уез­дов» и двор­цо­вых сло­бод. Раз­мер «стре­лец­ко­го хле­ба» за­ви­сел от при­над­леж­но­сти за­ви­си­мо­го на­се­ле­ния вла­дель­цу (ца­рю; Русской церк­ви; ча­ст­ным ли­цам) и ре­гио­на стра­ны, раз­мер «стре­лец­ких де­нег» — толь­ко от ре­гио­на (в 1681 году об­щая сум­ма «стре­лец­ких де­нег» сни­же­на при­мер­но на од­ну треть и со­ста­ви­ла от 2 рублей до 80 копеек со дво­ра в год). На­се­ле­ние вот­чин, при­над­ле­жав­ших пат­ри­ар­ху Мо­с­ков­ско­му, ар­хие­рей­ским ка­фед­рам и мо­на­сты­рям, пла­ти­ло в 2,5-5 раз боль­ше на­се­ле­ния, про­жи­вав­ше­го на зем­лях свет­ских вот­чин­ни­ков и по­ме­щи­ков, и в 1,5 раза боль­ше на­се­ле­ния двор­цо­вых вот­чин.

При вве­де­нии сис­те­мы подворного обложения со­хра­нён ста­рый прин­цип так называемой мир­ской рас­клад­ки по­вин­но­стей, про­из­во­див­шей­ся с учётом пла­тё­же­спо­соб­но­сти на­ло­го­пла­тель­щи­ков («чтоб пол­ные лю­ди пе­ред бед­ны­ми во лго­те, а бед­ные пе­ред бо­га­ты­ми в тя­го­сти, и ни­кто б в из­бы­ли не был»). Ис­клю­че­ния из это­го пра­ви­ла еди­нич­ны (например, гос­ти­ной сот­ни тор­го­вый че­ло­век С. Лян­гу­сов в 1682-1701 годы до­ка­зы­вал пра­во пла­тить на­лог по за­ко­ну в раз­ме­ре 1 рубль 10 копеек со дво­ра, то­гда как по­сад­ская об­щи­на города Хлы­нов на­ло­жи­ла на не­го сум­му в 26 рублей). В ря­де слу­ча­ев чер­но­сош­ные кре­сть­я­не про­си­ли го­су­дар­ст­во пре­дос­та­вить им воз­мож­ность пла­тить часть на­ло­гов по ста­рой сис­те­ме сош­но­го пись­ма (например, в 1683-1690 годы это­го до­би­ва­лись жи­те­ли Об­вин­ско­го (Об­вен­ско­го), Инь­вен­ско­го и Кос­вин­ско­го (Кос­вен­ско­го) по­ре­чий Со­ли­кам­ско­го уезда). Сбор на­ло­га осу­ще­ст­в­лял­ся зем­ски­ми ста­рос­та­ми и вы­бор­ны­ми луч­ши­ми людь­ми, за­тем он по­сту­пал в Стре­лец­кий при­каз для уп­ла­ты жа­ло­ва­нья московским стрель­цам или рас­пре­де­лял­ся вое­во­да­ми на мес­тах сре­ди под­чи­нён­ных им стрель­цов (в Нов­го­род­ском, Псков­ском, Ста­ро­рус­ском и других уез­дах). Сис­те­ма подворного обложения на тер­ри­то­рии Ев­ропейской Рос­сии и в Си­би­ри в 1724 году за­ме­не­на по­душ­ной по­да­тью.

Исторические ис­точники:

Ак­ты, со­б­ран­ные в биб­лио­те­ках и ар­хи­вах Рос­сий­ской им­пе­рии Ар­хео­гра­фи­че­скою экс­пе­ди­ци­ею Им­пе­ра­тор­ской Ака­де­мии на­ук. СПб., 1836. Т. 4. № 250, 299.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *