Налог на нефть

Автор статьи Владимир Хомутко Время на чтение: 5 минут АА 16288 Отправим материал вам на: Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных Как рассчитывается налог на нефть?

Ни для кого не секрет, что основные поступления в доходную часть бюджета идут от уплаты налогов, взимаемых с предприятий добычи полезных ископаемых и нефтяной и газовой переработки. Но если нефтепереработку облагают акцизами, то какие же налоги платят добывающие предприятия?

Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

Это – основной налог на нефть, вернее, на её добычу. Поскольку все природные ресурсы находятся в государственной собственности, за право их добычи платится налог, называемый НДПИ. Начиная с 2016-го года, чтобы перенести налоговое бремя с экспортеров на добывающие предприятия, ставки экспортных пошлин начали снижать, а ставку этого налога – постепенно повышать.

Налогообложение нефтедобычи регламентировано статьей 334 Налогового Кодекса Российской Федерации, а порядок деятельности предприятий этой сферы регулируется Федеральным законом, называемым «О недрах».

Все физические и юридические лица, которые занимаются добычей природных ресурсов, должны иметь соответствующую лицензию.

Плательщики НДПИ

Плательщиками налога на добычу полезных ископаемых являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, сфера деятельности которых – добыча ископаемых ресурсов (их называют еще пользователи недр).

Постановка на учет в налоговом органе таких предприятий и физических лиц отличается тем, что она происходит после получения ими лицензии (в течение 30-ти дней). Организации-плательщики НДПИ представляют в ФНС декларацию по этому налогу ежемесячно, срок сдачи такой декларации – последняя дата месяца, который следует за прошедшим периодом. Накопительного учета нет, все данные основаны на месячном периоде. Налоговый период, соответственно, составляет один календарный месяц.

Предприятия-недропользователи обязаны подавать сведения по этому налогу с того момента, как начинают добычу углеводородного сырья.

Подача отчетности по НДПИ индивидуальными предпринимателями и организациями осуществляется в ФНС по месту нахождения недр (если они действуют в рамках соглашения о разделе имущества). Крупные налогоплательщики такую декларацию подают по месту своего налогового учета.

Рассчитанная сумма месячного налога должна быть уплачена в бюджет не позже 25-го числа следующего за отчетным месяца.

НДПИ платится по каждому месторождению отдельно, согласно месту его расположения. Налог на нефть относится к федеральным налогам.

Объект налогообложения

Объектом налогообложения в данном случае выступает натуральный показатель, который выражается в тоннах.

Ископаемым ресурсом считается обезвоженная, обессоленная или стабилизированная нефть. К попадающим под действие этого закона полезным ископаемым относятся следующие ресурсы:

  • добытые на территории Российской Федерации;
  • добытые российскими компаниями вне ее пределов;
  • добытые путем переработки нефтяных отходов.

На добытую за рубежом нефть НДПИ рассчитывают в том же порядке, в каком производится расчет на ресурсы, полученные внутри страны.

Международными договорами прописана возможность предоставления в аренду площадей, находящихся на иностранной территории, с целью разработки шельфов. Качество сырья, добываемого за рубежом, проверяется по установленным в России стандартам. К полезным ископаемым и природным ресурсам не относится продукция, полученная путем обогащения. Также объектом налогообложения не считается получение материала из отходов, образовавшихся в процессе собственной переработки предприятия.

Также НДПИ не облагаются полезные ископаемые, не состоящие на государственном балансе (если они используются для личных нужд), а также ресурсы, которые Налоговый кодекс относит к палеонтологическим, коллекционным и прочим.

Все действия, связанные с разработкой полезных ископаемых, находятся под контролем Роснедр. Любое действие неправомерного характера, совершенное в отношении полезных ископаемых и разрабатываемых недр Российской Федерации, считается вредом, нанесенным государственной экономике.

Определение налоговой базы

Налоговая база при расчете НДПИ на нефть определяется либо на основании стоимости, либо на основании количества добытого сырья.

При исчислении количества полученного ресурса можно применять два метода:

  • прямой, который основывается на данных, полученных путем измерения;
  • косвенный, основанный на значении содержания нефти в общем объеме полученного сырья.

Второй способ расчета используют только тогда, когда расчет первым способом не представляется возможным. Используемый на предприятии метод расчета выбирается единожды и закрепляется учетной политикой организации.

Он не меняется с течением времени и показан к применению в течение всего срока эксплуатации месторождения. Изменение способа расчета возможно лишь после внесения изменений в технический проект или технологический процесс разработки.

Использование прямого расчетного метода для определения налоговой базы подразумевает использование следующих расходов:

Полезная информация
1 прямые показатели
  1. прямые материальные затраты;
  2. фонд оплаты труда наемного персонала;
  3. амортизационные отчисления.

Списание прямых расходов производится в таком же порядке, как и при учете прочих производственных процессов. Размер прямых затрат определяется из расчета сумм, которые относятся к конкретным доходам (в случае НДПИ это – нефтедобыча) определенного налогового периода. Незавершенное производство из расчета убирают. Расходы для налога на добычу полезных ископаемых определяют за период, равный одному месяцу.

  • косвенные показатели (ими считаются материальные затраты, которые не входят в состав прямых расходов):
  1. расходы на ремонт оборудования;
  2. покупка дополнительного технологического оборудования;
  3. прочие непрямые затраты.

Эти расходы подлежат списанию в полном объеме, который пропорционален текущей добыче и другим видам производственной деятельности. Выручку от реализации полезных ископаемых рассчитывают исходя из цена, уменьшенной на расходы по доставке продукции.

Ставка

Она рассчитывается на основании установленной базовой ставки с учетом плавающих коэффициентов, которые определяют конкретные условия, характерные для места добычи и учитывают динамику нефтяных цен на основании мировых показателей. Базовую ставку определяет Налоговый Кодекс согласно постановлениям правительства РФ.

При корректировке налоговой ставки НДПИ применяют следующие коэффициенты:

  • Кц – этот коэффициент учитывает изменение мировых нефтяных цен;
  • Кдв – показывает степень выработки данного месторождения (при его применении округление показателя не используется); выработанность конкретного участка определяют в соответствии с данными госбаланса, утвержденными для этого участка до начала применения лицензии;
  • Кз – определяет уровень запасов разработки;
  • Кд – характеризует сложность нефтедобычи; уровень этой сложности прописан в проектной документации и находится в пределах от нуля до единицы.

Показатель коэффициента Кц (уровень мировых цен) в 15-х числах каждого следующего за расчетным месяца, публикуется в «Российской газете».

Эти данные также дублируются с помощью рассылки по всем региональным ФНС. Если такие данные – отсутствуют, налогоплательщик вынужден рассчитывать Кц самостоятельно. Для этого расчета берется среднерыночная мировая цена на нефть марки «Urals» и среднемесячный показатель курса доллара к рублю.

Льготы по НДПИ

Льготы по этому налогу выражаются в применении нулевой ставки и устанавливаются законодательством. Такая ставка может быть установлена в случае получения в процессе разработки месторождения нормативных потерь или при добыче попутного газа.

Нормативные потери принимаются к учету в том месяце, когда был произведен замер добычи. Нормы таких потерь определяются в зависимости от конкретного места добычи, а их показатели утверждает Министерство энергетики, предварительно согласовав их с Роснедрами.

Если нет актуальных данных за конкретный месяц, которые публикуются для каждого месторождения, то налогоплательщик имеет право использовать сведения о показателях технических норм, которые приняты для конкретного вида ресурсоразработки.

Порядок применения нормативов, касающихся разработки недр, установлен Постановлением Правительства номер 921, принятом 29 декабря 2001-го года.

Коэффициент Кдв, учитывающий степень выработки недр, устанавливается законодательством. Он может иметь понижающее значение в случае, когда выработка превышает 80 процентов. Это – льгота для старых, давно разрабатываем месторождений.

Формула расчета

Для расчета размера НДПИ применяют:

  • объем выработки (Ов);
  • нормативные потери (НПот);
  • утвержденную на данный момент ставку;
  • плавающие корректирующие коэффициенты, устанавливаемые раз в месяц.

Этот расчет достаточно прост, если нет необходимости самостоятельно рассчитывать используемые коэффициенты.

Приведем конкретный пример.

Некая компания «А» за февраль 2014 года добыла 520 тонн нефти. Размер нормативных потерь составил 20 тонн.

Ставка налога в этом месяце была 493 руб/тонна. Пусть коэффициент мировых цен (Кц) в этом месяце составлял 1,2000 (четыре знака после обязательны)., а все остальные коэффициенты возьмем равными единице.

Сумма НДПИ = (Ов-НПот) * ставка * Кц * Кдв * Кз*Кд

Владимир Хомутко

Для конкретного примера НДПИ = (520 -20) * 493 * 1,2000 * 1 * 1 * 1 = 295 800 рублей.

Сумма этого налога отражается в декларации и уплачивается в бюджет в установленные законом сроки. В декларацию также включают все цифры, которые использовались при расчете НДПИ.

Изменения, произошедшие в 2014-ом году

В конце 2013-го году произошло повышение базовой ставки НДПИ с 470 до 493 руб., или на 4,9 процента. Одновременно с этим ряду туронских месторождений (Красноярский край) были предоставлены льготы, для некоторых – на срок 15-ть лет.

Изменение ставки НДПИ за последние годы

В последнее время Правительство РФ в рамках налогового маневра постоянно повышает базовую ставку этого налога. В 2016-ом она составила 559 руб/тонна. В дальнейшем предполагается провести перераспределение налоговой нагрузки с предприятий-экспортеров на предприятия нефтедобычи.

С этой целью производится снижение экспортных пошли, а базовую ставку НДПИ планируется поднять до 918 руб./тонна уже в 2017-ом году.

Целью данных мероприятий является повышение конкурентоспособности отечественной продукции на мировых рынках за счет снижения цена путем уменьшения размеров таможенных сборов. Однако увеличение налоговой нагрузки на добывающие компании может вызвать сворачивание проектов, которые требуют значительных капитальных вложений.

Список используемой литературы:

Рейтинг автора Автор статьи Владимир Хомутко Написано статей 197

В Ханты-Мансийске состоялась встреча главных нефтяников — знаковое событие для нефтяной отрасли России. В «слете» принимали участие Дмитрий Медведев и главы крупных нефтедобывающих компаний страны. Обсуждались вопросы введения НДД и распределения НДПИ. А также публичная критика отдельных участников рынка на грядущие изменения.

Во вторник, 21 ноября Дмитрий Медведев посетил с рабочим визитом Ханты-Мансийск. Премьер принял участие в торжественной церемонии запуска Кондинского месторождения – нового месторождения «Роснефти». В рамках визита состоялось совещание, на котором обсуждались перспективы развития нефтяного сектора.

Премьер правительства РФ Дмитрий Медведев и руководитель компании «Роснефть» Игорь Сечин.

Ни много, ни мало, обсуждалось будущее главных российских нефтедобывающих компаний. Перспектива введения НДД для участников рынка сделала это будущее не однозначным. Этот вопрос также прояснения. Так приглашение посетить Ханты-Мансийск получили главы «Сургутнефтегаза» — Владимир Богданов, «Лукойла» — Вагит Алекперов и глава «Газпром нефти» Александр Дюков.

Главы нефтедобывающих компаний из пятерки крупнейших в России в октябре обратились к правительству с письмом, в котором подвергли острой критике решение правительства о предоставлении индивидуальной льготы по НДПИ для крупнейшего в России Самотлорского нефтяного месторождения, принадлежащего «Роснефти». В этом же письме они просили перераспределить квоты по НДД в пользу других нефтяных компаний.

По итогам встречи известно, что участники рынка получили отсрочку по введению налога на дополнительный доход (НДД) до середины 2018 года. Но глав ведущих нефтедобывающих компаний пригласили не только для того, чтобы сообщить эту новость.

На «ханты-мансийский ковер» были персонально приглашены главные противники «избирательного» распределения льгот по НДПИ. Ответ на их критику входил в повестку мероприятия. Судя по ограниченному присутствию прессы, представителей которой попросили покинуть совещание после протокольной части, разговор состоялся откровенный и нелицеприятный.

Правительство тщательно подготовило ответ, который и был озвучен в рамках встречи. Присутствие зампреда правительства Аркадия Дворковича, главы Минэнерго Александра Новака, и министра финансов Антона Силуанова свидетельствует о взвешенном подходе к вопросу введения и распределения новых налогов и льгот в отрасли.

Присутствующим нефтяникам был озвучен главный тезис — нефтедобыча при существующем налогообложении нерентабельна. Изменение налоговой политики в отрасли должно стимулировать коммерческую разработку запасов нефти и сохранить высокую динамику развития ТЭК – одной из главных составляющих экономики страны.

Правительство старается создавать стимулы для развития ТЭК, но инструменты стимулирования не должны наносить ущерб госбюджету, эффективное наполнение которого гарантирует выполнение социальных обязательств и рост благосостояния населения.

«Для участников рынка доминирующим является вопрос рентабельности нефтедобычи и разработки новых месторождений. Перед правительством стоит задача сложнее – найти баланс между наполнением бюджета, развитием отрасли и индивидуальные возможности участников рынка, что в нынешних условиях достаточно сложно. Даже при наблюдающемся росте нефтяных цен», — прокомментировал ситуацию экс-министр энергетики РФ Игорь Юсуфов.

Игорь Юсуфов, учредитель инвестиционной компании «Энергия», бывший министр энергетики Российской Федерации

Возвращаясь к теме стимулирующих механизмов, как льгота по НДПИ на обводненные месторождения, которую пока получило только одно месторождение «Роснефти», глава компании Игорь Сечин аргументированно объяснил участникам встречи, почему правительство предоставило эту льготу именно Самотлору, выбрав месторождение в качестве пилотного.

Это было ответом главе «Татнефти» Наилю Маганову, а также подписантам октябрьского письма, которые выразили свою обеспокоенность последствиями введения НДД и распределения НДПИ для нефтяной отрасли и опасались, что вся финансовая нагрузка ляжет на плечи компаний, которые не смогут участвовать в экспериментах правительства. Теперь, по крайней мере, у нефтедобытчиков в запасе появился год для подготовки к налоговым изменениям и минимизации возможных потерь, вызванные нововведениями.

Налоговая нагрузка нефтяных компаний складывается из экспортных пошлин, налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), налогов на имущество и на прибыль.

Экспортные пошлины и НДПИ приносят существенную часть дохода в бюджет государства.

Налог на добычу полезных ископаемых был введен в действие 1 января 2002 года, заменив собой налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы и акцизы на нефть. Базовая ставка НДПИ на 2015 год составляет 766 рублей за тонну. При этом окончательная ставка налогообложения рассчитывается с учетом ряда коэффициентов. В том числе коэффициента, характеризующего динамику мировых цен на нефть.

Экспортная пошлина на сырую нефть с 1 ноября 2015 года составит 97,1 доллара за тонну против 91,5 доллара в октябре.

С 1 января 2015 года вступили в силу изменения касательно налогообложения нефтяной отрасли (эти изменения еще называют налоговым маневром). Согласно этим изменениям в последующие три года предусмотрено сокращение вывозных таможенных пошлин на нефть в 1,7 раза, на нефтепродукты – в 1,7–5 раз с одновременным увеличением ставки НДПИ на нефть в 1,7 раза и на газовый конденсат в 6,5 раза.

Целью этого законопроекта является увеличение конкурентоспособности на мировом рынке, поскольку экспортная пошлина включается в стоимость продукта. Нефтяные компании выступают против повышения НДПИ на нефть, говоря о том, что им придется заморозить ряд новых проектов, требующих капиталовложений.

При рассмотрении бюджета на 2016 год положения налогового маневра решено было изменить. В сентябре 2015 года Минфину было поручено подготовить постановление о замораживании пошлины до сентября 2016 года. А с сентября, как и положено в рамках налогового маневра, снизить ее с 42% до 36%. Однако по состоянию на октябрь 2015 года проект бюджета на 2016 год предусматривает неизменность ставки экспортной пошлины на нефть (42%, на уровне 2015-го) на протяжении всего года.

Заморозка налогового маневра на восемь месяцев позволила бы властям получить в бюджет дополнительные 150 млрд рублей, а на год, по оценкам Министерства финансов, – еще на 50 млрд рублей больше.

В российской налоговой системе закрепление определенных налогов за бюджетом соответствующего уровня (первая форма распределения) используется в части местных налогов, которые в настоящее время целиком и полностью поступают в местные бюджеты. До начала проведения налоговой реформы из данного положения имелось исключение, когда ежегодно законами о бюджете устанавливались отчисления от поступлений местного налога на землю в федеральный и региональный бюджеты. Что касается федеральных и региональных налогов, то они могут поступать не только в соответствующие бюджеты, но и в бюджеты нижестоящего уровня.

Вторая форма межбюджетного регулирования – распределение доходов от поступления налогов – является самой распространенной в Российской Федерации.

Третья форма – совместное использование властями одной и той же налоговой базы – в российской налоговой системе не получила широкого распространения. К ней можно с некоторыми оговорками отнести распределение налога на прибыль организаций. При общей налоговой ставке этого налога в размере 20% НК РФ установлена отдельная ставка платежей в федеральный бюджет в размере 2,0% и ставка в региональный бюджет в размере 18,0% налоговой базы. Вместе с тем права законодательных органов РФ в данном случае существенно ограничены. Они не имеют права изменять налоговую базу по данному налогу. Что касается ставки налога, то она устанавливается законом субъекта РФ, но может быть снижена только до 13,5% против установленной в федеральном законодательстве процентной ставки налога.

Следует отметить, что в части налога на прибыль применяется и вторая форма распределения. После зачисления данного налога в бюджет субъекта РФ поступления по нему могут распределяться между региональными и местными бюджетами по второму методу, т.е. в пропорциях, устанавливаемых при утверждении соответствующего регионального бюджета. Рассмотрим более подробно механизм межбюджетного регулирования налогов и доходов от них, действующий в нашей стране.

В Российской Федерации распределение налогов между бюджетами разных уровней регулируется исключительно налоговым законодательством, т.е. НК РФ. Распределение же налоговых доходов регулируется бюджетным законодательством, в том числе БК РФ и законами о бюджете, принимаемыми соответствующими органами власти. В частности, налоговым законодательством установлено деление налогов на федеральные, региональные и местные. Также налоговым законодательством в нашей стране регулируется третья форма межбюджетного распределения налогов. Главой 25 НК РФ установлена ставка налога на прибыль, зачисляемого как в федеральный бюджет, так и в бюджеты субъектов РФ. Здесь же определены права региональных органов власти в части установления ставки налога и предоставления налоговых льгот по нему.

Распределение налоговых доходов между уровнями бюджетной системы страны на постоянной основе регулируется БК РФ путем установления соответствующих нормативов. Законами же о бюджете устанавливаются краткосрочные, до трех лет, нормативы распределения налоговых доходов между бюджетами разных уровней.

Распределение регулирующих налогов на постоянной основе в настоящее время производится в пропорциях, приведенных в табл. 21.1.

Таблица 21.1. Нормативы межбюджетного распределения налогов

Налоги

Нормативы распределения в процентах

консолидированный бюджет

федеральный

бюджет

консолидированные территориальные бюджеты, в том числе

местные консолидированные бюджеты

регио

нальные

бюджеты

Налог на доходы физических лиц

Налог на доходы физических лиц, уплачиваемый иностранными гражданами в виде фиксированного авансового платежа при осуществлении ими на территории РФ трудовой деятельности на основе патента

Налог на добавленную стоимость

Акцизы на алкогольную продукцию:

с объемной долей этилового спирта свыше 9%, за исключением пива, вин, винных напитков

с объемной долей этилового спирта свыше 9%, включая пиво, вино, винные напитки

с объемной долей этилового спирта до 9%

Акцизы на табачные изделия

Акцизы на бензин автомобильный, на дизельное топливо, на моторные масла

Акцизы на легковые автомобили и мотоциклы

Акцизы по подакцизным товарам и продукции, ввозимым на территорию РФ

Единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения

Единый сельскохозяйственный налог

Налог на основе патента

Таким образом, как видно из табл. 21.1, в Российской Федерации на постоянной основе установлено распределение между бюджетами всех федеральных налогов и налогов, уплачиваемых при применении специальных налоговых режимов. Это создает для региональных властей твердую финансовую базу для наращивания налогового потенциала и роста налоговых поступлений, поскольку у них появилась уверенность в незыблемости законодательства и экономическая заинтересованность в развитии производства и роста ВВП.

Вместе с тем остается не решенной до конца проблема обеспечения местных бюджетов собственными налогами и постоянными налоговыми доходами. Достаточно сказать, что доля собственных доходов в общем объеме доходов местных бюджетов составляет в настоящее время 40%. Основную долю в формировании их доходной части составляют межбюджетные трансферты в форме субвенций, субсидий и дотаций, а также отчисления от федеральных и региональных налогов, производимые по нормативам, имеющим ограниченный срок действия. Еще более негативная картина наблюдается в самом многочисленном звене местного самоуправления – бюджетах муниципальных районов и поселений. Доля собственных доходов в бюджетах поселений составляет около 30%, а в бюджетах муниципальных районов – чуть более 25%. Это порождает высокую степень зависимости муниципальных образований от решений федеральных органов власти и органов власти субъектов РФ, лишая их финансовой самостоятельности и порождая иждивенчество.

Создавшееся положение вызвано в первую очередь тем, что в систему местных налогов включено всего два налога: земельный налог и налог на имущество физических лиц. Из закрепленных на постоянной основе доходных источников местных бюджетов с 2005 г. исключен налог на прибыль организаций, что серьезно ослабило финансовую базу этих бюджетов. Достаточно сказать, что в местные бюджеты в первые годы нового тысячелетия зачислялось порядка 70–75 млрд руб. налога на прибыль организаций, что составляло шестую часть от общей суммы налоговых доходов этих бюджетов.

К вопросу об установлении действовавшей до 2005 г. ставки налога на прибыль организации, зачисляемого в местные бюджеты, следует, по-видимому, вернуться.

Кроме того, доходные источники местных бюджетов следовало бы расширить, в частности, за счет зачисления в них платежей по единому налогу при упрощенной системе налогообложения, а также увеличения норматива отчислений по единому сельскохозяйственному налогу.

Кроме того, как очевидно из таблицы, федеральным законодательством установлены стабильные отчисления в местные бюджеты лишь по трем федеральным налогам, не позволяющие обеспечить подлинную финансовую и налоговую самостоятельность местного самоуправления.

Бюджетным кодексом РФ предусмотрено, что законом субъекта РФ (за исключением закона о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год или иного закона с ограниченным сроком действия) могут быть установлены единые для всех поселений, городских округов и муниципальных районов нормативы отчисления в их бюджеты от отдельных федеральных и региональных налогов и сборов, подлежащих зачислению в бюджет субъекта РФ. Между тем субъекты РФ не спешат воспользоваться предоставленными им полномочиями. В целях стабильного обеспечения местных бюджетов доходными источниками следовало придать этой норме не разрешительный, а обязательный характер.

Нефтедобывающая отрасль для РФ является одной из наиболее значимых и крупных в стране. Львиная доля налоговых поступлений формируется благодаря добыче нефти и газа. Для целей налогообложения нефтянки создан ряд особенных механизмов, один из которых НДПИ. В этом материале попробуем разобраться, что из себя представляет данный инструмент, как он отражается на результатах деятельности нефтегазовых компаний и каковы его перспективы.

Что такое НДПИ

Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) — основной инструмент налогообложения добывающих отраслей РФ. Для нефтегазового бизнеса он является одной из крупнейших статей расходов. НДПИ в случае с нефтью взимается с каждой тонны добытых углеводородов и представляет собой определенную плату за пользование недрами. Полученные от нефтедобывающих компаний средства направляются в федеральный бюджет. Тем самым происходит своеобразное перераспределение средств за пользование недрами в пользу граждан страны и государства в целом.

Как считается НДПИ

В общем виде формула его расчета выглядит так:

НДПИ на тонну добытой нефти = Ценовой коэффициент (Кц) * Стандартная ставка НДПИ — Коэффициент особенности добычи (Дм)

Ценовой коэффициент (Кц) ежемесячно рассчитывается ФНС на основании цены нефти марки Urals и курса доллара США. Его формула выглядит так:

Ценовой коэффициент (Кц) = (Цена барреля Urals в долларах — 15) * Курс доллара США / 261

На март 2019 г. ценовой коэффициент составлял 12,72, то есть за каждую тонну добытой нефти нужно было уплатить 11 690 руб. без учета корректировок.

Стандартная ставка НДПИ с 1 января 2017 г. установлена в размере 919 руб. за тонну добытой нефти. В 2016 г. она была на уровне 857 руб.

Коэффициент особенности добычи (Дм) — самый сложный элемент, состоящий из большого количества компонентов. Его суть в учете различных коэффициентов, характеризующих степень выработанности конкретных участков и залежей, а также величины запасов конкретных участков недр, степени сложности добычи, географии региона и свойств нефти. Он выглядит следующим образом:

Дм = Кндпи x Кц x (1 — Кв x Кз x Кд x Кдв x Ккан) — Кк — Кабдт — Кман x Свн

Кндпи — с 2016 г. установлен на уровне 559 руб;
Кц — ранее отмеченный ценовой коэффициент;
Кв — коэффициент, характеризующий степень выработанности запасов;
Кз — коэффициент, характеризующий величину запасов конкретного участка недр;
Ккан — коэффициент, характеризующий регион добычи и свойства нефти;
Кд — коэффициент, характеризующий сложность добычи;
Кдв — коэффициент, характеризующий степень выработанности конкретной залежи углеводородного сырья;
Кк — с 1 января 2019 г. установлен в размере 428 руб.;
Кабдт — коэффициент, характеризующий надбавки за автомобильный бензин и дизельное топливо;
Кман — коэффициент, учитывающий влияние экспортной пошлины;
Свн — коэффициент, характеризующий добычу сверхвязкой нефти.

Разбираться в этой части формулы довольно сложно и долго, к тому же нужно знать особенности добычи на том или ином месторождении. Но если кто-то хочет вникнуть поглубже, вот , здесь все подробно расписано.

Для более быстрой оценки можно учесть в структуре коэффициента особенностей добычи (Дм) лишь показатель Кк, зафиксированный на уровне 428 руб. на 2019 г. Этот коэффициент оказывает заметное влияние на итоговый результат и входит в итоговую формулу со знаком плюс, тем самым увеличивая налог. Остальными коэффициентами для проведения неглубокой консервативной оценки можно пренебречь так как они преимущественно снижают итоговый показатель.

Модифицированная формула выглядит так:

НДПИ на тонну добытой нефти = Ценовой коэффициент (Кц) * Стандартная ставка НДПИ (919 руб.) + Фиксированный показатель (Кк)

По итогам 2018 г. средний размер НДПИ при добыче нефти составлял 12 468 руб. за тонну добытых углеводородов без учета коэффициента особенностей добычи.

В совокупности самое большое значение при расчете показателя занимает ценовой коэффициент, С учетом того что базовая ставка НДПИ устанавливается регуляторно и спрогнозировать ее изменение крайне сложно, то основными факторами изменения НДПИ можно считать цены на нефть Urals и курс доллара США.

Так, рост рыночной цены Urals на $1 за баррель нефти при цене выше $15 за баррель (без учета особенностей добычи) приводит к росту ставки НДПИ на $3,52 за тонну.

Почему НДПИ важен для нефтегазовых компаний

НДПИ можно назвать наиболее значимым налогом для нефтяных компаний. Если стандартный налог на прибыль составляет 20% от прибыли до налогообложения, то на платежи по НДПИ пришлось около 27,4% от выручки Роснефти или 347,9% от чистой прибыли за весь 2018 г. Для Татнефти доля НДПИ в выручке по итогам 2018 г. составила 31% от выручки или 134,3% от чистой прибыли. В таких масштабах даже незначительное увеличение коэффициентов при расчете НДПИ может существенно сказаться на результатах нефтяных компаний.

Важный момент заключается в способе взимания налога. Налогооблагаемой базой считается тонна добытой нефти без учета издержек на ее получение. Это означает, что по мере выработки легкодоступных и высокомаржинальных месторождений влияние НДПИ на результаты нефтедобывающих компаний будет усиливаться, что в конечном счете может привести к замедлению объемов добычи.

Налог на добычу полезных ископаемых также выступает одним из средств перераспределения денежных средств добывающих компаний. К примеру, в 2018 г. на фоне освобождения Газпрома от выплаты дивидендов в размере 50% от чистой прибыли, коэффициент в расчете НДПИ для компании был поднят с 1,4022 до 2,055. Тем самым бюджет нивелировал выпадающие от недостаточных дивидендов средства.

Что будет с НДПИ

С 1 января 2019 г. в силу вступил так называемый «налоговый маневр». Налоговый маневр представляет из себя постепенный рост НДПИ при одновременном снижении экспортной пошлины (еще один значительный сбор с нефтяников). Как заявляется, смысл данного закона в снижении зависимости российского бюджета от цен на нефть.

Происходить это будет путем последовательного введения поправочных коэффициентов: от 0,167 в 2019 г. до 1 в 2024 г. для НДПИ и от 0,833 в 2019 г. до 0 в 2024 г. для экспортной пошлины.

Читайте также: Экспортная пошлина. Сколько стоит вывезти нефть из России
Дополнительные доходы от НДПИ в результате налогового маневра, по расчетам авторов инициативы, составят 10,8 трлн руб.

Другой важный момент: с 1 января 2019 г. стартовал пилотный проект нового налога — Налога на дополнительный доход (НДД). Предполагается, что налогооблагаемой базой для нового сбора будет не добыча компаний в натуральном эквиваленте, а выручка от продажи углеводородов за вычетом определенных затрат, связанных с добычей, подготовкой и транспортировкой углеводородного сырья.

НДД должен снизить взимаемый НДПИ вплоть до 40% для ряда месторождений и сделать инвестиции в низкопродуктивные и трудноизвлекаемые запасы экономически обоснованными, что поддержит объемы добычи. Нужно отметить, что НДД не может применяться ко всем месторождениям, новый налог подходит только для запуска определенных новых и ряда уже зрелых месторождений.

На текущем этапе проект налога введен для нескольких месторождений, а ставка установлена в размере 50%. В случае получения позитивных результатов от введения нового налога, НДД может быть получить более широкое распространение, а объемы взимания НДПИ снизятся.

Вложиться в нефтянку

БКС Брокер

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *