Налог на машиноместо

Подземная стоянка решает проблему стихийных парковок

Жителей крупных городов не удивить машинами, которые стоят повсюду: на газоне, на тротуарах и посреди дороги, преграждая путь другому транспорту. Знакома ситуация, когда нужно протискиваться в узкую щель между бампером и стеной, чтобы пройти по тротуару и благополучно добраться до подъезда? Или когда страшно выпускать ребенка самого погулять во двор, чтобы он не попал под колеса машины? Виной всему – нехватка парковочных мест на фоне постоянно растущего количества автомобилей.

Если в старых районах обустройство парковок проблематично из-за дороговизны земли и плотной застройки, то в новых жилых комплексах эта проблема решается путем строительства собственных паркингов. Многие новостройки Санкт-Петербурга оснащены наземными или подземными стоянками, где автомобилисты могут купить машиноместо. Пользоваться ими можно не выходя из дома. Однако «не все так однозначно» – спрос на эту опцию вступает в противоречие с высокими ценами, которые застройщики заламывают за место.

Нормативы количества машиномест в новостройках Санкт-Петербурга

Двор — не парковка

Чтобы сделать проблему стихийных парковок менее острой, в Санкт-Петербурге были введены нормативы на количество машиномест, в том числе и в новостройках. В России существует СНиП 21-02-99 «Стоянки автомобилей». Согласно нормам, застройщики в обязательном порядке должны предусмотреть в проекте жилого комплекса стоянки любого типа, которые бы покрывала потребность жильцов в парковке.

В 2011 году фонд «РЖС» принял единую классификацию новостроек (ЕК МЖН), согласно которой они делятся по потребительскому классу на «эконом», «комфорт», «бизнес» и «элит». ЕК МЖН создана на основе двух документов — СП 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» и СП 54.13330.2011 «Здания жилые многоквартирные».

На практике емкость паркингов напрямую зависит от класса новостройки, и чем выше комфортность жилья, тем больше парковочных мест предусмотрено проектом:

  • около 20 машиномест на каждые 100 квартир – в эконом-классе;
  • около 60 машиномест на каждые 100 квартир – в комфорт-классе;
  • 1-2 машиноместа на каждую квартиру – в бизнес- и элитном классе.

В среднем в Северной столице приходится по 25-30 парковочных мест на каждую сотню квартир.

Действующие в Санкт-Петербурге Правила землепользования и застройки исходят из того, что на каждые 80 кв. м жилой площади необходимо построить минимум одно машиноместо. Однако в каждом конкретном случае оно может быть увеличено или уменьшено, что зависит от особенностей застройки района. В густонаселенных кварталах требуются парковки большей вместимости, но если рядом со строительной площадкой есть действующие гаражные комплексы, то количество парковочных мест может быть уменьшено.

Причины низкого спроса на машиноместа в паркингах

Из-за дороговизны места, в паркингах иногда пустуют до 75% площадей

Несмотря на постоянно растущий автопарк, заполняемость паркингов в новых жилых комплексах невысока. Это касается в первую очередь домов массового сегмента. По данным специалистов, остаются невостребованными около половины машиномест в сдающихся домах комфорт-класса. В проектах эконом-класса этот показатель и того выше – пустуют до 75% площадей. Только в элитных комплексах и домах бизнес-класса нет проблем с реализацией машиномест – здесь их разбирают еще на ранних этапах.

На первый взгляд, ситуация парадоксальная, но вполне объяснимая. Строительство парковок дорого обходится застройщикам. Даже в эконом-классе стоимость машиномест начинается от 250 тысяч рублей и может достигать 1 миллиона рублей. Для людей, покупающих жилье в нижнем ценовом сегменте, такая сумма, что называется, «на дороге не валяется». Они предпочтут скорее потратить средства на улучшение жилищных условий, нежели купить место в паркинге.

При таком положении вещей говорить о рентабельности паркингов не приходится. Спрос на них отсутствует и компании вынуждены реализовать машиноместа по себестоимости. Застройщики считают, что нужно более взвешенно подходить к строительству парковок, ведь потраченные на них средства все равно будут заложены в стоимость квартир.

Паркинги в новостройках Санкт-Петербурга

Многоуровневый отдельно стоящий паркинг

В жилых проектах Санкт-Петербурга получили распространение два вида паркингов:

  • многоуровневый наземный (стоящий отдельно или пристроенный);
  • подземный.

Самая примитивная разновидность – открытые плоскостные стоянки, которые просты в оборудовании и эксплуатации, но крайне неэффективно используют земельный участок. Они занимают большие территории, а машин на них помещается мало. Несмотря на дешевизну оборудования таких паркингов, в проектах эконом- и комфорт-класса наиболее широкое распространение получили наземные многоуровневые стоянки, на которых можно разместить в десятки раз больше автомобилей.

Один такой паркинг может стать крышей для сотен и даже тысяч машин. Многоуровневые стоянки имеют различные системы въезда и выезда, оборудованы лифтами, подъемниками, системами учета свободных мест, видеонаблюдением и т. д. Их возводят в виде отдельно стоящих сооружений или пристроенных к глухим стенам соседних зданий. На сегодняшний день это оптимальный способ организации хранения личного автотранспорта в условиях Санкт-Петербурга.

Подземные паркинги в домах эконом-класса встречаются крайне редко. Это объясняется чрезвычайной дороговизной подземных работ. Строительство стоянки значительно увеличивает расходы застройщика и делает проект нерентабельным. Учитывая текущий кризис и спад спроса на первичном рынке, девелоперы не могут позволить себе такую «роскошь», да и спрос на дорогие машиноместа в массовом секторе, как мы уже говорили, крайне низок.

Себестоимость каждого подземного этажа растет по мере углубления. На первом уровне она на 10-12% превышает расходы по строительству наземной стоянки, на втором – на 25%, а на третьем – уже на 45%.

Въезд в подземный паркинг

Жилые комплексы элитного и бизнес-класса могут позволить себе подземный паркинг. Их жильцы – состоятельные люди, которые высоко ценят комфорт и безопасность. Дорогостоящие подземные стоянки оснащены охраной и видеонаблюдением, в них поддерживается оптимальный микроклимат, работают системы вентиляции, отопления и дымоудаления.

В последние годы в Санкт-Петербурге стали появляться механизированные и зависимые парковки, в которых автомобили располагаются в персональных боксах. На верхние этажи машины доставляются при помощи лифтовых подъемников, которые размещают их по отдельным ячейкам. Водитель не участвует в этом процессе – все операции выполняет оператор. Такие «камеры хранения» на сегодняшний день являются наиболее рациональным способом организации стоянок.

Многоуровневый механизированный паркинг

Проблема парковок в Санкт-Петербурге довольно острая, и многое еще предстоит сделать для решения этого вопроса. Но последовательные шаги, предпринимаемые городскими властями и бизнесом, должны помочь сохранению самобытного и величественного облика Северной столицы.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

Е. Кубиев, МВА

Профессиональный бухгалтер РК

Председатель экспертного совета

ПОБ «Институт сертифицированных бухгалтеров РК»

Директор ТОО «Almer Int.Pro.»

КАКИМИ НАЛОГАМИ ОБЛАГАЮТСЯ МНОГОУРОВНЕВЫЕ ПАРКИНГИ, РАСПОЛОЖЕННЫЕ ПОД МНОГОКВАРТИРНЫМ ЖИЛЫМ ДОМОМ?

Какими налогами облагаются многоуровневые паркинги (2 уровня), расположенные под многоквартирным жилым домом, предназначенные для продажи и находящиеся на балансе ТОО (Управляющая Компания от застройщика)? Если они являются объектом обложения земельным налогом, с какого расчета производить расчет налога, если отдельно выделенного земельного участка под паркинги не имеется.

В соответствии с подпунктом 1) пункта 1 статьи 396 Налогового кодекса Республики Казахстан объектом обложения налога на имущество для индивидуальных предпринимателей, за исключением индивидуальных предпринимателей, не осуществляющих ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности в соответствии с законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, и юридических лиц являются находящиеся на территории Республики Казахстан здания, сооружения, относящиеся к таковым в соответствии с классификацией, установленной государственным уполномоченным органом в области технического регулирования, и учитываемые в составе основных средств или инвестиций в недвижимость в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

Согласно подпункта 60) статьи 1 Закона Республики Казахстан от 16 июня 2001 года № 242-II «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан» здание — искусственное строение, состоящее из несущих и ограждающих конструкций, образующих наземный замкнутый объем, в зависимости от функционального назначения используемое для проживания или пребывания людей, выполнения производственных процессов, а также размещения и хранения материальных ценностей. Здание может иметь подземную часть.

Подземные паркинги, расположенные под многоквартирным жилым домом, являются подземной частью данного жилого здания.

Как указано в Классификаторе основных фондов (КОФ) НК РК 12-2014 многоквартирные дома (двух или более квартирные дома) относится к жилым зданиям под кодом 122.200000. Также согласно настоящего Классификатора в составе зданий учитываются гаражные здания (122.820000):

122.821000 Гаражи для автомобилей;

122.822000 Крытые автостоянки;

122.823000 Ангары металлические для автомашин.

Таким образом, паркинги будут считаться зданием и являются объектом обложения налога на имущество.

В соответствии с пунктом 1 статьи 62 Земельного кодекса Республики Казахстан земельный участок, необходимый для размещения, эксплуатации, содержания многоквартирного дома или иного объекта кондоминиума, переходит в установленном порядке в общую долевую собственность собственников помещений, находящихся в составе объекта кондоминиума. Участники кондоминиума — государственные землепользователи, которым помещения принадлежат на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления, приобретают на земельные участки в установленном порядке право общего постоянного землепользования, если иное не установлено настоящим Кодексом.

При этом согласно пункта 2 настоящей статьи Земельного кодекса доля каждого собственника помещений (иного правообладателя) в общем имуществе не отделима от раздельной (индивидуальной) собственности (иного вещного права) на принадлежащее ему помещение. Размер доли, если иное не установлено соглашением участников кондоминиума, определяется отношением полезной площади жилого и площади нежилого помещения, находящегося в раздельной (индивидуальной) собственности (ином вещном праве), к сумме полезных площадей всех жилых и площадей всех нежилых помещений, находящихся в данном объекте кондоминиума. Такая доля не может быть выделена в натуре (идеальная доля).

В соответствии с пунктом 1 статьи 375 Налогового кодекса объектом обложения земельного налога является земельный участок. При этом согласно пункта 1 статьи 374 настоящего Кодекса по земельному участку, находящемуся в общей собственности (пользовании) нескольких лиц, за исключением земельного участка, входящего в состав активов паевого инвестиционного фонда, плательщиком земельного налога является каждое из этих лиц, если иное не предусмотрено в документах, удостоверяющих право владения или пользования этими земельными участками, или соглашением сторон.

Таким образом, так как паркинг — это часть жилого многоквартирного дома, то владельцы паркингов будут являться также долевым владельцами земельного участка, на котором расположен данный объект кондоминиума. В соответствии с земельным законодательством должна быть определена доля в общем земельном участке для каждого владельца паркинга.

В связи с тем, что целевое использование земельного участка — это многоквартирный дом, то есть жилой дом, а паркинг является частью жилого дома, то платится земельный налог на земли населенных пунктов. Для более точного удостоверения необходимо просмотреть целевое использование общего земельного участка, расположенное под жилым многоквартирным домом, в соответствии с государственным актом на земельный участок.

Federico Rostagno/Fotolia

Отвечает адвокат Грант Казарян:

У Вас два варианта действий. Первый — быстрый и наименее затратный. Вам действительно нужно нанять кадастрового инженера и переделать техплан. Второй — воспользоваться услугами юриста и обратиться с исковым заявлением в суд на территориальное Управление Росреестра об обязании исправления технической ошибки в сведениях ЕГРП. В этом случае придется заплатить за составление этого искового заявления, за представительство в суде, а также за нотариальную доверенность.

Отвечает адвокат по недвижимости в Москве Инна Белякова:

Дело в том, что понятие «машиноместо», которое применительно к объектам кадастрового учета, государственной регистрации права собственности на недвижимость и налогообложения, появилось в нашем законодательстве только после 1 января 2015 года. Это случилось после вступления в силу поправок к Налоговому Кодексу РФ, которые ввели в действие налог на имущество физических лиц. До этого все машиноместа учитывались и регистрировались как нежилые помещения, налогообложение каковых осуществлялось по единым ставкам. После вступления в силу вышеуказанных поправок налоговые ставки на «машиноместо» стали в разы отличаться от ставок налога на «иное имущество», к которому отошло большинство нежилых помещений. Но законодатель, устанавливая, в общем-то, благие правила, не предусмотрел автоматический перевод машиномест, ранее поставленных на кадастровый учет как «нежилые помещения», на кадастровый учет как «машиноместа». Соответственно, и у налоговых органов нет никаких оснований для изменения налоговых ставок, предусмотренных законодательством.

Что касается Росреестра, то ситуация повторяется. При государственной регистрации и определении вида вновь созданных объектов недвижимого имущества этот орган руководствуется исключительно сведениями кадастрового учета, потому как руководствоваться ему в соответствии с законодательством практически больше нечем.

Остается определить только способ перевода (переименования) одного объекта кадастрового учета (нежилое помещение) в другой (машиноместо). Я не уверена, что для этого необходимо повторно вызывать кадастрового инженера, а не составлять технический паспорт на основе ранее полученных сведений и договора долевого участия в строительстве. Однако могу сказать, что в действиях и высказываниях сотрудников налоговых органов и Росреестра нет ничего незаконного или необоснованного. Путь, предложенный ими, тем или иным способом Вам все равно надо будет пройти.

Упростят ли перевод земли в гаражно-строительных кооперативах?

Как оформить в собственность землю под гаражом?

Отвечает председатель Третейского суда строительных организаций, управляющий партнер ООО «ЦентрЮрГорСтрой», к. ю. н. Юлия Вербицкая:

В данном случае имеет место несоответствие фактического назначения (использования) Вашего машиноместа и паспортизации, осуществленной органами ТБТИ, которые классифицировали данный объект как «нежилое помещение».

Действующее законодательство РФ не содержит определения «нежилое помещение». Тем не менее, сложившаяся практика, включая налоговые органы и нормативные документы ТБТИ, определяют нежилое помещение как «недвижимый и изолированный объект».

Машиноместо в подземном двухуровневом паркинге является объектом недвижимости. Однако признаку изолированности оно не соответствует. Кроме того, физически невозможно использование данного объекта недвижимости для каких-либо иных целей, кроме размещения там транспортного средства. Таким образом, можно говорить, что в категорию «нежилое помещение» машиноместо формально не попадает.

Для примера: объектами недвижимости в здании являются также холлы, коридоры, лестничные клетки и туалеты и прочее, но нежилыми помещениями они не являются, поскольку признак изолированности у них отсутствует. Собственно, как и в нашем конкретном случае. Кроме того, использование данных объектов иным образом, кроме как следует из их наименования, невозможно.

На практике органы ТБТИ осуществляют обмеры и присваивают помещениям категории (жилые, нежилые, помещения общего пользования и другие) на основании представленной им застройщиком проектной документации и фактических обмеров объекта.

Принимая во внимание тот факт, что в Росреестр представлены некорректные документы ТБТИ, и с высокой долей вероятности данная ошибка носит системный характер, то есть распространяется на всех без исключения собственников данных машиномест, вынужденных платить повышенную налоговую ставку, возможно два варианта выхода из сложившейся ситуации:

  1. проведение общего собрания жильцов дома с принятием решения о коллективном обращении в ТБТИ и паспортизации данного объекта как комплекса «машиномест», с последующим представлением исправленного пакета документов в Росреестр;
  2. обращение в суд (возможно как коллективное, так и частное, от конкретного лица) с требованием к Росреестру внести изменения в регистрационные документы на основании имеющегося у конкретного собственника (группы собственников) договора долевого участия, а также акта приема-передачи, в котором указано именно «машиноместо», а не «нежилое помещение». При этом в качестве довода о нарушении прав следует указать разницу в налоговых ставках. В качестве третьих лиц целесообразно привлечь налоговый орган (территориальное управление) и ТБТИ.

Какие налоги действуют при продаже квартиры с последующей покупкой?

Плачу ли я налог с продажи доли в квартире, купленной в браке?

Отвечает юрисконсульт компании «Мой семейный юрист» Роман Азатян:

Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости» не знает такого термина как «машиноместо». В пп. 1 п. 1 статьи 7 данного закона перечислен исчерпывающий перечень объектов недвижимости: земельный участок, здание, сооружение, помещение и объект незавершенного строительства. Это означает, что в собственность могут быть зарегистрированы только такие объекты недвижимого имущества.

Вся проблема машиномест заключается в том, что они не могут быть зарегистрированы в собственность, и им не может присваиваться кадастровый паспорт из-за отсутствия четких границ, отделяющих одно машиноместо от другого.

Из-за такого пробела в законодательстве РФ и несоответствия его с Налоговым кодексом РФ ситуация с машиноместами происходит следующая. Покупатели таких квадратных метров под свои автомобили становятся долевыми собственниками всего нежилого помещения, то есть подземного паркинга, в том случае, если парковочные места не имеют физических границ, то есть стен. Если парковочные места имеют стены, позволяющие отгородить одно место от другого, такое имущество регистрируется как нежилое помещение на каждого собственника отдельно и является нежилым помещением в соответствии с федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».

В обоих случаях налогообложение будет в форме имущественного налога за нежилое помещение. В ближайшее время по этому поводу произойдут изменения в законодательстве, в соответствии с которыми к объектам недвижимости будут относиться и открытые площадки, то есть те самые машиноместа.

Сообщение с сайта Федеральной налоговой службы РФ:

С 1 января 2017 года вступает в силу федеральный закон от 03.07.2016 № 315-ФЗ, в котором дано четкое определение понятия «машиноместа», в том числе для целей налогообложения. Так, в соответствии с законом машиноместо – это предназначенная исключительно для размещения транспортного средства часть здания или сооружения, границы которой описаны в установленном порядке. Таким образом, при расчете налога на имущество физических лиц за машиноместо исходя из кадастровой стоимости применяется налоговая ставка не более 0,3%.

ФНС России обращает внимание, что для исчисления налога налоговые органы используют сведения, представленные органами Росреестра. Так как до сих пор четкого определения машиноместа в федеральном законодательстве не было, права на такие объекты могли оформляться как на часть или на долю в нежилом помещении без указания его конкретного назначения. Соответственно, такие объекты облагались налогом как нежилые помещения: налоговая ставка составляла до 0,5%, налоговые льготы не применялись.

В связи с этим ФНС России разъясняет, если в свидетельстве о государственной регистрации права собственности указано наименование объекта – машиноместо, то такой собственник может обратиться в налоговую инспекцию, в том числе через «Личный кабинет налогоплательщика», за перерасчетом налога либо предоставлением налоговой льготы.

Если же в свидетельстве о собственности не указано, что объект является машиноместом, однако фактически он отвечает требованиям, предъявляемым законодательством к машиноместам, то для изменения наименования объекта собственник может обратиться с заявлением в органы Росреестра, начиная с 2017 года. После этого информация поступит в налоговые органы для расчета налога на имущество физических лиц.

Текст подготовила Мария Гуреева

Все материалы рубрики «Хороший вопрос»

5 главных новшеств 2017 года в законах о недвижимости

Подарили часть дома. Какие налоги я буду платить при продаже?

Сестра купила у меня дом, а ей не возвращают налог. Почему?

В каком случае бетонная (асфальтобетонная) площадка может являться самостоятельным объектом недвижимости, на который право собственности подлежит регистрации в Росреесте?

Ответ: сама по себе физическая связь объекта с землей не является достаточным основанием для отнесения объекта к недвижимому имуществу.

Суд может признать бетонную площадку (площадку с иным покрытием) объектом недвижимости при условии наличия следующих обстоятельств:

  • площадка создавалась как объект недвижимости, что предполагает получение необходимых разрешений, а также соблюдения при строительстве СНиПов, градостроительных норм и правил;
  • площадка расположена на земельном участке, предоставленном именно под строительство спорного объекта.
  • площадка не является самовольной постройкой (наличия права на земельный участок + отсутствие нарушений СНиП при строительстве объекта).

На данный момент актуальной остается правовая позиция, высказанная Высшим Арбитражным Судом РФ в постановлении Президиума ВАС РФ от 16.12.2008 N 9626/08 по делу N А08-7744/06-5:

… ЗАО обратилось в Арбитражный суд с иском о признании права собственности на производственную площадку площадью 8565,4 кв. метра.

Судом второй инстанции требование удовлетворено, ФАС округа оставил постановление апелляционного суда без изменения.

Президиум ВАС РФ согласился с позицией судов, указав в постановлении, что спорный объект создавался как открытая стоянка с твердым покрытием, рассчитанная на 100 грузовых автомобилей. Строительство стоянки осуществлялось в соответствии с договором подряда на капитальное строительство..

Все имущество предприятия, включая стоянку, располагалось на земельном участке площадью 5,32 гектара, выделенном ему в соответствии с постановлением главы администрации … на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Согласно техническому паспорту от 06.05.2006 спорный объект имеет кадастровый номер, является сооружением — производственной площадкой для грузовых автомобилей площадью 8 565, 4 кв. метра, имеющей песчаную подушку, щебеночную подготовку и слой бетона толщиной 20 сантиметров.

Со ссылкой на статью 130 ГК РФ, Президиум ВАС РФ признал спорный объекта недвижимым имуществом. При этом, указано, что спорный объект не является самовольной постройкой в связи с наличием у ЗАО права бессрочного (постоянного) пользования земельным участком под спорным объектом и соблюдения строительных норм и правил при строительстве спорного объекта (из Постановления Президиума ВАС РФ от 16.12.2008 N 9626/08 по делу N А08-7744/06-5).

Другие примеры из судебной практики

Признание права на асфальтобетонное замощение

Суд указал, что покрытие (замощение) из бетона, асфальта, щебня и других твердых материалов обеспечивает чистую, ровную и твердую поверхность, но не обладает самостоятельными полезными свойствами, а лишь улучшает полезные свойства земельного участка, на котором оно находится.

Покрытие (площадка), улучшающее свойства земельного участка, обычно используется совместно со зданиями, строениями или сооружениями, дополняет их полезные свойства при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности собственника зданий и сооружений. При этом твердое покрытие (площадка) имеет вспомогательное, а не основное значение по отношению к остальному недвижимому имуществу, входящему в такой имущественный комплекс.

Учитывая изложенное, а также то, что требование истца в отношении замощения площадью 2860,4 кв. м заявлены как на самостоятельный объект, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что указанное асфальтобетонное замощение не может быть отнесено к недвижимому имуществу (извлечение из Постановления Третьего арбитражного апелляционного суда от 06.03.2012 по делу N А33-14924/2011).

Автостоянка – площадка с асфальтобетонным покрытием

… Как установлено судами по результатам исследования собранных по делу доказательств, открытая автостоянка относится к объектам внешнего благоустройства, представляет собой площадку с асфальтобетонным покрытием и установленными на ней четырьмя железобетонными опорами уличного освещения. При этом для эксплуатации автостоянки по назначению, а именно для временного хранения автомобилей, необходим непосредственно сам земельный участок, а покрытие лишь улучшает полезные свойства земельного участка и не имеет самостоятельных полезных свойств.

В таком случае суды пришли к правильному выводу, что открытая автостоянка по своим техническим характеристикам не может рассматриваться как самостоятельный объект, отличный от земельного участка, и не относится к тому недвижимому имуществу, права на которое подлежат государственной регистрации (извлечение из Постановления ФАС Северо-Западного округа от 03.12.2012 по делу N А56-9063/2012).

Автостоянка. Асфальтобетонное покрытие

ИП обратился в суд с иском о признании права на открытую автостоянку.

Суд пришел к выводу о том, что для признания имущества недвижимым, как объекта гражданских прав, необходимо подтверждение того, что данный объект был создан именно как недвижимость в установленном законом и иными правовыми актами порядке с получением необходимой разрешительной документации и с соблюдением градостроительных норм и правил.

По делу установлено, что земельный участок был предоставлен индивидуальному предпринимателю под проектирование открытой стоянки для автотранспорта Центрального рынка, разрешение выдано на проведение строительно-монтажных работ по строительству объекта «Открытая платная стоянка с капитальным зданием операторной», при этом земельный участок не выделялся для возведения на нем объекта капитального строительства.

Судом установлено, что земельный участок, на котором расположена автостоянка, предоставлялся во временное пользование. Целью постановления главы администрации города о предоставлении земельного участка в аренду являлось создание нормальных условий для осуществления предпринимательской деятельности по использованию автостоянки в пределах определенного срока. Возведенная стоянка обеспечивала использование земельного участка согласно его целевому назначению.

Исходя из того, что указанная стоянка не обладает признаками недвижимости, суд апелляционной инстанции пришел к правомерному выводу о том, что на нее не может распространяться правовой режим, действующий в отношении этого вида имущества, и обоснованно отказал в признании права собственности истца на автостоянку (из Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 16.10.2012 по делу N А78-8890/2011).

Рекомендуем также: Асфальтовое покрытие – объект недвижимости? Судебная практика

История вопроса

До появления в летом 2016 года специального закона о машино-местах, который прямо говорит о том, что с 1-го января 2017 года машино-место следует считать объектом недвижимости, не частью здания или помещения, а независимым объектом, к машино-местам относились по-разному.

Одни специалисты выступали категорически против регистрации права собственности на машино-места как объекты недвижимости, ссылаясь на американский и западноевропейский опыт, где машино-место, как, например, чулан, место на чердаке для хранения велосипеда и лыж — все это следует за правом собственности на квартиру и режим собственности на какой-либо один из этих объектов кажется диким и нелепым. Такая концепция машино-места прижилась и существенным образом развилась в Санкт-Петербурге. При передаче ключей от квартиры, застройщик предлагает каждому новому собственнику подписать соглашение (п. 1 ст. 247 ГК РФ), определяющее порядок пользования общими помещениями. Однако у такого подхода есть противники.

Москва уже давно пошла по пути регистрации права собственности на машино-места, не дожидаясь воли на то законодателя.

Итак, согласно ст. 130 ГК РФ (в редакции ГК РФ до 01.01.2017) недвижимой вещью является все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Определение же такой несоразмерности возложено сугубо на плечи кадастрового инженера, который, проводя инспекцию спорного объекта, должен определить, является ли он недвижимостью или нет. И кадастровые инженеры с поставленной задачей часто справлялись.

Машино-место как объект недвижимости (недвижимая вещь)

Машино-место в градостроительном кодексе — это индивидуально-определенная часть здания или сооружения, которая предназначена исключительно для размещения транспортных средств и имеет границы в соответствии с порядком государственного кадастрового учета недвижимости.

Также новый закон утверждает машино-место в качестве недвижимой вещи, на равне со зданиями, строениями, сооружениями и помещениями, из чего мы можем сделать однозначный вывод, что машино-место может быть предметом сделок с недвижимостью:

  • дарение;
  • купля-продажа;
  • может быть заложено;
  • может быть предметом ипотеки.

Что делать?

Если Вы уже являетесь счастливым обладателем права собственности на машино-место как объект недвижимости, переоформлять документы Вам не понадобится. Даже если Вы прибегали к каким-либо уловкам в процессе регистрации права, законодатель готов закрыть на это глаза. Вы уже законный собственник.

Если Вы все делали правильно и являетесь владельцем доли в здании, Вы можете ее преобразовать в машино-место.

Для выдела доли в натуре необходимо:

  • согласие всех сособственников;
  • доля должна быть зарегистрирована в ЕГРП;
  • должно наличествовать соглашение между собственниками в котором говорится, что Вы пользуетесь данным машино-местом;
  • должно быть решение общего собрания, определяющее порядок пользования (домовладельцы, собственники, ТСЖ) помещениями.

Далее следует произвести кадастровый учет машино-места. Для этого нужно обратиться к инженеру, который утвердит границы, либо нанесет их краской или специальной лентой.

После этого Вы можете зарегистрировать право собственности на машино-место в Росреестре. Обращаем Ваше внимание, что правила регистрации прав на недвижимое имущество с первого января грядущего года также изменятся (218-ФЗ).

Более подробно о новых положениях закона читайте на нашем сайте:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *