Муниципальные заимствования

Об утверждении Положения о муниципальном долге города Нижнего Новгорода (с изменениями на 19 ноября 2014 года)

ГОРОДСКАЯ ДУМА ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 30 января 2013 года № 3

Об утверждении Положения о муниципальном долге города Нижнего Новгорода

В соответствии со статьей 101 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 29 Устава города Нижнего Новгорода

ГОРОДСКАЯ ДУМА РЕШИЛА:

1. Утвердить Положение о муниципальном долге города Нижнего Новгорода (прилагается).

2. Контроль за исполнением решения возложить на постоянную комиссию городской Думы города Нижнего Новгорода по бюджетной, финансовой и налоговой политике (Фельдман М.С.).

3. Решение вступает в силу со дня его принятия.
Глава города О.В.Сорокин

Приложение. Положение о муниципальном долге города Нижнего Новгорода

Приложение
к решению городской Думы
от 30.01.2013 № 3

(в ред. решений городской Думы от 28.05.2014 № 81; от 19.11.2014 № 167; от 18.11.2015 № 233; от 15.11.2017 № 240; от 22.05.2019 № 90)

Положение о муниципальном долге города Нижнего Новгорода (далее — Положение) принято в соответствии с Конституцией Российской Федерации, иными правовыми актами Российской Федерации и Нижегородской области, муниципальными правовыми актами города Нижнего Новгорода и регулирует отношения в сфере управления муниципальным долгом города Нижнего Новгорода.

Основные понятия

В настоящем Положении используются следующие основные понятия:
муниципальный долг города Нижнего Новгорода (далее — муниципальный долг) — обязательства, возникающие из муниципальных заимствований, муниципальных гарантий города Нижнего Новгорода по обязательствам третьих лиц, другие обязательства в соответствии с видами долговых обязательств, установленными Российской Федерации, принятые на себя городом Нижним Новгородом;

муниципальные заимствования города Нижнего Новгорода (далее — муниципальные заимствования) — муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска муниципальных ценных бумаг от имени города Нижнего Новгорода (далее — муниципальные ценные бумаги), и кредиты, привлекаемые в соответствии с положениями Российской Федерации в бюджет города Нижнего Новгорода от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и от кредитных организаций, по которым возникают долговые обязательства города Нижнего Новгорода;

внутренний долг — обязательства, возникающие в валюте Российской Федерации, а также обязательства города Нижнего Новгорода перед Российской Федерацией, возникающие в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований);

муниципальная гарантия города Нижнего Новгорода (далее — муниципальная гарантия) — вид долгового обязательства, в силу которого город Нижний Новгород (гарант) обязан при наступлении предусмотренного в муниципальной гарантии события (гарантийного случая) уплатить лицу, в пользу которого предоставлена муниципальная гарантия (бенефициару), по его письменному требованию определенную в обязательстве денежную сумму за счет средств бюджета города Нижнего Новгорода в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства отвечать за исполнение третьим лицом (принципалом) его обязательств перед бенефициаром;

муниципальная долговая книга города Нижнего Новгорода (далее — муниципальная долговая книга) — систематизированный свод информации о долговых обязательствах города Нижнего Новгорода, составляющих муниципальный долг города Нижнего Новгорода;

долговая емкость бюджета города Нижнего Новгорода (далее — долговая емкость бюджета) — превышение доходов бюджета города Нижнего Новгорода над его текущими расходами без учета расходов на обслуживание существующих долговых обязательств;

свободная долговая емкость бюджета города Нижнего Новгорода (далее — свободная долговая емкость бюджета) — разница между объемом платежей по обслуживанию и погашению долговых обязательств и долговой емкостью.

Формы и виды долговых обязательств

2.1. Долговые обязательства города Нижнего Новгорода могут существовать в виде обязательств по:
муниципальным ценным бумагам;
бюджетным кредитам, привлеченным в бюджет города Нижнего Новгорода от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
кредитам, полученным городом Нижним Новгородом от кредитных организаций;
муниципальным гарантиям.

2.2. Долговые обязательства города Нижнего Новгорода по срокам погашения могут быть:
краткосрочными — менее одного года;
среднесрочными — от одного года до пяти лет;
долгосрочными — от пяти лет до 10 лет включительно.
Долговые обязательства города Нижнего Новгорода погашаются в сроки, которые определяются конкретными условиями муниципальных контрактов и не могут превышать 10 лет.

Муниципальный долг города Нижнего Новгорода

3.1. Муниципальный долг города Нижнего Новгорода представляет собой совокупность долговых обязательств города Нижнего Новгорода.
Муниципальный долг полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в собственности города Нижнего Новгорода имуществом, составляющим муниципальную казну города Нижнего Новгорода.

3.2. В объем муниципального долга включаются:
номинальная сумма долга по муниципальным ценным бумагам;
объем основного долга по кредитам, полученным городом Нижним Новгородом;
объем основного долга по бюджетным кредитам, полученным городом Нижним Новгородом от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
объем обязательств по предоставленным муниципальным гарантиям;
объем иных (за исключением указанных) непогашенных долговых обязательств города Нижнего Новгорода.
&nbsp

Управление муниципальным долгом города Нижнего Новгорода

4.1. Управление муниципальным долгом города Нижнего Новгорода осуществляется администрацией города Нижнего Новгорода.

4.2. В целях определения принципов эффективного управления муниципальным долгом администрация города Нижнего Новгорода утверждает долгосрочную концепцию управления муниципальным долгом.

Право осуществления муниципальных заимствований и предоставления муниципальных гарантий

5. Право осуществления муниципальных заимствований

и предоставления муниципальных гарантий

5.1. Право осуществления муниципальных заимствований от имени города Нижнего Новгорода принадлежит администрации города Нижнего Новгорода на основании и в соответствии с Программой муниципальных внутренних заимствований города Нижнего Новгорода (далее — Программа заимствований) на очередной финансовый год, утвержденной решением городской Думы города Нижнего Новгорода о бюджете города Нижнего Новгорода на очередной финансовый год.

5.2. Муниципальные гарантии от имени города Нижнего Новгорода предоставляются администрацией города Нижнего Новгорода на основании и в соответствии с Программой муниципальных гарантий города Нижнего Новгорода (далее — Программа гарантий) на очередной финансовый год, утвержденной решением городской Думы города Нижнего Новгорода о бюджете города Нижнего Новгорода на очередной финансовый год.

Осуществление муниципальных заимствований

6.1. Муниципальные заимствования возникают из заключенных администрацией города Нижнего Новгорода договоров (соглашений) и муниципальных контрактов.
Муниципальные заимствования осуществляются в целях финансирования дефицита бюджета города Нижнего Новгорода, а также для погашения долговых обязательств города Нижнего Новгорода, пополнения остатков средств на счетах бюджета города Нижнего Новгорода в течение финансового года. (абзац изложен в новой редакции решением городской Думы города Н.Н. от 22.05.2019 № 90 — см. предыдущую редакцию)

6.2. Объем привлечения муниципальных заимствований планируется с учетом потребностей бюджета города Нижнего Новгорода, возможностей администрации города Нижнего Новгорода полностью и своевременно исполнять принятые долговые обязательства.

6.3. Для планирования объема привлечения муниципальных заимствований учитываются долговая емкость бюджета города Нижнего Новгорода и свободная долговая емкость бюджета города Нижнего Новгорода.
Превышение объема платежей по обслуживанию и погашению долговых обязательств над долговой емкостью бюджета (отрицательная свободная долговая емкость бюджета) показывает объем заимствований для вынужденного рефинансирования долговых обязательств.
Превышение долговой емкости бюджета над объемом платежей по обслуживанию и погашению долговых обязательств (положительная свободная долговая емкость бюджета) показывает объем доходов бюджета города Нижнего Новгорода, оставшийся после покрытия текущих расходов и расходов по погашению и обслуживанию муниципального долга.

6.4. Привлечение кредитов коммерческих банков и выбор генерального агента по размещению, обращению и погашению облигационных займов города Нижнего Новгорода производятся в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

6.5. Муниципальные заимствования осуществляются в соответствии с Программой заимствований.
Программа заимствований на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) представляет собой перечень всех заимствований города Нижнего Новгорода с указанием объема привлечения и объема средств, направляемых на погашение основной суммы долга, по каждому виду заимствований.
В случае выпуска долговых обязательств города Нижнего Новгорода с обеспечением исполнения обязательств в виде обособленного имущества Программа заимствований должна содержать количественные данные об эмиссии указанных обязательств, выраженные в валюте Российской Федерации, а также перечень имущества, которое может служить обеспечением исполнения этих обязательств в течение срока заимствования.

6.6. Программа заимствований представляется главой администрации города Нижнего Новгорода городской Думе города Нижнего Новгорода в виде приложения к проекту решения о бюджете города Нижнего Новгорода на очередной финансовый год.

Порядок и условия предоставления муниципальных гарантий

7. Порядок и условия предоставления

муниципальных гарантий

7.1. Предоставление муниципальных гарантий осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления.
Муниципальные гарантии от имени муниципального образования город Нижний Новгород (далее — муниципальное образование) предоставляются администрацией города Нижнего Новгорода в пределах общей суммы предоставляемых гарантий, указанной в решении городской Думы города Нижнего Новгорода о бюджете города Нижнего Новгорода на очередной финансовый год и плановый период в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации и в порядке, установленном муниципальными правовыми актами. (абзац изложен в новой редакции решением городской Думы города Н.Н. от 15.11.2017 № 240 — см. предыдущую редакцию)

7.2. Муниципальные гарантии предоставляются юридическим лицам независимо от формы их собственности, зарегистрированным в установленном порядке, для обеспечения обязательств по кредитам (основному долгу), привлеченным в целях реализации инвестиционных проектов или проектов, осуществляемых в рамках реализации областных и муниципальных целевых программ.
Основными критериями отбора проектов, при реализации которых привлекаются кредиты, в обеспечение исполнения обязательств по которым может быть предоставлена муниципальная гарантия города Нижнего Новгорода, являются:
экономическая эффективность проекта для города Нижнего Новгорода;
бюджетная эффективность проекта для города Нижнего Новгорода;
социальная эффективность проекта для города Нижнего Новгорода.
Муниципальные гарантии предоставляются без взимания вознаграждения.
Перечень административных процедур по предоставлению муниципальных гарантий устанавливается администрацией города Нижнего Новгорода.
(п. 7.2 изложен в новой редакции решением городской Думы города Н.Н. от 15.11.2017 № 240 — см. предыдущую редакцию)

7.3. Муниципальные гарантии предоставляются в очередном финансовом году при условии их включения в Программу муниципальных гарантий, утвержденную решением о бюджете города Нижнего Новгорода на очередной финансовый год.
Программа муниципальных гарантий является приложением к решению городской Думы города Нижнего Новгорода о бюджете города Нижнего Новгорода на очередной финансовый год.
В Программе муниципальных гарантий указываются:
обязательства по муниципальным гарантиям по состоянию на 01 января очередного финансового года;
общий объем муниципальных гарантий, предоставляемых в очередном финансовом году;
направления (цели) гарантирования с указанием объема муниципальных гарантий по каждому направлению (цели);
направление (цель) гарантирования, объем которого превышает 100 тысяч рублей, с указанием категорий и (или) наименований принципалов;
наличие или отсутствие права регрессного требования гаранта к принципалу, а также иные условия предоставления и исполнения муниципальных гарантий;
общий объем бюджетных ассигнований, которые должны быть предусмотрены в очередном финансовом году на исполнение муниципальных гарантий по возможным гарантийным случаям;
объем муниципальных гарантий, планируемых к исполнению в соответствующем финансовом году;
планируемая величина обязательств по муниципальным гарантиям по состоянию на 01 января года, следующего за очередным финансовым годом.

7.4. Предоставление муниципальных гарантий осуществляется при условии:
проведения анализа финансового состояния принципала;
предоставления принципалом соответствующего требованиям статьи 93.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации и гражданского законодательства Российской Федерации обеспечения исполнения обязательств принципала по удовлетворению регрессного требования к принципалу в связи с исполнением в полном объеме или в какой-либо части гарантии;
отсутствие у принципала, его поручителей (гарантов) просроченной задолженности по денежным обязательствам перед муниципальным образованием, по обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации, а также неурегулированных обязательств по муниципальным гарантиям, ранее предоставленным муниципальному образованию.
(п. 7.4 изложен в новой редакции решением городской Думы города Н.Н. от 15.11.2017 № 240 — см. предыдущую редакцию)

7.5. Предоставление муниципальной гарантии, а также заключение договора о предоставлении муниципальной гарантии осуществляется после представления принципалом в администрацию города Нижнего Новгорода полного комплекта документов, согласно перечню, устанавливаемому администрацией города Нижнего Новгорода.
По результатам рассмотрения документов администрация города Нижнего Новгорода принимает решение о предоставлении муниципальной гарантии либо об отказе в предоставлении муниципальной гарантии.
Основаниями для отказа в предоставлении муниципальной гарантии являются:
неустойчивое финансовое состояние получателя муниципальной гарантии;
непредставление принципалом обеспечения исполнения обязательств по запрашиваемой муниципальной гарантии (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством Нижегородской области);
наличие у принципала, его поручителей (гарантов) просроченной задолженности по денежным обязательствам перед муниципальным образованием, по обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации, а также неурегулированных обязательств по муниципальным гарантиям, ранее предоставленным муниципальному образованию;
непредставление принципалом документов, установленных муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления города Нижнего Новгорода;
несоответствие проекта, при реализации которого привлекается кредит, в обеспечение исполнения обязательств по которому может быть предоставлена муниципальная гарантия города Нижнего Новгорода, критериям отбора, указанным в пункте 7.2 настоящего Положения.
(п. 7.5 изложен в новой редакции решением городской Думы города Н.Н. от 15.11.2017 № 240 — см. предыдущую редакцию)

7.6. Письменная форма муниципальной гарантии является обязательной. Несоблюдение письменной формы муниципальной гарантии влечет ее недействительность (ничтожность).

7.7. Муниципальные гарантии могут предусматривать субсидиарную или солидарную ответственность гаранта по обеспеченному им обязательству принципала.

7.8. Предусмотренное муниципальной гарантией обязательство гаранта перед бенефициаром ограничивается уплатой суммы не исполненных на момент предъявления требования бенефициара обязательств принципала, обеспеченных гарантией, но не более суммы, на которую выдана гарантия.

7.9. Если исполнение гарантом муниципальной гарантии ведет к возникновению права регрессного требования гаранта к принципалу либо обусловлено уступкой гаранту прав требования бенефициара к принципалу, исполнение таких гарантий учитывается в источниках финансирования дефицита бюджета города Нижнего Новгорода.
Если исполнение гарантом муниципальной гарантии не ведет к возникновению права регрессного требования гаранта к принципалу и не обусловлено уступкой гаранту прав требования бенефициара к принципалу, исполнение таких гарантий подлежит отражению в составе расходов бюджета города Нижнего Новгорода.

7.10. Средства, полученные гарантом в счет возмещения гаранту в порядке регресса сумм, уплаченных гарантом во исполнение (частичное исполнение) обязательств по муниципальной гарантии, а также в счет исполнения обязательств, права, требования по которым перешли от бенефициара к гаранту, отражаются как возврат бюджетных кредитов.

7.11. Гарант, исполнивший обязательство принципала, имеет право потребовать от последнего возмещения сумм, уплаченных бенефициару по муниципальной гарантии (в случае, если регрессные требования предусмотрены договором), в полном объеме, в порядке, предусмотренном Российской Федерации.

7.12. Общая сумма обязательств, вытекающих из муниципальных гарантий города Нижнего Новгорода, включается в состав муниципального долга как вид долгового обязательства.

7.13. В случае исполнения принципалом гарантированных обязательств частично муниципальный долг в части муниципальных гарантий не сокращается до полного исполнения обязательств, если иное не предусмотрено договором о предоставлении муниципальной гарантии и самой муниципальной гарантией.
В случае частичного использования принципалом средств, полученных под муниципальную гарантию, объем муниципальной гарантии отражается в долговой книге в полном объеме обязательств по договору (на всю сумму, предусмотренную в муниципальной гарантии).

Эмиссия муниципальных ценных бумаг

8. Эмиссия муниципальных ценных бумаг
(раздел изложен в новой ред. решением городской Думы от 19.11.2014 № 167 — см. предыдущую редакцию)

8.1. Эмитентом муниципальных ценных бумаг от имени муниципального образования городской округ «город Нижний Новгород» выступает администрация города Нижнего Новгорода (далее — Эмитент).

8.2. Эмитент утверждает Генеральные условия эмиссии и обращения муниципальных ценных бумаг (далее — Генеральные условия).

8.3. В соответствии с Генеральными условиями Эмитент принимает правовой акт, содержащий условия эмиссии и обращения муниципальных ценных бумаг (далее — Условия эмиссии).
Условия эмиссии, а также изменения, вносимые в Условия эмиссии, подлежат государственной регистрации в Министерстве финансов Российской Федерации.

8.4. В соответствии с Генеральными условиями и Условиями эмиссии Эмитент принимает Решение об эмиссии выпуска (дополнительного выпуска) муниципальных ценных бумаг (далее — Решение о выпуске (дополнительном выпуске)).
Предельные объемы выпуска муниципальных ценных бумаг на очередной финансовый год (очередной финансовый год и каждый год планового периода) по номинальной стоимости устанавливаются городской Думой города Нижнего Новгорода в соответствии с верхним пределом муниципального долга, установленным решением о бюджете.
Решение о выпуске (дополнительном выпуске) должно быть подписано руководителем Эмитента.
Условия, содержащиеся в Решении о выпуске (дополнительном выпуске), должны быть опубликованы в средствах массовой информации и (или) раскрыты Эмитентом иным предусмотренным законодательством Российской Федерации способом не позднее чем за два рабочих дня до даты начала размещения муниципальных ценных бумаг.
Внесение изменений в Решение о выпуске (дополнительном выпуске), находящихся в обращении, не допускается.
Порядок выпуска, обращения и погашения муниципальных ценных бумаг регулируется об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг.

8.5. Эмитент муниципальных ценных бумаг после завершения отчетного финансового года, но не позднее 01 февраля текущего финансового года, принимает муниципальный правовой акт, содержащий отчет об итогах эмиссии муниципальных ценных бумаг.

8.6. В Генеральных условиях, Условиях об эмиссии, Решении о выпуске (дополнительном выпуске), отчете об итогах эмиссии должны быть отражены сведения, предусмотренные об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг.

8.7. Правовые акты Эмитента об утверждении Генеральных условий и Условий эмиссии, о вносимых в них изменениях, а также правовой акт Эмитента, содержащий отчет об итогах эмиссии муниципальных ценных бумаг, подлежат официальному опубликованию в установленном действующим законодательством порядке.
Информация, содержащаяся в Решении о выпуске (дополнительном выпуске), не позднее чем за два рабочих дня до даты начала размещения подлежит опубликованию и (или) раскрытию Эмитентом иным предусмотренным законодательством Российской Федерации способом.

9. Обслуживание муниципального долга
города Нижнего Новгорода

9.1. Обслуживание муниципального долга города Нижнего Новгорода производится в соответствии с федеральным законодательством, законодательством Нижегородской области, муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления и на основании заключенных муниципальных контрактов.

9.2. Затраты по выплате процентов и (или) дисконта по долговым обязательствам города Нижнего Новгорода осуществляются за счет средств бюджета города Нижнего Новгорода.

10. Реструктуризация муниципального долга

города Нижнего Новгорода

10.1. Под реструктуризацией муниципального долга города Нижнего Новгорода понимается основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих муниципальный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств.

10.2. Реструктуризация муниципального долга города Нижнего Новгорода может быть осуществлена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга.

10.3. Сумма расходов на обслуживание реструктуризированного муниципального долга не включается в объем расходов на обслуживание долгового обязательства в текущем году, если указанная сумма включается в общий объем реструктуризированных обязательств.

11. Предельный объем муниципального долга

города Нижнего Новгорода

11.1. Предельный объем муниципального долга города Нижнего Новгорода устанавливается решением городской Думой о бюджете города Нижнего Новгорода на очередной финансовый год.

11.2. Предельный объем муниципального долга города Нижнего Новгорода не должен превышать 85 процентов утвержденного общего годового объема доходов бюджета города Нижнего Новгорода без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений. (п. 11.2 изложен в новой ред. решением городской Думы от 28.05.2014 № 81; в ред. решений городской Думы от 19.11.2014 № 167; от 18.11.2015 № 233; от 15.11.2017 № 240 — см. предыдущую редакцию)

11.3. Верхний предел муниципального долга города Нижнего Новгорода по состоянию на 01 января года, следующего за очередным финансовым годом, представляющий собой расчетный показатель, не должен превышать предельного объема муниципального долга, установленного настоящего раздела, в том числе верхний предел долга по муниципальным гарантиям не должен превышать 15 процентов от объема муниципального долга города Нижнего Новгорода.

11.4. Предельный объем расходов на обслуживание муниципального долга города Нижнего Новгорода не должен превышать 15 процентов от объема расходов бюджета города Нижнего Новгорода, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

12. Ведение муниципальной долговой книги

12.1. Ведение муниципальной долговой книги города Нижнего Новгорода осуществляет департамент финансов администрации города Нижнего Новгорода (далее — департамент финансов) в порядке, предусмотренном администрацией города Нижнего Новгорода, с соблюдением требований Российской Федерации.

12.2. В муниципальную долговую книгу вносятся сведения об объеме долговых обязательств города Нижнего Новгорода по видам этих обязательств, о дате их возникновения и исполнения полностью или частично, формах обеспечения обязательств, а также другая информация, состав которой, порядок и срок ее внесения в муниципальную долговую книгу устанавливаются администрацией города Нижнего Новгорода. В муниципальной долговой книге, в том числе учитывается информация о просроченной задолженности по исполнению долговых обязательств города Нижнего Новгорода.

12.3. Информация о долговых обязательствах города Нижнего Новгорода вносится департаментом финансов в муниципальную долговую книгу в срок, не превышающий пяти рабочих дней с момента возникновения соответствующего обязательства.

12.4. Регистрация и учет информации о долговых обязательствах осуществляются в валюте Российской Федерации.

13. Предоставление информации о муниципальном долге

города Нижнего Новгорода

13.1. Департамент финансов обеспечивает опубликование информации о муниципальном долге города Нижнего Новгорода на официальных сайтах администрации города Нижнего Новгорода и департамента финансов (ежемесячно).

13.2. Объем размещаемой информации о муниципальном долге определяется администрацией города Нижнего Новгорода.
В состав информации о муниципальном долге входят:
выписка из муниципальной долговой книги города Нижнего Новгорода в формате, утвержденном муниципальным правовым актом города Нижнего Новгорода;
сводный отчет о состоянии муниципального долга города Нижнего Новгорода и расходах на его обслуживание;
платежный календарь предстоящих платежей по погашению муниципального долга города Нижнего Новгорода.

13.3. Информация из муниципальной долговой книги представляется в министерство финансов Нижегородской области в порядке, объеме и сроки, установленные министерством финансов Нижегородской области.

51. Внешние и внутренние заимствования

Государственные внешние заимствования РФ

используются для покрытия дефицита федерального бюджета и для погашения государственных долговых обязательств РФ.

Право осуществления государственных внешних заимствований РФ и заключения договоров о предоставлении государственных гарантий для привлечения внешних кредитов принадлежит РФ. От имени РФ осуществлять внешние заимствования может Правительство РФ либо уполномоченный Правительством РФ ответственный федеральный орган исполнительной власти.

Государственные и муниципальные внутренние заимствованияиспользуются для покрытия дефицитов соответствующих бюджетов, а также для финансирования расходов соответствующих бюджетов в пределах расходов на погашение государственных и муниципальных долговых обязательств. От имени РФ право осуществления государственных внутренних заимствований и выдачи государственных гарантий другим заемщикам для привлечения кредитов (займов) принадлежит Правительству РФ либо уполномоченному Правительством РФ ответственному федеральному органу исполнительной власти. От имени субъекта РФ право осуществления государственных внутренних заимствований и выдачи государственных гарантий другим заемщикам для привлечения кредитов (займов) принадлежит единственному уполномоченному органу исполнительной власти субъекта РФ.

От имени муниципального образования право осуществления муниципальных внутренних заимствований и выдачи муниципальных гарантий другим заемщикам для привлечения кредитов принадлежит уполномоченному органу местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования.

Реструктуризация долга– это основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный или муниципальный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств.

Предельные объемы государственного внутреннего и внешнего долга, пределы внешних заимствований РФ на очередной финансовый год утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год с разбивкой долга по формам обеспечения обязательств.

В РФ действует единая система учета и регистрации государственных заимствований РФ. Субъекты РФ, муниципальные образования регистрируют свои заимствования в Министерстве финансов РФ.

Министерство финансов РФ ведет государственные книги внутреннего и внешнего долга РФ.

Программа государственных внешних заимствований РФ – это перечень внешних заимствований РФ на очередной финансовый год с разделением на несвязанные (финансовые) и целевые иностранные заимствования.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Положение о порядке осуществления муниципальных внутренних заимствований в городе Фрязино Московской области

Приложение к решению
Совета депутатов города Фрязино
от 29.07.2005 г. № 84

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано на основании:
— Бюджетного кодекса Российской Федерации;
— Устава города Фрязино;
— Положения об организации бюджетного процесса в городе Фрязино;
— Положения о муниципальном долге муниципального образования муниципального образования «город Фрязино Московской области».

1.2. Термины и понятия, применяемые в целях настоящего Положения:

— муниципальные внутренние заимствования — займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, по которым возникают долговые обязательства муниципального образования как заемщика или гаранта погашения займов и кредитов другими заемщиками, выраженные в валюте обязательств;

— муниципальный заем — форма муниципального заимствования, осуществляемого путем выпуска муниципальных ценных бумаг от имени муниципального образования «город Фрязино»;

— муниципальный долг — совокупность долговых обязательств муниципального образования «город Фрязино»;

— предельный объем муниципального долга — верхний предел муниципального долга с указанием, в том числе предельного объема обязательств по муниципальным гарантиям, устанавливаемый решением Совета депутатов о городском бюджете на очередной финансовый год;

— муниципальная гарантия — способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу которого муниципальное образование — гарант дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, которому дается муниципальная гарантия, обязательства перед третьими лицами полностью или частично;

— реструктуризация долга — основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих муниципальный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств.

1.3. Муниципальный долг города Фрязино полностью и без условий обеспечивается всем муниципальным имуществом, составляющим муниципальную казну города Фрязино.

1.4. Долговые обязательства города Фрязино могут существовать в форме:
— кредитных договоров и соглашений;
— займов, осуществляемых путем выпуска муниципальных ценных бумаг;
— договоров и соглашений о получении городом Фрязино бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
— договоров о предоставлении муниципальных гарантий.

Долговые обязательства муниципального образования «город Фрязино» не могут существовать в иных формах, за исключением предусмотренных настоящим подпунктом.

1.5. В объем муниципального долга включаются:
— основная номинальная сумма долга по муниципальным ценным бумагам;
— объем основного долга по кредитам, полученным городом Фрязино;
— объем основного долга по бюджетным кредитам, полученным городом Фрязино от бюджетов других уровней;
— объем обязательств по муниципальным гарантиям, предоставленным муниципальным образованием «город Фрязино».

1.6. Долговые обязательства города Фрязино погашаются в сроки, которые определяются условиями заимствования и не могут превышать 10 лет.

1.7. Управление муниципальным долгом осуществляет муниципальный исполнительный орган города Фрязино, наделенный полномочиями Главой города.

1.8. Право осуществления муниципальных внутренних заимствований и выдачи муниципальных гарантий другим заемщикам для привлечения кредитов (займов) принадлежит Главе города Фрязино в соответствии с Уставом города Фрязино, непосредственную подготовку материалов для получения кредитов и выдачи гарантий осуществляет финансовый орган города Фрязино.

1.9. Предельный размер муниципального долга города Фрязино утверждается решением Совета депутатов города Фрязино о городском бюджете на очередной финансовый год и не может превышать 50 процентов объема доходов городского бюджета без учета финансовой помощи из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ.

1.10. Муниципальные заимствования используются для покрытия дефицита городского бюджета, а также для финансирования расходов городского бюджета в пределах расходов на погашение муниципальных долговых обязательств.

1.11. Ответственность по долговым обязательствам города Фрязино несет исключительно муниципальное образование «город Фрязино».

1.12. Осуществление муниципальных заимствований, а также предоставление муниципальных гарантий иным заемщикам допускается только в случае утверждения решением Совета депутатов г. Фрязино о городском бюджете на текущий финансовый год следующих параметров:
— текущих расходов городского бюджета, не превышающих объем доходов городского бюджета;
— размера дефицита городского бюджета, не превышающего 10 процентов объема доходов городского бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета и бюджета Московской области.

Соблюдение предельных значений, установленных абзацами 2 и 3 настоящего пункта, должно обеспечиваться также по данным отчета об исполнении городского бюджета за финансовый год;
— предельного размера муниципального долга, не превышающего 50 процентов объема доходов городского бюджета без учета финансовой помощи из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;
— расходов на обслуживание муниципального долга в текущем финансовом году, предельный объем которых не должен превышать 15 процентов объема расходов городского бюджета.

1.13. Если при исполнении городского бюджета нарушается хотя бы один из параметров, указанных в подпункте 1.12 настоящего Положения, и при этом муниципальное образование «город Фрязино» в состоянии обеспечить обслуживание и погашение своих долговых обязательств, принятие городом Фрязино новых долговых обязательств может осуществляться только после приведения указанных бюджетных параметров в соответствие с нормами подпункта 1.12 настоящего Положения, за исключением принятия новых долговых обязательств (заимствований), осуществляемых в целях реструктуризации и погашения муниципального долга.

1.14. Муниципальные внутренние заимствования осуществляются на основании Программы муниципальных внутренних заимствований, которая представляет собой перечень внутренних заимствований города Фрязино на очередной финансовый год по видам заимствований, общий объем заимствований, направляемых на покрытие дефицита бюджета и погашение муниципальных долговых обязательств.

1.15. Программа муниципальных внутренних заимствований представляется Совету депутатов города Фрязино в виде приложения к проекту решения о городском бюджете на очередной финансовый год.

1.16. Поступления в городской бюджет средств от заимствований и других долговых обязательств отражаются в бюджете как источники финансирования дефицита бюджета.

1.17. Все расходы на обслуживание муниципальных долговых обязательств, включая дисконт по муниципальным ценным бумагам, отражаются в городском бюджете как расходы на обслуживание муниципального долга.

1.18. Погашение основной суммы муниципального долга, возникающего из муниципальных заимствований, учитывается в источниках финансирования дефицита городского бюджета путем уменьшения объема источников финансирования дефицита бюджета.

2. Условия и порядок осуществления муниципальных займов

2.1.Муниципальные займы осуществляются посредством выпуска ценных бумаг от имени муниципального образоваия «город Фрязино Московской области» и их размещения среди юридических и физических лиц.

2.2. Выпуск муниципального займа производится на основании решения Совета депутатов о соответствующем муниципальном займе в соответствии с предельными объемами дефицита городского бюджета и муниципального долга, установленными решением Совета депутатов о городском бюджете на очередной финансовый год и Программой муниципальных заимствований.

В решении об эмиссии муниципальных ценных бумагах отражаются сведения, предусмотренные федеральным законом об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг. Условия эмиссии муниципальных ценных бумаг подлежат регистрации в Минфине РФ.

Порядок выпуска, обращения и погашения муниципальных ценных бумаг регулируется федеральным законом об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг.

2.3. В случае выпуска долговых обязательств городом Фрязино с обеспечением обязательств в виде обособленного имущества Программа муниципальных внутренних заимствований должна содержать количественные данные об эмиссии указанных обязательств, выраженные в валюте Российской Федерации, а также перечень имущества, которое может служить обеспечением исполнения этих обязательств в течение срока заимствования.

2.4. В Программу муниципальных внутренних заимствований в обязательном порядке включаются соглашения о займах, заключенные в предыдущие годы, если такие соглашения не утратили силу в установленном порядке.

2.5. Расходы на обслуживание муниципальных займов, включая дисконт или разницу между ценой размещения и ценой погашения (выкуп) по муниципальным ценным бумагам, отражаются в бюджете как расходы на обслуживание муниципального долга.

Доходы, полученные от размещения муниципальных ценных бумаг в сумме, превышающей номинальную стоимость, доходы, полученные в качестве накопленного купонного дохода, а также доходы, полученные в случае выкупа ценных бумаг по цене ниже цены размещения, относятся на уменьшение фактических расходов на обслуживание муниципального долга в текущем году.

2.6. В случае выпуска муниципальных ценных бумаг, гарантией исполнения обязательств по которым является обособленное имущество, находящееся в муниципальной собственности, в соответствии с условиями эмиссии исполнение обязательств по таким ценным бумагам может осуществляться путем передачи в собственность владельцев этих муниципальных ценных бумаг имущества, явившегося обеспечением выпуска указанных муниципальных ценных бумаг.

2.7. При исполнении обязательств по муниципальным ценным бумагам, гарантией исполнения обязательств по которым является обособленное имущество, путем передачи кредиторам указанного имущества размер муниципального долга уменьшается на величину основного долга по погашаемым таким образом обязательствам.

Исполнение обязательств по указанным ценным бумагам учитывается в соответствии с подпунктами 1.18 и 2.5. настоящего Положения.

3. Условия и порядок заключения кредитных договоров

3.1. Обязательными условиями при заключении кредитных договоров являются:
— цель привлечения кредита;
— сумма кредита;
— срок погашения кредита;
— процентная ставка за пользование кредитом;
— обеспечение кредита;
— целевое использование кредита.

3.2. Срок погашения кредита по каждому кредитному договору определяется исходя из целей привлечения кредита, указанных в подпункте 1.10 настоящего Положения, и не может превышать текущего финансового года, за исключением случаев привлечения кредитов для финансирования расходов городского бюджета в пределах расходов на погашение муниципальных долговых обязательств и в целях реструктуризации муниципального долга.

3.3. Размер процентной ставки за пользование кредитом по каждому кредитному договору не должен превышать учетную ставку Центрального банка России более чем на 3 пункта.

3.4. Способом обеспечения кредита является утверждение в городском бюджете в соответствии с решением Совета депутатов на соответствующий год расходов по погашению полученного кредита.

3.5. Средства, полученные по заключенным кредитным договорам, используются строго на цели, указанные в решении Совета депутатов при утверждении бюджета на очередной финансовый год.

3.6. В соответствии с утвержденными бюджетными расходами и перечнем кредитных организаций, на основании представленных заявок на финансирование финансовый орган готовит заявку на кредит в произвольной форме с указанием суммы кредита, процентной ставки, цели кредитования, способа обеспечения кредита, подписывает ее у Главы города и передает заявку с сопутствующими документами в банк (или иную организацию) — кредитор.

3.7. После положительного решения банка (или иной организации) — кредитора о предоставлении кредита оформляются кредитный договор, которые в необходимом количестве экземпляров подписываются от имени заемщика главой города, начальником финансового органа либо иными должностными лицами заемщика, имеющими соответствующие полномочия.

3.8. Изменения и дополнения в кредитный договор вносятся в установленном порядке и с учетом требований настоящего Положения.

3.9. Погашение кредита (сумма основного долга, проценты за пользование кредитом, штрафные санкции) осуществляется финансовым органом на основании кредитного договора.

3.10. Учет и списание долга по кредитным обязательствам ведет финансовый орган в муниципальной Долговой книге муниципального образования «город Фрязино Московской области».

4. Условия и порядок предоставления муниципальных гарантий (поручительств) от имени города Фрязино

4.1. Гарантом (поручителем) от имени муниципального образования «город Фрязино» выступает Глава города.

4.2. Глава города может выдавать гарантии (поручительства) по долговым обязательствам:
— муниципальных предприятий, находящихся в ведении муниципального образования «город Фрязино»;
— организаций любой формы собственности, выполняющих муниципальный заказ города или участвующих в реализации муниципальных программ социально — экономического развития города;
— иных юридических лиц независимо от форм собственности в соответствии с условиями настоящего Положения;
— граждан — предпринимателей без образования юридического лица.

4.3. Гарантии города Фрязино предоставляются в форме письменного заключения договора муниципальной гарантии (поручительства), который подписывается Главой города и руководителем финансового органа.

4.4. Объектами обеспечения гарантийных обязательств являются:
— средства (доходы) городского бюджета;
— движимое и недвижимое имущество, находящееся в собственности города Фрязино, за исключением имущества, запрещенного в качестве объектов обеспечения долговых обязательств.

4.5. Письменная форма муниципальной гарантии является обязательной.

4.6. В муниципальной гарантии должны быть указаны:
— сведения о гаранте;
— определение объема обязательств по гарантии;
— срок гарантии, который определяется сроком исполнения обязательств, по которым предоставлена гарантия.

4.7. Гарант по муниципальной гарантии несет субсидиарную ответственность дополнительно к ответственности должника по гарантированному им обязательству.

4.8. Обязательство гаранта перед третьим лицом, предусмотренное муниципальной гарантией, ограничивается уплатой суммы, соответствующей объему обязательств по гарантии.

4.9. Гарант, исполнивший обязательство получателя гарантии, имеет право потребовать от последнего возмещения сумм, уплаченных третьему лицу по муниципальной гарантии, в полном объеме в порядке, предусмотренном в гражданском законодательстве РФ.

4.10. Исполнение муниципальных гарантий подлежит отражению в составе расходов бюджета как предоставление кредитов.

Если платежи в качестве гаранта не ведут к возникновению эквивалентных требований со стороны гаранта к должнику, не исполнившему обязательство, исполнение муниципальных гарантий учитывается в источниках финансирования дефицита городского бюджета.

4.11. В решении о городском бюджете на очередной финансовый год в качестве приложения должен быть установлен перечень предоставляемых отдельным юридическим лицам муниципальных гарантий на сумму, превышающую 0,01 процента расходов городского бюджета.

4.12. Общая сумма предоставленных муниципальных гарантий включается в состав муниципального долга города Фрязино как вид долгового обязательства.

4.13. При исполнении получателем гарантии своих обязательств перед третьим лицом на соответствующую сумму сокращается муниципальный долг, что отражается в отчете об исполнении городского бюджета.

4.14. В случае предоставления муниципальной гарантии финансовый орган обязан провести проверку финансового состояния получателя указанной гарантии.

4.15. Обязательными условиями, учитываемыми при предоставлении гарантий, являются:
— обеспечение исполнения кредитного обязательства заемщиком;
— целевое использование заемщиком кредитов, в том числе ранее привлекаемых под гарантийные обязательства;
— представление заемщиком всей необходимой документации (договоры, соглашения, технико-экономические обоснования, бухгалтерская и финансовая отчетность и т.д.), касающейся предоставления кредита;
— соблюдение заемщиком бюджетного и налогового законодательства;
— отсутствие у заемщика задолженности по платежам в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды;
— отсутствие у заемщика задолженности по ранее выданной гарантии и кредитам.

4.16. Обеспечением исполнения заемщиком обязательств перед гарантом в случае исполнения последним своих обязательств по выданной заемщику гарантии могут быть:
— гарантия финансово состоятельного юридического лица;
— договор страхования риска непогашения кредита заемщиком;
— договор залога имущества, заключенный с заемщиком.

4.17. Претендент на получение муниципальной гарантии представляет в финансовый орган следующие документы:
— заявку на получение гарантии;
— проект кредитного договора;
— проект договора муниципальной гарантии (поручительства);
— проект договора залога;
— учредительные документы или их нотариально заверенные копии;
— другую информацию, необходимую для принятия решения о предоставлении гарантии.

4.18. Размер процентной ставки за пользование кредитом, обеспеченным гарантией, не должен превышать учетную ставку Центрального банка России более чем на 3 пункта.

4.19. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения заемщиком своего кредитного обязательства, обеспеченного гарантией, заемщик обязан в трехдневный срок сообщить об этом в финансовый орган.

4.20. В трехдневный срок со дня погашения кредита, обеспеченного гарантией, заемщик обязан представить в финансовый орган подтверждающие документы для списания долга в муниципальной Долговой книге города Фрязино.

4.21. Заемщик несет ответственность за неисполнение условий кредитного договора (в том числе нецелевое использование полученных денежных средств), обеспеченного гарантией, в соответствии с законодательством и соответствующим договором.

4.22. Учет выданных гарантий, исполнения получателями указанных гарантий своих обязательств, обеспеченных указанными гарантиями, а также учет осуществления платежей по выданным гарантиям ведет финансовый орган.

4.23. Совету депутатов представляется отчет о выданных гарантиях по всем получателям указанных гарантий, об исполнении этими получателями обязательств, обеспеченных указанными гарантиями, и осуществлении платежей по выданным гарантиям, одновременно с отчетами об исполнении бюджета.

Вестник Института экономики Российской академии наук

Т.В. ТИЩЕНКО

кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Российской академии народного хозяйства и государственной службы

при Президенте РФ

ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ВНЕШНИМИ ЗАИМСТВОВАНИЯМИ: МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ

В условиях роста долгового бремени вопросы, связанные с анализом рисков суверенного дефолта, не потеряли свою актуальность, в том числе в отношении внешней задолженности. В настоящей статье проводится анализ подходов по управлению внешними государственными заимствованиями для снижения рисков долговой устойчивости. Выявлены ограничения, накладываемые на привлечение правительством средств на внешних рынках и/или у нерезидентов, цели заимствований, структура долга, и особенности учета внешнего долга в различных странах мира, в том числе входящие в G-7 (США, Великобритания и пр.). Для исследования использовались статистические данные, официальные сайты правительств, аналитические обзоры. Ключевые слова: внешние государственные заимствования, риски долговой устойчивости. JEL: H630.

DOI: 10.24411/2073-6487-2019-10076

По данным OECD1, объем неоплаченного государственного долга стран ОЭСР вырос с 49,5% ВВП в 2007 г. до 72,6% ВВП к 2018 г., доля государственного долга в иностранной валюте в общем объеме долга также выросла — с 0,5% в 2007 г. до 1,3% в 2016 г. Однако следует заметить, что ряд стран ОЭСР размещают облигации на внешних рынках, номинированные в национальной валюте. Страны со средним уровнем дохода также изменили долговую стратегию и после кризиса увеличили объем внешнего долга с 25% ВВП в 2008 г. до 30% ВВП в 2014 г.2 Рост государственного долга во всем мире заставил инвесторов вновь задуматься о риске суверенного дефолта, опасаясь повторения финансового кризиса 2008 г. и возможности возвращения глобальной рецес-

1 SOVEREIGN BORROWING OUTLOOK// OECD, 2019.

сии. Тем не менее данные опасения пока не оказали влияния на кредитные рейтинги подавляющего большинства стран. Так, по данным3 все страны С-20, за исключением Турции и Аргентины, имеют кредитный рейтинг выше В+. Ситуация, когда рост государственных заимствований не приводит к снижению кредитного рейтинга большинства стран, связана во многом с формированием эффективных стратегий управления государственным долгом.

Вопросы устойчивости суверенного долга актуальны не только для правительства, но и для инвесторов и частного сектора. Однако в работах российских авторов вопросы межстрановых различий в управлении государственными внешними заимствованиями с точки зрения целей, ограничений и подходов к управлению устойчивостью долга, пока не исследованы4.

Цели и ограничения по привлечению государственных

внешних заимствований

Главной целью управления государственным долгом является обеспечение потребности правительства в денежных средствах с минимальной стоимостью заимствований в долгосрочном периоде с учетом оптимального уровня риска5. Политика управления государственным внешним долгом включает следующие компоненты:

— полномочия органов власти и центральных банков в отношении заимствований;

— цели заимствований и направление их использования;

— ограничения по объему и структуре заимствований;

— оценку рисков долговой устойчивости.

Полномочия, цели и ограничения по заимствованиям устанавливаются как на уровне национального законодательства, так и на уровне фискальных нормативно-правовых актов и отдельных соглашений. В США в соответствии с Конституцией объем и условия федеральных заимствований устанавливаются Конгрессом. Аналогичная ситуация характерна для Австралийского союза, где Парламент имеет право устанавливать правила заимствований у стран — членов Британского Содружества. Участие центральных банков в управлении государственным внешним долгом является достаточно распространенной мировой практикой. Так, Центральный банк Кореи осуществляет контроль за выпуском, продажей и выкупом облигаций от имени правитель-

3 Tradinge conomics. tradingeconomics.com/countries.

4 Например, в работах рассматриваются механизмы управления государственными долговыми обязательствами, но без выделения внешних заимствований.

5 REVISED GUIDELINES FOR PUBLIC DEBT MANAGEMENT// IMF. April 7, 2014.

ства, а министерство финансов осуществляет функции управления долгом . В соглашении между министерством финансов Исландии и Центральным банком страны предусмотрено, что ответственность за управление долгом возлагается на министерство финансов, которое принимает решение об осуществлении казначейских заимствований, о выпуске облигаций, оплате долга и управлению потоками, а ЦБ осуществляет выпуск ценных бумаг на внутреннем и внешнем рынках, развивает/укрепляет рынок и кредитоспособность страны на глобальных кредитных рынках, оказывает консультационную поддержку Министерству финансов по данному кругу вопросов.

Цели внешних заимствований устанавливаются на основе фискального/бюджетного законодательства (например, заимствования могут осуществляться только для цели финансирования инфраструктурных проектов), в рамках соглашений Министерства финансов с Центральным банком, законом о бюджете. Основными целями государственных внешних заимствований являются:

— финансирование дефицита бюджета;

— сохранение присутствия на внешних рынках в качестве заемщика для кредитования в случае возникновения форс-мажорных ситу-

— пополнение/поддержание валютных резервов;

— капитализация Центрального банка и обеспечение денежно-кредитной политики;

— пополнение оборотного капитала государственных компаний для закупок иностранных товаров/услуг;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— финансирование инфраструктурных проектов в иностранной

— замещение внутренних государственных облигаций с высокими затратами на обслуживание;

— рефинансирование долга.

Примером привлечения средств на внешних рынках для финансирования дефицита бюджета являются США, осуществляющие при этом все внешние заимствования не в иностранной валюте, а в американских долларах, что снижает риски долговой устойчивости, связанные с изменением курса национальной валюты. В ЮАР в соответствии с законодательством6 правительство может осуществлять заимствования в целях финансирования дефицита бюджета, рефинансирования задолженности, получения иностранной валюты, поддержания баланса Фонда национального дохода и в других целях, утвержденных органом законодательной власти .

6 The Public Financial Management Act.

аций;

валюте;

Стратегия поддержания валютных резервов и сохранения присутствия на внешних рынках в качестве заемщика используется в Дании. Согласно отчету Национального банка страны, правительство осуществляет заимствования в иностранной валюте для поддержания валютного резерва, в эквиваленте суммы выкупа иностранного правительственного долга. Если валютный резерв снижается до уровня, ниже необходимого для поддержания курса, правительство осуществляет внешние заимствования. Даже в тех случаях, когда объем валютных резервов остается на приемлемом уровне, правительство может осуществлять заимствования на иностранных рынках для поддержания непрерывности присутствия в качестве заемщика для быстрого привлечения средств в случае необходимости, сокращения затрат на поиск новых заемщиков и обслуживания долгов. В Швеции, согласно закону о государственном заимствовании и управлении долгом от 2008 г., правительству страны разрешено осуществлять заимствования для выполнения требований к валютным резервам Центрального банка.

Примером внешних заимствований для пополнения оборотного капитала государственных компаний для закупки товаров/услуг является решение правительства Индии. В 2018 г. Резервный Банк страны (RBI) разрешил государственным предприятиям, осуществляющим импорт топлива, проводить внешние заимствования в объеме до 10 млрд долл. США на срок от 3 до 5 лет для пополнения оборотных средств (до этого компании могли привлекать заимствования только в виде краткосрочных кредитов). Решение было вызвано ростом мировых цен на нефть, существенным падением национальной валюты, а также тем, что около 70% объема потребляемой страной нефти импортируется7. Для стран с развитой экономикой и рынками капитала привлечение средств на внешних рынках для замещения внутренних долговых обязательств можно объяснить снижением расходов на облуживание долга, когда процентные платежи по внутреннему долгу выше расходов на обслуживание внешнего долга.

Ретроспективный анализ целевого назначения государственных внешних заимствований для стимулирования экономического роста можно провести на примере Индонезии . В конце 60-х годов прошлого века правительство страны осуществляло заимствования за рубежом для восстановления экономики. Инвесторами стали страны, объединившиеся в Межправительственную группу по Индонезии (IGGI), которая привлекла средства Азиатского банка развития, Всемирного банка, МВФ, программы ПРООН и других финансовых институтов развитых стран. В последующее десятилетие правительство про-

7 State-Owned Oil Retailers Allowed. To Raise $10 Billion From Overseas // Economy Press Trust of India. October 03, 2018.

должало осуществлять как внешние, так и внутренние заимствования. Тем не менее на фоне снижения мировых цен на нефть и азиатского финансового кризиса 1997 г. объем ВВП страны с положительного значения (+) 4,7% в 1997 г. сократился до (-) 13,1% в 1998 г., и правительство было вынуждено обратиться к МВФ с просьбой о финансовой помощи. На конец 2018 г. темпы роста ВВП страны превысили 5%, объем государственного долга расширенного правительства сократился до 29,2% ВВП.

В зависимости от целей заимствований могут использоваться различные финансовые инструменты. Например, в ряде стран привлечение средств осуществляется на основе сукук (эикик), в рамках которого объем периодически/ежегодно получаемого платежа по выпущенным правительством ценным бумагам не устанавливается; размер выплат меняется в зависимости от доходности проекта/приобретенного актива, который финансировался из привлеченных средств. Сукук считается одним из основных государственных долговых инструментов, используемых правительством Катара для финансирования проектов. Инструмент был использован и Пакистаном в 2014 г. для привлечения средств с внешних рынков, и достаточно успешно. Так, при запланированном объеме выпуска 500 млн долл. США правительству удалось привлечь 1,0 млрд долл. США по ставке на 50 базисных пункта ниже, чем по евробондам, выпущенным в этом же году. Основными инвесторами проекта, финансируемого в рамках этого займа (автомагистраль Исламабад — Лахор), выступили компании из Европы (35 % от объема выпуска) и Среднего Востока (32 % от объема выпуска). Привлечение средств позволило не только сократить внутренний долг, но и увеличить валютные резервы8. Законом Великобритании о государственных финансах от 2008 г.9 казначейству были предоставлены широкие полномочия для привлечения средств на основе альтернативных механизмов финансирования. В 2014 г. в развитие закона утверждены «Положения об альтернативных финансовых механизмах», в которых прописаны условия и нормы, позволяющие казначейству заключать сделки, подобные сукук, однако прямой ссылки на сукук нет10.

Ограничения по объему государственного долга устанавливаются, как правило, без разделения на внешние и внутренние заимствования, что, согласно рекомендациям МВФ, позволяет оценить все риски и сформировать лучшую стратегию управления государственными заимствованиями. Лимиты государственного долга устанавливаются на основе политических требований для снижения долговой нагрузки

8 State Bank of Pakistan // Annual Report 2014-2015.

9 The Finance Act of 2008, section 157.

на последующие поколения (США), на основе наднациональных соглашений (Маастрихтский договор в странах ЕС — до 60% ВВП), валютных союзов ^ЛЕМИ 5911 и СЕМАС 1260 — до 70% ВВП, ЕССИ13 — 60% ВВП), в рамках отдельных законодательных актов. Ограничения по объему внешних заимствований могут устанавливаться в относительных величинах (в % ВВП), в номинальных значениях (в национальной или иностранной валюте), относительно других показателей (например, объема резервов) как на ежегодной основе, так и в среднесрочной/ долгосрочной перспективе. В Швеции ограничения по объемам заимствований устанавливаются ежегодно, как в номинальных величинах, так и по срочности внешнего и внутреннего долга. Так, на 2018 г. долг правительства в иностранной валюте ограничивался краткосрочной задолженностью (до 1 года) и должен был сокращаться не более чем на 30 млрд крон ежегодно. При этом правительство самостоятельно принимает решения о валютах внешних заимствований. Общий объем долга при пересчете на национальную валюту не должен превышать 75 млрд крон14.

В ряде стран налагаются ограничения на валюту внешних заимствований и структуру долговых обязательств. В Италии, где объем государственного долга один из самых высоких в странах ЕС (в 2018 г. -132% ВВП), установлены ограничения по валютам внешних государственных заимствований. Однако перечень валют достаточно широк, что позволяет диверсифицировать риски. Кроме этого, при утверждении закона о бюджете накладываются ограничения по структуре долга. Например, в 2017 г. для краткосрочных и долгосрочных ценных бумаг (в % от общего объема)15 доля ценных бумаг, выпущенных на внешних рынках, не должна превышать 5% общего объема выпуска ценных бумаг в 2017 г.

Ограничения по объему внешнего государственного долга вводятся международными организациями, предоставляющими кредиты странам-заемщикам, на основе собственных правил/руководств (пример, МВФ), а также с учетом суверенных кредитных рейтингов.

Подходы к ограничению заимствований, налагаемые правительством на субнациональные органы власти, зависят, в основном, от формы устройства и сложившейся практики межбюджетных отношений. Общей для большинства стран является норма, согласно

11 West African Economic and Monetary Union.

12 Central African Economic and Monetary Community.

13 Eastern Caribbean Currency Union.

14 GUIDELINES FOR CENTRAL GOVERNMENT DEBT MANAGEMENT 2018// Decision taken at the Cabinet meeting. November, 9, 2017.

15 MINISTRY OF ECONOMY AND FINANCE// 2017 PUBLIC DEBT REPORT.

которой иностранные заимствования субнациональных правительств и их лимиты должны согласовываться/утверждаться федеральным министерством финансов или казначейством (Австрия — утверждение, Дания — лимиты, Франция — одобрение, Испания — одобрение Министерства финансов и отдельные ограничения от Центрального банка и Межминистерского комитета по заграничным займам, Великобритания — согласие Казначейства, Чили — одобрение правительства как для внутренних, так и внешних займов, Китай — с разрешения Агентства по международным кредитам для внешних заимствований по облигациям, выпускаемым совместными предприятиями в зарубежной юрисдикции). В Финляндии, Швеции, Канаде ограничения по заимствованиям, как внешним, так и внутренним, для субнациональных правительств не устанавливаются, все выпуски ценных бумаг осуществляются на открытых рынках. В Норвегии местные органы власти могут делать внешние заимствования исключительно с разрешения Министерства финансов, но в национальной валюте. В ряде стран внешние заимствования, осуществляемые субнациональными органами, не разрешены или не практикуются (Италия, Нидерланды -запрещение, Ирландия, Греция, Япония — нет внешних займов, Индия и Мексика — запрещены) . В отношении государственных предприятий — заемщиков на внутреннем и внешнем рынках также могут устанавливаться ограничения по полномочиям и объемам привлеченных средств. Так, в Дании перед началом нового бюджетного года Министерство финансов представляет в Центральный банк список компаний, которые могут осуществлять заимствования и лимиты их кредитования в текущем финансовом году.

В Турции ограничения в отношении внешних заимствований были установлены для всех предприятий реального сектора, включая госкомпании, так как основные риски финансовой устойчивости страны связаны с внешними заимствованиями частного сектора. Согласно данным Агентства банковского регулирования и надзора, объем неработающих кредитов по состоянию на июль 2018 г. достиг 74 млрд тур. лир, что эквивалентно 14 млрд долл. США. Для снижения волатильности национальной валюты правительство ввело ряд ограничений по заимствованиям в иностранной валюте16, которые могут осуществлять только компании, имеющие доход в иностранной валюте, а сумма кредита ограничивается среднегодовым валютным доходом заемщика по итогам последних трех финансовых лет. Исключение делается для организаций, которые имеют остаток по иностранным заимствованиям в объеме, эквивалентном не менее 15 млн долл. США, или в случае, когда внешние заимствования предназначены для

16 Foreign currency debt // The slide of the Turkish Lira // Publication August 2018.

финансирования проектов ГЧП17 или приватизации. Требование не распространяется на государственные учреждения и ряд финансовых организаций.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При анализе международной практики управления внешними заимствованиями выявлены также существенные различия в подходах к учету государственного долга и объемов принимаемых обязательств. Значимость учета обязательств, как внешних, так и внутренних, трудно переоценить. Так, по мнению Международного валютного фонда, одной из причин кризиса в Греции в 2010 г.18, кроме наличия первичного дефицита, является непрозрачный финансовый долговой учет. Как следует из , внешний долг признается таковым в случаях:

— долг выпущен в иностранной валюте (иностранный долг);

— долг является обязательством перед иностранных лицом (нерезидентом). Данное понятие является общепринятым для международных организаций;

— долг выпущен в зарубежных странах и под юрисдикцией суда другого государства.

Каждый из этих подходов к учету внешних долговых обязательств имеет свою специфику при оценке рисков долговой устойчивости. Так, юрисдикция важна кредитору в случае дефолта заемщика. Информация о держателях долга важна для оценки финансовых рынков, на которых работают потенциальные кредиторы. При заимствованиях в зарубежных странах существуют риски, обусловленные различиями в правовых системах в отношении споров и возможности обжалования/ исполнения решения суда, особенно при рассмотрении дел в зарубежных арбитражных судах. В ряде юрисдикций государственный долг включает все обязательства, по которым требуется выплата процентов, такие как прямые кредиты, ценные бумаги. В других странах в состав государственного долга включают и условные обязательства, например, гарантии. Так, в Австралии после 1997 г. изменились подходы к учету внешнего долга. До этого валовый внешний долг определялся как сумма заимствований у нерезидентов резидентами страны. В результате введения нового учета валовый внешний долг стал включать все производные финансовые инструменты и все обязательства, не связанные с основным капиталом, что привело к его росту на 50 млрд австр. долл. Чистый внешний долг стал рассчитываться как валовый долг за вычетом всех неэмиссионнных активов, его объем вырос на 4 млрд австр. долл.19

17 Государственно-частное партнерство.

19 Parliament of Australia // Foreign Debt.

Подходы к оценке долговой устойчивости

Общими показателями долговой устойчивости, без разделения на внешние и внутренние заимствования, являются:

1. Отношение долга к ВВП — стандартный показатель для введения правил и ограничений. Преимуществом данного показателя является возможность сопоставить уровень долга по странам (но не более того), однако наличие множества других факторов снижает значимость данного показателя для оценки рисков.

2. ВВП на душу населения — показатель состояния экономики страны относительно ее граждан, и, как следствие, способности правительства выполнять свои долговые обязательства в долгосрочной перспективе.

3. Отношение государственного долга к налоговым поступлениям, в %. Положительная динамика свидетельствует о повышении рисков долговой устойчивости.

Подходы к оценке долговой устойчивости, связанные с внешними государственными заимствованиями, основаны, как правило, на анализе рисков ликвидности и рефинансирования долга. Риски ликвидности возникают в ситуациях существенного снижения активов и поступлений денежных средств в валюте.

Для оценки риска ликвидности внешнего долга используются показатели:

— объема экспорта. Экспорт обычно составляет значительную часть валютного дохода страны и является более стабильным источником иностранной валюты, чем, например, потоки иностранных инвестиций, которые могут значительно различаться из года в год;

— отношения краткосрочного долга в основных валютах к международным резервам страны. Впервые сформулированное в ответ на кризис в Аргентине в 1999 г. правило Гвидотти-Гринспена20 ограничивает соотношение объема краткосрочного (на срок до одного года) внешнего долга к объему иностранных резервов страны значением 1; это предполагает, что у страны должно быть достаточно резервов, чтобы снизить риски при выводе из страны иностранных активов;

— отношения чистой международной инвестиционной позиции (Ы11Р) к внешнему долгу. Как правило, положительное значение Ы11Р к внешнему долгу свидетельствует об отсутствии дефицита валюты в стране и снижении риска ликвидности. Однако, как показывает пример США, отрицательное значение ЫПР может

20 ТЬе Сш^Ш-СгеепБрап ги1е.

компенсироваться положительным балансом за счет поступлений средств от зарубежных активов. В развивающихся странах риски ликвидности по краткосрочному и долгосрочному кредитованию зависят от объема накопленных резервов и объема импорта, необходимого для экономики.

Риски невозможности рефинансирования связаны с ограничениями выхода на открытые финансовые рынки для новых заимствований, в том числе и для обслуживания ранее принятых обязательств, что приводит к росту стоимости заимствований или к дефолту.

Показатели риска невозможности рефинансирования:

— объем внешнего долга, не оплаченный в течение 12-24-36 месяцев, в абсолютных величинах;

— объем внешнего долга, который не может быть реструктуризирован, в абсолютных величинах и в долях от общего внешнего долга.

Кредитные рейтинги являются комплексной оценкой способности и готовности правительства осуществлять без задержки платежи по своим долговым обязательствам и, по сути, являются индикатором вероятности дефолта для финансовых рынков и экономических агентов правительства. Как указано в , рейтинги являются ключевым детерминантом процентных ставок и, как следствие, стоимости кредита и могут оказать влияние на рейтинги компаний-резидентов, повлиять на выбор институциональных инвесторов при оценке рисков/преимуществ по облигациям заемщика. При этом изменение кредитного рейтинга в большей мере оказывает влияние на страны, которые осуществляют заимствования на открытых финансовых рынках, и/или на развивающиеся страны с ограниченным доступом к рынкам капитала. Так, при высоком кредитном рейтинге, обслуживание 10-летних облигаций Казначейства США составляет 2,25% ежегодно, в то время как Венесуэла с кредитным рейтингом ССС выплачивает ежегодно по 10-летним облигациям ставку в размере 23,7%.

При оценке рисков необходимо также учитывать различия в целях выхода на иностранный рынок. Принимается во внимание и сложившаяся структура накопленного долга, ее временные характеристики (краткосрочные и долгосрочные заимствования), структура держателей долга (банки, институциональные инвесторы, правительство зарубежных стран), расходы на обслуживание долга, долг предприятий государственного сектора. Так, можно ожидать, что долг, выпущенный в облигациях в иностранной валюте на открытых финансовых рынках, будет менее подвержен рискам дефолта вследствие наличия большего количества держателей долга, когда продажа долговых бумаг одним из них не сможет вызвать немедленную цепную реакцию избавления от ценных бумаг эмитента другими кредиторами.

Концентрация долга как фактор долговой устойчивости рассматривается в работе . Делаются выводы о существовании доказательств/признаков, что долговые активы в ЕС становятся все более концентрированными, что может повлиять на ликвидность рынка облигаций. Так, из общего портфеля долговых ценных бумаг, выпущенных резидентами еврозоны, держателями которых также являются инвесторы еврозоны, 22,5% бумаг находятся на балансе инвесторов одного конкретного сектора одной страны. Несмотря на то что исследование проводилось по облигациям, выпущенным как корпоративным сектором, так и государственным, уровень концентрации держателей внешнего государственного долга также должен приниматься во внимание при оценке долговой устойчивости. В то же время наличие нескольких кредиторов, действия которых могут быть скоординированы, может оказать и положительное влияние на возможность рефинансирования внешнего долга. Парижский Клуб является реальным подтверждением данного тезиса.

При оценке рисков принимается во внимание и валюта долга нерезидентов. При этом долговая устойчивость в странах развивающихся рынков повышается за счет роста доли государственных облигаций, выпушенных в национальной валюте эмитента. Так, по данным21, в отдельных странах выросла (хотя и незначительно) доля нерезидентов, владеющих государственными облигациями в национальной валюте эмитента (в Малайзии на 5,9 п. п., в России на 4,1 п. п., в Индонезии на 1,9 п. п.), что, возможно, связано со стабильным кредитным рейтингом страны, высокой доходностью по облигациям, возможностью диверсификации портфеля ценных бумаг инвестором.

Кроме этого, существуют и другие, менее явные риски долговой устойчивости, связанные с внешними заимствованиями государственными компаниями, организациями частного сектора и компаниями финансового сектора. Действия таких компаний оказывают влияние на существующие и будущие долговые обязательства правительства посредством изменения спроса на иностранную валюту. Этот вопрос рассматривался в работе , посвященной анализу кризисов ликвидности в средине 90-х годов в развивающихся странах. Примером таких кризисов являются: Индонезия и Корея в 1990-х годах (влияние иностранных заимствований частного сектора у банков) и Таиланд в 1990-х годах, когда банки стали привлекать средства у иностранных организаций финансового сектора. Рост заимствований частного сектора может увеличить размер «премии за риск» для всех субъектов экономической деятельности страны, включая и государственный

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

сектор, что, в свою очередь, приведет к увеличению расходов правительства на обслуживание внешнего долга. Для развитых стран риски ликвидности по внешним заимствованиям субъектами негосударственного сектора экономики не так значимы, как для развивающихся стран. Можно предположить, что накопленное богатство частного сектора также может снизить риски долговой устойчивости государственного сектора.

Выводы

Природа, степень и характер рисков внешних заимствований различны для каждой страны, и, как следствие, правительство принимает свои правила и ограничения по внешним заимствованиям, исходя из сложившихся макроэкономических условий, целей заимствований, денежно-кредитной политики, показателей внешнеторгового баланса и с учетом других факторов.

Снижение рисков долговой устойчивости обеспечивается на основе следующих подходов:

— согласования стратегий управления государственным долгом с центральным банком страны;

— установления целей заимствований, лимитов по объемам и структуре внешнего долга;

— введения ограничений по осуществлению внешних заимствований на уровне субнационального правительства и для государственных компаний;

— привлечения средств на внешних рынках в национальной валюте и увеличения зрелости долга;

— формирования новых подходов к учету долговых обязательств и оценке долговой устойчивости.

ЛИТЕРАТУРА

2. Филина С.Ю. Управление государственными заимствованиями: зарубежная практика // Финансовый журнал. 2016. № 3. С. 89-97.

4. Awadzi E.A. //Designing Legal Frameworks for Public Debt Management // IMF Working Papers 15/147. 2015. July. С. 12-46.

ABOUT THE AUTHOR

APPROACHES TO THE MANAGEMENT OF PUBLIC EXTERNAL BORROWING: INTERNATIONAL EXPERIENCE

Муниципальный кредит – это экономические денежные отношения, в которых муниципальное образование выступает должником или кредитором, принципалом или гарантом. Другой стороной в данных отношениях могут выступать физические и юридические лица, муниципальные органы другого уровня бюджетов и государственные органы, международные организации и иностранные государства.

Особенность муниципального кредита – это обязательное участие в отношениях муниципальных образований, которыми выполняются важные общественные функции, и финансовой устойчивости которых принадлежит важная роль в этом. В условиях, когда муниципальные образования не могут осуществлять выполнение своих обязательств, к ним практически никогда не применяются принудительные меры.

Выделяют два основных вида данных кредитных отношений:

· санкционированное кредитование – задолженность образовалась соответственно с решением муниципальных органов;

· несанкционированное кредитование – задолженность, образовавшаяся в связи с невыполнением обязательств перед муниципалитетом.

В состав муниципального кредита входят следующие отношения:

· муниципальное кредитование – отношения, в которых муниципалитет выступает кредитором;

· муниципальное заимствование – отношения, в которых муниципалитет выступает должником и принципалом или должником;

· муниципальные гарантии – отношения, в которых муниципалитет выступает гарантом.

Гарантия является способом обеспечения выполнения гражданско-правовых обязательств, который предусматривает то, что одно лицо (гарант) дает обязательства отвечать по обязательствам другого лица (принципала) перед его кредиторами целиком или частично при условии невыполнения принципалом данных обязательств.

Муниципальным кредитом выполняются следующие функции:

1. Распределительная функция:

· собираются налоги, которые он расходует на осуществление кредитования, перераспределяются из фонда потребления в накопительный фонд;

· осуществляются займы и направляются на покрытие дефицита, перераспределяются сбережения на финансирование текущих расходов.

2. Регулирующая функция:

· проводя операции на рынке капиталов, оказывает влияние на ставку процента, объемы кредитов и займов;

· осуществляя распределение кредитов между отраслями, проводит структурную политику.

· стимулирующая функция – муниципалитетом стимулируется развитие экономики с помощью инвестиционной и кредитной политики.

· контрольная функция. По объему возврата предоставленных кредитов государством определяется эффективность ее экономической политики, по стоимости и объему привлеченных займов государством определяется эффективность финансовой политики.

В отдельных странах (и в нашей – в период Советского Союза) государственным кредитным отношениям был присущ конфискационный и принудительный характер, когда госзаймы размещали в обязательном порядке и довольно часто списывали согласно с решением государства.

На текущее время в Российской Федерации провозглашено равноправие сторон относительно муниципального и государственного кредитования. Государственные и муниципальные кредиты размещают исключительно на добровольных началах. В ситуации невыполнения обязательств кредиторы обладают правом взыскать средства через суд за счет средств муниципальной и государственной казны. Муниципалитеты и государство несут ответственность по своим обязательствам всем своим имуществом, которое составляет муниципальную или государственную казну.

К тому же казну составляют средства определенного бюджета и другое государственное имущество, не является закрепленным за государственными учреждениями и предприятиями.

Муниципальный долг рассматривается в ст. 100 БК РФ.
Муниципальный долг — совокупность долговых обязательств муниципального образования, включая гарантии, выданные им другим заемщикам.
Муниципальный долг полностью и без условий обеспечивается всем муниципальным имуществом, составляющим муниципальную казну.
Структура муниципального долга представляет собой группировку муниципальных долговых обязательств по установленным бюджетным законодательством видам долговых обязательств.
Долговые обязательства муниципального образования могут существовать как обязательства по:
• ценным бумагам муниципального образования (муниципальным ценным бумагам);
• бюджетным кредитам, привлеченным в местный бюджет от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
• кредитам, полученным муниципальным образованием от кредитных организаций;
• гарантиям муниципального образования (муниципальным гарантиям).
Долговые обязательства муниципального образования не могут существовать в иных видах.
В объем муниципального долга включаются:
• номинальная сумма долга по муниципальным ценным бумагам;
• объем основного долга по бюджетным кредитам, привлеченным в местный бюджет;
• объем основного долга по кредитам, полученным муниципальным образованием;
• объем обязательств по муниципальным гарантиям;
• объем иных (за исключением указанных) непогашенных долговых обязательств муниципального образования.
Долговые обязательства муниципального образования могут быть краткосрочными (менее одного года), среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от пяти лет до десяти лет включительно).
Порядок прекращения муниципальных долговых обязательств, выраженных в валюте Российской Федерации, и их списание с муниципального долга рассматривается ст. 101 Бюджетного кодекса РФ.
Органы местного самоуправления используют все полномочия по формированию доходов местного бюджета для погашения своих долговых обязательств и обслуживания долга.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *