Может ли медсестра работать лаборантом

© ЗОБНИН Ю.В., ПОГУЛЯЕВА Л.В., СТЕПАНОВА В.Т. — 2014 УДК 614(075.32): 615.9

по законам сердоболия. сестринский процесс в клинической токсикологии

Юрий Васильевич Зобнин1,2, Лариса Валентиновна Погуляева2, Валентина Трофимовна Степанова2 (‘Иркутский государственный медицинский университет, ректор — д.м.н., проф. И.В. Малов, кафедра внутренних болезней с курсами профессиональной патологии и военно-полевой терапии, зав. — к.м.н.,

доц. С.К. Седов; 2Медсанчасть ИАПО г. Иркутска, гл. врач — Е.Л. Выговский, отделение острых отравлений,

зав. — И.П. Провадо)

Резюме. На основании опыта работы в отделении острых отравлений Медсанчасти ИАПО г. Иркутска, а также данных литературы излагаются принципы сестринского процесса при оказании медицинской помощи пациентам с острыми отравлениями.

Ключевые слова: клиническая токсикология, острое отравление, оказание помощи, роль медицинской сестры.

UNDER THE LAWS OF SOLACE. NURSING PROCESS IN CLINICAL TOXICOLOGY

Key words: clinical toxicology, acute poisoning, assistance, role of the nurse.

«Сердоболие — сердечное участие, состраданье, жалость и старанье о помощи» (В.И. Даль)

Сравнительно недавно появившееся в отечественной литературе понятие «сестринский процесс» как научно-обоснованная технология сестринского ухода, направленная на повышение качества жизни пациента путём решения возникающих у него проблем, разработано в конце 1950-х годов адъюнкт-профессором Йельской Школы Ухода (Yale School of Nursing), директором Программы специализации по патронажу психически больных (Graduate Program in Mental Health Psychiatric Nursing) Идой Джин Орландо (Ida Jean Orlando). Технология сестринского процесса получила теоретическое обоснование в результате наблюдения взаимоотношений между средним медперсоналом и пациентами. Она включает пять этапов (сестринское обследование, установление нарушенных потребностей пациента — сестринский диагноз, планирование сестринского ухода, реализацию плана сестринских вмешательств и оценку эффективности и коррекция ухода). При всей сложности осуществления в полном объеме, сестринский процесс предусматривает особую, основанную на профессиональной подготовке и знании закономерностей развития заболевания у конкретного больного, организацию сестринского дела в той или иной медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь пациентам различного профиля .

Сестринское дело в нашей стране имеет давние и устоявшиеся традиции, его цели полностью совпадают с целью сестринского процесса и предусматривают обеспечение максимально возможного для пациента в его состоянии физического, психологического, духовного и социального комфорта. Представляется, что наиболее точно эти цели охарактеризовала основоположница сестринского дела во всем мире Флоренс Найтингейл: «Сестра должна иметь тройную квалификацию: научную — для понимания больного и техническую — для ухода за больным» .

На сегодняшний день имеется немало учебных пособий по теоретическим и практическим основам сестринского дела в различных специальностях (терапии, кардиологии, хирургии, анестезиологии и реаниматологии, акушерстве и гинекологии и др.), Ассоциацией медицинских сестер России 10 июня 199S г. приняты, давно уже ставшие библиографической редкостью, «Стандарты практической деятельности медицинской сестры» (Москва, 199S), разработаны региональные стандарты («Стандарт профессиональной деятельности медицинской сестры терапевтического отделения стационара», Владивосток, 2002; «Методические рекомендации профессиональной деятельности медицинской сестры процедурной», Новосибирск, 2013 и др.). Эти материалы не

включают рекомендаций по организации сестринского дела в клинической токсикологии, хотя отдельные вопросы, предусмотренные Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 060501 Сестринское дело (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 12 ноября 2009 г. №589) в области оказания доврачебной медицинской помощи при неотложных и экстремальных состояниях, в том числе при воздействии на организм токсических и ядовитых веществ, излагаются в руководствах по оказанию неотложной помощи. В связи с этим, нам представлялось небезынтересным осветить некоторые аспекты сестринского дела в отделении острых отравлений или сестринского процесса в клинической токсикологии.

По мнению И.М. Трахтенберга и А.А. Белоусова (2011), мы живем в мире ядов. Это относится и к далекому прошлому, и к реалиям настоящего . В словаре В.И. Даля находим определение слова яд: «Яд — отрава, всякое вещество, убийственное или вредоносное в пище, либо в дыхании, в примеси ко крови или при переходе его иным путем в тело человека, животного. Ядом зовут снадобья, зелья, средства сильно и довольно быстро вредящие, отравляющие, могущие причинить смерть» . Близкое по смыслу определение есть в «Учебнике токсикологии» Дмитрия Петровича Косоротова, профессора на кафедре судебной медицины и токсикологии в Императорской военно-медицинской академии, расстрелянного НКВД в 1925 г. как представителя обвинения по делу Бейлиса, в 1916 г. производившего вскрытие тела Григория Распутина: «Ядами называются вещества, которые, будучи введены в организм в малых количествах, в силу своих химических свойств, могут причинить расстройство здоровья или самую смерть» .

Известные в европейских языках с XII века древнегреческие слова to^ov (toxon) — лук для стрельбы и to^ikov (toxikon) — яд, предназначенный для смазывания наконечников стрел, лежат в основе появившегося в 1803 году термина токсикология (tö^ikov + \oyoc;) — названия медицинской специальности и науки о взаимодействии ядов и живых организмов .

В.И. Даль в своем словаре дает такое толкование понятия отравление: «отравить, отравлять кого, чем — окормить или опоить, дать яду, причинить смерть или вред ядовитым веществом» .

Сегодня острое отравление можно определить как заболевание химической этиологии, развивающееся при, как правило, однократном попадании в организм человека экзогенного агента (химические вещества, применяемые в промышленности и быту, медикаменты, микробные, растительные и животные токсины и др.) в дозе, способной вызвать нарушения жизненно важных функций и создать опасность для жизни.

Некоторые моменты оказания медицинской помощи

больным с острыми отравлениями, в том числе и сестринского процесса, зависят от причины и условий возникновения данного заболевания, поэтому по этиопатогенетическо-му принципу выделяют: случайные отравления (несчастные случаи) на производстве — вследствие воздействия промышленных ядов при аварии или грубом нарушении техники безопасности при работе с вредными веществами; и в быту

— при ошибочном или неправильном использовании бытовых химикатов, самолечении и передозировке, ошибочном применении медикаментов, алкогольной и наркотической интоксикации, укусах ядовитых насекомых и змей; медицинских ошибках. Преднамеренные отравления — суицидальные (истинные и демонстративные) и криминальные (с целью убийства или приведения в беспомощное состояние); «полицейские» (при применения ядов для наведения общественного порядка) и боевые (при применении химического оружия), в том числе и вследствие террористических актов, отравления. По числу пострадавших возможны индивидуальные, групповые и массовые острые интоксикации .

Организация медицинской помощи при острых химических отравлениях в нашей стране сегодня регламентируется недавно принятым «Порядком оказания медицинской помощи больным с острыми химическими отравлениями», утвержденным приказом Минздрава России от 12 ноября 2012 г. №925н.

Оказание медицинской помощи больным с острыми эк-зотоксикозами, госпитализированным в отделение острых отравлений (токсикологическое), осуществляется при тесном взаимодействии врача-токсиколога, среднего и младшего медицинского персонала, при этом сестринский процесс является неотъемлемой частью всего комплекса диагностических и лечебных мероприятий, проводимых в отношении конкретного пациента, как правило, одновременно и параллельно. В отделении острых отравлений Медсанчасти ИАПО г. Иркутска — преемника, созданного в 1972 г. токсикологического отделения Медсанчасти ИЗТМ им. В.В.Куйбышева

— Иркутского токсикологического центра, сегодня работают врачи-токсикологи высшей и других квалификационных категорий: Б.М. Любимов, А.Б. Третьяков, А.Ф. Малых, Ю.В. Зобнин. За короткое время непростую работу с токсикологическими больными освоили: медицинские сестры высшей и других квалификационных категорий Л.В. Погуляева, С.А. Усольцева, В.Т. Степанова, В.В. Заматкинова, Л.И. Островская, Т.Н. Агеева; санитарки З.Т. Анисимова, Л.М. Самохвалова; раздатчицы Н.В. Синькова, Л.И. Тищина; сестра-хозяйка Е.В. Дроздова. Со дня создания заведующим отделением является врач-токсиколог высшей квалификационной категории, главный токсиколог Иркутской области и города Иркутска, отличник здравоохранения, заслуженный врач РФ И.П. Провадо.

Как и врачебное обследование, сестринское обследование начинается с момента поступления пациента в приемное отделение и продолжается при доставке больного непосредственно в токсикологическое отделение (палату интенсивного наблюдения или реабилитации) или в отделение интенсивной терапии и реанимации.

На данном этапе медицинская сестра собирает, уточняет, дополняет и оформляет данные о пациенте. Уточнение и дополнение сведений о пациенте особенно важно при его поступлении в бессознательном или полубессознательном состоянии, без паспорта или иных документов.

Внешний вид пациента, его соответствие паспортным данным о возрасте и поле, наличие одежды и обуви, соответствующей времени года, соблюдение гигиенических правил, наличие на характерных наколок (татуировок), характерных рубцов, особенно на передних поверхностях предплечий, наличие посторонних предметов в области крайней плоти, наличие следов внутривенных инъекций, «колодцев» в области бедренных и иных вен, послеоперационных и иных шрамов и рубцов могут способствовать составлению представлений о социальном статусе и образе жизни пациента.

Общеизвестно, что при острых отравлениях не всегда можно получить исчерпывающие сведения об анамнезе заболевания, причинах и условиях возникновения отравления, вследствие отсутствия продуктивного контакта с больным при нарушении сознания или нежелании больного общаться на эту тему с врачом или родственниками пациента. При этом наиболее полную информацию о пациенте может дать

бригада скорой медицинской помощи, побывавшая на месте происшествия, видевшая упаковки из под лекарственных препаратов или емкости из под химических веществ, предсмертные записки и др. Очень важны сведения, полученные бригадой скорой медицинской помощи о наличии или отсутствии у пострадавшего работы, семьи, места жительства и т.п. Иногда эти сведения могут поступить от сопровождающих родственников, друзей, случайных свидетелей и других лиц. Очень важны сведения о времени приема токсичного вещества, его возможном количестве. Находился ли пациент на рабочем месте или был дома один, на вечеринке, в гостях. Принял ли отравляющее вещество намеренно или нечаянно, находился ли в уединенном месте или известил демонстративно о произведенных действиях. Не было ли конфликтов дома или на работе, настроение или перенесенные заболевания незадолго до происшествия, а также наличие хронических, в том числе психических заболеваний, пристрастие к алкоголю или наркотическим веществам, ВИЧ-инфицирование/СПИД. Вероятность возникновения нежелательной беременности и др.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Средний медицинский персонал, как правило, дольше и ближе непосредственно контактирует с больным во время выполнения назначенных врачом манипуляций или исследований. Поэтому, внимательная, проницательная, нередко интуитивная, оценка медицинским персоналом изменения состояния пациента, снижение настроения, плаксивость и др. в результате взаимоотношений между пациентом и сопровождающими его лицами, посетителями может способствовать установлению или уточнению диагноза при суицидальных, а иногда и криминальных отравлениях.

Первоначальное исследование пациента включает оценку наличия или отсутствия посторонних запахов от кожи, пота, выдыхаемого воздуха, мочи или кала (его консистенции и цвета), тяжести состояния пациента, сохранности или нарушения сознания, в том числе наличия или отсутствия психомоторного возбуждения, создающего опасности для самого пациента, медицинского персонала и для других больных. Оценивается возможность продуктивного контакта с пациентом, адекватности или наличие негативизма, неадекватности его поведения, способности или неспособности к самообслуживанию при приеме жидкости или пищи, походе в туалет или пользовании уткой или судном. Чрезвычайно важно выявить нарушения координации движений, дезориентацию во времени и в пространстве, наличие и степень атаксии. Чрезвычайно важна термометрия тела пациента при поступлении и в динамике, выявляющая гипотермию вследствие переохлаждения или нарушения терморегуляции (при отравлении барбитуратами, р-адреноблокатарами, гипогле-кемантами и др.) или гипертермию в результате присоединения воспалительного процесса или воздействия амфетаминов, кокаина, антидепрессантов, холинолитиков и др.

Важнейшим моментом в диагностике острых отравлений является взятие материала для клинического, биохимического и токсико-химического исследования. Оно должно производиться до начала любых лечебных мероприятий. Забор крови и мочи легче произвести в условиях палаты интенсивной терапии, но нередко сопровождается определенными трудностями, требующими от персонала целенаправленных действий, для преодоления нежелания пациента или неадекватности его поведения в условиях интенсивного наблюдения или реабилитации.

При всех возможных объективных и субъективных трудностях, возможных при общении с пациентами с острыми отравлениями, в ходе обследования между сестрой и пациентом обязательно должен быть установлен психологический контакт. Опыт показывает, что при терпеливом доброжелательном отношении к больным, пациенты быстро начинают доверять медицинскому работнику, ощущать уверенность, что о них заботятся и все выполняемые мероприятия осуществляются должным образом, на уровне соответствующем достижениям современной медицины, и во благо больных.

На этапе установления нарушенных потребностей пациента (сестринского диагноза) медсестра выявляет реальные и потенциальные проблемы пациента, которые она должна выявить и устранить в силу своей профессиональной компетенции. Сестринский диагноз является производным от врачебного диагноза и направлен на своевременное выявление и устранение отрицательных изменений в состоянии

пациента появлении внезапных осложнений в течение заболевания. В знаменитом руководстве «Goldfrank’s Toxicologic Emergencies» сестринскому процессу в клинической токсикологии посвящена целая глава, в которой многие медицинские вмешательства отнесены к независимым . Во время стажировок в Госпитально-университетских центрах Пуатье и Гренобля (Франция) одному из авторов этой статьи приходилось наблюдать в значительной степени независимый процесс создания сестринского диагноза и большей доли ответственности среднего медицинского персонала за организацию и проведения диагностики, лечения и оформления документации, чем это принято в России, поскольку в нашей стране диагностика и лечение является прерогативой врача.

Представляется, что содержанием установления нарушенных потребностей пациента является самостоятельная деятельность медицинской сестры по решению типовых практических задач, требующих самостоятельного анализа рабочей ситуации и ее предсказуемых изменений. Своевременное выявление возможного при острых отравлениях ухудшения состояния пациента, углубления нарушения сознания или появления психомоторного возбуждения, судорог (при отравлении изониазидом) появления аспирационно-обтурационных или центральных (при отравлении опиатами) нарушений дыхания, признаков снижения или повышения давления, появления рвоты, в том числе с патологическими примесями и других изменений, свидетельствующих об отрицательной динамике заболевания. Принятие необходимых доврачебных мер и немедленное информирование врача о возникших изменениях. Возможность внезапного ухудшения состояния существует у пациентов со многими нозологическими формами острых отравлений. Она особенно значима при отравлении у детей, для которых характерна быстрая смена относительно удовлетворительного состояния на тяжелое и крайне тяжелое, вследствие особенностей детского организма. У взрослых возможность резкого ухудшения состояния особенно велика при отравлении опиатами, метадоном, парацетамолом, кислотами и щелочами и другими ядами.

Чрезвычайно важна диагностика резкого изменения психологического состояния больного (снижение фона настроения, усиление суицидальных мыслей и намерений), появление императивного желания покинуть отделение, отказаться от лечения. Выявление этих изменений особенно вероятно в момент посещения родственников или знакомых, получения неблагоприятных известий по телефону или в записках. Обо всех подобных изменениях в поведении пациента должен быть немедленно информирован врач для принятия соответствующих решений.

На третьем этапе сестринского процесса осуществляется планирование сестринского ухода. Каждое действие в плане основывается на существующих принципах, а при наличии «Стандартах» или «Протоколах», «Рекомендациях» лечения конкретной нозологической формы острого отравления, строгом выполнении врачебных назначений, а также выполнении «Стандартов практической деятельности медицинской сестры» и других нормативных документов. Несмотря на то, что в отделении острых отравлений первоочередное внимание уделяется вновь поступающим пациентам, нередко возникает необходимость проведения определенной медицинской сортировки, для определения очередности в проведении тех или иных мероприятий при одновременном поступлении нескольких пациентов или при наличии в отделении более тяжелых пациентов, требующих по состоянию здоровья безотлагательных вмешательств. Учитывая существующие принципы оказания помощи больным с суицидальными острыми отравлениями, особое место в плане сестринского ухода отводится мерам по предотвращению продолжения суицидальных действий. Динамическое наблюдение за состоянием пациентов планируется при возможности ухудшения состояния пациента. Особенно важным является планирование мероприятий, направленных на купирование психомоторного возбуждения. Предусматривается повышенное внимание при кормлении пациентов, посещении ими туалета, выходе в коридор отделения. Планируется объем проводимых санитарно-гигиенических мероприятий по уходу за волосами, кожей, полостью рта и др.

Если при создании отделения острых отравлений, администрацией лечебного учреждения выполнены все требова-

ния, предусмотренные соответствующими нормативными документами (оборудование как отделения закрытого типа), то труд среднего и младшего медицинского персонала значительно облегчается, а при несоблюдении этих требований — значительно возрастает нагрузка по предотвращению самовольного покидания отделения, а также других эксцессов, связанных с возможными психоневрологическими нарушениями у пациентов.

На этапе реализации плана сестринских вмешательств целью медицинской сестры и младшего медицинского персонала является обеспечение соответствующего ухода за пациентом, в необходимых случаях проведение обучения и консультирования по вопросам медицинской помощи. Наиболее сложной проблемой на этом этапе являются осуществление правильной фиксации больного, находящегося в состоянии психомоторного возбуждения, интоксикационного психоза. Фиксация больного требует соблюдения определенных правил, направленных на предотвращение повреждений, наносимых пациентом самому себе, другим пациентам или медицинскому персоналу. Способы фиксации должны исключать возможность возникновения механической асфиксии, ишемии конечностей, повреждения шейного отдела позвоночника, возникновения потертостей и пролежней. Узлы, завязываемые при фиксации, должны быть легко развязываемы персоналом и труднодоступны для самоосвобождения пациента. Соблюдение оптимальных сроков фиксации, своевременное его освобождение от пут, способствуют более быстрому восстановлению сознания и выздоровлению пациента. Непростым действием медицинского персонала является постоянный уход за кожей пациента, обработка полости рта, глаз, подмывание, смена нательного и постельного белья, особенно у пациентов, находящихся в состоянии алкогольного опьянения. Чрезвычайно важно соблюдение медицинским персоналом техники безопасности, предотвращение производственных травм, в первую очередь позвоночника, при перекладывании и транспортировке больного на каталке, в кресле и даже при сопровождении пациента по коридору или в лифте. Кроме того, не следует забывать о необходимости соблюдения мер защиты при работе с биологическими выделениями пациентов, в том числе ВИЧ-инфицированных.

Эти мероприятия основаны на профессиональных знаниях медицинской сестры, на индивидуальном подходе к проблемам пациентов, уважении к их личности, обеспечении безопасности пациента и медицинского персонала, поощрении пациента к выздоровлению, самостоятельности и разрешению своих психологических проблем.

Этап оценки эффективности и коррекции сестринского ухода неразрывно связан с результатами лечения пациента в целом.

Горько видеть, когда в результате нелепой случайности, несчастного случая в быту, а зачастую, вследствие решения, избранного по собственной воле под влиянием жизненных трудностей или стечения обстоятельств, в состоянии тяжелого потрясения или от кажущейся безысходности долгих конфликтов дома или где-то еще, а гораздо чаще — вследствие собственной глупости или поистине преступной неосторожности, неистребимой и непреодолимой тяги к алкогольному или наркотическому опьянению, уходят из жизни наши пациенты, в том числе молодые. Даже современная клиническая токсикология не способна предотвратить смертельный исход в результате принятия большой дозы яда или вследствие позднего обращения за медицинской помощью, не способна предотвратить трагедию, обрушивающуюся на самого пациента, на его семью и его близких. В таких ситуациях основная роль в извещении родственников и близких умершего, в разъяснении причин смерти, порядка проведения судебно-медицинской экспертизы, получения необходимых документов и трупа ложится на дежурного врача или заведующего отделением. В то же время, огромная роль в поддержании родственников и близких покойного, в деонтологически выверенном выражении им сочувствия и соболезнования принадлежит и медицинским сестрам. Их профессиональный, человеческий и жизненный опыт позволяет им деликатно выполнить эту нелегкую обязанность.

В большинстве случаев, при острых отравлениях заболевание протекает с благоприятным исходом, оставляя минимальные изменения в психическом и физическом состоянии

пациента. Как правило, пациенты, поступавшие с резко негативным настроением, высказывавшие нежелание жить, категорически отказывавшиеся от лечения, после пребывания в отделении достигают удовлетворительного состояния, психологического спокойствия. Пациенты, имевшие суицидальные намерения, чаще всего, забывают на некоторое время о своих неблагоприятных жизненных ситуациях. Эти положительные изменения во многом являются результатом «спонтанной» психотерапии, вследствие доверительного общения пострадавших с врачами, медицинскими сестрами, санитар-

ками и раздатчицами, а также с другими пациентами, оказавшимися в подобных ситуациях. Такая «спонтанная» психотерапия зачастую компенсирует отсутствие, обязательного во многих токсикологических центрах, этапа психиатрической и психотерапевтической реабилитации. Большинство пациентов отделения острых отравлений Медсанчасти ИАПО г. Иркутска выписываются домой со словами благодарности ко всему коллективу отделения за хорошее качество лечения и особенно за теплое, душевное, сердобольное отношение к своим не всегда толковым подопечным.

ЛИТЕРАТУРА

1. Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. — М.: Изд-во Эксмо, 2005. — 736 с.

2. Косоротов Д.П. Учебник токсикологии. — Изд. 3-е, дополненное. — СПб.: Издание К.Л. Риккера, Невский пр., 14, 1911. — С.1-68.

3. Медицинская токсикология: национальное руководство / Под ред. Е.А. Лужникова. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. — 928 с.

4. Трахтенберг И.М., Белоусов А.А. Яды. Популярная энциклопедия. — Киев: Издатель Л.Д. Россинский. 2011. — С.3.

5. Callaghan-Montella S., Soppet B.E. Nursing Principles //

Goldfrank’s Toxicologic Emergencies / Ed. L.R. Goldfrank. 7th ed. -NY.: McGraw-Hill Medical Publishing Division, 2002. — P.1731-1746.

7. Nightingale F. Notes on Nursing: What It Is and What It Is Not. — London: Harrison, 1860. — 88 p.

8. Orlando I.J. The dynamic nurse-patient relationship: Function, process and principles. — New York: G.P. Putman’s Sons, 1961. — 97 p.

1. Dal V.I. Dictionary of Russian language. The modern version. — Moscow: EKSMO, 2005. — 736 p. (in Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Medical Toxicology: national leadership / Ed. E.A. Luzhnikov. — Moscow: GEOTAR Media, 2012. — 928 p. (in Russian)

4. Trachtenberg I.M., Belousov A.A. Poisons. Popular Encyclopedia. — Kiev: Publisher L.D. Rossinsky, 2011. — P.3. (in Russian)

5. Callaghan-Montella S., Soppet B.E. Nursing Principles //

Goldfrank’s Toxicologic Emergencies / Ed. L.R. Goldfrank. 7th ed. — NY.: McGraw-Hill Medical Publishing Division, 2002. — P.1731-1746.

7. Nightingale F. Notes on Nursing: What It Is and What It Is Not. — London: Harrison, 1860. — 88 p.

8. Orlando I.J. The dynamic nurse-patient relationship: Function, process and principles. — New York: G.P. Putman’s Sons, 1961. — 97 p.

Информация об авторах:

Зобнин Юрий Васильевич — доцент кафедры внутренних болезней с курсами профпатологии и военно-полевой терапии Иркутского государственного медицинского университета, врач токсиколог, председатель правления Иркутского отделения Межрегиональной Благотворительной Общественной Организации «Ассоциация клинических токсикологов», член Société de la Toxicologie Clinique (Франция), к.м.н., тел. (3952) 328382, e-mail: zobnine@mail.ru; Погуляева Лариса Валентиновна -старшая медсестра отделения острых отравлений Медсанчасти ИАПО г. Иркутска; Степанова Валентина Трофимовна -медсестра отделения острых отравлений Медсанчасти ИАПО г. Иркутска.

Information About the Authors:

хроника, информация

© АНКУДИНОВ А.С. — 2014 УДК: 373.6/9:34

2-°й международный образовательный форум «российские дни сЕрдцА-2014»

(россия, г. санкт-петербург)

Резюме. Представлена информация о проходившем 4-6 июня в Москве II-м Международном образовательном форуме «Российские дни сердца». Проведён аналитический обзор выступлений ведущих российских и зарубежных кардиологов на данном мероприятии — J. Camm, M. Böhm, Е.В. Шляхно, А.О. Конради и др.

Может ли медсестра работать лаборантом

Аннотация:

Средние медицинские и фармацевтические работники могут осущecтвлять профессиональную деятельность первые пять окончания медицинского училища (колледжа) без прохождения дополнительного профессионального образования по специальностям: лечебное дело, акушерское дело, сестринское дело, стоматология, стоматология ортопедическая, лабораторное дело, лабораторная диагностика, фармация, — поскольку государственный образовательный стандарт, в соответствии с которым они подготовлены, позволяет приступить к работе по указанным специальностям (п. 2.1.2. приказа Минздравмедпрома России от 19.12.94 г. № 286). В данном случае диплом о полученном базовом образовании может быть приравнен к сертификату специалиста. По истечении пяти лет или по мере необходимости, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.95 г. № 610, они должны пройти курсы повышения квалификации, сдать квалификационный экзамен и получить сертификат специалиста установленного образца по своей специальности. При осуществлении видов деятельности, требующих дополнительной подготовки, средние медицинские работники должны пройти курсы специализации после окончания медицинского училища (колледжа) и получить соответствующий сертификат специалиста.

Авторы:

Адуева Т.П.

Издание: Сестринское дело
Год издания: 1999
Объем: 1с.
Дополнительная информация: 1999.-N 3.-С.8-8
Просмотров: 1973

Ваш уровень доступа: Посетитель (IP-адрес: 61.7.174.81)

Чем фельдшер отличается от врача или медицинской сестры и в чем заключаются особенности профессии? Где и на каких специальностях надо учиться, чтобы работать помощником доктора? Ответы на все эти вопросы ниже.

Средняя заработная плата: 24000 рублей в месяц

Рейтинг профессии

Востребованность 80% Оплачиваемость 30% Конкуренция 40% Входной барьер 80% Перспективы 50% Фельдшер в свободном переводе с немецкого означает «полевой врач». Это специалист со средним базовым или углубленным медицинским образованием. Он может одновременно выполнять функции врача-терапевта, реаниматолога, акушера или педиатра, если работает один, но довольно часто фельдшер трудится под началом доктора. Профессия вполне оправданно считается очень важной и ответственной, так как именно ее представители чаще всего оказывают первую квалифицированную помощь и спасают жизнь больного еще до поступления в отделение. Сегодня фельдшер занимает позиции между медицинской сестрой и врачом.

История

Понятие «фельдшер» вошло в обиход в средневековой Германии – так называли «полевых цирюльников», которые занимались перевязками на поле боя, а в мирной жизни устанавливали диагнозы, проводили несложные манипуляции, оказывали простейшую медицинскую помощь.

В России обучение фельдшеров и врачей долгое время проводилось совместно. После трех лет учебы студент уже назывался «подлекарь» и имел право помогать докторам. Для получения квалификации врача необходимо было отучиться еще два года. И только в конце 18 века образование фельдшера стали получать отдельно от специальности врача. Именно такая система действует и по сей день.

Описание профессии

В любом медицинском заведении фельдшер – это правая рука врача. Он транспортирует больного в стационары и реанимационные отделения, ставит первичные диагнозы, оказывает неотложную помощь, а при наличии определенных навыков ассистирует хирургу во время операции.

Фельдшеры имеют право работать самостоятельно:

  • на станциях скорой помощи;
  • в амбулаториях;
  • в здравпунктах крупных предприятий и организаций;
  • в медкабинетах вокзалов и аэропортов, школ, детских садов и других учебных или культурно-массовых заведений.

Но подавляющее большинство трудится в ФАПах (фельдшерско-акушерских пунктах) в сельской местности и выполняет функции терапевтов, а нередко и акушеров, лаборантов, медсестер.

Как самостоятельный медработник фельдшер проводит первичный осмотр, ставит предположительный диагноз, направляет тяжелых больных в стационары. Он имеет право выписывать листы нетрудоспособности и рекомендовать необходимое лечение. От его умения и знаний зависит здоровье жителей небольших населенных пунктов.

Специальности, учебные заведения и предметы ЕГЭ

Чтобы стать фельдшером, надо:

  • получить общее (11 кл.) или основное (9 кл.) среднее образование;
  • окончить медицинский колледж;
  • получить диплом и сертификат.

Срок обучения в колледже на базе 11 классов составляет:

  • 2 г. 10 мес. на специальности «медико-профилактическое дело» 32.02.01;
  • 3 г. 10 мес. на специальности «лечебное дело» 31.02.01.

Поступить в колледж на фельдшера можно после 9 и 11 класса, но на «лечебное дело» – только на базе полного (одиннадцатилетнего) среднего образования. Какие-либо дополнительные предметы на ЕГЭ, кроме обязательных для получения аттестата математики и русского языка, сдавать не надо. Срок обучения по специальности «медико-профилактическое дело» на базе 9 классов увеличивается на год и составляет 3 г. 10 мес.

Фельдшер может работать по следующим направлениям:

  1. Фельдшер-акушер. Проводит наблюдение за беременными, участвует в родоразрешении, помогает врачу проводить осмотр и ведет документацию.
  2. Детский фельдшер. Проводит осмотр новорожденных, следит за состоянием здоровья и оказывает помощь детям всех возрастов.
  3. Лаборант. Занимается сбором материала для проведения анализа, часть из них делает самостоятельно.
  4. Санитарный фельдшер. Контролирует состояние школ, детских садов, больниц, магазинов с продовольствием, парикмахерских салонов.
  5. Фельдшер скорой помощи. Возглавляет медицинскую бригаду или выполняет функции помощника врача. Работает на вызовах, перевозит больных в профильные стационары, выполняет все манипуляции по неотложной помощи.
  6. Военный фельдшер. Занимается проверкой состояния здоровья призывников, солдат и представителей офицерского состава. Помогает в лечении во время боевых действий в полевых условиях и госпитале. Как правило, их готовят военные медицинские академии на факультетах СПО.
  7. Участковый фельдшер. По сути, выполняет обязанности терапевта, работает на крупном предприятии, осуществляет лечение и профилактику его сотрудников, контролирует соблюдение условия труда.

Образование фельдшера можно получить в десятках медицинских колледжей России, например:

  1. Санкт-Петербургские медицинские колледжи №1 и 2;
  2. Московские государственные медицинские колледжи № 1,5 и 7;
  3. Колледж Ростовского государственного медицинского университета;
  4. Свердловский областной медицинский колледж;
  5. Медицинский колледж Уральского университета путей сообщения и др.

Обязанности

Профессия фельдшер предполагает широкую сферу ответственности, в обязанности медика, оказывающего доврачебную, помощь входит:

  1. Прием больных в поликлинике, осмотр их на дому.
  2. Ведение отчетной документации.
  3. Оказание срочной доврачебной помощи при возникновении острого состояния.
  4. Проведение физиотерапевтических процедур по указанию врача.
  5. Участие в диспансерном наблюдении и учете.
  6. Контроль состояния пациентов с часто обостряющимися хроническими заболеваниями.
  7. Патронаж беременных и новорожденных до одного года.
  8. Наблюдение детей до 2 лет, входящих в группу риска.
  9. Проведение прививок.
  10. Осуществление мер для профилактики производственного травматизма.

Санитарный фельдшер проводит санпросвет работу, контролирует условия проживания детей и взрослых в неблагополучных семьях. Также в его обязанности входит контроль доброкачественности пищи в пунктах общественного питания, а это требует подготовленности по вопросам экспертизы.

Санитарный фельдшер отбирает пробы и готовит из них образцы, в некоторых случаях самостоятельно проводит анализы.

Решая, кем становиться – медсестрой или фельдшером, нужно определиться, готовы ли вы брать на себя полную ответственность за жизнь пациента. Разница между этими двумя похожими профессиями состоит не только в уровне подготовленности, но и в степени самостоятельности. Фельдшер имеет право ставить диагнозы, делать назначения, выписывать рецепты и открывать больничные листы, тогда как медсестра может выполнять исключительно указания врача.

Кому подходит профессия

Работа фельдшера требует хорошего здоровья, выносливости и выдержки, поэтому она не подходит для людей со следующими проблемами:

  • болезни сердца и сосудов;
  • нервные и психические отклонения;
  • хронические заболевания легких с частыми обострениями (особенно бронхиальная астма);
  • нарушения опорно-двигательного аппарата;
  • склонность к аллергии;
  • пристрастие к алкоголю;
  • тугоухость, плохое зрение.

Медицина – стрессовая сфера деятельности, поэтому фельдшеру надо обладать устойчивой психикой и умением действовать в экстренных ситуациях. Также очень пригодятся:

  • быстрая реакция;
  • логическое мышление;
  • умение находить общий язык с людьми;
  • выносливость;
  • доброжелательность и гуманизм;
  • ответственность;
  • отсутствие брезгливости;
  • хорошая память;
  • внимательность и собранность;
  • талант психолога, умеющего успокоить пациента, впавшего в отчаяние и панику.

Обладая этими качествами и желанием помогать людям, можно смело подавать документы в колледж и поступать учиться на фельдшера.

Заработная плата

Средняя заработная плата фельдшера в России составляет 24 тыс. р. Сумма зависит от категории, местонахождения лечебного заведения, стажа работы. Нижняя граница находится в районе 7 тыс. рублей – столько получает в начале карьеры специалист в амбулатории или маленькой больнице в сельской местности, обычный лаборант или санитарный фельдшер.

Самые высокие оклады – в Ханты-Мансийском округе (35 тыс. р.). Москва и область – 28 тыс., Петербург – 25 тыс. р. Немногим выше зарплаты у фельдшеров скорой помощи (в столице – 36 тыс.). В частных клиниках платят больше.

Как строить карьеру

Прибавку к зарплате принесет повышение квалификационной категории, а для продвижения по административной линии нужен стаж не менее пяти лет и окончание курсов по управлению сестринской деятельностью. Должность помощника руководителя медицинского учреждения предполагает контроль работы санитарок и среднего персонала.

Есть вариант продолжить обучение, получить высшее образование в медицинском вузе и стать практикующим доктором, а потом уже строить карьеру в науке или занять место заведующего отделением или даже главного врача.

Перспективы профессии

Актуальность профессии фельдшера будет сохраняться до тех пор, пока люди не перестанут нуждаться в квалифицированной врачебной помощи. Разносторонние знания и навыки, которыми обладает хорошо подготовленный, пусть даже и еще не накопивший большого опыта, медик среднего звена, открывают широкие горизонты. Фельдшеры востребованы в государственных поликлиниках и стационарах, в частных оздоровительных учреждениях. Их принимают на работу и в центры красоты, а лаборант всегда необходим для проведения анализов, без которых сегодня не ставится ни один диагноз.

Вопрос: Здравствуйте! Я с недавнего времени — медсестра в детском саду. Подскажите, пожалуйста, имея диплом фельдшера-лаборанта и стаж работы в детской реанимации 12 лет, могу ли я работать в детском саду?

Проблема еще и в том, что диплом другого государства, но подтверждение от Рособрнадзора имеется.

Спасибо заранее, Тахмина.

Отвечает Владимир Коржов, юрист:

Добрый день! Ограничения и условия приема на работу медсестрой зависят от множества факторов, поэтому однозначно ответить на Ваш вопрос не смогу без ознакомления с документами региона и поликлиники.

Однако, точно могу сказать, что все решает территориальный орган здравоохранения (главврач прикрепленной детской поликлиники либо его руководство), так как согласно п. 4 ст. 51 Закона «Об образовании» медицинское обслуживание обучающихся, воспитанников образовательного учреждения обеспечивают органы здравоохранения.

То есть, если руководитель поликлиники не пожелает брать Вас на работу медсестрой ДОУ из-за недостатка образования (квалификации), то направьте ему письменный запрос о конкретном документе, который регламентирует такой отказ, и мы попробуем его оспорить.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *