Модернизация автомобиля

Содержание

Назначение и виды дополнительного оборудования автомобиля

В зависимости от назначения автомобиля, а также условий эксплуатации на него устанавливается различное дополнительное оборудование.

Дополнительное оборудование — это оборудование, использование которого в необходимых случаях позволяет повысить некоторые эксплуатационные показатели транспортного средства, например проходимость, тормозные свойства, управляемость, маневренность, плавность хода, производительность и др.

К дополнительному оборудованию относятся:

  • лебедки;
  • вспомогательные колеса;
  • тормоза-замедлители;
  • системы регулирования давления воздуха в шинах;
  • электрические силовые генераторы и гидравлические насосы для активизации прицепных звеньев;
  • а также агрегаты их привода.

К дополнительному оборудованию относятся также средства механизации выполнения различных работ:

  • подъемники запасных колес;
  • системы подъема грузовых платформ; устройства для самостоятельной погрузки и разгрузки;
  • и т. п.

Наряду с дополнительным оборудованием на ТС может быть смонтировано специальное оборудование, предназначенное для выполнения различных технологических операций. Это оборудование для бескрановой погрузки и выгрузки и крановое оборудование, заправочные, компрессорные и электрические станции, рефрижераторы и т.п.

Все виды оборудования приводятся в действие от силовой установки ТС через коробки отбора мощности. Чаще всего отбор мощности осуществляется от агрегатов трансмиссии: коробки передач, раздаточной коробки, главной и карданной передачи, а также различных Дополнительных коробок. В настоящее время на многие ТС устанавливается оборудование, крторое необходимо для создания требуемых условий жизнеобеспечения, выполнения функциональных обязанностей водителем и экипажем без повышения их утомляемости, что влияет на качество совершаемых действий, безопасность, эффективность и производительность ТС. В частности, к такому оборудованию относятся системы вентиляции, отопления и кондиционирования обитаемых, объектов (кабина, кузов, салон и др.) ТС.

Дополнительное оборудование автомобиля: безопасность и комфорт

Дополнительное оборудование, установленное на автомобиль по индивидуальному заказу его владельца, вошло в современный обиход относительно недавно. Желание водителей подчеркнуть свою индивидуальность, приобрести необходимую опцию, повышающую комфорт или безопасность, не остается без внимания производителей и сервисных центров. Благодаря здоровой рыночной конкуренции, автовладельцам предлагается широкий спектр выбора для обустройства.

История появления дополнительных опций

Снабженные всевозможными дополнительными опциями, автомобили представительского и бизнес класса, не по карману большинству потенциальных покупателей. Такая комплектация серийных моделей значительно сказывалась бы на повышении их стоимости и снижала конкурентно способность.

Выход нашли специалисты по маркетингу. Он заключался в том, что покупатели автомобиля недорогого сегмента, указывали какое именно оборудование они хотели бы иметь на своем будущем средстве передвижения и готовы за него заплатить.

Таким образом было установлено, что необходимы:

  • Электрические стеклоподъемники.
  • Очиститель и обогрев заднего стекла.
  • Стеклоомыватель.

Еще недавно подобное оборудование считались предметом роскоши. Благодаря повышенному спросу, сейчас входит в стандартную комплектацию и имеется даже на сошедших с конвейера, так называемых: «пустых автомобилях».

Оборудование для повышения комфорта

Большое количество вариантов и способов повысить комфортность своего автомобиля, заставит задуматься, при его выборе, даже опытного водителя со стажем. Что бы не переплачивать лишние деньги и не перегружать машину опциями, которые в дельнейшем не потребуются, следует определиться со своими потребностями и желаниями.

Не обязательно заказывать дорогую комплектацию у авто дилера. Купить и установить необходимое оборудование можно по мере необходимости, в процессе эксплуатации. Такую услугу предоставляют специализированные сервисы и магазины, а по стоимости выйдет гораздо дешевле.

Наиболее популярными и востребованными среди автовладельцев пользуются следующие дополнительные опции:

  • Установка сигнализации с дистанционным запуском двигателя – позволит прогревать двигатель и салон в зимний холод, не выходя из дома;
  • Зонная сплит система – делает пребывание в автомобиле комфортным не только водителю, но и пассажирам;
  • Обогрев руля и всех сидений – предупредит простудные заболевания;
  • Панорамный люк на крыше – откроет новые пейзажи, упростит проветривание салона;
  • Дополнительное компьютерное оборудование – поможет прокладывать оптимальный маршрут передвижения, предупредит о необходимости проведения технического обслуживания;
  • Шумоизоляция с проклейкой салона избавит от шума и пыли городских дорог;
  • Позволит наслаждаться тихой беседой с попутчиками или прослушиванием музыки через акустическую систему;
  • Дополнительное освещение салона сделает приятными поездки в темное время суток и не даст «потеряться» упавшим ключам или другим мелким предметам.

Обеспечить свое пребывание в автомобиле удобствами с помощью дополнительных средств и наслаждаться комфортом в пробках или длительных поездках, может позволить сегодня даже владелец автомобиля эконом класса.

Опции, повышающие безопасность

Кроме комфорта и удобства, не на последнем месте находится повышение безопасности с помощью дополнительного обустройства автомобиля. Такой «абгрейт» включает в себя установку:

  • Дополнительных боковых подушек безопасности и подушки в районе коленей водителя, которая поможет избежать серьезной травмы при ДТП;
  • Задние и боковые видеокамеры улучшают обзор, устранят наличие «мертвых зон»;
  • Установка парктроника обеспечит безаварийную парковку, рекомендуются начинающим водителям;
  • Приспособление, контролирующее давление в шинах;
  • Давление в летнюю жару может превысить допустимые значение и привести к серьезной аварии;
  • Регулируемая колонка рулевого колеса обеспечит наиболее удобное положение для управления;
  • Рейлинги с поперечными дугами позволят перевозить длинномерные грузы на крыше автомобиле, будут незаменимы для любителей зимних видов спорта под лыжи или сноуборд, охоты и рыбалки;
  • Установка дополнительных приборов освещения дороги и противотуманных фар, не даст заблудиться в темное время суток за городом, на проселочной дороге и обеспечит хорошую видимость;
  • Элементы защиты кузова, картера двигателя и антикоррозийная обработка днища, актуальны в условиях эксплуатации транспорта по некачественному дорожному покрытию, обработанному реагентами.

Несмотря на то, что современные автомобили отвечают необходимым требованиям безопасности согласно международным стандартам, дополнительные опции, повышающие безопасность, не будут лишними, даже если некоторыми из них и не придется воспользоваться.

Приобретение и установка оборудования

Определившись со своими желаниями по установке дополнительного оборудования, следует решить, где его приобрести и установить. Выбор существующих вариантов разделяется на:

  • Заказ дополнения при покупке нового автомобиля – опции будут установлены на заводе изготовителе с применением оригинальных деталей. Качество работ, в этом случае будет на высоте, с предоставлением гарантийных обязательств. Единственный недостаток – завышенная в десятки раз стоимость;
  • Обращение в специализированный центр, занимающийся тюнингом и доработкой автомобилей. Наиболее выгодный вариант, благодаря оптимальному соотношению цены и качества. На технические характеристики и возможности автомобиля европейского бренда не повлияет установка камеры заднего вида китайского производства, а вот разница в стоимости будет существенная, если работы будет выполнять не сервисный центр, а авто дилер, используя оригинальные детали;
  • Самостоятельную покупку, через интернет или на рынке, необходимой детали. В этом случае присутствует существенная экономия, но о качестве можно будет судить очень скоро и в самый неподходящий момент.

Не переоцените свои силы, пытаясь установить дополнительное оборудование самостоятельно. Особенно, если речь идет об опциях, связанных с подключением к бортовой электронике или электрике. Последующий ремонт обойдется очень дорого. Наклеить солнцезащитную полоску на лобовое стекло или установить пластиковую накладку на фары – максимум, который может себе позволить не профессионал в гаражных условиях.

Приобрести и установить дополнительное оборудование в кратчайшие сроки и с предоставление гарантийных обязательств на все выполненные работы, можно обратившись на сайт Uremont.com. Здесь вам предложат свои услуги настоящие профессионалы автомобильного тюнинга. Ознакомят с возможностями и условиями предлагаемых опций. Подберут наиболее подходящий, для вашего автомобиля, вариант. Учтут запросы и конкретные пожелания. Все работы будут проведены с использованием современного оборудования и сертифицированного инструмента, а приемлемая стоимость вас приятно обрадует.

Отражая расходы на модернизацию легковых автомобилей и микроавтобусов, бухгалтеру нужно внимательно следить за их новой первоначальной стоимостью. Если она превысит установленный лимит, в налоговом учете к норме амортизации нужно будет применять понижающий коэффициент.

О.А. Курбангалеева, аудитор

Расходы на модернизацию транспортного средства включаются в его первоначальную стоимость как в бухгалтерском (п. 14 ПБУ 6/01 «Учет основных средств»), так и в налоговом учете (п. 2 ст. 257 НК РФ). Напомним, что работы признаются модернизацией в том случае, если у объекта появились новые свойства, улучшающие его эксплуатационные характеристики: повысилась мощность, увеличился срок полезного использования, поменялось назначение транспортного средства.

Пример.

В августе 2002 года организация приобрела легковой автомобиль. Его первоначальная стоимость составила 294 000 руб. как в бухгалтерском, так и в налоговом учете.

ООО «Консалтинговое бюро «Эврика!» 📌 РекламаВсе оттенки белого или как выжить бизнесу после черного Приглашаем Вас на семинар от практикующего адвоката Натальи Скобкиной Узнать больше

В налоговом учете автомобиль относится к третьей амортизационной группе со сроком полезного использования свыше 3 до 5 лет включительно. Организация установила максимальный срок полезного использования — 5 лет, или 60 месяцев. Такой же срок установлен в бухгалтерском учете. Амортизация в обоих учетах начисляется линейным способом.

Ежемесячная сумма амортизационных отчислений составляет 4900 руб. (294 000 руб./ 60 мес.).

Ежемесячно начиная с сентября 2002 года бухгалтер делал запись:

Дебет 26 Кредит 02 — 4900 руб. — начислена амортизация.

В апреле 2004 года автомобиль был модернизирован. Вместо старого двигателя на автомобиль был установлен новый, более мощный двигатель. Его стоимость составила 29 400 руб. без НДС. Старый двигатель, снятый с автомобиля, оприходован на склад по рыночной стоимости — 10 000 руб.

Предположим, что в результате модернизации срок полезного использования не увеличился.

Платформа ОФД 📌 РекламаОФД со скидкой 30%. Новогодняя акция на подключение касс ОФД поможет бухгалтеру сдать отчеты + аналитика продаж + работа с Честным ЗНАКом Узнать больше

В бухгалтерском учете сделаны проводки:

Дебет 08 Кредит 60 — 29 400 руб. — отражена стоимость нового двигателя;

Дебет 01 Кредит 08 — 29 400 руб. — увеличена первоначальная стоимость легкового автомобиля на стоимость нового двигателя;

Дебет 10 Кредит 91-1 — 10 000 руб. — оприходован старый двигатель по рыночной стоимости.

В налоговом учете стоимость старого двигателя (10 000 руб.) бухгалтер включит во внереализационные доходы (п. 13 ст. 250 НК РФ).

Первоначальная стоимость автомобиля как в бухгалтерском, так и в налоговом учете увеличится на сумму произведенных расходов и составит 323 400 руб. (294 000 + + 29 400).

В связи с этим бухгалтеру необходимо пересчитать сумму ежемесячных амортизационных отчислений.

Для этого используются остаточная стоимость транспортного средства на 1-е число месяца, следующего за месяцем окончания модернизации, и норма амортизационных отчислений, определяемая исходя из оставшегося срока полезного использования.

Начислять амортизацию по-новому бухгалтер будет начиная с мая 2004 года. Сумма начисленной амортизации по апрель 2004 года включительно составила (как в бухгалтерском, так и в налоговом учете) 98 000 руб. (4900 руб. 5 5 20 мес.). Остаточная стоимость с учетом расходов на модернизацию на 1 мая составила 225 400 руб. (323 400 — 98 000).

Оставшийся срок полезного использования автомобиля равен 40 мес. (60 — 20). Сумма амортизации за месяц составит 5635 руб. (225 400 руб. : 40 мес.).

С мая 2004 года бухгалтер начисляет амортизацию по автомобилю проводкой:

Дебет 26 Кредит 02 — 5635 руб. — начислена амортизация по модернизированному легковому автомобилю.

При начислении амортизации в налоговом учете нужно не упустить важную особенность. К норме амортизации по легковым автомобилям и микроавтобусам первоначальной стоимостью более 300 000 и 400 000 руб. соответственно применяется специальный понижающий коэффициент 0,5 (п. 9 ст. 259 НК РФ).

В нашем примере первоначальная стоимость легкового автомобиля после модернизации (323 400 руб.) превысила установленный в налоговом учете лимит. Норма амортизационных отчислений, равная 2,5% (1 : 40 мес. 5 5 100%), должна быть уменьшена вдвое: 2,5% 5 0,5 = 1,25%. Ежемесячная сумма амортизационных отчислений в налоговом учете составит 2817,5 руб. (225 400 руб. 5 5 1,25%).

Таким образом, в бухгалтерском учете сумма ежемесячных амортизационных отчислений по легковому автомобилю будет больше, чем в налоговом учете, на 2817,5 руб. (5635 — 2817,5). Указанная сумма по ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль» представляет собой вычитаемую временную разницу, которая формирует отложенный налоговый актив (ОНА). Ежемесячно в течение 40 месяцев начисления амортизации бухгалтер отражает ОНА:

Дебет 09 Кредит 68 субсчет «Расходы по налогу на прибыль»

— 676,2 руб. (2817,5 руб. 5 24%) — сформирован ОНА.

Через 40 месяцев в бухгалтерском учете автомобиль будет полностью самортизирован. А в налоговом учете он будет амортизироваться еще столько же времени. В течение него бухгалтер будет ежемесячно погашать начисленный ОНА также по 676,2 руб. в месяц обратной проводкой.

СИТУАЦИЯ: В процессе эксплуатации автомобиля на определенном этапе возникает вопрос о замене его отдельных частей. В нашем случае в связи с выходом из строя и нецелесообразностью ремонта бюджетной организацией принято решение о замене двигателя автомобиля. Причем работы по замене двигателя выполняются не самой организацией, а на основании договора с организацией, осуществляющей сервисное обслуживание (далее – предприятие автосервиса).

Бюджетной организацией у организации-поставщика приобретен новый двигатель, стоимость которого составляет 1500,00 руб. (в т.ч. НДС – 250,00 руб.).

Предприятием автосервиса за работы по замене двигателя предъявлено к оплате 456,00 руб. (в т.ч. НДС – 76,00 руб.).

Двигатель, который был заменен и непригоден для дальнейшего использования, учтен в бухгалтерском учете как металлолом стоимостью 40,00 руб.

ВОПРОС:

Как правильно классифицировать работы по замене двигателя и отразить их в бухгалтерском учете?

Расходы на покупку нового двигателя

Комплектующие (в частности двигатель) к транспортному средству не могут являться отдельными объектами основных средств, поскольку способны выполнять свои функции только в составе самого транспортного средства. Соответственно, автомобиль должен учитываться как единый инвентарный объект основных средств, а приобретенные комплектующие к нему – как материальные запасы.

При выборе кода расходов бюджета – статьи, подстатьи, элемента экономической классификации расходов бюджета необходимо учитывать такой важный момент:

  • расходы по приобретению запасных частей для ремонта автомобиля, в т.ч. расходы по ремонту и обслуживанию оборудования, выполняемые сторонними организациями, отражаются по элементу 1 10 10 02 «Оплата текущего ремонта оборудования и инвентаря» экономической классификации расходов бюджета (подп. 44.10.2 Инструкции о порядке применения бюджетной классификации Республики Беларусь, утвержденной постановлением Минфина от 31.12.2008 № 208 (далее – Инструкция № 208));
  • расходы по модернизации автомобиля, в т.ч. приобретение запасных частей в целях модернизации транспортного средства и проведение работ по его модернизации, отражаются по подстатье 2 40 03 00 «Капитальный ремонт» экономической классификации расходов бюджета (подп. 48.3 Инструкции № 208).

Напомним, что приобретенные запасные части (в приведенной ситуации двигатель) приходуются на склад по фактической стоимости на основании первичных учетных документов тем числом, которым они получены.

Что касается бухгалтерского учета, то в бухгалтерском учете движение запасных частей отражается на субсчете 069 «Запасные части к машинам и оборудованию» (пп. 4, 5 Методических указаний о порядке учета материальных запасов учреждениями и организациями, состоящими на бюджете, утвержденных приказом Минфина от 11.12.1997 № 59 (далее – Методические указания № 59)).

В данной статье автором использовано название субсчета 069 «Запасные части к машинам и оборудованию», которое приведено в Методических указаниях № 59. В постановлении Минфина от 22.04.2010 № 50 «О некоторых вопросах бухгалтерского учета», которым установлен План счетов бухгалтерского учета бюджетных организаций, субсчет 069 имеет название «Запасные части» (прим. ред.).

Документальное оформление замены двигателя

По мнению автора, необходимость замены двигателя при проведении ремонтных работ может быть подтверждена дефектным актом.

Форма данного документа законодательно не утверждена, поэтому организации необходимо разработать ее самостоятельно и утвердить в учетной политике.

После завершения работ по ремонту или модернизации транспортного средства оформляется акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств. Следует помнить, что данные по проведению соответствующих работ вносятся в инвентарную карточку учета объекта основных средств (если такие сведения в ней предусмотрены).

Списание установленного в процессе проведения работ двигателя оформляется актом о списании материальных запасов.

Принятие к учету старого двигателя (деталей, полученных после его разборки) осуществляется организацией на основании первичных учетных документов, например, акта разукомплектации основного средства, акта о списании имущества (если объект в процессе разукомплектации ликвидируется полностью), акта приемки материалов (материальных ценностей).

Самостоятельно разработанные формы первичных учетных документов должны содержать обязательные реквизиты, перечисленные в п. 2 ст. 11 Закона от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее – Закон № 57-З).
Разработанные формы утверждаются в учетной политике бюджетной организации (абзац четвертый п. 4 ст. 9 Закона № 57-З).

Бухгалтерский учет операций по замене двигателя

Действующими в 2017 г. нормативными правовыми актами для бюджетных организаций вопрос учета операций по замене старого двигателя, являющегося составной частью единого инвентарного объекта основных средств (автомобиля), на новый не урегулирован.

При этом в зависимости от причин замены (либо ремонт, либо модернизация) порядок отражения в бухгалтерском учете данных операций будет различным.

Обратимся к понятиям, приведенным в приложении 5 к Инструкции о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утвержденной постановлением Минэкономики, Минфина, Минстройархитектуры от 27.02.2009 № 37/18/6, где определено, что ремонтом признается замена вышедшего из строя двигателя на новый, вызванная необходимостью поддержания автомобиля (транспортного средства) в работоспособном состоянии. Данная ситуация возникает, когда отремонтировать старый двигатель не представляется возможным или это экономически нецелесообразно.

Фактические затраты на поддержание объектов основных средств в рабочем состоянии, в т.ч. проведение всех видов ремонта, признаются расходами в том отчетном периоде, в котором они были произведены (часть вторая п. 18 Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств в бюджетных организациях, утвержденной постановлением Минфина от 31.10.2012 № 60). А это значит, что при такой замене стоимость нового двигателя будет списываться на расходы организации.

После проведения ремонтных работ старый неисправный двигатель либо отдельные его детали должны быть приняты к учету и отражены в составе материальных запасов на субсчете 067 «Прочие материалы» в качестве лома.

Исходя из условий, приведенных в ситуации, рассмотрим отражение в бухгалтерском учете операций по замене неисправного двигателя на новый двигатель.

Итак, в учете бюджетной организации (в зависимости от источника финансирования расходов) производятся следующие бухгалтерские записи.

Бухгалтерский учет замены двигателя на аналогичный

Содержание хозяйственной

операции

Корреспонденция субсчетов

Сумма, руб.

дебет

кредит

В бюджетной организации, осуществляющей приносящую доход (предпринимательскую) деятельность

Отражена стоимость приобретенного двигателя

(1500,00 – 250,00)

069 «Запасные части к машинам и оборудованию»

178 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами»

1250,00

Отражен НДС, предъявленный поставщиком

175 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам (работам, услугам)»

178 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами»

250,00

Бюджетная организация вправе принять к вычету предъявленную сумму НДС после отражения ее в бухгалтерском учете и книге покупок (при условии, что организация осуществляет ее ведение) на основании первичного учетного документа и подписанного электронной цифровой подписью электронного счета-фактуры (пп. 1, 2, абзац второй п. 5, абзац второй п. 51, часть первая п. 6 ст. 107 НК).
При этом в учете производится запись по дебету субсчета 173 «Расчеты с бюджетом» и кредиту субсчета 175 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам (работам, услугам)» в соответствии с частью четвертой п. 3 Инструкции о порядке отражения в бухгалтерском учете налога на добавленную стоимость бюджетными организациями, утвержденной постановлением Минфина от 15.03.2000 № 19

Отражена стоимость работ по замене двигателя предприятием автосервиса

(456,00 – 76,00)

211 «Расходы по внебюджетным средствам»

178 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами»

380,00

Отражен НДС, предъявленный предприятием автосервиса

175 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам (работам, услугам)»

178 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами»

76,00

Принят к вычету НДС

(250,00 + 76,00)

173 «Расчеты с бюджетом»

175 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам (работам, услугам)»

326,00

Оприходован металлолом от демонтированного двигателя (условно)

067 «Прочие материалы»

237 «Прочие источники»

40,00

Списана стоимость установленного двигателя

211 «Расходы по внебюджетным средствам»

069 «Запасные части к машинам и оборудованию»

1250,00

В бюджетной организации за счет средств бюджета

Отражена стоимость приобретенного двигателя

069 «Запасные части к машинам и оборудованию»

178 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами»

1500,00

Отражена стоимость работ по замене двигателя предприятием автосервиса

200 «Расходы по бюджету»,

202 «Расходы за счет других бюджетов»

178 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами»

456,00

Оприходован металлолом от демонтированного двигателя (условно)

067 «Прочие материалы»

140 «Расчеты по финансированию из бюджета» (230 «Финансирование из бюджета»),

142 «Расчеты по финансированию за счет других бюджетов» (232 «Финансирование из других бюджетов»)

40,00

Списана стоимость установленного двигателя

200 «Расходы по бюджету»,

202 «Расходы за счет других бюджетов»

069 «Запасные части к машинам и оборудованию»

1500,00

Бухгалтерский учет замены двигателя на более эффективный

Содержание хозяйственной

операции

Корреспонденция субсчетов

Сумма, руб.

дебет

кредит

В бюджетной организации, осуществляющей приносящую доход (предпринимательскую) деятельность

Отражена стоимость приобретенного двигателя

(1500,00 – 250,00)

069 «Запасные части к машинам и оборудованию»

178 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами»

1250,00

Отражен НДС, предъявленный поставщиком

175 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам (работам, услугам)»

178 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами»

250,00

Отражена стоимость работ по замене двигателя предприятием автосервиса (456,00 – 76,00)

210 «Расходы к распределению»

178 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами»

380,00

Отражен НДС, предъявленный предприятием автосервиса

175 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам (работам, услугам)»

178 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами»

76,00

Принят к вычету НДС

(250,00 + 76,00)

173 «Расчеты с бюджетом»

175 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам (работам, услугам)»

326,00

Оприходован металлолом от демонтированного двигателя (условно)

067 «Прочие материалы»

237 «Прочие источники»

40,00

Списана стоимость установленного двигателя

210 «Расходы к распределению»

069 «Запасные части к машинам и оборудованию»

1250,00

8

Списаны затраты по окончании модернизации (две записи одновременно)

(1250,00 + 380,00)

411 «Использование прибыли»

210 «Расходы к распределению»

1630,00

015 «Транспортные средства»

250 «Фонд в основных средствах»

1630,00

В бюджетной организации за счет средств бюджета

Отражена стоимость приобретенного двигателя

069 «Запасные части к машинам и оборудованию»

178 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами»

1500,00

Отражена стоимость работ по замене двигателя предприятием автосервиса

210 «Расходы к распределению»

178 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами»

456,00

Оприходован металлолом от демонтированного двигателя (условно)

067 «Прочие материалы»

140 «Расчеты по финансированию из бюджета» (230 «Финансирование из бюджета»),

142 «Расчеты по финансированию за счет других бюджетов» (232 «Финансирование из других бюджетов»)

40,00

Списана стоимость установленного двигателя

210 «Расходы к распределению»

069 «Запасные части к машинам и оборудованию»

1500,00

5

Списаны затраты по окончании модернизации (две записи одновременно)

(1500,00 + 456,00)

200 «Расходы по бюджету»,

202 «Расходы за счет других бюджетов»

210 «Расходы к распределению»

1956,00

015 «Транспортные средства»

250 «Фонд в основных средствах»

1956,00

При замене двигателя в регистрационные документы вносить изменения нет необходимости.
Изменения в регистрационные документы транспортных средств вносятся при переоборудовании транспортных средств, замене номерных агрегатов (кузов, кабина, шасси, рама), регистрационных знаков, изменении цвета, а также сведений о собственнике (владельце) транспортного средства (часть первая п. 25, часть первая п. 30 Положения о порядке государственной регистрации и государственного учета транспортных средств, снятия с учета и внесения изменений в документы, связанные с регистрацией транспортных средств, утвержденного постановлением Совмина от 31.12.2002 № 1849)

Юрий Кавецкий, экономист

Как в бухгалтерском учете отразить замену двигателя автомобиля? (Г. Дорошева, 9 декабря 2013 г.)

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Судебные решения

Г. Дорошева, партнер по аудиту АК «ТрастФинАудит»,

аудитор РК, член правления ПАО «Коллегия аудиторов»

КАК В БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ ОТРАЗИТЬ ЗАМЕНУ ДВИГАТЕЛЯ АВТОМОБИЛЯ?

ТОО приобрело новый двигатель для автомобиля, идут ли данные затраты на увеличение первоначальной стоимости основного средства? И какие проводки необходимо выполнить. 2. Как правильно списать вышедший из строя двигатель (перечень прилагаемых документов к списанию).

Согласно МСФО (IAS) 16 «Основные средства» запасные части и вспомогательное оборудование, как правило, отражаются в учете в составе запасов и подлежат списанию на прибыль или убыток по мере их использования. Тем не менее, крупные запасные части и резервное оборудование классифицируются как основные средства в случае, когда предприятие рассчитывает использовать их в течение более чем одного отчетного периода. Аналогичным образом, если запасные части и сервисное оборудование можно использовать только в связи с эксплуатацией объекта основных средств, они учитываются как основные средства.

При этом, отдельные элементы некоторых объектов основных средств могут требовать регулярной замены. Например, печь требует смены футеровки по истечении установленного количества часов использования, а внутреннее оснащение самолета, например, сиденья или бортовая кухня, подлежит неоднократной замене в течение срока службы фюзеляжа. Согласно принципу отражения в учете, изложенному в пункте 7, предприятие должно признавать в балансовой стоимости объекта основных средств затраты по частичной замене такого объекта в момент возникновения при условии соблюдения принципов отражения в учете. При этом балансовая стоимость заменяемых частей подлежит прекращению признания в соответствии с положениями настоящего стандарта о списании с баланса. (пункты 67-72).

Кроме того, если согласно изложенному в пункте 7 принципу отражения в учете, предприятие включает в балансовую стоимость объекта основных средств затраты на замену части объекта, то тогда оно списывает балансовую стоимость замененной части вне зависимости от того, амортизировалась эта часть отдельно или нет. Если для предприятия практически невозможно определить балансовую стоимость замененной части, то оно может использовать стоимость заменяющей части как показатель стоимости замененной части на момент, когда она была приобретена или построена (п.70).

Таким образом, МСФО (IAS) 16 разделяет затраты на текущий ремонт и замену частей (деталей) объекта основных средств, при этом замена частей (деталей) выполняется не увеличением первоначальной стоимости объекта учета, а именно происходит списание с учета заменяемой части (детали) и включение в него новой части (детали).

При этом согласно п.70 МСФО (IAS)16, замененная часть списывается с баланса независимо от того, амортизировалась ли эта часть отдельно, или амортизировалась в составе основного средства. Если определить балансовую стоимость заменяемой части не представляется возможным, то замененная часть может быть списана по первоначальной стоимости той части, которая предназначена ее заместить.

Таким образом, новая балансовая стоимость в таких случаях определяется по формуле:

Новая балансовая стоимость = Старая балансовая стоимость — Стоимость старой конструктивной части + Стоимость новой конструктивной части.

Например, первоначальная стоимость автомобиля — 8 000 000 тенге, накопленная амортизация — 3 800 000тенге, остаточная стоимость — 4 200 000 тенге. Стоимость нового двигателя 800 000 тенге, кроме того НДС -96 000 тенге, стоимость установки двигателя 150 000 тенге, кроме того НДС -18 000 тенге.

Двигатель не учитывался отдельно и его первоначальная стоимость не известна.

В бухгалтерском учете выполняется корреспонденция счетов:

Д-т

К-т

Сумма и содержание операции

7410 «Расходы по выбытию активов»

2410 «Основные средства»

800 000, списан заменяемый двигатель

2410 «Основные средства»

3310 «Краткосрочная кредиторская задолженность поставщикам и подрядчикам»

800 000, оприходован двигатель

1420 «НДС»

3310″Краткосрочная кредиторская задолженность поставщикам и подрядчикам»

114 000 (96000+ 18 000), НДС в зачет.

7210 «Административные расходы»

3310″Краткосрочная кредиторская задолженность поставщикам и подрядчикам»

списаны расходы по установке двигателя

7210 «Административные расходы», Субсчет «Расходы, не идущие на вычет в целях налогообложения

1420 «НДС»

корректировка зачетного НДС согласно пп.2 п.1 статьи 258 НК РК, в случае, если ранее по этому активу НДС был отнесен в зачет.

Но, поскольку по легковому автомобилю НДС не подлежал отнесению в зачет (пп.2 п.1 ст.257 НК РК), то такая корректировка не выполняется.

Таким образом в бухгалтерском учете при замене двигателя в случае, если он не был отдельным объектом учета, балансовая стоимость автомашины останется неизменной.

В целях налогообложения, согласно пункту 3 статьи 122 Налогового кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей, сумма последующих расходов, подлежащая отнесению в бухгалтерском учете на увеличение балансовой стоимости активов, указанных в подпункте 12 пункта 2 статьи 116 настоящего Кодекса, подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи, а также последующих расходов, указанных в пункте 5 статьи 125 настоящего Кодекса:

1) увеличивает соответствующий виду актива стоимостный баланс группы (подгруппы);

2) при отсутствии соответствующего виду актива стоимостного баланса группы (подгруппы) формирует соответствующий виду актива стоимостный баланс группы (подгруппы) на конец текущего налогового периода.

Последующие расходы, предусмотренные настоящим пунктом, признаются в целях налогообложения в том налоговом периоде, в котором они отнесены на увеличение балансовой стоимости активов в бухгалтерском учете, за исключением случая, предусмотренного пунктом 12 статьи 118 настоящего Кодекса.

Отсюда, поскольку в бухгалтерском учете стоимость заменяемой части — двигателя автомобиля не увеличила его балансовую стоимость, то согласно пункту 3 статьи 122 Кодекса стоимостной баланс группы не увеличивается, а стоимость двигателя, включая его установку, в соответствии с пунктом 2 этой же статьи относится на вычет, как последующие расходы.

Документальное оформление замены двигателя в зависимости от того, выполняется ли замена двигателя собственными силами или сторонней организацией Актом о выявленных дефектах актива (форма А-4), Актом приемки-передачи отремонтированных, реконструированных (модернизированных) активов (форма А-5), Актом выполненных работ (оказанных услуг) (форма Р-1), утвержденных Приказом Министра финансов РК, а также договором и счетом- фактурой.

Дооборудование автомобиля

Автосалон получает от производителя автомобиль в определенной комплектации. Не всегда такая комплектация подходит покупателю. Поэтому по заказу покупателя автосалон может установить на автомобиль дополнительное оборудование.

Дооборудование не изменяет технических характеристик автомобиля. Новый паспорт транспортного средства не оформляется.

Проводить работы по дооборудованию автомобиля автосалон может собственными силами либо привлечь к проведению этих работ стороннюю организацию.

При этом возникает вопрос: можно ли включать расходы на установку дополнительного оборудования в стоимость автомобиля или нет?

Ответ на этот вопрос зависит от документального оформления подобной операции. То есть от содержания договора купли-продажи и наличия отдельного договора на установку дополнительного оборудования.

Расходы на дооборудование автомобиля включаются в стоимость автомобиля

Продавец обязан передать покупателю товар, соответствующий условиям договора купли-продажи о комплектности (п. 1 ст. 478 ГК РФ).

Следовательно, если в договоре купли-продажи комплектность автомобиля указана с учетом дополнительного оборудования, расходы на дооборудование автомобиля необходимо включить в стоимость автомобиля.

В бухгалтерском учете автосалона автомобили, приобретенные у поставщика, учитываются в качестве товаров.

Товары оцениваются по фактической себестоимости, которой признается сумма фактических затрат организации на приобретение, за исключением НДС (п. п. 2, 5 и 6 Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, утвержденного Приказом Минфина России от 9 июня 2001 г. N 44н).

К фактическим затратам на приобретение товаров относятся:

  • суммы, уплаченные поставщику в соответствии с договором;
  • затраты по доведению товаров до состояния, в котором они пригодны к продаже (п. 6 ПБУ 5/01).

Автомобили, поступившие в автосалон от поставщика, отражаются в бухгалтерском учете по дебету счета 41 «Товары» в корреспонденции с кредитом счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная Приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. N 94н).

Сумму «входного» НДС, предъявленную поставщиком автомобилей, автосалон вправе принять к вычету (пп. 1, 2 п. 2 ст. 171 и п. 1 ст. 172 НК РФ).

Фактическая себестоимость товаров, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению, кроме случаев, установленных законодательством РФ (п. 12 ПБУ 5/01).

В нашей ситуации автосалон продает автомобили, укомплектованные и дооборудованные в соответствии с пожеланиями покупателя. На момент получения автомобиля от поставщика фактическая себестоимость автомобиля еще не может быть сформирована.

Поэтому учитывать автомобили, которые не прошли дооборудование, автосалон может на отдельном субсчете счета 41, например 41-1 «Автомобили, поступившие от производителя». На этом субсчете автомобили будут отражены по стоимости их приобретения (без НДС).

При передаче на дооборудование стоимость автомобиля необходимо перенести на другой субсчет счета 41, например на субсчет 41-2 «Автомобили, переданные на дооборудование». Именно на этом субсчете необходимо отразить как покупную стоимость автомобиля, так и расходы на установку дополнительного оборудования.

После того как на автомобиле будет установлено дополнительное оборудование, его фактическая себестоимость должна быть отражена на отдельном субсчете к счету 41. Это может быть субсчет 41-3 «Автомобили, готовые к продаже».

При продаже автомобиля его фактическая себестоимость списывается в дебет счета 90, субсчет 2 «Себестоимость».

Операции по реализации товаров на территории РФ признаются объектом налогообложения по НДС (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). При этом налоговая база определяется как договорная стоимость автомобиля (без учета НДС) (п. 1 ст. 154 НК РФ).

В целях налогообложения прибыли выручка от реализации товаров (без учета НДС) признается доходом от реализации (п. 1 ст. 249, п. 1 ст. 248 и п. 3 ст. 271 НК РФ).

Организация вправе уменьшить доход от реализации товаров на стоимость приобретения этих товаров (пп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ).

При реализации покупных товаров расходы, связанные с их покупкой и реализацией, формируются с учетом положений ст. 320 НК РФ. В ней указано, что налогоплательщик имеет право сформировать стоимость приобретения товаров с учетом расходов, связанных с приобретением этих товаров. При этом порядок формирования стоимости приобретения товаров определяется налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения и применяется в течение не менее двух налоговых периодов.

Расходы на дооборудование автомобиля в налоговом учете могут быть включены в стоимость приобретения автомобиля в том же порядке, что и в бухгалтерском учете.

Пример 1. Автосалон заключил договор купли-продажи с гражданином А.А. Ивановым. По условиям договора стоимость автомобиля составляет 826 000 руб., в том числе НДС 126 000 руб.

Стоимость, по которой автосалон приобрел этот автомобиль у поставщика, составляет 590 000 руб., в том числе НДС 90 000 руб.

Дооборудование автомобиля в соответствии с требованиями покупателя осуществляла сторонняя организация. Расходы на дооборудование автомобиля составили 94 400 руб., в том числе НДС 14 400 руб.

В бухгалтерском учете автосалона были сделаны следующие записи:

Дебет 41-1 Кредит 60

  • 500 000 руб. — отражена покупная стоимость автомобиля, поступившего от поставщика;

Дебет 19 Кредит 60

  • 90 000 руб. — на основании полученного счета-фактуры отражена сумма «входного» НДС по приобретенному автомобилю;

Дебет 41-2 Кредит 41-1

  • 500 000 руб. — автомобиль передан на дооборудование;

Дебет 41-2 Кредит 60

  • 80 000 руб. — отражены расходы на установку дополнительного оборудования, которую осуществляла специализированная организация;

Дебет 19 Кредит 60

  • 14 400 руб. — на основании полученного счета-фактуры отражена сумма «входного» НДС по расходам на дооборудование автомобиля;

Дебет 68, субсчет «Расчеты по НДС», Кредит 19

  • 104 400 руб. (90 000 руб. + 14 400 руб.) — сумма «входного» НДС предъявлена к налоговому вычету;

Дебет 41-3 Кредит 41-2

  • 580 000 руб. — отражена фактическая стоимость автомобиля, готового к продаже;

Дебет 62 Кредит 90-1

  • 700 000 руб. — отражена выручка от реализации автомобиля;

Дебет 90-2 Кредит 41-3

  • 580 000 руб. — списана фактическая себестоимость автомобиля, реализованного покупателю;

Дебет 90-3 Кредит 68, субсчет «Расчеты по НДС»

  • 126 000 руб. — отражена сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет.

Прибыль от продажи автомобиля как в бухгалтерском, так и в налоговом учете составила 120 000 руб. (826 000 руб. — 126 000 руб. — 580 000 руб.).

Сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, равна 21 600 руб. (126 000 руб. — 104 400 руб.).

Расходы на дооборудование в стоимость автомобиля не включаются

Расходы на установку дополнительного оборудования организация может учитывать отдельно и не включать в стоимость автомобиля.

Это возможно в том случае, если помимо договора купли-продажи автосалон заключает с покупателем отдельный договор на установку дополнительного оборудования.

В этом случае у автосалона возникают как доход от продажи автомобиля, так и доход от выполнения работ. Следовательно, автосалон будет отдельно учитывать покупную стоимость автомобиля, по которой он приобрел его у поставщика, и отдельно расходы по его дооборудованию.

Пример 2. Используем условия примера 1.

Автосалон заключил договор купли-продажи с гражданином А.А. Ивановым.

Согласно условиям договора стоимость автомобиля составляет 708 000 руб., в том числе НДС 108 000 руб. Стоимость работ по дооборудованию автомобиля, которая была указана в отдельном договоре с покупателем, составила 118 000 руб., в том числе НДС 18 000 руб.

Всего покупатель должен уплатить 826 000 руб. (708 000 руб. + 118 000 руб.), в том числе НДС 126 000 руб.

Стоимость, по которой автосалон приобрел этот автомобиль у поставщика, составляет 590 000 руб., в том числе НДС 90 000 руб.

Дооборудование автомобиля в соответствии с требованиями осуществляла сторонняя организация. Расходы автосалона на оплату работ по установке дополнительного оборудования составили 94 400 руб., в том числе НДС 14 400 руб.

В бухгалтерском учете автосалона были сделаны следующие записи:

Дебет 41-1 Кредит 60

  • 500 000 руб. — отражена покупная стоимость автомобиля, поступившего от поставщика;

Дебет 19 Кредит 60

  • 90 000 руб. — на основании полученного счета-фактуры отражена сумма «входного» НДС по приобретенному автомобилю;

Дебет 68, субсчет «Расчеты по НДС», Кредит 19

  • 90 000 руб. — сумма «входного» НДС предъявлена к налоговому вычету;

Дебет 62 Кредит 90-1

  • 708 000 руб. — отражена выручка от реализации автомобиля;

Дебет 90-2 Кредит 41-3

  • 500 000 руб. — списана фактическая себестоимость автомобиля, реализованного покупателю;

Дебет 90-3 Кредит 68, субсчет «Расчеты по НДС»

  • 108 000 руб. — отражена сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет;

Дебет 44 Кредит 60

  • 80 000 руб. — отражены расходы на установку дополнительного оборудования;

Дебет 19 Кредит 60

  • 14 400 руб. — на основании полученного счета-фактуры отражена сумма «входного» НДС по дооборудованию автомобиля;

Дебет 68, субсчет «Расчеты по НДС», Кредит 19

  • 14 400 руб. — сумма «входного» НДС предъявлена к налоговому вычету;

Дебет 62 Кредит 90-1

  • 118 000 руб. — отражена выручка от выполнения работ по дооборудованию автомобиля;

Дебет 90-2 Кредит 44

  • 80 000 руб. — списаны расходы на установку дополнительного оборудования;

Дебет 90-3 Кредит 68, субсчет «Расчеты по НДС»

  • 18 000 руб. — отражена сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет.

Прибыль как в бухгалтерском, так и в налоговом учете составила 120 000 руб., в том числе:

  • от продажи автомобиля — 100 000 руб.;
  • от выполнения работ по установке дополнительного оборудования — 20 000 руб.

Сумма НДС, которая подлежит уплате в бюджет, составила всего 21 600 руб., в том числе:

  • при реализации автомобиля — 18 000 руб. (108 000 руб. — 90 000 руб.);
  • при установке дополнительного оборудования — 3600 руб. (18 000 руб. — 14 400 руб.).

Если сторонняя организация уплачивает ЕНВД

Для автосалона, который пользуется услугами автосервиса, уплачивающего ЕНВД, довольно остро стоит вопрос: как уменьшить платежи по НДС? Ведь в этой ситуации автосалон приобретает работы без «входного» НДС, а при перепродаже этих работ покупателю автомобиля автосалону приходится начислять НДС к уплате в бюджет.

Пример 3. Используем условия примера 2.

Предположим, что специализированная организация, которая выполняет работы по дооборудованию автомобиля, переведена на уплату ЕНВД. Стоимость работ по дооборудованию автомобиля составляет 94 400 руб. без НДС.

В этом случае в бухгалтерском учете операции по установке дополнительного оборудования будут отражены следующим образом:

Дебет 44 Кредит 60

  • 94 400 руб. — отражены расходы на установку дополнительного оборудования;

Дебет 62 Кредит 90-1

  • 118 000 руб. — отражена выручка от выполнения работ по дооборудованию автомобиля;

Дебет 90-2 Кредит 44

  • 94 400 руб. — списаны расходы на установку дополнительного оборудования;

Дебет 90-3 Кредит 68, субсчет «Расчеты по НДС»

  • 18 000 руб. — отражена сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет.

Прибыль от выполнения работ по установке дополнительного оборудования, как в бухгалтерском так и в налоговом учете составит 5600 руб.

Сумма НДС, которая подлежит уплате в бюджет с работ по дооборудованию автомобиля, составит 18 000 руб.

Заключите агентский договор

Можно ли в этом случае уменьшить налоговые потери автосалона?

По нашему мнению, это возможно только в случае, когда между автосалоном и автосервисом будет заключен агентский договор. При этом порядок расчета между автосалоном и автосервисом значения не имеет.

По агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала (п. 1 ст. 1005 ГК РФ).

По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки (абз. 2 п. 1 ст. 1005 ГК РФ).

По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала (абз. 3 п. 1 ст. 1005 ГК РФ).

В зависимости от того, действует агент от своего имени или от имени принципала, к агентскому договору применяются правила соответственно о договоре комиссии или поручения, если эти правила не противоречат положениям главы Гражданского кодекса РФ об агентировании или существу агентского договора (ст. 1011 ГК РФ).

Агент обязан отчитываться перед принципалом в порядке и сроки, которые предусмотрены договором. При отсутствии в договоре соответствующих условий агент должен представлять отчет по мере исполнения им договора либо по окончании действия договора. При этом по общему правилу к отчету агента должны быть приложены необходимые доказательства расходов, произведенных агентом за счет принципала (п. п. 1 и 2 ст. 1008 ГК РФ).

По условиям этого договора автосалон (агент) обязуется осуществлять поиск клиентов для автосервиса (принципала) по установке дополнительного оборудования. При этом автосалон получает от автосервиса агентское вознаграждение в установленном размере.

В такой ситуации автосалон может заключать с покупателем договор на установку дополнительного оборудования как от своего имени, так и от имени автосервиса.

В состав выручки от реализации у автосалона будет включаться только агентское вознаграждение, полученное от автосервиса. С агентского вознаграждения автосалону необходимо начислить НДС к уплате в бюджет.

Суммы, полученные от покупателя за установку дополнительного оборудования, в этом случае в налоговую базу по НДС не включаются.

Не учитываются эти суммы и в составе выручки от реализации работ автосалона, поскольку относятся к доходам автосервиса. Поэтому суммы, полученные автосалоном от покупателей за дооборудование автомобиля, следует учитывать на счете 76 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами».

Если по условиям агентского вознаграждения автосалон участвует в расчетах, то суммы, полученные от покупателей, он перечисляет автосервису за минусом своего агентского вознаграждения.

Если по условиям агентского договора агент (автосалон) не участвует в расчетах, то сумма платы за установку дополнительного оборудования поступает напрямую принципалу (автосервису). В этом случае на основании отчета агента автосервис перечисляет автосалону только агентское вознаграждение.

Пример 4. Используем условия примера 3.

Предположим, что специализированная организация, которая выполняет работы по дооборудованию автомобиля, переведена на уплату ЕНВД. Автосалон заключил с автосервисом организации агентский договор, согласно которому ему причитается агентское вознаграждение в размере 20% от суммы договоров, заключенных с покупателями.

Автосалон заключил договор с покупателем на дооборудование автомобиля от своего имени. Стоимость работ по дооборудованию автомобиля составляет 118 000 руб.

При этом по условиям договора работы по установке дополнительного оборудования выполняет автосервис. Поскольку автосервис переведен на уплату ЕНВД, стоимость работ по дооборудованию автомобиля не облагается НДС. Счет-фактуру по этим работам покупателю выставлять не нужно.

Агентское вознаграждение автосалона составляет 23 600 руб. (118 000 руб. x 20%), в том числе НДС (18%) 3600 руб. На сумму агентского вознаграждения автосалон выставляет автосервису счет-фактуру.

Вариант 1. По условиям договора автосалон участвует в расчетах. Это значит, что он получает плату за дооборудование автомобиля от покупателя и затем перечисляет автосервису.

За счет тех денежных средств, которые были получены от покупателя и причитаются автосервису, автосалон удерживает свое агентское вознаграждение.

В этом случае в бухгалтерском учете операции по установке дополнительного оборудования будут отражены следующим образом:

Дебет 50 Кредит 76

  • 118 000 руб. — в кассу автосалона поступила плата от покупателя за работы по дооборудованию автомобиля;

Дебет 62 Кредит 90-1

  • 23 600 руб. — отражено агентское вознаграждение на основании отчета агента, утвержденного автосервисом;

Дебет 90-3 Кредит 68, субсчет «Расчеты по НДС»

  • 3600 руб. — отражена сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет;

Дебет 76 Кредит 62

  • 23 600 руб. — агентское вознаграждение автосалона удержано из доходов автосервиса;

Дебет 76 Кредит 51

  • 94 400 руб. (118 000 руб. — 23 600 руб.) — выручка от реализации работ по установке дополнительного оборудования за минусом агентского вознаграждения автосалона перечислена автосервису.

Вариант 2. По условиям договора автосалон не участвует в расчетах. Это значит, что покупатель перечисляет денежные средства за работы по дооборудованию автомобиля напрямую автосервису. Автосервис перечисляет автосалону агентское вознаграждение после утверждения отчета агента.

В этом случае в бухгалтерском учете операции по установке дополнительного оборудования будут отражены следующим образом:

Дебет 62 Кредит 90-1

  • 23 600 руб. — отражено агентское вознаграждение на основании отчета агента, утвержденного автосервисом;

Дебет 90-3 Кредит 68, субсчет «Расчеты по НДС»

  • 3600 руб. — отражена сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет;

Дебет 51 Кредит 62

  • 23 600 руб. — на расчетный счет автосалона поступило агентское вознаграждение от автосервиса.

Как в первом варианте, так и во втором варианте прибыль от проведения работ по установке дополнительного оборудования как в бухгалтерском, так и в налоговом учете составит 20 000 руб. (23 600 руб. — 3600 руб.).

Сумма НДС, которая подлежит уплате в бюджет с работ по дооборудованию автомобиля, составит 3600 руб.

О.А.Курбангалеева

К. э. н.,

генеральный директор

ООО «Консалтинг Успешного Бизнеса»

Как отличить ремонт автомобиля от его модернизации

Статья из журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» актуальна на 7 октября 2011 г.

Содержание журнала № 20 за 2011 г.В.А. Полянская, экономист
А.И. Дыбов, эксперт по налогообложению

Учет работ по ремонту и учет работ по модернизации основных средств кардинально различаются. Стоимость первых признается в расходах единовременно, стоимость вторых — списывается через амортизациюп. 27 ПБУ 6/01 «Учет основных средств», утв. Приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н; п. 2 ст. 257, п. 1 ст. 260 НК РФ. И из-за этого возникают традиционные споры с налоговиками — ремонт был проведен или модернизация.

Совсем недавно мы выясняли, как в общем случае определить вид выполненных работ по восстановлению ОС. Но в каждой сфере есть свои нюансы. В частности, это касается восстановления автомобилей.

Смотрим нормативные документы и разъяснения Минфина

В нормативных актах по бухгалтерскому и налоговому учету определения ремонта нет. Что не удивительно, ведь у них другая задача.

Применительно к автомобилю понятие ремонта встречается в «транспортных» нормативных документах, из которых можно сделать следующие выводыпп. 1.16, 1.26 Положения о техническом обслуживании и ремонте автотранспортных средств, принадлежащих гражданам (легковые и грузовые автомобили, автобусы, мини-трактора). РД 37.009.026-92, утв. Приказом Минпрома России от 01.11.92 № 43; п. 2.2.3 Положения о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта, утв. Минавтотрансом РСФСР 20.09.84.

Ремонт — это комплекс работ по устранению неисправностей и восстановлению работоспособного состояния автомобиля в пределах его эксплуатационных характеристик, установленных изготовителем. Он выполняется:

  • <или>после появления неисправностей. В таких случаях надо составить дефектную ведомость.

Пример оформления дефектной ведомости см. в , 2010, № 13, с. 40;

  • <или>в плановом порядке, через определенный пробег или время работы автомобиля (планово-предупредительный ремонт). Проводится он на основании сервисной книжки или другой технической документации, которыми установлен перечень деталей и срок их эксплуатации, по истечении которого их нужно заменить.

Если после выполненных восстановительных работ (плановых или внеплановых) эксплуатационные характеристики автомобиля не изменились, то работы можно считать ремонтом. Например, если вы заменили двигатель на аналогичный по характеристикам. Если эксплуатационные характеристики изменились (естественно, в лучшую сторону), например, вы заменили двигатель на более мощный, то такие работы уже вроде бы не укладываются в понятие ремонта. Тогда что же это? Модернизация?

К сожалению, в профильных документах ответа на этот вопрос нет. В общих словах понятие модернизации описывает НК РФ — как работы, изменяющие технологическое или служебное назначение объекта или наделяющие его новыми качествамип. 2 ст. 257 НК РФ.

Но понять из этого определения, является ли модернизацией замена двигателя на более мощный или нет, невозможно. Назначение автомобиля от этого не изменилось, но остается открытым вопрос, появились ли у него из-за этого какие-то новые качества. Да и что вообще можно считать новым качеством?

Получается, нормативные документы содержат только общие слова и понятия. И с каждым случаем нужно разбираться отдельно. Особенно сложно определить вид выполненных работ при установке дополнительного оборудования. Например, установка сигнализации. Вроде бы появляется новое качество — устойчивость к угону. С другой стороны, на эксплуатационные характеристики автомобиля это не влияет и его производственное назначение не меняет.

Минфин в своих разъяснениях ограничивается все теми же общими фразамиПисьмо Минфина России от 24.03.2010 № 03-03-06/4/29 или вовсе предлагает обращаться с вопросом о разграничении ремонта и модернизации в профильные ведомства, занимающиеся автотранспортомПисьма Минфина России от 26.05.2008 № 03-03-06/1/332, от 23.11.2006 № 03-03-04/1/794; Письмо Минэкономразвития России от 23.05.2008 № Д05-1994. Более четкие разъяснения он дает, если ему задают конкретный вопрос. Например, он указал, что для железнодорожного транспорта замена изношенных колесных пар в вагонах — это ремонтп. 2 Письма Минфина России от 03.08.2010 № 03-03-06/1/518, а для водного транспорта расширение грузового люка судна — модернизацияПисьмо Минфина России от 22.04.2010 № 03-03-06/1/289.

Единственное, о чем он заявляет уверенно, — что стоимость работ не является критерием для разграничения ремонта и модернизацииПисьмо Минфина России от 24.03.2010 № 03-03-06/4/29.

В неоднозначных ситуациях можно ориентироваться и на судебную практику.

Судебная практика

Перечислим работы, не признанные судами модернизацией (дооборудованием, техническим перевооружением).

Вид работ Аргументы судов
Замена двигателяПостановления ФАС МО от 28.12.2009 № КА-А41/14324-09; ФАС СЗО от 21.08.2007 № А56-20587/2006; ФАС УО от 19.01.2010 № Ф09-10766/09-С2, от 08.12.2008 № Ф09-9111/08-С3 Транспортное средство после замены не приобрело никаких новых качеств (даже если вследствие поломки двигатель заменен на более мощный)
Технологическое (служебное) предназначение ТС не изменилось
Целью и итогом выполненных работ явилось приведение ТС в надлежащее рабочее состояние
Замена кузова (кабины)Постановления ФАС МО от 14.09.2009 № КА-А40/8093-09; ФАС УО от 08.12.2008 № Ф09-9111/08-С3
Установка газобаллонного оборудованияПостановления ФАС ПО от 23.01.2007 № А55-3823/2006-10; ФАС СКО от 26.10.2010 № А32-23439/2008-26/334; ФАС УО от 26.07.2007 № Ф09-1460/07-С3, от 19.12.2007 № Ф09-10406/07-С3 Установка оборудования не привела к изменению нормативных показателей работы ТС по сравнению с характеристиками, которые у него были до этого
Установка охранной и акустической системыПостановления ФАС ВСО от 21.06.2007 № А33-15634/04-С3-Ф02-3458/07; ФАС СЗО от 09.06.2008 № А05-12045/2007 Назначение ТС не изменилось, нагрузка на него не увеличилась, новые качества не появились
Оборудование съемное и в любой момент может быть изъято из ТС

А вот перечень работ, признанных судами модернизацией (дооборудованием, техническим перевооружением).

Вид работ Аргументы судов
Замена двигателяПостановление ФАС ЗСО от 21.07.2008 № Ф04-4398/2008(8248-А81-15) Замена двигателя на более мощный взамен изношенного означает внесение изменений в конструкцию ТС
Установка защиты картераПостановление ФАС ВСО от 03.04.2007 № А33-26135/05-Ф02-1027/07 Установленная защита картера:

  • защищает узлы и агрегаты на днище ТС от повреждений;
  • защищает электропроводку, электроагрегаты от окисления и грязи;
  • снижает расход топлива;
  • усиливает сцепление с дорогой;
  • повышает управляемость
Врезка люка в крышуПостановление ФАС ВСО от 03.04.2007 № А33-26135/05-Ф02-1027/07 При врезке люка у ТС появляется новая функция (качество)Письмо Минфина России от 22.04.2010 № 03-03-06/1/289
Установка климат-контроляРешение Арбитражного суда г. Москвы от 07.04.2008 № А40-49477/06-117-511 Установка климат-контроля улучшает характеристики ТС с точки зрения комфорта и безопасности, а значит, у ТС возникает новое качество
Наличие климат-контроля влияет на стоимость ТС при продаже

Большинство судов все же поддерживают организации, а не налоговиков. Вероятность решения дела не в вашу пользу есть, только если взамен сломанных деталей вы установили детали с лучшими характеристиками или «серьезное» дополнительное оборудование. Если дело дойдет до спора, лучше всего делать упор на то, что выполненные вами работы не изменили назначение ТС, то есть автомобиль, даже с люком на крыше или защитой картера, все-таки остался автомобилем.

***

Признав восстановительные работы или установку дополнительного оборудования модернизацией, вы не только не сможете учесть расходы единовременно. Согласно мнению Минфина вам еще придется амортизировать основное средство дольше его срока полезного использованияПисьма Минфина России от 29.03.2010 № 03-03-06/1/202, от 17.08.2009 № 03-03-05/157, от 12.02.2009 № 03-03-06/1/57; Письмо УФНС России по г. Москве от 16.06.2006 № 20-12/53521@; Письмо ФНС России от 14.03.2005 № 02-1-07/23. Поэтому в неоднозначных ситуациях, особенно когда сумма расходов велика, выгоднее все-таки поспорить. Если же конфликты для вас не вариант, то не забудьте применить амортизационную премию по сумме расходов на модернизацию (дооборудование). Она, в зависимости от амортизационной группы, в которой числится автомобиль, может составлять до 30% стоимости работ (оборудования)п. 9 ст. 258 НК РФ.

Другие статьи журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» на тему «Автомобиль»:

Модернизация автомобиля

Федеральный закон от 10.01.2006 N 16-ФЗ
(ред. от 29.07.2018)
«Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»3) осуществление инвестиций в форме капитальных вложений. Капитальными вложениями, учитываемыми при определении стоимости инвестиционного проекта, являются инвестиции в основной капитал (основные средства), а именно затраты на осуществление проектно-изыскательских работ, новое строительство, техническое перевооружение, модернизацию основных фондов, реконструкцию зданий, приобретение транспортных средств, машин, оборудования, инструментов, инвентаря. Не учитываются в качестве капитальных вложений при определении стоимости инвестиционного проекта стоимость имущества, переданного в уставный капитал резидента, затраты на приобретение у резидентов или других лиц имущества, которое находилось в собственности резидентов и в отношении которого ранее применялась налоговая ставка налога на имущество организаций в размерах, установленных пунктами 3 и 4 статьи 385.1 Налогового кодекса Российской Федерации, затраты на приобретение легковых автомобилей, спортивных, туристских и прогулочных судов (за исключением затрат на приобретение спортивных, туристских и прогулочных судов резидентом, реализующим инвестиционный проект в области туристско-рекреационной деятельности), затраты на приобретение земельных участков, зданий и сооружений, объектов незавершенного строительства, а также затраты на приобретение, строительство и реконструкцию жилых помещений;

>МОДЕРНИЗАЦИЯ АВТОМОБИЛЯ

МОДЕРНИЗАЦИЯ АВТОМОБИЛЯ

О.А. Курбангалеева,
Консультант по бухгалтерскому
учету и налогообложению

Под модернизацией понимаются работы, которые вызваны изменением технологического или служебного назначения автотранспортного средства. То есть ремонтные работы признаются модернизацией в том случае, если у объекта появились новые свойства, улучшающие его эксплуатационные характеристики: повысилась мощность, увеличился срок полезного использования, поменялось назначение транспортного средства.
Например, замена старого двигателя на новый является всего лишь ремонтом. Но если у «Волги» заменить родной двигатель на двигатель от мерседеса, то такие работы будут являться модернизацией.
Если же в процессе доработки автомобиля его старые детали просто заменяются на новые, более современные, то это все равно будет ремонт, а не модернизация.
При модернизации первоначальная стоимость автотранспортного средства увеличивается на сумму, потраченную на покупку новых комплектующих. Если организация платит и за работу по установке новых комплектующих, то эти расходы также необходимо включить в первоначальную стоимость автомобиля или прицепа.

Отражение расходов на модернизацию в бухгалтерском учете

В бухгалтерском учете расходы на модернизацию транспортного средства отражаются по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы». К этому счету целесообразно отрыть дополнительный субсчет «Модернизация основных средств».
После завершения работ расходы на модернизацию основного средства можно:

либо включить в первоначальную стоимость объекта, которая учитывается на счете 01 «Основные средства»;
либо отразить в составе основных средств в качестве отдельного инвентарного объекта.

Такой порядок учета расходов на модернизацию в бухгалтерском учете установлен пунктом 42 Методических указаний по учету основных средств.
Как правило, в отношении транспортных средств используется первый способ отражения расходов в бухгалтерском учете.

ПРИМЕР

В марте 2004 года ООО «Эскулап» приобрело грузовой автомобиль. Его первоначальная стоимость составила 300 000 руб. как в бухгалтерском, так и в налоговом учете.
В марте 2006 года автомобиль был модернизирован. Вместо старого двигателя на автомобиль был установлен новый, более мощный двигатель, стоимость которого составила 59 000 руб., в том числе НДС — 9 000 руб.
Установку нового двигателя на автомобиль осуществляла сторонняя организация. Стоимость работ по установке двигателя составила 7 080 руб., в том числе НДС — 1 080 руб.
В бухгалтерском учете ООО «Эскулап» были сделаны следующие проводки:
Дебет 08, субсчет «Модернизация основных средств»
Кредит 60
50 000 руб. — отражена стоимость нового двигателя;
Дебет 19 Кредит 60
9 000 руб. — на основании счета-фактуры отражена сумма «входного» НДС по новому двигателю;
Дебет 08, субсчет «Модернизация основных средств»
Кредит 60
6 000 руб. — отражена стоимость работ по установке нового двигателя;
Дебет 19 Кредит 60

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *